Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию. Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.
Все правила за 5 минут – видео
Мы подготовили удобный видео-курс для начинающих
Короткие видео и практические интерактивные задания под каждым уроком. Идеально подойдет начинающим и детям!
Попробовать бесплатные уроки >>
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски – нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король – рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали – то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение – стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Взятие на проходе
Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.
Рокировка
В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.
Ничья
Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
- Ферзь – 9 очков;
- Ладья – 5 очков;
- Слон и Конь – по 3 очка;
- Пешка – 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Нотация – запись шахматной партии
Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:
- Самостоятельно записывать игровые партии;
- Читать и понимать специальную литературу;
- Играть «в слепую»
- Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.
Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.
Свое обозначение имеет и каждый персонаж:
- Кр (К) – король;
- Ф (Q) – ферзь;
- Л (R) – ладья;
- К (N) – конь;
- С (C) – слон;
- П (p) – пешка.
Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:
- + – шах;
- ++ – двойной шах;
- # – мат;
- Х – взятие фигуры;
- 0-0 – рокировка;
- !! – отличный ход;
- ?? – грубая ошибка и т.д.
Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Шахматы появились полторы тысячи лет назад и до сих пор остаются одной из самых узнаваемых игр во всем мире.
Когда-то фигуры на клетчатой доске двигали восточные мудрецы, затем в Европе проводили престижные закрытые турниры, а сейчас дети из разных стран ходят в шахматные кружки, пока их родители смотрят фильмы об известных гроссмейстерах.
Я тоже узнала о шахматах еще в детстве — и очень увлеклась игрой. Настолько, что в 2015 году мне предложили работу в Федерации шахмат Центрального федерального округа, а чуть позже назначили исполнительным директором Федерации шахмат Москвы. За эти годы я не только убедилась, что шахматы — это самый настоящий спорт, но и разглядела в них другие, не менее важные стороны.
В этом тексте я расскажу, как разобраться в правилах и принципах игры, где можно оттачивать свое мастерство и для чего вообще стоит познакомиться с шахматами.
Что внутри
- Зачем играть в шахматы
- Главная цель игры
- Какие есть фигуры и как они ходят
- Правила расстановки на доске
- Нестандартные ходы в шахматах
- Сравнительная сила фигур
- Шах, мат и ничья в шахматах
- Контроль времени
- Шахматный этикет
- Шахматная нотация
- Где играть в шахматы
Зачем играть в шахматы
Часть культуры и искусства. Классические шахматы существуют с 15 века, а первые версии были известны еще за тысячу лет до этого. За этот период игра не только стала, пожалуй, самой известной в мире, но и повлияла на культуру разных народов и поколений — от древних загадок о зернах на шахматной доске до аналогов игры в фантастических романах.
Научный подход. Помимо искусства и спорта шахматы ценятся в науке. Некоторые аспекты игры используют в качестве школьных задачек, другие надолго занимают ученых по всему миру. Кроме того, шахматы фактически положили начало изучению искусственного интеллекта: с середины 20 века шла работа над созданием компьютера, способного обыграть человека.
Доступность. Несмотря на сложность и комплексность шахмат, начать играть может каждый. Шахматные кружки и сообщества для любых возрастов есть почти в каждом городе, а базовые правила не требуют долгого изучения.
Конечно, чтобы играть на профессиональном уровне, понадобятся годы тренировок и практики. В этом могут помочь многочисленные онлайн-сервисы, которые позволяют соревноваться с другими пользователями или компьютером в любое время и в любом месте.
Коммуникация. Шахматы — это универсальный язык, который объединяет игроков по всему миру вне зависимости от их пола, возраста и личных взглядов. Я узнала об игре в пять лет благодаря своей бабушке, преподавательнице математики и физики. Тогда я просто влюбилась в шахматы. Особенно меня впечатлило то, что, будучи ребенком, я могла не только взаимодействовать со взрослыми на равных, но и обыгрывать их.
Основные правила и цель игры в шахматы
В классические шахматы играют две стороны: черные и белые. Некоторые партии проводят в командах, принимая решения коллективно, но чаще всего соперники противостоят друг другу лично, один на один. Цель игры — поставить мат, то есть захватить вражеского короля.
Какие есть шахматные фигуры и как они ходят
Шахматные фигуры — главные «участники» игры. Соперники по очереди перемещают их на доске и могут «съедать» ими чужие фигуры: для этого нужно встать на уже занятую клетку. Кроме того, среди фигур каждой стороны есть по одному королю — его и придется защищать от соперника, одновременно стараясь поставить мат.
В начале партии у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, а также по два коня, слона и ладьи. Каждая фигура перемещается по доске по своим правилам.
Пешка. Ее легко узнать: на поле она самая маленькая, но их больше всего. А еще она самая слабая в игре. Пешка ходит только на одну клетку вперед, но бить фигуру перед собой при этом не может — только на одну клетку по диагонали вперед.
Ладья. Устаревшее название — тура. Внешне обычно напоминает башню с зубчатой верхушкой.
Ладья может ходить по прямым линиям — вертикалям и горизонталям — на любое количество клеток. Но только если на пути нет других фигур: «перепрыгивать» их ладья не может, только «съедать», вставая на их место.
Слон. В России эта фигура раньше называлась «офицер», а в других странах ее знают как «шута» или «епископа». Узнать слона можно по напоминающей купол верхушке.
Принципы хода похожи на правила для ладьи, но вместо прямых линий — диагонали. В начале игры два слона на одной стороне ставятся на клетки разных цветов, и из-за особенностей хода фигуры всю игру передвигаются по клеткам одного цвета. Поэтому слонов иногда называют «белопольный» и «чернопольный».
Конь. Самая узнаваемая фигура на шахматной доске, ее изображают в виде головы лошади. В английском языке называется «рыцарь», но выглядит так же.
В официальных правилах сказано, что конь может ходить на одну из ближайших клеток, но не на одной с ним вертикали, горизонтали и диагонали. Такая формулировка звучит сложно — достаточно запомнить, что конь ходит буквой Г: на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или на две по горизонтали и одну по вертикали.
При этом не имеет значения, стоит ли кто-то на пути: конь может «перепрыгивать» как свои, так и чужие фигуры. Бить можно только те фигуры, что занимают доступные для хода клетки.
Ферзь. В других странах фигуру ассоциируют с женским образом: в английском языке — queen, в испанском — dama. В России ее тоже иногда ошибочно называют «королева». Узнать ферзя можно по размеру — он уступает только королю — и подобию короны на верхушке фигуры.
Ферзь — самая сильная фигура в игре. Он соединяет возможности ладьи и слона: может перемещаться на любое количество клеток по прямым линиям по вертикали, горизонтали или диагонали. Вражеские фигуры он бьет так же, как и ходит.
Король. Почти везде называется одинаково, даже «шах» в названии игры появилось от титула восточного монарха. Узнать короля на доске легко: как правило, это самая высокая фигура с крестом на верхушке.
Король — главная фигура в игре, но при этом довольно слабая. Он может ходить в любую сторону, но всего на одну клетку. При этом короля нельзя переместить под удар чужой фигуры: это приведет к поражению. Чужие фигуры он бьет так же, как и ходит, но его редко используют для атаки: слишком высок риск проиграть партию.
Правила расстановки шахматных фигур на доске
Игра проходит на квадратной доске из 64 равных клеток, по восемь вдоль каждой стороны. Горизонтальные ряды обозначены цифрами от 1 до 8, вертикальные — латинскими буквами от a до h. Соответственно, у каждой клетки есть обозначение: a1, b5, f2 и так далее. Для удобства клетки также поочередно раскрашены в черный и белый цвета, но на правилах это не отражается.
Расположение доски. По правилам шахматная доска должна стоять так, чтобы для каждого игрока клетка в правом нижнем углу была белой. При этом белые фигуры всегда выставляются на первый и второй ряды, а черные — на седьмой и восьмой. Таким образом, ближайшим для играющего белыми фигурами будет ряд от a1 до h1, а для его соперника — от a8 до h8.
Выбор цвета. Первый ход в игре всегда делает игрок с белыми фигурами. Это дает небольшое преимущество, поэтому на крупных турнирах обычно играется несколько партий с чередованием сторон, а право открыть матч определяется регламентом. В любительских играх очередность можно определить жребием или по договоренности.
Расстановка фигур. Перед игрой фигуры на доске всегда расположены одним и тем же образом и занимают ближайшие к игрокам два ряда. Запомнить, как стоят фигуры, несложно:
- Второй и седьмой ряды целиком занимают пешки — белого и черного цветов соответственно.
- По углам доски всегда стоят ладьи, белые — на a1 и h1, черные — на a8 и h8.
- Следующие от ладей к центру — кони. На старте игры у каждого коня есть два варианта хода, один из них — прямо к краю доски.
- Еще чуть ближе к центру располагаются слоны. Эти фигуры намного увереннее чувствуют себя в середине доски.
- Две центральные клетки ряда занимают ферзь и король. При этом ферзь всегда стоит на клетке своего цвета — белый на белой, черный на черной.
Нестандартные ходы в шахматах
Помимо традиционных ходов для пешек и каждой фигуры в шахматах предусмотрено несколько особых правил. Сразу три из них связаны с пешками.
«Двойной прыжок». Со стартовой позиции пешку можно передвинуть либо на одну, либо сразу на две клетки вперед — на выбор игрока. Это единственный вариант, когда пешка может походить не как обычно.
Взятие на проходе. Если пешка продвинулась со стартовой позиции на две клетки и оказалась на соседней по горизонтали клетке от вражеской пешки, та может «съесть» чужую пешку. При этом она займет клетку не сбоку, а позади «съеденной» пешки, так как продвинется по диагонали вперед.
Реализовать взятие на проходе можно лишь на следующий ход после передвижения со стартовой позиции. Если игрок выбрал другой вариант хода, «съесть» пешку из той же позиции он уже не сможет.
Превращение пешки. Если пешка доходит до противоположного края доски, она превращается в коня, слона, ладью или ферзя — на выбор игрока. При этом количество фигур в игре не ограничивается, в теории на доске могут одновременно оказаться девять ферзей одного цвета.
Рокировка. Также особый ход предусмотрен для пары ладья — король, он называется рокировкой. Ее суть в том, что ладья перемещается вплотную к королю, а тот «перепрыгивает» через нее, оказываясь на клетке по другую сторону от ладьи.
Условия для выполнения рокировки:
- И король, и ладья находятся в исходном положении.
- Ни король, ни ладья до момента рокировки не делали ходов.
- Между королем и ладьей нет других фигур.
- В момент рокировки король не находится под шахом.
- При рокировке король не встает на клетку, которую на следующий ход может атаковать соперник, и не «прыгает» через такие клетки.
Сравнительная сила фигур в шахматах
Поскольку каждая фигура обладает определенными возможностями и особенностями, они имеют разную ценность. Это условный показатель, который не влияет на правила, но помогает лучше ориентироваться в игре. Сила фигур измеряется в пешках — самых слабых «участниках» игры.
Ценность коня. Сравнительный вес коня — три пешки. Это соизмеримо со слоном, однако у фигур есть свои особенности. Например, только конь может атаковать другую фигуру — кроме чужого коня — без угрозы ответного удара. Кроме того, ходы конем сложнее просчитывать наперед. Поэтому при цейтноте, то есть нехватке времени у соперника, наличие коней на доске ценится больше.
Ценность слона. Слон примерно равен коню или трем пешкам. Его сила ограничена тем, что перемещаться каждый слон может только по половине доски: чернопольный — по черным клеткам, белопольный — по белым. Однако в середине и концовке партии пара слонов обычно ценится больше, чем пара коней. Такой перевес даже назвали «преимуществом двух слонов».
Ценность ладьи. Ладья оценивается примерно в пять пешек. Она может атаковать поле целиком и участвовать в рокировке. По силе и универсальности ладья уступает только ферзю, при этом две ладьи ценятся выше одного ферзя.
Ценность ферзя. Самая сильная фигура на доске, оценивается примерно в девять пешек, три коня или слона, но немного уступает двум ладьям. Весь потенциал ферзя раскрывается в середине и концовке игры, когда поле становится свободнее, а ему уже не так сильно угрожают вражеские фигуры.
Ценность короля. Сравнительную силу короля оценить сложно: вокруг него строится игра, взятие фигуры означает проигрыш — в этом смысле король бесценен. С другой стороны, в концовке партии, когда угроз на доске меньше, королем можно перейти из защиты в атаку. Учитывая возможности фигуры, ее можно оценить в 3—4 пешки.
Размены. Шахматисты часто жертвуют ценной фигурой, чтобы на следующий ход «съесть» фигуру противника. Это и называется разменом. В зависимости от силы фигур размены могут быть хорошими, плохими или честными.
Если один игрок побил вражескую ладью слоном, поставив свою фигуру под удар, для него этот размен выгодный: относительная ценность ладьи — пять пешек, слона — три пешки. А вот для соперника этот же размен считается плохим, по условным очкам он ушел в минус.
Справедливым считается размен одинаковых по ценности фигур. Например, ладья на ладью или конь на слона. На самом деле такие размены тоже могут быть выгоднее для одного из игроков, но это менее очевидно и определяется этапом игры и в целом ситуацией на доске.
Шах, мат и ничья в шахматах
Перемещение фигур по доске служит главной цели шахмат: поставить королю соперника мат, то есть взять его в плен своими фигурами так, чтобы у него не осталось возможности выйти из-под атаки.
Шах. Первый шаг на пути к мату — шах, то есть нападение на короля. Для этого игрок должен расположить свои фигуры так, чтобы на следующий ход он мог атаковать чужого короля. Соперник в свой ход обязан защититься от шаха, чтобы не проиграть партию.
В шахматах выделяется несколько особых шахов, выполняемых при определенных условиях:
- Двойной шах. В этом случае королю одновременно угрожают две вражеские фигуры или пешки.
- Перекрестный шах. Объявляется в ответ на шах соперника, если игрок смог не только защититься, но и одновременно поставить под угрозу чужого короля.
- Вскрытый шах. В этом случае королю угрожает не та фигура, что двигалась в этот ход, а та, что раньше была закрыта.
- Вечный шах. Ситуация, в которой один игрок объявляет шах, второй уходит из-под угрозы, но первый тут же ставит еще один шах — и так может продолжаться бесконечно.
Выход из-под шаха. Игрок, которому поставили шах, должен защитить своего короля. По правилам нельзя оставлять короля на битой клетке или ставить на другую клетку, которая находится под ударом: это приведет к проигрышу. Есть три основных способа выйти из-под шаха:
- Уйти королем на соседнюю клетку, которая не находится под угрозой атаки в следующий ход. При этом можно атаковать вражеские фигуры или пешки, но нельзя идти на клетки, занятые своими же фигурами или пешками. Важно: из-под шаха запрещено выходить с использованием рокировки.
- Защитить короля другой фигурой или пешкой, расположив ее на пути чужой фигуры. Не сработает, если королю поставлен двойной шах или шах конем.
- Защитить короля другой фигурой или пешкой, атаковав угрожающую чужую фигуру. Тоже не сработает в ситуации с двойным шахом.
Мат. Бывают ситуации, когда от шаха нет защиты: король не может уйти из-под угрозы, а другие фигуры и пешки не могут ни прикрыть его, ни атаковать угрожающую фигуру. Это и есть мат — игрок, поставивший его, побеждает в партии.
У матов нет особой классификации, но есть конкретные ситуации на поле, которым дают свои названия: от «дурацкого мата», который по ошибке можно допустить уже на втором ходу, до именных матов, названных в честь известных шахматистов или исторических партий.
Ничья. В шахматах возможен и ничейный результат, причем на самом высоком уровне большая часть партий так и заканчивается. Опытные гроссмейстеры стараются не допускать ошибок и сводят игру к ситуации, когда мат поставить невозможно. Поэтому, например, матч за звание чемпиона мира длится 14 партий, а в случае равного счета проводятся дополнительные игры.
Ничья может быть зафиксирована в нескольких случаях:
- Соглашение. Игрок может предложить сопернику ничью, тот имеет право принять предложение или отказаться. Повторять предложение в той же партии не принято, хотя регламентом обычно не запрещено.
- Теоретически ничейная позиция. Ситуация, в которой ни один из соперников не может поставить мат. Например, когда на доске остаются два короля и конь или любое количество однопольных слонов.
- Троекратное повторение позиции. Если одна и та же расстановка фигур на поле повторяется три раза или более, игра заканчивается вничью — по просьбе одного из игроков или судьей, в зависимости от регламента. Самый распространенный пример этого правила — вечный шах.
- Пат. Ситуация, когда игрок не может сделать ход в рамках правил ни одной из своих фигур. Например, если у черных на доске остался один король, но любой ход приведет к атаке на него белыми фигурами. При этом шах черным не объявлен. В патовой ситуации фиксируется ничья.
- Правило 50 ходов. Если 50 ходов подряд прошли без взятий и движения пешек, фиксируется ничья — даже если у одного игрока было преимущество на доске. По нынешним правилам в этом случае игра завершается по требованию одного из игроков. Если так прошли 75 ходов, то ничья фиксируется автоматически.
Продолжительность шахматной партии
Любители часто играют в шахматы без временных рамок, но игра очень завязана на этом аспекте. На профессиональных турнирах действуют строгие правила контроля времени, а каждая секунда фиксируется специальными шахматными часами. При этом спрогнозировать продолжительность партии все равно сложно: игра может закончиться за несколько ходов, а может идти часами.
Существует четыре основных варианта контроля времени в шахматах:
- Классические шахматы. Ограничение по времени на первые 40 ходов — два часа. Дальнейший контроль регламентируется правилами турнира. Например, можно добавить еще час или 30 минут на следующие 20 ходов или добавлять по несколько минут к каждому следующему ходу.
- Рапид, или быстрые шахматы. Каждому игроку дается от 10 минут до часа на всю партию. Также в зависимости от регламента турнира игрокам могут начислять дополнительное время, например по 10 секунд на каждый ход.
- Блиц. Каждому игроку дается до 10 минут на всю партию, при этом бонусные секунды на каждый ход могут начисляться или нет. Распространенный вариант — три минуты на партию и две дополнительные секунды на каждый ход.
- «Пуля». Каждому игроку дается менее трех минут, а дополнительное время если и предусмотрено, то ограничивается 1—3 секундами на ход. Такой вариант шахмат требует максимальной скорости принятия решений и больше всего распространен в онлайне.
Шахматные часы. Контроль времени не дает опытным соперникам бесконечно затягивать партию, побуждает их принимать быстрые решения и чаще атаковать. За соблюдением правил следят при помощи особого прибора — шахматных часов. По сути, это два таймера, устроенных так, что одновременно идет только один из них.
В начале партии игрок с черными фигурами нажимает на кнопку, запуская таймер для оппонента. Когда тот заканчивает свой ход, он нажимает вторую кнопку, останавливая свой таймер и запуская отсчет для противника. И так далее: игроки нажимают кнопку после каждого хода, а на циферблате отсчитывается время, оставшееся у каждого.
Часы чаще встречаются на турнирах, но их можно использовать и в товарищеских матчах. Это не только поможет контролировать время партии, но и добавит азарта в игру. Часы бывают аналоговые и цифровые, а для любителей существуют сервисы, выполняющие функцию шахматного таймера, — например Chess Clock и Club Clock.
Фазы игры. Шахматную партию обычно разделяют на три основные фазы:
- Дебют. Начало игры, когда соперники выполняют первые ходы и развивают заготовленную стратегию на доске. Дебют может иметь решающее значение в партии, у некоторых популярных вариантов даже есть названия.
- Миттельшпиль. Середина игры, когда происходят основные события партии — реализуются атака и защита, размены и комбинации, захватывается большая часть фигур.
- Эндшпиль. Концовка игры на уже заметно опустевшей доске. Игроки стараются провести оставшиеся пешки в фигуры, король начинает активнее двигаться по полю, а условная ценность каждой оставшейся фигуры возрастает.
Шахматный этикет
Шахматы — сложная интеллектуальная игра, в которой важна сосредоточенность, а цена ошибки может быть очень высокой. Поэтому среди шахматистов распространен ряд правил приличия в процессе игры. Часть из них — негласные, за нарушение других могут предупредить или даже наказать, это зависит от регламента турнира.
Взялся — ходи. Самое известное правило, распространенное даже в товарищеских партиях. Если игрок дотронулся до своей фигуры, то обязан сделать ею ход. Если он дотронулся до фигуры соперника, то обязан ее «съесть». Лучше сначала убедиться в правильности принятого решения и только после этого тянуться к доске.
Отпустил — ход сделан. Продолжение предыдущего правила: если игрок делает ход фигурой и отпускает ее, изменить этот ход уже нельзя. Если фигура остается в руке, то ее допускается переместить на другую доступную для хода клетку. Здесь тоже важно не торопиться: даже если решение принято, можно задержаться на несколько секунд и убедиться в правильности маневра.
Игра одной рукой. Любой ход в шахматах допускается делать только одной рукой — даже рокировку или взятие чужой фигуры. Играть двумя руками одновременно не разрешается. Нажимать на часы нужно той же рукой, которой осуществлялся ход.
Невозможный ход. За любой ход, сделанный не по правилам, судья выносит игроку предупреждение. Второе такое предупреждение заканчивает партию — нарушившему правила игроку присуждается поражение.
«Поправляю». Если игрок хочет поправить фигуру или пешку на доске, это разрешено делать только во время своего хода. Перед этим необходимо предупредить соперника, произнеся слово «поправляю».
Взаимоуважение. Во время игры нельзя отвлекать соперника ни жестами, ни устно, ни любым другим способом. В шахматы вообще принято играть молча. Также нельзя начинать делать ход, пока соперник не закончил свой и не нажал на часы.
Что такое шахматная нотация
Оттачивать мастерство в шахматах эффективнее всего в процессе игры, но полезным будет и чужой опыт, особенно если речь о профессиональных шахматистах. К тому же важно анализировать сыгранные партии, чтобы находить ошибки и учитывать их в дальнейшем. В этом игрокам помогает шахматная нотация — система записи партий комбинацией букв и цифр.
Сейчас общепринятой считается алгебраическая нотация. В ней ходы записываются при помощи стандартных обозначений клеток, а фигуры — с помощью заглавных букв. Чаще всего используют сокращения от английских названий фигур, но иногда в нотации могут встречаться русские буквы.
Обозначение шахматных фигур в нотации
Название фигуры | Обозначение на английском языке | Обозначение на русском языке |
---|---|---|
Король | K | Кр |
Ферзь | Q | Ф |
Ладья | R | Л |
Конь | N | К |
Слон | B | С |
Пешка | Не записывается | Не записывается |
Обозначение на английском языке
K
Обозначение на русском языке
Кр
Обозначение на английском языке
Q
Обозначение на русском языке
Ф
Обозначение на английском языке
R
Обозначение на русском языке
Л
Обозначение на английском языке
N
Обозначение на русском языке
К
Обозначение на английском языке
B
Обозначение на русском языке
С
Обозначение на английском языке
Не записывается
Обозначение на русском языке
Не записывается
Каждый пункт шахматной нотации — один ход партии, включающий действия обоих игроков. Стандартная запись состоит из порядкового номера хода, указания фигуры, которая его совершает, и двух клеток — откуда и куда она перемещается. Между клетками ставится тире, если это простой ход, и буква x, если ход с взятием фигуры.
В нотации есть также несколько дополнительных обозначений. Для шаха используют +, для мата — #. В случае предложения ничьей ставится =. Свои обозначения есть и у разных рокировок: 0-0 для короткой и 0-0-0 для длинной.
Несколько примеров для понимания:
1. e2—e4 b7—b5. На первом ходу белые походили пешкой с клетки e2 на клетку e4, а черные — с клетки b7 на клетку b5.
9. Nh4—f5 c7—c6. На девятом ходу белый конь переместился с h4 на f5, черная пешка — с c7 на c6.
22. Qf3—f6+ Ng8xf6. На 22-м ходу ферзь белых поставил шах королю, переместившись с клетки f3 на клетку f6. Черные вышли из-под шаха, взяв ферзя конем, который стоял на клетке g8.
Существует также сокращенный вариант записи. Его основное отличие в том, что указывается только клетка, на которую движется фигура, без исходного положения. Если ситуация на доске подразумевает, что на клетку могут пойти две одинаковые фигуры, для уточнения добавляется одна из координат, по возможности вертикаль. А для обозначения взятия пешкой часто указывают только вертикали: например, fe.
Примеры выше, но в сокращенной записи:
1. e4 b5.
9. Nf5 c6.
22. Qf6+ Nf6.
Где играть в шахматы
Практиковаться в шахматах в наше время очень просто, для этого необязательно идти в местные кружки или искать себе соперника среди знакомых. В интернете есть десятки сервисов, где можно не только сыграть партию практически без ожидания, но и посмотреть за чужими играми, изучить разные стратегии или порешать шахматные задачи.
Chess.com. Самый популярный шахматный сайт, насчитывающий уже более 100 млн пользователей. Там можно за секунду найти соперника для партии по любым правилам. Это не просто клиент для игры, а полноценное шахматное сообщество. Там можно прочитать актуальные новости и тематические авторские материалы или просто пообщаться с единомышленниками.
Базовые функции сайта доступны бесплатно, по подписке пользователи получают доступ к дополнительным возможностям для обучения, видеоматериалам, статистике игр и прочему контенту. Правда, для оплаты понадобится работающая за рубежом карта, а сам сайт доступен только через VPN.
Lichess. Бесплатный сервер для онлайн-игры, созданный шахматным энтузиастом и программистом Тибо Дюплесси. Особенность сайта — открытый исходный код. Это позволяет свободно использовать наработки автора для своих проектов или помогать развивать платформу Дюплесси. На Lichess есть разные режимы игры, функции для обучения — и никакой рекламы.
FIDE Online Arena. Официальная игровая платформа Международной шахматной федерации. Она отличается от других сервисов общей системой рейтинга FOA, признанной FIDE. Также пользователи могут участвовать в турнирах и получать виртуальные трофеи. Рейтинги и титулы доступны по подписке и отображаются в профиле игрока на сайте федерации — таким образом игроки становятся частью мирового сообщества шахматистов не выходя из дома.
Что в итоге
- Шахматы — настольная игра, в которой принимают участие две стороны: одна играет белыми фигурами, другая — черными. Основная цель — поставить мат сопернику, то есть захватить вражеского короля и защитить своего.
- Игра проходит на квадратной доске из 64 равных клеток. По этому полю игроки по очереди двигают свои фигуры и атакуют вражеские.
- В начале игры у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, по два слона, коня и ладьи. У каждой фигуры свои правила хода, также есть несколько особых ходов.
- В зависимости от возможностей каждой фигуры для нее определяется условная сила относительно других фигур. Слон и конь считаются легкими фигурами, ладья ценится выше. Самая сильная фигура на доске — ферзь, но две ладьи все равно сильнее. Параметры силы не влияют на процесс игры, но помогают выбрать более сильный ход и выгодный размен.
- Одна партия в шахматы может длиться от нескольких минут до нескольких часов. На профессиональном уровне игроки редко допускают явные ошибки, поэтому для ограничения продолжительности партии существует контроль времени. В классических матчах сторонам дают по несколько часов на партию, в рапиде — до часа, в блице — до десяти минут.
- Помимо правил самой игры в шахматах есть ряд ограничений во время партии. Например, если игрок взял фигуру, то уже не может ее отпустить и обязан сделать ход именно ею. Передвигать фигуры и нажимать на шахматные часы нужно одной и той же рукой.
- Лучший способ повысить уровень игры — практиковаться и анализировать свои и чужие партии. С первым помогут специальные сайты и сервисы, где можно бесплатно играть против компьютера и реальных людей по разным правилам. Для второго пригодится знание шахматной нотации — единой системы записи партий с указанием всех ходов и взятия фигур.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Шахматы — одна из древнейших игр, до сих пор пользующаяся большой популярностью. Несмотря на то, что правила игры относительно просты, шахматная партия может быть очень сложной. Тем не менее для начала игры в шахматы достаточно лишь освоить правильную начальную расстановку фигур и довольно простые правила; возможно, это станет вашим первым шагом на пути к участию в гроссмейстерских турнирах.
-
1
Расположите шахматную доску к себе так, чтобы в правом нижнем углу была клетка белого цвета. Это правило справедливо для обоих игроков, независимо от цвета, которым они играют. Белые и черные фигуры будут располагаться симметрично.
- Следует расставить свои фигуры на двух горизонтальных линиях, ближайших к вам.
- В отличие от игры в шашки, в шахматах используются все клетки доски.
-
2
Поместите по ладье (иногда ладью называют турой) в ближние к вам угловые клетки доски. Начните с расстановки ладей — фигур, имеющих обычно вид крепостных башен и ходящих по прямым линиям (горизонтально и вертикально). Возьмите две ладьи и поставьте их в две угловые клетки.
- В некоторых шахматных наборах фигуры имеют оригинальный вид, по которому практически невозможно определить их, не справившись в прилагаемом описании или не взглянув на дно фигуры. Ладья обозначается символом ♜.
-
3
Поставьте коней на ближней к вам горизонтальной линии рядом с ладьями. Кони, имеющие обычно вид лошадиной головы, располагаются по бокам ладей. Кони ходят буквой “Г”, то есть сначала на две клетки в одном направлении (по горизонтали либо по вертикали), затем на одну вбок, причем это единственная фигура, которая может перескакивать через другие фигуры и пешки.
- Для обозначения коня служит символ ♞.
-
4
Расставьте слонов по бокам коней. Поставьте слонов, имеющих обычно форму вытянутого овала с небольшой сферой наверху, по сторонам от коней, ближе к центру доски. Слоны ходят вдоль диагоналей.
- Слон обозначается знаком ♝.
- Слон, расположенный слева окажется на черной клетке, а стоящий справа — на белой.
-
5
Разместите ферзя на одной из двух оставшихся клеток, имеющей соответствующий цвет. Если вы играете белыми, поставьте ферзя на белую клетку посередине ближайшего к вам горизонтального ряда. Если же у вас черные фигуры, поместите ферзя на черную клетку. Как правило, ферзь является одной из двух самых высоких фигур и имеет вверху зубчатую корону. Ферзь может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях и на любое количество клеток, что делает его очень сильной и ценной фигурой.
- Ферзь обозначается символом ♛.
-
6
Поставьте короля на единственную оставшуюся свободной клетку на первой горизонтали. Как правило, король — самая высокая фигура, украшенная сверху округлой короной, часто увенчанной крестом. Поставив короля, вы заполните фигурами первый ряд (называемый в шахматах также первой «горизонталью»). Король может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали, но лишь на одну клетку за один ход, и остальные фигуры должны защищать его.
- Король обозначается символом ♚.
-
7
Расставьте все свои пешки вдоль второго ряда. После размещения фигур расположите более мелкие пешки во втором горизонтальном ряду. Пешки, как правило, ходят вперед на одну клетку, но у них есть еще множество дополнительных свойств. Теперь все ваше войско расставлено и готово к сражению.
- Для обозначения пешек служит символ ♟.
- Когда все фигуры расставлены так, как описано выше, игру можно начинать.
Реклама
Еще раз окиньте взглядом доску, убедившись в том, что все ваши фигуры занимают правильные места. Два ближайших к вам горизонтальных ряда должны выглядеть следующим образом (в случае черных фигур):
♟♟♟♟♟♟♟♟♜♞♝♚♛♝♞♜
-
1
Партия в шахматы выигрывается пленением вражеского короля, то есть объявлением ему «мата». Мат означает, что куда бы ни походил король, он все равно окажется под ударом, то есть после любого своего хода он будет стоять под «шахом» со стороны одной или нескольких фигур противника.[1]
- На самом деле вы никогда не забираете короля противника, как и он не бьет вашего. Достаточно того, чтобы оба игрока удостоверились, что королю некуда походить, чтобы не оказаться под ударом (шахом).
- Объявление королю противника шаха означает, что следующим своим ходом вы сможете побить его, однако у вашего соперника есть возможность увести короля из-под удара своим ближайшим ходом. Шах объявляют, то есть говорят «шах», нападая на короля противника.
- Делая ход своим королем, нельзя ставить его на клетки, находящиеся под ударом фигур противника.[2]
-
2
Вы можете уничтожать фигуры противника, удаляя их с доски. Переместив свою фигуру на клетку, занятую фигурой соперника, вы тем самым «бьете» его фигуру, и она выходит из игры. Ваша фигура при этом становится на клетку, которую перед этим занимала побитая фигура. Нельзя бить свои фигуры или ставить несколько фигур на одну клетку.
- За исключением пешек, все остальные фигуры бьют фигуры противника, совершая свои стандартные ходы. Например, ладья ходит по вертикали и горизонтали, и она может побить чужую фигуру, походив таким и только таким образом.
- Нельзя перескакивать через другие фигуры, чтобы побить стоящие за ними. Если ваша фигура при своем ходе «бьет» фигуру соперника, но при этом на ее пути оказывается другая чужая фигура, она забирает ближайшую и становится на ее место. Единственным исключением является конь, который может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.
-
3
Игру начинают белые, после чего противники ходят поочередно, одной фигурой за один ход. По традиции игра открывается ходом белых, которые передвигают одну из своих фигур. После этого черные делают ответный ход, также передвигая одну из своих фигур, и далее соперники по очереди передвигают свои фигуры, пока игра не закончится.[3]
- Игрок должен делать каждый свой ход, он не может пропустить его и передать свой ход противнику.
- Единственным исключением из этого правила является «рокировка», когда игрок может передвинуть за один ход две своих фигуры, перемещая своего короля в более безопасное место.[4]
-
4
Игра может завершиться вничью. В шахматной партии не всегда есть победитель. К ничейному результату приводит «пат» — положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может сделать ни одного хода, разрешенного правилами. Это означает, что его король не находится под ударом, но и не может переместиться куда-нибудь, чтобы не попасть под шах; остальные фигуры также не в состоянии походить куда-либо, поскольку заблокированы другими фигурами, или их ход откроет короля, поставив его под удар фигур соперника. Как правило, пат случается в конце партии, когда остается мало фигур: например, пешки не в состоянии сдвинуться с места, будучи заблокированными другими пешками, и король также не может походить, чтобы не попасть при этом под шах.
- Помните о том, что нельзя поставить своего короля под шах. Таким образом, если ваша очередь ходить, и при всех возможных ходах ваш король попадает под удар, игра завершается патом.[5]
В некоторых турнирах патовая ситуация считается проигрышем (что оговаривается заранее), но, как правило, пат означает ничейный результат.- Имейте в виду: это не означает, что король находится под шахом в настоящее время. Это значит, что он не может походить куда-либо, чтобы не попасть при этом под шах.
Реклама
- Помните о том, что нельзя поставить своего короля под шах. Таким образом, если ваша очередь ходить, и при всех возможных ходах ваш король попадает под удар, игра завершается патом.[5]
-
1
Пешки ходят на одну клетку вперед, и бьют на одну соседнюю клетку по диагонали. Как правило, пешка может походить на соседнюю клетку перед ней. Из-за этого может показаться, что пешки приносят мало пользы, однако они обладают рядом других возможностей, значительно повышающими их ценность:
- Если пешка преодолела всю доску и дошла до последней горизонтали (для вашего соперника эта горизонталь является первой), вы можете «превратить» ее в любую другую фигуру, например, ферзя или коня.
- Совершая свой первый ход в игре, пешка может пойти как на одну, так и на две клетки вперед.
- Пешка может бить на одну клетку по диагонали, расположенную справа или слева перед ней. Если какая-либо фигура стоит прямо перед пешкой, та не может сделать ход.
-
Анпассан, или «взятие на проходе» возможно в том случае, когда пешка противника ходит на две клетки вперед, пересекая при этом клетку, находящуюся под ударом вашей пешки. После этого вы можете взять чужую пешку, поставив свою пешку вперед по диагонали на клетку, пересеченную пешкой соперника, забрав ту анпассан, то есть на проходе.[6]
-
Анпассан, или «взятие на проходе» возможно в том случае, когда пешка противника ходит на две клетки вперед, пересекая при этом клетку, находящуюся под ударом вашей пешки. После этого вы можете взять чужую пешку, поставив свою пешку вперед по диагонали на клетку, пересеченную пешкой соперника, забрав ту анпассан, то есть на проходе.[6]
-
2
Ладья ходит по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по прямой линии вперед, назад, влево и вправо. При этом ладья может пересечь любое количество клеток, пока не встретит на своем пути другую фигуру или не достигнет края доски.
- Если на ее пути встретится другая фигура, ладье придется остановиться перед ней либо побить ее.[7]
- Если на ее пути встретится другая фигура, ладье придется остановиться перед ней либо побить ее.[7]
-
3
Конь ходит буквой «Г». Эта фигура ходит наиболее оригинальным образом: сначала она «прыгает» на две клетки, затем перемещается еще на одну клетку в сторону, в результате чего выходит буква «Г». Ход может быть сделан в любом направлении: две клетки назад и одна вправо, две клетки влево и одна влево, и так далее.[8]
- Конь «перепрыгивает» через остальные фигуры; таким образом, он может побить лишь те фигуры, которые стоят на клетках, завершающих букву «Г». Конь всегда ходит буквой «Г», независимо от фигур, стоящих на его пути.
-
4
Слоны ходят по диагонали. Эти фигуры могут перемещаться в четырех диагональных направлениях: вправо и влево, вперед или назад. Таким образом, каждый слон ходит лишь по клеткам своего цвета — если в начале игры слон стоял на белой клетке, он не сможет оказаться на черной до конца игры, и наоборот.
- Как и ладья, слон не может перескакивать через фигуры. Если на его пути окажется какая-нибудь фигура, ему придется либо остановиться перед ней, либо побить ее.[9]
- Как и ладья, слон не может перескакивать через фигуры. Если на его пути окажется какая-нибудь фигура, ему придется либо остановиться перед ней, либо побить ее.[9]
-
5
Ферзь ходит по всем направлениям на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали на любое расстояние.
- Ферзь не может ходить буквой «Г», как конь, он передвигается лишь по прямым линиям.
- Ферзь не может перескакивать через другие фигуры. Встретив фигуру на своем пути, он должен остановиться перед ней или побить ее.
-
6
Король может ходить в любом направлении, но лишь на одну клетку за один ход. Король перемещается на одну соседнюю клетку по вертикали, горизонтали и вертикали. Единственным исключением является рокировка, применяемая для укрытия короля, при которой король и ладья меняются местами. Для осуществления рокировки необходимо следующее:
- Ни король, ни ладья не совершили ни одного хода до этого.
- Между ладьей и королем не должно быть каких-либо фигур.
- За один ход переместите короля на две клетки по направлению к ладье, после чего поставьте ладью на клетку за королем. Таким образом, они встанут рядом, оказавшись по противоположные стороны друг от друга.
- Нельзя сделать рокировку, если под ударом находится хотя бы одна из двух клеток, через которые движется король.[10]
Реклама
Советы
- Помните, что при расстановке фигур ферзь всегда стоит на клетке того же цвета, что и он сам.
- Не забывайте, что в ближнем правом углу доски должна располагаться белая клетка (для обоих игроков).
- Освойте шахматную нотацию. С ее помощью вы сможете вести краткую запись ходов (как своих, так и соперника), что позволит позднее восстановить течение шахматной партии и провести ее анализ.
- Изучите тактику игры в шахматы. Шахматы на удивление сложная игра — при всей простоте своих правил она полна неизведанных глубин. Игре в шахматы посвящена многочисленная литература, в которой рассмотрены вопросы тактики и стратегии этой популярной игры. Изучение этой литературы позволит вам повысить свое мастерство.
- Учитывайте относительную ценность различных фигур. Каждая фигура имеет свою ценность, что облегчает расчеты игроков при оценке выгоды или ущерба от возможного обмена фигур.
- Изучите популярные дебюты. Дебютом называется начальная стадия шахматной партии, в течение которой закладывается основа дальнейшей игры. Ошибка в дебюте может привести к проигрышу всей партии, а успешная игра на этом этапе дает хорошие шансы на выигрыш. Изучение шахматных дебютов — очень увлекательное занятие. Как правило, опытные игроки знакомы со множеством различных дебютных вариантов.
Реклама
Что вам понадобится
- Шахматная доска
- Шахматные фигуры
Об этой статье
Эту страницу просматривали 177 972 раза.
Была ли эта статья полезной?
Начинающим шахматистам и тем, кто никогда раньше не играл в эту игру, легко запутаться в том, куда расставлять шахматные фигуры. Это ещё больше сбивает с толку, поскольку шахматная доска представляет собой идеальный квадрат, и вы не знаете, как сориентировать её, чтобы правильно расположить все шахматные фигуры.
Запомнить, где стоит каждая шахматная фигура, — самая фундаментальная часть вашего обучения. Если вам ещё предстоит изучить основы, вы находитесь в правильном месте.
-
Содержание
- Как правильно расположить шахматную доску?
- Как правильно расставить шахматы?
- Как расставить пешки в шахматах?
- Куда поставить ладьи?
- Как расставить коней в шахматах?
- Куда разместить слонов в шахматах?
- Куда поставить Ферзя (королеву) в шахматах?
- Куда поставить короля на шахматной доске?
- Сравнение сторон на шахматной доске
- Практика и мастерство
Следуйте этим простым шагам, когда вы расставляете шахматы для игры и повторяйте их, пока они не станут автоматическими каждый раз, когда шахматы находятся перед вами.
Как правильно расположить шахматную доску?
Когда вы кладёте доску на плоскую поверхность, убедитесь, что белый квадрат находится в правом нижнем углу.
Прежде чем ставить какие-либо фигуры на доску, это самое важное, что вы должны сделать в первую очередь, поскольку неправильная ориентация означает, что фигуры не будут расположены должным образом.
Как правильно расставить шахматы?
- Игрок 1 (белые): Использует поля 1A-H и 2A-H
- Игрок 2 (чёрные): Использует поля 8A-H и 7A-H
Установка шахматной доски
Как расставить пешки в шахматах?
Прежде чем перейти к шахматным фигурам более высокого ранга, сначала поставьте свои пешки. Думайте о них как о первой линии обороны перед тем, как высшие чины покажут себя во время битвы.
Обычно это самые маленькие фигурки в вашем наборе, и их 8 штук. Они расположены на втором ряду по прямой линии.
- Игрок 1 (белые): Пешки идут по горизонтальному ряду с цифрой «2» и выстраиваются на всём пути от А до Н.
- Игрок 2 (чёрные): Пешки идут по горизонтальному ряду «7», и также по вертикальным столбцам А — Н.
Расстановка пешек
Поместите все свои 8 пешек вдоль второй горизонтали или ряда. После расстановки пешек вы уберёте кучу фигур из коробки и вам будет проще находить фигуры для дальнейшей расстановки.
Куда поставить ладьи?
Помимо пешек, у ладей самая лёгкая позиция на шахматной доске.
В наборе есть две ладьи как для чёрных, так и для белых. Они расставляются по нижним углам шахматной доски.
- Игрок 1 (белые): Ладьи стоят на 1A и 1H.
- Игрок 2 (чёрные): Ладьи стоят на 8A и 8H.
Расстановка ладей
Как расставить коней в шахматах?
Фигуры в форме лошади также называются конями, и они ставятся рядом с ладьями.
В наборе для каждого игрока приходится по два коня.
- Игрок 1 (белые): кони располагаются на полях 1B и 1G.
- Игрок 2 (чёрные): кони располагаются на полях 8B и 8G.
Расстановка коней
Куда разместить слонов в шахматах?
Фигуры с закруглёнными концами называются слонами и располагаются рядом с конями.
У каждого игрока есть 2 слона, и они стоят рядом с конями.
- Игрок 1 (белые): слоны стоят на полях 1C и 1F.
- Игрок 2 (чёрные): слоны стоят на полях 8C и 8F.
Расстановка слонов
Теперь самое сложно. Нужно определить, куда поставить ферзя (королеву) и короля.
Многие новички думают, что эти фигуры можно поставить на любые поля, но это неправильно!
Куда поставить Ферзя (королеву) в шахматах?
Ферзь (королева) ставиться на определённое поле. И чтобы быстро определить на какое, нужно запомнить небольшое правило:
Дама любит свой цвет.
В качестве «Дамы» здесь выступает шахматная фигура королева или ферзь.
Таким образом, получаем: если у нас белый ферзь, то он ставится на белое поле. Если у нас чёрный ферзь, то он ставится на чёрное поле.
- Игрок 1 (белые): Позиция ферзя на поле 1D
- Игрок 2 (чёрные): Позиция ферзя на поле 8D
Расстановка ферзя в шахматах
Куда поставить короля на шахматной доске?
Король ставится на доску последней фигурой, и он идёт на последнюю оставшуюся клетку. Его легко поставить на доску, если ферзь уже стоит на своём месте.
Это фигура, которая нуждается в постоянной защите. Как только король захвачен или пойман противником, игра заканчивается.
Вот почему единственная фигура короля каждого игрока находится в середине всех фигур, чтобы она была полностью защищена от атак и взятия.
- Игрок 1 (белые): король ставится на поле 1E.
- Игрок 2 (черные): король ставится на поле 8E.
Расстановка королей
Сравнение сторон на шахматной доске
Когда вы закончите расстановку своей стороны, взгляните на сторону шахматной доски вашего соперника. Его фигуры должны идеально отражать ваши при правильной расстановке. Если это не так, то значит кто-то из вас неправильно расставил шахматные фигуры.
Обычно игроки путают расположение короля и ферзя, что приводит к задержкам и отвлекающим факторам. Всегда помните правило расстановки ферзя и постоянно практикуйте расстановку шахмат, пока это не станет вашей второй натурой.
Практика и мастерство
Поначалу будет немного запутанно запоминать, куда правильно расставляются шахматные фигуры. Поскольку на доске 64 поля одинакового размера, вполне нормально чувствовать себя подавленным.
Даже с подписанными досками начинающие шахматисты подвержены путанице и ошибкам во время первых нескольких партий, но, в конце концов, чем больше они практикуют и играют в шахматы, тем быстрее у них получается расставлять шахматные фигуры на правильные позиции.
Не волнуйтесь, если вы чувствуете себя в растерянности из-за такого количества разных фигур. В итоге вы освоите их правильное размещение.
Игра в шахматы основывается на стратегии, навыках и интеллекте, а это означает, что правила и правильная расстановка шахматных фигур необходимы для правильной игры в шахматы. Все шахматные гроссмейстеры начинали как новички, но с постоянной практикой и решимостью они достигли того мастерства, которое имеют сейчас.
Будьте готовы время от времени терять некоторые шахматные фигуры, особенно ферзя, который считается самой сильной фигурой, но которого так легко потерять. Важно учиться на своих ошибках, чтобы избежать их в будущих партиях.
Итак, пора начинать игру!
Шахматы для начинающих: эта настольная игра имеет репутацию высокоинтеллектуальной и “элитной”. Однако на деле ситуация выглядит более прозаично. Шахматы для начинающих и обучение — не такие сложные вещи, как может показаться. Все здесь взаимосвязано и логично. Но подходить к процессу надо постепенно, с самых основ.
Освоить правила игры для начинающих — это первый шаг, который вам или вашему ребенку нужно сделать.
Структурированный подход поможет избежать сложностей в понимании на ранних этапах. Сначала необходимо узнать, как научиться играть в шахматы для начинающих и пройти базовые ступени. А потом можно переходить к более “высокоуровневым” терминам и навыкам.
Специально для начинающих пошаговая несложная инструкция поможет легко разобраться в основных понятиях в игре. В этой статье мы освещаем главные правила и приемы. Этого будет достаточно, чтобы сыграть свои первые партии и даже поставить простейший мат начинающему сопернику.
Как правильно расставить шахматы на доске перед игрой
Обучение с нуля для детей или взрослых начинается с подготовки инвентаря. Важно знать, как расставить шахматы на доске правильно и как расположить само игровое поле.
Шахматная доска по правилам, имеет форму квадрата с 64 полями, а также цифрами и латинскими буквами по бокам. Благодаря им можно зашифровывать ходы и записывать их.
У каждой клетки есть свой код, что помогает понять местонахождение фигуры не глядя на доску. Чтобы установить доску правильной стороной, посмотрите на левый нижний угол. Там должно находиться черное поле.
Теперь мы можем переходить непосредственно к фигурам. У каждого участника их 16 штук, один играет за черных, другой — за белых.
Давайте рассмотрим, в каком порядке они стоят и что из себя представляют.
Пешки — занимают вторую и седьмую горизонтали, по 8 шт. на каждого игрока
Пешка — эта игровая единица может показаться очень простой. Тем не менее, обращение с пешкой имеет много нюансов, и мы разберем некоторые из них. Эти фигуры полностью занимают вторую и седьмую горизонтали, по 8 на каждого игрока. Они прикрывают более ценные фигуры и чаще всего открывают партию.
Согласно правилам игры, пешке позволено ходить только на одну клетку, прямо вперед. И перед ними на этом поле не должно находиться других фигур. Однако в случае атаки траектория меняется. При захвате врага она двигается диагонально, но также на один квадрат.
Кроме того, в игре есть правило-исключение. Оно позволяет пешке передвигаться на два поля сразу, если игрок пожелает. Такое возможно на самом первом ходу, который совершает фигура.
Пешке присвоена определенная игровая ценность, которая есть у всех фигур. Здесь она равна одному очку, и это самое меньшее значение в игре.
Пешки можно использовать для отвлечения внимания противника от действительно важных зон на доске. Также они служат неплохим оружием во многих тактических маневрах.
По размеру эта фигура меньше всех остальных. На вершине она украшена маленьким шариком, и вы легко ее узнаете.
Ладьи — их по две у каждого игрока, и начинают они с угловых позиций
В игре в шахматы расстановка фигур ближайшей к игроку горизонтали начинается с ладьи. Их выдается по две каждому игроку, и начинают они с угловой позиции.
Ладьи ходят исключительно прямо, вдоль по вертикалям и горизонталям. Правила не позволяют им проходить через другие фигуры. Зато они могут покрывать любое расстояние, при условии, что путь не заблокирован. В процессе атаки ладья приземляется на поле, где стоял противник, который, соответственно, убирается с доски.
Само название фигуры имеет древнерусские корни. Раньше она имела форму речного судна — ладьи, откуда и пришло это имя. Сейчас ее внешний вид больше напоминает крепость, это уже европейское влияние. А слово “ладья” осталось.
Правила для начинающих и детей гласят, что ладью лучше всего не задействовать на начальном этапе.
Она не отличается маневренностью, к тому же у нее высокая игровая ценность — пять очков. Чтобы не рисковать, можно оперировать ладьей на флангах, стараясь избегать центра. Также рекомендуется использовать фигуру для рокировки.
Конь — следующая фигура по горизонтали от угла в сторону центра, после ладьи
Если двигаться по нашей горизонтали в сторону центра, то следующим стоит конь. В плане схемы передвижения это уникальная боевая единица. Она единственная может перепрыгивать через другие фигуры. Кроме того, у нее очень необычная траектория.
Независимо от того, происходит захват или простой ход, конь двигается следующим образом. Два поля вперед плюс одно поле в сторону. “Вперед” может быть заменено на “назад”. Либо он может пройти две клетки в сторону, а потом одну вперед или назад. Чтобы упростить понимание, представьте букву “Г”, чтобы визуализировать траекторию.
Стоимость коня составляет три очка и его часто используют в паре со слоном. Также фигура может участвовать в дебюте, есть ряд довольно распространенных начал с конем.
Слон — следующая фигура по горизонтали от угла в сторону центра, после коня
По правилам, слон стартует с клетки между конем и королевской четой. Двигается он диагонально в любую сторону и на неограниченное расстояние.
Глядя на фигуру, сложно догадаться, почему она зовется слоном. Но в древности эта единица выглядела соответственно: в виде боевой колесницы со слонами. Много веков назад в Азии, откуда пришли шахматы, эти животные активно использовались в сражениях. Сегодня внешний облик игрового слона напоминает человека. А среди любителей фигуру иногда называют офицером.
Стоимость слона в шахматах составляет три очка. При игре в шахматы правила для начинающих таковы, что слонов не развивают раньше коней. Это один из базовых принципов. На продвинутых уровнях можно будет относиться к нему более гибко. В начале же лучше строго придерживаться этого совета.
Ферзь — сильнейшая фигура. Ставится на доске на клетке d1 для белых и d8 для черных
Любое обучение игры в шахматы всегда делает акцент на том, что ферзь — сильнейший на доске. И действительно, у этой фигуры есть очевидное преимущество.
Ферзь ходит в любую сторону и на любое количество клеток. По очкам у королевы (это название ферзя у любителей или новичков) больше всех — девять пунктов. Поэтому потеря королевы приравнивается к потере девяти пешек или трех слонов сразу.
Теперь вы понимаете, насколько ценна данная фигура. Но на это можно посмотреть по-разному. Садясь играть в шахматы для начинающих, люди часто думают, что ферзем нельзя рисковать. В этом есть доля правды, и по началу даже лучше придерживаться этой установки.
Однако на более высоком уровне ферзем не только рискуют, но и жертвуют. Взамен шахматист получает значительное преимущество либо позиционно, либо выигрывая темп. Если мастерство позволяет, без ферзя можно даже поставить мат. Как видите, с опытом приходит более гибкое отношение к правилам.
Обычно ферзь немного ниже короля и носит небольшую корону. У новичков редко возникают сложности с тем, чтобы распознать данную фигуру.
Король — ставится рядом с ферзем на e1 для белых и e8 для черных
Эта фигура может двигаться и нападать во всех направлениях, правда, всего лишь на одну клетку. На самом деле, король нечасто производит атаки. Его стараются держать в как можно более защищенном месте.
Стоит вашему королю подвергнуться нападению, которого нельзя избежать, как игра проиграна. Это называется “прийти к мату”. Мы еще остановимся на этом понятии дальше в статье.
Даже самая простая игра для начинающих и детей должна включать в себя рокировку.
Делайте ее как можно раньше, ведь этот специальный ход мгновенно эвакуирует короля и укрепляет защиту. Визуально фигура выше всех и украшена массивной короной. Кроме того, на вершине часто находится крест.
Основные правила игры в шахматы для начинающих
Если вы хотите приступить к игре в шахматы с нуля самостоятельно, ознакомьтесь со следующими положениями.
Они о том, как ходить и атаковать:
- Оба игрока ходят по очереди, причем за один ход разрешается двигать только одну фигуру. Исключением является рокировка.
- Пропускать свою очередь хода нельзя.
- Чтобы захватить вражеского юнита, поставьте на его клетку свою фигуру. Атакованная же боевая единица снимается с доски.
Чтобы лучше все понять, вам следует отработать каждый элемент шахматных правил на доске. Зрительная подача материала может упростить процесс запоминания.
Шах и мат
Важно не только знать, как правильно играть в шахматы, но и уметь завершить матч победой. Она достигается через постановку мата. Для этого нужно окружить короля соперника и отрезать ему пути к отступлению. Если монарх ”сбежал” от опасности, то это был шах.
Основы шахмат учат нас, что защита своего короля всегда в приоритете. Поэтому если ваш государь атакован, вы не можете делать другие ходы, кроме как спасающие его.
А спасти его можно несколькими способами. Во-первых, попробуйте переместить короля на безопасную клетку. Если этот вариант не проходит, рубите источник угрозы. Наконец, можно попробовать заблокировать атакующую фигуру своей собственной.
Чтобы научиться играть в шахматы на хорошем уровне, нужно как следует освоить навык постановки матов. Вы можете начать с простых шаблонов. Они позволят вам ощутить вкус победы и вдохновят на дальнейшую практику. Мы приведем две простейших разновидности, которые вы сразу можете попробовать применить в своих партиях.
Первая делается в два хода от каждого игрока и называется «дурацким матом». Вам просто нужно, чтобы игрок по невнимательности открыл линию, ведущую к королю. Это происходит через развитие двух смежных пешек, стоящих перед ним.
Далее вы пользуетесь ситуацией и ставите на освобожденную диагональ ферзя, предварительно открыв ему путь пешкой.
Еще один легкий мат известен как «детский мат» и достигается за три хода. Здесь главную роль играет поле f7. Ваш слон должен прицелиться на него с фланга. С другой стороны доски туда же смотрит ферзь. Следующим ходом он рубит пешку, стоящую на названной клетке и ставит мат. Срубить его нельзя, он под прикрытием слона.
Но когда же игра становится по-настоящему интересной и непредсказуемой? Вы действительно начнете понимать, что такое шахматы, когда примените свои первые тактические приемы.
Учимся играть в шахматы с использованием стратегии
Что если вы никак не можете начать выигрывать после того, как освоили правила? В таком случае, посмотрите внимательнее, как именно вы ведете игру. Возможно, вы бездумно следуете шаблонам, которые были даны вам как новичку. Если процесс стал однообразным и почти автоматическим, время обратиться к стратегиям.
Даже в игре в шахматы для детей обучение включает в себя базовые стратегические элементы. Один из важнейших постулатов гласит: “Развивай фигуры!”
Он тесно связан с другим принципом, согласно которому необходимо стремиться к контролю над центральной зоной.
Благодаря этому ваши фигуры станут мобильнее. Кроме того, из центра легче достичь любого места на доске.
Другая важная идея шахмат заключается в том, чтобы уделять одинаковое внимание и защите, и нападению. Защита помогает избежать нежеланного результата. С ее помощью можно предотвратить такие неприятные вещи как потеря материала и получение мата.
К тому же, защита способна помешать врагу получить стратегическое преимущество. Например, он не сможет довести пешку до конца поля или обрести контроль над ключевой позицией.
Тем не менее, уходить полностью в защиту — это не самый эффективный вариант. Чтобы победить, этого недостаточно.
Защищающийся может прийти к победе, только если соперник слишком рано проводит наступление или совершает ошибку. Но даже тогда оборона перетекает в контрнападение. Поэтому обязательно используйте атаки.
Создавайте опасные ситуации и ищите способ подорвать вражескую охрану.
Дополнительные рекомендации
Уроки шахмат для начинающих дают лишь теорию, которую обязательно нужно отработать в реальных партиях. Критически важно применять то, что вы узнали, на практике.
Чтобы поддерживать заинтересованность и желание играть, вы можете почитать, как шахматы влияют на умственные способности. Если кратко, регулярная практика увеличивает концентрацию, аналитические навыки и гибкость ума.
Также рекомендуем к прочтению наши статьи:
Шахматная фигура ферзь — как ходит, как бьет
Базовые правила и принципы игры в шахматы
Ходы в шахматах: как ходят и бьют фигуры
Заключение
В данной статье мы разобрали шахматы для чайников простыми словами. Но пройти обучение шахматам бесплатно на начальном этапе — это еще полдела.
Теперь у вас есть все необходимое, чтобы продолжить самостоятельно развиваться в этом направлении. Проявите упорство и целеустремленность, а результаты не заставят себя ждать.
Лучшие вопросы и ответы о правилах игры в шахматы для начинающих
Как новичку начать играть в шахматы?
Прежде всего, вам нужно изучить базовые правила игры. Они описывают, как фигуры передвигаются по доске и как атакуют.
Также нужно знать, как предотвратить потерю своих собственных фигур в процессе игры.
И наконец, освойте несколько простых тактик, а затем начните их применять.
Как я могу научить себя играть в шахматы?
Вы можете составить для себя план и осваивать шахматы пошагово:
- Выучите правила и главные понятия, затем запомните основные принципы игры
- После этого начинайте регулярно практиковаться и постоянно учите разные игровые приемы. Это может быть новая стратегия, интересный дебют или ловушка для соперника.
Все эти элементы послужат надежным фундаментом для шахматного мастерства.
Трудно ли играть в шахматы новичкам?
Шахматы не являются сложной игрой для начинающих. В начале вам нужно будет выучить правила, а они все логичны и взаимосвязаны.
Другое дело — стать высококвалифицированным шахматистом. Для этого нужно много времени, стараний и настойчивости.
Полезны ли шахматы для мозга?
Шахматы имеют научно доказанный положительный эффект на мозг. Они повышают умственные способности, память и математические навыки.
Кроме того, игра развивает гибкость подхода и творческую сторону натуры.
Каковы 10 главных правил игры в шахматы?
- Открывайте игру центральной пешкой
- Сначала развивайте своих коней и лишь потом слонов
- Создавайте угрозы врагу
- Не играйте два раза одним и тем же юнитом
- Чем меньше пешек задействовано в начале, тем лучше
- Производите рокировку на раннем этапе
- Не вводите ферзя в игру в дебюте
- Стремитесь к доминированию в центре
- Цельтесь на короля соперника
- Выбирайте оптимальный ход