Найди кирпичик как у меня

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА»

Развивающие игры с

конструктором ЛЕГО для

детей дошкольного возраста

Воспитатель: ОСТАНИНА Е.В.

2017 г.

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для

занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной

деятельности. Игры с Лего – конструктором выступают способом

исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с

момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки,

передвигают – и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте

от трех до шести лет основой обучения должна быть игра – в ее

процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои

силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям

огромные возможности для физического, эстетического и социального

развития.

В данной брошюре приведена небольшая подборка игровых

упражнений для детей дошкольного возраста, способствующих

реализации различных образовательных областей ФГОС дошкольного

образования.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

«Давайте познакомимся»

Цель: познакомиться с детьми.

Оборудование: кирпичик LEGO – «Дупло».

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя

зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO – «Дупло» красного, синего,

зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по

одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же

деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед

ребенком.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять названия цветов.

Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см), 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

«Найди лишнюю деталь»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны

учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем

несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь.

Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4

кирпичика квадратных и один прямоугольный.

«Волшебная дорожка»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO.

Дети сидят в кругу (вокруг стола), у каждого ребенка есть

конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой

кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо

такой же формы.

«Раздели на части»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO.

В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при

группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики

четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку

разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно

увеличить до 8.

«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»

Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и

тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»;

формировать умение различать геометрические фигуры, действовать

по заданному образцу и словесной инструкции.

Оборудование: кирпичики LEGO.

В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.

а) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей

составлена модель.

б) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

в) Педагог только называет необходимую деталь.

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве;

продолжать формировать представления о цвете и форме предметов;

способность обозначать свои действия словами.

Оборудование: кирпичики LEGO

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого

времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или

заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит

рассказать, что изменилось.

«Найди постройку»

Це л ь : развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить

изображенное на карточке с постройками.

Оборудование: кирпичики LEGO, карточки с изображениями построек.

Дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка,

внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено и

ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

«Светофорик»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает

посоревноваться – кто больше составит различных светофоров, то есть

требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета

стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог

демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по

которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного

варианта.

«Рыба, зверь, птица»

Цель: закреплять названия рыб, птиц, зверей; развивать память,

внимание.

Оборудование: кирпичик Лего.

Педагог держит в руках кирпичик Лего. Дети стоят в кругу. Педагог

ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит:

«рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает

другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или

повторяет, выбывает из игры.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«По грибы, по ягоды»

Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить

цвета

Оборудование: кирпичики LEGO.

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики

– съедобные грибы, красные – мухоморы. Нужно собрать только

съедобные грибы.

Или желтые кирпичики – грибы, красные – ягоды. Одни детки

собирают грибы, а другие – ягоды.

«Светофор»

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через

проезжую часть; развивать пространственную ориентировку,

цветовосприятие.

«На дороге»

Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения;

побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: конструктор LEGO

«Когда за дверью незнакомец»

Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации,

когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь;

развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность

поведения.

«Светофорик»

Цель:

-закреплять значение сигналов светофора

– развивать внимание, память

Оборудование: кирпичики LEGO

1 вариант: Педагог – «светофор», дети – «автомобили». Педагог

показывает кирпичик красный цвета, «автомобили» останавливаются,

желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2 вариант: На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают

руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.

«Что нам осень подарила»

Цель: закрепить знания детей о признаках осени; формировать умение

правильно классифицировать овощи и фрукты; познакомить с новой

профессией – сборщик овощей и фруктов; воспитывать дружеские

взаимоотношения в совместной деятельности.

Оборудование: конструктор Лего

Воспитатель предлагает одним детям собрать урожай яблок с Лего-

дерева. И сложить его на хранение в Лего-ящики. А другим детям

собрать урожай огурцы с Лего-грядок в мешки. И отвезти

собранный урожай в продуктовый магазин. Дети распределяются на

сборщиков яблок, сборщиков картофеля, на шофера и продавца в

магазине.

«В мире животных»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и

домашних животных.

Оборудование: конструктор Лего

Воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему: «Дикие

и домашние животные». Делает акцент на том, где какое животное

обитает и как правильно называется его дом. Дети рассматривают

фигурки диких и домашних животных, заготовленных воспитателем

заранее: лошадь, собака, утка, жираф, лиса и т.д. Далее предлагается

поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Строители» и построить для

одного из животных домик из конструктора Лего.

«Новый год стучит к нам в двери»

Цель: Расширить и закрепить знания детей об обычаях и традициях

празднования Нового года в нашей стране.

Оборудование: конструктор Лего

Воспитатель задает детям вопросы: «Что такое Новый год?», «Где

живет Дед Мороз?». Проводит беседу с детьми: «Как люди в Новый

год поздравляют друг друга?». И предлагает отправиться в творческую

мастерскую Деда Мороза. Дети вместе с воспитателем садятся на

ковер-самолет и отправляются в путь. В творческой мастерской

воспитатель говорит деткам о том, что до Нового года осталось очень

мало времени, а заявок от ребят очень много. Предлагает помочь

дедушке (собрать игрушки из конструктора Лего и отправить их

ребятам) и поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Помощники Деда

Мороза».

Образовательная область

«Речевое развитие»

«Отрабатываем предлоги»

Цель: отработка предлогов ЗА/НА

Оборудование: кирпичики LEGO

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги

ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с

ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой

кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ –

«НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом

ЗА.

«Выложи схему слова»

Оборудование: кирпичики LEGO

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов,

состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать

схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные

твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять

представления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку»

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять

сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три

структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать

воображение и словесное творчество детей.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Конструктивно-модельная деятельность

«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки

предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания.

Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя

способами: путем мелких деталей на более крупные и путем

надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование

определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).

«Широкая и узкая тропинки»

Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов;

учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение

анализировать предметный или графический образец и соотносить

свои действия с ним.

«Выложи вторую половину узора»

Цель: научить соблюдать симметричность в постройках,

выкладывании узора.

Оборудование: конструктор Лего

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны,

соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

«У кого выше»

Оборудование: ко н с т р у к т о р Ле го , р а з н о ц в е т ный к у б и к .

Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь

соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше,

чем соперник. Т.е., если будут выпадать все время разные цвета,

высокой башни не получится.

«Орнамент под диктовку»

Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали

определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний

правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.

Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от

неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.

Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а

с п р а в а о т с и н е г о л е ж а л т о л ь к о о д и н к р а с н ы й » .

Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием

фигур по диагонали друг от друга и т.д. Пусть такое задание будет в

процессе игры в роботов или космонавтов.

Образовательная область

«Физическое развитие»

«Передай кирпичик LEGO»

Цель: развивать координацию движений.

Оборудование: крупный кирпичик LEGO.

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по команде «Передавай»

они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет

«Стоп» и откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик,

становится ведущим.

«Собери кирпичики LEGO»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность,

быстроту движений.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре

кирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будет

собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики.

Побеждает тот, кто быстрее соберет.

«Мой дом»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность,

быстроту движений

Оборудование: кирпичики LEGO

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики

соответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета,

под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестает

звучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что

и кирпичик у него в руке).

«Кто быстрее»

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движений

Оборудование: кирпичики LEGO

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет

кирпичиков лего и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного

цвета, 2х4 – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного

стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

«Лего на голове»

Ц е л ь : совершенствовать пространственную ориентировку;

формировать умения действовать по словесной установке

Оборудование: кирпичики LEGO

Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему

задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу,

постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три

задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и

получает приз.__

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр по легоконструированию

Игры с «Лего» для детей дошкольного возраста.

В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый), названия деталей LEGO – конструктора, форму (квадрат, прямоугольник).

Давайте познакомимся

Цель: познакомиться с детьми.

Оборудование: кирпичик LEGO «Дупло».

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.

Найди кирпичик, как у меня

Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

Разложи по цвету

Цель: закреплять цвет деталей LEGO – конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см), 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

Передай кирпичик LEGO

Цель: развивать координацию движений.

Оборудование: крупный кирпичик LEGO «Софт».

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по команде «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Стоп» и откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик становится ведущим.

Собери кирпичики LEGO

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет.

Веселая башенка для зверят

Один два три четыре пять

Будем башню собирать

Первый кирпичик поросенку

А второй – медвежонку

Третий будет для зайчат, а четвертый для утят

Ну а пятый для синичек

Шустрых птичек – невеличек

После того, как построили башню, считаем:

Один два три четыре пять

Научились мы считать

Найди лишнюю деталь

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.

Угадай, кто я?

Заворачиваем в непрозрачный платок кирпичик LEGO, даем ребенку пощупать и просим назвать деталь. Можно делать «ловушку», например, завернуть два кирпичика размером 2х2, которые вместе похожи на один кирпичик 2х4.

По грибы, по ягоды

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры. Пусть например зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы.

Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.

Дорожка

Предлагаем ребенку выложенную из кирпичиков дорожку (не более 6), затем просим построить такую же, но без крайних кирпичиков.

Мой дом

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета, под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестает звучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке). Под музыку строим дом. Потом усложняем задание. Просим деток закрыть глаза, меняем дома местами (теперь цвет конструктора из которого построен дом может не соответствовать цвету обруча). Включаем музыку и после ее остановки ребенок должен найти свой дом.

Отрабатываем предлоги

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА. Игра «Цифры»

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: плата, детали конструктора, схемы цифры.

На плате выстраиваются цифры из Лего от 1 до 10. Дошкольник считает от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Для усложнения дети называют соседей чисел, например: 5,6 и т.д.

Игра «Передай кирпичик»

Дети разделены на группы, встают в одну колонну друг за другом и получают задания, например, построить определенную фигуру. Дети должны передавать друг другу те детали, из которых последний ребенок должен построить заданную фигуру Ответственность за правильное выполнения задания лежит на первого и последнего ребенка. Остальные дети должны быть очень внимательными, передавать фигуры так, чтобы они не упали.

Цель игры: развитие ловкости, внимания, сплоченности.

Игра «Угадай, что построено»

Каждой команде выдаются карточки с изображением фигуры. Каждая группа строит свою фигуру за определенное время, затем все пластины с фигурами дети отдают педагогу. Вызывается один ребенок из каждой команды, ему завязывают глаза и он на ощупь должен определить, что изображено на пластине.

Цель игры: развитие сенсорных способностей, развитие чувственного воображения.

Игра «Пройди и не урони»

Нужно разделить детей на группы. Педагог выбирает деталь, которую кладет на голову ребенка и ребенок должен пройти так, чтобы деталь не упала с головы. И так все дети по очереди.

Цель игры: развитие координации движений.

Игра «Графический диктант»

Ведущему ребенку дается фигура, нарисованная на листе бумаги. Он должен продиктовать ее другим, чтобы остальные в точности ее построили, как графический диктант с использованием кирпичиков лего. Дается инструкция: три кружка слева отступить и поставить деталь коричневого цвета 2х6 и т.д.

Цель игры: умение ориентироваться в пространстве, закрепление цвета, закрепление названия деталей, развитие внимания.

Описание игры:

В первый ряд поставить кирпичик желтого цвета, 2 – два кирпичика зеленого, 3- три синего, 4 – 4 белого цвета, 5 – 5 кирпичиков черного цвета

Цель игры: закрепление названия цветов, умение ориентироваться в пространстве, развития внимательности.

Игра «Волшебный мешочек».

Дети на ощупь должны угадать детали, которые находятся в мешочке.

Цель игры: развитие воображения, развитие сенсорных способностей.

Игра «Веселый поезд»: построение поезда по словесной инструкции с использованием слов за, перед, между, справа, слева, позади, впереди.

Цель игры: развитие внимательности, ориентировка в простравнстве.

Картотека игр с LEGO для детей младшего
дошкольного возраста.

Картотеку
игр с LEGO конструктором, можно использовать в совместной и индивидуальной
работе с детьми младшего дошкольного возраста.

1. Игры на развитие логического мышления:

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять
цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики
LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В
коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и
просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных
трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

«Собери модель»

Цель:
развивать внимание, логическое мышление.

Дети
собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения
деталей используются наречия “сверху”, “посередине”,
“слева”, “справа”, “поперёк”.

«Построй домик».

Цель: развитие
интеллектуальных навыков детей, развитие мышления и воображения, закрепление
знаний о цвете.

Оборудование: Коврики
4 цветов (синий, зеленый, синий, красный), лего конструктор, мелкие игрушки из
киндеров для обыгрывания построек.

Предложить
детям из общего количества лего конструктора выбирать детали в соответствии с
цветом их ковриков и построить домик для игрушек.

«Построй загон для животных».

Цель: закрепление
знаний деталей конструктора лего (кирпичик, квадратик, прямоугольник,
брусочек).

Оборудование: детали
лего конструктора, домашние животные для обыгрывания загонов.

Предложить
ребятам построить загоны для их домашних животных.

«Построй башню».

Цель:
развивать мышление, внимание, конструктивные способности.

Предложить
детям построить башню и сравнить у кого выше – ниже, уже- шире.

«Построй дорогу».

Цель:
развивать внимание, мышление, умение сравнивать категории.

Построить
с детьми дорогу и сравнить у кого длиннее – короче, шире – уже.

«Скреплялочки».

Цель:
закрепление представлений о форме бриков.

Оборудование:
различные виды крупного конструктора, волшебный мешочек.

Ход
игры: дети по очереди достают детали конструктора из волшебного
мешочка, внимательно рассматривают, затем скрепляют их друг с другом. При этом
педагог обращает внимание детей на форму каждого брика и на то, как
форма брика влияет на скрепление их между собой.

«По дорожке»

Цель:
формирование умения подбирать необходимые детали по величине.

Оборудование:
иллюстрации с изображением сада, брики различной величины, игрушка мишка.

Ход
игры: педагог предлагает детям сходить в сад и собрать для медведя малину. Но,
чтобы пройти к ягодам, нужно построить дорожки. При этом для того, чтобы
дорожки были ровными, необходимо подбирать брики одинаковой величины.

«Собери кирпичики»

Цель:
закрепление знаний цветов.

Оборудование:
брики красного, желтого, зеленого, синего цветов; контейнеры тех же цветов.

Ход
игры: педагог раскладывает в произвольном порядке брики и предлагает детям
разложить брики в контейнеры соответствующих цветов.

«Чего не стало?»

Цель:
развитие внимания, памяти.

Оборудование:
брики, мяч, кукла, машинка, платок.

Ход
игры: педагог раскладывает на столе брики и игрушки, предлагает детям
внимательно посмотреть и запомнить, что находится на столе. Затем накрываем
платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети определяют, чего не стало.

«Поможем Мише построить забор».

Цель:
формирование понятий «высокий-низкий».

Оборудование:
брики крупные и более мелкие, игрушечный домик, фигурка мальчика (брик).

Ход
игры: педагог знакомит детей с Мишей, рассказывает о его просьбе построить
забор. Затем предлагает детям помочь Мише построить забор вокруг дома из
высоких и низких кирпичиков.

«Встречаем гостей»

Цель:
развивать навыки конструирования.

Оборудование:
брики, куклы, игрушечная мебель.

Ход
игры: педагог разыгрывает сюжет прихода кукол в гости к детям.

Но
не всем куклам хватило стульчиков. Предлагает детям помочь куклам сконструировать
стульчики.

«Теремок»

Цель:
развивать воображение, навыки конструирования.

Оборудование:
брики различной величины, иллюстрация теремка, фигурки животных (брики).

Ход
игры: педагог читает детям сказку «Теремок». После прочтения сказки предлагает
всем вместе построить большой теремок для всех зверей.

«Веселые животные»

Цель:
знакомить детей с дикими и домашними животными.

Оборудование:
брики различной величины, фигурки животных (брики).

Ход
игры: дети рассматривают фигурки диких и домашних животных. Педагог обращает
внимание детей, где какое животное обитает, на характерные особенности (у
зайчика длинные уши; у собаки хвост «колечком» и т. д.)

«По дорожке в лес»

Цель:
формирование понятий «широкий – узкий». Формирование умения подбирать
необходимые детали по величине.

Оборудование:
брики различной величины, иллюстрации с изображением леса.

Ход
игры: педагог вместе с детьми выкладывает из конструктора узкую и
широкую дорожку и по ним предлагает пойти в лес.

«Найди кирпичик»

Цель:
развивать мелкую моторику, вызвать интерес.

Оборудование:
брики различной величины, тазик с горохом.

Ход
игры: педагог прячет кирпичик в горохе, просит по очереди детей найти
брик.

2. Игры на развитие внимания и памяти

«Что изменилось?»

Цель:
развивать внимание, память, умение рассказать по памяти.

Педагог
показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем
закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали
на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать что
изменилось.

«Собери модель по памяти»

Цель:
развивать память, мышление.

Педагог
показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем
убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд»

Цель:
развивать внимание, мышление.

Выставляется
ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что
для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали
в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем
выставляют то же по памяти.

3. Игры на развитие ориентации в пространстве

«Собери модель по ориентирам»

Цель:
развивать внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве, умение
соблюдать правила.

Педагог
диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются
следующие ориентиры положения: “левый верхний угол”, “левый
нижний угол”, “правый верхний угол”, “правый нижний
угол”, “середина левой стороны”, “середина правой стороны”,
“над”, “под”, “слева от”, “справа от”.

«Составь макет комнаты»

Цель:
развивать внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Для
взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, сначала
совпадающая с позицией ребенка, а затем не совпадающая с позицией ребёнка
(например: посмотри все объекты в приемной комнате и составь макет; вспомни как
располагались предметы в спальной комнате и составь макет).

4. Игры на развитие понятия «симметрия»

«Выложи вторую половину узора»

Цель:
развивать внимание, мышление, умение понимать логику, последовательность.

Педагог
выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить
вторую половину узора.

«Составь узор»

Цель:
развивать внимание, умение составлять узор по заданным условиям или по
самостоятельному выбору.

Дети
самостоятельно составляют симметричные узоры – можно изображать бабочек, цветы
и т. д.

5. Игры на развитие логических закономерностей

«Что лишнее?»

Цель:
развивать внимание, мышление, умение исключать не подходящий элемент.

Педагог
показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент
состоит из двух деталей конструктора).

«Упражнения на продолжение ряда»

Цель:
развивать мышление, умение выделять закономерность последовательность
элементов.

Педагог
показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а
ребёнок должен продолжить её.

Первый этап –
каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления
закономерностей используются два признака.

Второй этап –
каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления
закономерностей используется один признак.

Третий этап –
каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования
закономерностей используются два признака.

«Поиск недостающей фигуры»

Цель:
развивать внимание, мышление, умение подбирать недостающую фигуру.

Педагог
представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из
деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой,
которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий,
когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем
постепенно задания усложняются.

6. Игры на развитие комбинаторных способностей

«Светофор»

Цель:
развивать внимание, мышление, скорость реакции.

Педагог
раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться – кто больше
составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого,
красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления
победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет
систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного
варианта.

«Составь флаги»

Цель:
развивать внимание, мышление, комбинаторные способности.

Педагог
раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из
одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или
двух красных двух синих.

7. Игры, развивающие понятие «множества»

«Выдели похожие»

Цель:
развивать мышление, учить классифицировать предметы, объекты по одному
свойству.

Педагог
показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем
устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы
внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики

8. Игры, развивающие восприятие формы и цвета

«Отгадай»

Цель: учить
детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр,
арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание
игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь
форму модуля.

Правила
игры:

1.      Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

2.      Не мешать отгадчику, самостоятельно
разгадывать формы деталей.

3.      Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и
не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.

4.      Всем терпеливо дожидаться своей очереди.
Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не
мешает детям играть дружно.

«Не ошибись Петрушка!»

Цель: Учить
детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание
игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к
модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка,
Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти
к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми:
“Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе
дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила
игры:

1.      Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не
ошибся и смог догадаться, что у него в руках.

2.      Нельзя называть модуль и подсказывать
Петрушке.

3.      Внимательно следить за действиями Петрушки.
Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

«Есть у тебя или нет?»

Цель: Учить
детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание
игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь
определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же
деталь по форме.

Правила
игры:

1.
Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.

2.
Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

3.
Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая
устанавливается с помощью считалки:

4.
Чтобы весело играть,

Надо
всех пересчитать.

Раз,
два, три, первый – ты!

«Что такого же цвета?»

Цель:
учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с
существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование:
картинки с окружающими предметами, цветные квадраты бумаги.

Описание
игры: Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет,
а затем картинки с предметами того же цвета: зеленая доска, зелёные ботинки,
зеленая трава и т.д. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

«Таинственный мешочек»

Цель:
учить отгадывать детали конструктора на ощупь. Развивать память, мышление.

Оборудование:
конструктивный набор Лего, мешочек.

Описание
игры: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди
берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

«Отгадай».

Цель:
учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треуголь- ник,
цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание
игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму
модуля.

Правила
игры: Не подсказывать и не выдавать общего секрета. Не мешать отгадчику,
самостоятельно разгадывать формы деталей. Отгадчик должен добросовестно закрыть
глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять
цвет деталей LEGO конструктора.

Оборудование: кирпичики
LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный), 4 коробки (такого же цвета).

Дети
по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

КАРТОТЕКА
ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В старшей группе роль ведущего берут на
себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся
заниматься по карточкам.

«Чья команда быстрее построит?»

Цели:

·учить строить в команде, помогать друг
другу;

·развивать интерес, внимание, быстроту,
мелкую моторику рук;

Оборудование: набор-лего конструктора
«Дупло», образец.

Ход: дети разбиваются на две команды.
Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым
количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по
очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке.
Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора
на ощупь.

Оборудование: наборы деталей конструктора,
мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями
лего-конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем
показывают.

«Разложи детали по местам»

Цель: закреплять названия деталей
лего-конструктора.

Оборудование: коробочки, детали
лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).

Ход: детям даются коробочки и конструктор.
На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать
весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

«Светофор»

Цель:

·закреплять значения сигналов светофора;

·развивать внимание, память;

Оборудование: кирпичики лего красного,
зеленого, желтого цвета.

1-й вариант:

Педагог- «светофор», остальные дети-
«автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются,
желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

2-й вариант:

Светофор и пешеходы переходят дорогу на
зеленый свет.

3-й вариант:

На красный свет дети приседают, на
желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.

«Найди такую же деталь, как на карточке»

Цель: закреплять названия деталей
лего-конструктора «Дупло».

Оборудование: карточки, детали
лего-конструктора «Дупло», плата.

Ход: дети по очереди берут карточку с
чертежом детали лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на
плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

В подготовительной к школе группе дети уже
занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр-развивать
речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и
память.

«Назови и построй»

Цели:

·закреплять названия деталей
лего-конструктора «Дакта»;

·учить работать в коллективе;

Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта».

Ход: Педагог дает каждому ребенку по
очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда
каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех
деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

«Лего-подарки»

Цель: развивать интерес к игре и внимание.

Оборудование: игровое поле, человечки по
количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой
2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход)), лего-подарки.

Ход: дети распределяют человечков между
собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков
по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и
ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

«Не бери последний кубик»

Цель: развивать внимание, мышление.

Оборудование: плата с башней.

Ход: играют два ребенка, которые по
очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот
проиграл.

«Запомни расположение»

Цель: развивать внимание, память.

Оборудование: набор лего-конструктора
«Дакта», платы у всех игроков.

Ход: педагог строит какую-нибудь постройку
из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают
конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить
такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Построй, не открывая глаз»

Цели:

·учить строить с закрытыми глазами;

·развивать мелкую моторику рук, выдержку;

Оборудование: плата, наборы конструктора.

Ход: перед детьми лежат плата и
конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого
интересней получится постройка, того поощряют.

«Рыба, зверь, птица»

Цель: развивать память, внимание.

Оборудование: кирпичик лего.

Ход: педагог держит в руках кирпичик лего.
Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик
и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает
другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает
из игры.

Конструирование из строительного материала
в старшей и подготовительной группе воспитатели стараются реже давать образец
постройки или поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части
конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто
используют фотографии, рисунки. Дети чаще придумывают свой вариант постройки,
поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения.

Задание «Что изменилось?»

Перед ребенком расставляют строительные
детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают
отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении
на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник
отмечает, что изменилось.

Задание «Меняясь местами»

Играют двое детей. Ребят сажают спиной
друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные
детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась
с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру
фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить
их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше
деталей предлагается.

Задание «Роботы»

На карте нарисованы роботы, собранные из
строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы:

·Сколько роботов изображено?

·Найди двух роботов, собранных из
одинаковых по форме деталей.

·Покажи, у какого робота есть деталь,
которой нет у других.

·Каких роботов можно построить из строительных
деталей, а каких нельзя?

Задание «Схема по постройке товарища»

Дети придумывают и строят сооружения из
строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга,
изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.

Задание «Схема по условию»

Предлагать детям создавать схемы по
условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему
сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся
справа» и т.п.). Побуждайте детей самостоятельно придумывать и рисовать схемы
построек.

Задание «Построй и создай схему»

Предложить детям сделать элементарные
постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая
конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те
же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Задание «Сделай план и построй»

Дети рисуют планы будущих построек (вид
сверху внутренних сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк».
Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.

Игра “Строительные детали”

Воспитатель разыгрывает с детьми сценку:
раздает детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу
стихотворения:

Как-то Кубик в лес пошел,

Там Кирпичика нашел.

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали,

А навстречу –скок-поскок

-Подбежал к друзьям Брусок.

И спросил Брусок детали:

“Вы Цилиндра не видали?”.

Повернулся Куб бочком:

“Я с Цилиндром не знаком”,

А Кирпичик удивился:

“Нам навстречу он катился?

Ну, теперь пора идти,

Надо Призму нам найти.

Видел я ее –без дела

Она с Конусом сидела

У друзей пластин в гостях

С фотографией в руках”.

Игра «Расставь детали по контуру»

Каждый ребенок расставляет детали на
листе, создавая форму самолета, обводит фломастером контур получившейся модели,
снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его самолет,
в свою очередь берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает
тот, кто быстрее справится с заданием.

Игра «Дострой конструкцию»

Ребенок начинает собирать модель из
строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает
сборку и «передает» модель следующему ребенку и т.д. Затем дети все вместе
обсуждают, что у них получилось.

Игра «Построй здание»

Предложить детям придумать и нарисовать на
листах бумаги в клетку любое здание, например, для планеты Марс, которое можно
построить из строительного материала. Например, здание, стоящее на горах (над
водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого
находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.).

Проанализировать с детьми готовые схемы и
предложить сконструировать по ним постройки. По окончании строительства
проанализировать постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности,
удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений,
гармоничности.

Игра «Найди одинаковые конструкции»

Педагог собирает из строительного
материала 5-7 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив
время (1 минута по песочным часам), дает детям задание: «Найдите одинаковые
конструкции».

Игра «Что получилось?»

Каждый ребенок сооружает любую модель из
строительного материала. Затем дети угадывают, у кого что получилось.

Игра «Сконструируй летательный аппарат»

Дети рисуют схематические изображения
различных летательных аппаратов, конструируют летательный аппарат из
строительного материала (анализ построек, демонстрация в действии).

Игра «Закончи конструкцию»

Предложить детям разбиться на пары. Каждый
ребенок собирает из строительного материала какую-либо заготовку, затем
меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию.

Игра «Что изменилось у робота?»

Педагог предлагает детям рассмотреть
сконструированного им робота в течение 1-й минуты. Затем дети закрывают глаза,
а педагог вносит в конструкцию некоторые изменения. Дети должны сказать, что
изменилось.

Описание игры: вместе с ребёнком за столом сидят три-четыре куклы, перед каждой из них – блюдце определенного цвета. Воспитатель говорит, что куколки – сластёны. Они очень любят конфеты, но только определённого цвета. (Маша – красные, Оля – синие, Катя – зелёные, а Таня – жёлтые). Побуждает назвать цвет блюдечек. Затем педагог ставит перед ребёнком поднос с разноцветными кирпичиками Lego – «конфетами» и предлагает угостить ими кукол. На красное блюдце положим красные конфеты, на жёлтое – жёлтые и т. д.

Правила игры:

Если ребёнок справился верно – хлопаем ему в ладоши, он выиграл. Благодарим его от имени куколок.

Рекомендации: начинать лучше с контрастных цветов, постепенно переходя к близким цветовым оттенкам (красному, розовому, фиолетовому).

Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет) - i_002.jpg

Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет) - i_003.jpg

«Найди кирпичик, как у меня» /3-5 лет/

Цель: развитие умения называть цвет и форму деталей, находить определённые детали из данного набора.

Оборудование: контейнер с кирпичиками Lego Duplo красного, синего, зелёного, жёлтого, белого цветов (2X2, 2X4)

Описание игры: педагог достаёт по одному кирпичику из коробки и предлагает одному из детей назвать цвет и форму детали. Затем ребёнок находит такой же кирпичик среди предложенных 3–4 деталей, лежащих перед ним.

Правила игры:

1. Задание выполняет только тот ребёнок, чье имя назвал педагог.

2. Не подсказывать.

Рекомендации: для детей 4–5 лет количество предложенных деталей можно увеличить до 6–8.

«Построй башенки» /3-4 года/

Цель: развитие восприятия цвета.

Оборудование: контейнер с разноцветными кирпичиками Lego (2X4) (количество кирпичиков жёлтого, зелёного, синего и других цветов одинаково)

Описание игры: перед ребёнком контейнер с разноцветными кирпичиками Lego. Воспитатель предлагает ребёнку построить башенки зелёного, красного, жёлтого и т. д. цветов.

Правила игры:.

1. Приступать к постройке можно только по сигналу воспитателя.

2. Ребёнок выигрывает, если выполнил задание верно.

Рекомендации: лучше предлагать по 4–6 кирпичиков определённого цвета, но обязательно чтобы их количество было одинаковым.

Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет) - i_004.jpg

«Построй башенки» – вариант 2 /3-5 лет/

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: контейнер с разноцветными кирпичиками Lego (количество кирпичиков определённого цвета различно).

Описание игры: перед ребёнком контейнер с разноцветными кирпичиками Lego. Количество кирпичиков разного цвета различно (например, 7красных, 6 жёлтых, 5 зелёных и 3 синих). Воспитатель предлагает ребёнку построить башенки зелёного, красного, жёлтого (или других) цветов. Затем педагог предлагает расположить башенки от самой высокой до самой низкой, и наоборот.

Правила игры:

1. Приступать к постройке можно только по сигналу воспитателя.

2. Ребёнок выиграл, если верно справился с заданием.

Рекомендации: для детей 4–5 лет количество башенок увеличивается до 5–7.

Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет) - i_005.jpg

«Найди и принеси» /3-4 года/

Цель: формирование у детей умения применять приёмы зрительного обследования формы.

Описание игры: воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны самостоятельно найти такую же.

Правила игры:

1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.

2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо её рассмотреть и запомнить.

«Найди домик» /3-4 года/

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: обручи различных цветов, кирпичики Lego, магнитофон, аудиозапись любой детской песни.

Описание игры: на полу лежат обручи разных цветов, по ковру разбросаны кирпичики Lego. Дети бегают под музыку вокруг обручей. Как только музыка перестаёт звучать, дети должны взять по одному кирпичику и занять домик того цвета, какой кирпичик у них в руках. Затем педагог усложняет задание. Пока звучит музыка, педагог меняет обручи местами. По окончании звучания дети снова берут по кирпичику и находят свой домик.

Правила игры:

1. Один ребёнок может взять только 1 кирпичик Lego.

2. Выигрывают все дети, которые верно справились с игровым заданием.

«Построй домики для гномиков» /4—5 лет/

Цель: развитие восприятия цвета, умения конструировать по условиям.

Оборудование: контейнер с разноцветными кирпичиками Lego, 3–4 игрушечных гномика (в костюмчиках разных цветов) или картинки с их изображением.

Описание игры: воспитатель говорит, что сильный ураган разрушил дома, где жили гномики, и им теперь негде жить, предлагает построить маленькие домики. Причём для гномика в жёлтом костюмчике – жёлтый домик, для гномика в синем костюмчике – синий домик и т. д. Домики нужно построить небольшие.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Картотека игр: «ЛЕГО – конструирование» для детей старшего дошкольного возраста

Ермалаева Татьяна Витальевна

Воспитатель, МАДОУ «Мальвина»

ЯНАО, г. Ноябрьск

Игры с «Лего» для детей дошкольного возраста.

В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый), названия деталей LEGO – конструктора, форму (квадрат, прямоугольник).

«Давайте познакомимся»

Цель: познакомиться с детьми.

Оборудование: кирпичик LEGO «Дупло».

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь средипредложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять цвет деталей LEGO – конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см), 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

«Передай кирпичик LEGO»

Цель: развивать координацию движений.

Оборудование: крупный кирпичик LEGO «Софт».

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по команде «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Стоп» и откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик становится ведущим.

«Собери кирпичики LEGO»

Цель: закреплять цвет деталей LEGO – конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем кто какой цвет будет собирать.

По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет.

Веселая башенка для зверят

Один два три четыре пять

Будем башню собирать

Первый кирпичик поросенку

А второй – медвежонку

Третий будет для зайчат, а четвертый для утят

Ну а пятый для синичек

Шустрых птичек – невеличек

После того, как построили башню, считаем:

Один два три четыре пять

Научились мы считать.

«Найди лишнюю деталь»

Цель: закреплять цвет, форму деталей

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один

прямоугольный.

«Угадай, кто я?»

Цель: закреплять цвет, форму деталей

Заворачиваем в не прозрачный платок кирпичик LEGO, даем ребенку пощупать и просим назвать деталь. Можно делать «ловушку», например, завернуть два кирпичика размером 2х2, которые вместе похожи на один кирпичик 2х4.

«По грибы, по ягоды»

Цель: закреплять цвет, форму деталей

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры. Пусть например зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы. Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.

«Мой дом»

Цель: закреплять цвет, форму деталей

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета, под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестает звучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке). Под музыку строим дом. Потом усложняем задание. Просим деток закрыть глаза, меняем дома местами (теперь цвет конструктора из которого построен дом может не соответствовать цвету обруча). Включаем музыку и после ее остановки ребенок должен найти свой дом.

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.

«Чья команда быстрее построит?»

Цели:

учить строить в команде, помогать друг другу;

развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;

Оборудование: набор-лего конструктора «Дупло», образец.

Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями лего – конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

«Разложи детали по местам»

Цель: закреплять названия деталей лего – конструктора.

Оборудование: коробочки, детали лего – конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).

Ход: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

«Светофор»

Цель:

закреплять значения сигналов светофора;

развивать внимание, память;

Оборудование: кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.

1-й вариант:

Педагог- «светофор», остальные дети- «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

2-й вариант:

Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

3-й вариант:

На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.

«Найди такую же деталь, как на карточке»

Цель: закреплять названия деталей лего – конструктора «Дупло».

Оборудование: карточки, детали лего – конструктора «Дупло», плата.

Ход: дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего – конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

«Назови и построй»

Цели:

закреплять названия деталей лего – конструктора «Дакта»;

учить работать в коллективе;

Оборудование: набор лего – конструктора «Дакта».

Ход: Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

«Лего – подарки»

Цель: развивать интерес к игре и внимание.

Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход)), лего – подарки.

Ход: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

«Не бери последний кубик»

Цель: развивать внимание, мышление.

Оборудование: плата с башней.

Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

«Запомни расположение»

Цель: развивать внимание, память.

Оборудование: набор лего-конструктора «Дакта», платы у всех игроков.

Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Построй, не открывая глаз»

Цели:

учить строить с закрытыми глазами;

развивать мелкую моторику рук, выдержку;

Оборудование: плата, наборы конструктора.

Ход: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

«Рыба, зверь, птица»

Цель: развивать память, внимание.

Оборудование: кирпичик лего.

Ход: педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

«Цифры»

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10

Оборудование: плата, детали конструктора, схемы цифры.

На плате выстраиваются цифры из Лего от 1 до 10 Дошкольник считает от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Для усложнения дети называют соседей чисел, например: 5,6 и т.д.

«Передай кирпичик»

Цель: закреплять названия деталей лего – конструктора «Дупло». Развитие ловкости, внимания, сплоченности.

Дети разделены на группы, встают в одну колонну друг за другом и получают задания, например, построить определенную фигуру. Дети должны передавать друг другу те детали, из которых последний ребенок должен построить заданную фигуру Ответственность за правильное выполнения задания лежит на первого и последнего ребенка. Остальные дети должны быть очень внимательными, передавать фигуры так, чтобы они не упали.

«Угадай, что построено»

Цель: развитие сенсорных способностей, развитие чувственного

воображения.

Каждой команде выдаются карточки с изображением фигуры. Каждая группа

строит свою фигуру за определенное время, затем все пластины с фигурами

дети отдают педагогу. Вызывается один ребенок из каждой команды, ему

завязывают глаза и он на ощупь должен определить, что изображено на

пластине.

«Пройди и не урони»

Цель: развитие координации движений.

Нужно разделить детей на группы. Педагог выбирает деталь, которую кладет

на голову ребенка и ребенок должен пройти так, чтобы деталь не упала с

головы. И так все дети по очереди.

Литература

1.Комарова Л.Г. Строим из LEGO. Организация занятий с помощью конструктора LEGO. Москва: Линка – Пресс, 2001.

2.Фешина Е. В.Лего – конструирование в детском саду. Методическое пособие- М.: ТЦ «Сфера», 2016.

Добавить комментарий