Механическое чтение как исправить

Семантическая дислексия (Механическое чтение)

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия – это нарушение понимания и воспроизведения прочитанного при безошибочном, технически грамотном чтении. Характеризуется трудностями осмысления и пересказа прочитанного текста, невозможностью ответить на вопросы, угадывающим характером чтения. Диагностируется логопедом-дефектологом в рамках обследования письменной и устной речи. Направления коррекционной работы включают обогащение словаря, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, формирование представлений о синтаксических связях между частями предложения.

Общие сведения

Семантическую дислексию (от греч. «semantikos» ‒ значение) также называют механическим чтением, поскольку в этом случае отсутствует осознание, осмысление прочитанного. Расстройство встречается у учащихся как начальных, так средних и старших классов. По последним данным, различной степенью и формой нарушений чтения страдает около 10% детей, среди детей с ТНР этот процент еще выше – 22%. В этой структуре семантическая дислексия занимает примерно 6-7%. Наиболее часто обнаруживается у детей с общим недоразвитием речи, СДВГ, ЗПР.

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия

Причины

Вопрос о природе дислексии остается дискуссионным в современной логопедии. Обобщая различные подходы, можно выделить ряд этиологических факторов, которые действуют изолированно или в сочетании друг с другом на различных этапах онтогенеза:

  • Генетические условия. Нарушение чтения, в т. ч. его семантической стороны, часто прослеживается у родителей детей-дислексиков или нескольких детей в одной семье. Это позволяет говорить о генетических аспектах дислексии, в частности ‒ о наследуемых особенностях функционирования областей мозга, обеспечивающих целостный процесс чтения. Имеются отдельные научные сообщения о выявлении «генов дислексии» (DYX1C1 и др.).
  • Биологические факторы. Анализ истории развития детей с нарушениями чтения указывает на значимую роль биологических причин. У большинства из них в анамнезе наблюдается перинатальная патология, которая в резидуальном периоде остается в виде ММД. Также имеют значение хронические инфекционные и соматические заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте, травмы головы.
  • Социально-психологические факторы. В период от рождения до 3-х лет у ребенка происходит активное развитие нервно-психических функций. Для образования и дифференциации межнейронных связей крайне важна окружающая микросоциальная среда. Факторами риска семантической дислексии в этот период являются дефицит сенсорных ощущений, недостаток речевого общения, педагогическая запущенность.

Механизм развития

Исследования подтверждают, что мозг дислексика функционирует не так, как мозг обычных людей. При дислексии происходит «сбой» при декодировании визуальных или аудиальных символов и переводе их в речь. Согласно современным представлениям, в логопедии доминируют пять теорий дислексии, однако ни одна из них не признана на сегодняшний день официальной:

  1. Теория фонологического дефицита. Связывает расстройства чтения с нарушением процесса усвоения и воспроизведения фонем как смыслоразличительных единиц речи.
  2. Теория недостаточной слуховой обработки информации. Опирается на положение о неспособности индивида воспринимать короткие и быстро меняющиеся речевые звуки.
  3. Теория недостаточной зрительной обработки информации. Указывает на нарушение проекции зрительных стимулов, воспринимаемых ганглиозными клетками сетчатки, в задние отделы теменной коры.
  4. Теория дисфункции мозжечка. Основываясь на частом сочетании дислексии с моторными нарушениями, предполагает первичную роль расстройств функции мозжечка в трудностях автоматизации навыка чтения.
  5. Теория двойного дефицита. Объясняет дислексию трудностями усвоения фонологической информации и синхронного извлечения из «архива» памяти образов-представлений и символов (букв, цифр).

Ядро механизма семантической дислексии составляют трудности звукового и слогового синтеза, сопровождающиеся проблемами слияния звуков в слоги, а слогов в слова с их последующим осмыслением. Также имеет место нечеткое представление о связях элементов внутри предложений, из-за чего нарушается семантика фразы.

Симптомы семантической дислексии

Отдельные слоги, целые слова и предложения ребенок читает технически правильно, без ошибок, однако делает это механически. При разборе материала он оказывается неспособным показать картинку или предмет, который обозначает прочитанное слово, объяснить его значение. Дислексик не может пересказать прочитанный текст, дать ответ на вопросы, выделить главную мысль, озаглавить текст и т. д. Могут иметь место попытки угадывания слов в процессе чтения.

У детей с семантической дислексией имеются следующие трудности:

  • послоговое чтение ‒ неспособность слитного произнесения слов, разделенных на слоги;
  • паузы между буквами и слогами;
  • непонимание значений слов, бедность словаря;
  • непонимание грамматических, синтаксических, логических связей между словами в предложении, между предложениями в тексте;
  • каждое слово воспринимается по отдельности, без связи с другими.

Из неречевой симптоматики часто встречается нарушение оптико-пространственных функций, пониженное внимание, плохая память, медлительность при выполнении различных задач, неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными состояниями при семантической дислексии часто выступают дискалькулия, билингвизм, гиперактивность, диспраксия. У взрослых могут наблюдаться проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.

Осложнения

В школьные годы семантическая дислексия в первую очередь порождает трудности школьного обучения. Хуже всего дети успевают по основным предметам – чтению и родному языку, хотя также страдают и другие предметы, где требуется пересказ, написание творческих работ, подготовка докладов. Кроме этого, возникают трудности с решением арифметических задач, поскольку ученики с семантической дислексией неточно воспринимают математические знаки, цифры. Из-за этих проблем учащиеся часто попадают в категорию неспособных, ленивых необучаемых.

Диагностика

Дети с трудностями чтения должны быть обследованы школьным логопедом и нейропсихологом. В отдельных случаях им может быть рекомендовано неврологическое и психиатрическое освидетельствование. Для диагностики семантической дислексии выясняется:

  • Уровень развития устной речи. Изучаются все компоненты устной речи: лексический запас, грамматические категории, фонематические дифференцировки, слоговая структура, звукопроизношение. При семантической дислексии чаще обнаруживаются следующие проблемы: ребенок затрудняется объяснить значение слова, подобрать синонимы, составить или повторить рассказ по картинке. Речевой статус детей обычно соответствует ОНР или ФФН.
  • Состояние письменной речи. Используя специальный дидактический материал, ребенку предлагается найти, узнать и назвать буквы, прочесть слоги, слова, предложения, текст. Особое внимание уделяется смысловой стороне: умению отвечать на вопросы, пересказывать, составлять план и т. п. Также оценивается способ, техника и скорость чтения. Типичные ошибки: нарушение звуко- и слогослияния, искажение звукослоговой структуры, непонимание сути прочитанного.
  • Нейропсихологические особенности. В рамках нейропсихологической диагностики исследуется слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис, различные виды праксиса. Как правило, дети с семантической дислексией демонстрируют нарушение моторной координации, неустойчивость внимания и запоминания, нарушение пространственных ориентировок.

Коррекция семантической дислексии

Задачей логопедической работы при семантической дислексии является выработка навыка осмысленного чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • Формирование слогового синтеза. Требуется при наличии послогового чтения. На данном этапе отрабатываются и автоматизируются навыки слияния звуков и слогов. Материал постепенно усложняется, а время на выполнение задания сокращается.
  • Уточнение и расширение словаря. Наращивание лексического запаса необходимо для лучшего понимания текстов. На занятиях изучаются новые лексические темы, синонимы и антонимы, квазиомонимы.
  • Развитие грамматического строя. Предполагает работу над словоизменением и словообразованием, формированием структуры предложения, уточнением синтаксических связей между членами предложения.
  • Работа над пониманием прочтенного. Ученику предлагают найти картинку или сделать рисунок, соответствующий услышанному слову или предложению, найти в тексте предложение, к которому подходит иллюстрация, составить рассказ по серии сюжетных картинок или разложить картинки соответственно повествованию. Используется вопросно-ответная форма (ответить на вопрос самостоятельно, найти ответ в тексте), пересказ.

Из специальных приемов на всех этапах в занятия полезно включать кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры, зеркальное рисование. Важно помнить, что учащиеся с семантической дислексией лучше усваивают материал с опорой на зрительное и тактильное восприятие, многократное повторение.

Прогноз и профилактика

Факт наличия семантической дислексии не делает ребенка хуже или лучше сверстников, но создает определенные трудности для обучения, общения, социализации. Вместе с тем, дети с дислексией одарены образным мышлением, часто хорошо рисуют, умеют находить нестандартные решения в различных ситуациях. Важно найти и развить в ребенке его сильные стороны, помочь преодолеть проблемы с чтением. Необходимо создать благоприятные условия для детского развития, постараться исключить воздействие патогенных биологических и социальных факторов.

Литература

1. Семантическое восприятие текста в процессе чтения младшими школьниками с дислексией/ Мигурская А.А.// Специальное образование. – 2016.

2. «Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и устной речи/ Киселева В.С. – 2010.

3. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований/ Григоренко Е.Л.// Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010.

4. Нарушения письма и чтения. Дислексия. Лекции / Филипович Е. И. – 2014.

Код МКБ-10

R48.0

Семантическая дислексия – лечение в Москве

От чего бывает дислексия

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, вызванное разными причинами, в том числе обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций.

О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка:

  • фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в сильных позициях ребёнок читает слово неправильно («Шеня» вместо «Женя»),
  • аналитико-синтетические проблемы, когда ребёнок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов).
  • оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с
  • оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребёнок не ориентируются на листе, не видит линеечки).
  • мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы,
  • аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребёнок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание.

При семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения:

  • неправильный тип обучения чтению — побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребёнок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А),
  • бедный лексикон,
  • плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «карандаш» и «линейку» ребёнок знает, а прочитав задание «покажи карандашом линейку», не может выполнить).

Часто дислексия бывает смешанной, когда у ребёнка отмечаются разные виды нарушений чтения. Так бывает, если у ребёнка до школы были тяжёлые нарушения речи, или он долго молчал, либо это сочетанные нарушения в структуре других дефектов (при ДЦП, различных синдромах).

Если ребёнок физиологически и психически здоров, учится по общеобразовательной программе, занимается проблемой школьный логопед.

Если дислексия связана с проблемами физического и психического здоровья ребёнка, то к работе необходимо подключить и других специалистов – детского невролога, психолога, нейропсихолога, массажиста.

Как понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением?

У любой проблемы есть корни. Рассмотрим различные способы диагностики проблем, которые в дальнейшем могут привести к развитию дислексии:

  1. Если у ребенка есть речевые нарушения, он ходит к логопеду. Логопед также смотрит, есть ли у ребенка нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, понимания, нарушен ли словарь и есть ли аграмматизмы (неправильное образование слов и их форм), насколько развита связная речь. Именно на занятиях, развивающих речь, логопед проводит и профилактику нарушений чтения, особенно тех видов, которые связаны именно с речью.
  2. На занятиях по ИЗО и при использовании любых видов ручного труда хороший воспитатель заметит, что у ребенка плохо развита мелкая моторика (не умеет вырезать, лепить, приклеивать, шнуровать, застёгивать пуговицы). Для письма, каллиграфии очень важно уметь выполнять мелкие точные действия. Их тренируют специально. Я рекомендую эти упражнения каждый день.
  3. Если ребёнок идёт в школу, он должен уметь кататься на двухколесном велосипеде — функции письма и чтения требуют координации и слаженности.
  4. Плохое владение ритмом может усложнить усвоение слов со сложной слоговой структурой, значит, его надо развивать — помогут танцы, музыка или более специализированные процедуры, такие как интерактивный метроном.
  5. Для чтения нужны хорошо сформированные зрительно-моторные и слухо-моторные координации, чтобы уметь видеть, слышать, говорить одновременно – именно это важно при чтении.
  6. Ребенок должен уметь запомнить и, если нужно, пересказать то, что он прочитал.
  7. Необходимо понять, какая рука у ребенка – ведущая, какой рукой он будет писать.

Логопеды, психологи, нейрофизиологи и нейропсихологи часто обращают внимание не только на ведущую руку, но и ногу, и глаз. Латерализация важна, потому что в русском языке есть буквы, которые смотрят вправо или влево, симметричны по вертикали и по горизонтали или совсем несимметричны, а леворукий ребёнок может плохо усваивать направления.

На самом деле абсолютное большинство леворуких и амбидекстров (людей, одинаково владеющих двумя руками), кроме ведущей руки никаких особенностей не имеют. Левополушарное расположение центра речи наблюдается у 95 % праворуких и у 70% леворуких. И только у 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии. Такие дети имеют особенности мышления — мыслят образами. Они могут обладать способностями к рисованию, музыке, а могут, наоборот, иметь ряд неврологических проблем.

Материалы по теме  Отставание в физическом развитии ребенка: своевременно определяем причину задержки

Индивидуальный латеральный профиль помогает определиться с типом программы обучения (в зависимости от сочетаний ведущей руки, глаза и т.д. можно рекомендовать ребёнку школу определённого профиля. Например, ведущий левый глаз, рука и плечо – повод отдать детей в математическую.

Детей с разной латерализацией имеет смысл отдать в школу, где больше внимания уделяют чтению и гуманитарным наукам. А вот подход большинства гимназий, где берут сложную программу сразу по всем предметам, — неверный. Такая учёба очень тяжело даётся даже обычным детям и крайне тяжело – правополушарным леворуким).

Как определить ведущие руку, ухо, глаз
Например: попробуйте покидать ребенку маленький мячик, который он должен ловить любой рукой, но только одной. Ведущая рука определяется по тому, какой рукой чаще пойман мяч. Можно попросить ребенка «размешивать» ложкой сахар в стакане, «вдеть воображаемую нитку в иголку: у леворукого ребенка нитка окажется в левой руке.
Проверить ведущее ухо можно, попросив послушать, тикают ли часы. Ребёнок развернётся ведущим ухом к источнику звука.
Проверить ведущий глаз – попросив «посмотреть в скважину, прищурив один глаз. Глаз, которым ребёнок будет смотреть в скважину, — рабочий».
Все эти тесты достаточны условны. Главный критерий – какой рукой ребёнку предпочтительно действовать в быту: держать ручку, карандаш, ложку для того, чтобы писать, рисовать и есть.

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:

1. Слабые языковые навыки и речевые проблемы: позднее (реже раннее) начало собственной речи; свойственны яркие обороты речи; недостатки в фонетике; трудности с тем, чтобы передать мысли словами; заикание.

2. Проблемы с усвоением навыков письма: трудности в написании слов; разворот (зеркальное написание) букв и цифр; большое количество ошибок при списывании и написании под диктовку; плохой почерк; в письменных работах много исправлений; сочетано с дисграфией и дизорфографией.

3. Слабые математические навыки: трудности в учебе; сложности с оценкой времени; может быть выполнение арифметических действий, но не умение записать или прочитать их; проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может также и быть успешным по предмету; плохая память для последовательностей.

4. Психологические трудности и проблемы: низкая успеваемость; недостаточная сформированность зрительной памяти; низкая скорость выполнения заданий и неумение уложиться в отведенный для выполнения задания срок; эмоциональная нестабильность – излишняя эмоциональность или раздражительность; трудности концентрации внимания, в том числе и на одной деятельности; проблемное переключение на разные виды деятельности; потеря интереса, неуверенность в себе; высокий уровень тревожности и страх ошибки, может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

5. Моторные и психомоторные трудности: может обладать плохим почерком; расстройства пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, неуклюжесть, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия; нарушение координации движений и связанное с этим усвоение знаний – нарушение усвоения схемы тела, путает «право»-«лево» и «над»-«под»; отстает в командных видах спорта, имеет трудности с моторно-ориентированными задачами, учится лучше через практический опыт.

6. Неврологические проблемы: нередко головокружение, головная боль, боль в желудке; поведение может быть беспорядочным или разрушительным; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени и стресса.

7. Проблемы со зрением: жалобы на проблемы со зрением, которые не выявляются в ходе стандартных осмотров; может быть нарушение восприятия глубины; недостатки периферического зрения.

Перечисленные факторы могут быть сочетанными и изолированными, свойственными только дислексии.

Иногда создается впечатление, что умения «зависят от настроения» и меняются изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и так же легко не сделать этого завтра.

Также детям с дислексией свойственна вариативность ошибок: одно и то же слово может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «кАпать – копАть – катать – гадать».

Материалы по теме  Легкие и сложные графические диктанты для дошкольников 5,6,7 лет по клеточкам

Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или сходство звучания, а не на контекст.

Для детей с дислексией процесс чтения превращается в страдание, испытание, страх. Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, читает зеркально, пропускает и заменяет буквы).

дислексия - что делать?

Основные факторы:

  • «механическое чтение» – непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений;
  • читает только короткие знакомые слова;
  • медленное слоговое чтение;
  • допускает большое количество ошибок (замена гласных, замены согласных, близких по слухо-произносительным признакам, добавление гласных, перестановка звуков, пропуск звуков, слов, словосочетаний), а также, но реже, например, чем у англоязычных детей, «зеркальные» ошибки, инверсии;
  • при чтении перерывы в озвучивании текста;
  • трудности с пониманием текста или отдельных его участков;
  • неспособность пересказать прочитанное;
  • пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

Дополнительные факторы и дефициты – не всегда являются признаками заболевания. Если сойдутся несколько пунктов из списка, стоит обратиться к специалистам:

  • часто потирает глаза;
  • чтение под неестественным углом зрения;
  • приближение книги к глазам при чтении (при отсутствии нарушения зрения);
  • чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди (при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом);
  • жалобы на усталость;
  • головная боль;
  • нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением;
  • особенности функционирования внимания, памяти, рассеянность, невнимательность, неорганизован, есть сложности с восприятием времени;
  • с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью), с трудом распознает рифмы;
  • проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями;
  • незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения;
  • трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Советы родителям

ctenie-55

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Материалы по теме  Смешные и трогательные детские стихи про папу

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Кулинарная азбука


 Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье  Дисграфия: модное слово или страшный диагноз?

ctenie-59

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

ctenie-60

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Видео упражнений как научить читать ребенка с дислексией

Дополнительные упражнения

Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:

  1. Собираясь в магазин, составьте с сыном (дочкой) список покупок, нарисуйте на бумаге схему движения по улице, магазину. По дороге (если идете пешком) спрашивайте – куда нужно идти? Просите показать путь, указать ориентиры.
  2. Очень полезно играть с ребенком в обычные классики, или же в «солдатиков», чтобы он выполнят по команде развороты – направо, налево.
  3. Спрячьте в квартире игрушку (или другую вещь), нарисуйте схему, по которой ее можно найти. Попросите свое чадо сделать это.
  4. Подберите 7-10 игрушек, расставьте их в ряд. Затем пригласите ребенка войти в комнату, дайте ему посмотреть на игрушки 5 секунд, попросите отвернуться. Спрячьте одну игрушку, попросите определить, какую именно спрятали.
  5. Сложите в мешочек 5-10 мелких игрушек (или предметов с ярко выраженной фактурой). Пусть ребенок предварительно их изучит, а затем, опуская ручку в мешочек, определяет на ощупь, что именно в его руке.
  6. Вечером, общаясь, просите вспомнить последовательно, что кроха делал утром, днем, вечером. Что у него получилось, что нет. Обсудите план на следующий день.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

«Эффективные приемы профилактики и коррекции дислексии».

Чтение механическое по слогам.

Чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на чтении механическом по слогам, невыразительном и несоблюдение пауз при чтении.

Обучение чтению нужно проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по русскому языку (виды предложений по интонации, однородные члены предложения, сложное предложение, обращение, прямая речь).

 Если технически чтение правильное, а понимание прочитанного грубо нарушено, чтение называют «механическим» 

Чтение механическое по слогам. Причины, которые могут лежать в основе проблемы:

  • Отсутствие прямой зависимости между технической и смысловой сторонами чтения;

  • следствие несформиованности компонентов речевого и когнитивного развития ребенка;

  • низкий уровень памяти;

  • низкий уровень концентрации внимания, когда к концу предложения ребенок забывает начало;

  • узкое поле зрения, оно не охватывает несколько слов подряд или даже слово целиком;

  • некоторые дети привыкли проговаривать читаемое и только при этом условии узнают слова;

  • скудный словарный запас значительно сокращает количество узнаваемых слов;

  • несформированность зрительных функций.

Плохо читающий школьник попадает в неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Если ситуацию подогревают взрослые, состояние усугубляется, это может привести к возникновению психологических и физиологических проблем.

Предлагаю приемы работы, игры и упражнения по устранению проблемы:

Развитие памяти, внимания и расширение оперативного поля чтения

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

К. Д. Ушинский

  • Игра «Заполним квадраты»

У

А

Н

Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.

  • «Пирамида».

Сосредоточьте свой взгляд только на центре картинки. Боковым зрением, не поворачивая головы, посмотрите на то, что окружает выбранный предмет. Постарайтесь увидеть все и прочитать слоги, объединив их в слова.

Развитие правильности, безошибочности восприятия текста

  • «Что изменилось?»

кони-кино

сон-нос

липа-пила

слон-стон

рак-мак

раки-руки

  • «Исправь букву в словах»

Работа над развитием зрительной памяти и восприятия

  • «Чтение букв одинаковой высоты, и, начиная с наименьшей»

Упражнения для улучшения артикуляции

Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз. Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот – пот, лес – вес, сон – тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова. Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.

Упражнения, развивающие способности для беглого чтения

Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку, убирая целые слоги из слов. Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно. Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.

  • « Договаривай слова»

  • « Найди слова»

  • «Выполни математические действия и прочитай слово»

СОК + ИР – РОС + С + ТЬ = ….И Ь

Р + КА + У-А + СИ-РИ + Т = К …С…

  • «Найди заданное слово»

    КАРАДАШИ

    КАРАНДАШЫ КАРАДНАШИ КАРАНДАШИ

    МАШИНКА

    МАШЫНКА МАШИКНА МАШИНКА

    ПОСПЕШИШЬ

    ПОСПЕШЫШЬ ПОПСЕШИШЬ ПОСПЕШИШЬ

    НАСМЕШИШЬ

    НАСМЕШЫШЬ НАМСЕШИШЬ НАСМЕШИШЬ

  • «Найди лишние слова»

Девочка Маша шишка ушла из дома.

В лесу она заблудилась.

Пришла Машенька к машина избушке.

Дверь была петушки отворена.

В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.

  • «Добавь недостающие слова»

Ребята собирали сосновые и еловые.

Дети пошли в.

Девочка Маша ушла из в лес.

Шесть в шалаше шуршат.

Наша серая кошка сидела на окошке.

  • «Восстанови предложения»

  • «Раздели на слова и прочитай предложения»

Максимвзялконькиипошёлнакаток.

 ПослеобедаСерёжапомылзавсемипосуду.

  • «Составь связанный текст из деформированных предложений»

Помогите птицам.

  • птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые

  • успешно, каждый, не, полёт, но, оканчивается

  • смельчаки, иногда, из, вываливаются, гнезда

  • беду, иногда, ветер, приносит, сильный

  • такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно

  • «Прочитай текст»

МОЙ ДЯДЯ.

РОМУТ люди идут на работу. Мой ЯДЯД работает кондитером. Он делает ТЫТОР и вкусные ТЫФЕКОН

  • «Чтение с пропущенными окончаниями»

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… – бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива… картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

Играйте в словесные игры – это пополнит словарный запас ребенка, поможет быстрее ориентироваться при поиске нужных слов. Контрольные вопросы по тексту придумывайте друг для друга: чтобы придумать для вас вопрос по содержанию, маленький читатель должен будет потрудиться осмыслить прочитанное. Вовлекайте ребенка в процесс чтения без принуждения. Задавайте вопросы по сюжету, объясняйте незнакомые слова. Пусть такие домашние тренировки будут недолгими (по 10-15 минут), но повторяются регулярно. Сделайте чтение необходимостью: оставляйте записки с ценной информацией, которые он поневоле прочитает.

Невыразительное чтение. Причины, которые могут лежать в основе проблемы:

  • Ошибки в постановке ударения;

  • недостаточное чутьё языка, с непониманием стилистических характеристик слова;

  • неумение находить границы предложения: неоправданное деление сложного предложения на простые и неумение делить текст на предложение.

  • нарушение смысловой стороны чтения;

  • наконец, чтение без цели не мобилизует умственные способности.

Предлагаю приемы работы, игры и упражнения по устранению проблемы:

На каждом уроке учителю следует включать речевые разминки или пятиминутки. Упражнения должны быть систематическими. Материал можно брать из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками. Вот виды речевых разминок для развития выразительного чтения:

 формирование правильного логического ударения;

 формирование умения изменять силу голоса;

 формирование правильной интонации;

 формирование умения правильно расставлять паузы;

 формирование умения менять темп чтения;

 формирование умения распределить свое дыхание в процессе речи;

 овладение навыками четкой дикцией;

 овладение нормами литературного произношения.

  • «Логические ударения»

Кто сидел на моем стуле?

Кто сидел на моем стуле?

Кто сидел на моем стуле?

Кто сидел на моем стуле?

1. На доске пишется одно или несколько предложений, в которых учитель обозначает место логического ударения, например: Люблю берёзу русскую.

Учащиеся читают это предложение, определяя его смысл. (Человек говорит о большой любви к родной земле, месту, где он родился).

2. На доске написан текст или отдельные предложения. Учитель читает их, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение, например: уже румянит осень клёны. Над селом сияет месяц золотой.

3. На доске написано предложение. Учащимся даётся задание прочитать его так, чтобы слушатели поняли, что происходит в природе и как происходит действие, например: Ветер сильно качал берёзы.

4.На доске написано предложение: На поляне растут синие цветы. Вызываются к доске два ученика. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов с тем, что бы логическое ударение в них падало на разные слова. Например: Какие цветы растут на поляне? Где растут цветы? И т. д. Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение.

5. В написанных предложениях или тексте учащиеся должны самостоятельно расставить логическое ударение и выразительно прочитать.

  • «Паузы»

Паузы могут быть художественными и психологическими. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Приведем примеры: Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

  • Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавными. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

  • «Песенки-долгоговорки»

Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение приносит им радость.

Ай-люли. Е.А. Благинина

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка — в серёжках,

Селезень — в кафтане,

Утка – в сарафане!

Котик в новой свитке,

Кошечка – в накидке,

С перстеньком на лапке…

А собака в шапке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

Ай-люли, ай-люди,

Гости к Дашеньке пришли!

  • «Послушай и скажи. Послушай и доскажи»

В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму. ба – бу — бы на дворе стоят столбы

бу – бы – ба из окна торчит труба

до – ду – да гудят провода

жа – жа – жа есть иголки у ежа

жи – жи – жи здесь живут ежи

са – са – са в лесу бегает… (лиса)

со – со – со у Вовы… (колесо)

усь-— усь – усь на лугу пасётся… (гусь)

ча – ча – ча горит в комнате… (свеча)

чу – чу – чу молоточком я… (стучу)

оч – оч – оч наступила… (ночь)

ша — ша – ша мама моет… (малыша)

+шу — шу — шу я письмо… (пишу)

аш – аш – аш у Марины… (карандаш)

Так, ребята, привыкают понимать и правильно находить способ, прием выражения того образа, который создает автор произведения.

Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.

Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено, как правило, недоразвитием звукослогового синтеза. Слово, прочитанное по слогам, – это искусственно разделенное на части слово. Оно отличается от слитно произнесенного слова, привычно звучащего слова устной речи. Поэтому ребенок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своем представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнает слова. Это приводит к тому, что ребенок читает механически, не понимая смысла той информации, которую он расшифровывает.

Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной стороны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой – несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. В связи с этим ребенок с этой формой дислексии часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи между словами в предложении. Вследствие этого ребенок не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного.

Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения. Сложность структуры чтения и трудности его исследования привели к появлению разных аспектов его изучения.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

  • восприятие данных слов,
  • понимание содержания, связанного с этими словами,
  • оценку прочитанного.

1. Восприятие данных слов.

Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Простое называние подряд всех данных букв, без слияния их в целое слово, еще не называется чтением.

Когда мы читаем слова, то не просто складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове. Если в читаемой нами книге или газете некоторые буквы случайно окажутся выпавшими, замазанными или плохо отпечатанными, нас это часто совсем не смущает: мы все-таки свободно прочитываем соответствующие слова, дополняя, чего не хватает, своим воображением.

2. Понимание содержания

Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется пониманием нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определенный, более или менее яркий образ, в другом -какое-нибудь чувство, желание или отвлеченный логический процесс, в третьем
– и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное. Так, например, слово «лес», прочитанное нами, может вызвать в нашем сознании: образ зеленых, шумящих деревьев, поющих птиц, голубого неба, запаха смолы и земляники, чувство успокоения, радости или страха, желание побыть в лесу, суждение о том, что уничтожение лесов приводит к обмелению рек, суждение, что лес — имя существительное и что оно может быть соединено с рядом глаголов, представление ряда других слов, связанных по ассоциации со словом «лес»: «лесной», «леший», «полез» и так далее.

3. Оценка прочитанного.

Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Факторы, влияющие на процесс чтения:

  1. Пассивное отношение к процессу чтения.
  2. Нарушение фонематического анализа и синтеза
  3. Бедный словарный запас, ограниченный кругозор, узкий круг интересов.
  4. Недостатки в развитии лексика –грамматического строя речи.
  5. Снижение умственной работоспособности, повешенная утомляемость, затруднение произвольной концентрации внимания, повышенная отвлекаемость.

Процесс осмысленного чтения может быть определен как процесс догадки, т.е. угадывания слов и мыслей по символизирующим их буквам. По мере роста понимания и навыка ребенка, по мере накопления у него специальных знаний, его участие в процессе чтения должно становиться все более заметным. Материал для первоначального чтения должен быть подобран так, чтобы ребенок, настраиваясь на процесс догадки, получал в то же время понимание внутренней стороны процесса чтения. Для этого необходимо, чтобы первая буква, усваиваемая ребенком, была предложена ему при таких обстоятельствах, которые невольно заставили бы его обратить внимание на значение буквы, как символа звука, входящего в состав определенного слова. В качестве примера одного из рассказов, которыми можно было бы воспользоваться на уроке, можно привести следующий:

На Рождество бабушка устроила елку для своих внучат. На елку повесили красивые коробочки, пряники, золоченые орехи и свечи. Свечи зажгли, и елка засияла. Весело было детям. Они прыгали вокруг елки, пели, бегали.

Вдруг бабушка велела принести какую-то большую корзину. Эта корзинка сверху была закрыта белой скатертью. Дети подбежали и стали с любопытством смотреть на корзинку.

– Бабушка! что там у тебя спрятано? — Стойте смирно! Я вам приготовила подарочки. Дети завизжали от радости, но скоро затихли и с нетерпением ждали, что будет дальше.

– Подойди сюда, Танюша, — сказала бабушка своей самой маленькой внучке.

– Отгадай-ка, что я тебе подарю! Танюша радостно улыбнулась и не знала, что ответить.

– Я тебе подарю новую кук…

– Куклу! — вскрикнула Танюша.

– Верно! отгадала, моя умница, — сказала бабушка и вынула из корзины большую куклу с длинными белокурыми кудрями, розовыми щечками и в голубом платье. Кукла умела открывать и закрывать глазки.

-Ну, а теперь ты, Ваня, отгадай свой подарок, — обратилась бабушка к маленькому внуку.

– Ты я знаю, все в солдаты играть любишь. И я тебе купила отличный бара…

– Барабан! Барабан ! – закричал Ваня. Бабушка вынула из корзины барабанчик.

– А Варе, — сказала она, — я подарю лошадку и коляс…

– Коляску! — крикнула Варя.

Бабушка дала ей красивую лошадку, запряженную в колясочку.

Теперь очередь осталась за Колей.

– Я знаю, — сказала бабушка Коле, — ты все бегать любишь. Я тебе подарю мячик и еще одну игрушку. Отгадай какую! Я тебе подскажу: « о» …

– Ослика! — воскликнул Коля.

– Нет, — сказала бабушка, — с осликом много не побегаешь. Подумай еще: о… Коля никак не мог догадаться. Тогда бабушка улыбнулась и сказала:

«Вот посмотри, я тебе нарисую это «о», а ты тогда догадайся, что я тебе подарю». Бабушка нарисовала на бумаге: «о»

Ну, теперь догадайся: я тебе подарю о…

– Обруч! — крикнул и засмеялся. Ему было очень приятно получить обруч.

Этот рассказ составлен таким образом, чтобы обратить внимание ребенка на характерные черты внутреннего процесса чтения, т.е. на пользование буквами, как символами, по которым можно догадаться об известных звуках, входящих в состав определенных слов. Слушая первые примеры неоконченных слов, данных в этом рассказе, ребенок легко предвидит их окончания, и даже сам начинает невольно оканчивать эти слова. Последнее неоконченное слово рассказа (обруч) намеренно дается при таких условиях, которые затрудняют его легкое отгадывание. Пред сознанием ученика вырастает загадка. Для разрешения этой загадки ему дается первая буква. Сходство, существующее между внешним видом этой буквы и обозначаемым ею образом, вместе с тем напряженным вниманием, которое вызывается в ребенке, как предшествующим сознанием трудности задачи, так и пробужденным стремлением разрешить ее, способствует легкому и прочному усвоению навыка чтения.

Тренировочные упражнения

1.Упражнение «Путаница».

Задание: Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывёт?
Кот.
В огороде что растёт?
Рак.
Под водою кто живёт?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз – два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам.

Спросите у детей: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?» Главное – подвести детей к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

2. Упражнение «Придумай новое слова»

Задание: Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым.

  • Слова для изменения: кот, пар, пил, сок, сон, мел.
  • Слова для изменения первого звука: лук, макет, лак, день, пень, точка, даль.
  • Слова для изменения последнего звука: пар, вал, мох, мак, сон, сук, стоп сыр.

3. Упражнение «Вторая половинка».

(чтение только второй половинки)

При чтении произносится только вторая половинка слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна) . Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение как можно чаще, если ребёнок искажает окончания при чтении.

Чтение, кровать, трава, только, битвы, рыба, красную, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, берёза, ремень, добыча, солома, магазин, новая, синий, белые, граница, открою, увидели, купить, ошибки, кастрюля, чернее, достанут.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке, рада встрече, остановлюсь недалеко от деревни, листья на деревьях, гуляю в парке, подойдём к берегу, прыгать с вышки, красный шарф, белее снега, в тёплой воде, доброй ночи.

Снегирь.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
(По Ю. Дмитриеву.)

Тренируйтесь, пока ребенок не перестанет искажать окончания при обычном чтении. Кроме того, полезно обсуждать с ребенком, почему в слове употребляется именно это окончание, что оно обозначает, можно ли было бы использовать другое и как изменился бы от этого смысл фразы. Такое обсуждение поможет осознать роль окончаний в предложении.

4. Упражнение «Догадайся».

Дав.. ушё. с боло.. мед…. побли.. к берло.. . Снялись журав.., послед… раз мах… . Крыл.. и улете.. к полям, где мож.. сбить.. в больш.. нужн.. в трудн.. доро.. ста. .
Лес зат.., пригото….. к тяжёло.. предзимью, к густ.. облож… дож… . Последнюю пес.. в лесу все… поёт лось. Боль…, мудр.. житель тайг. выход… на край мохово.. болот.. . Долго слуша.., пото. запрокиды…. горд.., тяжёл.. рога, поднима.., голов. и труб.. в осеннюю чисто.. голубого неба. Молчит лес, мол… дяте. и синицы, молчи. Вод. в озе.. .
(По А.Огневу.)

Выгляну… солны… . Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и полете… за новостя… . Смотр…, стало в ле… тем… . Побежа… по ле… поземка. Налет… ветер, закача… дерев… . Полетели сугроби… с елов… лап. Начал… пурга. Присмире… синич…, сжалась в комоч… . Ветер рвет ее с вет…, ерошит перыш…, леден… голое тель… . Сжалился дятел над синич…, пуст… ее в свое запаси… дупло. Поняла синич…, что вью… да мете… под февраль полете… .
(В. Бианки)

5. Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитай рассказ. Некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие».

  • Тишина царит в дремучем ____ . Черные ____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ____.
  • Зима. Все дорожки покрыты пушистым ____. Гладким ____ оделась река. Ребята построили высокую ____. Быстро мчатся санки. Резкий ____ бьет детям в ____. Мороз щиплет ____. ____ не боятся мороза. Весельем горят их ____.
  • Стоит жаркая погода: небо ____, солнце светит ____, Коля и Оля идут гулять в поле ____. Они слушают там пение маленьких ____. Они собирают ____. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ____. Маленькие дети торопятся вернуться ____. Но прежде чем они успели прийти, разразилась ____. Дети испугались грома. Они постучались в один ____ , чтобы укрыться от сильного ____, так как у них нет с собой ____ и их одежда совсем ____.

5. Упражнение «Найди ошибку»

Задание: Послушай предложения и скажи, все ли в них верно.

  • Зимой в саду расцвели яблони.
  • Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
  • В ответ я киваю ему рукой.
  • Самолет сюда, чтобы помочь людям.
  • Скоро удалось мне на машине.
  • Мальчик стеклом разбил мяч.
  • После грибов будут дожди.
  • Весной луга затопили реку.
  • Снег засыпало пышным лесом.

6. Упражнение «Объясни»

Задание: Послушай предложения:

  • Я взял книгу у Девочкиной мамы. У кого я взял книгу?
  • На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? Ирина пошла в кино после того, как дочитала книгу.
  • Что сделала Ирина раньше: читала книгу или пошла в кино? Объясни.

7. Упражнение «Что имеется в виду?»

(Тренировка на понимание переносного смысла)

Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

  • острый нож — острое слово
  • ядовитый укус — ядовитый взгляд
  • черствый хлеб — черствый человек
  • железный топор — железный человек
  • золотая стрела — золотые руки
  • низкий стол — низкий поступок

8. Упражнение «Правильно или нет?»

Задание: Как ты думаешь, можно ли так сказать?

  • В полке лежат тёплые брюки.
  • Стенка придвинута к шкафу.
  • Под столом кушает Нина и Марина.
  • Под ветки сидят голуби.
  • Птичка пролетела под домам.

Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»

9. Упражнение «Составь связанный текст из деформированных предложений»

Помогите птицам.

  • птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые
  • успешно, каждый, не, полёт, но, оканчивается
  • смельчаки, иногда, из, вываливаются, гнезда
  • беду, иногда, ветер, приносит, сильный
  • такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно

В результате такой систематической коррекционной работы учащиеся приобретают навык понимание, и осмысление прочитанного текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.

Надеюсь, что мой опыт поможет и вам.

Список литературы.

  1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Белгрод: – 1998.
  2. Брудный А.А. Понимание как компонент чтения// Проблемы психологии и социологии чтения. — М., 1986.
  3. Брудный А.А. К проблеме понимания текста// Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.
  4. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
  5. Калинина И.Л. Сборник упражнений по чтению для учащихся 1-2 классов. – М.2000
  6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
  7. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
  8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.-М.,1984

Дислексия

Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения. Если доверять биографам, все эти знаменитости испытывали очень серьезные сложности с чтением, то есть были дислексиками. К слову, биографии перечисленных личностей подтверждают, что можно прожить яркую жизнь, несмотря на обидный детский ярлык «не такого как все». В этой статье разберемся, как дислексики воспринимают текст и можно ли корректировать неспособность к чтению.

Дислексия - лечение в Москве

Общие сведения

Дислексия обусловлена недоразвитием или выпадением психических функций, реализующих процесс чтения. Согласно официальной статистике расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. На каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может выглядеть как синдром, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.

Причины дислексии

Человек с дислексией не способен корректно распознавать буквы. Речь дислексика несвязна, неправильно оформлена с грамматической точки зрения, отличается скудостью словарного запаса. Расстройство может быть обусловлено биологическими и социальными причинами.

Биологические факторы

Большинство специалистов склоняются к тому, что в большинстве случаев дислексия развивается под влиянием патологий биологического характера в пренатальном периоде:

 

  • поражение ЦНС вследствие внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта;
  • гипоксия мозга плода в утробе матери, патологии развития пуповины, родовая асфиксия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • травматизация во время сложных родов.

Получите консультацию прямо сейчас!

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения – вы однозначно получите развернутую консультацию.

 

Социальные факторы

Социальные факторы легче поддаются коррекции, что отличает их от биологических.

К ним относятся:

  • недостаток общения у ребенка;
  • погрешности в обучении и воспитании (педагогическая запущенность);
  • двуязычие (дети-билингвы могут путать символы из разных языков);
  • слишком ранее начало обучения;
  • дефицит социально-эмоциональных контактов, отдаление от матери (синдром госпитализма).

Люди, подвергавшиеся жесткой критике из-за их особенности в детстве, впоследствии страдают от низкой самооценки и нуждаются в психологической помощи.

Влияние дислексии

Орфография

Образование

Чтение

Здоровье

Жизнь

Карьера

Самооценка

Математика

 

Патогенез

Чтение – это психофизиологический процесс, при котором одновременно задействуется несколько систем-анализаторов: зрительная, речезвуковая, речедвигательная. Сбои в работе систем нарушают единство процесса. Если с точки зрения психолингвистики механизм дислексии следует рассматривать как частичную задержку развития психических функций, то с когнитивной – это нарушение одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, осмысливания). И одно, и другое приводит к трудностям с чтением и обучаемостью.

Наши преимущества

Высокая квалификация специалистов

Более 200 сертифицированных профессионалов со стажем от 10 лет

Круглосуточный выезд на дом

Звоните в любое время и наши специалисты помогут вам

Полная анонимность

Гарантируем полную конфиденциальность, пациентов не ставят на диспансерный учет

Программа “Двойной диагноз”

Комплексное лечение зависимости и психического расстройства

VIP отделение

Повышенный уровень комфорта и полное уединение

Классификация

Специалисты выделяют шесть форм дислексии – в соответствии с механизмом, который нарушен. Каждая из форм требует особого внимания специалистов и семьи.

 
 

оптическая

зеркальное чтение, перескакивание на соседнюю строку, сложности с различием похожих символов («о» и «е», «b»и «d»);

фонематическая

самая распространенная проблема (искажение структуры слов, перестановка слогов);

аграмматическая

ошибки в построении речевых отрезков («пойдем дом», «белый птица»);

семантическая

беглое чтение на фоне абсолютного непонимания смысла;

мнестическая

трудности распознавания букв во время артикуляции (отсутствие понимания связки между звуками и буквами);

тактильная

типична для слабовидящих (сложности с пространственным распознаванием).

Болезни, которые мы лечим

Симптомы дислексии

Расстройство выявляется в возрасте 6-10 лет. У дислексиков не получается сопоставлять звуки и буквы, поэтому показатели техники чтения у них намного хуже, чем у сверстников. Параллельно могут наблюдаться грубые ошибки письма.

Дислексия негативно влияет на процесс формирования личности. Неудачи в школе на уроках чтения могут способствовать развитию мнительности, тревожности, проявлению других аффективных реакций.

 
 

Фонематическая дислексия

Фонематическая форма дислексии вызвана недоразвитием процессов восприятия, связанных с анализом и объединением составных частей слов в единое целое. Симптомы проявляются в виде замены и смешивания звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам («том» – «дом», «ток» – «кот»), а также с искажением структуры языковых единиц.

Семантическая дислексия

Семантическую форму дислексии (так называемое механическое чтение)следует воспринимать как затрудненное понимание синтаксических связей. Также это результат бедности словарного запаса. Пациент понимает слова только в отрыве от текста, поэтому не может зафиксировать смысл прочитанного.

Аграмматическая дислексия

В аграмматической форме дислексии симптоматика связана с погрешностями в построении речевых конструкций. Во время чтения пациент неправильно применяет падежи, окончания, может путать времена. Аграмматическая дислексия предполагает допущение аналогичных проявлений и в устной речи.

Мнестическая дислексия

Симптомы при мнестической форме дислексии обусловлены неспособностью связывать визуальную форму символа с ее акустическим эквивалентом. Пациенту сложно соотнести звук и обозначающий его печатный (рукописный) знак. Попросту говоря, он не запоминает букв.

Оптическая дислексия

Оптическая форма дислексии выражается как чтение задом наперед, предполагает сложности с фокусированием взгляда на нужной строке. Оптическую дислексию объясняют недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.

Тактильная дислексия

Тактильная форма дислексия присуща людям с тяжелыми пороками зрения и проявляется в виде смешения тактильно сходных символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, соскальзывать со строки, пропускать речевые единицы, искажая смысл прочитанного.

Диагностика

 

Дислексия может быть диагностирована только при определенных условиях:

  • отсутствие диагностированной умственной отсталости;
  • отсутствие патологий слуха и зрения;
  • отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать;
  • не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения;
  • ребенку подходит выбранный метод обучения чтению, стимулирует его учиться;
  • сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением.

Чтобы обследовать ребенка, можно прийти к логопеду, нейропсихологу, детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по проблемам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений темпа психического развития, дефицита внимания. Обследование охватывает сбор анамнеза, оценку состояния артикуляционного аппарата, проверку моторики. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.

Взрослому человеку официальный диагноз дислексия впервые должен поставить врач-психиатр. Запишитесь на прием к платному психиатру клиники доктора Исаева.

 

Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева

Если обнаружить признаки дислексии в дошкольном возрасте, это дает возможность оперативно и эффективно корректировать проблему. Чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие расстройства, которые могут коррелироваться с нарушениями речевых процессов. Для лечения расстройства необходима помощь дефектолога, клинического психолога, нейропсихолога.

В клинике неврозов доктора Исаева к преодолению проблемы подходят комплексно, с применением современных методик и с учетом оценки всего спектра нарушений речи и психики у пациента. Не следует упускать из виду, что спутниками дислексии и дисграфии могут быть сидром дефицита внимания, гиперактивность, стрессы, несформированность высших психических функций. В клинике работают квалифицированные врачи, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Чтобы обратиться к компетентному специалисту, позвоните по номеру +7 (495) 463-09-45.

Варианты лечения

  • Консультация специалиста
    от 4000 ₽ за прием
  • Стационарное лечение
    от 6000 ₽ за сутки
  • Реабилитация
    от 2900 ₽ за сутки
  • у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
  • у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
  • консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
  • на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию.

Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!

от 4000 ₽

  • это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
  • для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
  • мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
  • мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
  • мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
  • мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
  • мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной.

Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!

от 6000 ₽

  • в реабилитации мы применяем индивидуальный подход к каждому пациенту и составляем персонализированный план реабилитации;
  • реабилитация в наших центрах базируется на концепции терапевтического сообщества;
  • с реабилитантами работают квалифицированные специалисты в области наркологии и психиатрии, которые ежедневно проводят лекции и занимаются их психообразованием;
  • мы помогаем сформировать устойчивые здоровые привычки и наработать навыки для успешной адаптации в обществе;
  • в стоимость включено трехразовое питание и все для комфортной жизни. Есть возможность одноместного размещения;
  • мы предоставляем дополнительные услуги, которые могут помочь в реабилитации: йога, спортивный зал, бассейн, массаж и т.д.;
  • мы создаем благоприятную и дружественную реабилитационную атмосферу, где вы получите поддержку и понимание.

Чем раньше вы обратитесь к специалистам и начнете реабилитацию, тем быстрее и качественнее вы придете к видимым положительным результатам и начнёте жить здоровую счастливую жизнь!

от 2900 ₽

Часто задаваемые вопросы

Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?

Современная клиническая психология делает акцент на необходимости реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежит нарушение психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не принесет стойкого ожидаемого результата. В нашем центре успешно применяются современные программы медикосоциальной реабилитации для самых разных групп пациентов.

Дислексия проходит с годами?

Без коррекции и грамотного лечения проблема не проходит с возрастом. Детская дислексия – это всегда неуверенность в себе, социальная тревожность, депрессия вплоть до мыслей о суициде во взрослом возрасте. Помогут только направленная коррекция расстройства при условии психологической поддержки, а также работа с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.

Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?

Действительно, есть исследования на тему того, что дети-дислексики обладают незаурядным умственным потенциалом. Но рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника со справкой не стоит. Под негативным давлением реальных обстоятельств ребенок может быстро утратить врожденную способность к освоению мира. Заботливые и ответственные родители обязательно воспользуются профессиональной помощью, чтобы вырастить из дислексика в первую очередь счастливого, а возможно и гениального человека.

Получите консультацию прямо сейчас!

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения – вы однозначно получите развернутую консультацию.

Статьи по теме

Дискалькулия

Ваш ребенок никак не может «подружиться» с цифрами, учителя считают его ленивым, а одноклассники дразнят? Не спешите делать поспешных выводов об умственных способностях малыша, опускать руки и тем более наказывать…

Подробнее

Расстройства речи

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях…

Подробнее

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Подробнее

Умственная отсталость

Олигофрения или умственная отсталость – отклонение врожденного или приобретенного типа. Характеризуется нарушением интеллектуальной сферы, неполноценным развитием психических функций. Одной из особенностей…

Подробнее

Добавить комментарий