Найти как проверить безударную гласную

Как правильно написать глагол найти или “нойти”?

Разберем слово по составу:

най-ти – корень/суффикс.

Безударный гласный находится в корне слова. Попытаемся его проверить ударением с помощью родственных слов и их форм (причастий, деепричастий):

найдёныш, найденный.

Глагольная форма, страдательное причастие прошедшего времени, помогла нам в написании буквы а в корне глагола “найти” в значении “отыскать что-то”.

Если глагол имеет значение “наступить на что-то”, “споткнуться на чем-то”, то состав слова другой:

на-й-ти – приставка/корень/суффикс

Написание префикса на- подтвердят слова с ударной приставкой:

наледь, нарезь, напуск.

И, конечно, просто не существует приставки но-.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ладле­н
[266K]

7 лет назад 

А я сейчас попробовал найти проверочное слово к найти через онлайн. Да есть такая услуга и компьютер мне выдал,что найдено 9 слов, только не показал какие. Но что интересно слово найдено и является проверочным, так как нет такого слова нойдено.

Слово Найти оказывается глаголом неопределенной формы или инфинитивом.

Ударение в нем падает на последний слог: найтИ.

Корнем слова оказывается морфема -Й-: Найдешь-Пойдешь-Пройдешь.

Обратим внимание, что в этом корне гласных вообще нет, а единственная безударная гласная имеется в приставки НА, и само слово можно ошибочно написать как нОйти.

Но приставки НО в русском языке не существует и потому мы просто обязаны написать здесь приставку НА-.

Впрочем, есть вариант разбора этого слова, с выделением корня НАЙ-, но и в этом случае проблемы с проверкой быть не должно, безударную А в этом корне можно проверить словом нАйден.

Прейс­куран­т
[203K]

6 лет назад 

Найти – глагол-инфинитив, ударение падает на второй слог.Так легко нам не проверить безударную гласную в первом слоге. Сделаем такой исторический этимологический анализ этимологически родственных слов – уйти-войти-найти- сойти-перейти-подойти- разойтись. Итак, мы видим, что в этих начальных глагольных формах общее -йти-, а разновидность глаголов с их значениями придают приставки -у-,-во-_-на-. Вот поэтому по древней памяти нужно писать -на- через -а-.Или если это трудно проверить однокоренным словом -нАйденный-.

Пример предложения: Если хочешь найти дорогу к собств

storu­s
[73.8K]

5 лет назад 

В слове “найти” нужно проверить безударную букву “а”. Для того, чтобы убедиться в том, что она находится в корне слова, осуществим его морфемный разбор:

Далее найдём проверочное слово, в котором гласная “а” окажется под ударением. Например: нАйденный, нАйден.

Под ударением отчетливо слышится буква “а”, а не “о”.

Но в зависимости от значения слово “найти” можно разобрать несколько по-иному:

Здесь “а” входит в состав приставки “на”. А поскольку приставки “но” в русском языке не существует, то правильно будет писать “на” и никак иначе.

Metel­itsa
[52.5K]

7 лет назад 

В слове ”найти” одна орфограмма – это безударная гласная в приставке ”-на-”. Гласную в приставке мы не можем проверить проверочным словом, правописание гласной в приставке подчиняется правилам написания приставок. Поскольку написание приставки ”-на-” традиционно единообразно и не изменяется от ударения, то правильно напишем слово ”найти”.

Пашен­ька
[189K]

7 лет назад 

Слова НАЙТИ является глаголом, оно отвечает на вопрос Что сделать?.

При написании обращаем внимание на использовании буквы Й в корне данного слова и однокоренных с ним – наЙдешь, соЙдешь, выЙдешь, но придешь – придти.

Приставка НА- пишется в русском языке неизменно – написать, накуролесить.

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

В слове НАЙТИ корне будет -Й-, приставкой НА-, суффиксом инфинитива -ТИ. Таким образом, в проверке нуждается приставка НА-, которая пишется согласной единообразному написанию приставок типа ПО-, ПЕРЕ-, С- и др. Аналогичные слова: надумать, набежать, налететь.

trew1­111
[52.5K]

6 лет назад 

Мы имеем слово найти, необходимо букву А проверить, ведь вместо нее можно написать букву О, здесь приставка НА, приставки НО не бывает, еще можно таким словом найти проверить – найдено, здесь необходимая нам буква А отлично слышится.

Kater­ina-Iv
[11.5K]

7 лет назад 

Чтобы понять какую букву “а” или “о” надо писать в слове “найти”, надо подобрать такое однокоренное слово, чтоб ударение падало на первый слог. В данном случае, подойдёт слово “нАйден” (т.е. ответ на вопрос “нАйден”).

Знаете ответ?

Что делать, когда ребенок не видит безударные гласные в словах, пишет диктанты, как придётся, проверочные слова не подбирает, делает много ошибок на это правило? Расскажу в этой статье по возможности понятным языком, объясню в сказке, дам лёгкую методику подбора проверочных слов.

Обычно такие проблемы бывают у детей в начальной школе. Это связано с тем, что ещё нет грамотности, присущей взрослым, нет орфографической зоркости, низкое внимание, маленький словарный запас, нет начитанности.

Я буду говорить о безударных гласных в корне слова. В других частях слова буду рассматривать в следующих статьях.

Что такое безударная гласная и почему ее надо проверять

Иллюстрации автора
Иллюстрации автора

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подбирая родственные слова или изменяя форму слова. Проверяют их, потому что это опасные места в слове, в них можно сделать ошибку.

Например, на картинке девочка написала “сасна”. Это неправильно. Есть проверочные слово “сосны”, где буква “о” будет под ударением. Значит, пишется “сосна”.

Сказка про волшебный молоточек

Проблемы с безударными гласными: не вижу, не проверяю. Мама-учитель поможет, расскажет понятно, наглядно, со сказками

Жили-были в королевстве Русского языка гласные звуки: а, о, у, э, и, ы. И был у них царь, у которого был волшебный молоток. У молотка этого было имя – Ударение. Какой гласный звук царь молотком ударит, тот запоёт громко, чётко, звонко и сильно. Их назвали ударными звуками.

Только звуки, которых не били молотком, очень загрустили. Они были безударными. От обиды, что царь их не замечает и не стучит по ним волшебным молотком, стали они специально путаться и делать ошибки в словах. Были “коты”, а стали “каты”, была “лиса”, а стала “леса”. Не понравились царю такие ошибки. Решил он безударных пожалеть. Подарил он им волшебные молоточки с условием, что они будут ударять ими звуки в однокоренных словах. Эти слова стали называть проверочными.

Только некоторые гласные звуки сказали, что им и так хорошо, и не приняли царский подарок. С тех пор слова, в которых стоят эти гордые гласные звуки, называют словарными. К ним нельзя подобрать проверочные слова. Их просто надо запомнить.

А все остальные безударные гласные искали по королевству себе такое родственное слово, которое можно ударить молоточком Ударением. И никаких ошибок в словах они уже не делали.

Как проверять безударные гласные в корне слова. Лёгкие способы

1. Перечитайте сказку, представьте себе волшебный молоток. Пусть ребенок возьмёт воображаемый молоток в руки и начнёт бить им по корню слова, а именно в то место, где гласный в опасной позиции. Например, проверяем слово “…кно”

  • сначала ищем корень. Это “…кн”.
  • Бьём молоточком по корню “Акн” – не подходит. “Окн”, сразу просится с языка слово “окна”. “Окна” будет проверочным словом.
  • Значит, окно пишется через “о”.

Молоточек помог. Таким способом тренируемся находить проверочные к другим словам с безударными гласными. Выполняем упражнения, пишем диктанты, списывания.

2. Чтобы правильно написать гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная была под ударением:

  • Существительные заменяем формой слова другого числа или уменьшительно-ласкательной.

Например, единственное число проверяем множественным:

Нога – ноги

Гора – горы

Село – сёла

Множественное число проверяем единственным:

След – следы

Леса – лес

Дома – дом

Называем ласково:

Скворец – скворушка

Ковёр – коврик

Подавляющее большинство слов проверяется изменением формы числа. Научите этому приёму ребенка, и тогда у него не будет проблем с подбором проверочных слов. Есть, конечно, слова, которые нельзя проверить по этому способу. В этом случаем подбираем однокоренные слова до тех пор, пока гласный в слабой позиции будет слышаться чётко.

  • Прилагательные проверяем краткой формой или однокоренным существительным:

Большой – больше

Тяжелый – тяжесть

Так проверяются подавляющее большинство прилагательных.

  • Глаголы проверяем глаголами настоящего времени или существительным/прилагательным

Бороться – борется

Темнеет – тёмный

Осветил – свет

Чтобы ребенок видел во время диктанта, что в конкретном слове есть безударная гласная, которую нужно проверять, нужно много тренироваться. Он должен чувствовать безударные гласные, а это нарабатывается упражнениями. Нет другого способа и нет волшебной палочки, с помощью которой все слова ребенок начнет писать сразу правильно. Это регулярные, длительные тренировки. Помимо тренажёров, где надо вставлять пропущенные буквы, важно давать диктанты с большим количеством безударных гласных. Но в самом начале пусть учится подбирать однокоренные слова и изменять форму слов. Именно это и является самой большой трудностью для ребенка в данной теме.

Ставьте “лайк”, если было полезно. Подписывайтесь.

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

 Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. 

Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи и т.п.): дождливый — дождь, лесной — лес, повар — варка, варит.
  • измененная форма этого же слова: грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.

Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.

Более подробно о них можно почитать в статьях:

Словарные слова 1 класс + карточки с заданиями.

Словарные слова 2 класс + карточки с заданиями.

Словарные слова 3 класс + карточки с заданиями.

Словарные слова 4 класс + карточки с заданиями.

Как запомнить словарные слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
  3. Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
  4. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).

Словарные диктанты

  • Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
  • Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
  • Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
  • Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы.
  • Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
  • Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
  • Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
  • Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
  • Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
  • Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер,  летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
  • Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
  • Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.

Раскраски по теме «Безударные гласные в корне слова»

безударные гласные 2 класс карточки с заданиямибезударные гласные 2 класс карточки с заданиямибезударные гласные 2 класс карточки с заданиями

Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 1

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Избы — ..бушка. окна — ..кошечко, бревнышко — бр..вно, весла — в..сло, польза — п..лезный, заварка — в.. рить, возик — отв..зить, смена — отм..нить, норка — н..ра, весны — в..сна, петли — п..тельки, галки — г..лчата, счастье — сч..стливый, больно — б..леть, плата — упл..тить, помог — пом..гать.

             2. Вставь пропущенные буквы и спиши  текст.

В д…ждливую погоду д..твора  с..дит  дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 2

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Порядок — р..ды, вёдра — в..дёрочко, сестрин — с..стрица, озеро — ..зера, уносит — н..сить, шалость — наш..лил, гости — уг..стил, скрип — скр..петь, певчий — п..вунья, пчелка — пч..ла, корешок — к..ренья, морщит — м..рщины, дальше, — д..лекий, копка — к..пать, пестренький – п..стреть, сказка – подск..зать.

2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Мостовая, мостик — м..сты, сосенка, с..сновый — с..сна, деревянный, деревья — дер..во, старенький, старик — ст..рушка, колосится, колос — к..лосья, сердечко, сердце — с..рдечный, завинтил, винтик — подв..нтить, просьба, проситель — попр..сить.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 3

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Корка -— к..ра, трость — тр..стник, почта — п..чтальон, осенний — ос..нь, клен — кл..новый, спешка — сп..шить, темный — пот..мнело, смотр — посм..трел, столб — ст..лбы, цены — ц…на, плот — пл..тина, водный — в..дяной, цвет — цв..тут, лить — пол.. вать, пилит — отп..лить, точит — нат..чить.

              2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 4

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.

               2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Совиный, совушка — с..ва, отчим, отечество — ..тец; овечий, овцы — ..вечка, подводник, водяной — в..дица, домище, домик — д..машний, охрана, сохранить — охр..нять, каток, покатый — пок..тать, откачка, качать — раск..чали.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 5

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Носик — н..сы, столик — ст..ляр, девушка — д..вица, черви — ч..рвячок, треск — тр..скучий, повозка — в..зить, починка — поч..нить, цепи — приц..пил, половодье — в..да, сторона — ст..ронка, чижик — ч..жи, сельди — с..ледка, тонет — пот..нул, наряды — нар..дить, глядя — подгл..дел, ослеп — сл..пой.

             2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 6

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Полюшко — п..лянка, ядрышко — ..дро, травушка — тр..ва, свист — св..сток, мед — м..довый, черный — ч..рнеть, чистка — выч..стить, узнали — узн..вать, море — м..ря, мостик — м..стовая, стрелка — стр..лок, бедность — б..дняк, часики — ч..совой, сброс — бр..сать, лежа — пол..жать, указка — ук..зать.

2. Из данных ниже слов составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 7

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Грач — гр..чи, земли — з..мля, головы — г. лова, яйца— ..ичный, писк—п..щать, гнал — выгн..л, поспешно — засп..шил, козочка — к..за, кончик — к..нец, лес — л..сник, гололед — л..дяной, походка — х..дить, защита — защ..щать, вышагивал — пош..гал, кольца — к..льцо.

2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.

Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_д, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета,  в_сло, ч_сло.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 8

  1. Поставь ударение в словах и вставь пропущенные буквы.

Повозка — в..зы, доски — д..щечка, зернышко — з..рно, голодный — гол..д, вождь — в..жатый, ходит — перех..дил, молча — зам..лчал, загадка — отг..дать, свечи — св..ча, численник — ч..сло, слово — сл..варь, ежик — . .жи, центр — ц..нтральный, лежа—л..жать, мирный — м..рить, седенький — пос..деть.

             2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Бобовый, боб — б..бы, сторож, сторожит — ст..рожка, дешевый, дешево — д..шевле, рябенький, рябина — р..бой, ночлег, ноченька — н..чевать, стойка, стоять — пост..ять, тянут, тянучка, пот..нули, пастушок, пас — п..стух, поделка, деловой — д..ла, тепленький, тепло — пот..плело, зелень, зеленоватый — з..леный, кормушка, накормит — к..рмить, скрип, скрипучий — заскр..пел, читать, прочитанный — поч..тать.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 9

  1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

              2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Телята, телка — т..леночек, земли,земляк — з..мляной, кройка, скроить — выкр..йка; скалы, скалистый — ск..ла, бобры, бобрик — б..бровый, выгон, гонки — заг..нять, терять, потерял — раст..рял, долг, одолжи — зад..лжал, задание, задано — з..дача, колко, наколка — к..лючка, голубь, голубчик — г..лубятня, кончать, окончил — нак..нечник, лошадь, лошадка — л..шадиный, парит, парник — п..рниковый, волнение, волны — в..лновать, потерпишь, терпение — пот..рпеть.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 10

  1. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Озаглавь текст.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

             2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно —  с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 11

  1. Спиши текст, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

             2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.

Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный — объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 12

  1. Спиши текст, исправив ошибки.

Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

          2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.

Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны, вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 13

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий,  … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить,  … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.

             2. Составь предложения со словами.

С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 14

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел,  … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.

             2. Составь предложения со словами.

К..за, ..вца, тр..ва, в..да, сп..на, стр..на, в..лна,  р..га, сл..ды, п..руса, дв..ры.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 15

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… — ст_на, … —л_цо, … — хол_д, … — кл_довая, … — пч_линый, … — з_мовать, … — ост_влять, … — зав_дить, … — поде_нить, … — стр_на, … — д_бро, … — т_рговать, … — м_рской, … — п_стреть, … — пощ_дить, … — оп_здать, … — пригр_зить, … — фл_жок, … — в_ртушка, … — м_стовая, … — _сел, … — г_лодный, …— пот_чить, … — ск_льзить.

             2. Составь предложения со словами.

..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 16

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, …  – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.

             2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з..л..тые ..сенние дни г..товились к отлету жур..вли. Покружились ..ни над р..кой, над р..дным б..лотом. Вот пот..нулись птицы в д..лекие страны. На в..стоке пок…злась ранняя зорька.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 17

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.

             2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.

Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 18

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница,  … — попр..сить, … — нап..лить, … —  … — п..ченье, … — с..мья.

              2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Поб..жал по д..ске, обр..нил в..л..синки, гн..здо под к..рнями, л..тят не сп..ша, з..л..тое к..льцо, б..жит б..гом, др…зды в гн..зде, на п..лянке около р..ки, к..рмил ч..рв..ками, ск..зала с..стра, прин..сла в..ды.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 19

  1. Напиши пропущенные слова и буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть,  …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.

2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 20

  1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.

              2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.



карточки безударные гласные в корне слова 3 класс Карточка 21

  1. Составь предложения, включив в них словосочетания. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные.

Бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, молодой человек, сидит на вершине, далекая площадка, мохнатая борода.

              2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая шишки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.



БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.

Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс

карточки безударные гласные в корне слова 3 класс


Рекомендую эффективный нейротренажер:

О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

тексты для списывания 2 класс русский язык распечатать

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Проверяемые безударные гласные в корне слова  — это гласные, которые проверяют ударением, подобрав родственное слово или изменив грамматическую форму слова.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву  следует правильно написать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:

  • коло́дец
  • украша́ть
  • листва́
  • пятёрка

В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:

1. приставки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суффикса

  • укрепи́ть
  • свежо́
  • посвяще́ние

3. окончания

  • больно́й
  • роса́
  • молодо́й

Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые искажаются при произношении и слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е»«и» или «я». Учтем, что корень в родственных словах пишется всегда одинаково. Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.

Правило

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, которая в том же слоге выступает под ударением, если подобрать к нему родственное слово или изменить грамматическую форму.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же слова Подобрать родственные слова
1. Один – много
река – ре́ки
1. Большой – маленький
тропа – тро́пка
2. Много – один
колосья – ко́лос
2. Маленький – большой
площадка – пло́щадь
3. По вопросу:
О чём?
в лесу – о ле́се
Что делал?
Что делает?
катил – ка́тит
3. Назови ласково
звезда – звёздочка
4. Какой? – Что?
зелёный – зе́лень
5. Что делал? – Что?
платил – пла́та

Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.

  • входи́ть — вход;
  • укоря́ть — укор;
  • раздели́ть — разде́л;
  • указа́ть — ука́зка;
  • загада́ть — зага́дка;
  • лепи́ть — ле́пка.

К существительному подберем однокоренное прилагательное:

  • хитре́ц — хи́трый;
  • бели́зна- бе́лый;
  • краснота — кра́сный;
  • ого́ньо́гненный;
  • хо́лодхоло́дный;
  • со́больсобо́лий.

От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:

  • трава́ — тра́вушка;
  • строка́ — стро́чка;
  • зерно́ — зёрнышко;
  • река́ — ре́ченька.

А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.

1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то  в её проверке часто помогает форма множественного числа.

  • глава́ — гла́вы;
  • сосна́ — со́сны;
  • плита́ — пли́ты;
  • де́рево — дере́вья;
  • десна́ — дёсны.

И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.

  • грачи́ — грач;
  • дожди́ — дождь;
  • поля́ — по́ле;
  • шкафы́ — шкаф.

Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:

  • без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
  • мимо двора́ — двор;
  • с мечо́м — меч.

У некоторых трёхсложных существительных  и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать  к ним два проверочных слова:

  • голова́ — го́ловы, голо́вушка;
  • борода́ — бо́роды, боро́дка;
  • борозда́ — бо́розды, боро́здка;
  • золото́й — зо́лото, зо́лотце.

2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.

  • молодо́й — он мо́лод, моло́же;
  • дорого́й — он до́рог, доро́же;
  • просто́й — прост, про́ще;
  • коро́ткий — день ко́роток.

3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

  • тащи́ть — муравей та́щит;
  • коло́ть — он ко́лет;
  • бросаться — она бро́сится;
  • свари́ть — повар сва́рит;
  • похвали́ть — она похва́лит;
  • накорми́ть — он накормит.

У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:

  • взяла́ — взял;
  • привела́ — привёл;
  • отнесла́ — отнёс;
  • прибрала́ — прибра́л.

При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:

  • выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
  • прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
  • посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
  • уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
  • вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).

Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • частота́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный;
  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;
  • шаловли́вый — ша́лость;
  • начала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла;
  • топта́ть  — то́пчет;
  • опоздать — по́здно;
  • угостить — гость;
  • угомони́ть — го́мон.

3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:

  • навева́ть раздумья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посевы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • серьга́ — се́рьги;
  • освеще́ние — свет.

В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;
  • весна́ — вёсны;
  • ведро́ — вёдра;
  • о́зеро — озёра;
  • по́черк — зачёркнутый;
  • подвести́ — подвёл.

4. Буква «и» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;
  • примири́ть недругов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чистота́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть слова — пи́шет;
  • едине́ние — еди́нство.

5. Проверим букву «я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;
  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;
  • иссяка́ть — исся́кнуть;
  • посвятить  поэму — свя́тость;
  • мячи́ — мяч;
  • увяда́ть от жары —  вя́лый.

Дополнительный материал

Предлагаем выполнить упражнения и пройти тест на тему «Правописание безударных гласных в корне слова».


Видео «Правописание безударных гласных в корне слов (3 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 193

Есть слова, которые мы не знаем, как написать. Уравнение или уровнение, поглощать или поглащать? В русском языке можно часто встретить слова с орфограммами в корне. 

Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания.

Написание гласных букв в корне — одна из трудных тем русского языка. Чтобы грамотно их писать, достаточно знать несколько правил. О них и пойдет речь в статье.

Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова

Сложные орфограммы в корне слова обычно безударные. Приведем алгоритм правописания безударных корневых гласных.

Безударные гласные в корне слова – это неударяемые гласные, написание которых нужно проверить подбором родственных слов или изменением грамматической формы.

Чтобы правильно написать такие орфограммы, нужно подобрать проверочные слова. Причем сомнительный гласный звук в этом слове должен стоять под ударением. Например, закрепить – кре́пкий, река – ре́ки.

Как найти проверочное слово

Чтобы найти проверочное слово, нужно:

  1. Вспомнить все однокоренные слова (лесник – ле́с, проле́сок; зеленый – зе́лень, подарить – да́р.).
  2. Попробовать изменить грамматическую форму слова: поменять падеж и число, если это существительное. Или изменить время, если это глагол (зима – зи́му, письмо – пи́шет, большой – бо́льше).

Получается, что в безударном положении в корне слова пишется та гласная, которая стоит в проверочном слове под ударением:

  • лесной – ле́с;
  • дождливый – до́ждь;
  • смешной – сме́х;
  • весна – ве́сны;
  • письмо – пи́шет;
  • ковер – ко́врик.
  • шаги – ша́г;
  • зима – зи́му;
  • гора – го́ры.

Чтобы найти проверочное слово, нужно смотреть, где это слово находится. Например, развивать тему — проверочное слово разви́тие, но развевается на ветру — проверочное слово ве́ять.

Как найти проверочное слово​​​​​​​

Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова

Если проверочные слова подобрать не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Правописание таких слов нужно запомнить и при необходимости сверять их с орфографическим словарем. Например, абориген, инициатива, коварный, наваждение.

Орфографические словари — словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова

В русском языке есть такие слова, в которых гласные в корне чередуются. К ним нельзя подобрать однокоренные слова и их написание зависит от определенных условий.

Чередование гласных Е-И

Чтобы запомнить правописание корней с чередующимися гласными, нужно запомнить эти корни: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.

Написание в корнях слов букв Е или И подчиняется правилу:

букву И нужно писать тогда, когда за корнем сразу следует суффикс А: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные слова сочетание, сочетаться), побирушка.

Чередование гласных Е-И​​​​​​​

Чередование гласных О-А

Корни с чередованием букв О-А можно разделить на несколько групп:

Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения:

  • в безударном положении О нужно писать в корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-. Под ударением в этих корнях нужна буква А. Например, пригореть, наклониться, творение, загар. Исключение: пригарать, утварь;
  • в безударном положении А нужно писать в корнях -зар-/-зор-. Например, заря, зарница.

Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы:

  • в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- нужно писать букву А, если за этими корнями стоит суффикс А. Например, касаться-коснуться, полагать-положить;
  • в корнях -раст-(ращ)/-рос- перед буквами -СТ-/Щ- нужно писать букву А, перед -СТ- нужно писать О. Например, растение, выросли.

Корни, правописание гласных в которых зависит от значения:

  • В корнях -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- буквы А и О нужно писать в зависимости от лексического значения.
  • Корень -мак- нужно писать в значении «погружать в жидкость», т.е. макать. Например, обмакнуть.
  • Корень -мок- нужно писать в значении «пропускать жидкость», т.е. мокнуть. Например, промокашка, непромокаемый.
  • Корень -равн- нужно писать в значении «равный, одинаковый». Например, уравнение, подравнять состав команды.
  • Корень -ровн- нужно писать в значении «ровный, гладкий, прямой». Например, подровнять челку, заровнять канаву.

Очень важно правильно писать слова с безударными гласными в корне. Ведь при неверном написании может измениться смысл высказывания.

Чередование гласных О-А​​​​​​​

Гласные О-Ё после шипящих

До сих пор разговор шел о безударных гласных. Но трудности могут возникнуть и с написанием гласных под ударением. Например, с буквами О-Ё после шипящих в корне слова.

Сложность в том, что в устной речи мы всегда произносим О. К примеру, слово жёлудь. Мы пишем букву ё, но произносим о.

Чтобы понять, какую букву написать, нужно подобрать однокоренные слова или попробовать изменить форму слова. Например, жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.

Если при подборе однокоренного слова или изменении его формы мы не слышим букву Е, то в таких словах пишем О. Например, шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.

Гласные О-Ё после шипящих​​​​​​​

Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка

Для вашего удобства мы собрали все орфограммы, которые мы разобрали в статье, в одну таблицу. В ней мы кратко описали правила правописание гласных в корне слова.

Корень Правило Примеры
Гар-/гор- Под ударением пишем А, без ударения О Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь.
Клан-/клон- Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим Кланяться, склонение, уклон.
Твар-/твор- Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь.
Зар-/зор- Без ударения пишем А, с ударением, что слышим Зарница, зарево, зори.
Плав-/плов- Всегда пишется буква А, кроме двух слов Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха.
Кас-/кос- Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях Касание, касательная, коснись.
Мак-/мок- Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость Макать, намокнуть.
Равн-/ровн- Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну.
Раст-
Ращ-/рос-
Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.
Скак-/скоч- Букву А пишут перед к, о — перед ж Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу.
Бир-/бер-
Жиг-/жег-   
Стил-/стел-    
Блист-/блест-
Мир-/мер-  
Тир-/тер-   
Дир-/дер-  
Пир-/пер-
Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете все о правописании гласных в корне и не будете ошибаться. Но если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете обратиться в студенческий сервис.

Добавить комментарий