Логарифмом положительного числа (c) по основанию (a) ((a>0, aneq1)) называется показатель степени (b), в которую надо возвести основание (a), чтобы получить число (c) ((c>0)), т.е.
(a^{b}=c) (Leftrightarrow) (log_{a}{c}=b)
Объясним проще. Например, (log_{2}{8}) равен степени, в которую надо возвести (2), чтоб получить (8). Отсюда понятно, что (log_{2}{8}=3).
Примеры: |
(log_{5}{25}=2) |
т.к. (5^{2}=25) |
||
(log_{3}{81}=4) |
т.к. (3^{4}=81) |
|||
(log_{2})(frac{1}{32})(=-5) |
т.к. (2^{-5}=)(frac{1}{32}) |
Аргумент и основание логарифма
Любой логарифм имеет следующую «анатомию»:
Аргумент логарифма обычно пишется на его уровне, а основание – подстрочным шрифтом ближе к знаку логарифма. А читается эта запись так: «логарифм двадцати пяти по основанию пять».
Как вычислить логарифм?
Чтобы вычислить логарифм – нужно ответить на вопрос: в какую степень следует возвести основание, чтобы получить аргумент?
Например, вычислите логарифм: а) (log_{4}{16}) б) (log_{3})(frac{1}{3}) в) (log_{sqrt{5}}{1}) г) (log_{sqrt{7}}{sqrt{7}}) д) (log_{3}{sqrt{3}})
а) В какую степень надо возвести (4), чтобы получить (16)? Очевидно во вторую. Поэтому:
(log_{4}{16}=2)
б) В какую степень надо возвести (3), чтобы получить (frac{1}{3})? В минус первую, так как именно отрицательная степень «переворачивает дробь» (здесь и далее пользуемся свойствами степени).
(log_{3})(frac{1}{3})(=-1)
в) В какую степень надо возвести (sqrt{5}), чтобы получить (1)? А какая степень делает любое число единицей? Ноль, конечно!
(log_{sqrt{5}}{1}=0)
г) В какую степень надо возвести (sqrt{7}), чтобы получить (sqrt{7})? В первую – любое число в первой степени равно самому себе.
(log_{sqrt{7}}{sqrt{7}}=1)
д) В какую степень надо возвести (3), чтобы получить (sqrt{3})? Из свойств степени мы знаем, что корень – это дробная степень, и значит квадратный корень – это степень (frac{1}{2}).
(log_{3}{sqrt{3}}=)(frac{1}{2})
Пример: Вычислить логарифм (log_{4sqrt{2}}{8})
Решение:
(log_{4sqrt{2}}{8}=x) |
Нам надо найти значение логарифма, обозначим его за икс. Теперь воспользуемся определением логарифма: |
|
((4sqrt{2})^{x}=8) |
Что связывает (4sqrt{2}) и (8)? Двойка, потому что и то, и другое число можно представить степенью двойки: |
|
({(2^{2}cdot2^{frac{1}{2}})}^{x}=2^{3}) |
Слева воспользуемся свойствами степени: (a^{m}cdot a^{n}=a^{m+n}) и ((a^{m})^{n}=a^{mcdot n}) |
|
(2^{frac{5}{2}x}=2^{3}) |
Основания равны, переходим к равенству показателей |
|
(frac{5x}{2})(=3) |
Умножим обе части уравнения на (frac{2}{5}) |
|
(x=1,2) |
Получившийся корень и есть значение логарифма |
Ответ: (log_{4sqrt{2}}{8}=1,2)
Зачем придумали логарифм?
Чтобы это понять, давайте решим уравнение: (3^{x}=9). Просто подберите (x), чтобы равенство сработало. Конечно, (x=2).
А теперь решите уравнение: (3^{x}=8).Чему равен икс? Вот в том-то и дело.
Самые догадливые скажут: «икс чуть меньше двух». А как точно записать это число? Для ответа на этот вопрос и придумали логарифм. Благодаря ему, ответ здесь можно записать как (x=log_{3}{8}).
Хочу подчеркнуть, что (log_{3}{8}), как и любой логарифм – это просто число. Да, выглядит непривычно, но зато коротко. Потому что, если бы мы захотели записать его в виде десятичной дроби, то оно выглядело бы вот так: (1,892789260714…..)
Пример: Решите уравнение (4^{5x-4}=10)
Решение:
(4^{5x-4}=10) |
(4^{5x-4}) и (10) никак к одному основанию не привести. Значит тут не обойтись без логарифма.
Воспользуемся определением логарифма: |
|
(log_{4}{10}=5x-4) |
Зеркально перевернем уравнение, чтобы икс был слева |
|
(5x-4=log_{4}{10}) |
Перед нами линейное уравнение. Перенесем (4) вправо. И не пугайтесь логарифма, относитесь к нему как к обычному числу. |
|
(5x=log_{4}{10}+4) |
Поделим уравнение на 5 |
|
(x=)(frac{log_{4}{10}+4}{5}) |
Вот наш корень. Да, выглядит непривычно, но ответ не выбирают. |
Ответ: (frac{log_{4}{10}+4}{5})
Десятичный и натуральный логарифмы
Как указано в определении логарифма, его основанием может быть любое положительное число, кроме единицы ((a>0, aneq1)). И среди всех возможных оснований есть два встречающихся настолько часто, что для логарифмов с ними придумали особую короткую запись:
Натуральный логарифм: логарифм, у которого основание – число Эйлера (e) (равное примерно (2,7182818…)), и записывается такой логарифм как (ln{a}).
То есть, (ln{a}) это то же самое, что и (log_{e}{a}), где (a) – некоторое число.
Десятичный логарифм: логарифм, у которого основание равно 10, записывается (lg{a}).
То есть, (lg{a}) это то же самое, что и (log_{10}{a}), где (a) – некоторое число.
Основное логарифмическое тождество
У логарифмов есть множество свойств. Одно из них носит название «Основное логарифмическое тождество» и выглядит вот так:
Это свойство вытекает напрямую из определения. Посмотрим как именно эта формула появилась.
Вспомним краткую запись определения логарифма:
если (a^{b}=c), то (log_{a}{c}=b)
То есть, (b) – это тоже самое, что (log_{a}{c}). Тогда мы можем в формуле (a^{b}=c) написать (log_{a}{c}) вместо (b). Получилось (a^{log_{a}{c}}=c) – основное логарифмическое тождество.
Остальные свойства логарифмов вы можете найти здесь. С их помощью можно упрощать и вычислять значения выражений с логарифмами, которые «в лоб» посчитать сложно.
Пример: Найдите значение выражения (36^{log_{6}{5}})
Решение:
(36^{log_{6}{5}}=) |
Сразу пользоваться свойством (a^{log_{a}{c}}=c) мы не можем, так как в основании степени и в основании логарифма – разные числа. Однако мы знаем, что (36=6^{2}) |
|
(=(6^{2})^{log_{6}{5}}=) |
Зная формулу ((a^{m})^{n}=a^{mcdot n}), а так же то, что множители можно менять местами, преобразовываем выражение |
|
(=6^{2cdotlog_{6}{5}}=6^{log_{6}{5}cdot2}=(6^{log_{6}{5}})^{2}=) |
Вот теперь спокойно пользуемся основным логарифмическим тождеством. |
|
(=5^{2}=25) |
Ответ готов. |
Ответ: (25)
Как число записать в виде логарифма?
Как уже было сказано выше – любой логарифм это просто число. Верно и обратное: любое число может быть записано как логарифм. Например, мы знаем, что (log_{2}{4}) равен двум. Тогда можно вместо двойки писать (log_{2}{4}).
Но (log_{3}{9}) тоже равен (2), значит, также можно записать (2=log_{3}{9}) . Аналогично и с (log_{5}{25}), и с (log_{9}{81}), и т.д. То есть, получается
(2=log_{2}{4}=log_{3}{9}=log_{4}{16}=log_{5}{25}=log_{6}{36}=log_{7}{49}…)
Таким образом, если нам нужно, мы можем где угодно (хоть в уравнении, хоть в выражении, хоть в неравенстве) записывать двойку как логарифм с любым основанием – просто в качестве аргумента пишем основание в квадрате.
Точно также и с тройкой – ее можно записать как (log_{2}{8}), или как (log_{3}{27}), или как (log_{4}{64})… Здесь мы как аргумент пишем основание в кубе:
(3=log_{2}{8}=log_{3}{27}=log_{4}{64}=log_{5}{125}=log_{6}{216}=log_{7}{343}…)
И с четверкой:
(4=log_{2}{16}=log_{3}{81}=log_{4}{256}=log_{5}{625}=log_{6}{1296}=log_{7}{2401}…)
И с минус единицей:
(-1=) (log_{2})(frac{1}{2})(=) (log_{3})(frac{1}{3})(=) (log_{4})(frac{1}{4})(=) (log_{5})(frac{1}{5})(=) (log_{6})(frac{1}{6})(=) (log_{7})(frac{1}{7})(…)
И с одной третьей:
(frac{1}{3})(=log_{2}{sqrt[3]{2}}=log_{3}{sqrt[3]{3}}=log_{4}{sqrt[3]{4}}=log_{5}{sqrt[3]{5}}=log_{6}{sqrt[3]{6}}=log_{7}{sqrt[3]{7}}…)
И так далее.
Любое число (a) может быть представлено как логарифм с основанием (b): (a=log_{b}{b^{a}})
Пример: Найдите значение выражения (frac{log_{2}{14}}{1+log_{2}{7}})
Решение:
(frac{log_{2}{14}}{1+log_{2}{7}})(=) |
Превращаем единицу в логарифм с основанием (2): (1=log_{2}{2}) |
|
(=)(frac{log_{2}{14}}{log_{2}{2}+log_{2}{7}})(=) |
Теперь пользуемся свойством логарифмов: |
|
(=)(frac{log_{2}{14}}{log_{2}{(2cdot7)}})(=)(frac{log_{2}{14}}{log_{2}{14}})(=) |
В числителе и знаменателе одинаковые числа – их можно сократить. |
|
(=1) |
Ответ готов. |
Ответ: (1)
Смотрите также:
Логарифмические уравнения
Логарифмические неравенства
Как решать логарифмические уравнения
Уравнения, содержащие в том или ином виде логарифмы от некоторого выражения, зависящего от (х), называются логарифмическими.
Давайте сразу же рассмотрим пример, так будет легче всего разобраться.
Пример 1
$$ log_{2}(x)=log_{2}(5)$$
Мы видим слева и справа логарифмы с одинаковыми основаниями, равными (2). Вполне логично предположить, что логарифмы будут равны, если будут равны выражения, стоящие под логарифмом (их называют аргументами) – то есть (х=5). Мы только что решили логарифмическое уравнение!
На самом деле, абсолютно такая же логика применима при решении почти всех логарифмических уравнений – если у нас сравниваются два логарифма с одинаковыми основаниями, то мы можем избавиться от логарифмов, приравнять их аргументы и решить получившееся уравнение.
Пример 2
$$ log_{3}(2x+5)=log_{3}(11) $$
Опять имеем два логарифма с одинаковым основанием (3). Избавляемся от логарифмов, приравнивая аргументы:
$$ 2x+5=11,$$
$$ 2x=6,$$
$$ x=3.$$
Кажется, что все очень просто. Но есть несколько непростых нюансов, которые необходимо обсудить. Давайте посмотрим еще один пример:
Пример 3
$$ log_{2}(1+3x)=log_{2}(2x-3) $$
Смотрим на основания – они одинаковые, значит убираем логарифмы и решаем уравнение:
$$1+3x=2x-3,$$
$$3x-2x=-3-1,$$
$$x=-4.$$
Мы решили уравнение, но я хочу позанудствовать и проверить, действительно ли получившийся корень является корнем исходного уравнения. Для этого подставим его в логарифмическое уравнение:
$$ log_{2}(1+3*(-4))=log_{2}(2*(-4)-3),$$
$$log_{2}(-11)=log_{2}(-11).$$
Мы получили слева и справа два одинаковых логарифма, вот только эти логарифмы НЕ СУЩЕСТВУЮТ, потому что нельзя взять логарифм от отрицательного числа.
Действительно, давайте вспомним определение логарифма (log_{a}b) – это в какую степень нужно возвести (a), чтобы получить (b). При этом определение справедливо не для всех (a) и (b), а только для (a>0), (b>0), (a neq 1). Подробнее про логарифм и его свойства можно почитать здесь.
Значит, с нашим решением что-то не так – мы нашли корень, подставили его в уравнение, но получили логарифм от отрицательного числа, который не существует!
Тут самое время вспомнить про область допустимых значений (ОДЗ). В логарифмах нужно всегда внимательно следить за тем, чтобы не нарушались ограничения, которые вытекают из определения логарифма. Рассмотрим логарифм от некоторой функции:
$$log_{a}f(x)$$
Область допустимых значений (ОДЗ) для него будет задаваться системой неравенств:
$$ begin{cases}
f(x)>0, \
a>0, \
a neq 1.
end{cases}$$
И при решении любых логарифмических уравнений или неравенств всегда первым делом записываем ОДЗ для каждого логарифма в уравнении.
В нашем примере 3, ОДЗ будет выглядеть вот так:
$$ begin{cases}
1+3x>0, \
2x-3>0. \
end{cases}$$
Решаем получившуюся систему
$$ begin{cases}
x>-frac{1}{3}, \
x>frac{3}{2}. \
end{cases}$$
Находим (х), удовлетворяющие одновременно обоим неравенствам, и получаем в итоге ОДЗ:
$$x>frac{3}{2}.$$
Вспоминаем, что решая это уравнение мы получили корень (x=-4), который нашему ОДЗ не удовлетворяет. Поэтому в примере 3 корней нет.
И так, всегда пишем ОДЗ!
Следующая трудность при решении логарифмических уравнений возникает, когда у нас сравниваются логарифмы с разными основаниями:
Пример 4
$$ log_{2}(x)=log_{4}(9).$$
Запишем ОДЗ: (x>0).
У логарифма слева основание (2), а у логарифма справа основание (4). Чтобы воспользоваться способом решения, аналогичным первым трем примерам, необходимо привести логарифмы к одинаковому основанию.
$$ log_{2}(x)=log_{2}(3).$$
Ого, как я такое получил?
Просто воспользовался формулой возведения в степень основания и аргумента логарифма – если возвести в одинаковую степень, то логарифм от этого не поменяется:
$$ log_{a}(b)=log_{a^n}(b^n).$$
В нашем примере возведем основание и аргумент в степень (frac{1}{2}):
$$ log_{4}(9)=log_{4^{frac{1}{2}}}(9^{frac{1}{2}})=log_{2}(3).$$
$$ log_{2}(x)=log_{2}(3).$$
Ну теперь основании у логарифмов одинаковые и можно с чистым сердцем приравнять аргументы, как мы делали до этого.
$$x=3.$$
Кстати, решить уравнение (log_{2}(x)=log_{4}(9))
можно было и по-другому – привести к основанию (4) логарифм, стоящий слева в уравнении:
Опять воспользуемся свойством логарифма:
$$ log_{a}(b)=log_{a^n}(b^n);$$
$$log_{2}(x)=log_{2^2}(x^2)=log_{4}(x^2);$$
Подставим в исходное уравнение наши преобразования:
$$ log_{4}(x^2)=log_{4}(9);$$
Ура, у нас слева и справа логарифмы с одинаковым основанием – вычеркиваем логарифмы:
$$x^2=9;$$
Решаем аккуратно простейшее квадратное уравнение. Не забываем, что у него будет 2 корня!
$$x=pm3;$$
Опа, у нас получилось два корня. А когда мы решали первым способом был один корень! Что за дела?
Вспоминаем, что в самом начале к уравнению мы записывали ОДЗ (х>0). Тогда корень (x=-3) не удовлетворяет ОДЗ. Обратите внимание, что без учета ОДЗ в этом случае, мы бы получили неправильный ответ.
Ответ: (x=3.)
Подробнее про свойства логарифмов можно посмотреть тут. Логарифмические уравнения с разными основаниями встречаются в ЕГЭ регулярно, поэтому важно уметь применять все свойства логарифмов.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 5
$$log_{5}(x)=2$$
Как видим, в примере есть только логарифм в левой части равенства, а справа стоит просто число 2. Давайте постараемся привести к такому же виду, как и в прошлых примерах. То есть сделаем так, чтобы справа появился логарифм с основанием 5.
Оказывается, любое число (a) можно представить в виде логарифма с нужным вам основанием (b) по формуле:
$$a=log_{b}(b^a);$$
Эту формулу можно просто запомнить. А въедливым читателям, я бы рекомендовал посидеть и подумать откуда берется данное выражение. Подсказка – оно напрямую вытекает из определения логарифма. Задайте себе вопрос – «В какую степень нужно возвести основание, чтобы получить аргумент?»
И так, воспользуемся формулой и распишем 2-ку:
$$2=log_{5}(5^2);$$
Подставим в уравнение:
$$log_{5}(x)=log_{5}(5^2);$$
Ура, у нас два логарифма с одинаковыми основаниями, теперь можно приравнять подлогарифмические выражения.
$$x=5^2;$$
$$x=25.$$
Пример 6
$$log_{3}(x+2)=0$$
Начинаем с ОДЗ:
$$x+2>0;$$
$$x>-2.$$
Приступаем к решению уравнения. Что делать в случае, когда справа стоит (0)? Ничего страшного в этом нет, действуем по прежнему плану – представим (0) в виде логарифма по нашей формуле:
$$a=log_{b}(b^a);$$
$$log_{3}(x+2)=log_{3}(3^0);$$
Вспоминаем, что любое число в нулевой степени это единица.
$$log_{3}(x+2)=log_{3}(1);$$
$$x+2=1;$$
$$x=-1.$$
Корень удовлетворяет ОДЗ – записываем ответ.
Ответ: (x=-1).
Подведем итоги. В большинстве случаев, для того, чтобы решить простейшее логарифмическое уравнение, необходимо привести логарифмы слева и справа к одинаковому основанию. Затем приравнять подлогарифмические выражения и решить получившееся уравнения. При этом ни в коем случае не забываем про ОДЗ. На ЕГЭ, если вы вдруг запишите в ответ хотя бы один корень, не удовлетворяющий ОДЗ, то вам поставят за это задание 0 баллов.
В общем виде формула для решения логарифмов выглядит так:
$$ log_{a}(f(x))=log_{a}(g(x)) qquad (*)$$
где (a>0) – основание логарифмов, а (f(x)) и (g(x)) – какие-то выражения, зависящие от (x).
$$ begin{cases}
f(x)>0, или \
g(x)>0. \
end{cases}$$
$$f(x)=g(x).$$
Обратите внимание на «или» в ОДЗ. Оказывается можно накладывать условие больше нуля только на одную функцию: либо на f(x), либо на g(x) – смотря какое неравенство вам кажется легче для решения. Дело в том, что если одна из функций будет больше нуля, то и другая автоматически тоже будет будет больше, ведь мы ищем корни, при которых (f(x)=g(x)).
Для того, чтобы закрепить материал, решим еще одно логарифмическое уравнение:
Пример 7
$$2*log_{4}(4+x)=4-log_{2}(x-2);$$
Здесь все несколько сложнее, чем в предыдущих примерах. Для того чтобы представить наше уравнение в виде (*), нужно избавиться от множителя (2) перед первым логарифмом, кроме этого, нам мешается отдельное слагаемое (4), и в придачу ко всем этим неприятностям у логарифмов разные основания!
Но перед тем как решать, запишем ОДЗ:
$$ begin{cases}
4+x>0, \
x-2>0. \
end{cases}$$
$$ begin{cases}
x>-4, \
x>2. \
end{cases}$$
Находим пересечение и в итоге ОДЗ получается:
$$ x>2.$$
Приступаем непосредственно к решению уравнения. Самое главное, нам необходимо привести все логарифмы к одинаковому основанию, и, по возможности, привести к виду (log_{a}f(x)=log_{a}g(x)).
Здесь не обойтись без свойств логарифмов.
Воспользуемся формулой вынесения степени из основания логарифма:
$$log_{a^n}(b)=frac{1}{n}*log_{a}(b)$$
$$log_{4}(4+x)=log_{2^2}(4+x)=frac{1}{2}*log_{2}(4+x)$$
Подставим в уравнение
$$2*frac{1}{2}*log_{2}(4+x)=4-log_{2}(x-2);$$
$$log_{2}(4+x)=4-log_{2}(x-2);$$
Теперь у нас хотя бы логарифмы с одинаковым основанием. Далее преобразуем левую часть уравнения, воспользовавшись формулами:
$$ a=log_{b}(b^a);$$
$$log_{a}(b)-log_{a}(c)=log_{a}(frac{b}{c})$$
$$4-log_{2}(x-2)=log_{2}(2^4)-log_{2}(2-x)=log_{2}(16)-log_{2}(2-x)=log_{2}(frac{16}{2-x});$$
Подставим получившееся выражение в уравнение:
$$log_{2}(4+x)=log_{2}(frac{16}{2-x});$$
Ура, теперь у нас слева и справа в уравнении логарифмы с одинаковым основанием (2).
Избавляемся от логарифмов и решаем:
$$4+x=frac{16}{x-2};$$
Перекинем все налево и приведем к общему знаменателю
$$4+x-frac{16}{x-2}=0;$$
$$frac{(4+x)(x-2)}{x-2}—frac{16}{x-2}=0;$$
$$frac{4x-8+x^2-2x–16}{x-2}=0;$$
$$frac{x^2+2x-24}{x-2}=0;$$
Дробь равна 0, когда числитель равен 0
$$x^2+2x-24=0;$$
$$D=(2^2-4*(-24)=4+96=100;$$
$${x}_{1,2}=frac{-2pm 10}{2};$$
$${x}_{1}=4;$$
$${x}_{2}=-6;$$
Мы получили два корня. Но не забываем про ОДЗ. Выше мы его посчитали и получилось, что (x>2). Значит второй корень не подходит.
Ответ: (x=4).
Логарифмические уравнения с переменным основанием
Рассмотри теперь уравнение, в котором есть, так называемый, логарифм с переменным основанием. То есть логарифм, у которого в основании стоит какое-то выражение, зависящее от (х).
Пример 8
$$log_{1-x}(x^2+3x+1)=1;$$
В основании логарифма стоит ((1-х)), это переменное основание, потому что я могу подставлять различные значения (х) и каждый раз основание логарифма будет разным. Ничего страшного в этом нет, начинаем решать, руководствуясь тем же принципом, что и в предыдущих примерах – стараемся привести обе части уравнения к виду двух логарифмов с одинаковым основанием. Для этого нужно представить (1) справа в виде логарифма с основанием ((1-х)).
Но первым делом выпишем ОДЗ, не забывая накладывать условия и на основание логарифма, так как оно зависит от (х):
$$ begin{cases}
x^2+3x+1>0, \
1-x>0, \
1-xneq1.\
end{cases} qquad (**)$$
Теперь приступаем к решению самого уравнения. Выпишем еще раз формулу, по которой преобразуем правую часть:
$$a=log_{b}(b^a);$$
Где (а=1), а (b=1-x):
$$1=log_{1-x}(1-x)^1=log_{1-x}(1-x);$$
Подставим в уравнение
$$log_{1-x}(x^2+3x+1)=log_{1-x}(1-x);$$
Два логарифма с одинаковым основанием – можем приравнять аргументы:
$$x^2+3x+1=1-x;$$
$$x^2+4x=0;$$
$$x(x+4)=0;$$
$$x=0;$$
$$x=-4.$$
Получили два корня, проверим удовлетворяют ли они ОДЗ, подставив их в (**). Корень (0) не удовлетворяет последнему неравенству в ОДЗ, а ((-4)) удовлетворяет всем условиям.
Ответ: x=-4.
Замена переменной в уравнениях с логарифмами
Разберем еще один частый тип логарифмических уравнений – это уравнения с заменой переменной. Общий принцип заключается в том, чтобы привести все логарифмы в уравнении к одинаковому основанию и одинаковому аргументу, а потом сделать замену.
Проще разобрать на примерах:
Пример 9
$$log^2_{2}(x)+6=5*log_{2}(x)$$
Как и любой пример на логарифмы, начинаем с ОДЗ:
$$x>0.$$
В уравнении один из логарифмов в квадрате, поэтому представить в виде равенства двух логарифмов, как мы делали в предыдущих примерах, не получится. Кроме этого, замечаем, что у нас оба логарифма абсолютно одинаковые (у них одинаковые основания, и одинаковые аргументы).
Попробуем сделать замену:
$$t=log_{2}(x)$$
Тогда наше уравнение после замены примет вид:
$$t^2-5t+6=0;$$
$$D=25-24=1;$$
$$t_{1}=frac{5+1}{2}=3;$$
$$t_{2}=frac{5-1}{2}=1;$$
И сделаем обратную замену, получив два простых логарифмических уравнения:
$$t_{1}=log_{2}(x)=3;$$
$$log_{2}(x)=log_{2}(2^3);$$
$$x=8.$$
$$t_{2}=log_{2}(x)=1;$$
$$log_{2}(x)=log_{2}(2^1);$$
$$x=2.$$
Обязательно, не забываем проверить, удовлетворяют ли корни ОДЗ ((x>0)). Оба корня подходят, записываем ответ.
Ответ: (x=8; , x=2.)
Пример 10
$$ log_{2}left(frac{8}{x}right)-frac{10}{log_{2}(16x)} = 0;$$
Как обычно, начинаем с ОДЗ:
$$ begin{cases}
frac{8}{x}>0, \
log_{2}(16x)neq0,\
16x>0.\
end{cases}$$
Решаем каждое из получившихся неравенств в системе:
$$ begin{cases}
x>0, \
xneqfrac{1}{16},\
x>0.\
end{cases}$$
В итоге ОДЗ будет: (xin(0;frac{1}{16})cup(frac{1}{16};infty)).
Посмотрим теперь на сам пример. Видим два логарифма, у них одинаковые основания, что хорошо. Но функции, стоящие под логарифмами, разные. Постараемся при помощи свойств логарифма сделать одинаковые аргументы, чтобы потом сделать замену.
Воспользуемся формулами суммы и разности логарифмов с одинаковыми основаниями:
$$log_{a}(b*c)=log_{a}(b)+log_{a}(c);$$
$$log_{a}(frac{b}{c})=log_{a}(b)-log_{a}(c);$$
$$log_{2}left(frac{8}{x}right)=log_{2}(8)-log_{2}(x)=3-log_{2}(x);$$
$$log_{2}(16x)=log_{2}(16)+log_{2}(x)=4+log_{2}(x);$$
Подставим наши преобразования в исходное уравнение
$$3-log_{2}(x)-frac{10}{4+log_{2}(x)}=0;$$
Теперь в уравнении все логарифмы одинаковые, модем сделать замену. Пусть (t=log_{2}(x)).
$$3-t-frac{10}{4+t}=0;$$
Приводим к общему знаменателю
$$frac{(3-t)(4+t)-10}{4+t}=0;$$
$$frac{-t^2-t+2}{4+t}=0;$$
Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю:
$$-t^2-t+2=0;$$
$$t_{1}=1;$$
$$t_{2}=-2;$$
Делаем обратную замену:
$$t_{1}=log_{2}(x)=1;$$
$$log_{2}(x)=log_{2}(2^1);$$
$$x=2.$$
$$t_{2}=log_{2}(x)=-2;$$
$$log_{2}(x)=log_{2}({2}^{-2});$$
$$x=frac{1}{4}.$$
Сверяем с ОДЗ, видим, что оба корня подходят, записываем ответ.
Ответ: (x=2; , x=frac{1}{4}.)
Пример 11
$$log_{2}(x^2+4x)+log_{0,5}(frac{x}{4})+2=log_{2}(x^2+3x-4)$$
Область допустимых значений:
$$ begin{cases}
x^2+4x>0, \
x^2+3x-4>0,\
x>0.\
end{cases}$$
$$ begin{cases}
x(x+4)>0, \
x>0,\
(x-1)(x+4)>0.\
end{cases}$$
Зеденым цветом показано решение первого неравенства в системе, синим – второго и фиолетовым третьего. Область, которая находится на пересечении сразу всех трех промежутков заштрихована бордовым.
Решаем методом интервалов, и находим пересечение решений всех неравенств в системе:
В итоге получаем ОДЗ: (x>1).
Приступаем к решению самого уравнения. Первым делом приведем все логарифмы к одинаковому основанию (2). Для этого нужно преобразовать только второе слагаемое в уравнении:
$$0,5=frac{1}{2}=2^{-1};$$
$$log_{2}(x^2+4x)+log_{2^{-1}}(frac{x}{4})+2=log_{2}(x^2+3x-4);$$
Вынесем степень из основания, воспользовавшись формулой (log_{a^n}(b)=frac{1}{n}log_{a}(b)).
$$log_{2}(x^2+4x)-log_{2}(frac{x}{4})+2=log_{2}(x^2+3x-4);$$
В первом слагаемом под логарифмом вынесем общий множитель (х). А квадратный многочлен под логарифмом справа разложим на множители при помощи дискриминанта:
$$log_{2}(x(x+4))-log_{2}(frac{x}{4})+2=log_{2}((x-1)(x+4));$$
И опять воспользуемся формулами суммыразности логарифмов:
$$log_{a}(b*c)=log_{a}(b)+log_{a}(c);$$
$$log_{a}left(frac{b}{c}right)=log_{a}(b)-log_{a}(c);$$
$$log_{2}(x)+log_{2}(x+4)-log_{2}(x)+log_{2}(4)+2=log_{2}(x-1)+log_{2}(x+4);$$
Сократим подобные слагаемые и посчитаем (log_{2}(4)=2):
$$4=log_{2}(x-1);$$
$$log_{2}(x-1)=4;$$
$$log_{2}(x-1)=log_{2}(2^4);$$
$$x-1=16;$$
$$x=17.$$
Сверяем корень с ОДЗ – подходит. Записываем ответ.
Ответ: (x=17).
Логарифмические уравнения — коротко о главном
Определение логарифмических уравнений
Логарифмическое уравнение — уравнение, в котором неизвестные переменные находятся внутри логарифмов.
Простейшим логарифмическим уравнением является уравнение вида ( displaystyle lo{{g}_{a}}~x~=~b).
Процесс решения любого логарифмического уравнения сводится к приведению логарифмического уравнения к виду ( displaystyle lo{{g}_{a}}left( fleft( x right) right)~=~lo{{g}_{a}}left( gleft( x right) right)), и переходе от уравнения с логарифмами к уравнению без них: ( displaystyle fleft( x right)=gleft( x right)).
ОДЗ (Область допустимых значений) для логарифмического уравнения:
( displaystyle left{ begin{align}& f(x)>0,\ & a>0,text{}\& ane 1.\end{align}right.)
5 основных методов решения логарифмических уравнений:
1 метод. Использование определения логарифма:
( displaystyle lo{{g}_{a}}~f(x)=b Leftrightarrow ~f(x)={{a}^{b}}, a>0, ane 1).
2 метод. Использование свойств логарифма:
- ( displaystyle lo{{g}_{{{a}^{c}}}}b=frac{1}{c}lo{{g}_{a}}b)
- ( displaystyle ccdot lo{{g}_{a}}b=lo{{g}_{a}}{{b}^{c}})
- ( displaystyle lo{{g}_{a}}b+lo{{g}_{a}}c=lo{{g}_{a}}left( bc right))
- ( displaystyle lo{{g}_{a}}b-lo{{g}_{a}}c=lo{{g}_{a}}left( frac{b}{c} right))
- ( displaystyle {{log }_{{{a}^{n}}}}b=frac{1}{n}cdot {{log }_{a}}b)
- ( displaystyle {{log }_{{{a}^{n}}}}{{b}^{m}}=frac{m}{n}cdot {{log }_{a}}b)
- ( displaystyle lo{{g}_{a}}1=0,~a>0,ane 1)
- ( displaystyle lo{{g}_{a}}a=1~(a>0,ane 1))
3 метод. Введение новой переменной (замена):
Замена ( displaystyle lo{{g}_{a}}x~=~t)позволяетсвести логарифмическое уравнение к более простому алгебраическому уравнению относительно t.
4 метод. Переход к новому основанию:
( displaystyle {{log }_{a}}b=frac{{{log }_{c}}b}{{{log }_{c}}a}text{ }left( c>0;text{ }ne text{1} right)).
( displaystyle {{log }_{a}}b=frac{1}{{{log }_{b}}a},text{ }left( bne 1 right)).
5 метод. Логарифмирование:
Берется логарифм от правой и левой частей уравнения.
Теорема: Если ( displaystyle a>1), то функция ( displaystyle f(x)=lo{{g}_{a}}x) является монотонно возрастающей, если ( displaystyle 0<a<1), то функция( displaystyle f(x)=lo{{g}_{a}}x) является монотонно убывающей.
( displaystyle left{ begin{array}{l}fleft( x right)=gleft( x right)\fleft( x right)ge A\gleft( x right)le Aend{array} right.Leftrightarrow left{ begin{array}{l}fleft( x right)=A\gleft( x right)=Aend{array} right.).
Метод введения новой переменной
Я начну с рассмотрения первого метода. Как ты уже понял из названия, суть этого метода – ввести такую замену переменной, что твое логарифмическое уравнение чудесным образом преобразится в такое, которое ты уже с легкостью можешь решить.
Все что тебе останется после решения этого самого «упрощенного уравнения» — это сделать «обратную замену» : то есть вернуться от замененного к заменяемому. Давай проиллюстрируем только что сказанное на очень простом примере:
( displaystyle frac{1}{4-lgx}+frac{2}{2+lgx}=1)
В этом примере замена прямо напрашивается сама собой! Ведь ясно, что если мы заменим ( displaystyle lgx) на ( displaystyle t), то наше логарифмическое уравнение превратится в рациональное:
( displaystyle frac{1}{4-t}+frac{2}{2+t}=1)
Его ты без проблем решишь, сведя к квадратному:
( displaystyle left( 2+t right)+2left( 4-t right)=left( 4-t right)left( 2+t right))
( displaystyle tne 4,tne -2) (дабы знаменатель не обнулился ненароком!)
Упрощая полученное выражение, мы окончательно получим:
( displaystyle {{t}^{2}}-3t+2=0)
( displaystyle {{t}_{1}}=1,{{t}_{2}}=2)
Теперь делаем обратную замену: ( displaystyle t=lgx), тогда из ( displaystyle 1=lgx) следует, что ( displaystyle x=10), а из ( displaystyle 2=lgx) получим ( displaystyle x=100)
Теперь, как и раньше, пришла очередь проверки:
Пусть вначале ( displaystyle x=10), так как ( displaystyle lg 10=1), то ( displaystyle frac{1}{4-1}+frac{2}{2+1}=frac{1}{3}+frac{2}{3}=1), верно!
Теперь ( displaystyle x=100,lg 100=2), тогда ( displaystyle frac{1}{4-2}+frac{2}{2+2}=frac{1}{2}+frac{2}{4}=1), все верно!
Таким образом, числа ( displaystyle 10) и ( displaystyle 100) являются корнями нашего исходного уравнения.
Ответ: ( displaystyle 10,100).
Мне кажется, что основную идею ты уловил. Она не нова и распространяется не только на логарифмические уравнения.
Другое дело, что иногда довольно сложно сразу «увидеть» замену. Здесь требуется некоторый опыт, который придет к тебе после некоторых усилий с твоей стороны.
А пока что потренируйся в решении следующих примеров:
2. ( displaystyle frac{{{log }_{2}}frac{x}{2}}{{{log }_{2}}x}-frac{{{log }_{2}}{{x}^{2}}}{{{log }_{2}}x-1}=1)
3. ( displaystyle 0.1{{lg }^{4}}x-{{lg }^{2}}x+0,9=0.)
Готов? Давай проверим, что у тебя получилось:
Вначале решим второй пример.
Он как раз демонстрирует тебе, что не всегда замену удается сделать, что говорится, «в лоб». Прежде нам нужно немного преобразовать наше уравнение: применить формулу разности логарифмов в числителе первой дроби, и вынести степень в числителе второй.
Сделав это, ты получишь:
( displaystyle frac{{{log }_{2}}x-1}{{{log }_{2}}x}-frac{2{{log }_{2}}x}{{{log }_{2}}x-1}=1)
Теперь замена стала очевидной, не так ли?
Давай сделаем ее: ( displaystyle t=lo{{g}_{2}}x). Теперь приведем дроби к общему знаменателю и упростим. Тогда мы получим:
( displaystyle frac{{{left( t-1 right)}^{2}}-2{{t}^{2}}}{tleft( t-1 right)}=frac{tleft( t-1 right)}{tleft( t-1 right)})
или
( displaystyle 2{{t}^{2}}+t-1=0)
при ( displaystyle tne 1,tne 0.)
Решив последнее уравнение, ты найдешь его корни:
( displaystyle {{t}_{1}}=-1,{{t}_{2}}=0.5) откуда ( displaystyle {{x}_{1}}=frac{1}{2},{{x}_{2}}=sqrt{2}).
Самостоятельно сделай проверку и удостоверься в том, что ( displaystyle {{x}_{1}}) и ( displaystyle {{x}_{2}}) в самом деле являются корнями нашего первоначального уравнения.
Теперь давай попробуем решить третье уравнение
4. ( displaystyle 1+{{log }_{x}}frac{4-x}{10}=left( lg {{x}^{2}}-1 right){{log }_{x}}10)
Этот примерчик позаковырестее, однако, я постараюсь решить его вообще не прибегая к замене переменной!
Давай опять, будем делать, что можно: а можно для начала разложить логарифм слева по формуле для логарифма отношения, а также вынести двойку вперед у логарифма в скобках. В итоге у меня получится:
( displaystyle 1+{{log }_{x}}left( 4-x right)-{{log }_{x}}10=left( 2lgx-1 right){{log }_{x}}10)
Что будем делать дальше? Непонятно. А что делать можно? Можно перенести ( displaystyle {{log }_{x}}10) вправо и вынести его как общий множитель. Ура! У нас ушла минус единица!
( displaystyle 1+{{log }_{x}}left( 4-x right)=2lgx{{log }_{x}}10)
Ну а теперь та самая формула, которую мы уже применяли! Так как ( displaystyle {{log }_{x}}10=frac{1}{lgx}), то сократим правую часть! Теперь там вообще просто стоит двойка! Перенесем к ней слева единицу, окончательно получим:
( displaystyle {{log }_{x}}left( 4-x right)=1)
Как решать такие уравнения, ты уже знаешь. Корень находится без труда, и он равен ( displaystyle 2). Напоминаю тебе о проверке!
Ну вот, теперь ты, как я надеюсь, научился решать достаточно сложные задачи, которые « в лоб» не одолеешь! Но логарифмические уравнения бывают еще более коварными! Вот например такие:
( displaystyle log {{~}_{2}}x~+{{log }_{3}}~x~=1.)
Здесь уже, увы, предыдущий способ решения не даст ощутимых результатов. Как ты думаешь, почему? Да, никакой «обратности» логарифмов здесь уже не наблюдается. Этот наиболее общий случай, конечно, тоже поддается решению, но мы уже применяем вот такую формулу:
( displaystyle {{log }_{a}}b=frac{{{log }_{c}}b}{{{log }_{c}}a})
Уж этой формуле все равно, имеется у вас «противоположность» или нет. Ты можешь спросить, а чему выбирать основание ( displaystyle c)? Мой ответ – это не имеет никакого значения. Ответ в итоге не будет зависеть от этого ( displaystyle c). Традиционно используют либо натуральный, либо десятичный логарифм. Хотя это и не принципиально. Я, например, буду применять десятичный:
( displaystyle frac{lgx}{lg 2}+frac{lgx}{lg 3}=1)
( displaystyle lgxleft( lg 2+lg 3 right)=lg 2lg 3)
( displaystyle lgxlg6=lg 2lg 3)
( displaystyle lgx=frac{lg 2lg 3}{lg 6})
Отставлять ответ в таком виде – форменное безобразие! Давайте я вначале запишу по определению, что
( displaystyle x={{10}^{frac{lg 2lg 3}{lg 6}}}={{left( {{10}^{lg 2}} right)}^{frac{lg3}{lg 6}}})
Теперь пришло время воспользоваться: внутри скобок – основным логарифмическим тождеством, а снаружи (в степени) – превратить отношение в один логарифм: ( displaystyle {{10}^{lg 2}}=2,frac{lg 3}{lg 6}={{log }_{6}}3), тогда окончательно получим вот такой «странный» ответ: ( displaystyle x={{2}^{{{log }_{6}}3}}).
Дальнейшие упрощения, увы, нам уже недоступны.
Давай сделаем проверку вместе:
( displaystyle {{log }_{2}}{{2}^{{{log }_{6}}3}}+{{log }_{3}}{{2}^{{{log }_{6}}3}}=1)
( displaystyle {{log }_{6}}3cdot {{log }_{2}}2+{{log }_{6}}3cdot {{log }_{3}}2=1)
( displaystyle {{log }_{6}}3left( 1+{{log }_{3}}2 right)=1)
( displaystyle {{log }_{6}}3cdot {{log }_{3}}6=1)
( displaystyle 1=1)
Верно! Кстати, еще раз вспомни, из чего следует предпоследнее равенство в цепочке!
( displaystyle {{log }_{3x+7}}~left( 9+12x+4{{x}^{2}} right)+{{log }_{2x+3}}left( 6{{x}^{2}}~+23x+21 right)=4.)
В принципе, решение этого примера тоже можно свести к переходу к логарифму по новому основанию, только тебя должно уже пугать то, что получится в итоге. Давай попробуем поступить разумнее: как можно лучше преобразуем левую часть.
( displaystyle 9+12x+4{{x}^{2}}={{left( 2x+3 right)}^{2}})
( displaystyle 6{{x}^{2}}~+23x+21=left( 3x+7 right)left( 2x+3 right))
Кстати, а как по-твоему я получил последнее разложение? Верно, я применил теорему о разложении квадратного трехчлена на множители, а именно:
Если ( displaystyle {{x}_{1}}), ( displaystyle {{x}_{2}})– корни уравнения ( displaystyle a{{x}^{2}}+bx+c=0), то:
( displaystyle a{{x}^{2}}+bx+c=aleft( x-{{x}_{1}} right)left( x-{{x}_{2}} right))
Ну вот, теперь я перепишу мое исходное уравнение вот в таком виде:
( displaystyle {{log }_{3x+7}}~{{left( 2x+3 right)}^{2}}+{{log }_{2x+3}}~left( 3x+7 right)left( 2x+3 right)=4)
( displaystyle 2{{log }_{3x+7}}~left( 2x+3 right)+{{log }_{2x+3}}~left( 3x+7 right)=3)
А вот решить такую задачу нам уже вполне по силам!
Так как ( displaystyle {{log }_{2x+3}}~left( 3x+7 right)=1/{{log }_{3x+7}}~left( 2x+3 right)), то введем замену ( displaystyle t={{log }_{3x+7}}~left( 2x+3 right)).
Тогда мое исходное уравнение примет вот такой простой вид: ( displaystyle frac{2}{t}+t-3=0)
Его корни равны: ( displaystyle {{t}_{1}}=2,{{t}_{2}}=1), тогда
( displaystyle {{log }_{3x+7}}~left( 2x+3 right)=1), откуда ( displaystyle 3x+7=2x+3,{{x}_{1}}=-4)
( displaystyle {{log }_{3x+7}}~left( 2x+3 right)=2), откуда ( displaystyle {{left( 3x+7 right)}^{2}}=left( 2x+3 right)) – данное уравнение корней не имеет.
Тебе осталось сделать проверку!
Следующее уравнение попробуй решить самостоятельно. Не торопись и будь внимателен, тогда удача будет на твоей стороне!
( displaystyle {{log }_{5}}left( 5+3x right)={{log }_{5}}3cdot {{log }_{3}}left( 2x+10 right))
Готов? Давай посмотрим, что у нас получилось.
На самом деле, пример решается в два действия:
1. Преобразуем ( displaystyle {{log }_{5}}3=frac{1}{{{log }_{3}}5})
2. Теперь справа у меня стоит выражение ( displaystyle frac{{{log }_{3}}left( 2x+10 right)}{{{log }_{3}}5}), которое равно ( displaystyle {{log }_{5}}left( 2x+10 right))
Таким образом, исходное уравнение свелось к простейшему:
( displaystyle {{log }_{5}}~left( 5+3x right)={{log }_{5}}left( 2x+10 right))
( displaystyle x=5).
Проверка говорит о том, что данное число в самом деле является корнем уравнения.
Опишем непосредственно сам мини-максный метод
Я думаю, что ты понимаешь, от каких слов произошло такое название? Верно, от слов минимум и максимум. Кратко метод можно представить в виде:
( displaystyle left{ begin{array}{l}fleft( x right)=gleft( x right)\fleft( x right)ge A\gleft( x right)le Aend{array} right.Leftrightarrow left{ begin{array}{l}fleft( x right)=A\gleft( x right)=Aend{array} right.)
Наша самая главная цель – это найти вот эту самую константу ( displaystyle A), чтобы далее свести уравнение к двум более простым. Для этого могут быть полезны свойства монотонности логарифмической функции, сформулированные выше.
Теперь давай рассмотрим конкретные примеры:
- ( displaystyle {{log }_{frac{1}{3}}}left( 1+{{left( {{x}^{2}}-3x+2 right)}^{2}} right)=sqrt{{{x}^{2}}-6x+8})
- ( displaystyle {{left( 4{{x}^{2}}-7{x} -2 right)}^{2}}+log _{5}^{5}left( 2{{x}^{2}}-11x+15 right)=0)
- ( displaystyle {{log }_{3}}left( {{x}^{2}}+6x+18 right)=2{{sin }^{2}}frac{pi x}{6})
1. Вначале рассмотрим левую часть. Там стоит логарифм с основанием меньше ( displaystyle 0<a<1).
По теореме, сформулированной выше, какой оказывается функция ( displaystyle y={{log }_{a}}t)? Она убывает. При этом, ( displaystyle t=1+{{left( {{x}^{2}}-3x+2 right)}^{2}}ge 1), а значит, ( displaystyle {{log }_{a}}tle 0).
С другой стороны, по определению корня:
( displaystyle sqrt{{{x}^{2}}-6x+8}ge 0).
Таким образом, константа ( displaystyle A) найдена и равна ( displaystyle 0). Тогда исходное уравнение равносильно системе:
( displaystyle left{ begin{array}{l}sqrt{{{x}^{2}}-6x+8}=0\{{log }_{frac{1}{3}}}left( 1+{{left( {{x}^{2}}-3x+2 right)}^{2}} right)=0end{array} right.)
Первое уравнение имеет корни ( displaystyle {{x}_{1}}=4,{{x}_{2}}=2), а второе: ( displaystyle {{x}_{1}}=1,{{x}_{2}}=2).
Таким образом, общий корень равен ( displaystyle 2), и данный корень будет корнем исходного уравнения. На всякий случай сделай проверку, чтобы убедиться в этом.
Ответ: ( displaystyle 2)
2. ( displaystyle {{left( 4{{x}^{2}}-7{x} -2 right)}^{2}}+log _{5}^{2}left( 2{{x}^{2}}-11x+15 right)=0)
Давай сразу задумаемся, что здесь написано? Я имею в виду общую структуру. Здесь сказано, что сумма двух квадратов равна нулю. Когда это возможно? Только тогда, когда оба этих числа по отдельности равны нулю. Тогда перейдем к следующей системе:
( displaystyle left{ begin{array}{l}{{left( 4{{x}^{2}}-7{x} -2 right)}^{2}}=0\log _{5}^{2}left( 2{{x}^{2}}-11x+15 right)=0end{array} right.Leftrightarrow left{ begin{array}{l}left[ begin{array}{l}{{x}_{1}}=2;\{{x}_{2}}=-0,25end{array} right.\left[ begin{array}{l}{{x}_{1}}=3;\{{x}_{2}}=2,5end{array} right.end{array} right.)
Общих корней у первого и второго уравнений нет, тогда и исходное уравнение корней не имеет.
Ответ: нет решений.
3. ( displaystyle {{log }_{3}}left( {{x}^{2}}+6x+18 right)=2{{sin }^{2}}frac{pi x}{6})
Давай вначале рассмотрим правую часть – она попроще. По определению синуса:
( displaystyle -1le sintle 1), откуда ( displaystyle 0le {{sin }^{2}}tle 1), и тогда ( displaystyle 0le 2{{sin }^{2}}tle 2.) Поэтому ( displaystyle 0le 2{{sin }^{2}}frac{pi x}{6}le 2.)
Теперь вернемся к левой части: рассмотрим выражение, стоящее под знаком логарифма:
( displaystyle {{x}^{2}}+6x+18)
Попытка найти корни у уравнения ( displaystyle {{x}^{2}}+6x+18=0) не приведет к положительному результату. Но тем не менее, мне надо как-то это выражение оценить. Ты, конечно, знаешь такой метод, как выделение полного квадрата. Его я здесь и применю.
( displaystyle {{x}^{2}}+6x+18={{x}^{2}}+2cdot 3cdot x+9+9={{left( x+3 right)}^{2}}+9ge 9)
Тогда ( displaystyle {{log }_{3}}left( {{x}^{2}}+6x+18 right)={{log }_{3}}left( {{left( x+3 right)}^{2}}+9 right))
Так как ( displaystyle y={{log }_{3}}t) – функция возрастающая, то из ( displaystyle {{left( x+3 right)}^{2}}+9ge 9) cледует, что ( displaystyle {{log }_{3}}left( {{left( x+3 right)}^{2}}+9 right)ge {{log }_{3}}9=2).
Таким образом, ( displaystyle {{log }_{3}}left( {{left( x+3 right)}^{2}}+9 right)ge 2)
Тогда наше исходное уравнение равносильно следующей системе:
( displaystyle left{ begin{array}{l}{{log }_{3}}left( {{x}^{2}}+6x+18 right)=2\2{{sin }^{2}}frac{pi x}{6}=2end{array} right.)
Я не знаю, знаком ты или нет с решением тригонометрических уравнений, поэтому я сделаю так: решу первое уравнение (оно имеет максимум два корня), а потом результат подставлю во второе:
( displaystyle {{log }_{3}}left( {{x}^{2}}+6x+18 right)=2)
( displaystyle {{x}_{1}}=-3) (можешь сделать проверку и убедиться, что это число является корнем первого уравнения системы)
Теперь я подставлю его во второе уравнение:
( displaystyle 2{{sin }^{2}}frac{pi x}{6}=2)
( displaystyle 2{{sin }^{2}}frac{pi left( -3 right)}{6}=2)
( displaystyle {{sin }^{2}}frac{-pi }{2}=1)
( displaystyle 1=1.)
Ответ: ( displaystyle x=-3)
Ну как, теперь тебе стала ясна техника применения мини-максного метода? Тогда постарайся решить следующий пример самостоятельно.
( displaystyle 1+left| {{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right) right|=left| cos cos left( {x} -2 right)cos left( x right) right|)
Готов? Давай проверим:
Левая часть – сумма двух неотрицательных величин (единицы и модуля) а потому, левая часть не меньше единицы, причем она равна единице только тогда, когда
( displaystyle left| {{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right) right|=0)
В то же время правая часть – это модуль (значит, больше нуля) произведения двух косинусов (значит не более единицы), тогда:
( displaystyle left| {{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right) right|=0)
Тогда исходное уравнение равносильно системе:
( displaystyle left{ begin{array}{l}1+|{{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right)|=1\left| cos cos left( {x} -2 right)cos left( x right) right|=1end{array} right.)
Я опять предлагаю решить первое уравнение и результат подставить во второе:
( displaystyle 1+|{{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right)|=1)
( displaystyle |{{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right)|=0)
( displaystyle {{log }_{4}}left( 9{{x}^{2}}-39x+43 right)=0).
Данное уравнение корней не имеет.
Тогда исходное уравнение также не имеет корней.
Ответ: решений нет.
Как решать логарифмические уравнения – подробный разбор
Опубликовано 12.01.2018
Чтобы ответить на вопрос как решать логарифмические уравнения давайте вспомним, что такое логарифм. Логарифм – это показатель степени, в которую нужно возвести основание логарифма, чтобы получить число.
Например,
или число 3 (показатель степени) мы можем записать так , таким образом
Основание логарифма всегда положительное число, не равное 1. Число под знаком логарифма – строго больше нуля.
Теперь переходим непосредственно к вопросу – как решать логарифмические уравнения из профильного и из базового ЕГЭ.
Пример 1 Найдите корень уравнения.
согласно определению логарифма:
Все неизвестные переносим в левую часть уравнения (слева от =), а известные – переносим в правую сторону.
Получим:
Делаем проверку:
Ответ:
Пример 2. Найдите корень уравнения.
Здесь для решения данного логарифмического уравнения будем использовать свойство логарифма:
То есть внесем число 3 справа под знак логарифма.
или
Если показатели степени равны, основания степени равны, то равны числа, получаемые в результате, то есть получим
Делаем проверку:
Получаем:
Ответ:
Пример 3. Найдите корень уравнения
Используем следующее свойство логарифма:
Тогда получим:
Делаем проверку:
Ответ:
Пример 4. Найдите корень уравнения.
Используя определение логарифма, получим:
Проверим:
Ответ: .
Таким образом, теперь вы можете составить четкую инструкцию, как решать логарифмические уравнения. Она заключается в следующих шагах:
- Сделать справа и слева от знака равенства (=) логарифмы по одному основанию, избавившись от коэффициентов перед логарифмами, используя свойства логарифмов.
- Избавляемся от логарифмов, используя правило потенцирования. Остаются только числа, которые были под знаком логарифма.
- Решаем получившееся обычное уравнение – как найти корень уравнения смотрите здесь.
- Делаем проверку
- Записываем ответ.
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Калькулятор онлайн.
Решение логарифмических уравнений.
Этот математический калькулятор онлайн поможет вам решить логарифмическое уравнение.
Программа для решения логарифмического уравнения не просто даёт ответ задачи, она приводит подробное
решение с пояснениями, т.е. отображает процесс получения ответа.
Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и
экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре.
А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее
сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным
решением.
Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень
образования в области решаемых задач повышается.
Вы можете посмотреть теорию о логарифмической функции и логарифмах и
некоторые методы решения логарифмических уравнений.
Примеры подробного решения >>
ln(b) или log(b) или log(e,b)– натуральный логарифм числа b
log(10,b) – десятичный логарифм числа b
log(a,b) – логарифм b по основанию a
Введите логарифмическое уравнение
Наши игры, головоломки, эмуляторы:
Немного теории.
Логарифмическая функция. Логарифмы
Задача 1. Найти положительный корень уравнения x4 = 81
По определению арифметического корня имеем ( x = sqrt[4]{81} = 3 )
Задача 2. Решить уравнение 3x = 81
Запишем данное уравнение так: 3x = 34, откуда x = 4
В задаче 1 неизвестным является основание степени, а в задаче 2 — показатель степени. Способ решения задачи 2 состоял в том,
что левую и правую части уравнения удалось представить в виде степени с одним и тем же основанием 3.
Но уже, например, уравнение 3x = 80 таким способом решить не удаётся. Однако это уравнение имеет корень.
Чтобы уметь решать такие уравнения, вводится понятие логарифма числа.
Уравнение ax = b, где a > 0, ( a neq 1 ), b > 0, имеет единственный корень. Этот корень называют
логарифмом числа b no основанию a и обозначают logab
Например, корнем уравнения 3x = 81 является число 4, т.е. log381 = 4.
Определение. Логарифмом положительного числа b по основанию a, где a > 0, ( a neq 1 ), называется показатель степени,
в которую надо возвести число a, чтобы получить b
Например:
log28 = 3, так как 23 = 8
( log_3 frac{1}{9} = -2 ), так как ( 3^{-2} = frac{1}{9} )
log77 = 1, так как 71 = 7
Определение логарифма можно записать так:
$$ a^{log_a b} = b $$
Это равенство справедливо при b > 0, b > 0, ( a neq 1 ). Его обычно называют основным логарифмическим тождеством.
Действие нахождения логарифма числа называют логарифмированием.
Действие нахождения числа по его логарифму называют потенцированием.
Вычислить log64128
Обозначим log64128 = х. По определению логарифма 64x = 128. Так как 64 = 26, 128 = 27,
то 2 6x = 27, откуда 6x = 7, х = 7/6.
Ответ log64128 = 7/6
Вычислить ( 3^{-2log_3 5} )
Используя свойства степени и основное логарифмическое тождество, находим
$$ 3^{-2log_3 5} = left( 3^{log_3 5} right)^{-2} = 5^{-2} = frac{1}{25}$$
Решить уравнение log3(1-x) = 2
По определению логарифма 32 = 1 – x, откуда x = -8
Свойства логарифмов
При выполнении преобразований выражений, содержащих логарифмы, при вычислениях и при решении уравнений часто используются
различные свойства логарифмов. Рассмотрим основные из них.
Пусть а > 0, ( a neq 1 ), b > 0, c > 0, r — любое действительное число. Тогда справедливы формулы:
1) loga(bc) = logab + logac
2) ( log_a frac{b}{c} = log_a b – log_a c )
3) logabr = r logab
Десятичные и натуральные логарифмы
Для логарифмов чисел составлены специальные таблицы (таблицы логарифмов). Логарифмы вычисляют также с помощью микрокалькулятора.
И в том и в другом случае находятся только десятичные или натуральные логарифмы.
Определение. Десятичным логарифмом числа называют логарифм этого числа по основанию 10 и пишут
lg b вместо log10b
Определение. Натуральным логарифмом числа называют логарифм этого числа по основанию e, где e — иррациональное число,
приближённо равное 2,7. При этом пишут ln b вместо logeb
Иррациональное число e играет важную роль в математике и её приложениях. Число e можно представить как сумму:
$$ e = 1 + frac{1}{1} + frac{1}{1 cdot 2} + frac{1}{1 cdot 2 cdot 3} + dots + frac{1}{1 cdot 2 cdot 3 cdot dots cdot n} + dots $$
или
$$ e = sum_{n=0}^{infty} frac{1}{n!} $$
$$ e approx 2,7182818284 $$
Оказывается, что достаточно знать значения только десятичных или только натуральных логарифмов чисел, чтобы находить логарифмы
чисел по любому основанию.
Для этого используется формула замены основания логарифма:
$$ log_a b = frac{log_c b}{log_c a} $$
где b > 0, a > 0, ( a neq 1 ), c > 0, ( c neq 1 )
Следствия из формулы замены основания логарифма.
При c = 10 и c = e получаются формулы перехода к десятичным и натуральным логарифмам:
$$ log_a b = frac{lg b}{lg a} , ;; log_a b = frac{ln b}{ln a} $$
Логарифмическая функция, её свойства и график
В математике и её приложениях часто встречается логарифмическая функция
y = logax
где а — заданное число, a > 0, ( a neq 1 )
Логарифмическая функция обладает свойствами:
1) Область определения логарифмической функции — множество всех положительных чисел.
2) Множество значений логарифмической функции — множество всех действительных чисел.
3) Логарифмическая функция не является ограниченной.
4) Логарифмическая функция y = logax является возрастающей на промежутке ( (0; +infty) ), если a > 1,
и убывающей, если 0 < a < 1.
5) Если a > 1, то функция y = logax принимает положительные значения при х > 1,
отрицательные при 0 < x < 1.
Если 0 < a < 1, то функция y = logax принимает положительные значения при 0 < х < 1,
отрицательные при х > 1.
Ось Oy является вертикальной асимптотой графика функции y = logax
Отметим, что график любой логарифмической функции y = logax проходит через точку (1; 0).
При решении уравнений часто используется следующая теорема:
Теорема. Если logax1 = logax2 где a > 0, ( a neq 1 ),
x1 > 0, x2 > 0, то x1 = x2
Логарифмическая функция y = logax и показательная функция y = ax, где a > 0, ( a neq 1 ), взаимно обратны.
Логарифмические уравнения
Решить уравнение log2(x+1) + log2(x+3) = 3
Предположим, что х — такое число, при котором равенство является верным, т.е. х — корень уравнения. Тогда по свойству логарифма
верно равенство
log2((x+1)(x+3)) = 3
Из этого равенства по определению логарифма получаем
(x+1)(x+3) = 8
х2 + 4х + 3 = 8, т.е. х2 + 4x – 5 = 0, откуда x1 = 1, х2 = -5
Так как квадратное уравнение является следствием исходного уравнения, то необходима проверка.
Проверим, являются ли числа 1 и -5 корнями исходного уравнения.
Подставляя в левую часть исходного уравнения х = 1, получаем
log2(1+1) + log2(1+3) = log22 + log24 = 1 + 2 = 3, т.е. х = 1 — корень уравнения.
При х = -5 числа х + 1 и х + 3 отрицательны, и поэтому левая часть уравнения не имеет смысла, т.е. х = -5 не является корнем этого
уравнения.
Ответ x = 1
Решить уравнение lg(2x2 – 4x + 12) = lg x + lg(x+3)
По свойству логарифмов
lg(2x2 – 4x + 12) = lg(x2 + 3x)
откуда
2x2 – 4x + 12 = x2 + 3x
x2 – 7x + 12 = 0
x1 = 3, х2 = 4
Проверка показывает, что оба значения х являются корнями исходного уравнения.
Ответ x1 = 3, х2 = 4
Решить уравнение log4(2x – 1) • log4x = 2 log4(2x – 1)
Преобразуем данное уравнение:
log4(2x – 1) • log4x – 2 log4(2x – 1) = 0
log4(2х – 1) • (log4 x – 2) = 0
Приравнивая каждый из множителей левой части уравнения к нулю, получаем:
1) log4 (2х – 1) = 0, откуда 2х – 1 = 1, х1 = 1
2) log4 х – 2 = 0, откуда log4 = 2, х2 = 16
Проверка показывает, что оба значения х являются корнями исходного уравнения.
Ответ x1 = 1, х2 = 16