Найти как быстро выучить стих

Как быстро выучить стих

. Действенные советы даже для тех, у кого плохая память

Обновлено 31 августа 2022, 19:27

Shutterstock

Запоминание стихов наизусть — обязательная часть программы каждого российского школьника. Уже в пятом классе ученику нужно выучить около 15 произведений! [1]

Возникает соблазн прибегнуть к давно известной зубрежке — постоянному повторению материала. Метод довольно действенный, но не без изъянов. Заучивание наизусть, по мнению поэта и литературоведа Михаила Гронаса, ведет к пассивному «неподвижному» знанию, а не к активному пониманию информации. [2]

РБК Life собрал способы выучить (и понимать) стихотворение без зубрежки.

Почему бывает сложно выучить стих

В 2013 году журналист The Guardian Стивен Мосс оригинально проверил, а так ли легко выучить стихотворения, которые задают американским школьникам. [3] Стивен выбрал «Прорицания невинности» Уильяма Блейка и начал эксперимент. За два часа он запомнил всего 20 строк из 132. На этом и остановился.

Shutterstock

Запомнить стихотворение иногда действительно бывает сложно. И неважно, сколько вам лет. Распространено мнение, что у детей лучше память, так как мозг не загружен информацией. Подтверждений этому нет. Ученые считают, что на память особенно влияет гиппокамп. Эта часть мозга отвечает за кратковременные воспоминания и за перевод их в долговременные. В детстве гиппокамп, как и другие области мозга, стремительно развивается: новые нейронные связи формируются с невероятной скоростью, но так же быстро и разрушаются. Отчасти из-за этого мы не помним некоторые события из детства. [4]

Поскольку мозг у всех разный, можно сделать вывод, что память зависит от генетических особенностей и от того, как вы развиваете способность к запоминанию. Мозг стоит тренировать по тому же принципу, как качают бицепс в спортзале, — регулярно, считает эксперт по развитию памяти Джим Квик. [5]

Бывают и более прозаичные причины, никак не связанные с памятью. Часто дети просто не понимают смысл стихотворения или отдельные слова в нем.

Елизавета Беляева, руководитель направления международной онлайн-школы shkolaonline.com, основатель платформы brainstr.ru:

«Например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы» дети часто не понимают значение фразы «нивы сжаты». Если ребенка попросят нарисовать, как он себе представляет эту строчку, он может изобразить машину, объясняя это тем, что у папы есть машина «Нива», а возможно, лист вообще останется пустым, потому что городской ребенок никогда не видел «сжатую ниву».

Словосочетание «нивы сжаты» можно объяснить ребенку, как «урожай собрал», «пшеницу скосили»

Shutterstock

Словосочетание «нивы сжаты» можно объяснить ребенку, как «урожай собрал», «пшеницу скосили»

Попросите ребенка прочитать стихотворение вслух и показать непонятные ему слова. Важно объяснить их, например, с помощью словаря. Составьте несколько предложений с новым словом: так он не просто поймет значение, но и запомнит его и научится правильно применять, советует Елизавета Беляева.

Как быстро выучить стих: 4 способа

Учитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии» Мария Савинова для комфортного усвоения материала рекомендует учить стихотворение за два-три дня. Эти способы подойдут и для взрослых, и для детей.

1. Классический способ

  • Начните с прочтения вслух. Это поможет ознакомиться с текстом и понять смысл.
  • Разбейте стихотворение на части (по две строки или по четыре строки) и запоминайте их поочередно.
  • Повторяйте две строки вместе, потом три, потом четыре.
  • Подключайте интонацию, расставляйте акценты в тексте.
  • Затем переходите к другой части.

«В тот момент, когда вы смогли повторить стихотворение целиком, необходимо сделать перерыв на несколько часов. Затем мы снова читаем стихотворение целиком, можно про себя, а затем повторяем его полностью вслух, не подглядывая, несколько раз. Снова откладываем заучивание. Теперь уже до следующего дня. Важно каждый раз повторять с интонацией, которыми вы хотите украсить выступление».

Мария СавиноваМария СавиноваУчитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии»

2. Добавьте жесты

Shutterstock

Дублируйте сложные строчки движениями и жестами. Например, можно показывать на сердце, если речь идет о любви. Это помогает ориентироваться в материале, создает некие мнемоточки.

Часть жестов вы уберете, когда почувствуете, что уверенно помните текст. Возможно, какие-то движения останутся и пригодятся вам, если стихотворение нужно прочитать на публике.

3. Мнемокарточки

Для быстрого запоминания информации подойдет любой способ мнемотехники. Например, мнемокарточки эффективны для тех, кто быстрее запоминает визуальную информацию.

Попробуйте проиллюстрировать стихотворение. Это должны быть простые картинки, отражающие содержание. Туда же желательно вписать союзы и междометия — дети их обычно забывают и выбрасывают из текста, не замечая потери ритма. Для примера возьмем отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Храбрая мама».

Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз.
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.

На рисунке цифрами обозначен порядок действий. Посмотрите на картинку и попробуйте повторить стих.

Вариант для иллюстрации стихотворения

Вариант для иллюстрации стихотворения

«Рисовать мнемокарточки также лучше родителям или вместе с ребёнком, если он хочет делать это сам. Взрослому проще выстроить логику построения таких иллюстраций, ребёнок в силу возраста тяжело справляется с подобными задачами».

Мария СавиноваМария СавиноваУчитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии»

4. Мини-спектакль

Можно использовать кукол и другие игрушки, но лучше всего нарисовать персонажей, необходимые предметы и декорации, а затем вырезать. Далее действуйте по тому же плану, что описан в первом способе, но параллельно разыгрывая сюжет.

Ребенок быстро запоминает текст в процессе, а потом с удовольствием покажет сценку всем родственникам или выступит с ней в школе.

Обложка видео

Мария Савинова

Мини-спектакль — эффективный, но трудозатратный способ

«В такой сценке родитель просто необходим: он и режиссер, и декоратор, и суфлёр. А юному артисту достаются только овации».

Мария СавиноваМария СавиноваУчитель русского языка и литературы, методист «Академической гимназии»

Как не забыть стих, который выучили

Воспоминания со временем ослабевают. Даже если вы выучили стих и повторили его несколько раз без ошибок, не спешите радоваться. Через некоторое время вы не вспомните часть информации. Еще в конце XIX века этот эффект немецкий психолог Герман Эббингауз назвал «кривой забывания». Она показывает, как усвоенная информация со временем ускользает из нашей памяти, если не принять меры, чтобы сохранить ее.

Без закрепления материала способность удержать знания резко падает. Если нужно запомнить стихотворение надолго, периодически возвращайтесь к нему.

Кривая Эббингауза
  • Первое повторение — в день запоминания информации.
  • Второе повторение — через десять дней.
  • Третье повторение — через 30 дней.
  • Четвертое повторение — через 60 дней.

Этот же метод можно использовать не только для запоминания стихов, но и при подготовке к экзаменам, защите диплома, докладе.

Рекомендации для тех, кто хочет быстро выучить стих

На изучение информации влияет не только память, но и состояние организма. Вот результаты некоторых научных экспериментов на эту тему:

  • Будьте спокойны. То, как вы себя чувствуете, влияет на то, насколько хорошо вы помните информацию. Часто это похоже на порочный круг: некоторые люди испытывают стресс из-за того, что не могут запомнить что-то, а стресс создает препятствие для лучшего восприятия информации. [6]
  • Поставьте цель. Организм наградит вас выработкой различных гормонов, связанных с предвкушением «победы». Учтите, что, если стих так и не удастся выучить, вы не получите «обещанного» дофамина. В таком случае возникнет разочарование и небольшое уныние.
  • Больше спите и не учите, когда вы хотите спать. Исследования показали, что при нарушениях сна испытуемые воспроизводят на 40% меньше информации, чем те, кто спал хорошо. [7] Хороший сон — основа хорошей долгосрочной памяти.
  • Попробуйте переписать стихотворение. Это обязательно нужно делать от руки. Ученые доказали, что те, кто записывает информацию с помощью ручки и бумаги, лучше ее усваивают, чем те, кто печатает на клавиатуре. [8]
  • Добавьте эмоцию. Эмоциональные воспоминания ярче и сильнее въедаются в память. Главное — придумать, с какой эмоцией будет ваша связь со стихотворением. Учтите, что страх, неуверенность, печаль и раздражение мешают запоминанию. [9]

Совет для школьников

Shutterstock

Если вам нужно выучить стих очень быстро, например, за 10–15 минут (как раз за перемену до урока), попробуйте начитать его, не отвлекаясь ни на какую другую информацию. Ваша цель — рассказать стих хотя бы один раз.

Вспомните о кривой Эббингауза: быстрая зубрежка, одно повторение — и тут же рассказываете стих. В этом случае, скорее всего, вы будете помнить около 90% информации. Может сработать, если у вас достаточно хорошая память. Учтите, что вскоре стихотворение вы забудете.

Как выучить стих быстро и легко наизусть?

Бексултан Кадыров

3 декабря 2018  · 231,5 K

Способ, которым я пользовался в советской школе.

  1. Учить вечером или на ночь. Не стараться вызубрить стих от начала до конца. Не беда, если какие-то строфы не запомнятся полностью.

  2. Рано утром, сразу после подъёма, непременно повторять выученное. В книгу подглядывать… можно! И нужно, особенно если не всё вспомнилось. Утренний этап пропускать нельзя.

  3. Вечером ещё раз повторить и выучить то, что не запомнилось.

  4. При заучивании следует представлять себе живые образы. Так запоминание пойдёт гораздо быстрее.

  5. Длинные стихи или маленькие поэмы разбивают на части. На четверти, трети, половины.

49,3 K

Да не плохо но школьные стихи выучить не чего не поможет даже это

Комментировать ответ…Комментировать…

1. Для начала нужно просто вникнуть в текст и понять про что он.
2. Прочесть не менее 5 раз. Сделать перерыв в 30 – 40 минут.
3. Затем опять прочесть 5 раз. Сделать перерыв.
4. Ещё читаем, пытаемся рассказать без учебника(поглядывать можно).
5. Читаем перед сном раз 6 и ложимся спать.
6. На утро повторяем. Всё.
Лично у меня работает.)
Читать далее

17,0 K

Метод не пробовал, но благодарю, что поделились тем, что работает для вас, Соня.

Комментировать ответ…Комментировать…

Для начала, можно пару раз вдумчиво прочитаться текст, потом поделить на четверостишься. Четверостишье читаете 3-5 раз, потом закрываете книгу и на память рассказываете, проверяете, если правильно, то повторяете 3-5 раз.
Выучив одно четверостишье таким образом, учите второе, потом рассказываете их вместе, и так до конца произведения.

82,6 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Немножко художник, немножко графоман и очень множко фанат всего, что шевелится. Хозяйка…  · 3 дек 2018

Лучше всего начинать заучивать стихотворение дня за два до его сдачи. В первый день отведите на это занятие 20-30 минут перед сном. Давно замечено, что выученное на ночь лучше запоминается. На следующий день уделите заучиванию стихотворения около часа перед сном.
Если же у вас осталось гораздо меньше времени, то для того, чтобы выучить стихотворение, можно попробовать во…
Читать далее

175,3 K

Комментировать ответ…Комментировать…

учусь в 6 классе ненавижу школу и всё связанное с ней  · 9 нояб 2020

мне кажется что лучший способ это подобрать к стиху милодию и что-бы получилась такая как бы маленькая песенка.Мне помогает,надеюсь вам тоже поможет!

13,5 K

У меня так было,но после этого не как не могла просто рассказать стих,я его пела🙈🙊🤷🏻‍♀️

Комментировать ответ…Комментировать…

Рустам 19 лет занимаюсь смешанными единоботствами также люблю слушать музыку не курю пью…  · 24 янв 2022

Это легко перед тем как лечь спать три раза прочитайте стих потом запишите его на диктофон когда лежите спать включите стих в наушники и слушайте его всю ночь и таким образом вы всё выучите проверенно на себе
СОВЕТУЮ

1,1 K

Комментировать ответ…Комментировать…

1-2 строчки повторите 4 раза и перескажите. и так  надо со всем текстом.  и есть 2 способ. можно повторить 10-12 раз по несколькам строчкам сразу. УдаЧи)) ))))))))) способ работает

6,2 K

Это помогает и за 20-30мин я выучила

Комментировать ответ…Комментировать…

Non refert, qui sum…Quod ego facio…I vide de abysso” – “Не важно кто я…Важно…  · 3 дек 2018

Помнится как учил большие формулы по высшей математике. Записывал свой голос на магнитофон. Очень хороший метод. На слух мы гораздо быстрее воспринимаем информацию. Попробуйте.

18,2 K

Комментировать ответ…Комментировать…

1)В ШКОЛЕ).для начало прочитайте (текст . стих.рассказ)минимум 3-5 раз перед рассказом и повторите 2-3 строчки и дальше мозг будет вспоминать то что вы прочитали .

2)ПЕРЕД СНОМ.) ПРОЧИТАЙТЕ 10-15 РАЗ И НА СЛЕДУЩИЙ ДЕНЬ ВЫ ВСЁ БУДЕТЕ ПОМНИТЬ

8,6 K

Это класс я и то более лучше пишу, но я в классе запищал на уроке и получил единицу! А потом пятерки на всех урока… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Школьник,”гитарист”,миллиардер,филантроп и научный гений  · 28 апр 2021

Скорее всего много так делает

1)Берем все стихотворение и делим на четверостишия (можно побольше, можно поменьше зависит от дырявости вашей головы)

2)учим эти “четверостишия” по порядку,то есть сначала выучил первый потом рассказал его вслух, учишь второй и рассказываешь вместе с первым и так до конца.

3,7 K

Ну память у меня хорошая, обычно учу за минут 15 и рассказываю на 5.Но задали очень большой стих со сложными словами

Комментировать ответ…Комментировать…

В конце бонус для ленивых, дочитай и будет тебе счастье) “Как выучить стих на перемене перед литературой”

Как выучить стих за 5 минут. Лайфхак для школы

Итак, без пространных вступлений сразу перейдем к делу. Я распишу несколько шагов, которые приблизят тебя к очередной 5 по литературе и сохранить твое время. Разберем на примере маленького стихотворения А. Фета.

Ставим секундомер поехали проверять за сколько мы выучим небольшое стихотворение. А то вдруг я вас обманываю про несколько минут.

Главное помните, для больших стихотворений, в которых от 5 и более четверостиший времени потребуется намного больше, чем если учить три строчки. Но этот метод сэкономит время и позволит лучше запоминать выученное. А если вы мамапапабабушкадедушка, можете после прочтения научить своего ребенка этому методу своими словами)

Это Правда работает! проверено на себе много-много раз. Я студент филолог и ерунды не посоветую)

Шаг 1.

Для начала нужно прочитать стих полностью. Всего один раз.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Для лучшего эффекта можно послушать как это делают профессионалы. Заходим в Ютуб и вводим в строку поисковика название стихотворения. И слушаем.

Шаг 2.

Приступаем к заучиванию. Итак твои действия:

  • Читаешь первые 4 строчки несколько раз и повторяешь его смотря на них, а потом без подглядываний. Если у тебя что-то не получилось с первого раза – снова читаем и повторяем.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

  • Потом читаем второе четверостишие, повторяем и его тоже.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

  • Получилось? Отлично. А теперь оба вместе. Не подглядывай.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

  • Теперь так же делаем с третьим, заключительным четверостишием. Читаем, повторяем его отдельно.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

  • А потом весь стих сначала.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(желательно повторять стих вслух, так у тебя больше шансов его запомнить, потому что ты не только повторяешь его, но и сам слышишь стих, когда читаешь его. Если у тебя нет возможности говорить вслух, то можешь делать это шепотом или совсем беззвучно. Главное чтобы твои губы в это время шевелились, когда читаешь. Это дополнительный стимул к запоминанию.)

Шаг 3.

Ты молодец и смог нормально повторить стих от начала и до конца? Отлично! А теперь закрепляем результат. Напиши его. Просто во так по памяти запиши его где-нибудь на листочке. Ну или на телефоне набери, или на компьютере. Где угодно, главное по памяти и вслух (или про себя) себе его продиктуй.

Как выучить стих за 5 минут. Лайфхак для школы

Вуаля.

Ты готов сдаваться родителям со стихотворением, если тебя, конечно проверяют. Главное не ленится и по несколько раз читать и повторять стихотворение. Мне еще помогает учить хождение по комнате туда-сюда. На каждый шаг произнося по слогу или слову)

А теперь бонус для ленивых как и обещала.

Честно признаться, в школе у меня был такой период, когда я совсем не хотела учить стихи и говорила родителям, что нам ничего не задавали. Все этим грешат, уверена и ты тоже так делал, ну или просто думал так сделать.

Так вот, о чем я говорю. Правда небольшое предупреждение. Это способ работает, если у вас в классе все выучили стих, если он сам по себе небольшой и если тебя спрашивают не первым. К делу:

Открываем книгу со стихом и повторяем его вместе с одноклассниками. Вот, слово в слово.

Сначала смотря в книгу, потом смотря на отличников.

И если ты не первый по списку и все до тебя выучили – то к своей очереди ты сможешь сам рассказать его.

Не на отлично, конечно. Но хотя бы не 2 и без записи в дневнике “нет домашнего задания”

p.s

А еще полезной штукой будет научиться читать верх ногами. На первой парте по-любому будет учебник, который скорее всего будет открыт на странице со стихом)

Учи стихи быстро и получай 5) Удачи на уроках.

Оглавление

  • 1. Великолепная восьмерка
  • 2. Полное погружение
  • 3. Ассоциации
  • 4. Рисование стихотворения
  • 5. Книжку под подушку
  • 6. Диктофон
  • 7. Театр
  • 8. Разрезанные строчки
  • Как с ребёнком учить стихи: простые методики
  • Основные правила
  • Методы
  • Полезные советы
  • Другие способы
  • В заключение еще несколько советов
  • Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы… 

1. Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

2. Полное погружение

Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

3. Ассоциации

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

4. Рисование стихотворения

А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

5. Книжку под подушку

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

6. Диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

7. Театр

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

8. Разрезанные строчки

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.

Методы

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

Театр

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Полезные советы

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Другие способы

Способ №1.
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4–5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2.
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6.
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.

Как вариант: просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.

Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).

Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Вариант: начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации (опыт одной мамы)

• Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2–3строчки каждый день
• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.

В заключение еще несколько советов

– Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

– Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.

– Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4‑х строк.

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,
Даже молодой, –
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!

2 этап.  Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой  дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

3 этап.  Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

4 этап.  Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

5 этап.  Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно  сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» — постучать по столу.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

6 этап.  Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

7 этап.  Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2–3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2–3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1–2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

9 этап.  Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти  8–9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем,  кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Как быстро выучить стих наизусть: эффективные советы

Опубликовано:

28 сентября 2021, 19:17

девушка с книгой
Как быстро выучить стих: Unsplash

Необходимость выучить стих наизусть многих приводит в ужас. Но есть способ это исправить. Как сделать процесс разучивания менее стрессовым? Ознакомимся с мнением психологов и расскажем, какие техники позволят быстро осилить любое стихотворение.

Что поможет быстрее выучить стихотворение наизусть

Большинство школьников не любят заучивать стихи или другую информацию наизусть. Это занятие монотонное, скучное и не всегда приводит к ожидаемому результату. Может, это и вовсе бесполезно?

На самом деле польза колоссальная. Психолог Анастасия Клепинина отмечает, что заучивание стихотворений развивает качественную речь, увеличивает объем памяти, улучшает восприимчивость к новой информации.

Важно, чтобы каждый ребенок с детства формировал свои техники запоминания. Кто-то использует ассоциации, другие лучше воспринимают читая или на слух. Поэтому первое главное правило — определить, какая техника запоминания лучше вам дается.

мальчик с книгой

Как быстро выучить стих: Unsplash

С чего же начать? Вооружитесь этими нехитрыми советами:

  • Обеспечьте себе комфортную обстановку. В комнате должно быть тихо, чтобы ничто не отвлекало от сути текста. Родителям не стоит навязывать детям помощь, не всем она будет кстати. Спросите у ребенка, нужна ли ему ваша поддержка. Если нет — дайте ему выучить стих самостоятельно.
  • Не пытайтесь вызубрить то, что не понимаете. Видите незнакомое слово — загуглите его значение, посмотрите в словаре. Попросите помощи, если не понимаете смысл предложения. Только так сможете создать ассоциативный ряд.
  • Если ваш конек — визуальная память, попробуйте переписать стихотворение, прежде чем приступать к заучиванию. Если будете проговаривать вслух то, что пишете, эффект усилится.
  • Если объем информации большой, делайте паузы, не пытайтесь вызубрить все и сразу. Устройте перерыв, отвлекитесь, а затем попробуйте по памяти рассказать то, что запомнили. Психолог Ирина Гладких уверена, что лишь таким образом можно переместить информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Идеально, если до сдачи стихотворения есть несколько дней. Тогда можно разучивать его ежедневно и понемногу. В первый день ознакомьтесь с текстом и попробуйте рассказать с подглядываниями. С каждым днем стих будет освежаться в памяти, и в день икс сможете рассказать его без запинки.

девушка учится за книгой

Обеспечьте тихую обстановку: Pexels

Эффективный способ быстро выучить стихотворение

Запомнить сразу большой кусок текста — задача невыполнимая. Поэтому школьникам рекомендуется использовать метод снежного кома, который позволяет пройти путь от заучивания пары строк до полноценного текста:

  1. Для начала прочтите стихотворение вслух несколько раз. Не спешите, читайте с интонацией, расставляйте логические паузы. Параллельно воспроизводите воображением все, о чем рассказывает текст.
  2. Начните разучивание с небольшого отрезка — одной, двух или четырех строк. В зависимости от их сложности и длины, комфортный для заучивания отрезок может быть разным. Прочитайте его, а затем повторите вслух несколько раз без подглядываний.
  3. Прочтите второй отрезок и снова воспроизведите его вслух несколько раз.
  4. Теперь объедините два отрезка в один и расскажите его целиком. Повторите столько раз, сколько понадобится, чтобы озвучить текст без запинок и подглядываний.
  5. Точно так же разучите третий отрезок, четвертый и так далее. Каждый раз добавляйте его к уже выученной части.
  6. Когда выучите стихотворение целиком, сделайте паузу на полчаса или более. После этого попробуйте рассказать стих наизусть целиком. Не переживайте, если будете забывать какие-то слова, подглядывайте и запоминайте проблемные участки.
  7. Свяжите эти участки устойчивыми ассоциациями. Подумайте, как можно логично привязать следующую строфу к предыдущей. Пусть эта ассоциация будет понятна только вам, зато в нужный момент она сработает.

девочка учится

Вникайте в суть текста: Pexels

Если разучивали стих накануне, попробуйте рассказать его утром. Возможно, первый раз это будет сделать непросто, зато, единожды освежив его в памяти, сможете рассказать его без проблем.

Помните: просто вызубрить информацию — это медленный и неэффективный способ. Вникайте в смысл текста, который рассказываете, представляйте его сюжет в своем воображении. Найдите в нем что-то интересное, попробуйте привязать его к личному опыту. Так текст обретет эмоциональную окраску и запомнится гораздо проще.

Выучите несколько стихотворений, придерживаясь этих рекомендаций. Тогда поймете, что процесс запоминания наизусть не такой уж неприятный.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1710478-kak-bystro-vyucit-stih-naizust/

Добавить комментарий