#статьи
- 7 ноя 2022
-
0
Разговоры о важном: как найти общий язык с ребёнком
Как говорить об отношениях с учителями и одноклассниками и рассказывать о трагедиях.
Фото: Frank Herholdt / Getty Images
Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что ваше общение с ребёнком стало поверхностным? Часто ли вместо разговоров по душам вы обмениваетесь стандартными: «Как дела в школе?» — «Нормально»?
В этой статье практикующие психологи расскажут о том, почему это происходит и как научиться вести со своим ребёнком доверительные разговоры о важных вещах.
Из материала вы узнаете:
- какие приёмы помогут построить беседу с ребёнком,
- как узнать об искреннем отношении школьника к учителям,
- можно ли подвергать сомнению то, что учитель говорит на уроках,
- как обсуждать одноклассников, чтобы не подорвать доверие ребёнка,
- как говорить с детьми о трагедиях.
Универсального рецепта, как разговорить ребёнка, не существует, но психологи дают несколько советов, которые помогут наладить беседу.
Задавайте конкретные вопросы. Дети понимают свои чувства и эмоции не так хорошо, как взрослые. И поэтому абстрактные вопросы типа «Как дела?» могут поставить их в тупик: «О чём именно меня спрашивают? Что нужно ответить?»
Им куда легче будет ответить на конкретные вопросы:
- Что интересного узнал сегодня на уроках?
- А что было самым скучным?
- Что в сегодняшнем дне тебе понравилось? Что не понравилось?
- Что было весёлого, а что грустного?
Постарайтесь понять, какой уровень общительности у ребёнка. Все дети очень разные. Кто-то любит болтать, а для других разговоры по душам — мучение.
«Если ребёнок плохо выражает мысли и чувства словами, то его попытки вызывают разочарование у него самого, а ещё он видит, что его ответами недовольны родители, и это тоже страшно расстраивает. Поэтому важно знать, насколько ваши дети общительны, и учитывать их особенности. Для кого-то ответ „нормально“ — это хороший, развёрнутый ответ».
Доверие — это самое важное условие эффективного общения между ребёнком и родителем. А поддержание доверия — это работа, которая требует сил и времени.
Разговаривайте с ним понемногу, но регулярно — постепенно он станет более открытым с вами. Не обязательно сразу выводить его на обсуждение каких-то щепетильных для вас обоих тем. Интересуйтесь его хобби, увлечениями, спрашивайте, что он чувствует.
Главное — не обесценивайте. Даже если вам вдруг покажется, что он расстраивается из-за ерунды, ни в коем случае не говорите ему об этом. Вспомните себя в его возрасте — наверняка вам тоже было обидно, когда вы делились своими переживаниями со взрослыми, а они отмахивались и просили «не переживать на пустом месте».
Не бойтесь показаться глупым, если не разбираетесь в играх или дорамах. Просите ребёнка рассказать подробнее, задавайте вопросы — это сблизит вас.
Чтобы налаживать доверительные отношения, создавайте атмосферу, располагающую к этому: можно вместе посмотреть фильм, сходить на пикник или в музей. Не нужно устраивать ребёнку допрос, в такой атмосфере и он, и вы будете чувствовать себя неловко.
«Если не вести эту работу с детства, наладить доверие в подростковом возрасте будет трудно: подростки становятся закрытыми, чтобы демонстрировать свою автономию. Им вовсе не всегда хочется делиться тем, что на душе. Они даже могут воспринять внезапное повышенное внимание как угрозу».
Учителя для детей — значимые, авторитетные взрослые, и ребёнку бывает сложно рассказать об их отношениях что-то, что ему не нравится. Однако от того, насколько ученику комфортно общаться с учителем, зависит его успеваемость.
«Очень важно уметь слушать. Часто дети сами рассказывают о том, что говорит им учитель и как ведёт себя. Внимательный родитель может услышать в этом рассказе чрезмерную критику или скрытую агрессию. Конечно, чаще всего учитель не хочет обидеть ребёнка и не имеет в виду ничего плохого. Но дети чувствительны, их легко ранить, поэтому не стоит игнорировать такие рассуждения».
Постарайтесь очертить для ребёнка грани дозволенного: пусть он знает, что можно и что нельзя в общении с ним. Например, нельзя повышать голос и использовать физическое насилие.
Если из рассказа понятно, что ребёнок совершил ошибку в общении с учителем и за это был наказан, то важно сказать ему об этом. Но не когда он в аффекте после пережитого конфликта. Сначала поддержите ребёнка, а потом, когда он успокоился и готов услышать, можно напомнить о границах и приемлемом поведении.
И ещё очень важно почаще озвучивать: «Я всегда на твоей стороне. Если что-то случилось — расскажи мне, я тебе помогу».
Также родителю стоит научиться и самому заводить разговор на такую неудобную тему. Хороший вопрос — это открытый вопрос. Не тот, на который можно ответить «да» или «нет».
Неправильно: «Как ты думаешь, хороший учитель Ирина Петровна?»
Правильно: «Как тебе Ирина Петровна? Как ты с ней себя чувствуешь?»
Тогда ответ может получиться обширным и можно узнать, что в одних ситуациях с ней интересно, в других — скучно, а в третьих — страшно.
«Поговорите с ребёнком о том, что учителя тоже ошибаются, могут неправильно себя повести или воспользоваться своим положением (при этом делают они это не всегда специально).
Например, некоторые учителя говорят громким и строгим голосом и сами не замечают этого. Многие дети это воспринимают нормально, но особо чувствительные — боятся. Они думают, что учитель злится, что их сейчас будут ругать.
И помните: нет ничего дурного в том, чтобы рассказать учителю об особенностях ребёнка и попросить обратить внимание на некоторые ситуации. Учителям можно и нужно давать обратную связь — она делает их работу лучше. В конце концов, в школу ходят, чтобы учиться и дружить. И дети должны себя чувствовать здесь уютно и безопасно».
Учитель — это, конечно, авторитет. Но как быть, если вы как родитель не согласны с точкой зрения, которую транслируют в школе?
Ни в коем случае не пытайтесь ребёнку навязать своё мнение.
Важно донести, что в обществе есть разные точки зрения, и быть несогласным — нормально, при этом разность мнений не делает людей врагами. Расскажите, что есть другая сторона вопроса, приведите доводы, почему вам кажется, что правы именно вы. Спросите у ребёнка, что он думает по этому поводу.
Постарайтесь научить его:
- рассуждать,
- анализировать и проверять информацию,
- в споре опираться на аргументы, а не на своё или чьё-либо личное мнение,
- критиковать аргументы оппонента, но не его самого,
- не переходить на личности,
- уважать чужие границы.
«Наша задача не научить ребёнка идти в глухую оборону по принципу „а мой папа сказал, что вы неправы“, а показать ему, как анализировать информацию, формировать собственное мнение и отстаивать его».
Чтобы ребёнок развивал этот навык, можно устраивать дебаты дома. Во время этих споров придерживайтесь перечисленных выше правил об уважении границ и мнения оппонента, но при этом можно «подкидывать» разные противоречащие друг другу аргументы.
Постепенно это научит ребёнка соотносить факты, выявлять логические ошибки, принимать разные точки зрения и вырабатывать мнение, подкреплённое аргументами. Развивайте кругозор ребёнка, чтобы в дискуссии он мог использовать разные источники.
Отношения со сверстниками — ещё один важный, но щепетильный вопрос, который нужно научиться обсуждать с детьми.
Одна из главных ошибок здесь — взрослые часто не просто интересуются отношениями ребёнка с одноклассниками, но и лезут с непрошеными советами.
Но, как и в общении с любым человеком, советы могут быть не к месту. Поэтому важно притормозить и спросить себя: «А правда ли ребёнок нуждается в моём совете? Какую реакцию он на самом деле хочет получить?» Ведь если запроса нет, ваш прекрасный, ценный совет просто не будет услышан.
Можно спросить самого ребёнка: «Тебе нужно просто посочувствовать или я могу чем-то помочь?» Часто детям не нужна помощь, им важно просто разделить эмоции, услышать «Это здорово!» или «Это очень печально».
Если есть запрос обсудить, обдумать ситуацию, можно задать ребёнку наводящие вопросы:
- А что ты об этом думаешь?
- Как ты считаешь, герой твоего рассказа поступил правильно?
- Как думаешь, почему он так поступил? Что он чувствовал?
- А как бы ты поступил в этой ситуации?
«Если вы не одобряете поведение ребёнка, об этом важно говорить, но без жёсткости. Указывать на то, что недопустимо, и объяснять, почему вы считаете такое поведение недопустимым. Но помните, что критика друзей, оценочные суждения, догматизм не принесут пользы — ребёнок закроется и не будет делиться с вами тем, что на душе».
Важно понимать, что доверие детей к родителям не даётся по умолчанию. Оно — производная тех отношений, которые вы поддерживаете в вашей семье. Чтобы определить, можете ли вы рассчитывать на доверие ребёнка, сделайте небольшую самопроверку.
«Спросите себя, что услышит ребёнок, если поделится с вами искренне тем, что он думает. Например, представьте, что он говорит: „Математичка — дура!“ Что вы ему скажете? К сожалению, часто в такие моменты мы не пытаемся вникнуть в ситуацию, а сразу встаём в позицию более старшего, более мудрого человека и начинаем осуждать или читать мораль. Ребёнок понимает, что его не услышали, и в будущем уже не станет делиться своими мыслями.
Ещё один способ: представьте себе, что на месте ребёнка — ваш друг, который рассказывает вам искренне о ситуации на работе. Стали бы вы ему читать мораль, стыдить его? Захочется ли вашему другу после такого ответа делиться с вами важными вещами? Конечно, говорить о морали, оценивать поведение — это работа родителя, без этого никак. Но попробуйте сделать это мягче, не в лоб, без осуждения».
Изображение: издательство «Эксмо»
Никакие социальные потрясения не происходят незаметно для детей, на них, точно так же как и на нас, сыпятся новости из каждого утюга… Однако взрослые часто не находят слов или боятся обсуждать происходящее, прячась за традиционным «Тебе ещё рано, вырастешь — поймёшь». В итоге дети могут чувствовать, что родители не доверяют им.
Прежде чем завести разговор на сложную тему, убедитесь, что вы эмоционально готовы говорить и отвечать на вопросы (даже на самые примитивные). Если вы эмоционально переживаете ситуацию и знаете, что у вас может случиться срыв, приступ тревоги или паники, лучше передайте разговор другому родителю или специалисту, который сможет вести диалог спокойно.
«Постарайтесь найти баланс. Да, игнорировать ситуацию нельзя, но не уходите в катастрофизацию. Не надо транслировать ребёнку, что мир рушится, даже если вам самим сейчас кажется именно так.
Постройте общение исходя из возраста ребёнка. Со старшими подростками можно говорить более открыто, а детям младшего школьного возраста достаточно поддерживающих фраз, произнесённых уверенным тоном: „Да, всё это непросто, но мы вместе, и мы обязательно справимся“, „Я знаю, что ты будешь скучать по друзьям, но сейчас так нужно“».
«Постарайтесь по возможности оградить ребёнка от потока информации, которую он не сможет переварить. Хотя бы дома. Если ребёнок не спрашивает напрямую — возможно, не стоит заводить разговор. Вопросы насилия неподъёмны для детской психики.
Если вы не готовы говорить на сложную тему прямо сейчас — это нормально, и важно об этом прямо сказать: „Спасибо, что спросил, я сейчас не могу сразу ответить, мне нужно подумать“. Это позволяет ребёнку почувствовать, что вы с уважением относитесь к его вопросу.
Если разговор всё-таки предстоит — важно говорить безоценочно. Рассказать о фактах и о том, как вы лично к ним относитесь, о своих эмоциях. Попробовать описать причины происходящего и успокоить ребёнка: объяснить, почему не стоит бояться, какие есть гаранты безопасности. Например, несколько лет назад школьники обсуждали пожар в „Зимней вишне“. Тогда мы говорили о том, что это действительно страшно. Но пожары — это реальность, к сожалению, они возникают. Но мы можем обезопасить себя, изучив схему эвакуации».
Конечно, не следует описывать детям всю глубину того, как взрослые переживают социальные катастрофы, — дети этого просто не вынесут, не вместят. Но говорить о том, что вы не равнодушны, что понимаете их волнение и тоже волнуетесь, можно и нужно. И нужно говорить о поддержке, о том, что вы рядом и вместе преодолеете любые трудности.
Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше
Как часто вы попадаете в компанию, где есть дети? Хорошо ли вы ладите с детьми или же это у вас плохо получается? В этой статье мы хотим поделиться с вами советами, как быстро найти общий язык с чужими детьми в разных ситуациях.
Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).
Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?
Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.
1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому
Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.
Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.
Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».
2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка
Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.
3. Не хвалите ребёнка напрямую
Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.
Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:
— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.
Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.
Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.
— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.
— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.
— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.
Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.
Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:
— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.
— Они ведь синие, — отвечает тот.
— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?
— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.
После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.
4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице
Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».
В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.
5. Говорите о его вещах и игрушках
Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».
Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.
Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.
6. Станьте своим среди детей
Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.
Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.
7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях
Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.
Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.
Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.
Консультация для педагогов «Как помочь непопулярному ребёнку найти друзей»
Нередко педагог в образовательном учреждении сталкивается с очень сложной в своих проявлениях проблемой – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые «Отверженные», «изгои», которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать детский сад, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” педагогов. Кто-то расстраивается, плачет, обижается. Если попытаться нарисовать портрет ребёнка, который не пользуется авторитетом у сверстников, то этот портрет будет очень противоречив. Специальные исследования показывают, что самые различные дошкольники могут не пользоваться популярностью у сверстников. Во-первых, это агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т. е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, приказывают, нападают, ругают.) Во-вторых, сюда можно отнести пассивных, необщительных, замкнутых, неуверенных детей, т.е. тех, у кого преобладает отрицательное подчинение (уступают, подчиняются, переживают, терпят). В-третьих, это дошкольники, у которых отсутствуют элементарные навыки общения или сами мотивы общения (стремление к одиночеству, тяга к уединению и т.п.). В-четвертых, дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями, желая быть постоянно в центре внимания, подчинить всех и все своим интересам, тем самым отталкивают сверстников, и вместо высокого статуса, к которому они стремятся, начинают занимать достаточно низкое положение.
Отдельную группу составляют дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями. Новенькие дети, входящие в уже сформировавшийся коллектив или часто болеющие дошкольники – всегда в группе риска. Если ребёнок с самого начала не смог завоевать доверие сверстников, вызвать их интерес к себе, не стал авторитетен в чём-то, то его начинают отвергать, показывать, что он лишний. К такому ребёнку никто не бросится радостно при встрече после выходных или летнего отдыха, никто не заметит, что его нет в группе. Это ранит не меньше, чем травля. Немаловажную роль играет и внешняя аккуратность, а также оценки взрослых, воспитателей. Тех, кого воспитатель постоянно ругает, низко оценивает, начинают аналогичным образом оценивать и дети, что сразу же отражается и на их положении в группе и на их ответном поведении. Отверженному ребенку очень трудно реализовать себя в группе сверстников, стать одним из её членов. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям данной категории надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет их от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком. Наша основная задача – помочь социально неблагополучным (непопулярным, отвергнутым) детям завоевать расположение сверстников, стать и в эмоциональном плане более благополучными, помочь увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а близких людей. Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по повышению социального статуса ребёнка в группе
Можно выделить некоторые общие и специальные пути изменения неблагополучного положения ребёнка в группе сверстников:
- Одной из эффективных стратегий повышения статуса дошкольника является последовательное раскрытие взрослым позитивных сторон личности отвергаемого или пренебрегаемого другими дошкольниками. Здесь важно найти то, что более или менее хорошо умеет ребёнок, например, дошкольник хорошо рисует, следовательно, можно устроить выставку его рисунков, он что-то имеет (кошку, собаку), попросить его при всех рассказать о своем увлечении.
- Хорошие результаты даёт и такой приём, когда воспитатель «подговаривает» одного из лидеров, с кем у него сложились хорошие отношения, вовлечь отвергаемого ребёнка в игру, занятие и т.п. при условии,
- что непопулярный дошкольник «симпатизирует» данному лидеру. Другие дети, видя, что отвергаемый ребёнок играет с лидером и его окружением, будут по-иному смотреть на него, то есть статус последнего может повыситься.
- В ролевой игре периодически нужно привлекать ребёнка с низким статусом на главные роли, не допуская при этом «ревности» детей, которые привыкли к ведущим ролям. Приобретая навыки руководства, непопулярный дошкольник будет постепенно чувствовать себя более уверенно, что незамедлительно отразится и на его статусе.
- Важно обеспечить реальный успех непопулярному ребёнку, например, воспитатель, организуя групповое взаимодействие детей (коллективная постройка по образцу), заранее обучает необщительного, непопулярного дошкольника, который, включаясь затем в совместную деятельность, справляется с ней наряду с другими детьми.
- Можно использовать и такой приём, когда педагог организует игру драматизацию (инсценировку этического содержания) и берет на себя роль отрицательного персонажа: ведёт себя, как не надо, разговаривает, как не надо, задача непопулярного ребенка – показать, как надо, говорить, как не надо.
- К специфическим приёмам можно отнести и мини-тренинг, например упражнение «Скажи хорошее о друге!», когда всех детей группы поочередно воспитатель просит найти положительное у каждого члена группы: «Что хорошо умеет делать сидящий справа (или слева), в том числе и у ребёнка с низким статусом. Кроме того, полезно использовать упражнения на установление контакта, инициативное общение (подойди к другому и попроси игрушку (задай вопрос, пригласи поиграть, похвали за что-нибудь). А также упражнения на развитие способности выхода из конфликтных ситуаций (Диме и Вите понравилась машинка, Витя забрал машинку себе и не дает Диме. Ты, Дима, что будешь делать?; Вова плохо себя вел, воспитательница на него обиделась, что ты будешь делать, Вова? и др.)
- Использование игр, предназначенных для повышения самооценки: «Конкурс хвастунов» (дети поочередно рассказывают, что они умеют делать лучше всего), «Делай как я!» (дети поочередно показывают любое движение со словами «Делай как я!, а остальные дети повторяют движение.)
- Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» может только разъединить детей и вызвать отчуждение.
- Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе (своей успешности, своей оценке) а о результате самой деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими, и завоевывать симпатию сверстников.
- Предоставить непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной кукле, или «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Такая поддержка и помощь другим позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях.
- Важно помочь непопулярным детям выявить их значимость для детского коллектива. Так, один ребёнок незаменим в дежурстве, второй, оказывается, отлично поет, третий занимается гимнастикой, четвертый умеет лепить интересные фигурки и т.д.
- Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача воспитателя – пресечь появление и использование обидных прозвищ в группе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить беседу на эту тему.
Подводя итог вышесказанного, можно порекомендовать при проведении игровых занятий в группе активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внегрупповую деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.
Какие этапы взросления выделяют в жизни человека и как родителям вести себя во время каждого из кризисов, а также, о том, стоит ли делать с ребенком уроки и как отвлечь его от интернеета и социальных сетей, «АиФ-Юг» рассказала краснодарский психолог Инна Силенок.
Говорите о любви
Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Инна Казимировна, как взрослым жить в мире и любви с детьми?
Инна Силенок: Во все времена и в любом возрасте ребенка нужно поддерживать. Он должен знать, чувствовать, что его любят, уважают, ему доверяют, его не разлюбят за ошибку. Об этом нужно говорить. Дело в том, что дети всю информацию воспринимают буквально. Когда мы их хвалим, значит, любим, если ругаем, они уверены, что не нужны родителям.
Болезненно воспринимают сравнения с другими. Поэтому сопоставлять категорически нельзя. Если ребенок что-то делает хорошо, это нужно отмечать. Если у него не получается, лучше не заострять внимание, а переключить на позитив. Тогда ему захочется повторить хороший поступок вновь и вновь.
Например, скажите: «Мне так нравится, когда ты спокойно играешь с ребятами», или «Здорово вы вместе с Петей собирали конструктор и делились игрушками», или «Мне приятно, когда ты рисуешь». Хорошее поведение важно закрепить. У каждого ребенка есть потребность в самоидентификации. Проще говоря, определении своей роли. Если называть его лентяем, он так и будет себя проявлять, или нередко учитель называет ученика клоуном, он таким и будет. Лучше сказать: «Как удивительно, такой трудолюбивый мальчик и не убрал за собой игрушки!» или «Ты так красиво рисуешь, как настоящая художница», или «Ты сегодня помыла посуду, ты мамина помощница».
Обычно детям не свойственно подолгу привыкать. Если адаптация в детском саду затянулась до года, значит не все в порядке в самом учреждении, ребенку там некомфортно.
– По мере взросления ребенок переживает несколько кризисов. Специалисты называют такие: в 3 года, в 7 и в 12 лет. Первый переломный момент случается, когда ребенок идет в детский сад. Адаптация к новой обстановке может протекать от пары недель до нескольких месяцев, чуть ли не до года. Как родителям себя вести?
– Не надо маме говорить, что скучала, пока малыш был в садике. Если при расставании ребенок рыдает, постараться как можно скорее передать его воспитателям и уйти. Чем больше его уговаривать, тем больше подпитывать его плач. Вечером важно обсудить, что делал, во что играл. Безусловно, многое тут зависит от воспитателей. Обычно детям не свойственно подолгу привыкать. Если адаптация затянулась до года, значит не все в порядке в самом учреждении, ребенку там некомфортно.
Уроки в одиночку?
– Еще в детском саду мальчишки и девчонки мечтают, когда, наконец, пойдут в школу, рвутся грызть гранит науки, а когда попадают в нее, не хотят туда ходить и учиться. Что делать?
– Если ребенок не хочет идти в школу, значит, там есть проблемы. Нужно понять, что там происходит, поговорить. Принимают ли его в классе? Если не получается, возможно, стоит обратиться к психологу. Недавно у меня на приеме девочка на мою просьбу нарисовать школу изобразила забор, над ним крышу и все. Даже калитки не было. Это о многом говорит.
У одного ребенка школа ассоциируется со зданием с окнами и дверью, у другого – с группой детей. Кто-то рисует учительницу, а кто-то нет. Дети не хотят ходить в школу, потому что им там скучно. В идеале об этом должны позаботиться педагоги. Каждому человеку интересна та деятельность, в которой он активно участвует, чувствует собственную роль. Поэтому он должен внести свою лепту в создание урока, ощутить себя там не в качестве стороннего слушателя, а непосредственным участником происходящего. Например, нашел в Интернете интересный факт, поделился им в классе. Собрались с друзьями и поставили сценку, нарисовали стенгазету, альбом, придумали серию анекдотов на историческую тему.
– Нужно ли родителям помогать школьнику с уроками?
– Нынешняя система образования в этом плане, считаю, построена как-то неправильно. Лично я со своим сыном не делала уроки никогда. Сейчас задания выполняют всей семьей, ведь даже специализированные тетради созданы таким образом, что в одиночку ученик не справится. Мой совет – не перегнуть палку. Помочь только в том, о чем ребенок попросит и что действительно сложно, а не сделать все за него. Спросите: «Как считаешь, с чего нужно начать?» Сказать, что все у него получится. Вопрос-ответ, поддержка, похвала – простые истины.
Нынешняя система образования в этом плане, считаю, построена как-то неправильно. Лично я со своим сыном не делала уроки никогда. Сейчас задания выполняют всей семьей, ведь даже специализированные тетради созданы таким образом, что в одиночку ученик не справится.
– Как только ЕГЭ сегодня не воспринимается: как конец света, как расплата за двойки и прогулы. Как вести себя взрослым перед экзаменом?
– Если завтра экзамен, скажите ребенку: «У тебя есть все необходимые знания и навыки, чтобы сдать наилучшим образом. Ту оценку, которую получишь, это результат того, насколько мобилизовался. Главное успокоиться, внимательно читать вопросы. Я в тебя верю и люблю».
Вернуть в реальность
– Планшеты, компьютеры, смартфоны сегодня просто крадут у нас детей. Особенно отгораживаются от реального мира подростки. Что делать в таких ситуациях родителям?
– Да, до тинэйджеров бывает непросто достучаться. Важно помнить, крик ребенок не слышит. Важно говорить тихо, глядя в глаза. В комнату заходить к подростку со стуком, спрашивать его мнение и, главное, уважать его. Иногда родители жалуются, что ребенок отвлекает от работы или другой деятельности, а когда мама или папа сами обращаются к нему, в ответ не получают внимания. А ведь он делает так же, как и родители.
Если у ребенка реальная жизнь интересная, то полностью в соцсети не уйдет. К сожалению, если до 13 лет его ничем не увлекли, то потом уже это сделать практически невозможно. Но пробовать нужно! Поехать куда-нибудь вместе, послушать музыку да даже поиграть в его любимую компьютерную игру. Найти то, что ему нравится, понять, что его волнует, помочь проявиться как лидеру среди сверстников. Когда человек чувствует себя лидером? Когда что-то делает хорошо и может научить других. Один красиво танцует, второй в игре дошел до высокого уровня, третий книгу прочитал.
Другая тенденция сегодня: дети посещают бесчисленное количество кружков и секций. Это здорово, если вся деятельность нравится самому ребенку, а не из-за амбиций родителей. Если мальчик любит танцевать, а папа хочет сделать из него боксера, ничего хорошего из этого не выйдет. Интересы ребенка нужно учитывать в первую очередь, независимо от его возраста и пола.
14 советов от Инны Силенок
- Не наказывайте. Когда нам плоха, мы не ведем себя лучше, а обманываем, чтобы скрыть собственную неудачу.
- Доверяйте.
- Уважайте.
- Не смотрите на малыша сверху вниз. Присядьте на корточки, так легче понять друг друга.
- Не меньше 10 раз в день обнимайте ребенка.
- Хвалите малыша, когда что-то получается., замечайте даже мелочи.
- Приучайте ребенка к порядку с 1,5 до 6 лет. потом это сделать труднее.
- Если ребенок попросил о помощи, поддержите его, помогите ему понять, что может сделать сам.
- Рассказывайте ребенку о своих успехаха и неудачах и своих чувствах по этому поводу.
- Будьте всегда на стороне ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми.
- Верьте в своего ребенка. Ваша вера помогает ему быть успешным.
- Не сравнивайте детей.
- Если хотите, чтобы ребенок читал, читайте самии.
- Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи. Например, что приготовить на обед, как провести выходные.
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Психолог Елизавета Филоненко, автор книги «Свой среди своих. Как научить ребенка дружить» отвечает на частые вопросы родителей о том, что делать, если у ребенка сложности в общении со сверстниками.
Как понять, что у ребенка проблемы в отношениях со сверстниками?
Первый способ: просто понаблюдать и оценить поведение ребенка. Например, он никак не может подойти к другим детям — очевидная проблема. Но в этом случае важно учитывать индивидуальные особенности. Одно дело, когда малыш не сразу идет к другим детям, когда первый раз приходит на площадку. Другое, когда он спустя два месяца все еще не устанавливает контакт со сверстниками.
Второй способ: прислушаться к тому, что говорит сам ребенок. Например, у него нет друзей, он все время жалуется и дома рассказывает об этом. Или информацию об этом доносят воспитатели и учителя.
Но стоит учитывать, что есть реальные проблемы, такие как чрезмерная замкнутость, застенчивость или повышенная агрессивность, а есть мнимые. Очень большая часть жалоб родителей связана именно со вторыми.
Например, в два-три-четыре года общение детей часто очень тактильное и довольно грубое. Причина в том, что они еще не до конца освоили нормы поведения. Если с человеком начать общаться так, как трехлетки играют друг другом играют, он, скорее всего, просто не выдержит. А дети так устроены, что проходят через этот этап достаточно безболезненно.
Еще одна мнимая проблема: девочки и мальчики часто дружат втроем и постоянно против кого-то объединяются. Это неприятный этап, но очень типичный и проходящий этап. Если ребенок оказался тем, против кого объединились, его стоит поддержать, но сильно впечатляться не нужно. Если не хватает собственной компетенции, полезно посоветоваться с кем-то, кто на работает с детьми — вожатый, психолог, педагог.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Как поговорить об этом с ребенком?
К этой теме стоит подбираться в том случае, если в остальном у родителей уже налажен контакт с ребенком. Если в семье обычно не ведут разговоры на отвлеченные темы — что мне нравится, что я люблю, чего я боюсь, чего бы я хотел — не получится поговорить и о дружбе. Если родители в такой ситуации хотят обсудить проблему с ребенком, придется сначала развивать общую систему общения.
Если мы предполагаем, что, например, у ребенка 7-11 лет есть реальная проблема со сверстниками, значит, он чувствует себя одиноко, ему плохо. В этом случае стоит делать так, чтобы в семье ему было хорошо, чтобы он получал обратную связь от людей, что его любят и он нужен. Что дома его хотят слушать и готовы с ним общаться.
Общение с ребенком полезно развивать комплексно. Найти какие-то общие дела, фильмы, книги, про которые получится говорить безотносительно конкретных проблем. Почти что все темы включают так или иначе общение людей, поэтому ее точно не избежать.
Если родитель не умел дружить, будут ли похожие проблемы у ребенка?
Влияние точно есть, но именно предопределенности нет. То, как люди дружат, зависит от большого количества факторов. Например, если у кого-то из родителей это плохо получается, но это понимает и создает для ребенка другой контекст — отдает в сад, в детский лагерь — то он не повлияет в такой степени на его коммуникабельность. А если мама или папа не умеет дружить, думает, что мир какой-то недружелюбный и все время держит чадо возле себя, то этим ему точно помешает. Все зависит от стратегии, которую выберут взрослые.
Бывает и обратная ситуация: супер коммуникабельный родитель не распознает особенности ребенка и раньше времени начинает его выталкивать к сверстникам. А тот не хочет. Эта стратегия тоже может помешать ребенку научиться дружить.
Что делать, если не нравится друг ребенка?
Запрет на дружбу будет иметь смысл только у родителя получается претворить его в жизнь. С маленьким ребенком это просто: его можно унести с площадки, если он играет с кем-то не тем. Но как только он без вашего надзора пошел в школу или даже садик, вы теряете этот инструмент. А если родитель что-то запрещает, но не может запрет реализовать, он теряет свой авторитет.
Кроме того, запрет на дружбу с кем-то повысит уровень конфликтности. Ребенок будет стремиться уйти из-под нежелательного контроля — врать. Запретите переписываться со своего телефона — станет переписываться с чужого. И ничего уже с этим не поделать.
Но все-таки если друг неудачный, у вас остается моральное право влиять на ребенка. И в этом случае не стоит особенно стесняться того, что вам не нравится его компания. Один из каналов влияния — просто обращать внимание на то, что такой-то человек не очень хороший, он может подвести, нагрубить, подставить. Объяснять, какие качества есть у этого «друга», и почему они вам не нравится.
Для того, чтобы ребенок вас слушал, стоит показать ему, за счет чего он зацепился за своего приятеля. Например, он очень харизматичный, а вашему подростку этого не хватает. Или приятель может себе позволить то, что ваш ребенок не решается позволять. Это классическая история Малыш и Карлсон. Ребенок что-то себе не позволяет, подавляет, хочет быть хорошим, а у друга нет таких запретов и он восхищается его свободой. При этом в разговоре полезно упомянуть и положительные качества нежелательного приятеля, иначе вы настроите своего ребенка против себя, он станет защищать товарища.
Чтобы переключить внимание ребенка, расширить его круг общения, можно организовать ему разные новые мероприятия: отправить в лагерь, в поход, предложить какой-то кружок.
Материалы по теме:
- Татуировки, эмоциональность, ссоры: психолог отвечает на вопросы родителей подростков
- Нежелание учиться, дерзкое поведение в классе и помощь с «домашкой»: психолог отвечает на вопросы родителей про школу
- Споры в песочнице, адаптация к садику и плохое поведение: психолог отвечает на вопросы родителей дошкольников
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться