Общая потребность как найти

Пирамиды в Гизе.
Пирамиды в Гизе.

Потребности определяют жизнь человека: они являются нашими основными стимулами, главной движущей силой. Если их не удовлетворять, человек становится беспокойным, а если удовлетворить полностью, становится равнодушным: удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать.

Абрахам Маслоу – сын эмигрантов Масловых из Росси и знаменитый американский психолог, основоположник гуманистической психологии. Именно благодаря ему мы знаем о самоактуализации и понимаем, почему нельзя зарывать свой талант в землю. Именно ему, одному из самых жизнерадостных мыслителей 20 в., принадлежит теория иерархии потребностей.

Абрахам Маслоу (1908 - 1970).
Абрахам Маслоу (1908 – 1970).

Основные положения этой теории:

  • человек всегда ощущает потребность в чём-то;
  • испытываемые человеком потребности могут быть объединены в группы;
  • группы потребностей расположены иерархически;
  • человека побуждают к действиям только неудовлетворённые потребности: удовлетворённые мотивацией не являются;
  • место удовлетворённой потребности занимает неудовлетворённая;
  • в обычном состоянии человек ощущает сразу несколько потребностей, которые взаимодействуют между собой;
  • первыми должны быть удовлетворены потребности, находящиеся у основания пирамиды – тогда на человека начинают воздействовать потребности более высокого уровня;
  • человек способен удовлетворить потребности более высокого уровня большим числом способов, нежели потребности более низкого уровня.

Знаменитая пирамида Маслоу выглядит так:

Знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу.
Знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу.

Она представляет собой диаграмму, в которой все потребности человека представлены в иерархическом порядке. Согласно Маслоу, у человека есть семь основных потребностей:

1. Физиологические потребности

Это наши базовые потребности. Они есть у всех живущих на нашей планете живых организмов, в том числе и у человека. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать и полноценно развиваться. Для нормального роста и развития каждому нужны вода, еда, воздух, сон, движение.

Если человек голоден, он не сможет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, не сможет и нормально работать. Такими потребностями являются потребности в еде, сне, чистом воздухе для дыхания.

2. Потребность в безопасности и стабильности

Это потребность чувствовать защищённость и комфорт для себя и своих близких. Социальную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Она выходит на первый план после обеспечения физиологических нужд. Поэтому мы живём в тёплых домах и закрываем двери на замок. Имеем социальные гарантии и страхуем своё имущество, здоровье и жизнь.Человек так устроен, что предпочитает известное неизвестному, поэтому всё новое приживается в обществе с трудом.

3. Потребность в любви и чувстве принадлежности

На следующей ступени пирамиды актуальными становятся отношения с другими людьми. Их нехватка ощущается очень остро.

Это социальные потребности. Человек нуждается в том, чтобы любить и быть любимым. Чувствовать свою полезность и значимость. Помогать людям и самому получать от них помощь. Социальные потребности – это потребности в общении, привязанности, создании семьи, совместной деятельности. Поэтому мы выходим замуж и женимся, ищем друзей, вступаем в сообщества, ходим друг к другу в гости.

4. Потребность в признании

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, в центре внимания оказывается его желание быть уважаемым, иметь хорошую репутацию, занять авторитетное положение в обществе. Это потребность быть нужным и важным, получить признание. Поэтому так важно для нас бывает выиграть профессиональный конкурс, получить звание, написать книгу, вести свой блог в Интернете, войти в профессиональный рейтинг. Всё это даёт нам уверенность в себе и своих силах.

5. Потребность в познании и творчестве

Это наше стремление к знаниям, эрудиции, развитию интеллекта. Именно поэтому мы путешествуем, получаем второе образование, проходим курсы, участвуем в различных тренингах и семинарах.

Исследование мира, поиск новых путей и возможностей – один из самых сильных стимулов для развития и хороший способ побороть тревогу о будущем: страхи превращаются в новые возможности, а переживания в реальные приключения.

6. Эстетические потребности, тяга к прекрасному

Потребность в красоте и искусстве помогает нам обрести гармонию и радость. Ценность красоты в том, что её можно не только созерцать, но и созидать. Мы украшаем себя и свой дом, свою одежду, мы посещаем выставки и музеи, коллекционируем предметы искусства, слушаем музыку, занимаемся различными видами творческой деятельности.

7. Потребность в самоактуализации

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, которые выражаются в желании развиваться как личность и духовный человек, раскрыть свой потенциал.

Седьмая ступень – это счастье быть собой. Маслоу считал, что у каждого человека свой путь и сворачивать с него нельзя. Раскрыть свой потенциал – дело всей жизни. Пути к любимому занятию разнообразны, поэтому именно на высокой ступени пирамиды мотивы людей особенно уникальны.

Мы ищем свой путь, пересматриваем систему ценностей, реализуем планы и цели. Как следствие – творческая деятельность, стремление развить свои таланты и способности.

Человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и взошедший на высшую ступеньку, начинает искать смысл жизни, изучать окружающий мир, стараться внести свой вклад в развитие человечества.

Способности к самореализации заложены в каждом человеке.

Однако до верхушки пирамиды добираются единицы. Абрахам Маслоу объяснял причину этого так:

  • Люди не знают свои возможности, не понимают пользы саморазвития и сомневаются в собственных силах.
  • Общество давит своими стереотипами и мешает реализовать свои таланты.
  • Люди испытывают страх, как перед реальной опасностью, совершая действия, которые не гарантируют успех.

Потребности могут быть:

  • врожденными (1 и 2 ступени);
  • приобретенными (начиная со второй и выше).

Они также делятся на:

  • низшие (удовлетворять их надо обязательно, иначе человеку не выжить);
  • высшие, они есть не у всех и утолить их не так-то просто.

На каждой ступени пирамиды Маслоу может возникнуть неудовлетворение. Оно приводит к заболеваниям, нарушению психоэмоционального баланса, различным расстройствам и недомоганиям. Поэтому все потребности, начиная с самых низших (первичных), должны быть удовлетворены.

Авторство

Свою теорию А. Маслоу изложил в книге “Мотивация и личность”, опубликованной в 1954. Причём интересно: ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схем или диаграм в виде пирамиды. Маслоу умер в 1970. А в виде графика иерархия потребностей появилась в 1975 в учебнике некоего У. Стоппа.

То есть сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиды, которая названа его именем, а лишь вывел общие закономерности формирования потребностей. Причём, он считал, что это порядок динамический и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельного человека. Поэтому иерархия потребностей на самом деле не столь строга и последовательна, как это представлено в пирамиде. Маслоу пишет:

может сложиться впечатление, что речь идёт о некой жёстко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд.

…Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтёт сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность.

Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным ещё раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения.

Пирамиду Маслоу придумали последователи учёного, чтобы наглядно представить его идеи. С помощью этой схемы действительно проще объяснить теорию мотивации Маслоу.

Казусы в трактовках

Чаще всего звучат возражения и критика по поводу того, что неудовлетворенность физиологических потребностей мешает возникновению потребностей высшего уровня: ведь поэт вполне может писать стихи, даже гениальные, оставаясь голодным. Часто с поэтами именно так и было…

Однако А. Маслоу имеет в виду потребности, доведённые до крайней степени:

На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделённый всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть, то всё-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

Актуальность потребностей

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и перестаёт мотивировать.

Удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать.

И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.

Иерархия потребностей

Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает их иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые.

Но следует понимать, что выражаться потребности могут по-разному у каждого человека на любой ступени пирамиды. По этой причине очень важно правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, иначе человек будет постоянно неудовлетворён и разочарован.

Автор пирамиды, Абрахам Маслоу, считал, что высшей ступени достигает лишь 2% всех людей – они наиболее полно воплощают высшие человеческие качества. Он назвал их самоактуализирующимися личностями, позаимствовав этот термин у немецкого психолога Курта Гольдштейна. Самоактуализация – это мотивация к развитию всех заложенных в человеке возможностей. Число таких людей невелико, потому что у большинства не удовлетворены потребности более низких уровней и до самоактуализации дело просто не доходит. Однако самоактуализация доступна всем – даже тем, кто порой лишён необходимого.

Применение в жизни

Теория иерархии потребностей помогает разобраться в себе – в своих мыслях, ценностях, тревогах и страхах. Анализируя события или собственные поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть необходимость поддержать друга или партнёра в трудную минуту, или соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Применение в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, в поисках стабильности, защищённости. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настаёт время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели, в свою очередь, могут анализировать потребности сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить выездные корпоративы, открыть бесплатную столовую, оплачивать обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

А ещё очень важно заботиться о нуждах своих клиентов, думать о том, в чём они нуждаются и какие их потребности нужно удовлетворить.

________________

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, если вам интересно!

Навигация по каналу “Возраст счастью не помеха”:

Все публикации канала по рубрикам

О моих книгах:

У каждого человека существуют потребности, которые нужно удовлетворить. Они закладываются нам не генетическом, психологическом и культурном уровне. Нереализованные нужды создают неприятное ощущение ненужности, из-за них можно впасть в депрессию. Выявление потребностей – первый шаг на пути к счастью.

Что понимается под словом «потребность». Какие они бывают?

Потребность – это нужда в чем-то, что необходимо для поддержания физиологического или психического здоровья. Согласно Маслоу, нужды делятся на следующие виды (в порядке возрастания):

  1. Физиологические. Питание, сон, гигиена, поддержание температуры тела и так далее.
  2. Безопасность. Наличие дома, чувство защищенности, наличие финансов.
  3. Социальные потребности. Чувство сопричастности, наличие друзей и коллег.
  4. Признание. Уважение со стороны социума и уважение к самому себе.
  5. Духовные цели или самореализация. Смысл жизни.

Именно в таком порядке человек зачастую удовлетворяет свои потребности. Пока не будут реализованы базовые, добраться до самореализации будет почти невозможно. Человеку нужно направить свои силы на то, чтобы постепенно подниматься на ступень выше.

Духовные потребности можно еще называть экзистенциальными. Их изучал психолог Фромм в 20 веке. Фромм считал, что только после реализации этих нужд человек может достичь своего предназначения.

Виды экзистенциальных нужд:

  1. В корнях. Это стабильность и безопасность, наличие семьи.
  2. В самоопределении. Личность должна чувствовать себя индивидуально.
  3. В преодолении самого себя. Выход за рамки животных инстинктов, саморазвитие.
  4. В наличие системы координат. Собственное мировоззрение, основанное на научных теориях, философии или религии, помогает нам быстрее принимать решения и сохранять уверенность.
  5. В наличии связей. Человеку необходимо общаться с другими личностями.

Наметился уже большой список нужд. Становится понятно, почему не все люди счастливы – слишком много потребностей, которые нужно заметить и удовлетворить.

Как выявить свои потребности?

Выявлением потребностей нужно заниматься постоянно. Если знать их, не будет проблем с мотивацией, уверенностью в себе, постановкой целей. Выявить потребности, которые оказались нереализованными или которые требуют больше внимания, можно следующими способами:

  1. Пройти тест по Маслоу. Он покажет, используя три уровня (низкий, средний, высокий), насколько важны для личности 4 основные потребности. 5-ая, то есть физиологическая, во внимание не принимается.
  2. Использовать тест на экзистенциальные потребности по шкале Лэнгле и Орглер.
  3. Записаться на психологическое тестирование у профессионала.
  4. Провести самоанализ, используя полезную литературу (см. список ниже).

Выявление может отнять достаточно долгое время, но расстраиваться из-за этого не стоит. Чем дольше человек познает себя, тем эффективнее будет использовать эти знания.

Изменение своего мышления для более эффективного их удовлетворения

Порой причина неудовлетворенности кроется не в том, что человек действительно не реализует одну из сфер. Очень часто недовольство возникает на психологической почве, из-за плохого характера. Пример: у Александра есть работа, стабильный доход, любимая жена и дети, время на путешествия. Он занимается любимым делом и не испытывает давления со стороны начальства. При этом Александр чувствует неудовлетворенность своей жизнью, раздражается по любой мелочи. Причина кроется в его вспыльчивости, холерическом темпераменте – любая мелочь заставляет его пошатнуться.

В подобной и других ситуациях нужно понять, что именно плохой настрой мешает наслаждаться жизнью. А чтобы изменить его, необходимо прибегнуть к разным способам: тренингам, вебинарам, курсам, обучающей литературе. Следует работать над собой.

Лучшая литература по теме

Тем, у кого ограничен бюджет и время, лучше всего помогут книги. Литература, которая поможет изменить свое мышление, быстро определить свои потребности, реализовать их и смотреть на жизнь светлее:

  1. «Икигай. Смысл жизни по-японски». Эта книга одновременно позволит найти свои желания и в то же время покажет, что не обязательно иметь многое, чтобы радоваться жизни.
  2. «Предназначение. Найти дело жизни и реализовать свою мечту». Для тех, кому предстоит определить свои нужды и реализовать их. Книга поможет поставить цель и уверенно идти к ней.
  3. «Хочу… осуществить мечту!». Эта книга, в отличие от предыдущих, содержит больше практических советов и упражнений, это своего рода тренинг. Он поможет реализовать свою мечту всего за 1 год!

Не забывайте уделять внимание своим потребностям и удовлетворять их, ведь в противном случае жизнь будет казаться серой.

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Потребности человека

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность – это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое – расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации – длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации – переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек – один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Физиологические Экзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Физиологические

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми.
Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен – все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

  1. Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

  2. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

  3. Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Виды

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей – достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон – новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм – значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей – естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения – коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость – биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению – эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Пирамида

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки.
Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности.
Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
  • «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы.
Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Пирамида Маслоу

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования.
Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей – он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья – детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность – сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Смотреть видео

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

  1. Неудовлетворённая потребность обычно сопряжена с чувством дискомфорта, тревожностью, тоской и иными отрицательными эмоциями.
  2. Удовлетворение потребности сопровождается позитивными эмоциями (как непосредственно в момент её удовлетворения, так и при осознании того, что она уже удовлетворена).
  3. Происходит фиксация на предмете нуждаемости. Внимание человека непроизвольно концентрируется на том, чего ему не хватает. Проголодавшись, мы начинаем более чутко улавливать аппетитные запахи, а одинокий человек в любых обстоятельствах ищет поводы для знакомства с потенциальной «половинкой».

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

  • людям для достижения состояния удовлетворённости требуется гораздо больше, чем другим биологическим видам;
  • с возрастом количество потребностей увеличивается, меняются их приоритеты (ребёнку для счастья нужно гораздо меньше, чем взрослому, а для пожилых людей гораздо большее значение приобретают социальные и духовные ценности);
  • существует вполне однозначная иерархия потребностей, и те из них, которые имеют большую важность, могут «заглушать» менее важные.

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

  • высшие потребности проявляются гораздо позже (впервые они проявляются в подростковом возрасте, после чего развиваются в течение всей жизни);
  • высшие потребности воспринимаются большинством людей как менее важные, «опциональные»;
  • чем выше в иерархии находится потребность, тем проще перенести её реализацию на будущее ради решения более насущных проблем;
  • люди, живущие на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, обычно имеют крепкое здоровье (в частности, потому что следят за ним), испытывают меньше стресса и лучше спят;
  • человек получает гораздо больше радости и удовольствия от удовлетворения высших потребностей.

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

  1. Existence (существование, жизнь).
  2. Relatedness (отношения, общение).
  3. Growth (личностный рост, развитие).

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

  1. Межличностные связи (любовь, дружба).
  2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
  3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
  4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
  5. Познание мира (духовное совершенствование).

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
  2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
  3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Какие потребности нужно удовлетворить человеку для полного счастья? Американский психолог предложил свой ответ на этот вопрос — пирамиду Маслоу. Рассказываем, работает ли его теория в реальной жизни

Содержание:

  • Что это
  • 5 уровней
  • Работает ли
  • Мнение психологов

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это модель человеческих потребностей в виде пирамиды, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (Abraham Harold Maslow). Еще одно название пирамиды Маслоу — иерархия потребностей. Впервые она была описана в 1943 году в статье «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Motivation) [1].

Маслоу выделил 5 главных потребностей:

  • физиологические (basic needs);
  • потребность в безопасности (safety needs);
  • потребность в любви (love needs). Позже Маслоу заменил ее на социальные потребности (social needs) [2];
  • уважение или признание (esteem needs);
  • самоактуализация (need of self-actualization).

Маслоу писал, что человеческие нужды организованы в иерархию, то есть, возникновение одной потребности обычно зависит от удовлетворения другой, более мощной [3]. Например, желание любви и привязанности обычно возникает у человека, если он уже не чувствует голода и находится в безопасности.

При этом Маслоу отмечал, что у человека как существа, постоянно в чем-то нуждающегося, обычно не бывает полного удовлетворения всех потребностей — особенно тех, которые находятся на вершине иерархии. Кроме того, некоторые люди вообще «не доходят» в своих желаниях до высших потребностей — они будут вполне счастливы где-то на нижних уровнях.

В своих работах Маслоу не изображал иерархию ни в виде пирамиды, ни в виде другого графического рисунка. Последователи, развивая его идеи, предложили сначала иерархию в виде лестницы. До 1980-х годов была популярна именно лестница, но постепенно пирамида ее полностью заменила. На фото лестница Маслоу и современная версия пирамиды.

В своих работах Маслоу не изображал иерархию ни в виде пирамиды, ни в виде другого графического рисунка. Последователи, развивая его идеи, предложили сначала иерархию в виде лестницы. До 1980-х годов была популярна именно лестница, но постепенно пирамида ее полностью заменила. На фото лестница Маслоу и современная версия пирамиды.

На протяжении десятилетий идеи Маслоу переосмысливались другими психологами. Они, например, пытались понять, где место сексуальной потребности в пирамиде, и каким образом влияет на иерархию культура, в которой живет человек. Споры идут и о том, действительно ли самоактуализация является наивысшей потребностью человека [4].

Несмотря на широкое использование пирамиды в менеджменте, маркетинге, работе с персоналом, убедительных научных доказательств ее правильности нет. В научных кругах она до сих пор остается спорной [5]. Современные исследователи также отмечают, что идеи Маслоу были неверно интерпретированы некоторыми его последователями — подробнее об этом ниже [6].

Маслоу выделил общие для всех людей глубинные мотивы, которые определяют поведение человека. Психолог полагал, что физическое выживание — это первый глубинные мотив и базовая потребность человека. После того, как она будет удовлетворена, человек переключится на следующую потребность. Всего таких потребностей пять:

1. Физиологические потребности

К ним относится воздух, еда, питье, кров, одежда, тепло, сон — все, что необходимо для выживания человека. В эту же группу Маслоу относил и секс. Психолог считал эти потребности самыми важными — в ситуации крайней нужды человек, прежде всего, будет думать о том, как выжить, то есть о физиологических потребностях. Пока они не будут удовлетворены, вряд ли у него возникнут другие желания.

2. Безопасность и защищенность

Как только физиологические потребности человека удовлетворены, на первый план выходят желание безопасности и уверенности в будущем. Люди хотят контролировать свою жизнь, видеть вокруг себя порядок и предсказуемость. В социуме это означает отсутствие прямых угроз жизни и здоровью, защиту от природных катаклизмов, социальную стабильность, финансовую безопасность и прочее. Полиция, спасательные службы, медицинские и в целом муниципальные учреждения закрывают в обществе именно эти потребности людей.

3. Социальные потребности

Изначально Маслоу назвал их «потребностью в любви». Он полагал, что после удовлетворения физиологических потребностей и получения безопасности, человек ожидает любви и привязанности со стороны других людей. К этому блоку пирамиды относятся социальные отношения: семейные и родственные связи, дружба, чувство доверия к другим и принятие человека окружающими.

4. Уважение и признание

Маслоу разделил эти потребности на два вида: самоуважение (чувство собственного достоинства, личные достижения, независимость от других) и стремление к уважению со стороны других. Человек хочет чувствовать себя значимым как в своих глазах, так и в глазах других людей. Самоуважение напрямую связано с чувством уверенности в себе и собственных силах, с принятием себя и собственной ценностью. Уважение со стороны других связано с желанием быть одобренным другими, успешным и оцененным по достоинству.

5. Самоактуализация

Самоактуализация по Маслоу — это возможность человека заниматься тем, для чего он создан. Музыкант чувствует потребность заниматься музыкой, художник — рисовать, поэт — писать. Если человек хочет быть счастливым, он должен делать то, для чего он появился на свет. Это желание развить свой потенциал — высшая потребность в иерархии Маслоу. При этом психолог отмечает, что конкретное поведение, в которое разовьется эта потребность, варьируется от человека к человеку. У одного это выразится в желании стать идеальным родителем, у другого будет связано со спортивными достижениями, третьему будет в радость творить или изобретать.

Работает ли пирамида Маслоу

Современные психологи, ученые и специалисты из других областей не считают пирамиду Маслоу истиной в последней инстанции. По мнению некоторых, она как минимум слегка устарела.

В 2010 году эволюционные психологи, основываясь на последних биологических исследованиях, предложили обновить пирамиду таким образом: заменить наивысшую потребность человека — самоактуализацию, на более прозаичную мотивацию — стремление к воспроизводству, родительство (parenting) [7]. По их мнению, самый сильный и фундаментальный импульс человека, который формирует желания на бессознательном уровне заключается в том, чтобы выжить и успеть передать свои гены следующему поколению. Их идеи подкрепляются современными научными — хотя и не неопровержимыми — данными о том, что все человеческие достижения так или иначе связаны со стремлением оставить после себя потомков.

Недовольство пирамидой высказывают и исследователи в области менеджмента. Изучив в 2018 году истоки ее возникновения, они обнаружили, что в виде пирамиды иерархию изобразил не сам Маслоу и не его коллеги-психологи, а специалист по управлению персоналом Чарльз Макдермид [8]. В своей статье от 1960 года он описал идеи Маслоу, но, как считают исследователи, неверно их интерпретировал [9] (Charles McDermid, How money motivates men).

Чарльз Макдермид, а за ним и другие консультанты по управлению чрезмерно упростили идеи психолога. Они решили, что у людей возникают потребности «высшего» или «низшего» уровня в зависимости от их дохода или профессионального статуса. Изобразив иерархию потребностей в виде пирамиды, Макдермид подкрепил этим свое утверждение, что одни работники нуждаются в творчестве и развитии, в то время как другим важно лишь ежемесячно платить за квартиру и иметь еду на столе. «Высшие» потребности им якобы не интересны. Но сам психолог так не говорил и пирамиду не рисовал, утверждают исследователи [10].

Пирамида Маслоу в том виде, в котором она использовалась с 1960-х годов для мотивации сотрудников, не работает. По крайней мере, в этом убеждены некоторые крупные компании. Руководитель HR-отдела Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда) Лори Голер (Lori Goler) и ее коллеги на основе анализа данных о сотрудниках в 2018 году выделили три большие группы мотиваторов [11]:

  • стремление подняться выше по карьерной лестнице;
  • признание в коллективе;
  • вера в ценность дела.

90% сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех пунктов. Таким образом, если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, то мотиваторы, выявленные компанией Facebook, были бы не на последнем месте.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

Пирамида Маслоу: мнение психологов

Психолог Мария Кочкина уверена, что базовые потребности, связанные с выживанием, вряд ли трансформируются. А вот все остальные «этажи» теории сейчас легко подвергнуть сомнению, так как наш мир со времен Маслоу изменился до неузнаваемости.

Например, на втором уровне находятся потребности в защищенности и безопасности, но если бы именно их люди считали вторыми по важности сразу после еды и воды, то, по мнению Кочкиной, в нашем мире не было бы ни предпринимателей, ни людей за чертой бедности. Начиная заниматься бизнесом, люди отказываются от стабильности и защищенности, стремясь к другим уровням, и это нормально. Многие «с разбега» проскакивают уровень безопасности, сразу перебираясь на «этаж» социальных потребностей.

Но и он подходит далеко не всем. Интроверты, эмоционально закрытые люди не ставят эту потребность в приоритет, отдавая предпочтение творческим и эстетическим потребностям. Та же ситуация может быть и с потребностями в признании и уважении. Для кого-то эти потребности никогда не станут актуальными: некоторые люди вполне удовлетворены признанием в узком семейном кругу, и не стремятся к карьере и широкой известности.

Фото:Unsplash

Психолог Павел Зыгмантович объясняет, почему в современной психологии пирамида Маслоу в ее первоначальном виде практически не используется. Это — умозрительная модель, при разработке которой Маслоу опирался не на научные данные, а на свои наблюдения. Такой подход привел к искажениям в теории. Как пример можно взять широко известную голодовку ирландских заключенных в Великобритании в 1981 году. Они требовали признать их статус политических заключенных, в знак протеста отказались от еды, в результате 10 человек умерли. Если следовать теории Маслоу, такой протест трудно представить: люди не могут желать чего-то на верхнем уровне потребностей, не удовлетворив нижние. Но в реальности это возможно. Именно поэтому в современной психологии пирамида Маслоу не используется.

Современный подход к организации потребностей — плоский, уточняет психолог. Все человеческие потребности одинаково важны, находятся примерно на одном уровне, и мы обращаемся то к одной, то к другой в зависимости от своих задач.

Добавить комментарий