Ментальная карта как составить по биологии 8 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы….

Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов.

В статье освещается опыт использования ментальных карт на уроках английского языка….

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Ментальная карта к уроку литературы в 11 классе и методический комментарий к ней. Может быть спользована на этапе обобщения работы по творчеству М.А.Булгакова….

Что такое ментальная карта?

Эта статья содержит сведения об удивительном и очень эффективном способе фиксирования информации – ментальных картах, о том, для чего они нужны, как их составлять и использовать в учебном процессе. В …

Опорные конспекты, схемы, таблицы к повести И.С.Тургенева “АСЯ”

Данный материал позволяет активизировать учебный процесс при изучении повести И.С.Тургенева “АСЯ”…

Опорный конспект-схема по теме: Рабство в Древнем Риме

Удобно пользоваться схемами на уроках. А если заполнять схемы с учениками- это помогает им лучше запомнить тему и одновременно учит работать с учебником….

Технологическая карта. Гражданская война: белые и красные. Создаем ментальную карту. 9 класс

Технологическая карта разработана в рамках требований ФГОС….

Функциональная грамотность – уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Принято выделять ряд её основных составляющих: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность. По определению А.А.Леонтьева, «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования, так как умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны. Для ее формирования необходимо формирование таких умений, как смысловое чтение, основанное на качественном анализе, оценке, интерпретации и обобщении информации, способность извлекать необходимую информацию и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами. [3, с.8]

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеет предмет биология. [2, с.4]

Одним из методов развития смыслового чтения является метод ментальных карт.

Ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Автор метода ментальных карт Тони Бьюзен британский психолог, автор книг, касающихся работы мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Эффективность ментальных карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Ментальные карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. [1, с.4-5]

Ментальная карта – альтернативный способ структурирования информации. В отличие от многоэтапных и разветвленных схем, диаграмм, списков он значительно упрощает процесс восприятия и запоминания данных. Запись информации способом ментальных карт строится на особой структуре, разнообразии цветовой гаммы, видов шрифтов, геометрических фигур, форм и линий, символов, что вызывает интерес. Кроме того, в ментальных картах большой по объему материал формулируется в нескольких фразах. Ментальные карты позволяют видеть всю структуру в целом, приучают мозг мыслить системно. И это еще одно неоценимое достоинство ментальных карт, на котором базируется весь процесс их создания, – ассоциативность. [4, с.7]

В ментальных картах вы можете выразить свою креативность и индивидуальность через образы, цветовую гамму, фигуры и раскрыть творческий потенциал. Рисование ментальных карт – это увлекательное занятие, которое может помочь вам познать себя, определиться с целью. Думая ментальными картами, вы развиваете способности своего мозга. С их помощью мы как бы рисуем свои мысли. Как правило, при работе с информацией задействовано только левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление и память. Оно воспринимает текст и цифры. Ментальная карта благодаря своей визуализированности и образности привлекает в данный процесс и правое полушарие, реагирующее на образ и цвет. То есть при обычном способе запоминания информации задействовано только одно полушарие – левое. Подключив к данному процессу оба полушария, вы запомните материал как минимум в два раза быстрее. Кроме того, самый популярный совет для развития памяти – это составление ассоциаций и вуальных образов на предназначенные к запоминанию данные. Это значит, что с ментальными картами вы запомните не только быстрее, но и на долго. Таким образом, стимулируется развитие ваших творческих способностей и лучше усваивается информация. [4, с.9-10]

Чтобы сделать процесс рисования ментальных карт простым и увлекательным, а сами карты максимально полезными и действенными, нужно следовать простым правилам построения ментальных карт:

  1. Располагайте рабочее пространство (лист бумаги) горизонтально.
  2. Формирование ментальной карты начинается с названия карты – главной темы.
  3. Формируйте ветви (уровни) по часовой стрелке.
  4. Будьте лаконичны. Не пишите в ментальных картах целые предложения.
  5. Группируйте подтемы карты по формату ветвей: по цветовой гамме, по геометрическим фигурам, типу линий.
  6. Разбавьте карту рисунками и символами.
  7. Формируйте группы, отделяйте дополнительными линиями блоки, объединенные общей мыслью.
  8. Соединяйте темы стрелками.

Ментальная карта – это поле для вашего творчества, где вы вправе дать волю мысли. [4, с.19-20]

При обучении на уроках биологии учащимся приходится запоминать большое количество информации, которое дается не всем легко и на помощь к ним приходит ментальная карта.

Благодаря ментальной карте учащимся легко запомнить материал урока, они учатся выбирать нужную информацию, анализировать, составлять логические цепочки, делать выводы, закрепить их в виде схемы и воспроизвести ее в последующем. Использование ментальных карт на уроке помогает достичь главной цели – научить учащихся учиться, анализировать, конкретизировать информацию по пройденной теме. В своих уроках я часто применяю этот метод и считаю его очень действенным. После прохождения новой темы, в качестве домашнего задания, учащимся дается творческое задание составить ментальную карту по пройденной теме. Учащиеся могут работать как индивидуально, но также и парами. Кроме уроков ментальные карты помогают при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Приведем несколько примеров ментальных карт сделанных учащимися.

В заключение хочется сказать, что использование ментальных карт на уроках биологии даёт положительные результаты, поскольку данный метод способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению активности на уроке, развитию воображения, мышления и памяти. Такой процесс обучения увлекает и мотивирует учащихся, а активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения.

Литература

  1. Абрашикова Н.Н. Интеллект – карта как инструмент анализа текста на уроках литературы: методическое пособие для учителей русского языка и литературы / Н.Н.Абрашикова. 2019. – 23 с.
  2. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом, – Волгоград: Учитель, – 95 с.
  3. Рязанцев А.В. Интеллект карты. Графическое решение бизнес – задач, – М.: Омега-Л, 2018. – 140с.
  4. Чеснокова А.В. Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики: сборник материалов, Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 192 с.
Интеллект карты по Биологии – YouTube

Применение интеллект-карт на уроках биологии

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Интеллектуальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки.
На уроках с помощью интеллект-карт можно визуально структурировать и запоминать сложные темы.

Содержимое разработки

Применение интеллект-карт на уроках биологии

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса, оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.

Человек мыслит ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому лучше запоминается информация через картинки и иллюстрации Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Интеллектуальные карты, составленные учащимися.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Зайкова Александра,11 класс

Ястребова Юлия,11 класс

Борбоев Заято,11 класс

Доржиев Гэсэр,11 класс



-80%

Статья "Использование приема ментальная карта на уроках биологии"

Создателем предоставленного метода считается Тони Бьюзен. Метод содержит заглавие – картирование мышления. Прием называется ментальная карта. То́ни Бьюзе́н — английский специалист по психологии, создатель метода запоминания, творчества и организации мышления «карты разума». Создатель и соавтор больше 100 книжек. Картирование мышления — способ, который разрешает человеку преодолеть большой поток информации, руководить им и структурировать его. Ментальная карта — это зрительное представление мыслях, мероприятий. Создатель предоставленного способа Тони Бьюзен считает, что в доктрине интеллект-карт всего 3 указания, три «П»:

«Принимай» – изначально надо выучить все критерии и памятки по созданию интеллект-карт;

«Применяй» – начни использовать данную технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт;

«Приспосабливай» – пропусти данный способ сквозь себя, совершенствуй собственные способности. Посылами появления предоставленного способа считаются открытия в области нейрофизиологии. 

В реальное время известно, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, послании, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает основным для неречевого, к примеру, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Было выявлено,  что левое полушарие в большей степени нацелено на прогнозирование грядущих событий, а правое — на взаимодействие с навыком и с животрепещуще протекающими мероприятиями.

В процессе персонального становления выраженность межполушарной асимметрии изменяется — случается латерализация функций головного мозга. Последние изучения говорят о том, собственно что межполушарная асимметрия заносит немаловажный фактор в проявление высочайшего разума человека. При этом в популярных границах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Принципиально обозначить, что определенный образ полушарного реагирования не складывается при рождении. На ранних шагах онтогенеза у большинства ребят выявляется видимый, правополушарный образ реагирования, и лишь только в конкретном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) укрепляется что или же другой фенотип, большей частью свойственный для предоставленной популяции. Это подтверждается и данными о том, что у безграмотных людей активная асимметрия головного мозга меньше, чем у толковых.

В основе составления разум – карт положен принцип “кругового мышления”(от лат. radians – “испускающий лучи”).

“Круговое мышление” – это ассоциативное мышление, исходной точкой которого считается центральный тип. А еще принцип «наглядности».

Для составления ментальных карт применяются лишь только цветные карандаши, маркеры и т. д. Главная мысль находится в центре. Для изображения центральной идеи возможно применить картинки, рисунки. Любая ключевая ветвь содержит личную окраску. Ключевые ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви обязаны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над всякой линией – ветвью пишется лишь только одно главное слово. Для наилучшего запоминания и усвоения лучше применить картинки, рисунки, ассоциации о любом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, дабы они не смешивались с примыкающими отраслями.

На собственных уроках я довольно деятельно использую этот способ, считаю его действенным. В процессе исследования новой темы, под моим управлением ученики делают схемы, опорные конспекты, для лучшего восприятия и усвоения темы, в ходе урока активированы оба полушария, ученики имеют все шансы выразить собственные креативные возможности,  активируя логическое мышление.

https://pedtehno.ru/content/statya-ispolzovanie-priema-mentalnaya-karta-na-urokah-biologii

Добавить комментарий