Найти как правильно читать

О методах скорочтения, проблемах освоения материала и новом способе читать книги.

https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/1665/og_cover_image/9d8ae1fae2be39275494daa458754a2d

Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.

Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?

Сегодня одна и та же информация может быть представлена ​​в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.

Эффективность скорочтения

С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.

На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.

Популярные методы в скорочтении:

  1. Скимминг — быстрое пробегание по тексту глазами, чтобы вычленить основные моменты. Вы не прочитываете тщательно каждое слово, а наскоро просматриваете первый и последний абзацы, заголовки и выделенные фрагменты, чтобы найти ключевые идеи. Сканирование — аналогичный метод — предусматривает беглый просмотр текста, чтобы найти определенные слова и фразы.
  2. Мета-ориентирование (meta-guiding) использует указатель: палец или ручку, — чтобы направлять глаза вдоль строчек. Это помогает глазам двигаться горизонтально, фокусируясь на слове, которое вы читаете.
  3. Метод зрительного интервала (visual span) использует диапазон зрения, чтобы читать слова блоками. Человек фокусируется на одном центральном слове, а чтобы увидеть соседние, привлекает периферийное зрение. Считается, что оно помогает читать по пять слов единовременно.
  4. Быстрое последовательное визуальное представление (RSVP) — современный метод. Он использует программу для чтения, которая показывает слова по одному. Вы можете выбрать скорость, с которой они будут отображаться на экране.

Хотя многие читатели придерживаются этих методов, их эффективность вызывает споры. При скимминге теряются детали. С другой стороны, скимминг и сканирование помогают быстро изучить тему, а нужные разделы затем можно прочитать подробнее.

Автор книги “Psychology of Reading” («Психология чтения»), Кейт Райнер, отклоняет методы скорочтения. Он объясняет, что мы ограничены анатомией глаз и способностью мозга обрабатывать информацию. Для экономии времени часть методов основана на субвокализации — прекращении мысленного озвучивания слов. Райнер утверждает, что при скорочтении уровень запоминания и понимания прочитанного значительно уменьшается.

Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.

Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.

Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.

Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.

Выбор формата

Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.

Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств —  не излучают синий свет.

Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.

Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.

Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.

Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.

Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.

Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.

В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении  материала.

Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.

Чтение сегодня

По мере того как информация «оцифровывается», книги становятся доступнее. У нас под рукой бесчисленные варианты досуга. Стали ли книги в таких условиях более привлекательными?

Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.

Другое исследование показало, что объем чтения увеличивается с 17 до 21% после праздников, потому что людям часто дарят планшеты и ридеры. В прошлом году примерно 43% взрослых американцев предпочитали так называемый «длинный контент»: книги, журналы или лонгриды. В среднем пользователи ридеров прочли за год 24 книги. Любители бумажных страниц — 15 произведений.

Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.

Мы зачастую знакомимся с текстами урывками, поэтому выгоды от «глубокого чтения» теряются. Длительное и вдумчивое уединение с книгой  доставляет удовольствие, потому что вводит в состояние, подобное гипнотическому трансу. Интересно, что скорость освоения текста  фактически замедляется. Но при «глубоком чтении» человек быстрее расшифровывает слова, у него обостряется понимание написанного, устанавливается связь с автором.

4 совета для эффективного чтения

В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.

Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:

Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.

Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:

  • повысить уровень творчества;
  • применить полученные знания в работе;
  • открыть новые темы и интересы;
  • рассмотреть идеи с другой точки зрения;
  • развить эмпатию, понимание людей и ситуаций;
  • испытать приятное ожидание чтения;
  • создать ежедневное ощущение стабильности;
  • научиться снимать стресс и расслабляться, повысить качества сна.

Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.

Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.

Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?

Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.

Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:

  • набросать заметку: если в книге есть интересные факты, автор рассказывает о них, пишет аннотацию или копирует значимые абзацы;
  • написать статью: иногда автор готовит статью, описывающую события из книги, добавляет размышления и основные выжимки;
  • посмотреть экранизацию: по популярным романам часто снимают фильмы. Автору нравится смотреть экранизации: сравнивать собственную интерпретацию книги с другим видением, переживать ключевые события и наслаждаться произведением в другом формате.

Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.

Предисловие

Я считаю, что мой конспект может быть полезен людям, которые хотели бы прочитать данную книгу, но им сложно это сделать по той или иной причине.

В конспекте наверняка найдутся проблемы, и внимательный читатель обратит на них внимание, поэтому прошу такого читателя сообщить мне о них в критическом комментарии, чтобы я научился писать лучше.

Задача самой книги, равно как и конспекта – в том, чтобы открыть рядовому читателю глаза на то, что читать книги нужно учиться, и что читать их надо правильно, а не «как получается».

Если вы считаете, что вещи в книге очевидны, то спешу сообщить, что по крайней мере часть тезисов очевидна не всем.

Мною «актуализирована» некоторая часть советов, всё-таки XXI век на дворе.

I. Общие советы

Общие советы по выбору книг:

Читайте немного книг, но выбирайте лучшие, не самые лёгкие, но и не самые сложные, а такие, для чтения которых нужно прикладывать усилие. Из них выбирайте самое нужное и необходимое.

Плохое чтение может навредить:

Если некритически читать книги, способствующие деградации ума, поведения или мышления. Если «читать запоем», доводя себя до неврозов, головной боли, переутомления. Можете стать любителем говорить «громкие слова» попусту, став так называемым «фразёром». Если ваши знания будут бессистемно надёрганы отовсюду, вы можете стать плодом ложной начитанности, зубрёжки и отсутствия логической выучки, так называемым «человеком с кашей в голове». У таких отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и разговор с ними – мука.

В дополнение к этому следует напомнить дурные привычки при чтении:

Читая книгу, думать о другом. Пробегать книги. «Проглатывать книги». Бросать книгу, не дочитав до конца, – она ослабляет волю, делает вас слабохарактерным (ведь одно из качеств сильного человека – всё важное и нужное доводить до конца).

Или другие, которые проявляются в ослаблении внимания. Эти привычки образуют дурные навыки. Но необходимо бороться с этим, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг.

Образованный от необразованного отличается не количеством сведений: важно не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению.

Используйте воображение, пуская его «вовсю» где надо, даже если придётся перечитать отрывок несколько раз. Воображение – крайне полезный инструмент для чтения.

Чтение в коллективе – хороший инструмент для проработки материала, однако коллектив должен исключительно обсуждать материал на равных со всеми, когда каждый участник заранее проработал материал самостоятельно, только тогда коллективное обсуждение будет эффективным инструментом самообразования – будить интерес, рождать новые мысли и развивать идеи, а иначе – только навредит.

Необходимые условия для правильного чтения:

1) Наличие известных способностей.

2) Отсутствие дурных навыков в чтении.

Первое и главное условие – способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом.

Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки или маленький отрывок, перехожу к следующему – а первое уже забыл; не помню даже, о чем была речь». Здесь чаще всего две причины:

1) нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;

2) ослабление внимания.

Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык.

Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его.

Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчетлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать её несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днем число строчек.

Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.

II. Чтение

Придерживайтесь плана чтения, особенно в начале изучения науки: сперва краткий учебник, затем более глубокий, и так далее.

Некоторые книги служат вам источником вдохновения, надежд и бодрости, их стоит читать и перечитывать пассивным чтением. Задача – впитать мысли и настроения, пережить их, заразиться ими. Отмечайте в таких книгах впечатляющие места, чтобы снова и снова их перечитывать. Если не переводить возникшие идеи и мысли в действие, то рискуете остаться всего лишь мечтателем.

Произведением искусства сперва наслаждаются пассивным чтением, затем сознательно изучают с проработкой, это разные виды деятельности.

Проработав одну книгу, можно закрепить, а то и углубить полученные знания, проработав противоположную по направлению книгу, изучив с проработкой те места, где она конфликтует с прочитанной. Можно научиться читать такие книги параллельно.

Величайшая помеха при чтении – читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения. Даже если в остальном человек трудолюбив и готов зазубривать страницы – нельзя избегать анализировать, доказывать, проверять.

Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.

Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.

Главные группы целей чтения:

«низшая группа» целей:

А) Убить время; Б) Отвлечься от неприятных мыслей В) Развлечься; Г) Чтобы заснуть; и т.п.

«высшая группа» целей:

А) Для осведомления, пополнения сведений о чём-нибудь; Б) Чтение для нравственного, «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее». Они вливают новые силы, поднимают настроение, мотивируют. В) Чтение крупных произведений искусства, это не развлечение, это важное и необходимое средство для расширения кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства. Г) Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса. Д) Чтение для самообразования.

Искусный читатель должен: А) Если потребуется, выжать из книги максимум. Б) Приспособлять способ чтения к цели чтения. Один из главных недостатков безыскусного чтения – тот, что мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрим» и развлекательную, и научную литературу. Кто привык читать медленно так же внимательно читает развлекательный пост, как учебное пособие.

Основное правило искусства чтения такое: Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.

Способы чтения распадаются на группы, главные из них:

Первая группа.

«Пролистать книгу». «Просмотреть», «пробежать» её. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенные вообще или наиболее важные для него: главные мысли, факты и т.д. Медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, пропускают ненужные вставки. Полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. «С проработкой» её содержания. Этот способ – лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той цели умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.

Вторая группа. (названия не совсем точные)

Пассивное чтение. Просто отдаёмся на волю автора, не критикуем текст, не даём ему оценки, просто переживаем его мысли, чувствования, образы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живём в его мире, забываем о себе и т.д. Активное чтение. Всегда осознаём себя, оцениваем мысли автора, соглашаемся с ними, критикуем их, перерабатываем по-своему, делая выводы и т.д.

Третья группа.

Поверхностное чтение. Углублённое чтение.

Трудно кратко выяснить различие и его сущность, поэтому автор даёт сравнение. Мне оно не понравилось, я дам своё объяснение: когда читаем углублённо, то прорабатываем весь материал книги, соглашаясь или оспаривая его, тем самым вся книга нами переработана, нет опущенных, отложенных на потом деталей или частей книги.

III. Проработка и отработка книги

Работа над книгой состоит:

А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять книгу. Нередко спросишь человека, прочитавшего книгу, в чём суть её – и окажется, что он совершенно не понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Можно не только понять книгу, но и «пережить» её содержание.

Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т.д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.

В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.

Добиваясь этих трёх целей, нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков, а именно:

1) сосредоточиваться на том, что читаешь;

2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;

3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;

4) мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:

5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.

Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе со вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.

Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком.

Два основных пути к проработке книги.

1. Прямо начать чтение и проработку с первой страницы, и затем двигаться по частям далее. К прочитанному не возвращаются.

Одна из основных задач чтения с проработкой – отчётливое понимание всей книги. Первый путь при этом недостаточно удобен.

2. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.

В предварительном ознакомлении с книгой, особенно когда нужно отсеять часть книг, помогут часто пропускаемые части:

Предисловие и введение позволят понять какие цели и задачи ставит автор, на что обратить внимание.

Оглавление покажет общий план содержания книги, с него надо начинать и им заканчивать чтение.

Заключение объясняет к чему книга подводит, какие задачи выполняет.

Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего, серьезного чтения её) три:

1) книга должна быть правильно и отчётливо понята;

2) мысли и сведения, содержащиеся в ней, должны «отработать» в нашем уме, в нашей психике;

3) во многих случаях должна быть произведена оценка её содержания.

Задача понимания книги сложнее, чем кажется. Возникает опасность «иллюзии понимания»: кажется, что понял, а на деле или понял не совсем, или вообще неправильно. Пришлось объяснять другому – запутался. Начал перечитывать – и вдруг «озарение» – «так вот что это значит! Как я прежде читал и не понимал?». Если чувствуешь, что не понимаешь – потрудись и поймёшь. Если кажется, что понял, а на самом деле нет – ошибка останется.

Первое условие понимания книги – достаточная подготовка. Каждая книга кроме «популярных» требует известные знания. Если их нет, то читатель её не поймёт.

Второе условие – понимание иностранных слов и терминологии книги. Не брезгуйте гуглить незнакомые термины и слова – это важно!

Третье условие – умение «вникать» в читаемое, а не «пробегать глазами». Для того, чтобы глубже «вникнуть» в мысль, нужно уметь ее задерживать и всю силу внимания сосредоточивать на ней. Для этого требуется особое характерное усилие, известное, вероятно, каждому и столь неприятное «ленивому» уму. Кто не умеет или ленился «вникать» в читаемое, для того настоящее знание закрыто.

Отработка содержания книги – то, что мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас мыслями, сведениями, эмоциями и т. п., войти в систему их, или изменить их. В этом и состоит его работа. Если прочитанная книга не производит работы, а только запоминается, – то это самая благодарная почва для превращения читателя в «праздно болтающего», «фразёра» и т. п.

«Отработку» можно свести к двум главным типам.

Первый тип. Содержание книги может быть «усвоено» нами, т.е. мы перенимаем мысли из книги. Мы обычно не можем сами создать великую мысль: но мы можем сделать ее «нашей», если она станет определяющей силой в нашей жизни и в нашем миросозерцании. На вопрос «что вы думаете о том-то?» мы отвечаем в большинстве случаев заимствованными мыслями.

Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаем содержания книги истинным. Наоборот. Мы «отвергаем» его, так как оно кажется ошибочным или несовместимым с нашими взглядами. Здесь производится работа, часто не менее ценная, чем при усвоении. Если мы хорошо поняли чужие мысли и хорошо вникли в них, кое-что в наших мыслях будет дополнено, исправлено. Они приобретут большую отчетливость и углубятся, станут более определенными и обоснованными.

Чем больше собственных мыслей, знаний, эмоций сопоставляется, сравнивается, исправляет ошибки и оценивается относительно тех, что содержатся в книге, в ходе изучения содержания книги – тем больше и глубже результаты «продумывания» книги. Тем полезнее это для самообразования и для умственного развития.

Необходимо создать привычку сознательного и намеренного продумывания.

Для этого есть два условия – не читать без передышек, и уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.

Останавливаться на интересных мыслях, подумать о них, прислушаться к новым мыслям, на которые первая нас наведёт, – вот элементарный случай продумывания.

Мысли, которые приходят при проработке книги, нередко очень ценны, и их следует записывать – да хоть в твиттер – но не чтобы забыть, а чтобы чётко и коротко её сформулировать, «отработав» её лучше, чем просто продумав «в голове», рискуя оставить её неясной, туманной.

Тем более следует научиться записывать чужие мысли, которые могут пригодиться. Сохраните их для себя.

При чтении для самообразования выбираются лучшие произведения лучших авторов, так как их критиковать, когда мы только учимся?

Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Это – критика для развития нашей мысли, чтобы научиться критике. Мы имеем право сомневаться и быть несогласными, поставить знак вопроса и стараться решить, так это или нет? Без этого нет самодеятельности мысли.

Нужно добросовестно и тщательно работать над решением вопроса, по мере сил. Если не можем – оставляем вопросом. Вместо «автор глуп» спрашиваем «не показалось ли мне, что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?»

Критика – палка о двух концах. Иногда показывает проблемы книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда. Критиковать, – не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать.

Оценивать сложные многогранные труды гораздо сложнее, чем простые и плоские. В первом может быть много ошибок, зато найдётся настоящее сокровище, а во втором порядочно, аккуратно, но и только.

Критика при чтении с проработкой заключается не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и особо выдающегося. Важно после своей критики прочитать критику крупного специалиста, тоже с проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.

При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.

После предварительного ознакомления советуем разделить её на главные части по смыслу и прорабатывать их по очереди.

Проверочные вопросы очень полезны, читайте их не раньше проработки всей главы.

IV. Освоение книги

Условия освоения параграфа: первое – отчётливо понять его. Отчетливо понять – значит уметь точно и ясно определить его тему и кратко изложить ответ на нее. Этот «самоэкзамен» – лучшее средство самоконтроля при чтении. Если не можем – значит плохо вникли, плохо поняли. Если не получается – отметьте это место, и читайте далее, возможно позже автор даст не хватающие сведения для понимания пропущенных глав.

Доказательства. В каждом есть три части:

1) Тезис – та мысль, которая доказывается.

2) Аргументы – основания в поддержку тезиса.

3) Демонстрация, способ доказательства – связь между аргументами и тезисом.

Если нарушена связь между ними – доказательство неубедительно.

Понять доказательство – понять связь этих частей.

Критиковать доказательство – доказать неприемлемость аргументов или отсутствие связи с тезисом.

Для овладения книги нужно:

А) кратко сформулировать главную мысль книги. Затем поделиться ей с кем-то – через реферат или беседу о книге.

Б) после прочтения восстановите в общих чертах в памяти общее содержание, план книги.

В) если велись конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно полезно переработать их в один цельный конспект всей книги.

Г) Если приложен предметный указатель, то полезно взять из него наиболее важное и задать себе как вопрос, что оно значит.

Изучайте чертежи и рисунки в книге, это полезно.

При прочтении книги полезно оставлять в ней отметки: подчёркивания, символы. Одним они позволяют внимательнее читать книгу, когда она просто «пробегают» её, но лучше всего другим – они отмечают важные или интересные места, делают указания для себя.

Следует подчеркнуть, что выписки – это вспомогательное средство при чтении, а не его цель. Выписки нужно в первую очередь не коллекционировать, а постоянно применять к делу. Некоторые думают, что такими выписками можно заменить свой ум – это совсем плохо. Выписки это не «готовые мысли», которые нужно просто правильно подобрать под ситуацию и бездумно пересказать.

Свои мысли и заметки можно также хранить в виде выписок, но если они касаются цитат – то следует писать их в выписке с цитатой.

Для написания конспекта надо:

1) Выделить из неё всё существенное, основное. 2) Связно изложить.

Как это будет сделано – зависит от условий:

а) Самой книги; б) наших целей; в) нашего опыта и уменья;

Для краткого конспекта придётся признать несущественным многое, что важно для подробного.

Конспект в целях самообразования пишется иначе, чем обычный.

Работа над конспектом имеет две стороны.

1. Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного, притом в наиболее удобной, легко обозримой форме. Цель тут – получить возможность в несколько минут восстановить в памяти основное содержание книги. 2. Надо для этого проделать сложную работу над читаемым. Постоянно производить анализ и синтез читаемого: постоянно выделять существенное из несущественного, основное из менее важного; надо устанавливать отчётливо связь между отдельными частями главы, отдела, книги; надо наиболее существенное выделить на первый план, менее существенное, вошедшее в конспект, отдалить на второй план, так чтобы «перспектива» была сразу видна при чтении конспекта, и т.д.

Если конспект пишется в целях самообразования, то на вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления. Конечно, для этого нужно брать только достойные книги, и из которых лучше всего можно познакомиться с данной наукой и её методами.

При конспектировании для самообразования нередко приходится выбрать тип «свободного конспекта». Суть: составляя конспект, мы можем строго выдерживать порядок мыслей, который имеется у автора, – даже если нам кажется, что наш лучше. Или же можем тот же материал излагать при конспектировании в другом порядке, по нашему мнению, более удобном или выгодным для читателя. Эта свобода от плана автора и характеризует «свободный конспект». Обычно отступления небольшие. Например, мысли на разную тему, разбросанные по всей книге, сводятся в одном месте конспекта: разные мысли в главе перестанавливаются, и т.д. Таким образом придаём материалу автора несколько иную форму, и делаем шаг к его обработке. Работа очень полезная.

Но при таком подходе возникает недоразумение: мы попадаем в т.н. «ложный круг»:

1. Чтобы лучше понять главу, нужно её законспектировать. 2. Хорошо конспектировать можно, только прочитав и хорошо поняв всю книгу.

Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.

При чтении полезно вести так называемый журнал чтения. Суть:

Если в какой-то день мы что-то читали (книга, статья), то отмечаем день и то, что именно читали. Делаем выписки (выписки или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги: они очень полезны, особенно касаемо нашей специальности, связанные с выработкой мировоззрения или с интересующим нас серьёзным вопросом. Это превосходный источник справок и «вдохновений», главное, чтобы можно было легко их найти) по необходимости, вписываем по поводу прочитанного: мысли, вопросы, недоумения и др. Иначе говоря, ведётся «запись чтений и проработки книг в течение дня».

По прочтении книги сюда вносятся её «резюме», общая оценка и т.д.

К такому журналу нужно параллельно вести алфавитный указатель тем, иначе трудно будет разобраться. С ним это будет не только дневник чтения, но и средство, помогающее изучению книги, ведь он неоценим для справок, освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может попутно вестись и указатель авторов.

Указатель имеет цели более общие, чем изучение книги. Указатель нужен для лучшего изучения вопроса по специальности или т.п. Суть:

Заводим документ, куда в алфавитном порядке вносим темы, связанные с вопросом (специальностью или т.п.), встреченные в прочитанных книгах, статьях и т.д., с указанием, где они встречались.

При каждой теме – указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом, у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались.

Самый просмотр тем иногда бывает очень полезен.

Заповеди читателя.

А. Общие :

1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.

Б. При чтении для образования:

1. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».

2. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.

3. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.

4. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.

5. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.

6. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.

7. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.

8. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.

9. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».

10. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай «с пером в руке»; делай конспект, заметки, выписки.

11. Научись пользоваться оглавлением. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.

12. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.

13. Чужую критику на книгу читай после книги.

14. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

В. О выборе книг для самообразования:

1. Читай хотя бы немного, но основательно.

2. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.

3. Читай самое лучшее, что можно достать.

4. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.

5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

Послесловие

Это моя первая попытка в создании полезных статей, и в планах публиковать ещё другие конспекты. Прошу предоставить вежливую критику: что плохо в такой статье, что следует исправить, и на что исправить.

Если вы не ставите себе цель убить энтузиазм в зачатке, то прошу избегайте резких высказываний, я довольно впечатлительный.

Как читать эффективно: подборка полезных материалов

Пожалуй, мы не преувеличим, если скажем, что умение читать – одна из самых замечательных вещей, доступных человеку. Благодаря чтению мы можем получать новые знания, учиться, погружаться в удивительные миры, коротать холодные зимние вечера, укутавшись теплым пледом… Но книг столько, что и жизни не хватит прочесть все, что интересно. Однако попробовать никто не мешает! Как читать быстрее? Как читать эффективно? Как запоминать прочитанное? Как понимать сложные тексты? Что такое скорочтение? Как научиться этому навыку? Если вас интересуют подобные вещи, наша новая подборка поможет вам прокачать свои читательские навыки!

1

Искусство оптимального чтения

Ежедневное чтение, вероятно, самая важная из всех полезных привычек. С этим можно поспорить, ведь начитанные люди далеко не всегда успешны. Поэтому важно не только привить себе любовь к чтению, но и научиться читать книги правильно. Вероятно, вы и сами пребывали в такой ситуации: читаете книгу и понимаете, что никакой пользы она не несет. Однако продолжаете. Почему? Психологи говорят, что таким образом вы оправдываете уже вложенные действия. А по-простому – занимаетесь самообманом. То же самое, когда вы читаете интереснейшую книгу, но не применяете знания из нее на практике. Оба примера далеки от оптимального чтения. Что это и как ему научиться? Читайте в нашей статье. Читать подробнее…

2

Четыре техники чтения

Большинство из нас любит читать во время досуга, «смаковать» каждое слово. Однако часто важна и скорость чтения. Как и другие навыки, чтение тоже требует обучения и достижения мастерства для того, чтобы полностью пользоваться всеми его преимуществами. Первым делом важно понять, чего вы хотите добиться от прочтения. Избегайте интенсивного чтения, если вам нужно просто просканировать книгу на предмет понимания общих вещей. Из статьи вы узнаете, что такое сканирование текста, как правильно выполнять скимминг, в чем разница между интенсивным и экстенсивным чтением. Все это поможет вам начать читать эффективнее уже со следующей страницы. Читать подробнее…

3

Мортимер Адлер «Как читать книги» – краткое содержание

Большинство людей уверены, что умеют читать, поскольку овладели алфавитом. Но грамотность не равна «умению читать», т.е. быстро и правильно понять содержание печатного текста и составить о нем собственное мнение. Как показывает практика, процесс развития навыков чтения останавливается в 6-м классе школы: выпускники и даже студенты вузов в среднем умеют читать не лучше шестиклассника. Чтение – основа образования, процесса, который продолжается всю жизнь и ответственность за который несем только мы сами. Единственный способ продолжить образование самостоятельно – это научиться читать правильно. И как это сделать, вы можете узнать в кратком изложении произведения Мортимера Адлера «Как читать книги». Читать подробнее…

4

Как научиться лучше усваивать прочитанное

У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека. Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры – все это читатель должен воспринять, как и было задумано. Научиться этому можно с практикой, о которой мы и расскажем в статье. Читать подробнее…

5

Как читать эффективно

Умеем ли мы читать? Читать по-настоящему, как это делали гениальные ученые и гениальные писатели? Ответ на этот вопрос прост. Если вы не гениальный ученый и не гениальный писатель, то эта статья для вас. Развитие сети Интернет приучило нас обрабатывать быстро и поверхностно большие объемы информации. Зачастую мы «скользим» взглядом по тексту, выхватывая лишь основные идеи, считая, что постигаем истину. Потом приходится удивляться, что через некоторое время книга воспринимается как совершенно новый текст. Так как же нужно читать, чтобы достигнуть «потолка» в понимании книги и максимально продуктивно запоминать информацию? Давайте изучим процесс максимально продуктивного чтения. Читать подробнее…

6

Как избавиться от артикуляции при чтении?

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приема и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочел, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек. Всего существует три варианта чтения, и мы хотим поговорить как раз о третьем – чтении без артикуляции. Читать подробнее…

7

Как понять сложную книгу? Аналитическое чтение от Мортимера Адлера

Если вы любите читать, то наверняка вам попадались в руки книги, смысл которых тяжело пересказать. Проблема в том, что современная школа не учит, как нужно критически прочитать книгу, понять ее смысл и особенно – главный посыл автора. После прочтения кажется, что проблем с чтением не было, но пересказать главные аргументы и идеи автора мы часто не можем. Поэтому эйфория от полученных знаний угасает и не придает уверенности. В этой статье вы узнаете, какие есть уровни и принципы чтения и как их развивать. На основе описанных стадий и правил появится возможность развить навыки эффективного чтения, что поможет структурировать мысли о каждой прочитанной книге. Читать подробнее…

8

Полный гайд по чтению: как делать это с пользой

Чтение – это едва ли не самый простой и приятный способ саморазвития практически во всех сферах жизни. Однако даже в таком легком методе есть свои нюансы. Как читать с максимальной пользой? Что читать? Где найти время на книги? Как сделать так, чтобы информация лучше запоминалась? Стоит ли использовать техники скорочтения? В статье мы поговорим об эффективности быстрого чтения, выборе формата книги, и способах извлекать из любых книг наибольшую пользу. Уверены, этот материал поможет вам расширить свои границы как читателя и выйти на качественно новый уровень. Читать подробнее…

9

Как начать много читать

Чтение книг является одним из самых лучших способов времяпрепровождения. Книга обладает удивительной силой и способна перенести читателя в иную реальность. Книга заставляет нас переживать массу эмоций и получать новые впечатления, меняет настроение и заставляет сердце замирать или биться еще сильнее. Книга просвещает нас и дает нам новую информацию. И как было бы хорошо, если бы мы могли читать в любое время, поглощая все новые сотни страниц. Для всех книгоманов и библиофилов, страдающих от нехватки времени на чтение интересной литературы, мы подготовили несколько дельных советов, способных исправить сложившееся положение вещей. Читать подробнее…

10

Онлайн-программа «Быстрое чтение»

На этой онлайн-программе всего за 4 недели с помощью специальных игр и техник вы сформируете навык быстрого чтения и запоминания, который сможете применять в работе и учебе. Программа для вас, если вы старше 13 лет и вам нужно много читать и надолго запоминать информацию по учебе. Если в работе вы имеете дело с большим количеством текстовой информации, которую необходимо осваивать. Если вы стремитесь к постоянному развитию и много читаете, чтобы улучшать свои профессиональные и личные навыки. Если вы часто забываете, о чем была недавно прочитанная книга, не умеете быстро искать нужную информацию и структурировать ее. Узнать подробнее…

При серьезном подходе и регулярной практике можно повысить свою скорость чтения всего за несколько недель. А если продолжать заниматься, за считанные месяцы можно научиться буквально десятками «проглатывать» интересные книги. Занимайтесь и у вас все получится! Желаем удачи!

Вам знакомы эти чувства, когда:

✔ Книга по саморазвитию понравилась и показалась ОЧЕНЬ полезной, но ничего из нее так и не применили в жизни?

✔ Прочитанный роман невероятно впечатлил, но вы уже с трудом вспомните нюансы сюжета и имена героев? А рекомендация ограничивается только вашими эмоциями: “Это – супер!”

✔ На языке вертится цитата, но меткое выражение никак не приходит на ум?

✔ Пытаетесь рассказать другу очень яркий пример из книги, но удается передать лишь какие-то общие слова вместо цельной картины?

В школе и вузе редко учат тому, как читать книгу по-настоящему эффективно. Ну дают готовый список. Ну просят отчитаться о прочитанном. А спустя 20 лет вы вспомните, о чем было “Превращение” Кафки? И что дает нам читательский багаж, если в этом чемодане – только бирки с названиями книг и авторами.

Я – не волшебник, я только учусь. (с) Но буду рада, если некоторые мои открытия окажутся для вас такими же полезными, как для меня.

6 секретов продуктивного чтения

Что вас ждет в статье:

1. Эффективное ведение читательского дневника

2. От теории – к практике!

3. Мотивация

4. Аккаунт в книжной сети

5. Ведение списка

6. Чтение в разных жанрах

1. Читательский дневник. Как вести эффективно

Сразу вспоминаются школьные годы чудесные? И летняя повинность: написать 10-50 отзывов по прочитанному из списка? При этом по классической схеме: название, автор, главная мысль, краткий сюжет, основные герои и т.д.

А что, если я вам скажу: ведение читательского дневника может стать удовольствием не меньшим, чем чтение? И давать настолько мощный стимул, что меняется не только отношение к книгам, но и к образу жизни, личным и семейным ценностям, профессии, окружающим людям, собственному потенциалу?

Покажу наглядно. Вот мой недавний улов. На этот раз – не библиотечный, а самый что ни на есть “покупочный”. Из любимого издательства “МИФ”, у которого что ни книга, то слюнки текут.

Из личного архива. Покупки из МИФа
Из личного архива. Покупки из МИФа

На фото – пособия, рассчитанные на детей. Ну что поделать, если для взрослых настолько же интересных вещей еще не придумали. А без воодушевления новая привычка не формируется. Тогда почему бы не начать с чего-то яркого и мотивирующего? Чтобы потом появился стимул продолжить на новом, более высоком уровне!

Что можно делать в читательском дневнике, чтобы забыть о школьных стандартах и научиться извлекать из книги максимум пользы:

Из личного архива. Фото страниц книги Марты Райцес "Читательский дневник"
Из личного архива. Фото страниц книги Марты Райцес “Читательский дневник”

Дарим себе полную свободу и используем читательский дневник с максимальной отдачей:

Фиксируем понравившиеся цитаты.

А чтобы делать это быстро, то пользуемся искусством сокращения слов, стенографическими символами, рисунками.

Почему выписывать цитаты – эффективная работа? Просмотр цитат помогает быстро вспомнить содержание книги. А еще это – мотивирующие и вдохновляющие страницы.

Ведем словарик.

Как часто мы встречаем в книгах новые или малознакомые слова, а потом не можем снова вспомнить их значение. Если не полениться и выписывать хотя бы наиболее важные, то такие слова уходят в долговременную память. Потому что чем больше чувств задействовано, тем крепче это запоминается: вы не просто мельком прочитали где-то значение, но задействовали кинестетику – навык письма.

Многие люди сейчас стремятся выучить иностранные языки. Похвально и ценно для интеллекта, лучшая профилактика деменции (старческого слабоумия). Но как насчет своего родного языка?

Из личного архива. Фиксирую слова из книги "7 навыков высокоэффективных людей" Кови. Тренирую свои слабые навыки стенографии и сокращения
Из личного архива. Фиксирую слова из книги “7 навыков высокоэффективных людей” Кови. Тренирую свои слабые навыки стенографии и сокращения

Составляем интеллект-карты

Все мы привыкли пользоваться линейными записями: долго и нудно конспектировать лекции, содержание книги, планировать дела списками. А если попробовать новый навык?

Рисуя карту, вы подключаете ассоциативные связи. И помогаете себе не только вычленить самое главное из книги, но и запомнить гораздо крепче.

Кроме того, вы охватываете карту одним взглядом. Достаточно только посмотреть на нее и сразу вспоминается всё, о чем читали. Ведь карту вы рисуете для себя лично.

Не ленитесь использовать цвет. 🖼 Сначала может показаться, что это – лишнее и отнимает драгоценные минуты. Но степень наглядности становится гораздо выше. И вы экономите для себя в будущем уже не минуты, а часы, которые могли бы потратить на перечитывание.

Подробнее о картах – тут:

Интеллект-карты? Любопытный способ планирования

Вот, например, результат моего вчерашнего утреннего чтения. Выжимка 60 страниц – на 2 листах: в готовом читательском дневнике и в блокноте.

Из личного архива. Чтение книги Кови "7 навыков высокоэффективных людей"
Из личного архива. Чтение книги Кови “7 навыков высокоэффективных людей”

✔ Зарисовки

Встречая интересный пример в нехудожественных (да и в художественных тоже!) книгах, хочется запомнить его и поделиться с близкими. Ничто не действует на людей настолько сильно, как история с конкретными лицами. Живые примеры работают гораздо лучше нотаций и теоретических описаний. Это – самая мощная мотивация.

И как быть с книгами, в которых встречаются любопытные и ценные примеры? Фотографировать/сохранять целую страницу? А потом потерять это фото в сотнях других. Выписывать? И потратить на это достаточно много времени.

Есть нечто более наглядное и запоминающееся. Зарисовки! Не нужно быть художником, чтобы передать на бумаге свои основные мысли. Вы фиксируете историю так, чтобы запомнить для себя ключевые моменты. И потом для памяти достаточно одного взгляда: ага, вот оно! Если вы под рисунком укажете еще и номер страницы, то сможете легко найти понравившуюся историю в будущем.

Мой пример из сегодняшних чтений. Цитата о сборе листьев и рубке дерева под корень – в одном рисунке. История про маяк и корабль – в другом:

Из личного архива
Из личного архива

2. От теории – к практике!

Можно прочитать за месяц сотни книг по совершенствованию каких-то навыков, но так и не применить ничего в своей жизни. И тут есть одна закономерность:

Чем больше прошло времени после прочитанной книги, тем ниже вероятность, что вы когда-либо используете изложенные там принципы.

Что делать? Пробовать сразу! Сегодня же!

Я беру себе за правило: что-то понравилось в книге – пробую как минимум 1 прием на практике. Немедленно! Порой даже уже во время чтения.

Чем быстрее мы применяем теоретические знания на практике, тем глубже они запоминаются и тем крепче формируются привычки.

Из личного опыта

Именно так после книги “Эффект визуализации” рисование интеллект-карт стало выталкивать из моих привычек линейные записи. Вплоть до того, что я порой ловлю себя на фиксации в форме карт не только планов/статей/книг, но и обыденных дел, поручений мужа и даже снов/фантазий (это требуется мне в профессиональных целях).

Раньше я писала свои статьи в блогах, пользуясь планом, “составленным в уме”😆 . По сути, это часто выливалось в хаотичные мысли, которые потом собирала в единое целое, много раз правила статью, меняла фрагменты местами, удаляла лишнее. Потом вдруг вспоминала какой-то пример. Потом нужную фотографию. Всё это отнимало очень много времени и было непродуктивным.

Сейчас я сразу фиксирую основные ветви статьи и быстро следую за всеми своими ассоциациями и воспоминаниями, добавляя ответвления. Не по порядку, а по мере возникновения мыслей. В итоге: 10 минут, и картина статьи – передо мной. Остается только воплотить всё задуманное в словах.

План этой статьи
План этой статьи

3. Мотивация

Как часто мы откладываем чтение на потом, составляя длинные списки, собирая рекомендации знакомых. В результате смотрим на эти 100500 названий и… откладываем еще дальше.

Я давно заметила, что прокрастинация (откладывание на потом) – вовсе не от дефицита времени. Человек ВСЕГДА находит время на то, чего по-настоящему хочет. Достаточно заменить словосочетание “надо бы” на “хочу”.

Когда мы говорим “надо ложиться раньше/надо читать по 10 страниц в день/надо заниматься спортом”, то практически никогда не приводим эту обязанность в исполнение. Если же думать в другом ключе – “хочу ложиться раньше, хочу читать по утрам, хочу заниматься спортом” – вероятность исполнения задуманного становится гораздо выше. Потому что человек скорее выполнит свое желание, нежели какую-то обязанность.

Что же помогает выделить драгоценное время на чтение? А если выразиться точнее, что мотивирует исключить “пожирателей времени” и сделать уже, наконец, задуманное:

Начинать с утра.

Раньше за завтраком я проверяла почту, ползала по соцсетям, просматривала текстовые новости в Яндексе. Сейчас утром я читаю нон-фикшн. То есть ту литературу, которую нельзя отнести к художественной. И, естественно, кладу перед собой блокнот, ручку и цветные карандаши. Потому что я не хочу, чтобы мое время чтения вылетело в трубу. Мне важно, чтобы прочитанное улеглось в память, а самое ценное было использовано на практике.

Пример моего чтения за чашкой кофе
Пример моего чтения за чашкой кофе

Утром я ем немного, но кофе пью достаточно долго. Из своей любимой чашки, подаренной сестрой. И да, на чашке изображена я с единственным питомцем, который появился уже во взрослой жизни. И за этим подарком – целая история. Опять же пример того, как достаточно взгляда на изображение, чтобы подключились ассоциативные связи, воспоминания…

Участие в марафоне чтения

Когда-то я считала это забавой юнцов. Ну что там все собираются и бросают вызов: прочитаю 10/100/1000 книг за год? Вот людям делать нечего – просто погоня за количеством, а не качеством.

Но потом спустя пару лет смотришь на свой список прочитанного. И сравниваешь его с тем, что прочитали “безумные марафонцы”. И понимаешь:

ты потеряла время.

Ты надеялась, что читаешь пусть меньше, но более качественно. А по факту оказалось, что просто искала оправдания собственной интеллектуальной лени. Потому что МОЖНО совмещать качество с количеством.

Участие в марафоне чтения стимулирует и подгоняет. Если ты бросила вызов, что прочитаешь пусть даже 50 книг за год, то будешь помнить об этом и стремиться к выполнению.

Ведь находиться на 32595 месте из 59093 не слишком здорово, согласитесь? 😆 Лично меня подзадоривает и заставлять “поднажать”.

Из личного архива. Участие в Книжном вызове на Livelib
Из личного архива. Участие в Книжном вызове на Livelib

Общение с единомышленниками

Человек – существо социальное. Как бы мы ни старались заявлять о том, что самодостаточны, но без взаимодействия с другими людьми обходиться не можем. Письменно или устно – это уже личный выбор. Главное – найти круг людей, близких по интересам. И тогда обнаружить ежедневную мотивацию на чтение будет намного легче. Кроме того, поддержка имеет огромное значение. Особенно для тех, у кого в семье и среди друзей читают мало, либо не читают вообще.

Пожалуй, найти единомышленников для устного обмена впечатлениями о книгах – гораздо сложнее, чем обнаружить аналогичное сообщество в интернете. А уже при желании можно организовать и реальную встречу. При условии, конечно, что участники живут хотя бы в соседних регионах.

Благодаря интернету возможности найти таких единомышленников стали практически безграничны.

2 крупнейшие книжные социальные сети:

  • LiveLib. Самая масштабная сеть на русском языке. Очень богатый функционал: форум, рецензии, цитаты, подборки книг, поиск похожих книг, рекомендации, марафоны и многое другое.
Как читать книги продуктивно. 6 лайфхаков
  • GoodReads. Крупнейшая сеть на английском.
Как читать книги продуктивно. 6 лайфхаков
  • Сообщества в соцсетях

Функционал в них меньше, но можно обсуждать книги, делиться прочитанным и участвовать в марафонах.

4. Аккаунт в книжной сети

Ведение такого аккаунта помогает систематизировать прочитанное, строить планы, создавать списки, получать рекомендации и пользоваться многими другими функциями. Причем совершенно бесплатно! По крайней мере, такая практика – на LiveLib.

Я пользуюсь этой сетью с 2014 года. И веду аккаунт именно для себя лично, сохраняя впечатления о книгах и формируя новые списки. На данный момент я зафиксировала 4151 прочитанное произведение, написала 400 рецензий. Впрочем, что говорить. Нагляднее – на фото:

Мой профиль на LiveLib
Мой профиль на LiveLib

Какие возможности дарит LiveLib для мотивации к чтению, развития навыка вдумчивого читателя и вообще любви к книгам:

Рецензии. Вы можете писать их лично для себя, чтобы потом, спустя несколько лет, легко вспомнить и впечатления от книги, и ее содержание, и основные принципы. А можете участвовать в конкурсах рецензий.

Багаж прочитанных книг. Есть возможность ставить дату прочтения и тем самым отслеживать свой прогресс: в какой год читали больше, в какой – меньше. И в целом приятно наблюдать за растущей цифрой. И вы никогда не упустите название давно прочитанной книги и ее автора: достаточно зайти в свой профиль.

Хочу прочитать. Моя любимая функция на LiveLib. Любую книгу можно занести в список “Хочу прочитать”, формируя в итоге вдохновляющие планы. Потом достаточно отсортировать список, распечатать и приобретать/брать в библиотеке/скачивать нужные для себя произведения. Ничего не будет упущено.

Полки. Они появились сравнительно недавно. Теперь можно создавать разные полки, добавляя туда книги из любого списка: прочитанных или тех, которые хотите прочитать.

Подборки. Участники LiveLib создают очень разнообразные подборки книг: по темам, жанрам, впечатлениям, героям, авторам – никаких ограничений!

Избранное. Туда можно вносить всё: понравившиеся книги, авторов, цитаты, рецензии, подборки – что угодно!

Цитаты. Можно добавлять свои (из книг) или собирать уже то, что добавили другие. Часто я вношу книгу в список “Хочу прочитать” только на базе понравившейся цитаты. Ведь она скажет о ценности книги порой даже лучше, чем рецензия.

Также в этой сети есть форум, проводятся различные мероприятия и игры, работает книгообмен, раздают премии, оповещают о новинках, составляют рейтинги. Одним словом, всего и не перечислить. Я рассказала лишь о тех функциях, которыми пользуюсь чаще всего.

5. Ведение списка

Сколько книг в вашем списке “Хочу прочитать”? 1000, 50, 10 или вовсе ни одной? Чем меньше книг в перечне, тем ниже вероятность, что вы будете много и продуктивно читать. Конечно, если повезет, то можно настолько вдохновиться чужим отзывом, что захочется немедленно бежать и брать какую-то книгу. Но в том-то и дело, что случается такое нечасто. Да и чужое мнение о прочитанном – субъективно.

Гораздо эффективнее составлять индивидуальный список. Что помогает его составить:

  • Список книг в конце понравившегося вам издания. Обычно в хороших работах всегда приводится перечень источников.
  • Список книг от понравившегося автора. Конечно, из этого перечня иногда приходится потом вычеркивать почти всё – настолько большим может быть разочарование из серии “Ожидание-реальность”. Есть так называемые “авторы одной книги”: написали шедевр, а остальные произведения в подметки не годятся. Но всё же чаще любимый автор радует каждой своей работой.
  • Подборки. Я пользуюсь готовыми подборками с разных ресурсов. Но прежде, чем добавлять книгу в список, смотрю на ее рейтинг.
  • Похожие. И тут, опять же, мне помогает сеть LiveLib. Она практически по каждой книге предлагает похожие книги: по настроению, жанру, теме. Очень часто попадает в яблочко.
  • Отзывы. Встречая интересную рецензию на книгу, я нередко вношу ее в список. Рецензии, конечно, всегда субъективны. Но когда 9 из 10 отзывов хорошие, то и книга не подводит.
  • Цитаты. Еще один критерий, по которому можно внести неизвестную книгу в список.

6. Чтение в разных жанрах

Замечательный способ не скатиться в одностороннее образование. Потому что только пробуя книги в разных жанрах и направлениях, можно:

✔ Развить вкус.

✔ Сделать открытие.

✔ Изменить свои взгляды, а в итоге – жизнь.

✔ Получить больше удовольствия от нового опыта.

✔ Раскрыть потенциал (личный и не только).

✔ Повысить уровень мастерства в определенной сфере (при условии, что вы используете изложенные в книге принципы на практике).

Я стараюсь каждый день открывать и читать 3 книги в разных жанрах и разной направленности:

  • Утром работаю с книгой по саморазвитию.
  • Днем читаю несколько страниц литературы по профессии.
  • Перед сном выделяю время на художественные книги.
Из личного архива. Чтение для вечера
Из личного архива. Чтение для вечера

Среди художественных книг для меня тоже есть градация: более глубокомысленные по содержанию и просто для развлечения. И я искренне считаю, что легкие книги тоже нужны. Пусть они – одноразовые и не особо талантливые, но я их сравниваю с пирожными: часто баловать себя вредными десертами не стоит, однако можно и нужно позволять себе быть в чем-то неправильной.

Увлекательного и продуктивного вам чтения!

***

Понравилась статья? И вы в ответ можете сделать для меня многое:

поставить лайк 👍;

поделиться в соцсетях;

подписаться на канал.

Всё это – совершенно бесплатно и помогает развивать блог.

Спасибо, что вы со мной!

Пара статей по теме:

Библиотечный улов, или Неужели современные люди туда еще ходят

Необычные источники вдохновения для творческих людей. Топ-4

Чтение книг приносит людям множество удовольствия и пользы, в первую очередь связанной со знаниями и саморазвитием, а также расширяет кругозор, обогащает словарный запас и позволяет преодолеть время и пространство, побывать в других странах и даже мирах. Эффект можно значительно усилить, читая правильно. Многие останавливаются на поверхностном прочтении, не замечая самого важного. А ведь истинная красота и ценность текста открываются только при глубоком чтении.

Для того чтобы научиться правильно читать, нужно ознакомиться с теорией и советами (чем мы вам поможем) и постоянно совершенствовать мастерство читателя. Эта работа потребует много стараний, энергии и времени. Но вы не пожалеете о вложенных ресурсах и уже через несколько недель заметите первые приятные результаты. Начнем?

Что значит правильно читать?

Правильное чтение — это про максимальную пользу. Прежде всего лайфхаки для ее достижения касаются чтения жанра нон-фикшен — учебной и научной литературы, книг по психологии и личностному росту, профессиональной литературы, эссе, мемуаров и так далее. Все эти примеры объединяет конкретная польза, которую может получить читатель: знания, навыки, компетентность. Но наши советы пригодятся и для работы с художественной литературой, ведь ее цель — давать читателю новый опыт, а не просто развлекать.

Футболки для любителей чтения

Зачем учиться правильно читать?

Чтение — залог личностного роста, но это не единственная награда для внимательного читателя. Другие плюсы:

  1. Расширение кругозора. Книги — безграничный кладезь информации: история, приключения, детективы, документальная литература, деловая литература, драматургия, любовные романы, поэзия, эзотерика, фантастика, юмор, психология…
  2. Развитие интеллекта. Чтение положительно влияет на личностное развитие и улучшение аналитических способностей, что доказали профессора Королевского колледжа Лондона и Эдинбургского университета.
  3. Чтение помогает замедлять возрастное снижение когнитивных функций и, возможно, развитие тяжелых форм когнитивных расстройств, таких как болезнь Альцгеймера. К такому выводу пришли американские ученые из Университета Раш в Чикаго. Они изучили данные 294 пожилых человек, средний возраст которых составил 89 лет.
  4. Развитие фантазии. Шагая в иные миры, созданные писателями, мы сталкиваемся с картинами, сюжетами и героями, которых не могли даже представить. Регулярное чтение фантастики помогает выйти за рамки привычного. Так формируется навык нестандартного мышления, который наверняка вам пригодится.
  5. Укрепление памяти. Эксперимент Американской академии неврологии доказал взаимосвязь между длительным регулярным чтением и скоростью и легкостью запоминания информации. Согласно ему, чтение замедляет ослабление памяти, спровоцированное старением, более чем на 33%.
  6. Счастье. Ученые Ливерпульского университета считают, что людям, которые проводят свободное время за книгами, характерно умение легко справляться с неприятностями, хорошая самооценка и яркое позитивное мышление.
  7. Интеллектуальная беседа. Книги — единственный способ “поговорить” с множеством собеседников, которых уже нет в живых: Стив Джобс, Александр Пушкин, Лев Толстой, Иосиф Бродский, Антон Чехов. 

Прекрасно то, что все это доступно каждому из нас, но только при условии правильного чтения, погружения в авторский замысел. Прочтение всего лишь одной, но великой книги даст толчок для развития вашей личности, смены мышления, расширения кругозора.

Виды чтения

Американский философ и педагог Мортимер Адлер в своей работе «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» выделил и описал четыре вида чтения:

  • элементарный;
  • инспекционный;
  • аналитический;
  • исследовательский.

Элементарный

Наиболее простой метод, которому нас научили в школе. Он включает в себя простое чтение текста, правильное и легкое восприятие смысла и отслеживание сюжета.

Инспекционный

Вертикальное чтение. Читатель смотрит в начало страницы и переходит к концу, стараясь понять смысл и ключевые моменты текста. Способ полезен и популярен при нехватке времени для работы с рабочими или учебными материалами, быстром ознакомлении с новостями или при оценке книги в магазине.

инспекционный метод чтения

Вот несколько лайфхаков, которые помогут освоить инспекционный вид чтения:

  1. Чтение названия и знакомство с обложкой книги. Название и оформление значимы для авторов, и они вкладывают в них главный посыл своих произведений. Расшифровав его, можно многое понять о тексте до его прочтения.
  2. Первые страницы. Обратите внимание на оглавление, предисловие и пролог, чтобы получить представление о тексте.
  3. Названия глав и заключение. Прочитав их, можно понять главные тезисы книги и ознакомиться с выводами, прежде чем изучать доказательства. Это особенно актуально для научно-популярной и деловой литературы.
  4. Отзывы. Лучше всего читать отзывы реальных людей, которые можно найти на книжных сайтах.

Благодаря этим советам всего за 5–10 минут можно выбрать подходящую книгу.

Аналитический

Этот способ подразумевает погружение в текст, которое гарантирует действительно эффективную работу с книгой. Цель аналитического метода — стопроцентное понимание материала с полным усвоением мыслей автора. Способ состоит из таких шагов, как внимательное медленное чтение каждой страницы, отдельные заметки, использование ссылок автора, поиск объяснения неизвестных терминов и других слов.

аналитический метод чтения

А вот как можно получить максимум пользы от текста, анализируя его:

  1. Нужно узнать об авторе и других его работах как можно больше. Так можно понять особенности книги и мотивы ее написания. Вряд ли кто-то будет доверять тексту об обогащении, написанному бедным, разорившимся неудачником. А вот практикующий успешный предприниматель идеально подходит для такой работы.
  2. Нужно уделить несколько минут инспекционному чтению: названию, обложке, первым страницам, оглавлению и заключению.
  3. Нужно возвращаться к сложным моментам. Делайте пометки во время чтения и возвращайтесь к ним после финального предложения. Вы должны понять все, что не поняли в первый раз, перечитывая тяжелые абзацы и применяя дополнительные источники информации.
  4. Нужно подготовить короткое резюме. В нем проговорите или опишите (что еще лучше) новые знания и впечатления. Нужно раскрыть следующие пункты: о чем эта книга; что произошло и почему; интересные и точные ли мнения, события и факты; какие сделаны выводы после прочтения.

Да, этот подход отнимет много времени. Вы устанете, но будете вознаграждены максимумом, полученным от каждого потраченного часа.

Исследовательский

Согласно ему, нужно полностью погрузиться в тему, используя больше двух источников, чтобы подтвердить или опровергнуть факты, теорию, а также дополнить их. Способ хорошо знаком научным специалистам, творческим работникам и писателям.

Важно понимать, что разным книгам подходят разные методы чтения. Попробуйте закрепить полученные знания во время знакомства с книгой, которую собирались читать в ближайшее время, — определите оптимальный способ для этой книги. 

Футболки для любителей чтения

Советы, как улучшить чтение и получать от него удовольствие

Правильное чтение доступно всем, и научиться ему легко. Главное — сосредоточиться на тексте и полностью в него погрузиться. Упростить задачи можно с помощью 10 приемов. Мы расскажем подробно о каждом.

Правильно выбирайте книги

Все в мире невозможно прочитать, да и не стоит. Далеко не на каждую книгу следует тратить время. Прежде чем брать новое произведение в руки, нужно сформировать представление о нем и понять, стоит ли его читать и будет ли это интересно. Для этого рекомендуется изучить содержание, рецензии и отзывы. Навык выбора подходящей и качественной литературы поможет сэкономить много времени, которое пригодится для изучения более полезных и увлекательных текстов.

Не менее важно определить цели, которых вам хочется достичь с помощью книги, какие она будет решать задачи, какие навыки будут приобретены после прочтения. Скачивать и покупать все подряд, имеющее хоть какое-то отношение к интересующей теме, — плохая идея. Мы также не советуем браться за новинки и бестселлеры. Сначала узнайте у людей, которые читали книгу, поможет ли она вам найти ответы на ваши вопросы, изучите отзывы.

выбор книг

Лучше всего выбрать несколько авторов, хорошо зарекомендовавших себя в своей сфере деятельности и с репутацией в каком-то жанре. Порой достаточно ознакомиться с биографиями, прочитать аннотацию к тексту, отзывы читателей и критиков для того, чтобы определить, насколько книга подходит лично вам и есть ли в ней интересующая информация.

Хорошо, если можно прочитать оглавление. Оно даст представление о том, каким языком написано произведение и нравится ли вам стиль автора. Если да и вам легко читать и воспринимать материал, это то, что нужно. Немногим нужны книги, во время чтения которых понадобится постоянно заглядывать в словари и обладать глубоким багажом знаний. Это сложно — проще прочитать энциклопедию или словарь.

Российские читатели также сталкиваются с вопросом о выборе между отечественными и зарубежными авторами. Важно учитывать, что у иностранцев другая система образования, менталитет, навыки и подход к решению проблем. Их советы могут быть неактуальны для вас. Впрочем, это не повод отказываться от зарубежных изданий, просто нужно найти дополнительную информацию о книге.

Читайте с карандашом

Карандаш — отменный инструмент не только художников, но и читателей. Полезным будет блокнот для важных заметок и закладки. Обязательно выделяйте в тексте моменты, которые непонятны и нуждаются в обдумывании, чтобы позже к ним вернуться. Нелишним будет поиск смысла, значения и толкования незнакомых слов и фраз, в том числе иностранных, это хороший вклад в общую эрудицию. Обращайте внимание на примечания и ссылки. Интересные факты, мысли и высказывания могут пригодиться вам в любой момент и в любом месте.

Читайте с конкретной целью

Бесцельное пролистывание страниц книг — совершенно непродуктивное занятие. Чтобы научиться читать правильно, нужно формировать цели. Какая польза от книги вам нужна? Что вам интересно узнать, какие вы ищете ответы? Есть ли проблема, которую вы хотите решить чтением? Имея цель, вы должны будете предельно настроиться на ее реализацию, помнить о ней до последней страницы и не упускать ни одной строчки.

Существует три цели чтения книг:

  1. Развлечение. Для этого мы листаем ленту Facebook, смотрим на котиков и читаем забавные истории.
  2. Информация. Всевозможные статьи, благодаря которым мы узнаем о событиях в мире.
  3. Понимание. Вдумчивое чтение литературы, великих произведений.

Поверхностное чтение может принести только туманную пользу.

Читайте регулярно

Постарайтесь превратить чтение в ежедневную привычку. Оно должно стать для вас таким же обычным делом, как ужин. Читайте, погружайтесь в произведение, вдумывайтесь в суть замысла. Положительные перемены не заставят себя ждать. Ваша речь станет солиднее, кругозор богаче, вы научитесь концентрироваться на процессе чтения и не отвлекаться.

Пробуйте новое

книжные новинки

Психологии считают, что пробовать новое полезно и важно. Благо существует множество жанров. Каждый из них развивает разные стороны личности. Правильное чтение — тренировка в разных жанрах. Расширяйте кругозор, беритесь за тексты, которые раньше казались заумными или скучными, и вы будете вознаграждены эффективностью обучения.

Перечитывайте непонятные моменты

Не стоит зацикливаться на сложных моментах, словах, высказываниях и метафорах во время чтения. Но обязательно помечайте их, чтобы после завершения чтения книги вернуться к таким фрагментам и уделить им должное внимание. Для этого перечитывайте непонятные моменты столько раз, сколько понадобится, используйте дополнительные источники информации, задействуйте всю логику.

Ваша задача — детально изучить материал, достигнуть того же уровня его понимания, который был у автора. Если в книге осталось хотя бы одно непонятное слово, у вас пока не получилось. Но не сдавайтесь и не ленитесь. Вы потеряете время и, возможно, много, но приобретете навык правильного восприятия литературы.

Будьте готовы к тому, что вы можете не усвоить полноценно текст после первого прочтения. Нередко возвращения к книге открывают новые аспекты сюжета и смыслы произведения. Этот совет вам точно пригодится, если вы работаете с научными текстами, в том числе с научно-популярной литературой. Не бойтесь повторять.

Делитесь прочитанным

делитесь прочитанным

Письменное изложение мыслей является лучшим способом формулирования своего мнения по поводу любого вопроса. Постарайтесь после прочтения проанализировать сюжет, оценить полезность информации, вспомнить впечатления, испытанные во время чтения и после его завершения. Выделите самые значимые мысли.

Попробуйте написать свою рецензию. Для этого сегодня необязательно регистрироваться на специализированных сайтах (хотя это полезно), достаточно социальной сети, которой вы пользуетесь или личного блога, если вы его ведете. Проиллюстрируйте свои размышления цитатами, ценными мыслями и формулировками из книги. Здесь вам также может быть полезно то, что вы читали раньше.

Делиться мыслями — важный и полезный опыт. Это дает возможность не только быть услышанным, но и услышать других, вместе обсудить интересующие вопросы и волнующие детали. Кроме того, это поможет освежить в памяти и закрепить полученную информацию.

Бросайте неподходящую литературу

Есть теория о том, что чтение плохой литературы может принести пользу. Мы так не считаем. Ни к чему осиливать такие тексты и искать в этом занятии эффективность. Мы за то, чтобы строго отсеивать бесполезные книги как мусор. Это шаг назад, от них не будет ни развития, ни удовольствия.

Выделяйте больше времени

время на чтение

Все знают, как важна регулярность обучения. Это касается и эффективности читательских навыков. Важно находить достаточно времени хотя бы раз в несколько дней. Если правильно использовать наши советы, будет достаточно часа.

Навык правильного чтения должен быть в так называемом рюкзаке каждого, кто ценит литературу и нацелен извлекать из нее максимум авторского вклада, пользы и удовольствия. Зная все нюансы читательского мастерства, вы можете себе представить, сколько обычные читатели упускают из-за того, что не вчитываются в текст, не пытаются углубиться в замысел. А ведь книги — великолепнейший шедевр, изобретенный людьми, кладезь информации, содержащий исторические факты, нравственные уставы и культурное наследие.

Они ведут к уникальным знаниям и эмпирическому опыту, самосовершенствованию, успеху и улучшению качества жизни. И если вдруг серые будни затянули нас в свои крепкие скучные объятия, мы всегда можем найти спасение на страницах любовного или приключенческого романа.

баннер чтение

Добавить комментарий