Конспект урока как найти неизвестный делитель

Этап урока. Методы и приемы

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг. момент. Мотивационный

2

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь.

Меня зовут Вероника Владимировна и сегодня урок математики у вас проведу я. Но у нас будет не обычный урок, мы сегодня с вами побудем в школе шпионов и сами пройдем подготовку. Нам пригодятся ваши знания и умения, полученные на уроках математики ранее, а также ваша активность. Я желаю вам удачи и предлагаю начать!

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2.Актуализация знаний

Метод: практический

Прием: выполнение заданий, устный счет

7

От каждого шпиона требуется ловкость, активность и сообразительность. Вы готовы попробовать себя в роли шпионов? Начать нашу подготовку я предлагаю с устного счета. До урока мне пришло несколько секретных писем, но я не могу их расшифровать. Мне нужно 4 шпиона, чтобы помочь мне в этом (карточки с заданиями)

Остальные шпионы приготовьтесь! У меня еще есть одно секретное послание, которое нам предстоит расшифровать с вами вместе.

1 задание: вставьте пропущенные величины

1 дм = 10 см                                        1 кг =  1000 г

1 м = 10 дм = 100 см                         1 ц = 100 кг

1км = 1000 м                                       1 т = 10 ц =1000 кг

Молодцы, справились с первым заданием, но еще есть задание в этом письме.

2 задание: решение задачи

Во время экскурсии в первый автобус  сели 48 человек, а во второй – на 6 человек меньше. Сколько человек должно перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну?

  1. 48 – 6 = 42 (чел.) во втором автобусе
  2. 6 : 2 = 3 (чел.) должны перейти в другой автобус

                                                          Ответ : 3

Молодцы, вы справились еще и с этим заданием. Осталась еще одна часть, после которой мы и узнаем, что же зашифровано в письме.

3 задание: решение примеров

Решите примеры и поставьте ответы в порядке возрастания

26 + 14         25 +26                 18 + 5            35 + 17

24 + 67         13 + 69                78 + 5             85 – 25

27 : Х                                         14 : Х

Прежде чем проверить наши ответы скажите, все ли примеры вам удалось решить? Почему? (нет, потому что примеры содержат Х, нам недостаточно данных)

А вот смотрите появилось слово, которое поможет узнать нам тему. Давайте прочитаем это слово (Делитель)

Выполняют устный счет индивидуально

Выполняют устный счет вместе с учителем

Вставляют пропущенные величины

Решают составную задачу

Решают примеры и составляют правильную последовательность

Анализируют задание, отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

3.Поставновка учебной задачи

Метод: словесный

Прием: учебный диалог

5

Итак, ребята, как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем рассматривать? (Как найти неизвестный делитель). Давайте откроем учебник на странице 28 и подтвердим наши предположения. Посмотрите, какие упражнения нам предлагают авторы учебника и подумайте, какие цели мы можем себе поставить?

Какие умные шпионы у меня в команде! Молодцы! Давайте начнем достигать наших целей!

Предполагают тему урока

Анализируют страницы учебника и ставят цели

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

4.Решение частных задач

Метод: словесно-практический

Прием: учебный диалог, выполнение упражнений

6

Посмотрите упражнение № 65 на странице 28. Что необходимо сделать в этом упражнении? (найти значение выражений). Работаем вместе со мной. Итак, сколько же получиться 63 : 7? (9)

Вы правы, получиться 9. Но я не знаю, как правильно прочитать эту запись. Помогите мне и прочитайте выражение разными способами (шестьдесят три разделить на семь равно 9; значение частного при делении шестидесяти трех и семи равно 9). Давайте повторим компоненты деления все вместе:

63 – делимое

7 – делитель

9 – значение частного

У нас в задании есть еще одно выражение. Решите его самостоятельно. Какие компоненты в данном выражении? Подумайте, что одинакового, а что разного у этих двух записей (Одинаковое – делимое, разные – делитель и значение частного).Так что же получиться, если делимое разделить на значение частного? (Делитель)

Работают с учителем устно

Прочитывают выражение разными способами

Повторяют компоненты деления

Работают самостоятельно

Выдвигают предположения

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

5. Закрепление нового материала

Метод: практический

Прием: выполнение упражнений

22

Выполним следующее упражнение № 66. Кто хочет поработать у доски? (1 ребенок работает у доски, остальные записывают решение в тетради и сверяют с доской). Читай вслух, что нам дано (делимое 28, делитель неизвестен, значение частного 7). Запиши уравнение, которое у нас получиться (28 : Х = 7). Как мы можем найти неизвестное? (28 : 7). Запиши решение. Какое число является корнем этого уравнения? (4) А чем в данном случае является число 4? (Делителем) А как найти делитель, если известны делимое и значение частного? (Делимое разделить на значение частного). Давайте решим уравнение из № 67. Кто пойдет к доске?

Комментируй, что пишешь.

35 : Х = 7

Х= 35 : 7

Х = 5

Проверка : 35 : 5 = 7

                           7=7

Ответ: Х = 5

Что в этом уравнении было неизвестно? (Делитель)

Как ты нашел(а) неизвестный делитель? (Делимое разделил(а) на значение частного) 

Спасибо, присаживайся. Ребята, давайте сделаем вывод как же все-таки найти неизвестный делитель?

Прочитаем правило на стр. 28. Правильно мы с вами формулировали правило?

Мы с вами хорошо поработали, но немного устали. А шпионам важно сохранить здоровье в порядке. Проведем физминутку .

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, 2 – нагнулся,  3 – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на  мысочки  встать.

Присаживайтесь. Продолжаем выполнять задания для подготовки шпионов.

На слайде вы видите уравнения. Их нужно решить в тетради и найти корень уравнения. Эти уравнения вы решаете самостоятельно. 1 и 3 решает первый вариант, 2 и 4 второй. На работу у вас три минутки. Приступайте!

Проверяем ваши ответы. Поднимите руки у кого не было ошибок. Из вас получаться очень умные шпионы! У кого были ошибки? В чем вы были неправы? Каким правилом вы пользовались? Давайте еще раз повторим.

Молодцы! А впереди нас ждет трудное задание, но мы же с вами начинающие шпионы и нам ничего не страшно.

Посмотрите № 69. Перед нами с вами задача. Прочитаем условие вслух.

1)Какое условие задачи? (54 порожных разложили в коробки по шесть в каждой).

2)Что нам нужно найти? (количество коробок с пирожными).

3) Как мы сможем найти неизвестное? Каким действием? (делением)

Кто пойдет к доске напишет и решит уравнение к этой задаче?

54 : Х = 6                    Проверка: 54 : 9 = 6

Х = 54 : 6                                             6=6                                

Х = 9(кор.)

А вы не забыли про те секретные письма, которые я раздавала в начале урока?! Поднимите руки у кого эти карточки, выйдите сюда к доске. Итак, ребята, сейчас вам предстоит работа в группах, а это наши капитаны. Какие слова у вас зашифрованы? (делитель, баронесса, двоеточка, шпионка)

Вот какие капитаны у нас есть! Присаживайтесь на места. В команде должно быть 3-4 человека.

Теперь посмотрите на № 71. Прочитайте про себя. Вам необходимо составить задачу и уравнение, решить его и записать ответ. Но помните, что вы работаете в группах, поэтому делаем все сообща. А я буду слушать, чья же команда тише выполняет задание. Приступайте, вам на работу 5 минут.

Итак, давайте проверим, какие задачи у вас получились. (Демонстрация у доски)

Посмотрите сколько задач можно составить, используя одно уравнение. Молодцы, ребята! Из вас будут не только умные, здоровые и красивые, но и ловкие и изобретательные шпионы!

Работают на местах и у доски

Анализ задания

Отвечают на поставленные вопросы

Выполнение задания учеником с комментированием

Делают вывод и сравнивают его с учебником

Выполняют физ. Упражнения

Самостоятельно по вариантам выполняют задания

Самопроверка

Повторение правила

Анализ задачи

Решение у доски

Распределяются по командам

Работа в парах по задаче

Личностные: ценностно-смысловая ориентация  учащихся

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: самопроверка выполненного

Познавательные: установление причинно-следственных связей

Личностные: смена вида деятельности

Познавательные: самостоятельное решения проблемы творческого характера

Регулятивные: самопроверка

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера

Регулятивные:  анализ с целью выделения признаков

6. Итог урока. Рефлексия.

3

Наш урок, к сожалению, подходит к концу.  Давайте подведем итоги нашего урока. Кто помнит, какие цели мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы их достигли? (Если нет, почему, что помешало?)

Я тоже думаю, что мы достигли своих целей. Мне было с вами очень приятно познакомиться и активно поработать. Надеюсь, что вам тоже понравился наше путешествие в школу шпионов. До новых встреч! До свидания!

Подводят итоги урока совместно с учителем

Прощаются

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий

Коммуникативные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Конспект урока по математике на тему «Как найти неизвестный делитель»

Цели урока: учить находить неизвестный делитель; закреплять умение решать уравнения; формировать умения решать задачи с помощью уравнения; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты:

  • Предметные: расширение представления о взаимосвязи действий умножения и деления; выявление взаимосвязей между математическими отношениями, обобщение, формулирование математических закономерностей

  • Личностные: формирование умения проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: раздаточный материал; учебник, тетрадь, канцелярские принадлежности.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Встали, подравнялись. Садимся ровно, спинки выпрямили. И слушаем внимательно меня, ни на что не отвлекаемся. Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Устный счёт (карточка № 1).
    Учитель: ребята, перед вами на парте лежит карточка № 1, возьмите её, прочитайте задание. Что необходимо сделать?
    Ответы детей и выполнение задания.

Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9
          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

Учитель: давайте возьмем два выражения: 8 ∙ 5 = 40 и 42 : 7 = 6. Как данные выражения можно прочитать по-разному?
Предполагаемые ответы детей:
1) 8 умножить на 5 равно 40; произведение чисел 8 и 5 равно 40; первый множитель 8 умножить на второй множитель 5 равно значению произведения 40.
2) 42 разделить на 7 равно 6; делимое 42 разделить делитель 7 равно значению частного 6; частное чисел 42 и 7 равно 6.

  1. Определение темы урока

Учитель: Ребята, возьмите карточку № 2, прочитайте задание.

Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 30 : 3 = 24 : Х = 6

Дети самостоятельно решают выражения в тетради
Учитель: ребята, давайте проверим задание.
Дети называют в любом порядке выражения и их значения.
2∙ 8 = 16; 6 ∙ 7 = 42; 30 : 3 =10
Учитель: молодцы, а скажите, все ли значения выражения вам удалось найти?
Дети: нет
Учитель: почему?
Дети: два выражения содержат Х (неизвестное)
Учитель: верно, два выражения имеют недостаточно данных.
Учитель: В обоих выражениях есть неизвестное число Х. Как называются такие выражения, в которых есть неизвестное число Х?
Дети: такие выражения называются уравнением.
Учитель: верно, это уравнения. А на каком месте стоит неизвестное в обоих уравнениях?
Дети: на втором.
Учитель: да, эти неизвестные стоят на втором месте. А этим неизвестным Х может быть любым числом?
Ответы детей
Учитель: на какое число нужно разделить число 24, чтобы получить 3 в первом уравнении?
Дети, пользуясь таблицей деления, отвечают на вопрос учителя: 24 нужно разделить на 8, тогда получим 3.
Учитель: верно, а при делении числа 24 на 8, число 8 будет стоять на каком месте?
Ответы детей: на втором.
Учитель: а раз число 8 стоит на втором месте то, как оно называется в выражении (24:8=3)?
Дети: это число называется делителем.
Учитель: правильно, а раз число 8 – это делитель, тогда стоящее на втором месте неизвестное число Х в уравнении как будет называться?
Дети: неизвестным делителем.
Учитель: а что мы будем делать с этим неизвестным делителем?
Дети: находить неизвестный делитель
Учитель: ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Дети: нахождение неизвестного делителя.
Учитель: верно, а что вы научитесь делать сегодня?
Дети: мы научимся находить неизвестный делитель.

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: правильно, а для этого нам нужно открыть учебник на странице 28. Ребята, давайте прочитаем тему урока.
Один из детей читает тему урока.
Учитель: посмотрите на задания 65, 66 и 67. Подумайте, что еще мы сегодня научимся делать?
Дети: составлять уравнение с неизвестным делителем, находить его корень.
Учитель: а теперь посмотрите на страницу 29, № 69. Что еще мы научимся делать?
Дети: решать задачи с помощью уравнений.

  1. Изучение нового материала

Учитель: верно, и начнем мы с вами с № 65 устно. (Один из детей читает задание) (На доске записано первое выражение и при определении детьми компонентов деления учитель подписывает название каждого компонента)
Найди значения следующих выражений: 63 : 7 (= 9) 63 : 9 (= 7)

Учитель: прежде чем ответить на вопрос задания, давайте найдем в обоих выражениях делимое, делитель и значение частного.
Дети: в 1 выражении: делимое – 63, делитель – 7, а значение частного – 9. А во втором – делимое – 63, делитель – 9, а значение частного – 7.
Учитель: верно, тогда что же получится, если делимое 63 разделить на значение частного 7?
Дети:. если делимое 63 разделить на значение частного 7, то получится делитель 9.
Учитель: тогда что же получится, если делимое 63 разделить на значение частного 9?
Дети:. если делимое 63 разделить на значение частного 9, то получится делитель 7.
Учитель: какой вывод можно сделать? Что получится если делимое разделить на значение частного?
Дети: если делимое разделить на значение частного, то получится делитель.

Учитель: молодцы, а теперь, пользуясь сформулированным правилом, приступим к № 66.
Один из детей читает задание:
Делимое – 28, делитель – неизвестное число Х, а значение частного – 7. Составь и запиши уравнение. Какое число является корнем этого уравнения?
Учитель: на каком месте стоит делимое? Делитель? Значение частного?
Ответ учеников.
А затем, читавший задание, выходит к доске и записывает составленное им уравнение.

28 : Х = 7

Учитель: как решить данное уравнение? Что необходимо сделать?
Ученик: нужно делимое 28 разделить на значение частного 7.
Учитель: тогда какое число будет являться корнем этого уравнения?
Ученик: корнем этого уравнения будет являться число 4.
Учитель: верно, давайте это запишем следующим образом. (учитель на доске показывает образец записи)
28 : Х = 7
Х = 28 : 7
Х = 4 – корень уравнения
28 : 4 = 7
7 = 7
Учитель: кроме данной записи, у вас у каждого на парте лежат карточки № 3 с образцами записи уравнений на нахождение неизвестного делителя.

  1. Физминутка

    Учитель: а теперь немножко отдохнем, вы повторяете за мной движения.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 2 – нагнулся,  3 – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на  носочки  встать.

  1. Закрепление нового материала

Учитель: а теперь приступим к выполнению № 67. Кто хочет поработать у доски? (если желающих нет, то учитель вызывает сам).
Ученик читает задание и записывает уравнение. Решает его, используя образец.
35 : Х = 7
Х = 35 : 7

Х = 5

– корень уравнения
35 : 5 = 7
7 = 7

Учитель: прочитаем задание к № 68.
Дети самостоятельно читают задание.
Учитель: решим уравнения по образцу самостоятельно у доски (работают 4 человека у доски, остальные самостоятельно, кто понял, или в парах по 2 человека, кому ещё трудно), пользуясь правилом на странице 28. На решение уравнений дается 3-4 минуты.
32 : Х = 8 63 : Х= 9 56 : Х = 7 81 : Х = 9
Х = 32 : 8 Х = 63 : 9 Х = 56 : 7 Х = 81 : 9

Х = 4 – корень ур-я Х = 7 – корень ур-я Х = 8 – корень ур-я Х = 9 – корень ур-я

32 : 4 = 8 63 : 7 = 9 56 : 8 = 7 81 : 9 = 9
8=8 9=9 7=7 9=9



Учитель:
ну что ж, давайте проверим уравнения. (Уравнения проверяются вместе с учителем и соответствующей парой учеников)
Учитель: приступим к решению задачи в № 69.
Дети читают задачу самостоятельно.
Учитель: Прочитайте условие задачи. (во время чтения условия и требования задачи учитель на доске, а дети в тетради, записывают краткую запись к задаче).
Ответы детей
Учитель:
что нам известно?
Ответы детей: что всего было 54 пирожных, и в каждой коробке по 6 пирожных.
Учитель: а что значит в каждой коробке по 6 пирожных?
Дети: в одной коробке 6 пирожных/ то есть их одинаково в каждой коробке по 6 штук.
Учитель: что еще нам дано?
Дети: что эти пирожные раскладывали в коробки.
Учитель: а нам известно, сколько было этих коробок?
Дети: нет.
Учитель: прочитайте требование задачи.
Ответы детей.
Учитель:
что нам необходимо найти?
Дети: сколько получилось таких коробок.

Всего п. – 54 шт.
Всего к. – ? шт.
В 1 к. пир. – 6 шт.

Учитель: на этот вопрос нам нужно с вами ответить. Как авторы учебника просят записать решение к данной задаче?
Дети: с помощью уравнения с неизвестным делителем.
Учитель: запишем «Решение»
Дети записывают в тетради.
Учитель: вернемся к задаче. Что нам неизвестно?
Дети: количество коробок.
Учитель: а каким числом это неизвестное количество коробок можно обозначить, чтобы составить уравнение?
Дети: неизвестным числом Х.
Учитель: правильно, и это неизвестное число Х что будет обозначать в уравнении?
Дети: количество коробок.
Учитель: запишем «пусть Х – всего коробок, тогда»
Учитель: чем будет являться это неизвестное число Х в уравнении?
Дети: неизвестным делителем. (если затруднились ответить, то учитель спрашивает о теме урока) Учитель: верно, вернемся к условию задачи. Пирожных было сколько?
Дети: 56
Учитель: что делали с этими пирожными?
Дети: раскладывали в коробки
Учитель: а количество коробок как мы с вами обозначили?
Дети: неизвестным числом Х.
Учитель: да, и в каждую коробку положили поровну по сколько штук?
Дети: положили в каждую коробку по 6 штук.
Учитель: какое же тогда уравнение можно составить к этой задаче?
Варианты ответов детей.
Запись учителем верного уравнения.
Затем учитель вызывает одного ученика для решения уравнения.
56 : Х = 6
Х = 56 : 6
Х = 9 (коробок)
Ответ: всего 9 коробок.

  1. Итог

Учитель: ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что вам было интересно? А что было трудно?
(Если успеем: на доске уравнение 45 : Х = 5, учитель просит прочитать данное уравнение по-разному)
Оценивание себя:
Учитель: ребята, на партах у вас лежит карточка № 4. Это лесенка. На ступеньках лесенки отметьте, как вы усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – я хорошо усвоил материал и могу самостоятельно выполнить работу.

Карточка № 4

Оцените свою работу на уроке: закрась карандашом ,

1

3

ступень, если – тебе было трудно, ты ничего не понял
2 ступень, если – тебе требуется небольшая помощь
3 ступень, если – тебе было легко, ты понял новую тему и можешь работать самостоятельно.

2

1

  1. Домашнее задание на выбор.

Учитель: ваше домашнее задание на карточках. Кто хочет домашнее задание на «3», подойдите и возьмите карточку № 1, кто хочет домашнее задание на «4», подойдите и возьмите карточку № 2, кто хочет домашнее задание на «5», подойдите и возьмите карточку № 3.
Откройте дневники, запишите домашнее задание: задание на карточке.

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 3

По данной краткой записи задачи составь уравнение. Реши его и запиши ответ к задаче.

Всего рыбок

Число рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

72

х

8


КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 1
Рассмотрите равенства, назовите только верные:
6 ∙ 8 = 49          8 ∙ 5 = 40 5 ∙ 7 = 30 4 ∙ 9 = 36 9 ∙ 3 = 30 8 ∙ 7 = 56
72 : 8 = 9          63 : 7 = 8 81 : 9 = 9 42 : 7 = 6 24 : 4 = 8 18 : 6 = 3

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 2
Найдите значения выражений:
2 ∙ 8 = 24 : Х = 3 6 ∙ 7 = 42 30 : 3 = 24 : Х = 6

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 3 – ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ УРАВНЕНИЯ

28 : Х = 7
Х = 28 : 7

Х = 4 – корень уравнения

28 : 4 = 7
7 = 7

КАРТОЧКА № 4 КАРТОЧКА № 4
Оцени свою работу на уроке Оцени свою работу на уроке

КАРТОЧКА № 4 КАРТОЧКА № 4
Оцени свою работу на уроке Оцени свою работу на уроке

КАРТОЧКА № 4 КАРТОЧКА № 4
Оцени свою работу на уроке Оцени свою работу на уроке

КАРТОЧКА № 4 КАРТОЧКА № 4
Оцени свою работу на уроке Оцени свою работу на уроке

КАРТОЧКА № 4 КАРТОЧКА № 4
Оцени свою работу на уроке Оцени свою работу на уроке

КАРТОЧКА № 4 КАРТОЧКА № 4
Оцени свою работу на уроке Оцени свою работу на уроке

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 1
Найди неизвестный делитель

45 : Х = 9 72 : Х = 8 180 : Х = 10
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________
_________________ _________________ _________________

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 2
Составь уравнения с неизвестным делителем, вычисли корни и запиши их в таблицу.

Делимое

36

42

120

Делитель

х

х

х

Значение частного

4

2

6

Уравнение

Корень

Карточка с домашним заданием № 3

По данной краткой записи задачи составь уравнение. Реши его и запиши ответ к задаче.

Всего рыбок

Число рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

72

х

8

Карточка с домашним заданием № 3

По данной краткой записи задачи составь уравнение. Реши его и запиши ответ к задаче.

Всего рыбок

Число рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

72

х

8

Карточка с домашним заданием № 3

По данной краткой записи задачи составь уравнение. Реши его и запиши ответ к задаче.

Всего рыбок

Число рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

72

х

8

Карточка с домашним заданием № 3

По данной краткой записи задачи составь уравнение. Реши его и запиши ответ к задаче.

Всего рыбок

Число рыбок в 1 аквариуме

Количество аквариумов

72

х

8

Урок математики, 3 класс УМК
«Перспективная начальная школа»

                                                                                  
Акимова Ирина Павловна

                                                                                    
учитель начальных классов

                                                                                     
МАОУ СОШ №40 г. Томска

Тема:
Как найти неизвестный делитель, 3 класс

Цель:
Научить находить неизвестный делитель.

Задачи:

1.
Формировать математическое представление о делимом, делителе и частном.

2. Формировать умение  формулировать тему.

3. Формировать умение работать в паре.

4. Развивать у учащихся интерес к учебному
предмету.

5.Развивать
внимание, память, речь, мышление.

Структура
занятия

Этап

Содержание

Коррекционные
задачи

Орг.
момент

Приветствие
детей, гостей.                           СЛАЙД  1

-Долгожданный
дан звонок,

 Начинается
УРОК!

-Улыбнитесь
друг другу, только улыбка помогает в дружной работе, помогает творить чудеса.


стихотворение о математике).                СЛАЙД  2

Математике учиться

Мы готовы все подряд,

Пусть ночами даже снится

Натуральных чисел ряд.          (Гербеева   Валерия)

Нестандартное решение

Мы сумеем отыскать

Множитель – произведение…

Что тут голову ломать.             (Мазин    Вячеслав)

Раз,  делимое – делитель,

Это факт известен всем,

Но, сегодня, наш учитель,

Проживет без теорем.             (Васильева    Вероника)

Формировать
навыки произвольного поведения (понимание  границ урока, правил поведения на
уроке).

СЛАЙД 
3


Запишите ЧИСЛО – 28 февраля.

                              
Классная  работа.

Чистописание-разминка

СЛАЙД 
4


Найдите закономерность и  продолжите ряд чисел до конца строки:     

50,
45,40,…

-На
какое общее число делятся все эти числа?         (на 5)

Развивать
логическое мышление

Устный
счёт:

СЛАЙД 
5

Проверьте примеры:

(Ученик,
в роли учителя  исправляет  ОШИБКИ).

Развивать
произвольное внимание и слуховое восприятие.

Формировать
словарный запас, развивать умение понимать вопрос и отвечать полным ответом;

СЛАЙД 
6

Решите
задачу:

Во
время экскурсии в первый автобус сели 48 человек, а во второй – на 6 человек
меньше. Сколько человек должно  перейти  из первого автобуса во второй, чтобы
в них пассажиров стало поровну?   (3).

Развивать
логическое мышление

СЛАЙД 
7


Как называются числа при умножении и делении?

Назовите
компоненты.

Определите
порядок названий чисел при делении и умножении:     (множитель, множитель,
произведение;         делимое, делитель, частное).

Формирование
математических представлений при делении и умножении.

Введение
в тему урока. Систематизация знаний, полученных во 2 классе в рамках темы
урока.

СЛАЙД 
8

СЛАЙД
9-10

(пустые)

Для
записи детьми.

– Будет ли верно
равенство, если поменять местами делитель и частное?

    63:9=7                48:6=8


А если нам неизвестен делитель? Сможем ли мы его найти?

(Высказывают
предположения)

– Давайте
проверим, найдя корень уравнения

(учебник:
№ 66-67 стр. 28).


66:

Делимое – 28, делитель – неизвестное число Х, а значение частного – 7.

Составь и запиши
уравнение.

Какое число
является корнем этого уравнения?


67
:
Как найти делитель, если известны делимое и значение частного?

Выполни
вычисления.               

35:Х=7

Проверь
правильность выполнения с помощью деления.

(Работа
ученика у доски, остальные в тетрадях)

Формировать
умение формулировать тему урока, понимание того, чем предстоит заниматься на
уроке.

Формировать
математическое представление: Делимое, делитель, частное.

 Развивать
внимание, речь.

Формулирование
правила.

Сравнивают свои
предположения и результаты решений с правилом в учебнике:

Чтобы найти
неизвестный делитель, нужно делимое разделить на значение частного (стр. 28).

Итог работы с
заданиями

вывод:

В любом
равенстве, отвечающем операции деления, можно менять местами делитель и
значение частного, сохраняя истинность самого равенства.

Теоретическим
обоснованием этого факта  можно считать оба правила о взаимосвязи действий
умножения и деления. 

Формировать
умение выделить главное и сформулировать правило нахождения делителя.

Физ. минутка

«РАЗ, ДВА, ТРИ,
ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ»

СЛАЙД 
11

Раз, два, три,
четыре, пять,

Мы умеем
отдыхать.

Приподнялись,
чуть присели

И соседа не
задели.

А теперь
придется встать,

Тихо сесть,
начать писать.

Снятие
статического напряжения.

Закрепление
и первичная проверка знания (взаимопроверка)

Учебник
№ 68 стр. 28

(самостоятельная работа в тетради):

Даны
уравнения:

I вариант:
32:Х=8; 63:Х=9

II вариант:
56:Х=7; 81:Х=9

Меняются
тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

Развивать
навыки самоконтроля и взаимопроверки

Наглядная
проверка решения задачи

СЛАЙД
12

СЛАЙД 
13

Учебник
№ 70 стр. 29      


Сформулируй задачу по краткой записи:

Всего
цветков

Число
букетов

Число
цветков в одном букете

45

?

5

(работа
в тетради и у доски)

Возможный
вариант задачи:

Когда из 45 цветов составили несколько букетов, то в каждом букете оказалось
по 5 цветков. Сколько получилось букетов?


Составьте уравнение:   (45:Х=5)

Найди
корень этого уравнения. Запиши ответ сформулированной задачи.

Учитель
предлагает сделать наглядную проверку решения задачи на интерактивной доске.

(Дети
раскладывают букеты по вазам).

Умение
работать с таблицей, формулировать  задачу, составлять уравнение по краткой
записи.

Развивать
логическое мышление.

Д.
задание

СЛАЙД 
14

Домашнее
задание.

-Тетрадь
для самостоятельной работы.

№ 
42, 43 стр.19.

Рефлексия

СЛАЙД 
15


Назовите тему нашего урока?


Что мы делали в рамках темы?


Какое правило мы использовали при нахождении неизвестного делителя?


Что было самым трудным?


Кто помог преодолеть трудность, кого из одноклассников поблагодарите за
помощь?


Спасибо за урок!   

МАТЕМАТИКА – наука,

Замечательная  штука,

Будем, будем изучать,

Математику на «ПЯТЬ».

Развитие
памяти, навыков самооценки.

Развитие
речи

Главная цель урока: познакомить с правилом
нахождения неизвестного делителя при делении с
остатком.

Образовательные цели:


  • повторить способы записи частного;
  • повторить названия компонентов действия
    деления;
  • повторить правило нахождения неизвестного
    делителя при делении нацело;
  • составить формулу нахождения неизвестного
    делителя при делении с остатком;
  • формировать умение сравнивать, выделять
    главное;
  • учить устанавливать причинно-следственные
    связи, обобщать, делать выводы;
  • закреплять вычислительные навыки;
  • закреплять решение текстовых задач на деление с
    остатком;
  • формировать умение целенаправленно работать в
    парах.

Воспитательные цели:


  • воспитывать умение слушать одноклассников,
    высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
  • воспитывать интерес к математике.

Развивающие цели:


  • развивать рефлексию.

Оздоровительные цели:


  • профилактика утомления, нарушения осанки.

Оборудование:


  • карточки с числами;
  • схематическое изображение темы урока;
  • формула нахождения неизвестного делителя при
    делении с остатком;
  • распечатки для самостоятельной работы;
  • карточки с условными знаками для проведения
    рефлексии;
  • индивидуальные текстовые карточки для
    проведения рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок

– Сегодня у нас много гостей на уроке.
Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот
видите, и они вам улыбнулись. В классе стало уютно
от ваших улыбок.

2. Чистописание.

На доске написана цифра 9.

– Сегодня на уроке мы с вами будем повторять
написание цифры 9.

– Напишите три цифры.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что все
три цифры написали каллиграфически верно,
поставьте на полях тетради знак плюс, если нет –
знак минус.

3. Актуализация знаний.

“Разминка для головы и рук”

– Что движется быстрее скорости света?

– Мне интересно будет сегодня на уроке
наблюдать, как движутся ваши мысли. Не прячьте их.

18 : 9 2 27 : 9 3

– Что записано на доске?

– Прочитайте выражения разными способами.

– Найдите закономерность записи чисел и
выражений.

– Какое деление выполнили?

– Продолжите закономерность до конца строчки.

– Что общего во всех выражениях?

– Как найти неизвестный делитель?

– Найдите компоненты действия деления.

– Какой компонент неизвестен в первом примере?

На доске представлена таблица. У каждого
учащегося на парте карточка с числом, которое
является значением одного из выражений. Всем
учащимся необходимо выполнить устные вычисления
и прикрепить свою карточку в нужное место
таблицы. Примеры решаются по порядку, карточки
прикрепляются по мере решения примеров.

Разминка закончилась.

4. Сообщение темы и задач урока.

– Теперь нам надо узнать тему нашего урока.

На доске открывается схематическое
изображение темы урока.

– Какое деление сегодня мы будем выполнять на
уроке?

– Какие компоненты при делении с остатком умеем
находить?

– Какой компонент будем сегодня учиться
находить?

– Задача нашего урока составить формулу
нахождения неизвестного делителя при делении с
остатком.

5. Этап “открытия” нового знания.

На доске открывается запись.

– Подумайте, как мы будем находить неизвестный
делитель?

– Можем ли мы использовать формулу нам уже
известную?

– Почему?

– Давайте уберём остаток. Как это сделать?

86 – 5 = 81

– Теперь можем воспользоваться уже известной
нам формулой?

– Воспользуйтесь.

81 : 9 = 9

– Проверьте себя.

9 · 9 + 5 = 86

– Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос
урока?

– Как найти неизвестный делитель при делении с
остатком?

На доске открывается формула нахождения
неизвестного делителя при делении с остатком.

в = (а – ч ) : с

– Откройте учебники на стр. 61, найдите №122.

– Используя данную формулу, вставьте числа в
“окошки”.

– Считайте устно и комментируйте свой ответ.

6. Физкультурная минутка.

1) И.п.- сидя за партой, руки за голову. 1-2-руки
вверх, потянуться; 3-4-И.п.

2) И.п.- сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки
на пояс. 1-2- наклон вправо; 3-4 – И.п. То же влево.

3) И.п. – сидя за партой. 1-2- встать, выпрямиться;
3-4 – И.п.

7. Закрепление пройденного материала.

– Что мы будем делать дальше на уроке, ведь на
главный вопрос урока мы дали ответ?

– Зачем нам тренироваться в решении примеров на
нахождение неизвестного делителя?

Учащиеся получают карточки для
самостоятельной работы.

– Найдите неизвестный делитель. Закройте
окошки.

– Выполненную работу передайте члену своей
пары. Оцените работы.

– При выполнениеиработы без ошибок, передайте
члену пары карточку со знаком плюс. При ошибках в
вычислениях передайте карточку со знаком минус.

– Покажите карточки.

На доске открываются значения выражений,
представленные на карточках.

6   7   8   15   19   14

– А теперь сравните свои результаты с
результатами на доске.

– Если результаты совпали, оставьте карточку со
знаком плюс, если нет, верните ее обратно члену
пары, который проверял вашу работу.

– Покажите карточки.

8. Повторение.

– Откройте учебник на стр.64.

– Прочитайте задачу № 28.

– Как вы думаете, почему именно данная задача
включена в урок?

– Что в задаче известно?

– Что значит “по 6 банок тушёнки”?

– Что надо узнать?

– Можем сразу ответить на вопрос задачи?

– Почему?

– Как узнать?

– Теперь можем ответить на поставленный вопрос?

– Что для этого нужно сделать?

– А как письменно оформить нашу мысль?

– Что мы записали?

– Прочитайте, как рассуждали при решении данной
задачи Миша и Маша.

– С чьим рассуждением совпадает наше?

– Кто прав: Маша и мы или Миша?

9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Инструктаж его выполнения.

– Оцените себя и покажите, кто может
самостоятельно в домашнем задании найти
делитель при делении с остатком?

Учащиеся показывают карточки с условными
знаками: +,-, ?.

– Кому необходимо пользоваться формулой при
решении примеров на нахождение неизвестного
делителя при делении с остатком?

Учащиеся показывают карточки с условными
знаками: +,-, ?.

– В домашнем задании я предлагаю вам составить
примеры на деление с остатком с неизвестным
делителем. Напечатайте примеры, используя
компьютер. У вас получатся карточки для
самостоятельной работы. Мы будем использовать их
на следующих уроках.

-Урок окончен. Ваши мысли двигались
действительно быстрее скорости света. Мне было
интересно и комфортно на уроке.

– А как вы ощущали себя на уроке?

Каждый учащийся работает с индивидуальными
текстовыми карточками

– Выберите утверждение. Отметьте галочкой.

Ощущал себя на уроке:

  • хорошо;
  • уверенно;
  • смело;
  • гордо;
  • комфортно;
  • глупо;
  • неуверенно;
  • испуганно;
  • сердито;
  • грустно.

Спасибо.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Тема урока: «Правила нахождения неизвестного делителя и делимого».

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом нахождения неизвестного делимого и делителя;

Закрепить знания табличного умножения;

Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группах и

парах.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием,

девиз урока на доске « Маленькие удачипуть к большой победе»,

оценочный лист.

Класс разделен на 3 группы, в каждой группе есть свой контролер. За каждый этап урока

выставляется отметка в оценочном листе.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Внимание, звонок!

Начинаем мы урок.

Какой предмет?

Математика.

II. Психологический настрой.

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и садитесь.

На доске карточка с девизом урока:

« Маленькие удачипуть к большой победе»

Как вы понимаете смысл этого выражения?( …)

В чем мы уже добились успеха?( Дети перечисляют некоторые, наиболее успешно

изученные темы)

Как на уроке мы будем продвигаться к победе? ( Узнавать чтото новое, выполнять

различные задания и т.п.)

А что нужно знать, чтобы узнавать новое?( Повторить, что мы уже знаем)

Вы будете повторять все, что вы знаете?( Нет, мы повторим только те знания, которые

нам могут помочь при открытии новых знаний).

Как вы будете узнавать новое?( Будем стараться узнавать новое самостоятельно)

А тогда мое присутствие на уроке необходимо?(Да, вы нам будете помогать)

II. Устный счет.

а) математическая разминка:

Один, два, три, четыре, пять…

Начинаем мы решать!

Ты умеешь или нет?

Мой вопрос, а ваш ответ.

На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев, 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей?

Почему?

Все ученики 3 класса умеют плавать. Светлана учится в этом классе. Умеет ли она

плавать или нет? Почему вы так думаете?

В школьном саду росли деревья: 14 груш и 8 яблонь. Сколько всего килограммов яблок

и груш собрали школьники с деревьев осенью?( Её решить нельзя, потому что в ней не

хватает числовых данных)

Можно ли ее решить? ( Да, если изменить вопрос)

Какой? (Сколько деревьев посадили школьники?)

Молодцы! С этой работой справились хорошо.

б) математический диктант:

А сейчас хочу проверить,

Знаешь ли, ты таблицу умножения?

Для начала уточним:

Числа, что мы умножаем,

Как их точно называем?

Результаты умноженья

Это….

Каждому ученику дается карточка с заданием, которую выполняют самостоятельно.

Карточка

1. Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42?________

2. Запиши значение произведения 9 и 3._________________

3. Увеличь 7 в 6 раз._______________

4. I-множитель – 8, II множитель5. Найди произведение._____________

5. По 4 взять 3 раза. Запиши равенство.________________

Проверка: обмениваются карточками и проверяют друг друга по образцу на обратной

стороне карточки.

Оценивание: На каждом этапе урока идет оценивание результатов своей

деятельности. Консультант каждой группы высказывает свое мнение, как работал

каждый ученик, затем учащиеся в рабочей тетради на полях выставляют отметки по

критериям: «5» если работа выполнена самостоятельно и без ошибок; «4»если

работа выполнена верно, но была помощь консультанта; «если работа

выполнялась совместно с консультантом.

А вот это вам заданье

На вниманье!

Может трудно или нет

Но прошу вас дать ответ!

в) Используя « опорные» равенства, вставьте числа в окошки.

5 . 2 = 10 4 . 3 = 12 6 . 3 = 18

10 : = 5 12 : = 3 18 : = 6

10 : = 2 12 : = 4 18 : = 3

( по одному ученику от каждой группы выходят к доске и выполняют задание,

остальные в тетради записывают равенства своей группы)

Объясните, что помогло вам выполнить это задание?( Правило нахождения

неизвестного множителя).

Проверка: по образцу с доской

Оценивание: в оценочном листе выставляют отметку за устный счет.

III. Физминутка.

Отвлекитесь на минутку!

Выходи на физминутку!

Раз мобильник, два мобильник!

Пейджеры, пейджеры!

На крутом автомобиле

Рейнджеры, рейнджеры!

Мотоциклы, мотоциклы,

Пальчики, пальчики!

Нука дружно,

Нука вместе,

Девочки, мальчики!( имитируют движения а проговариванием)

IY. Постановка проблемы.

1)Задание на новый материал.

На доске записаны выражения:

27 : 3 = 9 63 : 9 = 7

3 9 = 9 7 =

27 9 = 63 7 =

Используя « опорные» равенства, определите, какие пропущены числа и

математические знаки в « окошках».

( обсуждение в группах)

Вы смогли выполнить это задание? Почему? В чем затруднение, если оно возникло?

Значит, какой возникает вопрос?

Y. Поиск решения.

Прочитайте, какие у вас получились выражения.

Скажите, мы раньше решали такие равенства?

Какое действие выполняли во 2м равенстве? Что находили?

Какое действие выполняли в 3м равенстве? Что находили?

Кто же догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? ( На доске открывается

тема урока: « Правило нахождения неизвестного делимого и делителя»).

Но чтобы правильно их находитьнужно обязательно знать правило.

Задание группам: Сформулируйте правило нахождения делимого и делителя.

После ответов учащихся делается общий вывод:

Если делитель умножить на значение частного, то получим делимое.

Если делимое разделить на значение частного, то получим делитель.

Откройте учебник и проверьте свои выводы.

Оценивание: в оценочном листе каждый ученик выставляет себе отметку, как он

понял новый материал.

YI. Самостоятельная работа.

А последнее заданье

Уж как требует старанья!

Примените свои знанья,

И получишь ты признанье.

Составьте по этому правилу столбики равенств для выражений и запишите их в

тетради ( № 153)

( для слабых учащихся раздаются карточкипомощницы)

Проверка: взаимопроверка.

Что помогло вам правильно выполнить это задание?

Оценивание: отметьте свои знанья и уменья в оценочном листе.

YII. Итог урока.

Под каким девизом работали на уроке?

Были удачи на уроке? Какие?

Достигли цели урока?

Сегодня мы с вами ещё на один шаг продвинулись в своем обучении.

Что вам помогло в продвижении в своем обучении?

Что вам помогло в продвижении в своем обучении?

YIII. Рефлексия.

Как бы вы отметили работу в своих группах?( выслушиваются 12 ученика)

Оцените лично свою работу на уроке.( Отмечают в оценочном листе)

Как вы думаете, на следующем уроке пригодятся новые знания?

Для этого нужно дома выучить правило.

IX. Домашнее задание.

Т Правило с. 49

№155, Iвариант (а,б,в)

IIвариант ( г,д,е)

Печатная тетрадь № 77.

В мире жить, мои друзья,

Без математики нельзя!

Правила учи, старайся,

Не ленись, а занимайся.

А сейчас звенит звонок,

Вот и кончился урок!

Список используемой литературы:

Е.Л.Мельникова, Проблемнодиалогические уроки в начальном звене, М.,2006

Е.Л.Мельникова, Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:

Пособие для учителя.М., 2006

О.В.Перекатьева, Викторины, конкурсы в начальной школе: Кто хочет стать

отличником? 3изд.Москва:ИКЦ «МарТ»,2005.

Т.А.Бугримова, Математика.3 класс: Поурочные планы( по учебнику

Н.Б.Истоминой),Учитель,2004

Н.Б.Истомина, Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных

учреждений.Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

Б.А.Кордемский.Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение, 1981.

Добавить комментарий