Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос интересной и всесторонне развитой личностью. В современном мире все большее внимание уделяется развитию детского потенциала, специалисты подчеркивают, что именно в раннем возрасте закладывается фундамент будущей успешности ребенка и советуют всячески поощрять детскую любознательность и желание учиться.
Но не всегда это оказывается легко. Зачастую учеба превращается в мучительный процесс, когда родители и ребенок теряют нервы и время, при этом результат получается весьма сомнительным. Особенно часто это касается математики, за лесом из цифр и непонятных условий, ребенок не ухватывает суть задания, механически повторяет пройденное на уроке, не умея применять новые знания, не думая и не пытаясь самостоятельно найти решение.
В непростой задаче обучения ребенка основам математической науки помогут репетиторы по математике онлайн. В школе Skysmart методисты и репетиторы учитывают возрастные особенности детей — уроки для дошкольников и учеников младших классов наполнены интересными играми и такими действенными инструментами, как математическая сказка.
Математическая сказка
Специалисты по детской педагогике отмечают, что стоит пробудить в ребенке интерес, и он совсем по-другому начинает относиться к заданиям на уроке и дома. В работу включается творческая составляющая, которая стимулирует детское воображение, помогает удерживать внимание на задаче и с интересом устремляться на поиски правильного ответа. Даже самые заядлые троечники вдруг начинаю получать удовольствие от решения задачек и проявляют незаурядный ум и смекалку. И всех только радует домашнее задание по математике на тему «Математические сказки».
Отличительной особенностью такой сказки является то, что действующими лицами в ней являются цифры, геометрические фигуры, различные математические понятия. Вникая в сказочный сюжет, ребенок, сам того не осознавая изучает новые правила и математические действия, осваивает их логику и учится применять на практике.
5 полезных советов, как самому придумать сказку.
Волшебство слов, или как придумать самоисполняющуюся сказку
Что такое метафора
Математические сказки применяют с самого раннего возраста, уже в 2-3 годика можно успешно объяснять, что такое цифры на примере простейших историй. Математическая сказка про единицу познакомит с первой цифрой и поможет малышам быстрее освоить счет. Дошколятам постарше уже будет интересно следить за динамичным сюжетом, где между цифрами и фигурами случаются ссоры и примирения, ну, а, школьники не только с удовольствием выслушают историю и помогут действующим лицам найти решение, но и быстро включаться в процесс придумывания детективного сюжета и с легкостью расскажут свои собственные математические сказки, в которых, скажем, «жила-была упрямая задача».
Чем хороша математическая сказка?
У математической сказки много плюсов и пользы. Ведь она:
- пробуждает у ребенка интерес к математике;
- стимулирует развитие творческих способностей;
- помогает лучше уловить суть задания;
- учит до всего доходить своим умом, не бояться мыслить нестандартно;
- создает игровую ситуацию на уроке, которая позволяет разрядить обстановку и вовлечь детей в процесс поиска решения.
Многие образовательные учреждения успешно используют в процессе обучения вышеперечисленные положительные моменты, разрабатывая под сказки отдельный проект. Математические сказки позволяют сделать уроки более интересными и разнообразными, формируя у детей аналитическое мышление и позитивное восприятие школы.
Математическая сказка «в домашних условиях»
Если вы решили, что и вашему ребенку будет полезно послушать математические сказки, а заодно освоить новые знания и навыки, то можно купить книгу, где вы найдете множество интересных задачек в игровой форме на любой возраст и уровень подготовки. На просторах интернета также предлагается немало интересной информации, сказочных историй и рассказов о жизни цифр и геометрических фигур.
Но гораздо интереснее было бы придумать сказку самостоятельно, либо вдвоем с ребенком. В этом случае у вас будет своя собственная, уникальная и ни на что непохожая история, с динамичным или, наоборот, плавным сюжетом на ваш вкус. Вы можете заставить действующие лица конфликтовать, совершать ошибки, ссориться и мириться, погружая, таким образом, своего ребенка в интереснейший фантазийный мир, который решает весьма практические задачи, тренируя смекалку и укрепляя знания юного математика. Нет лучшего способа освоить геометрию, чем математические сказки. Треугольник и квадрат, ноль и остальные числа, и даже дроби и знаки умножения и деления могут стать персонажами сказки.
Как придумать математическую сказку
Для того, чтобы грамотно и качественно придумать математическую сказку, вам потребуется совершить следующую последовательность действий:
- Определяем область знаний, которой будет посвящена сказка. Это может быть уже пройденный материал, который ребенок недостаточно хорошо усвоил, или какие-то совсем новые понятия и арифметические действия, которые надо объяснить понятным языком.
- Определившись с материалом для проработки, начинаем подбирать действующих лиц из числа понятий, фигур или цифр, которые относятся к данной области знаний.
- Придумайте действующим лицам характеры и раздайте роли. Выберите, кто будет смирным и спокойным, а кто наоборот удивит склочностью и раздражительностью. Очеловечивание цифр и математических величин обычно вызывает живейший интерес со стороны ребенка. Посоветуйтесь с ним, как он представляет себе, например, единицу – скорее всего он ответит, что это вечно худая и недовольная тетенька. В общем здесь есть, где разгуляться вашей творческой фантазии.
- Чтобы математическая сказка удерживала внимание, используем простейший прием, который применяют все писатели – завязка сюжета. В сказочной стране, населенной цифрами и геометрическими фигурами должно произойти что-то невероятное и интригующее. Кто-то с кем-то подерется, потеряется или наоборот найдет что-то интересное, главное передать суть математических понятий, придать смысл действиям героев.
- Ну и, конечно, же завершающим этапом должно стать непосредственно решение задачи – герои мирятся, выясняют кто прав, а кто нет и как они должны правильно себя вести, чтобы не нарушать математические законы, аксиомы и теоремы, которым они подчиняются.
- В завершении обязательно придумайте название для сказки, чтобы потом ребенок мог легче ее вспомнить и применить полученные знания.
Прочитав подобную сказку, ребенок уж точно не останется равнодушным и запомнит то, что вы хотели до него донести.
А теперь попробуем применить на практике вышеописанный алгоритм и придумаем сказку про геометрические фигуры.
- Дошкольники должны хорошо ориентироваться в простейших геометрических фигурах, знать их названия и основные свойства. Наша сказка будет посвящена изучению именно этой области. После знакомства со сказкой дети должны хорошо представлять как выглядит круг, квадрат, овал, ромб, треугольник, в чем их сходство и отличие.
- В соответствии с поставленной задачей действующими лицами будут геометрические фигуры.
- В нашей сказке круг и овал станут добрыми героями, которые стараются всех помирить и задобрить, а фигуры с острыми углами – ромб и треугольник, наоборот, закоренелые вредины, постоянно придумывающие новые козни. Есть еще квадрат и прямоугольник, которые живут немного на отшибе от остальных фигур, дружат друг с другом и везде появляются вместе.
- Завязкой сказки станет внезапная пропажа квадрата, который, то ли сам спрятался, то ли его просто потеряли. Никто не может сказать, где он.
- В ходе проведенного расследования выяснится, что по нелепой случайности квадрат разделился на два треугольника. И только смекалка его друзей может помочь вернуть его обратно.
- Поскольку у нас математическая сказка про квадрат, то и название ей надо соответствующее — «Таинственное исчезновение квадрата».
К сказке обязательно надо приложить соответствующие иллюстрации, чтобы ребенок наглядно видел, что из себя представляет каждая фигура.
Ну а теперь посмотрим, что же у нас получилось.
Сказка «Таинственное исчезновение квадрата»
В одной очень далекой стране, спрятанной в книге, где находятся все математические сказки, жили-были числа и разные фигуры. Страна эта называлась «Геометрия», поэтому и все ее жители носили названия геометрических фигур.
В маленьких аккуратненьких домиках с треугольными крышами жили Ромб и Треугольник, в домах побольше, с квадратной красной крышей расположились Квадрат и Прямоугольник, они были такими закадычными друзьями, что домики их стояли совсем рядом друг с другом, как будто не могли расстаться.
Ну, а, возле самой речки можно было увидеть необычные дома с плавной закругленной крышей для Круга и Овала. Больше всего на свете они любили играть в снежки, круг лепил снежки круглыми, как мячик, а Овал специально делал их немного приплюснутыми и кидался овальными снежками в прохожих, не слушавших его советов, поэтому зимой другие фигуры не очень любили подходить к их домикам.
Однажды, как обычно все фигуры прогуливались по главной улице, обменивались новостями и планировали ближайшие выходные, и тут они увидели бегущего к ним Прямоугольника, он заливался слезами и кричал, что его друг Квадрат исчез.
Фигуры страшно перепугались и стали оглядываться, звать Квадрата, искать его среди прохожих, но все безрезультатно. Даже известные забияки Ромб и Треугольник, притихли, больше не хихикали и не пытались уколоть другие фигуры своими острыми углами.
Круг и Овал, как умели, успокаивали Прямоугольника, гладили его, то по короткой, то по длинной стороне, уговаривая не нервничать. Жители волшебной страны были очень обеспокоены судьбой пропавшего Квадрата.
Овал, обожавший читать книги и давать всем советы, решил взять дело в свои руки и провести расследование. Тщательно опросив все фигуры и пересчитав у каждой углы, он заметил, что в городе откуда-то появилось два новых Треугольника, которые ни с кем не разговаривали и только тихонько плакали. Немного, подумав, овал попросил их взяться за руки, приставил их ближе друг к другу, и тут произошло чудо: на месте двух соединенных фигур появился искомый Квадрат.
Он рассказал, что утром решил достать с верхней полки свою любимую книгу с картинками, но не удержался на стуле, упал и, неожиданно, раскололся на две равные части, которые никак не хотели соединяться вместе и снова становиться квадратом. Только смекалка умного Овала спасла его и помогла снова стать прежним.
Все геометрические фигуры шумно восхищались Овалом. Прямоугольник обнимал найденного друга и не отходил от него ни на шаг. Спокойствие и порядок в стране Геометрия были восстановлены.
Такая нехитрая математическая сказка станет отличной помощью, для того, чтобы дошкольник быстро и легко запомнил названия основных геометрических фигур, их внешний вид и основные признаки.
Приложив совсем немного усилий, легко превратить обучение в интересную и увлекательную игру, которая доставит удовольствие взрослым и детям. Учите математику весело!
Еще про числа, математику и сказки вам подскажут эти материалы:
История возникновения цифр
Загадки и задачки с цифрами и про цифры
Пословицы и поговорки с числами
Цифры повсюду, цифры кругом… Стихи про цифры
Как научить ребенка счету и цифрам
Математическая пицца
Как научить ребенка считать
Как самому придумать сказку. — 5 полезных советов!
Путешествие в невероятный мир, или что такое медитативная сказка
Как придумать волшебную самоисполняющуюся сказку, или волшебство своими руками
В меру сложных вам математических задач!
С любовью,
Людмила Поцепун.
Загрузка…
Темы:
и т.д. Проект математической сказки. Для того, чтобы сочинить математическую сказку, за основу можно взять любую народную сказку и изменить. Учитывайте задания в сказке в соответствии с классом. В нашем случае сказка для 3 класса. Предлагаю свой вариант математической сказки “Репка”: Посадил дед репку. А в инструкции к семенам написано, что выдергивать ее надо ровно через 90 дней. Вот и посадил он ее 1 мая, а в конце июля собрался выдергивать Помогите деду сосчитать, сколько дней прошло с момента посадки, до того дня, когда он собрался репку выдергивать, если в мае 31 день, в июне 30 дней, а в июле 31 день (31+30+31 = 92 дня). Переросла репка, не смог дед один ее выдернуть. Позвал на помощь бабку, внучку, жучку, кошку, мышку. Сосчитайте, помогите деду, на сколько частей надо будет делить репку? (сложением: 1+1+1+1+1+1=6; умножением: 1*6=6). Выдернули репку. Каждому достались равные части репки, запиши дробью, сколько получил каждый от репки (1/6). Вот еще один проект математической сказки: Еще варианты математических сказок можно посмотреть здесь и здесь. система выбрала этот ответ лучшим Zolotynka 4 года назад Жили-были числа. Математическая сказка. __ Однажды дети играли во дворе в числа, но вдруг пошел дождь и они быстро разбежались по домам, оставив на траве две цифры – 7 и 0. Лежа рядом друг с другом цифры составляли число 70. 70 одиноко лежало посередине двора и скучало. Вдруг цифра 7 чуть-чуть приподнялась с земли, посмотрела на 0 и сказала: -А, знаешь ли ты, ноль, что 7 – у людей самая популярная и любимая цифра: существует всего 7 чудес света, 7 цветов радуги, 7 гномов в знаменитой сказке, а ноль никто не называет любимым, потому что ноль – это пустота, ничего. Только вместе с другими цифрами, ты становишься значимой. Цифра ноль помолчала и сказала: -Да, наверное, без вас, других цифр, – я ничто, но посмотри: когда меня нет рядом, ты всего лишь одинокая семерка, а как только я стану рядом с тобой твоя ценность увеличивается в десять раз! Разве это не повод держаться друг друга и дружить! В дружбе нельзя выяснять, кто лучше или главнее. -Твоя правда, сказала цифра 7. Всегда хорошо, когда рядом есть тот, что поддержит и придаст сил. Извини мою гордость и давай дружить на равных. ** Еще один вариант математической сказки “Жила-была упрямая задача” можно найти по этой ссылке. ** А здесь – история о том, Как подружились квадрат и треугольник. Точно в цель 3 года назад Очень интересный проект – по нему, на самом деле, можно много чего сделать. Ведь математика это наука, в которой переплетены множество других наук, поэтому все это можно в сказке и обыграть. Пришел как-то нолик к двойке с четверкой и говорит – никто не хочет со мной делится. Вообще никак. Все такие жадные, – пробормотал нолик, – а вот с вами почти все числа делятся, – сказал он крайне неуверенно. Ну, ничего страшного. Зато, представляешь, нас не существует в двоичной системе! – пытались утешить нолика двойка и четверка. А это как? – удивленно спросил нолик. Дело в том, что в двоичной системе существуют только два числа – единица и ноль. Ты как раз там есть, – выкрикнули одновременно числа. Вот так и подружились нолик и другие числа – ведь каждый из них имеет свои особые свойства, и каждая из этих цифр выделяется на фоне остальных. Санитарный врач 3 года назад Математика 3 класс. Проект по математике (3 класс) “Математические сказки”. В нашей школе этот проект “Математические сказки” надо было делать про фигуры. То есть выбрать или сочинить такую математическую сказку, где бы упоминались геометрические фигуры. Нужно было нарисовать иллюстрацию к сказке, выделить геометрическую фигуру и подписать – название сказки, автора и название геометрической фигуры, которая присутствует в сказке. Ниже я привожу пример сказок про треугольник и квадрат. Еще такой пример – сказка про пузырь, лапоть и соломинку (круг, овал и отрезок). Сказка “Колобок” – там присутствует круг. Знаете ответ? |
Проект «математические сказки»
Проект, памятки, сборник математических сказок учащихся
14 марта 2016 г.
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»
Проект «Математические сказки», 5 – 9 классы
Учитель: Кочева Е. В.
-
Введение
-
Проект: тип, цели, гипотезы, задачи, продукт, возраст учащихся, действия, вывод
-
Памятки «Как сочинить математическую сказку»
-
Сборник математических сказок учащихся «Екатеринбургской школы-интернат «Эверест»:
-
Мир геометрических фигур.
-
Важная дробь.
-
Сказка о нуле.
-
Кто любимый?
-
Как поссорились цифры 1 и 2.
-
Плюс и минус в цифровом городе.
-
Дружба цифр.
-
Сказка о нуле.
-
Дружба фигур.
-
Важный ноль.
-
Игра «Три фигуры» в математической стране.
-
Необыкновенное происшествие в математической стране.
-
Земля круглых чисел.
Проект «Математическая сказка»
-
Введение.
“Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования”, – говорится в объяснительной записке программы по математике.
Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, подготовки школьников к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления и перестройки школьного образования лежит и проблема развития творческой личности учащегося, которая предполагает полное обеспечение возможностей для ее самораскрытия и самосовершенствования. При таком подходе ребенок рассматривается как уникальный, саморазвивающийся индивид.
Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.
Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создание детьми математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества. Обучаться математике необходимо, но мысль должна идти “изнутри”. Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся.
Предлагаемая работа по созданию математических сказок должна идти параллельно с теми или иными формами специального обучения, содержательно дополняя его. Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а так же уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок – занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по созданию математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.
Обычно работа по формированию умения сочинять математические сказки начинается с чтения готовой математической сказки. Потом предлагается желающим придумать свою математическую сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. Домашнее задание написать математическую сказку является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес у детей. Каждому учащемуся хочется проверить: а сможет ли он реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники? Написать математическую сказку берутся многие, но не все и не у каждого получается удачно. Учащимся необходимо напомнить структуру сказки, несмотря на то, что это они уже изучали на уроках литературы. Для этого учащимся предлагается памятка: «Как сочинить математическую сказку».
Математические сказки являются средством для развития дальнейшего математического творчества. Они же являются средством для более прочного усвоения базовых математических понятий. Создание математических сказок является процессом творческим, как для ученика, так и для педагога.
Цель нашего воспитания – вырастить творческую личность, которая сможет развить и претворить в жизнь все свои способности.
Создание сказок – один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время это важное средство умственного развития. Если бы не составление сказок, то, возможно, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление — беспорядочным. Между творческим мышлением и словарным запасом учащегося существует прямая связь. Чем больше волнует ребенка слово, тем больше оно запоминается, поэтому многие сказки запоминаются детьми, как бы сами собой. От такого запоминания память не перегружается, а становится еще острее.
Сказка, поэзия…
Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся с ОВЗ.
Сказки нужны. На уроках, на внеклассных мероприятиях, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на разных мероприятиях присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.
-
Проект.
Тип проекта: межпредметный, творческий.
Цели проекта:
-
вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды творческой деятельности;
-
развивать умение проектировать свою деятельность;
-
развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
-
развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый;
-
воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы;
-
развивать презентационные умения, т.е. умение предъявлять свою работу другим;
-
привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности).
Гипотезы:
-
Сказочный творческий игровой подход мешает усвоению математических формул, правил и законов, на уроках математики не приемлем.
-
Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки.
Задачи: познакомиться с правилами и специальным планом по выполнению сочинения математической сказки.
Продукт: сборник сочинений по теме.
Возраст участников проекта: учащиеся 5 – 9 классов.
Действия:
-
Познакомиться с написанными математическими сказками. Определить тему своей сказки.
-
Сформулировать основную мысль будущей сказки, определить с какой целью ее будешь писать и чему она должна научить слушателей.
-
Построить рассказ по схеме (смотри памятку), подобрать рисунки из интернета или выполнить рисунки самостоятельно.
-
Получить консультацию у учителя.
-
Привлечь к предстоящей работе (по желанию) членов своей семьи.
-
Оформить сочинение, распечатать на компьютере.
-
Предоставить на выставку. Подвести итоги деятельности. Обсудить, что было сделано хорошо, а что не удалось. Какие работы понравились?
Вывод.
Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе».
Проведенное нами исследования показали, что «человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», как уверял С.В. Образцов. Мало просто вложить знания в душу ученика, их надо укрепить в ней, так чтобы знания остались на всю жизнь.
Сказки в математике позволяют сделать это. Когда ученики писали свои сказки, они применили свои знания, полученные на уроках математики. Когда учитель рассказывает какое-то правило еще и в рифмованном варианте, оно легче запоминается. В работу включается не только логическое, но и творческое мышление.
Итак, на основании всего изложенного в нашей работе, мы приходим к выводу, что нашла подтверждение вторая гипотеза, о том, что сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки.
-
Памятка: «Как сочинить математическую сказку».
Сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.
-
Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наша сказка.
-
Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.
-
И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:
-
Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
-
Завязка действия (с чего все началось)
-
Развитие действия
-
Кульминация (самые важные моменты)
-
Спад действия
-
Развязка (чем все закончилось)
-
Концовка
С чего начать? Сказку можно начать «Однажды…» или «Жили-были…». Можно начать с описания главного героя или с описания места, где происходят события.
Работа по написанию математической сказки начинается с выбора её героев и сюжета. В ней действующими лицами будут математические понятия (точка, прямая, числа, цифры, знаки, различные геометрические фигуры …).
Сказочному персонажу стоит придумать особое сказочное имя. И не забыть рассказать хоть немного про его характер. И про его внешность. Очень важно переживать за своего главного героя, сочувствовать ему.
Кроме главного героя будут и другие персонажи. О них тоже полезно позаботиться. Как они выглядят? Какие у них внутренние особенности? Могут быть такие, что и сочувствоватьим нечего, но описать всё равно надо.
Самое главное, чтобы в сказке была основная мысль, связанная с правилами математики. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
-
Сборник математических сказок.
Авторы: учащиеся СКОШИ «Эверест»
Учитель: Кочева Е. В.
-
Мир геометрических фигур.
-
Важная дробь.
-
Сказка о нуле.
-
Кто любимый?
-
Как поссорились цифры 1 и 2.
-
Плюс и минус в цифровом городе.
-
Дружба цифр.
-
Сказка о нуле.
-
Дружба фигур.
-
Важный ноль.
-
Игра «Три фигуры» в математической стране.
-
Необыкновенное происшествие в математической стране.
-
Земля круглых чисел.
-
-
Математическая сказка. «Мир геометрических фигур»
-
Сочинил: Старков В.
8 «В» класс
Математическая сказка.
«Мир геометрических фигур»
Жили – были геометрические фигуры. В мире геометрических фигур треугольник был царем. Однажды собрались все жители мира геометрических фигур и решили помериться силой.
В соревнованиях участвовали лучшие из лучших представителей данного мира: треугольник, квадрат и круг. Первым показывал свою силу треугольник. Какие бы тяжести он не поднимал, все равно оставался в своей форме: в форме треугольника.
Вторым участником соревнования вызвался квадрат. Он очень старался показать себя сильным и выносливым, но не смог остаться квадратом под действием разных тяжестей. То он превращался в прямоугольник, то – в параллелограмм, то – в ромб. Квадрату пришлось признать, что он проиграл и треугольник был сильнее него.
Третьим участвовал в соревновании круг. Он тоже старался, как мог, но при поднятии разных тяжестей он всегда превращался в овал. После многочисленных попыток круг признал свое поражение.
Все единогласно решили, что в честном соревновании победителем становится треугольник: самый сильный, выносливый, прочный из всех геометрических фигур. Ведь не случайно треугольник считают жёсткой фигурой. Не зря его выбрали царём в мире геометрических фигур!
-
-
Математическая сказка. «Важная дробь»
-
Сочинила: Акутина Алёна
6 «А» класс
Математическая сказка.
«Важная дробь»
Жила-была Дробь и были у нее слуги: числитель и знаменатель. Дробь помогала им, как могла, и жили они в мире и согласии.
Однажды Дробь решила, что пора показать всем, что она особенная и важная в мире математики.
– Я самая главная! Чтобы вы без меня делали? – говорила она им.
Особенно она любила ругать знаменатель. И чем больше она его ругала, тем меньше становился он.
Сначала Дробь стала такой большой, как стол, потом как дом и наконец – как земной шар.
Когда знаменатель стал совсем незаметным, то Дробь принялась за числитель, решив, что её подвластно всё.
И он тоже превратился в пылинку. Когда – то Дробь была огромной и важной, а сейчас стала очень маленькой и незаметной. Её это очень огорчило, и она задумалась о том, что она сделала, решив больше не ругать никого, так как это имело неприятные последствия для такой важной особы.
Числитель и знаменатель сказали Дроби, что ее величина зависит напрямую от них и ссориться не надо.
– Ты можешь и возвыситься и стать незаметной благодаря нам! – заявили они Дроби.
– В мире математики есть понятия, которые тесно связаны между собой! Надо очень внимательно относиться к своим действиям.
-
-
Математическая сказка.
-
«Сказка о нуле».
Мальчик Вася учился в третьем классе. Однажды ему приснился удивительный сон: он попал в страну чисел.
Цифры в этой стране играли, веселились, как обыкновенные дети. Мальчик стал с ними играть. Васе было очень весело. Он заметил, что цифра ноль сидит в сторонке и скучает. Мальчик подошел к нему и спросил, почему тот не играет с другими цифрами.
И ноль рассказал, что другие цифры не хотят с ним дружить. Они говорят, что он ничего не значит. Васе стало жаль его. У мальчика в школе были одни пятерки, и он – то знал, что ноль в математике очень важен. Вася решил подружить всех с цифрой ноль.
Он подошел к цифре девять и попросил взять ноль в игру, но она только посмеялась в ответ. И так было со всеми другими цифрами. Все отказывались дружить с нулем и считали просьбу Васи странной.
Когда мальчик совсем уже, отчаялся, то подумал о единице. Она ведь тоже очень маленькое число и почти ничего не значит. Единица подумала и согласилась.
Когда все остальные цифры увидели вместе единицу и ноль, очень удивились. Получилось, что такие маленькие цифры вместе составили число десять, которое больше любой однозначной цифры, взятой в отдельности.
И теперь все захотели дружить с нулем. Цифры пообещали Васе, что никогда больше не обидят нуль.
-
-
Математическая сказка
-
«Кто любимый?»
Сочинил: Неуймин Артем
6 «А» класс
Математическая сказка
«Кто любимый?»
Жила – была Царица – математика. В ее царстве было много домиков. Домики с цифрами, знаками, фигурами, дробями, формулами.
Однажды Математика принесла цифрам красивое одеяло. Когда они легли спать, каждая цифра стала тянуть одеяло больше на себя, почему-то думая, что это подарок именно ей.
Дошло дело до большой ссоры. Между собой поругались цифра 2 и 5.
– Меня любят все ученики, а тебя нет! – сказала 5.
– Зато я красивая и похожа на лебедя,- ответила 2.
Цифры 1,4,7 назвали цифры 3,6,8,9 толстыми, а бедный 0 сидел в уголке и плакал.
Когда утром пришла Царица Математика, все цифры подбежали к ней с вопросом о том, кого она любит больше
всех. Улыбнулась Царица, поцеловала всех. Объяснила, что
любит всех одинаково.
– Каждая из вас красива и полезна по – своему. Все вместе вы – сила. Нужно относиться к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе другие! – промолвила великая царица Математика.
Успокоились цифры, обнялись. Поняли, что им вместе идти по жизни. Это был полезный урок для жителей всего математического царства.
-
-
Математическая сказка
-
«Как поссорились цифры 1 и 2»
Жили – были в сказке цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Однажды цифра 1 поссорилась с цифрой 2.
Единица позвала другие цифры на помощь,
которые стали уговаривать 1 и 2 помириться.
Они говорили, что в математике цифры дружны
и необходимы для записи разных чисел и примеров.
Знаки «+», «-», «×», «:» решили помочь цифрам 1 и 2.
Все вместе составили примеры:
1 + 2 = 3, 2 – 1 = 1, 2 × 1 = 2, 2 : 1 = 2.
Цифры 1 и 2 поняли, что не надо ссориться,
потому что в математике нужны и важны все
без исключения цифры и числа.
-
-
Математическая сказка.
-
«Плюс и минус в цифровом городе».
Однажды одним прекрасным днем «Плюс» гулял по цифровому городу. Вдруг он встретил другой знак и странно так на него посмотрел.
– Как тебя зовет незнакомец? – спросил «Плюс».
– Меня зовут «Минус». А как тебя называть?
– Мое имя «Плюс».
Решили знаки лучше узнать друг друга и помериться силой. Они позвали на помощь цифры 2 и 5. Знаки придумали соревнование на составление примеров, чтобы в результате получилось большее число.
Свой пример составил «Плюс»: 2 + 5 = 7, а у «Минуса» получилось: 5 – 2 = 3. «Минус» остался недоволен результатом и предложил найти другие числа для примеров.
Долго ходили знаки в цифровом городе, но ничего в соревновании знаков не изменилось. У «Плюса» всегда получалось больше, а у «Минуса» – меньше. Потому что «Плюс» увеличивает, а «Минус» уменьшает.
-
Математическая сказка «Сказка о нуле»
Сочинил: Мамин Кирилл
Класс:6 «А»
Математическая сказка
«Сказка о нуле»
Как-то в маленькой стране чисел собрались однозначные цифры и стали рассуждать, кто из них важнее:
-Я хоть и одна, но всегда прихожу первой, – говорит гордая цифра 1.
-А хоть и не первая, зато для ученика – приятная оценка, – говорит любимая цифра 5.
-А ты, ноль, что означаешь? Ты ничего не означаешь? – спрашивает вредная цифра 8.
-Ничевочка, ничевочка! – закричали цифры.
-Я может, ничего не означаю, но если я встану возле любой цифры, то увеличу её в 10 раз. Какой же я ничевочка? – обиделся ноль на цифру 8.
С тех пор ноль стали уважать и стали приглашать к себе в гости, чтобы увеличить своё число, добро, богатство в 10 раз.
И стали они жить поживать да добра наживать.
-
Математическая сказка «Дружба фигур»
Жили-были в геометрической стране круг, квадрат и треугольник. Они дружили и никогда не ссорились. Очень часто они собирались вместе и создавали разные фигуры, предметы.
Вот что у них получилось: из круга сделали мячик, стороны куба составили их квадратов. Дом составили из квадратов и круга, а из треугольника – крышу дома. Из кругов нарисовали снеговика.
Друзьям понравилось такое совместное творчество, и они решили чаще собираться вместе для составления других рисунков. В результате у них получились самые разнообразные рисунки, состоящие из геометрических фигур: поезд, ракета, вертолет.
Чем больше друзья использовали геометрических фигур, тем больше получалось разных рисунков. Потому что эти фигуры были настоящими друзьями.
-
Математическая сказка
«Игра «Три фигуры» в математической стране»
Жили-были в математической стране геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг и цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Они любили играть вместе. Особенно геометрическим фигурам нравилась игра «Три фигуры».
Однажды собрались на игре все жители математической страны. Геометрические фигуры играли против цифр.
Треугольник, квадрат и круг всегда могли сделать рисунок из трех фигур. Получались разные варианты рисунков: дом, снеговик, пирамида или машина, человечек, ракета или самолет, подводная лодка, башня.
Как бы цифры не старались, у них не получилось составить новую фигуру или новый рисунок. В конце игры подсчитали очки и оказалось, что выиграли фигуры со счетом «3 : 0».
Цифры немного огорчились. Жители математической страны решили, что эта игра интересная, и она подходит только для геометрических фигур.
-
Математическая сказка.
«Необыкновенное происшествие в математической стране».
В одной чудесной стране жили, да не тужили цифры. Была у них королева « Математика». Правила она честно и справедливо.
И вот в один прекрасный день на эту страну напали разбойники « Х» и « У».
Собралась вся стана цифр на битву. А 1, 2 и 3 подумали, что страна цифр проиграет и спрятались. Пришли знаки «<» и «>». Начали они спорить кто сильнее, страна цифр или разбойники. Знак «>» говорит, что разбойники сильнее, а знак «<» считает, что страна цифр сильнее. Не могут они решить кто сильнее.
И вот началась битва. Цифры 5, 6, 7, 8 и 9 очень старались победить. Знаки «+» увеличат, «─» уменьшат, «:» разделят, а «×» умножат. Да только ничего у них не получается. Ведь «Х» и «У» – неизвестные. Как их победить?
Вскоре жители математической страны решили уравнение и узнали, какие цифры скрываются под маской «Х» и «У». Победили цифры.
Королева « Математика» хотела выгнать разбойников, но пришел знак «=» и всех помирил. Королева простила всех разбойников и стали все жить весело и дружно.
-
Математическая сказка
«Земля круглых чисел»
Сочинила: Шурова Татьяна
6 «А» класс
Математическая сказка
«Земля круглых чисел»
Давным–давно в математическом государстве жили-были король с королевой. Звали короля «100», а королеву «200».
У них родились двое детей. Дочери дали имя «300», а сыну – «400». Жили они дружно и счастливо.
У королевской семьи были еще сказочные животные. У коня была кличка «500», у пони – «600», у свиньи – «700», у козы – «800», у барана – «900». Жили они вместе дружно, счастливо и не ссорились друг с другом. Потому что это было государство «Круглых сотен».
А соседние государства имели на звание «Круглые тысячи», «Круглые десятки тысяч» и т.д.
Все эти страны находились на земле «Круглых чисел» и жили в мире и согласии. Потому что с каждым годом количество стран увеличивалось, а «Земля круглых чисел» процветала.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на блоге Школала самый сказочный день.
Сегодня будем сочинять математические сказки.
Ниже вас ждет встреча с репкой, Иванушкой-дурачком, цифрами, Бабой Ягой, геометрическими фигурами и математическими знаками. Надеемся, путешествие в страну Математику будет для вас и ваших маленьких школьников интересным и познавательным, а заодно поможет вам соорудить свой неповторимый проект для 3 класса.
Мы начинаем.
И первой представляем вам сказку «Репка». Только это не просто «Репка», а репка математическая.
Математическая репка
В одной деревушке жили-были Девятка, Пятёрка, Тройка, Единичка и Нолик.
Цифры часто хвастались друг перед другом.
«Я самая лучшая, — говорила Единичка, — я самая ровная!»
«Я самая волшебная, – говорила Тройка, — я часто появляюсь в сказках!»
«Я самая любимая, — говорила Пятёрка, — меня любят все школьники!»
«Я самая сильная, — говорила Девятка, — я среди вас самая большая!»
И один только Нолик не знал, чем ему похвастаться, чем похвалиться. Ведь он – просто «ничего», да и вообще на бублик похож.
Цифры нолик не любили и даже никогда с ним не разговаривали.
Как-то раз посадила Единичка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошла Единичка репку тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвала Единичка Тройку на помощь.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвали цифры на помощь Пятёрку.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку,
Пятёрка за Тройку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Решили позвать на помощь Девятку. Она самая сильная, наверняка сможет репку вытянуть.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку,
Пятёрка за Тройку,
Девятка за Пятёрку — тянут-потянут, а вытянуть все равно не могут.
Устали цифры, присели на травку отдохнуть. А в это время мимо Нолик катится, песенку поет. Подошел Нолик к цифрам и говорит: «Здравствуйте, соседки, давайте я помогу вам репку вытянуть».
Рассмеялись цифры и говорят: «Катись себе дальше! Помощник нашелся! Ты же ничто! Какая уж от тебя помощь!»
Обиделся Нолик и укатился. А цифры принялись дальше репку вытягивать. Три дня старались они и три ночи, ничего у них не получилось.
Уставшие и измученные пошли цифры к Нолику, извинились и позвали его на помощь.
Встал Нолик рядом с Единичкой и превратилась она в Десять.
Встал Нолик рядом с Тройкой и превратилась она в Тридцать.
Встал Нолик рядом с Пятёркой и превратилась она в Пятьдесят.
Встал Нолик рядом с Девяткой и превратилась она в Девяносто!
Стали цифры больше, стали сильнее! Потянули все вместе и вытянули репку.
Обрадовались цифры, Нолика давай на руках качать да в небо подбрасывать.
А потом Единичка из репки вкусный салат сделала, и устроили цифры пир на весь мир.
Ну как вам наша математическая репка? Впечатлениями можете поделиться в комментариях.
А мы пока расскажем вам длинную волшебную сказку про Иванушку-дурачка.
Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил
В некотором царстве в некотором государстве жил-был Иванушка-дурачок. И решил он за счастьем отправиться.
Путь его лежал через темный лес. Идет Иванушка по лесу и видит, лежит на тропинке крестик какой-то.
«Это что еще такое?- думает добрый молодец. — Дай-ка, я этот крестик в болото кину».
Взял он крестик в руку и вдруг слышит тоненький голосок: «Не бросай меня в болото, Иванушка! Я лягушек боюсь. И вообще я не крестик, а плюс. Лучше возьми меня с собой, я тебе еще пригожусь».
Удивился Иванушка-дурачок, но на всякий случай плюс в карман положил.
Идет Иван дальше и вдруг о прямую палочку спотыкается.
«Ах, ты, палка-деревяшка! — разозлился Иван. — Чуть лапти мне не испортила! Вот я тебя сейчас пополам переломаю!»
Взял Иванушка-дурачок палочку в руки и вдруг слышит тоненький голосочек: «Не ломай меня, Иванушка! Сам виноват, что под ноги не смотришь! И вообще, я не просто палочка, я — минус. Возьми меня с собой, авось я тебе пригожусь».
Удивился Иван-дурак, но минус в карман положил и дальше пошел.
Идет он под елками-великанами и вдруг ему по лбу ХЛОП.
«Ой! — испугался Иван-дурак. — Что это на меня с елки упало? Шишка что ли?»
«Сам ты шишка!- сказал тоненький голосочек из травы. – Я — не шишка, а знак умножить!»
«А что ты на елке-то делал?»- спросил Иванушка.
«Что? Что? Шишки умножал! Вместо того чтобы глупые вопросы задавать, возьми меня с собой, я тебе пригожусь», — сказал знак умножения.
Положил Иванушка знак умножения в карман и дальше пошел.
А в лесу к тому времени стемнело.
Идет Иван-дурак и видит, смотрят на него из-за куста два маленьких зелененьких глаза.
«Эй, кто там? — крикнул Иванушка. — Выходи, чудище-юдище, биться будем!»
«Чего ты обзываешься? — обиженно пропищал тоненький голосок. — Никакое я не чудище-юдище, а знак деления. Возьми меня с собой, я тебе пригожусь».
Взял Иванушка-дурачок деление с собой и дальше пошел.
Долго ли коротко шел Иванушка по лесу дремучему, вдруг видит, сидит на пеньке дед Лесовик. Решил молодец у него дорогу к счастью спросить. Подошел к Лесовику, низко поклонился и говорит: «Скажи мне, дед Лесовик, не знаешь ли ты, где мне счастье искать?»
«Конечно знаю, — ответил Лесовик, — накорми меня, я тебе дорогу и покажу».
«Чем же я тебя накормлю? У меня с собой только один пирожок с капустой. Хочешь, половинку отломлю?»- предложил Иван.
«Половинку? Ну тогда я тебе про полдороги и расскажу, — обиженно сказал Лесовик, — я целый пирожок хочу, очень я их обожаю».
«Да как же я тебе целый пирожок отдам? Ведь я тогда сам голодный останусь», — сказал Иванушка.
«Не хочешь, как хочешь», — сказал дед Лесовик и отвернулся.
Пригорюнился Иванушка-дурачок, чуть не расплакался. И тут вдруг из кармана выпрыгнул плюсик, вокруг пирожка покрутился, повертелся, ударился оземь и прибавил к одному пирожку еще один такой же. И стало у Иванушки два пирожка с капустой!
Один он Деду Лесовику отдал, другой сам съел. Лесовик поел, подобрел и говорит: «Счастье твое за рекой широкой, на пригорочке в сундуке спрятано». Поблагодарил Иван-дурак деда Лесовика и дальше отправился.
Идет, идет и вдруг видит, небо все темнее и темнее, одна черная туча прилетела, а потом еще одна, а потом еще три и еще четыре. Девять черных туч все небо заволокли, света белого не видно, куда идти — не понятно.
Вдруг выпрыгнул из кармана минус. Покрутился, повертелся, крикнул: «Банзай!» — и стрелой в небо взлетел. Между тучами метался-метался, взял и вычел из девяти туч восемь. И осталась на небе всего одна черная тучка и вокруг сразу светлее стало.
«Ну ничего себе, — удивленно сказал Иванушка-дурачок, — вот это фокусы!»
«Это не фокусыыыы! Это вычитаниееее!» — прокричал минус и в воздухе растаял.
Пошел Иван дальше. Вдруг видит, раскинулась перед ним река широкая, не переплыть, не перепрыгнуть. И лодки никакой поблизости не видать.
Пригорюнился добрый молодец, не у кого помощи просить, вокруг ни души. Только две бабочки летают, нектар с цветов собирают.
Вдруг из кармана выпрыгнул знак умножения и говорит: «Не печалься Иванушка, я тебе помогу».
«Чем же ты мне поможешь? Ты ведь всего лишь маленькая точка», — расстроено сказал Иван.
Знак умножения вдруг подпрыгнул, в воздухе сальто сделал, вместе с бабочками вокруг цветов закружился. Крикнул: «Умножение рулит!» — и умножил двух бабочек на целую тысячу.
Смотрит Иван Царевич и глазам не верит. Бабочек не две, а две тысячи стало. Подлетели бабочки к Иванушке, лапками за него схватились, подняли в воздух, крылышками все вместе замахали и перенесли его через реку.
До счастья рукой подать. Вон уже и пригорочек видно, на котором сундук со счастьем стоит. А к сундуку извилистая тропинка ведет.
Бежит Иванушка-дурачок по тропинке, бежит — торопится, и вдруг видит, сидят на тропинке 11 разбойников, а перед ними 165 золотых монет. Разбойники злые, друг с другом спорят, дерутся.
«Эй, разбойники, пропустите меня!» — крикнул им Иванушка.
«Позже приходи, — сказали разбойники, — заняты мы, золото делим. А поровну поделить никак не можем».
Вдруг выскочил у Иванушки из кармана знак деления. Одному разбойнику в ухо залетел, у другого из носа вылетел, монетки пересчитал и быстро поделил их между всеми разбойниками.
Получилось, что каждому разбойнику по 15 монет досталось. Обрадовались разбойники, взяли свои монеты и уступили Иванушке-дурачку дорогу.
Добрался наконец Иван до сундучка заветного, открыл его и увидел… учебник математики)))
Стал Иванушка математику изучать и с тех пор его больше никто дурачком не называл.
Вот и сказке конец.
Волшебно? Еще бы!
А теперь математическая сказочка про Бабу Ягу и хитрый Квадрат.
Сказка про хитрый Квадрат
Жила-была в лесу в избушке на курьих ножках Баба Яга.
Лес был не простой, а математический, поэтому Баба Яга кушала не добрых молодцев и красных девиц, а геометрические фигуры.
Как-то раз решила она себе похлёбку сварить из Квадрата и пригласить на обед Кощея Бессмертного и Лешего.
Поймала Баба Яга большой и вкусный Квадрат, посадила его в чулан, а сама пошла котел с водой в печку ставить.
Сидит Квадрат в чулане и думает, как ему Бабу Ягу обмануть и в похлебку не попасть. Думал, думал и придумал. Взял и разделился пополам.
А у Бабы Яги как раз вода в котле закипела-зашипела, зашла она в чулан и видит, что вместо одного вкусного квадрата два невкусных прямоугольника сидят.
Решила Баба Яга, что галлюцинации у нее от голода начались. Закрыла она чулан и пошла Кощея на помощь звать.
А Квадрат сам в себя превратился и дальше думает, что же ему делать. Думал, думал и придумал. Взял и опять поделился на две равные части, только на этот раз от уголка до уголка.
А в это время Баба Яга с Кощеем в избушку зашли.
«Загляни-ка ты, Кощей, в чулан. — попросила Баба Яга. — Посмотри, кто там сидит? Квадрат или прямоугольники?»
Кощей чулан открыл и видит, что сидят на полу два одинаковых равнобедренных треугольника.
«Совсем ты, старая, ослепла. — сказал Кощей Бессмертный. — Какой Квадрат? Какие Прямоугольники? Там у тебя два треугольника спрятаны!»
Баба Яга совсем разволновалась, померила себе давление и пошла Лешего на помощь звать.
А Квадрат сам в себя превратился и стал дальше думать, как ему спастись и в похлебку не попасть. Думал, думал и придумал. Взял и немножко подтянул друг к другу два своих противоположных угла.
В это время Баба Яга Лешего в избушку привела и попросила: «Леший, ты у нас парень умный, загляни в чулан, посмотри, кто там сидит, квадрат, прямоугольники или треугольники?»
Леший чулан открыл и видит, сидит на полу самый настоящий ромб.
«Какой квадрат? Какие прямоугольники? Какие треугольники? В чулане у тебя ромб спрятан!» — сказал Леший.
Решила Баба Яга, что Квадрат ей какой-то ядовитый попался, схватила она его и выкинула из избушки.
А Квадрат со всех ног домой побежал и был таков.
Вот такие сказки для проекта по математичке для 3 класса мы сочинили. А может, вы своими сказочными творениями желаете поделиться? Тогда добро пожаловать в раздел для комментаторов, он находится чуть ниже.
Оформить проект можно в виде небольшой книжки с текстом и иллюстрациями к нему. А если сказочка коротенькая, то можно и на простом альбомном листе её разместить вместе с картинками.
Мы желаем вам приятного творчества и рекомендуем почитать и другие статьи полезные для начальной школы.
- «Как научить ребенка считать до 100? Метод спичечных коробков»
- «Пальцы – калькуляторы! Или «ручной» способ умножения на 9»
- «Секрет высокоскоростного деления на 5 в уме»
- «Легкий способ умножения на 11»
На сегодня все!
Желаем успехов в учебе!
Творческая команда блога «ШколаЛа.Ру».
Статья на тему “Создание математической сказки на уроках математики”
Без уважения к математике – мудрейшему творению древности не может быть перспективных технологий и экономического благополучия в стране.
Перед школой стоят задачи повышения общего уровня знаний обучающихся, подготовке их к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления образования, его перестройки лежит проблема развития творческой личности, которая предполагает полное обеспечение возможностей для самораскрытия и самосовершенствования. Школьному предмету – математике должна быть отведена ведущая роль в развитии других дисциплин, а также в учебном плане.
Обучение математике определяется многими факторами, но ведущая роль принадлежит учителю: его позиции в обучении, его методам обучения, его профессионализму, той атмосфере, которая создается в классе на уроке, отношениям между учителем и учеником.
Современное обучение требует активного общения обучающихся и их совместной работы с одноклассниками, учителем, совместного творчества, увлечения самим познавательным процессом, развития ума и творческих способностей.
Учителю необходимо так строить учебный процесс, чтобы ученик сам захотел добывать знания, чтобы работа его имела смысл и, наконец, чтобы ученик работал на уроке не только головой, но и руками. Отношение учителя и ученика строятся на равных. Учитель направляет деятельность ученика. Сам же ученик должен иметь право на свободный поиск, который не всегда может заканчиваться удачей, но это будет его путь в добывании знаний. Ученик получает право на самооценку – самое ответственное, самое серьезное и самое трудное право.
Знание ученика – это точка отсчета учебы. С развития знаний начинается учебный процесс.
В процессе учебы мы сталкиваемся с простой истиной: никто не хочет учиться, но все хотят много знать и многое уметь. Задача учителя состоит в том, чтобы побудить у ребенка понимание того, что учиться просто необходимо и что одного желания много знать, недостаточно, нужно приложить огромные усилия, силу воли, терпение, чтобы эти знания добыть.
В течение всего обучения в школе ученик нанизывает знания, как бусинки, на нить и нужно, чтобы нить эта не оборвалась.
Каждый урок, проводимый в школе, должен сделать детей способными прожить момент поиска знаний, научить применять их в нестандартных ситуациях, чтобы при выходе из школы ученик смог сам конструировать знания.
Психологи утверждают, что ребенок осознает себя как личность только тогда, когда он сам активно участвует в учебном процессе, когда он сам описывает свои действия, мысли и описывает их не только для себя, но и для многих других.
На всех предметах в школе мы пишем, пишем. Но для кого мы это делаем?
Оказывается все, что мы пишем, решаем, адресовано лишь одному – учителю, а это постепенно утрачивает желание писать. Чтобы оценить творческую работу, в которой обучающийся что-то сочиняет, пишет, нужен более широкий круг читателей. Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы математики и развивать у ребенка общекультурные интересы: к музыке, искусству. Математическое развитие невозможно без повышения общей культуры. Работая в школе много лет учителем математики, познакомилась и изучила многие передовые педагогические технологии:
- технологию проблемно – развивающего обучения, которая является инструментом для развития мышления и формирования творческой деятельности, поддержания интереса к предмету, играющую роль мотива к учебной деятельности;
- технологию нестандартного ведения урока: « делать большие и маленькие открытия на учебном материале урока» (опыт А.Окунева в книге « Спасибо за урок, дети!»)
- технологию ведения творческих мастерских, направленную на раскрепощение мысли ученика, на создание на уроке атмосферы творчества, совместного труда учителя и учащегося. А.Окунев кн. «Учить не уча!»
Готовлю и провожу творческие мастерские в различных классах, по различным темам. Использую элементы творческих мастерских на уроках.
Технология сочинения математических сказок повышает интерес к математике.
Работа по созданию математических сказок кропотливая и сложная, она должна сочетаться с другими формами ведения урока, содержательно дополняя их.
Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью, а также, правильное применение математических понятий. Увлеченно сочиняя сказку, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно.
Поэтому основной акцент написания математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
Работа по созданию сказок увлекательна, она требует эмоционального настроя, требует работы головы, души и рук, как ученика так и его учителя.
Обычно работу по формированию умения сочинять математические сказки я начинаю с чтения одной из сказок Феликса Кривина или с пересказа сказки учителем.
Потом предлагается учащимся на первых этапах работы со сказкой – воспроизвести ее, записав в тетради, а затем уже – предлагать желающим придумать свою сказку. Домашнее задание написать сказку является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес у ребят. Каждому хочется проверить: а сможет ли он сам реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники? Все это повышает ответственность и самооценку ученика.
Дети с нетерпением ждут урока, на котором будут их сказки прочитаны и оценены.
Учителю необходимо очень осторожно и тонко оценивать особенно первые попытки по написанию сказок.
Когда учитель положительно оценивает рождение новой мысли, нового взгляда на ситуацию и обращает на это внимание одноклассников, то у ребенка возникает понимание сопричастности к рождению новой мысли.
Учитель должен сказать детям, что он верит в их силы, вместе с ними разделяет удачу каждого, всегда готов помочь детям, направить их работу.
Создание творческих заданий как сочинение математической сказки является совместным творчеством ученика и учителя.
Не случайно Л.Н.Толстой писал: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать; так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели бы сделать что-то самостоятельно».
Банальность мысли рождается от привычки копировать, от механически принятого стандарта, а это враждебно всякому творческому началу.
Дети видят мир по-своему, каждое явление для них – открытие, и слова, которыми ребенок называет увиденное, почти всегда звучат поэтично и оригинально.
Создание сказок – один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время – это важное средство умственного развития и расширение словарного запаса.
Чем больше ребенка волнует слово, тем лучше оно запоминается, и сказки запоминаются как бы сами собой. От такого запоминания память становится крепче и острее.
В последние годы в школах растет число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети обучаются совместно с детьми, занимающимися по основным образовательным программам.
Учителю необходимо построить работу на уроке так, чтобы и те и другие дети чувствовали себя комфортно и получали знания в полном объеме.
Очень сложно вести уроки в интегрированном классе, особенно когда половина обучающихся с ОВЗ (7вида).
Сколько вопросов возникает по организации каждого этапа урока, сколько перепробовано различных методов, приемов по организации учебной деятельности с таким составом обучающихся.
Начало урока в интегрированном классе – один из самых важных его этапов.
На каждый отдельный вид работы нужен определенный настрой. Для этого существует процедура « входа в урок» – психологически настрой на действие, который должен вызвать эмоциональный отклик у детей, поставить их с условие необходимости разрешения ситуации или решения задачи.
Большую пользу в этом могут сыграть различные формы изложения мысли, в том числе и сочинение математических сказок.
Готовясь к открытому уроку для своих коллег, решила показать им занятие по сочинению сказки на учебном материале с опорой на знания обучающихся, их опыт, смекалку, сообразительность.
( презентация урока « Волшебный треугольник» в 5 классе)
Там, где находится место математической сказке, царит хорошее настроение.
Творческий процесс, знакомый ребенку с самого раннего детства, и умение работать, без которого творчество невозможно, создают условия необходимые для успешной учебы в школе. Создание условий, которые бы обеспечивали ребенку успех в школе, ощущение радости учебного труда – одно из главных условий становления личности ребенка.
Ученика нужно хвалить за маленький шаг вперед, вселить в него веру в успех. Даже самые маленькие достижения порождают в нем уверенность, желание мыслить, творить, действовать. Творчество ребенка становится востребованным. Это позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления и стимулируют мыслительный процесс, который приносит радость познания. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично.
Ученик верит в чудеса, верит в волшебство.
Он работает с радостью и увлечением, у него крепнет желание не просто учиться, а учиться хорошо.
А это является одним из главных критериев оценки учительского труда.