Масштаб снимка
является одним из важнейших показателей
снимка. Размер объектов на снимке
изменяется в зависимости от его масштаба.
По масштабам аэрокосмические снимки
можно разделить на следующие группы:
Название масштаба |
Численный масштаб |
|
аэроснимков |
космических |
|
Крупный Средний Мелкий |
1:1000-1:10 000 1:10 000-1:50 000 1:50 000-1:100 000 |
1:100 000-1:1000 000
1:1000 более 1:10 000 000 |
Следует
отметить, что данное деление несколько
условное.
В настоящее время существует большое
разнообразие снимков, которые могут
составить непрерывный ряд масштабов в
ту и другую сторону. Наибольшее
применение в научно-практических целях
получили среднемасштабные аэроснимки
(1:10 000) и среднемасштабные космические
снимки (1: 1000 000).
Существует
понятие «идеальный
снимок» –
снимок, который может быть получен а
том случае, если местность представляет
собой плоскость, а оптическая ось
аэрофотоаппарата в момент съемки
находилась в отвесном положении. Такой
снимок отличается от плана за переход
от ортогональной проекции к центральной.
На
обычных топографических картах,
представляющих ортогональную проекцию
местности, масштаб определяется
отношением линии на карте к соответствующей
горизонтальной линии, проложенной на
местности. Определение масштаба
аэроснимка, представляющего центральную
проекцию изображений местности сложнее
и зависит от фокусного камеры, высоты
фотографирования Н,
наклона оптической оси аэрофотокамеры
в момент съемки и от рельефа местности.
Однако
для «идеального
снимка» масштаб можно
определить из отношения фокусного
расстояния фотокамеры к высоте
фотографирования Н
по формуле:
,
где m
– знаменатель
масштаба аэроснимка. Эта зависимость
видна из рис. 24, где треугольник aSb
подобен треугольнику АSB.
Отсюда:
.
Это соотношение есть ничто иное, как
масштаб аэроснимка, т.е.
.
Следовательно
.
При
проведении плановой съемки не удается
получить точно и постоянно значение
масштаба, приведенного в таблице. Это
обуславливается
колебанием высоты полета самолета,
поэтому масштаб отдельных снимков может
отличаться от среднего масштаба всей
съемки, указанного в паспорте залета.
Следовательно, в случае необходимости
определение более точного масштаба
снимков или отсутствием паспортных
данных залета, их
масштаб можно определить с использованием
топографической карты путем сравнения
длины идентичных отрезков, измеренных
на снимке lCH
и топографической карте LK
по формуле:
.
При
составлении тематических карт в качестве
картографической основы, как правило,
используются плановые
снимки, у
которых искажения масштаба увеличиваются
радиально от центра снимка к периферийным
частям.
Поэтому
при дешифрировании
следует использовать центральные части
аэрофотоснимков, так называемую рабочую
или полезную их площадь.
Для этого по середине продольного
перекрытия каждых двух соседних снимков
маршрута и по середине поперечного
перекрытия соседних снимков смежных
маршрутов опознаются и отмечаются
идентичные точки. Ими могут быть
пересечения дорог, углы угодий, отдельно
стоящие предметы, поляны в лесу и т.д.
Таким образом, на каждом аэрофотоснимке
в четырех угловых его частях отмечаются
четыре точки. Каждая из этих точек
познается и отмечается на четырех
снимках (на двух смежных снимках одного
маршрута и двух смежных снимках соседнего
маршрута). Выделенные четыре точки на
одном снимке последовательно соединяют
линиями, получается контур – рабочая
площадь аэроснимка, имеющий общие
границы с рабочими площадями смежных
снимков (рис.25).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Определение полезной и рабочей
площади, масштаба аэроснимка, высоты дерева (расчетная часть).
Определение масштаба снимка.
1. По элементам ориентирования –
высоте фотографирования и фокусному расстоянию аэрофотоаппарата:
Где –численный масштаб
аэрофотосъемки, т.е правильная дробь, обозначающая степень уменьшения модели по
отношению к оригиналу;H – высота съемки,м;fk – фокусное расстояние,мм;
2. По отношению длины линии,
измеренной на аэроснимке, к линии местности:
Где ℓсн –
длина линии на аэроснимке, мм; ℓм – длина той же линии на местности,
м.
3. По отношению идентичных линий на
аэроснимке и топографической карте или плане:
Определение
полезной и рабочей площади.
1 Длины сторон рабочей площади
аэроснимка определяются по формулам:
Где , – стороны рабочей площади, см; – сторона аэроснимка, см; – величина продольного
перекрытия, %; –величина поперечного перекрытия,
%.
2 Площадь АФС:
3 Величина рабочей площади
аэроснимка будет равна:
4 Радиус полезной площади аэроснимка
для всхолмленной местности равен:
Где –допустимая
величина искажения, мм; Н – высота съемки, м; – превышение местности, м.
5 Полезная площадь АФС составит:
Определение
высоты дерева.
Исходная формула:
Где
Масштаб снимка является одним из важнейших показателей снимка. Размер объектов на снимке изменяется в зависимости от его масштаба. По масштабам аэрокосмические снимки можно разделить на следующие группы:
Название масштаба |
Численный масштаб | |
аэроснимков | космических снимков | |
Крупный Средний Мелкий | 1:1000-1:10 000 1:10 000-1:50 000 1:50 000-1:100 000 | 1:100 000-1:1000 000 1:1000 000-1:10 000 000 более 1:10 000 000 |
Следует отметить, что данное деление несколько условное. В настоящее время существует большое разнообразие снимков, которые могут составить непрерывный ряд масштабов в ту и другую сторону. Наибольшее применение в научно-практических целях получили среднемасштабные аэроснимки (1:10 000) и среднемасштабные космические снимки (1: 1000 000).
Существует понятие «идеальный снимок» – снимок, который может быть получен в том случае, если местность представляет собой плоскость, а оптическая ось аэрофотоаппарата в момент съемки находилась в отвесном положении. Такой снимок отличается от плана за переход от ортогональной проекции к центральной.
На обычных топографических картах, представляющих ортогональную проекцию местности, масштаб определяется отношением линии на карте к соответствующей горизонтальной линии, проложенной на местности. Определение масштаба аэроснимка, представляющего центральную проекцию изображений местности сложнее и зависит от фокусного камеры, высоты фотографирования Н, наклона оптической оси аэрофотокамеры в момент съемки и от рельефа местности.
При составлении тематических карт в качестве картографической основы, как правило, используются плановые снимки, у которых искажения масштаба увеличиваются радиально от центра снимка к периферийным частям.
Поэтому при дешифрировании следует использовать центральные части аэрофотоснимков, так называемую рабочую или полезную их площадь. Для этого по середине продольного перекрытия каждых двух соседних снимков маршрута и по середине поперечного перекрытия соседних снимков смежных маршрутов опознаются и отмечаются идентичные точки. Ими могут быть пересечения дорог, углы угодий, отдельно стоящие предметы, поляны в лесу и т.д. Таким образом, на каждом аэрофотоснимке в четырех угловых его частях отмечаются четыре точки. Каждая из этих точек познается и отмечается на четырех снимках (на двух смежных снимках одного маршрута и двух смежных снимках соседнего маршрута). Выделенные четыре точки на одном снимке последовательно соединяют линиями, получается контур – рабочая площадь аэроснимка, имеющий общие границы с рабочими площадями смежных снимков.
Выше влияние угла наклона снимка, рельефа местности и кривизны земли на положение точки на снимке учитывалось порознь. На самом деле они действуют одновременно, компенсируя или усиливая совместное влияние. Эти искажения минимальны в центральной части снимка (в центре планового снимка они равны нулю) и увеличиваются в его краям. Поэтому наиболее пригодна для измерений центральная часть аэрокосмического снимка, так называемая рабочая площадь (зона), которая характеризуется также и лучшим фотографическим качеством изображения.
Трансформирование снимков. Задачей трансформирования является приведение снимка к заданному масштабу и проекции, устранение искажений за угол наклона, рельеф и кривизну Земли, но часто трансформирование ограничивается преобразованием наклонного снимка в горизонтальный снимок с заданного, обычно более крупного, чем оригинальный, масштаба. В общем случае трансформирование выполняется на аппроксимирующую плоскость, касающуюся земной поверхности в заданной точке, в частности в точке надира. При фотомеханическом способе трансформирования используется полуавтоматический увеличитель – фототрансформатор.
В последнее время для трансформирования снимков широко используются компьютерные технологии. При трансформировании снимков без учета искажений за рельеф местности, выполняется с использованием топографических карт. Привязка снимка к карте проводится по заранее определенных на ней точкам с известными координатами. для этих целей используются специализированные ГИС-пакеты (ERDAS IMAGIN, ER–MAPPER и др.), выполняющими обработку растрово-векторных данных.
При ортотрансформировании представляется возможность решения трехмерной задачи, т.е. устранение искажений снимка не только за угол наклона, на и за рельеф. Этот метод позволяет получать ортоисправленное изображение местности по всем параметрам геометрически подобное карте и идеально с ней совмещающееся. Для ортоисправления используются системы зарубежных фирм: LH–systems LLC, ISM, ERDAS и др., российские фотограмметрические системы: ЦФС ЦНИИГАиК, «Талка», «PHOTOMOD» и др. и разработанная в Беларуси «Realistic–M».