Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Курс добавлен 10.03.2023
- Сейчас обучается 32 человека из 17 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
мастер-класс
«Технология использования ментальных карт
на уроках истории» -
2 слайд
Ментальные карты
(интеллект-карты, карты ума,
карты памяти, Mind Maps) -
3 слайд
Тони Бьюзен, психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления, Великобритания
-
-
5 слайд
Области применения ментальных карт
-
6 слайд
Шеченко С.Д. Школьный урок [Текст] : как научить каждого / С. Д. Шевченко. – Москва : Просвещение, 1991. – 175 с.
Виктор Федорович Шаталов, учитель физики, СССР – Украина -
-
8 слайд
Основные требования,
которым должны отвечать : -
9 слайд
Ментальные карты
(интеллект-карты, карты ума,
карты памяти, Mind Maps)
способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам.
способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем
это уникальная технология работы с информацией -
10 слайд
Веб-сервисы по созданию ментальных карт
Mindomo — программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме.
MAPMYself — также известный как Mapul — интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей, нарисованных от руки, построенный на SilverLight. До 2-х карт в бесплатном режиме.
MindMeister — Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает экспорт в pdf, FreeMind (.mm), MindManager 6 (.mmap), а также в документ .rtf или в виде изображения (.jpg, .gif, .png). До 3-х карт в бесплатном режиме.
Mind42 — простой бесплатный, без особых излишеств, но очень аккуратно сделанный сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей.
Bubbl.us — интернет-сервис совместного создания диаграмм связей. Бесплатно можно создать до 3-х диаграмм, и это единственное ограничение.
SpiderScribe — бесплатный сервис (Adobe Flash).В узлах карты могут содержаться: простой текст, картинка (jpg, png), дата (календарь), карта (GoogleMap), или прикреплён файл. Экспорт в jpg и png. Поддерживается совместная работа над картой. Интерфейс английский, с поддержкой кириллицы проблем нет. -
11 слайд
Веб-сервисы по созданию ментальных карт
Mindomo — программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме.
MAPMYself — также известный как Mapul — интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей, нарисованных от руки, построенный на SilverLight. До 2-х карт в бесплатном режиме.
MindMeister — Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает экспорт в pdf, FreeMind (.mm), MindManager 6 (.mmap), а также в документ .rtf или в виде изображения (.jpg, .gif, .png). До 3-х карт в бесплатном режиме.
Mind42 — простой бесплатный, без особых излишеств, но очень аккуратно сделанный сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей.
Bubbl.us — интернет-сервис совместного создания диаграмм связей. Бесплатно можно создать до 3-х диаграмм, и это единственное ограничение.
SpiderScribe — бесплатный сервис (Adobe Flash).В узлах карты могут содержаться: простой текст, картинка (jpg, png), дата (календарь), карта (GoogleMap), или прикреплён файл. Экспорт в jpg и png. Поддерживается совместная работа над картой. Интерфейс английский, с поддержкой кириллицы проблем нет. -
-
-
-
15 слайд
Ментальная карта на сервисе Mind42.com
Неограниченное число
ветвей
В каждом звене ветви включение иллюстрации, текстового документа, ссылки на сайт
Неограниченное сворачивание ветвей
Экспорт карты в форматы PDF, JPEG и т.д. в полном объеме
Распечатка в формате А4,
А3 (по частям) -
16 слайд
Вспомните первое значение термина «ментальная карта»
-
17 слайд
Способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам
-
18 слайд
Основа ментальной карты
по истории
Великой российской революции -
19 слайд
Основа ментальной карты
по истории
Великой Отечественной войны -
20 слайд
Определите,
как первый аспект понятия «ментальная карта» может повлиять на повышение качества исторического образования в основной школе.
Усвоение алгоритмов анализа исторических событий и применение их на практике
Выделение содержательных блоков (структурирование информации на макроуровне) в сложных исторических процессах -
21 слайд
Вспомните второе значение термина «ментальная карта»
-
22 слайд
Способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем
-
23 слайд
Определите,
как второй аспект понятия «ментальная карта» может повлиять на повышение качества исторического образования в основной школе.
Визуализация информации и развитие долгосрочной памяти
Повышение объема запоминаемой информации
Улучшение процесса припоминания
Анализ информации на микроуровне
Аргументирование главных положений -
24 слайд
Вспомните третье значение термина «ментальная карта»
-
25 слайд
Это уникальная технология работы с информацией
-
26 слайд
Определите,
как третий аспект понятия «ментальная карта» может повлиять на повышение качества исторического образования в основной школе
Формирование УУД
Развернутый конспект темы
Одновременная работа со схемами и различными историческим источниками (карты, плакаты, фотографии, карикатуры, документы, научно-популярные тексты)
Закрепление материала (заполнение таблиц, выполнение заданий повышенной трудности)
Творческие разноуровневые домашние задания
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Развитие педагогического творчества
Краткое описание документа:
Области
применения
ментальных карт
Обучение |
создание |
Запоминание |
подготовка к экзаменам; |
Презентации |
вы за меньшее время даете больше |
Планирование |
управление временем: план на |
Мозговой |
генерация новых идей, творчество; |
Принятие |
четкое видение всех «за» и |
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 255 721 материал в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика преподавания основ философии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»
-
Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»
-
Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Mind map в переводе с английского означает «карта мыслей», «ментальная карта» или «интеллект-карта». Mind map представляет собой многоцветную диаграмму с информацией. Карта имеет древовидную структуру, где главная идея представлена в центре и от нее отходят ветви с дополнительной информацией.
Mind map максимально эффективно включает в работу кору головного мозга. Она активирует «целостное» мышление, задействуя как логическое левое, так и творческое правое.
Тони Бьюзен «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления».
Как уже было упомянуто выше, при создании интеллект-карты активизируются оба полушария: правое, отвечающее за творчество, и левое, отвечающее за логику. Это позволяет использовать мозг наиболее эффективно. Также на работу мозга влияет простраивание взаимосвязей между идеями и понятиями в карте.
Методику запоминания, творчества и организации мышления с помощью интеллект-карт придумал британский психолог Тони Бьюзен и описал в книге The Mind Map Book: How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain’s Untapped Potential (1996), которую позже перевели на русский язык «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления.» (2019)
Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями, вот некоторые примеры:
- Фиксировать свои идеи
- Готовиться к публичным выступлениям
- Конспектировать лекции
- Запоминать большие объемы новой информации
- Планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время
Также карты mind map можно использовать в различных сферах нашей жизни: образование, дом, творчество, быт, работа, здоровье, память и т.д.
Согласно методике Тони Бьюзена, создание mind map должно происходить в несколько этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них:
- Разместите лист бумаги горизонтально. Поместите в центр главный предмет, который хотите изучить. Это может быть рисунок, символ или текст крупным планом. Центральный образ будет стимулировать воображение и вызовет ассоциации.
- Выберите цвет и нарисуйте толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как ветка ствола от дерева. Продайте ветви естественный изгиб, так как визуально это более привлекательно для мозга и повысит вероятность запоминания этой ветви. Ее толщина символизирует важность в «иерархии» интеллект-карты.
- Подпишите ветвь одним ключевым словом.
- Подпишите второстепенные ветви, отходящие от главной. Каждую ветвь подпишите одним словом или символом, или комбинацией того и другого. Не бойтесь создавать ассоциативные изображения для своих ветвей.
- Выберите другой цвет и нарисуйте следующую основную ветвь, отходящую от центрального изображения. Легче двигаться вокруг центрального изображения по часовой стрелке, но вы можете выбрать свое направление. Как и в предыдущем шаге, нарисуете ветви второго/третьего порядка и подпишите каждую из них. Добавьте еще несколько ветвей, чтобы в итоге их получилось 5 или 6.
- Когда у вас появилась структура из основных ветвей, можно свободно передвигаться по карте, заполнять пропуски, рисовать изображения. При желании можно добавлять стрелки и соединительные линии, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними.
Вот и готово! Вы создали свою первую интеллект-карту!
Mind map по истории
Карты mind map очень эффективно можно использовать для подготовки к экзаменам, особенно по истории. Карты могут помочь в запоминании многочисленных дат и событий на разных периодах истории, так как они позволяют организовать информацию и визуализировать связи между событиями. На своем опыте я проверила, как создание цветных и иллюстративных интеллект-карт (mind map) помогает в сдаче ЕГЭ по истории.
Как создать mind map по истории?
Рассмотрим частный случай: как создать интеллект-карту по истории для подготовки к экзамену. Вот следующие шаги по созданию карты mind map по конкретному историческому периоду или деятелю:
- Определите центральную тему, которую вы хотите отобразить на карте. Это может быть конкретный период истории, например, «Эпоха Николая I».
- Используйте ветви, чтобы создать подразделы, которые связаны с главной темой. Например, вы можете создать ветви для ключевых событий, дат, людей и т.д.
- Используйте цвета и изображения, чтобы сделать карту более наглядной и запоминающейся. Например, вы можете использовать разные цвета для разных периодов истории, или использовать изображения, чтобы помочь визуализировать события и даты.
- Напишите даты на соответствующих ветвях и связывайте их между собой. Это поможет понимать связи между событиями и запоминать даты.
- Повторяйте информацию на карте, чтобы закрепить ее в памяти.
Вы можете создавать новые карты для разных периодов истории, или использовать одну карту и дополнять ее по мере изучения новой информации.
С помощью каких инструментов создать mind map?
Вы можете создать карты mind map с помощью простого листа бумаги, ручки и цветных карандашей или воспользоваться цифровыми технологиями.
Вот следующие приложения, в которых вы можете создать mind map:
- MindSpace: это одна из самых популярных и мощных программ для создания карт Mind Map, которая имеет широкий диапазон функций.
- XMind: это программа, которая предлагает несколько тем и шаблонов для создания красивых и профессиональных карт Mind Map.
Также вы можете сами нарисовать карты mind map на цифровых носителях (IPad) в следующих приложениях:
- Procreate: широкий ассортимент цветов и кистей позволит вам наделить вашу карту ещё большим творчеством
- Goodnotes 5: приложения для визуально привлекательных заметок, также отлично подойдет для создания интеллект-карт
Оба приложения платные, но стоят того. Профессиональный выбор. Прекрасно подходят для творчества и создания красивых рисунков и иллюстраций.
Карты Mind Map — это эффективный инструмент, который позволяет организовать и структурировать информацию так, что она становится более понятной и легко усваиваемой. Это может быть особенно полезно при изучении новой информации и особенно при подготовке к экзаменам.
Огромная благодарность моему преподавателю по истории Буланову Эдуарду Георгиевичу, который познакомил меня с данной методикой и помог в свое время подготовиться к ЕГЭ по истории.
Post navigation
“Река Нил берет начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному
морю”[1]. “ Индия расположена на юге Азии. Берега её с запада омывает индийский
океан”[2]. Что стоит за рассказом ученика, зазубренный текст или четкие
пространственно-исторические представления? За период изучения истории древнего
мира ученик совершает путь от первого знакомства с картой до пространственных
представлений о локализации первых цивилизаций, а значит, овладевает целым
комплексом картографических знаний и умений. Понять уровень освоения учеников и
исторического и картографического материала поможет ментальная карта.
Концепция “ментальной картографии” появляется в 70-е годы XX века.
“Ментальная карта – абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные
способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить,
вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве. То
есть ментальная карта – это созданное человеком изображение части окружающего
пространства, которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом
человек смотрит на мир”. Примеров ментальных карт множество: китайский И-цзин,
Руны, арканы Таро, соционика, любой алфавит. Все это карты, созданные в
различные эпохи, и они до сих пор работают. Сама карта – условный язык,
двухмерное описание четырехмерной местности. Изучение ландшафта бытия. Изучение
не как бесконечности, а как целостной системы.
В соответствии с современными стандартами образования, к уровню подготовки
учеников предъявляются требования: “ уметь показывать на исторической карте
территории расселения народов”. Это достаточно узкое, иллюстративное по своему
характеру использование исторических карт.
В условиях глобализации важно сформировать такую учебно-познавательную
компетенцию, как восприятие картины мира. Важными компонентами этой компетенции
выступают пространственно-исторические представления, наилучшее отражение
которых, содержится в ментальной карте. Поэтому главной целью своей деятельности
в данном направлении я считаю – научить технике “ментальной карты”, как наиболее
полного отражения пространственно-исторических представлений.
Типы исторических карт.
Комплекс используемых в процессе обучения карт разнообразен. Карты в
учебниках; атласы различных издательств (“Дрофа”, “Просвещение”, “Астрель”);
контурные карты; анимированные и интерактивные карты в мультимедиа изданиях;
настенные карты. Школьная историческая карта служит для наглядного
пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с
которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких
карт – пространственная локализация некогда прошедшего. Исторические карты
подразделяются: по охвату территории (мировые, материковые, карты государств);
по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические).
- Общие карты, отражающие исторические события в стране или группе стран,
состояние в определенный момент исторического развития: - Обзорные карты отражают ряд последовательных моментов в развитии
изучаемого явления - Тематические карты посвящены отдельным событиям или сторонам
исторического процесса - Схематические карты раскрывают внутренние связи изучаемых событий и
явлений. В упрощенно-обобщенном виде они передают одно событие или явление.
Формы работы с исторической картой.
На начальном этапе знакомства с картой, как таковой, аналитический способ,
способ анализа готовой карты приводит ученика к пониманию карты, как целостного
объекта. Учит элементарным умственным действиям восприятия исторического
пространства. Первое знакомство с исторической картой происходит в
пропедевтическом курсе истории 3–4 классе. Более детальное знакомство происходит
на вводном уроке по истории древнего мира в 5 классе. Знакомя учеников со
структурой учебника, обращаем внимание на форзац, где расположена карта –
“Народы древнего мира” (учебник – “История древнего мира. Уколова В.А. Маринович
Л.П.Просвещение. Москва. 2008), “Цивилизации Древнего Востока” (Саплина Е.В.,
Ляпустин Б.С., Саплин А.И. История древнего мира. Дрофа. М. 2009); А.А. Вигасин,
Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. “Просвещение”. М. 2009
На примере первой карты необходимо разобрать с учениками:1. Части
света – Африка, Европа, Азия (места зарождения первых цивилизаций).
Целесообразно в кабинете истории иметь физическую карту мира в
настенном варианте, так как к ней обращаемся при локализации в мировом масштабе
той или иной цивилизации древнего мира. 2. Географические направления
– основные и промежуточные. С помощью карандаша и линейки прочерчиваем линии
север-юг, запад-восток. Перечисляем названия географических и исторических
объектов, лежащих в соответствующих секторах. Затем прочерчиваем промежуточные
направления : юго-запад – северо-восток и северо-запад – юго-восток. Перечисляем
объекты, лежащие в данных географических зонах на представленной карте. При
изучении темы: “Древнейшие люди” используем карту: “ Места обитания и расселения
древнейших людей” (Атлас по истории древнего мира. “Дрофа”). На примере этой
карты вводим следующие два аспекта:
1. Условность применения географических направлений к каждой карте.
2. Чтение условных обозначений – легенды карты. С каждой
последующей картой в оборот вводятся новые условные обозначения. 1. “ Места
обитания и расселения древнейших людей”: территории – закрашиваются различным
цветом, передвижение – стрелки цельные или прерывистые, стоянки – пустые или
закрашенные точки. 2. “Древний Египет”: столица государства – кружок с точкой
внутри, зона земледелия – прерывистая зеленая штриховка, военные удары – стрелки
с более коротким древком и широким основанием, места и годы сражений –
скрещенные мечи рядом год, торговые пути: морские – синяя пунктирная линия,
сухопутные – коричневая пунктирная линия, названия государств – крупным черным
шрифтом написанные, протянувшиеся через территорию государства, названия народов
– цветным шрифтом в местах предполагаемого обитания. 3. “Древняя Месопотамия”:
границы – прерывистые и не прерывистые линии различных цветов. 4. “Персидская
держава” : осада городов – точка в красном кольце. 5. “Финикийская колонизация и
торговля”: города-метрополии – точка определенного цвета в ромбе, города-колонии
– точка цвета города-метрополии, предметы торговли – перечисление товаров в
рамке. 6. “ Греко-персидские войны”: мирный договор – дата в рамке. 7. “ Римское
государство”: зависимые территории – заштрихованные, восстания – красные точки.
Целесообразно создать в тетради памятку, пополняемую по мере изучения новых
условных обозначений.
Для закрепления умений, разбираем тренировочное задание.
<Рисунок 1> Приложение
1. Тренировочные задания строятся по принципу “ пропущенного слова” .
Это позволяет учителю сохранить целостность восприятия карты учеником и показать
текстовый шаблон для рассказа по карте. Текст, с пропущенными словами,
конструируется учителем, как под необходимые исторические знания, так и под
картографические умения (определение исторических объектов в частях света,
географических направлений). Задания подобного типа, используются как для
проверки текущих знаний, так и являются составной частью контрольных работ.
Другой тип заданий – на знание условных обозначений. Так как условные
обозначения вводятся постепенно, то и этот тип задания используется на
протяжении всего курса. <Рисунок 2>
Приложение 2. Третий тип тренировочных заданий
более сложный, требует системных картографических умений. Задание подобного типа
помогает раскрыть комплекс геополитических факторов – условий развития общества.<Рисунок
3> Приложение 3.
Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по
плану.
1) Определи географическое положение:
– на каком материке находится; в какой его части;
– наличие рек, морей, гор, плодородных земель, пустынь и т.д.;
– какие торговые пути существовали, с какими странами соединяли,
– какие виды жизнедеятельности были свойственны жителям страны.
2) Определи геополитическое положение:
– географическое положение территории, на которой возникло государство, какие
государственные образования включила позже;
– какие государства, с каких географических сторон окружали.
Современные учебники по истории древнего мира содержат достаточный
картографический материал. Это позволяет учителю начинать изучение
практически каждого параграфа с беседы вокруг исторической карты. Например, тема
“Древний Египет”. 1. Определяем карандашом географические направления (основные
и промежуточные); 2. ориентируясь на карту мира, выясняем в какой части света
располагается наш объект – Африка; 3. какой объект является на карте центральным
– река Нил; 4. определяем направление течения – с юга на север; 5. чем могли
заниматься люди, жившие по берегам Нила?– предположения учеников, учитель
дополняет своим рассказом; 6. дополняем легенду карты: обозначаем столицы,
границы, оазисы.
В теме: “Ассирийская держава” вводится понятие империя – большая
могущественная держава, объединяющая разные страны и народы. После
определения географических направлений показываем главную составляющую
определения – разные страны и народы, вошедшие в состав империи.
Для подобных бесед целесообразно использовать исторические карты на
физической основе. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные
события и явления отдельных тем. На базе таких карт
учитель может наиболее эффективно строить беседу о влиянии географического
положения, природно-климатических условий на занятия местных жителей.
Только после подробной отработки карт можно приступать к заполнению контурных
карт. Срисовывание с исторической карты является малоэффективным занятием.
Контурные карты ученики заполняют самостоятельно, опираясь на полученные знания
и сформированные умения во время учебных бесед и выполнения тренировочных
заданий.
Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической
информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о
прошлом, составление рассказа по карте.
Этапы составления рассказа по заданной карте.
- Определи тип карты.
- Изучи условные обозначения.
- Определи временные рамки данного явления, выдели в нем определенные
временные этапы или хронологически-последовательные события - Рассказывая, определяй географическое направление, место,
зафиксированных на карте событий.
На основе, извлекаемой из карты информации, ученик систематизирует информацию
в виде таблиц. <Рисунок 4>
Приложение 4.
Диагностику личных пространственных представлений можно проводить через
составление ментальной исторической карты. Хорошо известен способ “меловой
карты”, когда на доске чертится контур карты, который заполняется
соответствующими объектами. Составление ментальной карты схоже тем, что
создается она также с чистого листа, но не учителем, а учащимися. Ментальная
карта – это созданное человеком изображение части окружающего пространства,
которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек
смотрит на мир. В ментальной карте ученики отражают внутреннее представление об
историческом пространстве того или иного государства в определенный временной
период. Ментальная карта школьника создается постепенно. Берется чистый лист
бумаги, и в процессе прохождения темы на нем появляются изученные исторические и
географические элементы. Они наносятся на карту, и постепенно она приобретает
очень подробный вид. <Рисунок 5>
Современные школьные комплекты не содержат карт, отражающих пространственные
представления народов древнего мира. Репродукции старинных карт позволили бы
сравнить ученикам свои представления и представления людей, живших в тот или
иной исторический период.
Работа над ментальной картой строиться как индивидуально, так и в группах.
Проверка знаний по пройденному материалу может начинаться с меловой ментальной
карты. Ученик должен знать критерии оценивания подобного задания: 1. общее
совпадение контура, 2. отражение географического рельефа (реки, горы и т.д.) 3.
локализация исторических объектов, 4. отражение исторических процессов.
Приложение 6.
Современная компьютерная поддержка процесса обучения помогает поднять работу
школьников с картографическим материалом на более высокий творческий уровень.
Существующие программы по конструированию интерактивных карт позволяют учащимся
самим создавать карты с тематикой слабо отраженной в курсе истории древнего
мира. Это карты, отражающие культурные достижения народов древнего мира;
демографические, религиозные, экологические аспекты, карты-реконструкции того,
или иного города. Создавая карту, на компьютере или вручную, ученики проходят
синтетический (индуктивный) путь знакомства с картой. На чистый лист
накладываются картографические слои, объекты, надписи, в зависимости от тематики
карты; создается легенда. Так были созданы карты: “12 подвигов Геракла”,
“Одиссея”, “Путешествие Ясона”. <Рисунок 7>.
Эффективно составление картосхем по тем или иным историческим описаниям,
например, сражений.
Таким образом, к концу изучения курса, у учеников будут сформированы основные
картографические знания и умения: узнавать и называть изображённое на карте
географическое пространство: географические направления, части света; определять
хронологический период, определять последовательность событий и явлений; читать
легенду карты; представлять историческую информацию, представленную на карте в
виде рассказа; отображать личные пространственно-исторические представления в
виде ментальной карты.
Список литературы.
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.
“Просвещение”. М. 2009. C. 33. - Там же. С. 91.
- Сборник нормативных документов. История/ сост. Днепров Э.Д., Аркадьев
А.Г. М. Дрофа. 2008. С. 20.
Готовимся к ЕГЭ по истории при помощи майнд-карт
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Майнд-карты (их еще называют ментальные или интеллект-карты) — это универсальный способ визуализировать, структурировать и запоминать любую информацию. Они подходят для любых задач — от подготовки к публичному выступлению до мозгового штурма и планирования ремонта в квартире. И, конечно же, майнд-карты — незаменимый помощник в подготовке к ЕГЭ по истории.
Как составить майнд-карту
Майнд-карта — это конспект в рисунках. Составлять его можно сразу после того, как вы изучили какую-то тему, разобрались, что в ней главное, а что второстепенное, и поняли, какие моменты обязательно нужно запомнить.
Майнд-карта из блога LONGUE DURÉE.
- Возьмите лист бумаги (A4 или больше). Расположите его горизонтально.
- Возьмите цветные фломастеры/карандаши. Если вся майнд-карта будет нарисована синей ручкой, глазу не за что будет зацепиться, и вспомнить, что в ней было, будет гораздо сложнее. Желательно использовать не меньше четырех цветов.
- Начните рисовать из центра к краям. Напишите в центре листа тему, главную мысль. В разные стороны от нее пойдут ответвления — подтемы. Каждое из них, в свою очередь, также может иметь еще более мелкие ответвления третьего порядка.
- Каждое следующее ответвление должно быть меньше предыдущего. Обведите рамкой каждый блок, кроме последнего уровня (чтобы оставить место для фантазии и дополнений).
- Используйте несколько цветов для каждого из ответвлений (не рисуйте одну ветвь зеленым, другую — красным, третью — синим). В противном случае все майнд-карты по разным темам будут визуально одинаковыми, их содержимое будет очень сложно вспомнить.
- Используйте как можно больше рисунков и как можно меньше слов. Если вы потратите время на то, чтобы придумать, как закодировать информацию в рисунок, вам гораздо легче будет ее вспомнить.
- Не рисуйте больше 10 ответвлений (оптимальное количество — 7). Если их будет больше — рисунок будет сложно уместить на листе и его будет трудно запомнить визуально. Если вы понимаете, что нужно больше ветвей, лучше сделать две майнд-карты.
- Придумайте удобное для себя направление ответвлений и используйте его во всех майнд-картах (например, по часовой стрелке).
- Оставляйте на листе достаточно свободного пространства, иначе рисунок будет сложно запомнить.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Что дальше?
После того как вы нарисовали майнд-карту, нужно научиться ее воспроизводить.
- Зарисовав какой-либо текст или информацию в виде майнд-карты, переверните лист и попытайтесь повторить то, что вы только что нарисовали, по памяти (можно в одном цвете).
- Проверьте себя. Те моменты, в которых вы ошиблись, исправьте другим цветом (например, красной ручкой).
- Возьмите новый лист и нарисуйте майнд-карту еще раз. Повторяйте до тех пор, пока не сможете повторить без ошибок все рисунки.
- Сделайте перерыв (около 20 минут) и нарисуйте майнд-карту еще раз.
- Потом нарисуйте ее еще раз вечером, перед сном.
- Рисуйте майнд-карту с определенной периодичностью, отмечая в голове, что вспомнили, а что забыли.
Здесь можно посмотреть пример составления майнд-карты на тему «Внутренняя политика Ивана Грозного».
Можно также воспользоваться онлайн-сервисами для составления майнд-карт (при этом нужно иметь в виду, что для лучшего запоминания информации все же лучше рисовать ее от руки).
Сервисы для составления майнд-карт:
- MindMeister — один из самых популярных онлайн-сервисов для создания майнд-карт. Русский язык, интуитивно понятный интерфейс, есть шаблоны под разные типы задач, доступ к галерее иконок и изображений, возможность командной работы. В бесплатном режиме можно составить только 3 интеллект-карты, платные тарифы начинаются от $5 в месяц.
- XMind — программа для скачивания на компьютер или смартфон. Понятный интерфейс, простой дизайн. Есть бесплатный тестовый период, после него подписка стоит $6 в месяц.
- Coggle — простой онлайн-сервис с красивым визуалом (плавные линии напоминают сеть рек или ветви дерева). В бесплатной версии можно сделать максимум три карты, платная стоит от $5 в месяц.
- Mind42 — полностью бесплатный онлайн-сервис. Дизайн напоминают обычную школьную тетрадь в клетку, визуал довольно бедный.
Для примера — вот такую майнд-карту можно составить в MindMeister:
При подготовке текста использовано видео с ютуб-канала Софьи Весниной.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ПОБЕДИНО
МО ГО «СМИРНЫХОВСКИЙ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Обобщение опыта работы по теме:
Составление ментальных карт на уроках истории как
метапредметный подход в обучении
Радченко Юлия
Викторовна,
учитель истории и
обществознания
Оглавление
Введение. ……………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Метапредметный подход в образовании ………………………………………. 4
Глава 2. Когнитивные и ментальные карты как средство развития
системного мышления учащихся. ………………………………………………………………. 8
Глава 3. Практическое использование когнитивных и ментальных карт на
уроках истории. …………………………………………………………………………………………. 11
Заключение. ……………………………………………………………………………………………….. 14
Список литературы: ………………………………………………………………………………………………….. 15
Введение.
Тема данной работы весьма актуальна, так как рассматриваемый в ней
вопрос способствует реализации целевых установок современного
гуманитарного образования, развитию компетентностей учащихся, системного
мышления, формированию собственного мировосприятия, мировоззрения.
Цель: показать возможности использования когнитивных и ментальных
карт на уроках истории.
Задачи:
Познакомится с видами когнитивных и ментальных карт;
Выявить отличительные черты таких карт и особенности работы с ними;
Рассмотреть возможности использования карт на уроках истории.
Гипотеза: предполагается, что данная работа способствует более
успешному достижению метапредметных результатов обучения.
В настоящее время по данному вопросу существует литература,
позволяющая понять смысл и особенности составления карт. Но в основном
информационным источником становятся Интернет–ресурсы. Так на сайте
http://ru.wikipedia.org мы найдем определение понятиям «ментальная карта»,
«когнитивная карта». Сайт http://letopisi.ru дает представление о видах
когнитивных карт, а так же о средствах их построения и областях применения.
http://www.effecton.ru – это сайт, где подробно раскрыт вопрос применения
когнитивных карт.
Так же на сегодняшний день существуют платформы для создания
ментальных карт онлайн, например https://www.lucidchart.com/pages/ru и др.
Глава 1. Метапредметный подход в образовании
Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое
развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в
дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных
государственных образовательных стандартов.
В работах А. В. Хуторского четко прослеживается смысл
метапредметности образования. По его мнению, она заключается в том, что
основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации
внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему
внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что
достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и
человека.
В работах Ю. В. Громыко, метапредметное содержание образования
интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому–либо
конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс
при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности»
является основой в обучении общим средствам, техникам, способам
мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при
работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет
метапредметность как один из способов формирования теоретического и
практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и
регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование
органической картины мира в сознании ребенка.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу
метапредметного подхода составляют следующие постулаты: метапредметный
подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить
систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов,
для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно
прослеживать возникновение главных понятий, которые являются
определяющими для данной предметной области, что позволит понимать
процесс возникновения знания; метапредметный подход, помогая избежать
ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы
обучения.
С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные
результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения. Так что
же понимается под метапредметными результатами в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами?
Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе
изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в
образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.
Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения
основной образовательной программы должны быть отражены следующие
показатели: самостоятельное определение цели своего образования, постановка
и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов
своей познавательной деятельности; самостоятельное планирование
альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее
эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;
способность определять свои действия в соответствии с планируемыми
результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе
достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы
действий в рамках существующих условий и вмененных требований,
своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с
изменившейся ситуацией; реально оценивать правильность выбора способов
выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её
решения; способность определять понятия, создавать обобщения, проводить
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и
критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные связи,
выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги; владение
фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами
принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и
познавательной деятельности; владение способами создания, применения и
преобразования знаков и символов, моделирования и схематического
изображения решений учебных и познавательных задач; способность к
организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом
и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально, определять общее
решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции
конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать
речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и
потребностей; умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть
устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно–
коммуникационных технологий; способность к формированию и развитию
экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и
профессиональной деятельности. Метапредметные результаты могут быть
достигнуты только путем формирования у обучающихся общих,
многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных
учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом
документе — программе формирования универсальных учебных действий,
который является нормативным сопровождением Федеральных
государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой
частью. Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на
четыре блока: личностные — это умение устанавливать учащимися
взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом,
действия, направленные на нравственно–этическую оценку усваиваемого
материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями,
способными сформировать личностный моральный выбор; регулятивные —
предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с
определением промежуточных задач и их последовательности, составлением
плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня
усвоения изучаемого материала; общеучебные — предполагают освоение
смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной
и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная
разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также
оперирование знаково–символическими средствами; коммуникативные —
предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск
эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся
конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения
конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его
действий, владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с нормами родного языка. Наравне с описанными выше
универсальными учебными действиями, фундаментальным ядром общего
образования, а именно его содержания, являются надпредметные
универсальные действия. В программе формирования универсальных учебных
действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые
направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Глава 2. Когнитивные и ментальные карты
Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление,
характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому,
что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак
преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением.
Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе
обучения когнитивных карт, составленных как самим учителем, так и
учащимися.
Когнитивная карта — это субъективная картина, которая создается в
результате активных действий в окружающей среде и имеет пространственные
координаты: верх–низ, право–лево, близко–далеко, она определяет
местоположение отдельных воспринимаемых предметов.
Виды когнитивных карт:
▪ карта–путь, как последовательное представление связей между
объектами по определенному маршруту
▪ карта–обозрение, как одновременное представление
пространственного расположения объектов.
Еще один вид карт, использование которых уместно на уроках истории –
это, так называемые ментальные карты (или карты ума).
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и
эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Одна карта ума заменяет 20 страниц простых заметок. Это эргономичный
способ фиксации информации.
Карта ума имеет четыре базовые отличительные черты:
объект внимания/изучения сфокусирован в центральном образе,
основные темы и идеи, связанные с объектом внимания, расходятся от
центрального образа в виде идей,
ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и
обозначаются ключевыми образами и словами,
идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей,
отходящими от центральных ветвей и так далее, ветви формируют связанную
узловую структуру (систему).
Качество и эффективность интеллект карт можно улучшать с помощью
цвета, рисунков, символов и аббревиатур, а также посредством придания карте
трехмерной глубины, что позволяет повысить занимательность,
привлекательность, оригинальности и эффективность карты ума. А это
позволяет увеличить наши творческие способности при создании и дальнейшем
использовании карт, генерировании идей, и улучшает запоминание
содержащейся в карте информации.
Карта ума представляет собой шаг вперед на пути от одномерного
линейного логического мышления (причина–следствие, да или нет), сквозь
латеральное (двухмерное) мышление вперед к многомерному,
неограниченному мышлению.
Область использования ментальных карт выходит за рамки обучения и
интегрируется в жизнь человека, помогает развитию таких важных
метапредметных компетенций, как способность самостоятельно ставить перед
собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.
Планирование
Интеллект–карты прекрасно подходят для планирования жизни. Очень часто
в море деталей мы теряем видение всей картины целиком, и составление плана в
виде интеллект–карты позволяет вернуть обратно целостное видение ситуации.
Принятие решений
Принятие решения в случае дилеммы с помощью Интеллект– карт.
Интеллект–карты помогают более взвешенно принять решение в случае дилеммы:
«покупать – не покупать», «ехать – не ехать», «менять работу – не менять».
Интеллект–карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на
одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и
минусы того или иного решения. Активизация ассоциативного мышления
позволяет включить в рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены
при традиционном анализе. Использование цветов и образов активизирует
интуицию.
Таким образом, все вышеизложенное помогает сделать вывод, что во–
первых: технология составления ментальных карт является средством,
помогающим сделать урок интереснее, доступнее, что несомненно мотивирует
учащихся; во–вторых, может использоваться на уроках различных форм и типов,
на различных этапах урока, а так же как форма обобщающего контроля, в–третьих:
технология майндмэппинга прекрасно сочетается с новейшими методиками
развивающего обучения, выступая средством для их реализации, в–четвертых:
овладение технологией и есть достижение метапредметного результата, который
может быть использован как учителем, так и учеником в любой предметной
области, а так же в повседневной жизни.
Глава 3. Практическое использование когнитивных и ментальных карт
на уроках истории.
Дидактические материалы в виде когнитивных карт позволяют
индивидуализировать учебный процесс при изучении новой темы, при
повторении перед зачетом. Использование когнитивных карт позволяет
организовать работу учащихся как индивидуально, так и в парах. А при
подготовке к экзамену можно эффективно использовать определенную серию
когнитивных карт.
При организации учебного процесса на основе когнитивных карт
меняется и роль учителя, который в большей мере выступает в роли
консультанта, помощника и партнера в учебном сотрудничестве с учащимися.
Когнитивные карты позволяют оптимизировать учителю функции контроля,
успешности усвоения каждым учащимся конкретной темы, а учащимся
эффективно осуществлять самоконтроль собственных учебных действий.
Использование таких карт на уроках истории эффективно еще и тем, что
создание карт позволяет вести открытый диалог, высказывать мнения,
учащиеся включаются в поисковую деятельность, расширяется знаниевая зона
ученика.
При изучении темы «Усиление Московского княжества. Москва – центр
борьбы с ордынским владычеством» можно использовать когнитивную карту–
путь составляемую учителем совместно с учениками на доске.
Рассмотрим применение ментальной карты на уроке в 11 классе.
Предлагаю следующее включение данного типа деятельности в урок:
Тема урока: Экономическое развитие СССР в послевоенный период
Цели:
Учащиеся сформируют представление о потерях СССР во Второй
мировой войне, источниках восстановления экономики в послевоенный период,
результатах четвертой пятилетки;
Учащиеся продолжат развивать умение анализировать,
систематизировать информацию, а так же фиксировать её в виде ментальной
карты;
У учащихся формируется чувство гражданской позиции, коллективизма и
ответственности за принимаемые решения, чувства гордости за историю своей
страны.
Оборудование: Учебник История России 1945–2007. 11 класс. Под
редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова.
Тип урока: урок–изучение нового материала
Вид урока: урок практическая самостоятельная работа
исследовательского типа.
Ход урока:
актуализация.
мотивация. (Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и
понимаю (китайская поговорка))
проблемный вопрос: Советская система: тормоз или залог успеха?
информационный этап. На основе материала учебника и предложенных
документов составьте собственное представление о восстановлении хозяйства
страны после ВОВ, какова была цена «возрождения» СССР. Свой взгляд
отразите в виде ментальной карты, где ключевым понятием и станет
«возрождение» СССР
Предполагается что учащиеся уже знакомы с технологией составления
ментальных карт. Работают учащиеся в парах. Работа проходит поэтапно:
по схеме – чтение – анализ – обобщение – запись (фиксирование информации).
аналитический этап. На данном этапе учащиеся представляют
собственные работы, обсуждают и дополняют их.
рефлексия. Решение проблемного вопроса. Д/з §2.
Использование технологии составления ментальных карт на уроках
истории и обществознания дает видимые результаты Мониторинг и анализ
результативности использования ментальных карт проводится непосредственно
при работе учеников над картами в начале учебного года, середине и в конце.
Основные трудности, с которыми столкнулись обучающиеся:
недостаточность времени, сложность с определением смысловых блоков, в
формулировки слов–ассоциаций и рисунков – ассоциаций, в определении, что
главное, что второстепенное, что причина, а что следствие…
Проведенная работа и ее анализ подтверждают гипотезу, но требуются
дополнительные мониторинги и продолжение использования технологии, для
проверки полученных результатов.
Заключение.
Ментальные и когнитивные карты могут применяться практически на
каждом уроке истории, так как позволяют ученику самостоятельно выразить
собственное видение событий и явлений, а учителю тактично и ненавязчиво
направить ученика. Кроме того, по тому, насколько разветвленной,
проработанной, гармоничной будет такая, созданная учащимсямися карта,
можно оценивать, насколько они: владеют понятиями данной темы, связывают
их между собой с помощью глаголов–связок в предложения, выделяют
ключевые вопросы темы и т д.
Думается, что в дальнейшем такие карты займут достойное место среди
форм работы на уроках истории, тем более что способствуют тому, чтобы
выпускники школ стали ответственными, думающими гражданами,
мотивированными к познанию, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни.
Список литературы:
1. Карты памяти. http://ru.wikipedia.org
2. Когнитивные карты (ментальные репрезентации).
http://www.effecton.ru
3. Когнитивная карта. http://letopisi.ru
4. Колесник В. Ментальные карты. http://chernila.org
5. Метапредметный подход в современном образовании в условиях
реализации ФГОС / О. В. Станкевич, С. В. Шевченко, Е. Ю.
Баркалова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2017. — № 50 (184). — С. 271-274. — URL:
https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 01.12.2020).
6. https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-v-
obrazovatelnoy-praktike/viewer
Приложение 1.
Работы учеников на начальном этапе применения ментальных карт