Конспект занятия как составить сценарий

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

Cоставление сценария на заданную тему.  

Тема, идея и режиссерский замысел.

Тема: Что такое сценарий?

Цель: Овладеть методикой написания сценария на заданную тему.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием сценарий и особенностями его составления.
  1. Развивать у детей интерес к изучению документального и художественного материала.
  1. Сплочение детского коллектива, работа в группах.

Материалы и оборудование:

– карточки с надписями;

– литературное произведение;

– документальный материал.

План проведения занятия:

1.  Введение

2.  Основная часть

3.  Практическая часть

4.  Заключительная часть. Анализ занятия.

  1. ВВЕДЕНИЕ

           Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.

           На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. Некоторые думают, что достаточно “насобирать” выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их – и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария целостности не наблюдается. Что же делать, чтобы не допускать – такие ошибки? Для начала – познакомиться с определением понятия «сценарий» и методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею.

  1. ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена). Сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ

        Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема – это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

        Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

        Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

        Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция – организация действия и соответствующее расположение материала.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ

Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

 Завязка – начало конфликта.

Кульминация – наивысшая точка развития конфликта.

Развязка – разрешение конфликта.

Основное действие – строгая логичность построения и развитие темы.

          Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Пролог – композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка – начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки – драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход – художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

           В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение – характер современного положительного героя. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы работы над сценарием ( карточки ):

-выбор темы;

-подбор и обработка материала;

-поиск сценарного хода;

-написание сценария;

-четкая формулировка заданий-вопросов.

Работа детей заключается в обработке литературного произведения по выбору.

Задача:  Составить сценарий на заданную тему. Используя карточки подсказки и документальный материал.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. – Барнаул, 2002 г
  1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.
  1. Статья Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES» 2009

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района

Конспект открытого занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Игра-дело серьезное»

«Этапы разработки сценария театрализованной программы»

Составитель:

Шевчук Ольга Петровна

педагог дополнительного образования

отдела Игровых программ

Оренбург, 2017

Тема занятия«Этапы разработки сценария театрализованной программы»

Цель занятия: знакомство учащихся с этапами разработки сценария театрализованной программы, выработка умения разрабатывать основные элементы сценария театрализованной программы

Задачи занятия:

– познакомить учащихся с этапами разработки сценария театрализованной программы;

-актуализировать знания учащихся об основных элементах сценария театрализованной программы;

-научить разработке основных элементов сценария театрализованной программы.

Оборудование: ноутбук проектор, экран, образцы сценариев театрализованных программ.

Ход занятия:

1.Организационный момент – 2 мин.

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Мы с вами продолжаем нашу работу над созданием сценариев. Вы уже знаете, что работа над любым сценарием имеет свои этапы. И сегодня в центре нашего внимания будут этапы разработки сценария театрализованной программы. Мы познакомимся с ними и поучимся разрабатывать основные элементы сценария театрализованной программы.

Основная часть – 40 мин.

Вы помните эти элементы? А кто сможет их назвать?

(ответы учащихся)

-Замечательно! Итак ,сценарий у нас состоит из:

1. Экспозицию – введения в тему мероприятия.

2. Завязки – элемента, который включает зрителя, участника в игровой образный ход действия и является точкой начала конфликта.

3. Развития действия – перипетий – процесса перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию.

4.Кульминации – точки высшего напряжения, подъема, развития чего-либо.

5. Финала – завершения, конца заключительной части праздника.

-Но прежде, чем приступить к разработке этих элементов, нам с вами необходимо знать этапы их разработки. И я прошу внимания на экран.

Презентация (объяснение нового материала)

СЛАЙД 1.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не­обходимо пройти все стадии творческого процесса создания. Без изучения и творческой перера­ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про­цесс создания художественного замысла, а значит – и процесс его реализации и воплощения на сцене.

СЛАЙД 2.

В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выде­ляют три ключевых этапа работы сценариста:

Iэтап – создание идейно-художественного замысла сценария;

IIэтап – отбор сценарного материала;

IIIэтап – монтаж сценарного материала в сценарий театрали­зованного действа.

Давайте подробно рассмотрим каждый из этих этапов.

СЛАЙД 3.

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

выбор темы сценария; (о чем?)

поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

определение идеи (для чего?)

СЛАЙД 4.

Отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. Главенствующую роль в отборе сценарного ма­териала играет сценарно-режиссёрский замысел. То есть сценарист должен ответить себе на вопрос – каким образом он раскроет тему театрализованной программы и донесет ее идею до зрителя. На этом этапе происходит выбор средств и форм, которые и помогут ответить на этот вопрос.

СЛАЙД 5.

Третий этап работы над сценарием – монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

разработку основных элементов сценария театрализованной программы; важно помнить об их вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

монтаж сценарного материала;

литературную работу над сценарием.

-То есть, прежде, чем приступить к разработке основных элементов сценария театрализованной программы необходимо ответить на 3 главных вопроса. Что это за вопросы, ребята?

(ответы учащихся)

Правильно! Это вопросы: о чем? (тема), для чего? (идея), каким образом?(с помощью каких форм, средств).

И сейчас, когда вы вооружены этими знаниями, я предлагаю перейти к практической части нашего занятия. Для этого мы опять разделимся на группы (по рядам). Каждая группа должна будет придумать тему и идею театрализованной программы, подобрать средства и формы, которые помогут их раскрыть, а также разработать основные элементы сценария. На выполнение данной работы-20 минут. А потом мы по традиции заслушиваем ваши сценарные планы и вместе анализируем их.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическое задание.

Далее следует анализ сценарных планов каждой группы.

Заключительная часть – 3 мин.

Ну что же мы заслушали и проанализировали все сценарные планы. А теперь я прошу вас ответить какой этап и почему вызывал у вас наибольшие трудности.

(ответы учащихся)

-Это очень хорошо, ребята, что вы видите проблему, и теперь знаете в каком направлении, вам стоит поработать. Я думаю, что наши последующие занятия помогут вам их решить. А на сегодня занятие закончено. До новых встреч!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

План – конспект открытого занятия

для педагогов – организаторов

«Составление сценария на заданную тему.

Тема, идея и режиссерский замысел»

Кол-во участников: 17

Дата: 12.09.2016

Время:14.00-16.00

Место: ДДТ «Созвездие»

Автор: методист Елисеева М.М.

Cоставление сценария на заданную тему.

Тема, идея и режиссерский замысел.

Цель: Овладеть методикой написания сценария на заданную тему.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием сценарий и особенностями его составления.

  1. Развивать у детей интерес к изучению документального и художественного материала.

  1. Сплочение детского коллектива, работа в группах.

Материалы и оборудование:

– карточки с надписями;

– литературное произведение;

– документальный материал.

План проведения занятия:

1. Введение

2. Основная часть

3. Практическая часть

4. Заключительная часть. Анализ занятия.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.

На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. Некоторые думают, что достаточно “насобирать” выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их – и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария целостности не наблюдается. Что же делать, чтобы не допускать ‑­ такие ошибки? Для начала – познакомиться с определением понятия «сценарий» и методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею.

  1. ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена). Сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема – это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция – организация действия и соответствующее расположение материала.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ

Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Завязка – начало конфликта.

Кульминация – наивысшая точка развития конфликта.

Развязка – разрешение конфликта.

Основное действие – строгая логичность построения и развитие темы.

Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Пролог – композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка – начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки – драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход – художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение – характер современного положительного героя. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы работы над сценарием ( карточки ):

-выбор темы;

-подбор и обработка материала;

-поиск сценарного хода;

-написание сценария;

-четкая формулировка заданий-вопросов.

Работа детей заключается в обработке литературного произведения по выбору.

Задача: Составить сценарий на заданную тему. Используя карточки подсказки и документальный материал.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. – Барнаул, 2002 г

  1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.

  1. Статья Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES» 2009

Что такое Сценарий учебного занятия? Понятие, правила составления

Несмотря на формализованный и тщательно спланированный ход обучения на каждой ступени образования в отношении всех заявленных дисциплин и тем, каждый преподаватель проектирует обучение с помощью разработки сценария учебного занятия.

Что такое сценарий учебного занятия: понятие и функции?

Сценарий учебного занятия – это вспомогательный документ, формируемый преподавателем для оценки полноты освещения темы и максимальной мотивации, вовлечения учащихся в учебный процесс. Внешне он выглядит как отдельный документ, где отмечаются основные мероприятия и методы работы, распределяется нагрузка (в зависимости от выделенных академических часов, сложности темы и пр.), определяются роли и ключевые действия каждого участника и пр.

Сценарий учебного занятия не является обязательным документом при подготовке к работе с подопечными: школьниками, слушателями, студентами и пр. Но его наличие точно не будет лишним. Среди основополагающих функций сценарий учебного занятия можно выделить следующие.

Зачем нужен сценарий учебного занятия?

Зачем нужен сценарий учебного занятия?

Первая задача – проектировочная или моделирование ситуации, которая позволяет построить определенную схему проведения занятия и погружения в тему с учетом текущего уровня подготовки целевой аудитории, характера осваиваемой программы (общая, профессиональная), варианты освещения отдельных моментов, распределить теорию и практику и пр. То есть разработка рассматриваемого формата позволяет «примерить» и оценить логику тематического погружения, способы работы с подопечными, повысить мотивацию учащихся и результативность обучения.

Вторая функция сценария учебного занятия состоит в конкретизации отдельных моментов. Подготовка сценария заставляет преподавателя переосмыслить и переоценить ключевые параметры и ориентиры: выделить проблемные для освещения зоны, отметить узкие места, требующие особого внимания и проработки, подобрать наиболее понятные примеры и задания, проработать систему углублённого изучения темы, продумать задания и вопросы для самостоятельной работы и самоизучения и пр. То есть проработка сценария учебного занятия делает постижение темы и дисциплины посильной для учащегося, удобной для организатора.

Третья задача – оптимизационная или координационная, предполагающая подготовку хода освоения темы и выполнения заданий с учетом календарно-тематического плана, учебного плана, характера общей траектории обучения (специальность, курс обучения и пр.). То есть разработка сценария позволит «подогнать» подобранный тематический материал под формальные рамки, подобрать оптимальный набор инструментов и методов преподавания, задания для выполнения с целью максимального развития учащихся.

Таким образом, разработка сценария учебного занятия – ответственная и важная миссия, возлагаемая на преподавателя с целью повышения качества проведения занятия и подготовки учащихся. Данный процесс позволяет смоделировать ситуацию и оценить эффективность ее применения, «примерить» и усовершенствоваться с учетом всех нюансов: время для изучения темы, текущий уровень подготовки целевой аудитории, ресурсная база учебного заведения, опыт и методология работы преподавателя и пр. То есть подготовка этого документа позволяет оперативно выявить и устранить недостатки в учебном процессе.

Правила формирования сценария учебного занятия

Разработка сценария учебного занятия требует основательного подхода и тщательной проработки каждого шага. Опытные эксперты выделяют 4 основополагающих принципа по проектированию урока или пары.

Во-первых, необходимо придерживаться правила обоснованности. Данный постулат означает, что каждое занятие будет реализовываться на основе изначально намеченной общей траектории: образовательная программа и ее характер, учебный план, рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование.

Разработка сценария учебного занятия потребует всесторонней оценки заявленной темы и продумать каждый этап, шаг ее постижения, от есть важно обосновать каждое действие, термин правило и задание, определив его уместность целесообразность, необходимость и достаточность для развития конкретных профессиональных и иных качеств.

Во-вторых, реалистичность. Проведение занятия с целью раскрыть заявленную тему должно учитывать условия обучения. Разработка сценария позволяет оценить обстановку и подобрать наиболее эффективные инструменты, методы работы. В данном случае чтобы подготовить посильный план действий по погружению в предмет и тему, важно учесть следующие параметры: материально-техническая база учебного заведения или места обучения, ресурсная база (учебники, пособия и пр.), текущий уровень подготовки целевой аудитории и пр.

Принципы подготовки сценария учебного занятия

Принципы подготовки сценария учебного занятия

В-третьих, адекватность. Принцип адекватности предполагает совпадение изначально намеченной цели и результата обучения. В данном случае проектирование занятия с подробным описанием каждого шага поможет подобрать наиболее эффективные и приемлемые для каждой из сторон учебного процесса мероприятия, действия и этапы изучения темы. Каждый шаг, задание, правило или разъяснение, инструкция должны приводить к определенному итогу, приближающему индивида к цели.

При разработке сценария учебного занятия важно взвешивать каждое действие, чтобы в результате выработать достаточную и эффективную схему погружения.

В-четвертых, принцип формализованности. Этот параграф предполагает приверженность определенной системе ограничений: конкретная тема и ее роль в рамках образовательной программы, глубина и ширина темы, академические часы на ее освоение, формат занятия (лекция или семинар, лабораторная работа и пр.), разработка инструкций и пр. Приверженность текущему канону предполагает «укладывание» занятия в формальные рамки, регламентированные общими нормами и возможностями каждого участника (заведение, педагог, учащиеся).

В-пятых, правило креатива или творческого подхода. Разработка сценария учебного занятия позволяет педагогу проявить инициативу и воображение для разнообразия учебного процесса, повышения интереса учащихся к предмету или теме, повысить активность на занятии и углубить знания, навыки и пр.

Важно отметить, что проработка сценария учебного занятия должна учитывать все вышеописанные каноны. В противном случае эффективность обучения будет сомнительной или низкой.

Схема разработки сценария учебного занятия

Разработкой сценария учебного занятия чаще всего занимается непосредственно преподаватель, который будет обучать подопечных. Также допускается разработка сценария учебного занятия для других преподавателей (с меньшим опытом или более высокой занятостью). То есть данный шаг позволяет исключить ошибки и нестыковки, проблемные моменты и тщательно продумать ход пары, процесс изучения темы.

Процесс подготовки сценария учебного занятия реализуется по традиционной схеме.

Этап

Описание

Ключевые моменты

Первый шаг – формальное изучение требований к проведению занятия Исследование требований ФГОС, анализ образовательной программы и рабочей программы по дисциплине, изучение календарно-тематического плана Констатация темы занятия, постановка цели изучения, выделение базовых ориентиров и категорий
Второй шаг – детализация основных категорий по теме занятия Конкретизация хода занятия с выделением основных терминов, правил, формул и пр. Предварительное проектирование занятия, построение логики изучения темы, подбор информационной базы
Третий шаг – моделирование ситуации и диагностика уязвимых мест в сценарии Подробное описание хода занятия Разъяснение организационных моментов, описание хода изучения темы, подготовка пакетов ФОС и КОС, разработка сопутствующих материалов для проведения занятий и пр.
Четвертый шаг – оформление сценария ученого занятия

Подготовка документа к воспроизведению

Первый шаг – формальное изучение требований к проведению занятия. В данном случае необходимо выделить тему и предмет, их роль в подготовке учащегося и обозначить цель исследования: какие знания должны получить слушатели, какие навыки развить, степень соответствия намеченных ориентиров и требованиям ФГОС.

На данной стадии происходит проектирование общей траектории занятия с акцентом на заявленную тему.

Второй шаг – детализация основных категорий по теме занятия с акцентом на развитие знаний и навыков в рамках постигаемой образовательной программы. В данном случае необходимо учитывать уровень текущей подготовки целевой аудитории и выделить материал для закрепления и нового изучения: категории, правила, формулы и алгоритмы и пр. На основе этих параметров происходит подбор информационной и методологической базы для проведения занятия: подбор учебных материалов, разработка пакетов ФОС и КОС, особенности методологической работы (подбор методов взаимодействия и пр.).

Третий шаг – моделирование ситуации и диагностика уязвимых мест в сценарии. В данном случае необходимо оценить полноту и доступность темы для целевой аудитории, оценить или измерить ход освоения с формальными ограничениями (академические часы, формат занятия – лекция/семинар/практикум и пр.), определить потребность в доработке (разработка всевозможных инструкций, правил, макетов, раздаточного материала, презентации и прочих средств визуализации по теме и пр.).

Четвертый шаг – оформление сценария ученого занятия. В данном случае необходимо грамотно оформить проект занятия в виде план-конспекта или дополнить имеющийся под рукой план-конспект соответствующими новшествами с целью оптимизации учебного процесса и повышения качества подготовки слушателей. Суровых требований к сценарию нет. Чаще всего он оформляется в форме таблицы, которая будет основана на рабочей программе предмета и календарно-тематическом плане.

Сценарий учебного занятия облегчает работу педагога и позволяет актуализировать данные по дисциплине и теме, разнообразить монотонный учебный процесс, усовершенствовать педагогический подход и повысить мотивацию подопечных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по разработке сценария учебного занятия

Разработка сценария занятия возможна только при наличии основных документов – образовательная программа, учебный план, календарно-тематическое планирование предмета, рабочая программа по дисциплине. То есть перед тем, как детализировать ход освоения предмета или тему, важно иметь под рукой базовый путь – общие моменты: точное наименование темы, цель ее изучения и роль в составе дисциплины-программы обучения в целом, базовые категории и пр. На основе указанных документов производится всесторонний анализ и уточнение нюансов, построение логичной схемы изучения и погружения учащихся.

Проектировать сценарий можно в целом или отдельно по блокам с акцентом на организационные моменты, методологические аспекты, информационную базу (теоретическая часть занятия, практическая часть, оценочная и пр.). Проще подготовит каждый раздел отдельно, а затем воссоединить в единое целое в виде сценария или план-конспекта.

Не стоит путать сценарий учебного занятия и план-конспект. Первый документ носит уточняющий и больше описательный характер, облегчая деятельность педагога. Второй документ – обязательный формальный файл, освещающий существенные моменты, обязательные к освещению и изучению учащимися. План-конспект – краткое и емкое описание занятия с акцентом на формальные параметры.

Способ оформления и дизайн сценария учебного занятия выбирается проектировщиком или организатором (педагогом).ю он может быть подготовлен в текстовой форме (словесное описание с выделением существенных моментов), табличный вариант (по аналогии с рабочей программой предмета, календарно-тематическим планом занятий и пр.), комбинированный вариант. Последний способ считается самым оптимальным.

Разработка сценария учебного занятия должна упрощать ход обучения как для педагога, так и ля учащихся. Первому участнику учебного процесса он позволяет планомерно и интересно преподносить тему, ставить перед целевой аудиторией посильные задачи и вопросы, воссоздавать привлекательную ситуацию и обстановку для развития, оперативно координировать действия каждого подопечного. Слушатели же следуют четко очерченным правилам и плывут по течению, впитывая в себя все необходимое без лишней информации и нужности, монотонности.

Таким образом, разработка сценария учебного занятия позволяет актуализировать и оптимизировать ход изучения темы и дисциплины, упростить деятельность преподавателя и замотивировать целевую аудиторию. Формированием документа должен заниматься только квалифицированный специалист с педагогическим образованием и опытом работы в соответствующей нише.

Добавить комментарий