Скорее всего, конечно же, поклонники Виктора Цоя и группы “Кино” знают, где похоронен основатель и лидер культовой российской рок-группы. Очевидно, и фанаты “Короля и Шута”, “Объекта насмешек”, “Колибри”, “Облачного края” тоже, если им довелось побывать в Санкт-Петербурге или же им сказочно повезло, и они просто живут в культурной столице, то на могилах своих кумиров они, надо полагать, бывали. Но все-таки, я думаю, нижеприведенная информация для многих будет небесполезной. Хотя бы для тех, кто только собирается посетить Петербург и побывать на Богословском кладбище, где и нашли вечное упокоение вышеназванные российские рок-музыканты.
Итак, как я уже сказал, Виктор Цой (“Кино”), Михаил Горшенев (“Король и Шут”), Сергей Богаев (“Облачный край”), Наталья Пивоварова (“Колибри”) после своей смерти нашли вечное упокоение на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Безусловно, здесь лежит немало достойных граждан нашей и не только страны, но в этом посте информация только о тех, кого я назвал. По nq простой причине, что их могилы найти проще всего, и расположены они все вблизи друг от друга.
Богословское кладбище находится на северо-востоке города и добраться до него довольно просто. Надо доехать по красной ветке метро до станции “Площадь Мужества” (ну или если вы едете, к примеру, с севера или с северо-запада Санкт-Петербурга, то можно доехать и наземным транспортом – порой это бывает быстрее, чем с пересадками на метро). Затем, выйдя из метро, повернуть налево, перейти проспект Непокоренных, сесть на автобус 80, 123, 138 . Можно воспользоваться также и автобусом № 40 и троллейбусом № 6, но тогда одну остановку – метров 600 – придется пройти лишних минут десять пешком, т.к. эти маршруты не доезжают до нужной остановки и поворачивают на Гражданский проспект.
Если же вы сядете на вышеуказанные маршруты, то надо доехать до остановки “Улица Бутлерова”. Да, главный вход на Богословское кладбище расположен со стороны проспекта Мечникова, но, во-первых, до него добираться на общественном транспорте куда как дольше, а во-вторых, ходит туда этот самый транспорт гораздо реже и в значительно меньшем количестве. В общем, выходите на остановке “Улица Бутлерова”.
Отсюда через небольшой лесок надо двигаться в направлении гаражного кооператива. Ну или недалеко находящейся железной дороги, которую очень хорошо слышно.
С противоположной стороны этого леска (парка? сквера?) расположено несколько гаражных кооперативов, между двумя из которых есть не очень приметная на первый взгляд дорожка. Вот она-то вам и нужна.
Далее со всеми предосторожностями надо пересечь железную дорогу. Поезда здесь ходят очень часто, так что будьте очень внимательны.
А сразу за железнодорожным полотном находится Богословское кладбище, окруженное забором. Забор преодолевать не надо – в нем есть калитка.
Пройдя через нее вы и оказываетесь на кладбище. Теперь, чтобы найти места захоронения тех людей, о которых я говорил в начале, необходимо, выйдя на большую аллею – это и есть Братская дорога – повернуть налево. Буквально через полторы сотни метров по левую руку вы увидите могилу Валентины Цой – матери Виктора Цоя. Она почти на двадцать лет пережила своего сына, погибшего в августе 1990 года. Валентина Васильевна умерла от второго инфаркта (первый она перенесла на ногах) в ноябре 2009 года, за два дня до уже назначенной ей операции на сердце. Было ей 72 года…
Примерно в пятидесяти метрах от могилы Валентины Васильевны похоронен и Виктор Цой. Также по левую руку, если двигаться далее в направлении церкви.
Памятник его сразу вызывает ассоциации со строчками песни Цоя “Звезда по имени Солнце”. Во всяком случае, у меня именно такое впечатление сложилось сразу, после первого же посещения его могилы.
Сразу после похорон Цоя близ его могилы был устроен небольшой палаточный городок, в котором проживало до полутора десятков человек – юношей и девушек. С наступлением холодов они перемещались в относительно теплое помещение туалета, расположенного неподалеку, но большую часть светлого времени суток все равно проводили на могиле певца. На них жаловались родственники близ захороненных людей, но попытки ликвидировать эту довольно странную “тусовку” не были удачными и в конце концов, этот городок просуществовал почти десять лет – до конца девяностых. Сейчас постоянных “жителей” на могиле, разумеется, нет, но на ней всегда свежие цветы и каждый день кто-то из поклонников Виктора Цоя здесь бывает. Вообще же неофициально считается, что могила Виктора Цоя – третье или, как минимум, четвертое по посещаемости место захоронения. После мавзолея Ленина в Москве, могилы Ксении Петербургской на Смоленском кладбище в СПб и могилы Владимира Высоцкого на Ваганьково. Сложно достоверно сказать, так ли это на самом деле, но посетителей здесь действительно бывает много, особенно в день гибели музыканта (15 августа) и в день его рождения (21 июня). В эти дни сюда приходят сотни поклонников таланта Цоя, но, конечно, это не сравнить с количеством людей, пришедших на похороны. Тогда их было несколько тысяч. Сейчас же все приходящие в будний день на могилу Цоя могут разместиться на скамейках близ могилы…
В нескольких метрах от Виктора Цоя упокоилась его бывшая жена Марианна. Виктор ушел от нее за четыре года до гибели, но формально они не были разведены, так что возможно и по этой причине Марианну похоронили рядом с мужем, только не слева от Братской дороги, а на центральной ее части, практически напротив Виктора. Марианна умерла от рака груди с метастазами в мозг летом 2005 года. Ей было 46.
В последние годы она жила в гражданском браке с другим известным рок-музыкантом, основателем и лидером рок-группы “Объект насмешек” Александром Аксеновым, больше известным как Рикошет. К слову, Рикошет пережил Марианну на два года и умер от остановки сердца в возрасте 42 лет в марте 2007 года. Похоронен он здесь же, в центральной части Братской дороги, недалеко от Марианны.
Если продолжить движение от могилы Цоя в направлении уже хорошо видимой кладбищенской церкви, то буквально через 10 метров все с той же левой стороны обращает на себя внимание очень яркий памятник, переливающийся перламутром. Здесь покоится лидер и основатель группы “Король и Шут” Михаил Горшенев (Горшок), скончавшийся в ночь с 18 на 19 июля 2013 года из-за острой сердечной недостаточности. Было ему 39 лет.
На его могиле также всегда свежие цветы, а на скамейке рядом с памятником практически постоянно сидит кто-то из поклонников с гитарой, напевая “Ели мясо мужики…”
Почти сразу за могилой “Горшка” находится место упокоения Сергея Богаева – основателя и лидера легендарного “Облачного края” – питерско-архангельской рок-группы, ставшей классикой советского хард-рока. Умер Сергей Богаев за полгода до своего пятидесятилетия…
Если возвращаясь обратно от могилы Сергея Богаева перейти Братскую дорогу на ее противоположную сторону (сделать это можно возле могилы Цоя), то примерно через 20-30 метров после могилы Рикошета можно увидеть очень изящный памятник – белая женская головка на черном гранитном постамента. Это могила Натальи Пивоваровой – создателя, лидера и солистки группы “Колибри”, погибшей в ДТП в сентябре 2007 года близ Коктебеля.
Если вам понравился материал – поставьте, пожалуйста, “лайк”. Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь – комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали – пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего – подписывайтесь на канал “Вдоль по Питерской”. Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё – почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент – попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста – если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………..
Могила Рикошета
Пискарёвка, Калининский район, Санкт-Петербург
59.9902° 30.399586°
Могила Рикошета
Александр Юрьевич Аксёнов (сценическое имя — Рикошет) — лидер группы «Объект насмешек», советский и российский музыкант, автор песен.
Сценическое имя Александра Аксенова — Рикошет
Александр Юрьевич Аксенов (1964–2007) — российский музыкант, автор песен, наиболее известный как лидер группы «Объект насмешек». Впервые выступил на школьной сцене в ансамбле «Резиновый рикошет» в 1980 году: отсюда и сценический псевдоним. Александр Аксенов — «гражданский» муж Марианны Цой после смерти Виктора Цоя. В 1993 году Рикошет снялся в фильме Рашида Нугманова «Дикий Восток» в роли битника.
Похоронен Рикошет на Богословском кладбище Санкт-Петербурга (Братская дорожка).
Источник фото: Commons.wikimedia.org
Памятник Александру Аксенову представляет собой массивный крест из черного полированного камня. Установил его коллега по музыкальному цеху Константин Кинчев, из-за чего на него ополчилась церковь. На лицевой стороне креста выгравирован псевдоним музыканта, причем, на месте буквы О рисунок прицела. На квадратном постаменте высечены настоящее имя и годы жизни Рикошета. Могила высажена живыми растениями и обнесена каменной оградой, в двух местах прерывающейся вставками из кованого металла. Уникальность этих вставок в том, что драконы отлиты с татуировок рок-музыканта.
«Блюз для Негодяя»
Автор:
02 сентября 2019 23:23
Сегодня питерскому панк-рок-музыканту Александру Аксёнову, более известному широкой публике, как Рикошет, исполнилось бы 55 лет.
1.
2.
Александр Юрьевич «Рикошет» Аксёнов — легендарный музыкант, лидер группы Объект Насмешек, родился 3 сентября 1964 года в Ленинграде, в семье театрального режиссера-постановщика БДТ им. М. Горького, заслуженного деятеля искусств РСФСР, ученика Георгия Товстоногова — Юрия Ефимовича Аксёнова.
3.
4.
Жили Аксёновы в районе Купчино. Александр буквально пропитался самим духом этого места: драки “район на район”, пьянки во дворах, убогие рабочие кварталы… Впоследствии, эта грязь, кровь и новая, только зарождающаяся «постсоцромантика» вскормили его, как ярчайшего представителя 2-ой волны ленинградского панка. Алкоголиком Александр не стал, хотя и выпивал в молодости по бутылке коньяка ежедневно. Наоборот, он увлекся восточными единоборствами, с детства тренировался, держал форму. Многие считали его отморозком — он бил не задумываясь, но всегда за дело, и скоро стал героем множества саг. О похождениях Александра рассказывали со смесью удивления, восхищения и страха. Кстати, одной из его «жертв» был Сергей “Африка” Бугаев (музыкант Поп-механики, Кино, Аквариума, Звуков Му и гл. герой х/ф С. Соловьёва “Асса”), которого он обвинил в “приставании к иностранным гражданам на предмет выклянчивания у них жевательной резинки”.
5.
6.
А на музыкальной сцене Александр дебютировал осенью 1980 года в составе школьной группы Резиновый Рикошет, в которую входил его одноклассник Фёдор “Бегемот” Лавров (впоследствии Народное Ополчение, Бригадный Подряд, Бегемот) и приглашённый гитарист. Оттуда и пошло его прозвище, ставшее позднее сценическим именем.
7.
8.
По возвращении из армии, в 1984 году, Рикошет недолго играл в Народном Ополчении — был бас-гитаристом на записи панк-оперы “Новогодие”, репетировал с Андреем “Свином” Пановым (Автоматические Удовлетворители). Однако, не найдя должного понимания, после 2-хлетнего отсутствия в городе, он решает собрать свой собственный коллектив, который отвечал бы новому качественному уровню и был бы созвучен новым реалиям.
9.
10.
Работая грузчиком на “Ленфильме”, Рикошет предлагает такому же грузчику — Евгению “Ай-я-яю” Фёдорову поиграть вместе. Ай-я-яй, уже зарекомендовавший себя, как басист АУ и КСК, соглашается, и предлагает пригласить в качестве гитариста своего двоюродного брата — Андрея “Дюшу” Михайлова (лидера и гитариста КСК). (С которым Рикошет затем неоднократно выяснял отношения «на кулаках», оправдывая свою «славу» отморозка). Дюша дебютировал в конце 1970-х гг. в группе Пилигрим, а летом 1983 года собрал оригинальную версию КСК, к которой в конце 1983 года, присоединился и Ай-я-яй, а осенью 1984 года в состав группы вошёл барабанщик Александр Кондрашкин (в то время игравший в Тамбурине, Странных Играх, а затем ещё и в АВИА). Логично, что в новый состав, который было решено назвать Объект Насмешек (Рикошет, Ай-я-яй, Дюша), барабанщиком был приглашён именно Кондрашкин, хотя он и был занят в это время в записи альбома «Треугольник» группы Аквариум. Так это всё и началось.
11.
12.
Пока звёзды питерский сцены без устали перепевали идиомы арт- и хард-рока, а на “сейшнах” царила тотальная технократия, в крохотных клубах на окраине мало-помалу вызревала новая волна питерского рок-н-ролла. Большинство этих групп не дожило даже до первого публичного концерта, некоторые оставили после себя разрозненные магнитозаписи ужасающего качества, но к началу следующего 10-летия это новое поколение набралось-таки наглости, чтобы заявить о себе публично.
13.
14.
В ноябре 1985 года ОН прорвались на клубную сцену Ленинграда, где добились успеха, благодаря серии коротких и эффектных песен. Поначалу, группа ориентировалась на популярную в то время неоромантику, однако, панковское прошлое её участников всё же взяло верх, что окончательно и определило дальнейший выбор стиля.
15.
16.
Вступив в марте 1986 года в Рок-клуб, и сходу прорвавшись на IV Фестиваль, ОН поразили аудиторию программой, в которой жёсткий гитарный звук, хлёсткие тексты и образ уличных хулиганов резко контрастировал с эклектикой Аквариумом или пафосом Алисы. Справедливости ради, надо сказать, что на том фесте не меньший шок вызвала и ещё одна группа — Телевизор.
17.
18.
В том же году вышел дебютный альбом — “Смеётся “О.Н.” — кто смеётся последним” (др. название “Жадные Вещи”), который был записан на своей домашней студии известным звукорежиссёром Алексеем Вишней. Из-за занятости штатного барабанщика в других проектах, альбом был записан под драм-машину. Несмотря на то, что альбом стал скорее свидетельством поиска стиля, нежели его демонстрацией, он удостоился высокой оценки на страницах самиздатовских журналов, а ОН стали главными героями обложки только что появившегося рок-журнала “РиО” (гл. редактор Андрей Бурлака). На песню «Детективомания» снимают видеоклип.
19.
20.
Хотя, сегодня журналисты вспоминают о группе, прежде всего, рассказывая об эпохе Ленинградского Рок-клуба, или в связи с биографией тех или иных музыкантов, прошедших через её ряды, в годы расцвета ОН, были одной из самых популярных групп страны, а их песни, в которых энергетический напор и яростный запал панк-рока органично соседствовали с мелодичностью бита 1960-х гг. и новаторскими приёмами «new wave», были настоящим лейтмотивом времени.
21.
22.
ОН фактически стали первой группой Питера, а затем и всего Союза, для которой панк-рок был не набором модных атрибутов или элементом имиджа, а жизненной философией и линией поведения, как на сцене, так и вне её.
23.
24.
На сцене ребята выглядели круче, чем Sex Pistols. Одетые в кожу, в шипованных напульсниках, хрипящие: “Мама, подари мне этот пистолет! Мама, подари мне эту пушку!”… Рядом с ними рядом не стояли ни ГО, ни АУ. По яростной энергетике, бьющей во все стороны, группа напоминала скорее Алису. Алису, делающую истинный советский риал-панкЪ…
25.
26.
В СССР были рок-группы, которые власть ненавидела до глубины души. Их концерты запрещали, на них натравливали прессу, с ними даже не пытались разговаривать следователи КГБ (аргумент: “Чё с таких отморозков возьмешь?”). Таких групп тогда было всего 2 — ОН и Алиса.
27.
28.
Кинчев и Рикошет, кстати, были большими друзьями. Участвовали в записях друг друга, вместе ездили на гастроли, или просто пили где-то портвейн… Они даже пытались в конце 1980-х гг. организовать движение “Красный Клин”, в рамках которого комсомольской риторикой прославляли бы перестройку и гласность. Слава Богу, не получилось!
29.
30.
С начала 1987 года группа постепенно набирает обороты: в июне выступила на V Фестивале Рок-клуба, в сентябре — на Форуме рока в Подольске, начали гастроли по Союзу. В течение года с ними играет также гитарист и панк-художник — Юрий “Скандал” Кацук, который, как и Бегемот, был одноклассником Рикошета. Впоследствии, уйдя из группы, он стал одним из авторитетнейших тату-мастеров — плечи Рикошета (и не только его) украшали именно его работы.
31.
32.
В том же году свет увидел 2-ой альбом группы, несколько издевательски над духом того времени названный “Гласность”. Его записал Виктор Глазков в передвижной студии фирмы “Мелодия” — MCI, где он был штатным звукоинженером. Студию подогнал известный советский музыкальный продюсер, издатель и звукорежиссёр Андрей Тропилло для записи рок-фестиваля в Шушарах. Не только ОН, но и другие музыканты до этого не только не работали, но и в глаза не видели подобной аппаратуры! Благодаря деловым качествам появившегося незадолго до этого менеджера ОН Игоря “Панкера” Гудкова (он же – Монозуб, инженер звукозаписи АУ, Зоопарк) и участию Кинчева (Алиса писала тогда же на MCI альбом “БлокАда”), группа получила возможность записываться на аппарате по ночам. Запись была произведена в кратчайший (4-5 ночей) срок, а позднее сведена уже в Москве.
33.
34.
Альбом “Гласность” с песнями “Эпоха для нас”, “Юбер-Любер”, “Комсомольский билет”, с эффектом прорвавшейся плотины, кричал открытым текстом о неприятии существующих ценностей, о скрытом фашизме, о том что “хватит!” — Это Эпоха для Нас. Запись становиться бестселлером магнитофонной культуры, её вновь и вновь переписывают, она звучит из авто и окон. Впервые в СССР панк-группа удостаивается такого широкого внимания.
ОН начинают собирать стадионы, впервые звучат в передаче Александра Градского на радио, их гастроли охватывают территорию Союза от Мурманска до Владивостока, где публика поёт вместе с группой, хотя ни пластинок, ни телеэфиров как не было, так и нет. У музыкантов почти еженедельно берут интервью западные журналисты.
35.
36.
Осенью 1987 года ОН снимает американское MTV, где наряду с советскими, тогда уже супергруппами, Алисой, Телевизором и Аквариумом, а так же москвичами Бригадой С и Звуками Му, они представляют феномен “советского рока” для фильма MTV-USA “Расскажи Чайковскому новости”/Tell the Tchaikovsky news. “Перестройка” — самое модное в тот момент слово в мире, и этот фильм канал MTV транслирует на весь мир по несколько раз за день.
37.
38.
Весной следующего года ОН будут снимать уже французы — канал “Anten 2” — для фильма “Рок вокруг Кремля”/Rock Around The Kremlin, в котором также засветились Сингер-Вингер (Эстония), Ультима Туле (Эстония), АукцЫон, Телевизор, Игры, Э.С.Т., Вопли Видоплясова (Украина), Черный Обелиск, Алиса, Виктор Цой.
Теперь уже ВСЕ хотят открыто и агрессивно петь о политике, хотят быть панками. На следующем фестивале рок-клуба ведущий записывает “в панки” не только Алису и Телевизор, но даже DDT! Что уже говорить о группах «второго эшелона»…
39.
40.
Но в группе нарастает внутреннее недовольство — музыканты чувствуют, что становятся элементом, винтиком политики, какой-то чужой игры, никоим образом не связанной с музыкой.
И с 1988 года группа отказывается от любых интервью и приглашений на «комсомольские» телепередачи, не участвует в “братских” рок-фестивалях, да и к гастролям относиться очень избирательно.
41.
42.
В декабре 1987 года вечно занятого в 3-4 группах Кондрашкина на барабанах сменил Сергей Шарков, пришедший из Ноля.
ОН сосредотачиваются на подготовке программы, впоследствии показанной на сцене Зимнего Стадиона на VI Рок-фестивале в июле 1988 года, и составившей затем альбом “Жизнь Настоящих Ковбоев”. Этот альбом открыл новую страницу в творчестве группы, хотя всем (прежде всего музыкантам) было понятно — пик “панк-успеха”, да и, собственно, “панк-творчества”, уже позади.
Повернувшись спиной к, ставшей супермодной в те времена в музыке, политике и внутренним проблемам разваливающейся страны, ОН в “Жизни…” описали опасную жизнь ночного города, кодекс чести подворотен и приключения байкеров.
43.
44.
Выделение Рикошета не только как лидера, но и единоличного автора повлекло за собой кадровые изменения состава. Осенью 1989 года группу покинул один из основателей — Дюша, который всегда тяготел к более мелодичной и романтичной музыке. Его место занял Константин “Балбес” Фёдоров (ех- Четыре ветра, бит-группа Летний Сад, студийный проект Комиссары Австралии). В этом составе ОН записали последний свой альбом “Сделано в Джунглях”, изданный затем на виниле компанией BSA.
Политика антирекламы даёт о себе знать — устав от финансовых трудностей (Рикошет не хотел давать большие концерты), в январе 1990 года в Форум уходит Шарков, которого сменяет Александр “Дусер” Воронов.
Группа совершает микро-турне по Франции, в феврале 1991 года неплохо выступает в Юбилейном на 10-илетии Рок-клуба, а в том же мае даёт последние крупные концерты в питерском ДК им. Ленсовета вместе с группами Турецкий Чай Дюши Романова (Аквариум) и НЭП.
45.
46.
В какой-то мере, финал группы приблизило также и участие её музыкантов в съёмках приключенческой ленты Рашида Нугманова “Дикий Восток”. Режиссёр определял жанр фильма как “истерн” («вестерн» на «азиатском материале»). Азиатские степи, ковбои, АК-74 и алкоголь… Этакая “Великолепная семерка”, смешанная с “Безумным Максом”. Главную роль – ковбоя-странника, сыграл Балбес, 2 раза появился в кадре Ай-я-яй — в роли безумного певца. Рикошет же написал для фильма всю музыку и сыграл одного из бойцов-алконавтов. Под влиянием картины и был записан альбом “Жизнь Настоящих Ковбоев”.
47.
48.
После 1990 года группа уже не выступала, а к концу 1991 года окончательно прекратила своё существование.
Чуть позже, в 1993 году, Костя и Женя Фёдоpовы и Дусер объединились вновь под названием Tequilajazzz, где «рулит» уже Ай-я-яй. Дюша решает получить высшее образование и почти на 10 лет оставляет музыку, вернувшись к рок-н-роллу только в 1999 году: играет с группой Димы Фёдорова Миккимышь, а также с Кириллом Миллером и Злодеями, в собственном проекте MK ULTRA. Журавлёв в конце 1990-х гг. был участником поп-группы Братья Улыбайте. Харинов же стал священником. А Кондрашкин в июле 1999 года умер от инсульта. А после очередного роспуска Tequilajazzz, летом 2010 года, Балбес вместе с Дусером организовали электронный дуэт «KoD». Следом за ним, почти синхронно, появился группа Zorge Ай-я-яя.
49.
50.
Аксёнов подумывал о том, чтобы возродить группу с другими музыкантами, но из этого ничего не вышло, и он вернулся в музыку только в 1995 году, выпустив на Moroz Records свой дебютный соло-альбом “Блюз для Негодяя”. В записи участвовали музыканты групп Military Jane (будущий Пилот) и Джан Ку, с которыми он в то время сотрудничал как звукорежиссёр и продюсер.
51.
52.
«Сольник» получился отличным, включал в себя несколько настоящих хитов. Авторами 2 треков были хорошо известные поклонникам Алисы Олег Котельников (автор “Танец на палубе тонущего корабля”) и Андрей Коровьев (ex-клавишник Алисы, 1989-93).
Результатом студийной селекции Рикошетом молодёжи, стал сборник “Новая Волна Питерского Рока” и одноименный фестиваль, прошедший в “Юбилейном” в начале ноября 1995 года.
53.
54.
В июне 1996 года Рикошет вернулся и на сцену, выступив на фестивале Театра DDT “Наполним Небо Добротой”, где ему аккомпанировали музыканты Military Jane и Джан Ку, а осенью с успехом повторил акцию “Новая Волна”.
А в 1998 году он исполнил-таки свою давнишнюю мечту: со старым другом Кинчевым, записал совместный альбом “Геополитика”. Он включал в себя электронные версии старых песен Алисы, а также и их совместную песню «Мой Город», на которую затем был снят клип.
55.
56.
Следующие несколько лет Александр занимался студийной работой с альтернативными группами, рэпперами и электронщиками. Попутно выпустил сборник “Рикошет + Балтийский Рэп” (2000) и довольно вторичный, по сравнению и с ним, и с “Блюзом для Негодяя”, альбом “Не снимать! Чёрные Очки” (2002).
Примерно в 2001 году Рикошет показал свои новые песни бывшему коллеге Ай-я-яю. Оба нашли, что они удачно вписываются в прежнюю стилистику группы, было принято решение о возрождении ОН и записи нового альбома. Альбом писали с 2002 по 2005 гг., он получил название «Телетеррор». В записи участвовали музыканты “классического” состава ОН: Рикошет, Ай-я-яй, Дюша и Дусер на барабанах.
57.
58.
Мастеринг альбома был произведён в Дюссельдорфе на лейбле Skyline Studio. В феврале 2006 года состоялась радиопремьера песни “Пого” на «Нашем Радио». В феврале 2007 года Рикошет и музыканты Tequilajazzz отыграли концерт в клубе «Арктика», исполнив как песни ОН, так и сольные композиции Рикошета.
59.
60.
Женой Рикошета была его первая, ещё школьная любовь — Татьяна, которая родила ему сына Кирилла. После развода с Татьяной, он жил гражданским браком с вдовой Виктора Цоя — Марьяной. Как она всегда говорила: “Я занимаюсь тем, что воспитываю гениев…” Существуют предположения, что Александр Цой, на самом деле сын Рикошета. В частности, так утверждают Вишня и Тропилло.
61.
62.
«— Она его достала! Цой ушёл потому, что не хотел терпеть её выходки. Марьяна разговаривала с ним, как с холопом. А ведь он её любил, это было искреннее чувство. Ну а после того как Витька понял, что Саша не его сын…
— В каком смысле?
— В прямом. Они совершенно не похожи! Тропилло считает, что Саша – сын Рикошета, но я свечку не держал. С другой стороны, бросить жену с 2-летним ребёнком может только подонок. А Витька им не был. Он не мог оставить семью из-за красивой бабы из Москвы (вторая жена Цоя – Наталья Разлогова. – Ред.)» — из интервью А. Вишни «Экспресс-газете».
63.
64.
Марьяна умерла после тяжёлой и продолжительной болезни в июне 2005 года, за 1,5 года до смерти Рикошета. Ещё при жизни, она руководила записью его диска “Печаль”, сделанному на основе записей альбома Цоя “Последний герой”. Также Рикошет сделал кавер-версию в стиле «регги» на песню «Камчатка» для проекта «КИНОпробы», которая была издана на одном из сборников, а также исполнена на сборном концерте. А ещё, Марьяна, совместно с Дюшей, помогала Александру в продюсировании альбома «Стальная радуга» рок-музыканта, автора и исполнителя Александра Заславского, который вышел в 2004 году на фирме Moroz Records.
65.
66.
Начало 2007 года стало, можно сказать, вторым рождением ОН – возрождённый Сашей и Женей коллектив начал вновь набирать обороты, появились новые совместные идеи … но жизнь внесла свои коррективы.
22 марта 2007 года Александр Аксёнов, неожиданно для всех, скончался на 43-м году жизни в своей квартире в Санкт-Петербурге, от «внезапной остановки сердца» (как записано в справке «скорой»). Данных следствия, результатов вскрытия, заключения экспертов-медиков – ничего этого нет. Ведь сколько бы ни пил Рикошет, он до последнего держал себя в форме, занимался спортом …
67.
68.
Похоронен музыкант 24 марта на Богословском кладбище северной столицы. Могила Рикошета находится на «Братской дорожке», в 100 м от надгробий Виктора и Марианны Цой.
69.
70.
В 2009 году Кинчев выпустил трибьют на сольное творчество Рикошета. Альбом назван “Выход Дракона”, в него вошли песни Аксёнова в исполнении Ильи Лагутенко, Сергея «Шнура» Шнурова, Антона “Пуха” Павлова, Михаила «Горшка» Горшенёва и Андрея «Князя» Князева и других. Аранжировками занималась группа Алиса, мастеринг и сведение прошли в Германии. В трибьют вошла лишь одна песня из репертуара ОН – “Пого”, правда, уже под другим названием – “Панки грязи не боятся”.
71.
72.
Кинчев же в альбоме “Пульс Хранителя Дверей Лабиринта” (2008) споёт:
«Свистопляс, отрава, мор –
Чехарда отпетых лет.
Кровью отпылал сумрак в перебор,
Посягнув на рикошет.
Конченый герой –
Псам помеха спать.
Тех, кто принял бой,
Смертью не унять!
Тихий подвиг слова «Верь»,
Торный путь в открытый Свет.
Думал, что войду раньше в эту дверь,
Оказалось – Рикошет».
73.
74.
Дискография А. Аксёнова:
В составе Объект Насмешек:
1986 — «Смеётся О.Н. — смеётся последним»;
1987 — «Гласность»;
1989 — «Жизнь Настоящих Ковбоев»;
1990 — «Сделано в Джунглях» (единственный, изданный на виниле);
2008 — «Телетеррор».
Сольные альбомы и проекты:
1995 — «Блюз для Негодяя»;
2000 — «Кинчев и Рикошет: Геополитика»; «Виктор Цой. Печаль»; «Рикошет + Балтийский Рэп»; 2001 — «Не снимать! Чёрные Очки»;
2002 — «Твой новый саундтрек» (не выпущен).
Гостевое участие:
2002 — Король и Шут — альбом «Жаль, нет ружья» — вокал в треке 2 «Мёртвый Анархист».
Трибьют: 2009 — «Выход Дракона».
75.
76.
77.
79.
80.
81.
82.
84.
Источники:
https://rock-n-roll.fandom.com/ru/
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/10446/
http://obekt-rikoshet.ru/history/index.html
https://newsmuz.com/news_2_4839.htm
https://www.eg.ru/showbusiness/357958/
https://acolyt-master.livejournal.com/25145.html
А. Алексеев «Кто есть кто в российской рок-музыке» (М., АСТ : Астрель: Харвест, 2009).
Журнал «РиО»
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
-
March 26 2007, 12:45
Listens: Объект Насмешек – “Брат Ураган”
Похороны Рикошета
Сорвался в ночь на субботу в Питер. Сорвался – потому что просто не мог не сорваться. Ладно, что хоть ещё не в штопор.
Провидение благоволило странствию: билеты нашлись, время прибытия и отбытия – идеальное. До места назначения, правда, добирался на сидячих местах поезда «Аврора». Дело это оказалось небыстрым, так что я ещё сумел урвать несколько раз по часу-полтора какого-никакого сна.
Отпевание Александра «Рикошета» Аксёнова проходило в Александро-Невской Лавре, что само по себе символично и обнадёживающе. Хоронили в роскошном гробу, оснащённом блестящими ручками. Думаю, в обоих случаях, подсуетился Константин Евгеньевич Кинчев, за что ему – земной поклон. На церемонию прибыли: Илья Чёрт – со скорбящей супругой, группа Tequilajazzz в полном составе, Сева Гаккель, Олег Гаркуша, режиссёр Олег Флянгольц, критик Андрей Бурлака. Басист «Джан Ку» Лев Ф. Савранский в храм отчего-то не зашёл и попрощался с Рикошетом на улице. Гроб среди прочих несли Кинчев и Евгений Фёдоров. Рикошет выглядел просветлённым, на его лице застыло выражение тихой печали.
Всё было организовано на высшем уровне. «Безлошадных» до Богословского кладбища и с кладбища вёз огромный автобус. Гроб ехал в красивом лимузине-катафалке, украшенном маленьким венком и узорчатыми клинками. Никто не закатывал демонстративных истерик, но и не вёл себя фамильярно. Редко в подобных ситуациях сталкиваешься с таким достойным поведением. Могила Рикошета расположилась в каких-то ста шагах от надгробия Цоя. Рикошета погребли со строгим соблюдением всех православных канонов. Перед тем, как гроб закопали, настоятель Храма иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости, протоиерей Вячеслав Харинов, произнёс прочувствованную речь, в которой ничуть не стремился приукрасить образ покойного. Сказал, что Рикошет был весьма сложным и колючим человеком, который не стеснялся делать другим больно и не стеснялся жить. В то же время, отец Вячеслав нередко встречал от Рикошета проявления милосердия в таких ситуациях, где ожидал этого меньше всего. Напоследок священник подчеркнул, что Рикошет относился к христианству с некоторым скептицизмом, тем самым готовя всех нас к горячим поминальным молитвословиям о нём, лишённым даже капли притворства.
Поминали в суши-баре на метро «Горьковская». Во главе стола, опять же, сидели Кинчев и Фёдоров. Первый не сдержался: «Надоело уже собираться по таким вот «зелёным» поводам. Фёдоров был озабочен вечерним концертом «Текилы», который был запланирован на вечер в «Рэд Клабе». По этому поводу мрачно шутили: «Рики – в своём репертуаре, устроил себе after party». Настал момент, когда присутствующие стали воодушевлённо вспоминать, какие увечья им нанёс покойник при жизни. Какой-то дяденька гордился, что однажды Рикошет сломал ему два ребра и один палец.
Ну и, концерт «Текилы»… Все вышли в чёрном. Фёдоров старался не спекулировать на теме, но был заметно выбит из колеи, существенно менял местами слова в «Кроме Звёзд». «Пистолет» (п)оказался некрологом. В «Никогда не Вернусь» Евгений изящно жестикулировал, будто прощался с кем-то. Специально к концерту «Текила» подготовила песню «Укрощая Змей», записанную на альбоме «Выше Осени» дуэтом с Рикошетом. После этого со стороны Жени начались наводящие вопросы залу: «А вы слышали студийный вариант этой песни? А помните, кто её с нами пел». Народ не врубался, выкрикивая несуразности: «Какой-то чувак… А хрен знает». Фёдоров не на шутку завёлся: «Чего вы сказали???». Но потом быстро взял себя в руки – и молча продолжил выступление. Наверняка попытка вернуться к теме была предпринята ещё и перед «Бляхой-Мухой», но мне уже надо было бежать на Московский вокзал. На поезд я сел ровно за две минуты до отправления…
Настоятельно прошу ваших тёплых молитв за упокой души раба Божьего Александра. Сейчас это кардинальным образом может повлиять на исход его посмертной участи. Пока ещё может…