Чтобы определить правильно границы предложения в тексте, нужно исходить из того, что такое предложение.
Согласно этому определению, попробуем разделить текст на предложения.
Для примера возьмем упражнение из школьного учебника с аналогичным заданием.
Первое предложение.
Яркое солнце нещадно палило.
Грамматическая основа предложения:солнце палило.
Второе предложение.
К вечеру небо затянулось тучами.
Грамматическая основа: небо затянулось.
Третье предложение.
Жара отступала.
Грамматическая основа: жара отступала.
И четвертое предложение.
Истомленные люди с нетерпением ждали грозу.
Грамматическая основа: люди ждали.
Была в сети 15.05.2023 13:02
Корнилова Елена Геннадьевна
Учитель-логопед, дефектолог
4 136
8 571
Местоположение
Российская Федерация, Симферополь
Определение границ предложения
11.04.2023 09:52
Тема: Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения.
Цель: Формирование навыка грамматически правильно оформлять предложение, определять его границы.
Планируемые результаты
Предметные: умение строить предложения, давать полный ответ на вопрос;
Метапредметные: развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, развитие интонационной выразительности.
Личностные: формирование добросовестного отношения к выполнению заданий.
Оборудование: запись на доске, карточки с заданиями, схема артикуляционной гимнастики.
Просмотр содержимого документа
«Определение границ предложения»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы
Что такое граница предложения?
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Что такое граница предложения?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 1 – 4 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Русский язык 1 класс
УМК «Школа России»
Учимся определять границы предложений
в тексте
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2018 год
Вспомните, что вы знаете
о тексте?
Текст – два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Прочитай. Удалось ли тебе узнать сказку по отрывку? Как она называется?
Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не было они ушли гулять по лесу.
Русская народная сказка
Определите, сколько здесь предложений. Прочитайте, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузу между предложениями.
Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не было они ушли гулять по лесу.
6
7
5
Определите, как вы будете обозначать на письме начало и конец каждого предложения?
Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не было они ушли гулять по лесу.
Первое слово в предложении записывают с заглавной буквы!
В конце предложения ставится точка!
Запишите текст в тетради по правилам оформления!
Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не было они ушли гулять по лесу.
Первое слово в предложении записывают с заглавной буквы!
В конце предложения ставится точка!
Проверяем себя!
Девочка заблудилась в лесу.
Она
пришла к домику.
Там жили три
медведя.
Медведей дома не было.
Они ушли гулять по лесу.
Оцените свою работу!
У меня всё получилось!
Были некоторые затруднения!
Буду стараться ещё!
Расскажите или прочитайте, что было дальше?
Интернет источники
- http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
- gk170.ru
- polistaj.ru
- soiro.ru
- antalyaelitestroy.ru
Использованная литература
- Канакина В. П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017.
Открытое логопедическое занятие
по теме:
«Определение границ предложения».
разработано
и проведено
учителем – логопедом
Коротышевой Ю.Ю.
Апрель 2013
Цели и задачи:
1.Систематизировать знания и понятия по теме «Предложение»: грамматические признаки предложения, виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Совершенствование умения работы с деформированным предложением и текстом. Расширение словарного запаса. Формирование умения письменно оформлять текст. Формирование правильного речевого дыхания и выразительности речи.
2.Развитие языковой интуиции детей, памяти, внимания, мышления, воображения; развитие устной и письменной правильной речи. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
3.Совершенствование культуры речи. Воспитание любви к родному языку, усидчивости, аккуратности, самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, символы (.,!,?,+,-), картинка ежика, шарики Су-джок, карточки с текстами для индивидуальной работы, карточки со словами, рабочие тетради, карандаши.
Ход занятия.
1.Орг.момент
– Ребята, сегодня на занятии у нас гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. (приветствие, психологический настрой на работу).
– А мы сегодня с вами настроимся на интересную работу и те ребята, кто будет стараться, получат веселые фишки. В конце мы подсчитаем их и определим лучшего.
2.Артикуляционная гимнастика (Сказка) ВОЗЬМЕМ ЗЕРКАЛА
– И представим, что мы с вами вдруг попали в лес и очень этому обрадовались (улыбка). Мы увидели лошадку и поскакали (упр. «Лошадка).
На полянке мы увидели грибок (упр. «Грибок»), а потом еще один, и еще один. Вдруг, из-за кустика выползла змея (упр. «Змейка») – ей не понравилось, что мы пришли на ее полянку и она зашипела (Ш-Ш-Ш…).
Мы не испугались, но оставили ее дом и поскакали дальше на лошадке.
Вот, впереди мостик (упр. «Мостик). Мы перебрались через него и оказались в классе.
3. Дыхательные упражнения.
Ребята, сейчас мы выполним дыхательные упражнения. Сделаем короткий вдох через нос и длинный выдох через рот (3 -5 раз).
4.Сообщение темы.
На доске записано предложение – У всех ребят сегодня все получится.
– Ребята, что вы видите на доске?
– Предложение.
– Правильно, предложение.
– А как пишется предложение?
– С большой буквы.
– Какие знаки ставятся в конце предложения?
– Точка, вопросительный знак и восклицательный знак.
– Произнесите это предложение, записанное на доске, на одном выдохе с
разной интонацией (на доске используются символы .,!,?)
-Давайте сначала спросим друг у друга (?), потом радостно ответим (!), а теперь скажем сами себе (.).
– Молодцы! Сегодня мы будем работать с предложениями и определять их
границы.
5. Работа по теме.
1.- А сейчас вспомните, пожалуйста, что такое предложение ?
–Это одно или несколько слов связанных по смыслу.
Что есть в каждом предложении?
– В предложении есть всегда законченная мысль.
– А что такое словосочетание?
– Это связанные между собой два или несколько слов.
– Чем отличается предложение от словосочетания?
– В словосочетании нет законченной мысли.
– Правильно! Молодцы! (Фишки)
-А мы с вами выполним такое задание:
На карточках даны предложения и словосочетания. Задание: подчеркнуть синим карандашом – предложения, красным – словосочетания. Лучшим даются фишки.
2.На доске даны вразброс слова.
Белочка прячет орехи в укромное местечко.
– Прочитайте слова на доске. Все ли слова вам понятны?
– Обратите ваше внимание на слово УКРОМНОЕ.
– Укромное (местечко) – это там где можно спрятаться или что-нибудь спрятать, укрыть (показ картинки)
– А теперь составьте с этими словами предложение.
– Молодцы! Лучшим даются фишки.
6.Физминутка (разв. мелкой моторики с использованием Су-джок
терапии).
Каждому ребенку дается Су-джок шарик.
Добродушен, деловит
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(Ежик)
– Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Это ежик – прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
7. Работа с деформированным текстом.
1.переходим к следующему заданию. Сначала на доске разберем стихотворение. Расставим точки так, чтобы в предложениях появился смысл.
– читаем текст, разбираем устно, дети подходят к доске и расставляют точки.
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там варят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из пряжи
прядут там нити из сукна
костюмы шьют.
2. Работа по карточкам самостоятельно.
-А сейчас, ребята, я дам вам следующее задание. Посмотрите на текст. Что вы видите?
– В тексте нет точек.
– Наша задача, с помощью точек – определить границы предложений. Что такое предложение?
– Это законченная мысль.
Дети работают. Обратить внимание на заглавную букву.
-Ребята, что у нас получилось? Читаем по предложениям.
– В тексте встретилось незнакомое слово «лощина» (картинка).
– А вы знаете, что такое «лощина»? Это гористая местность в лесу с пологими (не крутыми) склонами.
– Прочитайте слово по слогам, а теперь с ударением.
-Ребята, послушайте, как я его произнесу – ЛАЩИНА, но пишется это слово – ЛОЩИНА.
– А теперь прочитайте предложение с этим словом.
( Если есть время, записать эти предложения)
8.ТЕСТ (закрепление пройденного). И в заключении мы проведем небольшой тест в котором, проверим наши знания.
– Ребята, подумайте, верны или неверны высказывания. Если вы услышите верное высказывание, поднимите знак «+», если высказывание неверно поднимаете знак « – «.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте не имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части.
7.Каждая часть текста записывается с красной строки.
– Молодцы, ребята!
9. Рефлексия.
– Ребята, на столе у вас карточки (красная, жёлтая, зелёная). Выберите ту, которая отражает ваше настроение.(Поднимают карточку)
– теперь поднимите ту карточку, которая покажет, всё ли получилось у вас на занятии. (Поднимают следующую карточку)
10. Итог занятия.
– Вот и подошло наше занятие к концу. Какая тема у нас была? У кого больше всего фишек? Очень хорошо работал…