Мастер – класс
«Алгоритм Составления сценариев и организация внеклассного
мероприятия»
учитель Изобразительного искусства
моу «СОШ № 22» г. саранск
Кулькова в.а.
САРАНСК
2016
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Алгоритм
составления сценариев и организация внеклассного мероприятия»
Дата проведения: 24.11. 2016
г.
Педагог: учитель ИЗО и МХК Кулькова
Вероника Александровна
Продолжительность мастер – класса: 25 – 30 минут
Цель мастер-класса: Вывести
алгоритм составления сценария мероприятия и продемонстрировать готовый продукт
творчества.
Задачи:
– познакомить с алгоритмом написания сценариев внеклассных
мероприятий по предмету;
– способствовать
определению и различию большой макротемы свою
конкретную микротему.
– содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств,
настроения.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Раздаточный материал: карточки с
заданиями.
Наглядные пособия: презентация «Алгоритм
составления сценариев и организация внеклассного мероприятия», видео.
Основная
цель образования – воспитание гармоничного члена общества.
Достижение этой
цели невозможно без сочетания учебного процесса с внеклассными мероприятиями.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм,
широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Наше
занятие будет посвящено тому, как сделать мероприятие более грамотным,
интересным, запоминающимся. А главное научиться делать его самостоятельно.
Нам
предстоит вывести алгоритм
мероприятия.
Небольшая
разминка. Предлагаю, дать определение слову «алгоритм».
Алгоритм – система
операций, применяемых по строго определённым правилам для решения какой – либо
задачи (составления и разработки сценария праздника)
Для
начала, вспомним: из каких этапов состоит любое мероприятие.
Перед
вами набор карточек, на которых написаны этапы организации мероприятия.
Ваша задача разложить их в правильной последовательности.
Этапы
проведения мероприятия:
·
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЦЕЛЕЙ
·
ПЛАНИРОВАНИЕ
И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ
·
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЯЗАННОСТЕЙ
·
ОПЕРАТИВНОЕ
РУКОВОДСТВО
·
ПРОВЕДЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
·
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ И АНАЛИЗ
Сравниваем.
Исправляем.
Чтобы
составить грамотный план программы внеклассного мероприятия, необходимо
действовать по четко продуманной структуре.
Структура
внеклассного мероприятия по ФГОС состоит из 4 частей:
I.
Подготовительная часть:
– какие цели и задачи преследует организуемое мероприятие
– какие методы и приемы применимы к
выбранному контингенту воспитанников
– насколько активно ученики должны
быть вовлечены в подготовку и организацию мероприятия
– какие материально-технические
средства потребуются
– как распределить имеющуюся рабочую
силу и время
– возможно ли, привлечь к
организации и подготовке внеклассного занятия родителей и других педагогов
II. Организационная часть:
– подборка содержательного и актуального методического
материала
– постановка логической цепочки
действий в ходе мероприятия
– адаптация продолжительности
внеурочного занятия на основе возрастной категории воспитанников
III. Основная часть:
– какие инновационные педагогические приемы будут применяться
– какими индивидуальными чертами
обладает аудитория детей
– какие воспитательные подходы будут
применены
– какие творческие компоненты будут
включены в мероприятие
– балансировка количества
информации, которая поступит к воспитанникам в ходе внеклассного мероприятия
IV. Заключительная часть:
– как будет проводиться анализ проведенного
внеклассного мероприятия
– как будет получена обратная связь
от учеников, их родителей и других педагогов
Итак: I.
Подготовительная часть.
Когда Сергею Образцову журналисты
задали вопрос: «Как вы готовите спектакль для детей?» — он ответил: «Сначала
отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение
возраста), потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль (определение
цели), и только потом я отвечаю
на вопрос, как надо делать спектакль (определение
методики)».
В основе
написания сценария любого мероприятия лежит определённый алгоритм, ключевые
слова которого: для кого, зачем, как.
1.
Определение интересной темы и идеи.
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы свою конкретную микротему. Это позволит максимально полно
раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех
сторон.
Так, например,
вечер, имевший одну общую тему «Портреты русских художников» «Женские образы в
портретах В.Боровиковского» «Крестьянские портреты Крамского»
Если тема сценария
понимается как проблема, то идея – это пути ее решения.
Идея – основная
мысль, главный вывод содержания замысла, оценка отображаемых событий, явлений.
Определив тему и возраст участников,
затем ставятся цель и задачи, ориентирующие на конечный результат. Очень
важно учесть форму мероприятия.
2. Определение
целей и задач проведения мероприятия.
Цель (должна быть
одна);
Задачи
-учить..
-воспитывать..
-развивать..
-повышать уровень..
-расширять
кругозор
3. Форма и
методы.
Форма
мероприятия
– это его структура, образуемая на основе организации материала и аудитории.
Формы:
•
Конкурсные
программы
•
Беседы
•
Линейка
•
Поход
•
Выставка
•
Дискотеки
•
Праздник
•
Концерт
•
Шоу
•
Спектакль
•
Смешанные
формы.
Выбор формы, а
затем жанра в первую очередь соотносится с замыслом и целью мероприятия.
тематический
вечер
вечер
– портрет, вечер – рассказ,
вечер
– ритуал, вечер – репортаж
Содержание
мероприятия
а.
эпизоды б. сюжетная линия
Самое сложное в
подготовке мероприятие – это придумать идею, сюжет. Идея должна быть
оригинальна, интересна, реальна реализуема.
Есть несколько
способов накидывание идей.
·
Генерирование
идей.
Применяем мозговой
штурм
Записываете все
идеи, что приходят в голову. Ни одна идея не отрицается. Чем больше, тем
лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на
качество идей. Главное – количество.
Существует легенда о том, как появилась
эта форма.
Давным – давно плыл корабль из одной
страны в другую. И когда путешествие подходило к концу, и на горизонте
показался берег, корабль натолкнулся на подводный риф. Корабль получил пробоину
и начал тонуть. И тогда капитан сказал, чтобы все предлагали варианты выхода из
ситуации, пусть они будут даже нелепые. Было много вариантов. И среди них
нашелся такой: на корабле был очень толстый- толстый кок и его пятой точкой
было предложено заткнуть пробоину. Так поступили и доплыли до берега. Не знаю
было это на самом деле.
·
Фильтрация.
Стадия
критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные,
стоящие того, чтобы применить.
·
Селекция.
Рассматриваете
выбранные идеи. В результате – отбираете одну идею, которая послужит
основой для будущего мероприятия.
·
Логлайн, разработка концепции.
Логлайн передает историю сценария в
максимально возможной форме, т.е. содержание сценария, выраженное одним
предложением до 25 слов.
Мероприятие имеет название «Путешествие
в детство».
Например: «В детском
возрасте торопим время, стремимся стать взрослее, а значит, несем с собой во
взрослую жизнь багаж: воспоминаний, удач, неудач, потрясений, открытий, которые
произошли с нами в детстве».
Не случайно идея очень часто
становится названием мероприятия.
Но
есть еще одна форма поиска идей. Сейчас мы ее посмотрим в действии.
Перед
вами лист, на котором три колонки. Заполняем.
ГДЕ? |
В КАКОЙ |
ДЛЯ |
Например,
ГДЕ? |
В КАКОЙ |
ДЛЯ |
На крыше |
Концерт |
Для пионеров |
В школе |
Экскурсия |
Для пенсионеров |
В подвале |
Конкурс |
Для толстяков |
На площади… |
слет |
Для малышей |
В |
спектакль |
Для |
В театре |
праздник |
Для нач. |
4.
Материально-технические средства.
II. Организационная часть.
1.Подборка
содержательного и актуального методического материала.
Подбирая
литературу для мероприятия, необходимо учитывать её художественную и
познавательную ценность. Отобранная литература просматривается, изучается,
систематизируется с учётом темы мероприятия.
Сценарий – это
подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой
последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема,
показаны переходы от одной части действия к другой.
Типы
сценарных ходов.
•
Хроникально-исторический
(за основу хроника событий, история)
•
Персонифицированный
(за основу берется образ)
Сценарий
мероприятия
Фабула
(композиция) – в художественном произведении цепь событий, о
которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной
последовательности.
В составе
композиции различают экспозицию, завязку, развитие действия, сценарный ход,
кульминацию, развязку.
Экспозиция –
вступительная часть сценария, она даётся представление о теме, проблеме,
которой посвящено данное мероприятие.
Завязка – эта часть
сценария знакомит зрителей с основными действующими лицами. Они погружают
зрителя в ту атмосферу, в которой разворачиваются основные события.
Сценарный
ход,
цементирующий
действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального
воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного
хода, связывающего все эпизоды действия.
Развитие
действия
Кульминация
–
это центральная часть сценария, апогей, когда напряжение доходит до своего
максимума, достигается наибольший накал страстей.
Развязка и
эпилог –
После апогея неизбежно идёт развязка – очень важный элемент сценария. Требуется
логическое завершение события. Очень важен в сценарии эпилог.
2.
Распределение рабочей силы и время.
А)
Создание творческих групп. Распределение обязанностей.
Б)
Создание условий для работы.
В)
Подготовить место проведения мероприятия:
– Оформить, согласно
тематике, мероприятия.
–
Подготовить атрибуты, декорации, костюмы.
–
Подготовить места расположения участников, зрителей, ведущего.
Г) Подготовить
музыкальное оформление. (Фоновая музыка, видеоролики, звуки и т. п.).
Д) Дать
информацию о проводимом мероприятии:
– Довести
положения до участников мероприятия,
– Разработать,
размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.
д.;
III.
Основная часть.
Постановка
логической цепочки действий в ходе мероприятия.
1.Мероприятие не
самоцель, а средство воспитания.
2. Следует
стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников.
3. Мероприятие не
должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончится чуть
раньше, чем она надоест».
4.Излишняя
простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса.
5. Мероприятие
должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности
участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его
влияние.
6. Активное
применение игровых и занимательных форм работы должно отличать их от
школьного урока.
7. При подготовке
мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности
пользователей.
IV.
Заключительная часть.
Анализ
проведенного внеклассного мероприятия (Анкетирование)
Анкета
1. С какой целью в
коллективе проводилось данное мероприятие?
2. По чьей
инициативе проводится мероприятие?
3. Что интересного
и полезного получили от этого мероприятия? Какое твое участие в подготовке и
проведении данного мероприятия?
4.Твои ожидания
(будет ли интересно) и пожелания?
5.
Назови недостатки проводимого мероприятия.
“Планы — бесполезны, планирование — бесценно.”
Дуайт Девид Эйзенхауэр
Я не считаю себя хорошим лектором и уж тем более тренером. Но иногда я провожу небольшие (до 2 часов) семинары или мастер-классы. В этой статье я делюсь своими записками, которые я сделал для собственной подготовки.
1. Подготовка к мастер-классу
1.1. Цель мастер-класса
Сформулировать письменно:
- Свою цель проведения мастер-класса:
- Какова цель вашего выступления, основная причина того, что вы проводите мастер-класс?
- Какой результат вы хотите получить?
- Почему вы хотите получить это результат?
- Какую пользу вы получите от этого мастер-класса?
- Какие действия вы хотите, чтобы слушатели предприняли после мастер-класса?
- Что вы хотите, чтобы они думали и чувствовали об этой теме впоследствии?
- Цель посещения мастер-класса слушателями (… узнать, научиться, …; контрольный вопрос: в какой момент моей профессиональной карьеры мне был бы интересен и полезен такой мастер-класс).
1.2. Исследования
- Исследование аудитории (в идеале – подготовка, рассылка, сбор и обработка Анкет слушателей):
- На сколько они знакомы с темой мастер-класса,
- Кто они: кем работают, какой у них опыт работы в профессиональной области мастер-класса
- Какую терминологию можно использовать во время мастер-класса,
- Какие у них потребности и сомнения,
- Для чего (с какой целью) они пришли на мастер-класс
- ….
- Исследование темы:
- Книги по теме
- Курсы, лекции, мастер-классы других эксперторв
- Статьи
- Материалы на форумах
- Что даёт поиск по ключевым словам
Результат: списки ссылок с комментариями
1.3. Анализ содержания мастер-класса
1.3.1. Первый цикл анализа мастер-класса
Шаг первый
Классифицируйте свой мастер-класс по виду, типу и уровню сложности:
- Виды (цели) мастер-классов (семинаров):
- для информации
- для развлечения
- для понимания
- Типы мастер-классов:
- Практический
- Теоретический
- Уровни сложности мастер-классов:
- Содержание понимается слушателем без усилий, мастер-класс не содержит ничего такого, что нельзя понять немедленно.
- Информация поначалу не усваиваются в полном объеме и требует от слушателя дополнительных усилий для понимания.
Шаг второй
Передайте целостную суть своего мастер-класса в одном предложении или максимум в двух (в рамках краткого абзаца): определите тему и основную мысль.
Шаг третий
Перечислите основные части (разделы) мастер-класса, покажите, как они организованы в единое целое, в каком порядке расположены относительно друг друга и всего мастер-класса.
Шаг четвертый
Перечислите какие проблемы вы затрагиваете. Мастер-класс должен содержать сообщение (желательно оригинальное) – вы должны начинать с рассмотрения проблемы, заканчивая её решением. Мастер-класс посвящен решению конкретных проблем, крайне желательно связать эту проблему с проблемой бизнеса, для решения, которой осуществляется рассматриваемая на мастер-классе настройка.Мастер-класс может содержать один или несколько ответов для одной проблемы.
Финальным результатом первого цикла подготовки становится выявление основных проблем, которые стремится решить автор в своём мастер-классе.
1.3.2. Второй цикл анализа мастер-класса
Первый шаг
Составьте список ключевых слов своего мастер-класса. Дайте им определения или напишите пояснения для слушателей, что эти слова значат.
Шаг второй
Отметьте наиболее важные слайды и определите утверждения, которые они содержат.
Третий шаг
Сформулируйте основные предлагаемые решения, рекомендации.
1.4. Планирование выступления
- Всегда и во всем:
- Рассказать, что вы собираетесь рассказать
- Рассказать это
- Рассказать, что вы рассказали
- Укрупненный план (готов)
- Детальный план с таймингом по 10 минут
- Сделайте карточки с планом выступления и /или ключевыми словами
1.5 Подготовка к выступлению
- Обязательно прослушать одну-две аудиокниги по публичным выступлениям (например, Радислава Гандапаса).
- Подготовка начала мастер-класса:
- Самопрезентация
- Представление и опрос слушателей
- Приёмы, шутки
Вступление
- Поприветствовать и поблагодарить аудиторию за присутствие
- Создать интерес к мастер-классу (см. ниже)
- Сообщить тему семинара
- Проинформировать, когда вы будете отвечать на вопросы
- Рассказать про логистику мастер-класса: расписание, питание, напитки, туалеты и т.д.
- Упражнение – растопить лёд – пожать руки …
7 способов начать выступление, чтобы вызвать интерес
- Презентовать проблему, которая нуждается в решении
- Презентовать общую цель
- Задать риторический вопрос
- Сделать шокирующее заявление
- Рассказать собственную историю
- Сравнить или провести контраст между способами решения или условиями
- Пообещать преимущества или пользу от слушания
- Подготовка завершения мастер-класса (как финального, так и перед перерывом)
- Текст резюме мастер-класса
- Первый шаг для тех, кто решил применить
- Опрос слушателей: достижение целей, удовлетворенность, …
- Подготовка к управлению эмоциями
- Эмоциональные истории
- Шутки
- Приёмы
1.6. План Б
- Если сломался компьютер: копии материалов (1) на флешке, (2) в облаке
- Если пропал доступ к системе: скриншоты
- Если сломался проектор
1.7. i-Подготовка
- Хорошо покушайте (но не переедайте)
- Не упортребляйте алкоголь, слишком ного кофе и сладкого, чтобы не быть слишком возбужденными
- Прогуляйтесь перед сном, чтобы экстравертироваться и лучше спать
- Будьте опрятны
- Оденьтесь и обуйтесь соответствующим способом, чтобы простоять на ногах спокойно долгое время
- Не надевайте новую одежду или обувь
2. Проведение мастер-класса
2.1 Утром в день выступления
2.1.1. Преодоление нервозности
Советы по преодолению нервозности:
- Думайте о том, как хорошо будете себя чувствовать после
- Найдите в теме что-то, что захватывает вас
- Закройте глаза и несколько раз медленно глубоко вдохните
- Закройте глаза и представьте себя, проводящего отличное выступление
- Перед выступлением сделайте несколько физических упражнений
- Напишите причины, почему вы нервничаете
- Повторяйте снова и снова: “Я смогу это сделать!”
2.1.2. Проверка
- Исследование места выступления (посидеть на всех крайних местах)
- Проверка технической готовности
2.2. Во время выступления
2.2.1. Содержание выступления
- Убедитесь в том, что ваш голос достаёт до последних рядов аудитории
- Будьте осторожны в выборе шуток (раса, религия, культура, аудитория)
- Если аудитория настроена враждебно, оставайтесь вежливым
- Вовлекайте аудиторию через вопросы и упражнения
- Отвечайте на вопросы, никогда не расстраивайтесь из-за вопросов
- Следите за таймингом, положите часы и план перед собой
- Если вы ошиблись, проигнорируйте это и продолжайте выступление или вернитесь к этому, чтобы вызвать смех в аудитории
- Самое важное: “Не старайтесь быть тем, кем или чем вы не являетесь”
2.2.2. Энергетика выступления
- Варьируйте тон, звук, скорость и эмоции, чтобы не быть монотонным
- Останавливайтесь в драматическом моменте
- Увеличивайте скорость, чтобы показать накал страстей
- Делайте паузу, чтобы произвести эффект или что-то подчеркнуть
- Передвигайтесь, чтобы не терять интерес аудитории
- Стойте прямо
- Улыбайтесь, когда говорите о приятном и наоборот
- Если аудитория заскучала, вызывайте энтузиазм
2.2.3. Зрительный контакт
- Смотрите на аудиторию, когда вы выступаете, общайтесь со всеми, особое внимание дальним рядам и крайним местам
- Если аудитория небольшая – смотрите на каждого человека недолго
- Если аудитория большая – смотрите на маленькие группы, переходя взглядом от одной к другой
- Посмотрите на аудиторию прежде, чем начать мастер-класс
- Варьируйте тон, звук, скорость и эмоции, чтобы не быть монотонным
- Не читайте план (сценарий) выступления – используйте карточки
3. После выступления
Останьтесь после мастер-класса и пообщайтесь со слушателями.
Получите обратную связь от:
- Слушателей:
- заполнение Анкет обратной связи
- слушайте внимательно отзывы, записывайте; оставьте свои контакты для отзывы
- Организаторов
- Самого себя: будьте честны перед собой, что получилось, что нет, что понравилось, что надо будет изменить (запишите!)
На что обратить внимание:
- Аудитория получила, что она хотела от мастер-класса?
- Как они смогут использовать освещенную тему после мастер-класса?
- Вели ли и звучали ли вы себя уверенно?
- Достаточно ли громко вы говорили?
- Ответили ли вы на все вопросы?
- Понравилось ли вам?
Обязательно:
- сохраните все материалы,
- максимально всё запишите, не надейтесь на свою память
- проведите честную работу над ошибками.
4. Работа с сопротивлениями
4.1.Основы понятия сопротивления
Определение сопротивления
Сопротивление в мастер-классе – противодействие тренеру
Сопротивление чаще всего выражается в том, что участник или группа участников не соглашается с какой-либо идеей (утверждением) или отказывается что-либо сделать.
В сопротивлении есть свои плюсы, однако на мастер-классах, которые являются по своей сути краткосрочными тренингами, сопротивление лучше снижать.
Причины сопротивления по Фрейду
- Недоверие
- Страх
- Протест
- Желание сохранить статус кво
- Перенос (трансфер)
1) Недоверие: участники не всегда доверяют актуальности и глубине знаний тренера, его опыту.
Рецепт: переписываем информацию о себе, хорошо готовим элеватор-питч, уделяя особое внимание актуальности темы мастер-класса, глубине ваших знаний по ней и широте опыта.
2) Страх: участники боятся упражнений, опасаются показаться не успешными, продемонстрировать свою некомпетентность и несостоятельность.
Рецепт: следим и думаем …
3) Протест: люди протестуют, что их заставили пойти на этот мастер-класс.
Маловероятно, но может быть и у нас.
4) Желание сохранить статус кво: желание сохранить свои убеждения, своё положение, свой стиль поведения, тяготиться необходимостью перемен.
Рецепт: думаем, что “задеваем” в своём мастер-классе, как это обойти.
5) Перенос: перенос негативного отношения к руководителю на тренера.
Рецепт: …. учимся и запоминаем
Цели плохого поведения по Р. Дрейкурсу
(цель поведения: описание поведения)
- Внимание: постоянные попытки сосредоточить другого человека на себе, заставить его думать и заботиться о себе, получить от него одобрение и похвалу.
- Сила и Власть: постоянные попытки сделать по своему, настоять на своем, управлять, доказать свою силу и значимость.
- Месть: постоянные попытки причинить психологическую боль, критика, сарказм, насмешки, стремление принизить, задеть, уничтожить, чтобы отплатить зло, причиненное ранее другими людьми.
- Покой: постоянные попытки отклониться от активности, сохранить свою изолированность, не включаться в процесс; стремление к покою часто обусловлено страхом проявить несостоятельность.
Формы проявления сопротивления по З. Фрейду
- Мантия усилия: комментирование каждого слова тренера (случай из практики и т.п);
проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;
цели: Внимание, Сила и Власть, Месть, Покой;
для работы подходят техники – Согласие, Гейша, Капитуляция, Предоставление особой роли, Сепаратные переговоры, Просьба, марк Аврелий, Использование энергии группы, Использование внешних сил.
- Черная дыра: тихий разговор двух участников (отказываются делиться вслух со всеми), как вариант – уткнуться гаджет;
проявляется как Саботаж;
цели: Внимание;
для работы подходят техники – Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба.
- Молчание: “мне пока ничего не приходит в голову” (отвечает участник на любой вопрос)
проявляется как Саботаж;
цели: Внимание, Сила и Власть, но чаще всего это Месть
для работы подходят техники – Гейша, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий.
- Высмеивание: попытки поставить происходящее в смешном свете, как карикатуру.
проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;
цели: Внимание, Сила и Власть, но чаще всего это Месть;
для работы подходят техники – Согласие, Гейша, Капитуляция, Сепаратные переговоры, Просьба, марк Аврелий, Использование энергии группы, Использование внешних сил.
- Уклонение и уход: отвлечение на бытовые темы, переключения на “частые и мудрые размышления”
проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;
цели: Покой, но это могут быть также Внимание, Сила и Власть, иногда Месть;
для работы подходят техники – Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий.
4.2. Причины сопротивления
Причины вторичного сопротивления
- Затягивание времени: люди часто привыкли жить быстрее, чем проходит тренинг, когда некуда девать энергию люди начинают сопротивляться.
- Неточность: неточность формулировок вызывает непринятие и и возмущение.
- Отсутствие признание со стороны тренера: если в начале тренинга участник представился “важным”, а вы его не похвалили, не спросили, не …, ждите “обратки”.
- Малая информативность: если до первого кофе-брейка участники не получили ни крупицы ценной информации, жди сопротивления …
- Отсутствие интриги: если участникам не любопытно, что будет дальше, то жди пассивных форм сопротивления.
- Заражение: помимо скуки тренер может заразить группу раздражением, беспокойством, неуверенностью в себе, унынием, … ; тренер может заразить группу своим собственным сопротивлением.
- Интервенция: нарушение границ другого человека вызывает сопротивление.
- Обман ожиданий: если обещания не выполнены, сопротивление тренеру обеспечено.
4.3. Общий алгоритм работы с сопротивлением
- Гейша или Согласие
- Определить цель
- Применить соответствующую технику
- Внимание: Особая роль, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий
- Сила и власть: Капитуляция, Особая роль, Просьба, Сепаратные переговоры
- Месть: Просьба, Марк Аврелий, Особая роль, Сепаратные переговоры
- Покой: Сепаратные переговоры, Марк Аврелий, Особая роль
4.4. Техники работы с сопротивлением
Мастер-класс «Как составить сценарий экологического спектакля?»
Цель: формировать умение написания экологического спектакля с использованием нетрадиционных приемов
На ширме расположены изображения: дерево, облако, солнце, улитка, гриб.
Читаю стихотворение-проблему:
– Мы с вами – люди-практики,
Уверена я в вас,
И составлять сценарии
Случалось много раз.
И пусть литературы тьма
И материал неплох,
Но идеального подчас
Не встретишь – видит бог.
Вот за вопросом ждёт вопрос:
«Что взять? Как поступить?
Из ситуации любой
Ведь должен выход быть?»
Музыкальный руководитель:
Какой выход вы предлагаете? Что бы вы посоветовали в данной ситуации? (взять готовый, сочинить самим, модифицировать из разных источников). А приходилось ли вам самим составлять сценарий? Сценарий чего вы составляли?
Зачастую приходится проявлять своё авторство, творчество.
Музыкальный руководитель:
А что такое сценарий? (ответы).
Методика музыкального воспитания даёт такое определение сценарию.
Сценарий – это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, даётся конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников.
Давайте остановимся на спектакле. А для чего нам нужны спектакли? (развлечь, научить чему-то, проиграть какую-то жизненную ситуацию на примере сказочных героев; использовать как самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. А можно использовать как часть большого праздника, так как спектакль – это зрелищно, ярко, свежо, поучительно и т.д.)
Что они развивают? (речь, артистические способности, коммуникативные навыки).
Что вы учитываете при составлении сценариев? (ответы)
Музыкальный руководитель:
Но, чтобы написать сценарий, необходимо знать требования к его написанию
(перевернуть листок на картинке «облако»). Сценарий должен:
- соответствовать теме, цели, задачам мероприятия
- иметь интересный, увлекательный сюжет
- каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим
- действия развиваются по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам
- каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы поучимся составлять сценарии на примере детского спектакля (появляется колобок).
Колобок:
Сколько лет живу в одной сказке, а она никак не меняется, так хочется чего-то новенького. Путешествуя по планете, я собрал много новых идей, что с ними делать я не знаю? Может быть вы мне поможете?
(Передать колобка для активизации зрителей)
Музыкальный руководитель:
Что такое спектакль? (форма развлечения) С какими видами искусства он связан? (музыка, литература, театр).
Всем известно выражение: «Театр – игра и все мы в ней актёры». Также и спектакль изначально является театрализованным действом, с определённым сюжетом. Недаром говорят: «Спектакль надо играть».
Музыкальный руководитель:
А какие виды театра вы знаете? (кукольный, теневой и др.).
Для передачи образов любого спектакля важно уметь разрабатывать композицию, т.е. построение данного действа, имеющую определённую цельность.
Сегодня мы с вами попробуем стать сценаристами спектакля и научимся осуществлять творческий замысел на примере всем известной русской народной сказки «Колобок». Но для начала познакомимся со структурой построения, которую нужно учитывать при составлении сценария:
- тема мероприятия
- время проведения (не более 40 минут в старшем возрасте)
- место проведения
- возраст аудитории
- задачи представления
- единая сюжетная линия
- сценический ход, эпизоды
- кульминация
- приемы активизации участников представления
- работа со зрителями
- музыкальное и техническое оформление
(Перевернуть листок на картинке «солнце»).
Колобок знает много игр, вот одна из них «Топ-топ-хлоп». Поиграем? (делятся на команды: первый топает, второй – хлопает и т.д.).
Как я уже говорила, мы обратимся к известной русской народной сказке «Колобок», только на новый экологический лад. Который, например, можно будет использовать как составную часть грядущего экологического праздника «День Земли».
При составлении сценария предлагаю учесть составные части сценария:
- экспозиция – начало представления (знакомство с героем, обстоятельствами, местом действия)
- завязка – первый показ конфликта, столкновение (непродолжительный по времени)
- развитие действия – эпизоды, которые в той или иной форме знакомят зрителей с обстоятельствами, свидетелем или участником, которых становится главный герой
- кульминация – решительный поворот событий, борьба, столкновение. Яркая, острая, эмоциональная часть сценария, наивысшая точка эмоционального напряжения
- развязка – решение конфликта (иногда совпадает с кульминацией)
- финал – завершение всего
- пролог, эпилог – вступительное и заключительное слово
(Перевернуть листок с рисунком «улитка»).
Эта подсказка поможет вам проанализировать свою работу.
Из своих странствий колобок принёс много новых свежих идей, похожих на первые весенние листочки.
(По ходу знакомства с приёмами, переворачиваю листочки).
Для того чтобы облегчить написание сценария и украсить его сюжет, мы познакомимся с необычными приёмами, которые помогут вам. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания, все они потребуют от вас воображения. При выполнении каждого задания, старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный сценарий, работаем быстро.
Итак, первое задание:
Вы можете использовать все приемы или только один, два
Приёмы работы:
1) Сочинить начало сказки с заданными персонажами: пекарь и повариха, кондитер и девушка.
2) В лесу экологическая катастрофа. Изменить характер и действия героев, которых встретил колобок («Сказка наизнанку»).
3) Что будет, если колобок превысит или замедлит скорость движения по лесу во время пожара, наводнения, засухи и т.д.? («Ускорение-замедление», «Динамичность-статичность»).
4) Придумать ситуацию, в которой качество и свойства персонажей меняются на противоположные: вкус, цвет. (Инверсия)
5) Что будет, если колобка испекут из песочного или дрожжевого теста (Дробление-объединение).
6) Придумайте ситуацию, когда колобок изменился в размерах, чтобы избежать опасности («Увеличение – уменьшение»)
7) Что бы произошло, если бы лиса не съела колобка? («фантастическая гипотеза»).
Музыкальный руководитель:
Сценарий детского спектакля вы сможете использовать как самостоятельную форму развлечения, так и составную часть любого праздника.
Поделитесь тем, что вы сегодня нового узнали? Какие новые приёмы? Какой прием вас больше заинтересовал? Где их будете применять? Понятно ли как с ними работать? Возникло ли у вас желание посетить библиотеку в поисках интересных приёмов?
Обратите внимание на картинки. Какое слово у нас получилось? По начальным буквам: ДОСУГ – это ключевое слово нашей встречи.
Музыкальный руководитель:
Под прекрасные звуки музыкального треугольника я бы хотела сказать, что мне было приятно сотрудничать с такими творческими людьми. Ваши сценарии радуют. Они востребованы. Вы – настоящие сценаристы. Прошу вас выразить свои впечатления от нашей встречи на листах бумаги, лежащих на столах.
Благодарю всех за активную творческую работу и внимание!
Мастер-класс – прекрасная возможность поделиться своими экспертными знаниями и навыками и ближе узнать клиентов или подписчиков. В этом материале поговорим о том, как провести мастер-класс, и рассмотрим этапы его подготовки.
Что такое мастер-класс
Мастер-класс (МК) представляет собой интерактивную форму обучения и обмена опытом, название которой происходит от английских слов: «master», что означает «лучший в какой-либо области», и «class» – переводится как «занятие, урок». МК является одним из самых эффективных способов передачи своего мастерства тем, кто желает быстро им овладеть.
В отличие от некоторых других форматов обучения, в мастер-классах важна наглядность, и информация должна подкрепляться практическими навыками. Такие занятия проводятся профессионалами, которые глубоко погружены в определенную сферу и являются в ней экспертами. Специалист демонстрирует свой опыт, помогая участникам мастер-класса быстро освоить навыки, связанные с тематикой данного занятия.
Поскольку вся теоретическая информация подкреплена практическими действиями, она хорошо запоминается и легко усваивается. Специфика МК заключается в тесном контакте эксперта, выступающего в роли ведущего, и участников, в возможности личного общения с каждым пришедшим на обучение. Поэтому в офлайн-формате мастер-классы, как правило, проводят в составе малых групп (до 15 человек).
Чтобы сделать занятия особенными, у ведущего должна быть личная концепция работы, мастер должен иметь собственные приемы, отличные от методов других экспертов.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Организация мастер-классов
Чтобы сделать полезный мастер-класс, необходимо уделить достаточно внимания его подготовке. На этом этапе следует:
- Выбрать тему МК и обозначить идею, через которую будет раскрыта данная тема. Для этого нужно детально определить главную цель проведения мастер-класса, а затем разделить ее на несколько конкретных задач, которые требуется донести до участников.
- Следующий шаг – определение целевой аудитории с учетом возраста, профессии, интересов, а также уровень ее осведомленности в тематике мастер-класса. Чем более точный портрет ЦА вы составите, тем проще будет заинтересовать пришедших на занятие.
- Выберите формат проведения МК, который поможет передать участникам ваши знания, а также получить позитивную обратную связь от учащихся. Формы проведения мастер-классов мы разберем ниже.
- Необходимо разработать проблему, которая сможет заинтересовать учащихся и мотивирует их к работе на мастер-классе.
- Затем следует подготовить план практического занятия с четко прописанными алгоритмами временных рамок, которые вы отводите на занятие.
- Если вы собираетесь проводить мастер-класс не в онлайн-формате, найдите место для занятия, подходящее под количество участников и другие требования.
После подготовительных действий следует активный этап проведения мастер-классов.
Перед началом МК проверьте, все ли необходимое на месте, протестируйте работу всего технического оснащения: колонок, микрофона, проектора. Для мастер-классов, проводимых онлайн, настройте работу сервиса для проведения видеоконференций на своем компьютере и возможность подключения участников.
В начале занятия не забудьте поприветствовать участников, немного рассказать им о себе и дать краткое описание мастер-класса. Старайтесь говорить внятно, меняйте интонацию, излагайте информацию понятно и четко. Ведите себя естественно, и не стоит забывать о жестикуляции и мимике.
Для создания доверительной атмосферы хорошо бы запомнить имена всех учащихся, чтобы вы могли обращаться к каждому лично. Старайтесь уделять внимание каждому участнику МК. Помните о времени: вовремя решайте все задачи, поставленные в ходе мастер-класса.
Заключительный этап проведения МК – подведение итогов как для учеников, так и для ведущего. При этом промежуточные итоги могут подводиться и по ходу занятия. В конце также важно получить от участников обратную связь.
Обращайте внимание на обсуждаемые аудиторией проблемы. К примеру, вы посвятили мастер-класс контенту для социальных сетей, но обнаружили, что многим участникам интересно создание роликов для YouTube. Тогда, если ваша специализация – работа с контентом, на следующем мастер-классе вы можете рассказать ученикам о сильном сценарии.
Читайте также
План проведения мастер-класса
Как правило, структура мастер-класса включает в себя:
- Вступительную часть, в которой ведущий дает необходимые целевые установки, раскрывает цели мастер-класса в целом, а также содержание его отдельных составных частей.
- Далее следует основная демонстрационная часть.
- Третья часть мастер-класса состоит из комментирования наиболее значимых моментов. Ведущему необходимо пояснить те элементы своей работы, которые, по его мнению, наиболее важны.
- Заключительная часть МК состоит из обсуждения занятия самими учащимися и подведения итогов ведущим мастер-класса.
Формы проведения МК
Мастер-класс может представлять собой практическое занятие, на котором участники повторяют за ведущим его действия. Обычно в начале такого занятия эксперт проводит небольшую лекцию на тему МК. После окончания мастер-класса этого типа учащиеся приобретают умение выполнять определенные действия, также результатом могут быть конкретные вещи, например, созданный своими руками букет на мастер-классе по флористике или приготовленное блюдо на занятии по кулинарии.
На имитационном мастер-классе ведущий имитирует выполнение определенных действий, к примеру, проведение какого-либо упражнения из бизнес-тренинга. После занятия преподаватель проводит разбор техник и действий с участниками.
Мастер-класс также может представлять собой лекцию с демонстрацией видеозаписи процесса выполнения работы. Позаботьтесь о том, чтобы видео было хорошего качества, дабы участники четко видели все действия, детали и нюансы процесса. Во время показа видео эксперту необходимо комментировать происходящее на экране, останавливать воспроизведение, возвращать назад и повторять сложные моменты выполнения работы.
Особенности мастер-классов, проводимых онлайн
Технологии не стоят на месте, и сегодня множество мастер-классов проводится онлайн. Рассмотрим плюсы и минусы этого формата обучения.
К достоинствам онлайн-занятий можно отнести неограниченное число участников, так как вы не будете зависеть от площади помещения, к тому же избавитесь от затрат на аренду. В интернете существует множество онлайн-площадок с доступной стоимостью использования, где можно проводить мастер-классы.
Онлайн-занятия отлично подходят для занятых людей. Даже если участник опоздает на урок или ему придется ненадолго отвлечься, пропущенную часть, как правило, он сможет увидеть в записи.
Кроме того, мастер-классы, проводимые онлайн, доступны всем, у кого под рукой имеется компьютер или планшет с выходом в интернет. Не важно – находится ли человек дома, в путешествии, проживает в крупном городе или в маленьком поселке.
Однако широкая география участников может считаться и недостатком из-за разницы во времени. Бывает сложно выбрать время занятия, если учащиеся находятся в разных часовых поясах. Поэтому перед определением времени мастер-класса желательно провести опрос среди участников, а тем, кто не сможет присутствовать на занятии, предоставить видеозапись.
Минусом онлайн-формата можно считать и слабую обратную связь. У ведущего не получится отследить прогресс каждого ученика, помочь конкретному участнику советом и указать на упущения, что отрицательно сказывается на эффективности обучения.
Заключение
В заключение перечислим ряд важных характеристик ведущего мастер-класса, на которые стоит обратить внимание.
Эксперт, проводящий занятие, должен обладать харизмой, хорошей дикцией, грамотной речью, иметь четко выстроенную логику объяснения. Пригодятся навыки общения, умение импровизировать, управлять незапланированными ситуациями, отсутствие скованности и лидерские качества. Важна также способность придерживаться заранее разработанной структуры занятия и умение раскрывать таланты других.
Как написать сценарий — пошаговый мастер-класс для начинающих, фото инструкция с образцами, примерами и советами
Порою случается, что получаете задание снять фильм или видеоролик. Но вы абсолютно не представляете, с чего начать. Первым делом, следует самому написать сценарий.
Бояться этого не нужно – не боги горшки обжигают. Просто сосредоточьтесь, определитесь, что будет сниматься – драма или комедия – и беритесь за работу.
Должна быть мотивация
Мы подскажем, как написать сценарий к фильму, чтобы не пришлось в дальнейшем переписывать написанное или начинать всё с нуля. Прежде всего, уясните, что по вашему сценарию будет сделана постановка, то есть какое-то действие. Значит, нет смысла описывать красоту природы или внутренние переживания и сомнения героя.
Сценарий не имеет ничего общего с сочинением, повестью, романом. От вас требуется придумать и разложить по полочкам последовательность действий главных и второстепенных героев и их диалоги между собой.
Когда будете писать, постоянно представляйте, что будут чувствовать зрители, и как станут реагировать на показанное действо.
Обозначьте интригу
Даже не зная, как правильно написать сценарий, начните с придумывания истории, которую хотите поведать людям. Кратко опишите её в 2-3 предложениях. У вас получится логлайн, от которого в дальнейшем будете отталкиваться.
Никто не захочет смотреть милое доброе видео, если в нём не будет присутствовать конфликта. Уже в момент написания логлайна, обязательно отобразите такие главные моменты повествования:
- Наличие главного героя;
- Присутствие его врага;
- Очертите круг проблемы;
- Опишите конечную цель устремлений главного героя, несмотря на палки в колёса, которые постоянно вставляет его враг.
К примеру:
- Боксёру-неудачнику вдруг предоставляется шанс стать чемпионом мира, если он осмелится сразиться с действующим чемпионом. Принять судьбоносное решение ему помогает возлюбленная, благодаря которой он поверил в свои силы.
- Владелец кафе в оккупированном нацистами Марокко неожиданно встречает свою экс-супругу, которая приехала туда вместе с мужем. Героизм мужчины настолько поражает главного героя, что приходится выбирать между вновь вспыхнувшим чувством и патриотизмом.
Догадались, о каких знаменитых фильмах идёт речь? В первом случае это «Рокки», во втором – «Касабланка».
Вы должны написать что-то подобное. Прочитайте завершённый логлайн своим знакомым, внимательно понаблюдав за их реакцией – зацепит или нет их подобное повествование? Если да, можно продолжать работу. Если никто не проявит интереса, придётся доработать logline.
Старайтесь не спешить. Тщательно обдумывайте все идеи, приходящие в голову. Записывайте их, чтобы потом сравнить и остановиться на самом подходящем варианте. Выберите главную ключевую мысль будущего сценария и исходите в дальнейших действиях именно из неё. В итоге у вас получится новый, более удачный логлайн.
Разработайте структуру сценария
Чтобы написать сценарий для видеоролика, следует разработать три основные части:
- Начало – введение зрителей в мир героя, знакомство с ним и его ближайшим окружением.
- Средняя часть – самая большая. У главного героя начинаются проблемы, и узел проблем всё больше запутывается.
- Заключительная часть – главный герой добивается поставленной цели, побеждает врага, и наступает всеобщее ликование.
Вам придётся определиться, к какому жанру будет относиться ваше кино – комедия, мелодрама, триллер, фантастика. Исходя их этого, пропишите события, которые будут развиваться в каждой из трёх частей.
Именно на этом этапе работы следует придумать название фильму. Возможно, в итоге ваше детище получит совершенно другое название, а это останется рабочим.
Придумайте персонажей
Теперь займитесь персонажами. Определитесь, сколько их будет, и наделите определёнными чертами характера. Чтобы зрители поверили в реальность их существования, старайтесь брать прототипы из реальной жизни.
Да и некоторые из подслушанных диалогов без зазрения совести можно вписать в сценарий. Ни один автор не придумает лучшего сценария, чем обычно подбрасывает нам сама жизнь.
Не следует делать из главного героя супермена или идеального человека. Таких в реальности не существует. Пусть у него будут какие-то слабости и недостатки, но он постоянно старается их преодолеть. Увидев подобный персонаж, зритель найдёт что-то общее с самим собой и проникнется к герою симпатией и сочувствием.
Не спешите показать все прелести задействованных в сценарии лиц в самом начале повествования. Раскрывайте их хорошие и не очень качества постепенно под действием каких-то внешних обстоятельств.
Процесс написания и правка
Прежде чем приступать к работе, раздобудьте пример написанного сценария и внимательно изучите его. Распишите все эпизоды, из которых будет состоять ваш фильм. Вначале сделайте это схематически, в виде плана.
- Тщательно продумайте, какие события будут связывать каждый из эпизодов. Должно получиться цельное взаимосвязанное повествование, а не обрывки и недомолвки диалогов, в которых зритель сам должен додумывать логику и последовательность.
- Детализируйте все диалоги, пропишите все поворотные события, заставляющие главного героя поступать именно так, а не иначе.
- Закончив сценарий, отложите его на некоторое время. Займитесь другим видом деятельности. Затем снова возьмите в руки свой труд, перечитайте и подкорректируйте в нужных местах. Желательно повторить подобное действо несколько раз. В идеале – шесть.
- Особенно обращайте внимание, чтобы не было фраз в прошлом и будущем времени. Всё, о чём идёт речь, происходит именно сейчас. Так что фразы типа «Он сел в такси» или «Она прочитала книгу» присутствовать не должны.
- Хотя никто не возбраняет вам применять прошедшее и будущее время в диалогах. Герои вполне могут вспоминать былые события или заглядывать в будущее, мечтая о чём-то.
- Если замахнулись на написание сценария сериала, то возможно, не будете знать вначале, чем всё закончится. Просто придётся по ходу дела заталкивать героя в разные щекотливые ситуации. Но с фильмами или пьесами подобного быть не должно. Написали план и строго следуйте ему в работе.
Образец готового сценария можете выносить на суд родительского комитета, театрального кружка или других заказчиков, ради которых так старались и потратили уйму времени. Удачи в написании!