Метафора как найти огэ

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Начинаю серию статей по  подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

 Цель данных  рекомендаций – помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Итак, начнём!

Задание № 3

 Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

  • гипербола

  • метафора

  • олицетворение

  • просторечные выражения

  • противопоставление

  • сравнение

  • фразеологизм

  • эпитет

1-ый шаг: повторите теорию.

2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

Как найти гиперболу?

  • Гипербола – это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Пример

А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

Комментарий

Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

Несколько примеров

  • Другой имеет рот с арку генерального штаба.

  • Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

  • Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

 Как найти метафору?

  • Метафора – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

  • Значение метафоры – переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

  • Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают – имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

  • Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»– здесь нет , с чем сравнивают– с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают– реку).

Пример 1

Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

Комментарий

  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

Пример 2

Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

Комментарий

  • Мысль может вспыхнуть? Нет.

  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

Несколько примеров

  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  • Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

  • Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

 Как найти олицетворение?

  • Олицетворение – это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, – способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

Пример

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

Комментарий

  • Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

  • Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

  • Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

Несколько примеров

  • А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

  • Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения – это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

Комментарий

«Встревает», «баба»- просторечные слова.

Несколько примеров

  1. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

  2. А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но. 

  3. На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

Как найти противопоставление (антитезу)?

  • Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

Пример

Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

Комментарий

Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

Несколько примеров

  1. Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

  2. Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

  3. Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти сравнение?

  • Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

  • Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

  • При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

Пример

Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

Комментарий

  • Находите оборот, выделяемый запятыми

  • В нём есть союз СЛОВНО

  • Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)

Несколько примеров

  1. Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

  2. Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Как найти эпитет?

  • Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  • Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.

Пример

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

Комментарий

  • Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

Несколько примеров

  • Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

  • Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

  • Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Как найти фразеологизм?

  • Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма – переносный.

  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

Пример

Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

Комментарий

  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

Несколько примеров

  • Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

  • А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

Ирония

Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

Пример

 — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

Лексический повтор

Лексический повтор – это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении  слов и выражений для усиления их роли в тексте.

Мне надоели эти слова, слова, слова.

Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Скачать материал

без ожидания

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ 2022 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУЗадание №7 средства выразительности...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 255 человек из 56 регионов

  • Сейчас обучается 41 человек из 25 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ГОТОВИМСЯ К ОГЭ 2022 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУЗадание №7 средства выразительности...

    1 слайд

    ГОТОВИМСЯ К ОГЭ 2022

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    Задание №7
    средства выразительности
    метафора

    Выполнила: Бабудоржиева В.Ц.
    Город Улан-Удэ 2022

  • Что такое метафора    МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на упо...

    2 слайд

    Что такое метафора
    МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова “как”, “как будто”, “словно” отсутствуют, но подразумеваются.

  • Способы выражения метафорыМетафора может быть выражена следующим...

    3 слайд

    Способы выражения метафоры
    Метафора может быть выражена следующими способами:
    Существительным в переносном значении:
    Не больна мне ничья измена,
    И не радует легкость побед,
    Тех волос золотое сено
    Превращается в серый цвет. (С. Есенин)
    Глаголом в переносном значении:
    За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)

  • Как найти метафоруЧтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­...

    4 слайд

    Как найти метафору
    Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:
    озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
    Солнечная улыбка = “улыбка, похожая на солнце»;
    руки как золо­то — золо­тые руки;
    воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

  • Как найти метафору в тексте?Найти слова, которые автор использует в переносн...

    5 слайд

    Как найти метафору в тексте?

    Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
    Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
    Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
    Если это получилось — вы нашли метафору.
    Например: у него были золотые руки
    Слово в переносном значении —‌ золотые.
    Синоним в прямом значении — бесценные.
    Сравнение между “золотые” и “бесценные”, значит “им цены нет” или “цена им — золото”.
    Золотые руки — метафора.

  • Примеры метафорыМетафора «Золотые руки»Метафора «Серебряные волосы»

    6 слайд

    Примеры метафоры
    Метафора «Золотые руки»
    Метафора «Серебряные волосы»

  • примеры метафорВыткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что ни...

    7 слайд

    примеры метафор
    Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился». Но согласитесь, звучит более красиво.
    Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии, но здесь их соединили в оксюмороне, и получилось более поэтично, нежели вместо «пожар» стояло бы слово «всплески».
    Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень (разновидность ножей), видимо, такой же безжалостный, а колосья заменены на «золотое войско», так как их много и стоят все друг за другом.
    И самое простое. В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.

  • Метафоры в литературеЧеремуха душистая, развесившись, стоит,А зелень золоти...

    8 слайд

    Метафоры в литературе

    Черемуха душистая, развесившись, стоит,
    А зелень золотистая на солнышке горит.
    Объяснение: Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
    А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
    Бежит, струится маленький серебряный ручей.
    Объяснение: Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

  • Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является м...

    9 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
    1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
    2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
    3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
    4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
    5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

  • Правильный ответ1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял рукам...

    10 слайд

    Правильный ответ
    1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
    Объяснение «Телефон затих» – как будто какое-то живое существо прекратило выть, лаять, то есть затихло. Здесь сравнивается телефон с каким-то живым существом, которое могло издавать звуки. Значит, перед нами метафора
    2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
    Объяснение. «Телефон дрожит в конвульсиях» – здесь явно сравнивается вибрация телефона при звонке с припадком, в котором бьётся кто-то. Конвульсии и вибрация телефона очень похожи, автор пытается их сопоставить, значит перед нами метафора.

  • Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является м...

    11 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
    1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.
    2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.
    3) Ныряю с головой под одеяло.
    4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
    5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

  • Правильный ответ3) Ныряю с головой под одеяло.
Объяснение: Метафора, выраженн...

    12 слайд

    Правильный ответ
    3) Ныряю с головой под одеяло.
    Объяснение: Метафора, выраженная глаголом в переносном значении
    5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
    Объяснение: (лучи-веер).

  • Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является м...

    13 слайд

    Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

    1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
    2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
    3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
    4) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
    5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

  • Правильный ответ2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку,...

    14 слайд

    Правильный ответ
    2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
    Объяснение:
    5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
    Объяснение:

  • Запомните!Метафора – переносное значение слова,  скрытое сравнение

    15 слайд

    Запомните!
    Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 254 046 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Другие материалы

«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Категория состояния как часть речи
  • 18.03.2022
  • 148
  • 1

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 18.03.2022
  • 107
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

1. Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.

2. Для выполнения задания 7 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

3. Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:

Метафораскрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.

Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.

Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.

4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:

А) фразеологизм  часто можно заменить одним словом.
Вешать лапшу на уши = обманывать.

Б) фразеологизм  – это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.
Например, фразеологизм “бить баклуши” = лениться, но по отдельности слово «бить» – значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.

В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.

Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»

5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.

Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.

6. В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений.

  • Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.
  • Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.
  • Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. «…Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову» (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Форнивизин ).

«Куда ланит девались розы
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы 
Горячей влагою своей»
(«О, как убийственно мы любим…», Тютчев).

«…За Кремлем горит заря туманная…» («Песня про… купца Калашникова», Лермонтов).

«…Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).

«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).

«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).

«..Дыша духами и туманами
Она садится у окна.
И веют древними поверьями 
Ее упругие шелка…» («Незнакомка», Блок).

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.

Фет. «Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов…»

Гончаров. «…Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («Обломов», ч. 4, глава 9).

Чехов. «Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» («Герой нашего времени», предисловие).

«СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность.

Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.

«Задекламирует чердак 
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет»
Б. Пастернак «Про эти стихи»

«Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья 
В потертомкрасном переплете»
М. Цветаева «Книги в красном переплете»

«Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье…»
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.

Тютчев. «…И льется чистая лазурь На отдыхающее поле…» («Есть в осени первоначальной…»).

Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»).

«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).

«…И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил.
М. Лермонтов «Мцыри»

Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.

«И долго еще определено мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7).

По низменному берегу, На Волге, травы рослыеВеселая косьба» («Кому на Руси жить хорошо», ч. 2, «Последыш», глава 1).

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.

Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).

«Индейкам и курам не было числа….» («Мертвые души», глава 3). 

Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба…» («О Муза! я у двери гроба…»).

Островский. «Я с ума сойду от радости…» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).

Гончаров. «…Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2

Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз…» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).

«Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий» («Облако в штанах»).

Грибоедов. «А в те поры все важны! В сорок пуд…» (Фамусов в комедии «Горе от ума», д. 2). Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Фамусов употребляет гиперболу: конечно, вельможи, даже и в Екатерининскую эпоху, не могли весить 650 кг.

ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.

Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть…» («Дикий помещик»),
Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот… Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).
«…Ни звука русского, ни русского лица Не встретил…» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).

СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства. 

Сравнение может быть выражено:

1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.

«…Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»).

Булгаков. «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»).

Салтыков-Щедрин. «…Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями» (Городничий в комедии «Ревизор»)

2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»

Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов’…» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4).
Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобноКак в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно…» («Евгений Онегин», глава 6).
Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).

3) Существительным в творительном падеже: 

«Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6).

Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно…»).
Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки…» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).

4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия

Солженицын. «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»).
Лермонтов. «…И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом…» («Мцыри»),
Жуковский. «…Мертвец (Лик мрачнее ночи)…» («Светлана»),
Пастернак. «…Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.

Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11).
«Я чаю, небо с овчинку показалось…» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).
Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»),
Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).
«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).

Решать задание 7 ОГЭ

***
Тесты ОГЭ
Теория ОГЭ

Задание 3 На ОГЭ будет предложено найти следующие  изобразительно-выразительные средства языка: гипербола метафора олицетворение просторечные выражения противопоставление сравнение фразеологизм эпитет

Задание 3

На ОГЭ будет предложено найти следующие  изобразительно-выразительные средства языка:

гипербола

метафора

олицетворение

просторечные выражения

противопоставление

сравнение

фразеологизм

эпитет

ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета: размера, силы, значения и т.д.  ( устал до смерти ) А вот бабушка, мамина мама,  не могла жить без кофе. ( Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение) Другой имеет  рот с арку генерального штаба (= огромный рот) Я видывал, как она косит:  что взмах, то готова копна . Ведь этот  Мур­лыш­ка — вся её жизнь ! ( Мурлышка - это кот) Я тебе  миллион раз говорил (= очень много раз). Шаровары  шириной в Чёрное море. Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете . Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета: размера, силы, значения и т.д. ( устал до смерти )

  • А вот бабушка, мамина мама,  не могла жить без кофе. ( Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение)
  • Другой имеет  рот с арку генерального штаба (= огромный рот)
  • Я видывал, как она косит:  что взмах, то готова копна .
  • Ведь этот  Мур­лыш­ка — вся её жизнь !

( Мурлышка – это кот)

  • Я тебе  миллион раз говорил (= очень много раз).
  • Шаровары  шириной в Чёрное море.
  • Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете .
  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Олицетворение    это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, способностями переживать, думать, волноваться и т.д. Утес плачет в пустыне. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а  дождь заколачивал и заколачивал  что-то в крышу. ( Глагол «заколачивал» употреблён в  переносном смысле. Дождь не может заколачивать, это мы не сможем увидеть. Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь  олицетворяется) А ещё на даче имеется сердитый медный   самовар . Он   кормится шишками и очень  недоволен , когда их мало. Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии  ушла музыка . Казалось,   дома   тоже  дышали ,  жадно, глубоко.   Заговорили  наши  орудия . Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась .

Олицетворение   это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Утес плачет в пустыне.
  • Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а  дождь заколачивал и заколачивал  что-то в крышу. ( Глагол «заколачивал» употреблён в  переносном смысле. Дождь не может заколачивать, это мы не сможем увидеть. Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь  олицетворяется)
  • А ещё на даче имеется сердитый медный   самовар . Он   кормится шишками и очень  недоволен , когда их мало.
  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии  ушла музыка .
  • Казалось,   дома   тоже  дышали , жадно, глубоко.
  •   Заговорили  наши  орудия .
  • Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась .

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова. Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

  • Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем… Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
  • Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
  • Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
  • Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
  • Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка. Скрипка замолчала надолго.

  • Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
  • Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка.
  • Скрипка замолчала надолго.

Как найти сравнение?  Сравнительный оборот выделяется  запятыми.  чаще всего при обороте бывают союзы  КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО, ТОЧНО  При сравнении обязательно есть две части:  ЧТО сравнивают  и  С ЧЕМ сравнивают  иногда сравнение выражается  существительным в творительном падеже Глубокая и тихая вода лакировано блестела,  СЛОВНО  в реку вылили масло. Комментарий Находите оборот, выделяемый  запятыми В нём есть союз  СЛОВНО Здесь сравнивают воду ( ЧТО сравнивают ) с маслом (  С ЧЕМ сравнивают )

Как найти сравнение? Сравнительный оборот выделяется  запятыми. чаще всего при обороте бывают союзы  КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО, ТОЧНО При сравнении обязательно есть две части:  ЧТО сравнивают  и  С ЧЕМ сравнивают иногда сравнение выражается  существительным в творительном падеже

  • Глубокая и тихая вода лакировано блестела,  СЛОВНО  в реку вылили масло.
  • Комментарий
  • Находите оборот, выделяемый  запятыми
  • В нём есть союз  СЛОВНО
  • Здесь сравнивают воду ( ЧТО сравнивают ) с маслом (  С ЧЕМ сравнивают )

Хорошо и тепло,  КАК зимой у печки , и берёзы стоят,  КАК большие свечки . Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду , СЛОВНО бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник. Коржи светились,  КАК два маленьких посолённых солнца . Бесхитростный Герка преподнёс мне новость,  КАК пирожное на блюдечке. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она,  КАК свет , возникла где-то в глубинах мироздания. Французы двинулись, КАК тучи.

  • Хорошо и тепло,  КАК зимой у печки , и берёзы стоят,  КАК большие свечки .
  • Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду , СЛОВНО бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
  • Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник.
  • Коржи светились,  КАК два маленьких посолённых солнца .
  • Бесхитростный Герка преподнёс мне новость,  КАК пирожное на блюдечке.
  • Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она,  КАК свет , возникла где-то в глубинах мироздания.
  • Французы двинулись, КАК тучи.

Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд. Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им. Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.

  • Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
  • Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
  • Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
  • В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
  • Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
  • Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.

7. Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. 8. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. 9. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. 10. Земля растрескалась, от зноя вы­цве­ло небо, и вдали, над горизонтом, ви­се­ла мгла, будто пыль от стада. 11. Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

7. Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

8. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

9. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

10. Земля растрескалась, от зноя вы­цве­ло небо, и вдали, над горизонтом, ви­се­ла мгла, будто пыль от стада.

11. Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

12. Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова. 13. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. 14. Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня. 15. И в этот миг стало нестерпимо трудно дышать, словно кто-то холодными ладонями сдавил ему рёбра. 16. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата. 17. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

12. Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

13. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.

14. Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.

15. И в этот миг стало нестерпимо трудно дышать, словно кто-то холодными ладонями сдавил ему рёбра.

16. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

17. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

МЕТАФОРА   – это слово в переносном смысле ,  основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Чаще всего выражается глаголами, существительными.  Это скрытое сравнение.  Один предмет назван другим на основе сходства   Сонное озеро, слов моих сухие листья , луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда, Ель  рукавом  мне тропинку завесила

МЕТАФОРА   – это слово в переносном смысле ,  основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Чаще всего выражается глаголами, существительными. Это скрытое сравнение. Один предмет назван другим на основе сходства

  • Сонное озеро,
  • слов моих сухие листья ,
  • луковки церквей,
  • теплый прием,
  • цепь гор,
  • хвост поезда,
  • Ель  рукавом  мне тропинку завесила

Как найти метафору? Метафора  - это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть-  с чем сравнивают  или  что сравнивают.  Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»). Значение метафоры -  переносное , поэтому мы  «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать» Ищите  существительное в переносном смысле ( например, «дворянское  гнездо »- здесь  нет  того,  ЧТО сравнивают  - имение, а  есть только, с  ЧЕМ  сравнивают – с гнездом). Ищите  глагол в переносном смысле  (например, «река  играет» - здесь нет  ,  с чем сравнивают - с игрой детей, а есть только  ЧТО сравнивают - реку).  

  • Как найти метафору?
  • Метафора  – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть-  с чем сравнивают  или  что сравнивают.  Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
  • Значение метафоры –  переносное , поэтому мы  «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
  • Ищите  существительное в переносном смысле ( например, «дворянское  гнездо »- здесь  нет  того,  ЧТО сравнивают  – имение, а  есть только, с  ЧЕМ  сравнивают – с гнездом).
  • Ищите  глагол в переносном смысле  (например, «река  играет» – здесь нет  ,  с чем сравнивают – с игрой детей, а есть только  ЧТО сравнивают – реку).
  •  

Пример 1 Мальчик был защищён невидимой  бронёй  своего  смятения. Комментарий Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно. Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони. Пример 2 Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся  мысль  о побеге с урока  вспыхнула  молнией. Комментарий Мысль может вспыхнуть? Нет. Мысль, её быстрота сравнена с молнией. Несколько примеров Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе  родилось новое для него  чувство   сыновней любви и нежности. Крючок впивается  в самое сердце, и  нить ,  связывающая людей детской дружбой,  не прерывается  всю жизнь. Но этот так хорошо обдуманный  план  неожиданно  лопнул .

  • Пример 1
  • Мальчик был защищён невидимой  бронёй  своего  смятения.
  • Комментарий
  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
  • Пример 2
  • Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся  мысль  о побеге с урока  вспыхнула  молнией.
  • Комментарий
  • Мысль может вспыхнуть? Нет.
  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
  • Несколько примеров
  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе  родилось новое для него  чувство   сыновней любви и нежности.
  • Крючок впивается  в самое сердце, и  нить ,  связывающая людей детской дружбой,  не прерывается  всю жизнь.
  • Но этот так хорошо обдуманный  план  неожиданно  лопнул .

Олицетворение  чем-то похоже на метафору. Здесь тоже  глаголы или причастия в краткой форме  употреблены в  переносном значении . Но в метафоре нет оживления , а в олицетворении есть.

  • Олицетворение  чем-то похоже на метафору. Здесь тоже  глаголы или причастия в краткой форме  употреблены в  переносном значении . Но в метафоре нет оживления , а в олицетворении есть.

Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспых­нула молнией. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. — Возьми-кась, — проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.   От льна, цве­тов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой. Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

  • Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
  • Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
  • Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспых­нула молнией.
  • Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
  • — Возьми-кась, — проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
  •   От льна, цве­тов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
  • Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…

8. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 9. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. 10. Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты. 11. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. 12. Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна — вся наружу, что ей просто нельзя не верить. 13. Приближается рассвет, и светящиеся животные медленно тушат свои фонарики. 14. Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце... 15. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул... 16. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений. 17.  И таблица умножения превращалась в стихи. 18. Она никогда не· давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

8. Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

9. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

10. Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.

11. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

12. Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна — вся наружу, что ей просто нельзя не верить.

13. Приближается рассвет, и светящиеся животные медленно тушат свои фонарики.

14. Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце…

15. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…

16. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

17.  И таблица умножения превращалась в стихи.

18. Она никогда не· давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Как найти просторечные слова и выражения? Просторечные  слова и выражения   - это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев. Пример Встревает  тут Федосья,  баба  из Пустыни. Комментарий «Встревает», «баба»- просторечные слова. Несколько примеров У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она  ничего шеньки  не хочет». А я не знал, что со мной, и  задрал  голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.  На двери по-прежнему висел замок, а во дворе  валялись  брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало. — Как это — баба? — спро­сил он с недоумением. «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения   – это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает  тут Федосья,  баба  из Пустыни.

Комментарий

  • «Встревает», «баба»- просторечные слова.
  • Несколько примеров
  • У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она  ничего шеньки  не хочет».
  • А я не знал, что со мной, и  задрал  голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. 
  • На двери по-прежнему висел замок, а во дворе  валялись  брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
  • — Как это — баба? — спро­сил он с недоумением.
  • «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»

Как найти противопоставление (антитезу)? Противопоставляться  может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия. Ищите в тексте то, что может быть одновременно.   Пример Алиса могла свободно пройти  в театральный двор, который охранял строгий сторож, а  другие дети не могли попасть  в этот интересный мир. Комментарий Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет. Несколько примеров Одни верят  во что-то,  дру­гие ни во что не верят … Кто знает, может, он  простил бы  её, а может, и  нет . Так  хотелось пойти  с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

  • Как найти противопоставление (антитезу)?
  • Противопоставляться  может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
  •  
  • Пример
  • Алиса могла свободно пройти  в театральный двор, который охранял строгий сторож, а  другие дети не могли попасть  в этот интересный мир.
  • Комментарий
  • Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
  • Несколько примеров
  • Одни верят  во что-то,  дру­гие ни во что не верят
  • Кто знает, может, он  простил бы  её, а может, и  нет .
  • Так  хотелось пойти  с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти эпитет? Эпитет  - это  определение  в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос  КАКОЙ? Смысл переносный , поэтому мы снова  «не может увидеть вреальности»  то, что эпитет обозначает. Пример Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под  закаменевшим подбородком . Комментарий Подбородок  КАКОЙ?  – закаменевший Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле . Несколько примеров Деревья  стояли  стеклянные  от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб. Асю можно испугать, сделав ей  страшные глаза ; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Он был какой-то  уютный, весёлый и простой человек , и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

  • Как найти эпитет?
  • Эпитет  – это  определение  в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос  КАКОЙ?
  • Смысл переносный , поэтому мы снова  «не может увидеть вреальности»  то, что эпитет обозначает.
  • Пример
  • Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под  закаменевшим подбородком .
  • Комментарий
  • Подбородок  КАКОЙ?  – закаменевший
  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле .
  • Несколько примеров
  • Деревья  стояли  стеклянные  от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
  • Асю можно испугать, сделав ей  страшные глаза ; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
  • Он был какой-то  уютный, весёлый и простой человек , и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
  • Это был свет­ля­чок – ма­лень­кая букашечка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел…
  • Все были начёсан­ные, причёсан­ные, при­гла­жен­ные, вос­пи­тан­ные — сло­вом, вос­хи­ти­тель­ные, пи­са­ные кра­сав­цы.
  • Солн­це брело по кры­шам, тени ста­но­ви­лись длин­нее, и моя душа ося­за­ла про­зрач­ность воз­ду­ха и даже, ка­жет­ся, не­ви­ди­мую дугу — след ла­сточ­ки, раз­ма­ши­стый её полёт в покое и слад­ко­звуч­ной ти­ши­не.
  • — Но я же не стал подлецом! Ой, простите… — Ничего. Конечно, ты не стал. Но бы­ва­ют и горь­кие примеры…
  • Когда я на­хо­жусь в осо­бен­но твор­че­ском со­сто­я­нии, я живу будто двой­ной жиз­нью: на­по­ло­ви­ну здесь, в се­го­дняш­нем дне, на­по­ло­ви­ну там, в про­шлом, в зо­ло­той не­воз­врат­ной поре.
  • Будто вол­шеб­ная власть уно­си­ла меня в дру­гое про­стран­ство и время, и рас­кры­ва­лись без­мер­ные дали, рас­сту­па­лись об­лач­ные не­бе­са.
  • По хрустящей, под­та­яв­шей тро­пин­ке он прошёл через сад, где ста­рые берёзы и черёмухи по­зва­ни­ва­ли хру­сталь­ны­ми об­ле­де­не­лы­ми ветками.
  • Вроде бы не было в нём ни­че­го не­обыч­но­го – ху­день­кий, свет­ло-русый, нос с гор­бин­кой, а взгляд такой твёрдый, ре­ши­тель­ный…
  •  
  • Как найти фразеологизм?
  • Фразеологизм  – это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма –  переносный.
  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
  •  
  • Пример
  • Жене  изо всех сил  хотелось убедить друга, что он не виноват.
  • Комментарий
  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
  • Несколько примеров
  • Эту растяпу в розовом  днём с огнём не сыщешь .
  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за  его счёт
  • А он, готовый  со стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел.
  • Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
  • По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.
  • Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по их сто­пам я не пойду, и даже не на­ме­ка­ли на это.
  • 1) И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти.
  • 2) Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
  • 3) Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом.
  • Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь .
  • И во­об­ще пора тебе по­ду­мать, кто ты такой и зачем су­ще­ству­ешь на белом свете !
  •   Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.
  • «От тво­е­го от­ве­та за­ви­сит, будем ли мы об­щать­ся по-на­сто­я­ще­му или нам придётся по­про­щать­ся раз и на­все­гда».
  • Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк!
  • Слиш­ком у этих взрос­лых всё раз­ло­же­но по по­лоч­кам.
  • «Я долго так сидел, на­чи­сто забыв про всех на белом свете»?
  • — От горш­ка два вершка, а с та­ки­ми деньгами…
  • «Алёнка уви­де­ла жен­щи­ну, про­да­вав­шую воз­душ­ные ша­ри­ки, и оста­но­ви­лась как вко­пан­ная:
  • — Ой, хочу шарик!»

Она уже не лас­ка­лась униженно, она про­сто ждала, не сводя с жен­щи­ны глаз. – Смотри-ка ты! Домой! – вос­клик­нул Ста­ни­слав Ан­дре­евич почти весело. – Ладно, друг, кон­чай ду­ра­ка валять. Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та. И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, раз­ру­ша­ю­щих чу­дес­ный город, что вёл себя, как они… Я долго так сидел, на­чи­сто забыв про всех на белом свете А я в этот мо­мент готов был про­ва­лить­ся сквозь землю. Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь. В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза. Отец гром­ко возразил: — Не го­ро­ди чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…

  • Она уже не лас­ка­лась униженно, она про­сто ждала, не сводя с жен­щи­ны глаз.
  • – Смотри-ка ты! Домой! – вос­клик­нул Ста­ни­слав Ан­дре­евич почти весело. – Ладно, друг, кон­чай ду­ра­ка валять.
  • Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та.
  • И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, раз­ру­ша­ю­щих чу­дес­ный город, что вёл себя, как они…
  • Я долго так сидел, на­чи­сто забыв про всех на белом свете
  • А я в этот мо­мент готов был про­ва­лить­ся сквозь землю.
  • Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь.
  • В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.
  • Отец гром­ко возразил: — Не го­ро­ди чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…

Литература передает нам «привет» заданием на знание средств художественной выразительности как в ОГЭ, так и в ЕГЭ по русскому языку. Разбираемся с терминами, которые необходимо выучить для успешного выполнения заданий, а также рассмотриваем примеры, чтобы раз и навсегда запомнить, что есть что.

В этой статье:

Средства выразительности в ОГЭ: необходимая теорияТеория на средства выразительности в ЕГЭПримеры заданий в ОГЭ и ЕГЭ

средства выразительности огэ

Средства выразительности в ОГЭ и ЕГЭ по русскому

Средства выразительности в ОГЭ: необходимая теория

Начнём с минимального набора, который нужен девятикласснику, чтобы выполнить задание 7 на средства выразительности в ОГЭ. Всего таких средств выразительности в этом задании встречается 8.

1. Эпитет — красочное прилагательное, образное определение: 
изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки

2. Метафора — скрытое сравнение: 
в саду горит костёр рябины красной

3. Сравнение — сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж:
закричал петухом, упал камнем

4. Сравнительный оборот — сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.:
взвизгнул, будто поросёнок

5. Литота — художественное преуменьшение:
У меня во рту не было ни крошки!

6. Гипербола — художественное преувеличение:
Я не видел тебя тысячу лет!

7. Олицетворение — наделение неживых предметов качествами живых: 
стены слушают, луна улыбается

8. Фразеологизмы — устойчивое сочетание слов: 
у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов

Самые популярные понятия, необходимые для выполнения задания ОГЭ, теперь вам знакомы. Если же после 9-ого класса вы планируете продолжить учёбу — сдать ЕГЭ, вам нужно пополнить этот запас ещё несколькими терминами.

Одной теории недостаточно, чтобы хорошо сдать ОГЭ по русскому. Экзаменаторы любят расставлять ловушки в заданиях: делать хитрые формулировки и требовать определенный формат ответа, например. Из-за этого многие школьники, очень хорошо знающие язык, теряют баллы.

Записывайтесь на курсы подготовки к ОГЭ по русскому, чтобы не попасться в ловушки ОГЭ. На занятиях я разбираю их все и показываю ученикам, на что нужно обращать внимание. А еще мы изучаем лайфхаки, которые помогают быстрее находить ответы на вопросы и не тратить время попусту.

Теория на средства выразительности в ЕГЭ

Для ЕГЭ нужно знать намного больше средств выразительности, чем для ОГЭ. Но задачу упрощает то, что все средства выразительности для ЕГЭ делятся на пять групп:

  1. формы речи;
  2. лексические средства;
  3. синтаксические средства;
  4. тропы;
  5. приёмы.

Разберем теорию для каждой группы.

1. Формы речи

Диалог — обмена высказываниями между двумя и более людьми.

Монолог — речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

2. Лексические средства

Ио есть то, какие слова использует автор в своём тексте:

Фразеологизмы — уже знакомы нам после ОГЭ.

Диалектизмы — слова, присущие определённому региону, местности, например, южный диалект, питерский диалект: 
бордюр – поребрик, подъезд – парадная

Архаизмы — устаревшие слова
уста, очи

Книжная лексика — лeкcикa, cвязaннaя c книжными cтилями peчи, yпoтpeбляющaяcя в нayчнoй литepaтype, пyблициcтичecкиx пpoизвeдeнияx, oфициaльнo-дeлoвыx дoкyмeнтax:
апробировать, прерогатива, воззрение

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
книжечка, мордочка

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением:
Он не плохой, а хороший.

Синонимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения:
Я вас люблю и обожаю!

Разговорные слова — лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе:
чуточку, враньё

Профессиональная лексика – слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы:

Приходи после урока, у меня будет окно.

3. Синтаксические средства

То есть то, как построены предложения, которые использует автор в своём тексте.

Инверсия  изменение прямого порядка слов в предложении: 
Пойду поделаю задание домашнее я.

Восклицательные предложения — предложения с восклицательными знаками на конце:
Вы посмотрите! Она явилась!

Риторические вопросы — вопросительные предложения, не требующие ответа:
Почему же мне так больно на всё это смотреть?

Вводное слово — слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом:
Конечно, мы приедем на бал!

Ряды однородных членов предложения — сочинительное сочетание слов, как правило, одной и той же части речи, в котором ни одно не является главным:
Они жили богато, роскошно, шикарно.

4. Тропы

Уже известные нам по ОГЭ метафора, эпитет, сравнение, литота, гипербола, олицетворение. К этим средствам выразительности в ЕГЭ прибавляется:

Ирония — насмешка, когда в текст вкладывается смысл, противоположный написанному: 
Ну я просто гений! Очки потерял, а они у меня на лбу!

5. Приёмы

Анафора — единоначатие (предложения начинаются с одного и того же слова/фразы):
Как хорошо, что вы пришли! Как хорошо, что мы снова в сборе!

Эпифора  одинаковое окончание предложений
Вы уходите – пусть будет так. Мы больше никогда не увидимся – пусть будет так.

Противопоставление:
Ты богат – я очень беден, ты румян – я тощ и бледен

Парцелляция  разделение предложения «на порции» по словам или фразам: 
Он ушёл. Я хотел было возразить ему, но… Он ушел. И больше не вернулся. С тех пор мы не общались.

Лексический повтор — намеренный повтор слова: 
чудесная, чудесная пора детства

Синтаксический параллелизм  одинаковое построение предложений (с точки зрения синтаксического строя, схемы): 
Я знаю: однажды мы встретимся вновь. Ты понимаешь: никогда этому не бывать.

Градация — перечисление однородных членов с эмоциональным усилением/спадом: 
Она была хороша, мила, красива, прекрасна, восхитительна!

Оксюморон — сочетание несочетаемого: 
живой труп, горячий снег, замечательная боль

Цитирование — дословная выдержка из какого либо текста:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

Как видите, в ЕГЭ намного больше теории на средства выразительности, чем в ОГЭ. Запомнить все термины и еще сотни правил и исключений к ним — задачка не из легких. Прибавьте к этому необходимость написать хорошее сочинение без ошибок и в полном соответствии с критериями. И все это нужно сделать всего за 3,5 часа!

Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы не запутаться в теории и научиться правильно распределять время. На занятиях разбираем лайфхаки решения всех заданий и критерии оценивания, а также решаем пробные ЕГЭ, чтобы не нервничать на настоящем экзамене.

Примеры заданий в ОГЭ и ЕГЭ

Средства выразительности в ОГЭ: практика

Средства выразительности в ОГЭ по русскому встречаются в задании 7:

средства выразительности огэ

Обычно в задании 7 на средства выразительности в ОГЭ просят выбрать верные варианты из пяти предложенных. Источник: демоверсия ФИПИ 2022

В примере выше верные ответы: 1 (страшные вёсла) и 4 (смертельный ужас, заклятая работа). Обратите внимание: «зенитный» в предложении 5 — не эпитет, а обычное прилагательное. Эпитеты всегда красочные, оценочные.

Средства выразительности в ЕГЭ: практика

В ЕГЭ по русскому знание средств выразительности проверяют в задании 26. Обратите внимание, что в самом этом задании, в тексте рецензии, присутствуют слова-подсказки (выделены красным на картинке):

средства выразительности егэ

Пример задания 26 на средства выразительности в ЕГЭ. Источник: демоверсия ФИПИ 2022

Благодаря этим подсказкам в задании и моей статье вы сможете значительно сузить круг поиска верного ответа. В примере выше решение такое:
А — 2 (как? словно —> сравнение),
Б — 5 (каково? недоговорено, недожито, не исчерпано —> однородные члены предложения),
В — 1 (какая утрата? досадная и грустная (эмоциональная окраска) —> эпитеты),
Г — 9 (что? слепота души — скрытое сравнение, душа не может быть слепой, но сравнивается с обычной слепотой —> метафора).

Так мы разбираем и другие задания из ОГЭ и ЕГЭ по русскому на наших курсах подготовки к экзаменам. Записывайтесь на наши занятия, и вас ждут лайфхаки решения и много-много практики!

Добавить комментарий