Логистическая цепь как составить

Цепь поставок— это синхронизация всех видов бизнес-процессов (от поставщика материалов до доставки готовой продукции конечному потребителю), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис.

Сегодня ключевое различие между категориями «цепь поставок» и «логистическая цепь» заключается в том, что логистическая цепь — это множество звеньев логистического процесса, в то время как цепь поставок – это множество бизнес-процессов между звеньями логистической цепи. Зачастую в практическом употреблении понятия используют в качестве синонимов, и это нельзя назвать очевидной ошибкой, так как единая теория на данный счет еще не сформировалась.

На крупных предприятиях можно встреть и иерархическую структуру, где «логистика» является составляющей структуры «цепей поставок» и имеет ограниченный контур управления складской или транспортной деятельностью.

В зависимости от места возникновения выделяются внутренние и внешние цепи поставок. Если жизненный цикл товара или услуги проходит в рамках одной компании, то цепь поставок называется внутренней, если за рамками — внешней. Чаще всего встречаются внешние цепи поставок, когда используются не только свой транспорт, но и наемный, или используются аренда места на стороннем складе.

Логистическая цепь

Содержание:

  • Что такое логистическая цепь
  • Классификация логистических цепей
  • Теоретические основы построения логистической цепи
  • Роли участников звена
  • Пути повышения эффективности логистической цепи

    • Современные проблемы организации

Что такое логистическая цепь

Определение

Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество юридических и физических лиц, выполняющих функционал логистики и мероприятия, направленные на организацию материального и информационного потоков от поставщика к потребителю.

Термин «логистическая цепь» широко используется совместно с определением «логистическая система». Распространены такие понятия, как «логистический канал» и «цепь поставок». Нередко они употребляются в качестве синонимов.

Определение

Логистическим каналом называют частично упорядоченное множество разных посредников, реализующих процесс транспортировки материального потока от определенного производителя до потребителей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В данном понятие множество упорядочено отчасти до того момента, пока не будут определены конкретные субъекты, принимающие участие в продвижении материального потока между поставщиком и потребителем. Когда процесс распределения завершен, логистический канал трансформируется в логистическую цепь. Возможность выбирать логистический канал представляет собой значительный резерв, с помощью которого удается повысить эффективность логистических процессов.

Примечание

Исследование логистических цепей представляет интерес для ученых и бизнесменов. Существует множество определений логистики, которые отражены в печатных изданиях и активно обсуждаются в рамках различных форумов.

Известно и другое определение термина «логическая цепь». Альтернативная интерпретация понятия заключается в совокупности логистических операций, которые выполняют последовательно, начиная с момента возникновения, заканчивая моментом затухания потока товаров, работ, услуг в рамках соответствующего потребительского рынка. Можно отметить, что в зарубежных литературных источниках понятие «цепь поставок» наиболее распространено, но экономический смысл этого термина аналогичен определению «логистическая цепь».

Логистические цепи соединяют логистические звенья. Таким образом, можно проиллюстрировать организацию и структурный состав логистических систем. Наиболее простым примером является логистическая система в виде системы, включающей прямые связи, такая, как цепь логистики, состоящая из поставщика и потребителя. Более сложные случаи при условиях работы эшелонных систем можно представить, как цепь с древовидной структурой или в виде ориентированного графа с циклами, то есть гибкая система логистики.

Цепь, по которой транспортируются материальные и информационные потоки между поставщиком и потребителем, состоит из основных звеньев:

  • поставка ресурсов таких, как материалы, сырье, полуфабрикаты;
  • хранение продукции и сырья;
  • изготовление товаров;
  • распределение, в том числе, отправка товаров со склада готовой продукции;
  • потребление готовой продукции.

Классификация логистических цепей

Исходя из места формирования, логистические цепи бывают внешние и внутренние.

В первом случае структура образуется вне предприятия, которое является участником взаимосвязанных функций и процессов логистики.

Внутренние цепи характерны для любой организации и не выходят за ее пределы. Данные структуры обладают циклическим характером, то есть для них свойственно периодическое возобновление, а также стабильность состава участников. Данное положение объясняется периодическим производством партий продукции и изделий.

В зависимости от продолжительности, внешние цепи логистики классифицируют, таким образом:

  • циклические, при продолжительных хозяйственных связях;
  • длительные, возникают в том случае, когда время действия составляет от двух лет и более;
  • краткосрочные, с продолжительностью, не превышающей 1,5 года.

Классификация логистических цепей, исходя из критериев их продолжительности, способствует повышению точности прогнозов, относительно состава процессов и их технико-экономического обеспечения. В зависимости от степени сложности, цепи логистики подразделяют на несколько категорий:

  • простые;
  • средние;
  • сложные;
  • очень сложные;
  • суперсложные.

С целью транспортировки ресурсов при простой цепи логистики эксплуатируют транспорт, принадлежащий продавцу или покупателю. Простая логистическая цепь необходима для реализации отношений между участниками следующих объектов:

  • цех;
  • цеха предприятия;
  • предприятия, находящиеся в пределах одного городского образования.

Логистическая цепь, которая характеризуется средней сложностью, формируется при условии участия от одного до трех посредников. К примеру, в качестве одного посредника можно представить организацию, предоставляющую подъемный кран, второго — поставщика рабочей силы, а третьего — предприятие, специализирующееся на подаче вагонов для транспортировки.

При организации сложной цепи логистики количество участников не превышает шесть. Подобные структуры характерны для условий, когда у покупателей товаров, транспортируемых исключительно вагонами, отсутствуют собственные железнодорожные подъездные пути. В такой ситуации покупатель вынужден, кроме продавца, взаимодействовать с посредниками, которых представляют отделение железной дороги, арендодатель участка железнодорожного пути, а также транспортные компании, грузчики, эксперты.

Определение

Сложные цепи логистики — это такие цепи, которые формируются при доставке продукции с помощью водных видов транспорта.

Структура укрупняется и цепь становится более сложной в том случае, если товар нужно транспортировать по железной дороге и воде. Такие условия часто возникают при организации международных перевозок. Данные логистические цепи относятся к классу очень сложных. Суперсложные цепи в большинстве своем обладают не линейной, а древовидной структурой. В таких процессах может быть задействовано свыше 15, а в некоторых случаях, от 35 до 45 звеньев.

Теоретические основы построения логистической цепи

Практическая цель логистики заключается в обеспечении наличия необходимого товара, в нужном количестве, состоянии, в правильном месте, в нужное время для покупателя по правильной цене. Исследования в области логистики направлены на анализ ключевых проблем, которые изменяются во взаимодействии между условиями в бизнесе и уровнем знаний.

Логистические исследования сосредоточены вокруг терминологии и списка понятий, которые относятся к логистике и подразделяются на несколько групп:

  • с ориентацией на поставку;
  • ориентированные на производство;
  • с акцентом на дистрибуции.

Данные понятия классифицируют на операционно или стратегически ориентированные.

В некоторых случаях логистику в области обращения товаров рассматривают, как прогнозирование и организацию материально-технического снабжения. Согласно другому определению, логистика является междисциплинарной наукой, объединяющей инженерию, микроэкономику, теорию организации в единый взгляд на материальный поток. Также логистику рассматривают в качестве транспортировки. Каждая из этих концепций приближает исследования к основной проблеме, связанной с координацией цепочки деятельности.

Общая логистическая цепь состоит из различных функций:

  • снабжение и управление запасами;
  • технологический процесс производства товаров;
  • распределение продукции;
  • потребление товаров.

Рассматриваемые цепи можно разделить на структуры с меньшей длиной, к примеру, снабженческие, транспортно-складские и другие структуры. Выбор логистической цепи является выбором участника процесса, то есть партнера. Логистические функции на разных участках могут представлять собой самостоятельные объекты управления.

По мнению российских ученых, логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченный комплекс звеньев. Данное определение построено на следующих принципах:

  • при линейно-упорядоченном наборе звеньев упрощается анализ издержек, оптимизация ресурсов, принятия управленческих решений;
  • распределение рисков, ответственности и прибыли при такой структуре проще;
  • эффективная организация мониторинга реализации логистического плана;
  • основу формулирования определения составляет методология системного анализа по отношению к формированию или исследованию системы логистики.

В рамках цепи логистики решают разные задачи:

  • определение перевозчика и таможенного брокера;
  • выбор в пользу одной экспедиторской компании вместо двух посредников;
  • перераспределение издержек на доставку и хранение товара и другие задачи.

Распределительная логистика включает следующие операции с грузами:

  • подсортировка;
  • упаковка;
  • формирование партий;
  • хранение;
  • комплектование.

Все эти операции связаны каналом распределения. На этапе, когда выбраны участники процесса, путь движения товара от поставщика к потребителю становится цепью распределения. Каналы распределения отличаются по строению. Выбор такого канала основан на определении формы товародвижения, которая может быть:

  • транзитной;
  • складской.

Примечание

Канал распределения через распределительный центр производства организовывать нецелесообразно. Это связано с тем, что закупки товаров крупными партиями не позволяют посредникам сформировать широкий ассортимент продукции.

Последовательность действий при формировании логистической системы распределения:

  1. Анализ конъюнктуры рынка и выбор стратегических целей системы распределения.
  2. Прогноз объема материального потока, который проходит через систему распределения.
  3. Планирование объема запасов по системе в общем и на отдельных участках материалопроводящей цепи.
  4. Исследование транспортной сети региона обслуживания, подготовка схемы материальных потоков в рамках распределительной системы.
  5. Анализ разных способов движения системы распределения.
  6. Оценка издержек на логистику в формате каждого варианта.
  7. Реализация выбранного плана.

Каждый из представленных вариантов цепи распределения оценивают по ряду критериев, включая минимальные затраты. Величина приведенных затрат рассчитывается по формуле:

Зпэт+К/Т

где Зп — затраты по конкретному варианту; Сэ — годовые расходы на эксплуатацию; Ст — расходы на транспорт в течение года; К — полные капитальные вложения в формирование распределительных центров, которые приведены по фактору времени — по норме дисконта; Т — срок окупаемости варианта.

Концепцию стратегического управления затратами рассматривают в виде трех базовых компонентов:

  • цепочка ценностей;
  • стратегическое позиционирование;
  • факторы, образующие затраты.

В процессе организации управленческого учета учитывают:

  • закупки;
  • административные расходы;
  • материальное движение.

Ключевой момент в существующей структуре представляет собой получение максимального дохода с помощью минимизации разницы между закупками и реализацией. В интегрированном логистическом подходе используются цепочки ценностей. Данный механизм ориентирован на каждого из частников производственно-сбытовой системы.

Выделяют несколько областей эффективного взаимодействия:

  • связь с поставщиками;
  • связь с покупателями;
  • единая система технологических связей в рамках одного подразделения;
  • связи между отделами внутри организации;
  • связи между компаниями, которые функционируют в формате единой сети логистики.

Еще один важных компонент логистической системы — стратегическое позиционирование. Значение исследований и направленности управления затратами определяются стратегией предприятия. Выбранный путь деятельности компании оказывает влияние на учет логистических затрат и конфигурацию информационной структуры.

Затратообразующий фактор классифицируют на структурные и функциональные факторы:

  • масштаб распределения, включая инвестиции в разные функциональные сферы системы логистики;
  • диапазон, в зависимости от вертикальной и горизонтальной интеграции;
  • опыт;
  • технологии, характерные для каждого этапа затратной цепи;
  • степень сложности, широта ассортимента товаров.

К функциональным факторам относят:

  • регулярное улучшение процедур и трудовых ресурсов;
  • комплексный контроль качества (TQM);
  • оптимизация мощностей;
  • эффективная планировка организации;
  • степень эффективности проекта или расчета;
  • установление связи с поставщиками или потребителями с точки зрения затратной цепи.

Примечание

Когда каждый из рассмотренных факторов начинает функционировать, величина и динамика затрат меняются. Приоритетным фактором является качество. Это наиболее важный компонент стратегического управления затратами, а также сквозная функция, охватывающая не только логистику компании, но и все цепочку ценностей от производителя до покупателя.

Роли участников звена

Декомпозиция логистических цепей имеет два подхода, включая объектный и процессный.

В первом случае звеньями являются отдельные участники процесса продвижения потока такие, как:

  • юридически обособленные компании;
  • терминалы;
  • станции;
  • склады.

Процессный подход предполагает наличие звеньев цепи логистики в виде отдельных операций или этапов процесса продвижения потока, к примеру:

  • транспортировка;
  • складирование;
  • погрузка;
  • выгрузка.

Выбор в пользу того или иного подхода обоснован характером решаемых задач. При объектном подходе определяют:

  • организацию взаимодействия участников процесса транспортировки товаров;
  • расчет числа и анализ специализации транспортно-логистических посредников.

Процессный подход целесообразен, исходя из следующих факторов:

  • деление процесса на простейшие операции обеспечивает учет затрат и времени на отдельные операции, а также общих издержек и продолжительности конкретной цепи логистики;
  • возможность отобрать логистические операции, которые можно передать на аутсорсинг;
  • возможность выбрать четкий список задач для конкретных логистических посредников, согласно их возможностям.

Процесс образования цепей логистики и его оценка определяются с помощью коэффициента звенности товародвижения.

Определение

Коэффициент звенности товародвижения является средним числом звеньев, которое проходит материальный поток при перемещении от производителя до конечного потребителя.

Если упростить определение, то можно сказать, что коэффициент звенности позволяет определить, как часто товар продавался в сфере обращения. Коэффициент звенности бывает двух видов, исходя из материальных потоков:

  • торгово-организационный;
  • складской.

Торгово-организационный коэффициент звенности рассчитывается, как отношение валового товарооборота компании или торговой системы (Ов) к чистому товарообороту (Оч) в течение определенного времени. Коэффициент звенности зависит от того, как меняется объем запасов в оптовых (А3опт) или розничных звеньях (АЗрозн). В первом случае изменение запасов учитывается при определении валового товарооборота, а во втором — и валового, и чистого товарооборота. При этом из товарооборота вычитают сумму снижения запасов или прибавляют сумму их увеличения.

Формула расчета коэффициента звенности:

Кзв = (Ов +/- ∆Зопт +/- ∆Зрозн) / (Оч +/- ∆Зрозн)

Коэффициент звенности определяет степень эффективности организационной структуры системы логистики. На его уменьшение влияет установление прямы связей производства и потребления. При снижении числа торговых посредников коэффициент звенности уменьшается.

Определение

Складской коэффициент звенности является отражением количества трансформационных пунктов, включая базы, склады, магазины, перевалочные пункты, которое проходит материальный поток до конечного потребителя.

При наличии в цепи перевалочных пунктов рассчитывают коэффициент перегрузки. Такая величина является средним количеством операций, которые были выполнены с каждой физической единицей груза при перегрузочных работах.

Материальные потоки образованы деятельностью разных организаций и компаний, которые производят или потребляют тот или иной товар, оказывают сервис или пользуются какими-либо услугами. В этом случае ключевая роль отведена следующим предприятиям в управлении материальными потоками:

  • транспортные и экспедиторские компании;
  • оптовые предприятия;
  • коммерческие посредники;
  • производители со складами, предназначенными для разных логистических функций.

Данные предприятия и организации образуют материальные потоки, непосредственно осуществляют и контролируют передвижение товаров. Каждый из этих участников системы реализует определенные логистические функции:

  • образование хозяйственных связей, относительно поставок товаров или услуг, их развитие, коррекция и оптимизация;
  • расчет объема и направления материальных потоков;
  • прогноз потребности в перевозках;
  • расчет последовательности продвижения товаров через склады, оптимального коэффициента складской звенности при организации движения товаров;
  • развитие, размещение и формирование складского хозяйства;
  • менеджмент запасов в сфере обращения;
  • транспортировка и другие операции в процессе следования груза к получателям;
  • выполнение операций, которые предшествуют или завершают перевозку товаров;
  • менеджмент складских операций.

Каждая функция является достаточно однородной совокупностью действий. Рассматриваемые функции можно охарактеризовать, таким образом:

  • функции взаимосвязаны и необходимы, чтобы управлять материальным потоком, то есть комплекс логистических функций направлен на реализацию единой цели;
  • в качестве носителей этих функций рассматривают субъекты, которые принимают участие в логистическом процессе.

Оценка эффективности, в соответствии с которой реализованы данные логистические функции, опирается на важный критерий. Это степень достижения конечной цели логистической деятельности.

Пути повышения эффективности логистической цепи

Предприятиям, которые организовали в рамках своей компании логистические службы, необходимо определить, насколько они эффективно работают. Данный процесс заключается в следующем:

  • обратная связь;
  • задание управленческим звеньям;
  • принятие решений службой логистики;
  • реализация принятых решений;
  • оценка результатов.

Оценивают деятельность служб логистики несколькими способами. Каждый и таких методов заключается в сравнении результатов деятельности, характерных для какого-либо направления логистики, с определенными заранее целями и анализе затрат, продуктивности или сервиса.

Метод затрат основан на том, что предприятие определяет стоимостной критерий для каждой конкретной логистической функции. Данный критерий также формируется, относительно единицы веса, поставляемого или отгружаемого товара, поставку в общем или какой-либо заказ. Исходя из стоимостных критериев и поставленных целей, сравнивают затраты общие и по каждому направлению, что позволяет определить разницу по конечным результатам. Благодаря такому анализу, появляется возможность внести необходимые корректировки и дополнения в деятельность логистической службы.

Метод продуктивности заключается в оценке эффективности деятельности службы логистики. Данный способ обладает количественным характером и определяется в физических единицах измерения. К примеру, анализируется отгрузка товара в тоннах, реализация определенного числа заказов, поставки товарных партий в соответствующей комплектации. Начальные количественные характеристики сравнивают с конечными. В результате формируется оценка общего объема работ по отношению к товарной единице. При расчете учитывают:

  • человеко-часы на выполнение этих работ;
  • количество и технические характеристики техники, которая была задействована при выполнении конкретного объема работ;
  • эксплуатируемые площади складов.

С помощью метода сервиса оценивают оказываемые услуги, исходя из следующих параметров:

  • время;
  • точность;
  • последовательность;
  • размер убытков.

Примечание

Качество сервиса имеет большое значение, так как конкуренция постоянно растет на внутреннем и международном рынках. С помощью комплекса результатов оценки услуг, которые оказывают различные фирмы, удается выявить приоритет какой-либо компании в эффективности работы логистической службы.

Предприятия оценивают, насколько эффективная работа управленцев в службе логистики. В процессе анализа рассматривают несколько факторов:

  • регулярное управление;
  • решение проблем;
  • реализация проектов.

Стандартные показатели эффективности логистической цепи:

  • регулярный контроль товарного запаса, поиск путей по его сокращению;
  • обслуживание потребителей на уровне 92% доступности товара и готовность отгрузить продукцию за 5 дней со дня поступления заказа;
  • расходы на логистику составляют 3,5% от объема продаж;
  • транспортные расходы не более 2,5% от объема продаж;
  • минимизация повреждений товаров при реализации логистических функций до 10% от объема продаж;
  • точность реализации заказов по времени и комплектации составляет 98%.

Предприятия стараются повышать эффективность управления логистическими цепями. Например, компании ориентируются на достижение планируемых целей, повышают заинтересованность персонала, применяют средства аналитики. Современные компании используют технические системы инжиниринга, предназначенные для проектного планирования и контроля результативности обозначенных решений.

Современные проблемы организации

Как и разные подразделения в рамках одного предприятия, различные компании, функционирующие в формате единой логистической цепи, согласно традиционному подходу, преследуют собственные цели, включая получение выгоды за счет партнера и конкуренцию друг с другом. В результате подобного взаимодействия возникают негативные последствия:

  • неопределенность в работе логистической цепи по причине широкого перепада в спросе и отсутствия информационного обмена между партнерскими организациями;
  • с целью компенсировать неопределенности формируются высокие страховые запасы, что приводит к увеличению расходов;
  • медленная реакция логистической цепи на изменения в условиях таких, как спрос;
  • отсутствие доверия и уверенности в долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве, что делает невозможным планирование в долгосрочной перспективе совместного развития, приводит к конфликтам.

Если интересы всех участников цепи логистики объединяются, то есть происходит внешняя интеграция, можно наблюдать повышение эффективности их деятельности. Данный эффект сильнее, чем тот, который сможет получить каждое предприятие по отдельности.

Реализация подобных планов на практике затруднена по таким причинам, как:

  • конкуренция между партнерами в логистической цепи;
  • отсутствие доверия к другой компании, затрудненный обмен информацией;
  • различия в целях и приоритетах работы;
  • разные методы анализа информации, контроля и управления;
  • неодинаковый уровень профессиональной подготовки персонала;
  • географический разброс и другие причины.

Ключевая проблема в процессе внешней интеграции заключается в преодолении традиционного отношения к другим предприятиям, как к конкурентам. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию необходимо внести корректировки в деловую культуру, отойти от конфликтного подхода к решению вопросов, заменив его на сотрудничество.

Основной проблемой организации эффективной логистической цепи является координация функционирования ее звеньев, исключения конфликтов между ними. Другая распространенная проблема современного управления логистическими цепями заключается в выборе «покупать или производить».

Логистические цепи поставок Эффеком

Составление маршрута, определение расходов на транспорт, страхование перевозимого груза – одни из многочисленных обязанностей специалиста в сфере производственной логистики. Это один из самых ценных сотрудников компании, от которого напрямую зависит ее общая прибыль. Логистические цепи поставок также организуются и разрабатываются логистами. Грамотно составленная цепь – это одна из основ конкурентоспособности современного предприятия.

Структура логистических цепей

Логистическая цепь это в логистике («supply chain») – последовательное взаимодействие звеньев, целью которого является доведение ресурсов от начальной точки пути (производителя) до конечной (потребителя). В качестве ресурсов, передвигающихся по цепи, могут выступать не только материальные грузы, но и информация и финансы.

По своей структуре стандартная логистическая цепь транспортных поставок предполагает наличие следующих звеньев:

  • непосредственно поставка ресурсной базы – сырья и необходимых материалов;
  • хранение поставляемых грузов;
  • производство конечной продукции;
  • процесс распределения готовых товаров;
  • погрузка и отправка со складских помещений;
  • потребление продукта конечным пользователем.

Структура Supply Chain может быть простой и предполагать только прямые взаимосвязи. Существуют и усложненные цепи – например, древовидные.

Функции логистических цепей

Функции цепей в логистике могут быть ключевыми (базовыми) и поддерживающими.

При этом вся цепь логистической системы преследует одну главную функцию – соединение в одно целое всех составляющих бизнес-процесса, которые нужны для покрытия спроса на соответствующий товар. Среди составляющих Supply Chain находится проектирование, реализация, закупка и работа по распределению и дистрибуции. К поддерживающим функциям причислена обработка груза, ее складирование и фасовка по упаковкам.

Свою главную функцию логистическая цепь исполняет на протяжении всего периода, который начинается с поставки сырьевой базы и заканчивается транспортировкой груза конечному пользователю.

Логистические цепи производства могут рассматриваться как цельный объект управления. В то же время каждая логистическая функция может выступать в качестве обособленного объекта управления.

Организация логистических цепей

Организация и сущность производственной Supply Chain предполагает последовательное выполнение следующих действий:

  • первичный анализ текущей рыночной конъюнктуры, обоснование выбора той или иной системы распределения;
  • прогнозирование объемов товаропотока;
  • планирование количества запасов во всей цепи и на каждом ее участке;
  • анализ транспортной сети соответствующего региона;
  • разработка логистической схемы товаропотока;
  • исследование и выбор способа передвижения ресурсов;
  • вычисление логистических издержек;
  • реализация разработанного плана.

Организационное проектирование – важнейший этап работы логиста, который состоит из предварительного этапа, этапа дивергенции и конвергенции. Логистические транспортные цепи являются сложными для построения, поскольку требуют предельной точности и принятия целесообразных решений.

Принципы выстраивания логистических цепей

Выстраивание логистической производственной цепи опирается на несколько ключевых принципов. Прежде всего процесс обязательно увязывают со стратегическими целями предприятия. Кроме того, построение Supply Chain должно проводиться обособленным подразделением, которое отвечает за логистику.

Еще один принцип – это системный подход. Он выражается в видении логистических звеньев как связанных и взаимодействующих компонентов, направленных на достижение конкретной единой цели. Важна оптимизация всей логистической системы, а не только лишь ее отдельных составляющих.

Следующий принцип – использование информационной поддержки и методик моделирования.

Не менее важна бесперебойность работы Supply Chain. Даже в случае небольших отклонений от плана разработанная цепь должна обладать устойчивостью и адаптивностью.

Логистическая цепь транспортных поставок Эффеком

Эффективность логистической цепи

То, насколько эффективно выстроена Supply Chain и налажено управление логистическими цепями, можно оценить по нескольким показателям:

  1. Результативность цепи. К этой группе показателей относятся доступность запасов, фактическая производительность и качество процесса логистики (число обработанных заказов, производительность труда, число заказов в час и пр.).
  2. Финансовые результаты. Это, к примеру, показатели эффективности использования запасов, величина издержек (транспортных, информационных).
  3. Показатели качества. Сюда входит уровень удовлетворенности заказчика, общее потраченное время, степень адаптивности и стабильности цепи.

С точки зрения конечного потребителя, эффективность Supply Chain в большей степени определяется именно показателями качества обслуживания, сервиса.

Как и где изучить процессы в логистической цепи

Выстраиванием и организацией логистических цепей на современных предприятиях занимается логист. Это востребованная профессия не только на производствах, но и на международных торговых рынках.

Обучиться основам логистики, а также освоить навыки организации логистических цепей, их анализу и управлению поможет курс Логистика и управление цепями поставок. В ходе занятий слушателей ждет не только углубленный разбор готовых практических кейсов, но и самостоятельное составление Supply Chain.

Курсы по логистике – отличный старт для тех, кто хочет освоить новую профессию или повысить текущую квалификацию. Обучение логистическому менеджменту происходит удаленно, что позволяет слушателям самостоятельно выбирать удобное для занятий время.

Сайт использует куки-файлы, чтобы включить основные функции веб-сайта, предложить вам лучший опыт, анализировать трафик и обслуживать целевую рекламу. Для получения дополнительной информации о файлах cookie, см. Нашу политику конфиденциальности

Логистическая
цепь (ЛЦ) – это четкая последовательность
выполнения техно­логий в отдельных
сечениях производственно-транспортной
цепи, перед которыми ставится цель
достигнуть наивысшей общественной
эффективности при осуществ­лении
производственных и торговых (рыночных)
процессов. Указанные процессы связаны
с транспортными, складскими и перегрузочными
операциями при обслу­живании
материальных потоков с использованием
современных информационных и
коммуникационных систем. Логистическая
система представляет собой объеди­нение
взаимодействующих на рассматриваемом
полигоне ЛЦ.

В
логистической цепи, т. е. цепи, по которой
проходят товарный и информаци­онный
потоки от поставщика до потребителя,
выделяются следующие главные зве­нья:
закупка и поставка материалов, сырья и
полуфабрикатов; хранение продукции и
сырья; производство товаров; распределение,
включая отправку товаров со склада
готовой продукции; потребление готовой
продукции (рис. 1.5).

Каждое
звено логистической цепи включает свои
элементы, что в сово­купности образует
материальную основу логистики. К
материальным элементам логистики
относятся: транспортные средства и их
обустройство, складское хозяйст­во,
средства связи и управления. Логистическая
система, естественно, охватывает и
кадры, т.е. тех работников, которые
выполняют все последовательные операции.

Разработка
логистической цепи (ЛЦ)
осуществляется
в следующей по­следовательности.

На
первом
этапе производится
обследование и анализ действующей
производ­ственно-транспортной системы
и сбор информации для решения комплекса
органи­зационных технико-технологических
задач. Цель анализа -сформулировать
требо­вания к элементам
производственно-транспортной системы
и содержание задач, ко­торые должны
решаться в рамках ЛЦ.

Рис.
1.5. Логистическая цепь

В
процессе обследования и анализа
выявляются мощность, структура и
рас­пределение во времени материальных
и информационных потоков, прежде всего,
в пунктах отправления, назначения и
перегрузки груза с одного вида транспорта
на другой. Оценивается уровень
взаимодействия и кооперации элементов
производст­венно транспортной системы
при формировании материальных потоков,
сущест­вующая структура и объемы
перегрузочных транспортно-складских
операций на отдельных ступенях
обслуживания материальных потоков. В
итоге статистического анализа проверяется
соответствие мощности технических
средств системы потреб­ной
перерабатывающей способности. Предметом
анализа являются существующая технология
и организационная структура управления
элементов производственно-транспортной
системы, в результате определяются
слабые места в технологической цепи и
в ее информационном обеспечении. В
процессе анализа изучается сущест­вующая
система сервиса участков ЛЦ производителей
и потребителей готовой про­дукции,
выявляются его недостатки; устанавливается
характер взаимодействия субъектов ЛЦ
с рынком, их роль и место в сфере
маркетинга. В конечном итоге со­ставляется
техническая характеристика системы.

На
втором
этапе осуществляется
разработка проектных схем материальных
потоков на полигоне макросистемы и для
регионов локальных транспортных
объ­ектов; построение в обобщенном
виде технической и технологической
структуры ЛИ. В границах этой структуры
обозначаются пункты обслуживания
материальных и информационных потоков,
вероятные места установки технических
средств тер­минальных устройств для
приема, передачи и переработки информации
и отслежи­вания движения материальных
потоков.

На
третьем
этапе на
основе изучения и анализа существующей
системы ма­териальных потоков,
индентификации “узких” мест и
барьеров на пути их движе­ния,
осуществляется разработка прогрессивных
организационных и технико-технологических
схем их обслуживания в пунктах производства
и потребления продукции и на стыках
различных видов транспорта. С этой целью
строят контакт­ные графики, на которых
согласовывается подача транспортных
средств с техноло­гическим процессом
предприятия, добывающего сырьё,
выпускающего или потреб­ляющего
готовую продукцию. В результате анализа
графиков совместной работы рассчитывают
денежные и натуральные показатели,
характеризующие эффектив­ность
логистической технологии, уровни запасов
сырья, полуфабрикатов и готовой продукции,
простой транспортных средств при
выполнении перегрузочных опера­ций,
сроки доставки грузов, оптимальные
транспортные партии грузов и др.

На
четвертом
этапе производится
разработка аналитических имитационных
(компьютерных) моделей для всей ЛЦ и
отдельных ее элементов. При анализе
мо­делей проигрываются возможные
конфликтные ситуации, определяются
тупиковые состояния, которые возникают
при обслуживании материального потока
в произ­водственно-транспортной
системе, выявляются условия устойчивости
ее функцио­нирования и мероприятия
для ввода в стационарный режим.

На
пятом
этапе выполняется
обоснование технико-экономических
требований к техническим средствам ЛП,
обеспечивающим ее надежное функционирование,
к перерабатывающей способности грузовых
станций, складов, маневровых средств,
станционным устройствам, информационным
и коммуникационным системам, к
математическому, программному и
экономическому обеспечению, организацион­ной
структуре управления.

На
шестом
этапе разрабатываются
мероприятия по совершенствованию
сис­темы сервиса субъектов ЛЦ, созданию
центров электронного обмена данными с
ис­пользованием современных устройств
информатики и телекоммуникационных
се­тей. В структуру обмена данными
включаются, помимо производителей,
объекты маркетинга: региональные
складские комплексы, супермаркеты и
т.д.

Построение
информационной системы с использованием
современных теле­коммуникационных
каналов, локальных цепей передачи
данных, благодаря которой достигается
интегрирование локальных систем в
комплексную ЛС, осуществляется на
седьмом
этапе. При
построении такой системы создаются
новые информацион­ные связи,
идентифицируется структура сообщений
и содержание передаваемой информации
между объектами ЛЦ. Вначале создается
информационно-справочная поддерживающая
система, которая развивается до уровня
функционирования в ре­жиме диалога,
в том числе с использованием идей
экспертной системы. И, наконец, строится
глобальная для всей ЛЦ интегрированная
информационно-управляющая система. Она
обеспечивает непрерывное слежение за
движением материального по­тока по
маршруту его следования, обмен информацией
между всеми объектами и эффективное
управление процессом доставки груза.

На
восьмом
этапе рассчитывается
экономический и социальный эффект в
ре­зультате внедрения логистической
технологии по натуральным и денежным
показа­телям, устанавливается
очередность решения логистических
задач в целом по цепи и по отдельным
элементам, в частности пунктам отправления,
назначения и пере­валки, транспортным
узлам и т.д.

21

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    09.02.2015406.96 Кб22лекция4(г).doc

  • #
  • #
Автор статьи

Анна Сергеевна Дьяченко

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Логистическая цепь – это упорядоченная совокупность звеньев логистического процесса, которые, взаимодействуя друг с другом, доводят материальный поток от одного логистического звена до другого.

Общее представление о логистической цепи

Последние годы ознаменованы возрастанием интереса производственных предприятий к логистике и управлению цепями поставок. Логистика предлагает рассматривать хозяйственную деятельность в качестве единого непрерывного процесса движения и трансформации материального потока и сопутствующих ему потоков информации, финансовых средств и услуг.

Развитие логистики в последнее время было связано с интеграцией логистической деятельности, прежде всего, в форме цепей поставок. Логистической цепью поставок называется одна из центральных на сегодняшний день категорий логистики, которая выражает упорядоченное множество хозяйствующих субъектов, которые взаимодействую друг с другом, выполняют логистические операции и обеспечивают продвижение материального потока от источника возникновения до конечных потребителей.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Логистическая цепь определяет взаимосвязи и последовательность таких логистических операций, как транспортировка, погрузка, разгрузка, производство, хранение, упаковка, распределение. В состав логистической цепи входят звенья, т. е. объекты, которые выполняют свою локальную роль в связи с реализацией определенных логистических функций и операций.

Обычно в качестве основных звеньев логистической цепи называют поставщиков сырья и материалов, склады для хранения материальных ресурсов, производителей, склады для хранения готовой продукции, конечных потребителей. Кроме них важную роль также играют посредники логистических услуг, которые принимают участие в распределении и транспортировке готовой продукции (это, например, транспортные компании, распределительные центры и др.).

В настоящее время специалисты заявляют о существовании трех основных вида логистических цепей, которые связывают материальные и иные сопутствующие потоки между хозяйствующими субъектами, выступающими в качестве логистических звеньев:

«Логистические цепи производственного предприятия» 👇

  1. Логистическая цепь снабжения, которая устанавливается между поставщиками сырья и производителями, представленными складами материальных ресурсов.
  2. Логистическая цепь производства, которая устанавливается внутри организационной структуры производителя между складом материальных ресурсов, производственным цехом и складом готовой продукции.
  3. Логистическая цепь распределения, которая устанавливается между производителями, представленными складами готовой продукции, и конечными потребителями продукции.

Состав логистической цепи производственного предприятия

Производственное предприятие для управления логистическими цепями составляет организационно-хозяйственную систему, в которую входят взаимосвязанные поставщики, потребители, посредники, а также системы транспортного и складского хозяйства. Отсюда можно сделать вывод, что логистическая цепь образуется на основе совершения следующих действий:

  • управление информационными системами производственного предприятия;
  • поиск источников материальных ресурсов, организация и управление процессом их закупки;
  • составление и выполнение календарных планов производства;
  • складирование и транспортировка запасов и готовой продукции;
  • управление производственными запасами;
  • получение и обработка заказов на поставку потребителю конечной готовой продукции;
  • обслуживание потребителей на всех этапах использования ими полученной продукции;
  • послепродажная утилизация упаковки и материалов.

Главными параметрами логистической цепи для руководства производственного предприятия является его эффективность и производительность. Эффективность отражает степень соответствия результатов, полученных как следствие работы логистической цепи, изначальным требованиям предприятия. Производительность логистической цепи определяется затратами ресурсов, которые необходимы для выполнения логистических операций.

Построение логистической цепи производственного предприятия

Каждому производственному предприятию сего важно построить эффективно действующую логистическую цепь. Решение этой задачи в конечном итоге скажется на том, какие итоговые финансовые результаты будут получены коммерческой организацией по завершению очередного производственного цикла.

Прежде всего, производственному предприятию необходимо установить прямую связь между, с одной стороны, операциями по снабжению, производству, распределению товаров, а с другой стороны, стратегическим планированием предприятия. Затем нужно принять организационные меры, а именно – создать на предприятии единое подразделение, которое будет отвечать за все логистические операции (такие как снабжение, транспортировка, складирование, управлением запасами и заказами, распределение).

Необходимым условием поддержания на удовлетворительном уровне и повышения качества работы логистической цепи производственного предприятия является регулярное проведение анализа участников цепи. Причем оценка должна быть еще дана и логистическим посредникам с покупателями.

Оценивать также нужно работу различных подразделений производственного предприятия. Это позволит руководству определить оптимальный уровень сервиса и впоследствии принимать меры по его поддержанию.

Важное значение имеет системный подход, который проявляется в видении элементов логистической системы как взаимодействующих и взаимосвязанных на пути достижения единой цели управления. Отличительной чертой системного подхода является его содействие в оптимизации функционирования всей системы логистики, а не ее отдельных элементов.

В процессе управления логистической цепью необходимо использовать информационную поддержку и моделирование. Это способствует приданию логистической цепи свойств устойчивости и адаптивности, что позволит ей бесперебойно работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий