Канунникова
О.Г.,
учитель
начальных классов,
гимназия
№ 2, г. Рязань
Описание
работы над проектом
«Мои
истоки»
Руководитель
проекта – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Канунникова О.Г.
Выполнили проект
учащиеся 4В класса
Актуальность
выбора темы проекта
«Человеку
важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух,
которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и
легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». (В.Песков)
Россия вступила в
третье тысячелетие, мы не можем не задавать себе вопросов: какой будет она в 21
веке? Какой будет российская семья? И здесь для нас бесценным сокровищем
является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений. В первую
очередь именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и
духовные обычаи и ценности, созданные предками.
На Руси, как
древней, так и современной, считалось правилом хорошего тона знать свою
родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда,
прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие
внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода,
художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте
в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
На уроках
краеведения я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего
генеалогического дерева. В детском понимании не до конца сложились определения
таких понятий, как «семья», «род», «предок»…Актуальность данной темы не вызывает
сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является
одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы и
была выбрана тема исследования «Мои истоки».
Тип проекта:
информационно-исследовательский, творческий, межпредметный, коллективный,
долгосрочный.
Сроки выполнения
проекта: сентябрь 2012г.- апрель 2013г.
Педагогические
цели проекта:
1. Познавательная:
формирование интереса к истории своей семьи, своей родословной, своих предков.
2. Развивающая:
формирование умений самостоятельного поиска необходимой информации, постановки
вопросов, работы с семейными реликвиями; умений анализировать полученную
информацию; исследовательских умений, необходимых при создании проекта: оценивать
ход и результат своей деятельности.
3. Воспитательная:
формирование чувства любви и уважения к родителям и предкам, к истории своей
малой
родины.
Задачи проекта:
1.
Организовать деятельность учащихся по
изучению родословной семьи, происхождения и значения фамилий.
2.
Организовать деятельность по ознакомлению
с понятиями «родословная», «генеалогия», «геральдика», с правилами создания
фамильных гербов.
3.
Организовать самостоятельный поиск
литературы, необходимой для осуществления проекта, оказывать необходимую
консультационную помощь учащимся при создании проекта.
Этапы работы
I
этап – погружение в проект
На этом этапе в
начале учебного года был проведен классный час «История возникновения фамилий».
Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось провести
исследование, что означает их фамилия и каково ее происхождение.
II этап –
организация деятельности
На этом этапе дети
под руководством учителя уточнили тему проекта «Мои истоки». Сформировали цель,
задачи и вопросы, на которые необходимо найти ответ.
Цель:
узнать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, составить
генеалогическое дерево, разработать семейный герб, подобрать семейный девиз.
Задачи:
– провести
исследование происхождения семейной фамилии;
– узнать, какие
фамилии были у родителей и у предков;
– узнать, как
создаются гербы, значение изображенных на них предметов;
– проанализировать
полученную информацию;
– представить
результаты проделанной работы в виде реферата и презентации.
Вопросы проекта:
1. Должен
ли человек знать историю своей семьи?
2.
Для чего нужно изучать происхождение своей
фамилии?
3.
Какие профессии были у наших предков? Чем
они занимались?
4.
Какова роль фамилии в жизни человека?
5.
Что должен отображать герб?
6. Что
должен отражать фамильный девиз?
III этап – осуществление деятельности
На этом этапе
выполняется проект в соответствии с составленным планом. Дети собирают,
анализируют информацию. Исследуются семейные фотографии, документы, реликвии.
Дети берут интервью у своих родителей, родственников, бабушек, дедушек. При
необходимости советуются с одноклассниками, консультируются с учителем.
IV этап – презентация
Результаты
исследования были представлены на краеведческой конференции «Кто был твой
прадед на Руси свою фамилию спроси!» Представляя свои работы, дети
демонстрировали презентационные умения: навыки монологической речи, артистические
способности, использование средств наглядности при выступлении, умение отвечать
на вопросы по теме.
Рефлексия
проводилась по вопросам:
– Понравилось ли
вам работать над данным проектом?
– Что нового вы
узнали? Чему научились?
– Все ли у вас
получилось? С какими трудностями вы столкнулись?
– Что бы вы
сделали по-другому?
– Планируете ли вы
продолжить свое исследование?
Подводя итоги,
участники проекта делились своими впечатлениями с одноклассниками, родителями,
учителем.
«Работая над проектом, я совершила
удивительное и увлекательное путешествие по страницам истории своей семьи;
восстановила, насколько это было возможно, свою родословную; придумала свой
герб и девиз. Я поняла, что своей жизнью все мы обязаны многим поколениям своей
семьи. В этой жизни мы не одиноки и должны дорожить всеми своими
родственниками. Нужно очень бережно относиться к близким нам людям, не забывать
их, стараться во всем помогать. Нужно спешить делать добро!» (Морозова Софья )
«Работа над
проектом помогла мне познакомиться с историей моей семьи, а изучение
родословной способствовало более близкому общению всех членов нашей семьи и
вдохновило меня на написание стихотворения, которое я посвятила нашей большой и
дружной семье:
С первого вдоха, с
первого слова,
С первого зуба, с
первой улыбки
Нас бережет от
плохого и злого
Наша семья –
колыбель в мире зыбком.
Ласково мама
склонится над нами,
Первой игрушкой
нам мир открывая,
Первою сказкой,
простыми словами…
Нас окружают
теплом и заботой
Бабушки, дедушки,
дяди и тети –
Самая главная в
мире работа,
Вряд ли на свете
важнее найдете!» (Давыдова Полина)
Оценка
результатов работы руководителем проекта
В
послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было
подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные
ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и
экономическая стабильность…» В воспитании россиянина – гражданина и патриота –
особенно важная роль принадлежит школе. Именно школа призвана воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян,
готовить их к жизни в высокотехнологичном мире. В младшем школьном возрасте
начинается длительный процесс познавания тех ценностей, которые лежат в основе
любви к Родине. А любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на
которой родился и вырос, познания истории семейных корней.
Как много мы,
живущие в 21 веке, не знаем о своих традициях, корнях, как обесценили сегодня
многие святые для русского человека понятия. Работая над проектом «Мои истоки»,
мои ученики открыли для себя неизвестные моральные ценности, услышали Заповеди
Божии и узнали, что есть на земле люди, которые живут в соответствии с ними. И
уже никогда они не вырастут «Иванами, не помнящими родства». В их сердце
навсегда поселится любовь не только к себе, но и к своим близким, и они будут
способны на бескорыстные и благородные поступки.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Карагач»
Прохладненского муниципального района КБР.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ
начальных классов «СОШ № 1 с.Карагач»
Протокол №_____ ________ /Отарова Ж.К./ Приказ №______
от «___»_________2015г.
от«__»______2015г. от «___»_______2015 г.
Руководитель МО
______________/Зихова Л.Н./ _________ /Нафонов З.М/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Мои истоки»
1-4 классы.
(2015-2016 учебный год)
Программа рассчитана на детей 7-10 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель:
Шалова М.Х.
учитель русского языка и литературы
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика программы.
- Содержание программы.
- Материально-техническое обеспечение.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование.
- Литература.
I. Пояснительная записка.
План внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Мои истоки» для обучающихся 1-4 классов МКОУ «СОШ №1 с. Карагач», разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:
- приказом МОН России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”» (далее – СанПиН);
- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»; - концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ. Москва \– Просвещение.2010.;
- концепции национальной образовательной инициативы «Нашей новой школы» от 04.02.2010;
- учебным планом МКОУ «СОШ №1 с. Карагач на 2015-2016 учебный год.
Цель внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Мои истоки»
- воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села.
- выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
- создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
- овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
- познакомить учащихся со способами поиска информации;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- формирование коммуникативных навыков;
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась примерной программой воспитания школьников “Мои истоки”. Автор – составитель учитель истории МКОУ «СОШ №1 с.Карагач Озрокова Лейла Х..
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 32 ч. в год, 2-4 классы – 34 ч. в год.
Категория участников – обучающиеся 1-4 классов, в возрасте от 6 до 10 лет.
Места проведения занятий:
– занятия в учебном кабинете, библиотеке, спортплощадке;
– тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
– комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
– игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр);
Занятия на свежем воздухе:
во дворе школы;
спортплощадка.
Виды внеурочной деятельности.
– Игровая деятельность
– Познавательная деятельность
– Проблемно – ценностное общение
– Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построена данная программа:
– принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
– принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
– принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия . Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
– принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
II. Общая характеристика программы
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нПсихолого-педагогические принципы, на основе которых построена данная программа:
– принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
– принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
– принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия . Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
– принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждомравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа «Мои истоки » носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села; формирование поисково – исследовательских и коммуникативных умений учащихся. Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности в 1- 4 классах. Так как изменения последних лет в социально – экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа «Мои истоки» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, героями соцтруда, людьми разных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия разделены на теоретические (беседы, лекции, сообщения, викторины, презентации, составление генеалогического древа) и практические (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи).
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: изучение программы внеурочной деятельности по художественно-нравственному направлению «Я – патриот Родины» тесно связано с такими дисциплинами как «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка»
Ожидаемые результаты
Предметные: учащиеся в ходе реализации данной программы должны приобрести опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:
• свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;
• правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;
• ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
• разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства;
• историю своей малой родины, села, рода.
научатся:
• уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;
• ориентироваться в социуме;
• уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;
• любить и беречь природу своего края, своей Родины.
Личностные: учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки. отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.
Учащиеся должны иметь представление:
• о способах решения проблем творческого и поискового характера;
• об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;
• о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
• о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.
Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результативность: участия ребенка в конкурсных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
III. Содержание программы.
Программа состоит из 6 тематических блоков:
1. «Моя школа»
Изучение истории школы. Знакомство с биографиями учителей – ветеранов педагогического труда школы, знаменитых выпускников школы.
Практические занятия: выпуск газет, презентации.
2. «Семь + я»
Семейные традиции. Моя родословная.
Практические занятия: презентация семейных альбомов, выпуск газет, составление генеалогического древа.
3. «Страницы истории родного села»
Что я знаю о своем селе? История улиц моего села. Образ села в художественной литературе. Орден в моем доме. Ветераны ВОВ. Афганцы.
Практические занятия: встречи со старожилами, работа с источниками в библиотеке, чтение Книги памяти, экскурсия в музей, встречи с ветеранами ВОВ и афганцами, участие в акциях.
4. «Страницы истории моего района»
Знакомство с государственными символами района. Культурные учреждения района.
Практические занятия: экскурия.
5. «Страницы истории моей малой родины»
Знакомство с государственными символами, достопримечательностью КБР. Этнография родного края.
Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися основами поисковой деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, компакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
IV. Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта «Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МКОУ «СОШ № 1с.Карагач» и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия. В школе располагается в типовом одноэтажном учебно-административном здании, соответствующем строительным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Имеется столовая, в которой организовано питание.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами, библиотекой, школьным краеведческим музеем, музыкальной, мультимедийной и компьютерной техникой.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1 |
Введение |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Моя школа |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
Семь + я |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Страницы истории родного села |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
Страницы истории моего района |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Страницы истории моей малой родины |
12 |
14 |
14 |
14 |
VI. Календарно-тематическое планирование.
1 класс – 32 часа
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Введение – 1 час |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
||
«Моя школа» – 5 часа. |
||||
2 |
История моей любимой школы. |
1 |
||
3 |
«История школы в лицах и фактах» |
1 |
||
4 |
Учителя – ветераны педагогического труда. |
1 |
||
5 |
Традиции нашей школы. |
1 |
||
6 |
Золотое созвездие выпускников. |
1 |
||
«Семь + я» 5 часов. |
||||
7 |
Я и мое имя. |
1 |
||
8 |
Генеалогическое древо моей семьи. |
1 |
||
9 |
Наши семейные традиции. |
1 |
||
10 |
«Я и мои родственники» |
1 |
||
11 |
Мое счастливое детство. «Фотографии из семейного альбома» |
1 |
||
«Страницы истории родного села» – 6 часов. |
||||
12 |
Легенды и предания о селе. |
1 |
||
13 |
Улица, на которой я живу. |
1 |
||
14 |
Достопримечательности моего села. |
1 |
||
15 |
Мои односельчане – участники ВОВ. |
1 |
||
16 |
Три богатыря. |
1 |
||
17 |
Мое село в будущем. |
1 |
||
«Страницы истории моего района» – 3 часа. |
||||
18 |
Что я знаю о своем районе? |
1 |
||
19 |
История моего района в событиях и лицах. |
1 |
||
20 |
Мы все разные, но мы вместе. |
1 |
||
«Страницы истории моей малой родины» – 12 часов |
||||
21 |
Моя Кабардино – Балкария. |
1 |
||
22 |
Легенды и предания о крае. |
1 |
||
23 |
Природа моего края. |
1 |
||
24 |
Традиции и обычаи моего народа. |
1 |
||
25 |
Прославленные земляки. |
1 |
||
26 |
Культурные центры Кабардино-Балкарии. |
1 |
||
27 |
Литературное творчество моего народа. |
1 |
||
28 |
Моя малая Родина. |
1 |
||
29 |
Учебные заведения моей республики. |
1 |
||
30 |
Спортивные достижения моих земляков. |
1 |
||
31 |
Достопримечательности моего края. |
1 |
||
32 |
Кухня моего народа. |
1 |
2 класс – 34 часа
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Введение – 1 час |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
||
«Моя школа» – 5 часа. |
||||
2 |
История моей любимой школы. |
1 |
||
3 |
Созвездие учительских сердец. |
1 |
||
4 |
Учителя – ветераны педагогического труда. |
1 |
||
5 |
Традиции нашей школы. |
1 |
||
6 |
Золотое созвездие выпускников. |
1 |
||
«Семь + я» 5 часов. |
||||
7 |
Я и мое имя. |
1 |
||
8 |
Генеалогическое древо моей семьи. |
1 |
||
9 |
Наши семейные традиции. |
1 |
||
10 |
Наши семейные реликвии. |
1 |
||
11 |
Мое счастливое детство. |
1 |
||
«Страницы истории родного села» – 6 часов. |
||||
12 |
Легенды и предания о селе. |
1 |
||
13 |
Улица, на которой я живу. |
1 |
||
14 |
Достопримечательности моего села. |
1 |
||
15 |
Мои односельчане – участники ВОВ. |
1 |
||
16 |
Мой дом-моя крепость. |
1 |
||
17 |
Мое село в будущем. |
1 |
||
«Страницы истории моего района» – 3 часа. |
||||
18 |
Что я знаю о своем районе? |
1 |
||
19 |
История моего района в событиях и лицах. |
1 |
||
20 |
Мы все разные, но мы вместе. |
1 |
||
«Страницы истории моей малой родины» – 14 часов |
||||
21 |
Моя Кабардино – Балкария. |
1 |
||
22 |
Легенды и предания о крае. |
1 |
||
23 |
Природа моего края. |
1 |
||
24 |
Традиции и обычаи моего народа. |
1 |
||
25 |
Прославленные земляки. |
1 |
||
26 |
Культурные центры Кабардино-Балкарии. |
1 |
||
27 |
Литературное творчество моего народа. |
1 |
||
28 |
Просвещение и образование. |
1 |
||
29 |
Учебные заведения моей республики. |
1 |
||
30 |
Спортивные достижения моих земляков. |
1 |
||
31 |
Достопримечательности моего края. |
1 |
||
32 |
Кухня моего народа. |
1 |
||
33 |
Мое любимое блюдо. |
1 |
||
34 |
Каким я хочу видеть свое будущее. |
1 |
3 класс – 34 часа
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Введение – 1 час |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
||
«Моя школа» – 5 часа. |
||||
2 |
История моей любимой школы. |
1 |
||
3 |
Созвездие учительских сердец. |
1 |
||
4 |
Учителя – ветераны педагогического труда. |
1 |
||
5 |
Традиции нашей школы. |
1 |
||
6 |
Золотое созвездие выпускников. |
1 |
||
«Семь + я» 5 часов. |
||||
7 |
Я и мое имя. |
1 |
||
8 |
Генеалогическое древо моей семьи. |
1 |
||
9 |
Наши семейные традиции. |
1 |
||
10 |
«Милой мамочки портрет» |
1 |
||
11 |
Мое счастливое детство. |
1 |
||
«Страницы истории родного села» – 6 часов. |
||||
12 |
Легенды и предания о селе. |
1 |
||
13 |
Улица, на которой я живу. |
1 |
||
14 |
Достопримечательности моего села. |
1 |
||
15 |
Мои односельчане – участники ВОВ. |
1 |
||
16 |
Три богатыря. |
1 |
||
17 |
Мое село в будущем. |
1 |
||
«Страницы истории моего района» – 3 часа. |
||||
18 |
Что я знаю о своем районе? |
1 |
||
19 |
История моего района в событиях и лицах. |
1 |
||
20 |
Мы все разные, но мы вместе. |
1 |
||
«Страницы истории моей малой родины» – 14 часов |
||||
21 |
Моя Кабардино – Балкария. |
1 |
||
22 |
Легенды и предания о крае. |
1 |
||
23 |
Природа моего края. |
1 |
||
24 |
Традиции и обычаи моего народа. |
1 |
||
25 |
Прославленные земляки. |
1 |
||
26 |
Культурные центры Кабардино-Балкарии. |
1 |
||
27 |
Литературное творчество моего народа. |
1 |
||
28 |
Просвещение и образование. |
1 |
||
29 |
Учебные заведения моей республики. |
1 |
||
30 |
Спортивные достижения моих земляков. |
1 |
||
31 |
Достопримечательности моего края. |
1 |
||
32 |
Кухня моего народа. |
1 |
||
33 |
Мое любимое блюдо. |
1 |
||
34 |
Каким я хочу видеть свое будущее. |
1 |
4 класс – 34 часа
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Введение – 1 час |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
||
«Моя школа» – 5 часа. |
||||
2 |
История моей любимой школы. |
1 |
||
3 |
Созвездие учительских сердец. |
1 |
||
4 |
Учителя – ветераны педагогического труда. |
1 |
||
5 |
Традиции нашей школы. |
1 |
||
6 |
Золотое созвездие выпускников. |
1 |
||
«Семь + я» 5 часов. |
||||
7 |
Я и мое имя. |
1 |
||
8 |
Генеалогическое древо моей семьи. |
1 |
||
9 |
Наши семейные традиции. |
1 |
||
10 |
Наши семейные реликвии. |
1 |
||
11 |
Мое счастливое детство. |
1 |
||
«Страницы истории родного села» – 6 часов. |
||||
12 |
Легенды и предания о селе. |
1 |
||
13 |
Улица, на которой я живу. |
1 |
||
14 |
Достопримечательности моего села. |
1 |
||
15 |
Мои односельчане – участники ВОВ. |
1 |
||
16 |
Три богатыря. |
1 |
||
17 |
Мое село в будущем. |
1 |
||
«Страницы истории моего района» – 3 часа. |
||||
18 |
Что я знаю о своем районе? |
1 |
||
19 |
История моего района в событиях и лицах. |
1 |
||
20 |
Мы все разные, но мы вместе. |
1 |
||
«Страницы истории моей малой родины» – 14 часов |
||||
21 |
Моя Кабардино – Балкария. |
1 |
||
22 |
Легенды и предания о крае. |
1 |
||
23 |
Природа моего края. |
1 |
||
24 |
Традиции и обычаи моего народа. |
1 |
||
25 |
Прославленные земляки. |
1 |
||
26 |
Культурные центры Кабардино-Балкарии. |
1 |
||
27 |
Литературное творчество моего народа. |
1 |
||
28 |
Просвещение и образование. |
1 |
||
29 |
Учебные заведения моей республики. |
1 |
||
30 |
Спортивные достижения моих земляков. |
1 |
||
31 |
Достопримечательности моего края. |
1 |
||
32 |
Кухня моего народа. |
1 |
||
33 |
Мое любимое блюдо. |
1 |
||
34 |
Каким я хочу видеть свое будущее. |
1 |
- Литература.
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г., Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». – 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Список литературы для учеников:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии. Учебник для 8-9 классов. Нальчик, «Эльбрус», 2005 год.
- Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. Нальчик, ЭЛЬ-ФА, 2008 год.
- Избранные произведения адыгских просветителей.- Нальчик, 1980
- .История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Направление: Краеведение.
Тема проектной работы:
«Мои истоки»
Работа Пшуковой Дарины уч. 8 кл. МКОУ «СОШ им. Х.Х. Абазова»
Руководитель: Бичоева Хаишат Сафарбиевна
учитель кабардинского языка и литературы
Слайд 2
введение
Род. Народ.
Родина. –
слова – то главные.
Так гласит народная мудрость. От любви к маме и папе распространяется наша любовь на близких людей и далее на народ, на Родину свою. Наша Родина – Россия, самая большая по территории страна в мире. Мы живем в Кабардино-Балкарской Республике , которая является составной частью Российской Федерации.
Слайд 3
Цель: изучение и составление генеалогического древа
своего рода
Задачи:
Встреча старейшими представителями своего рода;
Изучение материалов архива;
Изучение литературы по теме.
Актуальность: Мы ,сегодняшнее поколение, плохо знаем своих
предков , а испокон веков было принято знать свои родствен –
ные связи до 9-го колена. Именно поэтому я и занялась
составление своего генеалогического древа.
Слайд 4
История возникновения фамилии Пшуковых
Меня всегда интересовала история моей страны, моей семьи и моего рода. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю родины в отрыве от истории родного края.
Главным нашим консультантом в работе был Мухадин Хажисмелович Пшуков, который живет в городе Нальчике, который издал две книги рода Пшуковых и мой дедушка Хасен Цруевич
Слайд 5
Фамилия Пшыук1 сложена из двух слов. «Пщы»- князь,глава села,старшина села, народа. И «ук1»- убивать. Из других источников есть упоминание о Пшуке с 1639г. Тогда фамилия существует более 360лет.
Слайд 6
Люди, прославившие род
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Родословная прадедушки Цру.
От прадедушки и пошло 4 ветвей. 1-я ветвь – мой дедушка. старший сын Хасен,2-ветвь Хусен,3-я ветвь-Исмаил,4-я ветвь-Биляль.
Мой дедушка после окончания школы служил в военно-морском флоте. После службы работал механизатором, механиком бригады, затем бригадиром полеводческой бригады 18 лет. Возглавляемая им бригада в выращивании сельскохозяйственных культур неоднократно становилась победительницей соцсоревнования. Награжден орденом трудового Красного Знамени и « Знак Почёта», четырьмя медалями; « За доблестный труд», « Ветеран Труда», «За успехи в народном хозяйстве СССР», « Ударник 9 пятилетки».
Мой дедушка был женат на моей бабушке Тамаре. Они воспитали и вырастили 4-х детей: 2-х сыновей ,2-х дочерей. 8 внуков; 5-правнуков
Мой дядя Пшуков Хасанби проработал заместителем начальника следственного отдела Зольского РОВД 22 года и начальником штаба Зольского РОВД 5 лет. Закончил службу
Слайд 11
Моим прапрадедушкой был Шаох. Он был вторым по счету из братьев.
Пришел он в село Батех в 1928г. Человек он был любознательный, общительный. Он обошел много мест в Зольском районе, чтобы увидеть новые места, познакомиться с бытом и жизнью людей других сел. Славился он на всю округу отличным фермером , занимался разведением скота. Прапрадедушка был человеком высоким, светлым.
Мой прадедушка был вторым сыном и звали его Памца. Он тоже пошел по стопам своего отца. У него было огромное хозяйство и разводил скот. У него было два сына и две дочери: Цру, Хажмурат,Лина и Сата.
Слайд 12
в звании подполковника милиции. Сейчас по выслуге лет на заслуженном отдыхе. Мой папа работает директором Зольского лесничества. Награждён медалем «Заслуженный работник лесного хозяйства РФ», похвальными грамотами правительства Зольского района и КБР.
Все правнуки в основном живут в селе Батех. Ну а те, которые переехали в другие места, каждое лето собираются в родном селе. И вообще род Пшуковых очень дружный и в праздники и в горе все собираются в одном месте. Помогают, поддерживают друг друга!
Слайд 13
Люди, прославляющие наш род
В каждом роде, в каждой семье есть люди, которые прославляют свой род своими подвигами,
трудом, талантом.
Так и в нашем роду есть люди, которые прославляют не только свой род, но и свою Родину. «Сегодня род Пшуковых насчитывает более 300 семей. В большинстве это жители селений КБР.
Хочу сказать о братьях прадедушки: Пшукове Пшимурзе- ветеране ВОВ, который дошел до Берлина,был отзывчивым, чутким и требовательным человеком и Пшукове Султане Иналовиче- хирурге, враче, отце, достойнейшем человеки, сделавшим осень много не только для своего рода, но сыгравшем большую роль в здравоохранении республике.
в общем, оглядываясь назад на свой род, мне не стыдно ни за кого из них .Я горжусь своими предками. Они отличаются доброжелательностью, стремлением помочь другим, трудолюбием и всегда приходят друг другу на помощь!
Слайд 14
Вывод.
Таким образом, в результате проделанной работы, я смог графически изобразить родословную всего своего рода и
считаю свою работу важной и необходимой не только для себя, но и для своих потомков.
Потому что родословное позволяет хранить память о предках, что само по себе достойно внимания и тем самым позволяет нам осознать ответственность перед прошлым поколением.
Пока я составил свое родословное только до 5-го колена. Надеюсь продолжить свою работу в дальнейшем.
Вот оказывается как много у каждого из нас родных. Мы не одни в этом мире. Составление родословной для всей нашей семьи было увлекательно и весьма полезное для нас занятие.
Слайд 15
Дедушкины награды
Слайд 16
Родословная Пшуковых.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Сочинение на тему «Мои истоки»
Меня зовут Гелдиева Алия, по национальности я татарка. В своей работе мне очень хочется рассказать о самобытности татарского народа. Татары поистине удивительны, их культура, традиции, национальный костюм и кухня – это нечто особенное, покрытое пеленой уважения и добра. И меня охватывает гордость, что я принадлежу ко второму по численности народу в Российской Федерации. Он делится на четыре основные этнотерриториальные группы: волго-уральская, к которой принадлежу я, крымская, астраханская и сибирская. Все в моей семье очень хорошо говорят на татарском языке, это знание передалось и мне.
«О, как хорош родной язык, отца и матери язык / Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!», − написал когда-то народный татарский поэт Габдулла Тукай о родном языке. Татарский относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Религия большинства представителей этого народа – ислам, но есть среди них и христиане.
Мне очень нравится национальная татарская кухня. Она объединила в себе все лучшее с востока и запада, благодаря великому шелковому пути и близости соседних народов с различной верой и культурой. Древние булгары подарили балмай, катык, китайцы – пельмени и чай, узбеки – плов, таджики – пахвалу. Я же очень люблю чак-чак и эчпочмак. Говоря о национальной кухне, стоит отметить влияние на нее религии. Так, ислам накладывает запрет на употребление свинины и алкогольных напитков. Прием пищи мусульман всегда начинается с омовения и молитвы, то же самое относится и к завершению трапезы. Татары − очень гостеприимный народ. Гостей принято не только угощать, но и одаривать подарками. Татарская кухня – является одной из самых колоритных, питательных, но в то же время здоровых и полезных кухонь мира.
Не менее интересен и самобытен традиционный татарский костюм. На его характерные особенности также повлияла и религия, и традиции Востока, и кочевой образ жизни. Он удобен для верховой езды, легкий, но теплый, украшен ярким орнаментом, состоящим из геометрических и растительных мотивов. Основные цвета костюма − голубой, зеленый, белый, желтый. Основу мужского костюма составляют удлиненная рубаха, шаровары, безрукавка, полочки которой украшены вышивкой или распашной халат. На голове тюбетейка. Верхняя одежда состоит из кафтана узкого кроя до колен, овчинная шуба, меховая шапка. Обувь представляет собой удобные сапоги из мягкой кожи, без каблука – ичиги. Женская рубаха шьется по щиколотку и внизу украшена воланами, а нагрудная часть специальным нагрудником – изу. Женщины всегда носили украшения: серьги, кольца, мониста, подвески. Головной женский убор определял её семейное положение. Девичий головной убор − калфак либо бурек, такия – тканевая шапочка, украшенная вышивкой, бусинами, серебром. Убор замужней женщины состоит из трех частей. Нижней, основной, чтобы собрать и закрыть волосы, средней – покрывало, верхней – повязки, платка и шапки – удерживающей покрывало на голове.
В татарской культуре очень много праздников. Например, Рамадан – это месяц строгого поста, духовного очищения. Ураза-байрам, который отмечается по завершению тридцатидневного поста; Курбан-байрам – праздник жертвоприношения; Навруз – день весеннего равноденствия. Любимый праздник моей семьи − сабантуй – праздник плуга, празднуется по окончанию весенних полевых работ. Отмечается он весело, с размахом. Проводятся спортивные соревнования: курэш – борьба на кушаках, бег на небольшие дистанции, прыжки, конные скачки, бой мешками, лазанье по высокому и гладкому столбу.
Среди татар немало талантливых людей, которые являются для нас настоящим примером для подражания. Например, поэты Габдулла Тукай, Муса Джалиль. Рудольф Нуриев − гениальный советский артист балета и балетмейстер. Ренат Акчурин − выдающийся кардиохирург, академик; Марат Сафин − российский теннисист.
Татарский народ – это один из тех, кто свято чтит свои традиции и обычаи, по возможности стараясь их соблюдать. В моей семье с детства воспитывается уважительное отношение к старикам, любовь к Родине, национальности и своей вере. Искренне горжусь тем, что я – татарка!
Автор материала: А. Гелдиева (6 класс)
Мастер-класс по составлению родословной «Моя семья – мои истоки» на форуме многодетных семей «Мы вместе»
29 марта Агинская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано приняла участие в межмуниципальном форуме многодетных семей «Мы вместе» на базе СК «Бургэд». Организаторы данного форума ставили цель: популяризация семейных ценностей, позиционирование семей, мер поддержки, обсуждение на дискуссионных площадках актуальных проблем многодетных семей и поиск путей их решения. Прошли консультационные площадки, творческие мастерские, мастер-классы, игровые площадки, спортивные состязания, работали различные выставки, представлены художественные номера.
Наша библиотека провела мастер-класс по составлению родословной «Моя семья-мои истоки». Изучение семьи и составление родословной – это не только красивая традиция, но и долгий и кропотливый труд, это процесс сохранения памяти целого народа, и соответственно государства. В последнее время люди начали осознавать важность изучения семьи и рода. И наша библиотека не остается в стороне, проводит различные мероприятия, конкурсы, мастер-классы по составлению родословных, презентации книг по родословным.
Для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. В настоящее время наступило время возрождения, возвращения к традициям и в этих условиях актуальность приобретает изучение своей родословной. Не только у бурят, но и у других народов знание прошлого своего рода, истории династии и корней предков, всегда было большой силой. Знание собственной родословной даёт надёжный фундамент для построения будущего. У каждого из нас есть история, которой можно гордиться! Возникает необходимость создания родословной, семейных историй для передачи её своим детям, внукам. В рамках творческой мастерской сотрудниками библиотеки была дана информация: «Почему важно знать свои корни?», «С чего начать создание своей родословной?», «Как оформить историю рода?».
Гости площадки узнали что такое генеалогическое древо семьи, каков принцип его построения, какие ещё могут встретиться названия этого термина, как составить схему вглубь своего рода с предками. Желающие попробовали составить свое генеалогическое древо, также известное как родословное дерево. Участникам роздали схематично оформленные таблицы, на основе которых они показали родственные связи своей семьи. Надо отметить, что многие затруднились с таким заданием. Таким образом, проявленный интерес участников к данной проблеме показывает, что все больше людей стали понимать, что нужно уважать своё происхождение, а также знать, откуда тянутся корни рода. В век цифровых технологий, изучить историю семьи, составить генеалогическое древо рода можно, как при помощи привлечения профессионалов и специалистов, так и самостоятельно. Доступ в государственные архивы, ЗАГСы, библиотеки всегда открыт для всех желающих. Также предлагаются на просторах интернета ряд программ, которые помогут нарисовать историю вашей семьи, популярные электронные библиотеки, каталоги по генеалогии и форумы по генеалогии. Были даны адреса, ссылки, рекомендованы программы.
Мастер-класс прошел на одном дыхании, участники с удовольствием слушали информацию, задавали вопросы, постарались заполнить генеалогическое древо, познакомились с книгами по родословным.
В конце мероприятия сотрудники призвали участников форума принять участие в краевом конкурсе генеалогических древ «Пишем семейную историю», посвященном Году педагога и наставника в России и 15-летию со дня образования Забайкальского края.
Батомункуева Р.М.,
главный библиотекарь отдела краеведения и библиографии
Просмотры:
129