Найдите портрет печорина как он его характеризует

Портрет Печорина

Портрет Печорина в романе «Герой нашего времени» выполняет важную смысловую функцию. Он дополняет психологическую характеристику центрального персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Внешность

На начало повествования Григорию Александровичу Печорину было двадцать пять лет. Рассказчик отмечал, что с первого взгляда он ему не мог дать и двадцати трех лет, однако после знакомства подумал о целых тридцати.

Это был человек, который «имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».

У Печорина были густые вьющиеся белокурые кудри, которые «так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб». Несмотря на белокурый цвет волос, усы и брови Печорина были черные. Лицо героя еще было бледно, но свежо. Кожа Григория Александровича имела некую женскую нежность. Нос Печорина был немного вздернут, а зубы были «ослепительной белизны». Этим он привлекал всех окружающих.

Персонаж был среднего роста, отличался он своей стройностью и тонким прямым, будто без костей, станом с широкими плечами. Все это демонстрировало крепкое телосложение Печорина, что позволяло ему «переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов». Рассказчик сравнивает Печорина с «Бальзаковой тридцатилетней кокеткой», которая устала после бала, так как тело героя изображало «какую-то нервическую слабость».

Одежда

К внешнему виду Печорин относился с трепетом: он носил довольно дорогую одежду, за которой тщательно следил. «Бархатный сюртучок» Григория был застегнут лишь на две нижние пуговицы. «Ослепительно чистое» белье героя позволяло говорить о порядочности Печорина. Перчатки персонажа всегда были чисты, а сапоги всегда были вычищены.

Как представитель светского общества, Печорин использовал духи.

Когда Печорин оказывается на службе на Кавказе, он одевается в национальные вещи. Как черкес, он носил бурку, бешмет, архалук, черкеску.

По одежде многие люди принимали Печорина за черкеса. Многие даже говорили о том, что в черкесском одеянии он похож на кабардинца больше, чем сами кабардинцы.

Сам Печорин признавался, что относительно одежды он был «совершенным денди»: «ни одного галуна лишнего», мех на шапке не длинный, но и не короткий, «ноговицы и черевики пригнаны во всевозможной точностью».

Детали

Портретная характеристика Печорина помогает полностью раскрыть сущность главного героя. Детали описания внешности указывают на особенности характера Григория Печорина.

«Маленькие аристократические руки», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны» говорят об аристократическом происхождении главного героя романа.

Как отмечает рассказчик, во время ходьбы Печорин никогда не размахивал руками – это было «верным признаком некоторой скрытности характера». В целом походка главного героя была небрежна и ленива.

Отличительной особенностью Печорина было то, что его лицо никогда не выражало ничего особенного. Даже смерть Бэлы на него не произвела особого впечатления.

Карие глаза Григория сияли «фосфорическим блеском» из-под полуопущенных ресниц. Блеск этот был похож на блеск гладкой стали, который был «ослепительным» и «холодным».

Глаза Печорина никогда не смеялись, когда смеялся сам герой. Рассказчик называет это настоящей странностью и говорит, что такое явление – признак либо злого нрава, либо глубокой постоянной грусти. Взгляд у Печорина был «неприятный», «наглый» и «тяжелый». «Непродолжительный», но «проницательный» взгляд оставлял неприятное впечатление. Он не отличался своей дерзостью, наоборот, взгляд был «равнодушно спокоен».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Портрет Печорина», рассмотрит внешний вид центрального персонажа романа «Герой нашего времени», продемонстрирует отношение героя к одежде, а также рассмотрит детальные описания внешности, раскрывающие характер Печорина.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Дарина Закирзянова

    8/16

  • Ольга Иванова

    14/16

  • Vyacheslav Tkachev

    16/16

  • Марьям Хасанова

    9/16

  • Роман Савченко

    16/16

  • Владислав Исаев

    16/16

  • Игнатий Загородников

    14/16

  • Наталья Садовская

    11/16

  • Sacred Air

    14/16

  • Людмила Федорова

    16/16

Описание внешности Печорина + цитатная характеристика портрета "Героя нашего времени"

­Пример описания внешности Печорина

По описанию Григорию было около двадцати пяти лет. Голову Печорина украшали белокурые кудри, при том что усы и брови были угольно-черными. Цвет кожи белый, черты лица тонкие, как у девушки. Слегка вздернутый вверх носик был его изюминкой. С особой педантичностью относился герой к своей одежде, она была опрятная, дорогая и всегда выглажена. Обувь вычищена до блеска. При себе молодой человек имел перчатки. Наш герой был крепкого телосложения со стройными широкими плечами, среднего роста. Как и все представители высшего общества юноша использовал парфюм. Такие мужчины нравились светским дамочкам.

Если рассматривать более точные детали, то характеристика портрета раскрывает сущность главного героя. Более детальная характеристика указывает на особенности характера Печорина. Тонкие черты лица, белоснежная кожа, белые зубы указывают на аристократичность главного героя. При ходьбе Григорий никогда не размахивал руками – это говорит о скрытности характера. Печорин умел тщательно скрывать свои эмоции, даже смерть Бэлы эмоционально никак не отразилась на его лице. Глаза у молодого человека были карими, грустными и холодными. Взгляд тяжелый, проницательный, производил неприятное впечатление. Этот взгляд не был дерзким, наоборот, он имел какое-то непонятное спокойствие по отношению к окружающим. По характеру персонаж был стойким.

Непростительной ошибкой персонажа является отсутствие сопереживания к другим людям. Григорий частенько заигрывался, забывал о важности судеб людских. Поэтому можно утверждать, что ему присущи такие качества как: эгоцентризм, эгоизм, высокомерие, нарциссизм. При том, что он был образованным, воспитанным, сдержанным и тактичным человеком.

Через образ Печорина автор нам показывает все пороки людей того времени, а описание внешности героя дает наглядное представление о том, какой человек перед ним. Наблюдается связь между внутренним миром героя и его внешностью.


Описание внешности Печорина (портрет героя)

Григорий Печорин — это «молодой человек лет двадцати пяти» приятной внешности, которая особенно нравится «женщинам светским». «Густые кудри вьются, глаза горят» на бледном лице со вздернутым носом. Белокурые волосы контрастировали с черными усами.

«…Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…»

Во всем он франт и денди. Но есть черты, которые разрушают предсказуемость образа персонажа. Например, «детская улыбка», «проницательный, тяжелый» взгляд.

Так, противоречивость внутреннего мира героя находит свое отражение и в его внешности, что одновременно притягивает к нему одних людей и вызывает неприятие и опаску у других.

Весь портрет Печорина обличает его благородное происхождение. Одежда всегда дорогая и красивая, белье — ослепительно чистое. Маленькие аристократичные руки, бледная кожа, медленная и небрежная походка. Однако в то же время Григорий никогда не размахивал руками при ходьбе, что было верным признаком скрытности его характера и того незримого самоконтроля, который все время опоясывал Печорина прозрачным футляром. Он всегда знал, что за ним наблюдают, и старался управлять чужим впечатлением о нем. Так, даже в самой стрессовой ситуации он сохранял равнодушную маску:

 «…его лицо (после смерти Бэлы) ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…»

Особое внимание автор уделил взгляду Печорина. Его глаза никогда не смеялись, были спокойны и проницательны. Иногда он одним наглым взглядом обрывал собеседника. Его взор был непостижим и тяжел, и многие люди уносили с собой тягостное впечатление от общения с ним.

Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;

Таким образом, внешность Печорина и описание его повадок — это средство создания психологизма, который стал коронным номером Лермонтова. Почти все критики высоко ставили глубину раскрытия личности главного героя. Внутренний мир персонажей и их внешний облик зеркально отражают друг друга и дополняют, создавая живые образы настоящих людей, которые вызывают сочувствие и сердечный отклик.


Внешность Печорина (с цитатами)

Описание внешности Печорина, его портрет – центральное место повести «Максим Максимыч» (см. её полный текст, краткое содержание и анализ). Здесь собраны основные черты, разбросанные по четырем остальным повестям «Героя нашего времени». Линии, штрихи и краски портрета Лермонтов (см. его краткую биографию) заимствовал в значительной части с самого себя.

«Он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине» – утверждал И. С. Тургенев. Однако, перенеся на Печорина некоторые собственные черты, Лермонтов придал им оттенок усталости и утомлённости, жизненной исчерпанности.

 «Он был среднего роста, – начинает офицер-путешественник в «Максиме Максимыче» свою зарисовку Печорина. – Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными».

 В подготавливавшей сюжет «Героя нашего времени» ранней лермонтовской повести «Княгиня Лиговская» Печорин «был небольшого роста, широк в плечах, вообще нескладен и казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению». Товарищ Лермонтова по юнкерской школе А. Меринский отмечает: «невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось» И. С. Тургенев называет «фигуру» Лермонтова «приземистой» с «сутулыми, широкими плечами»; И. И. Панаев подтверждает: «Он был небольшого роста, плотного сложения».

Из этих собственных черт Лермонтов отдал Печорину рост, широкие плечи, крепость сложения, но вместо «нескладности», «сутулости» и «приземистости» наделил его «тонкой талией». Впрочем, «нескладность» Лермонтова остается под сомнением: мемуарист Боденштедт отмечает в Лермонтове такую «ловкость» движений, будто он «был вовсе без костей, хотя плечи и грудь у него были довольно широкие». «Пыльный бархатный сюртучок его, Застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека».

 «Его (Печорина) запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке»,

– зарисовывает в «Максиме Максимыче» офицер-путешественник.

Лермонтов разделяет здесь мнение Байрона, что маленькие руки – вернейший признак аристократического происхождения. Байрон имел предрассудок гордиться своими красивыми маленькими руками и был доволен, когда Али-Паша увидел в этом доказательство знатного происхождения своего гостя. Такими же «нежными и выхоленными» руками обладал сам Лермонтов.

«сидел, как сидит бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала».

В романе Оноре де Бальзака (1799 – 1850) «Женщина тридцати лет» («La femme de 30 ans») читаем про героиню романа, маркизу д’Эглемон: «Манера, с какою маркиза опиралась локтями на ручки кресла и как будто играла своими пальцами, соединяя руки кончиками их; изгиб ее шеи; то, как свободно и небрежно держала она стан утомленный, но все-таки гибкий, как будто изящно переломившийся в кресле; то, как небрежно она держала ноги; беззаботность ее позы, ее движения, полные усталости, – все говорило, что у этой женщины нет интереса в жизни, что она совсем не знала радостей любви, но что о них мечтала, и что она склоняется под тяжестью воспоминаний, гнетущих ее память; все говорило, что эта женщина давно потеряла всякую надежду на будущее или на самое себя, что она ничем не занята и думает, что ничего не может быть там, где она видит пустоту».

Вызывая в памяти читателя всем известный в конце 1830-х годов бальзаковский образ, исполненный пресыщения и безочарования, Лермонтов подчеркивал этой параллелью глубокую разочарованность Печорина в жизни, и его безнадежное неверие в будущее.

 Улыбка и глаза Печорина составляют центр его портрета, зарисованного офицером-путешественником.

«В его улыбке было что-то детское… Белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади».

Про улыбку Лермонтова Тургенев пишет, что его «взор странно не согласовался с выражением почти детски-нежных и выдававшихся губ». По наблюдению Боденштедта – «гладкие белокурые, слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб» Лермонтова М. И. Лонгинов поправляет Боденштедта: «На самом деле у Лермонтова посреди темени был клок более светлых волос, почему некоторые считали его блондином. Волосы Лермонтова были темно-каштановые, почти черные. Вот почему другие называют его брюнетом» А. П. Шан-Гирей вспоминает маленького Лермонтова – «с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличавшихся от прочих, черных, как смоль».

Лермонтов сохранил за Печориным собственную двуцветность волос, только изменив их сочетание: у Лермонтова – «темно-каштановые, почти черные волосы» на голове с белокурым «клоком» надо лбом, у Печорина, наоборот, «белокурые волосы» на голове и черные брови и усы. У обоих – высокий прекрасный лоб («широкий и большой» у Лермонтова, по наблюдению Панаева). Лермонтов сам указывает, что эти особенности нужны ему, чтоб подчеркнуть аристократическое происхождение своего героя.

Глазам Печорина Лермонтов уделяет особое внимание. Они – центр его портрета; больше того: они сами – его портрет:

«Они не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый – оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно-спокоен».

Сходство глаз Печорина с глазами Лермонтова так велико, что некоторые мемуаристы (Тургенев, Меринский), рисуя внешность поэта, прямо ссылаются на его описание Печорина.

«Карим глазам» Печорина соответствуют по цвету глаза Лермонтова – «карие» (М. Е. Меликов), «темные» (Тургенев), «черные» (Шан-Гирей, Меринский, Панаев); в черновом автографе у Печорина – «черные глаза».

Описывая встречу с Лермонтовым на балу, Тургенев пишет: «Слова: «глаза его (Печорина) не смеялись, когда он смеялся» и т. д., действительно, применялись к нему (Лермонтову). Помнится, граф Ш. и его собеседница внезапно засмеялись чему-то; Лермонтов также засмеялся, но в то же время с каким-то обидным удивлением оглядывал их обоих». Наблюдение Боденштедта сходно: «Большие, полные мысли глаза, казалось, го все не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого человека».

Необыкновенный фосфорический блеск глаз Печорина, властная приковывавшая сила его взора вспоминаются сразу, как только пробегаешь страницы воспоминаний о Лермонтове: «Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эта с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление па того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова».

Убийца Лермонтова, Мартынов, утверждает: «Обыкновенное выражение глаз в покое несколько томное; но как скоро он воодушевлялся какими-нибудь проказами или школьничеством, глаза эти начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте, зрачки же передвигались справа налево, и эта безостановочная работа с одного человека на другого производилась иногда по нескольку минут сряду. Ничего подобного и у других людей не видал».

Взгляд Печорина, «проницательный и тяжелый,

У обоих – высокий прекрасный лоб («широкий и большой» у Лермонтова, по наблюдению Панаева). Лермонтов сам указывает, что эти особенности нужны ему, чтоб подчеркнуть аристократическое происхождение своего героя.

Глазам Печорина Лермонтов уделяет особое внимание. Они – центр его портрета; больше того: они сами – его портрет:

«Они не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый – оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно-спокоен».

Сходство глаз Печорина с глазами Лермонтова так велико, что некоторые мемуаристы (Тургенев, Меринский), рисуя внешность поэта, прямо ссылаются на его описание Печорина.

«Карим глазам» Печорина соответствуют по цвету глаза Лермонтова – «карие» (М. Е. Меликов), «темные» (Тургенев), «черные» (Шан-Гирей, Меринский, Панаев); в черновом автографе у Печорина – «черные глаза».

Описывая встречу с Лермонтовым на балу, Тургенев пишет: «Слова: «глаза его (Печорина) не смеялись, когда он смеялся» и т. д., действительно, применялись к нему (Лермонтову). Помнится, граф Ш. и его собеседница внезапно засмеялись чему-то; Лермонтов также засмеялся, но в то же время с каким-то обидным удивлением оглядывал их обоих». Наблюдение Боденштедта сходно: «Большие, полные мысли глаза, казалось, го все не участвовали в насмешливой улыбке, игравшей на красиво очерченных губах молодого человека».

Необыкновенный фосфорический блеск глаз Печорина, властная приковывавшая сила его взора вспоминаются сразу, как только пробегаешь страницы воспоминаний о Лермонтове: «Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эта с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление па того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова».

Убийца Лермонтова, Мартынов, утверждает: «Обыкновенное выражение глаз в покое несколько томное; но как скоро он воодушевлялся какими-нибудь проказами или школьничеством, глаза эти начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте, зрачки же передвигались справа налево, и эта безостановочная работа с одного человека на другого производилась иногда по нескольку минут сряду. Ничего подобного и у других людей не видал».

Взгляд Печорина, «проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса». Это же впечатление выносили многие от глаз Лермонтова: школьный товарищ Меринский («взгляд его глаз, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел»), Тургенев («их тяжелый взор»), Ю. Самарин («его взор тяжел и чувствовать на себе этот взор утомительно»). «Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом» (И. Панаев).

Портрет Печорина, вобрав в себя многие наружные черты самого Лермонтова, весь выдержан в тоне портрета аристократа, человека старой дворянской породы, выраженной как в физических признаках («маленькая рука», «благородный лоб»), так и во внешнем обиходе («ослепительно-чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека»). Однако Лермонтов всячески удерживался от романтизации Печорина и вытравлял из текста романтические налеты. В черновике, за сравнением Печорина с бальзаковской женщиной, следовало большое дополнительное сравнение:

«Если верить тому, что каждый человек имеет сходство с каким-нибудь животным, то, конечно, Печорина можно было сравнить только с тигром. (То ласковый, гибкий, уклончивый, игривый, то жестокий и бешеный и всегда убегающий общества себе подобных). Сильный и гибкий, ласковый и мрачный, великодушный или жестокий, смотря по внушению минуты, всегда готовый на долгую борьбу, иногда обращенный в бегство, но не способный покориться, не скучающий один в пустыне с самим собою, а в обществе себе подобных требующий (желающий) беспрекословной покорности, по крайней мере, таким, казалось мне, должен был быть его характер физический, то есть тот, который зависит от наших нервов и от более или менее скорого обращения крови. Душа – другое дело; душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого – злодеи, толпа и люди высокой добродетели. В этом отношении Печорин принадлежал к толпе, и если он не стал ни злодеем, ни святым, то это я уверен – от лени».

Все это сложное сравнение затем было вычеркнуто Лермонтовым из текста «Героя нашего времени» за романтическую изысканность. Зарисовка Печорина, по его замыслу, должна быть проста и самопоказательна. Такой она и стала в романе.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Портрет Печорина в главе Максим Максимыч

Портрет Печорина в главе Максим Максимыч (образ)

Наиболее полно показан  портрет  Печорина в главе «Максим Максимыч» через восприятие рассказчика, который близок герою по многим качествам – возрасту, происхождению, отношению к жизни. Он знаком с  Григорием заочно по рассказам штабс-капитана. Рассказчик пытается понять Печорина, заглянуть ему в душу.

Даже внешность Григория состоит из противоречий. Несмотря на то, что выглядит он, как аристократ: ослепительные зубы, маленькая рука, белоснежное бельё, но в то же время  обладает крепким телосложением, способным вынести тяжёлые условия кочевой жизни. При внимательном наблюдении на лбу Григория можно было заметить несколько едва заметных морщинок. Это говорит о его сухости и сдержанности в эмоциях. Печорин никогда не размахивает руками, что так же показывает скрытность его характера.

Особое внимание в описание портрета героя рассказчик  уделяет глазам, которые всегда холодны, даже тогда, когда Григорий смеётся. От них исходит фосфорический жёсткий блеск. Это признак злого нрава человека или его глубоко затаённой грусти.

Во всём облике и в поведении Печорина прослеживается скука и пренебрежение к окружающим. К тому же,  в главе «Максим Максимыч» герой выглядит опустошённым и усталым от жизни.

Печорин сам себе даёт характеристику своим отношением к старому другу, с которым провёл много времени наедине друг с другом в глухой крепости на Кавказе. То, как Печорин обошёлся с Максим Максимычем, показывает его истинную сущность. Узнав о приезде Григория, штабс-капитан искренне обрадовался и с нетерпением ждал встречи с ним. Однако Печорин пренебрёг возможностью увидеться со стариком сразу, предпочтя провести время в гостях  у знакомого полковника. Он появился в гостинице только на следующий день, всем своим видом показывая своё безразличие Максим Максимычу. Вместо объятий Печорин сухо пожал руку старому приятелю, не захотел задержаться и поговорить с ним, чем расстроил старика до слёз. Не такой он представлял встречу с ним. Максим Максимыч сильно обиделся на Григория и  долго не мог успокоиться.

В то же время, Печорина мало волнуют чужие переживания. Он не испытывает никаких угрызений совести. Душа его мертва. Это потерянный человек, которого уже ничто не интересует в жизни, но он по-прежнему ищет пристанища в ней, поэтому поспешно уезжает в Персию. Он не хочет вспоминать о прошлом, но и будущее его обречено. Беда Григория в том, что он не может, как Максим Максимыч радоваться малому, любить людей и отдавать себя другим. Он слишком высокомерен, горд и поэтому одинок.

2 вариант

Максимально раскрываются черты Печорина в главе «Максим  Максимыч». В главе отмечают отношение центрального персонажа к жизни, отражённое в его делах.

Какие внешние детали отмечают у героя?

Роль главы «Максим Максимович» заключает в том, что рассказчик отмечает полное описание внешних качеств Печорина. Рассказчик, рассматривая Григория, но зная всю его жизнь, даёт конкретный потрет героя. Отдельные детали его вида раскрывают качества характера героя. Рассказчик пытается отразить внешние данные героя, учитывая его характер.

Печорин показан аристократом. Его сословная принадлежность подчёркивалась такими чертами: «сюртучок из бархата», «белое бельё», «маленькая ручка», «бледный благородный лоб», «прекрасные зубы», физические данные героя помогают ему переносить все  жизненные трудности.

Печорин не демонстрировал ярко свои эмоции, поэтому отражается его скрытый характер. При пристальном наблюдении на лбу у героя находятся морщины, которые замечали при длительном наблюдении за Печориным. Такие внешние данные отмечают, что герой не проявляет эмоций. На такие подробности указывает физические данные героя.

Глаза Печорина обладали таким свойством: они не смеялись. Говорило подобное поведение о враждебном настроении человека. Размеренные манеры отражали равнодушие человека к проблемам.

Описывая Печорина, рассказчик отобразил разные черты, так как одни черты взаимодействуют с взаимоисключающими качествами.

Как герой оценивает свой характер?

Григорий Печорин отметил свой характер и поступки. Его действия по отношению к Максиму Максимовичу показывает его истинный образ.

Максим Максимович считает Печорина своим лучшим другом, поэтому он был рад встрече со старым другом. Однако Печорин не стал спешить к герою, который его сильно ожидал, перенёс все важные дела и проблемы. Печорин плохо относился к другу, показывая  своё равнодушие. Он отверг пожелание Максима Максимовича погостить и отправился в путешествие. В результате Максим Максимович находится в недоумении и обижен на друга. Персонаж наблюдает Печорина и подводит итог его жизни: «А действительно жаль, что он плохо закончит жизнь… невозможно жить иначе!..Уж я всегда отмечал, что нельзя бросать лучших товарищей!»

Искренне рекомендую использовать информацию для сочинения по вышеописанной теме, чтобы лучше разобраться в конкретном персонаже.

Характеристика Печорина в главе Максим Максимыч

В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал первый, в истории русской литературы, психологический роман. Главный герой произведения – Григорий Печорин. Полностью его характеристика и внешний вид раскрываются в главе «Максим Максимыч». Автор показывает читателю полный образ молодого человека, со всеми его достоинствами и недостатками.

Лермонтов «рисует» главного героя, как аристократичного юношу. Он описывает его бархатную и ослепительно чистую одежду, благородно-бледное лицо, белые зубы и крепкое телосложение. Автор отмечал и действия Печорина. Главный герой редко жестикулировал руками – это говорило о скрытности его характера. При этом на аристократичном лице Печорина, можно было разглядеть мелкие мимические морщинки, это являлось свидетельством того, что Григорий был очень эмоциональным человеком.

Еще одна деталь, которая цепляет рассказчика – глаза Печорина. Его взор был всегда серьезен, даже если на лице проступала легкая улыбка, глаза оставались безэмоциональны и равнодушны к происходящему. В Печорине гармонично противостояли противоположные характеристики: эмоциональность и отрешение. Этот симбиоз делает Печорина уникальным персонажем.

Образ Печорина раскрывается не только через описание характеристики молодого человека, но и через взаимоотношения с самим рассказчиком – Максимом Максимычем. В этой же главе Григорий пытается самостоятельно проанализировать собственные поступки и дать им определенную характеристику. Максим Максимыч искренне считал главного героя своим другом. Однако Печорин относился к рассказчику холодно, не выказывая дружеских чувств. Даже при встрече со «старым другом», Печорин демонстративно зевает, показывая все свое равнодушие и скуку. Максим Максимыч глубоко переживает эту ситуацию, он недоволен и обижен на Печорина. Но для Григория этот поступок – обыденность, он привык «втаптывать в грязь» чувства окружающих.

Читатель видит и психологический портрет молодого человека. Печорин не может найти свое место в этой жизни, ничто не приносит ему истинную радость и удовольствие. Он пытается найти утешение в путешествиях, но «куда бы ты ни поехал, ты всегда берешь с собой себя»! Поездка в Персию должна была скрасить жизнь главного героя, сделать ее более насыщенной. В Григории снова противостоят два чувства: желание найти смысл жизни и безучастие к обществу.

Также читают:

Картинка к сочинению Портрет Печорина в главе Максим Максимыч

Портрет Печорина в главе Максим Максимыч

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Пермь – мой любимый город

    В то время, как многие люди восхищаются более величественными и крупными городами, мои душа и сердце навеки принадлежат иному населенному пункту. Возможно, так происходит потому, что именно здесь, в Перми

  • Анализ рассказа Куприна Поединок сочинение

    Александр Иванович написал данную повесть, чтобы передать все особенности, эмоции и чувства жизни в военной среде. Куприн задел одну из проблем, которая часто встречается в военной области

  • Сочинение Анализ произведения Фома Гордеев Горького

    В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают

  • Сочинение по сказу Левша Лескова

    Главным героем произведения является талантливый мастер с золотыми руками Левша. Он очень трудолюбивый и усердный, он даже не прерывался ни на секунду, когда делал свою работу.

  • Сочинение на тему Стражи и форпосты России

    Русские территории очень обширны. Русское государство непрестанно расширялось с момента своего появления. Но государственные владения необходимо охранять. Для охраны служит армия

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Портрет Печорина в романе Герой нашего времени

Портрет Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

Григорий Печорин — главный персонаж романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Это произведение отличается психологизмом, что выражается во внимании автора к поступкам героя, его способности анализировать их. Конечно же, внешность отражает характер человека, поэтому портрет Печорина очень важен для понимания и раскрытия его образа. Писатель большое внимание уделяет элементам внешности героя.

Григорию Печорину около 25 лет, при этом выглядит он очень свежо и молодо. Его наружность была очень привлекательна, поэтому женщины часто обращали внимание на офицера. Когда автор описывает детали портрета героя, то он подчеркивает, что все в образе Печорина выражало его аристократизм, принадлежность к высшей группе людей. У персонажа были маленькие руки с тонкими и худыми пальцами. Писатель говорит об этом нюансе, описывая перчатки Печорина. Они были очень маленькие и, казалось, были сшиты индивидуально для него.

Печорин обладал светлыми курчавыми волосами, а усы и брови его были черные, как смоль. Лермонтов указывает, что это признак породы как в лошади, так и в человеке.

Особенной частью лица каждого человека являются глаза, поэтому литератор тщательно описывает их. Он отмечает, что глаза Печорина не смеялись тогда, когда он смеялся. Они не меняли своего выражения, когда происходило что-то ужасное, страшное, опасное. Это подчеркивает равнодушие Печорина к чувствам и бедам других людей, его эмоциональную сухость.

В целом лицо героя отличалось бледностью, поэтому все его части ярко выделялись на фоне белизны. Нос офицера был вздернут, что говорит о развитом чувстве собственного достоинства.

Фигура персонажа была статной. Печорин был среднего роста, но его тело было сильным и гибким.

Григорий Печорин тщательно следит за своим нарядом. Он носит дорогой костюм, носит чистые сапоги, следит за состоянием белья. Это характеризует аккуратность Печорина и большое внимание к внешнему виду. Пользовался герой и духами, как было принято в столице.

Григорий не боялся носить и национальные кавказские предметы одежды. Это говорит о его терпимости к другим народам, его смелости, умении быстро ассимилироваться и адаптироваться в новой среде.

Внешность Григория Печорина отражает его внутренние качества: эгоизм, гордыню, равнодушие к окружающим, бесчувственность, жестокость. Поэтому очень важно знать портрет героя, чтобы составить верное представление о нем.

Вариант 2

«Герой нашего времени» – во все времена актуальное произведение, написанное М. Ю. Лермонтовым. Самым значимым образом в романе является образ главного героя Григория Печорина. Портрет подается читателю так, чтоб тот смог его представить.

По описанию Григорию было около двадцати пяти лет. Голову Печорина украшали белокурые кудри, при том что усы и брови были угольно-черными. Цвет кожи белый, черты лица тонкие, как у девушки. Слегка вздернутый вверх носик был его изюминкой. С особой педантичностью относился герой к своей одежде, она была опрятная, дорогая и всегда выглажена. Обувь вычищена до блеска. При себе молодой человек имел перчатки. Наш герой был крепкого телосложения со стройными широкими плечами, среднего роста. Как и все представители высшего общества юноша использовал парфюм. Такие мужчины нравились светским дамочкам.

Если рассматривать более точные детали, то характеристика портрета раскрывает сущность главного героя. Более детальная характеристика указывает на особенности характера Печорина. Тонкие черты лица, белоснежная кожа, белые зубы указывают на аристократичность главного героя. При ходьбе Григорий никогда не размахивал руками – это говорит о скрытности характера. Печорин умел тщательно скрывать свои эмоции, даже смерть Бэлы эмоционально никак не отразилась на его лице. Глаза у молодого человека были карими, грустными и холодными. Взгляд тяжелый, проницательный, производил неприятное впечатление. Этот взгляд не был дерзким, наоборот, он имел какое-то непонятное спокойствие по отношению к окружающим. По характеру персонаж был стойким.

Непростительной ошибкой персонажа является отсутствие сопереживания к другим людям. Григорий частенько заигрывался, забывал о важности судеб людских. Поэтому можно утверждать, что ему присущи такие качества как: эгоцентризм, эгоизм, высокомерие, нарциссизм. При том, что он был образованным, воспитанным, сдержанным и тактичным человеком.

Через образ Печорина автор нам показывает все пороки людей того времени, а описание внешности героя дает наглядное представление о том, какой человек перед ним. Наблюдается связь между внутренним миром героя и его внешностью.

С описанием внешности

Григорий Печорин описывается автором, как классический представитель дворянской молодежи своего времени. Он умный, культурный, не бедный, достаточно представительный и привлекательный молодой человек. При этом Печорин постоянно неудовлетворен своей жизнью, он считает, что никогда не будет счастлив.

Григорий беспрестанно ищет то, что могло бы указать ему путь, найти применение самому себе. Он пытается наполнить свою жизнь. Печорин пускается во всевозможные авантюры, заводит новые любовные и дружественные отношения, но все это быстро теряет для него смысл.

Любые межличностные отношения для Печорина – это попытка проявить и реализовать только себя. О себе он говорит, что в нем существуют будто бы два человека – один просто живет, а другой обдумывает и судит его поступки. В отношениях у Григория получается что-то подобное. Он развивает отношения пока ему это интересно, а потом выходит из них и разбирает как бы со стороны.

Печорин, совершенно не задумываясь о чувствах девушки, заставляет влюбиться в себя княжну Мери. Да, он потом пытается сгладить ситуацию, винит себя, но вряд ли этот эпизод надолго задержится в его памяти.

Прекрасно зная свою неспособность к длительным и серьезным отношениям, Григорий заводит именно такие отношения с Бэлой. Причем если для княжны Мери разрыв с Печориным был просто душевной травмой, то для Белы – это крах ее жизни в прямом смысле этого слова.

Из-за глупого мальчишества Грушницкого Печорин убивает его на дуэли. Конечно, согласно дворянскому кодексу чести, он поступил правильно. Но, как человек умный и проницательный, Григорий мог бы попытаться избежать этой ситуации.

Печорин «водил дружбу» с Максимом Максимычем и ему было комфортно в этих отношениях. Когда Григорий встречается со старым знакомым после длительной разлуки, то он холоден и отстранен. Мне кажется, это происходит потому, что Печорин просто уже забыл об их дружбе, это для него далекое и неинтересное прошлое.

Григорий Печорин беспрерывно находится в поисках смысла своей жизни, своего предназначения. Но создается такое ощущение, что он бросается в любые дела и отношения, ожидая, что смысл найдется как-то сам собой. Он не находится, бессмысленные действия и отношения становятся скучными, Печорин их бросает и начинает новые.

Трагизм сущности Печорина заключается в том, что он не умеет любить других и не может полюбить себя. Он не может ответить себе на вопрос, зачем и что ему нужно. Бессмысленная жизнь становится скучной и, в общем-то, ненужной.

Портрет Печорина в романе Герой нашего времени

Портрет Печорина в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

  • Отзыв о повести Куприна Олеся

    Русские писатели всегда наполняли литературу яркими и эмоциональными образами женщин. Об этом можно судить и по произведению Александра Куприна «Олеся». Главная героиня повести вызывает противоречивые чувства: с одной стороны

  • Герои романа В списках не значился Васильева (характеристика)

    Произведение является одним из самых значимых сочинений, основанных на реально происходящих во время Великой Отечественной войны событиях.

  • Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца

    Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей

  • Сочинение Всякая любовь великое счастье

    Любовь – по истине важное и великое чувство в жизни человека , которое приносит человеку радость, заботу, счастье, вдохновение. И в тоже время приносит

  • Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёны Ивановны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – гениальнейшее произведение русской литературы, известное во всём мире. Он пестрит разнообразными рассуждениями и глубокими догадками

Печорин. Актер И. Петренко. Сериал “Печорин. Герой нашего времени”. 2006

Григорий Печорин – центральный персонаж романа «Герой нашего времени», авторство которого принадлежит М.Ю. Лермонтову. Печорин – тип лишнего человека, его предшественником можно назвать пушкинского Евгения Онегина. Большинство критиков считает образ Печорина одним из интереснейших в русской литературе. Герой не является чистым носителем сплошь отрицательных или положительных черт, его можно отнести к классу нейтральных персонажей. Тем не менее, он вызывает к себе любые чувства, кроме равнодушия и является центральным образом, вокруг которого раскручивается сюжет всего произведения. У Печорина существуют литературный и реальный прототипы, о которых будет рассказано в соответствующем разделе.

Описание героя

Внешность Печорина

Печорин – необыкновенно привлекательный молодой человек в возрасте приблизительно двадцати трех лет. Обращает на себя внимание стройность его фигуры, подтянутость и ухоженность. Особенность его внешности – темно-карие глаза и черные брови и усы при белокуром цвете волос. Это придает ему особенный шарм и неповторимость, а также указывает на «признак породы в человеке». Известно, что такой типаж пользуется необычайной популярностью у светских дам. Походка его несколько ленива и чуть небрежна. Двигается молодой человек изящно и грациозно, не размахивая руками – «верный признак некоторой скрытности характера», оставляя после себя шлейф дорогого парфюма.

В целом герой производит положительное впечатление, но его образ не будет полным, если не привести слова Максима Максимыча и рассказчика, которому довелось самому познакомиться с Печориным. По словам Максима Максимыча, Печорин был «такой тоненький, беленький, на нем мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». Рассказчик же более подробно описывает героя: «мужчина среднего роста, крепкого телосложения с тонким станом при широких плечах. Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами. Кожа была по-женски нежная. Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и живописно обрисовывали бледный, благородный лоб. Нос был немного вздернут, зубы были ослепительно белые. Глаза его не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти, его взгляд был непродолжительный, но проницательный и тяжелый». Одевался Печорин дорого, несмотря на то, что сюртук его был покрыт пылью, под ним присутствовало «ослепительно чистое белье».

Характер и образ жизни героя

Григорий Печорин. Актер В. Ивашов. Х/ф “Герой нашего времени. Бэла”. 1965

Образ жизни Печорина как нельзя лучше характеризует его как лишнего человека, не нашедшего своего места и предназначения в этом мире. Само общество, в котором он вращается, не предполагает ни теплых отношений, ни любви, ни бескорыстной дружбы. Несмотря на положение и богатство, на успех у женщин, жизнь не приносит ему удовольствия. Если и существует внутри него какая-то нерастраченная энергия, он не знает, где ее применить, но понимает, что это, скорее всего, никому не нужно. В первую очередь, это не нужно ему самому. Вечная спутница Печорина – неизбывная, непроходящая скука. Избавление от нее он находит в своеобразном развлечении – жонглировании судьбами людей. Печорина можно назвать духовным инвалидом, олицетворяющим собой не самую лучшую часть молодого поколения дворян.

По отношению к окружающим людям Печорин ведет себя жестоко и эгоистично. Ему неведомы сострадание и сочувствие, в его характере на первое место выходят властность и самовлюбленность. Ему доставляет удовольствие унижать других, издеваться над их слабостями и неспособностью противостоять его бесцеремонности. Устав от назойливого женского внимания, он решает, во что бы то ни стало добиться любви восточной красавицы, девушки-горянки. Но через некоторое время охладевает и к ней, что во многом становится причиной ее гибели.

Ведомый той же скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге убивает его на дуэли. От скуки он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее любовью, оставляет ее в полном разочаровании. Если говорить о глубоком чувстве, то единственная женщина, к которой он испытывает его – это Вера. Эта связь длится неопределенно долго, и то, скорее потому, что Вера, в отличие от других женщин, никак не претендует на роль его жены. Но даже она страдает в отношениях с Печориным, ее так же не обходит стороной участь тех, кому довелось оказаться в плену его внешнего обаяния.

С дружбой у Печорина также не складывается. Друзей, как таковых, у него нет, не считая приятелей – Вернера и Грушницкого. У героя есть своя философия, согласно которой, он считает дружбу чем-то вроде рабства, где один всегда находится в подчинении другого. По отношению к обществу у него проявляется завышенное самомнение – окружающих он считает гораздо ниже и глупее себя. Единственным человеком, с кем он позволяет вести себя на равных – это доктор Вернер.

Печорин и Максим Максимыч

Максим Максимыч нес службу на Кавказе в должности штабс-капитана и в скором времени собирался выйти в отставку. В это время он и познакомился с прибывшим в эти места Григорием Александровичем Печориным. Симпатия Максима Максимыча к Печорину была больше похожа на отцовское чувство. У него сразу возникло желание оберегать и опекать этого  молодого офицера, оказавшегося вдали от родных мест. Максим Максимыч, как старший по возрасту предложил Печорину отбросить формальности и называть друг друга по имени, но его новый знакомый продолжал подчеркнуто вежливо и официально обращаться к штабс-капитану. Такое уважительное отношение взамен дружеского он сохранил до конца своей службы с Максимом Максимычем. Это еще раз подчеркивает закрытость Григория и нежелание пускать кого-либо в свой внутренний мир.

Григорий Печорин. Актер И. Петренко. Х/ф “Герой нашего времени”. 2006

Постепенно Максим Максимыч понял, что Григорий совсем не похож на обычных людей. Его неординарность проявлялась в поступках, не поддающихся логике и, тем не менее, старый офицер находил им оправдание, объясняя это молодостью и легкомыслием. За время, проведенное вместе, Максим Максимыч искренне полюбил Григория. Не изменила отношения к нему даже смерть Бэлы – жертвы минутной прихоти Печорина. Привязанность пожилого капитана к Григорию носила односторонний характер и воспринималась Печориным как должное.

Но по прошествии нескольких лет именно Максиму Максимычу исповедуется Печорин, рассказывая о том, почему он стал таким, каков есть. Всю вину он возлагает на светское общество, под влиянием которого раскрылись самые ужасные черты его характера. Но Максим Максимыч уже и сам видит, что ошибался относительно Печорина. Подтверждением этому служит холодность Григория во время их встречи, и эта холодность оставляет горький осадок в душе Максима Максимыча. Старый штабс-капитан – единственный из всех героев романа, который проявляет к Печорину самые теплые, дружеские чувства и заботу. Возможно, сам Печорин также понимает это, и если бы он смог изменить свой характер, то между двумя героями была бы возможна крепкая, настоящая дружба.

Любовь в жизни героя

Печорин никогда не считал любовь важной частью своей жизни. Он легко сходился с женщинами и так же легко расставался с ними. Причиной расставания была все та же скука, которую он начинал испытывать через некоторое время отношений. На примере трех любовных историй, описанных в романе, автор показывает эту сторону жизни героя и его взаимоотношения с женщинами.

Первой девушкой была черкешенка Бэла – дочь князя, красавица, которую Печорин увидел на свадьбе ее старшей сестры. Но о Бэле давно мечтал разбойник Казбич, а Азамат, брат девушки, в свою очередь, мечтал о коне Казбича – гордом и выносливом красавце-жеребце Карагёзе. Печорин, с первого взгляда влюбившийся в Бэлу, пообещал Азамату добыть коня взамен на то, что Азамат украдет Бэлу из отцовского дома и привезет в крепость к Печорину.

Печорин и Бэла. Актер В. Ивашов. Х/ф “Герой нашего времени. Бэла”. 1965

Вначале Печорин не мог налюбоваться на Бэлу, говорил ей нежные слова, признавался в любви, осыпал подарками. В итоге девушка, поначалу дичившаяся Григория, открылась ему и всем сердцем полюбила молодого красивого офицера. Она была счастлива и думала, что так будет всегда. Но Печорину, постоянно стремившемуся к острым ощущениям, вскоре наскучила любовь и преданность Бэлы. Он стал часто оставлять ее одну, проводя целые дни на охоте. Она чувствовала его охлаждение и безмерно страдала.

Бэла погибла от руки Казбича, который украл ее из крепости, чтобы отомстить Печорину за коня. Когда он увидел, что Печорин, бросившийся в погоню, уже приближается и вот-вот нагонит его, он ударил девушку кинжалом. Прожив еще два дня, Бэла умерла. Печорин по-своему любил черноглазую красавицу-дикарку. Пока Бэла не принадлежала ему, она оставалась ему интересна, но когда жизнь вошла в обыденное русло, он начал изнывать от тоски, восполняя отсутствие страсти и азарта охотой. Бэла, молодая и наивная девушка, не смогла рассмотреть непостоянную натуру возлюбленного. Ее любовь к Печорину до конца ее недолгой жизни оставалась чистой и искренней.

В истории с княжной Мери Печорин действовал из спортивного интереса. Ради развлечения он решил покорить сердце юной, надменной красавицы княжны. Ему была невыносима сама мысль о том, что на него кто-то может смотреть свысока, даже если этот «кто-то» – молодая прелестная девушка. Другой причиной была злость на Грушницкого, который считал княжну своей возлюбленной, хотя с ее стороны не было для этого никаких поводов. Третьей причиной стала встреча Печорина в Пятигорске с его давней привязанностью Верой. Женщина попросила его стать вхожим в дом Лиговских, чтобы там они могли чаще встречаться. Это стало еще одним поводом влюбить в себя молодую княжну.

Нужно отдать должное Печорину, что он предупреждал Грушницкого не сближаться с Мери во избежание неприятных последствий. Но Грушницкий, будучи уверенным в собственной неотразимости, пропустил просьбу Печорина мимо ушей. Будучи искусным манипулятором, Печорин изображал по отношению к Мери полнейшее равнодушие. Он знал, что красавица, привыкшая к всеобщему обожанию, не сможет устоять и начнет предпринимать любые попытки, чтобы очаровать его. Так и случилось: Мери попала в сети, расставленные Печориным, что закончилось для нее невероятными страданиями. Грушницкий пал на дуэли от руки все того же Печорина. Спокойная, размеренная жизнь Веры также оказалась на грани разрушения.

Связь Печорина с Верой длилась долгие годы, но она была замужем и всегда оставалась для Григория недоступной. Несмотря на это, она всячески препятствовала сближению Печорина с другими женщинами, безумно ревновала его к Мери, умоляя его не делать предложение юной княжне. Вместе с тем, Вера никогда не предъявляла к Печорину требований жениться на ней. Возможно, эта недоступность и разжигала в Печорине ту страсть, которая не давала погаснуть пламени этих длительных отношений.

Во всех трех историях Печорин предстает как истинный манипулятор женскими судьбами. Все его действия и поступки обусловлены исключительно тщеславием и самолюбием и приносят только страдания. Его сердце закрыто для настоящего, благородного, всепоглощающего чувства любви.

Роль героя в произведении

В произведениях русских писателей можно встретить немало образов, подобных Печорину. Все эти герои схожи двойственностью своих характеров, в которых соседствуют врожденные и приобретенные черты. Вероятно, это и старался показать М.Ю. Лермонтов, описывая Печорина. Героя можно рассматривать с разных позиций. Кому-то он неприятен, а есть и те, кто восхищается Печориным. Это во многом происходит из-за того, что автор, описывая этот образ, большое внимание уделял его внутренним противоречиям. Если бы Печорин смог направить свою энергию в правильное русло, он мог бы остаться в истории, как вершитель множества добрых дел.

В тридцатых годах девятнадцатого столетия, во времена разгула николаевской тирании молодежь не могла сполна использовать свой потенциал и найти место в этом мире. Целое поколение образованных молодых людей того времени было разочаровано жизнью, не видело впереди никаких целей, не знало, к чему приложить свои силы и таланты.

В этом смысле очень показательны слова самого Лермонтова, своеобразное обращение к читателям, написанное в предисловии к роману: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении романа личность Печорина не претерпевает каких-либо существенных изменений. От главы к главе читатель видит все того же эгоистичного и самовлюбленного, холодного молодого человека, лишь изредка позволяющего себе проявление человеческих эмоций. В повести «Бэла» автор показывает Печорина как пылкого и страстного влюбленного,  идущего на риск с одной целью – завладеть покорившей его девушкой. Сначала герой и сам верит в то, что, наконец, нашел утешение в любви, которая навсегда избавит его от беспросветной скуки. Но после того как он достигает своей цели, ему снова становится нестерпимо скучно. Несмотря на то, что Бэла становится ему неинтересна, он из сострадания продолжает притворяться влюбленным. Однако девушка все понимает и осознает, что уже нелюбима. После ее смерти Печорин некоторое время искренне страдает, но затем снова становится самим собой.

В главе «Тамань» Печорин предстает в образе мечтателя, которого влечет все новое и неизведанное. На этой волне происходит его знакомство с очаровательной Ундиной – девушкой-контрабандисткой. Необычная красавица влечет к себе Печорина, она кажется ему пришелицей из другого мира, желанной и недосягаемой. Но жестокая реальность, когда он чуть не лишается жизни, возвращает его в обычное состояние скуки и разочарования.

В «Княжне Мери» Печорин предстает перед читателем в двух ипостасях. С одной стороны – это разумный человек, осознающий все последствия, которые  может принести его поведение. С другой – олицетворение зла в облике человека, которым управляет вселившийся демон. Его нечестная игра по отношению к юной девушке становится для него еще одним приключением, а близкая цель еще больше раззадоривает его. Когда он добивается того, что Мери уже не мыслит без него своей жизни – он тихо удаляется со сцены.

В главе «Фаталист» раскрывается еще одна черта характера Печорина: отсутствие значимости и ценности собственной жизни. Возможная смерть принимается им, в первую очередь, за игру, за развлечение, способное развеять его неизменную скуку. Тот риск, с которым он бросается на вооруженного убийцу Вулича, говорит об отваге и храбрости Печорина. Таким разным и, в то же время, одинаковым предстает герой на протяжении всего повествования, вызывая у читателей неоднозначные чувства от восхищения до полного неприятия.

Отношение автора к герою

В ходе повествования отношение автора к герою никак не озвучивается. По-видимому, Лермонтов делает это намеренно, предоставляя читателю самому выбрать позицию по отношению к Печорину и оставляя за собой право быть сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его следующее высказывание: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю…»

Из текста произведения становится понятно, что рассказчик встречается с Печориным только один раз, а дневники героя попадают к нему в руки через Максима Максимыча. Публикует он их уже после смерти Печорина. Делает он это не для того, чтобы вызвать осуждение читателей, а с целью раскрыть душу героя, показать противоречия его внутреннего мира, вскрыть причины, которые сделали его таким. «Одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно», – признается Михаил Юрьевич Лермонтов.

Прототипы

По свидетельству современников, Лермонтов служил в Нижегородском полку со своим родственником по линии матери – Алексеем Аркадьевичем Столыпиным. Некоторые исследователи творчества поэта сходятся во мнении, что именно черты этого человека нашли свое отражение в образе Печорина. Как основание этих предположений приводится некоторое сходство между Столыпиным и героем романа М.Ю. Лермонтова: «Алексей Аркадьевич принадлежал к высшему петербургскому обществу, был совершеннейшим красавцем-мужчиной. Он был одинаково хорош и в лихом ментике, и под барашковым кивером нижегородского драгуна, и в одеянии современного льва, каким был вполне, в самом лучшем значении этого слова».

Еще одним реальным прототипом мог стать Владимир Сергеевич Печерин – философ и поэт, последователь теории утопического социализма. Этот человек не нашел для себя места в русском обществе и в 1836 году был вынужден эмигрировать за границу.

Из литературных персонажей, ставших прообразом Печорина, первенство принадлежит Евгению Онегину. Сходство уже прослеживается, начиная с фамилий героев, которые даны им по названиям северных рек Онеги и Печоры. Они оба, хотя и по разным причинам, разочарованы в обществе с его вышесветскими нравами, и в жизни в целом. Оба покидают столицу: один из них едет в деревню, другой – на Кавказ. Кроме этого, их также сближает отношение к женщинам и любви, где они в итоге оказываются несостоятельными неудачниками.

Экранизации героя

В 1927 году на экраны вышел фильм-трилогия режиссера Владимира Барского «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Роль Печорина досталась очень популярному в 20-30-е годы актеру Николаю Прозоровскому. В 1955 году режиссер Исидор Анненский представил на суд зрителей свое киновоплощение произведения М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери». На роль Печорина был приглашен очень красивый советский актер Анатолий Вербицкий. Созданный им образ до сих пор считается хрестоматийным.

Григорий Печорин. Актер А. Вербицкий. Х/ф “Княжна Мери”. 1955

В 1967 году была закончена работа над третьей экранизацией знаменитого романа. Она стала очередным успехом известного режиссера Станислава Ростоцкого. Фильм носил одноименное название с романом и состоял из двух частей. На главную роль Ростоцкий пригласил молодого талантливого актера Владимира Ивашова, которого зрители уже знали и успели полюбить за роль Алеши в фильме «Баллада о солдате». Фильм получился предельно приближенным к сюжету романа. Печорин в исполнении Ивашова предстал перед зрителем в образе романтического красавца, холодного и отстраненного. Именно Ивашову удалось наиболее полно прочувствовать своего героя и воплотить этот образ так, как его преподносит гениальный М.Ю. Лермонтов.

Очередная экранизация под названием «Страницы журнала Печорина» появилась в 1975 году. Этот фильм рассказывает об истории отношений Печорина и княжны Мери. Режиссер Анатолий Эфрос при выборе актера на главную роль отдал предпочтение популярному актеру Олегу Далю, который довольно неплохо справился с ролью, представив Печорина в виде некоего «монстрика». Хотя портретно актер совершенно не был похож на своего героя, этот образ ему вполне удался, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы.

Наконец, в 2006 году состоялась премьера сериала «Печорин. Герой нашего времени», восьмисерийной работы режиссера Александра Котта. Роль Григория Александровича Печорина досталась известному актеру Игорю Петренко. По отношению к этой версии Печорина до сих пор ведутся неумолкающие споры и зрителей, и кинокритиков. И те, и другие разделились на два лагеря. Сторонники актера считают созданный им образ лучшим за всю историю экранизаций романа. Противники придерживаются ровно противоположного мнения. Так или иначе, каждый остается при своем, ведь в спорах, вопреки цитате, не всегда рождается истина.

Литература

  1. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
  2. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976.
  3. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964.
  4. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973.
  5. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
  6. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  7. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.

Сочинения по произведению

  1. • Анализ “Фаталист”
  2. • Анализ «Герой нашего времени»
  3. • Женские образы в романе “Герой нашего времени”
  4. • Образ (портрет) Печорина «Герой нашего времени»
  5. • Печорин – герой своего времени
  6. • Печорин и Грушницкий
  7. • Смысл названия “Герой нашего времени”
  8. • Судьба в произведении “Герой нашего времени”
  9. • Тема дружбы в романе “Герой нашего времени”
  10. • Тема любви в романе «Герой нашего времени»

Герои произведения

Бэла

Грушницкий

Казбич

Максим Максимыч

Мери Лиговская

Ирина Зарицкая | Просмотров: 11.3k

Добавить комментарий