Классный час на тему: «Как найти друга»
Цель: Формирование
представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение
дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
Дать понятие
настоящей дружбы, настоящего друга
Ознакомить с
правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать,
что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить
доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и
печали.
Воспитывать
уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход мероприятия.
1. Организационный
момент
– Добрый день,
дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний классный час
принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
– С каким
настроением вы пришли на нашу беседу? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети
поднимают карточку – «настроение».)
2.
Формулирование темы и цели классного часа
– Посмотрите,
пожалуйста, на слайд. Кто это? (кот Леопольд)
– Скажите, о чём
он мечтал? (подружиться)
– Действительно,
кот Леопольд мечтал найти друзей. Как вы думаете, чему будет посвящен наш
классный час.( дружбе)
– Ребята, а с чего
начинается дружба? (с улыбки)
– Прежде чем мы
начнём с вами беседовать, улыбнитесь друг другу
– Тема классного
часа: «Как найти друга».
– Сегодня мы поговорим
о том, что такое дружба, каким должен быть друг и как найти друга и не
ошибиться в нём.
– Вы сегодня
должны будете помочь найти друзей нашему коту Леопольду.
3. «Мозговой
штурм». Работа над понятиями «дружба», «друг» , «приятель», «товарищ».
– Наша жизнь – это
дорога, которая складывается из минут, часов, дней, лет. И эту дорогу нельзя
пройти без дружбы, без друзей.
– Что такое
дружба?
– В толковом
словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
– Как вы понимаете
выражение «взаимное доверие»? Привязанность?
– Кто такой друг?
Друг – Человек, к-рый связан с кем-н. дружбой.
Приятель – Близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ – Человек, близкий ко-му-н. по взглядам,
деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к
кому-н. Товарищи с детства, по школе.
– Ребята, а у
кого из вас есть настоящий друг? Почему вы считаете, что он у вас настоящий?
4. Работа над
понятием «настоящий друг»
.
– Скажите, сколько
может быть у человека друзей?
– А, может быть,
кто-нибудь из вас знает, как найти друга?
– Ребята, нам
нужно помочь коту Леопольду найти друзей.
– И сначала мы
должны выяснить, каким должен быть друг.
– Перед вами 2 облачка,
на которых написаны качества человека.
Выберите только те
качества, которыми должен обладать друг.
Для этого подчеркните
их красным фломастером.
(Дети работают
в группах)
1 группа |
2 группа |
Скромность, зависть, настойчивость, равнодушие, общительность, |
Доброжелательность, хвастовство, отзывчивость, злоба, |
– Какие качества
вы выбрали? Зачитайте.
– Какими
качествами по-вашему мнению не должен обладать друг? Зачитайте.
– Теперь
прикрепите ваши облачка к плакату.
– Теперь,
объединив ваши качества, мы получаем следующую картину: каким должен быть
настоящий друг. Вот они все записаны на солнышке
(СКРОМНЫЙ, НАСТОЙЧИВЫЙ,
ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, ВСЕГДА ПРИДЁТ НА ПОМОЩЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, ВЕРНЫЙ)
– Может быть вы
ещё какие –нибудь качества бы добавили?
– Теперь я думаю с
вашей помощью кот Леопольд знает каким должен быть настоящий друг.
5. Работа
с пословицами
– Очень много придумано пословиц о дружбе.
– Прочитайте
пословицу на слайде:
«Дружба куется
годами, рушится – одним махом».
– Как вы понимаете
её смысл?
– Сейчас вам самим
предстоит составить пословицы, добавив к началу конец.
6. Работа над
составлением правил дружбы
– Все вы любите
играть в игры. Что нужно знать, чтобы игра получилась? (правила). Как вы
думаете, а в дружбе есть правила?
– Конечно есть.
Сейчас вам предстоит составить правила дружбы.
– Сказочная
героиня вредная старуха Шапокляк предложила Крокодилу Гене с Чебурашкой и Дяде
Фёдору с Шариком и Матроскиным свои правила дружбы.
– Вам нужно
внимательно их прочитать и если потребуется исправить, что-то убирая или
наоборот добавляя в них. (правила записаны на воздушных шариках, у каждой
команды по 3)
Правила
ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не
унижай своего друга.
Помогай другу в
беде.
Не обманывай
друга, будь с ним честен.
Не предавай своего
друга.
Умей признать свои
ошибки и помириться с другом.
Умей уступать
своему другу.
Правила
ДРУЖБЫ.
Обзывай и унижай
своего друга.
Не помогай другу в
беде.
Обманывай друга,
будь с ним нечестен.
Предавай своего
друга.
Не признавай свои
ошибки и не мирись с другом.
Не уступай своему
другу.
– Молодцы, ребята.
Теперь наши герои знают, как правильно дружить. И я думаю, они могут стать
настоящими друзьями кота Леопольда. Прикрепите героев к плакату.
– Теперь, соединив
правила героев, мы получаем вот такой цветок с правилами дружбы. Давайте еще
раз прочитаем правила дружбы. Прикрепим к плакату шарик с правилами дружбы.
7. Обсуждение
проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас,
ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1.Твой друг сделал
что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
2.Володя и его
друг Саша дружат ещё с детского садика. Володя решил посещать занятия
спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта.
Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься
дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.
– Можно ли купить дружбу?
– Допустим вам нужно выбрать что-то одно: или дружбу или богатство. Что
вы выберете? Почему?
– Ребята, как вы
думаете, а может ли дружба распасться?
– По каким
причинам она может распасться?
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом,
который неверен
– Как вы понимаете
выражение бескорыстная дружба?
-Можете ли вы
привести положительные или отрицательные примеры из вашей жизни, связанные с
дружбой.
– Может ли
человеку быть стыдно за своего друга?
– А с кем или с
чем ещё можно дружить? (с семьей, с природой)
8. Подведение
итогов. Обобщение.
– Давайте, ребята,
подведем итог нашей беседы.
– Продолжите
предложение: Настоящий друг – это тот…
– Дружба – это…
– Как найти друга?
– Прочитайте
высказывание американского президента Бенджамина Франклина:
«Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись
променять его».
– Как вы понимаете
его слова.
– Наш классный час
подошёл к концу. Посмотрите, ребята, вы помогли найти друзей коту Леопольду.
Надеюсь, что все вы встретите настоящих друзей.
– А чтобы это
случилось нужно придерживаться правила, которое высказал польский писатель: Игнатий
Красицкий: «Умей быть другом — найдешь друга».
9. Рефлексия
– Дорогие ребята.
Мне было очень приятно с вами общаться.
– На память о нашем
разговоре мне хочется подарить вам памятку с советами, которые помогут вам
встретить друзей
ШЕСТЬ
СПОСОБОВ РАСПОЛАГАТЬ K СЕБЕ ЛЮДЕЙ:
1. Проявляйте
искренний интерес к людям. Уделяйте внимание тому, кто с вами разговаривает.
Это гарантирует успех
2. Чаще
улыбайтесь. Вы должны встречать людей с радостью, если хотите, чтобы они
радовались встрече с вами.
3. Помните, что
каждый человек считает своё имя наилучшим. Потому при разговоре чаще
употребляйте имя собеседника.
4. Давайте людям
почувствовать их значительность – и делайте
это искренне.
5. Начинайте
разговор с темы, которая интересует вашего собеседника.
6. Умейте
внимательно слушать собеседника.
Игра
«Клубочек» .
Дети по очереди
нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со
мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается
круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий
круг.
Положительные качества личности |
Отрицательные качества личности |
чувство юмора, |
лицемерие |
Внеклассное мероприятие
«КАК НАЙТИ ДРУГА»
Дружба — это золотая нить,
связывающая всех живущих в мире людей.
Джон Ивлин
Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
I. Ритуал приветствия.
Сейчас мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг к другу дорожки дружбы. (Дети передают клубок, приветствуя друг друга.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше?
А теперь положите паутинку на пол, а я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.
II. Творческое задание «Разговор о дружбе»
Показать детям картину К.Чюрлениса «Дружба» или прочитать ее описание, не называя автора картины и ее названия. Слайд 3.
«В ладонях человека — шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кромешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях солнце. – Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях».
Внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопросы:
• Почему солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
• От кого получил он в подарок солнце?
Придумайте название картины.
Эта картина называется «Дружба».
На что еще может быть похожа дружба (на свечу, зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).
III. Беседа.
• Что вы посоветуете человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти?
• Что нужно сделать, чтобы ваш друг детства остался вашим другом на всю жизнь?
IV. Чтение сказки «Если хочешь иметь друзей» Я. Радичкова
Не так уж трудно приобрести друзей! Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Равнина была пуста, по полю бродили ветры, но никто не останавливался рядом с деревом; в небе пролетали птицы, но ни одна не садилась на его ветки, потому что они были голые. Неподалеку текла речка, но и она ни разу не остановилась у дерева поболтать с ним. Она спешила слиться с другой рекой, чтобы веселее было бежать к морю.
Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало, что лучше всего ему уйти куда глаза глядят. Но деревья не могут ходить, они не могут убежать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами.
На доске появляется рисунок дерева без листьев.
– Кто хочет быть его другом?
– Что для этого надо сделать?
Написать на листочке свое имя, прикрепить к деревцу.
Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зеленую шапку. Но все равно осталось одиноким.
V. Сценка «Ни за то ни за это»
Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?
– К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой
“Друг напомнил мне вчера”.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!
-Да, такие отношения дружескими не назовёшь
Можно ли дружить с героями этих стихов
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, – слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: – Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: – Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу
Так каким же должен быть настоящий друг?
Продолжи фразу:
«Хороший друг – это….»
Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за воробьем. Воробей кричал со страху.
Не зная, куда деться, он шмыгнул в зеленую листву дерева. Дерево было довольно. Всю ночь оно шепталось с воробьем, а наутро птичка свила на нем гнездо и села выводить птенцов.
Однажды возле дерева остановилась телега. Возница распряг коней, бросил им сена, а сам лег вздремнуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать друг другу разные истории, а дерево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди решат, что тень плохая, и уйдут.
С тех пор каждый, кто шел по дороге, останавливался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью! Так у дерева появились друзья. Оно поняло, что, если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.
– Кто же стал другом дерева?
– А кто еще может быть другом?
К каждой букве слова «дружба» подобрать друга.
ДРУЖБА: дед, река, учитель, журнал, бабушка, артист
VI. Упражнение «Ромашка».
Друзей у нас может быть очень много. Давайте изобразим их на лепестках ромашки разных цветов. На желтом лепестке нарисуем друзей-ровесников, одноклассников; на розовом лепестке – друга-взрослого, на голубом нарисуем друга-животное, на белом — воображаемого друга, героев мультфильмов.
Семья – первый друг. Слайд 10.
Пословицы о дружбе. Слайд 11.
- Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
- Друга ищи, (а найдёшь береги).
- Друг за друга стой, (выиграешь бой).
- Доброе братство, (лучше богатства).
- Друг лучше старый, (а платье новое).
- Старый друг – (лучше новых двух).
- Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
VII. Составление законов дружбы – ДРУЖНО. Слайд 12.
VII. Упражнение на расслабление.
«Верный друг» (играет спокойная музыка, журчание ручейка, пение птиц)
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение…
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что этот кто-то, кто очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это неважно, главное – ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 секунд.)
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.
VIII. Рефлексия занятия.
Что вы узнали о дружбе людей?
Что тебе надо развивать в себе, чтобы стать настоящим другом?
Посмотрите на своих одноклассников, есть ли среди них кто-то, кого вы хотели бы видеть своим другом?
Какое у вас сегодня настроение?
Что вы узнали сегодня о разных видах дружбы?
Почему важно иметь разных друзей?
Какие чувства вы испытываете сейчас?
IX. Ритуал прощания.
Ученик 1. Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Ученик 2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
Ученик 3. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
– Умению дружить, общаться с людьми – надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Материал для размышления:
. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
Мы во всём, во всём одинаковые, – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
Да ты стала хуже…
Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?”
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.
Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:
Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:
Наш папа выздоровел! – сказала она.
Одна девочка с удивлением спросила:
Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
ВОПРОС:
Почему заплакала Катя?
Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский профессиональный колледж»
Методическая разработка классного часа
«Настоящая дружба»
Разработала: Рафигуллина Миляуша Марвановна,
преподаватель татарского языка и литературы
Номинация: 5.3 Методическая разработка внеклассного мероприятия
Аннотация: Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса составлена для формирования у обучающихся культуры общения, умения дружить и ценить дружбу.
Республика Татарстан, Альметьевск, 2017
Настоящая дружба
Актуальность: дружба в подростковом возрасте играет большую роль, потому что нужны люди, которые поддержат в трудную минуту, поймут и не осудят. Именно в этом возрасте становится важным отношение между сверстниками, они крепнут и развиваются.
Цель: изучить теоретический материал по проблеме дружбы, выявить особенности появления дружеских отношений среди сверстников, воспитывать чувство дружбы и толерантности в коллективе.
Задачи:
формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
формировать у обучающихся культуру общения (коммуникативные умения);
формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, – это дружба.
Ларошфуко
Введение. Нам всем нужны друзья.
Бывает друг, более привязанный, нежели брат. Близкие дружеские отношения по-прежнему нам так же необходимы как пища и вода. Однако не всем легко найти близких друзей – многие люди страдают от одиночества. «Нетрудно понять, что вызывает это чувство»,- замечают Каран Рубенштейн и Филип Шевер в своей книге «В поисках близкого общения». Они называют такие причины, как частые переезды, «разобщенность, городская преступность» и «недостаток живого общения, вызванный засильем телевидения видеофильмов».
Современная жизнь буквально выжимает из нас все соки и крадет наше время. В книге «Среди друзей» Летти Ногребин пишет: «Сейчас горожанин за неделю общается с таким числом людей, с каким деревенский житель в XVII веке не общался за целый год или даже за всю жизнь». Так как нам приходится общаться со столь многими людьми. Очень трудно, бывает, найти достаточно времени, чтобы с кем-то из них завязать близкую дружбу.
Даже в тех уголках земли, где не так давно жизнь была относительно спокойной и размеренной теперь за ней просто не угнаться. «Раньше нас с друзьями связывала крепкая дружба – вспоминает девушка, живущая в Восточной Европе. – Но сейчас многие из них поглощены работой и их волнует только личные дела. Ни на что другое у них нет времени. Создается впечатление, что мы все больше отдаляемся друг от друга». При таком стремительном темпе жизни дружеские отношения теряют свою значимость в нашей жизни.
Однако мы все же ощущаем сильную потребность в дружеском общении, И особенно в этом нуждается молодежь. «В юности хочется быть принятой сверстниками, чувствовать, что ты нужна другим и тебя любят». Молодые или пожилые – мы все нуждаемся в теплой, сердечной дружбе, Однако найти настоящих друзей и сохранить дружбу нелегко. Сегодня мы рассмотрим, как это сделать.
II. Основные принципы общения с людьми.
Дружба понятие очень объемное. Ребята, на уроке этики мы с вами просмотрели много высказываний, среди которых такие как:
«Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство». (И. А. Гончаров.)
«Искренность в отношениях, правда в обращении – вот это дружба». (А. В. Суворов)
«Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей». (Н. Макиавелли)
Просмотр презентации «Афоризмы и цитаты великих людей о дружбе»
Ребята, какие из высказываний вы в состоянии обосновать, дайте комментарий.
(Выводы, к которые должны делать обучающиеся)
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
1. Дружба должна быть бескорыстной.
2. На друга можно положиться, как на самого себя
3. Делись своими успехами, неудачами и новостями.
4. Умей слушать.
5. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
6. Доверяй другу и будь уверенным в нем.
7. Сохраняй тайны своего друга.
8. Не критикуй друга публично.
9. Не будь назойливым и не поучай.
10. Не обсуждай друга в его отсутствие.
11. Не ревнуй друга к другим его друзьям.
12. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
13. Возвращай долги.
14. Радуйся успехам своего друга.
15. Некоторые цитаты я даже себе выписал, они реально крутые.
15. Дружба это вообще самое важное, что есть у человека. Потому что именно друзья помогают во всем, в том числе и бизнес развить, избавиться от неприятностей. Без друзей в нашей жизни тяжело.
Стихи о дружбе искренние и теплые. И если они существуют, значит существует и дружба настоящая, крепкая, такая какой она должна быть в идеале. Кого можно назвать настоящим другом? Скорее всего человека, с которым можно отправиться куда угодно, человека, которому доверяешь и которого уважаешь, ценишь, в конце концов любишь как брата, сестру…
Не зря ведь говорят, что дружба — это любовь без крыльев. Вероятно, это так и есть, ведь настоящий друг порой ближе чем брат, сестра. У вас с ним (ней) не только общие интересы, взгляды на жизнь, у вас и общие тайны. Кто-то верит в женскую дружбу, а кто-то уверен, что она не существует в природе. У каждого свое мнение, свой жизненный опыт и свое право.
Но вот в том, что существуют удивительные стихи о дружбе наверняка никто не сомневается. Итак, предлагаю послушать замечательных стихотворений — стихи о дружбе.
ДРУЗЬЯ! СПАСИБО, ЧТО ВЫ ЕСТЬ
Друзья! Спасибо, что вы есть!
Что вы со мною рядом!
Вам чужды, знаю, зависть, лесть,
Слова, что больно ранят.
Готовы выслушать всегда,
Совет дать, наставленье.
А если вдруг придет беда –
Поддержку, утешенье.
Улыбки ваши, как цветы,
Мне радость, лёгкость дарят.
Вы жизнелюбия полны.
Как хорошо мне с вами!
Спасибо вам за доброту,
Отзывчивость, участье.
Мои друзья! Я вас люблю!
Желаю всем вам счастья!
Юлия Громова
НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ ДРУЗЕЙ
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней —
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать —
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать —
То вряд ли это друг…
Валентина Кошелева
III. Тест « Я считаю настоящий друг, тот кто…»
Данный тест поможет оценить уровень готовности быть настоящим другом. Для этого нужно выразить свое отношение к утверждениям, которые приведены ниже. На листе для ответов нужно записать рядом с номером вопроса – «Да» (если Вы полностью согласны с утверждением), «Нет» (если Вы не согласны) или «Не знаю» (если Вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).
Я считаю, что настоящий друг тот, кто:
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает «эмоциональную» поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Вовремя возвращает долги.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным друзьям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Ни в чем и никогда не завидует другу.
Общая сумма баллов: ____________
За каждый ответ «Да» поставьте себе по два балла; за ответ «Не знаю» – по одному баллу, а за ответ «Нет» – 0
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, Вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, Вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с Вами очень трудно дружить.
Упражнение «Я тебе доверяю…».
В основе дружбы лежит полное доверие друг другу. Вам нужно научиться доверять другому человеку как самому себе. Начните с того, что рассказывайте о своих интересах, увлечениях, необычных ситуациях, в которые Вы попадали, близким людям или знакомым. Делайте это хотя бы один раз в неделю.
От 15 до 17 баллов. У Вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых Вы разочаровались в друзьях. А может быть причина того, что случилось с Вами отчасти в самом себе? Хорошо, что Вы, по- прежнему, верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
Упражнение «Внимание к друзьям».
Будьте более внимательными к своим друзьям. Возьмите себе за правило, например, поздравлять всех своих друзей с днем рождения. Ведь у дружбы есть свои законы – один из них «Внимание к друзьям».
От 35-50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С Вами тепло и радостно, Ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют Вам, и Вы платите им тем же.
IV. Как обрести дружбу
Одиночество – это не болезнь. Оно сравнимо с чувством голода. Это верный признак того, что нам не хватает дружеского общения» – говорится в книге «В поисках близкого общения». И как чувство голода подсказывает, что пора основательно поесть, так и одиночество дает понять, что мы нуждаемся в надежных, близких друзьях, и пробуждает в нас желание искать их.
Однако, как заметила девушка из Франции, «некоторые сознательно сторонятся людей». Что бы ни было тому причиной, отчужденностью ничего не добьешься. Это только усилит одиночество. Поэтому, прежде всего, важно осознать, что мы нуждаемся в друзьях, а затем стараться их обрести.
Как завязать дружбу?
Вместо того чтобы завидовать, постоянно видя кого-то в окружении хороших друзей, почему бы положительно не посмотреть на это, как например, одна девушка? Она вспоминает: «Особенно в подростковом возрасте я чувствовала себя никому не нуждой. Стараясь избавиться от этого чувства, я наблюдала за теми, кого связывала крепкая дружба, и старалась развивать такие же качества, как у них. Я хотела, чтобы другим было приятно общаться со мной». Прежде всего, ведите здоровый образ жизни и следите за своей духовностью. Так, правильное питание. Достаточный отдых и умеренные занятия физкультурой помогут вам хорошо выглядеть. А опрятная, чистая, со вкусом подобранная одежда не только будет привлекать к вам людей, но и придаст чувство уверенности. Однако при этом не забывайте об опасности стать чрезмерно озабоченными своей внешностью. Вот что сказала девушка из Франции, по имени Гаэль;» Как бы модно вы ни одевались, это навряд ли поможет вам найти настоящих друзей. Порядочных людей привлекает внутренняя красота.»
Наш внутренний мир – то, о чем мы думаем и какие чувства питаем,- отражается на выражении лица и в словах. Например, смотрите ли вы на жизнь оптимистично? Тогда ваше лицо, скорее всего, сияет от радости. Ведь ничто не может так украсить, как искренняя улыбка. К тому же, по словам Роджера Акстела, специалиста, изучающего язык телодвижений, «улыбка идет всем» и «часто рассеивает любые недопонимания». А хорошее чувство юмора будет притягивать к вам людей.
Помните, что внутренние качества человека проявляются в его поведении. Поэтому наполняйте свой ум и сердце тем, что созидает, что пробуждает положительные эмоции и чувства. Читайте о том, что по-настоящему интересно и содержательно, например, о жизни людей, о природе или о том, что происходит в мире. Слушайте хорошую музыку. Не позволяйте романам, теле- и видеофильмам напевать вам пустые фантазии, которые бы вас убаюкивали. Ведь то, что преподносится с экрана телевизора, далеко от реальной жизни, это лишь плод чьего-то воображения.
1. Будьте откровенны.
Для крепкой дружбы такие откровенные беседы намного важнее любой одаренности и красивой внешности. Алан Лой Ма-гиннис пишет: «Хотя узами крепкой и долгой дружбы могут быть связаны совершенно разные по характеру и возрасту люди: робкие и общительные, молодые и пожилые, не блистающие умом и, наоборот, очень умные, не отличающиеся красивой внешностью и очень привлекательные,- их всегда объединяет одно- открытость. Они никогда не затворяют перед другом окна своего сердца».
Естественно, это вовсе не означает изливать душу всем подряд. Мы можем постепенно открываться тем людям, с которыми нам легко общаться. Вот что говорит девушка из Италии: «Поначалу мне было трудно с друзьями, так как я была скрытной. Но потом удалось преодолеть себя. Я старалась делиться с друзьями своими чувствами, чтобы они лучше меня понимали и чтобы мы еще больше сблизились».
Но даже у общительных по натуре людей, искренние доверительные отношения с друзьями не возникают в одночасье. Нужно время, чтобы хорошо узнать друг друга. При этом не слишком переживайте, что другие могут о вас подумать. Элиза, девушка из Италии, вспоминает: «Я всегда боялась сказать что-то не так. И очень переживала из-за этого. Но потом я подумала: «Настоящие друзья меня всегда правильно поймут». И теперь, если я скажу что-то не то, мне самой становится смешно, и мы смеемся вместе с друзьями».
Итак, ведите себя естественно! Главное, оставайтесь самими собой. Ведь, как пишет консультант по вопросам семьи Александр Мегун, «самое привлекательное в человеке – его искренность и неповторимость», По-настоящему счастливые люди ведут себя естественно и не стараются впечатлить чем-то других. Теплая искренняя дружба требует открытости. Пусть ваши друзья чувствуют себя с вами свободно, оставаясь самими собой. Счастливый человек принимает других такими, какие они есть, со всеми их слабостями и недостатками. Он не старается подстроить друзей под себя. Стремиться быть такими же счастливыми, невзыскательными людьми.
2. Хотите обрести друга – станьте другом сами.
Это не просто совет – это условие для дружбы. Главное во всех человеческих отношениях – бескорыстная любовь. «Как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Этот принцип сейчас известен как «золотое правило». Только бескорыстно жертвуя собой ради других, можно обрести настоящих друзей. Другими словами, хотите обрести друга – станьте другом сами. И еще, для укрепления дружеских уз важно проявлять самоотверженность. Поэтому нужно настроился ставить интересы друга выше своих собственных предпочтений и удобств.
Истинное счастье связано с щедростью. Человек радуется, получая подарок, но все же больше радости испытывает тот, кто дарит его. Мы проявляем дух щедрости, даже просто, даже просто искренне интересуясь у друзей» как дела?» или относясь к ним участливо и предупредительно. Укрепляйте дружеские узы. Прочная истинная дружба настолько ценна, что не стоит разменивать ее на что-то преходящее и менее стоящее. Не скупитесь уделять время и внимание друзьям они этого заслуживают. Рубен, молодой человек из Италии, говорит: «Чтобы завязать дружбу и потом ее поддерживать, требуется время. Главное, научиться быть хорошим слушателем. В этом мы все можем улучшаться, стараясь выслушивать внимательно, не перебивая».
3. Проявляйте уважение к друзьям.
Другое важное условие для поддержания прочной дружбы – это взаимное уважение. Мы проявляем его, например, когда учитываем чувства других. Всем нам хочется, чтобы наши друзья были тактичными, считались с нашим мнением и уважали наше право на свободу выбора. Но не ожидается ли этого и от нас?
Уважать своих друзей также означает не стеснять их свободу. Истинные друзья не проявляют собственнического чувства ревности. Поэтому боритесь с этой склонностью. Если у ваших друзей сердечные, доверительные отношения с другими, не обижайтесь. Это не причина отчуждаться от друзей. Нам всем нужно расширять круг общения. Поэтому пусть и ваши друзья радуются дружескому общению с разными людьми.
Важно также учитывать, что вашему другу иногда хочется побыть одному. Независимо в браке мы или нет – нам всем нужно находить время для самих себя. Хотя мы ожидаем от других доступности, не следует злоупотреблять этим, проводя слишком много времени с друзьями. Будим проявлять благоразумие и чуткость. «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя».
4. Не ожидайте совершенно безошибочного поведения.
Друзья видят не только сильные стороны друг друга, но также и слабости. Однако это не должно удерживать нас от желания найти друзей, «У некоторых завышены требования к друзьям,- говорит Паком, юноша из Франции. -Им кажется, что их друг должен быть идеальным. Но таких друзей им просто не найти». Мы все несовершенны, поэтому нельзя требовать совершенства от других. Если мы ожидаем, что друзья будут принимать нас со всеми нашими слабостями и недостатками, то не должны ли и мы быть снисходительными к их недостаткам?
5. Друг остается другом во всякое время.
Дружба невозможна без хорошего общения. Ведь друзьям нужна поддержка и помощь. «Мы созваниваемся с подругой один- два раза в неделю и делимся своим переживаниями. Как же замечательно знать, что она всегда рядом и готова выслушать», – говорит одна девушка. Завязав дружеские отношения, укрепляйте их и не воспринимайте как нечто само собой разумеющееся. Например, во время долгой разлуки, истинные друзья думают друг о друге. Пусть даже вы и редко видитесь, поддерживайте с другом связь и будьте в курсе всего происходящего в его жизни. Особенно важно подставить свое плечо другу в трудное для него время. Никогда не оставляйте друзей один на один с трудностями, а наоборот, будьте с ними рядом. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья». Истинную дружбу не могут ослабить даже недопонимания, так как друзья быстро их разрешают и прощают друг друга. Никакие трудности не смогут порвать нить истинной дружбы, крепко связавшую по-настоящему преданных друзей.
Чистые мотивы и положительный настрой помогут обрести друзей. Но важно найти хороших друзей. Как же определить, кто они?
6. Верность в дружбе.
«Человек может быть счастлив без брака, но вот без друга счастья не найти». Возможно, вы также с этим согласитесь. Верность надежного друга согреет вам сердце и обогатит вашу жизнь. Конечно, если вы замужем или женаты, лучшим другом для вас должен быть ваш спутник жизни.
Друг это не просто знакомый. Знакомых у нас может быть много: соседи, коллеги, люди, которых мы встречаем время от времени. Но настоящая дружба требует времени, сил и эмоциональной отдачи. Быть другом накладывает множество обязанности, но и приносит много радости.
Верность- важное условие для дружбы. Предательство может разрушить даже те отношения, которые складывались годами. Друзья обычно советуются друг с другом по самым сокровенным вопросам и не боятся, что их неправильно поймут или обманут их доверие.
Хорошие друзья и плохие друзья.
Молодая женщина, назовем 1 ее Сара, изливала горе одному человеку. Она рассказала, что то, кого считала своим другом, оказался убийцей.
– Если человек, которому я так доверяла, смог совершить это, как я могу теперь вообще кому-то доверять? – сокрушалась Сара.
-А вы знали, каких ценностей придерживался ваш друг?
-Что вы имеете в виду? – спросила она. Оказывается, Сара даже не понимала, что подразумевается под словом «ценности». А вы? Знаете ли, каких ценностей придерживаются ваши друзья?
От ответа на этот вопрос может зависеть ваша жизнь, как показывает случай с Сарой. Это подтверждается словами библейской притчи: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится». Однако многие люди, подобно Саре, выбирают себе в друзья только теми, с кем мы себя чувствуем свободно. Но если только этим определяется наш выбор друзей и если нас мало или даже совсем не интересуют их внутренние качества, то мы пожнем горькое разочарование. Как же можно определить, каких ценностей придерживается человек?
Важность высоких моральных ценностей.
Прежде всего, у нас самих должны быть нравственные ценности. Важно знать, что является правильным, а что нет, различать хорошее и плохое и всегда твердо держаться высоких норм нравственности. Как «железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего». Друзья, которые руководствуются нравственными принципами, «затачивают» друг друга своего». Друзья, которые руководствуются нравственными принципами, «затачивают» друг друга в нравственном отношении, и их дружба становится все крепче.
Паком рассказывает: «Настоящим другом я считаю того, кто внимательно выслушивает, кто тактичен, но при этом может и обличить, если я сделаю какую-то глупость». Да, хорошие друзья- молодые они или пожилые – помогут нам идти по правильному пути, не давая сбиться с него.
6. Быть разборчивым в выборе друзей.
Если вы решили завязать с кем-то дружбу, спросите себя: «Кто его (или ее) Друзья?» Ведь не случайно говориться, «скажи твой друг, и я скажу, кто ты». Также спросите у зрелых людей, пользующихся уважением, какую репутацию он (или она) имеет? И еще, было бы мудро учесть не только то, как наши предполагаемые друзья ведут себя с нами, но и то, как они ведут себя с другими и, особенно с теми, от кого не надеются что-либо получить. Ведь если человек не проявляет по отношению к другим такие качества, как честность, преданность, терпение и сочувствие, то разве можно ожидать, что он будет проявлять их по отношению к вам.
Чтобы должным образом оценить чьи-то достоинства и недостатки, нужно понаблюдать за человеком в привычной для него обстановке, а это требует времени, терпения и усилий. Библия говорит: «Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их». Разговоры на серьезные темы помогут узнать истинное лицо тех, с кем бы вы хотели дружить, а также узнать о том, что их волнует, что они ценят. Какие это люди? Сердечные или равнодушные? Жизнерадостные или же критически настроенные? Бескорыстные или эгоистичные? Верные или ненадежные? Если вы слышите от человека критические замечания в адрес других, то, что удержит его от подобных высказываний в ваш адрес, у вас за спиной? «От избытка сердца говорят уста». Как видно, многое можно узнать о человеке из общения с ним.
7. Самое главное – общность взглядов.
Некоторые считают, что у друзей должны совпадать вкусы и быть общие занятия. Например, один мальчик сказал: «Я не смогу подружиться с тем, кто не любит ватрушки.». И в самом деле, у друзей должно быть много общего, чтобы им легче было понимать друг друга, но главное, они должны разделять взгляды на нравственные и духовные ценности. А это вовсе не исключает, что у друзей будут разные характеры и прошлое. Как раз наоборот, жизненные опыт каждого из них сплотить и обогатить их дружбу.
У вас могут быть настоящие друзья!
Чтобы иметь настоящих друзей, мало лишь только хотеть, ждать этого и читать об этом книги. Завязывать дружбу – это то же, что учиться ездить на велосипеде. Одни лишь знания здесь не помогут. Важно стараться применять их и не сдаваться – даже если иногда будут ждать неудачи.
Ну, как, вы уже решили найти настоящих друзей?
В добрый путь!
Литература:
1. Сборник психологических тестов. Казань ЗАО «Новое знание», 2002г.
2. Михайлов И.И. Этика: учебное пособие для факультативных занятий. – Казань: «Магариф», 2003г.
Цели классного часа:
- Развивающие: учащиеся должны научиться
- высказывать своё мнение;
- анализировать свои мнения, черты характера;
- прогнозировать последствия поступков;
- участвовать в коллективной деятельности;
- акцентировать внимание на собственной личности
с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
- Воспитательные: учащиеся должны
убедиться в- необходимости укрепления межличностных
отношений в группе; - существовании влияния друзей друг на друга;
- необходимости уметь различать дурное влияние
друзей от положительного; - том, что сильная личность ценит в дружбе именно
возможность помочь другому человеку, быть
полезным для него.
- необходимости укрепления межличностных
Задачи классного часа:
- Поговорить о дружбе, перечислить важные для
дружбы качества. - Улучшить межличностные отношения в
деятельности группы. - Выявить мнения учащихся относительно темы
классного часа. - Изменить позиции отдельных учащихся в системе
межличностных отношений. - Развитие дружбы как условие дальнейшего
формирования коллектива группы первого курса. - Провести «инвентаризацию» собственных качеств
личности. - Помочь возникновению продуктивных обратных
связей. - Мотивировать желание самоизменений.
Форма проведения: беседа за «круглым
столом», ролевая игра «Ищу друга».
Необходимое оборудование: магнитофон;чистые
листы бумаги;ручки, фломастеры;магниты;
магнитная доска;ноутбук; удлинитель;игрушка,
аудиокассета, диски, листочки с названиями
положительных и отрицательных качеств личности.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент (4 мин)
1. Рассадка.
2. Психологический настрой на тему занятия:
карандаш, читающий мысли. Подбираются фрагменты
песен, в данном случае о дружбе. Подносим
карандаш к голове каждого учащегося и «читаем»
его мысли!
Цель: вызвать интерес и положительные
эмоции. Активизировать учащихся, расположить их
к творческому участию.
II. Основная часть (25 мин)
Цель: реализация основной идеи классного
часа, создание особой эмоциональной атмосферы.
«Проведение упражнения «Ищу друга».
Этап № 1: Классный руководитель –
инструктор, учащиеся-слушатели:
Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящих
друзей. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и
такой друг уже у вас есть. У кого-то множество
знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них
человека, которого гордо можно было бы назвать
своим другом. А кто-то, возможно в силу
застенчивости или замкнутости чувствует себя
одиноким и с горечью признаётся себе, что друзей
у него нет. Но в любом случае настоящий друг
никому не помешает.
(Видеофрагмент из мультфильма «Чебурашка
и крокодил Гена»)
С этого момента я становлюсь редактором особой
газеты бесплатных объявлений. Она называется
«Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу
газету объявление о поиске друга.
- В этом объявлении нет ограничений на количество
слов или размеры букв. - Принимается любая форма.
- Вы можете изложить весь список требований к
кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми
он должен обладать, а можете нарисовать его
портрет. - Можете рассказать о себе.
- Листы подписывать не надо.
Одним словом, делайте объявление таким, каким
пожелаете. Следует помнить, что объявлений о
поиске друзей будет много и вам надо
позаботиться, чтобы именно ваше привлекло
внимание. Возьмите листы бумаги, ручки,
фломастеры – творите! Время на подготовку – 10
минут.
Этап №2: Написание и оформление
объявлений.
Этап № 3: Вывешиваем объявления на доску с
помощью магнитов, т.е. помещаем объявления в
газету.
Этап № 4: Инструкция по работе с
объявлениями, инструктор – классный
руководитель:
- Встаём с места, подходим к объявлениям.
- Молча читаем объявления.
- Нарисовать кружок на том объявлении, которое
привлекло ваше внимание, и он готов связаться с
его подателем.
Этап № 5: Анализ объявлений – организация
дискуссии:
- Классный руководитель зачитывает объявления,
получившие наибольшее количество откликов. - Вопрос: «Чем характеризуются эти объявления,
получившие наибольшее число заинтересованных
ответов?» - Вопрос классного руководителя: «Что есть во
всех интересных объявлениях?
Предполагаемый ответ: Перечислены
требования, предъявляемые к будущему другу.
Самое главное: в объявлениях ищут друга,
который должен что-то давать, и ничего не
предлагают взамен.
Этап № 6: Обсуждение человеческих качеств,
важных для подлинной дружбы. Этот этап
выполняется при условии, что классный час
вписывается в отведённые рамки.
Готовясь к нашей встрече, Вы ответили на
вопросы анкеты и постарались определить, какие
качества личности для Вас являются значимыми и
какие оцениваются Вами как отрицательные. На
столе разложены листочки с названиями положительных
и отрицательных качеств личности
с точки зрения истинной дружбы.
Деятельность учащихся:
- выйти к доске по очереди;
- выбрать листочек;
- поместить листок на доску с помощью магнита в
разряд «Отрицательные качества друга» или
«Положительные качества друга».
Положительные качества |
Отрицательные качества |
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле |
злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем, отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве |
Вопросы к учащимся, стоящим у доски:
- Чем отличается друг от знакомого или приятеля?
- Твоему другу не нравится, что ты куришь. Сможешь
ли ты не курить в его присутствии? - Образуйте глагол от слова «Дружба».
- Как Вы считаете, наша группа – дружная?
- Можно ли считать другом человека, который
говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с
нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?» - Можно спасти друга от дурных привычек и
пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?
III. Подведение итогов (10-11 минут)
Цель: систематизация полученного
опыта.
Дружба – понятие неабстрактное, а
конкретное. Для нашей группы попробуем
предложить в общий «котёл дружбы» наши
пожелания, качества, которые помогут нашей
группе сдружиться, сплотиться. Ваши пожелания
могут быть самыми разными: можно пожелать денег,
счастья, понимания, здоровья, хороших оценок,
улыбок, веселья, чтобы уроки начинались попозже и
т. д. Все учащиеся вместе с классным
руководителем садятся в круг и, передавая из рук
в руки настоящий котелок, предлагают что-то от
себя в котелок дружбы группы.
Подводит итог классный руководитель:
Мне от жизни немного надо.
Дать урок, чтобы душу согреть
И звенящую песнь листопада,
И мальчишек галдящую рать.
Надо мне, чтоб мои ребята
Созидали дома и дворцы.
Знали, помнили год 45,
Как страну защищали бойцы.
Надо мне, чтобы юные души
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И любовью могли дорожить.
Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех была хороша.
Чтобы вечной струною звенела
И была вечно юной душа.
Я – учитель, мне многое надо!
И чего там душою кривить,
Ваше счастье мне будет наградой,
Для того мне так хочется жить.
Классный час.
Тема: «Лучший способ найти друга – стать им».
Цель: Помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом.
Задачи:
1. Определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию.
2. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: лепестки цветов, карточки для работы в группе.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»
Дети рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Наташенька, в школе меня звали Наташа, а сейчас меня зовут Наталья Владимировна».
(Учащиеся по очереди представляют себя).
2. Проблемная ситуация.
Учитель: Что такое дружба? У кого есть друг? Почему вы считаете, что он ваш друг? Хотели бы вы иметь настоящего друга или стать им?
(Ответы детей)
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, как найти друга.
3.Работа в группах
– Чтобы разобраться поработаем в группах и попробуем составить правила дружбы.
Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.
(Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.)
Карточки для первой группы:
1) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
А) Умей радоваться успехам друга.
Б) Надо такую подругу бросить.
Правило 1. Умей радоваться успехам друга.
2) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет.
Какой совет дадите Наташе?
А) Не ищи выгоду от друзей
Б) Заставь друга делать всё за тебя.
Правило 2. Не ищи выгоду от друзей.
Карточки для второй группы:
3) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
А) помоги другу разрисовать домик.
Б) Останови друга, если он делает что-то плохое.
Правило 3, 4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
4) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по самбо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься самбо”.
Как вы предложите, поступить Володе.
А) Не навязывать другу свои увлечения
Б) Друзья должны иметь одни увлечения.
Правило 5. Не навязывай другу свои увлечения.
Карточки для третьей группы:
5) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Дай совет Коле.
А) Всегда давай другу списать. Подсказывай ему на уроке.
Б) Помогай другу, но не делай за него
Правило 6. Помогай другу, но не делай за него.
6) Таня и Оля дружили. Однажды Таня попросила у Оли телефон, а у Оли телефона не было. Таня нагрубила Оле и назвала её жадиной. Олю это очень обидело.
Что посоветуете Тане?
А) Извиниться перед другом.
Б) Больше никогда не дружить с Олей.
Правило 7. Если ты обидел друга, извинись.
Учитель: А сейчас давайте запишем наши правила настоящей дружбы на цветные лепестки, докажем своими примерами.
4. Моделирование ситуации.
Ситуации для 1 группы:
Если мой друг добился в чём-то успеха, то я…..
Если я обидел своего друга, то я…..
Ситуации для 2 группы:
Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…..
Если у меня есть интересный фильм, то я……
Ситуации для 3 группы:
Если мой друг не сделал домашнее задание, то я…..
Если мой друг не умеет играть в игру, то я…….
5. Итог классного часа.
Учитель: Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание «Цветика – семицветика». Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга.
Учитель:
Наш классный час подошёл к концу. Давайте все вместе поиграем и потанцуем. Игра : «У меня ручки хороши? Хороши. А у друга лучше».