Найти как рисовать голову

Как нарисовать голову человека

Это будет первый из ряда учебных курсов такой направленности. В нем мы сделаем обзор процесса рисования головы.

Прежде чем приступать к обсуждению черт лица, таких как глаза, нос и т.п., мы на этом первом этапе сосредоточимся на форме головы. Если Вы новичок, который хочет изучить различные аспекты рисования формы головы, особенности головы и форму этой самой головы с разных углов, то имеет смысл начать именно с этого этапа. Да и более продвинутые художники найдут здесь несколько отличных приемов точного определения пропорций и перспектив. Итак, начнем!

Просмотр видео

Глава 1: Как нарисовать голову – вид спереди

01

Прежде всего – и если Вы уже знакомы с другими нашими учебными курсами, то это не станет для Вас неожиданностью, – мы начнем с круга. Круг, разумеется, обозначает сферу. Просто она выглядит как круг, потому что мы рисуем в двух измерениях.

Круг представляет собой одну из основных форм при рисовании любого из органических объектов. Чтобы увидеть больше примеров использования круга в рисовании, достаточно посмотреть предыдущие учебные курсы, например «Как нарисовать собаку».

02

От сферы мы отрежем два ломтика – по одному с каждой стороны.

Попробуйте представить себе яблоко. Если мы отрежем от него ломтик, образуется эллиптическая форма. То же можно сказать и об области среза. Заметьте, что здесь продолжает действовать принцип сферы или круга, и мы модифицируем его для соответствия базовой форме головы.

Еще одна вещь, о которой следует помнить: если смотреть на голову сверху, то два наших среза не будут точно параллельными – они слегка сближаются по направлению к носу. Вот почему, когда мы смотрим на лицо спереди, то можем видеть две эллиптических области.

Высота срезов должна составлять примерно две трети всей высоты сферы.

03

Следующее, что нам нужно сделать, – это начертить крестообразное пересечение на каждой области среза с обеих сторон. Этот момент будет особенно важным позже, когда мы начнем поворачивать изображаемую голову. Пересечения будут служить меткой для создания нужной перспективы независимо от того, под каким углом рассматривается голова.

И еще нам нужна центральная линия для симметрии. Опять-таки, она будет служить ориентиром, когда мы начнем добавлять базовые особенности формы головы.

А теперь соединим края областей среза и получим таким образом пару секций.

Чтобы получить окончательную высоту лица, нужно всего лишь отложить вниз еще один отрезок, равный высоте такой секции. Теперь у нас имеются самые важные метки для рисования лица. А сейчас, когда у нас имеются эти ключевые метки, рассмотрим, какими способами можно их использовать.

04

Верхняя линия – это линия волос. Это линия, от которой начинаются волосы – конечно, если они есть! Но даже если Вы рисуете лысую голову, то при рассмотрении свойственных форме головы пропорций полезно иметь в виду условную линию волос. Примером может послужить вторая линия, а именно – линия бровей. Это приблизительная линия, на которой должны располагаться брови.

Третья линия – это линия носа. Точнее, это низ носа. И последняя метка – это подбородок. На этой высоте нужно будет обозначить подбородок.

Кстати: каждое лицо чем-то да отличается. Расстояние между четырьмя главными метками также имеет свойство меняться от лица к лицу. Совершенно равными эти расстояния могут оказаться только в крайне редких случаях. Попробуйте поэкспериментировать с ними. Если захотите, можете попробовать утрировать их. Гигантские подбородки – их всегда увлекательно рисовать! Но в нашем учебном курсе мы все-таки будем приверженцами базовых принципов.

05

Теперь можно приступить к самым нижним точкам областей среза. Не беспокойтесь о том, чтобы найти точную точку в нижней части областей среза, ведь мы можем, вообще-то, начать несколько ниже этих точек, в зависимости от того, насколько выраженной мы хотим сделать челюсть. Затем соединяем их с подбородком. И на этом, как видим, форма целой головы готова! Обратите внимание: исходные метки, которые мы использовали, помогают контролировать пропорции. Основываясь на этих метках, мы можем принимать решения о таких вещах, как, например, насколько сильной должна быть линия подбородка, насколько большим должен быть подбородок и т. п.

Глава 2: Как нарисовать голову в полупрофиль?

01

Давайте попробуем слегка повернуть голову вправо, чтобы понять, каким образом строится профиль. Если голова повернута вправо, мы будем видеть только одну из областей среза, причем она будет казаться шире, чем в предыдущем примере. Центральная линия больше не представляет собой прямую. Она образует скорее эллипс.

02

От точки, находящейся на линии бровей, мы больше не будем следовать за сферой. Вместо этого мы опускаемся вниз более или менее прямо. Помните, что голова повернута вправо, а это значит, что спускающаяся почти отвесно линия относится только к нашему рисовальному процессу, а не к самой фигуре.

Чтобы подбородок получился более мягким и женственным, можно слегка отклониться от центральной линии по направлению внутрь. Если хотите сделать подбородок более квадратным, традиционно мужским, проведите линию более прямой или даже слегка выдвинутой наружу.

03

Чтобы определить линию подбородка, попробуем сгенерировать уже знакомые нам три области. И, наконец, соединяем подбородок с челюстью. Теперь готово: форма завершена.

Глава 3: Как нарисовать голову в профиль?

01

Давайте попробуем слегка повернуть голову вправо, чтобы понять, каким образом строится профиль. Если голова повернута вправо, мы будем видеть только одну из областей среза, причем она будет казаться шире, чем в предыдущем примере. Центральная линия больше не представляет собой прямую. Она образует скорее эллипс.

02

От точки, находящейся на линии бровей, мы больше не будем следовать за сферой. Вместо этого мы опускаемся вниз более или менее прямо. Помните, что голова повернута вправо, а это значит, что спускающаяся почти отвесно линия относится только к нашему рисовальному процессу, а не к самой фигуре.

Чтобы подбородок получился более мягким и женственным, можно слегка отклониться от центральной линии по направлению внутрь. Если хотите сделать подбородок более квадратным, традиционно мужским, проведите линию более прямой или даже слегка выдвинутой наружу.

03

Чтобы определить линию подбородка, попробуем сгенерировать уже знакомые нам три области. И, наконец, соединяем подбородок с челюстью. Теперь готово: форма завершена.

Глава 4: Как нарисовать голову в полупрофиль сверху

01

Перейдем к немного более сложной перспективе. Поверните голову вправо и вниз. У нас остается все та же сфера – куда ее ни поверни, она всегда будет сферой. То же самое касается областей среза. В конце концов, только они и дают нам понять, что голова повернута вправо. Чтобы сориентировать голову по направлению вниз, нам просто нужно повернуть этот крест.

Теперь, когда крест повернут книзу, меняется не только горизонтальная линия, но и вертикальная.

02

Чтобы нарисовать метки, представьте угол между передней и боковой поверхностью головы. Вы можете найти этот угол, образуемый линией бровей, на собственной голове, если коснетесь самого внешнего края брови.

Конечно же, в итоге это будет не угол, а скорее кривая, потому что никаких по-настоящему острых углов на лице не бывает. Поэтому можно сразу же несколько смягчить этот угол.

03

Чтобы продолжить центральную линию от линии бровей, продвигайтесь параллельно вертикальной линии пересечения на области среза. Но теперь центральная линия больше не пролегает отвесно вниз. На самом деле она слегка отклоняется влево, потому что голова у нас повернута книзу и вправо. Помните, что мы смотрим на эту форму головы с точки над левым ухом.

04

Обратите внимание на то, как здесь выглядит линия подбородка: с правой стороны она немного короче, чем с левой, потому что голова повернута вправо. Таким образом получается, что мы видим с левой стороны бóльшую часть подбородка. С этой перспективы правая сторона подбородка заслонена остальной частью формы головы.

05

Соедините линии, как мы это уже делали на предыдущих шагах.

Глава 5: Как нарисовать голову в полупрофиль снизу?

01

Перейдем к немного более сложной перспективе. Поверните голову вправо и вниз. У нас остается все та же сфера – куда ее ни поверни, она всегда будет сферой. То же самое касается областей среза. В конце концов, только они и дают нам понять, что голова повернута вправо. Чтобы сориентировать голову по направлению вниз, нам просто нужно повернуть этот крест.

Теперь, когда крест повернут книзу, меняется не только горизонтальная линия, но и вертикальная.

02

Чтобы нарисовать метки, представьте угол между передней и боковой поверхностью головы. Вы можете найти этот угол, образуемый линией бровей, на собственной голове, если коснетесь самого внешнего края брови.

Конечно же, в итоге это будет не угол, а скорее кривая, потому что никаких по-настоящему острых углов на лице не бывает. Поэтому можно сразу же несколько смягчить этот угол.

03

Чтобы продолжить центральную линию от линии бровей, продвигайтесь параллельно вертикальной линии пересечения на области среза. Но теперь центральная линия больше не пролегает отвесно вниз. На самом деле она слегка отклоняется влево, потому что голова у нас повернута книзу и вправо. Помните, что мы смотрим на эту форму головы с точки над левым ухом.

04

Обратите внимание на то, как здесь выглядит линия подбородка: с правой стороны она немного короче, чем с левой, потому что голова повернута вправо. Таким образом получается, что мы видим с левой стороны бóльшую часть подбородка. С этой перспективы правая сторона подбородка заслонена остальной частью формы головы.

05

Соедините линии, как мы это уже делали на предыдущих шагах.

Глава 6: Заключительный этап рисования головы

01

Перейдем к немного более сложной перспективе. Поверните голову вправо и вниз. У нас остается все та же сфера – куда ее ни поверни, она всегда будет сферой. То же самое касается областей среза. В конце концов, только они и дают нам понять, что голова повернута вправо. Чтобы сориентировать голову по направлению вниз, нам просто нужно повернуть этот крест.

Теперь, когда крест повернут книзу, меняется не только горизонтальная линия, но и вертикальная.

02

Чтобы нарисовать метки, представьте угол между передней и боковой поверхностью головы. Вы можете найти этот угол, образуемый линией бровей, на собственной голове, если коснетесь самого внешнего края брови.

Конечно же, в итоге это будет не угол, а скорее кривая, потому что никаких по-настоящему острых углов на лице не бывает. Поэтому можно сразу же несколько смягчить этот угол.

03

Чтобы продолжить центральную линию от линии бровей, продвигайтесь параллельно вертикальной линии пересечения на области среза. Но теперь центральная линия больше не пролегает отвесно вниз. На самом деле она слегка отклоняется влево, потому что голова у нас повернута книзу и вправо. Помните, что мы смотрим на эту форму головы с точки над левым ухом.

04

Обратите внимание на то, как здесь выглядит линия подбородка: с правой стороны она немного короче, чем с левой, потому что голова повернута вправо. Таким образом получается, что мы видим с левой стороны бóльшую часть подбородка. С этой перспективы правая сторона подбородка заслонена остальной частью формы головы.

05

Соедините линии, как мы это уже делали на предыдущих шагах.

06

Теперь посмотрим на вид снизу: с этой линией бровей происходит нечто обратное, потому что теперь видна гораздо бóльшая часть этой плоскости под бровями. Поэтому мы и заведем линию подбровной впадины намного дальше.

07

И здесь снова происходит что-то новое с ухом, потому что, если мы будем следовать этим меткам для уха, как мы делали ранее, то ухо будет похоже на ухо, нарисованное на безухой голове. Это проблема перспективы – ухо ведь не прилегает к голове совсем плотно. Оно скорее немного отстоит от головы. Вот почему в этой перспективе ухо немного выходит за линию метки.

08

Вот в основном и все, что можно сказать о рисовании формы головы. Конечно, Вы можете попробовать рисовать ее с гораздо большего количества перспектив. Но эти четыре перспективы достаточно полно показывают весь принцип. Надеюсь, обзор этого метода построения формы головы доставил вам удовольствие. Увидимся на следующем уроке. Удачного рисования!

Узнайте больше о рисовании

Узнайте больше

Посмотреть все семейства продуктов Wacom

Графические планшеты

Делайте наброски, рисуйте и редактируйте изображения с помощью высокочувствительного блокнота и точного пера и наблюдайте за своими работами на экране.

Купить сейчас

Интерактивные дисплеи

Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.

Купить сейчас

Графические компьютеры

Творите безо всяких ограничений благодаря повышенной производительности устройства, точному перу и потрясающему дисплею.

Купить сейчас

Планшеты Smartpad

Пишите пером по бумаге и конвертируйте свои рукописные заметки в цифровой формат.

Купить сейчас

Стилус

Ведите записи и быстро фиксируйте идеи на своем мобильном устройстве при помощи стилуса Wacom.

Купить сейчас

Информация о Wacom

Wacom ставит своей глобальной целью сближение людей и технологий с помощью естественного интерфейса. Эта концепция сделала компанию ведущим мировым производителем интерактивных графических планшетов и интерактивных дисплеев, а также цифровых стилусов и решений для сохранения и обработки цифровых подписей. Высокие технологии, которые легли в основу интуитивных устройств ввода Wacom, используются для создания превосходных работ цифрового искусства, фильмов, спецэффектов, разработок в области моды и дизайна по всему миру, а также позволяют индивидуальным и корпоративным пользователям выразить свою индивидуальность с помощью одной из лучших технологий интерфейсов. Компания Wacom, основанная в 1983 году, является международной компанией с головным офисом в Японии (Токийская фондовая биржа 6727) и имеет дочерние и аффилированные компании по всему миру, которые занимаются маркетингом и продажами более чем в 150 странах. 

Узнать больше о Wacom

Знай простые вещи, чтобы правильно выполнить построение головы и лица человека

Этот способ или метод построения я узнал самый первый. Потом мне попались еще несколько вариантов с разными подходами, измерениями и выполнением. Вот решил описать, то как я выполняю построение пропорции головы и лица. Возможно вы делаете по другому, напишите об этом в комментариях. Прочитаю и отвечу всем.

Круг поделенный на четыре части
Круг поделенный на четыре части

Построение головы начинается с круга. На моем канале уже есть статья на эту тему. Вот она. Прочитайте, там я использую одну маленькую хитрость, для лучшего понимания этого процесса.

Нарисованный круг делим на четыре части. Рисуйте от руки, старайтесь ровнее делить круг. Если есть проблемы с ровным кругом, возьмите, что-нибудь круглое и обведите этот предмет. Посмотрите эту статью на моем канале, она научит вас рисовать ровные круги без помощи посторонних предметов. Горизонтальная линия, будет линией бровей.

Круг для отсечения лишней области
Круг для отсечения лишней области

Учитывая материал статьи, которую я вам посоветовал прочитать, прорисовываем полу дуги по краям круга. Затем обрезаем наш круг по бокам. Мы рисуем голову в анфас, по этому она не может быть идеально круглой.

Без лишней округлости
Без лишней округлости

Дальше нам нужно найти линию носа, подбородка и линию роста волос. Для начала найдем линию носа, а потом и всё остальное. В нижней части наших обрезанных полу дуг находим точку касания и проводим через них линию (показана красным цветом). Это и будет линия носа. Расстояние между линией носа и линией бровей откладываем вниз и вверх. Смотрите рисунок ниже.

Разметка линии волос, бровей, носа и подбородка
Разметка линии волос, бровей, носа и подбородка

Немного прорисуем линию волос и нарисуем уши. Как видите уши начинаются от линии бровей и продолжаются до линии носы. При условии, что наша голова смотрит прямо. Если же она наклонена вверх или вниз, то положение ушей будет меняться. Наметим линию глаз.

Высота ухо и линия глаз
Высота ухо и линия глаз

Теперь займемся глазами. Чтобы нам посадить глаза на своё место, необходимо линию глаз поделить на пять равных частей. Во втором и четвертом отрезке будут находиться наши глаза. Вот полезная статья, где я рисую реалистичные глаза. Сразу обозначим нос. Вот статья, как его рисовать правильно и красиво.

Правильное расположение глаз
Правильное расположение глаз

Переходим к губам. Делим расстояние от кончика носа до подбородка на три равные части. Первая линия, это линия смыкания губ, а вторая, линия подбородка.

Правильное расположение рта и подбородка
Правильное расположение рта и подбородка

Рисуем губы и наше правильно лицо в анфас готово. Дальше прорисовывать не стану, так как тему построения мы разобрали.Есть ещё другие способы выполнить правильное построение, и они более детальны и проработаны. Обязательно сделаю пару статей на эту тему.

Построение лица и головы  в анфас
Построение лица и головы в анфас

Заходи в группу во ВКОНТАКТЕ и участвуй в розыгрыше портрета. Ставьте лайки, делитесь статьей в соцсетях и подписывайтесь на канал, РИСУЮ ДОМА. Впереди много интересного.

Как научиться рисовать голову человека? Не бояться пробовать! Опирайтесь на этот подробный туториал для начинающих и смело делайте первые шаги в изучение портрета.

И, конечно, приходите учиться в Skills Up School: анатомию, конструкцию лица и пластику мы поэтапно изучаем на курсе Портретный скетчинг — он подойдет для тех, кто имеет базовые навыки карандашного рисунка.

Автор туториала — художник и основатель школы Азат Нургалеев.

1. Рисуем кружок, к нему добавляем дугу и челюсть. Добавляем цилиндр шеи, ищем у нее две опорные точки — яремную ямку и седьмой шейный позвонок.

2. Делим пополам высоту головы. Центр — середина «книжки» глазницы, формы, в которой располагаются глаза. Визуально она напоминает книжку с переплетом.

3. Показываем, где у нас от «книжки» глазницы идет перелом на боковую плоскость лица. Отделяем боковую плоскость лица от фронтальной.

4. Строим голову, разделяем лоб на три плоскости: одна фронтальная и две наклонные.

5. Проверяем пропорции — находим на лице три основных модуля: первый — от линии роста волос до бровей, второй — от бровей до основания носа, третий — от основания носа до подбородка.

6. В верхнюю часть «книжки» глазницы вставляем округлую форму, из которой будет идти нос. Намечаем его длину и форму, показываем трапецию носа — ее фронтальную и боковую части.

7. Делим на три части отрезок, который остался от основания носа до подбородка — линия рта будет на окончании первой части, ниже — нижняя губа и подбородок. Делаем силуэт лица посложнее за счет круговой мышцы рта и уточняем подбородок.

8. На уровне глаз и основания носа намечаем ухо. Уточняем форму шеи — она всегда рисуется под небольшим наклоном: так, если посмотрим на человека в профиль, мы увидим, что шея растет немного вперед.

9. Намечаем глаза, начиная с глазных яблок — они располагаются не по центру глазницы, а смещены чуть вверх на ее внешний край.

10. Показываем охват верхнего и нижнего век — они должны иметь собственную толщину, вставляем шарик глазницы. Не забываем, что у глаза есть слезник и внешний край, а у нижнего века — объем.

11. Рисуем дальний глаз. Важный момент: расстояние между глаз примерно равно размеру одного глаза.

12. Уточняем среднюю линию, форму губ и подбородка, скуловой дугой показываем перелом формы на скуловых костях.

13. Показываем объем боковой плоскости носа и глазной мешок, который красиво очерчивает форму глазниц.

14. Показываем, как идут надбровные дуги, их объем.

15. Намечаем бровь — ее форма начинается на надбровной дуге и только потом заворачивается на переход глазницы. Из-за она освещена по-разному: у основания она темнее, а затем светлеет.

16. Показываем крыло носа, его объем и форму ноздри.

17. В области рта мы визуально представляем шарик и как на него падают тени: получается, верхняя часть остается в свету, а нижняя — закрытой от света.

18. Закрываем тоном боковые плоскости носа и головы. Намечаем объем кубатуры шеи, падающие тени от подбородка и носа.

19. Вставляем радужную оболочку со зрачком, уточняем форму уха.

20. У головы есть не только фронтальная и боковая плоскости, но и наклонная плоскость. Показываем перелом с наклонной на боковую плоскость, чтобы уточнить направление формы.

21. Добавляем тона. Готово! Мы поэтапно нарисовали голову человека, мы молодцы!

Курсы Skills Up School по рисованию портрета и фигуры человека:

Наброски

Кисти человека

Портретный скетчинг

Фигура человека

Фигура в динамике

Для уточнения деталей и записи пишите нам в Telegram.

Научиться правильно и реалистично рисовать голову не так просто, но это необходимый навык для любого художника. Поэтому стоит потратить время на то, чтобы уметь это делать хорошо. Процесс рисования головы достаточно сложный, но есть много советов и приемов, использование которых его упростят. В этом руководстве вы получите все необходимые для этого знания.

В первой части вы узнаете, как рисовать голову под разными углами, как некоторые фигуры могут упростить эту задачу. Вторая часть статьи полна профессиональных техник рисования реалистичных портретов.

Часть 1. Как нарисовать голову: 8 наиболее распространенных ракурсов

Голова имеет невероятно сложную конструкцию. Чтобы правильно передать ее форму и наметить расположение элементов я стараюсь разбить ее на пару простых фигур. Для обозначения черепа я использую сферу, а для носа треугольник/пирамиду. Использование этих двух фигур позволяет создать основу рисунка головы с любого ракурса.

Ниже представлен подробный видеоурок от Алекса Ву.

Ракурсы, с которыми вы будете чаще всего сталкиваться как художник:

  • Профиль
  • Анфас
  • Вид снизу
  • Три четверти вид снизу
  • Вид сверху
  • Три четверти вид сбоку
  • Три четверти вид сверху
  • Три четверки вид сзади

Запомните эти восемь ракурсов и начните использовать простые фигуры. Лучший способ понять сложный объект или элемент — разбить его на более простые компоненты.

Со временем вы обнаружите, что снова и снова возвращаетесь к этим ракурсам. После изучения и достаточной практики вам не составит труда иметь дело со всеми остальными ракурсами. Вы должны буквально рисовать их с закрытыми глазами. Нарисовать что-то — значит это знать.

1. Профиль

Расположите две основные фигуры, чтобы начертить профиль.

Начните рисование головы в профиль с расположения двух основных фигур так, чтобы они примерно соответствовали нужному углу. Когда вы получите правильное расположение и соотношение размеров фигур, можно продолжать делать набросок. В последующих примерах вы убедитесь, что сфера и пирамида являются универсальной основой для построения портретного рисунка.

2. Анфас

Анфас — это ракурс, с которым мы больше всего знакомы.

С ракурсом анфас, вероятно, мы знакомы больше всего. Это угол, под которым мы видим и взаимодействуем с большинством людей в реальной жизни. Разбив его на основные фигуры, вы сможете сохранить правильные пропорции и соотношение элементов лице.

3. Вид снизу

Разделив голову на две простые фигуры, вы сделаете этот ракурс более понятным для дальнейшего процесса.

Этот ракурс трудно представить, потому что мы редко видим людей с этого угла. Именно с этим ракурсом у меня были самые большие проблемы, когда я обучался рисунку. Однако разделение головы на две простые фигуры сделает этот ракурс более понятным для дальнейшего процесса. Если вам сложно представить каким образом происходит вращение фигур, попробуйте склеить небольшой шар и кубик, чтобы проследить изменения формы при повороте.

4. Три четверти вид снизу

Очень распространенный ракурс.

Это очень распространенный ракурс, так как многие эпические кадры снимаются именно с этого угла. Такой ракурс встречается в комиксах, картинах и печатной рекламе. В зависимости от направления вашего творчества, возможно, стоит посвятить время изученью этого ракурса в первую очередь, чтобы освоить его как можно раньше.

5. Вид сверху

Определите правильное положение носа.

Этот ракурс встречается не так часто, но он может быть очень полезен в зависимости от поворота сюжета. Ключевым моментом в рисовании головы в этом ракурсе является определение правильного положения носа. Это даст отличную «опору», на которой вы сможете построить остальную часть вашего рисунка.

6. Три четверти вид сбоку

Легкий поворот лица вправо или влево.

Это, пожалуй, самый популярный ракурс в кино, портретной съемке и иллюстрации. Этот ракурс считается самым удачным, так как он показывает большую грань лица человека. Голова повернута так, что кроме одного уха видны все элементы лица. Этот ракурс наряду с эпичным (три четверти вид снизу) стоит изучать в первую очередь.

7. Три четверти вид сверху

Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать.

Это что-то среднее между профилем и видом сверху. Данный ракурс используется реже, но с этого угла тоже полезно уметь рисовать. Опять же, возможность точно определить местонахождение носа в этом сложном ракурсе имеет решающее значение. Без правильного расположения треугольника у вас не получится сделать набросок остальной части лица.

8. Три четверти вид сзади

Полезно уметь, но сложно научиться.

В то время как вид снизу был для меня вызовом, когда я был моложе, сейчас самым трудным ракурсом является три четверти вид сзади. Каждый раз, когда я пытаюсь это сделать, рисунок не выглядит так как должен. К счастью обычно этот ракурс используется, когда человек является второстепенным элементом изображения, находящимся вне фокуса внимания. Тем не менее невероятно полезно иметь навыки рисования головы с этого ракурса, поскольку многие портретные снимки «через плечо» изображают человека с этого угла.

Часть 2. 15 советов по рисованию реалистичных портретов

1. Делайте линию выразительной

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Я нарисовал эти портреты с не сглаженными выразительными линиями, используя уголь виноградной лозы. Такие линии – отличный способ для зарисовки формы головы и ее граней. Линия помогает направлять взгляд зрителя, определяя края и очерчивая формы. Линии, используемые для обводки фигуры, называются контурными. Существует пять типов линий: вертикальные, горизонтальные, диагональные, зигзагообразные и изогнутые.

2. Научитесь использовать фигуры

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Фигура — это замкнутый контур, получившийся благодаря прилеганию линии или встрече с концом другой линии. Все фигуры двухмерные — они имеют длину и ширину. Есть два типа фигур: геометрические и органические. Геометрические фигуры включают круги, треугольники и квадраты. Органические — это те неправильные, неровные фигуры, которые не подчиняются никаким правилам. Эти выразительные фигуры обычно получаются ненамеренно. Для изображения контурных линий головы я чаще всего использую геометрические фигуры.

3. Воспринимайте формы как трехмерные фигуры

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Форма и фигура тесно связаны. Вам нужно научиться воспринимать формы как трехмерные фигуры. В искусстве термин «форма» относится к объекту, имеющему длину, ширину и высоту. Всем художникам нужно развить свое понимание формы. А изучая влияние света на предметы вы без труда сможете создавать иллюзию формы в портретных рисунках. Я предпочитаю верхнее освещение в портретах. Этот тип освещения выделяет плоскости, обращенные верх, и отбрасывает сильные тени. Учтите, что для освещения головы в портретном рисунке лучше всего использовать один источник света.

4. Не забывайте про силу соотношения светотени

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Потому как светлые и темные значения описывают форму объекта, соотношение светотени имеет решающее значение в рисунке. У всех объектов есть блики, свет, полутона, основная тень и отражаемый свет. Я часто применяю эту пятизначную систему к своим портретным рисункам. Светотень — ключ к созданию иллюзии освещения, а реалистичность рисунка напрямую зависит от диапазона этих значений. Этот эффект достигается путем преобразования простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.

5. Примените к своему портрету пятизначную систему

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

По сути лицо состоит из геометрических форм. Форма яйца прослеживается во всех фигурах головы. Свет отражается от округлости лба, тень на щеках и носу напоминает сферы, а фигура шеи – цилиндр.

Не бойтесь слишком темных и контрастных цветов. Отраженный свет можно увидеть на краях ноздрей. А отраженные тени и резкие переходы создаются при наложении двух поверхностей. В этом примере есть четкая грань отбрасываемой тени на шее. Тень формы имеет мягкие края и появляется на объекте в местах противоположных источнику света. Отбрасываемая тень создается, когда свет на объекте блокируется. У такой тени резкие края с грубым переходом от светлого к темному.

6. Объедините линию и светотень

Линия и светотень работают вместе, создавая форму лица. Светотень относится к яркости/темноте цвета или тона. Одно лишь рисование светотеневых областей гарантировано научит художника понимать объемность формы и закономерности расположения света на объекте. Рисование линий в свою очередь научит наблюдать, оценивать и планировать. Знания, полученные при рисовании линий, помогают художнику принимать решения о границах каждой области тона в процессе создания светотеней. При рисовании портретов свет и тень преобразуются из простых плоскостей и фигур в детальные вариации светотеневых значений и линий.

7. Делайте рисунок контрастным

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Светотеневой контраст — лучший способ для создания иллюзии глубины. Области с большим контрастом выступают вперед, в то время как области с меньшим контрастом отступают назад. В части рисунка, где шарф обернут вокруг шеи, я визуально отодвинул его назад, уменьшив контраст. Далее, используя аналогичные значения светотени, нарисовал тонкую линию, чтобы обозначить края шарфа. Так он меньше бросается в глаза, чем если бы я начертил точную форму используя другие значения светотени.

Я применил тот же подход к макушке головы, постепенно осветляя волосы, чтобы они уходили на задний план. Уменьшение контрастности по периметру лица привлекает взгляд к его центру, где я использовал высокий контраст между левой глазницей и лбом.

8. Используйте ракурс три четверти

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Когда голова рассматривается под ракурсом три четверти, перспектива искажает черты лица. При таком ракурсе ближние части объекта кажутся больше, чем более отдаленные. Обратите внимание на изменение пропорций, и измерьте расстояние между элементами.

При этом ракурсе фокусная точка будет расположена на ближайшем к нам глазе. Глаза и брови говорят о настроение вашего объекта. Они отражают его эмоции и индивидуальность. Из-за перспективы ракурса ближняя сторона лица всегда шире отдаленной. Также, на отдаленной части лица скула имеет более жесткую линию контура и более выражена.

9. Не путайте изображение головы с портретом

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Есть разница между рисунком головы и портретным рисунком. Рисунок головы фокусируется на фигурах, изменениях плоскости, анатомии, форме и перспективе головы. Портретный рисунок — это художественное изображение «души человека». Его выражения лица, сходства, индивидуальности и настроения. «Форма» головы относится только к внешнему виду лица.

Чтобы рисовать воодушевленные портреты, вы должны продумывать, какое сообщение или ощущение будет передавать портрет. Личное восприятие художника — это общий знаменатель каждого произведения искусства, которое он или она создает. Каждый художник отражает рисунок через призму своего отношения к миру. Это выражается независимо от стиля рисунка или объекта. Я бы сказал, что в хорошем рисунке обязательно должно быть нечто, исходящее от самого художника.

10. Эффект конрапоста: обратите внимание на голову и шею

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Положение головы и шеи определяет настроение портрета и указывает на эмоции модели. Помимо угла наклона головы, обратите внимание на растяжение и сдавленность шеи, которые подчеркивают жест. Слово контрапост, как раз-таки описывает прием изображения фигуры человека, при котором положение одной части тела противопоставлено положению другой.

Обучите свой разум распознавать контрапосты и их влияние на положение частей тела, в особенности шею. Чтобы показать надменную грациозность с помощью шеи я прошу моделей выдвинуть голову слегка вперед и наклонить ее вверх. Также одной из моих любимых модельных поз является взгляд через плечо. Такой портрет несет мечтательное настроение.

11. Как нарисовать выразительный портрет

Нарисуйте фигуры

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Используйте виноградный уголь, чтобы обозначить положение головы, отметив верхнюю, нижнюю и боковые границы прямыми линиями. Прямые линии позволяют вам наблюдать за объектом в целом и исследовать взаимосвязи между ключевыми блоками, чтобы вы могли точно очертить их на бумаге.

Нарисуйте шар для черепа и U-образную форму для челюсти. Проведите вертикальную линию вдоль лица так, чтобы она пересекалась с горизонтальной линией бровей. Определите и разделите голову на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до носа и от носа до подбородка. Нижняя губа находится на полпути между носом и подбородком. Избегайте детализации линий — просто наметьте общие пропорции головы.

Продолжайте использовать прямые линии, чтобы обозначить большие теневые области, такие как глазницы. Я обычно начинаю с формы глазниц, затем рисую основу формы носа, а после форму рта. Обозначьте примерные формы контура головы и отметьте брови. Обратите внимание на форму нижней плоскости подбородка, которая укорачивается из-за угла расположения головы.

Определите плоскости

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Продолжайте обозначать форму уха, которая совпадает с линией бровей и нижней частью носа. Наметьте прямые линии лба, скул, носа и подбородка. Изучите пропорции и отношения фигур друг к другу. На данный момент избегайте добавления таких деталей, как зрачки и ноздри.

Используйте линии, чтобы обозначить области тени и места пересечения плоскостей. Например, переднюю часть, бока и наклон лба, а также переднюю часть, крылья и основание носа. Отметьте форму и положение надбровных дуг, скул, височных костей, подбородка и челюсти. Рассматривайте этот рисунок как план. Используйте широкую сторону угля виноградной лозы, чтобы набросать значения светотеней. Помните, что все объекты имеют светлые, средние и темные значения при воздействии света. Заштрихуйте теневые области головы, такие как глазницы, и переходите к более темным участкам. Тренируйте глаза, чтобы объединять тени, не акцентируя внимание на детализации элементов лица. Вы можете сделать рисунок менее текстурным, растушевывая поверхность кончиками пальцев или палочкой для растушевки.

Приступайте к детализации

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Еще раз изучите фигуры обращая внимание на штрихи, чтобы края имели нужную твердость либо мягкость. Везде, где вы добавляете детали, сначала закрасьте всю область, затем выделите блики ластиком, а после используйте угольный карандаш, чтобы подчеркнуть тени.

Морщинки могут обогатить рисунок текстурой и деталями. Они должны соответствовать форме черт лица сильно не выделяясь. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать впечатление наличия морщин, а не прорисовывать каждую.

Перед завершением процесса перепроверьте светлые, средние и темные оттенки, а также края лица. Каждое из этих трех значений должно иметь градацию трех дополнительных оттенков включая блики. Широкий диапазон светотеневых значений должен соответствовать форме, делая ее объемной. Края ни в коем случае не формируют одну непрерывную линию, сделайте их гармоничными. Они должны варьироваться в зависимости от пространственного соотношения.

Подчеркните границу между светлым и темным оттенками на подбородке, чтобы сделать его более твердым и мягко передать структуру и текстуру. Последним шагом создания портрета является усиление темных участков с использованием ивового угля.

12. Усильте эмоцию с помощью рук

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Руки добавляют рисунку эмоций и чувств. Использование рук может превратить обычный портрет в исследование персонажа. Это непринужденный и естественный подход, который раскрывает личность объекта. На философском уровне положение рук олицетворяет то, как мы касаемся и чувствуем предметы или даже других людей. Они отражают наше отношение к внешнему миру.

13. Продумайте текстуру фона

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Текстура фона часто играет ключевую роль в визуальном оформлении рисунка. Фон может сделать портрет мягким и спокойным или оживить произведение придав энергичности ярким подходом. При этом фон не должен отвлекать от объекта и нести другое настроение.

Определяясь с фоновой обработкой сосредоточьтесь на светлых и темных участках объекта. Если объект светлый с одной стороны, темный оттенок сзади сделает контуры более четкими. Фон не должен соперничать с работой, используйте его, чтобы подчеркнуть контраст и улучшить свою рисунок. Не существует идеальной формулы для получения правильного фона, так что проявите изобретательность!

14. Изобразите растительность на лице

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Усы или бороды бывают разными, но есть несколько неизменных моментов, на которые следует обратить внимание. Нос отбрасывает тень на усы, а усы отбрасывают тень на рот. Если усы очень густые, они могут закрывать верхнюю губу. Представьте себе усы как большую верхнюю губу, которая огибает рот, создавая более крупные тени. Следите за светом и тенью на голове, если плоскости лица прикрыты растительностью.

Обратите внимание на форму бороды и приучите глаза замечать, что у волос нет четких краев, как у дыма. Вместо того чтобы рисовать отдельные волоски, относитесь к бороде как к свету и тени, сохраняя края мягкими.

15. Используйте края для передачи формы

(Изображение предоставлено: Оливером Сином)

Когда художник смешивает мягкие и жесткие линии или края в нужных местах, это создает иллюзию трехмерного объекта на двухмерной поверхности. Когда края мягкие, элемент может казаться отдаленным.

Смягчив линии объекта и смешав его с фоном, вы можете сделать рисунок более мечтательным. Тогда как рисунок со слишком большим количеством жестких краев будет выглядеть неестественно. Это создает визуальное напряжение, поскольку слишком много областей конкурируют и нет места для отдыха глаз. Я не имею в виду, что жесткие края вообще нельзя использовать, но их нужно использовать с умом для акцентирования внимания.

В своих портретных рисунках я обычно использую примерно 85% мягких линий и 15% жестких линий. Когда вы освоите навык сбалансированного оформления краев, ваши портреты станут на уровень выше.

Читайте также:

Перспектива в рисунке: как правильно передать глубину сцены

Подробное руководство: как правильно работать с контрастом в рисунке

Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов

Источник


09.11.19 – 19:01
10238 просмотров

Как рисовать голову с любого угла

Если разобрать голову на примитивы, то нарисовать ее не так уж и сложно. Простые шаги помогут освоить технику рисования головы. “Удалив” уши, глаза, нос, рот с головы, – мы получим два соединенных примитива:

Рисуем голову с разных ракурсов

Рисунок №1. Из каких примитивов состоит голова

Череп (на рисунке №1 слева) – это усеченная по бокам сфера. Рисование головы начинаем с круга, не важно с какого ракурса будет финальный поворот. Далее добавляем овал, высота его остается постоянной. Это 2/3 от высоты черепа:

Как рисовать голову с любого угла

Рисунок №2

Ширина овала зависит от того, куда смотрит голова. Теперь нам нужно найти угол наклона головы. На него указывает овал среза головы:

угол наклона головы

Рисунок №3

Далее добавляем линии бровей и носа:

Добавляем линии на лице

Рисунок №4

Далее дорисовываем челюсть. Расстояние между линиями бровей, носа и челюсти приблизительно одинаковое. Также добавляем щеки к голове:

Дорисовываем челюсть

Рисунок №5

Заканчиваем основу для головы добавлением центральной линией лица и построением шеи. Запомнить, что центральная линия – это центр фронтальной плоскости (Рис. 6).

Основы рисунка головы

Рисунок №6

Теперь мы имеем основы для “расположения” на голове глаз, носа, ушей, рта и других попутных деталей. Рисование каждой из них заслуживает отдельного урока.

Готовая голова

Рисунок №7. Готовая голова

Есть еще уроки в разделе Рисования:

  • Правильные тени

Добавить комментарий