Найдите портрет янко как он характеризует его

Янко в романе “Герой нашего времени”: характеристика, описание в цитатах

Janko-geroj-nashego-vremeni
Лодка Янко.
Кадр из фильма
“Герой нашего времени” 1965 г.

Контрабандист Янко – один из второстепенных персонажей романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

Янко упоминается только в одной главе романа – в главе “Тамань”.

Ниже представлена цитатная характеристика Янко в романе “Герой нашего времени”.

Янко в романе “Герой нашего времени” Лермонтова

Янко – крымский татарин, лодочник из Керчи:

“..«С каким татарином?» – «А бис его знает! крымский татарин, лодочник из Керчи»…”

“…меня не обманешь, – это его длинные весла…”

Янко – контрабандист. Он тайно возит какие-то “богатые товары”. Ему помогает в этом девушка-“ундина” и слепой мальчик:

“…И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?..”

“…ты береги то место… знаешь? там богатые товары…”

“…он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что‑то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу…”

О внешности Янко известно следующее:

“…человек среднего роста, в татарской бараньей шапке…”

“…человек в татарской шапке, но стрижен он был по казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож…”

Янко – бесстрашный человек: 

“…Янко не боится бури, – отвечал тот…”

“…Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…”

Янко – отважный человек:

“…Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая!..”

Янко – удалец:

“…ему уж такого удальца не найти…”

Янко в любую погоду выходит в море на своей лодке:

“…глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима…”

Янко и его товарищи-контрабандисты – недобрые люди:

“…Здесь, брат, нечисто, люди недобрые!…”

Однажды главный герой романа, Григорий Печорин, раскрывает заговор Янко и его напарников. В результате напуганные Янко и “ундина” уплывают в другую местность, чтобы там заниматься контрабандой.

Это была цитатная характеристика Янко в романе “Герой нашего времени” Лермонтова: описание героя в цитатах.

Контрабандист Янко — персонаж первой главы части романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Бесстрашный лодочник-контрабандист которого Григорий Печорин встретил в городе Тамань. На своей лодке он перевозит через пролив «богатые товары».

Проезжая через Тамань по службе, Печорин поселяется в лачуге бедной старухи и слепого мальчика. Здесь он становится свидетелем контрабандисткой деятельности: ночью причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка. Печорин уверен, что приплывшие рискуют жизнями ради чего-то действительно ценного, и решает разгадать их тайну.

Позже он узнает, что девушка — это дочь старухи, а лодочник — ее понедельник по имени Янко.
Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края».

Образ и характеристика

Янко является лодочником из Керчи. По происхождению Янко, как отмечает слепой мальчик, — крымский татарин:

«А у хозяйки есть дети?» — «Ни; была дочь, да утикла за море с татарином». — «С каким татарином?» — «А бис его знает! крымский татарин, лодочник из Керчи».

Касательно внешности героя известно не так много: среднего роста, стрижен по казацки, носил татарскую шапку, а за ременным поясом носил большой нож:

«Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке»

«Скоро показалась вдали лодка, быстро приблизилась она; из нее, как накануне, вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож.»

Он сбывает «богатые товары», переправляясь на лодке. Заниматься контрабандистской деятельностью Янко помогают девушка-ундина и слепой мальчик. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» — больше мы ничего не знаем:

«…он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида.»

«Послушай, слепой! — сказал Янко, — ты береги то место… знаешь? там богатые товары…»

Он работает на некого человека из Тамани, и по-видимому получает небольшую часть от прибыли:

«…скажи (имени я не расслышал), что я ему больше не слуга; дела пошли худо, он меня больше не увидит»

«Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул»

По словам слепого, Янко бесстрашный мореплаватель:

«Видишь, я прав, — сказал опять слепой, ударив в ладоши, — Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей; это не вода плещет, меня не обманешь, — это его длинные весла.»

Он идет на дело не смотря даже на плохую погоду: Ставший свидетелем встречи слепого мальчика и незнакомки Печорин, видя, что Янко плывет в туманную ночь, назвал его «отважным пловцом». Печорин, наблюдая за приближением лодки, боялся, что она разобьется, однако Янко настолько ловко и умело управлял лодкой, что она осталась целой и невредимой. Погода Янко на руку, так как в тумане легче пройти мимо сторожевых судов:

«Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима.»

Из слов слепого мальчика понятно, что ундина состоит с Янко в любовных отношениях. Чтобы спасти себя и Янко, девушка готова избавиться от Печорина, который мог донести на них коменданту. С Янко отправляется девушка, когда контрабандисты понимают, что «все пропало».

После того как Печорин узнал о деятельности контрабандистов, боясь ареста, Янко без сожаления покидает Тамань, будучи уверенным, что он найдет работу и в другом месте. Он утверждает: «Мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит»:.

 — Послушай, слепой! — сказал Янко, — ты береги то место… знаешь? там богатые товары… ; теперь опасно; поеду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти. Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!»

Автор подчеркивает чрезмерную любовь Янко к деньгам, скупость, равнодушие к чужим судьбам и жестокость. Попользовавшись слепым мальчиком, работая в Тамани, Янко не собирается брать его с собой для работы в других местах. Покидая Тамань, Янко говорит мальчику передать старухе, что ей «пора умирать» так как «надо и честь знать»:

После некоторого молчания Янко продолжал: — Она поедет со мною; ей нельзя здесь оставаться; а старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.
— А я? — сказал слепой жалобным голосом.
— На что мне тебя? — был ответ.»

Он забирает с собой и Ундину. Равнодушно попрощавшись со слепым они уплывают навсегда. Слепой мальчик остается на берегу и плачет:

«Между тем моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку, примолвив: «На, купи себе пряников». — «Только?» — сказал слепой. — «Ну, вот тебе еще», — и упавшая монета зазвенела, ударясь о камень. Слепой ее не поднял. Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал парус между темных волн; слепой мальчик точно плакал, долго, долго… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

Девушка-ундина и слепой мальчик

Девушка-ундина и слепой мальчик
Сериал «Герой нашего времени», 2006

Описание Хаты контрабандистов подготавливало появление в повести таких же необычных, как и жилище, людей. Печорин, спрятавшись за скалою, слышит, что человек, которого ждут слепой и девушка,- Янко,- не боится никого и ничего. Печорин видит в волнах черную точку лодку Янко и не может не воскликнуть: “Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст!”. Янко не только смел и храбр, он и волен, как птица.

В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует. При первом его появлении

сравнение лодки, на которой он плывет, с птицей: рождает мысль о свободе и воле. Как утка, лодка нырнет и выскакивает из воды, весла же ее – будто крылья.

Стремительность движения лодки напоминает полет птицы.

Внешность Янко нарисована скупо. Печорин пишет, что он среднего роста, одет в татарскую баранью шапку и острижен по-казацки. Сам Янко называет себя “удальцом”. Подчеркивая силу, ловкость, отвагу и любовь Янко к вольности, автор, как реалист, не может не упомянуть и о своекорыстии Янко (“Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул”), о его душевной черствости.

Он

говорит слепому: “. . .старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь”. На вопрос слепого мальчика, что же будет с ним (“А я?”), Янко отвечает: “На что мне тебя?” Но все это не может уничтожить впечатления, вызванного смелостью и отвагой контрабандиста. Поэтизируя вольный образ жизни и смелый характер Янко, автор наделяет контрабандиста своеобразной речью.

Она поэтична, в ней почти не встречаются просторечия и много особенностей, приближающих ее к строю поэтической народной речи.

Образ Янко дается на фоне морского пейзажа, который не только оттеняет отдельные стороны характера героя, но и помогает почувствовать необычность его жизни, такой же беспокойной, полной тревоги, как морской простор. Пейзаж, сопутствующий Янко, нигде не дается развернуто. Картины моря рисуются скупо, они как бы органически слиты с образом.

Интересно также, что для обрисовки образа Лермонтов совершенно не пользуется эпитетами. Янко – весь в действии, и, говоря о нем, автор чаще всего показывает поступки, а не состояние героя; отсюда обилие глаголов. Так, рисуя появление Янко на берегу, автор пишет, что он “вышел”, “махнул рукой”, все трое “принялись вытаскивать что-то”, потом “пустились вдоль по берегу”.

Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт и финал повести. Стремление же “вмешаться” в события, стать их участником свидетельства активности героя, неумения его довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни, хотя он сам на словах и ограничивает себя этими рамками.

Активность Печорина проявляется в каждом его поступке, и чувствуется, что это одно из главных свойств характера героя. Все, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды и не ради стремления принести пользу людям. Никакой цели – его действия не преследуют, но не действовать он не может, потому что такова его натура.

Активность и жажда действия у него сочетаются с влечением к опасности, что говорит о смелости, а смелость рождает находчивость и самообладание. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа (сцена в лодке).

Нетрудно заметить, что в повести “Тамань” Печорин не кажется скучающим и безразличным. Все поступки его говорят об интересе, какой пробудили в нем незнакомые люди, его волнует загадочный облик девушки, он решает во что бы то ни стало разгадать смысл всего происходящего, то есть он не безразличен к окружающему, даже взволнован необычностью его. Все виденное производит на Печорина глубокое впечатление, а это опять подтверждает мысль, что герой далек от апатии и скуки. Повесть “Тамань” позволяет судить и о глубокой любви героя к природе.

Правда, Печорин еще нигде прямо не говорит об этом, как в “Княжне Мери”, но постоянное внимание его к меняющимся картинам моря, небу, на котором он видит то полный месяц, то разорванные облака, показывает интерес героя к природе; он не только описывает ее, но любуется ею. Проснувшись утром, перед уходом к коменданту Печорин с наслаждением смотрит из окна “на голубое небо, усеянное разорванными облачками”, и “на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом…”

Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность – какие это великолепные свойства человеческой натуры и как счастлив может быть человек подобного склада! Но Печорин не кажется счастливым. Те же качества в контрабандистах более полноценны. Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели.

Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается.

Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь “честных контрабандистов”, взволнованно восклицает: “Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие”. Скрытая печаль и глухая боль слышатся в кажущихся циничными заключительных словах героя: “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной надобности!”

Но в этой повести еще нет той безысходности, какая ощущается в предыдущей (“Максим Максимыч”), и сам Печорин вызывает пока не осуждение, а сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения. В рассказе Максима Максимыча он выделяется на фоне других действующих лиц как человек особенный, почти герой, которому все задуманное удается. В повести “Тамань” Печорин рассказывает о себе сам, он не скрывает подробностей, выставляющих его отнюдь не в героическом виде.

Оказывается, он не умеет плавать, уступает в ловкости девушке, не понимает действительных пгщчин интереса, проявляемого к нему “ундиной”, и т. д. В конце концов, он оказался даже “жертвой”: у него украли шкатулку, шашку, и ему ничего не остается, как примириться со свершившимся, потому что, действительно, “не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восьмнадцатидетняя девушка чуть-чуть не утопила?” Такое ироническое отношение к себе характерно для Печорина.

Loading…

Обновлено: 18.05.2023

Слепой мальчик сначала вызвал предубеждение Печорина. Своей ловкостью он заставил подозревать в притворной слепоте. В конце повести Печорин называет его «бедным слепым» и показал его в искреннем горе.

Янко предстает сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин с «невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом» . В конце повести Янко оказался беспощадно жестоким к мальчику, старухе. Он отступает перед угрозой возможного, как думает ундина, доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головущке» За песенным образом оказалась реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

Ундина. Сначала – очень искреннее и страстное чувство к Янко. Образ девушки – контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерна переменчивость настроений, «быстрые переходы к полной неподвижности» , «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова напевала песню» . Ее речи загадочны, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говоря о ее стремлении к воле. В ундине много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы» . Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет.

Любуясь силой ловкостью, отвагой этих людей, Лермонтов, верный жизненной правде, отражает их скудный духовный мир. Их стремления и ежечасные заботы ограничиваются легкой наживой и обманом властей. Деньги определяют их взаимоотношения. Янко и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа краденого добра. Слепой получает от них только медную монету. А ненужной теперь старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

Следующая цитата

Лермонтов-художник

Лермонтов-художник
вернуться к странице

Лермонтов-художник

Лермонтов-художник запись закреплена

Характеристика слепого мальчика из главы «Тамань» произведения «Герой нашего времени»

В главе «Тамань» довольно много персонажей, но один из самых загадочных – слепой мальчик, который появляется в самом начале главы.

В этой главе дано не так много описания внешности мальчика, возможно Лермонтов делает это специально, чтобы придать этому персонажу некоторую загадочность.
С виду этому мальчику лет 14. Он сирота, ведь в рассказе, на вопрос Печорина «Кто же ты?», он отвечает: «Сирота, убогой». У него нет ни близких, ни родных. Также можно добавить, что он очень беден и вид его соответствующий. Подтверждение этому можно найти в описании его дома: «Две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель; В разбитое стекло врывался морской ветер.»

Печорин никак не может понять, кто перед ним. Он говорит: «. но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?». Лермонтов же интригует читателя. Когда Печорин начинает проявлять к слепому жалость, у последнего пробегает «улыбка по тонким губам». Остаётся неясно: слепой ли мальчик или на самом деле выдаёт себя за такого? Сомнения в том, что мальчик полностью честен, усиливаются, когда Печорин слышит разговор слепого с Ундиной: он говорит с ней на чистом русском языке, хотя в самом начале главы мальчик разговаривает с главным героем на малороссийском наречии. В этом и заключается основная загадка, остающаяся неразрешённой для читателя. Ответ на неё предстоит найти каждому самостоятельно.

Следующая цитата

В начале повести Печорин кратко описывает нам
содержание главы: “Тамань-самый скверный городишко
из всех приморских городов России.
Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня
хотели утопить”.
От него же мы узнаём, что здесь живёт загадочная
девушка-ундина и слепой мальчик.
Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин
пытается разгадать её.
Для этого ночью он устраивает слежку за героями.
В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик
связаны с контрабандистами.
В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным
образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой.
Но реалистически показывается их скудный духовный мир.
Получается, что деньги определяют отношения этих людей.
Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить
краденое добро.
Слепой получает от них только медную монету.
Но и слепой мальчик – не идеальный персонаж, а зараженный
пороками маленький себялюбец. Именно он обокрал Печорина.
А старухе Янко приказывает передать,” что, дескать,
пора умирать, зажилась, надо знать и честь”.
Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без
средств к жизни.
Печорин признается:
” Что сталось со старухой и с бедным слепым-не знаю.
Да и какое дело мне до радостей и бедствий
человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с
подорожной по казенной надобности”.

Остальные ответы

Обращайтесь в категорию Домашние задания.
И название правильно пишите: “Герой нашего времени” (а не “герои”)

Господин БаксЗнаток (346) 4 года назад

Лол, название именно “героИ нащего времени”, такие вещи стыдно не знать, товариСЧ)))

Никита Беркут Искусственный Интеллект (113237) Действительно, стыдно не знать – из школьной-то программы. )) Можно хотя бы в Википедию заглянуть.

Следующая цитата

Действующих лиц в «Тамани» можно разделить на две группы. Ундина, Янко, слепой мальчик — представители загадочного и притягательного для Печорина мира беззаконно вольной жизни, полной отваги и борьбы. Денщик, урядник, десятник связаны с главным героем социально, но мир «честных контрабандистов» гораздо ближе Печорину, чем общество людей, воплощающих старый, несвободный мир. Сам же Печорин не находит себе пристанища ни в одном из двух взаимоисключающих миров, находясь как бы между ними.
В повести «Тамань» немаловажен образ девушки-ундины. В ее характере видны романтические черты: гордость, таинственность, внешний облик.
портрет «ундины» психологичен — в нем ощутима связь с характером героини. Так, несмотря на магическую, таинственную красоту, в ее косвенных взглядах — «что-то дикое и подозрительное» , в ее улыбке — «что-то неопределенное» . В этой неопределенной улыбке читается хитрость и коварство, в диком, подозрительном взгляде — решимость и настороженность.

Наконец, сам Печорин выступает в повести как романтический герой, рассматривающий жизнь «под особым углом зрения» , видящий необыкновенное, романтическое даже там, где его быть не может. Именно поэтому ундине удается обмануть Печорина, поэтому жизнь его подвергается опасности.

Замечателен в повести и образ слепого мальчика. Слепой мальчик, с которым судьба сталкивает Печорина, — символ нравственной слепоты героя. Вспомним рассуждение Печорина о слепых, глухих, безногих, горбатых. «Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство» , — размышляет он. Точно так же многих чувств лишен и сам герой. На протяжении всего повествования Печорин лишь анализирует свои поступки, но ни разу не сожалеет о происшедшем, ни разу не раскаивается в содеянном. Никогда он не испытывает чувства стыда, жалости. Характерно, что в финале повести слепой мальчик обокрал Печорина. Именно так герой обкрадывает себя самого, когда, минуя живое течение жизни, он пытается вознестись над людьми и обстоятельствами.

Читайте также:

      

  • Само растает городецкий цитата
  •   

  • Бриан это голова цитата
  •   

  • Носов живое пламя цитаты
  •   

  • Разрушенный дворец эрин уатт цитаты
  •   

  • Возвращение со звезд цитаты

разбойник, контрабандист.

К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож» . И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, — сказал женский глосс, — буря сильна. Янко не будет» . «Янко не боится бури» , — отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка» . Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит» . Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь» . Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края» . Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары» , «груз был велик» — больше мы ничего не знаем.

Добавить комментарий