Круг чтения как составить

КАК СОЗДАТЬ СВОЙ КРУГ ЧТЕНИЯ И РАЗВИВАТЬ ЕГО?

Как создать и развивать КРУГ ЧТЕНИЯ? Дело в том, что это, конечно, не “круг”. Это сложная структура, напоминающая скорее морскую звезду, а может, амебу, которая вытягивает свои отростки то в одну, то в другую сторону от своего тельца. Амеба движется, содержимое перетекает в ложноножки, передвигается за ними и тело. Итак, есть тельце (центр, первичный инвариант); есть выросты разной длины/толщины. То одно заинтересует, то другое, но первичное ядро должно быть. Вот мы сейчас и посмотрим, как и на какой базе это ядро организовать. Оно и будет первичным кругом чтения.

Способ 1. Ядро классики.

Способ 2. Ядро премий.

Способ 3. Ядро – гибрид. 

1. Выбираем по своему темпераменту, времени, вкусам, а главное – целям, один из трех способов.

Если вам хочется все и сразу, времени на чтение мало, вы ориентированы на последнее, новое, если вы скорее пойдете в музей современного искусства или на последнюю выставку – выбирайте Способ 2. Если вы серьезны, степенны и осторожны, цените традиции и полны уважения к устоям и сокровищам прошлого, не торопитесь, пойдете в залы классики и пострянной экспозиции – для вас Способ 1.

Если вы не определили свои предпочтения – Способ 3.

Теперь посмотрим на эти способы. Как действовать?

ЯДРО КЛАССИКИ. Если погуглить, найдется много разных списков классической литературы. Не все они пригодны. Я бы рекомендовала ориентироваться на списки обязательной литературы и программы филфака МПГУ. В МГУ слишком много. В других вузах сомнительно. Вот посмотрите здесь https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=675 или сами найдите. Это зарубежная литература в нормальном ядерном об’еме. Начинать лучше с нее. Русскую – особую песню – лучше читать ПОТОМ! Это может показаться странным, но у такого совета есть свои основания, серьезные и много, так что сейчас перейдем к другому. Итак, к этому ядру нужно постепенно прибавлять совсем современную литературу, “литературу премий” (легко найти в Интернете авторов и произведения), а потом развивать – из книжного ядра (тела) высовывать свои ложноножки в полюбившихся направлениях. Например, оказывается, что художник Константин Коровин, чьи литературные произведения не вошли ни в какие программы, списки, перечни и вообще как бы вне литературного процесса, – автор более 400 великолепных рассказов, о которых и знают-то немногие…

2. ЯДРО ПРЕМИЙ. Литературные премии – Букеровская, Гонкуровская, даже ополитизированная Нобелевская – некие современные маяки, часто ложные, призрачные, но все же достойные внимания. Можно начать с них: смотреть книги их лауреатов и номинантов (особенно шорт-листы), 

вспоминать, кто из них остался на слуху, читать. И начинать именно с этого. Конечно, не забывать, что есть несколько – немного – текстов, без которых никак нельзя понять никакие, особенно современные, сформированные из скрытых или явных цитат прошлого: мыслительных, идейных, художественных (образных) и словесных. Этот “шорт-лист” содержит всего пару десятков названий: от “Илиады” и “Одиссеи” Гомера до “Улисса” 

Джеймса Джойса. Не прочитав Томаса Элиота, вы не поймёте, откуда взялся Иосиф Бродский и какое место он занимает в литературе. Эти два десятка я назову в следующей публикации “КРУТОГО ТЕКСТА”.

Ну, и последний СПОСОБ – ГИБРИД. Ясно, что это комбинация (1) и (2). Берем расширенный наш “шорт-лист” (или сильно сокращенный список филфака) и добавляем по ходу лауреатов премий в обратном хронологическом порядке. Интересно получится! 

#русскийязык #литература #кругчтения #чтение #советыпрофессора #рекомендации

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими  в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения  поднимались в России в 18-м веке, и  в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается  и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей  русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать  и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения?  Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

– фольклор,

– книги для детей,

– детское творчество,

– детские газеты и журналы,

– произведения юных авторов.

Как известно, что каждому году жизни  ребенка соответствуют определенные произведения : потешки  и пестушки четырехстрочные  в раннем дошкольном возрасте,  до сказок-романов  в старшем дошкольном возрасте.

Из этого  напрашивается вопрос – от чего зависит круг детского чтения?:

– от возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в  самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором,    определенной книге.

– от развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что  не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

– от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся  в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок  в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется  в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей  и  она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения :

– народные сказки,

– произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

– сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь  «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о  своем месте  в окружающем мире.

Взрослые при чтении должны обращать на возрастные особенности детей, на быструю утомляемость,  на концентрацию внимания и быстрое его переключение на другую деятельность. И не стоит забывать о том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру – плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься  в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать.  Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что  недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

– доступности,

– наглядности,

– занимательности,

– динамичности сюжета,

– воспитательной  ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

– проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

– фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

– авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;

– научно-популярные жанры (энциклопедии);

– произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

– детство;

– детская игра, игрушки;

– природа, животный мир;

– взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед  Родиной;

– война и героизм;

– исторические периоды;

– человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература – это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал : «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».

Круг и направленность чтения

учащихся 5 и 7 классов

Аннотация. В статье представлен круг чтения учащихся 5-х и 7-х классов на примере МБОУ «Школы №1». Составлен читательский портрет учащихся разного возраста. Названы причины, по которым дети отходят от чтения.

Предложена система работы по формированию круга и направленности чтения учащихся 5-х, 7-х классов.

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Детское чтение – это тема, которая, на мой взгляд, волнует, в первую очередь, учителей. Большую часть времени дети проводят за компьютером или смотрят телевизор и все меньше читают книги. Из своего опыта скажу, что даже произведения, которые входят в обязательный перечень изучения в школе, учащиеся стараются прочитать в «телевизионной» версии и принести на урок не книгу, и её электронный аналог или распечатанный вариант.

Идея формирования школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте общего образования, [15] согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности школьника», а одной из составляющих читательской компетентности является круг чтения.

Мне кажется, учителя-словесники лучше других должны знать, какова картина чтения детей в сегодняшней России. Но на самом деле мало кто из моих коллег сможет ответить на вопрос (да и я в том числе) о том, что читают его ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.

Все это свидетельствует о том, что в настоящее время особенно остро встает вопрос о формировании читательских интересов учащихся. Теоретическая и методическая неразработанность данной проблемы в современной школе определяют актуальность темы исследования.

Цель работы заключается в следующем:

Выявить круг и направленность чтения школьников среднего возраста и составить читательский портрет современного подростка. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить литературу по данной теме.

– определить и проанализировать круг чтения учеников, их литературные предпочтения, мотивы, побуждающие учеников к чтению.

– составить портрет современного ученика-читателя 5-х и 7-х классов.

– очертить круг проблем, связанных с потерей интереса к чтению, и определить дальнейшие поиски их решения.

– наладить совместную работу школы и библиотек (городской и школьной) с целью привлечь учащихся к чтению, пробудить и развить интерес к книге.

Новизна опыта состоит в том, что выполнен сравнительный анализ читательских предпочтений учащихся разного возраста: 5 класс – «наивные реалисты», 7 класс – «период нравственного эгоцентризма» с целью выяснить ведущие тенденции чтения в каждом возрасте. Разработана система работы по формированию осознанного выбора учащимися произведений для чтения, устраняющая дисбаланс в круге чтения.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и введена система мероприятий по формированию осознанного круга чтения на уровне школы, района.

Круг чтения – это круг тех произведений, которые читают и воспринимают сами дети. Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Проблема формирования у детей читательских интересов имеет не только богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению. В процессе преподавания сложилась методика изучения, учета и коррекции читательских интересов школьников. В современной методике преподавания литературы существует ряд работ, посвященных изучению данной проблемы (О.Ю.Богданова, С.А.Гуревич, В.Г. Маранцман, М.Я. Мишлимович, Т.Д. Полозова, Н.Н. Светловская, В.Ф. Лертов). Разнообразные аспекты формирования читательского восприятия отражены в диссертационных исследованиях (Н.В. Беляева, А.К. Бесова, Е.В. Карсалова, Л.Я.Кузьмина, Т.К.Макарова, Н.Л. Необутова), где названные проблемы исследуются на материале изучения эпических или лирических произведений. Развитию важнейших компонентов восприятия при анализе текста посвящены труды Н.А. Бодровой, Л.Г. Жабицкой, И.С. Збарского, Н.Д. Молдавской и др. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности.

Сегодня в области изучения детского чтения сделано немало. Приведу данные исследования Российской государственной детской библиотеки, проводящей массовые социологические опросы, последний из которых относится к 2002 году. Их основной вывод заключается в том, что «в начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают… но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек». Детское чтение меняется. Это очевидно для всех. Но нам, взрослым, хотелось бы знать: «А что же на самом деле читают дети? Какие изменения происходят в детском чтении? Какие из них мы готовы поддержать? И можем ли мы противостоять тем, которые нам не симпатичны?»

Вопрос чтения решается и на государственном уровне. К приобщению подрастающего поколения к миру литературы и искусства нацеливает «Национальная программа поддержки и развития чтения», задача которой – «повышение культурной компетентности граждан России, роста читательской активности». В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты: семья, школа и библиотека.

Под патронатом Министерства образования и науки Российской федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям ежегодно проводится конкурс юных чтецов «Живая классика». Цель которого – пропаганда произведений русской классической и современной отечественной прозы.  2015 год был объявлен «Годом литературы» в России. Цель – привлечь внимание общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к печатному слову, к книгам. 

К данному вопросу в 2014 году обращался НИРО в рамках областного проекта «СемьЯ». Семёновский район принимал активное участие в данном проекте. На базе экспериментальной площадки решались вопросы семейного чтения. Продолжение этой работы – выявление круга и направленности чтения учащихся 5-х, 7-х классов в рамках школьной деятельности.

Первый этап моей работы – это изучение литературы, анализ и обработка теоретического материала по проблеме подросткового чтения, определение теоретических основ исследования.

Второй этап работы – анкетирование учащихся 5-х, 7-х классов. Необходимо было составить читательский портрет ученика 5-го, 7-го классов: какие произведения читают ребята, кто из писателей является их любимым автором, каким жанрам литературы они отдают предпочтение. Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе среди подростков и чтению вообще была составлена анкета. В проведенном исследовании приняли участие 89 учеников 5-х классов и 64 ученика 7-х классов МБОУ «Школа №1» г.Семёнова. Возраст анкетируемых составил 10-14 лет. Почему именно эти классы принимали участие в анкетировании? Потому что это начальные этапы возрастного развития читателя школьника: 5 класс – период «наивного реализма»; 7 класс – период «нравственного эгоцентризма». Именно в этом возрасте у человека формируется читательский вкус, интерес к разным видам и жанрам литературы. Обратимся к читательским интересам учащихся 5-х классов. Первые вопросы направлены на выявление объёма чтения. На вопрос: «Сколько книг ты прочитал с июня по ноябрь?» 72(81%) человека из 89 ответили: «более пяти». 15 человек прочитали 1-5 книг – это 17%. Всего лишь два ученика(2%) не прочитали ни одной книги.

Логично было задать следующий вопрос: «Когда (как часто) ты читаешь?» Оказалось, что 39(43%) респондентов читают только тогда, «когда задают», читают «иногда» – 23(25%), «от случая к случаю» – 14%, «когда заставляют» – 8%, и только 8 (10%) учащихся читают постоянно. Итак, основной мотив чтения – «под нажимом родителей, учителей».

А что предпочитают читать наши дети: газеты, журналы, энциклопедии или художественную литературу? – таким был следующий вопрос анкеты. Выяснилось, что предпочитают читать художественную литературу 45(51%) пятиклассников, 28(33%) – журналы, 15(16%) – энциклопедии.

Теперь рассмотрим жанрово-тематические предпочтения. Здесь респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. 44(49%) предпочитают только один жанр, остальным 45(51%) доставляет удовольствие читать произведения разных жанров. Сказки занимают первое место – 22(27%), но почти рядом с ними ужасы – 20(22%), затем мифы – 14(17%.), детективы – 15%, рассказы – 11%, научная фантастика – 6%, фэнтези – 3%. Стихи любят читать 2(2%) человека. Интереснее читать детям рассказы – 63(71%), стихи – 22(25%). Пьесы выбрали – 4(4%) и то только после комментария учителя. Знакомы со всеми жанрами и родами литературы, но предпочтение отдают эпическим произведениям.

Теперь о круге чтения. В ответах на вопрос «Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?»,  было названо около 20 имён авторов либо названий книг (автора помнят не всегда).  Подавляющее большинство упомянуто лишь один-два раза. Не трудно догадаться, что на «Золотой полке» стоят в основном книги из раздела «школьная программа», которые читают (обязаны читать) все дети определённого возраста.

Что же представляет собой сам «заветный» список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей? На первом месте, конечно же, раздел «Русская классика» — А.С.Пушкин (49-55%). Свидетельствует ли это о том, что Пушкин — действительно любимый поэт и прозаик у наших детей, или просто ничего другого им в голову не приходило, сказать трудно. Настораживает и тот факт, что все перечисленные произведения («Сказки», некоторые стихи) строго соответствуют школьной программе. На втором – «Классика советской литературы»: Н.Носов (29-32%), Э.Успенский (18-20%), В.Драгунский (17-19%) К.Булычёв (13-14%), В.Осеева (5-6%), детские детективы (14-15%).  «Зарубежная литература»: «Гарри Поттер» Джоан Роуллинг (9-10%), «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса (8-9%), Д.Дефо (8-9%), Жюль Верн (7-8%), Марк Твен (3-4%), А.Линдгрен (3-4%). Круг чтения начинается с «Русской классический литературы», переходит к «Классике советской литературы», и завершает его зарубежная литература. Но недостатком этого выбора является то, что классическая русская литература представлена одним именем – А.С. Пушкиным.

О прочитанной книге детям хотелось поговорить с друзьями 28(31%), с родителями – 24(27%), сестрой, братом – 17(19%), одноклассниками – 16(18%), классным руководителем – 12(14%). Учитель литературы стоит в этом списке на последнем месте – всего 6(8%).

После этого логично было спросить у детей: «Обсуждаете ли вы на уроках литературы книги, которые вы прочитали самостоятельно (не по школьной программе)?» «Нет» – 63(70%), «Да» – 26(29%).

55 % предпочитают читать современную литературу, 45% – классическую.

Ответ на следующий вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» огорчает. 43(48%) на данный момент не читают ничего, 12(13%) – «какую задали в школе», и 35(39%) – «взял сам в библиотеке». Именно этот вопрос даёт нам картину реального чтения детей и подростков.

Какую книгу хотели бы прочитать дети, о чём она будет? 29(32%) интересна фантастика, о детях, моих ровесниках в наше время – 24(26%), о путешествиях – 12(14%), о природе, животных – 9(11%), детективы – 7(8%), приключения 8(9%). Дополнительно дети выбирают читать литературу развлекательно характера – 74%, только 26% духовно-нравственного содержания.

Почему дети отходят от чтения? Дети на этот вопрос указывали несколько ответов. «Современные дети перестали читать, потому что появился компьютер», – так считают 49(55%) респондентов, берут информацию в интернете – 29(31%), «читать долго и лень» – 28(30%), появилась мобильная связь – 24(26%), чтение устарело – 2(2%). Только 2% учащихся относится негативно к чтению. Нет отторжения от чтения. Информацию из книги или художественный текст можно заменить информацией из Интернета. С этими детьми можно и нужно работать.

А как изменилось требование к книге? Какую книгу дети считают интересной? Которая имеет захватывающий сюжет – 52(58%), книги должны быть «про нас», «про нашу современную жизнь» – 25(28%), несёт в себе много полезных сведений – 14(16%), «герои-сверстники представляют прошедшие эпохи» – 6(8%) и «простая», доступная по содержанию, языку – 6(8%). Мы видим развлекательную направленность и практическое отношение к книге. Только 36% воспринимают литературу как духовную ценность.

Итак, составим читательский портрет ученика 5 класса. По результатам анкетирования мы выяснили объём чтения пятиклассников. И можем сказать, что дети читают 100%, 81% учащихся нерегулярно и 19% регулярно. Основной мотив чтения – принуждение, «под нажимом родителей, учителей» читает 90% детей. Нет собственного интереса к чтению. Желание читать постоянно только у 10% учеников. Каковы предпочтения детей при выборе чтения? Художественная литература стоит на одном уровне с развлекательной литературой: журналами, газетами, энциклопедиями. При выявлении жанрово-тематических предпочтений, выяснилось, что дети знакомы со всеми жанрами и родами литературы, но предпочтение отдают эпическим произведениям: сказкам, рассказам, ужасам, детективам, мифам – 98%. Стихи любят читать только 2%, а пьесы они не знают. Круг чтения мы рассмотрим, анализируя ответы на вопросы о «Золотой полке». Список начинается с «Русской классический литературы», переходит к «Классике советской литературы», и завершает его «Зарубежная литература». Но недостатком этого выбора является то, что классическая русская литература представлена одним именем – А.С. Пушкиным. Обсудить прочитанную книгу детям хочется с родителями и друзьями, но никак не с учителем литературы. В большинстве случаев книги, которые ребёнок прочитал вне программы, на уроке литературы не обсуждаются. Для дополнительного чтения дети выбирают современную литературу – 55%, классическую – 45%. И в основном это литература развлекательного характера, нет ни одного ориентира на классические традиции. Любимые герои у большинства детей из фантастического мира: Гермиона и Гарри Поттер. Дополнительно дети выбирают читать литературу развлекательно характера – 74%, только 26% духовно-нравственного содержания. Причины, по которым дети отходят от чтения: стремительное вторжение новых информационных технологий во все сферы жизни – школьную, досуговую; они утверждают, что информацию из книги или художественный текст можно заменить информацией из Интернета. Нет отторжения от чтения. С этими детьми можно и нужно работать. Даже категорию детей «читать долго и лень», составляющую 30%, можно увлечь чтением. Только 2% учащихся относится негативно к чтению.

Обратимся к читательским интересам учащихся 7-х классов. Необходимо выяснить объём чтения. Из 64 учащихся 82% прочитали с июня по ноябрь более пяти книг. 4-5 книг – 4%, ни одной – 14%. Можно сделать вывод, что большинство детей читает. «Какую книгу ты сейчас читаешь?» Ответили: «Никакую» – 64%, «Какую задали в школе» – 19%, «Сам взял в библиотеке» – 17%. Ответы на следующий вопрос: «Как часто ты читаешь?» Читают только тогда, «когда задают»- 30%, «иногда» – 37%, «когда заставляют» – 11%, «от случая к случаю» – 19%; и постоянно – 12%. Итак, дети читают, но под нажимом родителей и учителей, их 88%; детей, читающих с удовольствием, всего 12%.

Анализ жанровых предпочтений респондентов показал, что наибольшей популярностью у 7-х классов пользуются ужасы – 34%, фэнтези – 31%, детективы – 25%, рассказы – 24%, романы – 9%, повести – 9%, стихи – 7%, научная литература – 5%. Исследование читательских предпочтений в зависимости от жанрового состава произведений показало, что ужасы, фэнтези и детективы занимают первые позиции в круге подросткового чтения. Если говорить о причинах выбора подобной литературы, то чаще всего ученики выбирают чтение для развлечения, им свойственно уходить от реальности, мечтать, фантазировать.

Если говорить о родах литературы, то тут предпочтение отдают рассказам – 56%, на втором месте – стихи – 27% (хотя любят их читать только 7%), замыкают пьесы – 4%. Анализируя причины популярности эпических произведений, следует отметить, что сюжет строится там по традиционной схеме: завязка, кульминация и развязка, что привычно и понятно детям.

Тяготение к развлекательности находит выражение в выборе ответа на вопрос: «Что ты предпочитаешь читать?» На первых позициях здесь журналы – 53%, на втором – художественная литература – 27%, затем энциклопедии – 14%, газеты – 6%. А какие книги у подростков стоят на «Золотой полке»? На первом месте, конечно же, раздел «Русская классика» — А.С.Пушкин (45), М.Ю.Лермонтов (37), Н.В.Гоголь (24), Л.Н.Толстой (18) — имена идут в порядке убывания, в скобках приводится количество упоминаний. На втором месте — «Классика советской литературы»: К.Паустовский (15), В.Каверин (14), В.Катаев (11), В.Астафьев (10), «Уроки французского» В.Г.Распутина(10). Затем — «Зарубежная литература»: Марк Твен (9), А.Линдгрен (9), Жюль Верн (7), Д.Дефо (7). Завершает список серия «Детский детектив» (К. Кин, А. Хичкок, Э. Блайтон) – 6, серия о девочках-подростках Ф. Паскаль «Школа в ласковой долине» – 5, а также серия Д. Роулинг о Гарри Поттере (фэнтези, где удачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни) – 5. Любимые книги подростков представлены произведениями русских и зарубежных классиков по школьной программе; либо это книги, которые сейчас у всех на слуху (книги о Гарри Поттере). Мало в чтении подростков классических произведений не по школьной программе и современной литературы, предназначенной для подростков. Как показывает исследование, основной причиной этого является незнание о том, что существует литература, которая адресована для подростков их возраста. Если кто из подростков и знает о наличии данной литературы, то зачастую многие из них не знают авторов и названий книг. О прочитанной книге подросткам хочется поговорить с друзьями – 44%, родителями – 33%, сестрой(братом) – 17% и меньше всего им хочется рассказать о книге учителю литературы – 6%. Почему это происходит, мы понимаем, когда знакомимся с ответами на следующий вопрос: «Обсуждаете ли вы на уроках литературы книги, которые вы прочитали самостоятельно?» «Нет» – 76%, «Да» – 24%. Для чтения подростки выбирают современную литературу – 64%, классическая стоит на втором месте – 25%, 9% респондентов любят читать и ту, и другую. На вопрос о том, какую книгу ты хотел бы прочитать, дети назвали такие книги: приключения и ужасы – 39%, фантастика – 31%, «о своих сверстниках» – 23%, о природе и животных – 14%, истории – 6%, различная научно-популярная литература – 6%. В основном (90%) это литература развлекательного характера; литература, заставляющая думать, составила 29%. (Пять человек выбрали несколько вариантов ответа)

В контексте обозначенных читательских предпочтений представляют интерес суждения подростков об «интересной» книге. Определяя качества «интересной» книги, подростки на первое место поставили позицию: «которая имеет захватывающий сюжет» – 55%, «много полезных сведений несёт» – 17%, «простая», доступная по содержанию, языку – 16%, «герои-ровесники в современной жизни» – 9%, «герои-сверстники прошедших эпох» – 3%. Книга должна ещё быть «простой», доступной по содержанию, языку и стилю изложения, героями должны быть ровесники, а события должны разворачиваться в современном мире. Мы видим развлекательную направленность и практическое отношение к книге. Всего 11% воспринимают литературу как духовную ценность. И последний вопрос, обращённый к подросткам: «Почему современные дети перестали читать?» «Появился компьютер» – так считают 42% учащихся, «читать долго и лень» – 21%, «берут информацию в Интернете» – 17%, «появилась мобильная связь» – 11%, «читать долго и лень» – 6%, «чтение устарело» – 3%. Только 3% учащихся относится негативно к чтению. Нет отторжения от чтения. С этими детьми можно и нужно работать.

Итак, составим читательский портрет ученика 7 класса. По результатам анкетирования мы выяснили объём чтения семиклассников. И можем сказать, что дети читают 100%, 86% учащихся нерегулярно и 14% регулярно. Основной мотив чтения – принуждение, «под нажимом родителей, учителей» читает 88% детей. Нет собственного интереса к чтению. Желание читать постоянно только у 12% учеников. Каковы предпочтения детей при выборе чтения? Развлекательная литература (журналы, газеты, энциклопедии) стоит на первом месте – 73%. Художественной литературе отводится только 27%. При выявлении жанрово-тематических предпочтений, выяснилось, что дети знакомы со всеми жанрами и родами литературы, но предпочтение отдают эпическим произведениям: ужасы, фэнтези, детективы, рассказы – 93%. Стихи предпочитают читать только 7%, а пьесы знают 4%. Круг чтения мы рассмотрим, анализируя ответы на вопросы о «Золотой полке». Мы приходим к выводу, что чтение произведений школьной программы все же преобладает над чтением досуговым. На первом месте, раздел «Русская классика», на втором месте — «Классика советской литературы», затем — «Зарубежная литература», завершает список серия «Детский детектив» и фэнтези. На «Золотой полке» подростков встречаются чаще всего книги, которые включены в списки школьной программы или внеклассного чтения. Обсудить прочитанную книгу детям хочется с друзьями и родителями, но никак не с учителем литературы. В большинстве случаев книги, которые ребёнок прочитал вне программы, на уроке литературы не обсуждаются. Для дополнительного чтения дети выбирают современную литературу – 64%, классическую – 25%, 9% респондентов любят читать и ту, и другую. И в основном это литература развлекательного характера, мало ориентиров на классические традиции. Классическая литература ими труднее воспринимается, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Дополнительно дети выбирают читать литературу развлекательно характера – 71%, только 29% духовно-нравственного содержания. В 7 классе происходит значительное изменение общей структуры мотивации чтения, т.е. соотношения мотивов. В возрасте 12–14 лет ярко проявляется отношение подростков к чтению как к развлечению, предпочтение чего-нибудь легкого, развлекательного. В этот период происходит снижение количества тех, кто любит и хочет читать. Причины, по которым дети отходят от чтения: стремительное вторжение новых информационных технологий во все сферы жизни – школьную, досуговую; они утверждают, что информацию из книги или художественный текст можно заменить информацией из Интернета – 92%. У этих детей нет отторжения от чтения. С этими детьми можно и нужно работать. Даже категорию детей «читать долго и лень», составляющую 6%, можно увлечь чтением. Только 2% учащихся относится негативно к чтению. В связи с этим учителю необходимо использовать в практике работы содержательные мероприятия, направленные на популяризацию «внепрограммной» художественной литературы.

В 2014 году Семёновский район принимал активное участие в областном проекте «СемьЯ». На базе экспериментальной площадки решались вопросы семейного чтения. Результат работы площадки – увеличение количества посещений и книговыдачи как во взрослой так и в детской библиотеках.

Продолжение этой работы – выявление круга и направленности чтения учащихся 5-х, 7-х классов в рамках школьной деятельности. В результате которой составлен читательский портрет современного читателя-подростка и разработана и введена система мероприятий по формированию осознанного круга чтения на уровне школы, района.

1. Знакомство учащихся с новинками литературы

  • Познакомить учащихся с информацией о книгах и чтении в интернет-источниках.

  • Познакомить учащихся со списками литературы, рекомендованной Российской государственной детской библиотекой. Вовлечение учащихся в общешкольный праздник «День школьных библиотек». Участие в комплексе мероприятий по расширению круга чтения в рамках данного праздника

  • Сотрудничество с городской библиотекой: знакомство с новинками современной литературы для учащихся 5-х, 7-х классов. Акция на школьном радио «Новинки литературы». 2.2. Прививать интерес к чтению через систему мероприятий.

1. Встреча с детскими писателями: Сашей Сильвер и Катей Матюшкиной.

Встреча с местными поэтами В. Решетниковым, членом Союза писателей России; Е.В. Корешковой, членом Союза писателей России.

2. Цикл мероприятий на базе городской библиотеки

  • Литературная гостиная.

  • Мероприятия из цикла: «В гостях у писателя».

  • Игротека в библиотеке.

3. Цикл мероприятий социокультурной направленности

  • Ежегодный фестиваль-конкурс «Читающая семья»

  • Литературно-познавательный вечер «Папа, мама, я – читающая семья»

  • Проект «Золотая полка моей семьи»

  • Проект «Читаем всей семьёй»

  • Проект «Посоветуй книгу другу»

  • Районный конкурс социальной рекламы книги и чтения «Книга в доме»

4. Конкурсы

  • Конкурс «Живая классика»

  • Конкурсы чтецов различной тематики

  • Конкурс читательских отзывов по рассказу В.А. Солоухина «Закон Набата»

  • Конкурс читательских отзывов по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»

  • Литературный фестиваль, посвящённый 150-летию со дня рождения М. Горького, «Смысл жизни вижу в творчестве…»

  • Конкурс детских театрализованных постановок «Играем Горького»

  • Творческий конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Б.П. Корнилова, «Я вижу земную мою красоту…»

  • Научно-практическая конференция, посвященная Году А.С. Пушкина, «Пушкиным сердце богато…»

  • Литературный конкурс, посвящённый юбилею С.В. Афоньшина, «Жил-был сказочник»

  • Литературно-музыкальный салон, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

5. Литературно-музыкальные композиции

  • «Я буду жить до старости, до славы» Борис Корнилов

  • Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н. Рубцова «Поверьте мне – я чист душою»

  • Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.Есенина «Отчий край поэта»

  • Литературно-музыкальная композиция «Максим Горький детям»

  • Презентация «Иллюстрирование детскими рисунками басен И.А. Крылова»

6. Игры

  • Игра по рассказам А.П. Чехова

  • Игра по сказкам и рассказам для детей М.Горького

7. Дневник читателя (примерные разделы: любимый эпизод, твои вопросы герою, иллюстрации эпизодов, иллюстрация строк из произведения, письмо герою).

Список использованной литературы

1. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя. –– СПб., 2003. 2. Асмус А.Ф. Чтение как труд и творчество. // Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. –– С. 55-68.

3. Беленькая Л.И. Дети –– читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства. –– М, 2010. 4. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. –– М, 2016.

4. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России –– 2008. Тенденции и проблемы. –– М, 2008.

5. Збарский И.С «Комплексный подход к руководству чтением учащихся» (1985) 

6. Кабачек О.И. Читающие и нечитающие: факторы, влияющие на чтение современных подростков // Семейное чтение. –– 2007. –– №5. –– С. 29-31.

7. Коновалова Л.И. Литературное развитие читателя-школьника в процессе изучения художественного произведения в его родовой и жанровой специфики: учебнометодическое пособие. –– СПб.: ЛОИРО, 2012.

8. Малахова Н. Г. Детское чтение глазами родителей. /Homo legens – 3: Сборник статей: Памяти А.А. Леонтьева / Ред. Б.В. Бирюков. –– М, 2006. –– С.224-241.

9. Маранцман В.Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу: Книга для учащихся старших классов средней школы. –– М., 1986.

10. Маранцман В.Г.Статья «Цели и структура курса литературы в школе»

11. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. –– М., 1976.

12. Светловская Н.Н. «Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности»

13. Тихонова С.В. «Портрет» современного читателя подростка»

Приволжский научный вестник № 8 (36), часть 2 – 2014 39 УДК 371 С.В.

14. Тихомирова И.И. «Психология детского чтения»

15. ulyanovbib.blogspot.com›

Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspxcatalogid

22

Пятый элемент содержания
ЛО (который часто забывают ука¬зывать
авторы программ или, напротив, все сводят
главным об¬разом только к нему) — крут
чтения. Отбор круга чтения должен
определяться следующими принципами
(принципы сформулированы Т. В. Рыжковой):

1. Эстетический принцип.
Предметом изучения на начальном этапе
ЛО является литературное произведение
как эстетическая ценность.

2. Принцип целостности.
Данный принцип базируется на кон¬цепции
современного литературоведения о
художественном про¬изведении как о
целостности, сложном единстве
«многообразных и разнообразных элементов,
взаимосвязанных и взаимодействую¬щих
друг с другом, так что ни один из них не
может рассматри-ваться изолированно,
вне этих взаимосвязей. Принцип целостно¬сти
может быть реализован, если художественное
произведение воспринимается ребенком
целиком, без сокращений и адаптации,
при которой нарушается художественная
ценность текста.

3. Принцип доступности.
Смысл данного принципа можно оп¬ределить
как готовность читателей адекватно
воспринять основ¬ное художественное
ядро произведения, которое определяет
свое¬образие, неповторимость его
содержания и формы.

4. Принцип учета
читательских интересов школьников.
Предла¬гаемые произведения должны
вызывать яркие эмоции у перво¬классника,
желание читать самостоятельно.

5. Принцип целесообразности
изучения произведения для лите¬ратурного
развития школьников. В психологии
установлено, что близость темы и материала
к жизненному опыту школьников об¬легчает
эмоциональное «заражение», но воспитание
только на такой литературе задерживает
Л Р. В этих условиях легко возникают
эмоции на содержание, но тормозится
эмоциональная реакция на форму. Этот
факт говорит о том, что необходимо
включать в круг чтения ребенка
произведения, расширяющие его жизненный
и чи¬тательский кругозор. Тексты, имеющие
потенциал смысла, дос¬тупного детям,
но требующего специальной работы, усилий
чита¬теля, влекут за собой литературное
развитие школьников.

6. Принцип тематического
разнообразия произведений. Необхо¬димость
выделения данного принципа обусловлена
психологиче¬скими особенностями младших
школьников, целиком поглощен¬ных
вниманием к внешнему миру. Потребность
во внешних впе¬чатлениях становится
основной движущей силой развития
психи¬ки младшего школьника. Ребенок
этого возраста способен прояв¬лять
максимальную активность до тех пор,
пока не исчезнет чувство новизны.
Разнообразие тематики изучаемых
произведений будет способствовать
поддержанию эмоциональной и
интеллек¬туальной активности ребенка.

7. Принцип яркой
выразительности художественной формы
изу¬чаемого произведения. Художественная
форма произведения дол¬жна обязательно
содержать хотя бы один яркий элемент,
который бы привлек внимание ребенка, —
ритм, рифму, звукопись, ори¬гинальные
тропы — и композиционные приемы —
оригинальное название, загадку и т.п.

8. Принцип соответствия
теоретико-литературных знаний
лите¬ратурному материалу и возможностям
их освоения младшими школь¬никами.
Сообщение детям теоретико-литературных
знаний и обу¬чение детей их практическому
применению необходимы для адек¬ватного
понимания произведения и его интерпретации
в устной и письменной речи.
Теоретико-литературные понятия позволяют
проникнуть в природу словесного образа,
а образ является одним из «ключей»,
открывающих двери в тайны поэзии. Значит,
необ¬ходимо определить круг тех
теоретико-литературных знаний, которые
нужны школьникам для понимания изучаемых
произведе¬ний, установить, на каком
литературном материале овладение эти¬ми
знаниями будет проходить наиболее
успешно.

9. Принцип возможности
сопоставления произведения с другими
изучаемыми произведениями. Смысл этого
принципа понимается как постоянное
обращение на уроках литературы к уже
изучен¬ным произведениям, нахождение
близких тем, образов, настрое¬ний. По
мере обучения ребенка происходит
постепенное накопле¬ние им необходимых
знаний. Это позволит уже в рамках
началь¬ной школы устанавливать отдельные
связи между отдельными тек¬стами
писателя, текстами разных писателей и
создаст предпосыл¬ки для изучения
произведений на историко-литературной
основе в средней школе. Введение этого
принципа позволит преодолеть конкретность
мышления школьника, будет способствовать
разви¬тию умственной операции обобщения,
которая необходима для образного
обобщения.

10. Принцип усложнения
аналитической и художественной
деятельности школьников при изучении
произведений. Литературное развитие —
возрастной процесс. За счет расширения
жизненного

опыта, культурного
развития, накопления читательских
впечатлений изменяется восприятие
художественного произведения. Усложнение
художественной идеи, формы произведения,
усложнение деятельности школьников на
уроках являются необходимыми условиями
для их ЛР. При этом происходит ориентация
на зону

ближайшего развития
детей.

Последовательность
изучения произведений определяется
слож¬ностью художественной идеи, средств
ее выражения, объемом тек-ста, особенностями
восприятия произведения школьниками.
Программа изучения художественных
произведений должна быть вы-строена
как система роста читателя-школьника
с учетом усложнения как самого
художественного текста, так и деятельности
ребенка.

10)
Уровень восприятия ребенком литературного
произведения

устанавливается на основе анализа
результатов читательской деятельности
(ответов на вопросы к тексту, постановки
вопросов и т.д.) с точки зрения способности
ребенка к образной конкретизации и
образному обобщению. Поскольку
художественный текст допускает
возможность различных трактовок, в
методике принято говорить не о правильном,
а о полноценном восприятии. Под полноценным
восприятием понимается способность
читателя сопереживать героям и автору
произведения, видеть динамику эмоций,
воспроизводить в воображении картины
жизни, созданные писателем, размышлять
над мотивами, обстоятельствами,
последствиями поступков персонажей,
оценивать героев произведения, определять
авторскую позицию, осваивать идею
произведения, т.е. находить в своей душе
отклик на поставленные автором проблемы.
Полноценное восприятие произведения
свидетельствует о высоком уровне
литературного произведения. Наличие
более низких уровней связано со степенью
образной конкретизации и образного
обобщения.

Для детей младшего
школьного возраста характерны четыре
уровня восприятия, выдвинутые М.П.
Воюшиной. Рассмотрим их, начиная с
наиболее низкого.

1. Фрагментарный
уровень

У детей, находящихся
на фрагментарном уровне, отсутствует
целостное представление о произведении,
их внимание сосредоточенно на отдельных
событиях, они не могут установить связи
между эпизодами. Непосредственная
эмоциональная реакция при чтении или
слушании текста может быть яркой и
достаточно точной, но дети затрудняются
в словесном выражении своих чувств, не
отличают динамику эмоций, не связывают
свои переживания с конкретными событиями,
описанными в произведении. Воображение
развито слабо, воссоздание образа на
основе прочитанного подменяется
обращением к жизненным впечатлениям.
Дети не всегда могут определить мотивы
поведения персонажа, не соотносят
мотивы, обстоятельства и последствия
поступков героя, поэтому их мнение о
поступках героя бывают неверными с
бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы
учителя, школьники не обращаются к
тексту произведения, неохотно выполняют
задание, часто отказываются говорить.

Художественное
произведение воспринимается ими как
описание случая, имевшего место в
действительности, они не различают
изображение и изображаемое, не пытаются
определить авторскую позицию, не обобщают
прочитанное.

При постановке вопросов
к произведению дети, находящиеся на
фрагментарном уровне восприятия, или
вовсе не справляются с заданием, или
ставят 1-2 вопроса, как правило, к началу
текста.

2. Констатирующий
уровень

Читатели, относящиеся
к данной группе, отличаются точной
непосредственной эмоциональной реакцией,
способны увидеть смену настроения,
однако выразить свои ощущения им еще
трудно они не владеют соответствующей
лексикой, не называют оттенки чувств,
ограничиваются обычно словами “весело”
или “грустно”. Воображение у них развито
слабо, воссоздание образа заменяется
перечислением отдельных деталей.
Внимание детей сосредоточено на событиях,
они легко восстанавливают их
последовательность, но не всегда
понимают, как эти события связаны друг
с другом. Учащиеся легко воспроизводят
ситуацию, описанную в произведении, и
не чувствуют потребности в перечитывании
текста, в размышлении над ним, хотя при
специальных вопросах учителя могут
верно определить мотивы поведения
персонажей, ориентируясь при этом не
столько на изображение героя автором,
сколько на житейские представления о
причинах того или иного поступка.
Авторская позиция, художественная идея
остаются неосвоенными, обобщение
прочитанного подменяется пересказом
содержания. Но, в отличие от ребенка с
фрагментарным уровнем восприятия,
ребенок с констатирующим уровнем
пытается размышлять, обосновывать свои
ответы, видит смену настроения.

При постановке вопросов
к произведению читатели, находящиеся
на констатирующем уровне, стремятся
как можно подробнее произвести событийную
сторону.

Часто читатели этой
группы задают вопросы: чему учит эта
сказка?; что вы поняли из этой сказки,
повторяя формулировки, столь часто
слышимые от учителя, но, как правило,
ответить на вопросы они не могут.

3. Уровень «героя»

Читатели, находящиеся
на уровне “героя”, отличаются точной
эмоциональной реакцией, способностью
видеть и передавать в слове динамику
эмоций, соотнося изменение своих чувств
с конкретными событиями, описанными в
произведении. Дети обладают развитым
воображением, они способны воссоздать
образ на основе художественных деталей,
причем, читательский образ эмоционально
окрашен. В произведении их интересуют,
прежде всего, герои, отсюда и название
данного уровня. Дети верно определяют
мотивы, последствия поступков персонажей,
дают оценку героям, обосновывают свою
точку зрения со ссылкой на поступки.
При специальных побуждающих вопросах
учителя они могут определить авторскую
позицию, хотя при самостоятельном
чтении, как правило, не обращают внимания
на автора текста. Обобщение не выходит
за рамки конкретного образа.

Ответы ребенка более
глубокие и подробные, чем в предыдущих
примерах; ему нравится рассуждать о
прочитанном, он хорошо помнит текст, а
при затруднении перечитывает стихотворение.
Ученик пытается определить роль ритма,
связывая его изменения с изображением
определенных событий, хотя ответу не
хватает четкости. Он разделяет позицию
рассказчика, но преимущественно на
эмоциональном уровне. Обобщая прочитанное,
ребенок рассуждает лишь о герое
стихотворения, обобщение не выходит за
рамки конкретной ситуации. При постановке
вопросов к произведению у детей данной
группы преобладают вопросы на выявление
мотивов поведения персонажей, на оценку
героев и на установление причинно-следственных
связей. Возможны и обобщающие вопросы,
но уровень обобщения связан, прежде
всего, с оценкой персонажа. Вопросы
уровня «героя» нацеливают на осмысление,
а не воспроизведение текста. Ребенок
задает вопросы к сказке в целом, а не к
отдельным эпизодам; он стремится
осмыслить характеры главных персонажей,
а об авторе не вспоминает.

4. Уровень «идеи»

Читатели, относящиеся
к данной группе, способны эмоционально
отреагировать не только на событийную
сторону произведения, но и на художественную
форму. Они обладают развитым воображением
и воссоздают образ на основе художественных
деталей. Они любят перечитывать текст
и размышлять над прочитанным. Дети
способны определить назначение того
или иного элемента в тексте, увидеть
авторскую позицию. Их обобщение выходит
за рамки конкретного образа. Хотя
формулировки ответов могут быть по-детски
наивными, важно само стремление учеников
соотносить размышления, вызванные
текстом, с реальной жизнью, определить
проблему, стоящую в произведении. При
самостоятельном чтении и постановке
вопросов к тексту читатели данной группы
способны увидеть основной конфликт
произведения, их интересует авторское
отношение к персонажам, мотивы поведения
героев, они часто обращают внимание на
название произведения, на отдельные
художественные детали.

Итак, детям младшего
школьного возраста свойственны четыре
уровня восприятия художественного
произведения. По уровню восприятия
можно судить о литературном развитии
ученика. Фрагментарный уровень восприятия
нормален для 3-5-летних детей, но для
учащихся начальной школы нахождение
на фрагментарном уровне – свидетельство
отставания в литературном развитии. К
тому времени, когда дети сталкиваются
с чтением, как с учебным предметом,
большинство из них находится на
констатирующем уровне восприятия, и
лишь 1-2 ученика в классе способны
воспринять прочитанное на уровне
«героя», что свидетельствует о высоком
уровне их литературного развития. К
концу обучения в начальной школе
восприятие на уровне «героя» доступно
всем учащимся, а констатирующий уровень
в это время – показатель отставания в
литературном развитии. О высоком уровне
литературного развития выпускника
начальной школы можно говорить, если
он воспринимает произведение на уровне
идеи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

22 декабря 2022

Как составить список чтения на год. Читать в удовольствие и достигать своих целей

15912 просмотров

Сегодня — мой любимый день в году, я составляю список чтения на год. Этой моей традиции уже много лет.

В один год я фокусируюсь на художественной литературе, как когда я получала степень магистра изящных искусств. В то время я читала лишь художественные произведения, а мой выбор часто определялся требованиями программы, преподавателями, университетом.

В другой год я больше фокусируюсь на своих целях, как например, когда я начала работу над Ninja Writers. Все, что я читала в то время, было о том, как построить онлайн-бизнес.

В этом году я хочу совместить одно с другим. За годы учебы в университете я соскучилась по наслаждению, которое получаешь, когда читаешь хорошую историю просто так, для себя. Хочу вернуться к чтению художественной литературы. С другой стороны, у меня есть цели, и я хочу, чтобы они были представлены в списке литературы.

Я не составляю строгий план иногда за год не прочитываю и половины из намеченного. Это больше рекомендации, а не строгие указания. Чтение должно быть удовольствием, а не обязательством.

Вот как я составляю свой список, и какие книги я уже туда добавила.

Начните с темы года

Какой тип книг вы хотите прочитать?
Чему хотите научиться в ближайшие 12 месяцев?
Какой навык хотите приобрести в будущем году?

Подумайте о предстоящих 12 месяцах, ваших целях и категориях, под которые они попадают.

1. Моя цель — найти баланс в жизни. Это первая тема.

2. Как я уже сказала, последнее время мне не удавалось читать художественную литературу просто для удовольствия. Это вторая тема.

3. И я всегда стремлюсь научиться писать лучше.

Трех тем на год для меня достаточно. Бывало, я брала больше или меньше тем, в зависимости от года. Первая тема — очень обширная, под нее удастся подтянуть много разных тематик.

Сколько книг вы хотите прочитать в этом году?

Будьте реалистом. Начните с того, сколько книг вы прочитали в прошлом году. Вы в состоянии прочитать и 100 книг за год, а может и больше. Но если в прошлом году вы прочитали меньше 10, вероятность того, что вы прочитаете в 10 раз больше, очень мала.

Будьте добры по отношению к себе. Цель не в том, чтобы закопать себя под горой книг.

В прошлом году я прочитала около 30 книг. Не так много, как мне бы хотелось. Моя цель на год — 40 книг. Это не намного больше, чем в прошлом году, учитывая, что я совсем не читала художественную литературу.

У меня есть искушение поставить цель в 52 книги. Мне хотелось бы быть одной из тех, кто читает по книге в неделю. А во времена, когда я получила магистерскую степень, я читала по 125 книг в год. Но чтение – не та сфера, где надо гнаться за количеством. Лучше я потрачу время, чтобы выстроить устойчивую программу чтения.

Взгляните на свои темы года и выберите пару книг

У вас есть два показателя — темы и число книг, которые вы хотите прочитать в этом году. У меня 3 темы и 40 книг. Если читать по одной книге по каждой из тем в месяц, получается 36 книг, остается еще 4, которые можно посвятить другим темам или же одной из выбранных.

Мне нравится такая система, она держит меня в узде. Я легко ставлю перед собой амбициозные цели, но 

Теперь, когда вы составили план, начните выбирать книги

Возможно, как и у меня, у вас есть длинный список из книг, которые вы когда-нибудь хотели бы прочитать, или список из книг, которые вы хотели бы перечитать. Начните с этого.

На Новый год муж подарил мне «Институт» Стивена Кинга, я подарила ему новую книгу Стивена Чбоски «Воображаемый друг», которую я потом смогу у него одолжить. Это две первые книги в моем списке художественных произведений.

В этом году я хочу перечитать книгу Барбары Шер «Мечтать не вредно» и книгу Грейс Луэллин The Teenage Liberation Handbook. Я уже читала и восхищалась этими книгами, но это было около 15 лет назад. На данном этапе жизни, думаю, будет полезно их перечитать.

Первая книга этого года по третьей из тем — новая книга Чака Паланика Consider This: Moments in My Writing Life after Which Everything Was Different. Также хочу прочитать книгу Марии Поповой A Velocity of Being. Книга больше о том, как читать, а не писать, но думаю, все равно подходит под тему.

Я только что купила книгу Мелиссы Ланц и подписалась на ее годовую программу, это будет моей дополнительной книгой на первый квартал и поможет мне с выстраиванием баланса.

Если вы пользуетесь Amazon или другими похожими сервисами, посмотрите рекомендации — книги, которые читают пользователи со схожими интересами. Для меня это кроличья нора.

И помните, это гибкий список

Я не рекомендую покупать все книги за раз. Убедитесь, что у вас есть книга на ближайшую неделю, может еще парочка книг. Возможно, вам захочется перескакивать с одной книги на другую, особенно, если вы читаете нон-фикшн.

Обычно я заполняю список лишь наполовину. Оставьте себе возможность добавлять книги, о которых вы пока даже не слышали. Возможно, вам попадется книга, которая научит вас тому, к чему вы еще даже не стремитесь.

Саморазвитие #перевод #Чтение 

© 2013-2023 Жить интересно! Перепечатка и использование материалов, опубликованных в журнале, допускается с письменного разрешения редакции.

О проекте / Реклама / Контакты

Политика конфиденциальности / Согласие на обработку персональных данных

Следуя требованиям законодательства Российской федерации, уведомляем вас, что на нашем сайте в целях его функционирования используются cookie-файлы, сохраняются и обрабатываются ваши персональные данные. Если вы не согласны с этим, вы обязаны, увы, покинуть сайт. Нам будет вас не хватать, но таков закон. Продолжая пользоваться сайтом вы тем самым даете согласие на обработку ваших персональных данных.
По любым вопросам, связанным с вашими персональными данными, вы можете связаться с нами по электронной почте, указанной на странице «Политика конфиденциальности» .

Добавить комментарий