Найти педагогика как наука

Педагогика как наука

Педагогика
как наука представляет собой совокупность
знаний, которые лежат в основе описания
анализа, организации проектирования и
прогнозирования путей совершенствования
педагогического процесса, а также поиска
эффективных педагогических систем для
развития и подготовки человека к жизни
в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря
на то, что педагогика занимается «вечными»
проблемами, ее предмет конкретен: это
воспитательная деятельность, осуществляемая
в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная
наука, направляющая свои усилия на
оперативное решение возникающих в
обществе проблем воспитания, образования,
обучения.

Источники
развития педагогики: многовековой
практический опыт воспитания, закрепленный
в образе жизни, традициях, обычаях людей,
народной педагогике; философские,
обществоведческие, педагогические и
психологические труды; текущая мировая
и отечественная практика воспитания;
данные специально организованных
педагогических исследований; опыт
педагогов-новаторов, предлагающих
оригинальные идеи и системы воспитания
в современных быстро изменяющихся
условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика
– это наука о воспитательных отношениях.
Воспитательные отношения возникают в
процессе взаимосвязи воспитания,
образования и обучения с самовоспитанием,
самообразованием и самообучением. Еще
педагогику можно определить как науку
о том, как воспитывать человека, как
помочь ему стать духовно богатым и
творчески активным. Педагогика изучает
следующие проблемы: изучение сущности
и закономерностей развития и формирования
личности и их влияния на воспитание;
определение целей восприятия; разработка
содержания воспитания; исследование и
разработка методов воспитания. К
категориям любой науки относят наиболее
емкие понятия, отражающие, ее сущность
и наиболее часто ею использующиеся.
Основные категории педагогики: воспитание;
развитие; образование; обучение.
Воспитание – социальное, целенаправленное
создание условий для усвоения новым
поколением общественно-исторического
опыта. Целью воспитания является
подготовка нового поколения к общественной
жизни и производительному труду. Развитие
– это объективный процесс изменения
духовных и физических сил человека.
Образование – это система внешних
условий, специально организуемая
обществом для развития человека. Обучение
– процесс передачи знаний от педагога
ученику.

Предметом
педагогики является реальный целостный
педагогический процесс, целенаправленно
организуемый в специальных социальных
институтах (семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика
изучает сущность, закономерности,
тенденции и перспективы развития
педагогического процесса как фактора
и средства развития человека на протяжении
всей его жизни. Она разрабатывает теорию
и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика – это наука о
целостном процессе образования человека,
включающем в себя обучение, воспитание
и развитие личности. Об этом же писал
известный публицист и педагог С. И.
Гессен: «Педагогика – наука. Этим она
отличается от самого образования,
служащего ее предметом. В этом смысле
педагогика является одной из наук о
человеке, а именно – о его образовании,
становлении как личности.

Педагогика– это наука о законах воспитания и
образования человека, она изучает
закономерности успешной передачи
социального опыта старшего поколения
младшему. Она существует для того, чтобы
на практике указывать наиболее легкие
пути достижения педагогических целей
и задач, пути реализации законов
воспитания и методик обучения.

В Древней
Греции раб, приставленный к ученику,
функциями которого были сопровождение
его в школу, прислуживание на занятиях,
назывался педагогом. Педагог – производное
от греческих слов “пейда” – ребенок,
“гогес” вести, буквально “детоводитель”,
“детовожатый”.

Современная
наука “педагогика” в буквальном
переводе с греческого означает
“детовождение”. Первопричиной
возникновения всех научных областей
является потребность жизни. Наступил
момент в жизни людей, когда образование
стало играть большую роль.

Было
замечено, что успех развития цивилизации
во многом зависит от воспитания и
образования отдельных поколений.
Возникает необходимость в обобщении
опыта воспитания, первые попытки
обобщения делались в наиболее развитых
государствах Древнего мира – Китае,
Индии, Египте, Греции, когда образование
начинает играть важную роль в жизни
людей.

Как
отдельная наука
, педагогика появляется
значительно позже. Предпосылками
появления любой науки являются следующие
положения:

  • формируется
    под влиянием потребностей общества;

  • любая
    отрасль складывается в науку только
    тогда, когда достаточно четко вычленяется
    предмет ее исследования.

Давая более
конкретное определение педагогики,
можно сказать, что это наука о законах
и закономерностях воспитания, образования,
обучения, социализации и творческого
саморазвития человека.

Педагогика
в широком смысле
– влияние всех
внешних воздействий естественной и
социальной среды.

В узком
смысле педагогика
– целенаправленная
деятельность воспитателей в системе
учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из
данного определения, предметом
исследования педагогики будет являться
целостная система воспитания, образования,
обучения, социализации и творческого
саморазвития человека.

Методы
исследования
– способы решения
научно-педагогических задач.

Объект
педагогики
– человек.

А.С. Макаренко
– ученый и практик, которого трудно
обвинить в пропаганде “бездетной”
педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль
о специфике объекта педагогической
науки. Он писал, что многие считают
объектом педагогического исследования
ребенка, но это неверно. Объектом
исследования научной педагогики является
“педагогический факт (явление)”.
При этом ребенок, человек не исключаются
из внимания исследователя. Напротив,
являясь одной из наук о человеке,
педагогика изучает целенаправленную
деятельность по развитию и формированию
его личности.

Следовательно,
в качестве своего объекта педагогика
имеет не индивида, его психику (это
объект психологии), а систему педагогических
явлений, связанных с его развитием.
Поэтому объектом педагогики выступают
те явления действительности, которые
обусловливают развитие человеческого
индивида в процессе целенаправленной
деятельности общества. Эти явления
получили название образования. Оно и
есть та часть объективного мира, которую
изучает педагогика.

Предмет
педагогики
– это образование как
реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика
в этом случае представляет собой науку,
изучающую сущность, закономерности,
тенденции и перспективы развития
педагогического процесса (образования)
как фактора и средства развития человека
на протяжении всей его жизни. На этой
основе педагогика разрабатывает теорию
и технологию его организации, формы и
методы совершенствования деятельности
педагога (педагогическая деятельность)
и различных видов деятельности учащихся,
а также стратегий и способов их
взаимодействия.

Система
педагогических знаний
– взаимосвязанные
теоретические знания о закономерностях
и принципах обучения и воспитания, о
фактах педагогической практики, о
знаниях педагогической теории.

Функции
педагогической теории
(по Кононенко
И., Михалевой Л.):

Теоретические
функции:

  • обогащение,
    систематизация научных знаний;

  • обобщение
    опыта практики;

  • выявление
    закономерностей в педагогических
    явлениях.

Практические
функции:

  • повышение
    качества воспитания;

  • создание
    новых педагогических технологий;

  • внедрение
    итогов педагогических исследований в
    практику.

Прогнозирование:

  • научное
    предвидение в социальной сфере, связано
    с целеполаганием.

Задачи
педагогики:

  1. Научное
    обоснование развития систем образования,
    содержания обучения и воспитания.

  2. Исследование
    сущности, структуры, функций педагогического
    процесса.

  3. Выявление
    закономерностей и формулирование
    принципов процесса обучения и воспитания
    людей.

  4. Разработка
    эффективных форм организации
    педагогического процесса и методов
    его осуществления.

  5. Разработка
    содержания и методики самообразования
    и самовоспитания людей.

  6. Исследование
    особенностей и содержания деятельности
    педагога и путей формирования развития
    его профессионального мастерства.

  7. Разработка
    методологических проблем педагогики,
    методик ее исследования, обобщения,
    распространения и внедрения опыта
    обучения и воспитания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Педагогика
Изображение
Педагог и ученики на уроке
Изучается в educommunication[d]
Предмет изучения образование
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «ребёнок» → παιδος «подросток» + ἄγω «веду») — наука о воспитании и обучении человека[1], прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс, направленный на гармоничное развитие личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Историческая справка[править | править код]

Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детовождение, детоведение».

В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παῖς — мальчик, подросток), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же путных, чадо, почитай и люби.
Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если же над кем-нибудь смеются, ты хвали его и люби, тогда и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищенного тобой — почитание.Из «Наставления отца к сыну», XV век [2]

Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

В 1988 ЮНЕСКО было принято решение, касающееся педагогов, определивших, по мнению этой организации, способ педагогического мышления в XX веке. К ним были причислены: американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко[3].

Другие определения[править | править код]

Определения педагогики (трактовки разных авторов)

  • наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, передачи социального опыта от педагога к ученику[4];
  • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности[5];
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
  • наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
  • наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Александр Михайлович, Основания педагогики);
  • наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
  • особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев);
  • осмысление воспитания (С. И. Гессен);
  • воспитание, то есть та сторона образования, которая связана с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни. (Н. Д. Никандров, С. Н. Гавров)[6];
  • искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

Задачи научной педагогики[править | править код]

Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину[7] ставит перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание человека, то есть выработку в нём привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
  2. Выявление состава и величины природных (то есть не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
  3. Выявление состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
  4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

См. также[править | править код]

  • Андрагогика
  • Артпедагогика
  • Вожатый
  • Дидактика
  • Кинообразование
  • Медиаобразование
  • Образование
  • Образовательные технологии
  • Обучение
  • Пайдейя
  • Педагогическое тестирование
  • Психология образования
  • Репетитор
  • Учение через обучение
  • Учитель
  • Христианская педагогика
  • Педоцентризм
  • Педагогика (журнал)
  • Педагогическое общение
  • Гуманистическая педагогика
  • Мастер-класс

Примечания[править | править код]

  1. Педагогика // Большой Энциклопедический словарь. — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  2. Наставление отца к сыну. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано 25 ноября 2019 года.
  3. цит. по Кораблёва Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко. Архивная копия от 8 мая 2014 на Wayback Machine Автореф. канд. дис. … канд. филос. наук. М., 2000 г. С. 3.
  4. Педагогика // БСЭ. 1969—1978.
  5. цитата из Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. Архивная копия от 5 июня 2016 на Wayback Machine по http://didacts.ru Архивная копия от 19 сентября 2012 на Wayback Machine
  6. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С. 21. Архивировано 16 июня 2013 года.
  7. Кумарин В. В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. М., 1996. Дата обращения: 26 мая 2011. Архивировано 18 января 2012 года.

Литература[править | править код]

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  • Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21—29. Архивировано 16 июня 2013 года.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
  • В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
  • Пономарев Р. Е. Педагогика высшей школы: учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2020—204 с.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
  • Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»

Ссылки[править | править код]

  • Ерёмин В. А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Критический взгляд на современную педагогику.
  • Кумарин В. В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе. Чехов, 1996 г., 64 с.
  • Новиков А. М. Основания педагогики. — М. : «ЭГВЕС», 2010. — 208 с.
  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 181—185.
  • Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. // Литературная газета, 25 марта 1987 г.
  • Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учебное пособие / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. — 395 с.
  • Данные базы Научной электронной библиотеки (РИНЦ) по числу цитирований учёных Российской Федерации по разделу «Народное образование. Педагогика» (всего по данному разделу в базе данных Российского индекса цитирования — РИНЦ зарегистрировано 11 тысяч российских ученых в области педагогических наук) по состоянию на 6.05.2013 (недоступная ссылка)

Педагогика как наука

Объект и предмет педагогической науки

Дословно «пайдагогос» (греч.) означает «детоводитель». Оно произошло от слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, то есть как способность «вести ребенка по жизни» — воспитывать, развивать и обучать. А по мере накопления знаний возникла и особая наука о воспитании детей.

Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. И в теории соответственно произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Такой взгляд на педагогику сохранялся примерно до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика — это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.

Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи — освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».

Предмет педагогической психологии — процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания — как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.

Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria — суждение) — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

Функции и задачи педагогики. Педагогическая система

Можно выделить две основные функции педагогической науки — теоретическую и технологическую.

Теоретическая функция:

• изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

• выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

• проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

• разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

• внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

• анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:

• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

• разработка теоретико-методологических основ образования;

• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

• определение содержания образования в конкретных условиях;

• разработка образовательных стандартов;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

• изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». В нее включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

История педагогики

Возникновение и развитие педагогики как науки

Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В их трудах были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа Марка Квинтилиана (35–96 гг.). Этот труд на протяжении долгого времени был основной книгой по педагогике — наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения

В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения подарила миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).

Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связаны с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670) — создателя научной педагогической системы, автора труда «Великая дидактика». Коменский требовал, чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Чешский педагог был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Труды Я. А. Коменского оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.

Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци

Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632–1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Д. Локк отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания «джентльмена», которая в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала «дисциплину тела» и «дисциплину духа».

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века — Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).

Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.

Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII–XVIII веков. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно влиянию матери. Им была создана «теория элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.

Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России

К. Д. Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.

К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.

По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.

К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.

В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.

Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.

К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.

Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики

Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания. Он изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Одним из главных принципов воспитания Макаренко считал гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у А. С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего.

Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.

Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». В «Педагогической поэме» Макаренко занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность. В книге «Флаги на башнях» Макаренко стремился изобразить счастливый детский коллектив в счастливом обществе.

А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.

Другой советский педагог, В. А. Сухомлинский (1918–1970), исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа» (директором которой он был), «Сердце отдаю детям». Книги В. А. Сухомлинского отличаются большой любовью к детям, глубиной и актуальностью. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли.

Связь педагогики с другими науками

Для того чтобы более точно определить место педагогики в системе наук, нужно рассмотреть ее взаимосвязи с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты.

Традиционной является связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры.

Общее понятие педагогического исследования

Методология педагогики. Уровни методологических знаний

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология педагогики — совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет регулятивную и нормативную функции.

Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

1. Методологические функции на философском уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

2. Общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

3. Конкретно-научная методология — совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

4. Технологическая методология основывается на методике и технике исследования.

Основными признаками методологической культуры являются:

• представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

• овладение принципами диалектической логики;

• понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

Конец ознакомительного фрагмента.

Термин «педагогика» существует уже не одно столетие и своими корнями уходит в глубокое прошлое, в эпоху античности. В этот период на территории Древней Греции повсеместно возникают и активно развиваются прототипы современных школ, в которых детям, преимущественно мальчикам, давали знания как свободные греки, так и рабы, владеющие основами грамоты. Другие рабы, в большинстве своём уже состарившиеся или получившие какие-либо увечья, присматривали за детьми и исполняли роль сопровождающих, то есть вели за руку ребёнка своего господина из дома в школу. Так, греческие слова «пайдос» – дитя и «аго» – вести образовали термин «пайдагогос» – педагог, что в дословном переводе означает «детоводитель». Следует также отметить, что именно в Древней Греции берут свое начало и другие педагогические термины, такие как «школа», «гимназия», «дидактика».

По мере развития общества роль педагога менялась, и со временем трансформировалось и само понятие «педагогика». Оно стало рассматриваться в более широком смысле для обозначения деятельности по воспитанию, обучению и всестороннему развитию ребёнка, что в свою очередь, подразумевало «вести ребёнка по жизни». Педагогами же стали называть лиц, прошедших специальную подготовку и занимающихся в последующем воспитанием и обучением детей. Данное значение сохранялось на протяжении многих веков и нашло свое распространение в разных государствах. Лишь во второй половине XX века стали обсуждаться идеи целенаправленного педагогического процесса не только по отношению к детям, но и к взрослым.

Воспитание – это, прежде всего, организованный процесс, направленный на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача знаний, умений, навыков от старшего поколения к младшему, что в совокупности с нравственными, этическими и правовыми нормами составляет богатый опыт, накопленный человечеством на протяжении многих этапов исторического развития. В то же время происходит целенаправленное воздействие на человека с целью подготовки его к жизни в обществе с учетом существующих нравственных ценностей, социальных норм, политических ориентиров, народных традиций, а также формирования собственных взглядов на жизнь.

В современных условиях с этой важнейшей задачей одному воспитателю не справиться, поэтому существуют целые воспитательные коллективы и организации, занимающиеся деятельностью в педагогической сфере. К ним главным образом относятся школы, детские сады, учебно-воспитательные центры. Задача воспитателя в данных организациях не только донести до ребёнка необходимые сведения и добиться результатов их усвоения, но и способствовать раскрытию индивидуального потенциала, являющегося катализатором всестороннего личностного развития.
Эффективность воспитательной деятельности зависит от многих факторов, среди которых значимое место занимают систематичность и целенаправленность педагогического процесса, личность и квалификация педагога, наследственность ребёнка и влияние социальной среды. С учетом этого можно сказать, что каждая воспитательная деятельность уникальна по своей сущности и может быть как продуктивной, так и малозначительной. При этом действительно одно: воспитание представляется ведущей силой, способной дать обществу полноценную личность.

Учёные в области педагогики выявили, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки, поэтому задача воспитателя состоит преимущественно в том, чтобы узнать и изучить воспитанника, выявить его склонности и таланты, личностные особенности и возможности. Это позволит построить воспитательный процесс правильно, найти индивидуальный подход к ребёнку и добиться положительных результатов.

Зарождение термина «педагогика»

Как любая социальная деятельность, воспитание опирается на систему взаимодействия между людьми, между воспитателем и воспитанниками, между детьми и родителями, между сверстниками. Именно в такой среде посредством воспитательных отношений человек адаптируется к жизни, примеряя на себя те или иные социальные роли, и развивается как личность.

Воспитательный процесс многогранен, его структура базируется на поставленных педагогических задачах, а значит, результаты работы можно увидеть в различных направлениях. В связи с этим выделяют такие понятия, как «физическое воспитание», «эстетическое воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «экологическое воспитание», «трудовое воспитание» и другие. Все они являются составными частями целостной системы воспитательного процесса, который весьма динамичен и всегда опирается на уже достигнутый уровень развития, однако его результаты могут быть отсрочены во времени.

Педагогические аспекты воспитания

Педагогика как наука о воспитании накапливает и систематизирует научные знания в своей области, изучает закономерности воспитательного и образовательного процессов, рассматривает вопросы передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему, исследует основы становления и роста личности, ее социализации и творческого саморазвития. В данном контексте обозначена и главная цель педагогики – на основании теоретического и практического материала выявлять наилучшие способы достижения поставленных педагогических целей и указывать оптимальные пути выхода из сложных педагогических ситуаций.

Предметом педагогики выступает непосредственно сама воспитательная деятельность, осуществляемая профессиональными кадрами в учебно-воспитательных учреждениях. Источниками педагогических знаний, как правило, служат научные психолого-педагогические труды, зарубежная и отечественная практика воспитания, результаты специальных исследований, а также принимаются во внимание народные традиции и обычаи, на которых строилась система воспитания и обучения наших предков.

Как любая наука педагогика познает свой объект, в роли которого выступает человек, и, в частности, ребёнок как растущая и развивающаяся личность . Как известно, ребёнок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения специфические особенности исследования. Уникальность педагогики состоит в том, что она объединяет в себе и систематизирует информацию всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, оказывающих влияние на социальное становление личности.

Педагогика – это не только наука, но и настоящее искусство воспитания. Данные категории тесно связаны друг с другом, и практика показывает, что успешная педагогическая деятельность всегда опирается на глубокие и всесторонние знания теоретического материала. Усвоение закономерностей воспитания и овладение методами учебно-воспитательного процесса являются необходимыми критериями для педагога и служат основами педагогического мастерства. А это в свою очередь доказывает, что истинным педагогом может стать только человек, имеющий внутреннее призвание и сознательно избравший для себя нелёгкий путь педагогической профессии.

Что такое педагогика — ее функции и задачи, методы обучения и категории педагогики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «педагогика» имеет древнегреческие корни и буквально переводится, как «детовождение».

Интересно, что педагогом в Древней Греции называли рабов, которые следили за детьми.

Яблоко, книга, очки

Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому использовать их можно было только в качестве наблюдающего за ребенком (водить в школу, следить за выполнением заданий и т.д.)

Педагогика — это…

Педагогика, как наука вышла из недр философии примерно в 17 веке, благодаря мыслителям того времени Ф.Бекону и Я.Коменскому.

В настоящее время это научное направление, занимающееся воспитанием и обучением человека. Она имеет множество отраслей и сотрудничает с другими самостоятельными науками.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности через ее воспитание и обучение.

Объект этой науки – условия, способствующие развитию индивида в процессе деятельности.

Другими словами, педагогика изучает процесс образования человека.

Ученики

В каких контекстах может использоваться слово «педагогика»:

  1. как взгляд на определенную идею обучения;
  2. область научного исследования в сфере воспитания и развития;
  3. квалификация (что это?), связанная с образованием детей;
  4. учебный предмет в рамках профессионального образования;
  5. мастерство личности, разбирающейся в тонкостях обучающего процесса.

Функции науки

Педагогика выполняет 3 функции:

  1. Аналитическая:
    1. исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий воспитательного процесса;
    2. анализирование и трактование деятельности педагога.
  2. Прогностическая:
    1. построение цели и планов развития воспитательной системы;
    2. эффективное управление обучающим процессом.
  3. Проективно-конструктивная:
    1. создание и совершенствование воспитательных и обучающих методов;
    2. внедрение их в практику;
    3. образовательный процесс посредством научно-методических приемов.

Задачи педагогики

Согласно профессору В.В.Кумарину педагогика – это наука, целью которой является решение таких задач:

  1. Воспитание индивида – выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.

    С самого раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо: рассказывают о честности, доброте, дружбе и т.д. Объясняют, как нужно и не нужно вести себя с другими.

    Здесь главное, чтобы ребенок не просто понимал, что такое, например, порядочность, а был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.

  2. Выявление природных задатков и способностей, а также внутренних ресурсов, способствующих их развитию.

    Дети

  3. Выявление потребностей общества в том или ином виде обучения в конкретный момент (например, интересы детей 90-х годов явно отличаются от интересов современных детей).
  4. Создание условий, отвечающих имеющимся потребностям отдельного индивида и целого общества (что это такое?), с целью гармоничного развития, воспитания и образования.

Методы обучения

Современная классификация методов обучения в педагогике берет за основу источник получения знаний.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем 8 методов обучения:

  1. Словесный – обучение посредством слов. Это самый популярный способ передачи знаний, так как занимает минимальное количество времени.

    Чтение книги

    Сюда входят односторонние формы метода – рассказ и лекции (учитель говорит, слушающие молчат) и активные – беседа и дискуссия (диалог между рассказчиком и слушающей аудиторией развивает интерес последней к изучаемой теме).

    Также к словесному методу относится самостоятельная работа с книгами, что развивает память, мышление и внимание обучаемого.

  2. Практический – активная работа учащихся с целью обретения навыка. К этому методу относятся:
    1. практические и умственные упражнения;
    2. лабораторные и практические задания посредством какого-либо оборудования;
    3. дидактические игры – обучение в процессе моделирования исследуемого явления.
  3. Наглядный – восприятие материала осуществляется посредством органов чувств (слух, зрение и т.д.), что обеспечивает успешную ассимиляцию (что это такое?) информации. Наглядные методы делятся на:
    1. иллюстрации (картинки, плакаты, таблицы, рисунки);
    2. демонстрации (фильмы, наглядные опыты, эксперименты).
  4. Эвристический метод – сводится к открытым вопросам со стороны педагога для того, чтобы ученики в свободной форме искали правильный ответ, развивая, таким образом, свое мышление. Это могут быть конкурсы, творческие викторины, олимпиады, интерактивные игры.
  5. Проблемный метод немного схож с эвристическим. Его суть – это моделирование проблемной ситуации или задачи, которую обучаемые должны решить самостоятельно. Поиск решения активизирует мыслительный процесс, что приводит к таким результатам:
    1. ученик учится самостоятельному исследованию и решению проблемы;
    2. овладевает навыками анализа (что это?) и компоновки информации (что это такое?);
    3. развиваются его творческие способности.
  6. Исследовательский – педагог не дает никаких знаний о проблеме. Ученики изучают ее самостоятельно, собирают о ней информацию, формируют гипотезы (что это такое?) и проверяют их.
  7. Репродуктивный – учитель объясняет материал и принципы работы с ним (например, показывает, как решается задача) и просит повторить. Самостоятельное выполнение одних и тех же действий способствует усвоению знаний.
  8. Наиболее экономный метод, который использует педагогика – объяснительно-иллюстративный. Он объединяет устное преподнесение информации и ее демонстрацию наглядными средствами (учитель показывает на плакате буквы и называет их «по именам»).

    Этот метод чаще всего используется в процессе образования детей детсадовского и младшего школьного возраста.

Основные категории педагогики

Основные категории педагогики представляют собой понятия, на которых базируется данная наука:

  1. Воспитание – процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, способов поведения, умений и навыков у последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и т.д.
  2. Образование – это понятие может трактоваться двумя способами:
    1. обучающий и воспитывающий процесс (вы изучаете математику);
    2. результат обучающего и воспитывающего процесса (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).

      Математика

  3. Развитие – растянутый во времени процесс качественных и количественных изменений личности (что это?), приобретение новых и совершенствование старых навыков.
  4. Обучение – это процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение совокупности знаний, ценностей, установок и умений у последнего.

    Основная функция обучения – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.

  5. Формирование – развитие индивида (кто это?) под влиянием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, позитивными и негативными.

    Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет стихийный, негативный опыт формирования.

    А если он 3 раза в неделю посещает музыкальную школу, то приобретенный навык игры на фортепиано будет получен в рамках специально организованного, положительного процесса.

  6. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, целью которой является воспитание, обучение и образование.

Коваленко Лилия

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Добавить комментарий