Методические указания как составить кроссворд

МИНИСТЕРСТВО 
ОБРАЗОВАНИЯ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский 
технологический  техникум  пищевой  промышленности»

shining

МЕТДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  СОСТАВЛЕНИЮ  КРОССВОРДОВ  ПО  ТЕМЕ

для  обучающихся  специальности 38.02.04  Коммерция
 (по  отраслям)

Красноярск
2018 г.

Составил:
Вайзина Л.В.

Методические
рекомендации по выполнению аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский
технологический техникум пищевой промышленности» в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

4

История создания кроссворда

5

Разновидности кроссвордов

7

Методические рекомендации по составлению
кроссворда

18

Критерии оценки самостоятельной работы
по составлению кроссворда

20

Интересные факты

21

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к
личным
качествам обучающегося – умению
самостоятельно пополнять и
обновлять
знания, вести поиск необходимых учебных материалов
, повышается роль самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом.
В связи с этим самостоятельная работа обучающегося является важной
и неотъемлемой частью учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов в техникуме
является важным видом учебной и научной деятельности обучающегося. Федеральным
государственным образовательным стандартом предусматривается 50% часов из общей
трудоёмкости учебной дисциплины на самостоятельную работу обучающегося.
Самостоятельная работа является обязательной
для каждого обучающегося и определяется учебным планом. Наличие положительной
оценки по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе необходимо Вам для
получения зачета по учебной. Поэтому своевременно выполняйте и предоставляйте
на проверку преподавателю выполненные задания.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является
составление кроссвордов.

Целью данного вида самостоятельной работы является:

 – расширение кругозора и закрепление знаний
студентов;

 – развитие навыков точного формулирования вопросов и
адекватных ответов;

 – формирования
способности правильного использования.

Данные методические рекомендации разработаны Вам в
помощь для выполнения данной самостоятельной работы.

Методические рекомендации помогут Вам правильно
организовать самостоятельную работу и рационально использовать своё время при
овладении содержанием учебной дисциплины.

ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЯ КРОССВОРДА

p2

«Прародителем» современного кроссворда считается найденная
в 19 веке плита с изображённым на ней рисунком (похожим на кроссворд) при
раскопках древнеримского поселения Коринум. Плита датируется III – IV веками. А
уже в 1939 году при раскопках в Помпеях археологи обнаружили надпись на
колонне, которая могла читаться как справа налево, так и сверху вниз. Учёные
относят дату её создания к 79 году нашей эры.

Что касается современного кроссворда, то тут
первенство оспаривают США и Великобритания.

Создателем первого
кроссворда был журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Нью – Йорк из Ливерпуля.

Издатель дал Уинну
задание составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое
вызвало бы интерес не только отдельного читателя, но сразу целой семьи.

Долго у Уинна не
получалось ничего привлекательного. Но тут он вспомнил, как в детстве дед ему
задавал головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых
горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал
эту игру. Он решил, что если слово будет в задаче встречаться только один раз,
то это будет интереснее.

Задание Уинн выполнил в
срок. И головоломка была опубликована в воскресном номере газеты
New York World
21 декабря 1913 года.

Эта дата теперь официально
считается днём рождения кроссворда.

Европу кроссвордная эпидемия настигла в 1920-е годы. С
тех пор многие газеты и журналы регулярно их публикуют.

Многие считают, что первый в России кроссворд был
напечатан в журнале «Огонек» № 18 от 12 мая 1929 года (а в мае 1929-го года «Огонек»
даже завёл для этого специальную рубрику). Однако ленинградский литературный
журнал «Резец» настаивает, что первая публикация игры сделана им, и произошло
это почти на четыре года раньше – 2 декабря 1925 года.

В нашей стране пик
увлечения кроссвордами пришёлся на 70 – 80 годы прошлого века, когда начали
создаваться Клубы Любителей Кроссвордов (действуют они и сейчас).

Подобный клуб был
создан в начале 1998 года инициативной группой в Москве и объединил любителей
кроссвордов, группирующихся вокруг авторитетных в этой области изданий – газет
«Поле Чудес» и «Лучшие кроссворды «Поля Чудес»».

Кроме этого, существуют
и интернет – клубы любителей кроссвордов (и тематические порталы).

Технический прогресс
коснулся и кроссвордистов. Компьютерная эра не прошла мимо этого популярного
увлечения. Фигуры кроссвордов строятся за десятые доли секунды, при этом подбор
слов производится меньше чем за минуту. Компьютер – полиглот и составляет
задания на любых языках, и даже помогает решать кроссворды.

Любому кроссвордисту известно,
что в Интернете есть целый сайт, посвященный созданию специальной энциклопедии
для любителей кроссвордов, «Кроссворд 2000»
(raybinin.newmail.ru/krossword/pro.htm). На нём вы найдете перечень крупных
городов всех стран мира, списки драгоценных камней и горных пород, имена мифических
существ и духов – всё, что вызывает наибольшие затруднения у любителей
разгадывать кроссворды.

РАЗНОВИДНОСТИ
КРОССВОРДОВ

Кроссворд (англ. сross (крест) – word (слово) –
пересечение слов или крестословица) – пожалуй, самая распространённая в мире
игра со словами.

Кроссворд – игра – задача, в которой фигуру из рядов
пустых клеток нужно заполнить перекрещивающимися словами со значениями,
заданными по условиям игры.

Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на
эрудицию. Составление кроссвордов является прекрасным средством активизации
мыслительной деятельности.

Существует множество видов кроссвордов:

 – по форме кроссворды могут быть в виде
прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, есть круглые (циклические), фигурные
(
кроссворды с
нестандартными сетками. Сетка может быть выполнена в виде любого рисунка
(самолет, елка, рыба и т.д.), или иметь необычную форму (круг, соты). В
диагональных или круговых кроссвордах слова вписываются по радиусам или дугам.
Сотовый кроссворд напоминает пчелиные соты различной конфигурации с количеством
букв в слове от 3 до 9. Сетка сотового кроссворда заполняется словами вокруг
цифры, стоящей в центре каждой соты. Начало слова и его направление помечается
меткой
), диагональные кроссворды;

 – по расположению кроссворды могут быть симметричные,
асимметричные или иметь вольное расположение слов;

 – по содержанию выделяют:

·      
тематические (кроссворды, посвященные определенной
теме, такие кроссворды довольно трудно составлять, но обычно приятно решать,
особенно если тема кроссворда хорошо вам известна
);

·      
учебные;

·      
числовые;

·      
словарные (кроссворд, составленный из готового списка
слов. Такие кроссворды имеют очень не плотную и не красивую сетку. Основное
назначение таких кроссвордов образовательный процесс. На западе такие
кроссворды называют freeform vocabulary puzzle)
;

·      
алфавитные (эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова
имеют один общий признак, например, все слова одинаковой длинны или начинаются
с одной и той же буквы);

·      
полиглот кроссворды (чтобы решить такой кроссворд, потребуются знания
иностранных языков, определения к словам задаются на одном языке, а разгаданные
слова в сетку вписываются на другом)
;

·      
кроссворды с фрагментами
(рисунками);

·      
кроссворды с ключевым
словом или фразой;

 – по особенностям игрового поля, по типу игрового
поля, по форме игрового поля;

c1

Рис. 1. По форме игрового
поля

c2

Рис. 2. По общему характерному
признаку

c3

Рис. 3. По вертикали использовано ключевое поле

c4

Рис. 4. Условная буква в пересечении слов одинакова

Ознакомьтесь с описанием некоторых видов кроссвордов.

1. Классический кроссворд (русский кроссворд). Данный вид кроссворда может иметь двух- или
четырехстороннюю симметрию, а может и не иметь симметрии. Есть много
разновидностей классического кроссворда:

·    
открытый кроссворд, в котором
черные блоки есть снаружи;

Картинки по запросу американский  классический кроссворд

·    
закрытый кроссворд, в
котором снаружи только буквы;

·    
американский кроссворд,
где черных блоков должно быть определенное количество и соприкасаться они могут
любой стороной;

·    
японский кроссворд, в
котором черные блоки могут соприкасаться только вершинами.

2. Линейный кроссворд

В данном кроссворде конец одного слова служит началом
другого слова. Одной из разновидностей линейного кроссворда является чайнворд.
Он не вытянут в линию, а закручен по спирали.

Рис. 5. Образец линейного
кроссворда

Рис. 6. Образец чайнворда

Эстонский кроссворд. Слова в кроссворде разделены не блоками, а
показанными толстой линией сторонами клеток (перегородками).

Рис. 7. Образец эстонского
кроссворда

Кейворд (ключворд). В клетках кейворда указаны числа вместо букв. Если буквы
одинаковые, то одинаковые и числа. Для упрощения разгадывания, в нём обычно
указывают одно слово.

Картинки по запросу кейворд

Рис. 8. Образец ключворда

Крисс – кросс. Этот кроссворд иногда тоже называют американским.
Есть сетка и список слов, которые надо разместить в сетке. Для облегчения
первых шагов может быть вписано одно слово.

Картинки по запросу крисс кросс кроссворд

Рис.
9. Образец крисс – кросс кроссворда

Филворд.
Имеет поле заполненное буквами, в котором необходимо отыскать слова. Слова
записаны в виде списка рядом с полем филворда.

           

Рис. 10. Образец филворда

Типы филвордов:

·    
венгерский – направление
слов любое, даже не по прямой, одна буква может использоваться один раз;

·    
немецкий – расположение
слов по прямой линии, одна буква может использоваться несколько раз.

Картинки по запросу венгерский филворды

Африканский кроссворд – эта разновидность кроссворда, в которой
зачеркиваются повторяющиеся знаки в строках и столбцах. После того, как всё
зачеркнуто, остается слово, которое и является отгадкой.

Пример решения африканского кроссворда

Рис. 11. Пример решения африканского
кроссворда

Сканворд. Самый популярный сейчас вид кроссворда. В этом кроссворде вопросы
записываются внутри сетки (в квадратиках), в незанятых клетках и стрелка указывает,
к какому слову относится вопрос. В идеальной сетке не должно быть пустых
клеток. Определения имеют ассоциативный характер (Гоголь – писатель, утка,
моголь и ит.д.). Сканворд может быть реверсивным. В таком сканворде слова
записываются по направлению стрелок, и могут записываться и справа налево.

Разновидности сканворда: Италика – сканворд, в котором
возможны стрелки по диагонали; Готика – разрешены только горизонтальные и
вертикальные стрелки; в обратном сканворде возможны стрелки в обратную сторону;
бесконечный сканворд не имеет краёв, если слово доходит до правого края, то его
продолжать надо слева, если до низу, то сверху.

Картинки по запросу сканворд

Рис. 12. Образец сканворда

Итальянский кроссворд (координатный кроссворд). Этот вид кроссворда – один
из самых трудных для решения. Кроссвордное поле представляет собой
прямоугольник с буквенно – цифровой нумерацией снаружи.  Необходимо не только
отгадать слово, но и построить сетку кроссворда. Вопросы записаны в клетках на
полях кроссворда (иногда в условии даются подсказки,
например, заштриховываются несколько клеток или после каждого вопроса в скобках
указывается цифра, означающая количество букв в слове)
. Надо не только
вписать ответ, но и правильно выбрать место для записи. Для облегчения задачи
вместе с вопросом обычно указывают длину слова – ответа.

Итальянский кроссвордИтальянский кроссворд - ответ

По
горизонтали:
A.
Высший % гарантии (3).

Рис. 13. Пример решения
итальянского кроссворда

Дуаль или двойной кроссворд. Есть и такие разновидности кроссворда, где в каждую
клетку вписаны две буквы. Лишние буквы необходимо убрать, и в результате станут
видны слова, как в обычном кроссворде.

http://cross-portal.ru/cross/ex204.gif

По вертикали: 2. Детальная пометка. / Лик «Спас
Нерукотворный».

Рис. 14. Пример решения
двойного кроссворда

Круговой кроссворд. Сетка этого кроссворда слегка изогнута, таким
образом слова расположенные по внешней стороне сетки образуют круг. Как
правило, слова имеют одинаковую длину.

Картинки по запросу круговой кроссворд

Рис. 15. Образец кругового
кроссворда

Объемный кроссворд. Название
трёхмерный кроссворд говорит само за себя, это кроссворд не на плоскости, а в
пространстве, слова пересекаются сразу в трёх измерениях. Если сетку кроссворда
натянуть на куб, то получится кроссворд с соответствующим названием. Для таких
кроссвордов важно, чтобы имелись пересечения со всеми видимыми гранями.
Колодец, это тоже кроссворд на кубе, только не снаружи, а внутри куба. Сетка
располагается сразу на пяти гранях куба.

Картинки по запросу объёмные кроссворд

Рис. 16. Образец объёмного
кроссворда

Рассыпной кроссворд.
В кроссворде этого типа сетка уже заполнена словами и разрезана на квадратики.
Вам необходимо собрать весь кроссворд из кусочков, при этом, слова должны
увязываться между собой.

http://puzzlepedia.ru/images/stories/krossword/raznovidnosti2/krossrassypnoi.jpg

Рис. 17. Образец рассыпного
кроссворда

Ребусный кроссворд.
Ребусный кроссворд отличается от кроссворда с фрагментами только
тем, что в качестве рисунка – определения используется ребус, решив который
можно вписать слово в кроссворд.

Ребусный кроссворд

Рис. 18. Образец ребусного
кроссворда

Юмористические
кроссворды.
Одна из самых популярных разновидностей. Определения задаются в
шутливой форме. Например: Половина чижика (пыжик).

Кроссворд с фрагментами.
В журнале «Наука и жизнь» появились кроссворды с фрагментами. С тех пор
кроссворд с фрагментами прочно ассоциируется с этим журналом. Определения в
кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок,
фотография).

Слогокроссворд,
двухбуквенный и символьный кроссворды.
В
слогокроссвордах в одну клеточку нужно вписывать не букву, а целый слог.
Встречаются кроссворды, в которых в клетку необходимо вписывать две или более
букв (двухбуквенный). В символьных кроссвордах, необходимо использовать
обозначенный символ, который заменяет сразу несколько букв.

Скользящий кроссворд.
От обычного кроссворда отличается тем, что каждое слово в сетке имеет люфт на
одну клетку. Так, для слова КРОССВОРД будет дано не 9, а 10 клеток. Задача
отгадчика – решить, в какую сторону смещать слово при вписывании.

Реверсивный кроссворд. Кроссворд, слова в котором вписываются строго по
направлениям стрелок, а они могут указывать любое из четырех направлений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ

Составление кроссвордов
это разновидность отображения информации в графическом виде и вид
контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента
владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.

Составление кроссвордов
рассматривается как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и
требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.

Затраты времени на
составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и
определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного
кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению
кроссворда:

1)               
внимательно прочитайте
учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);

2)               
определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;

3)               
составьте вопросы к
выбранным понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное
толкование);

4)               
продумайте дизайн
кроссворда, его эстетическое оформление;

5)               
начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;

6)               
оформите ответы на
кроссворд на отдельном листе;

7)               
проверьте правильность
выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие
нумерации, количество соответствующих ячеек).

Общие правила составления кроссвордов:

ü   
загаданные слова должны
быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного
числа;

ü   
не используются слова,
пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно – ласкательную окраску;

ü   
не используются
аббревиатуры и сокращения;

ü   
в каждую белую клетку кроссворда
вписывается одна буква;

ü   
каждое слово начинается в
клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной
клеткой или краем фигуры;

ü   
имён собственных в
кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;

ü   
не следует применять при
составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные
и нецензурные слова;

ü   
не желательно при создании
кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из
обихода слова;

ü   
начинать составлять
кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

ü   
кроссворд может быть
оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;

ü   
при составлении кроссворда
можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes»,
«Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика
кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на электронный носитель в
виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде;

ü   
рисунок кроссворда должен
быть чётким;

ü   
сетка кроссворда должна
быть выполнена в двух экземплярах:

1-й экземпляр –  с заполненными словами;

2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

ü   
толкования слов
(определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;

ü   
каждому слову в сетке
кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно
слева направо, от верхней строчки к нижней;

ü   
ответы на кроссворд оформляются
на отдельном листе.

ü   
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.

Примечание: интересные
и оригинальные кроссворды могут быть рекомендованы к использованию в учебных
целях для тестирования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА

Оценка
«5» (отлично)
выставляется, если термины и определения написаны грамотно,
допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по изучаемой
теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений; определения
терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта; кроссворд содержит
не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и точно оформлен в
соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен иллюстрациями; сетка
кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при оформлении кроссворда
использовано специальное программное обеспечение; содержание соответствует
теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок;
представлен на контроль в срок.

Оценка
«4» (хорошо)
выставляется, если содержание материала в таблице соответствует
заданной теме, но есть недочёты:
ячейки таблицы заполнены
материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и
многословный текст
; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов;
в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность;

эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.

Оценка
«3» (удовлетворительно)
выставляется, если студент
работу не выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 – 9 слов
информации; содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не
заполненные ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме;
не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен
на контроль в срок.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества
клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна
является разгадывание кроссвордов минут, эдак, за тридцать до того, как
отправиться почивать.

А еще – удовольствие! Если человек справляется с
кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему
по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти
минут смеха.

Жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а
чтобы они не порвались, потребовалось простое и действенное средство по
нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд.

Австралийский ученый Перри Барлетт утверждает, что
систематическое разгадывание кроссвордов способно предотвратить старение
нервных клеток головного мозга. Как заявил профессор, умственная зарядка
стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как
болезни Альцгеймера или Паркинсона.

Самый большой кроссворд составлен канадцем Робером
Тюрко в 1982 году. В нём в общей сложности 82951 квадрат и 25614 слов.

По количеству составленных кроссвордов лидирует
англичанин Роджер Сквайрз, который придумывает и публикует еженедельно в
среднем 42 «игры слов». К настоящему времени общее число его произведений
перевалило за 50 тысяч.

Минимальное время на решение кроссворда из газеты
Times – 3 минуты 45 секунд – затратил в ходе соревнования, организованного
радиопрограммой BBC «Сегодня», 43-летний англичанин Ройн Дин в декабре 1970
года.

В мае 1966 года газета Times получила письмо от
жительницы Фиджи, сообщившей, что ей только что удалось решить кроссворд в
выпуске газеты от 4 апреля 1932 года. Таким образом, максимально затраченное
время на разгадку кроссворда составляет 34 года.

Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

______________________________________________________________

РАССМОТРЕНО на заседании

Педагогического Совета

Протокол № _____от «___» _______ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Фельдшерский колледж»

_________________ Котова Г.Н.

«  » ______________ 2017 г.

Учебное пособие по составлению кроссвордов

По предмету ОУД.09 ХИМИЯ

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

                                                        Разработчик: Зинатулина М.Р.

Санкт–Петербург

2017

Учебный кроссворд – это дидактическая игра, своеобразная самопроверка, занимательный тест, который создают сами студенты. Задания по составлению кроссвордов могут выполняться индивидуально, в качестве самостоятельной работы,  или же применяться в в качестве активных методов обучения  в малых и средних группах на практических занятиях по химии. При работе в малых и средних группах может проводиться конкурс кроссвордов, в этом случае появляется дополнительный элемент соревнования, что усиливает мотивационных компонент обучения и создает дополнительные условия для реализации и развития творческого потенциала студентов.

Задания по составлению  кроссвордов направлены на расзвитие следующих компетенций:

  1. Личностных (Л1, Л3) − умение использовать достижения современной химической

науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития, развитие химически грамотного поведения в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.

  1. Метапредметных (М1, М2) − использование различных видов познавательной

деятельности и основных интеллектуальных операций, таких как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,  систематизация и др. для решения поставленной задачи; использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность.

  1. Предметных (П1, П2) − сформированность представлений о месте химии в

современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой.

В ходе выполнения заданий по составлению кроссвордов отрабатываются следующие знания и умения студентов:

Студент должен знать:  основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности, химическую терминологию и символику; значение  и место химии в современной научной картине мира и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

Студент должен уметь: использовать различные виды познавательной деятельности и основные интеллектуальные операции (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизациия выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи; применять основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности, уверенно пользоваться химической терминологией и символикой.

1. Общие требования при составлении кроссвордов

Составляются кроссворды по тексту учебной литературы.  При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  1. Кроссворд должен состоять из 20- 25 слов
  2. Кроссворд должен быть “Классический”
  3. Офрмлен  на листе  формата А4, вместе с вопросами
  4. К кроссворду должны быть ответы на другом листе формата А4
  5. На листе с кроссвордом и листе с ответами должны быть указаны тема кроссворда, № группы и автор работы.
  6. Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
  7. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
  8. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
  9. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
  10. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
  11. Не допускаются аббревиатуры (ПО ПК и т.д.), сокращения (детдом и др.).
  12. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
  13. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
  14. На каждом листе должна быть фамилия автора (название или номер группы, бригады) а также название данного кроссворда.

2. Составление определений (толкований) кроссворда.

1. Определения (толкования) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3.  В определениях не должно быть однокоренных слов.

3. Этапы составления кроссворда.

1. Сделать анализ учебного текста по теме занятия.

2. Составить список слов изучаемого учебного материала.

3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

4. Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

5. Вычерчивание рисунка сетки.

6. Нумерация рисунка сетки.

7. Печать (написание от руки) текстов вопросов и ответов.

8. Орфографическая проверка текстов.

9. Проверка текстов на соответствие нумерации.

10. Печать кроссворда.

4. Требования к оформлению:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экземпляр – с заполненными словами;

2-й экземпляр. – только с цифрами позиций.

3. Оформление ответов на кроссворды:

– Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

– Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

– Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

При проведении  конкурса студенты обмениваются кроссвордами по указанию преподавателя и решают кроссворд.  Потом происходит взаимооценка решения кроссворда по эталону ответа.

Критерии оценивания:

1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)

2. Оригинальность составления кроссворда(2 балла)

3. Практическая значимость работы (2 балла)

4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок(1,5 балла)

5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок(1,5 балла)

6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения (1,5 балла).

Оценка:

«5» – 10-9 баллов

«4» – 8-7 баллов

«3» – 6-5 баллов.

Оценивание решения кроссворда:

Оценка 5 – 100% – 90 %

Оценка 4 – 90%- 80%

Оценка 3 – 80% – 70 %

Оценка кроссворда

Шкала оценок:

2 балла

Проявляется в полной мере

1 балл

Проявляется частично

0 баллов

отсутствует

Поставьте в соответствующей ячейке символ «+»

Критерии оценки

0

1

2

1

актуальность работы, соответствие теме проекта

2

полнота охвата темы проекта

3

наличие вопросов повышенной трудности, требующих межтемного и межпредметного обобщения

4

оригинальность составления вопросов, используемых для раскрытия темы

5

интерес к проектному продукту

6

возможность практического применения

7

информационная насыщенность

8

научность работы, отсутствие ошибок по предмету

9

эстетичность оформления, соответствие цветового решения

10

использование графики, ее уместность и соответствие содержанию работы

ИТОГО

Итоговая отметка:

18 – 20 баллов – «отлично»

15 – 17 баллов – «хорошо»

12 – 14 баллов – «удовлетворительно»

Методические рекомендации по составлению кроссвордов

В процессе работы обучающиеся:

просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;

составляют список слов раздельно по направлениям;

составляют вопросы к отобранным словам;

проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;

оформляют готовый кроссворд.

Общие требования при составлении кроссвордов:

Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;

Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;

Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;

Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;

Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;

Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);

Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;

Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;

Рисунок кроссворда должен быть четким;

Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. – с заполненными словами;

2-й экз. – только с цифрами позиций.

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Критерии оценивания составленных кроссвордов:

Четкость изложения материала, полнота исследования темы;

Оригинальность составления кроссворда;

Практическая значимость работы;

Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;

Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;

Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1461151510.docx (Кроссворд по теме «Квадратные уравнения» )

Рассматривая
способы организации проверки и коррекции
знаний студентов при подготовке к
лекционным и практическим занятиям по
психологии как составляющей части
самостоятельной работы, следует
остановиться на таких компьютерных
продуктах для проверки знаний студентов,
как электронные кроссворды.

На уроках психологии
возможны короткие проверочные работы
нетрадиционного вида, подобные задания
имеют творческий характер и варьируемый
уровень сложности. Их можно использовать
на разных этапах урока: в начале урока,
в ходе изложения нового материала, для
закрепления. Начать урок можно с
отгадывания кроссворда, при изложении
нового материала включить «кусочек»
культурологической игры, а для закрепления
подойдут тест, викторина, ребус. Это
удобно и для преподавателя, и для
студентов – разряжается напряженный
ритм работы, выпадает несколько минут
интеллектуального отдыха, повышается
активность учащихся.

Все задания
пробуждают интерес к учебному труду и
развивают интеллект студентов.

Кроссворд
(англ. Crossword — пересечение
слов, крестословица) — самая распространённая
в мире игра со словами. Существует
множество периодических изданий,
специализирующихся на кроссвордах, их
также часто печатают в неспециализированных
печатных СМИ.

Существует несколько разновидностей кроссворда

Сканворд
(скандинавский кроссворд)

— это один из самых популярных видов
кроссворда. Определения слов даются в
квадратиках прямо внутри сетки, а
слова-ответы вписывают по направлениям,
указанным стрелками.

В сетке
идеального сканворда не должно быть
пустых клеток. Чем плотнее сетка
сканворда, тем сложнее его составлять
и легче решать. Определения могут носить
ассоциативный характер (например, верным
ответом на определение «Царь» может
быть горох, Салтан, государь и т.д.). При
решении сканвордов важным качеством
является интуиция. Главная изюминка
сканвордов именно в том, что определения
находятся в теле самого сканворда, а
также разнонаправленность адресации
к словам, возможность использовать в
качестве загадок картинки и фото.

 Японский
кроссворд

—  особый вид головоломки, в котором
нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках,
разгадать не слова, а зашифрованную
картинку.

Существует
два вида японских кроссвордов: черно-белые
и цветные. Числа показывают, сколько
слитных клеток данного цвета находятся
в соответствующей колонке или строке.
Группы клеток обязательно должны
разделяться как минимум одной пустой
(белой) клеткой. Задача разгадывающего
сводится к тому, чтобы узнать, сколько
именно пустых клеток разделяет группы.
Хотя этот вид задачек по большому счету
не является кроссвордом как таковым,
словосочетание «японский кроссворд» прижилось.

 Венгерский
кроссворд, или филворд
.
При разгадывании венгерских кроссвордов
нужно вписывать ответы в сетку с
расставленными буквами. Точнее, не
вписывать, а вычеркивать. Это очень
похоже на английский кроссворд, но есть
два принципиальных отличия — слова
обычно изгибаются как змеи, а каждая
буква не может принадлежать двум или
большему количеству слов. В венгерском
кроссворде нет заштрихованных клеток,
а все буквы уже приведены. Необходимо
отыскать слова, к которым даются
определения; слова могут ломаться в
любом направлении по вертикали или
горизонтали, но не по диагонали. Каждая
буква может быть использована только
один раз. После вычеркивания всех слов
пустых клеток остаться не должно.

 Чайнворд — родитель
линейного кроссворда; вид кроссвордов,
удобных для составления, но неудобных
для разгадывания. Сеткой в нем служат
линейные клеточки (квадратики), вычерченные
в любой геометрической форме.

Правила.
Цепочка слов строится методом стыкования,
где последняя буква первого слова
является первой буквой второго и т.д.
Этот стык и нумеруется. В чайнворд
вводятся только имена существительные
в единственном числе. То есть, слова в
чайнворде не пересекаются, а только
стыкуются друг с другом. Иногда цепочку
слов изгибают для придания сетке
причудливой формы.

В
линейных кроссвордах слова могут
перекрываться не только одной, но и
двумя или тремя буквами, поэтому их
длина указывается скобкой, в которой
дается определение слова.

«Гибрид»
чайнворда и кроссворда называется
кроссчайнвордом.
Основное его отличие от чайнворда в
том, что допускается возможность
самопересечения чайнвордной цепочки.

Кейворд
(ключворд)
 —
буквы в кейворде заменены числами;
одинаковым буквам соотвествуют одинаковые
числа, разным буквам — разные. Необходимо
определить это соотвествие и получить
сетку с согласовывающимися между собой
словами. В качестве подсказки может
быть открыто какое-то слово либо буквы.

Кейворд

популярная за рубежом разновидность
кроссворда — лингвистической задачи.
В каждую клетку кроссворда внесено
число, заменяющее букву. Одним и тем же
буквам соответствуют одни и те же числа.
Иногда к кроссворду прилагается табличка
с цифрами, для вписывания уже отгаданных
букв. Буквы или слова-ключи даются в
табличке либо в самом кроссворде.

Челнок —
клеточное поле с вынесенными за его
пределы указательными стрелками.
Значения слов, как по горизонтали, так
и по вертикали даются последовательно,
а сетка заполняется в соответствии с
направлениями стрелок. Разделительных
перегородок или клеток в сетке нет,
слова на следующую строку или столбец
не переносятся. Для подсказок в скобках
может даваться количество букв в
слове-ответе. Также важным отличием
является то, что последняя буква слова
не является первой буквой следующего.

 Диворд
(дуаль)

— поле диворда представляет собой
обыкновенную кроссвордную сетку, каждая
клетка которой уже содержит два варианта
буквы, которые могут в ней стоять. Задача
игрока — выбрать из двух предложенных
вариантов буквы одну так, чтобы сетка
оказалась заполнена значащими
пересекающимися словами (как в кроссворде).
Иногда в диворд изначально вписывается
готовое слово-ключ.

 Американский
(крисс-кросс)

— рядом с сеткой кроссворда находятся
слова, которые нужно вписать в сетку,
иногда дается подсказка — в сетку уже
вписаны некоторые слова или буквы.

Эстонский
кроссворд

— слова в этом кроссворде разделены не
блоками, а утолщенными сторонами клеток,
в которых расположены буквы. Данные
кроссворды выглядят очень плотными.

 Игра – путь
детей к познанию мира”, – писал А. М.
Горький. Игра обогащает знания,
способствует проявлению способностей
и наклонностей, совершенствует их.
Дидактические игры, к которым относится
и кроссворд, предполагают определенную
заранее цель. Эти игры помогают легче
усваивать учебный материал, углублять
знания по различным вопросам, проверять
пройденный материал. Кроссворд расширяет
кругозор учащихся, развивает познавательный
интерес, заставляет ученика мобилизовать
свои знания, способствует формированию
интеллекта, развитию памяти и внимания.
Для повторения и проверки знаний,
учащихся кроссворд одна из самых удобных
игровых форм. Его можно использовать
на разных этапах урока. С него можно
начать урок, чтобы логично перейти к
новому материалу. Его можно использовать
как средство для закрепления нового
материала, как домашнее задание и для
повторения.

Среди
кроссвордов можно выделить такие
разновидности как:

  1. кроссворд
    – загадка,

  2. чайнворд
    или лабиринт,

  3. кроссворд
    – «лесенка»,

  4. кроссворд
    – пирамида,

  5. кроссворд
    – «спрятанное название» или головоломка,

  6. кроссворд
    – «уголок».

1.
Кроссворд – загадка «соединенные слова».

Для их решения необходимо определить,
какие два слова «спрятались» в одной
строке. Последние буквы первого слова
являются началом второго.

2.
Чайнворд или «лабиринт»

Основное
правило при его заполнении – последняя
буква слова является первой буквой
следующего за ним слова

3.
Кроссворд – «лесенка»

Все
слова в этом кроссворде либо начинаются
с одной буквы, либо заканчиваются
одинаково.

4.
Кроссворд – пирамида.

5.
Кроссворд «спрятанное название» или
головоломка.

Вписать
слова в клетки по горизонтали или по
вертикали, чтобы получилось ключевое
слово.

6.
Кроссворд – «уголок»

Все
приведенные виды кроссвордов помогут
студенту самостоятельно составить
кроссворд по рекомендуемой преподавателем
теме.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Классификация кроссвордов

1) по форме:

a) кроссворд – прямоугольник, квадрат;

b) кроссворд-ромб;

c) кроссворд-треугольник;

d) круглый (циклический) кроссворд;

e) сотовый кроссворд;

f) фигурный кроссворд;

g) диагональный кроссворд и т.д.

2) по расположению:

a) симметричные;

b) асимметричные;

c) с вольным расположением слов и др.

3) по содержанию:

a) тематические;

b) юмористические;

c) учебные;

d) числовые

4) по названию страны:

 c) английские;

d) немецкие;

e) американские  и т.д.; 

Просмотр содержимого документа

«Рекомендации для студентов по составлению кроссвордов»

Добавить комментарий