Конспект урока как найти друга

 Внеклассное мероприятие

                                                 «КАК НАЙТИ ДРУГА»

                                                                            Дружба — это золотая нить,
                                                               связывающая всех живущих в мире людей.
                                                                                                 Джон Ивлин

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

I. Ритуал приветствия.
Сейчас мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг к другу дорожки дружбы. (Дети передают клубок, приветствуя друг друга.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше?
А теперь положите паутинку на пол, а я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.

II. Творческое задание «Разговор о дружбе»
Показать детям картину К.Чюрлениса «Дружба» или прочитать ее описание, не называя автора картины и ее названия. Слайд 3.
«В ладонях человека — шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кромешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях солнце. – Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях».
Внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопросы:
• Почему солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
• От кого получил он в подарок солнце?
Придумайте название картины.
Эта картина называется «Дружба».
На что еще может быть похожа дружба (на свечу, зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).

III. Беседа.
• Что вы посоветуете человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти?
• Что нужно сделать, чтобы ваш друг детства остался вашим другом на всю жизнь?

IV. Чтение сказки «Если хочешь иметь друзей» Я. Радичкова
Не так уж трудно приобрести друзей! Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Равнина была пуста, по полю бродили ветры, но никто не останавливался рядом с деревом; в небе пролетали птицы, но ни одна не садилась на его ветки, потому что они были голые. Неподалеку текла речка, но и она ни разу не остановилась у дерева поболтать с ним. Она спешила слиться с другой рекой, чтобы веселее было бежать к морю.
Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало, что лучше всего ему уйти куда глаза глядят. Но деревья не могут ходить, они не могут убежать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами.
На доске появляется рисунок дерева без листьев.
– Кто хочет быть его другом?
– Что для этого надо сделать?
Написать на листочке свое имя, прикрепить к деревцу.
Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зеленую шапку. Но все равно осталось одиноким.

V. Сценка «Ни за то ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?

– К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

“Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!


-Да, такие отношения дружескими не назовёшь

Можно ли дружить с героями этих стихов
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, – слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: – Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: – Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу

Так каким же должен быть настоящий друг?

Продолжи фразу:
«Хороший друг – это….»

Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за воробьем. Воробей кричал со страху.
Не зная, куда деться, он шмыгнул в зеленую листву дерева. Дерево было довольно. Всю ночь оно шепталось с воробьем, а наутро птичка свила на нем гнездо и села выводить птенцов.
Однажды возле дерева остановилась телега. Возница распряг коней, бросил им сена, а сам лег вздремнуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать друг другу разные истории, а дерево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди решат, что тень плохая, и уйдут.
С тех пор каждый, кто шел по дороге, останавливался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью! Так у дерева появились друзья. Оно поняло, что, если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.
– Кто же стал другом дерева?
– А кто еще может быть другом?

К каждой букве слова «дружба» подобрать друга.
ДРУЖБА: дед, река, учитель, журнал, бабушка, артист

VI. Упражнение «Ромашка».
Друзей у нас может быть очень много. Давайте изобразим их на лепестках ромашки разных цветов. На желтом лепестке нарисуем друзей-ровесников, одноклассников; на розовом лепестке – друга-взрослого, на голубом нарисуем друга-животное, на белом — воображаемого друга, героев мультфильмов.

Семья – первый друг. Слайд 10.
Пословицы о дружбе. Слайд 11.

  1. Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
  2. Друга ищи, (а найдёшь береги).
  3. Друг за друга стой, (выиграешь бой).
  4. Доброе братство, (лучше богатства).
  5. Друг лучше старый, (а платье новое).
  6. Старый друг – (лучше новых двух).
  7. Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).


VII. Составление законов дружбы – ДРУЖНО. Слайд 12.

VII. Упражнение на расслабление.
«Верный друг» (играет спокойная музыка, журчание ручейка, пение птиц)
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение…
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что этот кто-то, кто очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это неважно, главное – ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 секунд.)
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.

VIII. Рефлексия занятия.
Что вы узнали о дружбе людей?
Что тебе надо развивать в себе, чтобы стать настоящим другом?
Посмотрите на своих одноклассников, есть ли среди них кто-то, кого вы хотели бы видеть своим другом?
Какое у вас сегодня настроение?
Что вы узнали сегодня о разных видах дружбы?
Почему важно иметь разных друзей?
Какие чувства вы испытываете сейчас?

IX. Ритуал прощания.

Ученик 1. Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Ученик 2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

Ученик 3. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.


– Умению дружить, общаться с людьми  – надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Материал для размышления:

. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.

(Дети разыгрывают по ролям).

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

Мы во всём, во всём одинаковые, – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

Да ты стала хуже…

Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ: 

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Как ей надо было поступить?

  А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?”

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:

Наш папа выздоровел! – сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

ВОПРОС:

Почему заплакала Катя?

Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Тема: Умей дружить. Как найти друга?

Задачи:

– выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; – дать понятие дружбы; – научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; – ознакомить с правилами дружбы; 
– учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали; 
– воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.

Ожидаемые результаты:

– формирование дружного коллектива.

Подготовительная работа: чтение произведений о дружбе, поиск пословиц и поговорок, выставка рисунков «Я и мои друзья».

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (из кинофильма «По секрету всему свету»)

Учитель:

– Вы догадались, о теме нашего урока сегодня?

И сегодня на уроке мы будем размышлять над следующими вопросами:

 Что такое дружба? Каким должен быть настоящий друг?

Выскажите свои предположения.

Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

III. Совместное открытие нового знания.

1.Знакомство с понятиями «дружба», «друг», «приятель».

– Ребята, давайте разберёмся что такое «дружба», кто такой «друг» и «приятель».

– Мы связаны в жизни с разными людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, в секции. Можно ли всех этих людей по отношению к нам назвать друзьями? (Нет)

– Как мы можем их назвать? (Приятели)

– Если мы связаны совместной деятельностью (занятием), у нас общие интересы, симпатия, мы близки по деятельности, то нас можно назвать приятелями.

(Приятель – человек, близкий кому-либо по взглядам, занятиям, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь.)

– А могут ли среди одноклассников, ребят, с которыми занимаетесь в кружке быть ваши друзья? (Да)

– Почему?

– А кто такой «друг», как вы понимаете?

 Друг – это человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.

– Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. С друзьями не скучно!

– А что такое дружба?

 Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (Словарь С.И.Ожегова)

2.Работа над рассказом «С кем дружить?». О.В.Буцень

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Все присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– Ты еще ни с кем не дружишь?

– Нет, – отвечала Нюра.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавала, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ирка – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

– Не волнуйся, – ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

а) Учитель читает рассказ.

б) – Посоветуйте Нюре, как бы вы поступили?

3. Проблемная ситуация. Учебный диалог. (Разбор ситуаций в группах)

Каждая группа учащихся получает проблемную ситуацию, составляют советы, как правильно нужно поступить.

Работа учащихся с ситуациями:

1группа. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2 группа. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”

3 группа. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, — крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.

Составление советов к проблемным ситуациям.

1.Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.

2.Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

3.Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.

4.Физкультминутка под музыку

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод.

Ножками потопаем

Ручками похлопаем

Плечиком подвигаем

А потом попрыгаем!

5. Работа с памяткой «Правила дружбы»

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

 Существует много законов о дружбе. Но это – основные.

6. Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.

– Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. И сейчас мы с вами попробуем вырастить цветок Дружбы «цветик – семицветик». Перед вами лепестки, на которых написаны различные качества. Выберите только те, которые должны быть у настоящего друга. Вспомните, о чем мы говорили, это поможет вам сделать правильный выбор. (Учитель показывает лепестки, на которых написаны различные качества (обидчивый, драчливый, ответственный, честный, справедливый, жадный, завистливый, готов выручить в любое время, справедливый, дорожит дружбой, помогает в случае необходимости). Ученики выбирают только те, которые должны быть у настоящего друга, и прикрепляют их на доску).

-Посмотрите, какой красивый цветок Дружбы «цветик – семицветик» у нас получился!

ІV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с деформированными предложениями – составление пословиц из частей (работа в группах).

– Ребята, мы с вами при подготовке нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

  • Друзья познаются в беде.

  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

  • Друг спорит, а враг поддакивает.

2.Музыкальная викторина.

Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним эти песенки и попробуем отгадать из каких мультипликационных фильмов

  • С голубого ручейка начинается река, 
    Ну а дружба начинается с улыбки.( «Крошка енот»)

  • Я иду и пою обо всём хорошем. 
    И улыбку свою я дарю прохожим. (« Приключения кота Леопольда»)

  • Тем, кто дружен, не страшны тревоги! 
    Нам любые дороги дороги!(«Бременские музыканты»)

  • Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот – трудно.( “День рождения Леопольда”)

  • Хорошо под небесами, 
    Словно в лодке с парусами, 
    Вместе с верными друзьями 
    Плыть куда глаза глядят. 
    По дороге с облаками, 
    По дороге с облаками 
    Очень нравится, когда мы 
    Возвращаемся назад. («По дороге с облаками»)

  • Хорошо бродить по свету
    С карамелькой за шекою
    А еще одну для друга
    Взять в кармашек про запас. ( “Фунтик”)

3. Игра «Кто с кем дружит?»

Учитель: А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

«Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).

4.Работа с рисунками «Я и мои друзья».

В ходе подготовки к уроку вы рисовали рисунки на тему «Я и мои друзья». Они находятся на выставке. На перемене мы их все посмотрим.

– С кем вы себя нарисовали? Какие ваши друзья? Какими качествами они обладают?

V. Подведение итогов урока.

 Итак, ребята, что же такое дружба? Кого мы можем назвать настоящим другом? А кого приятелем? Каким должен быть настоящий друг?

Если мы хотим иметь друзей, мы должны знать, что дружба – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги!»

Тема: Как находить друзей? Как влиять на людей? Улыбка делает чудеса.

Цель: Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, воспитывать дружеские взаимоотношения, учить передавать в движениях, мимике различные эмоции, развивать речь, мышление, воображение, внимание.

Чтение стихотворений Я. Акима «Неумейка», «Жадина».

Беседа по прочитанному, вопросы-ответы.

Рассматривание рисунков мальчика «неряхи» и аккуратного мальчика. Почему у него такой вид? Как его можно назвать? Как вы думаете, есть ли у него друзья? Почему? А что можно сказать про другого мальчика? На кого вы хотели бы быть похожи? А у вас есть друзья? Почему им хочется с вами дружить?

Когда вам говорят хорошие слова, настроение у вас поднимается или портится? Какое настроение бывает у людей? От чего оно зависит? Д/игра «Угадай настроение». Рассматривание фотографий детей. Какое настроение у этого мальчика? Почему вы так решили? Покажите радость, грусть, удивление, обиду, страх.

Из-за чего можно поссориться? У вас были такие случаи? Как вы себя чувствовали? Покажите поссорившихся людей. Как можно исправить ситуацию? Подумайте, как помириться со своим товарищем после ссоры? Изобразите помирившихся детей. Д/игра «Изобрази»

А теперь поиграем в игру «Я добрый великан».

Я прочитаю вам предложение, а вы говорите, что бы вы сделали, если были бы добрым великаном. Например: Малыш в траве потерял игрушку. – Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.

Поймаю бабочку, посажу ее в коробку и буду с ней играть. –

Маленькая девочка порвала книжку. –

Ребенок плачет, потерял маму. –

Старенькая бабушка идет с базара с тяжелыми пакетами. –

На скамейке сидит ребенок один, скучает. –

Ребята, с чего начинается дружба? Ну, конечно же, с улыбки. Даже в песне об этом поется. А у нас в группе дружные ребята? Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся.

Д/игра «Пожалуйста» с детьми старшей группы. Игра на внимание. Детям предлагается выполнять действия только тогда, когда будет произнесено слово пожалуйста. Если попросили что-то сделать без этого слова, дети просьбу не выполняют.

Тема: «Если добрый ты – это хорошо».

Цель: Воспитывать у детей положительные, доброжелательные взаимоотношения друг к другу, к окружающим, развивать умение находить выход из положения, не обидев друга, развивать внимание, мышление, речь.

Круг приветствия «Как живешь?» (Имитация движений).

Как живешь? – показ большого пальца.

Как идешь? – маршируют

Как бежишь? – бег на месте

Ночью спишь? – ладошки под щечку

Как берешь? – ладошку к себе

А даешь? – ладошку от себя

Как шалишь? – надуть щечки и кулачком по ним

Как грозишь? – показать пальчиком.

На свете бывают добрые люди и злые.

Кого можно назвать добрым?

Кого из добрых людей вы знаете? Назовите.

А каких добрых сказочных героев вы знаете?

Добрым быть хорошо или плохо?

Легко ли быть добрым?

Что доброго делаете вы?

Рассматривание картин.

Прослушивание песен о дружбе, доброте.

Рассказывание сказки «Хаврошечка» или «Цветик – семицветик».

Вопросы – ответы по содержанию сказки.

Прощание «Комплименты» Дети, передавая цветок, говорят

друг другу ласковые слова.

Песочная терапия.

Цель: Развивать способность к самовыражению, творческому восприятию мира, развитие мелкой моторики, активизировать пространственное воображение, образно-логическое мышление, восприятие, память. Дать возможность ребенку быть самим собой.

Задачи: развитие речи, счета, письма; снятие эмоционального напряжения, развитие ориентации в пространстве. Помочь стать ребенку более ответственным в своих действиях и поступках, полюбить себя, обрести веру в самого себя.

Игра «Нарисуй сказку» Предлагается нарисовать на песке что-нибудь. Придумать историю про это, дорисовывая по ходу персонажей. Например: солнышко – девочка, дождик, зонтик, радуга…

Игра «Сотри лишнее» Взрослый рисует на песке три объекта ( лист, цветок, рыбка) Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснив почему, и продолжить ряд (дерево).

Игра «Чувствительные ладошки». Определить: горячее-холодное, мягкое -твердое, сухое –мокрое.

Игра «Отпечатки наших рук» Предложить сделать отпечатки ладошек, изобразить пальчиками следы животных, закапать в песок свои ручки.

Игра «Секретик» В песке прячутся любые игрушки. Задача ребенка откапать секретик, при затруднении помогать подсказками ( 3 шага на право, 2 шага в вверх, Еще 2 шага на право, и т.д.) Потом предлагается ребенку сделать похожий секретик.

Расскажи о себе

Цель: Познакомить детей с понятием «личность», учить анализировать собственное поведение, давать оценки себе и окружающим, развивать речь, мышление, воображение.

Каждый человек это личность. У каждого человека есть свое имя, которое ему дают родители. Каждый родитель хочет, чтобы имя его ребенка звучало на всю страну, чтоб о нем узнали все, чтоб его ребенок стал знаменитым генералом, космонавтом, героем, спортсменом, ученым, врачом, артистом, президентом…

Я- личность. Что ты можешь о себе рассказать?

Кем ты доводишься маме, дедушке, тете?

Что в тебе самое хорошее?

Каким должен быть мужчина? Женщина?

Что ты делаешь для любимых людей от всего сердца?

Ты не всегда же будешь маленьким. Будет ли у тебя семья, когда ты вырастишь? Какая?

Как бы ты хотел назвать своих детей? Почему?

Где ты будешь жить со своей семьей, когда вырастишь – в городе или селе? Почему?

Какую профессию ты хотел бы себе выбрать?

Что тебе не нравится в себе? Почему? Нужна ли тебе помощь, чтобы справиться с этим?

Какие трудности тебе удалось преодолеть без помощи взрослых, как это было?

Трудно ли тебе сдерживать слезы?

Когда тебе бывает очень обидно?

Есть ли у тебя друзья? Как вы помогаете друг другу?

Что бы ты сделал хорошего для людей, если бы был волшебником? Для страны?

Я желаю тебе успехов во всех твоих делах.

Что такое счастье?

Знакомство с этим чувством.

Цель: развивать у детей умение распознавать значение слов счастье, горе, печаль, радость, уметь отвечать на вопросы, делать умозаключения, развивать воображение.

Задания:

Ответьте на вопрос Что такое счастье? Ответы я буду записывать.

«Угадай мелодию» Кто поет эти песни: Я на солнышке лежу…, От улыбки хмурый день светлей…, Какой чудесный день, работать мне не лень…, Вместе весело шагать по просторам…. – Кто поет эти песни им грустно или весело? Почему они счастливы?

Когда человек счастлив, что он делает, как выражает свое счастье?

«Закончи предложения»:

Мама была бы счастлива, если бы я…

Мои друзья были бы счастливы если бы я…

Врач был бы счастлив если бы …

Полицейский был бы счастлив если бы мы…

«Эхо счастья» – повторять последнее слово

Видеть солнце это счастье? …

Улыбнуться маме – счастье?…

Пожалеть котенка – счастье?…

Получить подарок – счастье?…

Помочь кому-то – счастье?…

Пальчиковые игры для детей.

Цель: Развитие речи, творческой деятельности, внимания, памяти, активизировать моторику рук, воспитывать усидчивость, закрепить счет. Продолжать учить ориентироваться в понятиях – правая, левая, вверху, внизу.

Мы ногами топ, топ, топ.

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп.

Мы глазами миг, миг, миг.

Мы плечами чик, чик, чик.

Раз сюда, два туда, повернись вокруг себя.

Раз присели, два пристали,

Ручки к солнышку подняли.

Потянулись, улыбнулись.

Упражнение: «Где же наши ручки?»

Сколько у человека рук?

Для чего человеку руки? (ответы детей).

Что умеют делать наши ручки? Давайте покажем (здороваться, прощаться, танцевать, ругаться, царапаться, щипаться, драться, гладить, мириться.

А это что? Давайте назовем их – большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Сейчас наши пальчики будут здороваться.

Упражнение «Пальчики здороваются». Здравствуй, указательный, здравствуй, средний, здравствуй безымянный, здравствуй, мизинец.

Упражнение Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок и зажали в кулачок.

Сколько пальчиков на руке? Давайте посчитаем. Сожмите пальчики в кулак.

1,2,3,4,5- вышли пальчики гулять

1,2,3,4,5- в домик спрятались опять.

Упражнение «По грибы». 1,2,3,4,5- мы идем грибы искать

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик сел и съел

От того и потолстел.

Упражнение «Семья». Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Упражнение «Угадай-ка». Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришел. Это кто? Петушок, слон, зайчик. Молодцы, угадали. А сейчас угадайте, что я покажу пальчиками. Давайте попробуем показать.

Разминка «Зайка серенький сидит».

Стук в дверь. Почтальон принес какой-то мешочек. Что же там лежит?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Замок. На поляне дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, деток в гости приглашаем.

На двери весит замок, кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули и открыли.

Молоток. Целый день тук да тук. Раздается громкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, строим домик для бельчат.

Этот дом для зайчиков, этот дом для белочек.

Этот дом для мальчиков, этот дом для девочек.

Вот какой хороший дом. В нем мы дружно заживем.

Будем песни распевать, веселиться и плясать.

Пила. Мы бревно свое распилим. Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз, два, раз, два будут на зиму дрова.

А теперь поленья надо разрубить. Взяли в руки топор. И –ух, и- ух.

Посуда. Раз, два, три, четыре. Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку, и большую поварешку.

Мы посуду перемыли. Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть помяли. Так мы маме помогали.

Капуста. Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Перемешали, попробовали. И дали попробовать друзьям.

Упражнение «Как живешь?» (Имитация движений).

Как живешь? – показ большого пальца.

Как идешь? – маршируют

Как бежишь? – бег на месте

Ночью спишь? – ладошки под щечку

Как берешь? – ладошку к себе

А даешь? – ладошку от себя Как шалишь? – надуть щечки и кулачком по ним

Как грозишь? – показать пальчиком.

Игра «Угадай – ка».

Цель: развитие памяти, логического мышления, речи, слухового восприятия.

Задание: взрослый дает определение какого- либо понятия, а ребенок называет все сказанное одним словом.

1. Место, где много деревьев ( лес)

  1. Баба в избушке на курьих ножках (Яга)

  2. Папа теленка (бык)

  3. Он белеет на вершинах высоких гор ( снег)

  4. Часть тела, которая любит хватать (рука)

  5. Мама жеребенка (лошадь)

  6. Они видны на небе только ночью ( звезды)

  7. Дед в шубе, с длинной бородой (Мороз)

  8. С крыльями, а не птица (бабочка)

  9. Часть тела, которая умеет слышать (ухо)

  10. Ребенок, который ходит в школу (ученик)

  11. Часть тела, которая любит дразнить (язык)

  12. Мамина мама тебе будет (бабушка)

  13. Место, где ночуют машины (гараж)

  14. Игра с мячом ногами (футбол) и т.д.

Игра «Найди лишнее»

Какое слово лишнее – попугай, пингвин, ворона, змея, ласточка, воробей? Почему?

Астра, ромашка, береза, василек, тюльпан? Почему?

Гитара, дудка, балалайка, молоток, барабан? Почему?

Рубашка, платье, юбка, кофта, тапочки? Почему?

Ноябрь, март, июнь, декабрь, среда? Почему?

Квадрат, треугольник, овал, круг, кубик? Почему? И т.д.

Игра «Что общего?»

Что общего у щенка и котенка?

Что общего у бабочки и птицы?

Что общего у квадрата и треугольника?

Что общего у варежек и перчаток?

Что общего у плаща и зонтика?

Что общего у коровы и козы? И т. д.

Игра «Назови одним словом.

Ведущий читает по три слова, а игроки обобщают услышанное одним словом.

Алматы – Астана – Талдыкорган… (города)

Ромашка, одуванчик и тюльпан… ( цветы)

Синица, голубь и фазан… (птицы)

Винтовка, пистолет и наган… (оружие)

Пчела, оса и таракан… (насекомые)

Ламбада, полька и канкан… (танцы)

Овчарка, такса и доберман… (собаки)

Морковь, капуста и баклажан… (овощи)

Окунь, ставрида и сазан… (рыбы)

Рубашка, платье и кафтан… (одежда)

Майор, сержант и капитан… (звания)

Сатурн, Венера и Уран… (планеты)

Россия, Куба и Казахстан… (страны)

Коксу, Или и Каратал… (реки)

Тарелка, чашка и стакан…(посуда)

Кровать и кресло и диван… (мебель)

Яблоко, груша и банан… (фрукты)

Торнадо, вихрь и ураган… (ветер)



Классный час “Кто такие друзья? Как их находить и дружить?”

Тема: «Кто такие друзья? Как их находить и дружить?»

Цели: знакомство с понятием «Друг», «Дружба», с правилами дружбы;

Задачи:

образовательные: познакомить с правилами дружбы; показать важность

истинных друзей в жизни человека

коррекционноразвивающие: формировать представления о ценностях

(материальных и духовных), дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи;

развивать навыки нравственной саморефлексии; содействовать развитию

дружного, сплоченного коллектива.

воспитательные: учить доброжелательности, стремлению понимать друг

друга, учить разделять радости и печали друзей; содействовать

формированию дружного коллектива.

Оформление, оборудование и инвентарь: выставка рисунков и книг на

тему «Дружба»; карточки со словарными словами (товарищ, дружба, друг);

мультимедийная компьютерная приставка для показа презентации.

Ход классного часа.

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

Крепко – накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 1 слайд

II. Сообщение темы и цели классного часа.

Учитель.

Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. (На доске буквы,

ребята складывают из букв слово «дружба».)

Учитель. Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово «дружба».

Учитель. Наш классный час называется: «Дружба какое чудесное слово».

(Название вывешивается на доску.)

Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей.)

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

Говорят, что дружба это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой

истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба это дар,

данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных

друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о

дружбе:

Както два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его

друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне

пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в

котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не

утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший

друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.

Почему?

И друг ответил:

Когда ктолибо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы

ветры могли стереть это. Но когда ктолибо делает чтолибо хорошее, мы

должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

О чем эта притча, чему она учит нас?

Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее,

что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что то

огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком,

который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

Стихотворение В. Шекспира (рассказывает ученик)

Настоящий друг везде

Верный: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель.

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в масках.

Что такое дружба?– спросила я у птицы.

Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

Это чтото огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ, ДРУГ, ДРУЖБА.

Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с

другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке,

секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас

общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Дружба же это высшая степень товарищества.

Она приносит радость и удовлетворение от общения.

Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то

есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу

или секретничать. Дружить можно со всеми и с кемто одним. Дружить

можно и в классе и во дворе. Но друзья это не только ваши сверстники.

Друг это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны

знаний.

Друг это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь

недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского

языка»

Товарищ человек, близкий комунибудь по общности взглядам,

деятельности, по условиям жизни;

Друг – тот, кто связан с кемнибудь дружбой. 2 слайд

Дружба близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов. 3 слайд

Чтение стихотворения М. Садовский «Если б капли не дружили»

Если б капли не дружили,

Как тогда бы лужи жили?

Как бы реки потекли?

Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,

Как бы песню мы сложили?

Как бы птицам распевать?

Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет!

Учитель.

Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных

жизненных ситуациях.

Какого друга можно назвать настоящим? Выполните задание на слайде.

4 слайд

Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).

5 слайд

Народная мудрость, пословицы и поговорки

Человек без друзей что дерево без корней.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга ищи, а нашел береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

Для друга пироги, для врага кулаки.

Один за всех и все за одного.

Дружба как стекло, разобьется не сложишь.

Без беды друга не найдешь. Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Игра «Закончи пословицу» Внимание на слайд. 6 слайд

Физкультминутка. Выполняется под песню «Улыбка». Дети, подпевая,

показывают и выполняют движения под музыку.

Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны

сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка ВинниПух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

А с кем вы дружите? 7й слайд

Дружите ли вы со своими родителями?

Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

–О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и

литературных друзей.

Какие рассказы вы знаете о дружбе?

Учитель.

Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?

С какими животными можно связывать слово дружба?

Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

Анализ рисунков которые мы видим на доске.

Посмотрите внимательно и скажите: кто с кем дружит?

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно

соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из

них.

Основные законы дружбы. 10й слайд

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не

обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых

двух.

Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».(1,2 куплеты)

Вот и подошёл к концу наш классный час. Я желаю каждому из вас иметь

верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

III. Итог классного часа:

Скажите ребята, что такое дружба?

С какими словами познакомились на уроке?

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и

самого терпеливого кота Леопольда: 11й слайд

Ребята, давайте жить дружно!

Список использованной литературы.

1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».

2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному

руководителю о классном часе», 2002г.

3. Л.И.Саляхова «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

Классный час во 2 «Б» классе

на тему:

«Кто такие друзья? Как их находить и

дружить?»

Подготовила:

учитель начальных классов

Мишина Ю.А.

Саранск 2014 г.

Цикл занятий «Учимся дружить. Секреты дружбы».

Цель:формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

Программные задачи:

Образовательные:

познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений;

обобщать и расширять знания детей о таких понятиях как «друг», «Дружба»;

закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.

Воспитательные:

учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;

формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, стремление ценить и беречь дружбу.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки и умения.

Предварительная работа:

Изучение группы: диагностика межличностного общения: «Социометрия».

Разучивание  с детьми пословиц, стихов о дружбе; работа над смысловым содержанием пословиц.

Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.

Слушание песен: «Все вместе», «Дружба начинается с улыбки», «Дружба крепкая», «Настоящий друг», «Если друг не смеется – ты включи ему солнце».

Материал и оборудование:

Аудиозаписи на флэш носителе: «Все вместе» (музыка Б.Савельева, слова Л.Рубальской)

«Дружба начинается с улыбки» (музыка В.Шаинского, слова    М.Пляцковского)

«Дружба крепкая» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича), «Настоящий друг» (муз.Б.Савельев, слова Н.Пляцковского), «Если с другом вышел в путь» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича), «Если друг не смеется – ты включи ему солнце».

(группа «Барбарики»).

Сюжетные картинки на тему: «Как и кому можно помочь», магнитофон, волшебная коробочка, правила дружбы, иллюстрации: люди и животные, люди и природа, люди и книги; ключ, сюжетные картинки: «Помогаем друг другу», ватман, буквы (или надпись на листе бумаги: хоровод дружбы),белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клеящие карандаши.

Возраст участников: 6-7 лет.

Занятие 1. «Секреты дружбы».

Ритуал начала занятия: «Настоящий друг».

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень, очень важном.

Послушайте стихотворение, которое поможет определить тему нашего занятия:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда в беде поможет друг

Ему протянет руку.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор? (о дружбе, о настоящих друзьях)

Сегодня мы с вами действительно, будем говорить о дружбе, будем знакомится с секретами дружбы. А что такое секрет? (ответы детей). Да, секрет – это тайна, это то, что нельзя говорить другим. Но сегодня я хочу поделится с вами секретами дружбы, чтобы узнав их, вы стали ценить дружбу, дорожить ею!

2.Беседа: «Секреты дружбы».

А давайте мы разгаданные секреты дружбы будем их собирать в волшебную коробочку? Вы согласны? Беседа о Дружбе.

Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)

Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)

Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства. С помощью чего эти дети познакомились? (куклы, носового платка).

А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся).

Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)

Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице.

Давайте ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ дружбы – «Улыбка» поместим ее в волшебную коробочку.

у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)

кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить,  научить тому, что сам умеет, уступит другу)

если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе дружат.

3.Игра «Веселая карусель»

Дети, встанем в круг – это будет наша карусель, у нас есть к ней ключ. (Воспитатель показывает, как будет вращаться карусель). Тот, у кого в руках окажется ключ, должен пробежать по кругу и выбрать себе друга. Считалочка. А мы в это время все вместе говорим слова:

Карусель мы заведем,

Друга верного найдем.

Психолог обращается к ребенку:

Ты к нему скорей беги,

Слово доброе скажи!

Ребенок, пробежав по кругу, останавливается, передает ключ следующему со словами:«Будь мне другом». Тот, кого он выбрал, отвечает:

«Буду другом я тебе» – и вновь бежит с ключом по кругу.

4.Рассказ о друге.

Да, ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге: (предлагается план рассказа)

как зовут вашего друга

в какие игры вы с ним играете

какой он ваш друг

почему вы с ним дружите (заслушиваем рассказы 1-2 детей).

Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка )

2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)

3.Смешной мишка Вини – Пух и его друг… (Пятачок)

4. Смелая девочка Герда и ее друг… (Кай)

Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.

Вот мы с вами разгадали ВТОРОЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Надо иметь всегда друзей, без друзей не прожить  ни за что на свете». Поместим еще один секрет  в волшебную коробочку.

5. Беседа: «Стихи, пословицы о дружбе».

О друзьях говорить всегда приятно. Наверное, поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?

Чтение стихов о дружбе:

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

Ольга Травина

Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети, друга обижать.

Потому, что без друзей очень трудно жить…

Скажем вместе: дружбой надо дорожить.

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе, если мы с вами назовем,  то узнаем другие секреты дружбы, желаете? (сначала называют дети, потом психолог)

Друзья познаются в беде (Это значит, что друг это не тот, кто делит с нами радость и веселье. Друг прежде всего тот, кто с нами в трудную для нас минуту).

Нет друга, ищи, а нашел, береги.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух (Это значит, что дружба проверенная временем имеет большую ценность. Так как друг за многие года делил с вами и горести и радости).

Дружба, что стекло, разобьешь, не сложишь.

Дружба в делах помощница. и др.

О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (надо ценить своих друзей, дружбу с ними, не бросать их)

Поместим  ТРЕТИЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Цени своих друзей» поместим в волшебную коробочку.

Сегодня мы с вами разгадали лишь некоторые секреты дружбы, давайте их повторим, в следующий раз мы разгадаем еще несколько секретов дружбы.

6. Ритуал окончания занятия: «Скоро встретимся опять».

Все дети встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять».

Занятие 2. «Учимся дружить».

Ритуал начала занятия: «Круг радости».

− Здравствуйте,друзья! (ответ детей).

Как тепло звучит это слово − друзья!

Друзья – это люди, которые понимают друг друга, которым хорошо вместе. Вы в группе все друзья?

Я приглашаю вас в круг радости.

Поприветствуем всех хорошими и добрыми словами:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада вас видеть я!

Ребята, а как еще можно поздороваться? (кивком головы, рукопожатием, объятьями ).

Психолог: А сейчас присядем, я хочу вам рассказать сказку об одном мальчике.

Чтение: Э. Киселева. Сказка « Мальчик-Огонек»

(Чтение с остановкой).

Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.

Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.

Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.

Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.

Что делать?

Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и …

Психолог делает паузу и задает вопрос:

– Как вы думаете, что произошло дальше?

(Ответы детей).

Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас…

Психолог делает паузу и говорит:

– Хотите узнать, что было дальше?

(Ответы детей).

Остались на песке только черные угольки.

Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика-Огонька, у которого было большое любящее сердце.

– Как вы думаете, мальчик-Огонек – хороший человек, настоящий друг? Почему?

А вы умеете помогать своим друзьям? Расскажите, как.

(Рассуждения и ответы детей).

Сюжетные картинки: «Помогаем друг другу».

Посмотрите на картинки и скажите, как вы думаете, дружные ребята изображены или нет? Почему? (дружные, помогают друг другу: нести сумку, поднимают девочку из сугроба, вместе играют) какими  их можно назвать? (доброжелательными).

Почему доброжелательными? (желают друг другу добра, чтобы девочка не простудилась в снегу, не ссорились во время игры).

Что значит быть доброжелательным? (всем желать добра)

Как другие узнают, что ты человек, желающий добра? (надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать).

Ребята, а вы доброжелательные, помогаете друг другу (ответы детей), сейчас мы это проверим.

4 .Игра «Заколдованные друзья».

Представьте себе, что вы соединились с другом так, что они превратились в одно целое. Они приросли друг к другу бок о бок, и у них на двоих было две руки, две головы, три ноги и два туловища. (говоря все это, психолог связывает детей по двое).

– крепко обнимите друг друга за талию, теперь вы одно целое. Попробуйте пройтись по залу, привыкли друг к другу? Показали левую руку, правую. Левую ногу, правую. А теперь умоемся, расчешемся, сделаем зарядку.

Вот мы раскрыли ещё один секрет дружбы, какой? (быть доброжелательным)

Давайте поместим в волшебную коробочку    ЧЕТВЕРТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Будь доброжелательным».

5. Беседа – итог: «Секреты дружбы».

Показ иллюстраций с изображением: люди и животные, люди и растения, люди и книга. (Люди помогают животным и растениям).

А только люди могут быть нашими друзьями? (собаки, кошки, птицы, растения).

 Что нужно делать для того, чтобы растения стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять)

Как помогают растения нам, людям? (очищают воздух, украшают группу).

А ещё я хочу вам сказать,  что растения лечат людей — их называют лекарственными. Может вы знаете, какие-нибудь лекарственные растения? (подорожник – лечит раны, ромашка – помогает останавливать кровь, крапиву – запаривают и полощут волосы, чтобы они росли шелковыми, красивыми, боярышник – лечит сердечные мышцы).

От такой дружбы будет хорошо и нам, и окружающим, и природе.

А животных вы считаете нашими друзьями? Почему? (человек ухаживает: косит сено, кормит. Собака, например, сторожит дом. Корова дает молоко, на лошади можно перевозить груз тяжелый)

А можно дружить с книгами? (да, они большую пользу приносят детям и взрослым)

А что надо делать? Как дружить с книгами? (читать, беречь их, чинить, если порвались)

Это, ребята, ПЯТЫЙ СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей».

В нашей волшебной коробочке пять секретов дружбы.

Получается можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их, улыбнитесь им. И постарайтесь никогда не ссориться.

Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы, давайте вспомним их:

1.Чаще улыбайся (дружба начинается с улыбки)

2.Имей верных друзей

3.Цени дружбу

4.Будь доброжелателен

5.Помогай тому, кто нуждается в помощи

Молодцы! А сейчас я предлагаю каждому выполнить следующее задание: нарисуйте себя и вырежьте, чтобы затем вместе составить хоровод дружбы.

(первый тап работы: изобразить, раскрасить, вырезать; на следующем занятии второй этап работы: разместить на ватмане приклеить, рассказать).

6.Ритуал окончания занятия: «Башня дружбы».

На занятии дети все работали. Молодцы!

Нам понравилось заниматься

Но пора уже прощаться.

Кулачки друг на друга поставим

Башню дружбы мы составим.

До свидания!

Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.

Занятие 3. «Дружба – это ценный дар!».

1.Ритуал начала занятия.

Круг «От сердца к сердцу»

Психолог: Ребята, каждый положите свою руку на сердце. Услышьте, как оно бьется. (выжидается пауза). Ваше сердце наполнено теплотой, добротой, любовью.

Подарите их своим друзьям. Правую руку отнять от груди, протянуть ее другу, сказать: «Я (имя ребенка) дарю тебе тепло моего сердца.

«Ты и Я, мы – друзья!».

Скажите ребята, а друзья могут ссориться, обижаться друг на друга? (ответы детей). А что нужно сделать, чтобы друзья помирились и не обижались друг на друга (ответы детей).

2. Игра «Мирилки».

Психолог предлагает детям разыграть сценку: «Как друзья поссорились».

– Выберите себе пару, представьте, будто вы поссорились, а теперь хотите помириться.

Предлагает детям вспомнить и назвать свои способы примирения с друзьями (например: мирись, мирись, мирись и больше не дерись… и др.).

Возьмитесь за мизинец и повторяйте за мной:

1.Хорошо, когда на свете

Помириться могут дети!

Раз-два не сердись,

И со мной помирись!

2.Если с другом был не вежлив, ты пойди и помирись,

Ты не дуйся и не хмурься, если надо, извинись!

И тогда вокруг все ярче и светлее станет вдруг,

Потому, что рядом будет настоящий друг!

Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети, друга обижать.

Потому, что без друзей очень трудно жить…

Дружбой надо дорожить! (сказать всем вместе).

3. Рисование: «Нарисую я себя».

Ребята, я хочу предложить Вам нарисовать себя в полный рост. После этого раскрасить и вырезать. Каждая ваша фигура будет размещена в «Хороводе дружбы», который мы вместе с Вами заведем. (задания выполняется под музыку о дружбе: «Все вместе» (музыка Б.Савельева, слова Л.Рубальской), «Дружба начинается с улыбки» (музыка В.Шаинского, слова    М.Пляцковского), «Если с другом вышел в путь» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича), «Дружба крепкая» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича)).

Перед выполнением задания давайте выполнимпальчиковую гимнастику:

«Если пальчики грустят – Доброты они хотят».

Если пальчики грустят – доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем (поочередно, 1 вверху, 1 внизу)

Гладить ласково начнем (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, ладони прижать)

Пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке).

4. Танец: «Танец Дружбы».

А теперь потанцуем, каждый из вас, по очереди, будет показывать танцевальное движение, а мы будем повторять и таким образом станцуем общий танец Дружбы, который всех нас объединит. Звучит песня: «Если друг не смеется – ты включи ему солнце» (в исполнении группы «Барбарики»). По сигналу ведущего (хлопок) движение показывает следующий ребенок.

5. Ритуал окончания занятия. Игра: «Тепло рук и сердец».

Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У Вас нет ничего с собой, но у Вас есть тепло сердец, которые можно почувствовать, это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

Занятие 4. «Хоровод дружбы».

1. Ритуал начала занятия: Упражнение: «Собрались все дети в круг».

Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального фона.

Здравствуйте ребята, я рада Вас всех видеть.

Давайте мы с вами поприветствуем друг – друга.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Улыбнемся соседу справа, улыбнулись соседу слева.

Я вижу у всех у вас хорошее настроение. Мы начинаем.

2. Игра «Да или нет».

Психолог:Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да»

или «нет-нет-нет», будьте очень внимательны.

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

− Хорошо человеку, когда у него есть друзья. Это значит, что человек не один, и если он окажется в трудном положении, друг ему всегда придет на помощь. Как приятно чувствовать дружескую руку помощи! Ты упадешь – друг подаст тебе руку, заплачешь – он пожалеет, загрустишь – он развеселит.

3. Упражнение: «Веник».

Ребята, посмотрите веник очень крепкий, его с трудом можно сломать целиком. Но если мы будем вытаскивать по прутику, то с легкостью справимся с этой задачей (проводится демонстрация, предлагается детям ломать прутики). Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Правильно, когда мы вместе, мы – сильные, а поодиночке – слабые.

Скажите, можно ли прутиком от веника подмести пол?

Попробуйте (дети пробуют). Можно, конечно, но мы будем долго подметать. Если же мы соединим все прутья в веник, то с легкостью быстро подметем.

Какой вывод мы можем сделать?

Если какое-то дело делать всем вместе, то мы сделаем его быстро, а поодиночке можем и не справиться.

 4. «Хоровод дружбы» (коллективная работа).

Давайте все вместе заведем хоровод дружбы. Продолжим то, что мы начали на предыдущем занятии. Свою фигурку вы должны будите разместить в хороводе, в кругу, на ватмане с тем с кем вы дружите, каждая ваша фигурка должна быть соединена руками с другой фигуркой ребенка. После этого вы ее приклеиваете. (Если психолог видит, что не у всех детей есть пары, он предлагает детям помочь этим фигуркам найти в хороводе дружбы – друга) (можно включить музыку о дружбе).

Перед выполнением задания дети с взрослым выполняют пальчиковую гимнастику.

Перед выполнением задания давайте выполнимпальчиковую гимнастику:

Физкультминутка «Если есть хороший друг».

Настроение упало, – опускают руки вниз

Дело валится из рук… – качание головой, встряхивание кистями

Но еще не все пропало – разводят руками

Если есть хороший друг – разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, – пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем – – делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем – нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! – отряхиваются.

Молодцы, ребята! Посмотрите какой у нас получился хоровод дружбы. Давайте сейчас встанем в такой хоровод.

5. Танец: «Хоровод».

В хороводе я иду, (дети идут по кругу)

Друга я сейчас найду! (останавливаются)

Здравствуй, друг! Вот и я! (разводят руки в стороны)

Мы хорошие друзья! (берут друг друга за руки).

(выполняем под веселую музыку (минусовка))

6. Ритуал окончания занятия: «Мы веселые ребята, мы ребята – дошколята».

А теперь я предлагаю вам взяться за руки, чтобы почувствовать тепло и силу рук своих товарищей.

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменна крепка

Надежного, верного друга рука.

Я рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Уверенна, что у вас есть добрые, верные друзья, которые в трудной ситуации придут к вам на помощь и помогут справится с любой бедой.

Давайте вместе скажем фразу: «Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить!» (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Добавить комментарий