В статье мы коротко, но в деталях расскажем о том, как стать ученым в России и за рубежом.
В различных опросах и рейтингах россияне не называют научную карьеру престижной или востребованной. Все лавры забирают врачи, программисты, юристы и учителя. Но правда в том, что любой практикующий врач, программист, юрист или учитель может быть ученым. А в свою очередь доктор со званием профессора — гораздо более востребованный специалист, чем врач без научной степени.
Кто такой ученый
Ученый, это тот, кто занимается наукой. Если конкретнее, то это человек с ученой степенью или должностью в исследовательском центре или университете. Он проводит исследования, пишет научные работы и иногда преподает. И при этом получает за свой труд деньги. Но ученый — это обобщенное название таких специалистов. Все же человек с научным званием скорее представится, например, профессором биохимии, этнолингвистом или исследователем-инженером.
Карьерный путь у всех ученых примерно одинаков:
- закончить магистратуру,
- получить степень кандидата наук или доктора (PhD),
- устроиться на академическую должность в университет или исследовательский центр,
- затем защищать и повышать свой статус: проводить исследования, писать и публиковать научные работы.
При этом должность — далеко не главное. На первом месте для вас, как ученого, всегда будут сами научные работы, проекты, эксперименты и так далее. Без них о научной карьере можно забыть. То есть ученого определяет далеко не должность или статус — а его работы.
Так что первые шаги в науке можно начать делать даже со школьной скамьи, прямо как Шелдон Купер. Или как Тейлор Уилсон — самый молодой ученый физик-ядерщик. В 14 лет он разработал компактный детектор излучения радиации, который может обнаруживать ядерные вещества, перевозимые террористами в аэропорту.
Университет дает лишь формальное признание и возможности для научной карьеры. Например, доступ к архивам, лабораториям, экспертам и самое главное — к наставникам — вашим научным руководителям. Во многом именно они определяют направление вашей будущей научной карьеры. По крайней мере о таком опыте рассказывают многие другие ученые в интервью для Arzamas.
Сколько зарабатывают ученые
Зарплата ученых заставляет серьезно задуматься над карьерой в этой сфере. В России по разным оценкам научные сотрудники зарабатывают в среднем 47000 ₽ в месяц, на руководящих должностях около 150000 ₽/мес. Но на некоторых вакансиях оплата достигает 100000 ₽/мес. даже для младших научных сотрудников. Вот только это справедливо для крупных городов, в частности Москвы и Санкт-Петербурга. В других регионах ученые зарабатывают в среднем от 25000 ₽ до 35000 ₽ в месяц.
За рубежом оплата труда у research scientist выше:
- США — 75 531 $/год;
- Великобритания — 55 069 $/год;
- Канада — 64 357 $/год;
- Австралия — 73 117 $/год;
- Франция — 55 933 $/год;
- Германия — 66 014 $/год;
- Норвегия — 78 170 $/год;
- Болгария — 13 865 $/год;
- Китай — 25 931 $/год.
Отдельно стоит упомянуть гранты на проведение исследований. Они могут превышать все мыслимые зарплаты. Если ваше исследование важно для государства или отдельной фирмы — его будут щедро спонсировать. То есть ученые с актуальными и полезными научными трудами бедствовать не будут, независимо от страны.
Зачем становиться ученым
Учеными не становятся ради финансового благополучия. В большей степени их ведет любовь к науке или любопытство. Ситуация, когда студент просто сильно увлекся какой-то темой, стал ее дотошно исследовать, выступать со своими работами на конференциях, а потом пришел в себя уже с дипломом в руках — очень распространена в научных кругах.
Но вне зависимости от того, впадете вы в такого рода транс или нет, вас ждет действительно долгий и сложный путь. Мы тут вовсе не преувеличиваем. Одно только обучение может занять до 10 лет. Средний возраст докторов наук в России — 64 года, кандидатов наук — 51, ученых без степени — 43. Исследователи младше 40 лет считаются молодыми учеными.
Но основное препятствие в этой карьере, конечно, не время, а сложная умственная работа. К слову, одна только кандидатская диссертация занимает около 150 страниц. А перед этим нужно апробировать исследования на научных конференциях. Саму диссертацию при этом предстоит защищать перед действующими учеными и профессорами, доказать ее актуальность и важность.
Но награда за все это существенная. Помимо престижного статуса ученого, вы будете чувствовать огромное удовлетворение от своей работы. Мало профессий способно подарить то самое чувство, когда ты оставляешь свой след в истории. А вместе с ним, хоть это и не всегда заметно, но меняешь мир к лучшему.
Как стать ученым в России
Российские студенты занимаются наукой уже во время магистратуры, но формальный статус ученого она не дает. Немного ближе к нему аспиранты. В конце обучения они защищают кандидатскую диссертацию и получают звание кандидата наук. Но участвовать в этом могут и магистранты, при наличии научных публикаций и готовой диссертации.
Учебная программа аспирантуры состоит из постоянной научной работы. Студенты на протяжении 3-4 лет пишут диссертацию, преподают, публикуют свои исследования. Здесь мало лекций и семинаров. При желании на этой степени можно устроиться на должность ассистента преподавателя.
Докторантура — (почти) финальный этап образования в России. Должность и звание профессора или старшего научного сотрудника редко выдают соискателям без степени доктора наук. Получить ее можно после защиты докторской диссертации, на которую допускают только кандидатов с большим академическим опытом.
В целом научная карьера в России состоит из понятных, но длительных и сложных этапов:
- получить степень бакалавра, затем магистра,
- поступить в аспирантуру и сдать экзамены — вы получите диплом аспиранта и право на защиту кандидатской диссертации, которой вы занимались во время учебы,
- защитить кандидатскую диссертацию перед диссертационным советом,
- с дипломом кандидата наук устроиться на должность преподавателя / доцента в университет или научного сотрудника в исследовательский центр,
- получить степень доктора наук (PhD) и устроиться на должность профессора или старшего научного сотрудника.
Как стать ученым за границей
За границей путь к докторантуре короче, чем в России. После магистратуры студенты могут сразу поступить на последнюю образовательную ступень — PhD. При этом российских аспирантов в большинстве стран признают или приравнивают к доктору наук, а вот в России после зарубежной докторантуры с этим могут быть проблемы.
В зарубежных странах принято считать, что бакалавриат — образование для трудоустройства, а все что выше — для научной карьеры. По этой причине, при поступлении приемная комиссия в большей степени будет учитывать план вашего будущего исследовательского проекта, которым вы будете заниматься в вузе. А уже после — диплом, экзамены и другие документы. То есть вуз в первую очередь смотрит на перспективность вашего исследования — есть ли в нем актуальность и польза для университета или науки в целом.
Подробнее стоит сказать про докторантуру. Во всех странах она имеет свои особенности. В Германии и Нидерландах, например, со степенью магистра вы будете устраиваться на конкретную должность, за которую будете получать в этом вузе зарплату. То есть вы поступаете в вуз на степень доктора, но не вы платите, а вам. Но такая система есть не во всех вузах, встречаются и более «стандартные» PhD.
Отличается от российской системы и учебная программа за рубежом. Если это не работа, чаще всего вы будете именно учиться — то есть посещать лекции, семинары, дополнительные курсы, и лишь потом работать над диссертацией.
В общем, отличий слишком много, чтобы их охватить в одной статье. Раздел с докторантурой и академической карьерой можно посмотреть в наших статьях про высшее образование в разных странах.
Лучшие университеты для научной карьеры
Рейтинги — далеко не главный показатель при выборе вуза для научной карьеры. Но они помогут вам немного сориентироваться среди многообразия университетов. Лучше всего для этой цели подойдет Шанхайский рейтинг ARWU, он в большей степени оценивает количество и качество научных публикаций и их цитируемость, чем престиж. Подробнее о об этом и других рейтингах — здесь.
Но гораздо целесообразнее для вас — смотреть предметные рейтинги, и выбирать вузы, которые лидируют по конкретным специальностям — биологии, физике, экономике и так далее. Они есть не только в ARWU, но и в THE, QS и многих других рейтингах.
Топ-10 лучших вузов России для научной карьеры
Рейтинг-источник
Топ-10 лучших вузов мира для научной карьеры
Рейтинг-источник
Автор: Ярослав Самойлов
P.S. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Больше информации об образовании, изучении языков и поступлении за границу у нас в ленте.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Если вы хотите стать следующим Биллом Най (с наличием постоянного контракта!) или просто желаете выучить как можно больше информации вне стен учебного заведения, знайте, что быть научным работником гораздо легче, чем вам кажется! Если вы проявите больше целеустремленности и работоспособности, вы сможете воплотить идею стать ученым в жизнь. Прочитайте эту статью, чтобы узнать, как это сделать!
-
1
Задавайте себе вопросы по любому поводу.
- Настоящие ученые задают вопросы по поводу и без повода. Они интересуются информацией на тему прочитанного и услышанного. Они никогда не принимают полученную информацию за чистую монету и горят желанием удостовериться в ее правдивости.
- Если какой-то факт кажется недостоверным, это так и есть! Даже если кажется, что все правильно, убедитесь, что вы работаете с фактами.
-
2
Проявляйте любопытство.
- Ученые любопытны от природы. Они хотят знать все!
- Вам также нужно проявлять естественное любопытство. Попытайтесь выяснить, почему все происходит именно так и не иначе.
-
3
Полюбите процесс обучения.
- Ученым нравится узнавать обо всем на свете.
- Им нравится сам процесс самообразования. Им не нужно кичиться перед людьми и показывать, что они знают намного больше.
- Это не шутка: именно самообразование делает ученого счастливым!
-
4
Формируйте завершенное мнение.
- Принимайте разные стороны в споре и предоставляйте максимум информации для формирования мнения.
- Делайте собственные выводы. Не стоит перенимать чужое мнение. Это очень важно для ученого.
-
5
Меняйте свою точку зрения.
- Ученому нужно быть готовым изменить свое мнение, когда он получает информацию, которая опровергает его предыдущие взгляды. Это одно из самых важных умений для ученого.
- Будьте открыты и не бойтесь ошибаться ради поиска правды.
-
6
Избегайте двойственного мнения.
- Не позволяйте своим личным переживаниям влиять на свои действия и информацию, которую вы предоставляете другим людям.
- Если вы с чем-то не согласны, это не значит, что это неправда.
- Признавайте правдивость информации и не позволяйте сомнению омрачить ваши выводы.
Реклама
-
1
Много читайте.
- Лучший способ получения информации за рамками формального образования – чтение. Читайте книги при каждой удобной возможности. Чтение, само по себе, может сделать из вас ученого (ведь ученый – это тот, кто постоянно учится).
- Можете читать покупные книги, но не забывайте посещать библиотеку (городскую, школьную, институтскую) и брать книги бесплатно! Также можно брать книги на время у друзей или родственников или находить их по объявлениям типа «Отдам даром» (иногда люди раздают или распродают за символическую плату целую домашнюю библиотеку).
- Многие книги стали общественным достоянием, и вы можете скачать их в интернете, не нарушая ничьих прав. Самый известный проект – это проект под названием «Гутенберг», но также существует возможность скачать книги через программу Amazon’s Kindle.
-
2
Посещайте учебные занятия.
- Знали ли вы о том, что занятия можно посещать и не для получения ученой степени? Если вы заинтересованы в изучении определенного навыка или изучения темы, вы можете посетить неполный курс занятий. Некоторые занятия могут предоставляться бесплатно.
- Поговорите с администрацией учебного заведения о возможности посещения лекционных занятий (это значит, что вы посещаете занятия, но не выполняете домашнего задания, контрольных работ и не получаете диплома или зачета).
- Вы можете поговорить непосредственно с преподавателем, чтобы выработать стратегию обучения.
-
3
Запишитесь на онлайн-курсы.
- Большинство новых онлайн-курсов проводится в Интернете бесплатно. Вы сможете записаться на занятия ведущих университетов. Некоторые из них предлагают выпускные сертификаты.
- Вы сможете обучиться всем навыкам и темам, начиная с истории и заканчивая программированием.
- К популярным платформам онлайн-обучения относятся Coursera, creativeLive, OpenCulture или серия уроков на Mental Floss на YouTube (в главной роли – блоггер Джон Грин), на русском языке – «Открытое образование» (openedu.ru).
- Вы также получаете возможность учить языки онлайн бесплатно. Подходящими сайтами для изучения языков являются LiveMocha, Duolingo и материалы Foreign Service Institute. [1]
.
-
4
Занимайтесь самообразованием.
- У вас есть возможность самостоятельно получать информацию и вырабатывать нужные навыки. Человек учится в процессе деятельности, поэтому начните что-то делать!
- Заниматься самообразованием можно с помощью книг и других материалов. Можно также учиться в процессе деятельности. Убедитесь, что вы все делаете правильно!
- Вам потребуется огромная целеустремленность, но все в ваших руках! Не сдавайтесь!
-
5
Учитесь у других людей.
- У вас будет возможность выучить много тем и совершенствовать умения посредством общения с экспертом. Этот процесс имеет название «наставничество».
- Найдите человека, который занимается тем, чему бы вы хотели научиться. Предложите оплатить его помощь или предоставить бесплатную консультацию, чтобы наставник показал вам, что нужно делать.
- Такой принцип больше подходит для умений, чем для предметов научного цикла, но, может быть, у вас получится найти помощника, который сможет порекомендовать вам хорошие книги или другие методы обучения.
Реклама
-
1
Получайте хорошие оценки в школе.
- Получение хороших баллов в старшей школе (или подобном заведении в вашей стране) на протяжении последних двух лет учебы является важным фактором. Колледжи и университеты будут учитывать ваши баллы при поступлении.
- Вы будете получать хорошие оценки, если будете прилежно учиться, внимательно слушать на уроке и выполнять все задания.
- Попросите дополнительную помощь у своих учителей. Общайтесь с ними, чтобы улучшить свои результаты.
-
2
Выполняйте больше необходимого минимума.
- Если вы будете выполнять минимальный объем работы, вы не сможете никого этим удивить, поэтому постарайтесь и приложите максимум усилий.
- Посещайте дополнительные аудиторные занятия в местном колледже во время учебы в старших классах или работы. Можно заниматься волонтерской деятельностью или зарабатыванием денег вне школы.
- Если дополнительные занятия соответствуют желаемой степени в колледже, вам будет намного легче. Подобный опыт выглядит многообещающе в резюме при поступлении в колледж.
-
3
Выучите несколько иностранных языков.
- Владение иностранным языком полезно не только в жизни. Это обязательное требование для получения степени! Продемонстрируйте в колледже свое владение языком.
- Можно обучаться языку в частном порядке, в школе, на курсах в университете или в интернете! Отличными вариантами для изучения языка онлайн являются LiveMocha и Duolingo.
- Выберите язык, который пригодится вам для обучения. Выбор непопулярного языка не принесет пользы при поступлении в колледж. Некоторые языки более полезны, чем остальные. Это касается некоторых регионов и степеней.
- Знание одного или двух иностранных языков очень пригодится для чтения научных трудов и публикаций, не переведенных на русский язык. Английский необходим современному ученому, но пригодятся также французский, немецкий, испанский, итальянский, а в некоторых областях – латынь.
- Возможно, вас заинтересует арабский, персидский или турецкий. Многие ученые были родом с Аравийского полуострова, из Юго-Восточной Азии, Оттоманской империи или Персии (в наши дни – Иран).
-
4
Изучайте психологию и философию.
- Психология понадобится, так как наверняка вам придется иметь дело с трудными людьми, и вам нужно понимать человеческую природу.
- Изучение философии разовьет ваше мышление. Вы сможете думать больше и глубже, чем раньше.
-
5
Сдайте экзамены на «отлично».
- Хорошие баллы на выпускных экзаменах будут иметь огромное значение в процессе поступления. Чем лучше баллы, тем престижнее университет.
- Получить хорошие баллы можно в том случае, если вы будете учить материал заранее (в том числе, и перед контрольной работой), и выполняйте пробные контрольные работы.
- Узнайте, можно ли сдать экзамен или тест несколько раз.
- Не стоит думать, что получение среднего или плохого балла повлияет на достижение желаемого результата. Можно поступить в один колледж, а затем перевестись в другой.
-
6
Напишите хорошее эссе.
- Качество эссе для поступления имеет огромное значение. Хорошее эссе поможет вам поступить в колледж, даже если результаты теста окажутся ниже среднего.
- Прочитайте информацию об учебном заведении, чтобы понять, чего от вас ожидают, и напишите эссе в соответствии с требованиями.
- Поставьте перед собой задачу написать по-настоящему уникальное эссе, если вы хотите попасть в число студентов. В зависимости от учебного заведения напишите что-то необычное или продемонстрируйте научное мышление.
Реклама
-
1
С самого начала обучения поставьте перед собой конкретные цели.
- Если вы с самого начала знаете, какую степень вы бы хотели получить в вузе, это значительно облегчит ситуацию. Знание своих желаний позволит вам выбрать нужные предметы и отбросить все ненужное.
- Изменение своего мнения – это нормально. Все это может помочь.
- Максимально эффективно используйте время, проведенное в высшем учебном заведении, чтобы понять, что вам нужно учить, и чем вы хотите заниматься по жизни. Получение опыта в волонтерской деятельности поможет определиться с целью.
-
2
Потратьте время на обучение.
- Выделите максимальное количество времени на учебу и получение хороших баллов. Работайте продуктивно.
- Конспектирование и внимательность на уроке поможет вам хорошо учиться. Совершенствуйте эти навыки, чтобы преуспеть в учебе.
- Есть вариант учиться самостоятельно или в группе людей. Выберите то, что подходит именно вам. Работа с другими людьми предоставит возможность воспользоваться их конспектами.
- Просите о помощи в случае необходимости. Можно попросить своих одноклассников, воспользоваться ресурсами учебного центра или записаться на консультацию к профессору/ помощнику учителя.
-
3
Выберите нужные предметы.
- Получение научной степени состоит из посещения определенного набора предметов. Убедитесь, что вы правильно выбрали предметы и сможете вовремя получить степень.
- Выбирайте предметы, которые соответствуют нескольким требованиям для получения степени, чтобы ускорить процесс получения квалификации.
- Постарайтесь выбирать только те предметы, которые относятся к вашей будущей профессии или работе. Набор определенных предметов поможет вам подготовиться к выпускному экзамену.
-
4
Хорошо пишите научные работы.
- Научные работы играют огромную роль в определении ваших баллов, поэтому их качество поможет вам обеспечить хорошие результаты. В большинстве учебных заведений требуется пример сочинения в процессе поступления.
- Почитайте качественные примеры работ, чтобы получить представление о правильной структуре эссе и аргументации.
- Стремитесь к совершенству. Оригинальное результативное исследование поможет отметить вашу склонность к научной деятельности.
- Предоставьте себе достаточное количество времени, чтобы написать черновой вариант сочинения, показать его профессору до окончания срока сдачи и получить отзыв до того, как написать окончательный вариант работы.
- Сделайте несколько черновых вариантов. Убедитесь, что вы успеваете проделать редактирование!
-
5
Подружитесь с преподавателями.
- Хорошие отношения с преподавателем подразумевают не только получение лучших баллов, потому что вы ему нравитесь. Ваш преподаватель может стать пропуском в аспирантуру, а в будущем – вашим коллегой.
- Воспользуйтесь преимуществом консультаций. Убедитесь, что вы не отнимаете у преподавателя его личное время. Задавайте только актуальные вопросы и внимательно слушайте ответы.
- Также у вас есть шанс понравиться преподавателю, если вы будете активно участвовать в обсуждении вопросах. Сядьте поближе к доске, задавайте вопросы, отвечайте на них, принимайте участие в групповых дискуссиях.
- Вы можете поговорить с преподавателем и попросить совета. Он также заинтересован в вашем успехе и будет рад, если сможет дать вам несколько советов по поводу работы и достижения результатов в определенной сфере.
-
6
Получите необходимые ученые степени.
- Для некоторых ученых достаточно получить степень магистра. Остальным потребуется степень кандидата или доктора наук.
- Все это значит, что если вы хотите потратить всю жизнь на научную деятельность, вам нужно поступить в аспирантуру. Помните о том, что ваше образование будет длиться 8 лет и больше после окончания школы!
- В аспирантуру поступают после окончания университета. Там вам нужно будет не только учиться, но и писать статьи, работать над диссертацией, а если аспирантура очная, то, вероятнее всего, еще и преподавать.
- Не стоит беспокоиться по этому поводу. Аспирантура отличается от обычной школы, и, в некоторой степени, учиться здесь намного проще. Когда вы уясните суть, вы будете чувствовать себя как рыба в воде.
-
7
Серьезно занимайтесь наукой после окончания вуза. Если вы хотите сделать академическую карьеру, вам необходимо получить степень кандидата наук (чтобы стать доцентом), а в будущем и доктора (чтобы стать профессором). Чтобы преуспеть, вам понадобится как можно больше публикаций в авторитетных научных изданиях.
-
8
Занимайтесь другими видами научной деятельности.
- Во время обучения в школе у вас есть возможность заниматься в научных кружках. Это увлекательный способ расширить ваш кругозор.
- У вас есть возможность читать для себя и открывать сферу собственных научных интересов.
- Также можно заняться групповыми видами деятельности, если вы компанейский человек. К примеру, можно записаться в дискуссионный клуб.
Реклама
-
1
Найдите работу.
- Как только вы получите степень, вам нужно найти работу в сфере преподавания или исследований. Преподавание в университете – самая распространенное занятие для ученого.
- Возможно, в вашем учебном заведении есть центр, которые поможет вам устроиться на работу после выпуска.
- Постарайтесь найти работу со всеми преимуществами и хорошей зарплатой.
- Постарайтесь найти работу в колледже или университете, чтобы иметь под рукой доступные ресурсы, которых нет в других заведениях.
-
2
Проводите занятия.
- Если вас примут на полный рабочий день, ваша загруженность день ото дня будет зависеть от расписания. Помимо чтения лекций, проведения семинаров и приема зачетов, вам нужно будет готовиться к занятиям, проверять работы, писать методические материалы и (самое неприятное в отечественных вузах) бесчисленные отчеты.
- На должности доцента и профессора происходит периодическое переизбрание. Учитывается не только ваша степень и опыт работы, но и ваша исследовательская деятельность и наличие публикаций.
- Если вы занимаетесь инженерией или естественными науками, узнайте об исследовательских возможностях в вузе, оснащении лабораторий, финансировании разработок и подобных вещах.
- Если вы станете преподавателем, вам придется вести свой предмет. Некоторые предметы будут иметь непосредственное отношение к изученному материалу, но скорее всего, вам придется приложить максимум усилий, особенно в начале преподавательской карьеры.
- Это значит, что вам придется выступать перед огромным количеством людей. Иногда их будет очень много, если вы будете вести лекции для первокурсников в большой аудитории.
- Не смущайтесь. У вас будет практика преподавания в аспирантуре, и ваш факультет предоставит вам поддержку. Может быть, ваши студенты нервничают даже больше, чем вы сами, потому что им хочется получить хорошие баллы!
-
3
Продолжайте учиться.
- Настоящий ученый учится всю свою жизнь. Если вы закончили высшее учебное заведение, это не значит, что ваше обучение завершено.
- Продолжайте читать в свободное время. Как правило, нужно читать научные журналы, чтобы быть в курсе последних достижений в вашей сфере деятельности. Еще раз повторим: без английского языка вам не обойтись.
- Если есть возможность, ездите в другие страны для повышения квалификации и обмена опытом. Во многих сферах деятельности поездки за границу помогут вам представить, чем занимаются ваши коллеги в других странах, и получить доступ к материалам, которых нет в вашем заведении.
- Получите несколько степеней. Иногда ученые возвращаются в вузы, чтобы получить степень в другой области. Таким образом, у них есть возможность продвигаться по карьерной лестнице и искать точки соприкосновения с другими сферами деятельности.
-
4
Посещайте конференции.
- Конференции – это специальные собрания ученых, работающих над конкретной проблемой. Ученые собираются вместе, чтобы предоставить результаты своих исследований и поучиться у своих коллег.
- Можно представить и свои результаты, но большую часть времени вы будете слушать выступления других людей и общаться с коллегами.
- Некоторые конференции могут проводиться в конкретном городе или регионе, но вы также можете посетить международные конференции.
- Поверьте нам: на конференциях может быть интереснее, чем вы думаете. На самом деле это возможность потусоваться и выпить с другими такими же учеными.
-
5
Оставайтесь в курсе последних изменений и открытий в вашей сфере, а также посещайте деловые конференции. Вам следует читать новые публикации каждый день, что не должно составить особого труда, если вы по-настоящему любите свое дело. (Если нет, возможно, вам и не стоит преподавать этот предмет.)
- Если вы хотите стать хорошим преподавателем, вы должны постоянно расширять познания по предмету. Содержание учебников устаревает, но от вас студенты должны получать актуальную информацию. Не отставайте ни на шаг от развития науки и от своих коллег.
- Общение и сотрудничество со специалистами в вашей области благоприятствует и вашим собственным исследованиям.
- Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас по-прежнему будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Не бойтесь делиться идеями; не бойтесь, что их украдут. Когда люди выслушивают вас и комментируют, развивают или критикуют ваши идеи, это помогает вам усилить собственную позицию и выработать контраргументацию.
-
6
Распространяйте знания.
- Исламская мудрость гласит, что существует пять уровней знания:
- молчание;
- слушание;
- запоминание услышанного;
- применение запомненного;
- передача полученного знания.
- Исламская мудрость гласит, что существует пять уровней знания:
-
7
Продолжайте свое исследование.
- Если вы работаете в академической сфере, скорее всего, от вас потребуют продолжить исследование в определенной сфере деятельности, писать книги и научные публикации через регулярные промежутки времени.
- Один день в неделю в вузах, как правило, преподаватели свободны от проведения занятий – считается, что он посвящен научной работе. Узнайте также, существует ли возможность взять длительный академический отпуск для проведения исследований и написания трудов.
- Вы также будете писать статьи для периодических изданий, работы для конференции и книги для публикации. Если ваше исследование будет достаточно оригинальным и значимым, это добавит престижа университету, в котором вы работаете, и поможет привлечь студентов и гранты.
Реклама
Советы
- Как правило, в библиотеках есть консультант, которые специализируется на конкретной теме. Этот человек поможет вам выучить больше информации и предоставит вам лучшие книги при необходимости.
Реклама
Предупреждения
- Будьте осторожны при использовании платных онлайн-курсов. Убедитесь, что они имеют аккредитацию и хорошую репутацию.
Реклама
Источники
Об этой статье
Эту страницу просматривали 83 489 раз.
Была ли эта статья полезной?
Сегодня в мире активно и довольно успешно развивается научная отрасль: свершаются новые открытия и достижения, устанавливаются новые рекорды, разрабатываются совершенно новые теории и технологии, призванные улучшить и облегчить жизнь человека. Все это делается благодаря стараниям ученых – людей, которые специализируются на конкретной области, имеют глубокие познания в рамках определенного направления или дисциплины.
Кто может стать ученым?
Если Вы думаете, что стать ученым может абсолютно любой человек – это не так. Чтобы покорять новые вершины не достаточно одного желания. Для этого необходимо иметь за плечами, как минимум целый «арсенал» качеств: усердие, терпение, внимание, самодисциплина, стрессоустойчивость, желание постоянно расти и совершенствоваться, профессионализм и компетентность.
Если личные качества можно «воспитать» в себе в любое время, пересмотрев распорядок дня, изменив образ жизни, то обрести профессиональные навыки можно только при обучении в ВУЗе, желании развиваться и приносить в мир добро и новшества.
Ученому недостаточно просто разбираться в конкретной научной области. Он должен быть творческой натурой, талантливым, ведь каждое свершение содержит в себе элементы искусства. Создать что-то новое, не имея при этом фантазии, немыслимо.
Чтобы стать хорошим ученым, важно не просто разбираться в науке, но и уметь переплетать такие действия, как анализ, воображение и прогнозирование. Данное сочетание позволит не только эффективно решать насущные проблемы, но и ставить новые рекорды.
Что нужно для того, чтобы стать ученым?
Как правило, решение о переходе в научную среду человек принимает либо со школьной скамьи, где ему пророчат будущее по химии, физике или иной дисциплине, либо при обучении в ВУЗе. Следует отметить, что одних рекомендаций для ученого мало.
Чтобы стать ученым необходимо получить соответствующую ученую степень. Чем «выше» степень или звание, тем авторитетнее ученый. Для этого необходимо обучиться в аспирантуре или получить желаемое с помощью соискательства., физике или иной дисциплине, либо при обучении в ВУЗе. Следует отметить, что одних рекомендаций для ученого мало.
Для обучения в аспирантуре поступающий должен удовлетворять определенным условиям: возраст не должен превосходить 35 лет, иметь диплом о высшем образовании не ниже магистратуры. Для поступления абитуриенту предстоит пройти специальные испытания: сдать экзамен по философии, иностранному языку и профильной дисциплине.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Философия позволяет развить аналитические способности поступающего, думать о насущном, фантазировать и доказывать свою позицию. Знание иностранного языка необходимо для того, чтобы ученый мог с легкостью понимать своих иностранных коллег, составлять аннотацию и ключевые слова, понимать труды других исследователей и пр. Профильная дисциплина призвана продемонстрировать уровень компетентности исследователя. Обучение на данной ступени образования занимает 3 года. По окончании аспирантуры и успешной защите диссертации (а для этого еще потребуется сдать «кандидатский минимум»!) присваивается ученая степень «кандидат наук».
Для обучения в докторантуре как таковых возрастных ограничений нет. Обучение проходит в ВУЗе, где предусмотрена данная возможность. Для поступления достаточно предоставить следующие документы: документы из перечня ВУЗа, направление от организации, наличие опыта работы в педагогической сфере, диплом кандидата наук. Обучение здесь длится 3-4 года. По окончании ВУЗа присваивается ученая степень «доктор наук».
Самым простым способом получения ученой степени считается соискательство. Данный вариант предполагает, что «потенциальный ученый» удовлетворяет основным требованиям (имеет за плечами диплом магистра или кандидата наук), соответствующий опыт работы и пр. Чтобы получить возможность написать диссертацию и защитить ее, достаточно получить направление от организации и «прикрепиться» к ВУЗу. Посещать занятия и участвовать в жизни кафедры не придется. Достаточно писать в свободное от работы время научное исследование, иметь за плечами научные публикации и вовремя сдать свой «шедевр» на проверку и кафедру, защитить его перед комиссией.
Таким образом, чтобы стать ученым, заработать репутацию в научных кругах, недостаточно просто изучать специализированную литературу. Для этого необходимо не просто разбираться в предмете, но и чувствовать его, уметь представлять «новый продукт», анализировать текущие потребности науки, отрасли, общества и государства, мирового сообщества.
Чтобы стать ученым необходимо грамотно выбрать ВУЗ, свое «призвание» (направление деятельности), развить личные и профессиональные качества, уметь сочетать их с воображением для получения наиболее эффективного результата. Немаловажно, чтобы семья и окружение поддерживало рвения и намерения ученого.
Ученый – это не просто «специальность », это образ жизни. Нередко исследователи отправляются в длительные командировки. Поэтому, выбирая данный курс, необходимо быть готовым ко всему: наука может требовать жертв.
9 ноября 2021 г.
Ученые стремятся узнать об окружающем мире, собирая данные, проверяя гипотезы и проводя эксперименты. Если вам нравится стремиться к знаниям, становление ученым открывает для вас возможности карьерного роста, поскольку они работают в самых разных областях. В этой статье мы обсудим, что такое ученый, варианты карьеры и как вы можете стать ученым.
Что такое ученый?
Ученый — это тот, кто исследует окружающий мир и пытается понять, как он устроен. Ученые работают в различных областях, включая биологию, геологию, химию и физику. Ученые собирают информацию, часто посредством наблюдений и экспериментов, формулируют теории, а затем проверяют эти теории. Ученые часто пытаются решить проблемы или работают над разработкой новых технологий.
Какие типы ученых существуют?
Ученые работают во многих различных областях и отраслях и берут на себя разные роли. Ниже приведены распространенные профессии ученых, которыми вы могли бы заняться:
Научный сотрудник
Ученый-исследователь разрабатывает теории или проверяет теории других посредством экспериментов и испытаний. Например, ученый-исследователь в области медицины может провести клиническое испытание определенного типа лечения болезни. Затем ученый публикует результаты испытаний, а другие исследователи могут проводить свои собственные тесты для подтверждения результатов.
Ученые-исследователи работают в области биологии, химии, медицины и информатики. Часть работы, которую они выполняют, включает в себя написание статей на основе их работы, проведение экспериментов для проверки теорий, проведение полевых исследований для сбора данных, тестирование данных, которые они собирают, а также чтение и отслеживание работы других в своей области.
Государственный ученый
Некоторые ученые работают в государственных учреждениях на различных должностях. Правительственные ученые изучают инфекционные заболевания и дают населению рекомендации по охране здоровья. Другие ученые работают в области ракетостроения, робототехники и искусственного интеллекта или в области охраны окружающей среды, следя за качеством воздуха, изменением климата и качеством воды.
Правительственные ученые иногда помогают гарантировать, что отрасли соблюдают правила, например, проверяя, соблюдают ли компании положения о безопасности пищевых продуктов в цепочке поставок. Иногда ученые анализируют проблемы и дают политические рекомендации, например, решают, добавлять ли животное в список исчезающих видов. В других случаях правительственные ученые исследуют, как решить проблемы, такие как посадка робота на Марс для проведения исследований.
Академический ученый
Академический ученый обычно работает в университете или колледже. Хотя преподавание является центральным компонентом того, что они делают, академические ученые также проводят свои собственные исследования. Академический ученый публикует исследования в академических журналах и иногда пишет научно-популярные книги на основе своей работы. Академический ученый может использовать данные для разработки теорий, а затем проверять эти теории. Иногда студенты участвуют в исследованиях в рамках своего образования.
Лаборант
Лаборант часто работает в пищевой, криминалистической или медицинской промышленности. Их работа часто более практична и менее основана на исследованиях. Например, судебно-медицинский эксперт может осмотреть улики с места преступления и высказать свое мнение. В пищевой промышленности ученые создают консерванты и новые продукты питания и оценивают их пищевую ценность. Лаборант может посмотреть на образец ткани и изучить его, чтобы оценить его здоровье.
Ученый-эксперт
Ученые-эксперты стремятся помочь широкой публике понять сложные вопросы и науку. Ученый-эксперт может стать репортером новостной организации, пишущим о своей области. Другие ученые-эксперты пишут книги, чтобы облегчить понимание науки в своей области. Тем не менее, другие ученые-эксперты выступают в новостных программах или даже в качестве свидетелей-экспертов по уголовным делам.
Корпоративный ученый
Бизнес-ученый работает в компании или корпорации и использует свой научный опыт, чтобы помочь им разрабатывать продукты. Ученый может работать в пищевой компании, помогая им разрабатывать новые продукты, например чизбургер на растительной основе. Иногда эти ученые помогают обеспечить безопасность продукта, проводя тесты и исследования.
Ученый-предприниматель
Ученый-предприниматель работает независимо, но не обязательно в одиночку. Иногда у них есть собственная компания, разрабатывающая продукты для конкретной отрасли. Ученый-предприниматель может работать над своими собственными изобретениями, а затем искать инвесторов или продавать патент компании. В других обстоятельствах они могут работать на контрактной основе, выполняя конкретные проекты.
Как стать ученым
Вот несколько шагов, которые нужно предпринять, чтобы стать ученым:
1. Выберите свое поле
Чтобы стать ученым, нужно изрядно посвятить академическим исследованиям. Первый шаг – выбрать область своей специализации. Выберите дисциплину, которой вы увлечены, так как это предмет, который вы собираетесь интенсивно изучать. Важно иметь искренний интерес к предмету.
2. Начните рано
Вы можете начать посещать курсы в своей области уже в старшей школе. Чем раньше вы начнете, тем дальше вы сможете продвинуться в своей академической области. Может оказаться полезным создание прочной базы знаний. Если вы посещаете курсы повышения квалификации в старшей школе, кредиты могут быть засчитаны для получения диплома колледжа.
3. Получите степень бакалавра в своей области
Четырехлетняя степень является важным шагом на пути к тому, чтобы стать ученым. Многие степени магистра последипломного образования не требуют от вас получения определенной степени бакалавра. Тем не менее, если вы собираетесь стать ученым, вероятно, было бы неплохо выбрать предмет, которым вы хотели бы заниматься в долгосрочной перспективе.
4. Безопасные стажировки
Стажировки могут дать вам важный профессиональный опыт по мере вашего академического прогресса. Работа над исследовательским проектом или в компании в вашей области может помочь вам сфокусироваться на вашей предметной области. Это дает вам возможность изучить аспекты вашего предмета и рассмотреть различные карьерные пути.
5. Подумайте о степени магистра
Многие ученые имеют как минимум степень магистра. Степень магистра обычно составляет от двух до пяти лет, в зависимости от программы и предмета. Это может предоставить вам область внимания и специализацию. Большинство магистерских программ предполагают определенный уровень обучения и исследований студентов. Иногда компания предлагает помощь в оплате дополнительного образования, если они считают, что ваши новые навыки являются преимуществом.
6. Подумайте о получении докторской степени
доктор философии ставит вас на путь ученого-исследователя и академика. Иногда вы можете получить докторскую степень во время работы, особенно если вы работаете в университете в качестве студента-преподавателя или профессора. Докторская степень — это высшая академическая степень, которую вы можете получить в предметной области. Обычно это включает в себя создание тезиса или теории, проведение исследований и проведение экспериментов.
Навыки и качества, которыми должен обладать ученый
Ученые могут обладать определенными навыками и качествами, которые помогают им добиться успеха, в том числе:
Критическое мышление
Ученые, как правило, мыслят критически. Они рассматривают альтернативы своим теориям по темам и пытаются выяснить потенциальные проблемы. Ученые также смотрят на работу своих коллег с критической точки зрения, моделируют тесты и смотрят, соответствуют ли их результаты предыдущим результатам. Ученые — скептики, которые ищут истину и с осторожностью подходят даже к собственным открытиям.
Адаптивность
Ученые легко адаптируются и готовы принимать новую информацию. Иногда теория не срабатывает, как ожидалось, или давно устоявшаяся истина рушится по мере появления новой информации. Адаптивные ученые могут получать новую информацию, обрабатывать ее и менять курс. Наличие этого качества может быть полезным в карьере ученого, поскольку информация и знания постоянно развиваются.
Лидерские способности
Ученый иногда возглавляет группу исследователей над проектом. Сосредоточение внимания на миссии и информирование об этом других могут быть ценными навыками для ученого. Кроме того, многие ученые работают в организациях, таких как корпорации или университеты, и знание того, как эффективно представить результаты своей работы, может быть очень полезным.
8 февраля отмечается День российской науки. Как она меняется, может ли ИИ заменить ученого и как молодым ученым найти поддержку своих идей
Об эксперте: Сергей Салкуцан, директор Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, руководитель конкурса прорывных научных проектов Blue Sky Research.
— Наука сделала мир таким, каким мы его знаем. Какие вопросы сегодня в зоне внимания ученых?
— Наука — часть общества, и отвечает на вопросы, которые мы перед ней ставим. Есть глобальные вызовы, от решения которых зависит качество нашей жизни. Например, мы явно не хотим оказаться во временах, когда антибиотики не работают, а значит туберкулез и другие заболевания, которые сегодня нас уже не беспокоят, невозможно будет вылечить. А эта угроза есть из-за появления супербактерий, нечувствительных к существующим антибиотикам. Или, через 30 лет прогнозируется рост населения земли почти до 10 млрд человек — как всех прокормить ограниченными ресурсами?
Поиском ответов на эти и многие другие глобальные вопросы занимаются в том числе и ученые. Но они не только ищут решения конкретных проблем. Исследования помогают снижать уровень нашего незнания, лучше понимать окружающий мир и себя. А некоторые исследования переворачивают наши представления и приводят к прорывам.
— При этом результат работы ученых не всегда очевиден обывателю?
— Да, это так. Желание получить от науки ощутимый результат очень понятно. Ведь ученые, особенно в России, преимущественно работают на деньги налогоплательщиков — доля государства в финансировании науки составляет порядка 75-80%.
Одновременно история учит нас, что принятие и понимание некоторых открытий требует времени. Например, специальная теория относительности Эйнштейна была для своего времени революционной. Поняли ли ее современники ученого далекие от науки? Далеко не все. Даже сейчас есть те, кто не понимает, что в ней особенного. Было ли понимание, как эту теорию можно использовать на практике — не сразу. Но сегодня благодаря выводам из этой работы мы имеем GPS и не боимся, что самолеты столкнутся в воздухе.
Когда вы вкладываетесь, к примеру, в строительство, вы инвестируете в конкретные кирпичи, оборудование, профессионалов. Вы можете управлять процессом и знаете, что через пару лет на этом месте будет здание определенной высоты и внешнего вида. Можете ли вы также управлять наукой? Особенно, когда речь идет о нахождении новых, прорывных областей. Очень ограниченно. Это творческий процесс. Бывают еще ситуации, когда не хватает текущих мощностей оборудования, чтобы продвинуться вперед. Как это было, например, в 1970-е годы с ИИ.
— А сейчас, с развитием технологий, стала ли работа ученых проще?
— И проще, и сложнее одновременно. Да, появилось больше инструментов для поиска закономерностей и объяснения того, что мы наблюдаем. С учетом того, что мы умеем собирать данные и накопили их огромный массив — это отличная новость. Лет десять назад речь шла про 50 млн научных статей за все время. Сегодня их явно больше.
Благодаря демократизации технологий машинного обучения, технологий с использованием искусственного интеллекта ученому не обязательно разбираться, как это будет работать на уровне программирования. Раньше распознавать образы, например, опухоль, приходилось вручную, потом появился алгоритм, но рядом нужен был специалист, а сейчас вы можете не быть специалистом — достаточно загрузить данные и дальше «машина» сама находит закономерности, решения. Это помогает быстрее идти вперед, и задавать более сложные вопросы. Такие решения для разных сфер, например, предлагают ученые из ИТМО, Политеха, ДГТУ, СФУ и многих других университетов.
И хотя мы можем сегодня моделировать гораздо больше, чем раньше, строить высокоадеватные модели во многих областях мы еще не способны. То есть модели, описывающие сложившуюся ситуацию, повторяющие ее в цифровом виде с учетом множества внешних и внутренних факторов. В механике можем чуть больше, в химии — меньше, в медицине — еще меньше, в обществе — совсем мало. И в каждой области знания движение идет неравномерно.
Когда мы пытаемся с помощью технологий это сделать, возникает проблема валидации и верификации получаемых данных. Насколько мы можем доверять им? Только ответив на этот вопрос, можно перейти к следующему этапу — стандартизации и сертификации. А сейчас мы не всегда можем воспроизвести результат. Как только это получается сделать, мы продвигаемся еще дальше, что открывает сферу применения, например, в промышленности.
Когда ждать противостояния интеллектов
— Технологии искусственного интеллекта продвинулись далеко вперед. Может ли ИИ заменить ученого?
— Пока нет. Это все еще поддерживающая технология. Даже если мы обратимся к совсем недавнему примеру защиты дипломной работы, написанной с помощью ИИ. Даже там речь идет об аналитической части — собрать и проанализировать уже имеющиеся данные. Например, ученые таким образом могут проверить гипотезу, сузить область поиска, выполнить рутинные операции. В каких-то исследованиях можно не выращивать культуры в чашке Петри, а использовать математическую модель, сократив время исследования, и выращивание оставить для подтверждения гипотезы. Или с помощью обученного ИИ распознавать опухоли, находить какие-то неочевидные закономерности.
Но чего не могут такие технологии, так это генерировать новые области знания или искать принципиально новые решения. Проанализировать имеющиеся данные они могут, но синтезировать из этого новое знание — пока очень ограниченно.
— Станет ли это когда-то возможным?
— Скорее тогда, когда мы придем к настоящему ИИ, способному самостоятельно думать. В прошлом году к нам в фонд пришел проект, который хотел ответить на вопрос — можно ли математически оценить, что художник попал в состояние вдохновения? Можно ли оценить этот процесс, воспроизвести в цифре? К сожалению, тема оказалась за рамками финансируемой в тот момент области.
Но давайте представим, что такое исследование получилось. Фактически, мы бы стали на шаг ближе к тому ИИ, который сможет что-то создавать. Не по текстовому запросу, составленному человеком, а генерировать самостоятельно то, что ему хочется увидеть. Если мы это перенесем на науку, ученый тоже попадает в определенное состояние, когда он занимается научной деятельностью. Он может не называть это вдохновением, но это что-то близкое к нему. Вот когда мы сможем такие процессы понять, смоделировать и оцифровать, тогда возможно. Но сейчас, повторюсь, технологии ИИ играют поддерживающую роль в науке.
Чудаки или гении
— Как понять, в какие научные проекты вкладываться, когда они находятся только на стадии идеи?
— Мы не всегда можем оценить перспективы и возможность появления чего-то. Даже лучшие умы не могут. Например, двумерные материалы в прошлом веке казались чем-то невозможным. В 1930-е годы именитые физики-теоретики утверждали, что подобные материалы неустойчивы и не могут существовать, что находило экспериментальные подтверждения еще многие десятилетия после. Но в 2004 году Андрей Гейм и Константин Новоселов смогли получить тот самый двумерный материал — графен. И получили за это открытие Нобелевскую премию в 2010 году.
Для общества выгодно, чтобы была система, в которой у каждого или почти каждого молодого ученого есть возможность провести исследование, интересное лично ему. Развить свою идею, которой может не быть подтверждения в существующей парадигме.
Потому что, во-первых, интерес к задаче — лучшая мотивация, чтобы продолжать упорно искать решение, даже когда с первого раза не получается. Во-вторых, ученые проходят весь путь исследования — от гипотезы до реализации. И они становятся более компетентны в решении «нерешаемых» задач. В-третьих, запуская это на большом числе ученых, мы, как общество, можем получать небольшую, но все же долю исследований, которые потенциально могут изменить существующую науку. Чуть больше будет исследований, которые превратятся в технологические или продуктовые решения. Что-то до поры до времени так и останется забавным исследованием. И связано это не с тем, что они занимались какой-то глупостью, а просто мы сейчас не знаем, где это может пригодиться.
— Сразу вспоминается Шнобелевская премия.
— Это отличный пример, ведь он ставит вопрос: как на самом деле понять, что важно, а что нет? Любое исследование может оказаться ценным. Кто бы мог подумать, что понимание того, что привлекает самок малярийных комаров больше — запах сыра или человеческих ног, позволит разработать специальные ловушки, которые будут очень востребованы в Африке. Или, мой любимый пример, с расплющиванием насекомых о лобовое стекло. В 1997 году, когда это исследование проводилось, оно казалось забавным. Но стало очень востребованным, когда начали создавать беспилотные автомобили.
— Кто занимается подобным финансированием у нас в стране?
— Есть два источника — государство и меценаты, готовые вкладываться, потому что считают это направление или эту идею важной для развития общества. Но пока это не распространенная практика, и подавляющее большинство поисковых исследований ранней стадии финансируются за счет государства. У этого есть свои ограничения — требования к ученому, его опыту и прошлым достижениям, к тематике — ведь речь идет о бюджетных средствах.
Бизнес приходит на более поздней стадии, когда понятно направление исследования и есть представление, как его можно дальше использовать или коммерциализировать. Постепенно к финансированию таких исследований подключаются университеты — они развивают внутренние гранты для молодых ученых на их идеи. Мы как фонд уже второй год проводим экспериментальный конкурс научных проектов молодых ученых Blue Sky Research, где исследователю не нужно соответствовать общепринятым научным критериям и после отчитываться стандартными показателями, вроде статей или патентов, а в течение года в процессе работы можно изменить траекторию исследования, если становится понятно, что это тупиковый путь. Финансируем, так сказать, то самое любопытство.
Вкладываться в поисковые исследования, фундаментальные или практико-применимые и в какой пропорции — это вечный спор, который ведется во всех странах.
Потенциал для будущего
— В каких областях мы можем ждать научных прорывов?
— Совсем свежий пример — исследование российского ученого Максима Никитина, работающего в МФТИ и «Сириусе». Он сумел доказать, что ДНК не обязательно образовывать двойную спираль, чтобы хранить и обрабатывать генетическую информацию. Это кардинально меняет наше представление об одной из главных парадигм биологии.
Очевидно, что в краткосрочной перспективе большое значение будут иметь практичные исследования и разработки. Есть текущая ситуация, и мы не можем этого не замечать. Но, если выйти за рамки, многие прорывы будут происходит в областях, связанных с химией, биологией, медициной и пищевыми технологиями. Их будет больше, потому что там сейчас возникают очаги цифровизации, и, соответственно, появляется больше интересных решений, которые помогают двигаться вперед.