Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.
Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.
Причины сигматизма
Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:
- Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
- Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
- Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
- Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
- Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.
В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Фонетическая характеристика свистящих и шипящих
Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:
- положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, при произношении шипящих ‒ округлены и слегка вытянуты вперед;
- положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, при артикуляции шипящих ‒ у альвеол в форме «чашечки»;
- характеристику воздушной струи: у свистящих она узкая, холодная; у шипящих – широкая и теплая.
Виды сигматизма
Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:
- Межзубный. Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.
- Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].
- Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В].
- Боковой. Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.
- Носовой. При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.
Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:
- нижнее – язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно;
- щечное – воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум;
- заднеязычное ‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.
Диагностика
Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:
- Артикуляторных органов. Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
- Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту логопата. Применяются специальные дидактические приемы, позволяющие разграничить различные виды сигматизма и парасигматизма.
- Состояния звукопроизношения. Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения (как фонетических, так и фонематических), количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.
Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.
Упражнение “Чашечка” – базовое для постановки шипящих звуков
Коррекция
Медицинская помощь
Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.
При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.
Логопедическая коррекция
Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:
- Подготовительный. На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Отрабатываются опорные звуки ([И], [Ф] – для [С], [Т], [С] – для [Ш]. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.
- Звукопостановка. Осуществляется разными способами: по подражанию («как свистит насос», «как звенит комар», «как шипит змея»), с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов (зондозаменителей, зондов). Базовым звуком для постановки всех свистящих служит [С], для получения других шипящих – [Ш].
- Автоматизация. Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги (прямые, обратные, с сочетанием согласных), слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.
Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).
Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления сигматизма могут различаться у разных детей, период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.
В норме к 3–4 годам дети правильно произносят твердый и мягкий звук «с». Некорректное произношение называется сигматизмом. Если же вы заметили, что у вашего чада имеются ошибки в звукопроизношении, не тяните — обращайтесь к логопеду. Ведь чем раньше провести коррекцию дефекта, тем проще избавиться от него.
В этой статье мы расскажем о разновидностях сигматизма, особенностях коррекционной программы и упражнениях для постановки звука, которые вы можете делать с сыном или дочкой дома.
Формы сигматизма
Сигматизм — это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.
Первая — собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.
Вторая — парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.
Варианты парасигматизма:
- на «ф» — губно-зубной;
- на «т» — призубный;
- на «ш» — шипящий.
Третья — искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).
Четвертый — смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» — «ся», «со» — «сё», «су» — «сю», «с» — «сь».
Поэтапная постановка звука «с»
Коррекционная программа состоит из 3-х этапов. Рассмотрим их.
Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика
Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.
«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –
10 секунд.
«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.
Упражнения поочередно повторить несколько раз.
«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.
«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».
«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.
«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.
«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.
«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».
Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.
Этап 2: подбираем коррекционные техники
Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.
Техника подражания
Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:
- Открой рот и улыбнись.
- Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
- Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».
Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз — все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».
Техника постановки от опорных звуков
Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».
Используем мягкий звук «сь».
Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык — от этого зависит коррекция.
- Язык расположен вверху — упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
- Язык расположен внизу — упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы — кончик языка сверху.
Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.
Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.
Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.
Следим за воздухом. Главное условие — при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.
Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача — «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.
Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.
Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.
Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.
Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»
Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:
- Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
- Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.
В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».
Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.
Дуем в ладошку. Главное — струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем — так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.
Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький — тонким голоском.
Окончательно ставим «с»:
- Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное — «желобок» должен оставаться на месте.
- Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
- Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот — послышится правильное произношение.
Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.
Механическое воздействие
Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички — подойдет любой из перечисленных инструментов.
Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.
Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.
Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:
Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.
Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.
В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка — так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.
В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала — в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.
Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.
Этап 3: автоматизация, или закрепление
Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи — это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.
Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.
Рекомендации логопеда родителям
Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.
Самое главное — прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта — в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение — логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.
Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.
Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные — это как снежный ком.
Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».
Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков — так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.
Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Любой логопед на своей практике сталкивается с проблемой межзубного произношения шипящих или свистящих звуков.
На эту тему всегда поступает много вопросов.
Как выглядят дети с такой проблемой.
Зрительно у ребёнка слабый кончик языка. Во время произношения он выходит между зубами.
Для коррекции звуков выполняется артикуляционная гимнастика, направленная на укрепления кончика языка, и иногда логопедический массаж. Так же хорошо зарекомендовали себя специальные логопедические зонды для постановки звуков. Однако, часто это требует много времени и сил.
Для начала стоит разобраться в причинах такого положения языка и только ли слабость кончика языка будет мешать правильному произношению звуков и стоит ли много времени уделять только кончику языка.
А причин много:
1. Зубочелюстные аномалии
2. Нарушение иннервации органов артикуляционного аппарата
3. Заболевание ЛОР органов
4. Нарушение слуха.
При зубочелюстных аномалиях подразумевается нарушение прикуса. Это может быть открытый прикус, перекрёстный прикус. Так же строение меняется при нарушении дыхания, а именно ротовом типе дыхания.
Ротовой тип дыхания может быть обусловлен частыми простудами, так же разрастанием аденоидов и инфантильном типе глотания.
При нарушении иннервации органов артикуляционного аппарата так же может наблюдаться ротовой тип дыхания и нарушение тонуса мышц как мимических, так и мышц языка, что приводит к ограничению подвижности языка, губ, щёк, нарушению типа глотания, повышенному рвотному рефлексу.
На практике, во время осмотра ребёнка и сбора анамнеза можно увидеть сразу несколько нарушений, которые и приводят к такому звукопроизношения.
Поэтому эту проблему стоит корректировать комплексно.
Я сама как массажист редко уделяю внимание именно нарушению произношения звуков, потому что осматриваю детей именно с позиции нарушения строения или дисфункции мышц головы, шеи, груди и т.д. сбор анамнеза так же обязательно включает в себя такой пункт как питание ребёнка.
Приведу несколько примеров детей, которые приходят на приём. И такие дети довольно часто появляются в кабинете логопеда.
Алиса 6 лет. У логопеда занимается с 5.5 лет. Отсутствует очень много звуков: шипящие, свистящие, Р, Р’, Л, Л’ и др.
До 5 лет родители надеялись, что звуки появятся, но уже в 5,5 начали заниматься.
Через несколько месяцев работы логопед направил на массаж и тейпирование.
При осмотре: нарушение осанки, ротовой тип дыхания, готическое нёбо, гиперсаливация, тонус мышц языка, повышен тонус круговой мышцы рта, щёк, лицо бледное. Быстро утомляется.
Часто болеет. Много говорит, «глотает слова», при этом чем больше говорит, тем речь становится неразборчивее.
При пальпации болезненность в области жевательных мышц, головы, шеи. Ограничение движения языка, нижней челюсти.
Тут важно определить с чем в первую очередь надо начинать работать. И устранение межзубного произношения, совсем не первично. Однако для родителей как раз важно, что бы ребёнок правильно начал говорить.
Что же в данном случае надо решать в первую очередь?
Конкретно у девочки надо было решать проблему с ротовым типом дыхания. Поскольку при такой проблеме уже был сформирован инфантильный тип глотания, снижение слуха и нарушение осанки.
Из-за нарушения дыхания снижается поступление кислорода наступает хроническая гипоксия и утомляемость, а при дальнейшем течении появятся проблемы с памятью.
Работа сложная, но первое на что обратили внимание родители, что у ребёнка появился аппетит, она стала лучше кушать и речь стала более четкая.
Всё это начало происходить из-за того, что появилась подвижность нижней челюсти (во всех направдениях), а, следовательно, и ребёнку стало удобнее пережевывать пищу. Так же улучшился тонус мышц коня языка, что улучшило качество глотания, а вместе с этим и положение языка в полости рта и произношение звуков. Лицо стало более живое, подвижное.
Всего было проделано 4 сеанса массажа. Сеансы проводятся один раз в неделю
Работа продолжается.
На что следует обратить внимание. Повышенный тонус круговой мышцы рта.
А это значит, что именно круговая мышца рта брала на себя много функций, в том числе и старалась держать рот закрытым, что не является её функцией, это функция жевательных мышц, но они не справляются.
А губы должны свободно смыкаться. Как только провели коррекцию губы расслабились, форма лица изменилась. Что особенно заметно по форме носа и щёк.
Выполнялись аппликации для улучшения тонуса жевательных мышц и коррекции инфантильного типа глотания.
Максим 4 года. Тугоухость 4 степени. Носит аппараты.
У таких детей тоже проблемы с шипящими звуками.
Было выявлено нарушение прикуса, дисфункция жевательных мышц.
Был проделан курс из 8 сеансов тейпирования, направленного на работу с прикусом, дисфункцией жевательных мышц, мышц шеи и крупной моторики.
Ребёнок стал активнее разговаривать, произносить новые слова, взаимодействовать с детьми.
Лучше стал кушать.
Леонид 4 года. Диагноз ЗРР.
Жалобы мамы: мало говорит, дышит ртом, очень плохо ест, неусидчивый.
При осмотре: ротовой тип дыхания, гиперсаливация, нарушение моторики, межзубное произношение.»
Здесь работа направлена в первую очередь на восстановления жевание и глотания, ведь именно нарушение глотания давало межзубное произношение звуков.
Уже в середине курса ребёнок мог кушать самостоятельно, находясь за столом и без просмотра мультфильмов.
О чем мама оставила отзыв.
На фотографии, которую предоставила мама, хорошо видны аппликации, которые мы выполняли. Для коррекции жевания. Здесь так же аппликации направленные и на решение других проблем.
Но я подробно опишу процесс коррекции жевания и глотания.
Если Вы будете выполнять аппликации сразу по этой фотографии, то, возможно не добьётесь нужного эффекта.
Конечно надо было нормализовать тонус жевательных мышц, для чего выполнялись аппликации сегментарными тейпами типа В на жевательные мышцы (эту аппликацию хорошо видно на фотографии).
1) Кожа обезжиривается в области височно-нижнечелюстного сустава и угла нижней челюсти.
2) Тейп отделяется от подложки и приклеивается на область сустава и на угол нижней челюсти, как раз в этих областях и прикрепляются жевательные мышцы.
Таким образом воздействие тейпа происходит непосредственно на мышцы, нормализуя их тонус, что позволит увеличить амплитуду движения нижней челюсти и её движение во всех направлениях, что необходимо для пережёвывания пищи.
Срок ношения 3 дня.🔔
Следующим этапом проводилась коррекция глотания. Поскольку ребёнок небольшой, то вторая аппликация не комбинировалась с первой, а выполнялась на следующем занятии. Эта аппликация представлена на другой фотографии. Нужна она для формирования глотания. Так же она хорошо разлюбляет мышцы корня языка, снижает гиперсаливаию. Аппликация выполняется ортотейпом.
1) Он измеряется от подбородка до ключиц.
2) Тейп разрезается на 2 части вдоль, но не до конца, а оставляя 2-3 см, таким образом получается «Y» образный тейп. Где неразрезанная часть тейпа будет началом.
3) Закруглить концы тейпа.
4) Обезжирить кожу под подбородком и передней поверхности шеи.
5) Приклеить начало тейпа под подбородком.
6) Под голову ребёнка положить валик так, чтобы голова оказалась запрокинутой. И приклеить ножки тейпа без натяжения вдоль гортани.
7) Хорошо растереть тейп для разогревания акрилового клея и улучшения его приклеивания.
Аппликация так же выполнялась на 3 дня.🔔
Следующий этапом продолжалась коррекция жевательных мышц, поскольку была положительная динамика и мама отмечала, что ребёнок стал лучше кушать и жевать. Именно эта комбинация представлена на фотографии. Цвет тейпа выбирал сам ребёнок.
Снова применялась аппликация сегментарными тейпами, но уже добавилась аппликация на круговую мышцу рта. Это позволило ребёнку почувствовать губы сомкнутыми, что необходимо не только для произношения звуков, но и для глотания. Однако без выполнения предварительной работы по коррекции глотания эта аппликация вызвала бы усиление гиперсаливации и, возможно, рвотного рефлекса.
Для аппликации на круговую мышцу рта понадобится ортотейп.
1) Тейп отмеряется от одного угла рта до другого и ещё запас 2 см.
2) Тейп разрезается на 2 узкие полоски. Концы тейпа закруглить.
3) Обезжирить кожу вокруг губ.
4) Сложить первую полоску тейпа пополам, наметить середину.
5) Разорвать бумажную подложку по намеченной складке и приклеить цент тейпа над верхней губой прямо под носом.
6) Далее без натяжения приклеить тейп по контуру верхней части круговой мышцы рта. Концы тейпа должны дойти до угла рта.
7) Тоже самое повторить с нижней губой.
Аппликация повторяет контур мышцы, концы тейпа пересекаться в области уголков губ.
Такая аппликация выполняется на срок 1-3 часа, можно дольше, если ребёнок может её носить, и аппликация не вызывает возбуждения.
Далее аппликации повторялись, всего на курс было 10 процедур тейпирования 🔔🔔🔔
В работе всегда использовались массаж и тейпирование.
Можно ли было не использовать тейпирование, а только обойтись массажем?
Можно, так я и пользовалась у Давида, 6 лет ЗРР, родители которого не хотели использовать тейпы, однако через 5 сеансов массажа видимых результатов не наблюдалось.
После одной процедуры тейпирования для улучшения глотания он смог сам почистить зубы, без усиления рвотного рефлекса. На массаже смог показать язык и даже удалось выполнить массаж внутри полости рта.
Новые продукты он пока не употребляет, однако пищу начал пережёвывать, чего раньше не было.
Это только малая часть детей, которые приходят на приём. Такие дети не редкость.
Именно по ним много вопросов приходит у логопедов.
«У ребёнка длинный язык», «у ребёнка слабый язык», « язык непослушный, постоянно высасывается изо рта». Именно такие формулировки я получаю в сообщениях.
Все эти нарушения можно решать при помощи тейпирования, рассматривая именно по проблема прикуса, глотания, тонуса жевательных мышц. Веди то, что видно в виде «непослушного языка» всего лишь следствие других проблем, решая которые и можно добиться результатов.
Конечно же после коррекции описанных состояний надо проводить работу более тонкую, направленную именно на простановку и автоматизацию.
И тейпирование в этом случае тоже помогает.
В отдельных случаях даже заменяет массаж. Особенно когда речь идёт о тех зонах, где массаж выполнить затруднительно или достаточно болезненно.
Как же понять с чего надо начинать работу? Как правильно начинать коррекцию?
Как вообще начинать знакомство с тейпами? Как увидеть результаты из работы?
Специально для этого был создан мастер класс: «Как включить тейпирование в работу логопеда и с чего начинать»
На этом мастер классе собраны самые действенные стартовые аппликации, применяя которые можно решать проблемы в самом начале работы с ребёнком. Почему надо начинать с них и каких результатов можно добиться?
Я подробно объясняю и показываю все действия как выполнять аппликации.
Отдельно разбираю ошибки после того как покажу выполнение аппликации.
А также когда проверяю все ваши домашние задания.
Моя задача чтобы вы научились правильно выполнять тейпирование.
Ошибки? Да многие делают с ошибками, но пока не выполнят правильно, я не принимаю задание.
Подробнее узнать здесь – https://drive.google.com/file/…
После мастер класса вы получите опыт работы с тейпами, увидите первые результаты и легко внедрите новую технику в свою работу.
А также получите Сертификат участника.
Мастер класс платный, т.к. является одним из этапом обучения тейпирования в логопедии. Платный для того, чтобы вы работали с полной ответственностью над домашними заданиями и старались получить результаты обучения.
Оплату проводят только те кто реально хочет научиться эффективной методике. И поверьте что потраченные деньги вы очень быстро вернете в виде благодарностей клиентов или дополнительного дохода если включите в прайс.
Сейчас Мастер класс можно купить со скидкой.
Все, кто дочитал эту длинную статью получают специальную цену:
1. Актуальные
проблемы у детей с дизартрией. 👍
2. Виды тейпов и
аппликаций.📌
3. С чего надо начинать
работу с речевыми детьми.👌
4. Мануальная работа
(массаж и мягкие мануальные техники), которые можно применять перед процедурой
тейпирования.❤️
5. Аппликации, с которых
удобно начинать работу по решению логопедических проблем.📣
✅Для
логопедов и дефектологов:
Узнаете о методе тейпирования, как его
можно применить для решения самых распространённых проблем у речевых детей.
Вы поймёте с чего надо начинать решение
логопедических проблем таких как: нарушение дыхания, тонуса мимических мышц и
мышц языка и других логопедических проблем мануальными техниками и
тейпированием.
✅Для
массажистов:
На мастер классе Вы узнаете какие
проблемы возникают у детей с дизартрией, помимо нарушения
звукопроизношения.
Какие проблемы встречаются чаще всего у
детей с речевыми проблемами.
С каких аппликаций лучше начинать
работать с детьми с речевыми проблемами.
Узнаете как сочетать массаж с методом
тейпирования.
Как встроить тейпирование в свою
работу.
Как включить тейпирование в работу.
✅Для родителей:
Вы узнаете о сопутствующих
проблемах у детей с речевыми проблемами. Как помочь ребёнку для достижения
желаемого результата самостоятельно, выполняя простые аппликации.
Вы поймёте с чего надо начинать решение логопедических проблем таких как:
нарушение дыхания, тонуса мимических мышц и мышц языка и других логопедических проблем
мануальными техниками и тейпированием.
Научитесь сочетать массаж с тейпированием и мягкими мануальными техниками.
1. Смотрите Мастер класс ❤️
2. Задаете вопросы,
получаете ответы 📤
3. Получаете домашние
задания 💝
4. Выполняете задания 💯
5. Задаете вопросы
преподавателю по выполненным заданиям.❣️
6. Получаете Доступ в чат для консультаций и общения с коллегами.🔊
После мастер класса вы получите опыт работы с тейпами, увидите первые результаты и легко внедрите новую технику в свою работу.
А также получите Сертификат участника. 🏆
Рассказываю на примере из практики. Сохраните себе в закладки этот алгоритм.
Есть категория детей, у которых, как я писала ранее, язык “Золушка”. Помните, что туфелька была большая и ножка выскочила, а потом были ножки большие и туфелька не налезла.
Представьте ребенка с общей моторной неловкостью: трудно ловит мяч, усидеть на одном месте больше 5 мин не может, сползает. Крутит, мотает и удерживает ручку или карандаш с напряжением, движения неловкие, размашистые на листе, не соблюдает границ. Одежда хлопковая, свободная. Любит всё мять и сжимать, залипает на сенсорике.
В артикуляционной мускулатуре мы видим слегка амимичное лицо, трудности в переключении движений губ, рот может быть слегка приоткрыт или наоборот губы поджаты. Язык – корень в тонусе, при выдвижении изо рта картина меняется в сторону напряжения, чаще неразрывность действий языка и челюсти, языка и губ. Нижняя челюсть покрывается полностью верхней. В речи слышите нахальность и смягченные звуки, отсутствие твердых гласных, или гласные “и-у-о” будут более нарушены, межзубность произношения.
Конечно, вы поняли, что я описываю вам дизартрика, вариант псевдобульбарной дизартрии, которая сочетается с нарушениями активности ядер чмн в варолиевом мосту и ядер подъязычного нерва.
📌 Алгоритм работы у меня следующий:
1. Снятие напряжения мышечного тонуса с шейно-воротниковой зоны и освобождение скелетных мышц языка, работа массажными приёмами на полости рта, снижение тонуса корня языка. Вам помогут приёмы постизометрической релаксации, приёмы миофасционального массажа, приёмы рефлекторно-сегментарного массажа. Всё, чем вы владеете.
2. Работа над формированием правильного дифференцированного выдоха, переключение с ключичного дыхания на диафрагмально-брюшное.
3. С целью помощи языку “Золушке” удержаться в масштабах узкой нижней челюсти справляюсь вспомогательными средствами. Если это возраст 3-4х лет, когда челюсть динамично растёт (5 и 6 зубы активно растут и изменяются, дают движение челюсти вперёд) предлагаю работать с вестибулярными пластинками. Если возраст уже 5-6 и более лет, работаем для стимуляции роста нижней челюсти и коррекции миофункциональных нарушений с помощью предортодонтических аппаратов.
4. Обязательно учу правильному глотанию, т.к. это стимулирует естественным путём работу мышц языка, тех, что убирают межзубность.
5. Учу жевать с целью интеграции рефлексов орального автоматизма (хоть частично).
6. Ну и конечно параллельно вся наша логопедическая коррекция звукопроизношения по классике. Никто её не отменял.
ИТОГ:
Это только один из вариантов коррекции. И несмотря на то, что межзубность в 90% своей этиологии это дизартрия, важно понять и выявить весь симптомокомплекс, понять, чем осложняется и правильно подобрать алгоритм коррекции.
Автор:
| Проверил: Штеба Виктория Петровна
| Последняя редакция: 07 октября 2021.
Межзубная шепелявость является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей. Каковы причины этого нарушения, как предотвратить и что делать в этой ситуации родителям?
Что такое межзубная шепелявость и когда она возникает?
Межзубный сигматизм или межзубная шепелявость — неправильное произношение стоматологических звуков, в том числе:
свистящих с, с’, з, з’, ц,
шипящих ш, ж, ч, щ,
мягких п’, в’, ч, щ.
Сужение межзубных промежутков характеризуется введением кончика языка между зубами, в этот момент нижняя челюсть опускается, так что верхние и нижние зубы не сближаются, а язык опускается вниз. Таким образом, звуки получаются глухие, из-за неправильного положения языка.
Следует отметить, что не все звуки произносятся неправильно. Бывает так, что межзубная шепелявость сопровождается межзубным осознанием других звуков, чаще всего: т, д, н.
Помните, что звуки у ребенка появляются постепенно. Первые — это звуки мягкие для возраста от 1 до 2 лет. Затем идет серия шипящих звуков (возраст 2-3 лет) и, наконец, свистящие звуки (возраст 5-6 лет). Мягкие звуки, которые ребенок легче всего произносит, обязательно заменяются более трудными — шипением. И когда наконец появятся шипящие звуки, они будут заменены свистящими звуками, которые все ещё слишком трудные для произношения малыша. Если 5-летний ребенок произносит шипящие звуки в межзубных промежутках, вполне вероятно, что он также будет издавать шипящие звуки, которые еще не появились. И тут очень важно, как быстро отреагируют родители, и обратятся за помощью к специалисту – логопеду.
Причины межзубного произношения
Межзубная шепелявость может иметь разные причины. К ним относятся:
неправильный прикус — если у вашего ребенка так называемый открытый прикус, почти наверняка это основная причина шепелявости. Открытый прикус — это неправильное совмещение верхних и нижних зубов. В таких случаях необходимо посетить ортодонта и провести лечение, которое зачастую длится многие месяцы,
не правильное положение языка. Отсутствие вертикального положения языка чаще всего вызвано сосанием пальцев, слишком долгим кормлением ребенка из бутылочки, неправильным дыханием ртом и слишком долгим использованием сосок и прорезывателей,
аномалии в строении речевого аппарата. При такой аномалии строение артикуляционного аппарата может касаться языка (слишком большой), неба (расщелины), либо снижение мышечного тонуса,
дыхание через рот.
Влияние межзубного произношения
Межзубная шепелявость возникает в результате неправильного прикуса, неправильного глотания и отсутствия вертикального положения языка.
Кроме того, у этой проблемы есть последствия, которые могут подорвать самооценку вашего ребенка:
странный глухой звук произношения сразу привлекает внимание окружающих, что может вызвать насмешки, а иногда даже отторжение со стороны группы сверстников, «потому что он шепелявит»;
осмеянный ребенок может замкнуться в себе;
межзубная речь заставляет дышать через рот, что способствует частым инфекциям горла;
неправильного прикуса — язык постоянно выталкивает зубы вперед. Конечно, неправильный прикус возникает не сразу, а со временем. Однако лучше предотвратить это, чем лечить последствия. Следует помнить, что ортодонт может приступить к работе только после появления постоянных зубов. Чем раньше ребенок с дефектами речи начнет посещать логопеда, тем меньше будет эффект межзубного воздействия.
Как помочь ребенку с межзубной шепелявостью?
Чем раньше вы пойдете к логопеду, тем лучше. Помните, что стойкие дефекты речи устранить труднее.
Регулярно делайте физические упражнения с малышом, хотя бы по несколько минут в день. Побывав у специалиста, вы подробно узнаете, как будет проходить лечение. Логопеды часто задают домашнее задание, и его стоит постоянно выполнять дома с ребенком. Чем больше вы будете практиковаться в соответствии с инструкциями специалиста, тем скорее вы добьетесь успеха.
Не поправляйте ребенка все время — постоянное внимание к нему и исправление его речи может привести к нежеланию выполнять задания. Дайте ребенку время и не позволяйте ему отталкивать вас. Терапия часто длится много месяцев.
Занимаясь с ребенком дома, постарайтесь ограничить упражнения с наклонением языка, поскольку они сохранят и без того неправильную артикуляцию. Делайте ставку на улыбки, мимику, облизывание зубов изнутри и т. д.
Если вы сомневаетесь в произношении вашего ребенка, стоит сходить на консультацию к логопеду, даже если окажется, что все в порядке и речь ребенка развивается правильно. Чем раньше ребенок с нарушениями дикции придёт к специалисту, тем короче продлится лечение, и ваш ребенок будет не только красиво говорить, но и станет уверенным в себе.
Записывайтесь на осмотр к стоматологу.