ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ
ТЕМА «КАК НАЙТИ РАБОТУ»
КЛАСС 7
Цели урока:
Обучающая: продолжить работу по формированию представлений учащихся о рынке труда и занятости, о качествах и умениях работника, которые ценятся работодателями; продолжить работу по формированию понятий «работник», «работодатель», по созданию представления о некоторых секретах успешной карьеры, начиная с шагов, которые необходимо предпринять при поисках работы и поведения на рабочем месте; подвести учащихся к составлению списка рекомендаций, позволяющих подготовиться к устройству на работу.
Развивающая: продолжить работу по формированию следующих умений: умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, моделировать и разрешать проблемы трудоустройства экономического, правового, филологического характера, способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности, формировать профессиональные интересы.
Воспитывающая: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – видеть в окружающей действительности экономическую сторону; умение использовать принятые в современном мире правила и этику делового общения; осознание недопустимости нарушения авторских прав.
ТИП (ВИД) УРОКА урок-практикум
Когда человек оказывается в ситуации поиска работы, он должен предпринять ряд шагов для достижения своей цели. Поиск вакансий, составление резюме, прохождение собеседования – все это является обязательными составляющими процесса поиска работы. У нас с вами сегодня урок-практикум. Как вы думаете, что сегодня мы будем с вами делать на уроке?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос учащихся:
1. Перечислите профессиональные качества потенциального работника, которые заинтересуют работодателя?
2. Перечислите личные качества потенциального работника, которые заинтересуют работодателя?
3. Назовите, каким образом и из каких источников мы можем получить информацию о потенциальной работе?
1. Работа по группам:
В мире огромное количество профессий, которые можно разделить на всевозможные классификации. На прошлом уроке вам было предложено выполнить опережающее задание по группам: подготовить информацию о трех категориях профессий – 1 группа – опасные профессии, 2 группа – востребованные профессии, 3 ряд – устаревшие профессии.
Опасные профессии
1. Шахтёр
2. Спасатель МЧС»
3. Шофёр
4. Полицейский
5. Солдат
6. Журналист
7. Политический деятель
8. Предприниматель
9. Лётчик
10. Инкассатор
11. Врач
12. Сапёр.
Востребованные профессии
1. Инженер
2. Специалист в области сервиса
3. Маркетолог
4. IT-специалист
5. Торговый представитель
6. Бухгалтер
7. Юрист
8. Строитель
9. Менеджер по персоналу
10. Врач
11. Финансовый аналитик
12. Менеджер по туризму
Устаревшие профессии
1. Бурлак
2. Генерал-прокурор
3. Дворский
4. Инстигатор
5. Ключник
6. Лакей
7. Медник
8. Оруженосец
9. Подёнщик
10. Трубочист
11. Фискал
12. Ямщик
Схема ответа:
1. Характеристика профессии (чем занимается); 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста; 3. Требования к проф. подготовке.
2. Какие профессии востребованы в Белгородской области? Сообщение педагога-психолога Е.Н. Зотьевой о прошедшей ярмарке профессий для школьников.
3. Работа по группам: оцените достоинства и недостатки различных способов поиска работы.
Способы поиска работа |
достоинства |
недостатки |
|
1 ряд |
Объявления в газете, интернете |
||
2 ряд |
Центр занятости |
||
3 ряд |
Бюро по подбору персонала |
4. Работа с материалами объявлений о вакансиях
Оцените предложенные объявления о вакансиях с точки зрения полноты информации и предпочтительности для соискателя работы.
Газетные объявления.
1.
Организация приглашает на работу: Оператора, учеников оператора станков с ЧПУ. З/п по итогам собеседования. Обращаться: тел./факс в Белгороде 22-**-16, 8-920-***-38-93 |
(недостаток объявления в том, что не указано название и адрес предприятия, что затрудняет сбор информации о деятельности и имидже фирмы, нет конкретики в уровне оплаты труда, соц. гарантиях и пр.)
2.
Устал от нищеты? Замучило безденежье? От 500 рублей за час работы!!! Без особых усилий!!! Звони 8-889-***-47-69, спросить Василису. |
(Скорее всего, данное объявление является каким-либо обманом со стороны нечестных людей: абсолютно никакой информации о предприятии, за исключением не вызывающего доверия сотового телефона и имени, слишком завышена оплата труда и пр. и пр.)
3.
ООО «Экстра Продукты» приглашает на работу:
Уровень оплаты: у менеджера и продавцов оклад 4000 руб. + % от выручки Сетевой администратор не менее 7000 рубл. + премии. Полный пакет соц. гарантий. Наш адрес: г. Белгород ул. Щорса д.14. Тел. 32-**-40. (Автобусы 13,15,17,… до ост. Водстрой) |
4.
Белгородский цент занятости населения извещает о наличии вакансий
на предприятии ООО «Зорька» в г. Старый Оскол. Оплата труда от 25000 руб. в месяц. Полный пакет соц. гарантий, места в общежитии, свой профилакторий, оздоровительный детский лагерь. За справками обращаться в Белгородский цент занятости населения по адресу г. Белгород, пр-кт Б.Хмельницкого 137, тел 34-**-59 или резюме по E-mail: [email protected] |
(Преимущество 4 объявления перед третьим очевидно, даже отсутствие адреса Старооскольского предприятия не столь важно – полную информацию о предприятии можно получить в заслуживающем доверии Центре занятости, но захочет ли менять местожительства работник – это уже субъективная причина.)
5. Подготовка к собеседованию:
Выберите тот набор одежды для женщины, который, по вашему мнению, произведет хорошее впечатление на работодателя:
джинсы
кроссовки
спортивный костюм
юбка-мини
блузка
вечернее платье
платье
брюки-клеш
классические брюки
галстук / косынка
туфли на высоком каблуке
туфли с каблуком в 2 см
сарафан
пиджак
юбка длиною до колен
Выберите тот набор одежды для мужчины, который, по вашему мнению, произведет хорошее впечатление на работодателя:
пиджак
джинсы
кроссовки
спортивный костюм
коричневые туфли без шнурков
черные туфли со шнурками
однотонный галстук
бабочка-галстук
классические брюки
кожаные брюки
пестрая жилетка
футболка
красная рубашка
светло-голубая рубашка
шорты
смокинг с белой рубашкой
5. Ролевая игра «Собеседование с работодателем»
Работа по парам: один – работодатель, другой – претендент на работу. Составьте деловой диалог.
Примерный список вопросов:
1. Что интересует Вас в этой работе?
2. Почему Вы ушли с прежней работы?
3. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
4. Опишите себя, используя 5 слов.
5. Какие ваши планы на будущие пять лет?
6. Какой Вы видите свою карьеру?
7. Сколько времени у Вас займет дорога на работу, как Вы будете добираться?
8. С чего предполагаете начать на новом рабочем месте?
9. Укажите свои недостатки?
10. Как у Вас со здоровьем?
11. Почему Вы выбрали именно эту профессию?
12. Что другим людям в вас нравится?
13. Какие ваши самые важные достижения?
14. Что вам в себе нравится?
15. Что вы умеете?
6. Работа по заполнению опросника «Определение профессиональных склонностей» (см. Приложение 1).
Рефлексия
Что было интересно |
Что вызвало затруднения |
Хочу = могу = надо????
Приложение 1
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
1 |
а |
б |
в |
|||
2 |
а |
б |
в |
|||
3 |
а |
б |
в |
|||
4 |
а |
б |
в |
|||
5 |
а |
б |
в |
|||
6 |
а |
б |
в |
|||
7 |
а |
б |
в |
|||
8 |
а |
б |
в |
|||
9 |
а |
б |
в |
|||
10 |
а |
б |
в |
|||
11 |
а |
б |
в |
|||
12 |
а |
б |
в |
|||
13 |
а |
б |
в |
|||
14 |
а |
б |
в |
|||
15 |
а |
б |
в |
|||
16 |
а |
б |
в |
|||
17 |
а |
б |
в |
|||
18 |
а |
б |
в |
|||
19 |
а |
б |
в |
|||
20 |
а |
б |
в |
|||
21 |
а |
б |
в |
|||
22 |
а |
б |
в |
|||
23 |
а |
б |
в |
|||
24 |
а |
б |
в |
|||
Сумма баллов |
Обработка результатов.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Опросник «Определение профессиональных склонностей»
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 – склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Воспитательное занятие «Я ищу работу, работа ищет меня».
“Труд избавляет человека от трех главных зол:
скуки, порока и нужды”.
Вольтер.
Цель: научить воспитанников находить работу разными способами.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с доступными способами поиска работы.
2. Развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.
3. Воспитывать партнерские отношения.
Методы: Словесные-опрос, объяснение, беседа; Практические– элементы сюжетно-ролевой игры; Наглядные — использование раздаточных материалов, мультимедийная презентация.
Оборудование: Мультимедийный проектор, поясняющие таблицы, газеты с объявлениями о работе, 3 тематические картинки.
Словарь: соискатель, вакансия, работодатель, кадровое агентство, резюме.
Ход занятия.
– Здравствуйте, ребята! В настоящее время многие из вас являются учащимися выпускных классов, студентами техникумов и многие из вас уже примерно определились со своей будущей профессией.
Итак, представьте себе, что вы уже получили образование и собираетесь устраиваться на работу.
Кто-то из вас уже пробовал искать работу? Как вы это делали?
Каждый человек желает найти хорошую работу. Для этого нужно использовать как можно больше способов поиска работы.
Тема нашего занятия «Я ищу работу». Сегодня мы с вами рассмотрим разные способы поиска работы, узнаем о их достоинствах и недостатках; попробуем поискать работу разными способами, и узнаем, как не попасться на удочку к недобросовестным работодателям.
Словарная работа.
При поиске работы вам встретятся такие слова, давайте определимся с вами что они обозначают.
Работодатель – это физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Т.Е это человек или организация, которая предоставляет работу за определенную плату.
Соискатель – человек, который занимается поиском рабочего места, это человек, который претендует занять свободную вакансию на том или ином предприятии.
Вакансия. (в переводе с латинского – пустующий) – наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник.
РЕЗЮМЕ. Это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Способы поиска работы. (Достоинства, недостатки)
Какие вы знаете способы поиска работы?
- СМИ (газеты, телевидение).
Для кого поиск работы через газету будет эффективен?
Читать газеты, публикующие вакансии, – универсальный способ поиска работы. В них есть работа для всех, но в основном это вакансии рабочих профессий.
Следует покупать разные выпуски газет так как информация постоянно обновляется. Также имеет смысл покупать несколько различных газет, так как там могут разнообразная информация вакансиях.
В газетах можно не только посмотреть объявления о вакансиях, но и:
- разместить свое мини-резюме (объявление о поиске работы);
- найти информацию по повышению квалификации или переобучению;
- прочитать статьи-консультации квалифицированных экспертов по вопросам поиска работы;
- получить разнообразную справочную информацию.
- Интернет ресурсы.
Один из самых популярных на сегодняшний день сайтов для поиска работы – это hh.ru.
На этом сайте каждый человек, претендующий на какую-либо вакансию, должен оставить свое резюме. Ваше резюме будут рассматривать не только те компании, в которые вы подали запрос, но еще и те, которые заинтересуются вашей кандидатурой.
Затем следует найти те предложения, которые заинтересуют вас больше остальных, и откликнуться на них. Такой современный способ поиска работы облегчает задачу как специалистам, так и руководителям.
Но у такого подхода есть не только плюсы, но и минусы.
Личного общения с руководителями или менеджерами вы не получите. Ознакомиться с условиями работы будет возможность только при собеседовании. А ведь часто для людей большую роль играет заработная плата. В объявлении она может быть одной, а на деле совсем другой. И в итоге получается, что человек тратит много времени на собеседования, которые ему совершенно неинтересны.
Но все же плюсы, несомненно, есть. Вас могут заметить те, кому интересна ваша кандидатура. Запрос вы можете получить не только из своего города, но и из соседних областей.
Самостоятельно мониторить работу в большом городе очень сложно. Так что для человека из провинции, благодаря подобным серверам, вполне реально записаться на собеседование в столицу или же в другой крупный город.
- Кадровые агентства.
Способы поиска работы через Интернет очень удобные, но не всегда они помогают найти свое место под солнцем. И тогда на помощь приходят агентства.
Такие заведения занимаются тем, что подбирают идеальные кандидатуры на ту или иную вакансию.
Обращаясь за помощью в специализированное бюро, вы точно будете уверены, что та работа, которую вам предложат, не окажется очередной аферой.
Агентства проверяют работодателей и кандидатов. Поэтому вопреки распространенному мнению, одним из способов поиска работы и трудоустройства должно быть агентство. Оно получает свои деньги заслуженно, так как дает гарантии на предоставляемые услуги.
Агентства бывают разными. Одни берут деньги за услуги с людей, ищущих работу. Их называют агентствами по трудоустройству.
Другие просят работодателей компенсировать их расходы по поиску нужного специалиста. Их называют фирмами по подбору персонала.
При работе с агентством сразу поинтересуйтесь платные ли их услуги.
- Биржа труда.
Не хотите искать работу самостоятельно, или у вас нет денег, чтобы платить агентству?
Тогда один из способов поиска работы – это биржа труда.
Обращение в центр занятости своего района может стать первым шагом в поиске работы: это значительно сэкономит ваше время. Там не только помогут найти временную или вторую работу, но и могут предложить устроиться на учебу. Также вы сможете получить бесплатную консультацию юриста, психолога, социального работника.
Конечно, встать на нее может не любой желающий, а только тот, кто еще не работал, или же тот, кого уволили. Если вы ушли из компании по собственному желанию, дорога на биржу вам закрыта. Но всех остальных там ждут с распростертыми объятьями.
- Ярмарки вакансий.
Если вы перепробовали уже все методы и способы поиска работы, но попытки успехом не увенчались, то можете посетить ярмарки вакансий. Они ежегодно проходят в каждом городе.
На таких мероприятиях можно найти работу по любой специальности. Если вы врач, косметолог, строитель или же библиотекарь, смело идите на ярмарку вакансий.
На подобных мероприятиях можно получить подробную информацию о большинстве крупных и средних городских компаний. У каждого посетителя будет возможность пообщаться с менеджерами или же с руководителями компаний.
Сразу можно будет пройти что-то вроде мини-собеседования. Вы сможете задать любые вопросы и получить вразумительные ответы.
Не нужно будет долго задерживаться у одного столика. Вы можете обменяться контактами и пообещать прислать резюме.
Если вы действительно заинтересуетесь какой-либо вакансией, то можете сразу записаться на полноценное собеседование.
- Прямое обращение на предприятие (к работодателю).
Стоит рассмотреть и такой метод поиска работы. В крайнем случае можно проехаться по офисам компаний, где вы хотели бы работать и оставить там свое резюме. Но лучше попасть на собеседование к руководителю или кадровому инспектору и представить свою кандидатуру в лучшем свете.
Если вы получили приглашение на собеседование, то несколько следующих советов можете взять на заметку:
• Возьмите с собой все документы, которые могут понадобиться, а также ручку и чистую бумагу;
• Все документы и их копии уложите в приличную папку, на которой вы можете написать свою фамилию и телефон, по которой с вами можно связаться;
• Перед собеседованием хорошо выспитесь;
• Ваша одежда должна выглядеть так, как принято в организации, в которую вы идете, а если вы этого не знаете, ваша одежда должна быть достаточно официальной, но не броской, без экстремальных аксессуаров;
• Не забудьте про вежливость, говорите спокойным тоном, будьте внимательны.
- Во время собеседования вы должны убедить работодателя в том, вы нужны данной, конкретной организации и доказать почему именно вы.
Именно собеседование является хорошей возможностью показать свои самые лучшие качества.
- Знакомства и рекомендации.
Один из способов поиска работы – это трудоустройство через связи.
В нашей стране люди часто устраиваются на работу таким образом. Если у вас есть кто-то из знакомых в администрации, на бирже труда или же в какой-то крупной компании, то смело обращайтесь к нему. Стесняться тут не стоит.
Человеку не составит труда найти вам подходящее место, а вам оно будет нужно.
Думаете, у вас нет связей? Они есть у каждого. Взрослый человек, который отучился в школе и в вузе, может найти знакомых через знакомых. Поговорите со своими друзьями и одноклассниками.
Возможно, у кого-то из их знакомых есть место, которое для вас смогут придержать. Не бойтесь обратиться к своим учителям или наставникам. Студенты не всегда могут найти хорошее место без опыта работы, а преподаватели могут помочь им решить проблему. Вспомните про своих коллег или друзей.
Почему такой способ трудоустройства работает лучше других? Знакомые знают вас и в курсе того, что вы компетентный специалист. Именно так вы и будете представлены руководству фирмы. И когда у директора предприятия будет возможность взять проверенного человека или же искать кого-то, кто может не подойти, то он сделает выбор в пользу вас.
Практическая работа №1
Работа с материалами объявлений о вакансиях.
1. группа ищет по объявлениям в газетах. Рабочие профессии: каменщик, повар, автомеханник, столяр, автослесарь, маляр-штукатур, ветеринар, лесник, врач,
2 группа ищет по интернет сайтам. По г Назарово, Красноярску.
Студенты ищут вакансии по своей специальности!!!
Вакансии |
Требование к соискателю |
Опыт работы |
Условия |
Зарплата |
Контакты |
Количество вакансий в Назарово |
Вывод: лучше не пользоваться услугами таких объявлений, потому что рискуем попасть в ситуацию, которая может угрожать жизни и здоровью.
8 ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ПОИСКА РАБОТЫ
Как вы понимаете данные высказывания?
- Никто вам ничего не должен, за получение работы нужно бороться.
- Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела.
- Чем больше времени вы потратите на определение своих возможностей, тем выше ваши шансы.
- Стремитесь к той работе, которую вы больше всего хотите.
- Чем больше людей знают, какую вы хотите работу, тем лучше.
- Работодатель стремится нанимать победителя- преподносите себя как подарок судьбы.
- Занимайтесь поиском нового места работы 40 и более часов в неделю.
- Вы можете получить сотни отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи, рано или поздно вы добьетесь успеха.
Существуют следующие трудности поиска работы (слайд):
Обычно тем, кто долгое время безуспешно ищет работу, рекомендуют проанализировать главные причины, мешающие ее получить, и принять для себя решение: устранить их или обойти.
- отсутствие вакансий.
- недостаточный уровень профессиональной квалификации.
- отсутствие достаточного опыта.
- возраст.
- здоровье.
- пониженная самооценка
- психологическая замкнутость.
Знание своих сильных сторон, которыми вы обладаете, которые востребованы и ценятся на рынке рабочей силы, позволит вам не только укрепить уверенность в себе, но и умело «подать себя» работодателю, произвести на него благоприятное впечатление.
Осознавая свои сильные стороны, вы снимаете психологические ограничения к поиску вариантов трудоустройства, преодолеваете неуверенность в себе.
Предлагаю вам принять участие в игровой ситуации, связанной с трудоустройством.
Продолжите фразу:
- Я ищу работу и начну с.написания резюме, поиска и подачи обьявления, посещения службы занятости, посещения ярмарок вакансий.
- Чтобы меня взяли на работу, надо произвести впечатление человека воспитанного, грамотного, образованного, профессионала …
- Если меня берут на желаемую работу только при условии, что я оплачу курс дополнительного обучения, то я откажусь …
- Во время беседы с работодателем я буду говорить о своих достоинствах, способностях
- В объявлении о приеме на работу я обращу внимание, прежде всего на требования, условия работы, зарплату.
- Если мне отказали в приеме на работу я …не расстроюсь и продолжу поиск работы.
- Если меня полностью устраивает предлагаемая работа, но родители или близкий человек категорически против …попытаюсь убедить родственников в правильном выборе.
На этом наше занятие заканчивается. Надеюсь, что вы узнали много полезного и это поможет в дальнейшем преодолеть все трудности при поиске работы.
Желаю вам смело и уверенно шагать по жизни. Ставить цели, добиваться их. Преодолевать препятствия, возникающие на вашем пути. Быть счастливыми и успешными.
Тема:
Как найти работу.
Цели: Познакомить воспитанников с
доступными для них способами поиска работы. Коррекция внимания, памяти внимания
через игры.
1. Организационный
момент
Игра “Профессии”
Цель игры: я называю профессию, а вы
на последнюю букву этого слова называйте другую профессию. Например, повар –
рыбак – кондитер.
2. Основная часть
В современном мире насчитывается
около 40 тысяч профессий, и вам надо будет в свое время выбрать одну, которая
станет для вас делом жизни.
Что такое профессия? (ответы
детей).
Профессия – вид труда, который требует от
человека определенной подготовки, знаний и умений.
На данном этапе вы уже получаете
определенные знания и умения, на уроках труда – изучая столярное и швейное
дело.
Где будете продолжать обучение
после школы? – ПТУ.
А после окончания ПТУ, что
планируете делать? – Работать.
Но прежде нужно трудоустроиться.
Как это сделать? – (Искать хорошую
работу).
Какой в вашем представлении должна
быть работа, чтобы ее можно было назвать хорошей? (ответы детей).
Хорошая работа:
1. Достойно оплачивается.
2. Комфортные условия труда.
3. График работы.
4. Дружный коллектив.
5. Современное оборудование,
инструменты.
Далее мы поговорим о доступных вам
способах поиска работы, которая бы отвечала требованиям, записанным выше.
Кто из вас знает, куда можно
обратиться в поисках работы? (ответы детей)
1. Для начала нужно обратиться
центр занятости населения своего города.
(Это местное определение службы
занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости,
которое оказывает государственные услуги населению в сфере занятости).
Здесь вы можете бесплатно
проконсультироваться у социального работника, найти постоянную или временную
работу. Кстати, на временную работу стоит соглашаться, это и приработок, и
новый опыт, новые люди, а значит и новые возможности.
2. Отдел кадров на предприятиях,
учреждениях.
Самые неожиданные предприятия,
расположенные в вашем районе, могут нуждаться в вашей профессии.
Давайте рассмотрим наш микрорайон.
Какие учреждения есть в микрорайоне 2а, где мы проживаем? (магазины, школа, почта,
сберегательный банк…)
3. Объявления в газетах, журналах,
реклама на радио и ТВ.
Предлагаю поиска работы по
объявлениям в газете. (практическая деятельность детей)
4. Сообщение знакомых, друзей,
соседей, которые работают и могут дать информацию о свободных рабочих местах.
Мы рассмотрели несколько способов
поиска работы. Выбрали подходящую для себя работу.
Что дальше.
Во всех случаях в первую очередь
вам придется общаться с работодателем по телефону или лично. Об этом мы
поговорим на следующих занятиях.
А сейчас я хочу предложить вам
пословицы: Работайте в парах обсуждайте, как вы её понимаете.
1. Взялся за гуж, не говори, что не
дюж.
2. Дело мастера боится, а иной
мастер дела боится.
3. Не боги горшки обжигают.
4. Тому не стыдно, чью работу
видно.
5. Глядя на чужую работу сыт не
будешь.
Итоги:
Назовите самые распространенные
методы поиска работы.
Выбирая себе профессию или учебное
заведение, не забывайте, что любой труд почетен. Авторитет человека
определяется не должностью и характером работы, а отношением к делу и конечным
результатам.
Япония
считается страной трудоголиков. Более
шестидесяти процентов своего времени японцы проводят на территории офиса. Также
именно в Японии распространено такое явление, как сон посреди рабочего дня или
даже совещания. Этим трудолюбивый рабочий показывает, как сильно он устал,
потому что много работает и мало спит дома.
В
ходе занятия вы узнаете об этапах поиска работы и типичных ошибках при поиске
работы.
Поиск
работы – это процесс, совокупность действий, а как мы знаем, любой процесс
будет гораздо более успешным, если его реализации предшествует планирование, а
сам процесс разбивается на понятные этапы.
От
того насколько проработан план зависят затраты времени и средств на поиск
работы, вероятность устройства на работу.
Давайте
подробно разберём этапы подготовки.
Первый
этап. Постановка цели.
Результат
поиска работы во многом зависит от того, как сформулирована ваша профессиональная
цель. При постановке цели поиска работы нужно соблюдать следующие правила:
цель
должна быть конкретной: например, кем и за какую заработную плату работать;
цель
должна быть измеримой: например, срок реализации;
цель
должна быть достижимой и реалистичной: соблюдайте разумный баланс между тем,
что вы хотели бы получить в идеале, и тем, на что у вас есть шансы
рассчитывать. Трудностью в этом случае может стать собственная самооценка,
определение своей востребованности и ценности как специалиста;
цель
должна быть ориентированной на результат: зачем вам нужна работа.
Перейдём
ко второму этапу. Это сбор информации о ситуации на рынке труда.
Вам
необходимо знать, какое количество интересных для вас вакансий предлагает
кадровый рынок, а также какие требования выдвигают работодатели по уровню
образования, опыту, квалификации. Определиться, какого типа компании более
привлекательны: зарубежные или российские, государственные или частные,
крупные, средние или малые.
Где
же можно получить это информацию? Существует несколько источников информации
о вакансиях:
государственные
центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий;
средства
массовой информации (газеты, радио, телевидение, интернет);
кадровые
агентства;
знакомые,
родственники;
потенциальный
работодатель.
Нужно
помнить, что далеко не все объявления достоверно описывают условия будущей
работы, приукрашивая или умалчивая о деталях.
Третий
этап. Подготовка профессиональной информации для работодателя. Составление
резюме.
Резюме
– это самохарактеристика специалиста на одной
странице; описание его сильных сторон, представляемая в организацию при поиске
работы.
Резюме
– это первый и самый главный источник информации о потенциальном работнике. От
того, что в нём написано, зависит, пригласит ли вас работодатель на собеседование,
возьмёт ли на работу. Ознакомление с резюме занимает немного времени, как
правило, менее одной минуты. Поэтому сведения, содержащиеся в нем, должны быть
представлены таким образом, чтобы сразу привлечь к себе внимание.
Рассмотрим
стандартный пример резюме, графы которого обязательно
должны
заполнены.
Личные
данные. ФИО, дата рождения, контактная информация (телефоны, адрес электронной
почты).
Цель.
В данном пункте обычно формулируется должность, на которую вы претендуете. Например: соискание должности продавца-консультанта или
соискание должности секретаря.
Образование.
Указывается основное образование. Необходимо указать годы обучения, название
учебного заведения, факультет, специальность.
Опыт
работы. В данном разделе представлены сведения о вашем трудовом опыте. Для
работодателя или сотрудника кадрового агентства удобнее, если они расположены в
обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего.
Профессиональные
навыки. Данный пункт подразумевает перечень тех знаний и умений, которые Вы
приобрели в ходе своей профессиональной деятельности.
Знание
иностранных языков. Вы указываете все иностранные языки и степень (в
совершенстве, свободно, разговорный, базовый), в которой вы ими владеете.
Владение
компьютером: Данный пункт содержит сведения о ваших навыках работы на ПК
(пользователь, опытный пользователь, программист), а также программах, средах,
языках, базах данных, с которыми вы работали.
Дополнительная
информация. Здесь вы сообщаете те сведения, которые считаете необходимым
донести до работодателя: наличие водительских прав, личного автомобиля,
загранпаспорта, возможность командировок. Сюда можно также включить интересы и
увлечения и личные качества, также допустимо выделить их в отдельный пункт.
Проблемным
моментом в резюме может оказаться наличие пробелов в карьере, непрофильное
образование. Для отдельных вакансий информация и оформление в резюме должны
полностью соответствовать требованиям, предъявляемым работодателем.
Четвёртый
этап. Информирование потенциальных работодателей о себе.
Как правило, это самый длительный и самый трудный этап во всём процессе поиска работы.
Размещение резюме на сайтах с вакансиями может быть выполнено за день, а потом
необходимо ежедневно просматривать все вакансии.
Пятый
этап. Прохождение собеседования.
Собеседование
может быть
Отсеивающее
– из всех соискателей выбирают реальных кандидатов. Это есть это
предварительный разговор, после которого приглашаются на следующее
собеседование);
Отборочное
– это решающая беседа, к которой работодатель оценивает квалификацию, цели,
решимость, энтузиазм. Это самое подробное и всеобъемлющее собеседование;
Групповое
собеседование – его проводит группа лиц для того, чтобы выявить поведение
соискателя в напряжённой обстановке. Это, как правило, собеседование с
реальными кандидатами на рабочее место.
Что
же нужно делать, чтоб собеседование прошло успешно? Для этого существует ряд
правил.
Во-первых,
заранее подготовьтесь к вопросам на собеседовании. Чаще всего они довольно
типичны, и варьируются в зависимости от желаемой позиции и специфики компании.
Основными темами, на которые с вами будут беседовать это:
рассказ
о себе;
рассказ
о прошлом месте работы;
информация
о вашем образовании и профессиональных достижениях;
ваши
сильные и слабые стороны;
почему
выбрали именно эту компанию;
кем
вы видите себе через 5–10 лет.
Во-вторых,
важен ваш внешний вид. Он должен быть деловым и опрятным.
Третий
пункт – это ваши профессиональные навыки. Удостоверьтесь, что знаний хватает
для работы на выбранной позиции, не преувеличивайте свои силы, но и не
принижайте себя. Будьте откровенны, но всегда думайте о том, какое впечатление
на потенциального работодателя произведёт ваше следующее высказывание.
При
прохождении собеседования важно не волноваться. Если вы не можете преодолеть
робость, сходите на пару собеседований «ради опыта». Будьте уверены в себе и
своих силах, говорите громко, чётко и не торопитесь. Если вас пригласили на
интервью – значит, вы интересны компании.
Докажите,
что вы личность, у которой есть собственное мнение, но в то же время вы в
состоянии выслушать точку зрения других и найти в ней свои плюсы и минусы.
Шестой
этап поиска работы – это проведение переговоров об условиях работы.
Если
вы получили предложение работы, то постарайтесь очень аккуратно выяснить все
интересующие вас моменты. Чем полнее и правильнее будет представление о предлагаемой
работе и её условиях, тем легче вам будет в дальнейшем.
Обсудите
все детали предстоящей работы, а не только заработную плату: профессиональные
задачи, полномочия и ресурсы для их достижения, формулировку должности и
непосредственные обязанности, своё место в структуре компании, критерии оценки
своего испытательного срока. Не забудьте про условия труда: уточните график,
режим работы, правила относительно переработок, условия по командировкам и
работе в выходные. Помните, обо всем нужно договариваться до того, как вы
приступите к работе. В процессе внести изменения можно, но значительно сложнее.
Поиск
работы напоминает игру по заданным правилам. Любая креативность в этом процессе
только приветствуется, но все же существуют и заранее неверные стратегии,
способные завести далеко от ожидаемого результата. Чтобы трудоустройство не
затянулось надолго и увенчалось успехом, необходимо знать, какие же типичные
ошибки могут подстерегать соискателя на этом пути.
Ошибки
в резюме. Работая над своим резюме, не поленитесь перепроверить его на наличие
грамматических и стилистических ошибок. Уточните правильность названий
компаний, в которых работали, и учебных заведений, которые закончили.
Отсутствие
контактов. Нередко в состоянии волнения соискатель забывает указать свои
контактные данные либо допускает в них ошибку. В результате работодатели,
заинтересовавшиеся резюме, так и не смогут связаться с его автором.
Поиск
работы только по одному источнику. Давно миновали времена, когда поиск работы
можно было вести только по одному источнику: например, используя
специализированные газеты. Сейчас этот способ может рассматриваться только в
качестве дополнительного, но никак не подменяет собой использование Интернета,
обращение в кадровые агентства и поиски внутри своего профессионального круга.
Скорейших результатов добьётся тот, кто использует все доступные ему каналы.
Несколько
резюме на разные должности в одну и ту же компанию. Резюме, в котором его автор
«и швец, и жнец и на дуде игрец», как правило, вызывает у рекрутёров сомнения в
том, что кандидат действительно является специалистом в своей профессиональной
области.
Ложная
скромность кандидата. Нередко соискатели не могут ответить на вопрос о
своих сильных сторонах, чем вызывают недоумение у потенциальных работодателей.
Вопрос «Почему мы должны выбрать именно вас?» способен ввести в ступор большую
часть кандидатов. Однако многие рекрутёры резонно полагают: если претендент не
может достойно презентовать себя, как он сможет продать товар или провести
сложные переговоры с клиентом? Будьте готовы рассказать о своих достижениях на
предыдущих местах работы или учёбы.
Неумение
отказываться от неподходящей работы. Нередко, уже пройдя большую часть
собеседований, соискатель понимает, что эта работа ему не подходит по каким-то
значимым причинам: территориально неудобное расположение, низкая зарплата,
неинтересный функционал, несоответствие его профессиональным навыкам или
психологическим особенностям. Цель собеседований – не только произвести
положительное впечатление на будущего работодателя, но и самому собрать
максимум информации.
А
сейчас предлагаем вам пройти тест и узнать, насколько вы решительны.
Ведь решительность играет важную роль в процессе поиска работы. Перед вами 4
двери, выберите одну из них и узнайте результат.
Если
вы выбрали первую дверь, вы решительный человек. Меняете своё решение
только в исключительных случаях и под давлением серьёзных обстоятельств. В
остальных случаях вас невозможно уговорить отступить от принятого решения.
Вторая
дверь – вы меняете своё решение, если для этого есть
разумные причины. Вы не любите отвоёвывать свои интересы, часто уклоняетесь от
конфликтов. Кроме того, вам не нравится брать на себя ответственность.
Выбор
третьей двери говорит о том, что вы человек настроения. Бываете упрямы и
проявляете бескомпромиссность. В то же время можете легко уступить или отложить
решение вопроса, если находитесь в благоприятном расположении духа.
Если
вы выбрали четвёртую дверь, вы крайне решительная личность. Умеете
быстро принимать решения и немедленно воплощать их в жизнь. Вы никому не даёте
шанса отговорить вас изменить или отложить то, что уже делаете.
Итак,
вы узнали о технологии поиска работы. В качестве практикума, изучите ещё раз
пункты составления резюме и составьте своё собственное.
Цели:
- обучающая: дать представление о формах поиска работы;
познакомить с видами документов, необходимыми для трудоустройства и
особенностями их оформления; научить учащихся умению правильно вести себя на
собеседовании; - воспитательная: формирование чувства уверенности в себе;
- развивающая: развитие навыков делового общения.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд –
лекция.
Вид учебной деятельности: групповое, индивидуальное.
Вид контроля: фронтальный опрос, выполнение практических заданий.
Методы обучения: беседа, объяснение, ролевая игра.
Оборудование: ПК, проектор; раздаточный материал – приложения 1,2,3.
Ход занятия
1. Мозговой штурм.
Вопрос учащимся: Какие имеются возможности у подростков для получения работы?
– Учащиеся называют варианты трудоустройства, которые, по их мнению, подходят
для данного возраста. Определить совместно с учащимися, где и как можно найти
работу.
Назвать тему и цели занятия.
2. Объяснение нового материала:
2.1. Формы поиска работы могут быть разнообразными. (Слайд “Формы
поиска работы”). Например, личные контакты с фирмами – по газетным
объявлениям, по телефону, через знакомых. Также имеются и другие пути поиска
работы – через специалистов, занимающихся кадровыми проблемами. Это могут
быть центры труда и занятости или кадровые агентства. Безработный может подать и
собственное объявление о поиске работы. Сейчас происходит бурный рост
информационных возможностей Internet в сфере трудоустройства. Лучше
воспользоваться информационно-поисковой системой Rambler. Ёе адрес: http//WWW.rambler.ru
/ (раздел “Работа”). В “Центре труда и занятости” нашего города установлен
информационно-сенсорный терминал, который дает информацию о вакансиях, пособиях,
а также справочную и юридическую. (Слайд “Информационно-сенсорный терминал”.)
Не следует считать, что нестабильность рынка труда характерна только для
нашей страны в силу трудностей нынешнего переходного периода. Изменения идут
повсеместно и нарастающим темпом. Практически ни в одной стране человек не может
быть абсолютно уверен в сохранении имеющейся работы. Трудно даже специалистам
предсказать перспективы развития рынка профессий. Поэтому главное сейчас –
правильный подход к поиску работы и психологический настрой.
2.2. Этапы получения работы. Процесс получения работы можно разбить на
четыре основных этапа, каждый из которых обязателен. (Слайд “Этапы получения
работы”).
Прежде всего, необходимо поставить перед собой определенную реальную цель.
В результате выполнения этого этапа вы должны будете четко представлять, какую
работу и на каких условиях вам следует искать. Правильная формулировка цели –
это уже 25% успеха.
Следующие 25% приходятся на выяснение того, как и где искать нужную Вам
работу, подготовку информации о себе и доведение информации до
потенциальных работодателей. Результатом второго этапа является получение вами
приглашения на собеседование.
Ещё 25% успеха приходится на третий этап, который заключается в
собеседовании и сопровождающих его испытаниях (например, тестировании)
Результатом этого должно стать полученное вами приглашение на работу.
Четвертый этап, т.е. оставшиеся 25%, включают в себя обсуждение и
заключение трудового контракта, прохождение испытательного срока и
зачисление в постоянный штат организации. Только после этого можно говорить, что
цель достигнута. Результат этого этапа – действительное получение работы, а не
испытательный срок “на птичьих правах”.
2.3. Как правильно определить цели в поиске работы. Для того чтобы
правильно и реально определить свои цели в поиске работы, вам необходимо знать,
на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования,
какая предполагается оплата труда. Читайте местную и центральную прессу,
смотрите передачи телевидения и слушайте радио, анализируйте объявления и
расспрашивайте знакомых.
При этом нужно быть психологически готовым к вполне возможным неудачам и,
получая очередной отказ, настойчиво предпринимать новые и новые попытки. Если вы
способны к этому, то долго без работы не будете.
Великий изобретатель Эдисон провел около 600 экспериментов с различными
материалами для того, чтобы создать нить накаливания для электрических ламп.
Представьте себя на его месте. Неудача, неудача и опять неудача. И так сотни
раз. Но Эдисон мог правильно воспринимать неудачные попытки и имел достаточный
запас психологической прочности для новых и новых экспериментов. Эдисон стал
известным и богатым человеком. Стойко воспринимайте свои неудачи, извлекайте из
них уроки, запасайтесь терпением и настойчивостью – и вы обязательно добьетесь
успеха.
Определим восемь правил, о которых следует помнить при выборе работы и
поиске рабочего места (Слайд “Восемь правил…”):
- Никто Вам ничего не должен, в том числе и дать работу. За получение
работы нужно бороться. - Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами
ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке
труда. - Чем больше времени вы потратите на определение того, чем Вы выделяетесь
из массы других людей, которые могли бы выполнить ту же работу, тем выше
Ваши шансы. - Ни в коем случае не принимайте решений, исходя только из того, что
доступно. Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую
больше всего хотите. - Если Вы определили для себя, какую работу ищите, объясните это всем. Чем
больше глаз и ушей помогает Вам, тем лучше. - Организации стремятся набирать победителей: преподносите себя как
подарок судьбы их фирмам. - Оставшись без работы, занимайтесь поисками нового места 40 или более
часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто умеет её упорно искать. - Настройтесь на то, что Вы можете получить сотни отказов. Это нормально.
При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи и, в
какой-то из следующих попыток Вы добьетесь успеха.
2.4. Пути достижения успеха на рынке труда. Вы товар на рынке труда.
Товару требуется реклама. Одно из самых мощных средств самомаркетинга на рынке
труда – хорошее резюме, CV (“си-ви”, curriculum vitae –
жизнеописание). Самая важная цель его написания – воздействие на
работодателя, привлечение внимания к вам в тот момент, когда его читают в первый
раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1–2 минуты. Ваша цель
– добиться того, чтобы читающий захотел с вами встретиться. Помните, что
написанный вами текст определит в какой-то мере стиль и форму предстоящего
собеседования, поскольку собеседник исходит из предложенной вами информации.
Всегда ли нужно составлять резюме? Не всегда – ведь это ваше личное дело. Но,
хорошо составленное резюме полезно, прежде всего, для вас, тем самым Вы
приводите в порядок свое представление о себе как о специалисте и о своих целях
в поиске работы.
Итак, резюме – это текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А-4 и
доводящий до сведения работодателя, почему из всех претендентов на вакантную
должность он должен выбрать именно вас. Резюме должно удовлетворять следующим
требованиям. (Приложение 1.) (Обсуждение
требований с опорой на слайд “Требования к резюме”).
Разъяснение основных блоков резюме, их функциональное и смысловое значение с
опорой на слайд “Резюме (план)”. (Приложение 1.)
Резюме также может включать: краткое описание квалификации и опыта работы;
сведения об общественной деятельности; указание членства в профессиональных
объединениях; упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или
его можно считать серьезным личным достижением); сообщение о военной службе;
указание готовности к разъездам и смене места жительства; указание готовности к
работе с ненормированным рабочим днем; сведения о рекомендациях. (Слайд “…+ к
резюме”.)
Направляя свое резюме потенциальному работодателю или посреднику, желательно
снабдить его сопроводительным письмом. Хорошо составленное письмо привлекает к
вам интерес и является удобной отправной точкой для последующих личных
контактов.
Практическая работа. Составление резюме по образцу (Слайд “Резюме
(образец) Хафизовой А.А.”) (Приложение 2.)
2.5. Подготовка к встрече с работодателем.
Первым шагом в подготовке к собеседованию является “сбор информации”. Как
можно больше узнайте о фирме или учреждении, в которое вы планируете наниматься.
Если возможно, посетите организацию, и вы увидите, как выглядит офис
организации, как одеты сотрудники. Возможно, все увиденное вам не понравится.
Другим важным компонентом подготовки к собеседованию является правильная
подготовка документов. Какие документы, необходимы при устройстве на работу?
(Опора на слайд.)
Необходимые документы: паспорт, диплом об образовании и трудовая книжка (если
есть), а так же:
- Заявление на имя директора предприятия с просьбой о принятии на работу.
- Автобиография, в которой кратко представлена общая информация об
отдельных этапах жизни кандидата на вакантное место. - Копии документов, подтверждающих квалификацию на настоящее время
(свидетельства об окончании учебных заведений, характеристики от прежних
работодателей и др.)
Набор документов показывает, чем та или иная кандидатура отличается от
других. Документы молодых начинающих специалистов, которые состоят из
свидетельств об окончании школы, дипломов и стандартных автобиографий, часто
воспринимаются, как “пустые” листы. Поэтому для представителей фирмы важны любые
указания на прохождение производственной практики, работу во время каникул и
иные занятия. Решающим для достижение успеха в поиске работы имеет внешний вид
подаваемых документов.
Поэтому при устройстве на работу необходимо предоставлять аккуратные и хорошо
оформленные документы. Очень важным для создания благоприятного впечатления о
Вас является внешняя привлекательность подаваемых документов.
Как правильно оформлять документы.
(Пояснение с опорой на слайд.)
- Представлять только необходимые для приема на работу копии документов
(за исключением копий свидетельств). - Все копии должны иметь формат А4.
- Используйте простую белую бумагу.
- Слева и справа страницы оставлять поля по 3–4 см.
- Чаще делайте абзацы в тексте.
- Заявление должно быть написано чисто и без ошибок.
- В документах не должно быть опечаток, подтирок, орфографических ошибок,
загнутых углов страниц.
Автобиография. Для начальников отдела кадров автобиография является
важнейшим документом, который помогает быстро ознакомиться с кандидатом. И,
основываясь на ней, после личного собеседования получить представление о будущем
сотруднике.
Автобиография.
(Пояснение с опорой на слайд.)
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Семейное положение:
Профессиональное обучение (образование):
Предыдущие места работы:
Опыт профессиональной деятельности:
При написании автобиографии следует ограничиться кратким изложением.
Во многих учреждениях, при устройстве на работу, требуют от кандидата
заполнить личную анкету. Содержание анкет разных фирм отличаются друг от
друга, а также определяется постоянно меняющимся положением на рынке труда.
Практическая работа. Написание автобиографии (Приложение
2).
2.6. Собеседование. (Слайд “Собеседование”.) Важным
моментом в любом собеседовании, как человек выглядит, во что он одет, так как
первое впечатление о человеке запоминается надолго. Поэтому следует отнестись
внимательно к своей внешности и тщательно подготовиться к появлению на
собеседовании. Одежда не должна быть броской. Не должно быть небрежности,
кандидат должен быть опрятным и ухоженным.
Следует быть очень пунктуальным. Не должно складываться впечатление о том,
что кандидат очень торопился и пришел “весь в поту”.
Вы должны тщательно спланировать время своей поездки до места собеседования,
и оставить, по крайней мере, 10 минут свободного времени для освоения в новой
обстановке, мысленно сосредоточиться и подготовиться к ответам на ожидаемые
вопросы. Любые оправдания – “автобус сломался”, “не смог найти улицу…” – создают
неблагоприятные впечатление о кандидате. Это следует помнить.
Задача любого собеседования – определить, принесет ли пользу будущее
сотрудничество для обеих сторон. В процессе личной беседы идет активный обмен
информацией. Как работодатель, так и кандидат задают вопросы друг другу, с
помощью которых они пытаются выяснить важные для них моменты.
Чаще всего работодатели задают стандартный перечень вопросов, поэтому для
кандидата важно продумать заранее ответы на “дежурные” вопросы. (Приложение
3.) (Слайд “Типичные вопросы к кандидату на вакантную должность”.)
При собеседовании должен внимательно выслушать собеседника и ни в коем случае
не прерывать его. Следует помнить, что некоторые руководители говорят неохотно и
много. Кандидат может дополнить их высказывания лишь в тех случаях, когда хочет
дать понять, что вполне знаком с излагаемой проблематикой и уже выполнял
подобные задачи на практике. Дружелюбное отношение кандидата в ходе всего
собеседования являются важной предпосылкой для того, чтобы он произвел на
собеседника приятное впечатление. Ему не следует демонстрировать свое
недовольство, если беседа протекает не так, как он бы того хотел. Такое
поведение ему лишь на пользу.
3. Практическая работа: ролевая игра “Беседа с работодателем”.
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
- Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками
с открытыми глазами. 25–30 секунд. - Исходное положение – сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами,
надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30–40 секунд. - Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводите взгляд с
дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30–45 секунд.
4. Подведение итогов: Что нового вы узнали? Чему научились? Было ли это
для вас полезным? Что осталось не ясным? не понятным? Что бы вы хотели еще
узнать по пройденной теме?
5. Домашнее задание. Доработать резюме.
Литература.
- Технология. Профессиональный успех. 10–11 классы: учеб. Для общеобраз.
Учреждений / [А.В.Гапоненко и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. –
6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – с. 134–139. - Образовательная область Технология. Профессиональное самоопределение.
Учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ “Школа”.2003, с. 71–75. - Методические материалы учебного курса профессиональной ориентации
учащихся старших классов общеобразовательных школ. Образовательная программа
“Твое профессиональное призвание”. По заказу Министерства труда и занятости
РТ, с. 65–82.