Написание родословной начинается с себя.
Как составлять свою родословную-шежере?
(по мастер-классу Альберта Исмаила от 6 апреля 2020 г.)
Традиции составления шежере имеют многовековую историю.
На первом изображении вы видите шежере башкир нынешнего Актанышского района Республики Татарстан.
На втором изображении – современные шежере.
Третье шежере я назвал “содержательным” – здесь собрана информация как о происхождении, так и иная дополнительная информация – включая скриншоты документов, на основании которых были составлены шежере.
Сегодня мы рассмотрим методику составления шежере, основанную на документальных источниках. Это отличается от шежере, составленных на основе устных рассказов.
Как пример документального шежере покажу вам свое шежере.
Я составил его в таком четырехстороннем виде: сверху идут дедушки, а снизу – бабушки.
Люди порой задаются вопросом: “Зачем нужно шежере?” – на это каждый находит ответы сам, а в данном мастер-классе мы рассмотрим КАК найти свои корни и составить свою шежере.
С чего начать?
Начинать надо с близких: родители, их имена и (важно!) место рождения.
Это важно, потому что многие привязки идут к месту рождения.
Если знать дату рождения и имя, но не знать место, то вы вряд ли найдете своего предка в документах.
На примере моего шежере мы будем разбирать, а вы параллельно можете писать свои родословные, делать пометки.
Начнем с отцовской линии. Пишем Фамилию-Имя, годы рождения и смерти. Дальше – дед и прадед. Обычно легко составляется родословная до 1917 года, а дальше бывают уже сложности.
Дело в том, что наши современные фамилии восходят к нашим прадедам, а иногда – к пра-прадедам.
До этих пор (до революции 1917 год) фамилии и отчества совпадали.
В моем случае моя фамилия восходит к прадеду – Исмагилу. Но уже его фамилия оставалась неизвестной до некоторого времени.
Глядя на этот уже известный нам отрезок родословной мы должны узнать источник, где мы можем все данные подтвердить – это Похозяйственные книги.
Похозяйственные книги хранятся в районных архивах. Вы можете пойти в любой свой районный архив и запросить похозяйственную книгу. Желательно самую раннюю по дате составления. Они начинаются с 1935 года. Где-то их начали заводить с 1940-вых или 1950-х.
На этом этапе вам нужно знать историю своей деревни и историю административно-территориального устройства вашего района. Это нужно для определения к какому сельсовету относилась ваша родная деревня в тот или иной момент времени.
Похозяйственная книга как исторический и генеалогический источник. Впервые как основной документ первичной учетной документации граждан они были введены в 1934 году с целью упорядочения хозяйственной отчетности сельсоветов и унификации документооборота постановлениями ЦИК и СНК СССР.
В похозяйственную книгу вносились данные глав семей и всех, кто проживал с ними.
Отправной точкой являетс деревня, в которой родился или жил предок.
ВАЖНО: надо иметь ввиду, что название деревни могло меняться или могло быть несколько деревень с тем же названием. Поэтому важно знать административно-территориальное устройство. До революции, например, это были волости.
В нашем случае волости назывались и находились на когда-то вотчинных землях башкир и относились к даругам – Казанской, Ногайской, Сибирской либо Осинской.
Итак, ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК – это районный архив.
Районный архив (включающий похозяйственные книги) позволяет нам найти имена предков четвертого-пятого, а порой и шестого поколения.
Вот так выглядит похозяйственная книга. Это типичная похозяйственная книга за 1953 год.
Чтобы разобраться в архиве – нужно узнать номера фондов, где хранятся похозяйственные книги по конкретным сельсоветам.
ПОСЛЕ похозяйственных книг – начиная с деда и прадеда в моем случае – мы обращаемся к следующему источнику, который называется ПОДВОРНЫЕ КАРТОЧКИ. Они ведутся с 1917 года. Предназначение – то же, что и у похозяйственных книг.
Подворные карточки 1917 года сейчас доступны в сети Интернет на сайте БАШАРХИВ.РФ
Также вышла прекрасная серия книг “История башкирских родов”, где в конце кадого тома приведены итоги переписи 1917 года, где вы с легкостью сможете найти своего предка.
Именно в книге “История башкирских родов” я нашел фамилию своего прадеда – ГАЛИМОВ.
ВТОРОЙ ИСТОЧНИК – перепись 1917 года.
Здесь есть графа “Сословие и национальность”. В то время это было актуально, так как было частное землевладение, но после декрета 1917 года эта актуальность утратилась. Но для составления родословной надо понимать специфику того времени: что есть сословие и что есть национальность. В верхней строке мы видим сословие, а в нижней указывается национальность.
В нашем случае указано, что припущенник, а национальность – нов.башкир. На основании метрик Белебеевского уезда я пришел к такому мнению и составил схему, где соотносятся сословия и национальности.
Тәифә – сословие, Милләт, халыҡ – национальность.
Например, написано “вотченникъ” (асаба башкорт) – здесь национальность просто башкир. Здесь можно сказать, что башкир – это этносословие, т.к. означает и этнос и сословие.
Дальше по столбцу сословий расмотрим “припущенник” – это люди, которые жили на вотчинных башкирских землях за аренду с выплатой годовой ренты. Среди припущенников могли быть и сами башкиры, потерявшие землю (очень часто за участие в бунтах и восстаниях земли изымались), чуваши, черемисы, вотяки, мещеряки, ногайцы. по мещерякам еще идут споры – являются ли они этносословием, так как в числе мещеряков могли быть и башкиры.
С 1916 года закрепляется в обороте сочетание “төрек-татар”, которое близко к понятию “татар” в современном значении, привязанное к Казани. Поначалу оно так и называлось “төрек-татар таифәсе” (именно – сословие). Постепенно часть “төрек” отпало и осталось только “татар”. В нашем районе большинство современных татар имеют башкирское и мишарское происхождение.
Волостное деление дореволюционной России в наших краях строилось по принципу подведомственности тем или иным башкирским родам. У нас в районе это Еланская волость, Канглинская, немного захватывает волость Кубау. По соседству – волости Байлар и Кыргыз. Эта информация будет полезна для того, чтобы сориентироваться в документах, приведенных в книгах “История башкирских родов”.
ТРЕТИЙ ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК – метрические книги.
Они написаны арабской графикой на языке тюрки. Первый раздел – это рождение, второй – никах, далее – талак (разводы) и четвертый – список умерших. Там тоже можно найти имена наших предков. В нашем примере мы видим запись “әткәсе – башҡырт Ғәбделҡәйүм” и узнаем не только имя отца прадеда, но и имя его деда. порой можно встретить и имя пра-прадеда.
ЧЕТВЕРТЫЙ ИСТОЧНИК – Ревизские сказки царской России.
1795, 1811, 1816, 1834, 1850, 1859 годов.
Как составлять шежере? Часть 1-ая
Раис КутушевТрадиция составление родословных у башкир уходит в глубь веков, знание своего шежере раньше являлось обязательным и каждый мужчина знал как минимум 7 колен, а многие знали по несколько десятков колен. Для лучшего запоминания, шежере составляли в стихотворном варианте, где также шло описание исторических событий, некоторые родословные записывали на листах бумаги, в советский период такое явление как шежере было интересно только историкам (большинство из них собраны и изданы), а в массовой культуре это считалось пережитком прошлого, а первые годы советского режима некоторым башкирам в целях собственного самосохранения сами уничтожали свои родословные, а также другую литературу. В последние годы у башкир сильно возрос интерес к своей генеалогии, истории рода и деревни.
Как составляется шежере?
Количество родословных неуклонно растет. Это отрадно. Имеются родословные дворян, купечества, священников, мастеровых и других сословий, родословные башкирских родов и деревень, фамильные родословные и другие.
Графические изображения родословных разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословные, изображенные в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего представление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем находит свое подтверждение идея бессмертия и вечного продолжения жизни на земле. Этот же смысл содержится в родословном древе рода, семейства: его листья высыхают и падают, но само древо продолжает жить. Такие родословные представлены в книге «Башкирские шежере», изданной Р.Г.Кузеевым (Башкирские шежере. Уфа, 1960.).
Существуют графические формы родословных в виде таблиц. Внешний вид генеалогических таблиц также многообразен. Они бывают вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы компактны и очень удобны в использовании. Их недостатком, по нашему мнению, являются чрезвычайный лаконизм и отсутствие наглядности.
Имеются родословные в виде поколенной росписи. В них первым отмечается родоначальник, а далее перечисляются его потомки в каждом колене под собственными номерами. Роспись ведется построчно и позволяет помещать при имени все необходимые сведения, включая ссылки на источники. Родословные, составленные в этом виде, содержатся в книге «Башкирские родословные», опубликованной Р.М.Булгаковым и М.Х.Надергуловым (Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002). Число родословных, составленных в виде росписи, сегодня неуклонно растет. Это обусловлено тем, что их можно легко и быстро набирать на компьютере.
Источники, на основе которых воспроизводятся шежере (родословные), тоже разнообразны. Одни составляют свои родословные, опираясь на данные, переданные им представителями старших поколений, а также сохранившиеся в преданиях и легендах. Другие восстанавливают свои родословные, опираясь на прежние, оставшиеся от предков. Третьи, которых сегодня становится все больше и больше, составляют свои шежере на основе архивных документов. Последний вариант наиболее перспективен, так как любой факт, приведенный в родословном, можно будет проверить по историческим источникам, что, естественно, отразится в его достоверности, убедительности и научной обоснованности.
Как известно, до недавнего времени все родословные содержали имена представителей рода только по мужской линии. Это было связано, прежде всего, с существовавшими и сложившимися в течение многих веков в России традициями: наследство (движимое и недвижимое имущество) передавалось по мужской линии (от отца к сыновьям, а от них к внукам), носителями налоговых обложений и повинностей выступало только мужское население, мужчины пользовались непререкаемым авторитетом в семье и в роде. В этих родословных, как правило, не указывались даты жизни (года рождения и смерти) включенных в них лиц. Вовсе отсутствовали данные о женской половине семьи (имена жен и дочерей и т.д.).
Подобные родословные уже не соответствуют сегодняшним требованиям. Шежере, по нашему убеждению, должны содержать как можно более полную информацию о представителях рода, как по мужской, так и по женской линии. Тем более, что эта проблема сегодня решается довольно легко, без особых осложнений, на основе архивных источников, о которых речь шла в предыдущей нашей статье («Ватандаш», № 9, 2013). Включение в родословные женской половины родственников позволяет не только украсить их, но и восстановить и возобновить когда-то утраченные родственные связи.
Родословные должны быть документально обоснованными и достоверными. Для этого каждое родословное необходимо снабдить выписками из архивных документов, на основании которых оно составлено. Среди составителей родословных сегодня уже определенно начинает проявляться нездоровая тенденция, вызванная стремлением «удревнить» свое родословное и «пристегнуть» его к какой-либо известной исторической личности. Эта идея сама по себе не нова. Она возникла уже во время составления первых родословных и сопровождает составителей до наших дней. Раньше идея постоянно подпитывалось желанием получить определенное место в обществе, какие-то материальные выгоды и льготы. Чтобы достичь своей цели, составители шли на различные ухищрения, на подтасовку фактов, подделку документов и т.д. Сегодня факторы, которые подталкивали людей к составлению необоснованных родословных, отпали. Но амбиции, тщеславие, присущие некоторым людям, проявляются в отдельных родословных.
Сегодня существует немало дворянских, княжеских, купеческих, мурзинских родословных, шежере, связанных с именами башкирских родовых вождей, ханов, биев, батыров, дворян и т.д. Такие родословные, как правило, опираются на данные родословных, якобы оставшихся от предков. Они подлежат тщательной проверке по архивным источникам до их публикации.
Попытаемся подтвердить это фактами. Сегодня не каждый башкир, являющийся представителем родов Айле, Мин, Юрматы, Кыпчак, Бурзян, Тамьян, Усерган, Табын и др., имеет возможность связать свое родословное древо с шежере этих родов, а также с именами, названными в них. Естественен вопрос: почему? Прежде всего, потому, что по этому периоду, то есть за XVI—XVII вв., сохранилось очень мало архивных документов. А имеющиеся еще не изучены полностью. С другой стороны, родовые шежере, дошедшие до наших дней, не могут быть признаны общеродовыми. Они все же представляют шежере одного из подразделений рода, глава которого в то время возглавлял род и выступал от имени всех соплеменников. Таковыми были Бикбау князь, Мишавали Каракужак князь, Иски Би князь, Шагали Шакман князь, представлявшие башкирские рода Усерган, Кыпчак, Бурзян и Тамьян в переговорах о принятии их в подданство Русского государства. Следовательно, в шежере этих родов фактически представлены родословные этих лиц и их потомков. Остальные, естественно, не получили отражения в этих шежере. Поэтому вряд ли будут успешными попытки потомков этих родов выявить имена своих предков в вышеупомянутых шежере. Этот вывод распространяется на шежере и других родов.
Другой пример. Когда я встречаюсь с людьми, занимающимися сбором информации для своих родословных, они, как правило, услышав мою фамилию, задают один и тот же вопрос: вы из рода князей Кутушевых из Буздяка? Мой ответ: нет, мои предки из рода Усерган. Как известно, в XVI—XVII вв. имя «Кутуш» было довольно распространенным среди башкир. На рубеже XVIII—XIX вв. в Башкортостане было зарегистрировано четыре деревни под названием «Кутушево»: одна в Троицком уезде, позже переименована в Марженгулово; вторая в Оренбургском уезде, позднее переименована в Псянчино, в советское время Худайбердино; в этом же уезде существовала деревня Кутучево, одноименная деревня имелась и в Стерлитамакском уезде. Фамилию Кутушев носили жители не только этих деревень, но и других населенных пунктов, деревень Умбетово, Нижний Муйнак Зианчуринского района, села Буздяк Буздякского района. Следовательно, любой из них является представителем своего рода и поэтому всякая попытка связать Кутушевых в один узел не будет иметь успеха. Каждый род Кутушевых должен иметь свое шежере, их родословные могут соприкасаться только в очень редких случаях. Отсюда вытекает следующий вывод: каждый человек найдет свои родовые корни там, где обитали его предки.
Таким образом, стремление создать свое полноценное родословное само по себе вполне естественное, закономерное и заслуживающее похвалы явление, если данные, включенные в него, являются неоспоримыми и подтверждаются непременно архивными документами. Это аксиома, ее должны соблюдать все исследователи.
Секретами сбора генеалогической информации в архивах мы поделились с вами в статье, указанной выше. Следуя им, вы соберете значительное количество выписок из архивных документов, которые явятся основой для вашего родословного.
Составление родословных, даже по готовым документам — это очень ответственная, трудоемкая и кропотливая работа, требующая не только большого желания и стремления, но и внимания, скрупулезности, усидчивости и огромного терпения. В процессе многолетней работы по исполнению генеалогических запросов в ЦИА РБ и составлению родословных у нас выработалась определенная методика исследования, основанная на накопленном опыте, которым мы хотели бы поделиться с читателями и дать некоторые советы по составлению родословных.
В своем общем виде родословные делятся на восходящие и нисходящие. В восходящем родословном главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим степеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Этот вид родословного носит первичный, предварительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
В работе по составлению родословных можно выделить несколько этапов, которые определяются целями и задачами. Целью первого этапа работы является составление восходящего родословия или формирование так называемого «ствола» древа. Он представляет собой расположенный по вертикали перечень имен ваших предков, являющихся по отношению друг к другу родственниками по прямой линии. Самую верхнюю позицию схемы, другими словами, «вершину ствола», займет непосредственно ваше имя. Поскольку родословное древо разрабатывается, как правило, по мужской линии, то позицию ниже вашего имени займет имя вашего отца, еще ниже — имя вашего деда, далее, в такой же последовательности, имена прадеда, прапрадеда и так вплоть до вашего пращура и родоначальника. Безусловно, рядом с именем отца вы вписываете имя матери, а рядом с именами деда и прадеда — имена бабушки и прабабушки, и так из поколения в поколение, но, несмотря на это, фамильную и родовую связь вы все-таки проводите по мужской линии.
Сведения, необходимые для восстановления первых трех поколений, извлекаются из документов, хранящихся в семейном архиве. Конкретно они содержатся в вашем свидетельстве о рождении. Взяв лист бумаги, в верхней части, посередине его, начертите прямоугольник и в него впишите свое имя и год рождения. Затем, ниже этого прямоугольника, начертите другой, в котором записываете имена, отчества, фамилии и годы рождения ваших родителей: отца и матери.
Далее, еще ниже, нарисуйте следующий прямоугольник, куда записываете данные дедушки и бабушки. Сведения для этого извлекаются из свидетельства о рождении вашего отца. В случае отсутствия свидетельства придется поискать их в других документах: в свидетельствах о браке, о смерти и др. Обращаем ваше внимание на то, что записи в родословном древе выполняются с указанием фамилии, имени, отчества и дат жизни.
Если по каким-либо причинам не удалось установить даты рождения отца, матери или деда и бабушки, то их можно установить по актовым записям, хранящимся в отделе ЗАГС района.
К сожалению, в архивах ЗАГСов плохо сохранились актовые записи, составленные в 1920—1930-х годах и поиски сведений за этот период часто не дают положительных результатов. В этом случае необходимую информацию следует искать в похозяйственных книгах, в которых записан состав семьи вашего деда с указанием года рождения и имени его отца, то есть вашего прадеда.
При выявлении сведений внимание следует уделить не только именам, но и датам жизни, месту рождения и постоянному месту жительства. Ибо, не зная места и года рождения, невозможно вести дальнейшие поиски. При необнаружении нужных сведений о деде или прадеде в документах, имеющихся в семейном и районном архивах, работа по поиску информации продолжается по документам, выявленным в республиканских архивах.
Исследуя данные подворных карточек Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917 и 1920 годов, вы устанавливаете год рождения деда и прадеда и, возможно, отчество последнего. Начертив четвертый прямоугольник ниже прямоугольника деда, записываете туда имя прадеда и возможный год его рождения.
В дальнейшем поиск нужной информации уже ведется по метрическим книгам. Приступая к работе с ними, следует помнить об одном немаловажном моменте. По традиции у тюркоязычных народов новорожденным детям присваивались сложные, то есть состоящие как бы из двух и более частей имена: Мухаметюсуф, Шагимухамет, Габдулкарим, Зайнигабдин, Ахкямитдин, Ялалитдин, Зинатулла, Загидулла и др.
В первые десятилетия советской власти происходил массовый переход к сокращенным именам, который был, в значительной мере, продиктован борьбой с «религиозными предрассудками» и целями атеистического воспитания молодежи. Сокращение осуществлялось путем удаления отдельных частей сложного имени. В результате этого имена людей, отраженные в документах советского времени, заметно отличались от тех, которые были зафиксированы в метрических книгах. Например, имя «Карим» в метрической книге могло быть записано как «Мухаметкарим», «Габдулкарим», «Ахметкарим», «Сахибкарим», то есть оно образовалось путем удаления первой части сложного имени. Сокращение также производилось путем удаления из имени окончаний -итдин и -улла. Например, Камалитдин — Камал, Ялалитдин — Ялал, Саляхитдин — Салях, Фаттахитдин — Фаттах, Хисматулла — Хисмат, Набиулла — Наби и т.д. Поэтому в метрических книгах следует искать полные имена.
Зная имя и год рождения деда, вы просматриваете раздел «О родившихся» метрической книги за соответствующий год. Возможно, и это бывает довольно часто, вы не обнаружите здесь записи о рождении вашего деда или прадеда, так как многие документы первых лет советской власти составлялись со слов заявителей и поэтому не всегда соответствовали действительности. В таком случае просматриваются метрические книги за семь лет — на три года раньше и на три года позже того года, с какого начали поиск записи о рождении.
Сохранность метрических книг за 1870—1917 гг. фактически полная, поэтому обязательно найдете нужную запись. Из нее можно узнать точную дату рождения (день, месяц и год) деда или прадеда. Главное в этой записи заключается еще и в том, что вам станут известны имена и отчества их родителей (прапрадедушки и прапрабабушки), а это еще одно или два поколения для вашего родословного.
Начертив следующий прямоугольник и отметив в нем имя прапрадеда и прапрабабушки, вы пополните новыми сведениями прямоугольники прадеда и деда.
К сожалению, в метрических книгах возраст родителей никогда не указывался, поэтому год рождения прапрадеда придется определять путем изучения и сопоставления данных уже по целому ряду годовых разделов метрических книг. Для этого необходимо отступить от даты рождения вашего прапрадеда примерно до времени вступления в брак вашего прапрадеда или предполагаемого года его рождения и в тех годовых разделах метрических книг продолжить поиск информации о предыдущем поколении. При этом определенными ориентирами могут послужить усредненные данные. За столетие, в среднем, происходит смена трех поколений, т.е. поколения меняются каждые 30—35 лет. Репродуктивный возраст в семейной жизни составляет у мужчин с 18 до 55 лет, у женщин — с 17 до 45 лет. У мужчин этот показатель может быть увеличен в случае повторной женитьбы. Вследствие вышеизложенного поиск нужной информации приходится вести по разделам «О бракосочетавшихся» и «Об умерших» метрической книги.
Таким образом, зная последовательность действий в работе с метрическими книгами, вы постепенно достигнете 1859 года — времени последней ревизии. С этого времени исследование можно осуществлять параллельно — и по метрическим книгам, и по ревизским сказкам. Сначала просматривается ревизская сказка за 1859 года, а затем за 1850, 1834, 1816, 1811 и 1795 годы. Обнаруженные имена предков вносятся в схему родословного в той последовательности, в которой мы уже указывали. В результате этой работы воссоздается «ствол» вашего генеалогического древа.
В тех документах, из которых вы извлекли сведения для составления «ствола» родословного, обязательно рекомендуем сделать пометки карандашом. Несомненно, они очень пригодятся вам в дальнейшей работе с этими источниками.
Главная задача, которая решается на первом этапе работы, заключается в том, чтобы безошибочно построить «ствол» генеалогического древа, точно и правильно определить имя родоначальника. От ее успешного решения в дальнейшем целиком и полностью будет зависеть достоверность и обоснованность родословного древа.
Создание документальной базы и составление первой части шежере на основе ревизских сказок являются целью второго этапа работы. Из всей огромной массы документов, выявленных и выписанных из архивных источников, нужно будет выбрать те сведения, которые относятся именно к вашему роду и вашим родственникам и будут внесены в родословное древо.
Эта работа производится уже в обратной последовательности. Если сведения для построения «ствола» родословного выявлялись до сих пор по направлению от нынешнего поколения вглубь веков, то на втором этапе работы исследование проводится наоборот, от древних поколений к современным. Второй этап работы не менее сложный, так как приходится очень внимательно изучать документы, тщательно устанавливая родственные связи, постоянно сопоставлять и перепроверять правильность извлекаемых данных и т.д.
В ходе работы по созданию «ствола» генеалогического древа вы установили имя родоначальника. Просмотрев первую ревизскую сказку, сохранившуюся по вашей деревне, определяете круг родственников родоначальника: братьев, сыновей, дочерей, племянников и др. Затем выписываете все сведения, относящиеся к ним. Следует выписать полностью все содержащиеся в ревизской сказке данные, лучше в том виде, в каком они даны в документе.
Выписки из ревизских сказок и всех архивных источников необходимо осуществлять согласно архивным правилам, не забывая указать все исходные данные, содержащиеся в архивном документе (год ревизии, губерния, уезд, название деревни, номера юртов, команд, кантонов, а также фонда, описи, дела и листов).
Просмотрев списки еще раз и убедившись в том, что в них больше нет семей и лиц, относящиеся к вашему родоначальнику, переходите к материалам следующей ревизии. В вышеизложенном порядке выписываете из нее сведения, а далее уже и из последующих ревизских сказок.
Работа с материалами ревизских сказок довольна проста, потому что в них данные представлены в «концентрированном» виде — по годам, по дворам и по семьям. Подобная структура текста ревизских сказок позволяет без особых погрешностей установить имена всех кровных родственников, происходивших от одного родоначальника, а так же проследить изменения, происходившие в составе семей по спискам последующих ревизий.
Выписав содержащиеся в ревизских сказках сведения и оформив их соответствующим образом, приступаете к изучению метрических книг, составленных в те годы. Просматривая их, выявляете записи, относящиеся к вашим родственникам. При этом данные, содержащиеся в ревизских сказках, будут служить ориентиром при поиске нужной информации. Следует изучать записи всех разделов метрических книг, а обнаруженные данные обязательно зафиксировать и выписывать.
Завершив сбор информации по ревизским сказкам и метрическим книгам тех лет, выписав все данные, можно приступить к составлению первой части генеалогического древа.
В данном случае родословное должно принять вид нисходящего, то есть оно начинается с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходит к его потомкам. Такое родословное более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и из поколения в поколение до последних дней.
Как известно, ныне существуют родословные мужские и смешанные. Мужским называется родословие, в котором указывается потомство родоначальника, произошедшее только от мужчин. А в смешанном родословии показывается все потомство родоначальника, произошедшее как от мужчин, так и от женщин.
Содержание
- Узнать место рождения и место проживания
- Проверить в интернете
- Тематические сайты
- Метрические книги мусульман
- Сведения из метрических книг
- Ревизские сказки
- Шежере: составить родословную мусульман
Российская империя за счет расширения территорий увеличивала количество религиозных общин в своем составе. Искать предков и составить родословную мусульман не сложнее, чем православных. В статье подробно расскажу, как и где найти документы для составления своей родословной.
Узнать место рождения и место проживания
Любая родословная начинается со сбора информации о ближайших
родственниках и прямых предках. Установите точное место проживания и место
рождения, а также вероисповедание интересующей вас родни. Искать предков
мусульман начинаем, если точно убедились, что они именно этого вероисповедания.
Определите к какой губернии, уезду и волости относилось
место рождения вашего предка. В этом вам помогут справочники по административно-территориальному
делению и старые карты.
Проверить в интернете
Огромный массив оцифрованной информации ежедневно
выкладывается на форумах и тематических сайтах. Практически в каждом архиве
сегодня есть своя автоматизированная информационная система (АИС), доступ к
которой возможен через интернет.
Важно понимать, что поиск по фамилии возможен не везде. В большинстве
случаев вам придется самостоятельно пролистывать и изучать архивные документы.
Тематические сайты
Форумы и сайты, посвященные конкретной тематике помогут
найти конкретную информацию или зацепки для дальнейших поисков. Сайт о
магометанской генеалогии http://www.bastanovo.ru/
— это генеалогический и историко-краеведческий проект. На сайте размещены статьи
о поисках предков мусульман, примеры метрических книг и ссылки на архивные
источники.
Дореволюционные документы, с помощью которых восстанавливают родословную –метрические книги.
Метрические книги мусульман
Метрические книги мусульман находятся обычно на хранении в региональном архиве. Например, в ЦГИА Республики Башкортостан есть фонд «Оренбургское магометанское духовное собрание» (И-295). В нем находятся метрические книги Уфимской губернии с 1829 до 1918 гг. Книги состоят из 4 частей: о рождении, о браке, о разводе и о смерти.
Читайте по теме: «Метрические книги неправославного вероисповедания»
Нюанс работы с этим архивным источником состоит в том, что книги велись на старо татарском языке (с элементами арабской письменности). Поэтому вам понадобится консультант по расшифровке, либо вы можете заняться изучением языка самостоятельно.
Сведения из метрических книг
Записи в мусульманских метриках по содержанию в основном не
отличаются от православных. По мусульманским традициям брак заключался в
приходе, где проживала невеста. Поручителями выступали традиционно близкие
родственники мужского пола. А значит есть вероятность значительно расширить
генеалогическое древо не только вглубь, но и вширь.
Ревизские сказки
Составить родословную мусульман можно с помощью ревизских сказок. Они были точно такие, как и у православных. Подробно о ревизских сказках можно прочитать в статье.
Шежере: составить родословную мусульман
Генеалогическое дерево у башкиров, казахов и других тюркских народов называется «шежере». Обычно в шежере включали представителей рода мужского пола. Кроме того, в родословную вносились сведения о важных событиях и истории семьи.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Как найти участника Великой отечественной войны по фамилии
Где найти партийного предка
Родословная священника
Составить родословную с детьми
Количество родословных неуклонно растет. Это отрадно. Имеются родословные дворян, купечества, священников, мастеровых и других сословий, родословные башкирских родов и деревень, фамильные родословные и другие.
Графические изображения родословных разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословные, изображенные в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего представление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем находит свое подтверждение идея бессмертия и вечного продолжения жизни на земле. Этот же смысл содержится в родословном древе рода, семейства: его листья высыхают и падают, но само древо продолжает жить. Такие родословные представлены в книге «Башкирские шежере», изданной Р.Г.Кузеевым (Башкирские шежере. Уфа, 1960.).
Существуют графические формы родословных в виде таблиц. Внешний вид генеалогических таблиц также многообразен. Они бывают вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы компактны и очень удобны в использовании. Их недостатком, по нашему мнению, являются чрезвычайный лаконизм и отсутствие наглядности.Имеются родословные в виде поколенной росписи. В них первым отмечается родоначальник, а далее перечисляются его потомки в каждом колене под собственными номерами. Роспись ведется построчно и позволяет помещать при имени все необходимые сведения, включая ссылки на источники. Родословные, составленные в этом виде, содержатся в книге «Башкирские родословные», опубликованной Р.М.Булгаковым и М.Х.Надергуловым (Башкирские родословные. Вып. 1. Уфа, 2002). Число родословных, составленных в виде росписи, сегодня неуклонно растет. Это обусловлено тем, что их можно легко и быстро набирать на компьютере.
Источники, на основе которых воспроизводятся шежере (родословные), тоже разнообразны. Одни составляют свои родословные, опираясь на данные, переданные им представителями старших поколений, а также сохранившиеся в преданиях и легендах. Другие восстанавливают свои родословные, опираясь на прежние, оставшиеся от предков. Третьи, которых сегодня становится все больше и больше, составляют свои шежере на основе архивных документов. Последний вариант наиболее перспективен, так как любой факт, приведенный в родословном, можно будет проверить по историческим источникам, что, естественно, отразится в его достоверности, убедительности и научной обоснованности.
Как известно, до недавнего времени все родословные содержали имена представителей рода только по мужской линии. Это было связано, прежде всего, с существовавшими и сложившимися в течение многих веков в России традициями: наследство (движимое и недвижимое имущество) передавалось по мужской линии (от отца к сыновьям, а от них к внукам), носителями налоговых обложений и повинностей выступало только мужское население, мужчины пользовались непререкаемым авторитетом в семье и в роде. В этих родословных, как правило, не указывались даты жизни (года рождения и смерти) включенных в них лиц. Вовсе отсутствовали данные о женской половине семьи (имена жен и дочерей и т.д.).
Подобные родословные уже не соответствуют сегодняшним требованиям. Шежере, по нашему убеждению, должны содержать как можно более полную информацию о представителях рода, как по мужской, так и по женской линии. Тем более, что эта проблема сегодня решается довольно легко, без особых осложнений, на основе архивных источников, о которых речь шла в предыдущей нашей статье («Ватандаш», № 9, 2013). Включение в родословные женской половины родственников позволяет не только украсить их, но и восстановить и возобновить когда-то утраченные родственные связи.
Родословные должны быть документально обоснованными и достоверными. Для этого каждое родословное необходимо снабдить выписками из архивных документов, на основании которых оно составлено. Среди составителей родословных сегодня уже определенно начинает проявляться нездоровая тенденция, вызванная стремлением «удревнить» свое родословное и «пристегнуть» его к какой-либо известной исторической личности. Эта идея сама по себе не нова. Она возникла уже во время составления первых родословных и сопровождает составителей до наших дней. Раньше идея постоянно подпитывалось желанием получить определенное место в обществе, какие-то материальные выгоды и льготы. Чтобы достичь своей цели, составители шли на различные ухищрения, на подтасовку фактов, подделку документов и т.д. Сегодня факторы, которые подталкивали людей к составлению необоснованных родословных, отпали. Но амбиции, тщеславие, присущие некоторым людям, проявляются в отдельных родословных.
Сегодня существует немало дворянских, княжеских, купеческих, мурзинских родословных, шежере, связанных с именами башкирских родовых вождей, ханов, биев, батыров, дворян и т.д. Такие родословные, как правило, опираются на данные родословных, якобы оставшихся от предков. Они подлежат тщательной проверке по архивным источникам до их публикации.
Попытаемся подтвердить это фактами. Сегодня не каждый башкир, являющийся представителем родов Айле, Мин, Юрматы, Кыпчак, Бурзян, Тамьян, Усерган, Табын и др., имеет возможность связать свое родословное древо с шежере этих родов, а также с именами, названными в них. Естественен вопрос: почему? Прежде всего, потому, что по этому периоду, то есть за XVI—XVII вв., сохранилось очень мало архивных документов. А имеющиеся еще не изучены полностью. С другой стороны, родовые шежере, дошедшие до наших дней, не могут быть признаны общеродовыми. Они все же представляют шежере одного из подразделений рода, глава которого в то время возглавлял род и выступал от имени всех соплеменников. Таковыми были Бикбау князь, Мишавали Каракужак князь, Иски Би князь, Шагали Шакман князь, представлявшие башкирские рода Усерган, Кыпчак, Бурзян и Тамьян в переговорах о принятии их в подданство Русского государства. Следовательно, в шежере этих родов фактически представлены родословные этих лиц и их потомков. Остальные, естественно, не получили отражения в этих шежере. Поэтому вряд ли будут успешными попытки потомков этих родов выявить имена своих предков в вышеупомянутых шежере. Этот вывод распространяется на шежере и других родов.
Другой пример. Когда я встречаюсь с людьми, занимающимися сбором информации для своих родословных, они, как правило, услышав мою фамилию, задают один и тот же вопрос: вы из рода князей Кутушевых из Буздяка? Мой ответ: нет, мои предки из рода Усерган. Как известно, в XVI—XVII вв. имя «Кутуш» было довольно распространенным среди башкир. На рубеже XVIII—XIX вв. в Башкортостане было зарегистрировано четыре деревни под названием «Кутушево»: одна в Троицком уезде, позже переименована в Марженгулово; вторая в Оренбургском уезде, позднее переименована в Псянчино, в советское время Худайбердино; в этом же уезде существовала деревня Кутучево, одноименная деревня имелась и в Стерлитамакском уезде. Фамилию Кутушев носили жители не только этих деревень, но и других населенных пунктов, деревень Умбетово, Нижний Муйнак Зианчуринского района, села Буздяк Буздякского района. Следовательно, любой из них является представителем своего рода и поэтому всякая попытка связать Кутушевых в один узел не будет иметь успеха. Каждый род Кутушевых должен иметь свое шежере, их родословные могут соприкасаться только в очень редких случаях. Отсюда вытекает следующий вывод: каждый человек найдет свои родовые корни там, где обитали его предки.
Таким образом, стремление создать свое полноценное родословное само по себе вполне естественное, закономерное и заслуживающее похвалы явление, если данные, включенные в него, являются неоспоримыми и подтверждаются непременно архивными документами. Это аксиома, ее должны соблюдать все исследователи.
Секретами сбора генеалогической информации в архивах мы поделились с вами в статье, указанной выше. Следуя им, вы соберете значительное количество выписок из архивных документов, которые явятся основой для вашего родословного.
Составление родословных, даже по готовым документам — это очень ответственная, трудоемкая и кропотливая работа, требующая не только большого желания и стремления, но и внимания, скрупулезности, усидчивости и огромного терпения. В процессе многолетней работы по исполнению генеалогических запросов в ЦИА РБ и составлению родословных у нас выработалась определенная методика исследования, основанная на накопленном опыте, которым мы хотели бы поделиться с читателями и дать некоторые советы по составлению родословных.
В своем общем виде родословные делятся на восходящие и нисходящие. В восходящем родословном главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим степеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Этот вид родословного носит первичный, предварительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
В работе по составлению родословных можно выделить несколько этапов, которые определяются целями и задачами. Целью первого этапа работы является составление восходящего родословия или формирование так называемого «ствола» древа. Он представляет собой расположенный по вертикали перечень имен ваших предков, являющихся по отношению друг к другу родственниками по прямой линии. Самую верхнюю позицию схемы, другими словами, «вершину ствола», займет непосредственно ваше имя. Поскольку родословное древо разрабатывается, как правило, по мужской линии, то позицию ниже вашего имени займет имя вашего отца, еще ниже — имя вашего деда, далее, в такой же последовательности, имена прадеда, прапрадеда и так вплоть до вашего пращура и родоначальника. Безусловно, рядом с именем отца вы вписываете имя матери, а рядом с именами деда и прадеда — имена бабушки и прабабушки, и так из поколения в поколение, но, несмотря на это, фамильную и родовую связь вы все-таки проводите по мужской линии.
Сведения, необходимые для восстановления первых трех поколений, извлекаются из документов, хранящихся в семейном архиве. Конкретно они содержатся в вашем свидетельстве о рождении. Взяв лист бумаги, в верхней части, посередине его, начертите прямоугольник и в него впишите свое имя и год рождения. Затем, ниже этого прямоугольника, начертите другой, в котором записываете имена, отчества, фамилии и годы рождения ваших родителей: отца и матери.
Далее, еще ниже, нарисуйте следующий прямоугольник, куда записываете данные дедушки и бабушки. Сведения для этого извлекаются из свидетельства о рождении вашего отца. В случае отсутствия свидетельства придется поискать их в других документах: в свидетельствах о браке, о смерти и др. Обращаем ваше внимание на то, что записи в родословном древе выполняются с указанием фамилии, имени, отчества и дат жизни.
Если по каким-либо причинам не удалось установить даты рождения отца, матери или деда и бабушки, то их можно установить по актовым записям, хранящимся в отделе ЗАГС района.
К сожалению, в архивах ЗАГСов плохо сохранились актовые записи, составленные в 1920—1930-х годах и поиски сведений за этот период часто не дают положительных результатов. В этом случае необходимую информацию следует искать в похозяйственных книгах, в которых записан состав семьи вашего деда с указанием года рождения и имени его отца, то есть вашего прадеда.
При выявлении сведений внимание следует уделить не только именам, но и датам жизни, месту рождения и постоянному месту жительства. Ибо, не зная места и года рождения, невозможно вести дальнейшие поиски. При необнаружении нужных сведений о деде или прадеде в документах, имеющихся в семейном и районном архивах, работа по поиску информации продолжается по документам, выявленным в республиканских архивах.
Исследуя данные подворных карточек Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917 и 1920 годов, вы устанавливаете год рождения деда и прадеда и, возможно, отчество последнего. Начертив четвертый прямоугольник ниже прямоугольника деда, записываете туда имя прадеда и возможный год его рождения.
В дальнейшем поиск нужной информации уже ведется по метрическим книгам. Приступая к работе с ними, следует помнить об одном немаловажном моменте. По традиции у тюркоязычных народов новорожденным детям присваивались сложные, то есть состоящие как бы из двух и более частей имена: Мухаметюсуф, Шагимухамет, Габдулкарим, Зайнигабдин, Ахкямитдин, Ялалитдин, Зинатулла, Загидулла и др.
В первые десятилетия советской власти происходил массовый переход к сокращенным именам, который был, в значительной мере, продиктован борьбой с «религиозными предрассудками» и целями атеистического воспитания молодежи. Сокращение осуществлялось путем удаления отдельных частей сложного имени. В результате этого имена людей, отраженные в документах советского времени, заметно отличались от тех, которые были зафиксированы в метрических книгах. Например, имя «Карим» в метрической книге могло быть записано как «Мухаметкарим», «Габдулкарим», «Ахметкарим», «Сахибкарим», то есть оно образовалось путем удаления первой части сложного имени. Сокращение также производилось путем удаления из имени окончаний -итдин и -улла. Например, Камалитдин — Камал, Ялалитдин — Ялал, Саляхитдин — Салях, Фаттахитдин — Фаттах, Хисматулла — Хисмат, Набиулла — Наби и т.д. Поэтому в метрических книгах следует искать полные имена.
Зная имя и год рождения деда, вы просматриваете раздел «О родившихся» метрической книги за соответствующий год. Возможно, и это бывает довольно часто, вы не обнаружите здесь записи о рождении вашего деда или прадеда, так как многие документы первых лет советской власти составлялись со слов заявителей и поэтому не всегда соответствовали действительности. В таком случае просматриваются метрические книги за семь лет — на три года раньше и на три года позже того года, с какого начали поиск записи о рождении.
Сохранность метрических книг за 1870—1917 гг. фактически полная, поэтому обязательно найдете нужную запись. Из нее можно узнать точную дату рождения (день, месяц и год) деда или прадеда. Главное в этой записи заключается еще и в том, что вам станут известны имена и отчества их родителей (прапрадедушки и прапрабабушки), а это еще одно или два поколения для вашего родословного.
Начертив следующий прямоугольник и отметив в нем имя прапрадеда и прапрабабушки, вы пополните новыми сведениями прямоугольники прадеда и деда.
К сожалению, в метрических книгах возраст родителей никогда не указывался, поэтому год рождения прапрадеда придется определять путем изучения и сопоставления данных уже по целому ряду годовых разделов метрических книг. Для этого необходимо отступить от даты рождения вашего прапрадеда примерно до времени вступления в брак вашего прапрадеда или предполагаемого года его рождения и в тех годовых разделах метрических книг продолжить поиск информации о предыдущем поколении. При этом определенными ориентирами могут послужить усредненные данные. За столетие, в среднем, происходит смена трех поколений, т.е. поколения меняются каждые 30—35 лет. Репродуктивный возраст в семейной жизни составляет у мужчин с 18 до 55 лет, у женщин — с 17 до 45 лет. У мужчин этот показатель может быть увеличен в случае повторной женитьбы. Вследствие вышеизложенного поиск нужной информации приходится вести по разделам «О бракосочетавшихся» и «Об умерших» метрической книги.
Таким образом, зная последовательность действий в работе с метрическими книгами, вы постепенно достигнете 1859 года — времени последней ревизии. С этого времени исследование можно осуществлять параллельно — и по метрическим книгам, и по ревизским сказкам. Сначала просматривается ревизская сказка за 1859 года, а затем за 1850, 1834, 1816, 1811 и 1795 годы. Обнаруженные имена предков вносятся в схему родословного в той последовательности, в которой мы уже указывали. В результате этой работы воссоздается «ствол» вашего генеалогического древа.
В тех документах, из которых вы извлекли сведения для составления «ствола» родословного, обязательно рекомендуем сделать пометки карандашом. Несомненно, они очень пригодятся вам в дальнейшей работе с этими источниками.
Главная задача, которая решается на первом этапе работы, заключается в том, чтобы безошибочно построить «ствол» генеалогического древа, точно и правильно определить имя родоначальника. От ее успешного решения в дальнейшем целиком и полностью будет зависеть достоверность и обоснованность родословного древа.
Создание документальной базы и составление первой части шежере на основе ревизских сказок являются целью второго этапа работы. Из всей огромной массы документов, выявленных и выписанных из архивных источников, нужно будет выбрать те сведения, которые относятся именно к вашему роду и вашим родственникам и будут внесены в родословное древо.
Эта работа производится уже в обратной последовательности. Если сведения для построения «ствола» родословного выявлялись до сих пор по направлению от нынешнего поколения вглубь веков, то на втором этапе работы исследование проводится наоборот, от древних поколений к современным. Второй этап работы не менее сложный, так как приходится очень внимательно изучать документы, тщательно устанавливая родственные связи, постоянно сопоставлять и перепроверять правильность извлекаемых данных и т.д.
В ходе работы по созданию «ствола» генеалогического древа вы установили имя родоначальника. Просмотрев первую ревизскую сказку, сохранившуюся по вашей деревне, определяете круг родственников родоначальника: братьев, сыновей, дочерей, племянников и др. Затем выписываете все сведения, относящиеся к ним. Следует выписать полностью все содержащиеся в ревизской сказке данные, лучше в том виде, в каком они даны в документе.
Выписки из ревизских сказок и всех архивных источников необходимо осуществлять согласно архивным правилам, не забывая указать все исходные данные, содержащиеся в архивном документе (год ревизии, губерния, уезд, название деревни, номера юртов, команд, кантонов, а также фонда, описи, дела и листов).
Просмотрев списки еще раз и убедившись в том, что в них больше нет семей и лиц, относящиеся к вашему родоначальнику, переходите к материалам следующей ревизии. В вышеизложенном порядке выписываете из нее сведения, а далее уже и из последующих ревизских сказок.
Работа с материалами ревизских сказок довольна проста, потому что в них данные представлены в «концентрированном» виде — по годам, по дворам и по семьям. Подобная структура текста ревизских сказок позволяет без особых погрешностей установить имена всех кровных родственников, происходивших от одного родоначальника, а так же проследить изменения, происходившие в составе семей по спискам последующих ревизий.
Выписав содержащиеся в ревизских сказках сведения и оформив их соответствующим образом, приступаете к изучению метрических книг, составленных в те годы. Просматривая их, выявляете записи, относящиеся к вашим родственникам. При этом данные, содержащиеся в ревизских сказках, будут служить ориентиром при поиске нужной информации. Следует изучать записи всех разделов метрических книг, а обнаруженные данные обязательно зафиксировать и выписывать.
Завершив сбор информации по ревизским сказкам и метрическим книгам тех лет, выписав все данные, можно приступить к составлению первой части генеалогического древа.
В данном случае родословное должно принять вид нисходящего, то есть оно начинается с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходит к его потомкам. Такое родословное более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и из поколения в поколение до последних дней.
Как известно, ныне существуют родословные мужские и смешанные. Мужским называется родословие, в котором указывается потомство родоначальника, произошедшее только от мужчин. А в смешанном родословии показывается все потомство родоначальника, произошедшее как от мужчин, так и от женщин.
***
Обеспеченность архивными источниками сейчас такова, что вполне позволяет составление родословия смешанного типа, где будут отражены данные о дочерях, женах, бабушках, то есть о всей женской половине семьи.
На сегодняшний день разработаны и применяются самые различные схемы изображения родословий. Тем не менее, наиболее преобладающей является форма в виде генеалогического древа. Существующие родословия имеют также два варианта изображения. Первый вариант, традиционный, сложившийся с давних времен, напоминает корни дерева: в верхней части листа располагается имя родоначальника, а потомки его — ниже. В другом варианте прямоугольник родоначальника располагается в нижней части, а его потомки занимают верхние ряды и изображение получает форму дерева. Принципиальных различий между этими вариантами родословий нет. Составитель родословия самостоятельно определяет форму изображения своего генеалогического дерева, исходя из того, как ему удобно и как ему нравится. Авторы придерживаются последнего варианта схемы начертания. Причем схема генеалогического древа составляется следующим образом: чем древнее поколение, тем оно ближе располагается к «корням» родословного древа, потомки же образуют обширную, постепенно разветвляющуюся «крону». Такая форма удобна при заполнении и, главное, позволяет при необходимости дополнять ее в любом направлении. Излагая методику нашей работы по составлению родословий, мы будем описывать «алгоритм» создания именно такой генеалогической схемы.
При работе с данными ревизских сказок следует иметь в виду, что сказкосоставители не всегда адекватно воспроизводили башкирские имена и довольно часто допускали их искажение. Например, башкирское имя Fабдулла могло быть записано как Габдулла, Абдулла, Габдул; Fәбделнасир — как Габделнасир, Габдулнасир, Абдулнасир, Абделнасир, Абдунасир; Һиҙиәтулла — как Гидиятулла, Идиятулла, Хидиятулла; Һибәтулла — как Гибадулла, Хибатулла, Ибатулла; Уйылдан — как Уелдан, Вильдан; Йомошбай — как Юмушбай, Юмужбай, Имишбай, Имужбай, Жумушбай, Жумужбай; Ямалитдин — как Емалитдин, Жамалитдин, Зямалитдин, Джамалитдин, Ямалетдин и т.д. Поэтому правильное написание имен, заключенных в ревизских сказках, приходится восстанавливать и воспроизводить путем сопоставления данных всех ревизских сказок, а также метрических книг.
Составление графического изображения родословного древа начинается с занесения имени родоначальника, которое устанавливается, как правило, по фамилии его сына, учтенного в ревизской сказке. При этом следует еще раз просмотреть сведения по всей деревне с целью выявления однофамильцев, так как семьи братьев в ревизской сказке не всегда записывались рядом. Так же следует изучить состав их семей: не зарегистрирован ли в нем дядя, то есть брат отца. В случае обнаружения такого фамилия дяди будет представлять имя родоначальника и родословие пополнится еще одним поколением.
Здесь же отметим, что год рождения по данным ревизских сказок определяется очень просто. Для этого вычитается от года ревизии возраст человека, указанный в графе «ныне на лицо, лета». Например, год ревизии 1811 — 55 (возраст) = 1756. Следовательно, этот человек родился в 1756 году.
Таким образом, установив имя родоначальника, вносите его в прямоугольник, нарисованный в центре нижней части листа. Заодно заметим, что прямо-угольники следует делать с таким расчетом, чтобы в них можно было записать имена, даты жизни как мужчины, так и его жены или жен, а также сведения о его социальном положении, в случае переезда семьи в другую деревню указать год и название населенного пункта по новому месту жительства.
Следующие прямоугольники в соответствии с количеством детей рисуются выше прямоугольника родоначальника и располагаются по горизонтали. При этом «ствол» генеалогического древа, составленный ранее, сохраняется и располагается в центре. Имена детей в прямоугольники можно внести в хронологическом порядке, то есть по годам рождения, делая исключение только для ваших прямых родственников, имена которых внесены в «ствол» древа. Этот порядок может быть нарушен в целях равномерного и пропорционального расположения сыновей родоначальника по сторонам «ствола». При этом имена сыновей и дочерей можно расположить поочередно. Все это делается для того, чтобы в генеалогическом древе освободить место для его развития по мужской линии. Прямоугольники, в которые занесены имена дочерей после выхода их замуж и внесения данных о муже, не могут получить дальнейшего продолжения без привлечения других источников. При этом исключение составляют дочери, которые были выданы замуж за односельчанина.
Иногда имена детей в родословии размещают по признаку — дети от первой жены, от второй, от третьей.
На основе выписок из ревизской сказки устанавливаете имена и даты жизни всех родственников родоначальника: братьев, сестер, жен, детей, внуков и других, — и вносите их в схему генеалогического древа. При этом имена соединяются между собой линиями по принципу прямого родства: отец — сын, дочь — внук, внучка — правнук, правнучка и т.д. Каждое новое поколение родственников располагается выше предыдущего. Те же самые действия выполняете и со сведениями последующих ревизских сказок.
Начиная с 1829 года данные ревизских сказок следует сверять с записями метрических книг. Изучая записи разделов «О родившихся», «О смерти», устанавливаете точные данные о рождении и смерти лиц, учтенных в ревизских сказках. А по материалам раздела «О бракосочетавшихся» определяете, за кого и в какую деревню были выданы замуж дочери ваших родственников. Все сведения, выявленные по метрическим книгам, вносятся в генеалогическое древо.
Напоминаем, что имена, фамилии и даты жизни предков пишутся в схеме родословия полностью, рядом обязательно указываются имена, фамилии и даты жизни их супругов. Если в материалах ревизских сказок или метрических книг обнаруживается указание на должность, которую занимал человек, то необходимо записать и ее, например светские должности: зауряд-хорунжий, сотник, есаул, урядник, юртовой старшина, помощник юртового старшины, деревенский начальник; духовные должности: мулла, указный имам, азанчи и т.д.
По данным ревизских сказок 1816 года можно установить имена башкир-воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года. Если в графе «выбыло», стоит запись «умер а врмии в 1812, 1813, 1814 гг.», то этот человек непременно должен быть включен в список башкир, мишарей, тептярей и др., принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.
Составив первую часть генеалогического древа, основанного на данных ревизских сказок, приступаете к изучению материалов метрических книг и сбору по ним сведений. Изучение, выявление и сбор генеалогической информации в материалах метрических книг определяет содержание третьего этапа работы над составлением родословного древа.
Приступая к выявлению данных, содержащихся в метрических книгах, необходимо знать некоторые приемы работы. Изучая материалы метрических книг, трудно с первого раза собрать все содержащиеся в них сведения. Обилие информации, большое количество имен и дат, необходимость проведения непрерывного анализа, сравнения и сопоставления выявленных сведений требуют большой концентрации внимания. В связи с этим, советуем при работе с метрическими книгами в первую очередь сосредоточить внимание на поиске сведений, относящихся к вашему родословному древу. Чтобы придать работе целенаправленный характер, следует использовать первую часть родословного древа, составленного по данным ревизских сказок. Также необходимо составить по данным последней ревизии посемейные списки, в которые вносите имена, даты рождений всех лиц, учтенных по этой ревизии. Желательно, чтобы сведения о каждой семье были отражены в отдельных листах. В посемейном списке имена следует записать по принципу: родители — дети — внуки, располагая их по отдельным графам. При изучении метрических книг схема родословного древа и посемейные списки всегда должны находиться под рукой.
Чтобы избежать ошибок, записи метрических книг необходимо просматривать дважды: сначала по восходящей линии от первой метрической книги до последней, а потом наоборот — от последней до первой.
Выявление необходимой информации проводится по трем разделам метрических книг. При изучении записей раздела «О родившихся» основными ориентирами служат имена отца и матери ребенка, именно по ним ведется поиск данных. В разделе «Об умерших» — имена и отчества умерших. В разделе «О бракосочетавшихся» отправным пунктом поиска данных является имя, отчество и возраст невесты, имена и отчества ее представителя и свидетелей. При этом следует иметь в виду, что в то время девушкам разрешалось вступать в брак с 16 лет, а парням — с 18.
Выявленные по метрическим книгам имена и даты вносите в посемейные списки, а в записях, откуда были взяты эти данные, делайте пометки карандашом.
Тогда в семьях рождалось много детей и также много умирало, но выписывать следует имена всех новорожденных, в том числе и умерших. Это позволит вести учет, а также, принимая во внимание обычаи того времени, по которым во многих семьях дети рождались от разных жен — устанавливать материнство. При окончательном составлении схемы родословного древа умерших во младенчестве детей можно будет исключить.
Таким образом, изучая записи метрических книг из года в год, выявленные в них сведения вносите в посемейные списки.
При работе с метрическими книгами неизбежно возникают определенные трудности. Это связано, прежде всего, с тем, что метрические книги в архивах сохранились не полностью. Особенно это относится к книгам за 60—70-е годы XIX века. С 1829 года и вплоть до 80-х годов XIX века в записях «О родившихся» указывались только имена родителей — отца и матери, а в записях «Об умерших» только имена, и уже значительно позже имя отца и матери стали вносить с отчествами.
Довольно часто в записях по одной деревне встречаются несколько человек под одним и тем же именем. В последнем случае следует выписывать из метрической книги на отдельном листе всех подряд с указанием их жен и детей, чтобы в дальнейшем по результатам сравнительно-сопоставительного анализа определить их родственные связи и установить тех, кто должен быть включен в генеалогическое древо.
Сведения, содержащиеся в записях «О бракосочетавшихся», помогут установить имена и годы рождений дочерей ваших родственников, за кого и в какую деревню они были выданы замуж, а также уточнить круг родственников, так как при регистрации браков представителями и свидетелями невесты выступали, как правило, самые близкие родственники.
В записях «О бракосочетавшихся» содержится большое количество родовых тамг, на основе которых фактически каждый человек может сегодня восстановить тамгу своего рода и личные тамги своих предков.
С конца 80-х годов XIX века в записях «О родившихся» стали указывать имена заявителей, то есть тех лиц, по заявлению которых в метрической книге была произведена запись о новорожденном. Однако эта форма записи не укоренилась и в 90-х годах была отменена.
Таким образом, изучая метрические книги по годам, вносите обнаруженные данные в посемейные списки. Дойдя до последней метрической книги, сохранившейся по вашей деревне, приступаете к проверке выписанных данных. Для чего просматриваете записи метрических книг в обратном порядке. После окончания вышеуказанной работы приступаете к выписке из метрических книг записей, относящихся к вашему родословному древу. Пометки, сделанные ранее при изучении записей, помогут ускорить эту работу. При выписке следует обязательно указать год метрической книги, название раздела, номера записей, имена, содержащиеся в них, а также исходные архивные данные каждой метрической книги.
Таким образом, создав основу для родословного древа по метрическим книгам, возвращаетесь к схеме, составленной по данным ревизских сказок. Продолжая ее, вносите туда все сведения, выявленные по записям метрических книг, и доводите родословное древо до начала ХХ века.
На последнем этапе работы недостающие звенья в генеалогическом древе восстанавливаются по данным подворных карточек Всероссийских сельскохозяйственных переписей 1917, 1920 и др. годов, а также по спискам учащихся школ и других источников, о которых мы написали в первой части нашей работы. Содержащиеся в них сведения помогут определить годы рождения, уточнить имена, установить фамилии лиц, отраженных в родословном древе. Непременно следует выписать данные этих архивных документов и включить их в приложение, прилагаемое к шежере.
Определенную сложность при составлении этой части родословных представляет то обстоятельство, что большинство населения России не имело постоянных или родовых фамилий. Они начали формироваться только на рубеже XIX—XX веков, а у некоторых еще позже, только в 20—30 гг. XX века. До этого времени имя отца записывалось фамилией сына, и так из поколения в поколение. Постоянные фамилии имели потомки дворян, князей и другой родовой знати, иногда духовенство. Относительно в массовом порядке родовые фамилии сохранились еще среди потомков рода Усерган — ныне население Зианчуринского, Хайбуллинского и части Зилаирского районов Республики Башкортостан.
В результате вышеизложенного явления на рубеже XIX—XX веков сформировались постоянные фамилии, которые образовывались от имени прадеда, деда, нередко даже от имени отца. Как следствие, потомки родоначальника, живущие сегодня, могут иметь разные фамилии. На основе метрических книг, подворных карточек и других источников прослеживается процесс образования фамилий близких и дальних родственников. Последнее должно быть обязательно отражено в генеалогическом древе путем указания имени, отчества и фамилии каждого. Это также поможет отразить и объединить в нем всех ныне живущих потомков родоначальника, а также установить весь круг родственников.
На этом этапе работы по составлению родословного древа («шежере») используются данные, выписанные из документов, хранящихся в семейном архиве, в архивном отделе, отделе ЗАГС администрации района. Его цель заключается в том, чтобы отразить в родословном древе всех лиц — родственников, начиная с 30-х годов XX века по сегодняшний день. Для этого, возможно, не будут достаточными сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах и актовых записях, потому что сегодня многие жители деревень обосновались в городах, а некоторые оказались вне Башкортостана в самых разных регионах нашей огромной страны. Чтобы составить эту часть родословного древа, придется привлечь к работе и других родственников, запросить у них сведения, имеющиеся в их семейных архивах.
Этот этап мы условно можем назвать «этапом работы по составлению фамильных или семейных родословий». Родственники-однофамильцы могут помочь при сборе информации и воспроизведении их линии в родословном древе. Данные фамильных родословий переносятся в родословное древо. Таким образом, соединив все фамильные родословия в единое целое, получаете обширное родословное древо, содержащее сведения обо всех родственниках, берущих начало от одного общего родоначальника, включающие восемь и более поколений.
В этой части рекомендуем обязательно указать имена и даты жизни лиц, подвергнутых политическим репрессиям, погибших в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, удостоенных медали «За доблестный труд» тружеников тыла и др.
Созданное вами родословное древо будет рабочим вариантом. На его основе уже будут составлены полные семейные и фамильные родословия, а также можно будет составить художественно-оформленное генеалогическое древо. Следует также внимательно оформить приложение к родословному древу в виде выписок из архивных документов, сведения которых были использованы при составлении родословного древа. Оно подтвердит достоверность и научную обоснованность вашей работы.
Разработка в каждом населенном пункте развернутых родословий или большинства родовых подразделений могла бы стать в дальнейшем основой для воссоздания генеалогического древа (шежере) всего рода.
Несколько слов о шежере, оставшихся от предков и об использовании их в составлении родословного древа. При составлении родословных не следует пренебрегать шежере, составленными вашими предками. Они могут содержать ценные и интересные сведения о соплеменниках, живших в XV—XVII вв., которые восполнить сегодня очень сложно. Для использования старых шежере следует сначала выяснить ряд вопросов, связанных с историей их составления, а также проверкой данных, содержащихся в них. Как известно, основная масса шежере, дошедших до наших дней, были записаны или составлены в период с середины XIX до 30-х годов XX веков. Многие из них представлены копиями. В основном они написаны арабскими буквами. Прежде чем использовать в своей работе, их следует досконально изучить. Во-первых, надо выяснить, кем, когда и для кого составлено данное шежере, жители какой деревни, рода в нем отражены, правильно ли переведены имена включенных в него лиц, во-вторых, необходимо сопоставлять данные, содержащиеся в шежере со сведениями из ревизских сказок, метрических книг и других исторических источников. При полном совпадении данных старое шежере можно принять за основу вашего родословного древа. В этом случае вам остается дополнить его недостающими именами, датами жизни и другими сведениями и довести его до наших дней.
В случае несоответствия данных или частичного их совпадения следует провести дополнительные исследования с целью их уточнения или опровержения. Если были выявлены сведения, подтверждающие или опровергающие информацию, заключенную в старом шежере, решается вопрос о его дальнейшем использовании при составлении родословного древа. Также рекомендуем сопоставлять родословные предков с вариантами шежере рода, опубликованными в разных литературно-исторических сборниках.
Видимо, не будет лишним сказать несколько слов о символике и об использовании ее при художественном оформлении родословных. Генеалогическое древо можно снабдить особыми родоплеменными символами, которые сложились в глубине веков. Для сведения предлагаем небольшую справку. Каждое башкирское племя имело свои, только ему присущие атрибуты: древо, птицу и оран (военный клич). Они появились на ранней стадии формирования структуры башкирского общества и его военно-политической организации под влиянием древних языческих верований. Символы отражали родовую принадлежность башкир и помогали им сохранить родовое единство, отличать своих сородичей от других.
Другим важным атрибутом башкирских родов были тамги. Фактически они появились одновременно с родовыми символами. Каждой род выработал ее определенное начертание. В отличие от птицы, древа и военного клича (орана), они были подвержены некоторым изменениям. Каждый род, даже каждый представитель рода мог внести в нее дополнительный элемент. Однако эти изменения не могли касаться главного — общего очертания тамги рода. Поэтому даже сегодня можно установить принадлежность этого знака определенному роду. Тамги находили самое широкое практическое применение в повседневной жизни башкир. Их ставили на документах вместо подписи, метили ими межевые столбы, ремесленные изделия, инвентарь, клеймили скот. Тамги всех башкирских родов в огромном количестве сохранились в метрических книгах и во многих архивных документах. Опираясь на них, фактически каждый человек может восстановить свою родовую, даже семейную тамгу и украсить ей свое родословное древо (шежере).
В таком же порядке следует провести экспертизу и проверку всех шежере, имеющихся и существующих сегодня. Сведения, содержащиеся в них, обязательно должны быть подтверждены и согласованы с архивными источниками.
Составленное по вышеуказанным рекомендациям родословное древо будет основой и для дальнейших поисков генеалогической информации. В предыдущей нашей статье мы уже отмечали, в каких архивных источниках можно выявить дополнительные сведения. Для того, чтобы их найти, придется изучать огромное количество дел, хранящихся в архивах не только г.Уфы, но и Москвы, Санкт-Петербурга и соседних республик и областей, потратить на это не один год. Поиски могут быть как успешными, так и безрезультатными.
Но каждая находка радует и окрыляет исследователя, так как она помогает дополнить родословное древо еще на одно или два поколения.
Башкирское шежере (как составить шежере)
Шежере (шәжәрә, шатжара) – слово арабского происхождения, означает “дерево”, более широкий его смысл- родословное дерево. В историко-краеведческой литературе это письменные памятники ХVI-XIX вв. назывались по разному: хроникой, преданием, летописью или просто исторической записью.
До появления письменности шежере передавалось из уст в уста. Но хранить в памяти имена прародителей в несколько десятков поколений было дано не каждому-тексты больших шежере в форме кубаира или стиха ( как шежере племени Усярган) исполнялись известными на весь род или округу сэсэнами (поэтами) на торжественных йыйынах (съездах).
С появлением арабского письма происходит письменное оформление ранее существовавших легенд, преданий или важных истрочиских событий в жизни народа. Изначально башкирские шежере служили своеобразным коллективным паспортом, свидетельствующим о принадлежности того или иного человека определенному племени. Башкиры очень дорожили шежере и с пристрастием их хранили, – пишет А.Н.Усманов.
-Без особой нужды шежере не показывали кому бы то ни было. Они хранились на минаретах мечетей или у старейшин рода. По своему типу они разнообразны. Есть шежере, представляющие собой только генеологическое древо рода, шежере с текстовым описанием основных событий и личностей сочетается слегендой и преданиями, подробным освещением событий.
Шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них содержатся различные сведения по истории и быту народа в целом и отдельных родов, описание нравов, обычаев, юридических и морально-этических норм.
Шежере можно разбить на несколько групп:
-генеологическая схема; генеологическая схема с пояснительным текстом различного характера: исторические события, известные личности, миграция, основания деревень, сведения социально-экономического характера.
-генеологическая схема, сопровождаемая легендарными преданиями, относительно происхождения того или иного рода, племени;
-Фамильная шежере;
-история деревень;
-шежере в стихотворной форме.
Народный праздник “Шежере байрамы” (Праздник родословной) в Республике Башкортостан является одним из тех праздников, которые служат сохранению национальнх традиций, изучению своей родословной и истории родного края. (Постановление Правительства Республики Башкортостан от10 мая 2006 года “121 “Шежере байрамы” в Республике Башкортостан)
Праздник проводится ежегодно во всех населенных пунктах. Сотрудники сельских филиалов и краеведческого отдела принимают активное участие в подготовке и проведении праздника “Шежере байрамы”.
В краеведческом отделе по теме шежере, которые выпускались в разные годы. Также ведется подборка исторических материалов по родословным, оформляются книжные выставки, готовятся методические рекомендации. При изучении родословной каждрму желающему в библиотеке предлагаем книги: “Башкирские шежере” (Р.Г.Кузеев, Уфа, 1960г.); “Наше шежере” (Х.Яппаров, Уфа, Китап; 1999г.); научно- методические пособия “Знаешь ли ты свои корни?” (Белая река, Уфа, 2006 г.)и другие, а также публикации в республиканских журналах и газетах.
Большой популярностью среди читателей пользуются материалы, собранные в тематических полках-накопителях, а также рубрика “Шежере” в краеведческих картотеках статей, информационные стенды.
В помощь организации изучение родословной практикуются разнообразные формы работы: семинары, беседы, викторины, встречи.
Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор книг, имеющихся в фонде краеведческого отдела “на которые необходимо обратить внимание при составлении “Шежере”. Это работ А.З. Асфандиярова, Ф.Г. Хисаметдиновой, А.А. Камалова, Р.З.Янгузина: Например в книге С. Таймасова “Восстание 1773-1774 гг. в Башкортостане” дается список башкирских старшин, участвующих в пугачевских восстаниях, в ней так же имеется библиографичкская информация.
В книгах Анвара Асфандиярова “Башкирские тарханы”, приводятся сведения о башкирских тарханах; и в книге “Любезные вы мои…” представлен список бывших воинов полков из Башкирии, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, с указанием их наград и местожительства.
Следующая книга “Население Башкортостана: ХIX-XXI века: статистический сборник” издана в уфе в издательстве “Китап” в 2008 году. Книга составлена специалистами Республиканского статуправления. В издании представлены основные итоги 8-ми переписей населения, начиная с первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года.
Родовые подразделения по деревням и селам республики опубликованы в книгах А.А.Камалова. Они составлены по материалам этнографических, археографических и других экспедиций, организованных в 50-70-е годы ХХ века. В книге Фирузы и Азата Камаловых “Атайсал” приведены сведения в таблицах.
Сведения по репрессированным по статье 158 Уголовного Кодекса РСФСР за 1930-е годы были опубликованы в книгах памяти жертв политических репрессий РБ а 6-ти томах, Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов приведены в книгах “Память”, куда вошли списки погибших в 23-томах. Списки военнослужащих, вернувшихся живыми вошли в книгу “Они вернулись с Победой”.
В изучении исторических местностей помогут книги Анвара Асфандиярова “История сел и деревень Башкортостана” Башкирское издательство “Китап” имени Зайнаб Биишевой выпустило в 2009 году А.Асфандиярова “История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий”. В ней собраны материалы по истории населенных пунктов 41 района Башкортостана и башкирских поселений Пермского края, Свердловской, Самарской и Саратовской областей России.
Поможет и книга Азата Камалова “Башкирская топонимия”. К работе приложен список башкирских деревень, находящихся за пределами РБ с характеристикой их племенной принадлежности, родовых подразделений, а следующая книга А.Камалова “Башкирские термины и топонимия” посвящена анализу башкирских аулов с указанием их родовой и племенной принадлежности и других атрибутов.
В изучении башкирских родов помогут книги:
-Римма Янгузин “Башкирские племена”
-Х.Яппарова “Наше шежере”
-Р.Вахитова “Шежере Салавата”
-З.Биишева “Шежере моего рода”
-Башкирские родословные ( Академия наук Республики Башкортостан), составители Булгаков Р.М. и Надергулов М.Х.