Найдите союз как средство связи предложений

Скачать материал

Союзы как средство связи предложения в текстеСоюзы — мира воплощенияСоединит...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 226 человек из 59 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Союзы как средство связи предложения в текстеСоюзы — мира воплощенияСоединит...

    1 слайд

    Союзы как средство связи предложения в тексте
    Союзы — мира воплощения
    Соединить готовы всё и вся.
    Без них простое предложение
    Стать сможет сложным не всегда

  • Предложения соединены между собой не только по смыслу, но и грамматически (по...

    2 слайд

    Предложения соединены между собой не только по смыслу, но и грамматически (повторение одних и тех же слов, местоимений, частиц). Часто предложения свя­заны сразу несколькими средствами связи.

  • Союз как средство связи предложений в текстеСмысловые отношения, выражаемые с...

    3 слайд

    Союз как средство связи предложений в тексте
    Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
    Соединительные:  и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
    Разделительные: или, либо, то…то, не то…
    не то, или… или, то ли… то ли
    Противительные: а, но, да (=но), однако,
     зато
    Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
    Пояснительные: то есть, а именно
    Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
    Союзы: тоже, да и, то есть, а именно 
    не употребляются начале предложения
    Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. 
    Союз
    Роль союзов как средства связи предложений в тексте выражение  
    синтаксических связей: сочинительных
    и подчинительных
    Сочинительные союзы и сочинительная связь
    Союзы сочинит и подчинит

  • Союзы (чаще всего сочинительные):(1) Мы долго будем находиться вдали от дома....

    4 слайд

    Союзы (чаще всего сочинительные):
    (1) Мы долго будем находиться вдали от дома. (2) Но с этим согласи­лись все члены экспедиции.
    (1-ое и 2-ое предложения связаны сочинительным противительным союзом но и указательным местоимением это»);

  • Сложное предложение состоит 
из двух или более основсложносочиненное
[    ] ,...

    5 слайд

    Сложное предложение
    состоит
    из двух или более основ
    сложносочиненное
    [ ] , и [ ]
    [Царь с Царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился],
    и [царица у окна
    Села ждать его одна].
    сложноподчиненное
    [ ] , (что )
    [Видит девица], (что тут
    Люди добрые живут).
    бессоюзное
    [ ] , [ ]
    [И молва трезвонить стала], [дочка царская пропала]
    союзное

  • Составьте из простых предложений сложно­сочинённые, вставляя сочинительные со...

    7 слайд

    Составьте из простых предложений сложно­сочинённые, вставляя сочинительные соединительные союзы. Укажите случаи, когда можно употребить не­сколько сочинительных союзов.
    1.Было тихо. Я притворился спящим. Мальчики по­немногу разговорились.
    Было тихо, а я притворился спящим, и мальчики понемногу разговорились.
    2.Море поёт свою вечную пес­ню. Чайки летают над волнами.
    Море поет свою вечную песню, и чайки летают над волнами.

  • 4. Солнце закати­лось. Из-за каждого дерева выглядывала темнота.3. Постоянно...

    8 слайд

    4. Солнце закати­лось. Из-за каждого дерева выглядывала темнота.
    3. Постоянно звонил телефон. Кто-то входил в комнату.
    Постоянно звонил телефон, также кто-то входил в комнату.
    Не только солнце закатилось, но и из-за каждого дерева выглядывала темнота.

  • Составьте из двух прос­тых предложений сложноподчинён­ное, используя причинны...

    9 слайд

    Составьте из двух прос­тых предложений сложноподчинён­ное, используя причинные союзы.
    1.Саша не мог сказать ни слова. Он испугался.
    2. Парусник замедлял ход. Ветер стихал.
    3. Уборка уро­жая затянулась. Шли непрерывные дожди.
    4. Погибли все цветы. Наступили ранние заморозки.
    1.Саша не мог сказать ни слова, потому что он испугался.
    2.Парусник замедлял ход, так как ветер стихал.
    3.Уборка урожая затянулась, потому что шли непрерывные дожди.
    4.Так как наступили ранние заморозки, погибли все цветы

  • Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните местоимения как члены предложения. Обо...

    10 слайд

    Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните местоимения как члены предложения. Обозначьте союзы.
    Леонтьев был страстный охотник-рыболов. (По) этому он выбрал самый лесистый район. (К. Паустов­ский.)
    Со скамейки не было видно берега, и (от) того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше усиливалось. (А. Куприн.)
    Она любила Ричардсона не (по) тому, чтобы прочла… (А. Пушкин.)
    Всё те (же) берега, и поля, и холмы, и то (же) прекрасное небо. (В. Жуковский.)
    Леонтьев был страстный охотник-рыболов. Поэтому (подчинительный союз причины) он (подлежащее) выбрал самый лесистый район.
    Со скамейки не было видно берега, и оттого (подчинительный союз причины) ощущение бесконечности и величия морского простора еще больше усиливалось
    Она(подлежащее) любила Ричардсона не потому , чтобы (подчинительный союз причины) прочла…
    Всё те (определение) же берега, и поля, и холмы, и то (определение) же прекрасное небо.

  • ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ

  • + Ж2 = ЧСЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ

    12 слайд

    + Ж
    2 = Ч
    СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ

  • Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.Яг...

    13 слайд

    Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
    Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол.
    Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело.
    Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.
    1.Ягненок дрожал и валился, внесли и опустили. [  ], когда [  ].
    2.Солнце всходило, шли облака, не светлело. [  ], но [  ] и [  ].
    3.Блеснет рыбка, покажет кит и выпустит, альбатрос или фрегат реет.[ ], [  ], [  ].

  • Спасибо за внимание!

    14 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 260 623 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 04.06.2019
  • 3428
  • 340

Рейтинг:
1 из 5

  • 04.06.2019
  • 3224
  • 270
  • 04.06.2019
  • 1143
  • 3

Рейтинг:
3 из 5

  • 04.06.2019
  • 6014
  • 897
  • 04.06.2019
  • 690
  • 10

Рейтинг:
5 из 5

  • 04.06.2019
  • 2297
  • 177
  • 04.06.2019
  • 723
  • 25

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Русский язык

Урок 1: Связь предложений

Средства связи предложений в тексте

Все предложения в тексте неразрывно связаны между собой по смыслу и с помощью специальных средств. Это обеспечивает целостность синтаксической единицы и позволяет последовательно излагать важные мысли. Так автор может донести до читателя ту или иную информацию более связно и доступно. В этом уроке мы познакомимся со средствами связи предложений в тексте.

slide1

В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания о финансах    и инвестициях, чтобы гарантировать материальное благополучие

Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем    знаний и навыков по   ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   в режиме онлайн

slide2

slide9

Зарегистрируйся сейчас, ПРИБЛИЗЬ СВОЙ УСПЕХ

Перейти

План урока:

Теоретические основы средств связи

Союзы и предлоги

Местоимения и частицы

Лексическое значение слова как средство связи

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

Теоретические основы средств связи

Для начала необходимо разобраться с тем, что такое средства связи и какими они бывают. Только познакомившись с теорией, можно начать выполнять задания для подготовки к сдаче экзамена.

Средства связи предложений. Понятие

Существует много трактовок данного определения в различных словарях. Использование средств связи незаменимо при написании текста, поскольку именно они обеспечивают его целостность и последовательность. Очень важно знать морфологические характеристики, чтобы уметь подбирать связующие средства в предложения по смыслу контекста.

Можно дать этому термину следующее определение:

«Средства связи – это элементы речи, которые соединяют предложения друг с другом и способствуют их объединению в полноценный текст».

Без них синтаксические единицы будут казаться несвязными и непоследовательными, что приведет к плохому восприятию информации. Поэтому связующие части речи очень важны в составе предложений.

К основным средствам связи относятся:

  • местоимения;
  • союзы и союзные слова;
  • лексические повторы;
  • перефраз;
  • частицы;
  • союзы;
  • предлоги и т.д.

Виды средств связи. Особенности соединения

В русском языке предложения связываются между собой неоднозначно. Есть два способа, которые позволяют соединить одну синтаксическую единицу с другой.

Выделяют следующие виды:

1 svyaz predlozhenij v tekste

Свойства средств связи в тексте. Функции

Роль средств связи в тексте достаточно велика. Помимо главных задач в тексте они выполняют еще и второстепенные. Рассмотрим основные функции этих морфологических инструментов:

  • помогают связывать предложения в тексте между собой по смыслу и грамматически для более точного донесения информации до читателя;
  • распространяют синтаксические единицы и делают речь богаче;
  • позволяют противопоставить факты или предложения, сравнить их друг с другом и выделить основные отличия;
  • делают текст гармоничным и более приятным для восприятия.

Именно поэтому средства связи предложений в такой синтаксической единице как текст очень важны. Без них повествуемая информация потеряет всякий смысл.

Союзы и предлоги

Употребление союзов предлогов между предложениями является неотъемлемой частью правильного восприятия текста. Поэтому на основании таблиц и правил необходимо ознакомиться с этими категориями частей речи.

Союзы. Особенности употребления

Сочинительные союзы связывают части в сложносочиненных предложениях и части последовательных синтаксических единиц. Такие части речи делятся на следующие категории:

2 svyaz predlozhenij v tekste

Примеры:

На улице шел то снег, то дождь.

В саду нельзя было ходить, так как там росли редкие цветы.

По городу ходили люди да причудливые звери.

Андрей хотел в школу, но он боялся своего врага.

Подчинительные союзы используются в сложноподчиненных предложениях и делятся на следующие виды:

3 svyaz predlozhenij v tekste

Примеры:

Хотя Миша и не был трусом, но Колю он все равно боялся.

По небу пробежал раскат грома, словно сотни музыкантов ударили в барабан.

Надо быстрее сделать домашнее задание, чтобы выйти погулять.

Мама сказала, что я точно поступлю в Москву.

Эти части речи можно встретить в любом предложении. В начале синтаксической единицы они играют совсем другую роль – связывают ее с предыдущей. Благодаря смысловым местоимениям сохраняется основное содержание текста.

Предлоги. Производные и непроизводные

Предлоги в качестве связующих элементов делятся на три категории:

4 svyaz predlozhenij v tekste

К непроизводным предлогам относятся: от, на, по, с, у, в, о, к, без, из-за, пред, через, под, для, над, при.

Эти правила нужно запомнить, чтобы в случае необходимости их употребления не запутаться со значениями и разрядами. Часто попадаются задания, где нужно вставить или определить предлоги и союзы.

Местоимения и частицы

Употребление местоимений и частиц так же предусматривает свои правила и нюансы. Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Правописание местоимений. Разряды и характеристика

Местоимения позволяют обозначать действующих лиц при помощи других слов. Это распространяет лексику и делает язык богаче. Они характеризуют человека и делятся на следующие разряды:

5 svyaz predlozhenij v tekste

Местоимения связывают не только части предложений, но и сами единицы между собой. Они относится к средствам цепной связи, которые продолжают смысл излагаемого текста.

Разряды частиц. Правильное употребление

У частиц тоже есть разряды. Эти части речи добавляют эмоциональной окраски предложениям, уточняют информацию и помогают более точно выразить мысль. Делятся частицы на следующие виды:

6 svyaz predlozhenij v tekste

Нельзя ошибаться в определении категорий частиц, хотя эти ошибки являются самыми распространенными. По каждой частице можно интуитивно догадаться, к какому разряду она относится. Главное уметь применять знания на практике.

Лексическое значение слова как средство связи

Под лексическим значением слова понимается совмещение звукового произношения этой единицы с соответствующим ему объектом действительности. Иными словами – это прямое значение того или иного слова, его толкование. Значение может быть:

  • прямым: золотая монета;
  • переносным: золотые руки.

Также слова делятся на многозначные и на те, у которых представлено только одно значение.

Пример многозначного слова:

МИР

  • соглашение воюющих государств;
  • отсутствие вражды;
  • объединение по общим признакам;
  • совокупность всех форм живой материи;
  • область жизни;
  • планета Земля.

Пример однозначного слова:

Гимн – торжественная мелодия, которая является символикой государства или иного образования, выражающая преданность общепринятым ценностям.

Лексическое значение слова играет большую роль в структуре текста и предложений. С помощью него смысл доносимой информации не теряется. Кроме того, слова связывают предложения друг с другом при помощи видоизменения своих форм, что тоже не маловажно.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

На Едином государственном экзамене в конце 11 класса встречаются сразу три задания, которые предполагают определение средств связи, лексического значения слова и основной мысли текста. Рассмотрим их структуру более подробно.

Задание 1

Самое первое задание предполагает прочтение короткого текста и выявление двух предложений, которые максимально точно передают основную мысль автора. Нужно исключать информацию, которая не присутствует в тексте вообще, и второстепенную.

Ошибиться в этом задании легко, если не вчитываться в предлагаемые предложения. Лучше выделять все самое основное ручкой, чтобы не запутаться.

7 svyaz predlozhenij v tekste

Задание 2

Здесь необходимо самостоятельно дописать часть речи, которая связывает части предложения или сами синтаксические единцы. На основе теории нужно подобрать подходящую частицу, местоимение, предлоги и т.д.

Важно помнить разряды и их значение, чтобы выполнить это задание. Также нужно внимательно вчитываться в предложение, где пропущено слово. Там зачастую кроется подсказка.

8 svyaz predlozhenij v tekste

Задание 3

В последнем задании этого блока требуется установить лексическое значение отдельно взятого слова из текста. В каждом контексте смысл речевых единиц отличается. Поэтому следует перечитать предложение, из которого взято слово, и обратить внимание на рядом стоящие слова.

Подсказкой могут являться сноски после толкования в задании. Там приведены примеры, которые можно сопоставить с исходной формой слова, что поможет не ошибиться при выполнении третьего задания в ЕГЭ по русскому языку.

9 svyaz predlozhenij v tekste

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

3Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

Вопрос: 2

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

2перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.

3перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

4железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.

5железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

Вопрос: 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

5Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

Вопрос: 4

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).

3Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

Вопрос: 5

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

3кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.

4кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

5считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Ваши ответы:

1 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1) Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
3) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

2 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

1) см. железо.

2) перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.
3) перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.
4) железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.
5) железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

3 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.
4) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
5) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

4 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1) Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2) Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).
3) Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

5 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1) Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2) кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
3) кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4) кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
5) считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6) считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2 вопрос: перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

3 вопрос: Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4 вопрос: Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

5 вопрос: кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

Обновлено: 22.05.2023

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте

Проанализировав все имеющиеся на сегодняшний день задания 2 на различных интернет – ресурсах, предлагаю вам вспомогательную таблицу лексических и грамматических средств связи предложений в тексте.

Не секрет, что и в выпускном классе есть учащиеся, которым трудно определять значения слов в рассуждении автора предлагаемого для работы текста, поэтому таким ученикам легче научиться выполнять задание 2, пользуясь данной таблицей. Таблица представляет собой ключевые слова формулировок задания 2 и предполагаемые ответы.

Алгоритм выполнения задания:

1. Вдумчиво прочитать текст.

2. Понять, как логически связано предложение с пропуском и предшествующее предложение.

3. Выяснить (по таблице ниже) значение, которое лексические и грамматические средства связи вносят в рассуждение текста.

4. Путём логического подбора вставить нужное слово или сочетание слов, сохраняя логическое соответствие между предложениями.

Ещё, совсем, бесспорно или несомненно, действительно, поэтому, потому,

Сочетание слов

Другие же, и всё-таки, но всё же, и всё же, но всё-таки, дело в том, таким образом, иными словами, иначе говоря, другими словами, на самом деле, дело в том, что ; в то же время, кроме того, к тому же

Вводное слово

Например, действительно, так, естественно, разумеется, однако, безусловно, бесспорно, напротив, наоборот, оказывается

Вводное словосочетание

Таким образом, иначе говоря, другими словами, с другой стороны, иными словами, более того, кроме того, в частности

Теперь, сейчас, отсюда, поэтому, так, неслучайно, вскоре, совсем, вовсе, между тем, здесь, там, тут, настолько

Местоимённое наречие

Только, лишь, именно, ведь, то есть, как раз, даже, всё-таки

Частица с местоимённым наречием

Именно поэтому, вот почему

Частица с указательным местоимением

Именно такой, именно этот, этот же

Сочетание частицы со сложным предлогом

Союзное слово

Сочинительный союз

Также, а также, тоже, и, причём

Сочинительный противительный союз

Но, однако, а, зато

Подчинительный союз

Потому что, так как, поскольку, оттого что, ибо, в следствие того что, из-за того что, в силу того что, ведь, если, хотя ( уступительный), прежде чем, то есть (пояснительный), когда, чтобы

Составной союз

Сочетание подчинительного союза и определительного местоимения

Как любое, как всякое

Указательное местоимение

Этот, тот, такой, это

Производный предлог

Несмотря на, невзирая на, благодаря, согласно

Производный составной предлог

В отличие от, помимо

Производный предлог с указательным местоимением

Вследствие этого, исходя из этого, в виду этого, несмотря на это, вопреки этому

И, а, но, как, пока, лишь — это все союзы, которые делают нашу речь более связной. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Расскажем, в чем их отличия.

О чем эта статья:

Понятие о союзе

Между словами и предложениями есть два вида синтаксической связи — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (мама и папа) и сложносочиненных предложений:

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы: и, а, но, да и др.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой:

  • знать (что?) литературу;
  • я не знаю (чего?), что будет завтра.

Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союз — это служебная часть речи, которая соединяет однородные члены в простых предложениях, а в сложных — объединяет два и более простых.

По строению союзы делят на простые и составные:

  • Простые союзы состоят из одного слова: и, а, но, да, что, если, когда.
  • Составные союзы состоят из двух и более слов: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока.

Есть еще одна категория — союзные слова. Это относительные местоимения, которые используют для связи простых предложений в составе сложноподчиненного

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь предложений в тексте

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

  1. Употребление местоимений.
  2. Употребление синонимов и повторов.
  3. Использование вводных слов.
  4. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
  • третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
  • четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

  1. Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  2. Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
  • третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
  • четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Title: Союзы в русском языке, виды, разряды, сочинительные и подчинительные союзы, таблица, соединительные, разделительные и противительные, двойные и составные союзы, список и примеры
Description: Укажем, что такое союз в русском языке. Союз — это служебная часть речи, которая соединяет равноправные элементы и зависимые части предложений.

Одним из важных элементов речи в повседневной жизни являются союзы. В русском языке без них очень сложно общаться: ведь, они – связующие элементы в любом тексте. С ними речь становиться более красивой и разнообразной.

Давайте разберёмся, что понимается в нашем языке под этим термином. Какие слова можно отнести к ним, каковы их функции.

Рассмотрим, какие бывают типы и разряды этой части речи, узнаем основные особенности. Составим план разбора этих слов в качестве определенной категории речи и сделаем разбор на конкретном примере.

  • Определение и функционал1
  • Виды союзов2
    • По синтаксическим признакам2.1
    • По морфологическим признакам2.2
    • По словообразованию2.3
    • Пример разбора по указанному плану3.1

    Определение

    Союз – служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения или простых предложений в составе сложного предложения.

    Союз – неизменяемая часть речи, которая не выполняет в предложении никакой синтаксической функции.

    Союзы следует отличать от похожих сочетаний слов (например: зато он сделал; ушел за то дерево). В русском языке существуют различные правила правописания союзов.

    Союз — это средство связи

    В пред­ло­же­нии могут быть несколь­ко слов, отве­ча­ю­щих на один и тот же вопрос и пояс­ня­ю­щих одно и то же сло­во. Это одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Их мож­но про­сто пере­чис­лить с помо­щью инто­на­ции, а мож­но исполь­зо­вать с ними союз как слу­жеб­ную часть речи.

    Сравним:

    В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни, виш­ни, гру­ши, сли­вы.

    В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни и виш­ни, гру­ши и сли­вы.

    Союз вос­тре­бо­ван так­же в слож­ном пред­ло­же­нии, если соеди­ня­ет его части:

    Поднялсяветер, и серые тучиушли за гори­зонт.

    Наконец союз может соеди­нять целые фраг­мен­ты тек­ста:

    С дав­них пор люди счи­та­ли Север непро­хо­ди­мым. Ледяная без­жиз­нен­ная пусты­ня была опас­на для чело­ве­ка. И все же начи­ная с XVI века на Север регу­ляр­но наве­ды­ва­лись кораб­ли смель­ча­ков. У море­пла­ва­те­лей была мно­го­ве­ко­вая меч­та най­ти про­ход меж­ду мате­ри­ка­ми.

    Понаблюдав за исполь­зо­ва­ни­ем сою­зов, дадим опре­де­ле­ние сло­вам этой части речи:ОпределениеСоюз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и фраг­мен­тов тек­ста.

    Виды по значению

    Союзы в русском языке по значению делятся на сочинительные и подчинительные.

    Сочинительными союзами называют те, что связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного предложения.

    Подчинительными союзами называют те, что связывают простые предложения в составе сложноподчиненного предложения.

    Сочинительные союзы

    Сочинительные союзы бывают соединительными, противительными и разделительныи.

    Соединительные сочинительные союзы имеют общее значение соединения. Список союзов:и; да (в значении и); ни..ни; тоже; также; не только, но и; не столько, сколько; не то чтобы, но; не то чтобы а и др.

    Противительные сочинительные союзы имеют общее значение противопоставления. К ним относятся союзы а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.

    Разделительные сочинительные союзы имеют общее значение разделения: или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.

    Сочинительные союзы

    Сочинительные сою­зы соеди­ня­ют рав­но­прав­ные эле­мен­ты:

    • одно­род­ные чле­ны;
    • про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го;
    • пред­ло­же­ния в тек­сте;
    • абза­цы тек­ста.

    По выра­жа­е­мым отно­ше­ни­ям меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и частя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния сочи­ни­тель­ные сою­зы делят­ся на груп­пы:

    1. соеди­ни­тель­ные сою­зы, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся при пере­чис­ле­нии:и, и…и, ни…ни, да (=и)

    В эту тем­ную ночь ни звез­ды, ни луна не осве­ща­ли нам путь.

    2. про­ти­ви­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния про­ти­во­по­став­ле­ния, несо­от­вет­ствия пред­ме­тов, при­зна­ков, дей­ствий, под­чер­ки­ва­ют раз­ли­чия меж­ду ними:а, но, да (=но), одна­ко, зато, же, толь­ко

    Кругом цари­ла тиши­на, одна­ко вда­ли послы­шал­ся едва раз­ли­чи­мый гул.

    3. раз­де­ли­тель­ные сою­зы обо­зна­ча­ют отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния явле­ний, чере­до­ва­ния пред­ме­тов, собы­тий:или, либо, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то и др.

    С утра небо либо хму­рит­ся, либо неожи­дан­но вспых­нет из-за туч сол­неч­ный луч.

    4. гра­да­ци­он­ные сою­зы име­ют зна­че­ние уси­ле­ния или ослаб­ле­ния зна­чи­мо­сти одно­го из чле­нов одно­род­но­го ряда, как пра­ви­ло, вто­ро­го:не только…сколько, не толь­ко …но и, не то чтобы…а, если не…то, хотя и…но

    Мы не толь­ко посмот­ре­ли спек­такль, но и про­чли эту пье­су в ори­ги­на­ле.

    5. пояс­ни­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния разъ­яс­не­ния:то есть, а имен­но, или (=то есть)

    На выстав­ке гон­чар пред­ла­га­ет гли­ня­ные изде­лия, а имен­но: сви­стуль­ки, фигур­ки живот­ных и птиц, деко­ра­тив­ную посу­ду.

    6. при­со­еди­ни­тель­ные сою­зы слу­жат для при­со­еди­не­ния доба­воч­ных све­де­ний или заме­ча­ний:да и, при­чём, при­том, а так­же, так­же, тоже

    Путь был один, при­чем места­ми по боло­ту.

    Сочинительные союзы

    Подчинительные союзы

    Подчинительные союзы бывают: времени (когда, едва, пока, как только, лишь и др.), причины (потому что, так как, ибо, оттого что и др.), цели (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.), условия (если, раз, если бы, коли), уступки (несмотря на то, что; хотя, пускай), сравнения (словно, будто, как, как будто и др.), следствия (так что), изъяснительные (что, чтобы, как, будто).

    Подчинительные союзы

    Подчинительные сою­зы — это сою­зы, кото­рые свя­зы­ва­ют меж­ду собой нерав­но­прав­ные части слож­но­го пред­ло­же­ния. В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния они ука­зы­ва­ют на зави­си­мость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го.

    По зна­че­нию раз­ли­ча­ют

    1. изъ­яс­ни­тель­ные сою­зы:что, что­бы, как, ли, буд­то и пр.

    Мы не зна­ем, нуж­но ли сле­до­вать это­му сове­ту.

    2. вре­мен­ные сою­зы:когда, пока, едва, в то вре­мя как, лишь толь­ко, перед тем как. после того как и пр.

    Едва рас­све­ло, начал­ся нуд­ный осен­ний дождь.

    3. при­чин­ные сою­зы:так как, пото­му что, отто­го что, посколь­ку, ибо, в виду того что, в свя­зи с тем что и пр.

    Она гром­ко запе­ла, пото­му что боя­лась окру­жа­ю­щей гне­ту­щей тиши­ны.

    4. целе­вые сою­зы:что­бы, с тем что­бы, для того что­бы, лишь бы и пр.

    Для того что­бы понять дру­го­го чело­ве­ка, доста­точ­но вни­ма­тель­но его выслу­шать.

    5. срав­ни­тель­ные сою­зы:как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, подоб­но тому как

    Под её лег­ки­ми шага­ми тихо шеле­сте­ла листва, как ино­гда шур­шит в кустах ежик.

    6. усту­пи­тель­ные сою­зы:хотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что

    Даром что это село назы­ва­ют город­ком, жите­лей тут оста­лась уже совсем немно­го.

    7. сою­зы след­ствия:так что, в силу чего, вслед­ствие чего

    Быстро смер­ка­лось, так что силу­эты дере­вьев за окна­ми сли­ва­лись в одну тем­ную сте­ну.

    Подчинительные союзы

    Виды по строению

    Виды союзов по строению: простые, составные и двойные.

    Простые союзы состоят из одного слова (и, а, да, но, или, что, чтобы, когда, будто, словно, однако, зато, если, потому, поэтому, тоже, также).

    Все составные союзы состоят из двух и более слов (потому что, потому как, как будто, оттого что, ради того чтобы, так как, для того чтобы, то есть, но и, несмотря на то что, в силу того что, благодаря тому что, в силу того что и др.)

    Двойные союзы состоят из двух частей (не только, но и; как, так и; не столько, сколько; если, то; когда, то; чем, тем и др.).

    Выделяют также повторяющиеся союзы, которые состоят из двух и более одних и тех же союзов.

    С делением по строению связано правило: простые союзы пишутся слитно, раздельно пишутся составные и двойные союзы.

    Видеоурок

    Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

    Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

    способы связи предложений в тексте

    Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

    Средства связи предложений в тексте

    Лексические средства

    Морфологические средства

    Синтаксические средства

    Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

    Служебные части речи

    Частица

    Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

    • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
    • Отрицательные: не, ни, нет.
    • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
    • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
    • Уточняющие: именно, точно, как раз.
    • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
    • Утвердительные: да, так, угу.
    • Указательные: вот, вон.
    • Восклицательные: что за, как.
    • Усилительные: даже, же, ведь.

    Союз

    Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

    Читайте также:

        

    • Проект яблочный спас в детском саду
    •   

    • С какими трудностями в получении образования сталкивался ломоносов кратко
    •   

    • Какие чувства вызывают у вас образы главных героев прокомментируйте мнение искусствоведов кратко
    •   

    • Чему способствует пластилинография в доу
    •   

    • Квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Союз — это служебная часть речи, которая используется для связи однородных членов предложения между собой, частей сложного предложения и самостоятельных предложений в тексте.

Союз как часть речи начинают изучать в 3 и 4 классе. Рассмотрим подробнее, что такое союз в русском языке.

По грамматическим признакам все слова относят к самостоятельным или служебным частям речи.

Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением и обозначают предмет (дерево, забота), признак (веселый, морской), действие или состояние (строить, размышлять), количество (три, шестеро) и пр. Слова самостоятельных частей речи обладают характерными грамматическими и синтаксическими признаками, по которым их можно узнать и отличить друг от друга и от служебных частей речи.

Служебные части речи не могут называть предметы и их признаки, действия или количества. Они не изменяются, не имеют полноценного лексического значения, грамматических признаков и не являются членами предложения. Служебные слова употребляются для выражения различных отношений между явлениями действительности, обозначенными словами самостоятельных частей речи.

В русском языке существуют три служебные части речи:

  • предлоги (к, от, насчет);
  • союзы (а, но, пока);
  • частицы (как, неужели, вот).

Выясним, для чего используется союз как служебная часть речи.

Союз — это средство связи

В предложении могут быть несколько слов, отвечающих на один и тот же вопрос и поясняющих одно и то же слово. Это однородные члены предложения. Их можно просто перечислить с помощью интонации, а можно использовать с ними союз как служебную часть речи.

Сравним:

В дедушкином саду растут яблони, вишни, груши, сливы.

В дедушкином саду растут яблони и вишни, груши и сливы.

Союз востребован также в сложном предложении, если соединяет его части:

Поднялся ветер, и серые тучи ушли за горизонт.

Наконец союз может соединять целые фрагменты текста:

С давних пор люди считали Север непроходимым. Ледяная безжизненная пустыня была  опасна для человека. И все же начиная с XVI века на Север регулярно наведывались корабли смельчаков. У мореплавателей была многовековая мечта найти проход между материками.

Понаблюдав за использованием союзов, дадим определение словам этой части речи.


Определение

Союз — это служебная часть речи, которая используется для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и фрагментов текста.


Происхождение и состав союзов

По происхождению союзы делятся на непроизводные и производные. Непроизводные союзы не связаны с другими частями речи:

Производные союзы образованы от слов других частей речи способом перехода:

  • тоже, также, зато;
  • если, хотя, пока, как будто.

По составу союзы бывают

  • простые, которые состоят из одного слова (и, да, пока, как);
  • составные, имеющие несколько слов (до тех пор пока, для того чтобы).

Типы союзов

По употребительности союзы делятся на одиночные (а, но, да, тоже), повторяющиеся (ни…ни, не то…не то, либо…либо) и двойные, которые состоят из нескольких взаимно связанных компонентов, разделенных другими словами:

  • как…так и;
  • чем…тем;
  • если…то;
  • так как…то;
  • лишь только…как.

Типы союзов по употреблению

По синтаксической роли в предложении различают сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют равноправные элементы:

  • однородные члены;
  • простые предложения в составе сложного;
  • предложения в тексте;
  • абзацы текста.

По выражаемым отношениям между членами предложения и частями сложного предложения сочинительные союзы делятся на группы:

1. соединительные союзы, которые употребляются при перечислении:

В эту темную ночь ни звезды, ни луна не освещали нам путь.

2. противительные союзы выражают отношения противопоставления, несоответствия предметов, признаков, действий, подчеркивают различия между ними:

а, но, да (=но), однако, зато, же, только

Кругом царила тишина, однако вдали послышался едва различимый гул.

3. разделительные союзы обозначают отношения взаимоисключения явлений, чередования предметов, событий:

или, либо, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то и др.

С утра небо либо хмурится, либо неожиданно вспыхнет из-за туч солнечный луч.

4. градационные союзы имеют значение усиления или ослабления значимости одного из членов однородного ряда, как правило, второго:

не только…сколько, не только …но и, не то чтобы…а, если не…то, хотя и…но

Мы не только посмотрели спектакль, но и прочли эту пьесу в оригинале.

5. пояснительные союзы выражают отношения разъяснения:

то есть, а именно, или (=то есть)

На выставке гончар предлагает глиняные изделия, а именно: свистульки, фигурки животных и птиц, декоративную посуду.

6. присоединительные союзы служат для присоединения добавочных сведений или замечаний:

да и, причём, притом, а также, также, тоже

Путь был один, причем местами по болоту.

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают между собой неравноправные части сложного предложения. В составе сложноподчиненного предложения они указывают на зависимость одного предложения от другого.

По значению различают

1. изъяснительные союзы:

что, чтобы, как, ли, будто и пр.

Мы не знаем, нужно ли следовать этому совету.

2. временные союзы:

когда, пока, едва, в то время как, лишь только, перед тем как. после того как и пр.

Едва рассвело, начался нудный осенний дождь.

3. причинные союзы:

так как, потому что, оттого что, поскольку, ибо, в виду того что, в связи с тем что и пр.

Она громко запела, потому что боялась окружающей гнетущей тишины.

4. целевые союзы:

чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, лишь бы и пр.

Для того чтобы понять другого человека, достаточно внимательно его выслушать.

5. сравнительные союзы:

как, будто, словно, точно, как будто, подобно тому как

Под её легкими шагами тихо шелестела листва, как иногда шуршит в кустах ежик.

6. уступительные союзы:

хотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что

Даром что это село называют городком, жителей тут осталась уже совсем немного.

7. союзы следствия:

так что, в силу чего, вследствие чего

Быстро смеркалось, так что силуэты деревьев за окнами сливались в одну темную стену.

Подчинительные союзы

Морфологический разбор союза

Последовательность разбора союза как части речи:

  1. служебная часть речи союз;
  2. неизменяемый
  3. сочинительный или подчинительный;
  4. разряд по значению;
  5. простой или составной;
  6. указать, что соединяет.

Примеры морфологического разбора

Белые лебеди да пёстрые утки плавают в пруду парка.

Да — это союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный (да=и), простой, соединяет однородные подлежащие.


У Ивана сильная воля, и у него есть сокровенная мечта.

И — это союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный, простой, соединяет два простых предложения в ССП.


Если с утра нет дождя, можно идти дальше.

Если — это союз, неизменяемый, подчинительный, условия, простой, присоединяет придаточную часть условия в СПП.

Видеоурок

Список союзов русского языка

а сочинительный противительный
а вдобавок сочинительный присоединительный
а именно сочинительный пояснительный
а также сочинительный присоединительный
а то сочинительный присоединительный
благодаря тому что подчинительный причинный
благо подчинительный причинный
буде подчинительный условный
будто подчинительный сравнительный
вдобавок сочинительный присоединительный
в результате чего подчинительный следственный
в результате того что подчинительный причинный
в связи с тем что подчинительный причинный
в силу того что подчинительный причинный
в случае если подчинительный условный
в то время как подчинительный сопоставительный
в том случае если подчинительный условный
в силу чего подчинительный присоединительный
ввиду того что подчинительный причинный
вопреки тому что подчинительный уступительный
вроде того как подчинительный сравнительный
вследствие чего подчинительный присоединительный
вследствие того что подчинительный причинный
да вдобавок сочинительный присоединительный
да еще сочинительный присоединительный
да (= и) сочинительный соединительный
да (= но) сочинительный противительный
да и сочинительный присоединительный
да и то сочинительный присоединительный
дабы подчинительный целевой
даже сочинительный присоединительный
даром что подчинительный уступительный
для того чтобы подчинительный целевой
же сочинительный противительный
едва подчинительный временной
едва…, как подчинительный временной
едва…, лишь подчинительный временной
ежели подчинительный условный, причинный
если подчинительный условный, причинный
если бы подчинительный сравнительный
если не…, то сочинительный сопоставительно-противопоставительный
если…, то подчинительный условный, сопоставительный
затем чтобы подчинительный целевой
затем что подчинительный причинный
зато сочинительный противительный
зачем подчинительный присоединительный
и сочинительный соединительный
и все же подчинительный уступительный
и значит подчинительный причинно-следственный
а именно сочинительный пояснительный
и поэтому подчинительный причинно-следственный
и притом сочинительный присоединительный
и все-таки подчинительный уступительный
и следовательно подчинительный причинно-следственный
и то сочинительный присоединительный
и тогда подчинительный времени
и еще сочинительный присоединительный
и…, и сочинительный соединительный
ибо подчинительный причинный
и вдобавок сочинительный присоединительный
из-за того что подчинительный причинный
или сочинительный разделительный, пояснительный
или…, или сочинительный разделительный
кабы подчинительный условный
как подчинительный сравнительный, условный, присоединительный, временной
Как скоро подчинительный условный
как будто подчинительный сравнительный
как если бы подчинительный сравнительный
как словно подчинительный сравнительный
как только подчинительный временной
как…, так и сочинительный сопоставительно-противопоставительный
как-то? сочинительный присоединительный
когда подчинительный временной, условный
когда…, то подчинительный временной
коли подчинительный условный, причинный
к тому же сочинительный присоединительный
кроме того сочинительный присоединительный
ли…, ли сочинительный разделительный
либо сочинительный разделительный
либо…, либо сочинительный разделительный
лишь подчинительный временной
лишь бы подчинительный целевой
лишь только подчинительный временной
между тем как подчинительный сопоставительный
нежели подчинительный сравнительный
не столько…, сколько сочинительный сопоставительно-противопоставительный
не то…, не то сочинительный разделительный
не только не…, но и сочинительный сопоставительно-противопоставительный
не только…, но и сочинительный сопоставительно-противопоставительный
не только…., а и сочинительный сопоставительно-противопоставительный
не только…, но даже сочинительный сопоставительно-противопоставительный
невзирая на то что подчинительный уступительный
независимо от того что подчинительный уступительный
несмотря на то что подчинительный уступительный
ни…, ни сочинительный соединительный
но сочинительный противительный
однако сочинительный противительный
особенно сочинительный присоединительный
оттого подчинительный присоединительный
оттого что подчинительный причинный
отчего подчинительный присоединительный
перед тем как подчинительный временной
по мере того как подчинительный сопоставительный
по причине того что подчинительный причинный
подобно тому как подчинительный сравнительный
пока подчинительный временной
покамест подчинительный временной
покуда подчинительный временной
пока не подчинительный временной
после того как подчинительный временной
поскольку подчинительный причинный
потому подчинительный присоединительный
потому что подчинительный причинный
почему подчинительный присоединительный
прежде чем подчинительный временной
при всем том что подчинительный уступительный
при условии что подчинительный условный
притом подчинительный присоединительный
причем подчинительный присоединительный
пускай подчинительный уступительный
пусть подчинительный уступительный
ради того чтобы подчинительный целевой
раз подчинительный условный
раньше чем подчинительный временной
с тем чтобы подчинительный целевой
с тех пор как подчинительный временной
словно подчинительный сравнительный
так же…, как подчинительный сравнительный
так же…, как и подчинительный сравнительный
так как подчинительный причинный
так как…, то подчинительный причинный
так что подчинительный следственный
также сочинительный соединительный
тем более что подчинительный причинный
тогда как подчинительный сопоставительный
то есть подчинительный пояснительный
то ли…, то ли сочинительный разделительный
то…, то сочинительный разделительный
тоже сочинительный соединительный
только подчинительный временной, условия
только бы подчинительный целевой
только что подчинительный временной
только лишь подчинительный временной
только чуть подчинительный временной
точно подчинительный сравнительный
хотя подчинительный уступительный
хотя и…, но сочинительный сопоставительно-противопоставительный
хотя…, но сочинительный сопоставительно-противопоставительный
чем подчинительный сравнительный
чем…, тем подчинительный сопоставительный
что подчинительный изъяснительный, присоединительный
чтоб подчинительный целевой
чтобы подчинительный целевой

Тест

В №25 нужно найти одно или несколько предложений, которые как-либо связаны с предыдущим. По большей части, это задание на внимательность и знание некоторых принципиальных теоретических моментов. Например: чем отличается лексический повтор от формы слова? Почему форма слова и однокоренные слова – это совсем не одно и то же? Или какие разряды местоимений существуют в русском языке? Ответы на все эти вопросы и алгоритм решения вы найдёте в этом материале.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Как искать? Какое предложение выписывать?

Это два самых популярных вопроса, которые задают мне ученики. Отвечаю:

1. Выписывать нужно только то предложение, которое содержит требуемое в задании средство связи. Не два, чтобы показать, с чем оно связано, а ОДНО!

Объясняю на пальцах: (1) Я очень спешил домой. (2) Там меня ждал сюрприз. Предложение 2 связано с первым при помощи указательного наречия, подменяющего слово «дом» и формы слова: «я» – «меня». Следовательно, ответ, который мы выписываем: 2, а не 1, 2.

2. Ответов в задании может быть несколько! Если вы быстро обнаружили одно предложение, не расслабляйтесь – их может быть 2 или 3. Обязательно проверяйте все до конца. Лучше несколько раз, вдруг что-то упустили.

3. Задание желательно делать с карандашом в руке в тренировочных КИМах. На экзамене можно подчеркивать требуемое ручкой прямо в итоговом КИМе. Не полагайтесь на память, в стрессовой ситуации она может подвести.

Алгоритм выполнения

1. Читаем задание. Обращаем повышенное внимание на указанные в нём средства связи. Самыми популярными являются: местоимения разных видов, союзы, однокоренные слова, формы слов, лексический повтор. Реже встречаются указательные наречия, вводные слова, частицы, синонимы.

2. Подчёркиваем средства связи. Помним о том, что они должны соединять предложение с предыдущим, а не связывать части одного предложения. Следовательно, их место в начале, а не в конце. Средство связи может «заехать» в середину или конец предложения: так бывает с формами слов или повторами, но встречается подобное не часто.

3. Выписываем только номер того предложения, которое содержит средство связи.

Необходимая теория

Лексический повтор– это намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Важно понять, что повторяющееся слово НЕИЗМЕННО! Этим повтор принципиально отличается от формы слова.

Существуют разные виды повтора: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис. Первые два используются в качестве приёмов в №26. Но в №25 определять вид повтора не нужно, главное его заметить.

Пример: «Парус! Порвали парус!/ Каюсь! Каюсь! Каюсь!» (В.С. Высоцкий). «Влюбиться? Влюбляться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя». (Ф.М. Достоевский).

Форма слова– это вариант одного и того же слова, имеющий одно лексическое значение, но различающийся своим грамматическим значением. Если предложения связаны формой слова, то слово не повторяется, а изменяется в зависимости от случая употребления. Существительные и местоимения могут изменяться по падежам и числам, прилагательные и причастия – по падежам, числам и родам, глаголы – по временам, лицам и числам.

Пример: Она долго гуляла по парку. Затем её позвали в беседку пить чай (она – её). На небе бушевал красный закат. Красным отсвечивали и стёкла домов (красный – красным). Хотелось петь, кричать, бегать, эмоции переполняли меня. Соловьи тоже пели в тот памятный день (петь, пели).

Однокоренные слова – это слова разных частей речи с общим смысловым корнем или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. Если предложения связаны однокоренными словами, нужно искать общие корни, а не одинаковые части речи.

Пример: Вот что такое счастье! Ничем не омрачённый, тихий, счастливый день (счастье – счастливый).

Местоимения

Местоимения делятся на 9 разрядов: личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределённые.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Их необходимо различать, чтобы поиск не занимал много времени, и помнить, что они, как и существительные, изменяются по падежам и числам. В связи с этим не надо путать падежные формы личных местоимений и притяжательные местоимения.

Пример: Его плащ развевался на ветру (вопрос «чей?» – притяжательное). Я попросил его об услуге (вопрос «кого?» – личное).

Для связи чаще всего используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Союзы

По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные и подчинительные. В каждой из групп есть подвиды. Знать их полезно не только для быстрого выполнения задания №25, но и для №2, где иногда требуется подобрать союз.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Всё о вводных словах рассказано здесь:

Удачной подготовки!

Анна Терехова

Все статьи канала собраны здесь:

Добавить комментарий