- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Задачи
- Цена. Количество. Стоимость
В этом разделе научимся решать задачи и составлять таблицы по теме “Цена. Количество. Стоимость” и научимся находись зависимость между этими величинами.
Цена. Количество. Стоимость.
Стоимость – это то, что мы заплатили за всю покупку.
Задача 1: Наташа купила 5 открыток по 3 р. за каждую. Сколько стоила вся покупка?
Количество | Цена | Стоимость |
5 шт. | 3 р. | ? |
3 • 5 = 15 (р.)
Чтобы узнать стоимость, нужно цену умножить на количество.
Цена. Количество. Стоимость.
Цена показывает сколько стоит один предмет.
Задача 2: Наташа купила 5 открыток и заплатила за них 15 р. Сколько стоила одна открытка?
Количество | Цена | Стоимость |
5 шт. | ? | 15 р. |
15 : 5 = 3 (р.)
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.
Цена. Количество. Стоимость.
Количество показывает сколько предметов мы купили.
Задача 3: Наташа купила несколько открыток по 3 р. за каждую и отдала за покупку 15 р. Сколько открыток купила Наташа?
Количество | Цена | Стоимость |
? | 3 р. | 15 р. |
15 : 3 = 5 (шт.)
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.
Запомни!
Советуем посмотреть:
Образцы оформления задачи
Обратные задачи
Скорость, время, расстояние
Задачи
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 50. ПР 3. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 51. ПР 3. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 108,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 111,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 33. Урок 15,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 36. Урок 17,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 74. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
4 класс
Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 79,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 86,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 37,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 58. ПР 2. Вариант 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 59. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 71. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 56,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 47,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 52,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
5 класс
Задание 458,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 478,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1454,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1477,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Номер 140,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 440,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 441,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 460,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 463,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
6 класс
Номер 345,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 346,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 368,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 663,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 1331,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 5,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Номер 2,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Задание 739,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 782,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
7 класс
Номер 11,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
8 класс
Номер 10,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Решение задач на нахождение
Цены, количества, стоимости
Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
Например: 3 тетради, 4 кг сахара, 2 десятка яиц
Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.
Правило 1
Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на количество:
С = Ц · К
Правило 2
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:
К = С : Ц
Правило 3
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:
Ц = С : К
Краткая запись таких задач записывается в таблице :
Цена |
Количество (Кол-во) |
Стоимость |
Решение задач на нахождение
Цены, количества, стоимости
Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет 1 кг, то есть за единицу товара.
Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
Например: 3 тетради 4 кг сахара 2 десятка яиц
Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.
Правило 1
Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на количество:
С = Ц · К
Правило 2
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:
К = С : Ц
Правило 3
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:
Ц = С : К
Краткая запись таких задач записывается в таблице :
Цена |
Количество (Кол-во) |
Стоимость |
З А П О М И Н А Л К А!
Чтобы легче запомнить формулы, закрывай в треугольнике неизвестный компонент (тот, который нужно узнать) пальцем.
С = Ц ∙ К
Ц = С : К
К = С : Ц
З А П О М И Н А Л К А!
Чтобы легче запомнить формулы, закрывай в треугольнике неизвестный компонент (тот, который нужно узнать) пальцем.
С = Ц ∙ К
Ц = С : К
К = С : Ц
Математика, 3 класс
Урок №8. Связь между величинами: цена, количество, стоимость
Решение задач.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
– Что такое стоимость?
– Что такое цена?
– Какая взаимосвязь между такими величинами как цена, количество, стоимость?
Глоссарий по теме:
Цена – стоимость единицы товара.
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество предметов.
Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество предметов.
Чтобы найти количество предметов, нужно стоимость разделить на цену.
Деньги – единицы измерения цены и стоимости.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.22.
- Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 3 класс. М.; Просвещение, 2014. – с.20.
- Рудницкая Е. Н. Математика. Дидактический материал. 3 класс. М.; Вентана-Граф,2009, – с.58-64.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый день мы отправляемся в магазин, для того чтобы приобрести продукты, одежду и другие предметы. Для примера отправимся в овощной магазин.
Нам нужно купить овощи. Что для этого нужно знать? Нужно знать цену. Цена показывает, сколько стоит 1 кг огурцов, 1 кг помидоров, 1 кг кабачков и т.д. узнать цену несложно, она указана на специальных табличках – ценниках.
Килограмм кабачков стоит 35 рублей. Килограмм огурцов стоит 45 рублей.
Купили 2 кг кабачков. Мы заплатим 70 рублей, так 35 р. нужно взять 2 раза.
Купили 3 кг огурцов. Мы заплатим 135 рублей, так 45 р. нужно взять 3 раза.
Решим задачу.
За 5 открыток заплатили 15 рублей. Сколько стоит одна открытка?
Составим к задаче схему.
Если мы знаем стоимость всех предметов и их количество, то можем узнать стоимость одного предмета.
15 : 5 = 3 (р.) – стоит одна открытка.
Стоимость одного предмета называют его ценой.
Составим обратную задачу.
Одна открытка стоит 3 р. Сколько рублей стоят 5 открыток?
3 ∙ 5 = 15 (р.) – стоят 5 открыток.
Составим ещё одну обратную задачу.
За одну открытку заплатили 3 р. Сколько открыток можно купить на 15 р.?
15 р.
15 : 3 = 5 (от.)
Схематичный рисунок не всегда удобен, поэтому для задач такого типа краткую запись оформляют в виде таблицы.
Единицы измерения цены и стоимости – металлические и бумажные деньги.
Металлические деньги – монеты. Бумажные деньги – купюры.
Самая мелкая денежная единица в нашей стране – 1 коп.
Работая с единицами измерения цены и стоимости, важно помнить:
1р. = 100к.
Если цену условно обозначить буквой Ц, количество – к, стоимость – Ст. Соотношение между величинами можно выразить в виде формул:
Ц ∙ к = Ст
Ст : к = Ц
Ст : Ц = к
Тренировочные задания:
1. Вставьте в таблицу пропущенные числа.
товар |
цена |
количество |
стоимость |
булочка |
5 р. |
3 |
|
пряник |
8 р. |
16 р. |
|
сырок |
3 |
21 р. |
Правильный ответ:
товар |
цена |
количество |
стоимость |
булочка |
5 р. |
3 |
15 р. |
пряник |
8 р. |
2 |
16 р. |
сырок |
7 р. |
3 |
21 р. |
2. Прочитайте задачу. Что в задаче нужно узнать? Выберите правильный ответ.
На 12 р. купили два одинаковых подарка. Сколько рублей может стоить каждый подарок?
цвет; цена; размер;
Правильный ответ:
Цена.
Задачи на цену, количество и стоимость
- Нахождение стоимости
- Нахождение цены
- Нахождение количества
Нахождение стоимости
Чтобы найти стоимость нескольких предметов по данной цене и количеству, надо цену умножить на количество.
стоимость = цена · количество
Обратите внимание, что для получения стоимости умножать надо именно цену на количество, а не наоборот. Результат в обоих случаях получится одинаковый, но в случае умножения количества на цену, смысл действия полностью меняется. Так как умножение — это сокращённая запись сложения, то:
цена + цена + цена = цена · 3
стоимость трёх предметов
количество + количество + количество = количество · 3
определённое количество, взятое три раза
Задача. Купили 5 тетрадей, по 9 рублей каждая. Сколько заплатили за 5 тетрадей?
Решение: Чтобы найти стоимость покупки, надо цену одной тетради (9 р.) умножить на количество тетрадей (5 шт.):
9 · 5 = 45.
Ответ: За 5 тетрадей заплатили 45 рублей.
Нахождение цены
Чтобы найти цену предмета по данному количеству и общей стоимости, надо стоимость разделить на количество.
цена = стоимость : количество
Задача. За 4 шоколадки заплатили 28 рублей. Сколько стоит одна шоколадка?
Решение:
28 : 4 = 7.
Ответ: Цена одной шоколадки 7 рублей.
Нахождение количества
Чтобы найти количество предметов по их общей стоимости и цене за одну штуку, надо стоимость разделить на цену.
количество = стоимость : цена
Задача. Цена одной ручки 6 рублей. Сколько таких ручек можно купить на 18 рублей?
Решение:
18 : 6 = 3.
Ответ: На 18 рублей можно купить 3 ручки.
Здравствуйте,
ребята!
Приходилось
ли вам самим покупать что-либо в магазине или в школьном буфете? А всегда ли вы
знаете, сколько денег надо заплатить за ту или иную покупку? Сегодня я хочу
научить вас самостоятельно определять, сколько денег вам понадобится для того,
чтобы что-то купить. И ещё, что именно вы сможете купить на ту сумму денег,
которой располагаете. Итак, сегодня я познакомлю вас с задачами на нахождение
цены, количества или стоимости товаров.
Но
сначала вам необходимо понять, что обозначает каждое из этих трёх слов – цена,
количество, стоимость. Вот представьте себе, что вы оказались в продуктовом
магазине. Сколько там продуктов – глаза разбегаются. И возле каждого продукта
находится небольшой картонный прямоугольник – ценник, на котором
написана цена этого продукта.
Например,
возле одного сорта яблок написано 80 рублей, возле второго – 110 рублей. Вы
решили купить яблоки по 80 рублей, но в кассе заплатили не 80, а 95 рублей.
Почему? А дело в том, что 80 рублей – это цена яблок. За эти деньги вы можете
купить ровно 1 килограмм – ни граммом больше, ни граммом меньше. 1 килограмм –
это количество яблок. А вот если вы заплатили не 80 рублей, а больше
значит, количество яблок, купленное вами, больше 1 килограмма. Ну а 95 рублей –
это стоимость всей покупки.
Итак,
давайте условимся. Если мы говорим слово «цена», мы имеем в виду,
сколько стоит один предмет или 1 килограмм продуктов.
Например,
цена одного пирожного – 60 рублей, а если купить не одно, а 3 таких пирожных?
Три
– это количество пирожных. А сколько же эти 3 пирожные будут стоить? Для
этого нужно:
3
пирожных стоят 180 рублей. Это их стоимость.
Ну,
а теперь давайте решим вот такую задачу:
Один
простой карандаш стоит 8 рублей. Васе надо купить 4 таких карандаша. Сколько
денег заплатит Вася за все карандаши?
Для
того чтобы легче решить задачи на нахождение цены, количества или стоимости
товаров, удобнее всего сделать краткую запись условия в виде таблицы. Первую
колонку мы обозначим словом Цена, вторую – Количество, а третью – Стоимость.
Теперь
посмотрите на рисунок.
Вот
один карандаш, который стоит 8 рублей, вот ещё один за 8 рублей, третий,
четвёртый. Чтобы найти стоимость всей покупки, можно записать решение действием
сложения:
Но
мы, конечно, запишем решение действием умножения. По 8 рублей 4 раза. Мы цену, 8
рублей, умножаем на количество карандашей, 4. Получаем:
Ответ:
Вася заплатит 32 рубля.
Запомните,
ребята. Для того чтобы найти стоимость товара, надо его цену умножить
на количество. Запишем это правило в виде буквенной записи:
Видите,
в этой записи цена и количество являются множителями, а стоимость – произведением.
А
вот теперь давайте решим такую задачу:
Ещё
Васе надо купить несколько точилок. У него есть 18 рублей, а одна точилка
стоит 9 рублей. Сколько точилок сможет купить Вася?
Опять
в таблице запишем краткое условие.
Как
же найти количество? Посмотрите на буквенную запись. В ней количество является
множителем. Я надеюсь, вы не забыли правило? Если произведение двух множителей
разделить на один из них, то получится другой множитель.
Значит,
чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный
множитель.
Выполняем
решение: число 18 состоит из 9 и 9, получаем:
Ответ:
2 точилки.
В
этой задаче нам надо было найти количество предметов. Их мы находили действием
деления – стоимость делили на цену. Запомните, ребята чтобы найти количество,
мы стоимость делим на цену:
Ну
а теперь я предлагаю вам решить ещё одну задачу:
Мама
купила на рынке кочан капусты массой 3 килограмма и заплатила 30 рублей. Какова
цена капусты?
Прежде,
чем приступить к решению задачи, заполним таблицу:
Давайте
вновь вернёмся к первой буквенной записи. В ней цена и количество – множители,
а стоимость – произведение. Вспоминаем. Если произведение двух множителей
разделить на один из них, то получится другой множитель. Значит, цену мы находим
делением. Число 30 состоит из трёх десяток 10+10+10, получаем:
Ответ:
цена капусты 10 рублей.
В
этой задаче нам надо было найти цену. Её мы находили действием деления – стоимость
делили на количество.
Запомните,
ребята, чтобы найти цену, надо стоимость делить на количество:
Ну
вот, решены 3 задачи. Пришло время подвести итоги нашего занятия. Хочу
напомнить вам, ребята, самое важное, что вы должны запомнить:
Цена – это количество
денег, которое надо заплатить за один предмет
или за один килограмм продуктов.
Количество
– сколько предметов, килограммов или граммов покупают.
Стоимость
– это количество денег, которое надо заплатить за всю
покупку – несколько предметов или несколько килограммов или граммов.
Чтобы
найти стоимость, мы цену умножаем на количество:
Ст.
= Ц. ×
К.
Чтобы
найти количество, мы стоимость делим на цену.
К.
= Ст. : Ц.
Чтобы
найти цену мы стоимость делим на количество.
Ц.
= Ст. : К.
Обратите
внимание, что в задачах на нахождение цены, количества или стоимости товаров
только стоимость находим умножением. А цену и количество – делением,
где делимым выступает стоимость, а делителями – цена или количество.
Ну
что же, ребята. Пришла пора нам сегодня прощаться. Будьте внимательны,
пользуйтесь памятками. А ещё лучше, запомните их наизусть и применяйте при
решении задач на нахождение цены, количества или стоимости товаров.
До
свидания.