В Петербурге встал гранитный крест Балабанову. «Фонтанка» поможет его найти
На Смоленском кладбище появился памятник культовому петербургскому режиссеру Алексею Балабанову. Его поклонники тут же понесли на могилу свои дары. Это уже код Петербурга. «Фонтанка» показывает.
Супруга Алексея Балабанова рассказала 47news, почему после 9 лет со смерти режиссера памятник поставлен такой, какой на днях встал на Смоленском православном кладбище на Васильевском — крест сделан похожий на те, что хранятся в Псковском монастыре, а на постаменте начертана лишь фамилия. «Балабанов — это уже имя нарицательное», — говорит Надежда Васильева. Но есть и еще четыре буквы — НИКА, а это уже про греческую богиню победы.
На памятнике уже появился шарф, хотя Алексей Балабанов никогда шарфов не носил, а за крестом можно найти игрушку — ежик. Да и фотографию жена не ставила. Это все пришло от прохожих. «Это уже не в моей власти, я обречена», — согласилась Надежда Васильева.
«Фонтанка» поможет с маршрутом.
Подходить к могиле проще и короче с Малого проспекта Васильевского, а не с главного входа на Смоленское кладбище. Нужный вход находится в районе дома 66 по Малому. Главный ориентир — большая спортивная школа. Советское здание выделяется ломаной в треугольниках крышей. Рядом есть и автобусная остановка, и возможность припарковаться. Но учитывайте: в четверг стоянка запрещена.
Поделиться
Сразу после входа вы попадете на Кадетскую дорожку. Пройдя метров 30 вперед — на Одесскую. Ее нужно пропустить, как и следующую (еще метрах в 30), Киевскую. Вам нужен третий перекресток — с Московской дорожкой.
Поделиться
Теперь поворачиваете направо по Московской дорожке и в метрах 50 слева видите старый каменный молельный дом.
Поделиться
Обходите его и все. Дальше — не наше дело.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
Кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов
Добавить фото или видео
Как добраться
Особенности
Похожие места рядом
5 отзывов
Наконец-то появился памятник. Напоминает древний крест схимника на монастырском погосте. Очень аскетичная надпись, только фамилия и даты, грубо вырубленные в камне. Люди постоянно подходят к могиле, видно что народная тропа туда точно не зарастёт.
EtemaL
Знаток города 15 уровня
Аккуратно и без излишеств. Как я понял, раньше был просто деревянный крест. Всем неравнодушным поклонникам его творчества, советую обязательно посетить.
Самульцева
Знаток города 14 уровня
Скромная могила культового российского режиссёра… Спасибо за фильмы и отдельно за “Брата”!
Могила Алексея Балабанова в Петербурге
Вряд ли есть другой режиссер кроме Алексея Балабанова, фильмы которого так тесно связаны с Петербургом. В городе много мест, которые помнят и любят его поклонники. Это и Благовещенский мост, и Сенной рынок, и магазин «Рок-остров» на Кирочной, где Данила Багров покупал альбомы Наутилуса. Особенно известна беседка брата на Смоленском лютеранском кладбище, которая после выхода одноименного фильма превратилась в настоящую достопримечательность. Сам режиссер после смерти был похоронен неподалеку от беседки – правда, не в лютеранском, а в православном некрополе.
Могила Алексея Балабанова
Могила Алексея Балабанова в Санкт-Петербурге находится на Смоленском кладбище (оно расположено на Камской улице, 26). Чтобы найти ее, удобнее всего заходить со стороны Малого проспекта. Вход находится прямо напротив четырехэтажного административного здания (Малый проспект, 64к2). От ворот на втором перекрестке нужно свернуть направо. Там, за большим старинным склепом, будет виден крест с надписью «Алексей Балабанов».
Это захоронение на первый взгляд может показаться неприметным. На нем нет ни скульптуры, ни каменного надгробного памятника. Однако так пожелал сам режиссер. Он хотел, чтобы его похоронили скромно, а на могиле не устанавливали ничего, кроме самого простого креста. Алексей Балабанов был принципиально против того, чтобы его имя окружали культом, и вообще достаточно спокойно относился к своей известности.
Жизнь Алексея Балабанова
Алексей Октябринович Балабанов родился в 1959 году в Екатеринбурге (в те годы – Свердловске). Его отец работал на Свердловской киностудии и занимался производством научно-популярных фильмов. Впоследствии Балабанову-младшему тоже предложили небольшую должность в студии, и четыре года он выполнял обязанности помощника режиссера. Специальное образование ему удалось получить только к 1990-му году, в мастерской «Авторское кино» Высших курсов сценаристов и режиссеров. До этого он учился на переводчика.
К середине 80-х Балабанов уже отслужил в армии и прошел Афганскую войну. Этот эпизод биографии позже нашел свое отражение в творчестве – многие его герои служили и воевали. В 1985 году, во время учебы на курсах, он снял свой первый игровой фильм. Большая часть действия происходила в свердловском кафе «Старая крепость». На сцене выступали с концертом музыканты (в том числе – молодой Вячеслав Бутусов), а в зале в это время собирались посетители, являвшиеся главными действующими лицами картины. Какого-то единого сюжета у фильма не было – он построен в виде разрозненных сцен, объединенных музыкальным сопровождением.
В 1990 году Балабанов переехал в Ленинград. Там он совместно продюсером С. Сельяновым основал студию СТВ и выпустил первые два своих полнометражных фильма, снятых по мотивам Сэмюэля Беккета и Франца Кафки. В 1997-м на экраны вышел «Брат», ставший самой известной работой режиссера. В нем Балабанов создал уникального героя с собственной философией и системой ценностей, а также воплотил свою давнюю мечту «соединить в одном фильме бандитов и музыкантов». С теми и с другими он общался лично – его вообще интересовали люди с необычным жизненным опытом и мировоззрением.
Вторая часть «Брата», появившаяся в 2000 году, оказалась не менее популярна, чем первая. Она заслужила положительные отзывы и поклонников, и критиков. Спустя несколько лет Балабанов немного отступил от своей авторской манеры и стал работать по чужим сценариям. В 2004-2006 он выпустил криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно» – обе картины были достаточно легкими и не обращались к привычным для режиссера серьезным темам. Зато когда в 2007 году вышел «Груз 200», его единогласно назвали одним из самых мрачных и тяжелых российских фильмов последнего времени.
Незадолго до этого, в 2002 году, произошла трагедия, оказавшая глубокое личное влияние на Алексея Балабанова. Он должен был поехать в Северную Осетию вместе со съемочной группой фильма «Связной», но из-за случайных обстоятельств не смог. Впоследствии на месте работы группы сошел ледник, под которым погибло более сотни человек, в том числе Сергей Бодров-младший, являвшийся близким другом режиссера. Позже Балабанов говорил, что сам как будто умер в тот день. С тех пор его моральное состояние сильно ухудшилось. Он все чаще размышлял о смерти и даже посвятил этой теме свою последнюю работу, вышедшую на экраны спустя десять лет («Я тоже хочу», 2012). Также в 2008-м компания СТВ выпустила драму «Морфий», снятую по сценарию покойного Бодрова.
Смерть и похороны Алексея Балабанова
В 2013 году Алексей Балабанов отправился работать над новым сценарием в санаторий «Дюны» в Сестрорецке. По воспоминаниям близких, незадолго до этого он вернулся с кинофестиваля, находился в приподнятом настроении и обдумывал планы на будущее. Однако 18 мая режиссер скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности на фоне хронического заболевания. В соответствии с его прижизненной волей, гражданская панихида не проводилась. 21 мая состоялось отпевание в Князь-Владимирском соборе и похороны на Смоленском православном кладбище. Траурная процессия была многолюдной – в ней присутствовали и родные, и друзья, и сослуживцы, и коллеги по съемкам, и просто хорошие знакомые. На видеозаписях сохранились фрагменты интервью с гостями церемонии. Почти все они вспоминали Балабанова как очень простого человека, который вел скромный образ жизни и совершенно не стремился к вершинам славы.
Оценка творчества
Алексея Балабанова называют одним из самых влиятельных режиссеров постсоветского времени. Его фильмы были и остаются символом 90-х – сложной и противоречивой для страны эпохи. Балабановские герои не имеют определенного места в мире и в обществе – многих из них можно назвать маргиналами и аутсайдерами. Однако они неизменно вызывают симпатию и сопереживание, потому что находятся в тех же культурных реалиях, что и большинство их современников.
Балабанов затронул в своем творчестве ряд тем, которые производят тяжелое впечатление. Это и криминал, и война, насилие, и неприглядные бытовые стороны российской жизни. Тем не менее, его фильмы чаще являются жизнеутверждающими, а не деморализующими. «Мрачная атмосфера» в данном случае отражала действительность и соответствовала духу времени.
Отдельно стоит сказать о музыкальной составляющей в творчестве режиссера. Во многих его фильмах звучат песни известных рок-музыкантов того времени – Вячеслава Бутусова, Леонида Федорова, Вадима и Глеба Самойловых, Насти Полевой. Этих артистов знало и любило огромное количество поклонников, поэтому музыка всегда приближала картины Балабанова к зрителю. По словам критиков, без нее невозможно представить себе киноработы Алексея Октябриновича.
Возможно, вам будет интересно:
- Я памятник себе воздвиг – могила Александра Пушкина
- Советские и российские захоронения в Финляндии
- Похороны Александра II
Восемнадцатого мая 2013 года в Сестрорецком пансионате “Дюны” скончался выдающийся российский режиссер Алексей Балабанов. Официальная причина смерти – острая сердечная недостаточность. Приступ произошел во время работы режиссера над сценарием фильма о Сталине – Балабанов давно его задумал и даже пригласил в соавторы Эмира Кустурицу. За год до смерти в одном из интервью Балабанов говорил: “Это европейское будет кино, потому что европейцам интересно про Сталина-террориста, это сегодня очень модная тема”. При этом сам Алексей Октябринович, уже зная о своей болезни – незадолго до этого у него обнаружили онкологию – высказывал надежду, что Кустурица сможет при необходимости закончить работу над этим фильмом.
Всего Балабанов снял около двух десятков фильмов. Причем, примерно треть из них короткометражные и документальные. Но еще при жизни его стали считать классиком отечественного кино. Его фильмы расходились на цитаты, а их герои становились культовыми. В первую очередь, это относится к “Брату” и “Брату 2”, хотя самому Балабанову больше всего нравился фильм “Про уродов и людей”. Последним снятым им фильмом стал “Я тоже хочу”.
Его Алексей Балабанов лично представил на кинофестивале в Петербурге 26 сентября 2012 года – буквально за полгода до своей смерти. На этом фестивале фильм был отмечен премией за лучшую режиссуру “Золотой Ангел”. На презентации этого фильма Балабанов, уже что-то предчувствуя, сказал: “Да, я снял новую картину. Думаю, она последняя в моей биографии. Чувствую, это мой последний фильм. Больше не ждите. Прощайте!”
Несколько проектов Алексея Балабанова так и не были завершены. Например, в 2000-м году Балабанов начал снимать фильм “Река” (“На краю земли”) по повести “Предел скорби” польского этнографа Вацлава Серошевского – о жизни в якутской деревне – колонии для прокаженных в начале прошлого века. Съемки еще были далеки от завершения, когда в автомобильной аварии погибла исполнительница главной роли актриса Якутского Национального театра Туйаара Свинобоева. Она была в одной машине с Балабановым и его семьей. На одном из поворотов автомобиль занесло, и он вылетел с трассы. Все кроме актрисы выжили, но получили серьезные травмы. Правда, через год режиссер все же смонтировал отснятый материал. Получился короткометражный фильм на 50 минут с закадровым комментарием недостающих сцен.
А в ноябре 2003 года Балабанов начал снимать фильм “Американец”. Однако после того, как были отсняты отдельные эпизоды фильма в Нью-Йорке, Норильске и Иркутске, съемки были остановлены из-за типично русской проблемы исполнителя главной роли – американский актер Майкл Бин в Норильске ушел в жесткий запой. Работа над фильмом была прекращена, Балабанов даже ездил в Лос-Анджелес на судебное разбирательство, а в своих интервью говорил, что не будет доснимать это кино. Но через десять лет – в 2013 году – он всё же решил переписать сценарий под Майка Тайсона, но и этот проект не успел завершить.
А еще в планах у Балабанова, по словам его сына Федора, был фильм “Мой брат умер”. Но это не завершение самой знаменитой балабановской дилогии, а самостоятельное произведение о двух братьях-близнецах, один из которых – Ваня – умер в младенчестве, но живет в голове оставшегося – Петра. Балабанов не успел закончить сценарий, и это собирался сделать его сын Федор. И он же планировал снять фильм, пригласив на главные роли Олега Гаркушу и Ренату Литвинову. Планы эти были озвучены сразу после смерти Алексея Балабанова, но фильм так снят и не был.
Алексей Балабанов любил Петербург. Особенно, Васильевский остров. Он и сам здесь жил, и большую часть своих фильмов – от “Брата” до “Кочегара” – снимал здесь же. Он любил свою большую квартиру в доме 29 на 12-й линии. В эту квартиру Балабанов поселился из-за печек – он мог часами смотреть на огонь. Часто он сюда приводил бомжей – несмотря на свою известность и знаменитость, он оставался очень простым и добрым человеком и не мог пройти мимо бездомных на улице – приглашал их домой, согревал, кормил и, конечно же, показывал свои фильмы.
Восемнадцатого мая 2013 года около четырех часов дня Алексею Балабанову стало плохо. Он потерял сознание. Медики ничего не смогли сделать – он скончался от острой сердечной недостаточности. Ему было 54 года. Гражданскую панихиду на “Ленфильме” не проводили. Отпевали Балабанова 21 мая в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Проводить в последний путь великого режиссера пришли несколько сотен человек. В тот же день его похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, на том месте, которое он сам выбрал для своей могилы незадолго до смерти: “Я живу по христианским заповедям. Во всяком случае, стараюсь. Верю в Господа. И в то, что не умру. Куда я попаду, не знаю”.
У него очень простой памятник. Со слов друзей, это тоже была его просьба – не ставить никаких помпезных надгробий, а лишь простой православный деревянный крест. Эта просьба выполнена.
Если вам понравился материал – поставьте, пожалуйста, “лайк”. Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь – комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали – пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего – подписывайтесь на канал “Вдоль по Питерской”. Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё – почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент – попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста – если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.
Алексей Балабанов скончался в мае 2013 года. Перед смертью режиссер работал над сценарием нового фильма. Создателю лент «Брат», «Жмурки» и «Груз 200» было 55 лет.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
Похоронили Балабанова на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Траурная церемония прошла так, как того пожелал сам мэтр — без гражданской панихиды, только отпевание в церкви. Так же он велел похоронить себя в тельняшке и кожаной куртке, и эту волю режиссера исполнили. В гробу он лежал в своей любимой повседневной одежде. На отпевание в Князь-Владимирский собор пришли сотни поклонников таланта Балабанова, среди них был замечен Никита Михалков, который снимался у Алексея в фильме «Жмурки».
Вскоре после похорон на могилу культового кинодеятеля потянулись люди. Народ нес цветы и свечи. Когда на погосте установили надгробие, рядом не забыли поставить и маленькую скамейку, чтобы поклонники могли присесть рядом с мэтром.
Даже спустя 9 лет, земля у памятника Балабанову устлана свежими букетами. Когда корреспондент «Экспресс газеты» пришел почтить память мэтра, он застал у могилы компанию пожилых мужчин. Под печальные напевы русских рокеров они пили горькую за упокой души Алексея.
При этом последнее пристанище режиссера выглядит очень ухоженным. Нет ни увядших цветов, ни мусора. «Рокеры» объяснили, что поклонники приходят сюда по несколько раз в день и взяли за правило содержать могилу Балабанова в чистоте.
Источник фото: Борис Кудрявов
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов