|
Консультация на тему: «Как найти подход к «протестующему» ребенку» |
Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется?
1. Тем, что ребёнок, начиная с 2-х летнего возраста, всё хочет делать сам. Именно в это время формируется личностный уровень развития и в речи ребенка появляется первое Я. А вместе с ним и первое осознанное “Я Сам”. Малыш категорически отказывается принимать чью-то помощь: сам ест, сам одевается, сам чистит зубы. И родители должны быть к этому готовы. Самостоятельность ребёнка должна всегда приветствоваться, кроме эпизодов, когда она может затрагивать вопросы сохранения жизни и здоровья. Нужно ввести понятия “опасно” и “безопасно”. Все, что не угрожает здоровью и жизни ребенка, вы можете смело доверить сделать ему самому. Но иногда он настаивает на невозможном. Например, берет в руки кухонный нож, видя как вы им ежедневно работаете. Вы можете сказать: “Я знаю, что у тебя получится справиться с ножом, но я волнуюсь, ведь я так люблю твои ручки – давай это сделаем вместе”. Таким образом, вы объясните ребенку причину своей тревоги и позволите сделать желаемое.
2. Истеричностью, бурным проявлением отрицательных эмоций. Самая частая ситуация в этом возрасте – истерика. Поводы могут быть совершенно разными и, казалось бы, безосновательными. Бороться с таким доводом как слезы трудно, особенно если в магазине ребенок падает на пол, и требует срочно купить ему бесполезных “вкусняшек”, очередную сто первую куколку или машину. Важно понимать, что это временно! Наши крохи часто устраивают такие концерты в людных местах и маме нужно знать, как правильно действовать.
Главное – успокоиться! Если вы подходите к такому воспитательному моменту эмоционально, считайте, что вы проиграли, и в следующий раз истерика будет еще громче. Ребенок испытывает вас на прочность, а вы комплексуете, что скажут окружающие. Помните, что это ваши отношения с ребенком и чужие люди тут ни при чем. В таком случае вам нужно опуститься к уровню глаз малыша и спокойно сказать то, чего никак не ожидает кроха: “Малыш, когда ты так орешь, у меня в ушах свистит миллион громких свистков!” или “Во время такого крика с крыши магазина улетели все слоны”. Это переключит внимание ребенка с истерики на заинтересовавший его предмет, и конфликт будет исчерпан!
3. Переборчивостью. В этом возрасте многие малыши становятся очень разборчивыми. Например, в выборе одежды. Совершенно бесполезно уговаривать капризную двухлетку поменять платье на брючки. Похолодание для нее – не аргумент. Из принципа и из желания доказать маме свою “взрослость” и самостоятельность она будет стоять на своем до конца. Пойдите на хитрость – позвольте ей надеть любимую вещь, а сверху утеплить ребенка кофточкой.
Кроме этого, в этом возрасте детки часто превращаются в “малышей-наоборот”. Они могут говорить на черное – белое, что днем темно… и если вы пытаетесь его переубедить, показываете какую-то эмоцию – это поведение закрепляется. Малыш теперь знает, где у вас “кнопка”, и будет на нее нажимать (манипулировать вами). Чтобы этого не происходило, поиграйте с ним в игру “наоборот” – скажите “ни в коем случае не переодевай ботиночки”, “не в коем случае не мой руки” (конечно, мы предупреждаем ребенка, что это игра).
4. Негативизмом. Если на все ваши предложения вы слышите короткое “НЕТ”, знайте, что в ребенке уже зреет маленькая независимая личность. Это вариант уже известного нам “я сам”. Конечно, со всеми этими “нет” очень сложно справиться, есть большое искушение их подавить, настоять на своем. Но подавленный ребенок становится либо чересчур послушным, либо бунтарем. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос гармоничной личностью – именно в этом возрасте придется научится договариваться. Если на ваш взгляд ребёнок ведёт себя неправильно, ни в коем случае не говорите малышу, что он плохо себя ведёт или повышает голос. Лучше будет, если вы скажете: “Мне неприятно, когда ты так со мной разговариваешь”. Когда мы говорим о своих чувствах, мы сами успокаиваемся, и даем ребенку новую модель поведения.
5. Упрямством. Соседский мячик ему даром не нужен, тем более, что у него такой же есть. Но вот требовать этот мячик он будет с утра и до позднего вечера. Малыш настаивает на чем-то не потому, что ему просто хочется, а потому, что он уже сказал и не хочет отказываться от своих слов. И теперь отступать некуда, ведь с его мнением должны считаться. Но не обижайтесь и не злитесь на него. А лучше сбалансируйте ласку и строгость. Ведь именно вы приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И ему не понять, что для вас он вырос, и вы изменили систему требований.
Наглядным примером такого поведения малыша будет его отказ от еды, с которым борются многие мамы 2-леток. Если вы зовете его сами, то ребенок может сопротивляться. Попробуйте превратиться в Добрую фею: дотроньтесь до малыша волшебной палочкой (фломастером, карандашом, половником), и превратите его в “Обжорку”. Он не сможет отказаться от новой роли с удовольствием поест. Кроме того, ребенка раннего возраста можно легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить после еды поиграть с ним в любимую игру – и ребенок, мгновенно переключается, послушно открывает рот, а потом с удовольствием занимается новым делом.
6. Обесцениванием. Для ребенка обесцениваются его любимые игрушки, стереотипы поведения, зачастую, кстати, навязанные усердными бабушками и дедушками. Все это попытки показать, что у него уже есть свой выбор. Он может выбрасывать все купленные игрушки, категорически отказываться от любимой одежды. Поддержите его “взрослость”: звоните ему по телефону, спрашивайте совета, делайте “взрослые” подарки (шариковую ручку, зонт, ремень для брюк или набор детской косметики для маленькой принцессы).
7. Страхами. Когда ребёнку исполняется 6-7 лет, обостряются всевозможные страхи: смерти, темноты, одиночества и т.д. Это все проявления внутриутробных и родовых психологических травм. Ребенок боится не самой смерти, а остаться “там” без вас. Не игнорируйте страхи ребенка, расскажите ему о душе, о ее бессмертии и о том, что в Божьем царстве вы обязательно будете вместе.
8. Манерностью. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничество. Такой ребенок утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны.
Спокойно реагируйте на такие превращения, даже если они вам не по душе. Не пытайтесь “сломать” ребенка, а просто расскажите, что таким, как он был раньше, он вам нравился гораздо больше. Проиграйте с ним эту ситуацию, ведь максимального воспитательного эффекта можно достичь только в игре. “Поищите” о квартире своего “прежнего” сына, перечисляя, какими положительными качествами он обладал.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ
САД № 100 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454021,
Челябинская область, г. Челябинск, ул. Аношкина, 8а, тел./(факс): (351)
724-06-40, 724-06-42, E–mail: mail@ds100-74.ru
«Как найти
подход к «протестующему» ребенку»
Составила: воспитатель
МАДОУ «ДС № 100 г.
Челябинска»
Архипова Ольга
Анатольевна
Челябинск
Консультация «Как найти подход к «протестующему»
ребенку»
Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он
проявляется?
Психологи выделяют семь основных признаков – это, так
называемое, семизвездие – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость,
протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.
1. Негативизм или «Как скажете, лишь бы не так и то!»
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но
порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не
потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш,
который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это
мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
Что делать?
Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!»
просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, ребёнок
говорит: «Не буду умываться!» заменяем фразой «Давай вместе будем умываться!»,
а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например,
читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико…» или умываем мишку.
В некоторых ситуациях можно применить маленькую
военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте
вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя
ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить
ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства
негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!»,
тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не
стоит, так как это обман.
2. Строптивость или «Нет – и всё!»
Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается
тем, что не направлена на определенного человека – это протест против самого
образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не
слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в
воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
Что делать?
Отвлеките ребенка от того, что стало камнем
преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим
предложением, забыв, что недавно возражал.
3. Упрямство или «Я решил сам!»
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не
потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так
решил!».
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и
мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что
книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай
мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать?
Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет
решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!
4. Своеволие или «Гордый карапуз»
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим
вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и Вы
увидите гордость от собственной самостоятельности.
Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже
если вы знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с
ошибками.
И если у крохи что-то получилось, обязательно
похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните,
какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает
самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть
хорошим.
5. Протест-бунт или «Стройся, родитель, я – бунтарь!»
Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление
со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не
ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде
деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева,
истерик).
Любому человеку (а ребенку и тем более) очень тяжело
долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде
эмоции или какой-либо деятельности, то возникает стресс и, как следствие,
снижение иммунитета.
Ребенок, чью деятельность постоянно сдерживают
родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути
освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии.
Что делать?
Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите
ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем,
предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.
6. Обесценивание или «Прочь отсюда – игрушки, книжки…»
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам
(он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму
грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности
ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть
неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно
смотреть на их реакцию (а что будет, если…).
Что делать?
Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например,
если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент
с использованием игрушек.
Например, если малыш отказывается одеваться на
прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он
поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам
тоже.
7. Деспотизм или «Я – здесь начальник!»
Малыш учится управлять окружающим миром, пытается
заставить родителей делать то, что он хочет.
Необходимо понимать, что стремление к лидерству,
желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая
позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие – брать на
себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми (это
особенно ценно в подростковом возрасте, когда велика опасность влияния «дурных
компаний).
Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается
здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны
(безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас
ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения
взрослых.
Как пережить кризис у ребенка?
«Что же делать?» – именно таким вопросом часто
задаются родители маленьких бунтарей. Всем озадаченным мамам и папам психологи
рекомендуют придерживаться следующих правил:
Вырабатывайте правильную тактику своего поведения,
станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не
вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.
Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер,
проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено
утром, запретят вечером. Проявляйте твердость. Устанавливайте четкие запреты
(нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов
должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены
семьи без исключения.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет
за Вами, поэтому следите за собой.
При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на
что-нибудь нейтральное (вспоминайте, какую собачку, кошечку или бабочку Вы
видели на прогулке).
Когда ребенок злится или у него истерика, то
бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Отложите это до тех пор, пока
малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное безлюдное
место.
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за
стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем, рассказываете, что мишка любит
есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно многое: умывание,
одевание, уборку игрушек…
Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже
большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с
ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам,
несмотря ни на что.
Консультация для родителей Как найти подход к “протестующему” ребёнку.
|Должность: воспитатель, МДОУ “Детский сад № 5”
Самое дорогое, что есть у человека – это дети. Всем родителям хочется, чтобы его ребенок был послушным, хорошо учился, слушался родителей. Как же найти подход к «протестующему» ребенку?
Бывают ли у ребенка кризис? Как он проявляется?
1. Ребёнок, начиная с 2-х летнего возраста, всё хочет делать сам. Именно в это время формируется личностный уровень развития и в речи ребенка появляется первое Я. А вместе с ним и первое осознанное “Я Сам”. Малыш категорически отказывается принимать чью-то помощь: сам ест, сам одевается, сам чистит зубы. Родители должны быть к этому готовы. Самостоятельность ребёнка должна всегда приветствоваться, кроме эпизодов, когда она может затрагивать вопросы сохранения жизни и здоровья. Нужно ввести понятия “опасно” и “безопасно”. Все, что не угрожает здоровью и жизни ребенка, вы можете смело доверить сделать ему самому. Но иногда он настаивает на невозможном. Например, берет в руки кухонный нож, видя, как вы им ежедневно работаете. Вы можете сказать: “Я знаю, что у тебя получится справиться с ножом, но я волнуюсь, ведь я так люблю твои ручки – давай это сделаем вместе”. Таким образом, вы объясните ребенку причину своей тревоги и позволите сделать желаемое.
2.Истеричностью, бурным проявлением отрицательных эмоций. Частая ситуация в этом возрасте – истерика. Поводы могут быть совершенно разными и, казалось бы, безосновательными. Бороться с таким доводом как слезы трудно, особенно если в магазине ребенок падает на пол, и требует срочно купить ему бесполезных “вкусняшек”, очередную куколку или машину. Важно понимать, что это временно! Наши крохи часто устраивают такие концерты в людных местах и маме нужно знать, как правильно действовать.
Главное – успокоиться! Если вы подходите к такому воспитательному моменту эмоционально, считайте, что вы проиграли, и в следующий раз истерика будет еще громче. Ребенок испытывает вас на прочность, а вы комплексуете, что скажут окружающие. Помните, что это ваши отношения с ребенком и чужие люди тут ни при чем. В таком случае вам нужно опуститься к уровню глаз малыша и спокойно сказать то, чего никак не ожидает кроха: “Малыш, когда ты так орешь, у меня в ушах свистит миллион громких свистков!” Это переключит внимание ребенка с истерики на заинтересовавший его предмет, и конфликт будет исчерпан!
3. Переборчивостью. В этом возрасте многие малыши становятся очень разборчивыми. Например, в выборе одежды. Совершенно бесполезно уговаривать капризную двухлетку поменять платье на брючки. Похолодание для нее – не аргумент. Из принципа и из желания доказать маме свою “взрослость” и самостоятельность она будет стоять на своем до конца. Пойдите на хитрость – позвольте ей надеть любимую вещь, а сверху утеплить ребенка кофточкой.
Кроме этого, в этом возрасте детки часто превращаются в “малышей-наоборот”. Они могут говорить на черное – белое, что днем темно… и если вы пытаетесь его переубедить, показываете какую-то эмоцию – это поведение закрепляется. Малыш теперь знает, где у вас “кнопка”, и будет на нее нажимать (манипулировать вами). Чтобы этого не происходило, поиграйте с ним в игру “наоборот” – скажите “ни в коем случае не переодевай ботиночки”, “не в коем случае не мой руки” (конечно, мы предупреждаем ребенка, что это игра).
4. Негативизмом. Когда на все ваши предложения вы слышите короткое “НЕТ”, знайте, что в ребенке уже зреет маленькая независимая личность. Это вариант уже известного нам “я сам”. Конечно, со всеми этими “нет” очень сложно справиться, есть большое искушение их подавить, настоять на своем. Но подавленный ребенок становится либо чересчур послушным, либо бунтарем. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос гармоничной личностью – именно в этом возрасте придется научится договариваться. Если на ваш взгляд ребёнок ведёт себя неправильно, ни в коем случае не говорите малышу, что он плохо себя ведёт или повышает голос. Лучше будет, если вы скажете: “Мне неприятно, когда ты так со мной разговариваешь”. Когда мы говорим о своих чувствах, мы сами успокаиваемся, и даем ребенку новую модель поведения.
5. Упрямством. Соседская машина ему даром не нужна, тем более, что у него такая уже есть. Но вот требовать эту машину он будет с утра и до позднего вечера. Малыш настаивает на чем-то не потому, что ему просто хочется, а потому, что он уже сказал и не хочет отказываться от своих слов. И теперь отступать некуда, ведь с его мнением должны считаться. Но не обижайтесь и не злитесь на него. А лучше сбалансируйте ласку и строгость. Ведь именно вы приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И ему не понять, что для вас он вырос, и вы изменили систему требований.
Наглядным примером такого поведения малыша будет его отказ от еды, с которым борются многие мамы 2-леток. Если вы зовете его сами, то ребенок может сопротивляться. Попробуйте превратиться в Добрую фею: дотроньтесь к малышу волшебной палочкой (фломастером, карандашом, половником), и превратите его в “Обжорку”. Он не сможет отказаться от новой роли с удовольствием поест. Кроме того, ребенка раннего возраста можно легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить после еды поиграть с ним в любимую игру – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается, послушно открывает рот, а потом с удовольствием занимается новым делом.
6. Обесцениванием. Для ребенка обесцениваются его любимые игрушки, стереотипы поведения, зачастую, кстати, навязанные усердными бабушками и дедушками. Все это попытки показать, что у него уже есть свой выбор. Он может выбрасывать все купленные игрушки, категорически отказываться от любимой одежды. Поддержите его “взрослость”: звоните ему по телефону, спрашивайте совета, делайте “взрослые” подарки (зонт, шариковую ручку, ремень для брюк или набор детской косметики для маленькой принцессы).
7. Страхами. Когда ребёнку исполняется 6-7 лет, обостряются всевозможные страхи: смерти, темноты, одиночества и т.д. Это все проявления внутриутробных и родовых психологических травм. Ребенок боится не самой смерти, а остаться “там” без вас. Не игнорируйте страхи ребенка, расскажите ему о душе, о ее бессмертии и о том, что в Божьем царстве вы обязательно будете вместе.
Очень помогают игры в прятки. Боязливые малыши часто выбирают именно эту игру: прячась, они ищут новый “кокон”, “матку”. Это происходит на уровне подсознания. Ищите своего малыша, а когда находите, выражайте ему свою любовь и радость, что вы опять вместе.
8. Манерностью. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает капризничать, манерничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничество. Такой ребенок утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны.
Необходимо спокойно реагировать на такие превращения, даже если они вам не по душе. Не пытайтесь “сломать” ребенка, а просто расскажите, что таким, как он был раньше, он вам нравился гораздо больше. Проиграйте с ним эту ситуацию, ведь максимального воспитательного эффекта можно достичь только в игре. “Поищите” о квартире своего “прежнего” сына, перечисляя, какими положительными качествами он обладал.
Спокойно реагируйте на такие превращения, даже если они вам не по душе. Не пытайтесь “сломать” ребенка, а просто расскажите, что таким, как он был раньше, он вам нравился гораздо больше. Проиграйте с ним эту ситуацию, ведь максимального воспитательного эффекта можно достичь только в игре. “Поищите” в группе “прежнего” мальчика или девочку, перечисляя, какими положительными качествами он обладал.
На этом возрастном этапе реакция ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер, что связано с желаниями ребенка. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Внешнее выражение чувств у ребенка носит более бурный и непроизвольный характер, чем у взрослого. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. Поэтому в этом возрасте особое внимание необходимо обращать на развитие саморегуляции у детей. Для этого мы используют специальные игры и упражнения:
Упражнения направленные, на развитие произвольных движений и самоконтроля.
Упражнение «Флажок».
Цель: Преодоление гиперактивности, раз¬витие самоконтроля.
Процедура игры. Звучит музыка (лучше мар¬шевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны оста¬новиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать.
Затем по команде ведущего дети снова начина¬ют двигаться и т.д.
Возможен вариант с хлопками без музыки.
Упражнение «Волшебное слово».
Цель: Развитие произвольности, самокон¬троля и внимания.
Процедура игры.
Вариант I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать раз-ные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «Волшебное слово» ведущий произ¬носит в случайном порядке, через 1-5 движений.
Вариант II. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать но¬вую игру и др.).
Замечание: Если тот или иной ребенок отказы¬вается от игровых заданий, не заставляйте, продол-жайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже и реже.
Упражнение «Запрещенное движение».
Цель: Развитие произвольности.
Процедура игры. Звучит веселая ритмичная музыка (например, И.Дунаевского «До чего же хо-рошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.
Упражнение «Игра в мяч».
Цель: Развитие самоконтроля.
Процедура игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).
Замечание: Следите, чтобы дети не называли имена одних и тех же детей. В игре должны участво¬вать все ребята.
Упражнения направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Воздушный шарик».
Дети сидят на стульчиках.
Психолог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.
Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
Снова вдохните и наполните легкие воздухом.
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением». Упражнение «Лифт».
Психолог говорит: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.
Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:
Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта».
Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.
Упражнения в парах
«Кто быстрее».
Ведущий называет какой -либо цвет (красный, зеленый, синий и т.д.) дети должны быстро положить руку на любой ближайший предмет такого цвета. Кто не успел, то выходит из игры.
«Кто дольше?».
Детям предлагается разбиться по парам и одновременно начать смот«Два барашка». Дети стоят на четвереньках, упираясь плечом в плечо друг друга, стараясь сдвинуть партнера с места.
«Сдвинь скалу». Дети сидят на полу и, упираясь спиной в спину
партнера, стараются сдвинуть друг друга с места.
Упражнение «Бывает – не бывает»
Детям зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.
«Что изменилось».
На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). Психолог на наборном полотне меняет картинки местами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Дети отмечают изменения в расположении картинок.
«Кто летает?».
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, спутник, облака…
Упражнение 2. «Карлики и великаны».
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» – они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять реть друг другу в глаза. Кто первый отвернется, тот проиграл.
«Измеряем взглядом».
Детям задается вопрос: «Как вы думаете, сколько стульев можно поставить рядом от стола до двери?». Ответы детей записываются. Затем проводятся измерения.
Как же найти подход к «протестующему» ребенку?
В первую очередь необходимо знать детскую психолгию. Особенности детской психологии заключаются в том, что ребенок еще не понимает многих вещей и его легко можно обмануть. Он еще не умеет искать взаимосвязи между вещами и событиями и ему сложно отличить правду от вымысла. А поскольку взрослые являются для него авторитетом и примером для подражания, он им верит.
Особенно это относится к детям до пяти лет. В возрасте от двух до четырех лет у ребенка происходит формирование психики. Потому к этому периоду развития ребенка необходимо отнестись очень ответственно. Нужно стараться находить правильный подход к малышу. И помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и психологические процессы у каждого протекают по-разному. В такой период один ребенок может быть спокойным и, даже замкнутым, у другого же наоборот могут быть частые смены настроения и необоснованные реакции. От этого у родителей часто может возникать ощущение отсутствия взаимопонимания с ребенком.
Не стоит забывать о том, что мы тоже были когда-то детьми. Как родители, мы должны считаться с мнением ребенка. Лишняя критика может только навредить малышу. Он будет расти неуверенным в себе и замкнутым. Отлично помогают держать отношения с детьми “в тонусе” семейные собрания. Введи традицию по крайней мере раз в неделю собираться вместе для обсуждения различных дел. Главное — традицию не нарушать.
Позитивно влияют на отношения родителей и детей бабушки и дедушки. Доказано: дети, имеющие бабушек и дедушек, здоровее и счастливее своих сверстников. А все по тому, что они чувствуют двойное внимание и любовь. Вывод: не допускай, чтобы твои отношения с детьми портились, тем более из-за пустяков. В семье должна быть здоровая и доверительная атмосфера. Ребенок должен чувствовать заботу, внимание и любовь. Важно в отношениях с детьми научиться «слушать и слышать». Не наказывай деток зря. Помни: излишняя критика или наказание могут спровоцировать конфликт и агрессию, или наоборот — сделать ребенка неуверенным в себе и замкнутым.
Как же найти правильный подход к ребенку в таком возрасте?
Для этого следует отнестись к нему как к взрослому. В ходе своего развития дети проходят определенные этапы. На возраст до пяти лет приходится период так называемой игры или подражания. В этот время малыши начинают перенимать поведение взрослых людей. Поэтому нужно не забывать, что вы служите для него примером. Для ребенка подражание взрослым является игрой, но все это прочно откладывается в его подсознание.
Также в возрасте двух-четырех лет, особенно ближе к 4, у детей проявляется большая любознательность ко всему, что их окружает. Но многие взрослые на детские вопросы отвечают либо отговорками, либо неправдой. Не стоит думать, что дети глупые. Они часто бывают намного смышленее взрослых. И если взрослая неправда рассекречивается, то у ребенка снижается степень доверия к старшим. На этом фоне могут возникать обратные реакции и конфликтные ситуации. Нужно отнестись к любознательности малыша с терпением и находить для него правильные ответы.
Как наладить отношения с ребенком?
До сих пор психологи спорят о том, рождается ли ребенок со своим характером, или характер определяет его окружение. Пристрастия, нрав и темперамент вроде, как и должны закладываться по мере роста и взросления. Но иногда, маленький теплый комочек, принесенный из роддома, способен проявить не дюжую волю. Особенно в плане кормления и сна. Обусловливать это инстинктами немножко не правильно. Почему же тогда одни дети переходят на ор, при малейшем чувстве голода, другие же способны спать и не реагировать на физиологические раздражители.
Еще до того, как кроха появилась на свет, мамочка уже должна знать, как наладить отношения с ребенком. И не важно, грудничок это, или же подросток. Все дети одинаково испытывают потребность в любви и понимании. Мама не только должна воспитывать и растить детей. Она должна быть другом, самым близким и самым верным. Это очень трудная задача, особенно в моменты, когда дети шалят и не слушаются. Терпение мамы должно быть безграничным. Но это не значит отпускать все острые моменты на самотек. Контроль необходим детям. Но они должны доверять полностью.
Как добиться взаимопонимания со своим ребенком, и как возвести мост доверия, если в отношениях с собственным чадом пошла трещина?
Всепрощающая любовь матери
Мама должна любить своего ребенка. Даже если он и совершил плохой поступок, нужно давать ему понять, что он поступил жутко неправильно. Но, мама, все равно его любит. Даже после наказания (чисто символического!) необходимо проявить любовь и ласку по отношению к проказнику. Подойдите, обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его, все равно, больше всех на свете. Нет детей с каменными сердцами. Это черствость и нелюбовь родителей делает их бессердечными.
Совместная работа
Каждый взрослый человек должен помнить себя в детстве. Так ли он был трудолюбив в годы своего ребенка? Если малыш, или подросток отказывается помогать родителям, значит, изначально не было контакта между ними в этом плане. Мама работает – папа помогает. Если помогает папа – подключается и ребенок. Совместный труд, как ни что другое, способствует душевному скреплению членов семьи. Не важно, сколь много может сделать трехлетняя кроха, или шестнадцатилетний юноша, время, проведенное вместе за трудом, сплотит вас. Кроме этого, пока вы работаете, можно много о чем поговорить. Особенно если отношения были испорчены. Беседа с ребенком – это тоже способ показать свою любовь.
Поговори со мной мама!
Дети, как никто, страдают от одиночества. Если ребенок не видит явного участия родителей в его жизни, то это грозит ужасными последствиями. И, ведь не обязательно весь день держать ребенка за руку, чтобы он понял, что его любят. Достаточно поговорить с ним вечером, перед сном. Только разговаривать нужно на равных. Проявлять участие и сопереживание. Дети чувствуют лицемерие взрослых, и сами, потом, становятся такими же. Не лгите своим малышам, будьте с ними честными. Если нужно сказать что-то серьезное, но ребенок не поймет в силу своего возраста, то ищите подобные истории в сказках, и объясняйте на примере сказочных персонажей.
Признание своих ошибок
Родители должны уметь признавать свои ошибки. И должны уметь просить прощение, если что-то сделали не так. На вашем примере ребенок будет учиться признавать свои проступки. И будет учиться прощать. Это очень важная черта характера. Люди не умеющие прощать никогда не будут счастливы!
Наладить отношения с ребенком – это не сложно. Мама для дитя – это Бог! Но ребенок должен видеть, что он не безразличен, чувствовать любовь, понимание. Разговаривайте со своими детками, учите их по-доброму, без тычков и подзатыльников. Сами старайтесь в любой ситуации относиться ко всем людям с пониманием. Может и закладывается какая-то часть характера с генами, но хорошее, доброе и полное ласки воспитание, может творить чудеса!
В этот период ребенок требует повышенного внимания. От недостатка проявления внимания со стороны старших, у него может развиться замкнутость. Ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире, находить общий язык не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. В это время лучше избегать криков и строгих наказаний. Тем более, если ребенок стал раздражительным и у него случаются частые перепады настроения. Ведь развитие малыша — это естественный процесс. Нужно просто набраться терпения и пережить его. А постоянные крики на ребенка не приведут ни к чему хорошему. Это может только усугубить его состояние и негативно сказаться на ваших с ним отношениях.
Возраст от двух до четырех лет – это достаточно сложный период в воспитании ребенка. Для того, чтобы найти нужный подход к ребенку, отнеситесь к нему, как к взрослому. Пусть он видит, что его воспринимают равноценно. Это придаст ему уверенности и сделает ваши с ним отношения более доверительными.
Один из самых действенных методов выражения своей любви – это прикосновения. Всем детям, независимо от пола, требуется ласка. Не нужно опасаться превратить мальчика в женоподобное существо излишней лаской. Если ваш сын будет уверен в вашей к нему любви, у него обязательно сформируется нормальная сексуальная ориентация. Маленького ребенка можно погладить по голове, обнять и поцеловать. Ребенку постарше можно сказать несколько ободряющих слов и похлопать по плечу или по спине.
Другой способ показать свою любовь – это поощряющие слова. Чаще хвалите своего ребенка, благодарите за помощь, говорите слова ласки и заботы. Это поможет вашему ребенку обрести уверенность в собственных силах, и придадут значимости в глазах родителей. Хвалите ребенка хотя бы несколько раз в день.
Еще один способ дать ребенку свою любовь – это проводить с ним как можно больше свободного времени. Не стоит задаривать ребенка подарками и игрушками, оставляя его при этом с бабушкой или няней. Совместное времяпровождение с задушевными беседами, чтением сказок намного сильнее укрепят вашу дружбу с ребенком, чем бесконечные подарки. Во время совместных прогулок и бесед постарайтесь смотреть ребенку в глаза – это поможет вам сблизиться
Есть дети, для которых единственным способом завоевать его сердце, остаются подарки. Но и в этом случае не стоит откупаться дорогими игрушками. Пусть это будет недорогая вещь, но она должна стать для ребенка символом родительской любви, знаком того, что родители думают о нем. При этом подарки нужно сочетать с другими способами найти подход к ребенку.
Помощь ребенку – тоже является хорошим способом выразить ребенку свои нежные чувства. При этом помогая малышу, не делайте все за него. Помогайте ему только в том случае, если он сам еще не может выполнить какое-нибудь действие. Оказывая помощь ребенку, не ставьте каких-либо условий, ваша помощь должна быть бескорыстной, только так вы сможете завоевать сердце своего чада.
Сочетая все эти способы выразить свою любовь ребенку, вы сможете найти с ним общий язык. И тогда, в свою очередь, ребенок станет дарить вам свою любовь. Так он сможет вырасти гармоничной целостной личностью, адаптация в обществе пройдет для него легко и безболезненно, и ваш ребенок вырастет заботливым и отзывчивым человеком. Научите малыша всем способам выражения любви, и тогда в будущем он сам сможет наладить теплые отношения в своей собственной семье.
Используемая литература:
1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.
2. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
3. Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб., 1997.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
6. СполдингДж. Обучение через движение. – М., 1992.
7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
Дата издания: 17.08.2020
Информация размещена с разрешения автора
Как найти подход к “протестующему” ребёнку.
Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется? |
1. Тем, что ребёнок, начиная с 2-х летнего возраста, всё хочет делать сам. Именно в это время формируется личностный уровень развития и в речи ребенка появляется первое Я. А вместе с ним и первое осознанное “Я Сам”. Малыш категорически отказывается принимать чью-то помощь: сам ест, сам одевается, сам чистит зубы. И родители должны быть к этому готовы. Самостоятельность ребёнка должна всегда приветствоваться, кроме эпизодов, когда она может затрагивать вопросы сохранения жизни и здоровья. Нужно ввести понятия “опасно” и “безопасно”. Все, что не угрожает здоровью и жизни ребенка, вы можете смело доверить сделать ему самому. Но иногда он настаивает на невозможном. Например, берет в руки кухонный нож, видя как вы им ежедневно работаете. Вы можете сказать: “Я знаю, что у тебя получится справиться с ножом, но я волнуюсь, ведь я так люблю твои ручки – давай это сделаем вместе”. Таким образом, вы объясните ребенку причину своей тревоги и позволите сделать желаемое.
2. Истеричностью, бурным проявлением отрицательных эмоций. Самая частая ситуация в этом возрасте – истерика. Поводы могут быть совершенно разными и, казалось бы, безосновательными. Бороться с таким доводом как слезы трудно, особенно если в магазине ребенок падает на пол, и требует срочно купить ему бесполезных “вкусняшек”, очередную сто первую куколку или машину. Важно понимать, что это временно! Наши крохи часто устраивают такие концерты в людных местах и маме нужно знать, как правильно действовать.
Главное – успокоиться! Если вы подходите к такому воспитательному моменту эмоционально, считайте, что вы проиграли, и в следующий раз истерика будет еще громче. Ребенок испытывает вас на прочность, а вы комплексуете, что скажут окружающие. Помните, что это ваши отношения с ребенком и чужие люди тут ни при чем. В таком случае вам нужно опуститься к уровню глаз малыша и спокойно сказать то, чего никак не ожидает кроха: “Малыш, когда ты так орешь, у меня в ушах свистит миллион громких свистков!” или “Во время такого крика с крыши магазина улетели все слоны”. Это переключит внимание ребенка с истерики на заинтересовавший его предмет, и конфликт будет исчерпан!
3. Переборчивостью. В этом возрасте многие малыши становятся очень разборчивыми. Например, в выборе одежды. Совершенно бесполезно уговаривать капризную двухлетку поменять платье на брючки. Похолодание для нее – не аргумент. Из принципа и из желания доказать маме свою “взрослость” и самостоятельность она будет стоять на своем до конца. Пойдите на хитрость – позвольте ей надеть любимую вещь, а сверху утеплить ребенка кофточкой.
Кроме этого, в этом возрасте детки часто превращаются в “малышей-наоборот”. Они могут говорить на черное – белое, что днем темно… и если вы пытаетесь его переубедить, показываете какую-то эмоцию – это поведение закрепляется. Малыш теперь знает, где у вас “кнопка”, и будет на нее нажимать (манипулировать вами). Чтобы этого не происходило, поиграйте с ним в игру “наоборот” – скажите “ни в коем случае не переодевай ботиночки”, “не в коем случае не мой руки” (конечно, мы предупреждаем ребенка, что это игра).
4. Негативизмом. Если на все ваши предложения вы слышите короткое “НЕТ”, знайте, что в ребенке уже зреет маленькая независимая личность. Это вариант уже известного нам “я сам”. Конечно, со всеми этими “нет” очень сложно справиться, есть большое искушение их подавить, настоять на своем. Но подавленный ребенок становится либо чересчур послушным, либо бунтарем. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос гармоничной личностью – именно в этом возрасте придется научится договариваться. Если на ваш взгляд ребёнок ведёт себя неправильно, ни в коем случае не говорите малышу, что он плохо себя ведёт или повышает голос. Лучше будет, если вы скажете: “Мне неприятно, когда ты так со мной разговариваешь”. Когда мы говорим о своих чувствах, мы сами успокаиваемся, и даем ребенку новую модель поведения.
5. Упрямством. Соседский мячик ему даром не нужен, тем более, что у него такой же есть. Но вот требовать этот мячик он будет с утра и до позднего вечера. Малыш настаивает на чем-то не потому, что ему просто хочется, а потому, что он уже сказал и не хочет отказываться от своих слов. И теперь отступать некуда, ведь с его мнением должны считаться. Но не обижайтесь и не злитесь на него. А лучше сбалансируйте ласку и строгость. Ведь именно вы приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И ему не понять, что для вас он вырос, и вы изменили систему требований.
Наглядным примером такого поведения малыша будет его отказ от еды, с которым борются многие мамы 2-леток. Если вы зовете его сами, то ребенок может сопротивляться. Попробуйте превратиться в Добрую фею: дотроньтесь к малышу волшебной палочкой (фломастером, карандашом, половником), и превратите его в “Обжорку”. Он не сможет отказаться от новой роли с удовольствием поест. Кроме того, ребенка раннего возраста можно легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить после еды поиграть с ним в любимую игру – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается, послушно открывает рот, а потом с удовольствием занимается новым делом.
6. Обесцениванием. Для ребенка обесцениваются его любимые игрушки, стереотипы поведения, зачастую, кстати, навязанные усердными бабушками и дедушками. Все это попытки показать, что у него уже есть свой выбор. Он может выбрасывать все купленные игрушки, категорически отказываться от любимой одежды. Поддержите его “взрослость”: звоните ему по телефону, спрашивайте совета, делайте “взрослые” подарки (шариковую ручку, зонт, ремень для брюк или набор детской косметики для маленькой принцессы).
7. Страхами. Когда ребёнку исполняется 6-7 лет, обостряются всевозможные страхи: смерти, темноты, одиночества и т.д. Это все проявления внутриутробных и родовых психологических травм. Ребенок боится не самой смерти, а остаться “там” без вас. Не игнорируйте страхи ребенка, расскажите ему о душе, о ее бессмертии и о том, что в Божьем царстве вы обязательно будете вместе.
Очень помогают игры в прятки. Боязливые малыши часто выбирают именно эту игру: прячась, они ищут новый “кокон”, “матку”. Это происходит на уровне подсознания. Ищите своего малыша, а когда находите, выражайте ему свою любовь и радость, что вы опять вместе.
8. Манерностью. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничество. Такой ребенок утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны.
Спокойно реагируйте на такие превращения, даже если они вам не по душе. Не пытайтесь “сломать” ребенка, а просто расскажите, что таким, как он был раньше, он вам нравился гораздо больше. Проиграйте с ним эту ситуацию, ведь максимального воспитательного эффекта можно достичь только в игре. “Поищите” о квартире своего “прежнего” сына, перечисляя, какими положительными качествами он обладал.
Уважаемые читатели моего блога, хочу с вами поделиться информацией о том, как найти подход к «протестующему» ребёнку, данный материал может заинтересовать педагогов и родителей.
Случается ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется?
1. Тем, что ребёнок, начиная с 2-х летнего возраста, всё хочет делать сам. Именно в это время формируется личностный уровень развития и в речи ребенка появляется первое Я. А вместе с ним и первое осознанное “Я Сам”. Малыш категорически отказывается принимать чью-то помощь: сам ест, сам одевается, сам чистит зубы. И родители должны быть к этому готовы. Самостоятельность ребёнка должна всегда приветствоваться, кроме эпизодов, когда она может затрагивать вопросы сохранения жизни и здоровья. Нужно ввести понятия “опасно” и “безопасно”. Все, что не угрожает здоровью и жизни ребенка, вы можете смело доверить сделать ему самому. Но иногда он настаивает на невозможном. Например, берет в руки кухонный нож, видя как вы им ежедневно работаете. Вы можете сказать: “Я знаю, что у тебя получится справиться с ножом, но я волнуюсь, ведь я так люблю твои ручки – давай это сделаем вместе”. Таким образом, вы объясните ребенку причину своей тревоги и позволите сделать желаемое.
2. Истеричностью, бурным проявлением отрицательных эмоций. Самая частая ситуация в этом возрасте – истерика. Поводы могут быть совершенно разными и, казалось бы, безосновательными. Бороться с таким доводом как слезы трудно, особенно если в магазине ребенок падает на пол, и требует срочно купить ему бесполезных “вкусняшек”, очередную сто первую куколку или машину. Важно понимать, что это временно! Наши крохи часто устраивают такие концерты в людных местах и маме нужно знать, как правильно действовать.
Главное – успокоиться! Если вы подходите к такому воспитательному моменту эмоционально, считайте, что вы проиграли, и в следующий раз истерика будет еще громче. Ребенок испытывает вас на прочность, а вы комплексуете, что скажут окружающие. Помните, что это ваши отношения с ребенком и чужие люди тут ни при чем. В таком случае вам нужно опуститься к уровню глаз малыша и спокойно сказать то, чего никак не ожидает кроха: “Малыш, когда ты так орешь, у меня в ушах свистит миллион громких свистков!” или “Во время такого крика с крыши магазина улетели все слоны”. Это переключит внимание ребенка с истерики на заинтересовавший его предмет, и конфликт будет исчерпан!
3. Переборчивостью. В этом возрасте многие малыши становятся очень разборчивыми. Например, в выборе одежды. Совершенно бесполезно уговаривать капризную двухлетку поменять платье на брючки. Похолодание для нее – не аргумент. Из принципа и из желания доказать маме свою “взрослость” и самостоятельность она будет стоять на своем до конца. Пойдите на хитрость – позвольте ей надеть любимую вещь, а сверху утеплить ребенка кофточкой.
Кроме этого, в этом возрасте детки часто превращаются в “малышей-наоборот”. Они могут говорить на черное – белое, что днем темно… и если вы пытаетесь его переубедить, показываете какую-то эмоцию – это поведение закрепляется. Малыш теперь знает, где у вас “кнопка”, и будет на нее нажимать (манипулировать вами). Чтобы этого не происходило, поиграйте с ним в игру “наоборот” – скажите “ни в коем случае не переодевай ботиночки”, “не в коем случае не мой руки” (конечно, мы предупреждаем ребенка, что это игра).
4. Негативизмом. Если на все ваши предложения вы слышите короткое “НЕТ”, знайте, что в ребенке уже зреет маленькая независимая личность. Это вариант уже известного нам “я сам”. Конечно, со всеми этими “нет” очень сложно справиться, есть большое искушение их подавить, настоять на своем. Но подавленный ребенок становится либо чересчур послушным, либо бунтарем. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос гармоничной личностью – именно в этом возрасте придется научится договариваться. Если на ваш взгляд ребёнок ведёт себя неправильно, ни в коем случае не говорите малышу, что он плохо себя ведёт или повышает голос. Лучше будет, если вы скажете: “Мне неприятно, когда ты так со мной разговариваешь”. Когда мы говорим о своих чувствах, мы сами успокаиваемся, и даем ребенку новую модель поведения.
5. Упрямством. Соседский мячик ему даром не нужен, тем более, что у него такой же есть. Но вот требовать этот мячик он будет с утра и до позднего вечера. Малыш настаивает на чем-то не потому, что ему просто хочется, а потому, что он уже сказал и не хочет отказываться от своих слов. И теперь отступать некуда, ведь с его мнением должны считаться. Но не обижайтесь и не злитесь на него. А лучше сбалансируйте ласку и строгость. Ведь именно вы приучили его к тому, что любое его желание – как приказ. И ему не понять, что для вас он вырос, и вы изменили систему требований.
Наглядным примером такого поведения малыша будет его отказ от еды, с которым борются многие мамы 2-леток. Если вы зовете его сами, то ребенок может сопротивляться. Попробуйте превратиться в Добрую фею: дотроньтесь к малышу волшебной палочкой (фломастером, карандашом, половником), и превратите его в “Обжорку”. Он не сможет отказаться от новой роли с удовольствием поест. Кроме того, ребенка раннего возраста можно легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить после еды поиграть с ним в любимую игру – и ребенок, мгновенно переключается, послушно открывает рот, а потом с удовольствием занимается новым делом.
6. Обесцениванием. Для ребенка обесцениваются его любимые игрушки, стереотипы поведения, зачастую, кстати, навязанные усердными бабушками и дедушками. Все это попытки показать, что у него уже есть свой выбор. Он может выбрасывать все купленные игрушки, категорически отказываться от любимой одежды. Поддержите его “взрослость”: звоните ему по телефону, спрашивайте совета, делайте “взрослые” подарки (шариковую ручку, зонт, ремень для брюк или набор детской косметики для маленькой принцессы).
7. Страхами. Когда ребёнку исполняется 6-7 лет, обостряются всевозможные страхи: смерти, темноты, одиночества и т.д. Это все проявления внутриутробных и родовых психологических травм. Ребенок боится не самой смерти, а остаться “там” без вас. Не игнорируйте страхи ребенка, расскажите ему о душе, о ее бессмертии и о том, что в Божьем царстве вы обязательно будете вместе.
8. Манерностью. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничество. Такой ребенок утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны.
Спокойно реагируйте на такие превращения, даже если они вам не по душе. Не пытайтесь “сломать” ребенка, а просто расскажите, что таким, как он был раньше, он вам нравился гораздо больше. Проиграйте с ним эту ситуацию, ведь максимального воспитательного эффекта можно достичь только в игре. “Поищите” о квартире своего “прежнего” сына, перечисляя, какими положительными качествами он обладал.