В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Что такое консолидированный бюджет субъекта?
Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?
Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика
Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?
Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления
Что такое консолидированный бюджет субъекта?
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта.
Соотношение подобного бюджета с региональным – общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований входящих в субъект РФ.
Функция консолидированного бюджета – объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.
Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?
Исполнение консолидированного бюджета является важным этапом бюджетного процесса:
- мобилизация бюджетных средств;
- их использование.
Кто исполняет КБ? Процесс реализации осуществляют:
- исполнительная власть;
- налоговые, финансовые органы;
- частные, юридические лица;
- кредитные учреждения.
Исполнительная власть организует бюджеты, управляет бюджетными средствами, счетами бюджетов. Ее органы – это кассиры распорядителей с получателями бюджетных средств, осуществляющие платежи исходя из бюджетных средств по поручению, от имени бюджетных учреждений.
Подобные функции осуществляются на основе подведомственности расходов и единства кассы.
Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика
Денежные средства, расходуемые на финансовое обеспечение функций, задач местного самоуправления, государства составляют расходы консолидированного бюджета. Затраты отражают экономические отношения в виде использования денег на различные направления централизованного денежного фонда государства.
Куда направлены бюджетные расходы? Это организации непроизводственной, производственной сферы – бюджетополучатели, что говорит о транзитном характере расходов бюджета.
Консолидированный бюджет расходуется регулятором на перераспределение уровней бюджетной системы через:
- субвенции;
- дотации;
- бюджетные ссуды;
- субсидии.
Расходы безвозвратны. Возвратными могут быть бюджетные ссуды, кредиты.
Многообразие видов расходов обусловлено факторами:
- функции государства;
- социально-экономическое положение страны;
- связь бюджета с территориальным, административным устройством, народным хозяйством и т. п.
Сочетание факторов обусловливает определенные бюджетные расходы.
Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?
Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.
Какова роль консолидированного анализа? Консолидированные показатели помогают:
- формировать централизованный денежный фонд страны;
- прогнозировать экономическое, социальное развитие государства;
- анализировать уровень обеспеченности населения;
- планировать бюджет.
Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества расходных, доходных составляющих. Расширенная смета предназначена для статистических, аналитических данных для определения дальнейшего пути развития.
Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления
Что порождает дефицит консолидированного бюджета? Превышение расходов над доходами. Дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим.
Как его преодолеть? Необходимо:
- развивать производства;
- достичь финансовой стабильности всех предприятий, отраслей любых форм собственности;
- активизировать предпринимательскую деятельность.
Для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размеров дефицита бюджета.
Совет от Сравни.ру: Если дефицит превышает установленный предел, государство вводит режим секвестирования расходов – пропорциональное уменьшение всех госрасходов.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2017 года; проверки требуют 14 правок.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
В России к.б. Российской Федерации состоит из Федерального бюджета страны и к.б. всех субъектов федерации[1].
Консолидированный бюджет Российской Федерации[править | править код]
Консолидированный бюджет Российской Федерации — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Доходы, всего | 39 497,6 млрд. рублей. |
---|---|
Нефтегазовые доходы | 7 924,8 млрд. рублей. |
Ненефтегазовые доходы | 31 573,3 млрд. рублей |
НДС | 7 095,4 млрд. рублей. |
Акцизы | 1 792,3 млрд. рублей. |
Налог на прибыль | 4 543,2 млрд. рублей |
Налог на доходы физических лиц | 3 956,4 млрд. рублей. |
Ввозные пошлины | 716 млрд. рублей. |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование | 8 167,2 млрд. рублей. |
Прочие доходы | 5 301,9 млрд. рублей. |
Расходы, всего | 37 382,2 млрд. рублей. |
Общегосударственные вопросы | 2 334,8 млрд. рублей. |
Национальная оборона | 2 998,9 млрд. рублей. |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 233,6 млрд. рублей. |
Национальная экономика | 5 171,8 млрд. рублей. |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 574,9 млрд. рублей. |
Охрана окружающей среды | 250,3 млрд. рублей. |
Образование | 4 050,7 млрд. рублей. |
Культура, кинематография | 587,9 млрд. рублей. |
Здравоохранение | 3 789,7 млрд. рублей. |
Социальная политика | 13 022,8 млрд. рублей. |
Физическая культура и спорт | 375,5 млрд. рублей. |
Средства массовой информации | 156,1 млрд. рублей. |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 835,4 млрд. рублей. |
Профицит | 2 115,3 млрд. рублей. |
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации[править | править код]
Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.
Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.
Примечания[править | править код]
- ↑ Крохина Ю. А. Финансовое право России / Крохина Ю. А.. — 4-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Норма, 2011. — С. 318. — 719 с. — ISBN 9785917681627. — ISBN 5917681627.
- ↑ Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации (данные с 1 января 2006 г.)[1] Архивная копия от 1 декабря 2017 на Wayback Machine
Ссылки[править | править код]
- МинФин, Консолидированный бюджет Российской Федерации
- Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета, 2006-2020, 19.05.2020
- ФедКазначейство, Исполнение Бюджетов, Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
- Отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ, 2003-2007 (архивная копия)
Из чего состоит консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет: явление, структура, особенности и применение.
Понятие “консолидированный бюджет Российской Федерации” было введено в Закон в связи с упразднением госбюджета. Закон указывает на то, что единство системы обеспечивается не только целостностью документации, классификации и правовой базы, но и посредством представления необходимых статистических и учетных сведений.
Консолидированный основывается на статье 16 Бюджетного Кодекса. Составление и разработку его прогноза Кодекс возлагает на Минфин страны.
Консолидированный бюджет представляет собой свод расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта). Он не подлежит утверждению. Консолидированный бюджет, главным образом, является статистическим сводом. Он отражает показатели, которые, в свою очередь, характеризуют агрегированные величины по расходным и доходным статьям.
Консолидированный бюджет применяется для проведения анализа возникновения доходов и применения бюджетов регионов и страны в целом. Показатели, которые отражены в нем, используются при и экономического развития страны, субъектов или областей, при разработке нормативных отчислений от налогов. Величины применяются и для выявления уровня ресурсов, которые отражаются в расходно-доходных государственных статьях.
В связи с тем, что консолидированный бюджет не подвергается утверждению представительным (законодательным) органом правительственной власти, юридическим документом он не является. Вместе с этим он выполняет задачу по объединению соответствующих показателей. Величина консолидированного бюджета в каждом конкретном случае устанавливается при помощи расчетов.
Необходимо отметить, что данный учетный документ достаточно широко применяется при планировании и анализе главных пропорций и показателей системы. В частности, удельный вес, который имеет бюджет в ВВП, позволяет представить масштаб перераспределения. Структура расходной и доходной части указывает на основные источники и субъекты образования прибыльной базы системы, а также на приоритетные направления государственных издержек.
В бюджетной практике России разделяют следующие виды консолидированных бюджетов:
- Расходно-доходные государственные статьи (в том числе федеральные,
- Бюджет субъекта РФ (республики, округа, Санкт-Петербурга, края, области, автономной области, Москвы). В него входят статьи расходов и доходов самого субъекта и муниципальных формирований, расположенных на его территории.
- Бюджет города (краевого, республиканского, областного, окружного подчинения). В него входят расходно-доходные статья города и его районов.
- Бюджет района. Он содержит расходно-доходные статьи поселковые, сельские, городов, находящихся в районном подчинении.
Необходимо отметить, что без осуществления расчета величин консолидированных бюджетов невозможно осуществлять финансовое планирование. В доходной используют данные о налогах на добавленную стоимость, имущество, внешнюю торговлю, акцизы, средства целевых фондов и прочее.
В расходной части включены издержки на социальные, культурные и иные мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет бюджета. В эту же категорию входят траты на госинвестиции, дотации, затраты на оборону, науку, содержание органов правопорядка, власти, прокуратуры, судов и прочего.
Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.
Консолидированный бюджет
представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно:
– управляют муниципальной собственностью;
– формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;
– устанавливают местные налоги и сборы;
– осуществляют охрану общественного порядка;
– решают иные вопросы местного значения.
Законодатель определяет бюджет субъекта РФ, исходя из общего определения бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет)
представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта РФ.
Конституция РФ не перечисляет полномочий субъектов РФ. Задачи и функции, отнесенные к ведению субъекта РФ, настолько разнообразны, что поместить их в закрытый список было бы практически невозможно.
Конституция РФ определяет предметы ведения РФ и предоставляет федеральным властям право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, закрепляя при этом за субъектами РФ право реализовывать свои полномочия в области совместного ведения.
Определить полномочия отдельно взятого субъекта РФ можно, воспользовавшись ст. 73 Конституции РФ, в соответствии с которой субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ (региона)
включает региональный бюджет и все бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ
не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ. Для управления государственными делами на региональном уровне необходимо знать, какие финансовые средства аккумулируются в границах данной территории. Формируемые на территории субъекта РФ бюджеты – региональный и местные – представляют собой обособленные, самостоятельные денежные фонды. Поэтому для достижения вышеназванной цели и формируется консолидированный бюджет региона, в котором можно было бы учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ.
Консолидированный
бюджет
–
сводный бюджет, включающий в себя бюджет
национально-государственного или
административно-территориального
образования и бюджеты нижестоящих
территориальных уровней.
Консолидированный
бюджет РФ
– свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ.
Его назначение –
осуществление анализа финансовой
ситуации. Консолидированный бюджет –
инструмент осуществления анализа
положения государственных финансов и
перспективы их развития.
Консолидированный
бюджет образуют самостоятельные бюджеты.
Консолидированные бюджеты образуются
на уровне районов, городов с районным
делением, субъектов РФ.
Консолидированный
бюджет РФ
– федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные
бюджеты субъекта РФ
– бюджет субъекта РФ и консолидированные
бюджеты муниципальных образований.
Консолидированный
бюджет муниципального образования
– бюджет муниципального образования
и бюджеты муниципальных образований,
находящиеся на его территории.
Консолидированные
бюджеты РФ не рассматриваются и не
утверждаются законодательными
(представительными) органами всех
уровней. Эти бюджеты являются в первую
очередь статистическим сводом бюджетных
показателей, характеризующие агрегированные
данные по доходам и расходам, источникам
поступления средств и направлениям их
использования по территории РФ в целом
и отдельных субъектов РФ.
Показатели
консолидированных бюджетов используются:
в
бюджетном планировании (при определении
нормативов отчислений в бюджет и
размеров дотаций из бюджета);
при
анализе формирования и использования
централизованного финансового фонда
страны;
при
сводном финансовом планировании (многие
показатели сводного финансового баланса
государства и территориальных сводных
финансовых балансов берутся из
консолидированных бюджетов);
в
перспективном планировании при
разработке прогнозов экономического
и социального развития государства;
при
определении различных видов обеспеченности
жителей страны, территорий (бюджетные
расходы на медицинское обслуживание,
образование приходящиеся на одного
жителя страны, территории).
В консолидированный
бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех
финансовых ресурсов государства.
1/3
всех расходов консолидированного
бюджета РФ
связанна с развитием отраслей
народного хозяйства
,
в том числе:
6%
– промышленность, энергетика, строительство;
4%
– сельское хозяйство и рыболовство;
3%
транспорт, дорожное хозяйство и связь;
13%
– жилищно-коммунальное хозяйство.
2/3
расходов консолидированного бюджета
РФ
–
непроизводительные
расходы, в том числе:
10%
– управление и правоохранительная
деятельность;
10%
– оборона страны;
3%
– обслуживание государственного долга;
30%
– социально-культурные расходы.
Чрезвычайный бюджет рф.
Чрезвычайный
бюджет
–
бюджет, разрабатываемый и вводимый в
условиях чрезвычайного положения в
стране или на отдельных ее территориях.
В основе чрезвычайного бюджета лежит
режим
чрезвычайного расходования бюджетных
средств.
Основанием введения
чрезвычайного бюджета является введение
чрезвычайного положения, которое
вводится Президентом. Решение о принятии
чрезвычайного бюджета принимает
Федеральное Собрание.
Режим чрезвычайного
расходования бюджетных средств должен
вводится в тех случаях, когда дефицит
бюджета увеличивается до размеров не
покрываемых посредством размещения
государственных ценных бумаг.
Механизм
реализации чрезвычайного бюджета
и режима чрезвычайного расходование
бюджетных средств именуется секвестром
бюджета
.
Секвестр
бюджета
–пропорциональное (на определенный
процент) ежемесячное сокращение
государственных расходов по всем статьям
бюджета в течение оставшегося времени
текущего финансового года.
Секвестру
не подлежат так называемые защищенные
статьи
бюджета, которые определяются в этом
качестве при утверждении бюджета на
соответствующий период.
Источники покрытия
дефицита федерального бюджета РФ
ежегодно определяются федеральным
законом «О Федеральном бюджете».
3. Доходы консолидированного бюджета
4. Структура консолидированного бюджета
5. Виды консолидированного бюджета
6. Формирование консолидированного бюджета
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов городских образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней экономной системы РФ также образуют консолидированный бюджет РФ.
В согласовании со статьей 6 Экономного кодекса РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который содержит в себе федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.
Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах экономного устройства и экономного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г в связи с упразднением Муниципального бюджета РФ, в который входили все звенья экономной системы Рф. Вышеуказанный закон в текущее время не действует.
В экономном планировании употребляются характеристики консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.
Роль консолидированных характеристик принципиальна при проведении анализа формирования и использования централизованного денежного фонда страны.
Сводное финансовое планирование нереально без расчета характеристик консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся характеристики сводного денежного баланса страны и территориальных сводных денежных балансов. В доходной части баланса употребляются данные: налог на добавленную цена и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства экономных мотивированных фондов и т. д.
Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, издержки на муниципальные инвестиции, муниципальные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.
Характеристики консолидированного бюджета играют огромную роль в многообещающем планировании в целом и многообещающем финансовом планировании а именно. Денежные характеристики, в базе которых лежат характеристики консолидированных бюджетов, применяются при разработке прогнозов экономического и общественного развития страны и территорий.
Характеристики консолидированных бюджетов применяются при расчетах, которые охарактеризовывают разные виды обеспеченности обитателей страны и ее территорий.
Консолидированный бюджет РФ – это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов муниципальных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ – представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета муниципального территориального фонда неотклонимого мед страхования ТФОМС.
Консолидированный (сводный) бюджет области делает функцию объединений экономных характеристик местности. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.
Доходы консолидированного бюджета
Согласно Экономному кодексу Русской Федерации под доходами бюджета понимаются деньги, поступающие в безвозмездном и невозвратном порядке в согласовании с законодательством Русской Федерации в распоряжение органов гос власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денег, поступивших в распоряжение страны и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Потому составление бюджета по доходам есть не что другое, как планирование поступающих в распоряжение органов гос власти и местного самоуправления денег во времени.
В нынешних быстроменяющихся критериях планирование можно систематизировать как довольно рискованный вид деятельности. Дело в том, что доходы бюджета в момент их воплощения могут значительно отличаться от предполагаемых плановых значений. Поток поступлений не может быть спланирован полностью точно, так как нет и не может быть полной определенности относительно грядущего. И чем продолжительнее плановый период (а это, например, неизбежно при переходе к среднесрочному экономному планированию), тем ниже степень определенности и выше риск пришествия неожиданных событий.
Произнесенное выше, подчеркивает актуальность исследования доходов как объекта бюджетирования. Для увеличения эффективности экономного планирования нужно иметь представление, как данный объект стабилен, предсказуем, управляем; какие действия могут плохо воздействовать на поступление доходов бюджета и как эти действия можно предупредить. Другими словами, нужно иметь представление о рисках, появление которых может быть как в ближнем, так и в отдаленном будущем.
В общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации размеренно мал вес доходов, которые региональные и местные власти конкретно извлекают от использования имущества, находящегося в гос и городской принадлежности. При всем этом необходимо подчеркнуть, что величина доходов от имущества находится в прямой зависимости от проф способностей и предприимчивости собственника. Данное событие позволяет систематизировать данный подвид доходов бюджета как довольно управляемый, при этом прирост доходов может быть, полностью обеспечен в короткосрочной перспективе.
С налоговыми доходами ситуация диаметрально обратная. Установление новых видов налогов, их отмена либо изменение относятся к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Возможности законодательных и исполнительных органов власти субъектов Русской Федерации и органов местного самоуправления по формированию налоговых доходов соответственных бюджетов ограничиваются введением на собственной местности региональных и местных налогов и сборов в границах прав, предоставленных им налоговым законодательством.
При всем этом список региональных и местных налогов невелик, более того в протяжении последних лет он в главном сокращался, что привело к понижению поступлений как в целом по региональным и местным налогам и сборам, так и в каждой группе раздельно. В неких регионах этому “содействовали” отмены: налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога с продаж и совместно с ним целого ряда местных налогов и сборов; выбытие из состава региональных одного налога на вмененный доход. Не считая того, принимая решение о повышении ставок по региональным и местным налогам, региональным и местным властям нужно учесть, что ставки налогов не должны превосходить некоторый разумный максимум, за которым следует регрессия хозяйства и уклонение от уплаты налога.
Разумеется, что обеспечить рост поступлений неотклонимых платежей в консолидированный бюджет субъекта можно не через повышение налоговой нагрузки на экономику, а за счет мероприятий по увеличению уровня собираемости налогов.
Практика показала, что положительное воздействие на увеличение уровня собираемости налоговых доходов оказали меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней в согласовании с порядком, установленным правительством Русской Федерации, так как главным условием для воплощения таковой реструктуризации является своевременная и полная уплата налогоплательщиком текущих налоговых платежей.
Увидено, что общеэкономическая ситуация по-разному оказывает влияние на поведение налогов. Так, поступления косвенных налогов по сопоставлению с прямыми налогами оказывается более устойчивым к экономическим неурядицам. В этом плане формирование бюджета за счет прямых и косвенных налогов на паритетных началах было бы собственного рода гарантией большей стойкости бюджета в чрезвычайных случаях, обусловленных неблагоприятной экономической ситуацией.
Как показал анализ снутри группы прямых налогов, поступления, приносимые имущественными налогами, более размеренны по отношению к поступлениям от подоходных налогов. Причина кроется в том, что величина доходов юридических и физических лиц почти во всем предопределяется текущей макроэкономической ситуацией, складывающейся под воздействием экономической политики центрального правительства. Не считая того, наличие разных законных схем оптимизации налога на прибыль организаций позволяет налогоплательщикам располагать центры прибыли на хоть какой местности, избранной по собственному усмотрению. В складывающейся ситуации региональные власти по сути не в состоянии оказывать влияние на положение вещей.
Итак, в силу ряда причин региональные власти часто оказываются лишенными способности держать под контролем будущее или имеют очень ограниченные для этого возможности. Все же, бюджеты должны быть сверстаны, законодательно утверждены и деяния по их выполнению осуществлены. А полезный эффект этой работы может быть достигнут исключительно в итоге всеохватывающей оценки планового периода, в том числе методом выявления возможных рисков, способных плохо сказаться на доходах бюджета, и разработки мероприятий по их предупреждению.
Структура консолидированного бюджета
Консолидированный бюджет Русской Федерации состоит из 3-х уровней:
1-ый УРОВЕНЬ:
– Федеральный бюджет РФ
– Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов
2-ой УРОВЕНЬ
– Бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов)
– Региональных внебюджетных фондов
3-ий УРОВЕНЬ
– Местные бюджеты
– Городские внебюджетные фонды
В текущее время консолидированный бюджет Русской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты);
Необходимо подчеркнуть, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят мотивированные экономные фонды, формирующиеся за счет мотивированных источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны аква ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Русской Федерации, самостоятельны и не врубаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Русской Федерации не врубаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не врубаются в региональные бюджеты.
Разглядим любой из 3-х уровней консолидированного бюджета в отдельности:
Федеральный бюджет – ведущее звено консолидированного бюджета, в каком объединены главные денежные категории (налоги, муниципальный кредит, муниципальные расходы). Федеральный бюджет является главным денежным планом страны на денежный год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Русской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денег Русской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного публичного продукта и государственного дохода, концентрации денег для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности страны. На долю федерального бюджета приходится значимая часть распределительного процесса, которая заключается в рассредотачивании денег меж отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он интенсивно употребляется государством для воздействия на темпы развития тех либо других отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают принципиальным денежным источником серьезных вложений в главные фонды, дотаций актуально принципиальным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал большим источником средств для воспроизводства обученных и научных кадров.
В последние годы роль и значение страны растут, растут и издержки на содержание муниципальных органов управления. Это связано с конфигурацией содержания и расширением функций страны и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конститу-ционного Суда и др.).
Право Русской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и выполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При всем этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В согласовании с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание Рф, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом муниципальных функций, в том числе экономными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и других функций образуются органы исполнительной власти (министерства, муниципальные комитеты, ведомства и др.).
Для денежного обеспечения общегосударственных мероприятий в Русской Федерации формируется централизованный денежный (валютный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Русской Федерации.
В ст. 71 Конституции Русской Федерации записано: “В ведении Русской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
Через федеральный бюджет осуществляется рассредотачивание и перераспределение внутреннего валового продукта п сделанного государственного дохода страны меж отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер недостатка, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией зарубежным государствам, размеры заимствований инсталлируются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на денежный год.
Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – республик в составе Русской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований называются бюджетами субъектов Русской Федерации.
Бюджет субъекта Русской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денег, созданных для выполнения расходных обязанностей соответственного субъекта РФ. Экономный фонд субъекта Федерации является гос собственностью.
Региональные бюджеты – составная часть денежной системы Русской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе Русской Фе-дерации, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 10 автономных округов.
В последние годы роль региональных и местных бюджетов растет, расширяется сфера их внедрения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в согласовании с законодательством РФ.
Роль региональных бюджетов субъектов Русской Федерации в экономическом и соц развитии заключается в последующем.
Во-1-х, сосредоточение денежных ресурсов в бюджетах регионов Русской Федерации позволяет органам презентабельной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации собственных возможностей в согласовании с Конституцией РФ, в чем и заключается основная рель региональных бюджетов. Средством бюджетов образуются валютные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для их предназначения, делают финансовую базу для воплощения функций органов власти субъектов Фе-дерации.
Во-2-х, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в их валютных ресурсов дает возможность регионам полностью проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, мед учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-3-х, при помощи региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и общественного развития территорий. С этой целью формируются и ре-ализуются региональные программки экономического и общественного развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.
В-4-х, имея в распоряжении денежные экономные средства, органы власти регионов могут наращивать либо уменьшать нормативы денежных издержек на оказание муниципальных и городских услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-5-х, концентрируя часть денежных ресурсов в региональных бюджетах, органы презентабельной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять денежные ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, индустрии, сельского хозяйства и социальной сферы.
В ближайшее время органы власти регионов стали выделять экономные средства на инвестиции (реальные и денежные). Такие инвестиции будут сформировывать государ-ственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций страны как хозяйствующего субъекта.
В-шестых, региональные бюджеты через денежные ресурсы оказывают воздействие на рациональные пропорции финансирования серьезных и текущих издержек и стимули-рование действенного использования вещественных и трудовых ресурсов, также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и заносить вклад в решение трудности понижения безработицы в регионе.
Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учесть, что кризисные явления в экономике страны – инфляция и расстроенность денежной системы – не позволяют им делать полностью свое назначение. К таким нехорошим факторам можно отнести экономный недостаток.
Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще более возрастать при определенных критериях. Такими критериями являются, сначала, наделение надлежащими возможностями органов власти субъектов Русской Федерации по формированию и выполнению их бюджетов.
Местными бюджетами являются бюджеты городских образований – административно-территориальных образований (городских районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Бюджет каждого городского образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денег, созданных для выполнения расходных обяза-тельств соответственного городского образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Русской Федерации насчитывается 29 тыщ местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).
Бюджеты городских образований (местные бюджеты) являются составной частью денежной системы Русской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов растет в связи с расширением прав местных органов власти в согласовании с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления и Экономным кодексом РФ “.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется последующим.
Во-1-х, сосредоточение денежных ресурсов в бюджете городского образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации собственных возможностей в согласовании с Конституцией РФ, в какой записано: “Местное самоуправление в Русской Федерации обеспечивает самостоятельное решение популяцией вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муници-пальной собственностью” (ст. 130). И дальше в Конституции РФ сказано: “Органы местного самоуправления без помощи других управляют городской собственностью, сформировывают, говорят и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, производят охрану публичного порядка, также решают другие вопросы местного значения”.
Создание денежной базы – основная роль местных бюджетов.
Во-2-х, формирование бюджетов городских образований, сосредоточение в их валютных ресурсов дает возможность муниципалитетам полностью проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам городской власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования мед обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-3-х, при помощи местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и общественного развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программки экономического и общественного развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в нужных случаях межбюджетные дела.
В-4-х, имея в распоряжении деньги, органы городской власти могут наращивать либо уменьшать нормативы денежных издержек на оказание му-ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, поликлиниках и др.).
В-5-х, концентрируя часть денежных ресурсов в местных бюджетах, органы презентабельной и исполнительной власти могут централизованно направлять денежные ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
В-шестых, денежные органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование хороших пропорций в финансировании серьезных и текущих издержек, стимулирование действенного использования вещественных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учесть, что кризисные явления в экономике страны – инфляция, расстроенность денежной системы – не позволяют местным бюджетам проявлять полностью свою роль. К таким нехорошим факторам можно также отнести экономный недостаток.
Роль местных бюджетов в соц и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения возможностей органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Доходы местного бюджета – деньги, поступающие в безвозмездном порядке в согласовании с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправ-ления. Средства местного бюджета относятся к объектам городской принадлежности. Это определяет собственника экономных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления производят в границах собственной компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения гос принадлежности, куда входят и экономные средства, к совместному ведению Русской Федерации и ее субъектов.
Формирование и выполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, гос денежной поддержки, гласности формирования и использования денежных ресурсов.
Бюджет городского района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав городского района (без учета межбюджетных трансфертов меж этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пт, других территорий, не являющихся государственными образованиями.
Виды консолидированного бюджета
Консолидированный бюджет – особенный вид бюджета, представляющий из себя свод бюджетов всех уровней экономной системы РФ на соответственной местности.
Виды консолидированного бюджета:
1) консолидированный бюджет РФ;
2) консолидированный бюджет субъекта РФ.
Структура консолидированного бюджета субъекта РФ:
1) бюджет субъекта РФ;
2) свод бюджетов городских образований, находящихся на его местности.
Структура консолидированного бюджета РФ:
1) федеральный бюджет;
2) консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и составляет отчет о его выполнении Министерство денег РФ.
Консолидированный бюджет воспрещается устанавливать источником финансирования расходов.
Значение консолидированного бюджета:
1) список, виды и количественные значения малых муниципальных соц эталонов инсталлируются федеральным законом и определяются способностями консолидированного бюджета РФ;
2) при получении субъектом РФ денежной помощи в объеме, превосходящем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта РФ проводится в неотклонимом порядке.
Особенностью консолидированных бюджетов будет то, что они не утверждаются и не носят нормативно-правового нрава.
Характеристики, характеризующие сбалансированность консолидированных бюджетов:
1) отношение расчетного объема среднемесячных расходов на оплату труда ко всем расходам бюджета (без учета расходов мотивированных экономных фондов);
2) отношение объема расходов на оплату коммунальных услуг ко всем расходам бюджета (без учета расходов мотивированных экономных фондов);
3) отношение объема налоговых доходов к объему налоговых доходов за аналогичный период;
4) отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате труда с учетом ссуд из федерального бюджета, предоставленных на оплату труда, к расчетному объему среднемесячных расходов на оплату труда;
5) отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг к объему расходов на оплату коммунальных услуг.
Дотации предоставляются менее чем 30 субъектам РФ, каким определяет Министерство денег РФ.
Министерство денег РФ обеспечивает подписание с органами исполнительной власти субъектов РФ протоколов об оздоровлении муниципальных и городских денег субъекта РФ.
Формирование консолидированного бюджета
Для действенного управления деньгами холдинга денежному директору нужен консолидированный бюджет доходов и расходов, учитывающий особенности взаимодействия компаний в группе. В целом, чтоб составить консолидированный бюджет, необходимо постатейно сложить данные бюджетов подразделений, исключив внутригрупповые операции. Но для этого будет нужно создать единую политику бюджетирования для всех подразделений группы, разграничить ответственность за формирование бюджетов меж подразделениями холдинга и управляющей компанией, также найти состав дополнительных характеристик, позволяющих сделать нужные корректировки при консолидации бюджета.
В чем сложность консолидации бюджета
Многие большие холдинговые компании состоят из огромного количества подразделений и юридических лиц, участвующих в цепочке сотворения добавленной цены основной продукции, владеющих сложной структурой рассредотачивания принадлежности и огромным количеством внутригрупповых операций, что существенно усложняет формирование консолидированного бюджета. Если экономный процесс в холдинге реализован по принципу «сверху вниз», то задачка консолидации бюджетов не стоит, потому что поначалу разрабатываются консолидированные бюджеты холдинга (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денег и прогнозный баланс), которые в предстоящем разбиваются на отдельные бюджеты подразделений. Но такая централизованная система планирования может быть применена далековато не всегда, часто бюджетирование осуществляется по принципу «снизу вверх». Обычно, только спецы компаний, входящих в холдинг, могут достоверно спланировать деятельность собственного предприятия. Потому для того, чтоб менеджмент сумел оценить финансовое состояние и результаты деятельности группы в дальнейшем году, будет нужно консолидировать бюджеты подразделений.
Можно выделить несколько главных заморочек, связанных
с консолидацией бюджетов подразделений:
Отсутствие единых принципов формирования бюджетов. Часто в подразделениях холдинга употребляются разные подходы к планированию доходов и расходов, детализации экономных статей и их группировке, отсутствуют унифицированные шаблоны бюджетов;
– необходимость консолидировать бюджеты подразделений с различной структурой себестоимости выпускаемой продукции, работающих в различных отраслях;
– насыщенный рост и развитие холдинговых компаний, что приводит к частым изменениям состава подразделений и необходимости заносить корректировки в сделанные процедуры консолидации;
– большой объем внутригрупповых хозяйственных операций (предоставление займов в рамках холдинга, реализация продукции и оказание услуг в рамках группы, инвестиции, осуществляемые материнской компанией в дочерние) и т. д.
Для того чтоб исключить ошибки при планировании деятельности холдинга в целом и составить достоверный консолидированный бюджет, нужно выполнить последующие шаги:
Ввести единую методологию бюджетирования в подразделения холдинга;
– найти, по каким подразделениям (компаниям холдинга) будут консолидироваться бюджеты;
– создать методику исключения внутригрупповых хозяйственных операций из консолидированных бюджетов.
Для того чтоб составить консолидированный бюджет группы компаний, нужно обеспечить унификацию способов, применяемых при планировании деятельности подразделений. Компании в рамках холдинга в отсутствие единой методики формирования бюджетов, утвержденной управляющей компанией, могут использовать разные подходы при группировке планируемых статей издержек (по видам издержек либо по статьям калькуляции), оценке будущих поступлений денег и т. д. К примеру, одни подразделения холдинга будут планировать выручку в разрезе номенклатуры выпускаемой продукции, в то время как другие подразделения бюджет продаж сформируют в разрезе покупателей. Потому перед составлением консолидированного бюджета нужно провести аудит способов, применяемых в компаниях холдинга при планировании, чтоб выявить вероятные расхождения и унифицировать экономные формы.
Не считая того, консолидация добавляет одно принципиальное требование к применяемым способам планирования: каждое подразделение должно планировать свою деятельность в разрезе контрагентов, выделяя тех, которые входят в состав холдинга. Если это требование не будет производиться, то верная консолидация бюджетов подразделений станет неосуществимой.
Необходимо подчеркнуть, что все бюджеты подразделений, на базе которых составляется консолидированный бюджет, должны быть составлены за один и тот же период и на одну и ту же отчетную дату.
Одна из главных задач консолидации заключается в формировании реальной себестоимости выпускаемой холдингом продукции. Если холдинг представлен разнопрофильными и слабовзаимодействующими вместе компаниями, то внутренние обороты в таковой ситуации малы и актуальность проведения процедуры консолидации очень мала. Но если компания является вертикально встроенным холдингом, в каком большая часть подразделений участвует в цепочке сотворения добавленной цены основной продукции, то более правильным будет консолидировать только бюджеты подразделений, которые связаны с основной деятельностью холдинга. Деятельность других подразделений холдинга не будет учтена в консолидированном бюджете, они будут рассматриваться как наружные контрагенты по отношению к холдингу. Необходимо подчеркнуть, что это не только лишь производственные и сбытовые предприятия холдинга, но также управляющая компания, юридические лица в рамках холдинга, на балансе которых находятся активы, применяемые в основной деятельности на критериях аренды.
Не считая того, в состав консолидированного бюджета следует включить бюджеты подразделений, чья основная деятельность не совпадает с основной деятельностью холдинга, но оказывает на нее существенное воздействие. Обычно, это ремонтные подразделения, транспортные компании, входящие в состав холдинга.
Если в составе холдинга менеджмент выделяет не одно, а несколько главных направлений деятельности, не зависящих друг от друга, то консолидированный бюджет составляется в разрезе этих подразделений. К примеру, в бюджете доходов и расходов указываются общий объем выручки и расшифровка продаж по видам деятельности, по аналогии формируются другие бюджеты.
Необходимо отметить, что, обычно, не консолидируются бюджеты тех компаний, которые холдингом не контролируются. К примеру, если акционерам холдинга принадлежит только 30% в уставном капитале компании и ее деятельность не контролируется управляющей компанией (к примеру, не заключен контракт оказания услуг по управлению деятельностью компании), то бюджеты таковой компании не стоит учесть при формировании консолидированного бюджета. По мере надобности толика запланированной прибыли от неконтролируемой компании может раскрываться раздельно – в примечаниях к консолидированному бюджету холдинга.
Выше мы упоминали о том, что консолидация бюджетов представляет собой построчное суммирование бюджетов компании и внесение корректировок, связанных с исключением внутригрупповых операций. Для упрощения консолидации можно советовать поделить типовые случаи, когда нужны корректировки, на несколько групп и ввести надлежащие им консолидирующие характеристики в бюджеты подразделений. Консолидирующие характеристики – дополнительные характеристики в бюджетах подразделений, отражающие доходы, расходы, активы и пассивы, возникшие в итоге выполнения хозяйственных операций в рамках холдинга. Чтоб найти ту либо иную консолидированную статью, будет нужно сложить подобные статьи по всем консолидируемым подразделениям холдинга и отнять сумму по подходящим им консолидирующим показателям. Итоговые характеристики консолидированных бюджетов (прибыль, итого активы, итого расходы, итого выручка и т. д.) определяются на основании уже скорректированных статей.
Полный список консолидирующих характеристик включает:
Внутренний оборот;
– нереализованную прибыль;
– капитализацию издержек;
– перераспределение издержек;
– снутри группы.
Остановимся подробнее на том, когда и в каких бюджетах должны быть применены описанные характеристики, также как надо распределить ответственность за их расчет меж управляющей компанией и подразделениями холдинга.
Внутренний оборот
Внутренний оборот появляется всегда, когда подразделения холдинга производят внутригрупповые операции. Размер внутреннего оборота определяется ценой операции. Показатель «Внутренний оборот» употребляется во всех бюджетах, в каких отражаются хозяйственные операции компании (к примеру, данный показатель не требуется в бюджетах припасов). Самый обычный случай использования данного показателя – это учет внутригрупповых продаж в бюджетах доходов. Если рассматривать холдинг как единое целое, то операции купли-продажи в группе не должны отражаться в консолидированном бюджете. Все же, на практике одна из более всераспространенных ошибок – формирование консолидированного бюджета методом постатейного сложения бюджетов подразделений без учета внутренних оборотов. К примеру, в холдинге продажами занимаются подразделения «Альфа» и «Бета». Запланированный объем продаж составляет 10 и 5 млн. руб. соответственно. Подразделение «Альфа» планирует воплотить продукцию наружным потребителям на сумму 6 млн. руб. и подразделению «Бета» – в размере 4 млн. руб. Подразделение «Бета» свою продукцию подразумевает реализовать на наружном рынке. При ординарном суммировании бюджетов продаж подразделений «Альфа» и «Бета» плановый объем реализации составит 15 млн. руб., в то время как ожидаемая настоящая выручка в плановом периоде не превзойдет 11 млн. руб.
За планирование «внутреннего оборота» при бюджетировании «снизу вверх» несут ответственность подразделения холдинга. Бюджет продаж подразделения для целей консолидации должен быть сформирован в разрезе контрагентов (компании-покупатели, входящие в состав холдинга; наружные покупатели), чтоб из общего объема продаж можно было выделить выручку, полученную в рамках группы.
До того как передавать составленные бюджеты в управляющую компанию, подразделение должно согласовать плановый объем продаж в рамках группы с другими подразделениями, которым будет отгружена продукция. Если механизм согласования не предугадать в системе формирования консолидированного бюджета холдинга, деяния подразделений могут быть не согласованы, и в бюджетах появятся расхождения, которые приведут к искажениям данных на шаге консолидации. К примеру, подразделение «Альфа» может запланировать отгрузку продукции подразделению «Бета» и включить в бюджет продаж цена поставки. А в это время компания «Бета» запланирует приобрести другой объем продукции у «Альфа», что приведет к ошибкам на шаге консолидации.
Нереализованная прибыль
Если действующая в холдинге система трансфертных цен позволяет подразделениям продавать друг дружке продукцию (услуги) по ценам выше себестоимости, то может появиться нереализованная прибыль. Она будет учтена у подразделения-покупателя в составе припасов сырья и материалов либо незавершенного производства, если приобретенную продукцию не списать на себестоимость продуктов, реализованных наружным покупателям, в том же периоде, на который составлен бюджет. К примеру, подразделение «Альфа» планирует реализовать свою продукцию себестоимостью 90 тыс. руб. подразделению «Бета» за 100 тыс. руб. В согласовании с планом работ компании «Бета» закупленная продукция не будет применена в производстве до конца экономного периода. По другому говоря, вся продукция, обретенная у «Альфа», должна быть отражена в бюджете припасов на конец планового периода. У торговца нереализованная прибыль будет учтена в бюджете доходов и расходов, и если не скорректировать бюджеты при консолидации, то окажется, что в целом по холдингу прибыль на 10 тыс. руб. больше, чем та прибыль, которая будет реально получена группой.
Для того чтоб избежать преломления бюджета доходов и расходов, также прогнозного баланса, необходимо исключить из прибыли подразделения-продавца и из остатков припасов подразделения-покупателя сумму нереализованной прибыли. Чтоб найти сумму нереализованной прибыли, в бюджет припасов вводится показатель «Нереализованная прибыль» в разрезе контрагентов. При консолидации корректировки заносят спецы управляющей компании, потому что подразделение-продавец может не знать планов покупателя в отношении полученной продукции.
Капитализация издержек
Даже если в итоге внутригрупповых операций подразделения не получают прибыль (реализация происходит по себестоимости), это не очень упрощает процесс консолидации. Издержки (производственная себестоимость реализованной продукции) по аналогии с нереализованной прибылью могут капитализироваться в припасах, незавершенном производстве и расходах будущих периодов. Это происходит, если в рамках холдинга одно подразделение планирует приобрести у другого продукцию, которая в согласовании с бюджетом продаж из-за длительного производственного цикла, технологических особенностей производства (к примеру, технологическая выдержка), необходимости поддержания страхового припаса и других обстоятельств не будет включена в себестоимость реализованной наружному покупателю продукции в том же периоде. Другими словами, подразделение-продавец в бюджете доходов и расходов отразит себестоимость реализованной продукции, а клиент эти продукты должен отразить в прогнозном балансе как повышение остатков товарно-материальных ценностей. Исходя из убеждений холдинга в целом, активы и выручка не поменяются, потому что продукция не была реализована наружным покупателям. Для того чтоб исключить преломления, связанные с капитализацией издержек, в бюджет производственной себестоимости вводится показатель «Капитализация затрат». Ответственность за расчет этого показателя должна быть возложена на служащих управляющей компании. Значение показателя «Капитализация затрат» равно производственной себестоимости реализованной в рамках холдинга продукции, которая не была продана наружным покупателям. Непроизводственные издержки, к которым, обычно, относятся коммерческие, общие и административные расходы, являются затратами периода и при планировании не должны врубаться в цена товарно-материальных припасов, потому не могут быть капитализированы на балансе другого подразделения компании.
Необходимо также учитывать, что в следующих экономных периодах будет запланировано списание на себестоимость ранее закупленной продукции, другими словами произойдет декапитализация издержек. По аналогии это должно быть учтено при определении показателя «Капитализация затрат», но в этом случае – со знаком минус.
Перераспределение издержек
Учесть перераспределение издержек необходимо в этом случае, когда холдинг выслеживает результаты работы по нескольким видам деятельности. В данном случае из-за внутригрупповых хозяйственных операций (к примеру, реализация вспомогательной продукции либо услуг подразделениям, которые создают продукцию основного производства) издержки 1-го вида деятельности могут попадать в состав издержек другого. Часто при планировании деятельности холдинга из-за внутригрупповых хозяйственных операций (к примеру, реализация сырья и материалов) издержки 1-го подразделения учитываются в составе издержек другого. К примеру, в холдинг входят подразделения «Альфа» и «Бета» – основное и вспомогательное производства. «Бета» оказывает услуги подразделению «Альфа», включающему их цена в себестоимость продукции, которую планирует продавать наружным покупателям. Другими словами, из-за особенностей технологического цикла издержки перераспределяются из 1-го вида деятельности в другой. При консолидации эти издержки будут исключены, что исказит сведения об эффективности видов деятельности (себестоимость основного производства будет занижена, в то время как вспомогательного – завышена). Во избежание искажений данных при планировании издержек (их дублирования) в бюджет производственной себестоимости врубается консолидирующий показатель «Перераспределение затрат», который равен себестоимости продукции, полученной у подразделений холдинга. «Перераспределение затрат» при составлении консолидированного бюджета рассчитывается сотрудниками управляющей компании.
Снутри группы
В консолидированном прогнозном балансе компании спецам управляющей компании холдинга будет нужно делать корректировки, связанные с исключением разнотипных внутригрупповых операций: нереализованной прибыли (к примеру, для статей обратных активов) и внутреннего оборота (например, для статей дебиторской и кредиторской задолженностей). Для того чтоб не перегружать консолидированный баланс огромным количеством характеристик, целенаправлено использовать общий консолидирующий показатель «Внутри группы», который будет отражать все перечисленные выше корректировки. Его значение определяется на базе консолидирующих характеристик, применяемых в операционных бюджетах. К примеру, если в бюджете припасов указан консолидирующий показатель «Нереализованная прибыль», то в прогнозном балансе эта же корректировка должна быть отражена по статье «Запасы» в показателе «Внутри группы».
Как проверить корректность изготовленных корректировок
Процедура консолидации довольно непростая, к тому же в почти всех компаниях бюджеты консолидируются в Excel, потому могут появляться ошибки из-за неверного определения суммы корректировки либо просто неправильного ввода данных. Можно советовать ввести процедуры проверки при составлении консолидированного бюджета.
Корректность отражения корректировок при составлении консолидированного бюджета можно проверить, используя так именуемые балансовые равенства в рамках группы. К примеру, суммарные реализации снутри группы должны быть равны суммарным закупкам; общая кредиторская задолженность, появившаяся в итоге хозяйственных операций в рамках холдинга, должна быть равна дебиторской задолженности. Если в итоге будут выявлены расхождения, то для предстоящей проверки нужно найти корректность отражения каждой операции внутреннего оборота в обоих подразделениях. По другому говоря, сопоставить суммы корректировок, изготовленных по одной и той же внутригрупповой операции подразделениями холдинга.
Когда корректировками при консолидации можно пренебречь
В заключение необходимо отметить, что поправки, вносимые при консолидации бюджетов, могут быть так малы, что трудозатратная работа, связанная с исключением запланированных внутригрупповых операций, окажется экономически неоправданной.
Самый обычный метод упростить процесс консолидации – пренебречь всеми поправками, если по каждой консолидированной экономной статье значения консолидирующих характеристик несущественны для компании. Но необходимо отметить, что точно найти размер корректировок можно только после того, как от подразделений холдинга будут получены данные об операциях снутри группы и рассчитаны все консолидирующие характеристики. Но разумеется, что после их расчета какие-либо упрощения уже будут неактуальными.
Другой вариант – оценка необходимости процедуры консолидации на базе значений 1-го либо нескольких более обычных для расчета характеристик (к примеру, на базе показателя «Внутренний оборот»).
В заключение необходимо подчеркнуть, что формирование консолидированных бюджетов – очень сложная задачка. Ее решение связано с достаточно огромным объемом работ, как для подразделений холдинга, так и для центрального аппарата управления. Но точность получаемой инфы имеет для компании намного большее значение.
Предлагаемый подход помогает в кратчайшие сроки решить задачку консолидации и обладает рядом преимуществ:
Нет необходимости поменять существующую методологию бюджетирования, и состав экономных статей остается постоянным;
– компания при выборе консолидирующих характеристик сама определяет те типы операций внутреннего оборота, которые являются для нее более важными и подлежат исключению;
– работа по консолидации распределяется меж всеми участниками процесса бюджетирования;
– процедура консолидации перестает быть «черным ящиком» и может контролироваться на каждом шаге;
– предлагаемая методология может быть реализована без специализированных информационных систем с внедрением только способностей Excel.
Все эти причины дают возможность менеджменту компании концентрировать свои ресурсы на решении более принципиальных задач, достигая рационального соотношения меж ценой составления консолидированных бюджетов и их точностью.
Консолидированный бюджет
– сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.
Консолидированный бюджет РФ
– свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.
Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.
Консолидированный бюджет РФ
– федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты субъекта РФ
– бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.
Консолидированный бюджет муниципального образования
– бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.
Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.
Показатели консолидированных бюджетов используются:
В бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);
При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;
При сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);
В перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;
При определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).
В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.
1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ
связанна с развитием отраслей народного хозяйства
, в том числе:
6% – промышленность, энергетика, строительство;
4% – сельское хозяйство и рыболовство;
3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;
13% – жилищно-коммунальное хозяйство.
2/3 расходов консолидированного бюджета РФ
– непроизводительные
расходы, в том числе:
10% – управление и правоохранительная деятельность;
10% – оборона страны;
3% – обслуживание государственного долга;
30% – социально-культурные расходы.
Содержание
- Консолидированный бюджет субъектов федерации
- Формирование консолидированного бюджета и отчетности по группе компаний
- Технология составления бюджета
- Виды консолидированных бюджетов
- Автоматизация формирования консолидированной отчетности
- Построение системы управления консолидированным бюджетом
Консолидированный бюджет, а также сопутствующая ему управленческая и финансовая отчетность — это важнейшие источники получения информации о совокупной деятельности компании, объединяющей в своем составе несколько взаимосвязанных юридических лиц с различными направлениями деятельности.
Понятие консолидации финансовых данных и отчетов пришло в коммерцию из государственной терминологии. В этой статье мы рассмотрим основные этапы и задачи постановки и формирования процесса консолидации в разрезе коммерческого сектора, но чтобы глубже разобраться в нем обратимся к «первоисточнику».
Консолидированный бюджет субъектов федерации
В нашей стране потребность в ведении консолидированного бюджета сформировалась в 1991 году, после модернизации бюджетной системы РСФСР.
Консолидированный бюджет субъектов России отражает сводную информацию, которую предоставляют субъекты бюджетного управления в виде консолидированного бюджета, формируемого из региональных и местных бюджетов (без ТФОМС и прочих внебюджетных фондов). То есть консолидированный бюджет – это источник наиболее полной информации для аналитических расчетов и прогнозных работ на государственном уровне. Доходы консолидированного бюджета России учитываются с указанием источника их возникновения. Расходы консолидированного бюджета также фигурируют в учете с указанием цели их применения.*
*Особое внимание уделяется сбалансированности, которая достигается путем того, что доходы консолидированного бюджета (составленные из налогов и сборов федеральных бюджетов и бюджетов субъектов) утверждаются в первую очередь, а расходы консолидированного бюджета – во вторую по всем восьми видам. При этом перейдя на следующий шаг, отменить предыдущий нельзя.
Во второй половине 90-х годов прошлого века началось формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). Как следствие, в 1995 году вышел федеральный закон №190-ФЗ «О ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ», а в 1997 года был издано постановление правительства РФ № 24 от 09.01.97 «О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ (КОНСОЛИДИРОВАННЫХ) УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И БАЛАНСА ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ», которая содержала основные принципы подготовки консолидированной отчетности ФПГ.
Таким образом, государственный опыт консолидации был перенят на крупнейших производственных холдингах, формировавшихся во второй половине 90-х на основе бывших госпредприятий. При этом сложившаяся на этих предприятиях методология учета существенно менялась, схемы консолидации строились и вовсе «с нуля», что, безусловно, влияло на эффективное исполнение консолидированного бюджета поначалу.
Формирование консолидированного бюджета и отчетности по группе компаний
Такая необходимость, как формирование консолидированного бюджета и консолидированной отчетности, обусловлена, собственно, образованием холдинговой структуры или, другими словами, объединением нескольких компаний в группу. Рост числа компаний, объединяющихся в интегрированные корпоративные структуры или группы, связан, в том числе и с экономической нестабильностью, как было, например, в уже упомянутые 90-е. В таких условиях слияния происходят с целью получения ряда преимуществ, которые недоступны единичным организациям:
- Эффективность снижения налоговых выплат;
- Увеличение оборотных средств;
- Внутреннее кредитование и финансирование холдинга;
- Снижение затрат;
- Повышение конкурентоспособности;
- Концентрация капитала;
- Возможность получения крупных объемов заемных средств и т.д.
Эффективное управление группой компаний невозможно без выстроенной системы планирования. Как следствие в компаниях стали появляться специализированные подразделения, в виде бюджетных управлений. Задачами бюджетного управления стали, в первую очередь, подготовка и контроль исполнения консолидированного бюджета по группе компаний, входящих в единую финансово-промышленную группу.
Финансово-промышленные группы, уделяющие значительное внимание процессам бюджетирования, получили значительное преимущество, за счет более эффективного управления.
Консолидированный бюджет и консолидированная отчетность по группе компаний — это результат объединения функциональных бюджетов, управленческой и финансовой отчетности* по группе компаний за исключением межгрупповых оборотов.
*Стоит отметить, что консолидированная финансовая отчетность и консолидированная отчетность по группе для нужд управленческого учета необходима для повышения качества принимаемых решений, тщательного анализа всех релевантных факторов, оценки альтернативных стратегий, тактик и действий для достижения максимального результата.
Обратим внимание на то, что в 2000-х, именно в рамках процесса консолидации бюджетов, произошло развитие информационных технологий в части автоматизации учета, как инструмента, в разы упрощающего процесс консолидации бюджетов, аналитики и прогнозирования по ним. Наряду с ИТ, развивалась и методология внедрения единых стандартов учета на разных предприятиях в рамках группы, которая базировалась на таких принципах и правилах формирования консолидированных бюджетов и финансовой отчетности, как:
- Реинжиниринг учетных процессов;
- Разработка системы внутрифирменных стандартов сбора информации;
- Разработка системы целевых показателей эффективности для компаний, входящих в группу;
- Делегирование полномочий и определение ответственности при ее формировании;
- Включение показателей в периметр консолидации;
- Элиминирование межгрупповых операций.
Технология составления бюджета
При подготовке к новому финансовому году многие компании полагаются на восходящий подход к составлению бюджета и планированию. Каждая бизнес-единица разрабатывает собственный бюджет и план, а консолидированный бюджет объединяет их на корпоративном уровне. Результатом могут быть отдельные бюджеты и планы, которые не обязательно совпадают со стратегиями и целями группы компаний в целом. Поэтому для улучшения стратегического согласования и постановки целей нужен процесс бюджетирования и планирования сверху вниз, который можно комбинировать с восходящим подходом. При этом построение системы бюджетирования группы компаний часто сталкивается со следующими проблемами:
Отсутствие точности и актуальности данных:
- Фактические данные разбросаны по различным системам и локальным электронным таблицам на рабочих местах сотрудников.
- Сложности анализа плана и факта с необходимой степенью детализации.
- Трудности с идентификацией источника проблемы не позволяют быстро найти наиболее правильный путь решения.
Неэффективность процессов:
- Бизнес-процессы не стандартизированы, их выполнение занимает много времени и сопровождается множеством ошибок.
- Трудности в определении стадии бизнес-процесса и кто отвечает за текущую задачу.
Неудобство работы с существующими системами:
- Информационные системы, используемые для планирования, являются сложными, негибкими, ориентированными на продвинутых пользователей.
- Бизнес-пользователям трудно работать самостоятельно в информационных системах и, как правило, необходимо привлекать ИТ-специалистов для оказания помощи.
Для правильного построения методологии сбора консолидированных показателей и управленческой консолидированной отчетности необходимо определиться с критериями и целями консолидации.
Зачастую консолидированный бюджет и отчетность формируются как сводная отчетность, данные которой суммируются построчно. Однако построение методологии сбора данных должно базироваться на экономической сущности объединения компаний в единое целое и учитывать взаимосвязанные бизнес-процессы. Например, для компаний с иностранным капиталом в состав консолидированной отчетности включается и консолидированная финансовая отчетность МСФО. При этом методика сбора и агрегирования показателей определяется в зависимости от нужд конкретного предприятия, но в любом случае должна учитывать три этапа консолидации:
- Подготовку отчетности и финансовых результатов по каждому юридическому лицу, входящему в группу компаний;
- Проведение корректировок (элиминирование);
- Консолидацию отчетности по группе компаний.
Виды консолидированных бюджетов
Консолидированный бюджет как свод бюджетов всех уровней является инструментом системы бюджетного управления на предприятиях группы компаний, используемым при прогнозировании, расчетах, анализе, то есть для нужд управленческого учета. Говоря о консолидированном бюджете в таком ключе, чаще всего подразумевают формирование консолидированного бюджета одного из основных видов:
- Бюджет доходов и расходов — позволяет управлять доходами консолидированного бюджета и расходами консолидированного бюджета, а также рентабельностью предприятия. С его помощью предприятие управляет своей доходностью.
- Бюджет движения денежных средств — позволяет управлять денежными средствами, ликвидностью предприятия. С его помощью предприятие управляет своей платежеспособностью.
- Бюджет баланса — позволяет контролировать структуру активов, пассивов и капитала предприятия. С его помощью предприятие управляет своими издержками.
Автоматизация формирования консолидированной отчетности по группе компаний
В зависимости от структуры бюджетной модели и характера деятельности интегрированной корпоративной структуры, формы и виды консолидированных бюджетов и консолидированная отчетность по группе компаний могут существенно различаться и подвергаться модификации. Для целей формирования консолидированной управленческой отчетности и консолидации бюджетов различных уровней целесообразнее использовать информационные системы.
При построении системы автоматизации управленческой отчетности, зачастую приходится решать множество вопросов, связанных с тем, что отдельные юридические лица, входящие в группу компаний, имеют самые разнообразные учетные системы, и одна из задач – это необходимость объединить разрозненные данные в единое информационное пространство. Для решения таких задач используются различные информационные системы.
Система «WA:Финансист» позволяет получать информацию из любых учетных систем, реализует полный цикл управления, от планирования бюджетов и до анализа результатов деятельности компании, с учетом любой методологии внутрифирменных или международных стандартов.
Система позволяет производить операции элиминирования внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов, а также минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором.
Рисунок 1. Консолидированная отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист».
Используя решение «WA:Финансист», вы получаете единый инструмент для бюджетирования и подготовки консолидированной отчетности по всей группе компаний.
Построение системы управления консолидированным бюджетом
Общая последовательность построения системы управления консолидированным бюджетом выглядит следующим образом:
- Определение и настройка структуры организаций, ЦФО, статей оборотов по бюджетам и других необходимых аналитических разрезов, используемых для выполнения консолидации, исполнения консолидированного бюджета, учета фактических данных и анализа бюджетов.
- Определение ролей пользователей и разработка концепции прав доступа для каждой роли (до конкретного объекта системы).
- Создание формул расчета для некоторых статей бюджетов на основании регистрации зависимостей между различными статьями.
- Создание шаблонов форм бюджетов в соответствии с правилами планирования.
- Создание маршрутов автоматического согласования для бюджетов в соответствии с правилами планирования.
- Формирование бюджетов ЦФО.
- Формирование отчетов по плановым данным для проектирования и планирования консолидированного бюджета.
- Учет фактических данных по бюджетам при помощи обмена данными с внешним учетными системами в автоматическом режиме.
- Формирование отчетов по плановым и фактическим данным для анализа и выявления отклонений консолидированного бюджета.
Выбирая решение «WA:Финансист» с подсистемой «Бюджетирование», вы получаете следующие преимущества:
- Способность планировать на основе достоверных данных и принимать более обоснованные решения.
Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».
- Способность выполнять планирование как «сверху вниз», доводя цели до уровня подразделений, и так и используя «восходящий» подход, консолидируя информацию на уровне группы компаний.
- Возможность контролировать выполнение бизнес-процессов бюджетирования, включая инициализацию, исправление и утверждение бюджета.
Рисунок 2. Консолидированный бюджет в программном продукте «WA: Финансист» движения денежных средств. Фрагмент движения денежных средств.
- Сокращение цикла бюджетирования за счет более эффективного взаимодействия сотрудников финансовых служб и оперативных менеджеров в рамках единой системы и общих правил.
- Уменьшите сложность модификации общих бизнес-процессов и форм отчетности ИТ-отделом.
Построение системы консолидированной бюджетной отчетности группы компаний тесно связано с информацией об исполнении консолидированных бюджетов. Для группы компаний таким источником могут стать данные отчетов, формируемых по стандартам МСФО. Пакет отчетов, подготавливаемый по стандартам МСФО, предоставляет по сути набор данных, соответствующих основным мастер-бюджетам, но подготавливаемым по данным учета.
Как мы видим, задачи бюджетирования тесно связаны с консолидацией отчетности путем формирования пакета управленческой отчетности по группе компаний по требованиям руководства компании или в соответствии с МСФО.
При этом возникают всевозможные объективные и субъективные факторы, препятствующие эффективному процессу консолидации:
- Высокая сложность сбора данных бухгалтерского учета на дочернем уровне, как результат, задержка с предоставлением информации управляющей компании.
- Плохая интеграция с системами учета и большой объем ввода данных вручную.
- Ошибки в сборе данных и большое количество корректировок на уровне управления компанией.
- Несколько видов учета и / или планов счетов.
- Необходимость выявления и исключения внутригрупповых оборотов.
- Низкие возможности аудита финансовых транзакций.
- Изменения в структуре группы, появление новых требований к консолидированной отчетности.
Используя подсистему «Управленческий учет и МСФО» программного решения «WA:Финансист», вы получаете:
- Гибкую интеграцию с внешними учетными системами при помощи механизма источников данных.
- Мэппинг данных с плана счетов бухгалтерского учета на планы счетов управленческого учета (МСФО) с максимальной аналитической детализацией.
- Возможность формировать обычные бухгалтерские отчеты на управленческих планах счетов (в т.ч. МСФО) (оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и т.д.).
- Возможность отследить транзакции до конкретного документа и проводки во внешней базе.
- Возможность ведения параллельного учета основных средств и нематериальных активов.
- Идентификацию и исключение (элиминацию) внутригрупповых оборотов.
- Расчет и реализация корректировок трансформации и консолидации.
- Формирование 4 основных консолидированных отчетов в соответствии с МСФО.
- Формирование своей собственной финансовой отчетности при помощи конструктора произвольных отчетов.
- Сверку трансляции исходной информации для консолидированных данных.
- Быстрое закрытие отчетного периода.
Рисунок 3. Фрагмент Консолидированного отчета о финансовом положении в программном продукте «WA: Финансист».
Казалось бы, такой сложный процесс, как сбор консолидированной финансовой отчетности по холдингу или группе, в которую входят предприятия, ведущие учет в разных (что может подразумевать даже разноплатформенность) информационных системах, сложно организовать, а на то, чтобы он стал эффективным – потребуются годы. Но опыт построение автоматизированных систем управления финансами на базе «WA:Финансист» говорит об обратном: действующую систему заказчик может получить менее чем за месяц.
Таким образом, «WA:Финансист» является быстро внедряемым, унифицированным инструментом для предприятий любого масштаба и структуры в части управления такими основными процессами в финансовом блоке, как бюджетирование, консолидация и финансовая отчетность.