Объясните используя учебники как было организовано управление в древней руси составьте схему

Государственный строй Древней Руси (Таблица, Схема)

Схема государственный строй Древней Руси содержит информацию по верховной власти, местной власти, судебной власти, вооруженным силам, духовной власти и гражданскому обществу Древней Руси. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Власть

Представители

Деятельность

Верховная власть

—  Великий князь Киевский

—  Боярская дума

—  Вече

Разработка и принятие законов, решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики

Местная власть

—  Князья из дома Рюриковичей

—  Посадники 

—  Наместники

—  Воеводы

—  Тиуны

—  Тысяцкие

—  Старосты

Управление определенными территориями, решение местных проблем, сбор налогов

Судебная власть

—  Князья из дома Рюриковичей

—  Посадники 

—  Наместники

—  Воеводы

—  Тиуны

—  Тысяцкие

—  Извод – суд присяжных, “лучших мужей”

Рассмотрение дела, вынесение приговора и хонтроль за приведением в исполнение

Вооруженные силы

—  Дружины князей из профессионалов

—  Народное ополчение

Защита русских земель от внешних аратов, охрана князей, участие младших дружинников в исполнении принятых решений и осуществлении государственных функций

Духовная власть

—  Митрополит

—  Белое и черное духовенство

Освящение и поддержка действий государственной власти, нормирование повседневной жизни населения

Гражданское общество

Объединения купцов, ремесленников по специальностям и интересам

Защита своих интересов, совместная деятельность и отдых

схема государственный строй древней руси

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. – Томск: 2011. – 150 с.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб. Решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече собирались посадник, тысяцкий и архиепископ.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Источник

Схемы государственного управления

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г.

2 Не собирался с июля 1914 по январь 1915 гг.

3 Не собиралась с июля 1914 по январь 1915 гг.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г. ВЧК было предоставлено право расстрела на месте, без суда и следствия, любого подозреваемого.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

4 Высший орган стратегического руководства (с 23 июня 1941 г.).

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Источник

Центральное место в системе управления Русским государством занимал великий князь. Он был не только правителем, но и высшим судьей, предводителем войска. В подчиненные области (уделы) киевский князь рассылал наместниками своих сыновей. Каждый удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя.


Князь Владимир и его сыновья правили, опираясь на помощь дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал вопросы управления. Так возникла Боярская дума.
При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти старцы, очевидно, избирались на вече. Без поддержки вече князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль народного собрания еще больше возрастала.

Обновлено: 17.05.2023

Организация управления в Древней Руси напоминала подобные государственные органы в европейских странах раннего Средневековья. Страной руководил Великий князь, резиденция которого находилась в Киеве. Вокруг княжества формировались зависимые территории, которые выплачивали князю дань за то, что он гарантирует безопасность своим территориям. Дружина и основные силы находились в Киеве. В удельных княжествах управляли удельные князья, назначаемые из центра или выбираемые непосредственно жителями этого княжества.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Государственное устройство Древней Руси

Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.

В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.

Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.

Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — великого князя.

1) Найдите на карте (с. 41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Территория Руси в IX веке показана светло-серым цветом. В центре показан Киев, на севере Новгород. Между ними Чернигов и Смоленск. Территория, ставшая русской к середине XI века показана светло-зелёным цветом.

За 150 лет территория Древней Руси увеличилась почти в два раза. Русскими стали города Владимир и Перемышль и вся территория вдоль рек Днестр и Ока.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Во многих странах население верило в собственных языческих богов и не хотело менять свою веру. Но правители искали выгоды для себя. Они хотели укрепить свою власть, обрести союзников. А потому первыми принимали Крещение с тем, чтобы привести в новую веру и весь народ.

Проверь себя

1) Назови столицу Древней Руси.

2) Как было организовано управление в Древней Руси?

Во времена Древней Руси главой был киевский Великий князь, который управлял страной. А помогали ему в этом бояре, княжеские советники. Опорой князя была дружина, преданные ему воины.

3) Каковы заслуги князя Владимира?

Князь Владимир укрепил границы Руси и постарался обеспечить её безопасность от набегов кочевников. Для этого он поставил на рубежах Руси богатырские заставы. Владимир первым принял христианство и крестил Русь.

4) В чём значение принятия Русью христианства?

После принятия христианства на Руси укрепилась княжеская власть, появились новые союзники-единоверцы, в том числе могущественная Византия. С ней Русь успешно торговала и поддерживала дипломатические связи.

Стали распространяться искусство и ремёсла, грамотность и просвещение. По всей стране строили прекрасные церкви.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик:

  • Великий князь — верховный правитель.
  • Бояре — богатые люди, знать, советники.
  • Дружинники — княжеские воины.
  • Крещение — принятие Христианства.

2) Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

Пересказ былины об Илье Муромце для 4 класса

Илья Муромец жил в селе Карачарово, что находилось недалеко от Мурома. Он тридцать лет лежал, так как у него были больные ноги. Но однажды к Илье пришли странники и попросили напиться воды. Они приказали Илье встать, и будущий богатырь поднялся на ноги и пошёл. После этого Илья ощутил в себе силу богатырскую и поехал служить князю Киевскому Владимиру.

Отец Ильи наказал ему совершать только добрые дела. И первым подвигом Ильи стало пленение Соловья-Разбойника. Возле Чернигова Илья увидел полчища татар, и вырвав дуб разметал ним недругов.

От благодарных черниговцев Илья узнал о Соловье, который губил путников на прямой дороге в Киев. Илья решил пленить разбойника и поехал на реку Смородину. Там Соловей попытался свистом остановить богатыря, но Илья сшиб его стрелой и привязав к коню, доставил в Киев. Где срубил ему голову.

Много других подвигов совершил после этого Илья Муромец и стал самым любимым, уважаемым в народе былинным богатырём.

На следующем уроке

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

Поселения славян представляли собой небольшие посёлки, окружённые частоколом. Внутри располагались дома славян. Ставились поселения рядом с реками, на возвышенности, чтобы было проще заметить приближение врагов.

Природа Русского Севера была суровой. Густые, непроходимые леса, болота, в которых водилось разное зверьё. Зимы были очень холодными и многоснежным. Лето коротким и жарким.

Как же добывалась княжеская власть? Существовало три способа.

Чем же занимается князь на Руси. Каковы были его полномочия? Он управляет княжеством; отправляет суд; законодательствует; становится во главе войска и руководит военными действиями.

Что же это за Вече, которое может избрать князя? Вече было народным собранием. По сути парламентом. Только население было небольшое, так что отправлять туда избранных представителей не требовалось.

В Вече участвовали полноправные граждане старшего города, миряне и духовные; не исключалось однако и участие пригородов. Дети при отцах на собрании не участвовали.

Обыкновенно созывал вече князь; созыв его самим народом, отдельными лицами обыкновенно означало несогласие и раздор с князем.

Каковы были полномочия Вече:

  1. Избрание и призвание князя.
  2. Заключение с ним “ряда”, т. е. договора об условиях избрания.
  3. Изгнание неугодных князей.
  4. Решение о войне— выставлять ли народное ополчение для совместного действия с княжеской дружиной или нет.

Для принятия постановления требовалось решение единогласное, не большинством голосов, как в нынешних парламентах. При отсутствии подавляющего большинства, одна партия склоняла другую на свою сторону насильственно (бурные собрания вече в Новгороде).

Вече и князь представляли собою два необходимых элемента государственной власти: князь был необходим земле для управления и суда, т.е. для установления внутреннего порядка, и, кроме того, для защиты страны от внешних врагов.

Вече, в свою очередь, было необходимо князю, потому что без поддержки населения, с одной своею дружиной, он далеко не всегда был бы в состоянии провести в жизнь намеченные им меры.

Эта черта тоже отделяет Древнюю Русь от Средневековой Европы, где вече (парламент) сложилось, как противовес княжеской (королевской) власти.

Княжеская Дума

Чуть позже появился такой орган как Княжеская Дума.

Постоянный состав её — бояре (до XI в. разделявшиеся на земских и служилых); иногда участвуют епископы и игумены. Все важные решения князь принимал по обсуждении их в Думе.

Некоторые ученые полагают, что решения думы были обязательны для князя, что он не только советовался с нею, но и нуждался в её согласии, и что поэтому княжеская дума была, наряду с князем и Вече, третьим необходимым органом государственной власти.

Читайте также:

      

  • Как провести конкурс рисунков в детском саду
  •   

  • Поэтапное развитие проектной деятельности в доу
  •   

  • Как определяется в школьной программе цель обучения аудированию говорению чтению и письму
  •   

  • План рмо музыкальных руководителей доу на 2019 2020 учебный год
  •   

  • Какие качества характера развивает в человеке спорт кратко

1) Найдите на карте (с. 41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Территория Руси в IX веке показана светло-серым цветом. В центре показан Киев, на севере Новгород. Между ними Чернигов и Смоленск. Территория, ставшая русской к середине XI века показана светло-зелёным цветом.

За 150 лет территория Древней Руси увеличилась почти в два раза. Русскими стали города Владимир и Перемышль и вся территория вдоль рек Днестр и Ока.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Во многих странах население верило в собственных языческих богов и не хотело менять свою веру. Но правители искали выгоды для себя. Они хотели укрепить свою власть, обрести союзников. А потому первыми принимали Крещение с тем, чтобы привести в новую веру и весь народ.

Проверь себя

1) Назови столицу Древней Руси.

  • Столицей Древней Руси был город Киев.

2) Как было организовано управление в Древней Руси?

Во времена Древней Руси главой был киевский Великий князь, который управлял страной. А помогали ему в этом бояре, княжеские советники. Опорой князя была дружина, преданные ему воины.

3) Каковы заслуги князя Владимира?

Князь Владимир укрепил границы Руси и постарался обеспечить её безопасность от набегов кочевников. Для этого он поставил на рубежах Руси богатырские заставы. Владимир первым принял христианство и крестил Русь.

4) В чём значение принятия Русью христианства?

После принятия христианства на Руси укрепилась княжеская власть, появились новые союзники-единоверцы, в том числе могущественная Византия. С ней Русь успешно торговала и поддерживала дипломатические связи.

Стали распространяться искусство и ремёсла, грамотность и просвещение. По всей стране строили прекрасные церкви.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик:

  • Великий князь — верховный правитель.
  • Бояре — богатые люди, знать, советники.
  • Дружинники — княжеские воины.
  • Крещение — принятие Христианства.

2) Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

Пересказ былины об Илье Муромце для 4 класса

Илья Муромец жил в селе Карачарово, что находилось недалеко от Мурома. Он тридцать лет лежал, так как у него были больные ноги. Но однажды к Илье пришли странники и попросили напиться воды. Они приказали Илье встать, и будущий богатырь поднялся на ноги и пошёл. После этого Илья ощутил в себе силу богатырскую и поехал служить князю Киевскому Владимиру.

Отец Ильи наказал ему совершать только добрые дела. И первым подвигом Ильи стало пленение Соловья-Разбойника. Возле Чернигова Илья увидел полчища татар, и вырвав дуб разметал ним недругов.

От благодарных черниговцев Илья узнал о Соловье, который губил путников на прямой дороге в Киев. Илья решил пленить разбойника и поехал на реку Смородину. Там Соловей попытался свистом остановить богатыря, но Илья сшиб его стрелой и привязав к коню, доставил в Киев. Где срубил ему голову.

Много других подвигов совершил после этого Илья Муромец и стал самым любимым, уважаемым в народе былинным богатырём.

На следующем уроке

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

Поселения славян представляли собой небольшие посёлки, окружённые частоколом. Внутри располагались дома славян. Ставились поселения рядом с реками, на возвышенности, чтобы было проще заметить приближение врагов.

Природа Русского Севера была суровой. Густые, непроходимые леса, болота, в которых водилось разное зверьё. Зимы были очень холодными и многоснежным. Лето коротким и жарким.

Добавить комментарий