Конструкция с союзом как составить предложение

Запятая перед «как» ставится в сравнительных оборотах, в приложении с причинным значением, в сложном предложении, в оборотах «не кто иной, как», «не что иное, как» и пр. Рассмотрим случаи, когда запятая перед «как» не ставится.

Запятая перед как

Перед «как» запятая ставится

Перечислим основные случаи, когда согласно правилу пунктуации ставится запятая перед союзом «как»:

1. в предложении со сравнительным оборотом.

В сообщении может быть сравнение с союзом «как», с помощью которого один предмет или его признак сопоставляется с другим. Союз «как» по значению синонимичен «подобно».

Последний луч заходящего солнца, как острая игла, пронзил густую зелень деревьев.

2. В основной части предложения имеются указательные слова «такой», «так», «тот», «столь».

У него было такое выражение лица, как у египетского сфинкса.

После трудового дня ничто так не клонит в сон, как чтение газеты.

В старом городе столь узкие улочки, как мелкие ручейки, выходят на небольшую площадь.

3. Приложение обособляется, если имеет причинное значение.

Как человек общительный, он находил общий язык со многими.

Петр, как старый мой друг, сразу откликнулся на призыв о помощи.

4. Союз «как» соединяет части сложноподчиненного предложения.

На вечерней заре только примолкнет лес, как начинается в нем невидимая ночная жизнь.

5. В оборотах «не кто иной, как» и «не что иное, как» ставится запятая перед «как».

Не кто иной, как ты выполнишь это задание.

Не что иное, как труд облагораживает человека.


Внимание!

Обратим внимание, что в составе указанных оборотов местоимения могут менять свою падежную форму, что затрудняет их вычленение в предложении и постановку знаков препинания.


Радужные паутинки, осенью летающие над жнивьём, мастерски описаны не кем иным, как И. Буниным.

Лебедей считают не чем иным, как символом чистоты и верности.

6. Вводные слова и предложения с союзом «как».

Спектакль, поставленный, как видно, дилетантом, порадовал зрителей.

В нашем краю лето будет дождливым, как утверждают старожилы.

Выделяются запятыми устойчивые обороты:

  • как всегда;
  • как нарочно;
  • как теперь;
  • как исключение;
  • как правило;
  • как например;
  • как сейчас;
  • как следствие.

С самого утра, как нарочно, небо нахмурилось и пошел дождь.

Правду, какой бы они ни была, как правило, не стоит приукрашивать.

Она не церемонилась с нами, как всегда.

Запятая перед «как» не ставится

Разберем примеры, когда в предложении запятая не ставится перед «как».

1. Оборот с союзом «как» поясняет глагол-сказуемое и имеет значение обстоятельства образа действия. Его можно заменить наречием или существительным в форме творительного падежа.

Его слова прозвучали_ как грустная ирония. — Его слова прозвучали иронично (с иронией).

2. Союз «как» присоединяет оборот, в котором отсутствует сравнение. Такой оборот с союзом имеет значение «в качестве чего-то».

Кориандр ценят_как пряное и лекарственное растение.

В старину рябину заготавливали к зиме_как еду.

3. Союз «как» является частью сказуемого.

Все это было как стрекотание кузнечика в траве.

4. Союз «как» находится между подлежащим и сказуемым, которые выражены именами существительными.

Её жизнь как песня, пропетая без единой фальшивой ноты.

Зимняя дорога как блестящее на солнце стекло.

5. «Как» является частью фразеологизма.

Я считаю, причина его отсутствия мелка как порох.

Наш пёс Тарзан храбрый как лев — с ним можно идти на медведя.

6. Перед «как» находится отрицательная частица «не» или слова «почти», «вроде», просто», «точь-в-точь», «совершенно», «именно».

Он приехал в деревню не как исследователь старинного быта.

Настя почти как настоящая художница.

Дед вроде как понимает, о чем идет речь.

7. Не ставится запятая перед «как» в составных подчинительных союзах «между тем как», «с тех пор как», подобному тому как», тогда как», «после того как» и пр.

После того как он получил это уведомление, его настроение явно изменилось.

Подобно тому как попадает бабочка в сачок, перевернувшаяся лодка накрыла рыбака.

8. Не ставится запятая перед «как» в оборотах «как можно», «как нельзя», которые используются с прилагательными в форме сравнительной степени.

Уйдем отсюда как можно поскорее!

После этого сообщения она стала выглядеть как нельзя печальнее.

Тест

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Н.Н.АРЧАКОВА,
лицей No1502 при МЭИ, г. Москва


Синтаксические конструкции с союзом как

(Свод правил и дидактический
материал)

10-11 классы

Пунктуация в синтаксических конструкциях с
союзом как является одной из наиболее
трудных тем русской грамматики.
Учитель-словесник, работающий в старших классах,
несомненно, знает, что теоретический материал и
упражнения по данному разделу пунктуации в
традиционных учебниках и пособиях
ограничиваются несколькими хрестоматийными
примерами.
Настоящая работа представляет собой попытку
систематизировать материал (см. таблицу), а также
предлагает упражнения для отработки навыков
расстановки запятых в предложениях с союзом как.
Цель данных упражнений – познакомить учащихся с
многообразием грамматических функций союза как,
выработать умение различать сравнительные
обороты и устойчивые словосочетания, узнавать
конструкции, где как является частью
сказуемого или служит для присоединения
приложения, вводных слов, придаточных
предложений.
К каждому пункту правила дан дидактический
материал, состоящий из отдельных предложений или
упражнений на конструирование. Также
предлагаются упражнения, включающие разные
случаи употребления союза как, и связные
тексты для диктанта.
Дидактический материал состоит из предложений,
выбранных из произведений русских классиков.

Синтаксические конструкции с союзом как

Запятая перед как

ставится

не ставится

1) Для выделения
сравнительного оборота (как имеет значение
«подобно»):

– Луна, как бледное пятно, сквозь тучи
мрачные желтела.
Как барс пустынный, зол и дик, я пламенел.
– Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

2) Для выделения сравнительного
оборота, если ему предшествует указательное
слово (такой, те же, так, так бы и др.):

– Лаевский вреден и так же опасен для
общества, как холерная микроба.
– Воскресное утро так же, как все
предыдущие дни
, дышало свежестью и ароматом
сирени.

3) Если сравнительный оборот
начинается сочетанием как и:

– В ее глазах, как и во всем лице, было что-то
необычное.
– Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

4) Если оборот выражен сочетаниями как
правило, как исключение, как обычно, как всегда,
как прежде, как сейчас, как нарочно
и т.п.:

– Натальи, как всегда, не было дома.
Как правило, нам все сходило с рук.

5) В оборотах не кто иной, как…, не
что иное, как… .

– В человеке порядочном патриотизм есть не что
иное, как
желание трудиться на пользу своей
страны.
– Это сделал не кто иной, как ваш новый
приятель.

6) Если как входит в состав
приложения (имеет значение причины). Как
можно заменить словом будучи или придаточным
причины:

– Илюше иногда, как резвому мальчику, так и
хочется броситься и переделать все самому.
– Сосна, как дерево смолистое, почти не
поддается гниению.

7) Если с как начинается вводное
предложение:

– Я, как, несомненно, можете по мне видеть,
человек совсем не значительный.
Как выражаются моряки, ветер крепчал.

8) Если с как начинается
придаточное предложение:

– Мы видели, как тлели угли костра.
– Крестьянин охнуть не успел, как на него
медведь насел
.

1) Если оборот имеет
характер устойчивого сочетания типа:

белый как мел (молоко)
бледный как смерть
болезнь как рукой сняло
бояться как огня
бродит как неприкаянный
вертится как белка в колесе
видно как на ладони
светло как днем
все как на подбор
все шло как по маслу
вскочил как ужаленный
глуп как пробка
гол как сокол
голоден как волк
дрался как лев
все как с гуся вода
не иначе как
как ни в чем не бывало и т.п.
– Береги ее как зеницу ока.
– Старинные книги как свои пять пальцев знал.

2) Если оборот с как является
сказуемым или входит в состав сказуемого:

– Капли меда как жемчуг.
– Люди ведут себя как звери. (Без оборота как
звери
предложение не имеет смысла.)

3) Если сравнительному обороту
предшествуют отрицание не или слова совсем,
совершенно, почти, вроде, именно, точь-в-точь,
просто, прямо
и т.п.:

– Он поступил не как друг.
– Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.
– Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у
матери
.

4) Если оборот с как обозначает
приравнивание или отождествление. (Как
близко по значению «в качестве»):

– Известно, что корень валерианы используется как
лекарство
.
– Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как
к юмористу
.
– Мы знаем Индию как страну древнейшей
культуры
.

5) Перед оборотами как можно, как
нельзя
плюс сравнительная степень
прилагательного или наречия.

– Старался сделать как можно лучше, а
получилось как нельзя хуже.

6) При двойном союзе как…, так и…:
– Я имею поручение как от судьи, так равно и
от всех наших знакомых примирить вас с приятелем
вашим.
– У Сибири есть много особенностей как в
природе, так и в людских нравах.

7) При составных подчинительных
союзах: перед тем как, подобно тому как, по мере
того как, после того как, тогда как

– Герасим остался неподвижным, между тем как
лодку волной сносило к городу.
– Мы не встречались, с тех пор как он уехал.

Упражнение 1

Преобразуйте данные предложения,
включив в них (в начало, в середину, в конец)
сравнительный оборот.

1. В ее темных глазах светилась добрая
улыбка (как вишни).
2. Лед был чистый, прозрачный, гладкий (как
стекло).

3. На окраине города горел лесной склад (как
большой факел).

4. Волны бились о берег и с шумом откатывались
назад (как разъяренный зверь).
5. Легким белым снежком припорошило все вокруг (как
пух).

6. От унылой песни бурлаков щемило сердце (как от
боли).

7. Темное облако застыло на краю неба (как
завороженное).

Упражнение 2

Выделите в каждом предложении
грамматические основы, укажите, каким членом
предложения является оборот с союзом как;
расставьте недостающие знаки препинания.

1. Кошка как маленький тигренок. Кошка
выглядит как маленький тигренок. Кошка выгнув
спину зашипела как маленький тигренок.
2. Дорога как аллея. Дорога будет как аллея. Дорога
будет обсажена деревьями как аллея.
3. Трава на поляне стала мягкой и блестящей как
ковер. Трава стала как ковер. Трава на поляне как
ковер.
4. Наш сад сделался как лес. Наш сад теперь как лес.
Наш сад сделался густым как лес.

Упражнение 3

Выпишите предложения, в которых
запятая перед союзом как ставится; объясните
отсутствие запятой перед союзом как.

1. Полученный ответ будет
рассматриваться как согласие.
2. Мне хочется сохранить эту вещицу как память.
3. Как человек ограниченный он ничего не
преследовал, кроме правильности построений.
4. Доктору Старцеву говорили, что ему как
интеллигентному человеку необходимо
познакомиться с Туркиными.
5. Она воспринимала мать как старшую сестру.
6. Петр Иванович как человек добрый и отзывчивый
быстро завоевал доверие детей.
7. Мне как лицу высокопоставленному не подобает
ездить на конке.

Упражнение 4

Объясните расстановку знаков
препинания; объясните роль союза как в
предложениях.

1. С тех пор как я страдаю бессонницей, в
моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто
видит, как я, старик, знаменитый человек,
мучительно краснею оттого, что должен лакею; она
видит, как часто забота о мелких долгах
заставляет меня бросать работу и по целым часам
ходить из угла в угол и думать, но отчего же она ни
разу не пришла ко мне, отчего не откажется от
дорогого удовольствия заниматься музыкой…

2. Он, как медик, правильно судивший о
хронических страданиях, коренная причина
которых была непонятна и неизлечима, и на фабрики
смотрел как на недоразумение, причина которого
была тоже неясна и неустранима, и все улучшения в
жизни фабричных он не считал мнимыми, но
приравнивал их к лечению неизлечимых болезней.

3. Ему казалось, что и глаза у барыни
светились, как светит шлифованный камень,
зеленые, злые, как у кошки.

4. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и
многие другие, ждал осени как самого дорогого и
мимолетного времени года.

5. Минуту Авдеев простоял неподвижно,
как в столбняке, ничего не понимая, потом все
внутренности его задрожали и отяжелели, левая
нога онемела, и он, не вынося дрожи, лег ничком на
диван; ему слышно было, как переворачивались его
внутренности и как неподвижная левая нога
стучала по спинке дивана.

6. Если же он гневался, или предавался
сильной радости, или начинал говорить о
чем-нибудь ужасном и великом, то страстное
вдохновение овладевало им, на сверкающих глазах
выступали слезы, лицо румянилось, голос гремел,
как гром, и монахи, слушая его, чувствовали, как
его вдохновение сковывало их души…

7. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не
так хочется, как в сидячем положении. Варька
приносит дрова, топит печь и чувствует, как
расправляется ее одеревеневшее лицо и как
проясняются мысли. Варька ставит самовар, колет
лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в
самовар, как слышится новый приказ:
– Варька, почисть хозяину калоши!
Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом
топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много,
нет ни одной минуты свободной. Но ничего так не
тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным
столом и чистить картошку. Голову тянет к столу,
картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а
возле ходит толстая хозяйка с засученными
рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах.
Мучительно также прислуживать за обедом,
стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на
что не глядя, повалиться на пол и спать.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, В КОТОРЫХ
ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

I. Предложение со сравнительными
оборотами, присоединяемыми союзом как

1) И сам, как камень, скользя по
скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя
перья.

2) Анна Сергеевна не снилась ему, а шла
за ним всюду, как тень, и следила за ним.

3) Море ревело, как рассерженный зверь,
и рев этот был слышен издалека.

4) Все время суда Авдеев солидно и с
достоинством, как это и подобает человеку
почтенному и невинно пострадавшему
, сидел
среди товарищей по несчастью, слушал и ровно
ничего не понимал.

5) Накануне сочельника Чечевицын целый
день рассматривал карту Азии и что-то записывал,
а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой,
угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.

6) Я глядела на его вдохновенное лицо,
слушала голос, который мешался с шумом дождя, и, как
очарованная
, не могла пошевелиться.

7) Оба мы шумно, как дети, мокрые,
запыхавшиеся, стуча по лестницам, влетели в
комнаты.

8) Проходили мимо меня люди со своею
любовью, мелькали ясные дни и теплые ночи, пели
соловьи, пахло сеном – и все это, милое,
изумительное по воспоминаниям, у меня, как у
всех
, проходило быстро, бесследно, не ценилось
и исчезало, как туман.

9) От ворот к дому нужно было идти рощей
по длинной, ровной, как линейка, дороге,
усаженной по обе стороны густой стриженой
сиренью.

10) Дом неуклюже высился из массы зелени
и резал глаза, как большой булыжник,
брошенный на бархатную траву.

11) Она видит темные облака, которые
гоняются друг за другом по небу и кричат, как
ребенок
.

12) Это был Мойсей Мойсеич, немолодой
человек с очень бледным лицом и с черной, как
тушь
, красивой бородой.

13) Его голову тянуло вниз, глаза
слипались, и мысли путались, как нитки.

14) Однообразная стрекотня убаюкивает, как
колыбельная песня
.

15) Саша минуту смотрел на нее с
удивлением; наконец он понял и обрадовался, как
ребенок
.

16) А она глядела на него не мигая
большими, влюбленными глазами, как очарованная,
ожидая, что он тотчас же скажет ей что-нибудь
значительное, безграничное по своей важности…

17) Как пленник, брошенный в пустой
глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет.

18) Как шальной, ходил я по дому, по
конюшням, проповедовал свои истины, приходил в
ужас от невежества, пылал ненавистью ко всем, кто
в белом цвете видел только белое…

II. Сравнительный оборот с
указательными словами

1) Вам кажется почему-то, что и у
идеально красивой женщины должен быть именно такой
нос, как у Маши, прямой и с небольшой
горбинкой, такие большие темные глаза, такие
же
длинные ресницы, такой же томный взгляд,
что ее черные кудрявые волосы и брови так же
идут к нежному, белому цвету лица и щек, как
зеленый камыш к тихой реке
.

2) Никого мне так не жаль, как нашу
бедную Лизу
.

3) Никакой спорт, никакие развлечения и
игры не доставляли мне такого удовольствия, как
чтение лекций
.

4) Но ни в чем ее талантливость не
сказывалась так ярко, как в ее умении быстро
знакомиться и близко сходиться со знаменитыми
людьми
.

5) Судьи, казалось ему, судили не так,
как бы следовало
.

6) Надо изображать жизнь не такою, как
она есть
, и не такою, как должна быть, а такою,
как она представляется в мечтах
.

7) Каждый пишет так, как хочет и
как может
.

III. Сравнительный оборот с союзом как
и

1) Как и в обыкновенные воскресенья,
благовестили к обедне во всех церквях.

2) Чечевицын был такого же возраста и
роста, как и Володя, но не так пухл и бел, а худ,
смугл, покрыт веснушками.

3) Когда он говорил о чем-нибудь, даже о
самом обыкновенном, например, о деревьях, зверях
или о море, его нельзя было слушать без улыбки или
без слез, и казалось, что в душе его звучали такие
же струны, как и в органе.

4) Даль была видна как днем, но уже
нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней
мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле, как
и дети Мойсея Мойсеича под одеялом
.

5) Надя простилась и пошла к себе
наверх, легла и тотчас уснула, но, как и в
прошлую ночь
, едва забрезжил свет, она уже
проснулась.

6) Тут так же, как и в зале, окна были
открыты настежь и пахло тополем, сиренью и
розами.

7) Я такой же, как и все, и переживу
рано или поздно то же самое, что и все.

IV. Как правило, как нарочно, как
обычно, как всегда
и т.д.

1) Я вспомнил наши первые встречи, наши
поездки за город, объяснение в любви и погоду,
которая, как нарочно, все лето была дивно
хороша.

2) Мы встречались, как всегда, по
понедельникам.

3) Кругом, как нарочно, не было ни
души.

4) На другой день, после бессонной ночи,
Авдеев, как всегда, отправился к себе в лавку.

5) Мне нужны во что бы то ни стало
деньги, а у брата, как нарочно, ни одного
свободного рубля.

6) За ужином не мог равнодушно видеть
физиономию Дегтярева, а тот, как нарочно,
приставал к нему с расспросами.

7) Как обычно, вид у него был
озабоченный, хмурый, борода не чесана.

V. Не кто иной, как; не что иное, как

1) Главное условие деятельности есть не
что иное, как
порядок.

2) Пристально всмотревшись, можно было
узнать в них не что иное, как крыжовник.

3) Честолюбие есть не что иное, как жажда
власти.

4) И эта маленькая повесть есть не что
иное, как
отрывочные воспоминания о тех днях.

5) Но перед ней был не кто иной, как путешествующий
Эгль, известный собиратель легенд, сказок,
преданий.

6) Спереди Рейнский водопад не что
иное, как
невысокий водяной уступ.

VI. Как = будучи (приложение со
значением причины)

1) Червяков нисколько не сконфузился,
утерся платочком и, как вежливый человек,
поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он
кого-нибудь своим чиханьем.

2) Вероятно, ей, как самой
образованной в доме
, было поручено встретить и
принять доктора.

3) Есенин, как «последний поэт
деревни»
, хорошо знал крестьянскую жизнь.

4) Я, как офицер и дворянин, ни в
какую службу к Пугачеву вступать не могу.

5) Вечером того же дня судьба сделала по
Авдееву еще один оглушительный выстрел: на
утреннем заседании думы все банковцы были
исключены из числа гласных, как находящихся под
судом и следствием
.

6) Ему, как человеку робкому и
необщительному
, прежде всего бросилось в глаза
то, чего у него никогда не было, а именно –
необыкновенная храбрость новых знакомых.

7) Увидев деньги, Мойсей Мойсеич
сконфузился, встал и, как деликатный человек,
не желающий узнать чужих секретов, на цыпочках и
балансируя руками, вышел из комнаты.

8) Ему, как приятелю, неловко взять с
меня деньги, и будет очень прилично, если я
презентую ему вещь.

VII. Вводные предложения с союзом как

1) Два года назад я был еще студентом,
жил в дешевых номерах (на Неглинной), без денег,
без родных и, как казалось мне тогда, без
будущего.

2) Когда гости, сытые и довольные,
толпились в передней, разбирая свои пальто и
трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как
его звали здесь
, Пава, мальчик лет
четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

3) Это была женщина высокая, с темными
волосами, прямая, важная, солидная и, как она
сама себя называла
, мыслящая.

4) Мне помогал маляр, или, как он сам
себя называл
, подрядчик малярных работ.

5) Секретарь же, образованный человек,
который, как казалось Авдееву, мог бы помочь
ему, только пожимал плечами…

6) Бабушка, или, как ее называли в доме,
бабуля, очень полная, некрасивая, с густыми
бровями и с усиками, говорила громко, и уже по ее
голосу и манере говорить было заметно, что она
здесь старшая в доме.

7) Вы, как говорится, наступили на
мою самую любимую мозоль, и вот я начинаю
волноваться и немного сердиться.

VIII. Придаточное с как

1) И, вспомнив, как к нему относились
ее покойный отец и все товарищи-врачи
, она
поняла, что все они видели в нем будущую
знаменитость.

2) Окна были отворены настежь, слышно
было, как на кухне стучали ножами, и доносился
запах жареного лука.

3) Вера Иосифовна читала о том, как
молодая, красивая графиня устраивала у себя в
деревне школы, больницы, библиотеки и как она
полюбила странствующего художника…

4) Мне постлали постель в комнате рядом
со спальней брата, и мне было слышно, как он не
спал и как вставал и подходил к тарелке с
крыжовником и брал по ягодке.

5) Рябович глядел на сиреневую барышню,
которая очень горячо спорила о том, что было для
нее чуждо и вовсе не интересно, и следил, как на
ее лице появлялись и исчезали неискренние улыбки
.

6) В комнате было тепло, и мальчики
чувствовали, как в их озябших телах, не
желая уступать друг другу, щекотались тепло и
мороз
.

7) Рано утром в сочельник Катя и Соня
тихо поднялись с постели и пошли смотреть, как
мальчики будут бежать в Америку.

8) Володя, как вошел в переднюю, так
и зарыдал и бросился матери на шею.

9) Изредка она останавливалась и, плача,
приподнимая то одну озябшую лапу, то другую,
старалась дать себе отчет: как это могло
случиться
, что она заблудилась?

10) Она отлично помнила, как она
провела день и как к конце концов попала на этот
тротуар
.

11) Едва зайдет солнце и землю окутает
мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и
степь легко вздыхает широкой грудью.

12) Уже шесть лет, как на нашей земле
запрещена охота
.

13) Я люблю удить рыбу, для меня нет
больше наслаждения, как сидеть под вечер на
берегу и смотреть на поплавок
.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК
НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

I. Устойчивые сочетания с как

1) Дорога была как на ладони.

2) Полил дождь как из ведра, и все
скрылось.

3) Молодые супруги были счастливы, и
жизнь их текла как по маслу.

4) Они беспокоились, что я, образованный
человек, знающий языки, вместо того чтобы
заниматься наукой или литературным трудом, живу
в деревне, верчусь как белка в колесе, много
работаю, но всегда без гроша.

5) Привыкла Каштанка и к незнакомцу, и к
своим сожителям; жизнь потекла как по маслу.

6) Живу со своей попадьей потихоньку,
кушаю, пью да сплю, на внучат радуюсь да богу
молюсь, как сыр в масле катаюсь и знать никого
не хочу.

7) Вдруг он остановился как вкопанный
и обеими руками ухватился за косяк двери.

8) Вдруг он вскочил как ужаленный,
топнул ногой и забегал по кабинету.

9) Я попал как кур в ощип, и я же
оказываюсь виноватым.

10) Было видно по всему, что личную жизнь
свою Саша устроил неряшливо, жил как придется,
с полным презрением к удобствам…

II. Предложения, в которых союз как
является сказуемым или входит в состав
сказуемого

1) На правах хозяйки она ходила при
гостях в блузе, офицеров величала по фамилии, на
Манюсю глядела как на девочку и говорила с нею
тоном классной дамы.

2) Мы высшие существа, и если бы мы в
самом деле осознали всю силу человеческого гения
и жили бы только для высших целей, то в конце
концов мы стали бы как боги.

3) Ну, Котик, сегодня ты играла как
никогда.

4) Как ребенок душою я стал.

5) Отец и мать ей как чужие.

6) Здесь все как раньше.

7) Ну что ты ведешь себя как маленький.

8) Был лес как сон и снег как сон.

9) Все относились к Ване как к своему
человеку.

10) Он говорил о привычных вещах как о
чем-то необычайно интересном.

III. Не как, совсем как; совершенно как;
почти как
и т.п.

1) Буду говорить с вами не как отец,
а как джентльмен с джентльменом.

2) Да, он все делал не как люди.

3) Мне Москва снится каждую ночь, я совсем
как
помешанная.

4) Земля, сказывают, там нипочем, все
равно как
снег: бери сколько желаешь.

5) Ведь я веровал не как немецкий
доктор философии, не в пустыне я жил, а каждая
вера гнула меня в дугу, рвала на части мое тело.

IV. Как = «в качестве»

1) Я нравился Жене как художник, я
победил ее сердце своим талантом, и мне страстно
хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней как
о своей королеве, которая вместе со мной будет
владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею,
этою природой, чудесной, очаровательной, но среди
которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно
одиноким и ненужным.

2) Местные жители указывали на семью
Туркиных как на самую образованную и
талантливую.

3) Я никогда не нравился себе, я не люблю
себя как писателя.

4) Все это я рассказываю вам как писателю.

5) Николай Соколов давно известен в
районе как один из бывалых и неутомимых
охотников.

6) Проведите меня через границу как вашего
слугу.

7) Летом студенты работали как лаборанты.

8) Средняя Россия завладела мной сразу
и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую
давнюю родину и почувствовал себя русским до
последней прожилки.

9) Как интересный жанр существуют
записные книжки Ильфа, дневники Пришвина.

10) Пришвин думал о себе как о поэте,
«распятом на кресте прозы».

V. Как можно / как нельзя +
сравнительная степень прилагательного

1) Уезжай как можно дальше отсюда.

2) Но умирая, они хотели уничтожить как
можно больше
врагов.

3) Мы так наедаемся, что потом, за
обедом, чтобы мама не заметила, мы стараемся есть
как можно больше
.

VI. При двойном союзе как…, так и

1) Этот пес необыкновенно почтителен и
ласков, одинаково умильно смотрит как на
своих, так и на чужих, но никто лучше него не
умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу,
забраться в ледник или украсть у мужика курицу.

2) Изредка, ранней осенью, выдаются
такие дни, солнечные, сонные, хмурые, когда теплый
туман как заляжет с утра над рекой, так и
лежит, не редея до самого вечера.

3) Я имею поручение как от судьи, так
и
от всех наших знакомых помирить вас с
приятелем вашим.

VII. При составных подчинительных
союзах

1) Подумайте: в то время как вы
сидите тут в покое, едите, пьете и мечтаете о
блаженстве, ваши ближние погибают и идут в ад.

2) В то время как Егорушка смотрел
на сонные лица, неожиданно послышалось тихое
пение.

3) Они посидели, поговорили; и теперь, после
того как
Надя провела зиму в Петербурге, от
Саши, от его слов, от улыбки и от всей его фигуры
веяло чем-то отжитым, старомодным, давно спетым и,
быть может, уже ушедшим в могилу.

Диктант 1

По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и
прыгая, пробежали перекатиполе, а одно из них
попало в вихрь, завертелось, как птица,
полетело к небу и, обратившись там в черную точку,
исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом
третье, и Егорушка видел, как два
перекатиполя столкнулись в голубой вышине и
вцепились друг в друга, как в поединке.
У самой дороги вспорхнул стрепет. Дрожа в
воздухе, как насекомое, играя своей
пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по
прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком
пыли, понесся в сторону, и долго еще было видно
его мелькание.
А вот, встревоженный вихрем, не понимая, в чем
дело, из травы вылетел коростель. Он летел за
ветром, а не против, как все птицы. От этого
его перья взъерошились, весь он раздулся до
величины курицы и имел очень сердитый,
внушительный вид.
Одни только грачи, состарившиеся в степи и
привыкшие к степным переполохам, покойно
носились над травой или же как ни в чем не
бывало, ни на что не обращая внимания, равнодушно
долбили своими толстыми клювами черную землю.
За холмами совершенно как выстрел
прогрохотал гром, подуло свежестью.
Хорошо, если бы брызнул дождь!
Но невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала
ветер и воздух, уложила пыль, и опять, как
будто ничего не было, наступила тишина. Облако
спряталось как можно дальше к краю неба,
загорелые холмы нахмурились, воздух покорно
застыл, и одни только встревоженные чибисы где-то
плакали и жаловались на судьбу.

(По А.Чехову. Степь)
(226 слов)

Диктант 2

Из уездного городка ранним июльским
утром выехала и с громом покатила по почтовому
тракту безрессорная ошарпанная бричка. В бричке
сидели двое: купец Иван Иванович Кузмичов,
бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше
похожий на чиновника, чем на купца, и другой –
отец Христофор, настоятель Николаевской церкви,
маленький длинноволосый старичок в сером
парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в
шитом цветном поясе.
Оба они, как Кузмичов, так и отец Христофор,
ехали теперь продавать шерсть.
Кроме только что описанных двух и кучера Дениски,
неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых
лошадок, в бричке находился еще один пассажир –
мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от
слез лицом. Это был Егорушка, племянник
Кузмичова, ехавший поступать в гимназию.
Он сидел на облучке рядом с Дениской, держался за
его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как
чайник на конфорке.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже
широкая, бесконечная равнина, перехваченная
цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за
друга, эти холмы сливаются в возвышенность,
которая тянется вправо от дороги до самого
горизонта и исчезает в лиловой дали. Едешь-едешь
– и никак не разберешь, где она начинается и где
кончается. Загорелые холмы со своими покойными, как
тень, тонами, равнина с туманной далью и
опрокинутое над ними небо, которое в степи, где
нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким
и прозрачным, представлялись теперь
бесконечными, оцепеневшими от тоски.

(По А.Чехову. Степь)
(222 слова)


Публикация статьи произведена при поддержке сайта Siblec.ru. Перейдя по ссылке http://siblec.ru/index.php?dn=html&way=bW9kL2h0bWwvY29udGVudC84c2VtLzEwNC9tYWluLmh0bQ==, Вы получите доступ к огромному количеству лекций по русскому языку. Вы без труда найдете интересуцющую Вас тему – все лекции структурированы и разбиты по разделам. Siblec.ru – это обширнейший банк лекций в свободном доступе. Здесь есть лекции по гуманитарным, естественным и общественным наукам.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть

1. Морфологический портрет слов-омонимов КАК……………………….4

2. Семантика конструкций со словами КАК ………………………………6

3. Система пунктуационных правил в школьном изучении……………..11

4. Дидактические материалы………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………20

Введение.

Семантика и пунктуация в предложениях со словом КАК считается трудной для понимания темой не только для школьников, но и для учителей, корректоров, редакторов. Умение разграничивать данные конструкции и соблюдать правильную пунктуацию, не сформировано. Причина кроется в неправильном подходе к формированию представления о сути данного языкового явления.

В основной части настоящей работы рассмотрена грамматическая природа данных конструкций и их смысловые функции. На основе теоретического материала составлен список упражнений, способствующий улучшению навыка разграничения данного языкового явления и расстановки запятых в предложениях со словом КАК.  

Задачи данной работы:

1. Составить морфологический портрет слов-омонимов КАК.

2. Выявить семантику конструкций со словом КАК в русском языке.

3. Описать и обосновать пунктуационные правила в подобных конструкциях в школьном изучении.

4. Предложить разработку дидактического материала по данной теме.

Изучением семантики подобных конструкций занимались такие лингвисты, как И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин, О. М. Чупашева, Н. А. Шапиро, М. Ю. Охлопкова и многие другие.

Теоретической основой написания данной работы послужили выпуски лингвистических журналов «Русский язык», «Русская словесность», «Русский язык в школе и дома».

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть.

1. Морфологический портрет слов-омонимов КАК.

Слово КАК в предложении может выполнять различную функцию, которая определяет его морфологический портрет. Однозначно назвать слово КАК союзом нельзя, потому что его морфологическая роль определяется контекстом:

1. КАК – местоименное наречие.

Я задаюсь вопросом, как мне жить теперь.  В данных конструкциях наречия, подобные местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из контекста. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение образа действия – КАК. По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные.

2. КАК – союз.

Я вижу, как он рад меня приветствовать.  В подобных предложениях КАК заменяется союзом что – вижу, что он рад мне. Это СПП, в котором изъяснительный союз КАК соединяет предикативные части.

Союз КАК в предложении выполняет соединительную функцию, связывая предикативные единицы, приложения, вводные предложения или сравнительные обороты. Необходимо заметить, что союз КАК может являться частью сложного союза:

– причинного (так как),

– временного (с тех пор как, как только, между тем как, в то время как),

– условного (как скоро),

– сравнительного (как будто, как бы),

– уступительного (как ни).

  1. КАК – союзное слово.

Я знаю, как ты хотел выиграть. В подобных предложениях слово КАК является союзным словом, соответствующим по значению наречию насколько: знаю, насколько сильно. В случае соответствия по значению с конструкцией каким образом, слово КАК также считается союзным словом. Его приверженность строгому стилю выражалась даже в том, как он одевался. [1] В отличие от союзов, союзные слова являются членами предложения.  

Таким образом, для выявления семантики конструкций со словом КАК в русском языке необходимо определить, к какой части речи относится слово в данном контексте. Пунктуация в предложениях со словом КАК определяется по функции данной конструкции в конкретном предложении.

  1. Семантика конструкций со словами КАК.

Оборотов с союзом КАК в современном русском языке большое количество. Но далеко не все из них являются сравнительными оборотами или приложениями. Для того чтобы точно определить роль и функцию союза КАК в предложении, необходимо выяснить, что именно он соединяет:

1. Сравнительный оборот с основной частью предложения.

2. Сказуемое с подлежащим.

3. Части сложноподчиненного предложения (главное с придаточным)

4. Вводное предложение вводится при помощи союза КАК.

5. Приложение к определяемому слову. [2]

Главной отличительной особенностью сравнительного оборота от придаточного сравнительного согласно «Грамматике» является непридикативность словоформы сравнительного оборота. [3]

Суть сравнительного оборота состоит в уподоблении одного предмета (его признака, действия или явления) другому на основании общего для них признака.

Сравнительный оборот – компонент предложения, вводимый сравнительными союзами. Основа оборота заключается в представлении знаменательной части речи – имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, причастия, деепричастия или наречия.[4]

Сравнительные обороты придают речи образность, так как определяют предмет, его признак или действие, сравнивая его с чем-то другим. Чаще всего они встречаются в художественной литературе. [5]

Определений конструкции сравнительного оборота много.

1. Согласно академической «Грамматике», сравнительный оборот, «независимо от степени его распространенности, является только частью простого предложения». [6]

2. Иная трактовка предложена в «Русской академической грамматике»[7], в которой характер сравнительного оборота определяется с опорой на его связи с основной структурой предложения. Если сравнительный оборот связан со сказуемым, то он расценивается как соответствующий по значению простому предложению в составе сложного. Если же он связан не с предикативным членом, то предикативность у него отсутствует.

Сравнительные обороты неоднотипны в структурном отношении. О. М. Чупашева в работе «О синтаксическом своеобразии предложений со сравнительными конструкциями»[8] предлагает следующие примеры для выявления семантики конструкций сравнительных оборотов в безглагольных предложениях:

1. Модель «КАК + существительное в именительном падеже + существительное в  косвенном падеже».

В пятнах света, в путанице линий

Я себя нашел, как брата брат. ( А. А. Тарковский)

В подобных предложениях существительное в именительном падеже занимает позицию подлежащего, а существительное в косвенном падеже – позицию дополнения или обстоятельства. Второстепенные челны входят в состав сказуемого, значит, они сигнализируют о наличии его незамещенной синтаксической позиции. Следовательно, подобные конструкции предикативны и однозначны: это неполные придаточные предложения. Вся конструкция, частью которой является сравнительный оборот, представляет собой сложноподчиненное предложение.

В творчестве Пушкина, как облака по поднебесью, проходили волновавшие его думы. (Д. Лихачев).

Это СПП, усложненное неполным придаточным предложением – как облака по поднебесью, где облака – подлежащее, по поднебесью – определение.

2. Модель «КАК + существительное в косвенном падеже».

Меня там чествовали, как заезжего тенорка. (Л. Лосев)

В приведенном примере существительное имеет форму винительного падежа. Существительные в данном случае выполняют функцию дополнений или обстоятельств, являясь при этом сигналом незамещенной синтаксической позиции сказуемого. Следовательно, подобные конструкции представляют собой предикативные единицы – неполные предложения, а конструкции с ними – сложноподчиненные предложения.

Главная дума Пушкина, как и в народной песне, – это дума о судьбе человека. (Д. Лихачев).

Это СПП, усложненное неполным придаточным предложением – как и в народной песне, где существительное, исполняющее роль определения,

имеет форму предложного падежа –  (в чем?) – в  песне.

3. Модель «КАК + наречие».

Каждому человеку свойственно нетерпеливое желание увидеть как можно скорее то, к чему он непрестанно стремится. (А. Алдан-Семенов).

Наречие входит в состав сказуемого, сигнализируя о наличии его синтаксической позиции в структуре предложения. Следовательно, сравнительный оборот в данном случае предикативен и является частью сложноподчиненного предложения.

4. Модель «КАК + существительное в именительном падеже».

Тень была не черного, а темно-серого цвета, как промокший войлок. (Б. Пастернак).

В данной модели существительное может быть как одиночным, так и иметь при себе зависимые слова, выступающие в функции определения, которые имеют различное морфологическое выражение:

– они могут быть выражены прилагательным,

– порядковым числительным или порядковым прилагательным,

– причастием.

Определения не входят в состав сказуемого, следовательно, они не способны сигнализировать о его синтаксической позиции. Сравнительные обороты, построенные по данной модели, могут быть отнесены к членам простого предложения.

Однако существительные в именительном падеже могут занимать позицию подлежащего в номинативном предложении и, следовательно, построенные с ними предложения следует отнести к сложноподчиненным.

Таким образом, можно говорить о синкретичности данной модели: они совмещают характеристики членов простого предложения и придаточного предложения (предикативной единицы). Следовательно, подобные конструкции можно расценивать двояко.

Прозрачен стих, как северный апрель. (И. Северянин).

Это простое предложение, сравнительный оборот выражен именем существительным в именительном падеже с зависимым словом – прилагательным северный.

5. Модель «КАК + прилагательное».

Ваш лоб как бисерный. (А. Вознесенский)

Прилагательное в подобных конструкциях выступает в роли определения  – члена предложения из состава подлежащего. Это свидетельствует о незамещенной синтаксической позиции подлежащего, которая может быть замещена существительным в именительном падеже.

С другой стороны,  сравнительный оборот без словесно выраженного глагола и не имеющий синтаксической позиции сказуемого может быть определен и как член простого предложения. Следовательно, подобные конструкции являются также синкретичными по своей грамматической сути.

Намокший дикий виноград

К стене прижался, как бездомный. (А. Тарковский).

Это простое предложение, в котором сравнительный оборот как бездомный выступает в роли определения.  

Подводя итог вышесказанного, можно заключить, что безглагольные построения с союзом КАК неоднотипны по своей грамматической природе. Одни из них предикативны и могут квалифицироваться как придаточные предложения, а другие могут сочетать в себе признаки предикативной единицы и члена простого предложения.

3. Система пунктуационных правил в школьном изучении.

С помощью союза КАК образуются различные синтаксические конструкции, из которых одни выделяются запятыми, а другие нет. Пунктуация в предложениях с этим союзом зависит от различных факторов. [9]

Для того чтобы систематизировать полученные знания в области пунктуации предложений с союзом КАК, некоторые лингвисты предлагают таблицы, способствующие лучшему восприятию и запоминанию правил.

Н. М. Девятова предлагает следующий алгоритм решения сложных вопросов постановки запятой с предложениях с союзом КАК:

Алгоритм различения оборотов с союзом КАК.[10]

Можно ли поставить между двумя существительными

сравнительный союз КАК?

Да

Нет

1. Это сравнительный оборот

1. Это приложение или оборот со значением «в качестве».

2. Есть ли в предложении признаковый компонент: (такой… как, так… как и др.)?

2. От какого слова и какой вопрос задается к обороту?

Да.

 Это сравнительный оборот.

Он ОБОСОБЛЯЕТСЯ.

Нет.

Выясняем, является ли оборот носителем новой информации и сильного фразового ударения.

Если от сказуемого и вопрос обстоятельства – это оборот со значением «в качестве».

Оборот

НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Если от любого члена предложения, выраженного существительным или местоимением и вопрос определения – это приложение.

Оборот

ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Да.

НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Нет.

ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Данный алгоритм достаточно понятен и прост в использовании. Приведем несколько примеров решения сложных вопросов пунктуации путем следования данному алгоритму:

1. Заглянешь направо, налево – всюду обступили вас, как рать исполинов, дома, дома и дома, камень и камень, все одно до одно… ( И. А. Гончаров «Обыкновенная история»).  Между двумя существительными предложения можно поставить сравнительный союз КАК. В данном примере прослеживается признаковый компонент – обступили так, как рать исполинов. Следовательно, можно сделать вывод, что перед нами сравнительный оборот, требующий обособления.

2. Он представил его как своего ближайшего друга. В данном случае, очевидно, что союз КАК имеет значение «в качестве» и отвечает на вопрос обстоятельства, следовательно, обособления не требует.

3. От таких развлечений, как театры и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. (А. П. Чехов «Ионыч»). Между существительными постановка сравнительного союза КАК невозможна. Вопрос определения какие? задается к обороту от имени существительного развлечений, следовательно, оборот требует обособления.

Алгоритм различения оборотов с союзом КАК удобен в использовании, но дает ответы не на все сложные вопросы пунктуации. В качестве наглядного примера в подобном случае можно использовать систематизированную таблицу, разработанную И. Н. Рейнке и В. И. Шапкиным:

Запятая перед КАК (основные случаи) [11]

Ставится

Не ставится

Сравнение с дополнительным оттенком сходства признаков:

Лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет.

Оборот входит в состав сказуемого:

Теперь я все равно как сирота или вдовица.

Сравнение с оттенком обстоятельства образа действия:

Посещение цирка заинтересовало его, как ребенка

Оборот выражает значение в качестве:

Отрадина выступала в спектакле одновременно  как жертва господствующего порядка и как обличительница темного, жестокого царства господ.

Приложение в значении причинности:

Петру, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть у суровому климату Арктики.

Оборот имеет оттенок обстоятельства образа действия (его можно заменить творительным падежом существительного):

Клочок неба как лента синеет над нашей головой.

Оборот обозначает уподобление одних примеров, явлений, признаков другим и начинается сочетанием союзов КАК И:

Он носил, как и все дядьки, куртку из толстого серого сукна, сшитую на манер рубахи.

Перед сравнительным оборотом стоят слова точь-в-точь, совсем, почти и другие или отрицательная частица не:

Это звучит совсем как парадокс.

Встретили они нас не как своих друзей.

Союз КАК связывает главное предложение с придаточным:

Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.

Союзом КАК начинается вводное предложение:

Все в этом доме раздражало графиню Лидию Ивановну: и содержание, и намек на великодушие, и в особенности развязный, как ей показалось, тон.

Данная таблица поможет учащимся легче ориентироваться в сложных вопросах пунктуации предложений с союзом КАК. Однако также как и в случае с алгоритмом Н. М. Девятовой в данной таблице прослеживаются не все варианты возможных затруднений с обособлением предложений с союзом КАК.

Н. Н. Арчакова в статье «Синтаксические конструкции с союзом КАК» приводит таблицу, некоторые пункты которой «дополняют» недостающие элементы предыдущей:

Запятая перед КАК.[12]

Ставится

Не ставится

 Для выявления сравнительного оборота, если ему предшествует указательное слово (такой, те же, так, так бы и др.):

Лаевский вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба.

Если оборот имеет характер устойчивого сочетания:

Белый как мел (молоко), бледный как смерть, видно как на ладони, гол как сокол, голоден как волк и др.

Если оборот выражен сочетаниями как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и др.:

Натальи, как всегда, не было дома.

Перед оборотами как можно, как нельзя плюс сравнительная степень прилагательного или наречия:

Старался сделать как можно лучше, а получилось как нельзя хуже.

В оборотах не кто иной, как…, не что иное, как…:

Это сделал не кто иной, как ваш новый приятель.

При двойном союзе как…, так и…:

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

При составных подчинительных союзах: перед тем как, подобно тому как. По мере того как, после тог как, тогда как…:

Герасим остался неподвижным, между тем как лодку волной сносило к городу.

Л. Ф. Казакова пишет о том, что наряду с предложениями с союзом КАК, значение которых «прозрачно» и определяется легко, существуют случаи «двоякой пунктуации». Система обособления или необособления сравнительных оборотов неупорядочена, причиной чего является  наличие авторской пунктуации. Согласно желанию автора сравнительный оборот часто выделяется запятыми и тогда, когда он синтаксически не должен быть обособлен. [13] Рассмотрим пример: Она обернулась ко мне, бледная, как мрамор. (М. Ю. Лермонтов). «Бледная как мрамор» – фразеологическое сочетание, а значит, внутри него не нужно ставить запятую. Но Лермонтов поставил,  чтобы обратить внимание на бледность героини.

Д. Э. Розенталь в работе «Пунктуация и управление в русском языке» диктует следующие правила обособления двоякой пунктуации:

1. Не выделяются запятыми сочетания «как правило», «как исключение», «как обычно» и др., если они входит в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Осенью и зимой густые туманы бывают в Лондоне как правило. Все шло как всегда.

2. Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми, если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия: Как град посыпалась картечь. (М. Ю. Лермонтов). Автору важно было создать художественный образ путем чистого сравнения, поэтому некоторые предложения допускают двоякое толкование и, следовательно, двоякую пунктуацию.

3. Некоторые случаи допускают двоякую пунктуацию в зависимости от оттенков значения, связанных с контекстом: Рецензируемую книгу можно рекомендовать как пособие для студентов (в качестве пособия). – Следует признать, что, как пособие для студентов, рецензируемая книга имеет ряд существенных недостатков (будучи пособием – причинный оттенок).

4. Некоторые предложения допускают двоякую пунктуацию в зависимости от их толкования: Я отношусь к нему как к брату (он мне брат). – Я отношусь к нему, как к брату (по-братски, хотя он мне не брат). [14]

4. Дидактические материалы.

В данном разделе представлен комплекс заданий, направленный на отработку навыков грамотного синтаксиса в  предложениях со словом КАК. Примеры для упражнений подобраны из текстов русской классики с целью

Задание 1.

Прочитайте приведенные ниже примеры и установите:

– какой частью речи является слово КАК,

– в каком предложении представлена конструкция со словом КАК (простое, ССП, СПП),

– объясните обособление предложения.

1. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. ( А. П. Чехов).

2. Только единственный сын Анны Павловны, Александр Федорыч, спал, как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном.

(И. А. Гончаров).

3.  Напротив, с Катей Аркадий был как дома.  (И. С. Тургенев).

4.  Но Иисус в его изображении получился, ну совершенно как живой.

( М. А. Булгаков).

5. Я служил по различным ведомствам, но все эти девять должностей были похожи одна на другую, как капли воды. ( А. П. Чехов).

6. У меня есть голос, правда не такой, как у Шервинского, но все-таки довольно приличный. (М. А. Булгаков).

7. Грохот и треск несся с окружных гор, задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив хоть один человек. (А. Толстой).

8. Ветры дуют не так, как хотят корабли. (Пословица)

9. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. (Л. Толстой)

10. Перед тем как изложить на бумаге свои воспоминания, Репин рассказывал их нескольким людям – мне, моей семье, случайным гостям.

(К. Чуковский)

11. А тот, кого учителем считаю,

Как тень прошел и тени не оставил. (А. Ахматова)

Задание 2.

Прочитайте и систематизируйте приведенные ниже примеры в таблицу. Объясните пунктуацию предложения:

Обособляется

Не обособляется

  1. Прозрачно-бледный _ как весною _

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой. (И. Бунин).

2. Через два дня Васютка _ как заправский провожатый _ шагал по берегу вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним. (В. Астафьев).

3. Запела птица голосом блаженным о том _ как мы друг друга обрели. (А. Ахматова).

4. Как солнце зимнее прекрасно_

Когда бродя меж серых туч

На белые снега напрасно

Оно кидает слабый луч. (М. Ю. Лермонтов).

  1. Как аукнется _ так и откликнется. (Пословица)
  2. Он сказал это и почувствовал _ как у него холодеет лицо. (К. Паустовский).
  3. Тогда Никите представилось _ как на холодном темном чердаке нанесло снегу (А. Толстой)

Задание 3.

Прочитайте приведенные ниже предложения и объясните постановку знаков препинания. Определите, к какой конструкции со словом КАК относятся предложения.

1. Он час простоял пред Медным всадником, но не с горьким упреком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой. (И. Гончаров)

2. Все смотрели, как разворачиваются с тыла самолеты. (К. Федин).

3. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. (К. Паустовский)

4. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось. (М. Пришвин).

5. И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. (А. С. Пушкин)

6. Как молоком облитые, стоят сады вишневые. (Н. Некрасов)

7. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов).

8. В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов).

9. Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза. (А. сурков).

10. Иней лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами. (К. Паустовский).

Заключение.

Учителя, работающие в старших классах, несомненно, знают, что теоретический материал и упражнения по этой теме в традиционных учебниках и пособиях ограничиваются несколькими хрестоматийными примерами. В данной работе предложены упражнения на выработку навыка разграничения предложений со словом КАК в русском языке.

Итогом данной работы служат следующие выводы:

1. Для выявления семантики конструкций со словом КАК в русском языке необходимо определить, к какой части речи относится слово в данном контексте.

2. Пунктуация в предложениях со словом КАК определяется по функции конструкции в конкретном предложении.

3. Безглагольные построения с союзом КАК неоднотипны по своей грамматической природе – одни из них предикативны и могут квалифицироваться как придаточные предложения, а другие могут сочетать в себе признаки предикативной единицы и члена простого предложения.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать о том, что пунктуация в предложениях со словом КАК зависит от семантики конструкции.

Список использованной литературы:

  1. Аксенова Л. А. Синтаксические конструкции со словом КАК // Русский язык. №. 23. – 2005.
  2. Арчакова Н. Н. Синтаксические конструкции с союзом КАК // Русский язык. № 16. –  2003.
  3. Грамматика русского языка. В 2х томах. – М., 1960.
  4. Граник Г. Г. и др. О запятой перед КАК // Русский язык. № 46. – 2000.
  5. Девятова Н. М. Знаки препинания перед союзом КАК // Русский язык. № 31. – 2002.
  6. Казакова Л. Ф. Сравнительный оборот семантика и пунктуация // Русская словесность. № 4. – 2002.
  7. Крылова М. Н. Работа со сравнительными конструкциями современного русского языка: лингвокультурологический подход // Русский язык в школе и дома. № 6.  – 2009.
  8. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008.
  9. Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка – Краснодар, 1998.
  10. Огольцев В. М. Словари устойчивых сравнений русского языка – М., 2001.
  11. Охлопкова М. А. Обособление и необособление с союзом КАК // Русский язык. № 8. – 2007.
  12. Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.
  13. Розенталь Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке // Справочник для работников печати. – М., 1988.
  14. Русская академическая грамматика. В 2х томах.  – М.: Наука, 1980.
  15.  Скрипка Е. А. Запятая перед союзом КАК // Русский язык. № 10. – 2008.
  16. Троицкий С. Г. Пунктуация современного русского языка: Пособие для слушателей подготовительных отделений. – Тверь, 1999.
  17. Чупашева О. М. О синтаксическом разнообразии предложений со сравнительными конструкциями // Русский язык в школе. № 6.  – 1998.
  18. Шапиро Н. А. Знаки препинания при союзе КАК // Русский язык. № 11. – 2004.
  19. Широкова Н. А. Типы синтаксических конструкций со сравнительным союзом в составе простого предложения. – Казань, 1963.

[1] Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008.

[2] Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.

[3] Грамматика русского языка. В 2-х томах. – М., 1960.

[4] Казакова Л. Ф. Сравнительный оборот семантика и пунктуация // РС. № 4. – 2002.

[5] Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.

[6] Грамматика русского языка. В 2-х томах. – М., 1960.

[7] Русская академическая грамматика. В 2-х томах.  – М.: Наука, 1980.

[8] Чупашева О. М. О синтаксическом разнообразии предложений со сравнительными конструкциями // РЯШ. № 6. – 1998.

[9] Шапиро Н. А. Знаки препинания при союзе КАК // РЯ. № 11. –  2004.

[10] Девятова Н. М. Знаки препинания перед союзом как // РЯ. № 31.  – 2002.

[11] Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.

[12] Арчакова Н. Н. Синтаксические конструкции с союзом КАК // РЯ. № 16. –  2003.

[13] Казакова Л. Ф. Сравнительный оборот семантика и пунктуация // РС. № 4. –  2002.

[14] Розенталь Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке // Справочник для работников печати. – М., 1988.

союз как, примеры предложений

Как – это подчинительный союз или союзное слово (относительное наречие) в сложноподчиненном предложении, в котором одно простое предложение отделяется от другого запятой, например:

Я слышу, как мурлычет кот.

Мне рассказали, как пройти к её дому.

Мы смотрели, как тлеют угли костра.

На синем небе лежат облака, как кучи белого снега зимой.

Союз как может соединять два однородных придаточных предложения. Если между ними стоит сочинительный союз “и”, то запятая ставится только перед первым союзом, например:

Сверху видим, как волны бьются о скалы и _ как тысячи брызг взлетают кверху и ручейками стекают в море.

Слово как может входить в составные союзы, тогда запятая не ставится непосредственно перед “как”, а ставится после всей придаточной части, например:

С тех пор _ как мы уехали, многое здесь изменилось.

До тех пор _ как ты не расскажешь правду, нечего обсуждать.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

tana7­6
[124K]

6 лет назад 

Примеры предложений, когда запятая ставится.

  • в сложноподчиненном предложении ,в котором подчиненные предложения соединены союзом как:

Пример:

Я опять не пойму, как ты все успеваешь.

  • если союз как – часть оборота , который синонимичен вводному слову: – это обороты

Пример:

С самого утра, как нарочно, дела не заладились.

  • если в предложении содержится обстоятельство в виде сравнительного оборота с союзом как:

Пример:

Опять в троллейбусе было народу, как сельдей в бочке.

Если после оборота-обстоятельства продолжается предложение, в конце оборота не забудьте поставить запятую.

Теперь случаи, когда запятая не ставится.

  • если союз как стоит между подлежащим и сказуемым вместо знака тире:

Пример:

Ночь как день. Глаза как вишни.

  • если это оборот с фразеологизмом.

Пример:

Я опять весь день сижу как на иголках.

  • если словосочетание с союзом какобстоятельство образа действия.

Пример:

Тропинка вилась как змейка (можно заменить на аналогичные – по-змеиному, змейкой).

  • если оборот с союзом связан со сказуемым, и без него предложение неполное:

Пример:

Я чувствую себя здесь как хозяйка.

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицание (частица “не”) или частицы:

Пример:

Ее лицо было точь-в точь как у ее матери.

И еще – составные союзы

В состав таких союзов входит “как”:

Пример:

По мере того как вода заполняла бочку, доска под ней прогибалась.

Алекс­андра­115
[520]

6 лет назад 

Союз “как” чаще всего употребляется при сравнительном обороте.

Запятая ставится в двух случаях:

  1. Если сравнительный оборот обозначает уподобление: “Он удивительно хорошо себя держит, осторожен, как кошка.”
  2. Если имеет оттенок причинного значения: “Как старший, приказываю вам, господа, немедленно разойтись.”

Запятая не ставится, если:

  1. На первый план выступает значение образа действия (заменяется наречием или Т.п. существительного): “Конь как буран летит (= бураном), как вьюга спешит (= вьюгой).”
  2. Союз как имеет значение в качестве: “Я говорю как литератор.”
  3. Оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым: “Наш сад как проходной двор.”(как проходной двор – сказуемое); “Поэма была произнесена как признание.”

Также союз как может употребляться при обособленных приложениях.

Если приложение имеет значение “по причине”, то оно обособляется: “Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.”

Если приложение имеет значение “в качестве”, то запятая не ставится: “Слава его (Крылова) как баснописца не могла не затмить его славы как комика.”

Сравнительный оборот в предложении является обстоятельством, приложение – это определение, выраженное именем существительным.

serg7­07
[49.1K]

7 месяцев назад 

Союз “как” может входить в состав сложных союзов, состоящих из двух и более слов. В этом случае запятая ставится перед всем составным союзом.

Такие союзы: так как, так что, тогда как, в то время .

Я делал уроки, в то время как мама была на работе.

В сложноподчиненном предложении союз “как” отделяет одну часть предложения от другой.

Ты сделал задание совсем не так, как требовалось в приведенном примере.

Я переживала за милого, доброго Ивана Андреевича, как за сына.

Я рассердился и зырычал, как зверь.

Знаете ответ?

Запятая перед «как»: когда ставить

. Правила с примерами

Обновлено 24 ноября 2022, 07:50

Shutterstock

Необходимость постановки запятой перед «как» каждый раз требует внимательности и анализа предложения. Вместе с учителями русского языка РБК Life объясняет, когда нужно и когда не нужно ставить запятую.

Когда запятая перед «как» не ставится

1. Когда «как» — обстоятельство образа действия

  • Тропинка вилась как змейка.

Важно не то, что тропинка вилась вообще. Автор хочет донести до нас образ этой тропинки. Можно поставить в таком случае «как змейка» в творительный падеж (кем, чем) — тропинка вилась змейкой.

2. Если союз «как» имеет значение «в качестве»

  • Пашу везде принимали как своего.
  • Она была известна многим как честный человек.
  • Андрей был востребован как хороший учитель.

В этих примерах вместо замены на творительный падеж, мы можем поставить слово «в качестве». Пашу везде принимали в качестве своего. Андрей был востребован в качестве хорошего учителя.

3. Входит в состав сказуемого

  • Он стоял как громом пораженный.
  • Она ведет себя как хозяйка.
  • Всё шло как всегда.

«Как» не выделяется запятой, если входит в состав сказуемого или тесно связано с ним по смыслу.

4. Если обороту предшествует частица «не» или слова «совсем», «совершенно», «почти», «вроде», «точь-в-точь», «именно»

  • Он сделал задание не как просили.
  • Маша вела себя совсем как ребенок.
  • Танец был почти как откровение.
  • Его зеленые глаза были точь-в-точь как у матери.
  • Производитель выделяет этот товар среди своих других именно как брендовый.

5. «Как» входит во фразеологизм

  • У вас тут как в аптеке.
  • От страха я была бледна как смерть.
  • Я сегодня целый день как белка в колесе.
  • Витька вернулся с работы голодный как волк.
  • Ты пишешь как курица лапой.

У фразеологизмов особые привилегии в русском: они никогда не выделяются запятыми. Главное — уметь видеть их в тексте. Помните, что фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, смысл которых не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав, а трактуется целиком. Например, как в аптеке = чисто. Как белка в колесе = беспрестанно что-то делать.

Но на самом деле, если вы посмотрите на примеры, то поймете, что невозможно фразеологизмы просто отбросить без потери смысла, они напрямую прикреплены к грамматической основе.

Ангелина КульнисАнгелина КульнисУчитель русского языка школы ЕГЭLand

6. Как часть сопоставительного союза «как…, так и» и подчинительных союзов «так как», «как будто», «словно как» и других

  • Задание из ЕГЭ было непонятно как школьникам, так и учителям.
  • Так как шел сильный дождь, мы пропустили экскурсию.
  • Она была словно как чужая: молчала и сидела у окна. («Человек из ресторана», Шмелев).
Shutterstock

Особого внимания требуют составные союзы «в то время как», «с тех пор как», «по мере того как» и другие — в них запятая перед «как» обычно не ставится, однако существует поправка на интонацию и смысл каждого отдельного предложения: в зависимости от коммуникативного замысла автора, запятая может ставиться как перед всем союзом, так и внутри него. Не забудь помыть руки перед тем, как садиться за стол. Перед тем как сделать это, подумай хорошенько.

Константин РыжовКонстантин РыжовМетодист по русскому языку домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат филологических наук

Когда ставится запятая перед «как»

1. «Как» присоединяет придаточную часть сложноподчиненного предложения

  • Я вижу из окна, как плывут облака.
  • Она постоянно рассказывает, как прошлым летом ездила в Грузию.

Здесь запятая ставится по общему правилу: на стыке двух частей сложного предложения.

Запятая может отсутствовать, если в сложноподчиненном предложении есть несколько однородных придаточных частей с союзом или союзным словом «как» и последняя из них присоединяется одиночным соединительным или разделительным союзом («и», «или»). «Я только хотела сказать, как ты мне дорог, как часто я думаю о тебе и как хочу скорее вновь тебя увидеть».

Константин РыжовКонстантин РыжовМетодист по русскому языку домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат филологических наук

2. При сравнительном обороте

  • Ты работала, как пчелка, чтобы получить эту должность.
  • Водная гладь, как зеркало, отражала небо.
  • Ее надежды таяли, как снег весной.
  • Мой дедушка поет очень красиво, как соловей.

Здесь после «как» уже нет новой грамматической основы. Мы могли вообще отбросить «как соловей», но автор решил уточнить, насколько красиво поет дедушка — как соловей. Можно было оставить просто: мой дедушка поет очень красиво. И нам была бы понятна мысль: именно это и хотел сказать автор. Поэтому сравнительный оборот и выделяется: его можно отбросить без потери основного смысла.

Ангелина КульнисАнгелина КульнисУчитель русского языка школы ЕГЭLand

Здесь проходит очень тонкая грань с ситуациями, когда такой оборот в большей степени имеет значение обстоятельства образа действия, чем сравнения. Его голос прозвучал как гром (= очень громко, устрашающе).

Константин РыжовКонстантин РыжовМетодист по русскому языку домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат филологических наук

3. Если оборот носит характер причины

  • Андрей, как самый высокий мужчина в коллективе, вызвался повесить шторы. (= поскольку был самым высоким)

4. Если в основной части предложения есть указательное слово («так», «тот», «такой», «столь»)

  • Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно, как на Невском проспекте («Невский проспект», Гоголь).
  • Я всегда мечтала быть такой, как моя сестра.

5. Если оборот начинается сочетанием «как и»

  • На площади, как и на всех центральных улицах, было многолюдно.

6. Если оборот выражен сочетаниями, близкими к вводным («как правило», «как исключение», «как всегда», «как назло»)

  • Эти млекопитающие встречаются, как правило, на юге.
  • Мы, как правило, обсуждаем на планерке актуальные новости и материалы на перспективу.
  • Игорь и Света опоздали, как всегда.
  • В Санкт-Петербурге, как всегда, идет дождь.

7. В оборотах с конструкциями «не что иное» и «не кто иной»

  • Это не что иное, как злой рок.
  • Это был не кто иной, как сам Петр Сергеевич.
  • В комнату вошел не кто иной, как сам руководитель проекта.

Если не получается запомнить все правила, можно сосредоточиться на случаях, когда запятая не нужна, а в остальных просто ставить запятую. Ну, и конечно, без повторения и тренировки не обойтись.

Елена ДонецковаЕлена ДонецковаСтарший преподаватель русского языка и литературы домашней школы «ИнтернетУрок»

Добавить комментарий