Найти как решать задачи по биологии

Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет технологию решения задач по генетике, молекулярной биологии, биохимии

Хочешь сдать ЕГЭ (ОГЭ) по биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55

Сайт репетитора Богуновой В.Г.

Репетитор Богунова В.Г. ВК

Полный каталог статей – на авторском сайте в разделе “Статьи репетитора Богуновой В.Г.”

Добавьте описание
Добавьте описание

Повторяем 17 блок заданий по КИМам Тренировочных работ СтатГрада.

Согласно Спецификации, 17-й блок заданий включает темы: “Раскрытие особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения”

Примеры скринов рабочих тетрадей по КИМам ЕГЭ 2023 г. (Тренировочные работы СтатГрад, 2023)

ОГЭ по Биологии уже ЗАВТРА! Срочно повторяем задание 17! Шпаргалки прилагаются!
ОГЭ по Биологии уже ЗАВТРА! Срочно повторяем задание 17! Шпаргалки прилагаются!
ОГЭ по Биологии уже ЗАВТРА! Срочно повторяем задание 17! Шпаргалки прилагаются!
ОГЭ по Биологии уже ЗАВТРА! Срочно повторяем задание 17! Шпаргалки прилагаются!
ОГЭ по Биологии уже ЗАВТРА! Срочно повторяем задание 17! Шпаргалки прилагаются!
Профессиональная шпаргалка по Биологии. Содержание
Профессиональная шпаргалка по Биологии. Содержание
Профессиональная шпаргалка по Биологии. Демо
Профессиональная шпаргалка по Биологии. Демо

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!

Подписывайся на мой канал, ставь лайк под статьей и приходи ко мне не занятия! Ты научишься правильно учиться, поймешь и полюбишь биологию, блестяще сдашь ОГЭ и ЕГЭ и поступишь в ВУЗ своей мечты!

WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11­х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также  такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.

Для  решения задач по молекулярной биологии  необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых  кислот,строение ДНК,  репликация ДНК , функции ДНК, строение  и функции РНК, генетический код, свойства генетического кода,мутация.

Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а “сюжетные”– полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной и привлекательной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение задач в биологии требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать , а также определенной изобретательности при решении особенно трудных  и запутанных задач.

Для закрепления теоретического материала по способам и приемам  решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля.

Примеры решения задач

Необходимые пояснения:

  • Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
  • Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
  • Длина одного шага – 3,4 нм
  • Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
  • Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль
  • Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол
  • В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
  • Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
  • Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
  • В среднем один белок содержит 400 аминокислот;
  • вычисление молекулярной массы белка:


где Мmin – минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса компонента,
в – процентное содержание компонента.

Задача № 1.Одна из цепочек  ДНК имеет последовательность нуклеотидов : АГТ  АЦЦ  ГАТ  АЦТ  ЦГА  ТТТ  АЦГ  … Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Для наглядности  можно использовать  магнитную “азбуку” ДНК (прием автора статьи) .
Решение: по принципу комплементарности достраиваем вторую цепочку (А-Т,Г-Ц) .Она выглядит следующим образом: ТЦА  ТГГ  ЦТА   ТГА  ГЦТ  ААА  ТГЦ.

Задача № 2. Последовательность нуклеотидов в начале гена, хранящего информацию о белке инсулине, начинается так: ААА  ЦАЦ  ЦТГ  ЦТТ  ГТА  ГАЦ. Напишите последовательности аминокислот, которой начинается цепь инсулина.
Решение: Задание выполняется с помощью таблицы генетического кода, в которой нуклеотиды в иРНК (в скобках – в исходной ДНК) соответствуют аминокислотным остаткам.

Задача № 3. Большая из двух цепей белка инсулина имеет (так называемая цепь В) начинается со следующих аминокислот : фенилаланин-валин-аспарагин-глутаминовая кислота-гистидин-лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК,  хранящего информацию об этом белке.

Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): т.к. одну аминокислоту могут кодировать несколько триплетов, точную структуру и-РНК  и участка  ДНКопределить невозможно, структура может варьировать. Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем один из вариантов:

Цепь белка

Фен

Вал

Асн

Глу

Гис

Лей

и-РНК

УУУ

ГУУ

ААУ

ГАА

ЦАЦ

УУА

ДНК

1-я цепь

ААА

ЦАА

ТТА

ЦТТ

ГТГ

ААТ

2-я цепь

ТТТ

ГТТ

ААТ

ГАА

ЦАЦ

ТТА

Задача № 4. Участок гена имеет следующее строение, состоящее из последовательности нуклеотидов: ЦГГ  ЦГЦ  ТЦА  ААА  ТЦГ  …  Укажите строение соответствующего участка белка, информация о котором содержится в данном гене. Как отразится на строении  белка удаление из гена четвертого нуклеотида?

Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем:

Цепь ДНК

ЦГГ

ЦГЦ

ТЦА

ААА

ТЦГ

и -РНК

ГЦЦ

ГЦГ

АГУ

УУУ

АГЦ

Аминокислоты цепи белка

Ала-Ала-Сер-Фен-Сер

При удалении из гена четвертого нуклеотида – Ц произойдут заметные изменения – уменьшится количество и состав аминокислот в  белке:

Цепь ДНК

ЦГГ

ГЦТ

ЦАА

ААТ

ЦГ

и -РНК

ГЦЦ

ЦГА

ГУУ

УУА

ГЦ

Аминокислоты цепи белка

Ала-Арг-Вал-Лей-

Задача № 5. Вирусом табачной мозаики (РНК-содержащий вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью: Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-. Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирова ния превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики,  если все цитидиловые нуклеотиды  подвергнутся указанному химическому превращению?

Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем  :

Аминокислоты цепи белка (исходная)

Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-

и -РНК (исходная)

ГЦУ

АЦГ

АГУ

ГАГ

АУГ

и -РНК (дезаминированная)

ГУУ

АУГ

АГУ

ГАГ

АУГ

Аминокислоты цепи белка (дезаминированная)

Вал – Мет – Сер – Глу – Мет-

Задача № 6. При  синдроме Фанкоми (нарушение образования костной ткани)  у больного с мочой выделяются аминокислоты , которым соответствуют кодоны в и -РНК : АУА   ГУЦ  АУГ  УЦА  УУГ  ГУУ  АУУ. Определите, выделение каких аминокислот с мочой характерно  для синдрома Фанкоми, если у здорового человека в моче содержатся аминокислоты аланин, серин, глутаминовая кислота, глицин.

Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем:

и -РНК

АУА

ГУЦ

АУГ

УЦА

УУГ

ГУУ

АУУ

Аминокислоты цепи белка (больного человека)

Изе-Вал-Мет-Сер-Лей-Вал-Иле

Аминокислоты цепи белка (здорового человека)

Ала-Сер-Глу-Гли

Таким образом, в моче больного человека только одна аминокислота (серин) такая же как, у здорового человека, остальные – новые, а три, характерные для здорового человека, отсутствуют.

Задача № 7. Цепь А инсулина быка в 8-м звене содержит аланин, а лошади – треонин, в 9-м звене соответственно серин и глицин. Что можно сказать о происхождении инсулинов?

Решение (для удобства  сравнения используем табличную форму записи решения): Посмотрим, какими триплетами в и-РНК кодируются упомянутые в условии задачи аминокислоты.

Организм

Бык

Лошадь

8-е звено

Ала

Тре

и- РНК

ГЦУ

АЦУ

9-е звено

Сер

Гли

и- РНК

АГУ

ГГУ

Т.к. аминокислоты кодируются  разными триплетами, взяты триплеты, минимално отличающиеся друг от друга. В данном случае  у лошади и быка в 8-м и 9-м звеньях  изменены аминокислоты в результате замены первых нуклеотидов в триплетах и -РНК : гуанин заменен на аденин ( или наоборот). В двухцепочечной ДНК  это будет равноценно замене пары Ц-Г  на  Т-А (или наоборот).
Следовательно, отличия цепей А инсулина быка и  лошади обусловлены транзициями в участке молекулы ДНК, кодирующей 8-е и 9-е звенья цепи А инсулинов быка и лошади.

Задача № 7 . Исследования показали, что в и- РНК содержится 34% гуанина,18% урацила, 28% цитозина и 20% аденина.Определите процентный состав  азотистых оснваний в участке ДНК, являющейся матрицей для данной и-РНК.
Решение (для удобства   используем табличную форму записи решения): Процентное соотношение азотистых оснований высчитываем исходя из принципа комплементарности:

и-РНК

Г

У

Ц

А

34%

18%

28%

20%

ДНК (смысловая цепь, считываемая)

Г

А

Ц

Т

28%

18%

34%

20%

ДНК (антисмысловая цепь)

Г

А

Ц

Т

34%

20%

28%

18%

Суммарно  А+Т  и Г+Ц в смысловой цепи будут составлять: А+Т=18%+20%=38%  ; Г+Ц=28%+34%=62%. В антисмысловой (некодируемой) цепи суммарные показатели будут такими же , только процент отдельных оснований будет обратный: А+Т=20%+18%=38%  ; Г+Ц=34%+28%=62%. В обеих же цепях в парах комплиментарных оснований будет поровну, т.е аденина и тимина – по 19%, гуанина и цитозина по 31%.

Задача № 8.  На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последователь ности:  А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т. Определите процентное содержание всех нукле отидов в этом фрагменте ДНК и длину гена.

Решение:

1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности)

2) ∑(А +Т+Ц+Г) = 24,из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)

24 – 100%

=> х = 33,4%

8 – х%

24 – 100%

=>  х = 16,6%

4 –  х%

∑(Г) = 4 = ∑(Ц) 

  
3) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:

12 × 0,34 = 4,08 нм

Задача № 9. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.

Решение:

1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18%;
2) на долю А+Т приходится 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%

Задача № 10. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?

Решение:

1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%); На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%; Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:

22% – 880
28% – х, отсюда х = 1120

2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:

(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 × 0,34 = 680 (нм)

Задача № 11. Дана молекула ДНК с относительной  молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.

Решение:

1) 69 000 : 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК), 8625 : 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК),∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75;
2) 200 нуклеотидов в двух цепях, значит в одной – 100. 100 × 0,34 = 34 (нм)

Задача № 12. Что тяжелее: белок или его ген?

Решение: Пусть х – количество аминокислот в белке, тогда масса этого белка – 120х, количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот белок, – 3х, масса этого гена – 345 × 3х.  120х < 345 × 3х, значит ген тяжелее белка.

Задача № 13. Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина.

Решение: Мmin = 56 : 0,34% · 100% = 16471

Задача №14. Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.

Решение: 68400 : 120 = 570 (аминокислот в молекуле альбумина)

Задача №15. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?

Решение: Мmin = 75,1 : 0,5% · 100% = 15020 ; 15020 : 120 = 125 (аминокислот в этом белке)

Задачи для самостоятельной работы

  1. Молекула ДНК распалась на две цепочки. одна из них имеет строение : ТАГ  АЦТ  ГГТ  АЦА  ЦГТ  ГГТ  ГАТ  ТЦА … Какое строение будет иметь  вторая молекула ДНК ,когда указанная цепочка достроится до полной двухцепочечной молекулы ?
  2. Полипептидная цепь одного белка животных имеет следующее начало : лизин-глутамин-треонин-аланин-аланин-аланин-лизин-… С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку?
  3. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: глутамин-фенилаланин-лейцин-тирозин-аргинин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК.
  4. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: глицин-тирозин-аргинин-аланин-цистеин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК.
  5. Одна из цепей рибонуклеазы (фермента поджелудочной железы) состоит из 16 аминокислот: Глу-Гли-асп-Про-Тир-Вал-Про-Вал-Про-Вал-Гис-фен-Фен-Асн-Ала-Сер-Вал. Определите  структуру участка ДНК , кодирующего эту часть рибонуклеазы.
  6. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ГТЦ  ЦТА  АЦЦ  ГГА  ТТТ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка.
  7. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТЦГ  ГТЦ  ААЦ  ТТА  ГЦТ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка.
  8. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТГГ  АЦА  ГГТ  ТТЦ  ГТА. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка.
  9. Определите порядок следования аминокислот в участке молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК: ТГА  ТГЦ   ГТТ  ТАТ  ГЦГ  ЦЦЦ. Как изменится  белок , если химическим путем будут удалены 9-й и 13-й нуклеотиды?
  10. Кодирующая цепь ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТАГ  ЦГТ  ТТЦ  ТЦГ  ГТА. Как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение шестого нуклеотида в цепи ДНК. Объясните результаты.
  11. Кодирующая цепь ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТАГ  ТТЦ  ТЦГ  АГА. Как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение восьмого нуклеотида в цепи ДНК. Объясните результаты.
  12. Под воздействием мутагенных факторов во фрагменте гена: ЦАТ  ТАГ  ГТА  ЦГТ  ТЦГ произошла замена второго триплета на триплет АТА. Объясните, как изменится структура молекулы белка.
  13. Под воздействием мутагенных факторов во фрагменте гена: АГА  ТАГ  ГТА  ЦГТ  ТЦГ произошла замена четвёртого триплета на триплет АЦЦ. Объясните, как изменится структура молекулы белка.
  14. Фрагмент молекулы и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦА  УГУ  АГЦ  ААГ  ЦГЦ. Определите последовательность аминокислот в молекуле белка и её молекулярную массу.
  15. Фрагмент молекулы и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАГ  ЦЦА  ААУ  АЦУ  УУА. Определите последовательность аминокислот в молекуле белка и её молекулярную массу.
  16. Ген ДНК включает 450пар нуклеотидов. Какова длина, молекулярная масса гена и сколько аминокислот закодировано в нём?
  17. Сколько нуклеотидов содержит ген ДНК, если в нем закодировано 135 аминокислот. Какова молекулярная масса данного гена и его длина?
  18. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующую структуру: ГГТ АЦГ АТГ ТЦА АГА. Определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (%) различных видов нуклеотидов в двух цепях фрагмента и его длину.
  19. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 1500 г/моль?
  20. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 42000 г/моль?
  21. В состав белковой молекулы входит 125 аминокислот. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка.
  22. В состав белковой молекулы входит 204 аминокислоты. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка.
  23. В синтезе белковой молекулы приняли участие 145 молекул   т-РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка.
  24. В синтезе белковой молекулы приняли участие 128 молекул   т-РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка.
  25. Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность: ГГГ  УГГ  УАУ  ЦЦЦ  ААЦ  УГУ. Определите, последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК.
  26. Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность: ГУУ  ГАА  ЦЦГ  УАУ  ГЦУ. Определите, последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК.
  27. В молекуле и-РНК содержится 13% адениловых, 27% гуаниловых и 39% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов  нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК.
  28. В молекуле и-РНК содержится 21% цитидиловых, 17% гуаниловых и 40% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов  нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК
  29. Молекула и-РНК содержит 21% гуаниловых нуклеотидов, сколько цитидиловых нуклеотидов содержится в кодирующей цепи участка ДНК?
  30. Если в цепи молекулы ДНК, с которой транскрибирована генетическая информация, содержалось 11% адениловых нуклеотидов, сколько урациловых нуклеотидов будет содержаться в соответствующем ему отрезке и-РНК?

Используемая литература.

  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы–М.: ООО “Издательство Оникс”:”Издательство.”Мир и Образование”, 2008г.
  2. Воробьев О.В. Уроки биологии с применением информационных технологий .10 класс. Методическое пособие с электронным приложением–М.:Планета,2012г.
  3. Чередниченко И.П. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.:Планета,2012г.
  4. Интернет-ссылки:
  5. http://ru.convdocs.org/download/docs-8406/8406.doc
  6. https://bio.1sept.ru/articles/2009/06

Методика решения задач по общей
биологии

Научить  решать задачи по общей биологии
в10-11 классах одна из главных задач,  которая стоит перед учителем. И поэтому
учитель должен показать последовательность выполнения определенных действий

Умение решать задачи это как объективный
критерий оценки глубины усвоения материала. Практическое применение полученных
теоретических знаний во время решения задач способствует развитию логического
мышления, творческого и аналитического подхода к решению разных проблем, что
особенно важно для тех, кто в будущем готовится работать в сфере медицине,
экологии, биологии

      Любая
деятельность человека требует использования определенных способов действия, т.
е. умений и навыков.

Умения –
это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний,
решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями. Например,
сравнение растений, относящихся к разным классам (однодольных и двудольных),
выявление причин изменчивости организмов, приготовление микропрепарата и др.

 Умение включает понимание связи между
целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения. Поэтому в
психологическую структуру умений входят и знание, и
творческое мышление. Приступая к обучению какой-либо новой деятельности,
сначала надо определить ее цель, потом показать и дать понять, как осуществлять
эту деятельность, в какой последовательности, и сформировать представление о
технике ее выполнения. Осваивая работу, учащийся должен приспосабливать ее к
имеющимся умениям и навыкам и формировать недостающие в этих новых условиях.
Каждое умение проходит в своем формировании ряд этапов, каждому из них
свойственна своя психологическая структура.

   Каждая биологическая задача состоит из
таких основных частей: условие задачи и вопроса, на который необходимо дать
ответ. Кроме этого, вней обязательно есть определенная система взаимосвязей,
которая объединяет, что дано и что найти между собой. Характер  этих связей и
определяет структуру задачи и способы ее решения

      В процессе решения, какой либо
задачи выделяют определенные этапы.

1.     Анализ
задачи

2.     Краткая
запись условия

3.     Поиск
способа решения задачи

4.     Решение
задачи

5.     Проверка
и ответ

 10 класс (стандарт , акедем)

1 Тема урока «Решение элементарных
упражнении  по транскрипции и репликации, трансляции»

Задача 1.
 Пользуясь принципом комплементарности азотистых оснований написать
последовательность нуклеотидов в цепи ДНК, что будет синтезирована на матрице
цепи ДНК с такой последовательностью нуклеотидов: ААА ГЦА ЦЦА ЦАГ ГГГ АГГ ААА
ЦТТ ТЦА ЦАТ

Решение
:

1. вспоминаем правило комплементарности
для ДНК:

   А=Т,   Г=Ц

2. Репликация ДНК. Репликация- процесс
матричного синтеза

 ДНК  : -ААА ГЦА ЦЦА ЦАГ ГГГ АГГ  ААА ЦТТ
ТЦА ЦАТ

            -ТТТ  ЦГТ  ГГТ  ГТЦ ЦЦЦ ТЦЦ
ТТТ  ГАА АГТ ГТА.

            -ААА ГЦА ЦЦА ЦАГ ГГГ АГГ  ААА
ЦТТ ТЦА ЦАТ

Ответ: 
-ТТТ  ЦГТ  ГГТ  ГТЦ ЦЦЦ ТЦЦ ТТТ  ГАА АГТ ГТА.

            -ААА ГЦА ЦЦА ЦАГ ГГГ АГГ  ААА
ЦТТ ТЦА ЦАТ

Задача 2.
Фрагмент первой цепочки ДНК имеет такую нуклеотидную последовательность:
ТАЦАГАТГГАГТЦГЦ. Определить последовательность мономеров белка, закодированного
фрагментом второй цепочкой ДНК.

  Решение :

1. вспоминаем правило комплементарности
для ДНК, РНК

2. синтезируем вторую цепочку ДНК

 ДНК:                 1-ТАЦАГАТГГАГТЦГЦ

                          2-АТГТЦТАЦЦТЦГЦГ

3. строим фрагмент РНК.

          
              2-АТГТЦТАЦЦТЦГЦГ

РНК:      
            УАЦАГАУГГАГУЦГЦ

4
строим белок:-тир-арг-трип-сер-арг

Ответ:
Последовательность мономеров белка -тир-арг-трип-сер-арг

Задача
3
В фрагменте ДНК содержится 1120 адениловых нуклеотидов, что
составляет 28% от общего числа нуклеотидов. Сколько в данном фрагменте
содержится гуаниловых, цитозиновых, тимиловых нуклеотидов? Рассчитать длину и
относительную молекулярную массу этого фрагмента ДНК.

Дано:

А=1120нук=28%

l(
нук)=0,34нм

Mr(нук)=345

Г-?Ц-?Т-?

l( фраг)=?

Mr(фраг)=?

   Решение:

1.Вспоминаем правило Чаргафа и принцип комплементарности и
поэтому

Т=А=1120 нуклеотидов и это 28%

2. Рассчитываю процентное содержание Г,Ц в данном фрагменте

Г=Ц=100%-(А+Т)/2= 100-(28+28)/2=22%  Г=Ц

3. Рассчитываем количество Ги Ц в данном фрагменте

1120 нукл-28%

Х нукл    -22%

Х=880 (нукл)

4. Определяем длину фрагмента

l( фраг)=(1120+880)*0,34=6809(нм)

5, Определяем отн молекулярную массу

 Mr(фраг =(1120*2+880*2)*345=1 380 000

Ответ: Т=1120, Ги Ц-по 880

              Длина-6809(нм), Мр(фраг)=1380000

Тема :
« Обмен веществ и энергии в клетке».

Задача 1. В процессе диссимиляции
произошло расщепление 7 молекул глюкозы, из которых полному подверглись только
2 молекулы. Определить:1. Сколько моль молочной кислоты и углекислого газа
образовалось. 2. Сколько АТФ синтезированно.3. Какое количество энергии в них аккумулировано?

 Дано:

С6Н12О6=7 молекул

Рас(С6Н12О6)=2 молекулы

               Ʋ(С3Н6О3)=?

               Ʋ(СО2)=?, АТФ-?   Q =?

Решение :

1.Диссимиляция это процесс распада молекул. Записываем схему
расщепления

С6Н12О6—————–С3Н6О3———————–СО2

  7 моль                      5 моль                             2
моль

2. Молочная кислота образуется как промежуточный продукт при не
полном расщеплении

  С6Н12О6————–2С3Н6О3+200
кДж

    1моль                           2 моль                     
х=2*5/1=10 моль – молочной кислоты

     5 моль                           х моль

3.Углекислый газ образуется только при полном пасщеплении

 С6Н12О62—-6 СО2+
6 Н2О + 2600 кДж

    1 моль              6 моль

    2 моль               х моль                          
х=2*6/1=12 моль – углекислого газа

4. при неполном расщеплении  восстанавливается 2 моль АТФ

Следовательно: 1моль—2 моль АТФ

                          5моль—х моль АТФ   Х=5*2/1=10  АТФ

5. При полном расщеплении образуется 38 АТФ

   Следовательно: 1моль—38 моль АТФ

                             2 моль—Х моль                
х=2*38/1=76 АТФ

6.сумма АТФ=76+10=86 моль

7.в одном моле АТФ аккумулировано 40 кДж, а в 86 моль

        40*86=3440кДж

Ответ:  Ʋ(С3Н6О3)=10
моль

               Ʋ(СО2)=12 моль, АТФ- 86   Q =3440 кДж

Тема « Фотосинтез»

Задача 1. За сутки взрослый человек
поглощает 430 г кислорода. Один 25-летний тополь за 5 месяцев вегетации
поглощает 42 кг  углекислого газа. Сколько деревьев необходимо для
обеспечения кислородом одного человека в течении года?

Дано:

m(СО2)=42 кг

m(О2) =430г в сутки

N(дер)=?

Решение:

1. определяем массу кислорода, которую использует человек в
течении года

 40 г*365 дней=156950 г=156,95 кг

2. составляем уравнение фотосинтеза:

                     6СО2+:Н2О=С6Н12О6+6О2

По уравнен: 264 г                             192г

3. Находим массу углекислого газа

Следовательно:  264кг—–192кг(О2)

                            Х  кг——156,95кг(О2)   
х=264*156,95/192=215,8 к

4 определяем количество деревьев

215,8/42=5,13=5

Ответ: 5 дер.

                                   11класс

Тема « Решение типовых задач с  генетики»

Задача 1. Ген комолости (безрогости)
у крупного рогатого скота доминирует над геном рогатости.  Комолая корова
родила двух телят, одно- безрогое, второе- рогатое. Определить возможные
генотипы родителей

Дано:

А-ген комолости

а –ген  рогатости

АА-комолые

Аа- комолые

аа – рогатые

Определить генот род-?

                         Решение.

1.Записываем возможные род генот         Р  Аа  х Аа

2 записываем гаметы                                G  A, a  х     A, a

3. первое поколение                                  F   AA,   aA,   aA,   aa

                                                                      
Ком    ком   ком   рог.

Следовательно генотипы могут быть как у коровы так и у быка.

 4 Допустим, что род генотипы                 Р  Аа  х аа

2 записываем гаметы                                G  A, a  х    a

3. первое поколение                                  F   Aа,     aa

                                                                      
Ком     рог

 Следовательно и эти генотипы подходят.

Ответ: Генотип коровы- Аа; генотип быка- Аа, аа.

Тема  « Решение задач по экологии»

Задача № 1 . По правилу экологической
пирамиды определите , сколько растительного вещества необходимо для того ,
чтобы в приведенном биоценозе могли существовать три растительноядные птицы
массой 1 кг .

Дано:

Птицы=3шт по 1кг

Найти :m(рас)-?

решение :

Составляем цепь питания:      растения → птицы .

Масса одной птицы – 1 кг , следовательно ему необходимо 10 кг
растений.

Количество птиц – 3, поэтому умножаем количество птиц на массу
растений

и определяем массу растительного вещества , которое необходимо для
того , чтобы в этом биоценозе смогли существовать три растительноядные  птицы
массой 1 кг:

3 ∙ 10 = 30 кг растительного вещества .

Ответ : необходимо 30 кг растений.

Задача 2 . Определите площадь ( га ) поля ,
необходимая для прокормления ястреба массой 6 кг ( сухое вещество составляет 40
%). Сухая массы травы с 1 м2 составляет 300 г.

решение :

1.Составляем цепь питания:         растения → грызуны → ястреб .

2. Сначала определяем массу сухого вещества ястреба ( составляем
пропорцию )

6 кг – 100 %

x кг – 40 %

x кг (масса сухого вещества ястреба ) .

      6 кг × 40 % : 100 % = 2,4 кг
(масса сухого вещества ястреба )

 3. Определяем сухую массу растений в цепи питания по правилу
экологической пирамиды :

240 кг – 24 кг – 2,4 кг

растения – грызуны – ястреб

Теперь определяем площадь поля , на которой растет 240 кг растений
( составляем пропорцию ) :

1 м2 – 300 г (0,3 кг)

x – 240 кг

1м2 × 240 кг: 0,3 кг = 800 м2 800 м2 = 0,08 га .

Ответ : чтобы прокормить ястреба весом 6 кг ,
необходимо 0,08 га поля.

Добавить комментарий