Общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка 5 лет как исправить

ОНР 3 уровня

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

ОНР 3 уровня

ОНР 3 уровня

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Литература

1. Общее недоразвитие речи у дошкольников/ Рудакова Н.П. – 2013.

2. Логопедия: учебник/ под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – 1998.

3. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня/ Вершинина О.М.// Логопед. – 2004 – № 1.

4. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – 1998.

Код МКБ-10

F80.1

F80.2

ОНР 3 уровня – лечение в Москве

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи 3 степени. Чтобы понять, что это такое, следует разобраться и в том, чем примечательны другие степени, а уже после этого понять, как их отличать и какие речевые дефекты им свойственны.

Характеристика проблемы

ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у деток с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.

Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.

Дошкольники не сильно понимают, для чего необходимо проходить обучение разговорной речи, поскольку это даётся слишком трудно, а в некоторых моментах кажется скучным. Поэтому устная речь сильно нарушена, с ограниченным словарным запасом, включающим в себя малое количество прилагательных и слов определений. Зачастую она становится непонятной. Повествование от первого лица, без которого не происходит полного усвоения изучаемого материала, является трудной задачей, а иногда и невозможной.

В чем различия уровней?

Речевые дефекты 3 уровня являются одними из самых распространённых среди современных дошкольников. Это обуславливается тем, что зачастую такой диагноз ставят детям в возрасте 5 лет. В этот период развития малыш уже осваивает ходьбу и делает много самостоятельных движений, которые закрепились в памяти. Теперь приоритетом становится разговорная речь. Из-за нарушений ассоциативного ряда, а также по причине общего непонимания простых правил в речевой постановке, ребёнок часто говорит несвязно, с ошибками в построении словесных форм, и заменяя одно на другое.

ОНР 1 уровня значительно отличается от ОНР 3 степени. Первый стадия недоразвития подразумевает несвязную речь. Дети разговаривают исключительно лепетом, иногда проскальзывают несложные слоги. Он характеризуется маленьким словарным запасов, резерв которых составляет не более 20-25 слов. Понятия грамматики, синтаксиса и фонетики отсутствуют.

Второй уровень отличается от первого тем, что словарный резерв обогащается, становится значительно больше. Однако такие дети все ещё неправильно составляют слова, их формы. Из-за активного развития ассоциативного ряда, они заменяют одни слова другими так, как считают правильным. Помимо этого, замечается укорачивание слов, чаще всего профессий. Дети заменяют длинное, сложное для них слово родом деятельности. Например: доктор или ветеринар – лечит, учительница – учит, танцовщица – пляшет. Ещё плохо развиты грамматическое и синтаксическое построение речи, некорректно работает слуховое восприятие слов, в особенности незнакомых или сложных к пониманию. В отличие от ОНР 3 уровня, словарный запас ещё не располагает достаточным количеством существительных, глаголов, и, в особенности прилагательных – их меньше всех.

Причины

В период взросления и развития ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они односложные, не всегда правильно построены, но даже этому молодые родители начинают радоваться. В силу возраста словарный запас ограничивается несколькими короткими фразами, состоящими из слов. Не стоит забывать, что помимо развития речевого аппарата, малыш осваивает навыки хождения. В процессе формирования это становится приоритетным заданием, поэтому разговорная речь отходит на второй план.

Поскольку ребёнок ещё маленький, для него многофункциональность в задачах является сложной. Поэтому то, что важно – переходит на первый план. И это не всегда общение. Из-за этого получается так, что малыш может длительное время молчать, уделяя своё внимание усвоению других навыков: ходить, самостоятельно кушать, и, главное, познавать этот мир. В таких случаях родители начинают паниковать, ведь раньше чадо, хоть и лепетом, но произносило слова, а сейчас молчит. Это вовсе не проблема.

Дети в раннем возрасте впитывают весь материал, который предоставляют им родные, но многое может быть сложным к осмыслению, поэтому такие слова уходят на второй план. Необходимо как можно чаще общаться с малышом, описывать действия, рассказывать о предметах и попутно называть их. Такая форма общения поможет ребёнку накопить определённый словарный резерв, которые в дальнейшем он станет использовать.

Диагностика

Чаще всего проблемы с речью появляются в четырехлетнем возрасте. Специалист проводит диагностику и выделяет основные проблемы речевого развития:

  1. Позднее развитие. Первые слова ребёнок начинает говорить к трём-пяти годам.
  2. Грамматический строй. В речи малыша наблюдаются большие ошибки в построении слов.
  3. Структура речи. Речь ребёнка плохо структурирована.
  4. Выражение своих мыслей. Малыш плохо выражает свои мысли, не может выстроить связной текст из-за непонимания поставленной темы или вопроса.
  5. Речь. В разговоре мало понятных слов, высказываний, часто ребёнок разговаривает невнятно.

Выделение основных проблем может служить причиной для установки диагноза. После такой проверки проводят уже более точную диагностику, во время которой определяется уровень недоразвития.

Существуют разные категории деток, у которых:

  • Отсутствует устная речь и ее восприятие;
  • Задержка в развитии речи из-за психических расстройств;
  • Нарушено произношение звуков;
  • Не выражены причины задержки в речевом развитии.

Часто такие проблемы могут быть из-за неправильного развития ещё в утробе матери, а также получены во время родов, из-за травм.

Коррекция речи

Коррекционное обучение деток, у которых наблюдается третья стадия речевых отклонений, предусматривает:

  • Дальнейшее улучшение речи, обучение лексике и грамматике;
  • Улучшение артикуляции;
  • Изучение фонетики;
  • Изучение слогов и ассоциативного ряда ребёнка;
  • Повышение грамотности речи.

Из-за появившихся в речи прилагательных, есть большие шансы на улучшение качества построения предложений и на их количественный состав с помощью определений. Ребёнку помогают в изучении стиля предложений, чтобы он при прослушивании мог выявить, какого рода прилагательные в тексте, а также отличить окончания в словах женского, мужского или среднего родов.

После занятий по конструкции обычных предложений, переходят к работе над построением сложных форм, в которых употребляются союзы «и», «а». Детей учат правильно определять последовательность событий и давать словесную формулировку. Во время занятий на составление сложных предложений рекомендуется делать задания по типу вопрос-ответ. Для более эффективного обучения можно использовать картинки и действия.

В материалах для работы должны находиться исключительно те глаголы, существительные и прилагательные, значения которых известны малышу. Дети учатся запоминать последовательность действий и применять полученные знания на практике, используя при этом ранее освоенные лексические и грамматические формы.

Для последующих занятий на улучшение разговорной речи путём повествования используются задания на составление разных рассказов. Если уровень развитости речи почти соответствует норме, то используются задания на разные пересказы: выборочный и краткий, а также даются творческие задания.

Во время обучения пересказу, рекомендуется давать различные задания на улучшения качества речи. К таким относят:

  • Повествование от первого лица;
  • Использование эпитетов в определенных формах слов;
  • Вести рассказ с учетом времени: будущего, настоящего или прошлого;
  • Использовать степень сравнения в прилагательных;
  • Использовать уменьшительно-ласкательные слова и другие словоформы.

Работа по повышению количества слов у ребёнка и обучению синтаксису и грамотному построению речи тесно переплетается с тренировочными заданиями по улучшению артикуляции, а также с работой в улучшении произношения звуков. Детей учат узнавать на слух слова разной длины, запоминать их и составлять слоги из правильно произнесённых звуков.

Упражнения для домашних занятий

Кроме занятий с логопедом рекомендуется практиковаться и на дому. С помощью небольших уроков можно значительно улучшить речь в небольшой промежуток времени. Важно не переутомлять ребёнка, поскольку в дошкольном возрасте он неусидчивый. Такие занятия помогут выработать терпение, которые пригодится при поступлении в школу.

Карточки и игры улучшают визуальное восприятие ребёнка, развивают речь. Лучше всего выбирать картинки с определениями конкретных действий, движений. Малыш должен научиться идентифицировать те или иные предметы по их признакам. Хорошо подойдут упражнения:

  1. Части моего тела. Ребёнок выучит новые определения, а также узнаёт, как называются части тела. Для лучшего понимания темы, родителям рекомендуется уточнять, для чего нужна каждая часть и какую функцию она выполняет.
  2. Предметы одежды. Малыш расширяет свой кругозор и узнаёт о том, какая есть одежда. Для развития темы, можно объяснять ребенку, на какую часть тела следует надевать тот или иной предмет одежды.
  3. Бытовые предметы. Ребёнок учит новые слова и запоминает предметы быта. Для того чтобы выстроить ассоциативный ряд, следует объяснять малышу, для чего предназначены те или иные вещи.
  4. Такие разные звери. Игра и карточки со зверями помогут запомнить ребёнку, какие звери существуют. Важно разделить игру на 2 группы: домашние животные, дикие животные.
  5. Все цвета радуги. Малыш сможет выучить цветовую гамму.
  6. Игра в «я, ты, мы, вы, он, она, оно, они». Помогает ребёнку выучить местоимения и правильно их употреблять.
  7. Что они делают? Ребёнок выучит новые глаголы, сможет корректно применять их в устной речи.
  8. Фрукты и овощи. Карточки с картинками помогут обогатить запас слов существительными и выучить фрукты и овощи. Ребёнок научится определять на вид, как называется тот или иной продукт.
  9. Веселая семья. Хорошо развивает речь и помогает запоминать членов семьи, а также выстраивать ассоциации со всеми родственниками.

ОНР 3 уровня – не проблема. Благодаря квалифицированным специалистам и индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению внимание.

Общее недоразвитие речи, или ОНР — это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты — фонетика, лексика и грамматика.

До 3 – 4 лет дети «имеют право» говорить так, как они могут и хотят. Но если ваш сын или дочка и по достижению этого возраста не использует в полной мере речь как средство коммуникации, стоит обратиться к врачу — неврологу или логопеду. Если есть проблема, лучше диагностировать ее еще в дошкольном возрасте и научить ребенка говорить правильно. Иначе в будущем ОНР сулит ему большие проблемы в социальном и личностном плане: трудности в овладении письмом и чтением, школьной программой в целом, отставание в умственном и психическом развитии, личностные нарушения.

Содержание статьи

  1. Что означает ОНР и его симптомы
  2. Степени недоразвития речи и их характеристики
  3. Причины развития ОНР у детей
  4. Комплексная диагностика заболевания
  5. Коррекция общего недоразвития речи

Что означает ОНР и его симптомы

Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:

  • сказал первые слова в 3 – 4 года, в более тяжелых случаях — и в 5 лет;
  • говорит безграмотно, бессвязно и непонятно, фонетическое оформление речи низкое;
  • малыш понимает обращенные к нему слова, но свои мысли выразить в полном объеме не может.

В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.

Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.

При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.

При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.

Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.

Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Причины развития ОНР у детей

Нарушение речевого развития может иметь разные причины. Выделим такие группы:

  1. Внутриутробное развитие. Инфекции у мамы в период вынашивания малыша, токсикоз;
  2. Осложненные роды. Травмы во время родов, различные патологии;
  3. Состояние здоровья новорожденного. Заболевания центральной нервной системы, травма головного мозга в младенчестве тоже могут стать причиной развития ОНР;
  4. Социальные факторы. Неблагоприятная обстановка в семье. Например, родители не занимались с малышом, не обучали, не развивали.

В некоторых случаях ОНР у детей развивается на фоне нарушений интеллекта или слуха.

Комплексная диагностика заболевания

К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания. Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.

В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.

Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства. В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед.

После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.

Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.

На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи. А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие. На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы.

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением. Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения. Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

ОНР – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.

Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 – 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития речи, то это существенный повод для обращения к специалисту.

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Тем не менее у таких детей присутствует «лепетная речь».
  • II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произношение и речевое развитие значительно остают от нормы.
  • III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
  • IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: 

  1. более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, иногда к 5 годам; 
  2. отставание экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи; 
  3. недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко падает; 
  4. дети недостаточно критичны к своему дефекту; 
  5. при относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; 
  6. неустойчивость внимания; 
  7. особенности внимания и памяти могут сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности; 
  8. специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением; 
  9. отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики. 

В теории логопедии все уровни речевого развития детей при общем недоразвитии речи подробно описаны. Приведем более подробное описание каждого уровня, исходя из структурных компонентов языковой системы.

Первый уровень общего недоразвития речи предполагает практически полное отсутствие речи у ребенка. Фразовая речь отсутствует, а средствами коммуникации с другими людьми выступают жесты, мимика, а также отдельные лепетные слова, звукоподражания. Простые предложения отсутствуют в речи, либо могут состоять из двух аморфных слов, которые объединены по смыслу.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ребенок не может отличить слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу.

Словарный запас заметно отстает от нормы. Как правило, речь идет о предметном обиходном словаре (глагольный почти отсутствует). Ребенок не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значения предлогов. При этом понимание речи носит ситуативный характер.

Основным отличием от первого уровня является присутствие в речи определенного количества общеупотребительных слов, хотя ребенок и произносит их некорректно. При этом грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Помимо мимики и жестов, ребенок использует простые конструкции предложений. Вот несколько характерных особенностей второго уровня ОНР:

  • Бедность активного словаря. Ребенок не знает слов, которые обозначают определенные признаки предмета.
  • Серьезные проблемы со звукопроизношением. Основная особенность – это наличие замен, искажений и смешений. Нарушено произношение разных групп звуков.
  • Отсутствие навыка объединения предметов в группы (футболка, майка, шорты – это одежда).
  • Грубо нарушена слоговая структура слов. Наблюдается замена слогов, а также сокращение звуков при стечении согласных.
  • При этом понимание речи развивается за счет различения некоторых грамматических форм.

Характерен достаточно большой словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, но преобладают глаголы и существительные. Как правило, дети с ОНР третьего уровня пользуются простыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи. В большинстве случаев используются слова бытового значения, которые он часто слышит вокруг.

Родители хорошо понимают речь ребенка, но для окружающих она может быть непонятна, поэтому родители выступают в роли «переводчиков».

Понимание обращенной речи приближено к норме, но ребенок может испытывать проблемы в усвоении логико-грамматических структур, которые отражают временные, причинно-следственные и другие связи.

Звукопроизношение улучшено, но все равно могут присутствовать различные виды нарушений. Фонематический слух и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены.

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). 

В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). 

Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор. Еще  детям с ОНР 4 уровня  тяжело планировать свое повествование.

Возникновение ОНР может быть связано с различными негативными факторами. Выделим основные из них:

Тяжелое течение беременности. Негативное влияние на плод может оказать токсикоз, различные инфекции у матери, употребление алкоголя, неконтролируемый прием лекарственных средств и т.д.

Осложненные роды. Обвитие пуповиной, травмы плода во время родов, различные патологии и т.д.

Перенесенные заболевания в постнатальный период, а также травмы головы.

Неблагоприятные социальные условия. Постоянные конфликты в семье, педагогическая запущенность и т.д.

Коррекционная работа с детьми, у которых есть общее недоразвитие речи, зависит от степени выраженности имеющихся нарушений. При ОНР первого и второго уровня с ребенком работает логопед, нейропсихолог, невролог.

Коррекционный процесс ведется в нескольких направлениях:

  • Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале. 
  • Развитие ручного и пальчикового праксиса.
  • Развитие орального и артикуляционного праксиса. Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения.

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.

Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.

Профилактика сводится к соблюдению матери всех основных рекомендаций врача во время беременности. После рождения ребенка важно заниматься с ним в домашних условиях, вовремя обращаясь к специалисту, если замечены какие-либо отклонения от нормы (ребенок не говорит к 3-4 годам, не понимает обращенную к нему речь, предпочитает общаться жестами и т.д.).

Ребёнок с нормальным слухом, на фоне общей благоприятной обстановки, говорит слогами в 4−5 лет, плохо понимает речь взрослых, капризничает и нередко отказывается от общения. Нарушением является общее недоразвитие речи ребёнка. Поставить точный диагноз поможет специалист, а вот заподозрить нарушение речи и помочь ребёнку под силу только родителям.

Почему у ребёнка общее недоразвитие речи?

Почему у ребёнка общее недоразвитие речи?

Ребёнок с нормальным слухом и ненарушенным интеллектом общается жестами и отдельными звуками и слогами. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Ребёнок не всегда верно понимает взрослых, речевое общение доставляет дискомфорт. Ребёнок становится капризным и раздражительным. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Это и есть общее недоразвитие речи или ОНР, которое характеризуется тем, что у ребёнка недоразвиты все стороны языковой системы. Родители такого ребёнка начинают паниковать и бегать по специалистам в поисках решения проблемы.

Какие причины привели к столь серьезному нарушению речи у ребёнка? Давайте разбираться.

  • Инфекционные заболевания и ранние токсикозы беременности матери могут стать одной из причин общего недоразвития речи.
  • Резус−конфликт матери и плода могут оказать влияние на речевое развитие ребёнка в будущем.
  • Вредные привычки матери, такие как курение и алкоголизм, оказывают негативное влияние на созревание речевых зон в головном мозге ребёнка, что впоследствии приведет к грубым нарушениям речи.
  • Родовые травмы ребёнка и травмы на первом году жизни малыша очень опасны, ведь их последствия могут быть заметны не сразу и проявиться в недоразвитии речи в старшем возрасте.
  • Воспитание ребёнка происходит в среде, где не уделяется должное внимание речевому развитию и другое.

Нельзя выделить у ребёнка одну причину общего недоразвития речи, чаще всего их несколько. Необходимо знать, что к самым грубым формам общего недоразвития речи приводят те причины, которые оказали влияние в раннем возрасте ребёнка.

Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребёнку?

Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребёнку?

Родители обращаются к разным специалистам для того, чтобы определить речевой диагноз у ребёнка. Родители могут и не обращать внимания на недостатки речевого развития у малыша, что может привести к более серьезным последствиям.

Могут ли родители в домашних условиях определить такое сложное нарушение речи у ребёнка, как общее недоразвитие речи? Для начала, определим его признаки.

  • Ребёнок неправильно различает звуки, которые услышал, а значит, неправильно их произносит и не понимает смысла сказанного.
  • Ребёнок с общим недоразвитием речи смешивает чаще несколько групп звуков и произносит с нарушениями множество звуков. Поэтому и в словах ребёнок переставляет слоги или сокращает слова.
  • У таких детей словарный запас очень бедный. Количество слов, которые понимает ребёнок, гораздо меньше, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Например, из фруктов ребёнок в 4 года называет только яблоко и банан, а лесным жителем может стать кошка.
  • Речь у ребёнка невыразительная. Синонимы и антонимы подбирает очень тяжело или вообще не может выполнить задания. Малыш не использует в своих высказываниях прилагательных, наречий, сложных существительных. Глаголы ребёнок использует простые.
  • Предложения в речи ребёнка с общим недоразвитием речи простые без предлогов. В распространенных предложениях переставляет местами слова, предлоги может проговаривать в конце предложения. Например: «Я сяду стул на» и т. д.

Это общие признаки данного нарушения, по которым можно заподозрить общее недоразвитие речи у ребёнка.

Родителям детей с общим недоразвитием речи обязательно нужно заниматься речевым развитием ребёнка.

  • Регулярно делать пальчиковую гимнастику ребёнку, развивать мелкую моторику малыша.
  • Вместе с малышом ежедневно делать артикуляционные упражнения.
  • Упражняться в составлении сложных предложений и коротких рассказов по картинкам. В книжных магазинах большой ассортимент речевых игр, с выбором поможет логопед.

Выполняйте рекомендации специалистов и помните, что половина успеха зависит только от вас. Никто не сможет помочь ребёнку без участия и желания родителей.

Развитие речи у детей с трудным диагнозом

Развитие речи у детей с трудным диагнозом

Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.

  • Первый уровень.

Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.

Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.

Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.

  • Второй уровень.

Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребёнок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.

Свои высказывания ребёнок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребёнка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.

Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребёнок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.

Связная речь у таких детей не развита.

  • Третий уровень.

Ребёнок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребёнку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.

На этом уровне легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.

При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.

  • Четвертый уровень.

Данный уровень отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребёнок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.

Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Добавить комментарий