Как научить ребёнка говорить букву «р»
Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».
Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.
Почему рычать трудно
Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:
- приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
- на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.
Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.
1. Короткая подъязычная связка
Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.
2. Нарушение фонематического слуха
Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.
Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.
3. Неправильное речевое дыхание
Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.
4. Глубокий прикус
При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.
Как коверкают букву «р»
На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:
- Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
- Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
- Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
- Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
- Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
- Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
- Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».
Какие упражнения можно делать дома
Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.
- Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
- Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
- Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.
А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.
1. Качели
Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.
2. Кукушка
Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.
3. Маляр
Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.
4. Лошадка
Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.
4. Угощение
Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.
5. Котёнок
Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.
6. Гармошка
Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.
7. Молоточек
Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.
Упражнения на постановку звука «р»
Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.
1. Барабан
Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.
2. Жужжалка
Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».
3. Змейка
Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.
4. Индюк
Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».
5. Комарик
Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.
6. Моторчик
Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».
Закрепление результата
Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.
- Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
- Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
- Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
- Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
- Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
- Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Когда отвести ребёнка к логопеду
Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.
Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.
Читайте также 👦👧®️
- Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики
- Как научить ребёнка писать
- Как научить ребёнка считать играючи
- 20 крутых развивающих игр, приложений и сайтов для детей 6–7 лет
- Почему ребёнок плачет и что с этим делать
Как научить ребёнка говорить букву «Р»
Ребёнок весь день изводит бабушку предложением «молись и кайся», а старушка никак не может взять в толк, что на самом деле внук всего лишь хочет почитать про «Малыша и Карлсона»? Виной всему — звук «Р», который считается одним из самых сложно выговариваемых в мире. Предлагаем комплекс упражнений и рекомендации, которые подскажут, как быстро научить ребенка говорить букву Р.
как научить ребенка выговаривать звук «Р» — упражнения и советы родителям.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
В чём причина картавости
Раньше врачи считали, что картавость связана исключительно с врожденным укорочением уздечки — этот небольшой кусочек ткани мешает языку нормально двигаться, высоко подниматься при произнесении звука и не дает ребенку говорить звук «Р». Увы, короткая уздечка — далеко не единственная логопедическая проблема. На сегодняшний день специалистам известно более 25 видов нарушений этого «капризного Р-Р-Р»:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
- Полное отсутствие звука. В таком случае малыш просто не говорит «Р» и вместо слова «корова» у него получается «коова».
- Горловой звук. Подобное произношение является нормой для немецкого и французского языков, но в русском причисляется к нарушениям. Этот речевой дефект вызван тем, что при произнесении ребенком «Р» вместо кончика языка у человека вибрирует мягкое небо или маленький язычок на нем.
- Одноударный «Р» чем-то сродни английскому «R» (а называется он так, потому что в процессе произнесения ребенком звука «Р» кончик языка не вибрирует, а ударяется о твердое небо только один раз).
- При боковом произношении вибрируют края языка: если присмотреться к ребенку, можно заметить, что в момент, когда он говорит «Р» выдыхаемый воздух уходит не вперед, а вбок.
- Кучерский звук. Здесь снова вибрирует не то, что нужно: губы. На слух это похоже на «тпр-р-ру» — отсюда и название. К счастью, такое нарушение встречается довольно редко.
- Носовой звук, при котором «Р» произносится «в нос», как при насморке. Мягкое небо не закрывает проход в носовую полость, в результате происходит утечка воздуха в неправильном направлении, и ребенок выговаривает Р неправильно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Упражнения для того, чтобы правильно говорить Р
Чтобы ребенок научился выговаривать букву «Р», заниматься нужно регулярно: по 5 раз ежедневно (затем количество повторов увеличивается до 8 раз) перед зеркалом. На начальных этапах показывайте ребенку, что и как он должен делать, — так малыш быстрее усвоит, чего от него хотят.
«Окошко»
Максимально широко открыть рот и удерживать его в таком положении на счет — сначала это будет 1−2-3, потом 1−2-3−4-5−6-7−8. Словом, чем дольше, тем лучше.
«Кукушка»
Рот широко открыт, кончик языка попеременно кладется на верхнюю губу и убирается за верхние же зубки.
«Чистим зубки»
Кончиком языка по зубам с внутренней стороны.
«Гармошка»
Язык поднять вверх и «присосать» к небу. Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Маляр»
Широко открыть рот, поднять язык вверх, коснуться бугорков за верхними зубами и двигать языком по поверхности неба вперед-назад. Упражнение для выработки вибрации.
«Барабан»
Рот широко открыть, кончик языка поднять вверх и громко, отрывисто произносить: «Д-д-д-д-д».
Упражнение для вызывания звука «Р»: широко открыть рот, язык поднять вверх, приблизить к бугоркам у верхних зубов, с силой подуть на кончить языка, чтобы он завибрировал и длинно произнести звук «Р». Для наглядности можно предложить ребенку приблизить ладонь ко рту — так он сможет почувствовать и зафиксировать правильное движение воздуха.
Нужно ли делать операцию, чтобы правильно говорить Р?
Чтобы проверить, короткая у малыша уздечка или нет, попросите его максимально широко открыть рот и «присосать» язык к небу. Если ребенок не может поднять язык высоко, делает это с трудом или через боль — значит, с важнейшим «разговорным органом» действительно не все в порядке, поэтому чадо не может правильно произносить звук Р.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
У проблемы два решения: можно сразу подрезать уздечку, а можно попытаться ее растянуть. Логопеды советуют не торопиться с операцией и попробовать исправить дефект упражнениями на растяжку. Курс рассчитан на два месяца ежедневных занятий, но если никаких сдвигов не произойдет, можно смело отправляться к хирургу-стоматологу. Подрезание уздечки — операция несложная: после обезболивающего укола врач за 5−10 минут проделывает необходимые манипуляции и накладывает швы (через 4−6 дней их снимают). Зато после этого проблема с выговариванием буквы «Р» будет решена.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати: В некоторых клиниках научились подрезать уздечку лазером — это позволяет избежать процедуры снятия швов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самые популярные вопросы логопеду при проблемах со звуком «Р»
Логопед говорит подрезать уздечку, а хирург категорически возражает против операции. Кто прав?
Если хирург приводит вам четкие аргументы против подрезания (противопоказана анестезия, близко расположены кровеносные сосуды), то к нему стоит прислушаться. В этой ситуации необходимо донести его слова до логопеда и попросить назначить новый комплекс упражнений для того, чтобы научить ребенка говорить «Р», исходя из того, что операция невозможна.
Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой?
Очень просто. Звук мы говорим и слышим, а букву — пишем и читаем.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что будет, если не исправить речевой дефект в детстве? Может, он пройдёт сам собой?
Увы, дефект закрепится и с течением времени никуда не исчезнет. У малышей могут начаться трудности с чтением и письмом. У подростков нередко появляется стеснение перед речью, и тогда — как следствие — возникает замкнутость, в которой, понятно, нет ничего хорошего. Во взрослом возрасте научиться правильно произносить любой звук (в том числе и «Р») вполне возможно, только на это потребуется гораздо больше времени и сил, чем в детстве. Поэтому не затягивайте!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Папа (мама, дедушка) в детстве не выговаривал / до сих пор не выговаривает «Р». Может быть так, что именно с этим связаны нарушения дикции у ребенка?
Да, может. Существует наследственная предрасположенность к картавости. Кроме того, малыш просто мог усвоить неправильное произношение в процессе общения с этим человеком, поэтому и сам говорит букву «Р» неправильно, — в таком случае нужно постараться ограничить их контакт до тех пор, пока звук не закрепится.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Могу ли я, мама или папа, присутствовать на занятиях с логопедом?
Имеете полное право. Но, к сожалению, ваше присутствие может отвлечь ребенка от упражнений. Именно поэтому логопеды часто просят родителей уйти из кабинета на время урока, пока учат ребенка говорить букву Р и произносить другие звуки.
Ребёнок не хочет заниматься. Что делать?
Прежде всего, выяснить причину. Ему больно или он слишком устает? Может быть, стоит немного сократить нагрузку? Или малышу просто недостаточно мотивации? Вы знаете ребенка лучше, чем кто-либо другой, поэтому наверняка сумеете подобрать к нему «ключик». За успехи в занятиях можно поощрять чадо конфетами или наклейками с изображением его любимых персонажей. Словом, ищите способ, и вам воздастся в виде малыша, произносящего букву «Р» безо всяких проблем.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Где найти логопеда
- В поликлинике.
- В детском саду или школе (в зависимости от того, где обучается ваш ребенок).
- В КДЦ (консультативно-диагностическом центре).
В последнем случае возможно навестить не только логопеда, чтобы начать говорить букву «Р», но и семейного и детского психолога, невролога и других специалистов. Список подобных учреждений, как бесплатных, так и коммерческих, и информацию о них родители могут посмотреть на сайте: www.childpsy.ru/organizations/index.php
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Зачем нужен логопед, чтобы правильно говорить Р
После проведенного комплекса упражнений нужный звук может и не появиться, ребенок может так и не начать говорить букву «Р». Это значит, что вызывать его придется механическим путем, и тут уже без логопеда не обойтись. С помощью устрашающего вида инструментов — зондов — логопед искусственно создаст колебания языка, а затем медленно «приучит» артикуляционный аппарат работать без посторонней помощи. Кроме того, врачи используют в работе и зондовый массаж (в случае плохой подвижности языка), и еще целый ряд трудно поддающихся описанию приемов.
В общем, рано или поздно ваш картавец зарычит, как настоящий лев, не ведающий страха и сомнений. Но, желая научить ребенка говорить букву «Р», помните, что работа даже самого лучшего специалиста не даст результатов, если вы не будете заниматься с ребенком дома, дотошно выполняя все медицинские рекомендации.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
УР-Р-РА! Как закрепить букву Р
И вот наконец-то этот день настал! Ваш ребенок произнес букву «Р» правильно! Малыш доволен, вы счастливы, но тем не менее останавливаться на достигнутом нельзя: на самом деле все только начинается! Необходимо закрепить успех и сделать так, чтобы ребенок свободно, не задумываясь, употреблял «Р» в повседневной речи. Для этого повторяйте с ним различные слоги (сначала прямые, как «ра», потом обратные, как «ар»), а затем переходите к следующему этапу — легким словам. Постепенно вводите цепочки слов (заодно потренируете слухоречевую память) и слова подлиннее. Все получается? Отлично, значит, можно заняться «чистоговорками», придумать которые вы вполне можете самостоятельно — например: «Утром едем на метро, ро-ро-ро». Ну и что, что чепуха, зато работает! Главное, проследите, чтобы в рабочем материале не было сложных звуков «Л», «Л мягкий», «Й» и «Р мягкий», иначе может произойти «смешивание» и малыш просто-напросто запутается. Научить говорить мягкую Р сложнее — все нужно делать постепенно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Не забывайте о том, что ребенку должно быть интересно, нельзя просто приказать ему: «Иди-ка сюда, будем учиться говорить букву “Р”!» Постарайтесь превратить упражнения в игру: найдите яркие картинки к словам или подключите к занятиям любимых кукол с плюшевыми мишками. Детям обычно нравится игра «Радио»: взрослый что-то говорит малышу на ушко, а тот должен повторить это вслух. Многие юные «картавщики» прекрасно выговаривают звук, когда стараются, но стоит двери логопедического кабинета закрыться или маме уйти, все возвращается на круги своя. Дело в том, что развитие речи происходит прежде всего в общении, поэтому, забирая ребенка из сада, разговаривайте с ним о том, что встречается вам на пути, спрашивайте, как он провел день, и обязательно обращайте внимание на то, как правильно говорить Р.
Непослушный язычок все никак не освоит правильный звук Р? Распространенная ситуация. Отсутствие звука Р или его дефектное произношение – это одна из самых распространенных логопедических проблем как среди детей, так и среди взрослых. В отличие от других звуков, Р редко появляется сам по себе.
В этой статье вместе с логопедами Novator разберемся, почему с Р столько трудностей, как произносить звук правильно и обсудим способы постановки звука в домашних условиях.
Досье на звук Р
Звук Р согласный. Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых, воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ.
Р – твердый, всегда звонкий звук.
Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Произнесите звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р), чтобы ощутить разницу в формировании звука.
Звук дрожащий, вы можете почувствовать как вибрирует горлышко. Это происходит потому что голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, создавая вибрацию.
В образовании звука участвует кончик языка – звук переднязычный.
Почему звук Р не появляется сам по себе?
Сразу же ответим на самый важный вопрос. Когда в норме должен появиться звук Р? Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат.
Звук Р относится к звукам позднего онтогенеза. Артикуляцию звука Р ребенок не видит, поэтому звук не появится по подражанию. К тому же, в произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы звук получался правильным и красивым, должен быть хорошо развит язык, нужно сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.
Многие родители оценивают развитие речи ребенка именно по наличию или отсутствию звука Р. Поэтому, когда в 3 года ребенок начинает рычать, родители радуются и хвалят его. Однако, таком раннем возрасте речевой аппарат ребенка не справляется с правильным произношением, поэтому ребенок искажает звук, находя наиболее простую и удобную для себя артикуляцию.
Как НЕ правильно произносить звук Р?
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.
Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:
- Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
- Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани.
- Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
- Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
- Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.
Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».
Почему не получается правильный Р?
Причины неправильного произношения могут быть как физиологическими, так и психическими. Самые распространенные из них:
🔹 короткая подъязычная уздечка (можно растянуть специальными логопедическими упражнениями)
🔹 суженный, либо массивный язык
🔹 гипертонус или гипотонус языка, его низкая пластичность
🔹 отсутствие навыков правильной артикуляции
🔹 нарушение фонематического слуха
🔹 подражание близкому человеку с неправильным произношением
Ваш ребенок слышит Р?
Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (например, мягкие от твердых, свистящие от шипящих, глухие от звонких) и узнавать смысл слов. При нарушении фонематического слуха, ребенок не понимает звук и не произносит его.
Прежде чем поставить звук Р, необходимо убедиться, что ребенок отличает его от других звуков. Сделать это можно с помощью простой игры.
Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С, Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р.
Если ребенок путает близкие по звучанию звуки : Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.
Поэтапная постановка звука
Как научить ребенка рычать?
✅ Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.
✅ Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему малышу!
Novator подготовил для вас 7 способов постановки Р:
1️⃣ Грибочек на ветру.
Медленно цокаем как лошадка, затем она останавливается отдохнуть наверху, язычок приклеивается к небу и вот – готов грибочек. Теперь держим приклеенный язычок и с силой дуем на наш грибочек – Трррр!
2️⃣ Дятел (Барабанщик)
Стучим язычком на за верхними зубками – Д-Д-Д. Следите, чтобы язык у малыша не опускался, стоял наверху. Когда начнет получаться,берём ватную палочку и ставим ее под кончик языка ребенка и быстро-быстро двигаем вправо-влево (сильно не размахиваемся, палочка остается практически на месте). Двигаем только кистью! Получается д-д-р-р.
Если справились с этим заданием,играем в волшебную палочку – она иногда внезапно исчезает! Помогаем палочкой, когда слышите Р,отдергивайте палочку на пару секунд, прислушивайтесь, рычит ли дальше ребенок? Если нет, пробуем снова.
3️⃣ Колокольчик
Почти то же самое, что «Дятел», только + Н. Малыш звонит в колокольчик – Дынн, Дынн. Широкий язычок стоит за верхними зубками. Применяем палочку, заводим моторчик, слышим – Дрын, Дрын. Отлично! Дальше играем в “волшебную палочку”.
4️⃣ Американские горки
Катимся с горки вниз: кончик языка упирается в нижние зубки, произносим Хххь. Затем подпрыгиваем на горке! Язычок прыгает к верхним зубкам, при этом мы еще катимся с горки (Хххь), получается Р шепотом. Этот способ получается не у всех, но его тоже стоит попробовать!
5️⃣ Карандашик
Берем двумя руками обычный карандаш, для начала его нужно помыть. Упираем карандашик в нижние зубки, рот слегка прикрыт, но так, чтобы языку было, куда двигаться. Язык лежит на карандаше сверху, слегка выглядывает из-за верхних зубов. Напрягаем пресс, сильно дуем на кончик языка (говорим жжж или ззз) – получается Р! Способ подойдет только для тех ребят, кто сможет сильно подуть на кончик языка.
6️⃣ Мотоцикл
Покатаемся на мотоцикле! Сначала просто едем: произносим Ззз, затем скатываемся с горки: резко уводим язык назад, как бы прокатываясь по небу, за верхними зубками – получается быстрый Р.
7️⃣ Бонусный способ: Пчелка (комарик)
Мы превращаемся в пчелок! Давайте поговорим на пчелином – Жзжзжз (произносим жз как бы слитно). Механизм такой же, как у Дятла и Колокольчика: берем ватную палочку, ставим под кончик языка и заводим моторчик: двигаем вправо-влево. Получается жзжз-ррр.
Чек-лист правильной артикуляции:
Как правильно произносится звук Р:
✅зубы разомкнуты, губы не напряжены;
✅ кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами – он вибрирует;
✅ задняя часть языка отодвинута назад и приподнята;
✅ боковые края языка прижаты к верхним зубам;
✅ спинка языка опущена;
✅ воздушная струя при произнесении звука сильная и проходит по середине;
Автоматизация звука Р:
Если вам подошел один из наших способов, и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.
Автоматизация поставленного звука «Р» происходит в 4 последовательных шага.
1️⃣Закрепляем правильное произношение изолированного звука «Р».
👍Попросите ребенка продолжительно порычать.
2️⃣Учимся правильно произносить звук «Р» в прямых и обратных слогах:
👍Прямые слоги: РА РО РУ РЫ РЭ
Обратные слоги: АР ОР УР ЫР ЭР
3️⃣Закрепляем произношение звука «Р» в словах, где звук находится в начале, в середине, в конце слова.
👍Пример: Ракета, робот, рынок, сорока, брусника, транспорт, ветер, тротуар.
4️⃣ Вводим звук «Р» в самостоятельную речь путем проговаривания предложений и чистоговорок.
👍Пример: Рая кормит рыб. Ира раздаёт тетради. Верба распускается ранней весной.
ВАЖНО! Данная статья – это не призыв к действию, мы не ставим звуки по статьям из интернета. Эта статья создана для ознакомления с нашими методиками.
Если у вас получилось пробудить великого тигра – поздравляем, были рады дать полезный материал! ❤️ Но: самостоятельно ставить звук не рекомендуем, так как все дети разные и подходящий способ постановки звука подберет профессиональный логопед. К тому же, самим можно неправильно поставить или закрепить звук!
Мы в Novator успешно ставим Р, даже в самых сложных случаях!
Хотите заниматься? Приглашаем вас на бесплатную онлайн-диагностику. Записывайтесь прямо сейчас на нашем сайте.
Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причины неправильного произношения
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Способы постановки звука
Основные приемы постановки:
- По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
- Смешанным способом — постановка от других звуков.
Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Подражание
До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
Постановка «Р» от звука «Д»
Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.
Постановка от «Д»:
- Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
- Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
- Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
- Убрать «Д» из упражнений.
Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.
Упражнения от звука «Ж»
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Постановка от звука «З»
Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.
Упражнения от звука «С»
Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.
На вдохе
Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.
Механическим методом
«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.
Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.
Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.
Постановка звука «РЬ»
При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.
Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.
Дошкольник повторяет скороговорки:
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.
Способ по Левиной
Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Ребенок еще не говорит звук «р»… Родителей всегда волнует это обстоятельство. Поэтому они путем «сарафанного радио» ищут проверенно логопеда, который поможет чаду «зарычать». Мы обратились за комментариями к эксперту и попросили ответить на вопросы о том, в каком детском возрасте нужно ставить «р», есть ли нюансы, о которых родители должны знать, и какие занятия в домашних условиях ускорят тот момент, когда ребенок начнет правильно произносить этот сложный звук.
Возрастная норма по фонеме — от 5 до 6 лет, — поясняет Ирина Лотышова, логопед, преподаватель Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края. — Бывает, что с наличием звука проблем нет, но проговаривание неправильное. Возможно горловое звучание или с вибрацией щек, губ. В этом случае нельзя ждать пяти, даже четырех лет, нужна срочная помощь специалиста. Если затянуть с логопедическими занятиями, то неверное произношение закрепится, и взрослый человек останется с серьезным речевым дефектом.
5 причин речевого дефекта
Причины этому могут быть следующие:
- патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к ортодонту;
- нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упершимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно;
- неправильное строение языковой уздечки. Для четкого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину восемь мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений;
- неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта;
- нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к четырем годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
7 видов артикуляционной гимнастики, который помогут поставить звук «р»
Начинать работу следует с укрепления мышц языка, через артикуляционную гимнастику:
- «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
- «Сладкое варенье». Ребенок облизывает губы языком сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
- «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
- «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
- «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
- «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
- «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.
Как поставить «р» у ребенка в домашних условиях
С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.
…от звука «д»
Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!
Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».
Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.
Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.
Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.
…от звука «ж»
Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.
… от звука «с»
Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.
Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».
Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.
Уважаемые родители, не стоит быстрого ждать результата. У вас постепенно все получится с вашим ребенком. Не нужно отчаиваться, а продолжать заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой каждый день по 4-6 минут.
Ваш ребенок говорить звук «р»?
Читайте также:
- Получится за 3 дня: мама двоих назвала простой способ научить детей произносить звук «р»
- 3 ловушки раннего развития ребенка: как в них не попасть, рассказывает логопед
- Детское развитие: мама-логопед перечислила лучшие книги для малышей с рождения и до 8 месяцев
Все фото: © Depositphotos
22 апреля 2021 04:00
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации