Нарушение фонематического слуха у школьника как исправить

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.

Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;

  • фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.

Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.

И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции:

  • способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;

  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Признаки нарушений фонематического слуха:

  • нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

  • нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

  • нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;

  • развитие умения делить слова на звуки;

  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. 

Игра “Угадай, что звучало”. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? 
Игра “Жмурки”. Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра “Похлопаем”. Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра “Узнай свой голос”. Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит. 
Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения. 

IV этап – дифференциация слогов.

Игра “Хлопки”. Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра “Что лишнее?” Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”. Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

V этап – дифференциация фонем.

Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: “Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс”. Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.  «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. 
Игра “Отгадай слово”. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук “л” (сто…, …ампа, скака…ка ).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.

Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.

За кажущейся простотой, процесс чтения и письма весьма сложен.

Сначала ребёнок должен вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После чего мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Представленные нами упражнения для развития звукового анализа и синтеза, как высшей ступени развития фонематического восприятия, поспособствуют развитию грамотного письма у детей.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)

  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)

  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).

  6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР – рак, так, от, рок, ток, кот, кто; рота, кора, торт, корт.

  7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

  8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.

  9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

  10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).

  11. Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

  12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса.

  13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

    Р

    У

    Ч

    К

    А

    РОТ

    УЛЯ

    ЧАС

    КОТ

    АНЯ

    РОЗА

    УГОЛ

    ЧАША

    КАША

    АИСТ

    РУКАВ

    УЛИЦА

    ЧЕХОЛ

    КОРКА

    АСТРА

  14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: доммаккоттопоррука.

  15. Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.

  16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.

П ………. (простокваша).

  1. Вписать букву в клетку: РА□, КА□А.

Данные рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции. Также, их могут применять учителя начальных классов в работе по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с целью предупреждения дисграфии и дислексии.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

  3. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.

  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983г.

  5. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

  6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

  7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984г.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Классификация

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

  • Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
  • Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
  • Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – лечение в Москве

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Проверяю словарные диктанты у своих второклашек. И вижу в одной тетради: «здравздвуй», «наотюмрот», «Московск Кремль». Что касается орфографии – не придерешься: и непроизносимый согласный, и заглавные буквы, и мягкий знак в наличии имеются. А графический образ слов искажен со страшной силой. Один «натюрморт» – «наотюмрот» чего стоит!

А все потому, что ученик сей (точнее, ученица) страдает ФФНР – фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Говорит чисто, правильно, а слух фонематический страдает. Из-за этого с русским письменным у нее пока туго. 

Вопрос: что с этим делать?

Немного теории

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. 

При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной.

В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит?
Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.

Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), где подается на артикуляционный аппарат.

Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Отсюда на письме появляются вот такие вещи:

  1. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  2. пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «собка» вместо «собака»;
  3. перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  4. недописывание слов: «живе» вместо «живет», «красны» вместо «красный».

Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Недаром ее называют «и краткое» (раньше называли «полугласный»). Плохо слышен детям бывает этот звук [й’] – [j].

Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов. Школьный учитель здесь, увы, вряд ли сильно поможет.
А при регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю это самое ФФНР прекрасно устраняется за 3–12 месяцев. Понятно, что срок зависит от степени тяжести нарушения и дисциплинированности ребенка и родителей.

Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?

А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.
Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (1).

А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:

  1. блок регуляции тонуса и бодрствования;
  2. блок приема, переработки и хранения информации;
  3. блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).

За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.

Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» (3).

Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.

А если нет доступа к этим специалистам? Как хотя бы скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой? Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).

Какие упражнения можно выполнять с детьми?

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»).
Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.
«Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, [р-р-р-р] – дрожит под ладошкой, [ш-ш-ш-ш] – не дрожит; [з-з-з-з] – дрожит, [с-с-с-с] – не дрожит и т. д.

«Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.

«Узнай наощупь». На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б – бархат, п – пенопласт, пластилин; в – вата, вельвет, ф – фланель; г – гофрированная (глянцевая) бумага, к – картон; д – дерево, дерматин, т – тесьма; ж – железо, наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, реЗина, с – ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.

При пропусках букв и слогов основное упражнение – звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают. Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово. Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука.

Обычно такой разбор с фишками заканчивается в первом классе. Дальше идет запись звуков транскрипцией. Считаю, что рановато. Во втором классе и даже частично в третьем лучше почаще использовать фишки. Это подмога детям с ФФНР.

«Бухгалтер». Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова.
Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф».
Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.
При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение «Арабское письмо». Детям оно очень нравится.

Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – «дем», «юбка» – «акбю» и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».

На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много. 

Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа, которую учитель обеспечить физически не может. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).

При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1) и «Основы нейропсихологии» (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой «Русский язык. Пишем грамотно» (3).

P.S. Пока сочиняла статью, мама моей ученицы с «наотюмротом» попросила меня позаниматься с девочкой дополнительно. Вот и попробую применить сама все, что вам насоветовала.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/m…

Нарушение
фонематического слуха у младших школьников

Статья

Каждый
родитель, отправляя своего ребенка учиться в 1 класс, переживает и надеется на  хорошие
результаты в  обучении. Одно из основных условий успешного обучения ребенка в
начальной школе является умение
различать и правильно произносить звуки родной речи.

 В многих
школах ведется  подготовка к поступлению в первый класс в рамках
образовательной программы для дошколят. Но и без помощи на родителей не
обойтись: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно
постоянно тренировать его фонематический слух.

Что
такое фонематический слух?  Речь ребенка после четырех лет невнятная, вполне
вероятно, что он заменяет или путает звуки в слогах, значит  можно говорит о
неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно
заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать пробелы. Возможно, речь
идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется
помощь врачей.

Стопроцентный
слух — это гарантия внимательности, лёгкости в усвоении нового материала и
лёгкой обучаемости в принципе. Ухудшение функции слуха лишает малыша полноценно
воспринимать мир, общаться с окружающими людьми, а также замедляет его
психическое развитие.

Умение
слышать тесно взаимосвязано со становлением речи и интеллекта, поэтому чем
раньше родители и педагоги займутся развитием фонематического слуха, тем
ощутимее будет результат.

Для
развития фонематического слуха необходимы простые, но  регулярные упражнения
для развития фонематического слуха. Именно этот вид слуха позволяет ребенку
узнавать звук, систематизировать и различать различные звуки, а затем
использовать эту информацию в собственной речи.

Хорошо
ли развит фонематический слух, можно определить по следующим речевым операциям:

 •  
 ребенок хорошо слышит необходимый звук в слове, уверенно называет его или
говорит, что данного звука нет;

•  
 ребенок различает и понимает слова, близкие по звучанию, но разные по
смыслу, а также противоположные по значению

 •  
 он различает слова, содержащие одни и те же звуки.

Мозг
ребенка переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни.

К 6-7 годам структура мозга почти полностью
сформирована. Именно это послужило причиной установления оптимального
возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать
усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи,
анализировать слова.

Чем
раньше начать развивать фонематический слух, тем более успешным в социальном и
образовательном отношении будет расти малыш. Развитие речи обеспечивает
полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет
приобщиться к культуре. В формировании личности ребенка именно язык играет
уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления,
память и воображение. Ребенка нужно не только  учить распознавать звучащую
речь, но и  правильно пользоваться ею.

Возможно
ли   развить фонематический слух?  Формирование речевых навыков начинается с
первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Он
прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает
разговорам взрослых, копируя слоги, отдельные звуки. К 12 месяцам – говорит
первое слово. На протяжении второго года учится  произносить слова, вступать в
диалог с близкими, однако произношение остается нечетким и неточным. К концу
третьего года жизни можно определить первые признаки несовершенства
фонематического слуха:

•  
 с трудом  произносит слова, состоящие более чем из двух слогов;

•  
  заменяет звуки или пропускает слоги в словах.

Если
окружающая среда благоприятна, ребенок слышит от взрослых правильную речь,
много общается, то к четырем годам речь малыша улучшается. В собственной речи
появляются предложения, состоящие  из нескольких  слов, несущие законченную
мысль.  В пять лет дошкольник должен научиться произносить все звуки без
исключения правильно, точно воспроизводить их,  слышать слоговое построение
слова.

Если
ребенок  не справляется с лингвистической  нагрузкой, а своевременная помощь в
развитии фонематического слуха не оказывается, то  появится стойкое речевое
расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. В
логопедической практике нарушение норм произношения – это серьезный дефект,
который называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и приводит, в
свою очередь,  к проблемам в обучении  русскому языку. Не умея различать
отдельные слоги и звуки, школьник не научится анализировать слово, делить его
на морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании
которого можно ошибиться. Таким образом, сформируется стойкое нарушение правил
графики.

Проблем
не избежать и в устной речи. Словарный запас слов останется бедным, понимание
грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет создавать собственное предложение,
интонировать отдельные слова и текст в целом, ему трудно будет регулировать
темп и выразительность речи, правильно произносить незнакомые слова. А значит,
возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении и
успеваемости
.

Развивать
фонематический слух нужно начинать заранее, а не накануне поступления в первый
класс. Лучше начинать занятия с трех лет, и в  дальнейшем постоянно уделять
речевой практике как можно больше времени.

Работа,
педагога или родителя в этом направлении заключается в том, чтобы научить
ребенка простейшим способам анализа слова:

•  
 понимать смысл и значение каждого звука в слове;

 •  
 правильно ставить ударение;

•  
 выделять согласные и гласные звуки.

 •  
 делить на слоги;

Преодолев
этот этап в обучении, можно отлично подготовить младшего школьника к анализу
звукового состава слова, дифференциации звуков и правильному произношению их.
И, как результат, ребенок быстро овладеет основами правильного чтения и
правописания.

Для  развития
фонематического слуха можно использовать  упражнения. Описание наиболее
эффективных способов работы приведены ниже. Методика строится на
последовательной отработке шести этапов:

1.      Узнавание звуков, издаваемых различными
предметами (так называемые неречевые звуки);

2.      Различение тембра, силы, высоты голоса, то есть
звучащей живой речи;

3.      Различение слов, которые очень близки по звучанию
(набору фонем);

4.      Различение отдельных слогов;

5.       Различение отдельных звуков речи;

6.      Освоение азов анализа и синтеза слов.

Чтобы
приступить к освоению упражнений, необходимо приготовить материал:  фото и
вырезанные из журналов или открыток изображения предметов и изучить методику
занятий. Заниматься эффективнее в форме игры, т.к. она является наиболее
эффективной и естественной для ребенка.

На начальном
этапе
можно  поиграть в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно
обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон колокольчика, шаги человека, лай
собаки, шуршание автомобильных шин и т.д.

•  
 «Волшебный мешочек». Вместе с ребенком наполните тканевые мешочки,
любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами.
Нужно угадать по звуку, что внутри.

«Жмурки»
отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на
оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

•  
 «Волшебный карандаш».
Дать  ребенку возможность постучать обычным карандашом по предметам из  разных
материалов: дерева, стекла, металла, бумаги. Затем, отвернувшись, определить на
слух, по какому материалу стучит взрослый.

 •    «Послушай-повтори!».
Ребенку нужно будет повторять за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз
разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, затем  можно
усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Второй
этап
. На
следующем уровне нужно показать ребенку разницу в тональности звучащей
человеческой речи.

•  
 «Чей голос?».

Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец,
брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому
принадлежит голос.

 •  
 «Колобок». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про колобка
вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит бабушка,
дедушка, колобок, а где речь животных.

•    Игра «Поймай звук». В начале игры взрослый  называет
звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий
называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук,
должен хлопнуть в ладоши.

Третий
этап.
Узнавание
слов.

•  
 «Правильно – неправильно». Необходимо приготовить яркие картинки с
изображением разных предметов. Взрослый, показывая картинку и малышу,  называет
предмет, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо
корона – корофа, вместо стул – фтул, вместо чашка – чафка и т.д. Услышав
правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

Четвертый
этап.
Учимся
различать слоги.

•  
 Игра «Слог сбежал». Игра
проводится после ознакомления ребенка с понятием “слог”. Взрослый
произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно
договорить слово и назвать слог, который “сбежал”.

Игра «Эхо»
 Взрослый произносит слово, а ребенок  должен  изобразить
эхо, повторив только последний слог.

Игра
«Цепочка»
  Взрослый называет слово, конечный звук предыдущего слова – это
начальный звук последующего  (лист – троллейбус – слон – нос – сова…).

Для комплексного корректировки
нарушения  фонематического слуха,  необходимы общеукрепляющие и
развивающие занятия:
 зарядка, четкий режим дня, массаж, и другие
оздоравливающие мероприятия.

Выбирая развивающие
занятия, необходимо сосредоточиться на тех, которые стимулируют
познавательную деятельность ребенка и дают богатые тактильные ощущения – лепка, рисование пальчиками, игры с крупой, кубиками
и пазлами
. Развитие мелкой моторики – залог успеха.

Еще одна важная
рекомендация для родителей:  гаджеты, при отсутствии
разнообразия речевого сопровождения и тактильных ощущений лишь тормозят
развитие речи
. Если родитель комментирует свои действия,
тем самым он  пополняет этим словарный запас ребенка. Говорить с малышом
необходимо  как можно чаще, рассказывать ему обо всем, что кажется интересным.
Дети с большим удовольствием слушают интересные сведения о природе, животных, растениях,
людях – обо всем, с чем сталкивается малыш в повседневной жизни.

Список используемой
литературы

1. Бушуева
Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха // Начальная школа плюс
до и после. – 2007. – №7.

           2.  В.И. Селивёрстов Речевые игры с детьми. М.:
ВЛАДОС, 1994

           3.  Р. И. Лалаева Нарушение чтения и пути их
коррекции у младших школьников. СПб.:СОЮЗ, 2000

          4. Р. И. Лалаева Логопедическая работа в
коррекционных классах. М.: ВЛАДОС, 2013

Добавить комментарий