Семейное дерево 2 класс окружающий мир образец-где найти/скачать? Семейное (родословное), или генеалогическое, дерево – это схематическое изображение всех родственников, построенное по порядку рождения (наследования) и родственных связей. Семейное дерево для 2 класса. Это может быть рисунок карандашами или красками, аппликация из цветной бумаги или фотошоп. Во всех случаях используются фото родственников с указанием ФИО и степени родства. Само оформление дерева и рисунок дерева – индивидуальное, на ваш вкус и цвет. Приведу примеры, образца семейного/генеалогического древа, на основе которых вы можете создать свое неповторимое дерево. Я бы указала старших родственников у основания дерева – все же они основа рода, а себя на самой верхушке – как молодую поросль. Но в примерах вы встретите и обратный порядок расположения. система выбрала этот ответ лучшим Solnce lychik 2 года назад Изобразить всех родственников в виде семейного дерева не очень сложно. Главное знать своих бабушек и дедушек. А если внести своих прабабушек так вообще будет отлично. Можно напечатать шаблон затем вклеить фотографии родных с именами и фамилиями. Шаблон можно найти на просторах интернета. Вот такой например. А можно схематически нарисовать самому. Это не так сложно как кажется. Дерево рисуется достаточно просто. Даже первоклассник справиться с этой задачей. Вот еще наглядный яркий пример семейного дерева. Конечно напечатанный вариант кажется аккуратней, но сделанный своими руками намного ценнее. Ведь туда вложено больше труда. jarptica 4 года назад В генеалогическом древе в идеале должно быть хотя бы 4 поколения:
Можно разместить рисунок в виде дерева. Ребенок на самом верху, а в самом низу , в корнях – прабабушки и прадедушки. Можно дерево нарисовать, а членов семьи написать на яблочках и наклеить на дерево. 88SkyWalker88 2 года назад Семейная родословная – это проект, в рамках которого ребенок узанет о своих предках, рордственных связях. Оформляется такой проект в виде рисунка с фотографиями. Рисуем дерево с листьями и ветками. Далее начинаем приклеивать фотографии таким образом, чтобы были видны родственные связи. Начинаем с ребенка, далее следуют его папа и мама, далее бабушки и дедушки и так далее. Внизу подписываем имя, фамилию, отчество, а также годы жизни. Вот образцы таких проектов: Можно скачать цветные готовые шаблоны. Вам останется только распечатать фотографии и сделать подписи к ним. Скачать такие шаблоны можно здесь: СнежнаяЗима более года назад Проект “Семейное дерево” очень интересный. Он дает возможность больше узнать о своей собственной семье, о своих родственниках. Чтобы его подготовить, необходимо обратиться к маме и папе или бабушке и дедушке. Они расскажут больше о своих родителях и о своих бабушках и дедушках. Также они смогут найти подходящие фотографии. Это фотографии можно, например, сфотографировать на телефон и перенести в компьютер. Далее можно будет распечатать их и таким образом не придется портить очень ценные снимки и что-то вырезать из них. Распечатанные фото можно будет потом разместить на рисунке или аппликации, которые необходимо будет изготовить. Можно дерево нарисовать. А на плодах этого дерева написать имена родных или приклеить фото. Сначала свое имя, далее имена родителей, далее бабушек и дедушек, а затем их родителей. Важно также не забыть братьев и сестер, если они есть. Примеры таких работ, нарисованных карандашами или же вырезанных из цветной бумаги: Можно по этим образцам нарисовать дерево своей семьи. Учитывайте, сколько в ней человек и, соответственно, рисуйте необходимое количество веток. Если фотографии не требуют, можно просто написать имена. И не портите старые фотографии, так как они бесценны и их уже не восстановить. Если задали такой проект с фотографиями, обязательно скажите об этом родителям и вместе с ними сделайте с помощью телефона фотографии этих старых фотографий. А на компьютере можно будет потом придать им нужный размер и распечатать. Вот красивый образец дерева, можно, например, с него срисовать очень оригинальное дерево: В Рокотов более года назад Предлагаю свой вариант проекта для школы “Семейное древо”. Раньше генеалогическое древо рисовали совсем не так как сейчас. Сейчас почему то рисуют всех молодых снизу – это не правильно. Ствол связан с корнями, прочно и устойчиво стоит на земле – это наши предки, уже ушедшие. К стволу примыкают мощные нижние ветки – они должны быть мощными ведь они держат целую крону. Нижние ветви это наши прадедушки и прабпбушки. Первая зеленая граница – это наши родители – если они живы – они находятся среди листвы, вторая полоса тонких веточек и мощной листвы – это вы – молодое поколение, за которым будущее. У вас тоже когда-нибудь будут свои дети – поэтому над вами обязпательно должны быть лепесточки. Вот один из примеров, а также их можно увидеть тут. Марина Вологда 9 месяцев назад Семейное дерево стоит начинать с себя, т.е. ученика мы пишем в самом низу, дальше две стрелочки вверх и пишем своих папу и маму. Ну и дальше бабушек и дедушек. Не забывайте, если у вас есть братья и сестры, их тоже надо указать в этом дереве. Если у вас есть фотографии или принтер, на котором можно распечатать фотографии вашей семьи, то тогда вклеиваем фотографии в древо и получаем примерно вот такой результат. Если фотографий нет, то можно просто написать кто и как зовут. Тогда возьмите шаблон, что ниже и просто впишите словами. Шаблон для семейного дерева можно взять вот такой. Если хотите, чтобы было подписано кто и где находится, можно шаблон взять такой. Такую творческую работу дают делать детям со второго класса. Сделать её легко. Ребёнок берет лист бумаги, рисует дерево, а в кружочках на ветвях подписывает имена своих предков. Можно сделать в виде аппликации, то есть на нарисованные дерево клеим фотографии семейные и подписываем кто есть кто. Один из простых примеров такого семейного дерева можно посмотреть ниже. Чаще всего подписи начинаются снизу и вверх. То есть внизу я, сестры, братья если есть, папа, мама и так далее, а сверху уже бабушки, прабабушки. Можно такую работу выполнить и по шаблону, только его надо заранее скачать. Несколько примеров по теме найдёте здесь (не реклама, ознакомление). Бархатные лапки 4 года назад Сейчас детям в школе часто задают выполнить проект (или презентацию) на тему “Семейное дерево”. Найти образец можно просто в этом вопросе. Проще всего нарисовать семейное дерево таким образом: рисуем толстый ствол нашего дерева и много веток. Расположить данные о себе и своих родственниках можно в любом порядке. Кто-то начинает писать снизу старшее поколение, а вверху – самые молодые представители семьи. Кто-то это делает совершенно наоборот: снизу – самые молодые, вверху – старшие. Можно просто написать данные в “листиках” древа. Можно наклеить фотографии и подписать их. Также можно выполнить дерево в виде аппликации. Берем цветную бумагу, вырезаем ствол, листья и ветки. Наклеиваем на картон, далее заполняем данные. OlyaSh 9 месяцев назад В рамках проекта “Семейное дерево” по предмету “Окружающий мир” ученик 2 класса должен собрать информацию о своей семье, своих предках и родственных связях. Изобразить это в виде генеалогического древа, а также сделать презентацию своего проекта. Оформить семейное древо можно различными способами, здесь все зависит только от вашей фантазии. Несколько примеров я приведу в своем ответе. Самый простой способ – это найти в интернете готовые шаблоны и вклеить туда фотографии членов своей семьи. А можно проявить творческие таланты и самому изобразить дерево, нарисовать или просто подписать информацию о своих родственниках. Вот такие варианты для примера. Знаете ответ? |
Смотрите также: Как правильно сделать проект “Семейные традиции” 2 класс окружающий мир? Рассказ о поведении птиц зимой 2 класс окружающий мир – где найти образец? Проект Мои домашние питомцы 2 класс окружающий мир – где найти образец? Доклад, рассказ Путешествие по планете, 2 класс окружающий мир как сделать? Доклад, рассказ Посмотри вокруг, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ Из чего что сделано, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ “Невидимые нити”, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ Все профессии важны, 2 класс, окружающий мир, как сделать? Доклад, рассказ Поговорим о болезнях, 2 класс, окружающий мир, как сделать? 2 класс Окружающий мир. Красная книга. Ответы к учебнику стр 91 -где найти? |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ершичская средняя школа»
Муниципального образования – Ершичский район
Смоленской области
Исследовательский проект
«Моя родословная»
Автор: ученик 4А
класса
Гледяев Антон
Руководитель: Помозова Ирина Алексеевна
с. Ершичи, 2019 г.
Содержание
I. Паспорт
проекта…………………………………………3-4
II. Введение………………………………………………… 5
III. Основная часть…………………………………………6-15
3.1. Теоретическая часть ………………………………… ..6-7
3.1.1. Родословная……………………………………………6
3.1.2. Генеалогия.……………………………………………6-7
3.1.3. Генеалогическое древо……………………………….7
3.2. Практическая часть…………………………………….8 -14
3.2.1. Социологический опрос……………………………..8
3.2.2. Моя семья……………………………………………..8-9
3.2.3. Родственники по линии отца…………………………9-11
3.2.4. Родственники по линии матери……………………..12-13
3.2.5. Происхождение фамилий отца и матери……………13-14
3.2.6. Генеалогическое древо моей семьи…………………14
IV. Заключение………………………………………………15
V. Литература………………………………………………..15
Паспорт проекта
1.
Название
проекта: «Моя
родословная».
2.
Руководитель
проекта:
Помозова Ирина Алексеевна.
3.
Возраст
учащихся: 11
лет.
4.
Автор
проекта: Гледяев
Антон, обучающийся 4А класса.
5.
Тип
проекта: учебный,
исследовательский.
6.
Вид проекта: индивидуальный.
7.
Цель
проекта: изучить
родословную моей семьи и построить генеалогическое древо.
8.
Задачи
проекта:
· провести социологический
опрос;
· изучить семейный архив;
· записать воспоминания
родственников;
· собрать и изучить сведения
по проблеме из книг и интернет;
· составить генеалогическое
древо нашей семьи.
9. Форма проекта: исследование, презентация.
10. Проблема исследования: я хочу узнать родословную
своей семьи и составить генеалогическое древо.
11. Идея проекта: установить связь между
поколениями.
12. Адресная направленность:
· одноклассники, учащиеся
начальной школы;
· учителя, родители,
общественность.
13. Этапы работы:
I этап погружение в проект:
· определение темы проекта,
постановка цели;
· подготовка к сбору
информации;
· информация родителей о
предстоящей деятельности.
II этап организация деятельности:
· составление плана реализации
проекта;
III этап осуществление деятельности:
· сбор и оформление информации;
· создание генеалогического
древа.
IVэтап презентация результата:
· Представление презентации.
14. Ресурсное обеспечение:
· фото, видео материалы;
· библиотечный фонд;
· подбор фотографий;
· компьютер;
· интернет.
15. Результат деятельности:
· защита проекта перед
одноклассниками;
· составление генеалогического
древа;
· данный проект может быть использован
на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности.
16. Перспектива развития:
· демонстрация проекта широкой
общественности;
· участие в конкурсе,
научно-практической конференции.
Введение
Актуальность
На Руси издавна считалось хорошим тоном знать не
только отца, но и деда, прадеда, прапрадеда и т.д. В современном обществе, в
век компьютеризации, всё больше утрачивается связь поколений. Во многих семьях
познание о собственном происхождении обрывается уже на третьем колене. Изучить
историю рода, происхождение своей фамилии и судьбы своих предков – что может
быть интереснее? Полученная информация может быть настолько ценной, что
позволит ознакомиться с образом жизни, профессией, историческими событиями того
времени и социальным положением родственников. Изучение родословной
способствует более близкому общению членов семьи. Через изучение своей
родословной, человек изучает историю своей страны, сохраняет истории семьи для
потомков, укрепляет детско-родительские отношения.
Поэтому я захотел подробнее узнать об истории своей
семьи, как жили и чем занимались мои предки.
Гипотеза исследования: установление связей между поколениями.
Цель моей работы: выявление
неизвестных сведений моей родословной, составление генеалогического древа.
Задачи работы:
1.
способствовать пониманию
генеалогической терминологии;
2.
провести социологический
опрос;
3.
изучить семейный архив;
4.
записать воспоминания
родственников;
5.
научиться составлять
родословную семьи;
6.
определить происхождение
фамилий нашего рода;
Методы исследования:
1.
социологический опрос,
2.
поисково-исследовательский,
3.
метод анализа и обобщения.
Предмет исследования: родословная ученика, семейные архивы, генеалогическое
древо.
Объекты исследования:
1.
рассказы родственников,
2.
семейный архив (документы,
фотографии, письма).
Основная часть
3.1. Теоретическая часть
3.1.1. Родословная
Родословная – это документально подтверждённая
совокупность сведений о предках, связанных родственными узами, их именами,
времени жизни, внешних и физических данных, социальном и имущественном
положении, а также сведений о местах их проживания, основных событиях того
времени данных их биографий.
В тоже время надо помнить, что – это
установление родственных связей, принадлежности к роду, национальности, а не
история семьи с подробными биографиями наиболее ярких личностей родственников.
3.1.2. Генеалогия
Слово генеалогия было образовано от древнегреческих
слов «genea» – семья и «logos» – наука, знание. У данного понятия есть
несколько трактовок.
1. Генеалогия – это наука, изучающая сведения о родстве семей и
династий и систематизирующая полученные данные о происхождении рода человека и
преемстве поколений в хронологическом порядке.
2. Генеалогия – это вспомогательная дисциплина, в рамках которой
происходит регулярный сбор информации о поколениях одной семьи,
данных о происхождении рода и систематизация полученных сведений от прошлого
к настоящему.
Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеалог конца XIX –
начала XX века, давал такое определение этой науки: «Генеалогия есть
построенное на достоверных документах и других источниках доказательство
родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или
потомка, независимо от общественного положения этих лиц».
Знание
своей генеалогии представляет большую ценность для всех членов семьи:
·
Сбор и
обработка информации позволяют почувствовать себя частью многочисленного семейного
рода. Зная свои «корни», человек приобретает дополнительную опору и фундамент
для своей жизни.
·
Принимая
участие в составлении генеалогии рода, происходит сплочение семьи. Дети больше
общаются со старшим поколением, что приносит радость и ребенку и взрослому. Во
время составления родословной, дети начинают понимать важность семьи и глубину
поколений. Такое занятие развивает семейные ценности и традиции.
·
Получение
информации о предшествующих поколениях также будет полезным с медицинской точки
зрения. Благодаря сбору данных о предках, можно узнать о генетических
предрасположенностях и заболеваниях передающихся по наследству. Обладание такой
информацией позволит провести диагностику организма и при возникновении
предпосылок заболеваний своевременно провести необходимое лечение.
Благодаря составлению генеалогии рода возможно решить
большое количество задач, важных для современного человека. Например, сохранить
свое здоровье и установить подлинное право наследования. Помимо этого, знание
родословной оказывает огромное влияние на духовную составляющую жизни. Знания о
предках, установление их рода деятельности, а также факта участия в важных для
страны мероприятиях дает возможность окунуться в историю, понять значимость
своей семьи в становлении государства и почувствовать всю мощь поколений.
3.1.3. Генеалогическое древо
Генеалогическое древо – схематическое представление
родственных связей, в виде условно-символического «дерева», которое помогает
проследить все родственные отношения.
Генеалогические древа бывают двух видов:
нисходящие и восходящие. В нисходящем древе во главе располагается предок, от
которого происходит тот или иной род и изучаются его потомки. В основании будет наиболее дальний родственник,
а в кроне его потомки.
В восходящем древе за основу берется человек, но изучаются наоборот –
его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом два дедушки
и две бабушки, потом четыре прадедушки и четыре прабабушки и
Практическая часть
3.2.1 Социологический опрос
В самом начале работы над проектом я провёл
социологический опрос своих одноклассников. В анкетировании участвовало 20
учащихся моего класса.
1. Знаешь ли ты, что такое родословная?
Да – 5, нет – 15.
2. Можешь ли ты назвать своих родственников по фамилии, имени и
отчеству?
Да – 2, нет – 18.
3.Хочешь ли ты знать историю своей семьи?
Да – 19, нет – 1.
Проанализировав свои ответы и ответы своих
одноклассников, я понял, что многие учащиеся из нашего класса не знают, что
такое родословная, не могут назвать своих родственников по фамилии, имени и
отчеству. Поэтому я захотел подробнее узнать об истории своей семьи, как жили и
чем занимались мои предки. Задумавшись над этой проблемой, я решил раскрыть
некоторые моменты моей родословной. Мы беседовали с моими родственниками,
изучали семейные архивы, искали информацию в книгах и интернет – ресурсах. Вот,
что у меня получилось.
3.2.2. Моя семья.
Меня зовут Гледяев Антон. Мне 11 лет. Я учусь
в 5 А классе МБОУ«Ершичская
средняя школа». Живу в селе Ершичи Смоленской области. Имя Антон мне дала мама.
Антон мужское имя древнегреческого происхождения, в переводе означает «противник»,
«состязающий», «вступающий в бой».
В школе я люблю математику, русский язык,
литературное чтение, физическую культуру и английский язык. Мне нравится читать
энциклопедии, из которых я узнаю много полезной информации. Особенно интересно
читать о планетах и звездах, о животных и разных видах военной техники. В
свободное время люблю поиграть с младшим братом, разгадывать ребусы и
кроссворды, строить технику и дома из конструктора или просто смотреть
телевизор.
Мои родители: папа – Гледяев Александр
Николаевич и мама – Гледяева(Белозорова) Надежда Викторовна. Они оба родились в
Ершичском районе Смоленской области. Папа – 22 июля 1977 года в деревне
Корсики, а мама –24 ноября 1974 года в поселке Первомайский. Теперь мы все
вместе живем в селе Ершичи. Мама по профессии – бухгалтер, папа – водитель.
Мои родители очень хорошие, они много чего умеют делать, а главное они нас
очень любят. А ещё у меня есть два брата: старший Роман (ему 24 года) и младший
Егор (ему всего3года). Я очень люблю свою семью.
3.2.3.Родственники по линии
отца.
Мои дедушка и бабушка (папины родители) –
Гледяев Николай Михайлович и Гледяева( Безрукова) Татьяна Васильевна. Дедушка
работал шофёром. Сейчас находится на пенсии и работает кочегаром в школе в деревне
Корсики. Бабушка тоже на пенсии, а также работает фельдшером на медпункте и
занимается домашним хозяйством. Родились они в Ершичском районе Смоленской
области: дедушка – 2 января 1952 года в деревне Крестовая, а бабушка – 2 июля
1958 года в деревне Петровка. Они вырастили двоих детей.
Мой прадедушка, папа дедушки по линии моего
отца, Гледяев Михаил Николаевич родился в деревне Жарики в 1930 году. После
службы в армии переехал с женой и сыном жить в деревню Корсики. Там он работал
в колхозе бригадиром тракторной бригады, затем – председателем колхоза. Находясь
на пенсии, занимал должность Главы администрации Руханского сельского совета.
Умер по болезни 19 февраля 2004 года.
Моя прабабушка, мама моего дедушки, Гледяева
(Адаркина) Надежда Захарьевна, родилась в 1930 году в деревне Крестовая. Живёт
в деревне Корсики. Родила и вырастила с мужем пятерых детей. Работала дояркой в
колхозе имени Карла Маркса. Любит вязать и вышивать. Именно она смогла дать нам
много информации о наших родственниках по отцовской линии
Мой прадедушка, папа моей бабушки, Безруков
Василий Антонович, родился в 1932 году в деревне Петровка. После службы в армии
работал шофёром в колхозе имени Карла Маркса. Умер по болезни, не дожив до
пенсии, в 1978 году.
Моя прабабушка, мама моей бабушки, Безрукова
(Дорошкова) Вера Кузьминична, родилась в 1930 году в деревне Петровка. Там она
жила и работала в колхозе дояркой. Родила и вырастила с мужем троих детей.
После выхода на пенсию занималась домашним хозяйством и помогала растить
внуков. Умерла в 2003 году в деревне Корсики.
Моя прапрабабушка, мама моей прабабушки Гледяевой
( Адаркиной) Надежды Захарьевны, Адаркина ( Журавлёва) Марина Степановна
родилась в 1907 году в деревне Крестовая. Работала в колхозе. Во время Великой
Отечественной войны овдовела. Одна растила детей. В последние годы жизни жила в
деревне Корсики, растила правнука. Умерла по старости в д. Корсики.
Прапрадед, отец моей прабабушки, Адаркин Захар
Семёнович родился в 1902 году в д. Крестовая. Погиб в годы Великой Отечественной
войны в бою под г. Ельней Смоленской области.
Прапрадед, отец моего прадеда, Гледяев Николай
Тихонович родился в 1912 году в д. Жарики. Умер на Украине. Прапрабабушка, мама
моего прадеда Гледяева ( Шелганова) Ефросинья Фёдоровна родилась в1909 году в
деревне Жарики. Умерла в д.Жарики Смоленской области.
Прапрадед Безруков Антон Трифонович и
прапрабабушка Безрукова Христина, отец и мать моего прадеда Безрукова Василия
Антоновича родились и умерли в деревне Петровка ныне Ершичского района
Смоленской области.
Прадед Дорошков Кузьма и прапрабабушка
Дорошкова Паша, отец и мать моей прабабушки Безруковой (Дорошковой) Веры
Кузьминичны родились и умерли в деревне Петровке ныне Ершичского района
Смоленской области.
3.2.4.Родственники по линии матери.
Мои дедушка и бабушка (мамины родители) –
Белозоров Виктор Васильевич и Белозорова (Кравченкова) Вера Нестеровна родились
в Ершичском районе Смоленской области: дедушка – 20 сентября 1947 года в
деревне Старина, а бабушка – 2 января 1953 года в деревне Богдановка.
Мой дедушка работал на большом
тракторе-погрузчике. После того, как получил травму на работе, вышел на пенсию
по инвалидности и стал заниматься домашним хозяйством. Бабушка работала поваром
в столовой. На пенсии она занималась домашними делами, огородом, любила
выращивать цветы. Умерла по болезни16.02.19 года. В семье у них было двое детей.
Мой прадедушка, папа деда по линии моей
матери, Белозоров Василий Никитьевич, родился 2 февраля 1926 года в д. Старина.
Воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Был ранен. Инвалид войны. В
мирное время работал в колхозе бригадиром, потом пчеловодом. Вырастил четверых детей.
Умер по старости 2 сентября 2008 года.
Моя прабабушка, мама моего деда, Белозорова
(Зобикова) Татьяна Васильевна родилась 15 июня 1924 года в деревне
Разбойницкое. После замужества жила в деревне Старина. Родила и вырастила с
мужем четверых детей. Работала в колхозе дояркой. Умерла по старости 27 февраля
2011 года.
Мой прадедушка, отец моей бабушки, Кравченков
Нестер Семёнович родился в 6 ноября 1908 года в деревне Богдановка. Воевал на
фронте, был ранен, награждён орденом Отечественной войны I
степени. Инвалид Великой Отечественной войны. После войны работал в колхозе
бригадиром, затем кладовщиком. Потом переехал в деревню Карды и там работал
завмагом. На пенсии переехал к детям в Крым в с. Чапаевка. Умер там по старости
22 июня 1994 года.
Моя прабабушка, мать моей бабушки, Кравченкова
Татьяна Стефановна родилась 5 февраля 1910 года в деревне Богдановка. Работала
в колхозе в полеводстве. Родила и вырастила с мужем пятерых дочерей. Умерла по
старости 27 октября 1996 года в Крыму.
Прапрадед Белозоров Никита Степанович и
прапрабабушка Белозорова (Костылёва) Федора Павловна, отец и мать моего прадеда
Белозорова Василия Никитьевича, родились и умерли в деревни Рухань, ныне
Ершичского района Смоленской области.
Прапрадед Зобиков Василий Фёдорович и
прапрабабушка Зобикова Домна Семёновна, отец и мать моей прабабушки Белозоровой
( Зобиковой) Татьяны Васильевны, родились и умерли в деревне Разбойницкое, ныне
Ершичского района Смоленской области.
Прапрадед Семён Кравченков и прапрабабушка Кравченкова
Степанида, отец и мать моего прадеда Кравченкова Нестера Семёновича, родились и
умерли в д.Богдановка ныне Ершичского района Смоленской области.
Прапрадед Стефан Нахаев и прапрабабушка
Нахаева ( Садовникова) Степанида, отец и мать моей прабабушки Кравченковой
(Нахаевой) Татьяны Стефановны, родились и умерли в д. д.Богдановка ныне
Ершичского района Смоленской области.
Мне удалось собрать информацию о
предках, живших в 20 веке. К сожалению, многие фотографии и документы
затерялись со временем.
3.2.5. Происхождение фамилий моего отца и матери.
Фамилия моего отца, Гледяев, возможно
происходит из Ростовской области. В фонде городища Елец в 1960 году жил лакей
Агафон Гледяев. Его фамилия возникла от прозвища Глядя.
Фамилия моей матери, Белозёров(а), в 50%
случаев имеет русское происхождение, в 5 % – украинского, в 10 % –
белорусского, в 30% происходит из языков народов России, в 5 % случаев
происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия
образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего
предка человека по мужской линии.
Фамилия Белозёров относится к типу не очень
часто встречающихся в регионах России и стран ближнего зарубежья. В ссылающихся
значимых записках граждане с этой фамилией относились к высшему обществу из
русского тульского боярства в XVII – XVIII в., державших
существенную власть и почести. Изначальные свидетельства фамилии можно увидеть
в перечне жителей Древней Руси в эру царствования Иоана Грозного. У царя имелся
специальный список знатных и лучших фамилий, которые вручались придворным в
случае похвалы или награды. Поэтому указанная фамилия сохранила личное индивидуальное
обозначение и является уникальной.
3.2.6.Генеалогическое
древо моей семьи.
Вместе с родителями я составил генеалогическое
древо нашего рода по линии отца и матери. Я выбрал восходящий вариант, потому
что он вмещает более полную информацию о предках по мужской и женской линиям.
Ствол символизирует меня и моих братьев, крупные ветки – моих родителей, ветви
поменьше – моих родственников по линии отца и матери. Нам удалось составить
могучее дерево до пятого поколения.
Заключение
Благодаря помощи моих родственников, я с моими
родителями смог восстановить родословную нашей семьи. Я узнал не только о тех,
кто рядом с нами, но и кого нет уже в живых. Я понял, где начало нашей семьи. Узнал,
кем работали мои родственники. Мне стало ясно, что своей жизнью я обязан многим
поколениям нашего рода. Изучая свою родословную, я совершил увлекательное
путешествие в прошлое своих предков. Работая над проектом, я выполнил все
поставленные задачи. В
моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были люди трудолюбивые, отзывчивые, готовые прийти
на помощь, добрые, умеющие вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием,
воспитывать детей, защищать Родину.
Пройдёт время, я вырасту, а родословная, составленная
мною и моими родителями, будет передаваться из поколения в поколение,
дополняться и память о нашем роде останется бессмертной.
Литература
1. Калистратова,
Э.А. Азбука родоведа. Методическое пособие / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург:
Центр «Учебная книга», 2006. – 80 с.
2. Калистратова, Э.А.
Пособие по составлению родословия / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: «Филантроп»,
2007. – 100с.
3. Моя
родословная: Для учащихся начальной школы. – Москва: ВИТА – ПРЕСС, 2008. – 74
с.
3. Полякова Е.Н. Из истории
русских имен и фамилий.- Москва:
Просвещение,
1975г.-160с.
4. Семейный архив.
5. https://pamyat-naroda.ru/
6. https://www.obd-memorial.ru/html/default.htm
7. http://onomastikon.ru/proishogdenie-familii-belozyorov%0D%0A.htm
8. https://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-genealogiya
9. https://www.znaikak.ru/genealogderevo.html
10. https://pomnirod.ru/articles/metodika-rodoslovnyh-issledovanij/metodicheskie-rekom/babushkina-oyu-rastim-rodoslovnoe-drevo.html
Лекции по
русской генеалогии. Савелов Л.М. Репринт издания 1909 года. –
М.:
Археографический центр 1994 г.
https://pomnirod.ru/articles/stati-po-teme/vsemenov-zadachi-i-puti-genealogii.html
Во 2 классе ребенок должен уметь составлять родословное дерево для предмета «Окружающий мир». Сделать это просто.
Содержание
- Что такое родословное дерево?
- Основы составления Родословного дерева по проекту по «Окружающему миру», 2 класс
- План работы по составлению Родословного дерева по «Окружающему миру»
- Как создать генеалогическое, родословное древо семьи?
- Оценка работы: выводы после составления Родословного дерева
- Генеалогическое, родословное древо: рисунок, шаблоны
- Видео: Как составить родословное древо за 6 шагов?| Как узнать историю своей семьи?
- Видео: Как красиво оформить родословное древо — примеры
- Видео: Как собрать свою родословную? Личный алгоритм и опыт | Генеалогическое древо | Генеалогия
Как научить ребенка интересоваться своим родом? Сегодня знание истории своей семьи — это настоящая катастрофа. Люди перестали близко общаться друг с другом и потеряли связь поколений. Не все дети способны ответить на элементарные вопросы о самых близких родственниках. Составление родословного древа помогает малышам узнать все о своей семье.
Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Родовые сценарии. Генограмма семьи».
Родословная познакомит с интересными фактами о предках — кем они были и чем занимались. Составление семейного древа — это полезное и творческое занятие. Читайте далее.
Что такое родословное дерево?
Родословное дерево — это визитная карточка каждой семьи. Во втором классе школы есть задание составить родословное дерево своей семьи. Его цель — научить детей хорошо знать информацию о своих родных. Родословная показывает поколения родов.
- Род своей семьи, хотят знать большинство людей. Так можно полюбить и начать ценить всех родственников. В каждой семье есть своя история и традиции. Эти истории уникальны и неповторимы, одинаковых быть не может.
- Семью надо уметь ценить. Люди часто ее теряют, не задумываясь, о том, что найти ее потом бывает сложно. Дерево обычно ассоциируется с чем-то мощным и крепким. Его специально выбрали для олицетворения с целым родом.
Считается, что мысль создания генеалогического дерева, пришла к нам из Европы. В средневековье у интеллигенции появилось новая мода. Их дома стали украшать родословные древа семьи. Наглядно показывались все семейные связи и количество родственников. Оформлялись в самых разных вариантах.
Основы составления Родословного дерева по проекту по «Окружающему миру», 2 класс
Дерево семьи можно создать как угодно. Современный мир предоставляет на выбор разные варианты. Вот основы составления Родословного дерева по проекту по «Окружающему миру», 2 класс:
- Начать нужно со сбора информации.
- Ребенок может узнать основную часть у своей матери или отца. Возможно, они покажут ему фото или видео о семье.
- Нужно будет поднимать семейные документы или разные свидетельства.
Есть официальный сайт, который называется «Всероссийское генеалогическое древо». С его помощью можно найти родственников или корни. Там люди переписываются по фамилиям и ищут своих предков.
Отметим несколько плюсов, почему стоит заняться оформлением древа:
- Это творческий процесс. Собирание информации вдохновит и сблизит лишний раз всех членов семьи.
- Всплывут редкие воспоминания и разные истории. Часто запоминаются хорошие события и разные достижения.
- Красиво оформленное дерево, станет ценным украшением интерьера в доме.
- Все значимые даты будут наглядно перед глазами. Они не дадут забыть о семейных праздниках и значимых событиях.
Ниже еще больше полезной информации. Читайте далее.
План работы по составлению Родословного дерева по «Окружающему миру»
Работа сложная, но увлекательная и интересная. Как во всяком деле, детям понадобится терпение и кропотливость.
План работы по составлению Родословного дерева по «Окружающему миру» может быть таким:
- Написать вступление, что такое родословная.
- Рассказать о своей фамилии. Бывают какие-нибудь особенности.
- Рассказ о семье. Из кого состоит ваша семья. Сколько вас человек, братьев или сестер.
- Расписать 3 поколения ваших родственников. Рассказать о них.
- Сделать вывод. Для каждой семьи он будет свой особенный.
- Наглядно показать пример работы.
Представьте, что вы превратились в историков. Процессу придется уделить какое-то количество времени, но результат того стоит. В начале, узнаются все имена родственников, даты дней рождения или причины смерти. Например, бабушек или братьев, сестер и родителей. В этом деле помогут семейные архивы, фотоснимки и видео. Материалы выбираются самые разнообразные. Указывать можно любые факты.
Как создать генеалогическое, родословное древо семьи?
Родословное дерево семьи оформляется в любом формате. Все зависит от вкуса и желания автора. Есть простые варианты, для школьников. Когда это всего лишь рисунок, берем элементарные инструменты:
- Карандаш и ластик, лист бумаги, на чем будет рисоваться семейное дерево
- Чем вы будете рисовать — краски, фломастеры
- Ножницы, клей, линейки
- Фотографии семьи
Существуют разные техники создания генеалогического дерева, которые можно применить для оформления:
- Техника квиллинг
Квиллинг – это техника работы со специальной бумагой. Определенный эффект достигается за счет особенных закрученных завитков. Смотрится необычно и оригинально.
- Леттеринг – работа с ручками брашпен
Когда линия идет вниз, надо сильно на них надавливать. Если линия идет вверх, то наоборот легонько. В результате получаются оригинальные надписи. Можно подписывать в этой технике имена.
- Аппликация – это всем известный тип работы
Несмотря на простоту, его многие любят и часто применяют. Его вид тоже смотрится оригинально.
В современное время дети любят пользоваться разными гаджетами. Некоторые учителя сами предлагают оформление онлайн. Есть программы, по которым можно напечатать родословную по готовым макетам. Это быстрые и универсальные варианты. Вот 5 программ для оформления семейного дерева:
- Фотошоу PRO
- Genopro
- Family Tree Builder
- Древо жизни
- Родственники
Когда будет собрана информация обо всех членах семьи, собраны все данные и материалы, можно начинать готовить саму работу. Как же составить семейное дерево? Включаем воображение и креативность. С него надо начинать? Решаем, в каком порядке будет заполняться наша схема. В каком порядке будут показаны члены семьи.
Обычно на ствол, как самой толстой и крепкой части, помещается главный начальник рода. Понятно, что им будет мужчина. От него начинают располагаться следующие поколения. Его дети на одном уровне. Потом в следующем ряду будут стоять внуки. Если есть, следующие пойдут правнуки и так далее.
- Одно поколение надо показывать в одном ряду.
- Вместо стрелок рисуются ветки.
- На ветках вместо листиков размещаются фотографии родственников.
- Это называется восходящий тип семейного дерева. Дерево растет снизу и разрастается вверх.
- Нисходящий тип рисуется наоборот.
- Сверху на самом верху помещается первый составитель рода.
- От него вниз будут спускаться все остальные.
Общие правила довольно простые. Каждое поколение занимает один уровень. Брачные пары соединяются горизонтальными линиями. А их детей соединяют вертикальными линиями.
Оценка работы: выводы после составления Родословного дерева
Хороший и качественный результат мы получаем благодаря художественному стилю работы и достоверной информации. Все факты на дереве должны быть четкими и точными. Написать нужно самое главное. То что считается важным.
Когда генеалогическое древо готово, школьники рассказывают о своем роде перед всем классом. Допустимо рассказать, кто помогал при составлении: мама, папа или дедушка. У кого спрашивали совета. Даже если ребенок не все понимает, задача взрослых поддержать и показать ошибки.
Когда ребенок сделает эту работу, он почувствует себя, частью большого интересного проекта. Узнавать новое о ближних родственников — это задача всех школьников второго класса.
Генеалогическое, родословное древо: рисунок, шаблоны
Давайте изучать свои корни и любить свой род. Это крайне важно для всех нас. Своей родословной нужно гордиться. Память наших предков это несравненно важный фактор. Во время изучения наладятся связи с родственниками. Вот рисунки и шаблоны генеалогического, родословного древа:
Важно, чтобы дети знали о героях предков. Не забывали и чтили семейные традиции. Давайте оставим свой след для будущего поколения. Исторические корни влияют на нас в продолжении всей жизни. Они связывают крепкими узами родства всех людей.
Видео: Как собрать свою родословную? Личный алгоритм и опыт | Генеалогическое древо | Генеалогия
Прочитайте по теме:
- Как самостоятельно узнать родословную?
- Как нарисовать генеалогическое дерево?
- Как нарисовать герб семьи для школы карандашом?
- Тест — рисунок семьи для дошкольников с ответами
- Красивые девизы семьи для герба
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
а. Урупского муниципального образования
Успенский район
Участники проекта: учащиеся 4 класса,родители
Руководитель проекта: Малахова Асият Рамазановна
2012 г.
Оглавление
I. Ведение
II. Проектная деятельность учащихся.
Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
III.Заключение
IV. Приложение
1.Анкета для родителей.
2.Составление генеалогического древа
3.Презентация проекта «Заседание семейной гостиной»,
I.Введение
Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:
- Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского(творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- Применение исследовательских (творческих) методов проектировании;
- Структурирование этапов выполнения проекта;
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
– возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
– содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
– навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
-заинтересованностью ученика в работе.
Этапы исследования:
- Рождение идеи (постановка проблемы)
- Выбор методов исследования
- Сбор материала
- Подготовка проекта
- Защита проекта
II. Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»
Тип проекта:
-информационно- исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья», ребенок- субъект проектирования;
-внутри школы – дома;
-при участии детей и взрослых;
-коллективный, долгосрочный.
Цель проекта «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.
Актуальность темы
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена
На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол – это семья. Земля – это тайна, которая скрывает корни этого дерева.
Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана «Моя родословная»
Объектом исследования: Учащиеся 4 классов и их семьи.
Предметом исследования – является родословная каждого ученика в отдельности. Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика, в форме семейной книги.
Задачи:– определить понятийный аппарат используемых терминов;
-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.
Гипотеза исследования: Предположить о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Использовать следующие методы исследования:
– теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
–эмпирические: опросно-диагностические методы( анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения,.
– статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
В исследование включить три этапа:
- В начале учебного года необходимо:
1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».
2. Провести анкетирование учащихся «Знаю ли я родословную своей семьи?»
3.Провести собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями и их детьми. На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятие «семья» и «традиции семьи».
4. Составить «Семейный словарик»(Словарь терминов родства). (См. приложение)
5. Собрать и записать поговорки и пословицы русские и народов мира о семье.
6.Запланировать классный час «Семейная гостиная».
7.Для дискуссии родителям предложить анкету «Ваша семья и ее традиции» (См. приложение)
2)Учащиеся составляют генеалогическое дерево своей семьи (выставка «Кто я? Откуда я»)
1.Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»
2.Классный час для детей «Составление генеалогического древа» и «Способы изображения родословной» (См. приложение)
3)Презентации проекта. Праздник на тему «Моя родословная» (См. приложение)
III. Заключение
В результате такой работы ученики пополнили свои знания по истории геральдики, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.
Дети научились вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоили способы изображения генеалогического древа.
Узнали, и будут продолжать семейные традиции.
Родители получили советы об оказании помощи своим детям в составлении родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.
В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.
IV. Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.
Вопросы: 1. Генеалогия.
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
2. Семейные рассказы.
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарный, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают дестям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
3. Наследственность и связи родственников.
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках?
4. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанны с именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?
5. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они
связаны?
2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересны подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
Составление генеалогического древа (консультации для детей)
Источники информации, для построения генеалогического древа.
1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.
2.Источники документальной информации.
- Беседа с детьми.
Итак, вы узнали много интересного о своих родственниках, выяснили их «звания» и «титулы», нашли фотографии, нарисовали портреты… Для чего мы это делали? Давайте вспомним, какова цель нашего исследования?
(Цель исследования – создание генеалогического дерева)
Теперь нам нужно всю информацию оформить. Как мы будем оформлять? (Ответы детей).
Учитель может предложить несколько способов графического изображения.
Один из способов:
Вы можете приступать к составлению родословной и рисованию
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА. На нем нарисовано много прямоугольников, расположенных в 4 ряда. Каждый ряд – это одно поколение, или, другими словами, колено твоего рода.
2. Практическое задание. Итак, за работу! Начнем с верхнего ряда. В нем нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них (с цифрой 1) сведениями о себе: запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья или сестры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа или слева.
Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и их братьях и сестрах, причем о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а по маминой – с правой.
Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках и так далее…
«Семейный словарик»
(Словарь терминов родства)
Бабка, бабушка – мать отца или матери, жена деда.
Брат – каждый из сыновей одних родителей.
Брат крестный – сын крестного отца.
Брат крестовый, брат по кресту, брат названный – лица, обменявшиеся нательными крестами.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник – двоюродный брат.
Братаниха – жена двоюродного брата.
Братанна – дочь брата, племянница по брату.
Братова – жена брата.
Брательница – родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч – сын брата, племянник по брату.
Вдова – женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.
Вдовец – мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
Внук – сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка – дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Деверь – брат мужа.
Дед – отец матери или отца.
Дед крестный – отец крестного отца.
Дедина, дедка – тетка по дяде.
Дедич – прямой наследник по деду.
Дочь – лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дочь названная – приемыш, воспитанница.
Дщерич – племянник по тетке.
Дщерша – племянница по тетке.
Дядька – приставленный для ухода и надзора за ребенком.
Дядя – брат отца или матери.
Жена – замужняя женщина по отношению к мужу.
Жених – сговоривший себе невесту.
Золовица, золовка, золова – сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
Зять – муж дочери, сестры, золовки.
Кум, кума – см: Отец крестный, мать крестная.
Мать – лицо женского пола по отношению к своим детям.
Мать крестная, мать крестовая – восприемница при обряде крещения.
Мать названная – мать приемышу, воспитаннику.
Мать молочная – мамка, кормилица.
Мать посаженная – женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
Мачеха – другая жена отца, неродная мать.
Муж – женатый мужчина по отношению к жене.
Невестка – жена сына.
Отец – лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отец крестный – восприемник при обряде крещения.
Отец названый – отец приемышу, воспитаннику.
Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый – лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
Отценачальник – старший в поколении.
Отчим – другой муж матери, неродной отец.
Отчинник, отчич – сын, наследник.
Падчерица – дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
Пасынок – сын неродной одному из супругов.
Племянник – сын брата или сестры.
Племянница – дочь брата или сестры.
Племяш – родич, родственник.
Прародители – первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Пращур – родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник – первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Сват, сватья – родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
Свекор – отец мужа.
Свекровь – мать мужа.
Свойственник – лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Свояки – лица, женатые на двух сестрах.
Свояки двоюродные – лица, женатые на двоюродных сестрах.
Сестра – дочь одних родителей.
Сестренница – двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
Сестренка, сестрина, сестричка – двоюродная сестра.
Сестренич, сестрич – сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
Сноха – жена сына, невестка.
Сношенница – жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
Супруг – муж.
Супруга – жена.
Сын – лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Сын крестный (крестник) – лицо мужского пола по отношению к восприемникам.
Сын названый – приемыш, воспитанник.
Тесть – отец жены.
Тетка, тетя – сестра отца или матери.
Теща – мать жены.
Шурин – родной брат жены.
У многих из этих терминов могут быть прилагательные:
Внучатый – о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.
Двоюродный – о родстве, происходящем из второго колена.
Кровный – о родстве в пределах одной семьи.
Однородный – о происхождении от одного отца.
Одноутробный – о происхождении от одной матери.
Полнородный – о происхождении от одних родителей.
Пра – приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
Привенчанный – о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.
Родной – о происхождении от одних родителей.
Сводный – о происхождении от разных родителей.
Усыновленный – лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
Удочеренная – лицо женского пола по отношению к приемным родителям.
Русские поговорки и пословицы о семье
- Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
- Русский человек без родни не живет.
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
- Выбирай корову по рогам, а девку по родам.
- Родство – дело святое, а деньги – дело иное.
- Любовь да совет – на том стоит свет.
- Послушный сын – роза материнского сердца.
- Без матушки родной и цветы не цветут.
- Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.
- На что клад, когда у мужа с женой лад.
- С любовью везде простор, со злом везде теснота.
- Хозяйство умелую руку любит.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Без жены, как без шапки.
- Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
- У добрых супругов две души, но единая воля.
- Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.
- Без мужа жена всегда сирота.
- Мир в семье женой держится.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.
- Всякая невеста для своего жениха родится.
- Любовь одна, а обитает в двух сердцах.
- Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
- Супругам без детишек, что зимой без дровишек.
- Слава сына – отца отрада.
- Хорошая жена – мужу корона.
- Дети – крылья человека.
- Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.
- Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
- Муж жене – отец, жена мужу – венец.
- Красна пава пером, а жена нравом.
- Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.
- Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
Пословицы народов мира о семье
- Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).
- Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).
- Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).
- Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).
- Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).
- Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).
- Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).
- Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).
- Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).
- С умной женой муж богатеет (вьетнамская).
- Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).
- Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).
- Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).
- Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).
- Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).
- Любовь красоты не требует (татарская).
- Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).
- Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
- Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).
- Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
- Материнская рука мягкая (коми).
- Материнские ногти котенка не пугают (африканская).
- Прут у матери пуховый (азербайджанская).
- Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
- Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).
- Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
- Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).
Анкета «Знаю ли я родословную своей семьи?»
1. |
Известна ли Вам родословная Вашей семьи? |
|||
2. |
Все ли Вы знаете о своих предках на уровне: – родителей; – дедов и бабушек; – прадедов и прабабушек; |
|||
3. |
Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках? А. Знаете ли Вы, как работать в архивах? Б. Как получить информацию в библиотеках? В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников? |
|||
4. |
Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа? |
|||
5. |
Заинтересовала ли Вас эта анкета? |
|||
6. |
Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи? |
|||
7. |
Данные участника исследования: Ф.И.О._______________________________________________________ Возраст:_____________________________________________________ Место учебы:________________________________________ |
Заседание семейной гостиной,
посвященное презентации проекта
«Моя родословная»
Оформление зала:
1.Выставка «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» -генеалогические древа семей учащихся.
2. Выставка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь» – поделки учащихся и их родителей.
4. Старинные семейные вещи.
5. Сундук
6. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом» – старинные фотографии.
7. Семейные газеты «Вместе – дружная семья».
8. Книжка-раскладушка «Семью семь».
9. Реквизит для проведения игр «Семеро одного не ждут», «Мой дом – моя крепость».
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго и много готовились и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семенные вещи. Журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Думаю, что и им тоже будет интересно.
Когда же появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
– Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я, – тихо молвила Ева. – Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я»…
Вот так на Земле появилась семья.
О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Семью семь», потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья – это семь «я». Давайте полистаем страницы нашей книги.
Первая страница -«Седьмое колено».
Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. И вот мы с вами попытались составить свои родословные. (Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные.)
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Вторая страница нашей книги – «Семь цветов радуги». Дети – цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Что имя: звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. И вот мы сами, силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.
– Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
Учащиеся рассказывают о своих именах.
Ведущий. Какие красивые у вас имена! А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не «жевать» имя, а произнесите его так, чтобы все видели: вы им гордитесь! Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.
Третья страница— «Семь нот». (Музыкальный номер представляют родители и дети.)
Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло.
«Семь раз отмерь» – четвертая страничка нашей книги. (Родители вместе с детьми представляют выставку поделок «С ремеслом весъ свет пройдешь – не пропадешь».)
В каждом доме: в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче – хранится много старинных вещей. А как смогли бы до нас дойти эти вещи, если бы их не держали за семью печатями?
Пятая страница нашей книги – «За семью печатями». Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот он у нас, такой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Ведущий достает из сундука предметы.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.
Шестая страница- «Заглянете в семейный альбом». Ребята, здесь у нас фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?
Д е т и, Собирать и хранить семейные фотографии.
Учащиеся рассказывают о старинных. семейных фотографиях.
Ведущий. Почему же мы храним вещи, фотографии? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старинны, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи – история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать. А сейчас давайте вернемся к нашей странице «Семь нот».
Семьи представляют музыкальный номер.
Ведущий. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье -это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.
Седьмая страничка нашей книги – «Семь верст до небес». Ребята вместе с родителями приготовили герб и девиз своей семьи. Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.
Учащиеся вместе с родителями представляют герб и девиз своей семьи.
Рефлексия.
Ведущий. Вот и прочитана последняя страница нашей книги. Ребята, вы счастливы, что выполнили такую большую работу? Покажите движением рук, что нам всем хорошо, мы счастливы. Что вам даст в жизни знание о своих родственниках?
Мне хочется поблагодарить тех, кто помог нам прочитать страницы книги «Моя родословная». Это вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч!
На уроках истории дети изучают династию Романовых. Согласитесь, не самое увлекательное занятие: она прекратила существовать в далеком 1917 году. Исследовать родословную своей семьи интереснее, ведь она продолжает разрастаться по сей день. В этой статье вы узнаете, как сделать фамильное древо семьи своими руками.
Что такое генеалогическое древо
Схема родственных связей в виде дерева. Чтобы понять, зачем она нужна, вернемся к Романовым. За время правления сменилось несколько поколений. Кто за кем следовал? Можно прочитать учебник от корки до корки, и ничего не запомнить. Генеалогическое дерево семьи — «шпаргалка», где можно отобразить порядок и типы связей между родственниками.
Виды древа
Всего их 4. Выбор будет зависеть от количества имеющейся информации и того, сколько времени вы согласны потратить на работу.
Нисходящее
Цепочка родословной строится сверху вниз: от предка к потомкам. Указываются все кровные связи, поэтому от вас требуется тщательная подготовка. Может объединять сотни людей.
Восходящее
Схема растет вверх. Потомок находится у подножия, а предков «рассаживают» по ветвям. Соответственно, крону дерева венчает старший из них. Оптимальный вариант, если материалов не хватает: достаточно изучить прямые связи. Братья и сестры не указываются.
Горизонтальное
Заполняется слева направо, по старшинству. Этот вид наиболее распространен в европейских странах. Может включать как прямые, так и косвенные связи.
Круговая схема
Родословная изображается в форме круга или полукруга. В центре располагают ребенка. Следующий круг делится на 2 части (для мамы и папы), третий — на 4 и т.д.
Как составить родословную
Перед тем, как составить генеалогическое древо семьи, нужно провести тщательное исследование. Сделать это в одиночку достаточно сложно. Вам помогут:
Старшие родственники
Ваша бабуля наверняка знает, как зовут мужа троюродной сестры тети Лены из Владивостока, и будет рада поболтать на эту тему. Подготовьте вопросы и запаситесь снимками из семейного архива. Так вы сможете узнать не только сухие факты, но и забавные случаи из жизни.
Фотоальбомы
Решили пересмотреть старые альбомы и нашли кого-то незнакомого? Используйте дедукцию. По качеству пленки, одежде и макияжу легко понять, где и когда была сделана фотография.
В 70-е девушки носили полосатые брюки-клеш, а в 90-е — мини-юбки и яркие олимпийки. Эти зацепки натолкнут вас на правильный ответ.
На обратной стороне фото можно найти подпись, поэтому не забывайте заглядывать и туда.
Уцелевшие документы
Старшее поколение бережно хранит письма, грамоты, дипломы и прочие документы. Настолько, что медаль прадеда, которую тот получил за оборону Ленинграда, выглядит как новенькая. При ней есть наградной лист, с указанием имени, даты и подвига. Это ценный материал для школьного доклада и еще один повод гордиться своими корнями.
Сюда же относятся пресса. Вдруг при жизни он стал героем репортажа? Посетите местную библиотеку: там могли остаться старые выпуски газет.
Интернет
Если все вышеперечисленное хранится на даче, а она глубоко в Сибири, поможет интернет. Существуют специальные платформы (например, MyHeritage) для поиска людей по определенным критериям. Его результативность зависит от объема имеющихся данных.
Великая Отечественная война занимает в истории России особое место. Для сбора информации об участниках боевых действий воспользуйтесь сайтами Подвиг народа или Память народа. Они предоставляют сведения о звании, награждениях, дате призыва и т.д.
Государственный архив
Долгий, но наиболее эффективный способ. Чтобы собрать данные о родственнике из Хабаровска, нужно ехать в Хабаровск. Городские или районные архивы хранят документы о тех, кто родился или проживал на их территории.
Можно обратиться в ЗАГС. Если у вас есть документ, подтверждающий генетическое родство с прабабушкой, работники с радостью посодействуют созданию древа. Вам выдадут ее свидетельство о рождении, заключении брака, смерти.
Профессионалы
Стоимость генеалогического исследования начинается от 30 000 рублей. Специалисты найдут информацию о ваших предках, проверят факты на достоверность и оформят родословную в виде книги. В среднем поиск сведений о 3-5 поколениях занимает 2-3 недели работы.
Как оформить древо
Есть несколько способов. Логично предположить, что какой-то из них занимает меньше времени. Это не совсем так. Чтобы нарисовать дерево, уйдет несколько часов. Можно воспользоваться компьютером, но тогда фотографии необходимо отсканировать и обработать. Сделать это на пару минут тоже не получится.
Нарисовать
Если речь идет о школьном задании, оптимальный вариант. Здесь не требуется изучать историю рода до эпохи царствования Ивана Грозного. Понадобятся цветные карандаши, ластик, клей, фотокарточки (или их копии) и бумага.
Нарисуйте ствол и ветви дерева, пышную крону. По ней нужно разбросать несколько ячеек, внутри которых будут портреты. Подпишем их ниже: можно изобразить раскрытый папирус с загнутыми краями или обычные полосочки. Когда черновой вариант вас удовлетворит, приступайте к раскрашиванию и заполните крону.
Почему этот способ не подойдет для всех? Если данных много, составление дерева продлится долго. При этом никто не застрахован от ошибок: они могут обнаружиться после окончания работы. Тогда встает вопрос, как ее исправить. В компьютерной программе это займет пару минут. На бумаге так не получится — придется начинать все с начала.
Создать на компьютере
Как составить родословную на ПК? Ранее мы рассказывали, почему данный способ гораздо удобнее. Посмотрим, что вам понадобится.
Подготовить фото
Нужно прошерстить старые альбомы, выбрать портреты и сделать цифровые копии. Если нет ничего подходящего, используйте групповые фото. Обрезать других людей можно в редакторе.
Иногда снимкам необходимо восстановление: сказываются неправильные условия хранения, дефекты пленки. Убрать царапины, пятна и заломы поможет софт для реставрации. Некоторые программы умеют раскрашивать черно-белые кадры.
Найти шаблон
В интернете полно макетов с пустыми ячейками на 3-4 поколения. При выборе обращайте внимание на разрешение картинки: чем оно выше, тем лучше. Найти красивые шаблоны можно на платном стоке (Depositphotos или Shutterstock) и на генеалогических сайтах. Например, тут.
Программы для создания древа
Приступаем к оформлению. Для этого нужен фоторедактор или узкопрофильный софт для построения родословных. У него больше возможностей, но на их изучение потребуется время.
ФотоМАСТЕР
Стоимость: от 690 рублей.
Удобное приложение для обработки изображений, где можно создать фамильное дерево по шаблону. Загрузите фотографии и сделайте надписи. Чтобы добавить изюминки, используйте яркий клипарт. Готовую картинку можно распечатать или сохранить на компьютер.
Преимущества:
- куча функций для улучшения качества снимка;
- крупная библиотека шрифтов;
- 100+ фильтров для стилизации;
- простое управление.
Как оформить генеалогическое древо: краткая инструкция
- Запустите редактор и кликните «Открыть фото». Найдите нужный шаблон.
- Начнем с фотографий. Перейдите в «Инструменты» и щелкните по кнопке «Вставка картинки» -> «Наложить изображение из файла». Чтобы параметры фото соответствовали размеру окошка, понятие за края рамки. Вы можете повернуть снимок, зажав зеленый кружочек. Также на панели слева можно изменить прозрачность и сделать тень.
- Добавить надпись можно во вкладке «Текст и рамки». Там вас ждут 150+ дизайнерских шрифтов. Выберите понравившийся или создайте уникальный стиль в «Настройках». После этого переместите надпись, куда требуется.
- Когда работа будет окончена, нажмите «Сохранить». Теперь остается установить нужное качество и определить формат экспорта. Готово!
Древо Жизни
Стоимость: от 1 200 рублей.
Программа для построения генеалогических деревьев. Автоматически устанавливает степени родства и располагает членов семьи согласно их статусу. Позволяет прикреплять фото, аудио и видеоматериалы, документы. Поддерживает экспорт в PNG и SVG-форматы.
Преимущества:
- вычисляет статистику: средняя продолжительность жизни, количество женщин и т.д.;
- отображает памятные даты, место жительства, профессии;
- широкий выбор фонов.
Canva
Стоимость: 499 рублей/месяц.
Онлайн-редактор Canva предлагает неплохие шаблоны. Вы можете поэкспериментировать с различными образцами или построить схему самостоятельно, а после добавить графические элементы. К примеру, разместить сердечко между супругами. Готовый проект можно сохранить как обычное изображение, видео, GIF или PDF-файл.
Преимущества:
- коллекция рамок;
- инструменты для создания анимации;
- возможна настройка совместного доступа;
- 5 ГБ облачного хранилища.
MyHeritage
Стоимость: 89$/год.
Эта платформа пользуется большой популярностью. После регистрации MyHeritage автоматически начнет поиск совпадений. Если ветви вашего дерева пересекаются с проектом другого пользователя, на почту придет уведомление.
Преимущества:
- собственная база данных;
- технология Deep Nostalgia: «оживите» старые фото за пару кликов;
- дерево может объединять несколько тысяч человек.
Geni
Стоимость: 120$/год.
Geni содержит свыше десятка инструментов для исследований. Если кто-то из родственников уже пользуется этим сервисом, Geni правильно объединит ваши ветви. При заполнении карточки персоны можно указать место учебы, работы, любопытные факты из биографии.
Преимущества:
- понятный интерфейс;
- внутренняя социальная сеть: общайтесь с другими пользователями,
вступайте в сообщества по интересам; - создание семейной статистики.
Заключение
Как составить семейное древо самому? Мы рассмотрели все возможные варианты. Компьютерные программы и онлайн-платформы подходят тем, кто хочет систематизировать информацию. Если же вы уверены в своих навыках рисования и хотите получить красивый результат, изобразите дерево на бумаге. Впрочем, какой бы способ вы ни выбрали, приготовьтесь к увлекательному путешествие в прошлое.
Источник: https://photo-master.com/kak-sostavit-genealogicheskoe-drevo.php