Ментальная карта по математике как составить

Введение

Изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности:демонстрация картин, схем, рисунков, применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач; управление самостоятельной работой учащихся и т.д. Сущность этих приемов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Очень часто, для того, чтобы запомнить что-то, мы записываем это куда-нибудь и храним до момента, пока эта информация нам больше не понадобится. Но иногда, и этого бывает недостаточно. Например, сидя на уроках, дети привыкли записывать информацию в линейном виде. Обычно здесь используется текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Тогда многие учащиеся сталкиваются с некоторыми проблемами: записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти, в таком конспекте трудно выделить главное, время при такой записи расходуется очень неэффективно. Постоянное следование неэффективным традиционным способам записи имеет негативные последствия для мышления. Учеба часто ассоциируется со скукой, с необходимостью постоянно выкладываться, а нередко и с ощущением неудовлетворенности собой. Причем бывает так, что чем старательнее ребенок записывает, тем хуже результат, потому что вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Поэтому возникает вопрос, а как же лучше записывать информацию, для того, чтобы она легко запоминалась, а сам процесс ее восприятия не утомлял. Естественно, я заинтересована в рациональном способе запоминания информации учащимися. Немного поискав в интернете, я наткнулась на очень эффективный метод запоминания материала – составление ментальных карт (карт разума), о котором я и хочу рассказать чуть подробнее.

История и развитие ментальных карт

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 50 г. XX века. Он исследовал мыслительные системы, которые были предпочтительными в эпоху античности и Ренессанса. После этого ученый и предложил замечательный способ помочь своему мышлению вместо того, чтобы бороться с собой. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку, даже через толщу веков. Отсюда же психолог почерпнул и значение рисунка для передачи и оформления собственных мыслей. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз – неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Психолог систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Структурирование интеллект-карт

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно.

Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальных карт:

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольники или всевозможные пузыри, висящие на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключать создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии должна быть равна длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть четкие, легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, а для более крупных – А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключить в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобнее читать карту.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.

Практическое применение

Ученики могут использовать такую карту для конспектирования материала, составления плана своего ответа, графического отображения изучаемых концепций. Обучив ребят методу составления ментальных карт, у меня получился своего рода набор разнообразных ментальных карт по различным разделам математики. Наиболее интересные карты, составленные учащимися выпускных классов, я предлагаю вашему вниманию.

Рис. 1. Ментальная карта «Графики функций с модулем».

Рис. 2. Ментальная карта «Графики функций».

Рис. 3. Ментальная карта «Действия над дробями».

Рис. 4. Ментальная карта «Область допустимых значений».

Рис. 5. Ментальная карта «Последовательности».

Рис. 6. Ментальная карта «Формулы площадей».

Рис. 7. Ментальная карта «Решение неравенства x2a2 ≤ 0».

Рис. 8. Ментальная карта «Свойства функции».

Рис. 9. Ментальная карта «Область допустимых значений. Тригонометрия».

Заключение

Уверена, что благодаря составленным ментальным картам, ребята могут легко запоминать материал, который в последующем понадобится им на экзамене по математике. Надеюсь, что данный материал будет полезен учителям математики при обобщении изученного материала.

Как использовать ментальные карты при обучении математике

Ментальные карты — удобный инструмент, чтобы подумать «об бумагу» (или об аналогичный сервис). Принято считать, что назначение у него «гуманитарное»: составить план текста, придумать идею, законспектировать новые знания. На самом же деле методика универсальна и отлично подойдет для изучения математики или обучения этому предмету.

Краткая справка:

Ментальная карта — это схема с древовидной структурой, где в центре указывается тема, а на ветках — составляющие или идеи. Методом такого конспектирования люди пользовались плюс-минус всегда, но название (mind-map) ему дал американский психолог Тони Бьюзен в 1960-х гг. В его книгах, ставших бестселлерами, вы можете в мельчайших подробностях узнать о методике составления, видах и применении ментальных карт.

Зачем использовать ментальные карты

Да незачем! Удивлены? Любой творческий или нестандартный инструмент не обязательно использовать в работе или в преподавании: нет такого закона или правила. Если всё и так отлично получается, а душа не просит перемен — это ок.

Но если вы любите эксперименты и горящие глаза учеников, задействовать на уроках майнд-мэппинг (составление ментальных карт) точно стоит!

Все тот же же Бьюзен в своих книгах настаивал на том, что эффективность мыслительных процессов можно повысить, если разбавить логическое восприятие информации картинками, ассоциациями и прочими наглядными образами. В этом и помогают ментальные карты.

Благодаря им вы сможете:

  • приучить учеников понимать, а не зазубривать учебные темы;
  • в ненавязчивой, увлекательной форме давать информацию «со звездочкой»;
  • структурировать, приводить в систему учебный материал;
  • визуализировать сам процесс обучения (на доске или в программе, когда каждая новая ветка появляется по мере объяснения);
  • не просто вводить новые темы и концепции, но связывать их с уже известными;
  • раскладывать на составляющие компоненты относительно сложные идеи;
  • ускорить и упростить процесс конспектирования темы;
  • проверять, насколько ученики поняли материал («научился сам — объясни другому, но с помощью карты»);
  • поощрять самостоятельное изучение темы (например, если домашние задание — создание конспекта в виде карты);
  • проводить мозговые штурмы, сбор идей о том, как подойти к учебной проблеме;
  • сделать обмен мнениями, вопросами-ответами более динамичным и живым;
  • упростить и стимулировать совместное решение проблем (когда несколько учеников составляют одну карту);
  • обеспечить лучшее запоминание материала (чистая физиология мозга: новые нейронные связи создаются с опорой на старые);
  • предлагать ученикам необычные раздаточные материалы, которые вызывают интерес и способствуют погружению в информацию, помогают ее обдумывать.

Если ученик самостоятельно или с вашей помощью составит ментальную карту — впоследствии, даже спустя несколько дней, ему будет проще мысленно вернуться к теме, воспроизвести информацию вплоть до деталей. Окрепнет его вера в свои силы, вырастет мотивация к учебе.

Карта поможет не только лучше усваивать материал, но и организовать учебный процесс. Например, ее можно использовать для составления todo-списков (не классических, а иллюстрированных и с группировкой отдельных пунктов по какому-либо признаку).

Зачем ментальные карты учителю математики

Если в глобальном смысле, то за тем же, зачем всем остальным: чтобы ученик лучше усвоил информацию, пропуская ее через себя. А на практике карты помогут разнообразить занятия, сделать их не просто интересными, но нестандартными и вовлекающими.

Математика как предмет перестанет быть «скучной» для учеников с ярко выраженным гуманитарным складом мышления (или тех, кто думает о себе в духе «цифры и формулы — это не моё…»).

Как использовать ментальные карты на уроках математики

Вариантов много, и каждый заслуживает отдельного эксперимента. Мы лишь перечислим и проиллюстрируем примерами.

  • Планы урока

Вы можете составлять их дома, при подготовке к уроку, — или в начале урока, для ознакомления учеников с тем, чем предстоит заниматься.

  • Домашние задания

Можно предложить ученикам законспектировать тему в виде ментальной карты (или помочь им в этом на доске, если важна группировка задач или последовательность действий).

https://urok.1sept.ru/articles/681943
https://urok.1sept.ru/articles/681943
  • Изучение и конспектирование новой темы

Можно сразу, по мере объяснения, конспектировать ее в виде карты. А можно — сначала рассказать обычным способом, а потом предложить ученикам самим составить карты.

https://urok.1sept.ru/articles/681943
https://urok.1sept.ru/articles/681943
  • Мозговой штурм

Если задача новая, сложная или необычная, можно решать ее, записывая гипотезы или попытки на ветках дерева-карты. Помните, что формат мозгового штурма запрещает любую критику в процессе (даже если вы считаете, что ученики подходят к делу неправильно).

https://urok.1sept.ru/articles/681943
https://urok.1sept.ru/articles/681943
  • Решение задач

Даже решение примера или уравнения можно не записать, а зарисовать картой. Что уж говорить о доказательстве теорем или решении задач по теории вероятностей!

https://infourok.ru/primenenie-mentalnih-kart-na-urokah-matematiki-klassa-3749611.html
https://infourok.ru/primenenie-mentalnih-kart-na-urokah-matematiki-klassa-3749611.html
  • Запоминание новых терминов

Записывание в виде схемы широко используется при изучении иностранных языков, но почему бы не объяснять с ее помощью, что такое слагаемое, вычитаемое и разность. Или структурировать свойства умножения. Или конспектировать виды треугольников. Так или иначе связанные между собой математические формулы тоже можно записывать не в строчку или столбиком, а в виде дерева-схемы.

https://docplayer.ru/27662144-Ispolzovanie-intellekt-kart-na-urokah-matematiki.html
https://docplayer.ru/27662144-Ispolzovanie-intellekt-kart-na-urokah-matematiki.html

Какие разновидности карт можно использовать

  • Круговую (вложенные друг в друга круги) — для иллюстрирования контекста.
  • Пузырьковую — для иллюстрирования свойств.
  • Двойную пузырьковую — для сравнения и поиска различий.
  • Последовательную — для иллюстрирования последовательности.
  • Причинно-следственную.
  • Со скобками — для иллюстрирования компонентов целого.
  • Схемы-структуры — для классификаций.
Как использовать ментальные карты при обучении математике
Как использовать ментальные карты при обучении математике
Как использовать ментальные карты при обучении математике
Как использовать ментальные карты при обучении математике
Как использовать ментальные карты при обучении математике

Сервисы для создания ментальных карт

В Skyeng открыт набор учителей на направление математики . Что получит преподаватель, который придёт в онлайн-школу:

– дополнительный доход и гибкий график;
– стабильную загрузку без поиска учеников;
– готовые увлекательные уроки на суперплатформе с интерактивной доской;
– крутое прокачивание в онлайн;
– интересных учеников из разных уголков страны.

Методические приемы
использования ментальных карт в обучении математике в основной школе

С введением обновленного содержания образования учитель
приобретает функцию не только «накормить» ученика знаниями, а научить
«добывать» их самостоятельно с дальнейшим применением. Для этого как нельзя
лучше подходят ментальные карты, причем их использование эффективно на всех
этапах изучения нового материала.

Рассмотрим
методические приемы использования ментальных карт на следующих этапах изучения
материала:

1)    Этап изучения и первичного закрепления.

2)    Этап повторения и обобщения материала.

3)    Домашняя работа.

4)    Этап контроля.

Этап изучения и первичного закрепления.

В качестве первичного закрепления
учащимся можно предложить различные задания по работе с готовой ментальной
картой.

         Задание 1. Пересказать материал по ментальной
карте предложенной учителем.

При выполнении данного задания
необходимо обратить внимание на логику выступления и освещения всех
особенностей изученного материала: название темы по ключевому слову, раскрытие
важных ее моментов через «ветви-направления», выделяя в них детали, анализ
особенности темы и умение сделать вывод.

Задание 2. Заполнить пропуски. Учащимся предлагается
ментальная карта, на которой необходимо восстановить недостающую информацию.

Задания
на заполнение пропусков в математике помогают устранить типичные ошибки,
вызванные не правильным использованием формул или теорем, вычислительных и
алгебраических преобразований, логических переходов, а так же ошибок связанных
с невнимательностью.

В
результате ученик может в полной мере выполнить то или иное алгебраическое
преобразование, осмыслить и запомнить ошибку, допущенную в подобных примерах и
задачах. Пропуски не тренируют моторику действий, а лишь позволяют запомнить
некоторые важные моменты решений и логических переходов.

Основным
преимуществом метода пропусков является открытость решений. Ученик видит все ее
этапы с самого начала и до ответа, а механизмы зрительной памяти помогают
запомнить последовательность операций и расположение математических объектов в
записях.

Пример 1. Восстановить ментальную карту по теме «Площади» 8
класс рисунок 1.

площади 8 пропуски.png

Рисунок 1. Ментальная карта «Площади»

         Пример
2. Восстановить логические связи на ментальной карте по теме «Движение
плоскости» 9 класс рисунок 2.

движение плоскости 9 воостановить.png

Рисунок 2. Ментальная карта «Движение
плоскости»

Пример 3. Восстановить логические связи на ментальной карте
по теме «Формулы сокращенного умножения» 7 класс рисунок 3.

фсу восстановить.png

Рисунок 3. Ментальная карта «Формулы сокращенного умножения»

Этап повторения и обобщения материала.

Задание 3. Воссоздание карты, разработанной на этапе изучения
материала.  

Для прочного закрепления, усвоенных посредством создания
ментальной карты, знаний, необходимо ее повторить несколько раз. Данное задание
рассчитано на воссоздание ментальной карты с целью повторения.

На данном этапе ментальная карта может быть использована в
качестве справочного материала. При решении задач учащиеся могут ссылать на
карту, составленную ими ранее на этапе изучения нового материала.

Так же учитель может предложить ряд заданий с использованием
ментальных в качестве обобщения материала.

Задание 4. Проанализировать ментальную карту и убрать лишнее,
исправить ошибки.

Выполнение
этого задания приводит в тонус внимание, познавательную активность учащихся,
развивает аналитические способности и предоставляет простор для практического
применения полученных знаний, создает желание проверить достоверность
источников, влияет на эмоциональную сферу учащихся, способствует более
длительному обучению.

Данный
методический прием может применяться на этапе актуализации имеющихся знаний, на
этапе повторения изученного материала, на этапе рефлексии для подведения
итогов.

Пример 1. Дана ментальная карта по теме «Углы при
параллельных прямых» 7 класс, необходимо убрать лишние ветви рисунок 4.

углы при параллельных 7.png

Рисунок 4.Ментальная карта «Углы при параллельных прямых»

Пример 2. Дана ментальная карта по теме «Признаки делимости»
5 класс, необходимо убрать лишние ветви рисунок 5.

Признаки делимости лишнее 5.png

Рисунок 5. Ментальная карта «Признаки делимости»

Задание 5. Составить ментальную карту по решенной задаче.

Данная ментальная карта может послужить неким алгоритмом для
решения похожих задач.

Алгоритм предполагает точную, общепринятую инструкцию по
выполнению элементарных операций в определенной последовательности для решения
любой из задач, одного типа. С помощью этой ментальной карты вы можете
выполнить не одну задачу, а целую серию подобных задач; используя алгоритм, вы
всегда можете прийти к верному результату. Решение задач с помощью алгоритма
легко и быстро приводит к необходимому результату, в то время как
незнание алгоритма может привести
множеству ошибок и больших временных затрат. Роль таких заданий состоит в том,
чтобы научить учащихся пользоваться определениями и теоремами, формулами и
научить их использовать  стандартный набор действий в соответствующих
ситуациях. Хорошо освоивший материал по ментальной карте ученик, может
использовать свернутые знания для решения других более сложных задач.

Работа
над алгоритмами вызывает у учащихся интерес к учебному процессу, за счет замены
предложенного алгоритма более простым и аргументированности такой замены,
развивается их конструктивное и творческое мышление.

Работая
с алгоритмом и составляя ментальные карты, дети учатся фокусировать свое
внимание. Математическая терминология хорошо усваивается. Периодическое использование
алгоритмов в работе направляет учащихся не просто на запоминание определенных
действий в решении или последовательности действий, но и на осмысление этой последовательности, о важности каждого ее шага.

Пример 1. Решить линейное уравнение с одной переменной  и составить ментальную карту по его
решению рисунок 6.

линейные уравнения 6 задание.png

Рисунок 6. Ментальная карта «Решение линейных уравнений»

         Пример
2. По ментальной карте, полученной в предыдущем упражнении решить линейные
уравнения с одной переменной.

        

Пример 3. Решить квадратное неравенство  и составить ментальную карту по его
решению рисунок 7.

решение квадратного неравенства.png 

Рисунок 7. Ментальная карта «Решение
квадратного неравенства»

Пример 4. По ментальной карте, полученной в предыдущем
упражнении решить квадратные неравенства.

        

Задание
6. Решение задачи представлено на ментальной карте, необходимо составить задачи
обратные данной и решить их.

Одной
из приоритетных задач обучения математике это формирование осознанной
способности решения текстовых задач. Эта проблема, возникающая у учителя при
обучении учащихся математике, является одной из самых сложных. Методический
прием моделирования, развивает у учащихся понятия математических объектов и
прививает им навык алгебраических действий. В своей практике данный прием
учитель использует при обучении решению различных типов математических задач.
Для этого он организует деятельность школьников особым образом, опираясь на
наглядно-образное восприятие учащихся. Следовательно, ментальные карты
позволяют развить познавательную активность, привить интерес к предмету,
сформировать навык решения проблем.

Поэтому
в работе над задачами необходимо большое внимание уделять созданию
схематических и символических схем, навыку работать с отрезками, что бы с их
помощью графически моделировать текстовую задачу, постановки вопроса, верно
определять  этапы алгоритма решения и поиска ответа.

Пример
1. Составить обратную задачу, к задаче, решение которой представлено на
ментальной карте рисунок 8.

задача на движение.png

Рисунок 8. Ментальная карта «Решение задачи
на движение»

Обратная задача: Из пункта А в
пункт В, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в
час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист и проходит
весь путь за 1 час. Определите расстояние между пунктами, если известно, что
велосипедист затратил на дорогу на 4 часа больше автомобилиста.

1.    
Составить
чертеж.

2.    
Краткое условие.

3.    
Анализ задачи.

Пусть х км/ч скорость велосипедиста, тогда скорость
автомобилиста  км/ч. Зная, что велосипедист
затратил на дорогу 5 ч, а автомобилист 1 ч, получаем уравнение: .

4.    
Решение задачи.

5 ∙ 10 = 50 (км)
расстояние

5.    
Проверка.      

Скорость велосипедиста 10 км/ч и весь путь он затратил 5
часов. А скорость автомобилиста 50 км/ч и на весь путь у него ушел 1 час.
Находим расстояние пройденное велосипедистом и автомобилем и получаем равную
величину 50 км. Следовательно, расстояние найдено, верно.

6.    
Ответ: расстояние между
пунктом А и В 50 км.

Домашняя работа.

В
качестве домашнего задания учащимся можно предложить создать ментальную карту.
Так у каждого будет достаточно времени для сбора и анализа информации,
выделения главных понятий и связей между ними. А затем решить, как будет
выглядеть их ментальная карта. Причем способ создания ментальной карты может
быть любой, удобный для ученика, это может быть карта, нарисованная на листе
бумаги от руки, или созданная при помощи специальных программ, или посредствам
редактора презентаций.

         Ментальные
карты могут быть составлены:

·       
по материалу, изученному на
уроке;

·       
по материалу, изученному
самостоятельно;

·       
дополнить карту не достающим
материалом;

·       
составить ментальную карту с
лишними данными;

·       
составить ментальную карту с
пропусками.

Этап контроля.

На данном этапе можно предложит учащихся по памяти
восстановить ментальную карту по изученной теме  и сравнить ее с оригиналом.

Так же составленные ментальные карты
могут быть использованы при подготовке к контрольной работе, экзамену и т. д.

Если предложить учащимся
дифференцированную контрольную работу, по уровням сложности, то учащимся
«Уровня А», можно разрешить использовать собственные ментальные карты при
выполнении заданий.

Слайд 1

Добрый день

Хочу представить тему мастера-класса…Возможности использования ментальных карт при формировании общих, профессиональных компетенций у обучающихся

Слайд2

Уважаемые коллеги. вы согласны со мной, что сегодня на уроке, главное это мышление учащихся, а не механическое запоминание, самостоятельная деятельность а не монологический способом информирования учащихся.

Поэтому я определила для себя важным моментом применения

Слайд3

эффективной педагогической технологии, развития креативного мышления

Слайд4

Пять эффективных технологий позволяющие развивать креативное мышление

  • Кейс технология

  • Ментальные карты

  • Проблемное обучение

  • Проектное обучение

  • Шесть шляп (Эдварда .де Боно)

Слайд6

Среди многообразия приёмов технологии, мне больше нравиться на первый взгляд, сложный, но очень интерсный прием майндмэппинг (mindmapping). составления интеллект – карт или ментальных карт. Нет однозначного перевода с английского на русский язык, поэтому приём имеет разные названия, суть одна

Слайд7

Если среди присутствующих педагогов есть те, кто использует этот приём в своей практике, то, конечно, поймут меня о чём пойдёт речь.

Для тех же, кто хочет понять суть приема и применять, надеюсь, будет интересно, с удовольствием поделюсь

Слайд 8

Попробую ответить на вопросы:

Что такое ментальная карта?

Как создается

В чём ее достоинство

Как можно использовать ментальную карту?

Слайд 9

В основе метода лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга.

Слайд 10

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

Слайд 11

Иными словами уважаемые коллеги это такой способ организации мышления, имеющий много неповторимых преимуществ перед обычными способами записи материала, предназначенного для запоминания.

Пять самых больших плюсов использования этого приема, которые я хотела вам предложить вашу педагогическую копилку.

Слайд 12

Мы с учащимися пишем:

  • с удовольствием

  • быстро

  • мало

Видим:

  • взаимосвязи

  • структуру изложения материала

  • логику

Развиваем:

  • мышление

  • память

  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал

  • творчество

Запоминаем:

  • сразу

  • много

  • качественно

Это все нам позволяет легко учиться

Слайд 13

Для меня как для учителя открываются возможности

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

Слайд 14

Есть определенные правила, которые я рекомендую придерживаться при составлении карты:

Слайд 15

1. Бумагу лучше брать белую, формат на ваше усмотрение, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.

2. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения),символизирующий основную идею.

3. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

4. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

Слайд 16

Следуя этим правилам, мы с обучающимися научились создавать красивые, легко запоминающиеся интеллект – карты, которые позволяют учить и учиться с удовольствием.

Слайд 17

Что дает этот прием студенту

  • Возможность навести порядок в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации.

  • большую свободу мыслей

таким образом, это инструмент визуального представления и записи информации

Слайд 18

В качестве вывода, уважаемые коллеги хочу сказать , ментальная карта позволяет формировать основные навыки

  • самостоятельной,

  • творческой,

  • исследовательской деятельности

работает на развитие общих и профессиональных компетенций

и данный вид деятельности выполняют с удовольствием все категории учеников

Слайд 19

В своей профессиональной деятельности я использую составление ментальных картах в следующих направлениях:

  1. Активно использую в урочной деятельности

Например, карта выполненная студентом второго курса Кузнецовым Алексеем на тему логарифмы, включает в себя понятия и свойства. Эта тем изучается 16 часов.

Интеллект карта – созданная студентами первого курса на тему уравнения . выполнена творчески и образно.

При систематизации знания студентка Фаборовская Марина выполнила ментальную карту на тему многоугольники используя фигуры и с помощью цветных карандашей.

2. Следующее направление использование карт в самостоятельных работах студентов.

Уважаемы коллеги мы же знаем, что это большой объем дополнительной информации, который студент изучает самостоятельно.

Например, используя компьютерные технологии Тунев Влад выполнил интеллект карту на тему «Многогранники». Обучающийся систематизировал, обобщил и презентовал в виде карты свои знания.

Так как я использую рейтинговую систему оценивания знаний предлагаю студентам создать ментальную карту, что такое рейтинг. Перед вами работа Неволина Родиона студента первого курса. которая позволила ему вникнуть в суть рейтинговой системы.

С большим интересом ребята участвуют в конкурсах ментальных карт по темам.

знак вопроса означает, что Вы уважаемые коллеги найдете применение данного приема в своей деятельности. У каждого будет свое.

3 научившись создавать интеллект карты, студенты применяют данный прием в написание ПЭР, а также в исследовательских работах.

Например, студент третьего курса создал с помощью компьютерных технология на тему ремонт колесных пар ментальную карты

Помимо основной деятельности я работаю куратором железнодорожной группы, поэтому использую этот прием и во внеурочной работе.

– на предметных тематических неделях. Например, выполнили с ребятами карту на тему… в неделе английского языка

– Удачно использован данный приём в неделях профессии.

Перед вами карта, где студент презентовал свою специальность, показал основные направления своей бедующей профессиональной деятельности.

Данная работа. выполненная в виде радиальной карты. Студент первого курса показал что изучает техник и его профессиональные качества.

Например, ребята, будущие технологи общественного питания видят историю своей специальности, сферу применения, успешных людей в профессии таким образом. Карта также создана образно и дополняется с помощью картинок и рецептов.

– на конкурсах проф местерства

Воспитательная работа – следующее направление.

– Приём использую на тематических родительских собраниях, где предлагаю составить ментальную карту «Мир профессии глазами моего ребенка»

– На тематических классных часах. Тема карты «наши праздники» во время учебного года

На десятиминутках Например, «Мои достижения на прошедшей неделе»

«Мои планы на эту учебную неделю»

С помощью создания ментальных карт отрабатываю навыки проведения самоанализа своих недочетов и осуществления самооценки. А также планирования учебной недели.

Я вам презентовала в каких областях использую этот прием на данный момент . Знак вопроса означает…

Мы учителя- ученики

мы всегда учимся …

а значит, в будущем я найду еще другие области применение этой технологии в своей педагогической деятельности.

Слайд 20

Китайская пословица гласит

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Во влеки меня – и я научусь».

Я вам рассказала

Я вам показала

А теперь предлагаю научиться ,..

Слайд 23

Сейчас я предлагаю вам создать интеллект-карту по теме 

Понятие праздник

Я предлагаю разделиться на группы

1 команда составляет ментальную карту с помощью карандашей, фломастеров

2 – составляет с помощью картинок

3 – с помощью компьютерных технологий

После создания прошу презентовать Вши интеллектуальные шедевры

Спасибо большое

Слайд 24

Каждый выбирает для себя…

Каждый выбирает по себе…”

Спасибо за внимание!!!

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад на тему Мастер – класс Применение интеллект – карт на уроках математики

Содержание

  • 1.

    Мастер – класс Применение интеллект – карт на уроках математики

  • 2.

    “mind maps”mind” означает “ум ” + слово

  • 3.

    Ителлект–карты – технология изображения информации в графическом

  • 4.

    Стандартные способы записи

  • 5.

    1. Информацию трудно запомнить.Однообразие приводит к снижению мозгом остроты восприятия информации.Недостатки линейного способа записи

  • 6.

    2. Большие временные потериЗаписьЧтениеПоискНедостатки линейного способа записи

  • 7.

    3. Отсутствие творчестваНедостатки линейного способа записи

  • 8.

    левоеправое Пространственная ориентация Целостность восприятия Трехмерное восприятие

  • 9.

    Преимущества интеллект – карт

  • 10.

    По форме отображает естественную работу мозгаПреимущества интеллект-карт

  • 11.

    Правила составления интеллект-карт.

  • 12.

    Слайд 12

  • 13.

    Слайд 13

  • 14.

    Слайд 14

  • 15.

    Слайд 15

  • 16.

    Слайд 16

  • 17.

    Слайд 17

  • 18.

    Примеры интеллект-карт.

  • 19.

    Геометрия 7 классФИГУРЫS Угол Окружность Площадь Аксиомы 4-х угольники

  • 20.

    Слайд 20

  • 21.

    Делимость на: 0и5 число оканчивается 02468 сумма

  • 22.

    – углеводы- жиры- белки- прочееВ каком продукте

  • 23.

    Сколько осей симметрии имеет рисунок? (провести)

  • 24.

    ПРОГРЕССИИ Арифметическая Геометическая Определение:…Определение:…Пример…Пример…Формула n-ого члена…Сумма…Формула n-ого члена…Сумма…Среднее геометрическое…Среднее арифметическое…

  • 25.

    Слайд 25

  • 26.

    МножествочиселN Z R Q предметовПри счёте1 2

  • 27.

    Слайд 27

  • 28.

    Слайд 28

“mind maps”mind” означает “ум ” + слово “maps” — “карты” = “карты ума” “карты разума”, “интеллект-карты” “карты сознания ” “ментальные карты “ “карты памяти” “карты представлений””мысленные карты” “умственные карты” и т. д.

Слайд 1Мастер-класс

Учитель математики
МКОУ «Мазурская ООШ»
г. Поворино
Лазарев Дмитрий Николаевич
2017 год

«Применение

интеллект – карт
на уроках математики»

Мастер-класс Учитель математики МКОУ «Мазурская ООШ» г. ПовориноЛазарев Дмитрий Николаевич2017 год«Применение интеллект – карт на уроках математики»


Слайд 2
“mind maps
“mind” означает “ум ” + слово “maps” — “карты” =

“карты ума”
“карты разума”,
“интеллект-карты”
“карты сознания “
“ментальные карты “

“карты памяти”
“карты представлений”
“мысленные карты”
“умственные карты” и т. д.


Слайд 3Ителлект–карты – технология изображения информации в графическом виде
Интеллект-карты – это графическое

выражение….
Интеллект-карты – это мощный визуальный метод…
Интеллект-карты – это инструмент….

Ителлект–карты – технология изображения информации в графическом видеИнтеллект-карты – это графическое выражение….Интеллект-карты – это мощный визуальный метод…Интеллект-карты


Слайд 4Стандартные способы записи
Текст

Стандартные способы записи      Текст      Таблица


Слайд 51. Информацию трудно запомнить.
Однообразие приводит к снижению мозгом остроты восприятия информации.

Недостатки

1. Информацию трудно запомнить.Однообразие приводит к снижению мозгом остроты восприятия информации.Недостатки линейного способа записи


Слайд 6
2. Большие временные потери
Запись
Чтение
Поиск

Недостатки линейного способа записи

2. Большие временные потериЗаписьЧтениеПоискНедостатки линейного способа записи


Слайд 73. Отсутствие творчества

Недостатки линейного способа записи

3. Отсутствие творчестваНедостатки линейного способа записи


Слайд 8
левое
правое
Пространственная ориентация
Целостность восприятия
Трехмерное восприятие
Воображение
Ритм
Цвет
Операции с

последовательностями
Линейное представление
Операции с перечнями
Операции с числами
Анализ
Логика
Речь

Задействуют оба полушария

Преимущества интеллект – карт

левоеправое Пространственная ориентация Целостность восприятия Трехмерное восприятие Воображение Ритм ЦветОперации с последовательностямиЛинейное представлениеОперации с перечнямиОперации с числамиАнализЛогикаРечь


Слайд 9

Преимущества интеллект – карт

Преимущества интеллект - карт


Слайд 10По форме отображает естественную работу мозга

Преимущества интеллект-карт

По форме отображает естественную работу мозгаПреимущества интеллект-карт


Слайд 11

Правила составления интеллект-карт.

Правила составления интеллект-карт.


Слайд 19
Геометрия 7 класс
ФИГУРЫ

S
Угол
Окружность

Площадь
Аксиомы
4-х угольники

Геометрия 7 классФИГУРЫS Угол Окружность Площадь Аксиомы 4-х угольники


Слайд 21Делимость на:
0и5
число оканчивается
02468
сумма цифр : на 3

оканчивается на 0

сумма цифр : на 3

* * * * * *

Делятся на 4

* * * * * *

одновременно : на 2 и 3

Делимость на: 0и5 число оканчивается 02468 сумма цифр : на 3 оканчивается на 0 сумма цифр :


Слайд 22

– углеводы
– жиры
– белки
– прочее
В каком продукте
содержание белков наибольшее
В каком

продукте содержание жиров наибольшее

В каком продукте содержание белков наименьшее

В каком продукте углеводов
40 – 60%

В каком продукте прочих веществ более 50%

- углеводы- жиры- белки- прочееВ каком продукте содержание белков наибольшееВ каком продукте содержание жиров наибольшееВ каком продукте


Слайд 23
Сколько осей симметрии имеет рисунок? (провести)

Сколько осей симметрии имеет рисунок? (провести)


Слайд 24ПРОГРЕССИИ

Арифметическая
Геометическая

Определение:…
Определение:…
Пример…
Пример…
Формула n-ого члена…
Сумма…
Формула n-ого члена…
Сумма…
Среднее геометрическое…
Среднее арифметическое…

ПРОГРЕССИИ Арифметическая Геометическая Определение:…Определение:…Пример…Пример…Формула n-ого члена…Сумма…Формула n-ого члена…Сумма…Среднее геометрическое…Среднее арифметическое…


Слайд 26
Множество
чисел
N
Z
R
Q
предметов
При счёте
1
2
3…
N +
+0
противоположные

обыкновенные дроби

Z +

Иррациональные

иррациональные

Q+

МножествочиселN Z R Q предметовПри счёте1 2 3... N ++0противоположные обыкновенные дроби Z + Иррациональные иррациональные Q+


Добавить комментарий