Конспект урока как составить инструкцию

Конспект урока (внеурочная деятельность) 7-е классы

Учитель: Алдушина Лариса Сергеевна

Тема: Составление инструкции, алгоритма.

Цель урока: Приобретение теоретических знаний в области алгоритмики, составления инструкций.

Задачи урока:

  1. Образовательная: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов и инструкций, их свойств, способов составления.

  2. Развивающая: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

  3. Воспитательная: показать связь данной темы с практикой; формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие. Позитивный настрой. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Прослушайте текст. О чем в нем говориться? На что похож этот текст?

Как ухаживать за цветком гибискус?

1.     Содержите цветок в  хорошо освещенных помещениях с ярким солнечным светом.

2.     Летом постоянно поливайте гибискус.

3.     Зимой полив сократите, но не допускайте пересыхания.

4.     С весны и до осени гибискус подкармливайте минеральными удобрениями, смешивая их с коровьим навозом, один раз в неделю.

— Что такое инструкция? Подберите синонимы к этому слову.

Инструкция – свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь.

Сегодня поговорим о разнообразных событиях – привычных и сложных, но имеющих нечто общее.

Рассмотрим ряд задач:

  • распланировать свой день;

  • испечь торт;

  • как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;

  • решить задачу на компьютере;

  • тронуться с места на автомобиле (велосипеде);

Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?

Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.

III. Сообщение темы, цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над текстами, в которых даются советы, разъяснения (то есть инструкциями), научимся составлять инструкции и алгоритмы.

VI. Изучение нового материала.

Инструкция — указание о порядке и способах выполнения какой-либо работы, пользования машиной, прибором и т. п, алгоритм порядка действий, последовательность проведения вычислительных операций, способ нахождения искомого результата.

Инструкция – подзаконный правовой акт, издаваемый в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государственного органа. В широком понимании этого слова – это может быть указание технического порядка (правила пользования механизмом или способ выполнения какой – либо технической работы и др)

Инструкция является документом, в котором изложены правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности и отношений учреждений, должностных лиц, например:

“Инструкция о порядке разработки…”, “Инструкция о внедрении…”

Различают ведомственные и межведомственные инструкции. К ведомственным инструкциям относятся инструкции, обязательны для системы одного ведомства (министерства). Ведомственные инструкции бывают: должностные; по технике безопасности; по эксплуатации оборудования и др.

— Приведите примеры текстов-инструкций. Например: рецепт для изготовления лекарств, который выписывает врач для фармацевта, инструкция загрузки компьютера, инструкция пользования электроприбором, рецепт приготовления напитка или блюда.

— А где вы еще пользуетесь инструкциями? (Во время игр, изготовление различных поделок, решения задач, уравнений, подготовке к переводу, работы над ошибками и т. п)

Вывод. Чтобы правильно выполнить работу, следует придерживаться последовательности выполнения действий (т.е. инструкции). А если хотим чему-то научить других, то самим составлять порядок выполнения задания.

Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.

Алгоритм обладает следующими свойствами.

  1. Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.

  2. Детерминированность (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. При этом каждая команда алгоритма входит в состав системы команд исполнителя.

  3. Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.

  4. Результативность требует, чтобы в алгоритме не было ошибок, т.е. при точном исполнении всех команд процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи результат (ответ).

  5. Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи. Пример: алгоритмы «Решение квадратного уравнения», «Приготовить бутерброд».

Тип алгоритма определяется характером решаемой (в соответствии с его командами) задачи.

Типовые конструкции алгоритмов:

  • Линейная.

  • Циклическая.

  • Разветвляющаяся.

Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Циклический – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Совокупность повторяющихся действий – тело цикла.

Разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Условие – выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» (ветвь «да») или «ложь» (ветвь «нет»). Возможна полная и неполная форма ветвления.

Физкультминутка.

V. Закрепление материала

Прочитайте образец инструкции.

Составьте свою инструкцию по выполнению домашнего задания.

Рассмотрите образец алгоритма.

Составьте свой алгоритм: Написание не с глаголами.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

«Открытый микрофон». Закончи предложения.

1. Сегодня на уроке я узнал….

2. Мне было трудно …..

3. Мне понравилось…., не понравилось…

4. На уроке мне не хватало…

Домашнее задание. Посмотрите дома инструкции к лекарствам, по работе с техникой и т.д.

Развитие речи. Создание текста-инструкции

Ц е л ь: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение» ,раздаточный материал (тексты инструкций и памяток), презентация.

Материалом урока являются упражнения 550—552.

 На доске проблемный вопрос:

Что такое инструкция?

                                                                                                                                                                                                   Ход урока:
1. Оргмомент.  
2. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы опять будем писать сочинение, а значит совершенствовать свою устную и письменную речь. 
Одно из ваших домашних заданий было составить инструкцию по выполнению домашнего задания. Сегодня нам предстоит освоить принципы построения текста-инструкции и его составление.

  3.Актуализация знаний:
Как вы понимаете, что такое инструкция?
Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Что же объединяет все эти тексты?

Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять. 

4. Работа с готовым текстом-инструкцией.

У вас на столе лежит образец текста-инструкции. Прочитайте первый текст.

– Найдите в первом тексте глаголы повелительного наклонения.

– Что выражают глаголы повелительного наклонения? (просьба, совет)

– Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в тексте? ( главную).

– В какой части предложения стоят глаголы? В начале

  План написания инструкции

  1. Что необходимо приготовить для работы.

  2. Порядок действий.

6. Обобщение знаний о роли глагола в инструкции:
  Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод: 

  • важную роль играют глаголы повелительного наклонения.

  •  стоят в начале предложения (1,2 место)

  •  употребляются в одной форме 

7. Упражнения творческого характера:

Что ещё необходимо знать и уметь при написании письма-инструкции? 
Прочитаем второй текст и оценим его.(ученики обнаруживают ошибки – нарушен порядок действий)
 “Как приготовить борщ”

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1.Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель

2.пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

3.Налейте воды в кастрюлю.

4. Ждите пока свариться суп.

5. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

-Восстановим правильный порядок действий, я вам помогу

 “Как приготовить борщ”

1 вариант.

Для приготовления борща вам понадобятся следующие продукты: мясо, свекла, картофель, капуста, лук.

1. Налейте воды в кастрюлю.

2. доведите воду до кипения. Когда вода закипит, положите мясо.

3. пока варите мясо, почистите свеклу, картофель.

4. Когда сварите мясо, положите в кастрюлю капусту, лук, свеклу, картофель.

5. Ждите пока свариться суп.

Так что же ещё необходимо знать и уметь?
Вывод: 
Надо чётко знать и выполнять порядок действий (1,2,3…)

– Найдем в этом тексте глаголы, укажем наклонение.
9. Работа с раздаточным материалом.
 Прочитаем третий текст.

Перед вам инструкция по изготовлению табурета.

-Чем она отличается от первых двух?

– А что указывает на порядок действий?

– Какие слова помогут указать порядок действий? (ответы учеников: сначала, потом, затем, после, наконец и т.д.)

Порядок действий помогут указать такие слова, как сначала, потом, затем, после, наконец и т.д. Чтобы речь была красивой, следует избегать повторов.

10. Обобщение знаний о тексте-инструкции:
Итак, что надо помнить, чтобы написать письмо- инструкцию? 
… (опорой служит информация, накопленная на доске в течение урока)

Несколько уроков назад мы с вами писали сочинение-рассуждение. Перед написанием сочинения мы с вами составляли план, по которому делали работу.

Для написания текста инструкции, нам он так же понадобиться.

Еще раз перечитайте все тексты, которые перед вами лежат и составьте план.

– Что же самое главное в тексте-инструкции?

– Из каких частей состоит текст-инструкция?

План написания инструкции:

1. Что необходимо приготовить для работы.

2. Порядок действий.

3. Вывод( не всегда)

12. Самостоятельная работа:
Я вам предлагаю написать свою инструкцию « Как выучить стихотворение». Употребив глаголы в форме повелительного наклонения.
  Помните, выражать свои мысли надо правильно и точно. 
  Сказать правильно – значит по правилам русского языка.
  А сказать точно – значит лучше, полнее выразить свою мысль.

16. Задание на дом: Слова орфографического тренинга П.78.
17. Итог урока:
1. Сегодня на уроке я научился …, понял…
2. Было трудно…
3. Было интересно…

Тема:
Создание текста-инструкции

Цель урока: Обучение деловой речи.

Задачи урока:

Образовательные:

создать
условия для формирования у детей представления о деловой речи;

– создать условия
для формирования понятия «текст-инструкция»;

– создать
дидактические условия для ознакомления обучающихся с особенностями
«текста-инструкции»: его основными частями и характеристикой содержания каждой
части;

– создать условия
для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать
с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.

Развивающие:

– создать условия
для развития познавательного интереса к языку путём привлечения занимательного
материала, проблемных ситуаций;


способствовать развитию осознанных языковых  умений;

– способствовать
развитию логического мышления, воображения, восприятия, речи, расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные:

– прививать любовь к родному языку;

– воспитывать
интерес к изучению предмета, желание учиться и делать открытия;

– воспитывать
умение слушать других.

Формируемые УУД:

Личностные:


высказывать своё мнение;

– проявлять интерес к изучаемой теме;

определять
и выполнять общие для всех правила поведения;


устанавливать
связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?);


оценивать свою деятельность;


понимать факторы успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

управлять
своим настроением;

-определять
и формулировать цель деятельности на уроке;

– понимать, принимать и сохранять учебную задачу;


под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;


оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности, стремиться их преодолеть;


выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:


оценивать работу одноклассников;


слушать и понимать речь других;


строить понятные для партнёра высказывания;


вступать в сотрудничество с учителем и
одноклассниками;


участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

-уметь
определять уровень усвоения учебного материала;


понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;


осуществлять поиск необходимой информации;

-читать
тексты, выявлять их смысл;


находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя приобретенные на
уроке знания;


работать по предложенному плану;

– делать выводы.

Тип урока: урок
открытия новых знаний.

Форма урока:
урок-исследование.

План
урока:

1.                
Организационный
момент. Настрой на урок.       2 мин.

2.                
Актуализация
знаний.                                         3 мин.

3.                
Введение
в тему урока.                                        6 мин.

4.                
Постановка
темы и задач урока.                          2 мин.

5.                
Открытие
новых знаний.                                     10 мин.

6.                
Использование
нового знания.                            10 мин.

7.                
Закрепление.                                                       5
мин.

8.                
Итог
урока                                                          2 мин.

9.                
Рефлексия.                                                          3
мин.

10.            
Домашнее
задание.                                              2 мин.

Ход урока:

Основные задачи урока

Содержание деятельности

Задачи этапа, решаемые учителем

Методы и формы обучения. Технологии

Универсальные учебные действия

Организационный

момент

«Обмен настроением»

– Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(Высказывания детей)

На столе у каждого лежит Лист продвижения по уроку. Дорисуйте  лицо
Снеговичка в соответствии с вашим настроением.

Создать условия
для   комфортной образовательной среды

Методы
обучения:

фронтальный
опрос.

Формы
обучения:

фронтальная.

Приёмы
обучения:

речь
учителя.

Использование
педагогических технологий:

педагогика
сотрудничества

Личностные:

– проявлять интерес к изучаемой теме;

определять и выполнять общие для
всех правила поведения.

Регулятивные:

– управлять своим настроением.

Актуализация
знаний


Вспомните темы текстов, которые мы записывали на предыдущих уроках. Это были
словесные зарисовки или деловые сообщения? (словесные зарисовки).


Как вы считаете, вы достаточно хорошо научились составлять тексты или нужно
еще этому обучаться?


Вот этим и займёмся на уроке.

Выявить 
имеющиеся у обучающихся знания по данной теме.

Методы
обучения:

фронтальный
опрос.

Формы
обучения:

фронтальная.

Приёмы
обучения:

речь
учителя;

наглядность.

Использование
педагогических технологий:

проблемно-диалогическая;

педагогика
сотрудничества.

Регулятивные:

 –
выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Коммуникативные:


слушать и понимать речь других;


строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные:


понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Введение
в тему урока

– Но
сначала поработаем с готовыми текстами.

1.
Работа в группах.


Вспомним правила работы в группе.

1.      Не
ссоримся.

2.      Внимательно
выслушиваем товарищей.

3.      Высказываем
свое мнение.

4.      Приходим
к единому мнению.

На
столах у вас конверты. Возьмите из конверта карточку синего цвета. Прочитайте
текст, подготовьтесь читать вслух.

1 группа

Для
приготовления бутерброда возьмём хлеб, сливочное масло, сыр и зелень.

Сначала отрежем
ломтик хлеба и намажем его маслом. Затем отрежем тонкий кусочек сыра и уложим
сверху. Украсим бутерброд веточкой петрушки.

2 группа

Чтобы изготовить
ёлочную игрушку, понадобится шишка, атласная ленточка, шнурок и конфетти.

Игрушку делаем
так. Сначала берём шишку и наклеиваем на неё конфетти. После этого делаем петельку
из шнура и закрепляем на основании шишки. Потом изготавливаем бант из
атласной ленты. Прикрепляем бант к петельке из шнура.

3 группа

Чтобы сделать
звёздочку, нужны солёное тесто, гвоздик, шнурок, скалка, стека, акварельные
краски и шаблон звёздочки.

В первую очередь
вырезают из картона шаблон звёздочки. Затем раскатывают тесто толщиной 5
мм. На тесто накладывают бумажную деталь и вырезают стекой. Делают в
заготовке отверстие с помощью гвоздика. Наконец, поделку сушат, раскрашивают
и вдевают шнур.

Представитель
каждой группы читает текст.

– Как вы
думаете, это деловой текст или картинный? (деловой).

– Вы учились
писать деловые тексты. Что относится к деловым текстам. (письмо, записка,
поздравление.

Повысить
интерес обучающихся к изучаемому материалу, активизировать мыслительную
деятельность обучающихся.

Методы
обучения:

проблемная
ситуация;

фронтальный
опрос

Формы
обучения:

фронтальная.

Приёмы
обучения:

речь
учителя;

наглядность.

Использование
педагогических технологий:

проблемно-диалогическая;

педагогика
сотрудничества.

Личностные:


проявлять интерес к изучаемой теме.

Коммуникативные:


слушать и понимать речь других.

инструкция) слайд

– Подходит ли
какое-то из этих слов к прочитанным текстам?  (Инструкция)

– Где вам
приходилось встречаться с инструкцией? (кулинарный рецепт, технический
паспорт к игре, описание постановки опыта по окружающему миру в тетради)

– Так
что же такое инструкция? (Один ученик ищет значение слова в толковом словаре
Ожегова.)

– Я этот
текст немного упростила, сделала его понятным для вас, и вот какое толкование
у меня получилось:

(слайд)

Инструкция
– это деловой текст, в котором говорится о действиях и порядке их выполнения.

– Как вы
считаете, вам нужно учиться составлять инструкции?

– Для
чего?

– Как вы
думаете, скоро ли вам может понадобиться это умение?

Постановка
темы  и задач урока

1.     
Проблемная
ситуация.

(слайд)


Учебник с. 55, упр. 462. Прочитайте 1 абзац.

– Кто
может научить Тома лепить снеговика?


Поставьте задачу урока.

(Нужно
научиться правильно составлять текст-инструкцию.)

(слайд)

– Что
или кто нам поможет научиться? (учебник)

– В
учебник заглянуть проще всего, всегда успеем. А что доставляет большее
удовольствие, чем помощь учебника? (Знания, полученные самостоятельно.)

Подвести
к формулированию темы.

Методы
обучения:
частично-поисковые, практические;

Формы
обучения:
фронтальная; коллективная.

Приёмы
обучения:

речь
учителя, ИКТ.

Использование
педагогических технологий
:

проблемно-диалогическая;

педагогика
сотрудничества.

Личностные:


высказывать своё мнение.

Регулятивные:

-определять
и формулировать цель деятельности на уроке;

– понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

– под
руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Открытие
новых знаний

1.     
Изучение
строения текста-инструкции.

 –
Сегодня нам предстоит побывать не только инструкторами, но и исследователями.

(слайд)

Работаем по
плану:

1. Ставим цель.

2. Наблюдаем.

3. Замечаем.

4. Рассуждаем.

5. Делаем
выводы.

(слайд)

Цель: выяснить,
как устроен текст-инструкция.

Наблюдаем.
Возьмите карточку зелёного цвета. В ней вы будете отмечать результаты своих
наблюдений.

– Перечитайте
текст.

На карточке
задание № 1.

– Ответьте на
вопрос, сколько в нем частей. (2).

– О чем
говорится в первой части и как можно её озаглавить в каждом тексте? (Что
нужно приготовить.)

– О чем
говорится во второй части и как можно её озаглавить в каждом тексте? (Порядок
действий).

Вывод:

Текст-инструкция
состоит из двух частей:

(слайд)

1)                
Что
нужно приготовить

2)                
Порядок
действий

– Мы начали
исследование. Отметьте свой успех в начале работы. (Лиха беда начало)

Продолжаем
наблюдать.

– Выявим
особенности 1 части.

На карточке –
задание №2.

– Выпишите
слова, которые являются ключевыми в 1 части и могут встретиться в любой
инструкции.

(слайд)

Выявить
знания по новой теме.

Научить
находить новые знания.

Методы
обучения:
частично-поисковые, практические;

Формы
обучения:
фронтальная;

парная;

групповая.

Приёмы
обучения:

речь
учителя, ИКТ.

Использование
педагогических технологий
:

проблемно-диалогическая;

деятельностного
подхода;

педагогика
сотрудничества.

Личностные:


высказывать своё мнение;


понимать факторы успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

– понимать, принимать и сохранять учебную задачу;


оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности, стремиться их преодолеть;


выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:


оценивать работу одноклассников;


слушать и понимать речь других;


строить понятные для партнёра высказывания;


вступать в сотрудничество с учителем и
одноклассниками;


участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Открытие
новых знаний

(для
приготовления возьмём…,

чтобы изготовить
…, понадобится…,

чтобы сделать …,
нужны…)

– Какие еще
слова можно использовать вместо слов приготовить, изготовить, сделать?
(сшить, слепить…)

– Выявим
особенности 2 части.

– Подчеркните
глаголы, которые использованы во второй части.

– Определите
форму глаголов (время, лицо, число).

– Что вы
заметили?

Вывод: все глаголы
в тексте-инструкции используются в одной форме.

– Выясним, что
это за формы.

1 группа: мн.
ч., 1 л., буд. вр.

2 группа: мн.
ч., 1 л., наст. вр.

3 группа: мн.
ч., 3 л., наст. вр.

– Выясним, при
помощи каких слов предложения связаны друг с другом.

На карточке
задание № 3.

– Выпишите эти
слова на пустой строчке.

1 группа:                    2
группа            3 группа

сначала                      сначала                       в
первую очередь

затем                          после
этого                затем

                                    потом                         наконец

Вывод: Не
повторяй одно слово.

слайд

2.
Подготовка к самостоятельной работе.


Какая часть речи в тексте-инструкции ключевая? (глагол)


Мы должны подобрать глаголы, которые вы будете использовать в тексте. Для
этого вспомним, как лепили снеговика.

Работа
с серией картинок «Как слепить снеговика».


Вспомните, какие действия нужно выполнить для лепки снеговика. Возьмите
жёлтый конверт и сложите по порядку все картинки.

Проверка
выполнения. (слайд)

Познавательные:

-уметь
определять уровень усвоения учебного материала;


понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;


осуществлять поиск необходимой информации;

-читать
тексты, выявлять их смысл;


находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя приобретенные на
уроке знания;


делать выводы.

– Подберите
глаголы, которые можно употребить во 2 части текста.

– Запишите их на
белых полосках. Что будете помнить о

правописании
безударных  личных окончаний глаголов? (оставим «окошки»)

Обучающиеся
записывают глаголы на полосках бумаги, выходят к доске и прикрепляют их на
доску.

(Приготовим,
скатаем, слепим, поставим, наденем, вставим, возьмём).

– Мы с вами
полностью исследовали текст-инструкцию. Отметьте свой успех в Листе
продвижения по уроку (Дело серединою крепко.).

Использование
нового знания

1.     
Мотивация
в выполнению задания.

Сейчас
вам предстоит поработать инструкторами.

– Помните вашу
задачу? (Составить инструкцию для Тома, как слепить снеговика.)

– Кто хочет,
чтобы снеговик у Тома получился вот такой? (слайд)

А кто хочет,
чтобы снеговик получился такой? (слайд)

– Как добиться
хорошего результата? Что надо помнить? (повторение сделанных выводов)

Возьмите лист
жёлтого цвета. Прочитайте заголовок.

Инструкция

Как слепить
снеговика

2.     
Работа
в группах по созданию инструкции.

Один ученик записывает
текст, а вся группа работает над составлением

– Отметьте в Листе продвижения по уроку (Конец – делу венец),
как высоко взлетела ваша творческая мысль во время создания инструкции.

Проверить
уровень усвоения нового материала.

Методы
обучения:
словесные;

частично-поисковые;

практические;

наглядные.

Формы
обучения:
фронтальная;

групповая.

Приёмы
обучения:

речь
учителя, ИКТ.

Использование
педагогических технологий
:

ИКТ

Коммуникативные:


вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:


находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя приобретенные на
уроке знания.

Закрепление

1.     
Чтение полученных текстов.

Анализировать текст будем так: соответствует ли он требованиям,
которые мы выдвинули во время наблюдений.

Представитель каждой группы читает текст.

Возьмите карточки белого цвета, поставьте оценку своей группе и
двум другим группам. Обменяйтесь оценками во время анализа.

2.      Работа с текстом.

– Прочитайте, как ребята из другой школы рассказали о лепке
снеговика.

слайд

Мы слепили снежный ком…

Будешь, ком, снеговиком!

Сверху мы поставим два.

Самый верхний – голова.

Нос – морковка. Это раз!

Два – стекляшки вместо глаз.

Свёклой мы при счёте «три!»,

Рот рисуем. Посмотри!

– Можно ли этот текст назвать инструкцией? (Нет, это картинный
текст.)

Методы
обучения:
словесные;

частично-поисковые;

практические;

наглядные.

Формы
обучения:
фронтальная;

индивидуальная,

коллективная.

Приёмы
обучения:

разыгрывание
ситуации;

текст
учебника.

Использование
педагогических технологий
:

проблемная;

практическая;

личностно-ориентированная;

Личностные:


высказывать своё мнение;

Регулятивные:


оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,
стремиться их преодолеть;


выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:


оценивать работу одноклассников;


слушать и понимать речь других;


вступать в сотрудничество с учителем и
одноклассниками.

Познавательные:

-уметь
определять уровень усвоения учебного материала;


читать тексты, выявлять их смысл.

Итог
урока

– Чему
научились сегодня на уроке?

– Зачем
вам это нужно?

Проверить
достижение цели урока.

Методы
обучения:
словесные (беседа), практические.

Формы обучения:

индивидуальная;

работа в
парах

Использование
педагогических технологий:
информационно-коммуникативные;
практические.

Личностные УУД:

устанавливать
связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные:

 – оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности, стремиться их преодолеть;

Коммуникативные:

 – строить понятные для партнёра
высказывания

Познавательные:

– делать
выводы.

Рефлексия.

слайд

Закончите
одну из фраз в Листе продвижения:

       Наш
текст получился бы еще лучше, если бы…

      
Самым
интересным на уроке было…

      
Работа
над этим проектом помогла …

      
Думаю,
что наша группа работала:

Дружно    Недружно

       Считаю,
что моя работа в группе во время подготовки была …

Осмысление
и обобщение полученной информации.

Методы
обучения:
словесные,

практические

Формы
обучения:

фронтальная;

Приёмы
обучения:

речь
учителя;

наглядность.

Использование
педагогических технологий:

практическая;

личностно-ориентированная.

Регулятивные:


оценивать усвоение нового материала, обнаруживать трудности;

-выделять
и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Познавательные:

-уметь
определять уровень усвоения учебного материала.

Домашнее
задание

слайд

1.Записать
текст-инструкцию «Как слепить снеговика», поработать над орфограммами.

2.Составить и записать текст-инструкцию
на выбранную вами тему.

Смотивировать
закрепление материала в домашних условиях.

– Сегодня на уроке мы поговорим о деловом тексте, будем учиться составлять текст-инструкцию. Но мы повторим и признаки художественного текста. Это поможет в дальнейшей работе.

-Какое время года сейчас у нас?

– В какие игры вы играете зимой?

– Да, это радостные, веселые забавы и развлечения

– А теперь отгадайте загадку.

1 слайд

Что за странный человек

Прибыл в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,           картинка

Боится солнца и тепла?                     снеговика

– Дома вы составляли художественный текст на тему «Лепим снеговика». Сейчас мы послушаем несколько ваших словесных зарисовок.

– Но давайте перед этим назовем признаки художественного текста.

                                     2 слайд

        Художественный текст

 – образ – картинка

 – художественные средства (красочные   прилагательные, сравнения )

 – свое отношение

– А теперь слушаем зарисовки.

– Чья картинка-зарисовка вам больше понравилась? Почему?

– Вот у … (отметить, что у него хорошо)

– Кто это?

Вместе с нами учится мальчик-иностранец. Он приехал из страны, где никогда не бывает снега. Для него такие игры в диковинку. Сейчас он услышал о красивом снеговике, о том, как дети его лепили. Ему стало очень интересно и самому захотелось сделать снеговика. А вот как, он не знает.

Вот сейчас мы ему в этом и поможем.

Давайте составим для него инструкцию, как лепить снеговика.

– Какой материал нужен для работы?

– Что такое снег?

– Давайте объясним Джеку.

– Заглянем вначале в словарь Ожегова.

– Каким текстом пользовались?

Представим себя снежинками, слетевшими с тучки

«Вальс снежных хлопьев»

–  Как же делают снеговика?

– Вот мы и покажем, как это сделать и разомнем пальчики.

– А теперь опишем наши действия и составим инструкцию

– Вспомним, что такое инструкция?

– Ваш текст должен быть художественным или деловым?

– Что же самое главное в тексте-инструкции?

– Из каких частей состоит текст-инструкция?

                             3 слайд

Инструкция – деловой текст, в котором говорится о действиях и о том порядке, в котором их следует выполнять.

  План написания инструкции

  1. Что необходимо приготовить для работы.
  2. Порядок действий.

Физминутка.

-Давайте немного разомнемся.

От вас требуется точно выполнять мои команды.

– Встали. Руки на пояс, вверх подняли, в стороны, присели, встали, повернули голову направо, налево, сели за стол.

– Каким текстом я пользовалась?

Цель нашего урока узнать признаки делового текста.

Знаем?( можно повторить)

– Посмотрите еще раз на снеговика и давайте напишем инструкцию для мальчика-иностранца.

– О чем и что следует написать?

– С чего же мы начнем писать?

– Затем, что будем писать?

– Для того, чтобы легче составлять инструкцию, вам помогут слова опоры.

                         4 слайд

                     Слова – опоры

  1. Чтобы …, нужны (понадобится, может пригодиться, …) … .
  2. … делать  так.

Используй : слепить, скатать,     Не повторяй одно

поставить …                                 слово, у тебя есть

             или                                    выбор:

можно          

надо             приготовить             потом, затем

нужно          слепить                    после этого

лучше          надеть                       когда делают, …

следует        вставить                   в последнюю очередь

                                                       наконец, …

– Какая часть речи помогла составить инструкцию?

– В какой форме будем использовать глаголы?

– Перечислите глаголы, отражающие основные операции.

Написание текста-инструкции. Обсуждение ошибок, допущенных в текстах.

Цель нашего урока научиться составлять инструкцию. Научились? Умеем?

А дома вы закрепите свои умения.

Д / З  Составить инструкцию, как вырезать снежинку.

А Джеку в подарок снеговик с инструкцией, как его слепить. И по образцу сможешь написать свою, как вырезать снежинку.

Р е ч е в а я  с и т у а ц и я: где вы можете применить сегодняшние знания?

 ( рецепты, инстр. по применению бытовой техники)

О ц е н к и  и  комментарий к ним.

Спасибо всем.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Создание текста-инструкции

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

– познакомить с понятием “деловой стиль”, с особенностями этого
стиля;

– воспитывать внимательное отношение к слову;

– формирование внутригрупповой коммуникации;

– воспитание культуры здоровья.

Задачи: развитие речи учащихся; формирование чувства уважения и любви к
родному языку и культуре.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: выборочное чтение сочинений по желанию.

(Художественный стиль, описание).

3. Повторение.

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся поближе
с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторимчто такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает
какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда
его название как функционального).

– По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

– На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле.
Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой
стиль, какова сфера его употребления. Это официальная обстановка, деловые
отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью
составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт,
что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. 

Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт
или право на что-либо.

– С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков риторики.
(Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим
внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их
составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и
обработка теоретической информации учебника.

Задание: заполнить карточку-подсказку “Официально-деловой стиль” и
представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые
бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы

Дать
информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать
рекомендации).

1.
Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение
текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового
материала.

2.
Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3.
Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4.
Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

– Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля –
инструкцию. Что такое инструкция?

Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок
и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Анализ текста. Чтение, определение стиля текста с обоснованием
ответа.

– Определите задачу автора.

– Отметьте языковые особенности.

– Сделайте вывод о стиле данного текста.

– Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими
рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод
о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением
представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1Закрыть глаза на две секунды, открыть.
Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке.
Затем – против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца.
Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой
руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый
предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь
трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой,
не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они
частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без
консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой,
чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте
грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции по
аналогии.

Задание: составить для малышей памятку “Правила эвакуации
из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала “Тревога” организованно выйдите
из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по
указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников
и ждите помощи.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Что нового о стилях мы узнали на уроке?

– Какой стиль мы называем деловым?

– Какова сфера его употребления?

– Каково назначение инструкций?

– Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих
близких и окружающих!

7. Домашнее задание. Памятка пешеходу о ПДД “Как
правильно переходить улицу”.

Добавить комментарий