Соберитесь с духом — настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей — тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Содержание статьи
- Ноты и клавиши
- Знаки альтерации — изменения высоты тона звука
- Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
- Заключение
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Знаки альтерации — изменения высоты тона звука
Полутон — наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне.
Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:
- Ми # = Фа
- Фа b = Ми
- Си # = До
- До b = Си
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
- Диез — повышает высоту ноты на полтона
- Бемоль — понижает на столько же
- Дубль-диез — повышает на целый тон
- Дубль-бемоль — понижает на столько же
- Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия — «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:
Бемоли при ключе записываются в таком порядке:
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы.
Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Гаммы — это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:
- Гаммы построены из 8 нот
- Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
- Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон – Полутон
Чтобы было проще:
2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения!
В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur) – без знаков альтерации
Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один — Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, — следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.
Заключение
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, — лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.
Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих![adinserter block=»5″]
Этот текст не предназначен для тех, кто знаком с нотной грамотой.
И пусть плюются в меня те, кто лучшие годы детства промучился в музыкальной школе или зубрил сольфеджио.
Я не умею играть на фортепиано в обычном понимании, и не знаю ноты.
В детстве меня не отдали в музыкалку, потому, что я просто не могла запомнить семь нот.
Для других семь нот на нотном стане – это элементарно. Для меня до сих пор кажется нереально сложно.
Зато я могу любую знакомую песню вполне сносно напеть на слух.
Поэтому меня отдали в хор, а потом в детский ансамбль, где ноты были вроде как и не нужны. Преподаватель играл на рояле, мы пели в меру своих возможностей и на радость родителям.
Дома у меня стояло фортепиано. Резное, красного дерева, с костяными клавишами. Досталось от бабушки. И я всегда завидовала подруге которая умела играть и непринужденно сесть и сбацать популярную мелодию на раз-два-три.
Прошли годы. Чем только я не занималась все это время.
А пианино стояло. На него ставили вазы и прыгали кошки. Пытались настроить – не настраивается. Устаревшая модель, дека рассохлась, Пытались продать – не продается. Предлагали самовывоз за деньги.
То есть мы должны заплатить, чтобы наше родное пианино чужие дядьки выкинули.
Я не согласилась, пожалела его тогда. Пусть живёт, для декора.
А моя мечта вдруг сесть и заиграть жила вместе со старым пианино.
И вдруг грянул коронавирус. И потянулись выходные за выходными, и эта, ну как ее – само…ну вы поняли …изоляция.
И пошли в ход всевозможные ухищрения, как время занять.
Давно заброшенное вязание, шитье масок, просмотр всех телепередач подряд, экспериментальная кулинария, маниакальная уборка квартиры, химические опыты по смешиванию компонентов для санитайзеров в домашних условиях.
Вдруг я заметила пианино. Оно скромно стояло в углу, молча и благородно-матово блестело резьбой. Я вытерла с него пыль.
Играть я как не умела, так и не умею.
Это было романтические вступление. У каждого оно свое, как и свой путь до того заветного момента, когда ты сможешь сесть и сыграть свое первое музыкальное произведение.
А теперь ПРАКТИКА.
Уровень 1
Существует множество пособий и современных методик, как освоить нотную грамоту с нуля.
Взрослому человеку, у которого немного желания серьезно учиться и нет свободного времени будет некогда разбираться в куче разных методов.
Я не открываю Америку. Я просто утверждаю, что это работает. На моем личном опыте.
Вам потребуется:
– Инструмент
(Если нет фортепиано, подойдёт электронная клавишные, или для начала приложение для Android – Mini Piano Light, например.
– Интернет (ну куда же без него).
– Хотя бы приблизительно знать как звучит нужная вам мелодия, чтобы сыграть ее.
Тональности, темп и интервалы мы проходить не будем. Все это вы сможете выучить потом, если конечно, захотите
– Ваше личное свободное время, от получаса, до…
Как-то я пять часов сидела за инструментом. У мужа началась истерика и он ушел в Дикси, хлопнув дверью.
Пусть это не будет открытием для вас, но ваши родные далеко не всегда будут разделять ваши увлечения. Не каждый же может жить с гением. ☺
– Минимальное знание английского алфавита.
– И мои простые инструкции.
Это ноты скрипичного ключа, в котором обычно играют мелодию,
правой рукой.
Белые клавиши – основные семь нот, черные бемоли (b) и диезы (♯).
Видимо, на Руси нотам учили итальянцы, поэтому общепринятым считается нотный стан с привычной нотописью.
Англичане, как прогрессивная и практичная нация поступили проще. Заметили непонятные закорючки и линейки на буквы своего алфавита.
Вам нужно будет запомнить семь букв, которые вы и так уже знаете. Каждая из них соответствует ноте.
Есть заблуждение, видимо его придумали те, кто может запомнить ноты, что буквы обозначают ноты для гитары.
Но это не так, буквами можно обозначать ноты для фортепиано, и для флейты, и даже для органа, если хотите.
С -до
D – ре
E – ми
F -фа
G – соль
A- ля
H (B) – си
дальше идут ноты следующей выше октавы:
С – до и т.д.
Основные семь нот – белые клавиши.
Черные клавиши это :
# – Диез справа, на пол тона выше
b – Бемоль слева, на пол тона ниже
То есть F# – это Фа диез, черная клавиша справа от Фа.
Линейка басового ключа – не копия скрипичного. Это следующая за скрипичным ключом линейка. Верхняя нота С (До) на картинке басового соответствует нижней С (До) на картинке скрипичного ключа.
Как узнать на клавиатуре фортепиано, где находится скрипичный или басовый ключ?
Действуем проще.
Садитесь за инструмент ровно по центру. На клавишах, что справа от центра начиная с Первой октавы (или 4-й октавы) и выше – играем мелодию.
Все что по левую руку, начиная с Малой октавы (3-й октавы) и ниже – будет аккомпанемент.
На фортепиано есть октавы, они обозначаются цифрами.
С4 – это нота До Первой октавы.
Упражнение 1.
Для начала возьмем самую простую мелодию и переведем ноты на нотном стане в буквы латинского алфавита.
Для меня это был Auld Lang Syne (Старое доброе время), достаточно послушать ее один раз, чтобы запомнить.
Эта простая народная песня построена на европейской гармонии и удобна для запоминания. Диезов и бемолей в этой версии нет.
Учимся играть мелодию, по нотам. Каждая нота для удобства обозначена соответствующей буквой.
Играем правой рукой, пока не запомним расположение нот (в нашем случае, букв) на клавиатуре. Держим под рукой шпаргалку:
Ноты скрипичного ключа.
На ноты в квадратиках над линейкой пока не обращаем внимание.
Я визуал, поэтому мне легче запомнить форму клавиш на клавиатуре фортепиано и расположение белых клавиш относительно черных.
Буквы можно и наклеить, в конце то концов!
Уровень 2.
Для аккомпанемента будем сперва использовать аккорды, которые также обозначаются буквами. Играть их будем в басовом ключе.
Например аккорд С (CEG) – это аккорд До, состоит из трех нот:
до, ми, соль. Нижняя нота здесь – C (До).
Заучивать все аккорды пока не нужно.
В интернете есть масса таблиц вроде этой, где можно подсмотреть.
Или удобный генератор аккордов, который можно посмотреть здесь.
Простые аккорды состоят из трех нот, есть аккорды из четырех и даже пяти нот.
Мы уже знаем, что До – это C, значит в аккорде С (CEG ) эта нота будет присутствовать по-любому.
Переводим аккорды аккомпанемента в буквы.
В песне
Auld Lang Syne (Старое доброе время) (здесь приводится упрощенная версия) – всего три повторяющихся аккорда (обозначены нотами в квадратиках):
G (Соль) – (GBD),
D (Ре) – (DFA)
C (До) – (CEG)
Если вам будет так легче воспринимать – запишем в тетради:
Правая рука: Пишем ноты мелодии.
Под ней левая рука: соответствующие аккорды аккомпанемента
с расшифровкой, строку отчеркиваем.
Продолжаем с новой строки.
Упражнение 2.
Играем всю мелодию отдельно правой, затем все аккорды аккомпанемента левой рукой, затем первую ноту мелодии, затем аккорд, , соответствующий аккорд, следуя нотам.
Одновременно двумя руками играть сразу не получится, но это не беда. Пусть поначалу аккомпанемент отстаёт, как в джазовом исполнении. Когда понемногу научитесь владеть левой, ☺ будете успевать.
Вот вы и сыграли свою первую мелодию!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Фортепиано — классический и достаточно универсальный музыкальный инструмент, играть на котором может научиться каждый. Для игры на фортепиано нет ограничений по возрасту или полу, необходимы лишь терпение, настойчивость и мотивация. Если вы будете пристально следить за собственной концентрацией и самодисциплиной, то сможете даже самостоятельно научиться играть на инструменте. Тем не менее процесс обучения обычно идет быстрее под контролем учителя, который сможет направлять вас и подсказывать, каким моментам нужно уделять повышенное внимание.
-
1
Выберите для себя акустическое или цифровое фортепиано. Если вы действительно страстно желаете научиться играть на фортепиано, вам потребуется собственный акустический или цифровой инструмент, на котором вы сможете играть дома. В ином случае вам будет трудно соблюдать режим ежедневной практики на инструменте.[1]
- Акустические фортепиано широко варьируются по стилю оформления, размеру и стоимости. Новый инструмент, подходящий для новичков, будет стоить от 200 тысяч рублей. Если вам такие траты не по карману, то всегда можно подыскать себе подержанное пианино.
- Цифровое фортепиано является приемлемой заменой акустическому инструменту и может быть единственно доступным выбором, если вы собираетесь разместить его у себя в спальне или просто живете в небольшой квартире, где для полноразмерного акустического пианино просто нет места. Подыщите инструмент с полноразмерной клавиатурой. Такие инструменты продаются по цене от 20 тысяч рублей. Также обычно они оснащаются аудиоразъемом для подключения наушников, что позволяет играть на фортепиано, не причиняя неудобства домочадцам или соседям.
Совет: если вы решили приобрести цифровое фортепиано, поищите инструмент с полновзвешенными клавишами. Они более близко воссоздают ощущение игры на акустическом инструменте.
-
2
Перед приобретением подержанного инструмента осмотрите его. Покупка подержанного фортепиано во многом схожа с приобретением подержанного автомобиля. Без осмотра нельзя получить полную уверенность в том, что вы совершаете выгодную покупку. Некоторые подержанные инструменты бывают повреждены настолько, что на их ремонт уходит больше денег, чем на приобретение нового фортепиано.[2]
- Если вы нашли заинтересовавшее вас предложение о продаже фортепиано, просто скажите продавцу, что хотите пригласить профессионала для осмотра инструмента перед покупкой. Если вам откажут в этом, не покупайте данное фортепиано. Возможно, от вас пытаются скрыть серьезный недостаток инструмента.
- В некоторых музыкальных магазинах могут продаваться подержанные инструменты, уже прошедшие проверку опытным персоналом.Тем не менее даже в этом случае перед покупкой будет неплохо привести с собой независимого эксперта для осмотра инструмента.
-
3
Потратьтесь на регулируемую банкетку для фортепиано, если она не шла в комплекте с вашим инструментом. Регулируемая банкетка позволит вам всегда сидеть за фортепиано правильно, на нужной высоте и с надлежащей осанкой. Если вместо банкетки использовать стул, вероятнее всего, вам не удастся добиться правильного положения за инструментом. Также в продаже можно найти регулируемые табуреты для фортепиано, если вам не нравится вариант с банкеткой. Такие табуреты чаще используют с цифровыми инструментами.[3]
- Если вы приобрели не акустический инструмент, а цифровое фортепиано, для него можно приобрести специальную подставку, обеспечивающую ту же высоту, что и у акустического пианино. Также в продаже есть регулируемые по высоте подставки, которые можно при необходимости складывать и убирать на хранение, когда вы не играете на инструменте.
-
4
После доставки акустического пианино домой пригласите настройщика для подготовки инструмента к работе. Акустическое фортепиано необходимо настраивать каждый раз после любого его перемещения на новое место. Если вы купили новый инструмент, то первоначальная настройка иногда может входить в стоимость покупки.[4]
- Если настройка инструмента не входила в его стоимость, приготовьтесь заплатить настройщику еще несколько тысяч рублей. Поищите профессионального настройщика с опытом работы с инструментами того же типа и возраста, что и у вас.
- Подыскать настройщика можно по объявлениям через интернет или же обратиться в местные музыкальные образовательные учреждения, где вам подскажут хорошего специалиста. Можно даже найти профессионала по ремонту инструментов, что полезно в случае приобретения поврежденного фортепиано, нуждающегося в ремонте.
-
5
Купите метроном, чтобы во время игры на инструменте держать необходимый темп. Метроном издает размеренные щелчки, которые помогают исполнять музыку в постоянном темпе. Приобрести метроном можно онлайн или в местном музыкальном магазине. Также существуют специальные приложения для смартфонов, которые можно скачать и использовать в качестве цифрового метронома.[5]
- У многих цифровых фортепиано присутствует встроенный метроном.
-
6
Отрегулируйте банкетку, чтобы сидеть за инструментом в правильной позе. Поставьте банкетку по центру клавиатуры фортепиано на достаточном расстоянии от инструмента, позволяющем вам сесть на край банкетки. Приподнимите или опустите сиденье таким образом, чтобы ваши локти располагались примерно на уровне клавиатуры фортепиано, когда вы сидите, поместив пальцы на клавиши.[6]
- Убедитесь в том, что банкетка стоит достаточно близко для того, чтобы вы могли положить пальцы на клавиши инструмента, сохраняя локти в согнутом положении. Если вам необходимо вытягивать руки, чтобы дотянуться до клавиш непосредственно перед собой, то банкетка стоит слишком далеко от фортепиано.
- Вы должны сидеть с опорой ногами на обе ступни и при необходимости иметь возможность дотягиваться ими до педалей (хотя в самом начале обучения, вероятнее всего, вам не потребуется использовать педали). Если вы не можете достать до педалей инструмента, не напрягая ног, пододвиньте банкетку вперед, чтобы обеспечить себе такую возможность.
- Если ваша банкетка не настраивается достаточно высоко и из-за этого не обеспечивает вам надлежащую позу за инструментом, положите на сиденье подушку, чтобы приподняться.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Майкл Ноубл — профессиональный концертирующий пианист. Получил степень PhD по игре на фортепиано в Йельской школе музыки в 2018 году. Был стипендиатом по современной музыке Бельгийско-Американского образовательного фонда, выступал в Карнеги-Холле и других залах США, Европы и Азии.
Всегда следите за правильной осанкой во время игры. Профессиональный концертирующий пианист и доктор философии Майкл Ноубл уверяет: «Вся мощь игры на фортепиано исходит от торса, поэтому обязательно убедитесь, что вы сидите с прямой спиной, а ваши плечи опущены и расслаблены. Руки должны иметь форму чашечки, обращенной костяшками пальцев вверх (как если бы вы держали небольшой мячик), а локти необходимо расположить на уровне или чуть выше клавиатуры инструмента. Держите запястья устойчиво, но не забывайте, что при этом они должны сохранять пластичность и не быть скованными».
-
7
Практикуйте правильное положение пальцев на клавишах. При игре на фортепиано складывайте ладони чашечкой, как если бы вы держали в них по яйцу, а клавиши нажимайте кончиками пальцев, но не подушечками. Игра подушечками пальцев легко может войти в привычку, но в дальнейшем она затруднит вам исполнение более быстрых и сложным музыкальных произведений.[7]
- Если на начальном этапе обучения перед игрой вкладывать в ладонь небольшой мяч-антистресс, это поможет вам освоить правильное положение пальцев. Заведите себе привычку регулярно проверять положение пальцев и при необходимости его корректируйте, пока навык не станет автоматическим.
Реклама
-
1
Найдите на клавиатуре центральную ноту «до». Как для новичка, центральная «до» будет служить для вас исходной точкой отсчета. Она расположена прямо посередине клавиатуры и представлена первой белой клавишей в группе из трех белых клавиш с двумя черными клавишами в промежутках между ними. Установите большой палец правой руки на центральную «до», а затем последовательно расположите оставшиеся пальцы на следующих белых клавишах справа.[8]
- Нажмите большим пальцем на клавишу «до», чтобы сыграть ноту. В нотах с указанием аппликатуры пальцев большому пальцу обычно присваивается номер 1. Далее сыграйте ноту «ре» указательным пальцем (ему соответствует обозначение 2). Средний, или 3-й палец, должен сыграть ноту «ми», а безымянный, или 4-й, — ноту «фа». Мизинцу, или 5-му пальцу, остается нота «соль». Это первые пять нот гаммы «до-мажор».
-
2
Запустите метроном и начните практиковать исполнение гаммы «до-мажор». Чтобы полностью озвучить гамму, начните с первых трех нот, которые вы сыграли, когда нашли центральную ноту «до» (то есть «до», «ре», «ми»). Затем, вместо того чтобы сыграть «фа» безымянным пальцем, заведите большой палец под остальные пальцы и, чтобы дотянуться им до ноты «фа», немного опустите руку. Одновременно с этим остальные пальцы должны сместиться на следующие ноты гаммы: «соль», «ля», «си» и снова «до», но уже на октаву выше.[9]
- Начинайте практиковаться с метрономом в относительно медленном темпе и продолжайте исполнять гамму, пока не научитесь играть ее гладко, перемещая руку по клавишам и нажимая ноты в правильном порядке, не совершая никаких ошибок и не поглядывая на клавиатуру. Затем немного увеличьте темп метронома и попробуйте снова.
- Данное упражнение может показаться скучным, но если вы усвоите эти основы, потом вам будет проще исполнять более сложные произведения. Исполнение гамм помогает развить мышечную память пальцев, а также позволяет лучше запомнить пространственное расположение клавиш, так что потом вы сможете находить на клавиатуре нужные ноты, не подглядывая.
-
3
Перейдите к другим гаммам, чтобы усвоить относительное положение нотных клавиш. Когда освоите гамму «до-мажор», можно будет перейти к другим гаммам. Некоторые гаммы задействуют только белые клавиши, тогда как другие, включают в себя и белый и черные клавиши. Как и в случае с гаммой «до-мажор», сначала настройте метроном на медленный темп и постепенно его увеличивайте.[10]
- Найти схемы исполнения различных гамм можно в сети или в специальных приложениях для смартфонов. В большинстве гамм используются не только белые, но и черные нотные клавиши, поэтому практика исполнения других гамм позволит вам лучше познакомиться с клавиатурой фортепиано.
Совет: самостоятельно подбирая ноты на клавиатуре для исполнения других гамм, вы сможете развить и натренировать слух.
-
4
Практикуйте исполнение гамм как правой, так и левой рукой. Гамма, исполняемая левой рукой включает в себя те же ноты, что и для правой руки, но в обратном порядке. По сути, когда вы играете гамму левой рукой, левая рука выступает зеркальным отражением правой руки.[11]
- Как и в случае с правой рукой, сначала запускайте метроном в медленном темпе и постепенно его увеличивайте. Если у вас преобладающая рука правая, будьте готовы к тому, что прогресс работы левой рукой будет идти медленнее, чем это было с правой. Просто проявите терпение и не торопитесь.
-
5
Изучите октавы на клавиатуре фортепиано. Первая октава располагается там, где вы практиковали гамму «до-мажор». Октава начинается на ноте «до» и заканчивается на ту же ноту, но октавой выше. Если взглянуть на клавиатуру, можно заметить, что на ней повторяется одна и та же последовательность нот. Одни и те же 12 нот последовательно повторяются от одного конца клавиатуры, до другого: это семь белых нотных клавиш («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си») и пять черных («до-диез»/«ре-минор», «ре-диез»/«ми-минор», «фа-диез»/«соль-минор», «соль-диез»/«ля-минор» и «ля-диез»/«си-минор»).[12]
- Ноты разных октав обладают одинаковым тоном, но разной высотой (которая может быть выше или ниже). Например, можно сыграть гамму «до-мажор» от одного конца клавиатуры до другого, начиная с самой низкой «до» и заканчивая самой высокой. То же самое можно проделать и с другими гаммами.
Совет: когда вы только начинаете учиться, можно подписать клавиши, чтобы вам было легче запомнить расположение нот. А как только вы лучше познакомитесь с клавиатурой, надписи можно будет удалить.
-
6
Усвойте основы чтения нот с листа. Для игры на фортепиано не обязательно уметь читать ноты, ведь даже некоторые из величайших пианистов играли исключительно на слух. Тем не менее умение читать ноты дает вам возможность быстрее изучить и начать исполнять заметно большее количество музыкальных произведений.[13]
- Музыка записывается на нотном стане из пяти параллельных линий (нотных линеек) с четырьмя промежутками между ними. Каждой линии соответствует своя нота. Когда вы видите нотную головку на конкретной линии или в промежутке между ними, то играете соответствующую ноту. В скрипичном ключе непосредственно на линиях располагается пять нот в порядке снизу-вверх: «ми», «соль», «си» первой октавы, а также «ре» и «фа» второй октавы. В промежутках между нотными линейками располагаются ноты «фа» и «ля» первой октавы, а также «до» и «ми» второй октавы. Для быстрого запоминания нот в скрипичном ключе используйте ключ в качестве ориентира, который также носит название «ключ-соль», так как его начальный конец указывает на положение ноты «соль» первой октавы.
- Басовый ключ отражает более низкие ноты, которые исполняются левой рукой. На линиях нотоносца при этом расположены пять нот снизу-вверх: «соль» и «си» большой октавы, а также «ре», «фа» и «ля» малой октавы. В промежутках между нотными линейками располагаются «ля» большой октавы, а также «до», «ми», «соль» малой октавы. Для быстрого запоминания нот в басовом ключе используйте ключ в качестве ориентира, который также носит название «ключ-фа», так как указывает начальным концом на ноту «фа» малой октавы.
Совет: если обычные ориентиры для запоминания вам не помогают, придумайте свои собственные. Уникальный подход может оказаться более простым для запоминания.
-
7
Попробуйте сыграть простую мелодию правой рукой. Большинство начинающих пианистов изначально практикуют исполнение простых народных мелодий, например «Как под горкой, под горой» или «Во поле береза стояла». Тем не менее полно и других простых мелодий, на которых строятся более популярные и современные песни.[14]
- Например, так как вы уже знакомы с «до-мажор», можно попробовать сыграть «День победы» Д. Тухманова. Эти ноты довольно легко найти в интернете, кроме того, их несложно подобрать и на слух, даже если он еще не очень хорошо развит.
-
8
Придайте музыке глубину аккордами. Аккорд — это одновременное звучание трех или более нот. Некоторые наиболее популярные аккорды представлены трезвучиями — тремя нотами. Чтобы сыграть мажорное трезвучие, одновременно нажмите на три нотные клавиши гаммы через одну, начиная с первой ноты в гамме.[15]
- Так как вам знакома гамма «до-мажор», попробуйте исполнить ее мажорное трезвучие. поставьте большой палец на центральное «до», как если бы вы готовились сыграть гамму, средний палец должен оказаться на «ми», а мизинец — на «соль». Нажмите все три клавиши одновременно, чтобы сыграть трезвучие «до-мажор».
- Бесплатную информацию по исполнению трезвучий можно без труда разыскать в интернете. Также для смартфонов доступны приложения с таблицами трезвучий для фортепиано. Многие из этих приложений бесплатны, если вы не имеете ничего против периодического показа рекламы. Либо можно заплатить небольшую сумму за платную версию без рекламы.
-
9
Попробуйте играть упражнения Шарля Луи Анона, чтобы сделать пальцы сильными и проворными. Упражнения Анона используются учителями фортепиано с конца XIX века, чтобы содействовать укреплению пальцев у студентов и развивать их навыки игры на инструменте. Скачать ноты с упражнениями Анона можно бесплатно по ссылке: https://www.hanon-online.com/.[16]
- Чтобы получить максимальную пользу от упражнений, рекомендуется заниматься ежедневно. Выделяйте на упражнения Анона по 5–10 минут от общего времени своих занятий.
Реклама
-
1
Выучите на фортепиано несколько простых мелодий, чтобы лучше познакомиться с инструментом. Когда вы уже начнете комфортно работать с клавиатурой инструмента и исполнять гаммы без ошибок, можно будет перейти к исполнению настоящей музыки. Можно играть относительно простые мелодии или же подыскать упрощенное переложение для новичков более сложной музыки.[17]
- Попробуйте найти ноты для новичков, включающие в себя подписи нот рядом с их символьным отображением. Это поможет вам начать легче читать ноты. Такие ноты можно найти в нотных сборниках для начинающих, а также на некоторых веб-сайтах и в приложениях для смартфонов.
- В сети, местных музыкальных и книжных магазинах можно приобрести сборники произведений для фортепиано разных уровней сложности. Также ноты иногда можно скачать из интернета и распечатать. Такие сайте, как Musicnotes, позволяют скачивать ноты и делать их доступными для себя со всех своих гаджетов. Если у вас есть планшет, можно открывать ноты непосредственно в нем, вместо того чтобы распечатывать их (только не забудьте отключить режим автоматического перехода экрана в спящий режим).
- Помните, что из-за строгого контроля соблюдения авторских прав не всегда можно легально скачать ноты бесплатно, особенно если вы ищете новую или популярную музыку.
-
2
Сделайте привычкой ежедневную практику игры на фортепиано. Чтобы выжать максимум из своей учебы и добиться быстрейшего прогресса, важно заниматься ежедневно. Маленькие дети могут практиковаться всего по 10–15 минут в день. Тем не менее, если вы уже подросток или взрослый человек, постарайтесь ежедневно уделять практике не менее 30 минут.[18]
- Если у вас есть возможность практиковаться каждый день в одно и то же время, в конце концов, игра на пианино станет одним из привычных повседневных занятий наряду с чисткой зубов или приемом душа. На этом этапе вы уже не будете размышлять о том, хотите ли вы заниматься или не хотите, вы просто будете делать это.
-
3
Воспользуйтесь учебниками по теории музыки, чтобы научиться читать ноты. Книги по теории музыки помогают улучшить понимание музыки, а также усовершенствовать навык чтения нот с листа. Приобрести эти книги можно онлайн, а также в музыкальных магазинах.[19]
- Также можно найти веб-сайты с упражнениями на закрепление знаний музыкальной теории, которые помогут вам развить навыки чтения нот.
- Если вы берете учебники по теории музыки в библиотеке, выполняйте упражнения из них в отдельной нотной тетради или же делайте ксерокопии страниц, но не пишите в самих книгах.
-
4
Наймите преподавателя игры на фортепиано, чтобы учиться под более строгим руководством. Работа с учителем позволит ускорить прогресс обучения. Опытный преподаватель обратит ваше внимание на мелкие недочеты и исправит их до того, как они войдут у вас в привычку. Также учитель будет дополнительно стимулировать и побуждать вас успешно учиться.[20]
- Неплохо будет пообщаться с несколькими преподавателями, прежде чем вы остановите выбор на ком-то из них, особенно если речь идет о частных уроках. Вам придется проводить много времени с этим человеком, поэтому он должен вам нравиться.
- Некоторые преподаватели специализируются на конкретных методах обучения, тогда как другие преподают только определенным категориям учеников. Например, учителя обычно применяют различные методы при обучении взрослых и детей. Кроме того, также есть преподаватели, которые обучают исключительно тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, а другие преподают менее увлеченным студентам.
-
5
Попробуйте пользоваться обучающим приложением для смартфона, если учитесь играть на фортепиано самостоятельно. Существует целый ряд приложений, обучающих игре на фортепиано, которые можно скачать себе на смартфон или планшет. Некоторые из них более структурированы, чем другие, поэтому, возможно, вы захотите опробовать сразу несколько, прежде чем решить, какое приложение вам нравится больше всего.[21]
- Большинство приложений для обучения игре на фортепиано бесплатны. Тем не менее их использование может быть ограничено, если не оплатить подписку. Например, приложение Yousician ограничено 20-тью минутами в день, если не подписаться на премиум.
- Некоторые приложения ориентированы на маленьких детей и позволяют им усвоить основы музыкальной грамоты в игровой форме.
-
6
Начните пользоваться педалями, если у вас акустическое фортепиано. Акустическое фортепиано обычно оснащается тремя педалями. Устройство педального механизма может быть различным, но зачастую слева-направо располагаются следующие педали: приглушающая, задерживающая и демпферная и педали. Чтобы воспользоваться педалью, нажмите на нее подушечкой стопы, удерживая пятку на полу.[22]
- Демпферная (правая) педаль нажимается правой ногой и не только гасит ноты, но позволяет добиться более насыщенного резонанса, чем без применения педали. Когда педаль находится в поднятом положении, звук получается более плоским.
- Приглушающую (левую) педаль нажимают левой ногой. В нажатом положении она заставляет инструмент звучать тише и не столь ярко.
- Задерживающая (средняя) педаль используется во время игры на фортепиано для продления звучания определенных нот, особенно нижних. Ноты задержанные педалью будут продолжать звучать до тех пор, пока нажата педаль.
Совет: если у вас цифровое фортепиано, можно отдельно приобрести педали в качестве дополнительного аксессуара и подключить к устройству. Однако у большинства цифровых инструментов присутствуют специальные кнопки, отвечающие за те же самые эффекты.
Реклама
Советы
- Когда вы только начинаете разучивать мелодию, практикуйтесь каждой рукой отдельно, а затем объединяйте их, когда уже заучите исполнение по отдельности. Сначала настраивайте метроном на медленный темп. Увеличивайте скорость только тогда, когда в медленном темпе уже будете играть без ошибок.
Реклама
Предупреждения
- Следите за тем, чтобы при игре на фортепиано тело и запястья оставались расслабленными. Слишком большое напряжение рук и запястий не только ограничит ваши исполнительские возможности, но и создаст более высокий риск хронически повторяющихся травм, например кистевого туннельного синдрома.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 60 572 раза.
Была ли эта статья полезной?
Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?
Оглавление
Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока
Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.
Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.
Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.
Ноты и клавиши
Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!
Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.
Расположение нот на клавишах
Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.
Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.
Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.
Знаки альтерации
Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.
Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.
Как располагаются полутоны на фортепиано
# – диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.
Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:
Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.
Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.
Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.
Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.
Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.
Учимся играть гамму До – мажор и другие
Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.
Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.
Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма – чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по – разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.
Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».
Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:
До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.
Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.
При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.
Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.
Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:
- 1-большой,
- 2 – указательный,
- 3 – средний
- 4 – безымянный,
- 5 – мизинец.
А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.
Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.
Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.
В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.
Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.
Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).
Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):
1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.
Для левой руки аппликатура будет следующей:
5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.
Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.
Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.
Следующее занятие
мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.
Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!
Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в
школу фортепиано в Москве
на Раушской набережной.
Записаться на занятие
Download Article
Download Article
The piano is a unique and interesting instrument, and also is fun to play. While you may think that it is impossible to become a proficient and consistent player without years and years of expensive piano lessons, that is not necessarily the case. With a little knowledge about the notes, keys, and chords, and a lot of practice, you can teach yourself to play the piano.
-
1
Find a piano or keyboard to use. If you don’t have one at home, perhaps you can borrow one from a friend. The benefit of learning to play on a piano is that the sound is acoustic because it’s generated by a string. It also contains all 88 keys. Keyboards don’t have either of these features. Keep that in mind when making your selection.
- Depending on the type of piano (upright, baby grand, grand), acoustic pianos are generally more expensive than electronic keyboards, but they can be rented to own at some piano stores.
- Tune the piano so that you can train your ear to hear the notes correctly. Older pianos are usually out of tune, especially if they are not played regularly. If your piano hasn’t been played for ages or has recently been moved, you may want to have it tuned professionally before going any further.
- If you’re unable to find a piano, a keyboard is a great alternative. They’re affordable, never go out of tune, and have lots of sounds and features that can enhance your music. Not to mention, they’re a lot easier to move around and don’t take up much space. A keyboard is a great tool for a beginner. You can always start out on a keyboard and then upgrade to a piano.
- Get a learning keyboard. These specialty instruments light up in a specific order to help you learn songs more quickly. Typically, they come with books and videos that will help you learn musical notation.
-
2
Sit down at the piano or keyboard and familiarize yourself with it. Play with it and identify the middle tones (middle of piano), flat tones (left black keys), sharp tones (right black keys), bass tones (low sounds) and high tones (high sounds). Really listen to each of them, and note how they are different from the others. Keep practicing until you can tell the difference between them.
Advertisement
-
3
Learn the major keys. You’ll have to study the major keys if you want to be able to identify the sounds that you hear. Some people do this by learning the major keys and then assigning a number to them. For instance, 1 is C; 2 is D; 3 is E; 4 is F; 5 is G; 6 is A; 7 is B; 8 is C. Notice how the numbers 8 and 1 both represent the note C, but the number represents a lower or higher C. The number 1 represents middle C.
- Once you know how to do this, you can label songs by numbers instead of letters. For instance, “Mary Had a Little Lamb” would be E – D – C – D – E – E – E. This would be represented as 3 – 2 – 1 – 2 – 3 – 3 – 3.
- If you don’t have any musical knowledge at all, you will have wing it and figure it out by trial-and-error.
-
4
Learn the chords. Songs are mostly composed of variations of chords. You’ll hear them in different keys, but the chords are composed of the same intervals. Identifying the notes that comprise the chords is crucial when you’re figuring out a song by ear. So, learn how to play the basic chords and find out where they are located on the piano. Play the chords to familiarize yourself with the sound of them so that you recognize them. Even if you don’t know the chord’s name, you should know what they sound like. You should also be able to recognize if the chords are in a low register or high register, and from that you’ll know where they are located.[1]
- The C Major triad (or chord), comprised of C, E, and G, is one of the simplest chords to learn. Play this chord on middle C first (right hand fingering is 1, 3, and 5, and left hand fingering is 5, 3, and 1) and then move it to different octaves on the piano, keeping C as the lowest note.
-
5
Notice patterns. All songs are composed of musical patterns. Chords repeat themselves often in a steady beat or rhythm. If you can identify the patterns, or chord progressions, that you hear, it is much easier to play a song that you hear. You’ll be able to learn which chords are combined with others. This helps you to understand how melodies and baselines are constructed, which helps you to make your own.
- Learning the basics of music theory can make it easier for you to analyze these patterns. From there, you can build a solid foundation for learning to play by ear or even improvising your own music on the piano!
- You can find tons of music theory content on websites like YouTube or MusicTheory.net, or check out a book from your local library.
-
6
Master humming. Humming helps you internalize the song. Then, you’ll be better able to repeat it on a piano. In other words, hum the tune. Then, sit down and the piano and repeat it. Once you know the chords and what the notes should look like, you should be able to duplicate them by ear.
-
7
Review finger placement. To really play, you need to know which fingers to play the keys with. The best way to do that is to get a basic understanding of finger placement from a beginner’s piano book. The fingers are numbered. For instance, the thumb is 1 and the pinky is 5. These books will teach how to play each note by telling you which finger to play it with.
-
8
Practice. Listen to songs. Then practice humming them and see if you can duplicate the song on your piano or keyboard. Or, select a song that you like and, using the techniques that you’ve learned, attempt to play it by ear. Becoming a good piano player requires lots of practice. You’ll need to practice at least 3 times a week.
Advertisement
-
1
Learn some basic piano knowledge. There are 88 keys on a piano. White piano keys are called naturals because they make a natural note when pressed. Black piano keys are called accidentals because they make a sharp or flat note when pressed.
- There are 7 naturals on the keyboard: C-D-E-F-G-A-B
- There are 5 accidentals per octave, and they can either be sharp or flat.
- Learn the names of the left hand and right hand staff: bass clef and treble clef.
-
2
Use instructional books. Since you don’t have a teacher, let instructional books be your guide. There are many books available in both specialty music stores and regular book stores that will take you through a step-by-step process of learning how to read sheet music, play basic scales, and learn chord progressions and then simple songs.[2]
- Utilize multimedia tools such as DVDs. YouTube videos also are a valuable source. If you are a visual learner, these tools will suit you well because you can see the music being played correctly.
-
3
Study the notes. You will need to learn where the notes are located on the piano, what they sound like, and how the note is written on the staff when you’re reading sheet music. To do that, you can make flash cards to identify the notes on the staff.[3]
You can purchase stickers to place on your piano to help you learn the placement of the notes. You also can purchase books that help beginners learn how to read notes.- Familiarize yourself with common chords. Start with the chords in majors. Then follow with the minors.
-
4
Learn finger placement. Use the instructional books to help you learn how to play the notes. Playing the notes with the correct fingers is just as important as learning where the notes are located. If you don’t practice using the correct method, then you’ll have trouble playing up and down the scales.[4]
-
5
Practice playing scales. Playing scales helps you familiarize yourself with the notes and the sound of them. If you are learning how to sight read, playing music while you sight read helps you learn where the notes are located and what they look like on the staff. Play the scales for each hand one at a time. Then play them together.
-
6
Learn some easy songs. Using your instructional books, go through the lessons. They will teach you to play easy songs as well as mastering finger placement. Practicing with easy songs also helps you to memorize where the notes are located, which improves your sight-reading abilities. Start with C major. Then, work your way through the minor keys, so that you can familiarize yourself with them.
- When you’re practicing a piece of music, try to play the melody and bass lines for each hand separately at first. Once your playing of each improves, then practice playing them together.
-
7
Practice, practice, practice. Learning to play the piano requires a lot of practice. Play with sheet music to get better at sight reading, fingering, and playing. Plan on practicing about 3 to 4 times a week for about a half hour. Don’t move on to the next lesson until you’ve mastered the previous lesson.[5]
Advertisement
-
1
Look for an instructor. Taking piano lessons is the costliest, but also the most proficient way to learn music. A good piano teacher will not only have a proven track record of helping beginners learn music, but will also be able to teach you the basics correctly. Using an instructor helps you avoid bad habits that can take a long time to unlearn.
- Review music theory, sight reading, fingering, and playing with an instructor.
- Ask the instructor to review where the notes are located on the staff and the piano.
- They can also help you meet specific goals, such as mastering a favorite song or developing your improvisation skills.
-
2
Decide how often to see an instructor. Because your goal is to teach yourself how to play, then you probably won’t be visiting an instructor frequently. Go to an instructor once a month just to do a check-up on your progress or to ask questions about anything that is puzzling you. For instance, you might have questions about if you’re playing a song in the correct tempo.
-
3
Practice. Once again, you will need to practice a great deal in order to learn how to play. Many people that visit piano teachers practice several times a week. So, practice 2 to 3 times a week or every day if you like. Plan on practicing playing for at least 30 minutes 2 times a week, but you also will need to take time out to review your notes and sight-reading abilities. You don’t need a keyboard or a piano to practice reviewing your notes.[6]
.- Your instructor might have specific tips about how often to practice and how to get the most out of your practice sessions.
Advertisement
Add New Question
-
Question
Is piano hard to learn by yourself?
Michael Noble is a professional concert pianist who received his PhD in Piano Performance from the Yale School of Music. He is a previous contemporary music fellow of the Belgian American Educational Foundation and has performed at Carnegie Hall and at other venues across the United States, Europe, and Asia.
Professional Pianist
Expert Answer
Learning the basics is quite simple if you have a good resource, however, becoming proficient usually requires a teacher whether online or in person.
-
Question
Is it easy to learn the piano?
Michael Noble is a professional concert pianist who received his PhD in Piano Performance from the Yale School of Music. He is a previous contemporary music fellow of the Belgian American Educational Foundation and has performed at Carnegie Hall and at other venues across the United States, Europe, and Asia.
Professional Pianist
Expert Answer
It is generally not considered an easy skill to master, but becoming a proficient player in a year or so is doable if you have a good teacher and practice regularly.
-
Question
What is the best way to learn to play the piano?
Michael Noble is a professional concert pianist who received his PhD in Piano Performance from the Yale School of Music. He is a previous contemporary music fellow of the Belgian American Educational Foundation and has performed at Carnegie Hall and at other venues across the United States, Europe, and Asia.
Professional Pianist
Expert Answer
The best way is to get a good teacher with whom you get along and to create a method that works for the student.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
As tempting as it can be, try to play without the sustain pedal pushed down. It will sound clearer and you will be able to hear your mistakes more. This can help you to improve a lot.
-
If you play another musical instrument in another tuning (such as Bb, Eb, or F), you may want to learn how to transpose it, so you can play music for that instrument on the piano and have it sound correct. Bb (B flat) is probably the easiest, because the notes don’t shift very far. They shift one note to the left, except for C and F, which end up on the Bb (B flat) and Eb (E flat) keys, respectively. You can find help with transposing on the internet. Being able to transpose opens a whole new window of possibilities, because you’ll be able to play any piece of music on either instrument.
-
Play the melody with the right hand, and resist the temptation to play the melody with both hands. It may be easier when you’re starting out, but you’ll regret if it becomes a habit because it will be a habit that you will have to unlearn.
Show More Tips
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To teach yourself to play the piano, try watching free online piano tutorials designed for beginners. You can also purchase instructional books or DVDs that let you learn piano at your own pace. When you’re first getting started, focus on learning the notes and working on your finger placement. Once you’re comfortable with that, you can practice playing scales and learn easy songs. Whichever method you use to teach yourself piano, try to practice 3-4 times a week for at least 30 minutes since learning piano takes a lot of practice. To learn how to play the piano by ear, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,727,555 times.
Reader Success Stories
-
Cristian Ossa
Aug 10, 2017
“I am going through a horrible breakup of an 8 year marriage and I find it comforting to finally fulfill my dream of…” more