Авторы:
Тип:учебник и лабораторные работы
Страница 304
Содержание
- Вопросы
- Задания
Вопросы
1. В чём выражается специализация рецепторов и органов чувств?
Каждая группа рецепторов способна реагировать и передавать нервным импульсам только определённый вид раздражений. Например, ухо может распознавать только звук, а глаз – только свет. Опознание сигналов и объединение их в одно целое для осознания ситуации и представления об объекте происходит уже в коре головного мозга.
2. Что входит в состав анализаторов?
В состав анализаторов входят: рецепторы (периферическое воспринимающее звено), проводящие пути (нервные пути), центры в коре большого мозга (центральное обрабатывающее звено).
3. Всегда ли наши анализаторы правильно отражают окружающую действительность?
Практически всегда анализаторы правильно отражают окружающую нас действительность, если нет механических раздражителей рецепторов, в результате которых возможно появление иллюзий.
4. Как вы считаете, достаточно ли знать, в какой области коры больших полушарий происходит анализ ощущений, чтобы определить, какое раздражение (слуховое, зрительное, обонятельное и т. д.) подействовало на организм?
Глаз – это орган чувств, который позволяет принять изображение и передать его для анализа нервным волокнам. Далее информация анализируется в затылочной области коры головного мозга.
Стр. 304
Задания
1. Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
Ошибки восприятия можно исправить с помощью очков, например, если есть искажение зрения. Также можно изменить угол падения света, скорость, звук. Однако, если ошибки восприятия связаны с патологией работы ЦНС, то нужно обратиться за медицинской помощью.
2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите материал о разновидностях иллюзий. Подготовьте сообщение или презентацию на эту тему.
Существует огромное количество разновидностей иллюзий. Все они объединены в группы:
-
Оптические. Это иллюзии, которые возникают в зрительном пространстве и спровоцированы чаще всего либо неточностью, либо неадекватностью зрительного образа.
-
Аффективные. Это иллюзии, которые возникают в результате влияния настроения, например, радости, тревоги, переживаний и волнений.
-
Физические. Это иллюзии, которые основаны на законах физики. Например, если поместить ложку в стакан с водой, то сбоку можно увидеть, что ложка выглядит, словно у нее есть надлом.
-
Физиологические. Это иллюзии, которые связаны с особенностью центральных или периферических звеньев анализаторов человека. Например, поднимая в руках разные по весу предметы одновременно, а потом взять и поднять предметы, которые будут одинаковы по весу, то в руке, где изначально поднимался легкий предмет, будет ощущаться тяжесть (по сравнению с предметом во второй руке, в которой сначала поднимался тяжелый предмет).
-
Органические. Иллюзии, которые возникают в результате искажения зрительного восприятия форм, цветов, величины, расположения объектов.
-
Вербальные. Это иллюзии в результате искаженного восприятия происходящих ситуаций, разговоров окружающих людей.
-
Функциональные или парейдолические. Это иллюзии, связанные с фантазией человека. Уникальные и замысловатые изображения он может видеть в сложных узорах, например, на окнах, коврах и т.д.
-
Иллюзии осознаваемости. Это иллюзия, при которой человек ощущает, будто бы рядом кто-то присутствует. По заявлениям К. Ясперса, данный вид иллюзий часто является предвестником и симптомом бреда и тяжелых галлюцинаций, которые требуют медицинского вмешательства.
Авторы: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
Издательство: Просвещение/Дрофа
Тип: Учебник
§48. Анализаторы
Вопросы в начале параграфа
1. Чем анализатор отличается от органа чувств?
2. В чём выражена специфичность анализатора?
3. Что такое иллюзии и отчего они происходят?
4. Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
Вопросы в конце параграфа
1. В чём выражается специализация рецепторов и органов чувств?
2. Что входит в состав анализаторов?
3. Всегда ли наши анализаторы правильно отражают окружающую действительность?
4. Как вы считаете, достаточно ли знать, в какой области коры больших полушарий происходит анализ ощущений, чтобы определить, какое раздражение (слуховое, зрительное, обонятельное и т. д.) подействовало на организм?
Задания
1. Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите материал о разновидностях иллюзий. Подготовьте сообщение или презентацию на эту тему.
Выберите параграф
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,655 -
гуманитарные
33,653 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,944 -
разное
16,904
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Авторы: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
Издательство: Просвещение/Дрофа
Тип: Учебник
§48. Анализаторы
Вопросы в начале параграфа
1. Чем анализатор отличается от органа чувств?
2. В чём выражена специфичность анализатора?
3. Что такое иллюзии и отчего они происходят?
4. Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
Вопросы в конце параграфа
1. В чём выражается специализация рецепторов и органов чувств?
2. Что входит в состав анализаторов?
3. Всегда ли наши анализаторы правильно отражают окружающую действительность?
4. Как вы считаете, достаточно ли знать, в какой области коры больших полушарий происходит анализ ощущений, чтобы определить, какое раздражение (слуховое, зрительное, обонятельное и т. д.) подействовало на организм?
Задания
1. Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
2. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, найдите материал о разновидностях иллюзий. Подготовьте сообщение или презентацию на эту тему.
Выберите параграф
Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Анализаторы
§ 48. Анализаторы
1. Чем анализатор отличается от органа чувств?
2. В чем выражена специфичность анализатора?
3. Что такое иллюзии и отчего они происходят?
4. Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?
Ощущения. Строение и функции анализаторов.
Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей — шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия. Оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза. Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые улавливаются слуховыми рецепторами. В любом случае анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов — чувствительных нервных окончаний, или более сложных образований, реагирующих на физические или химические показатели окружающей их среды, и кончается в нейронах головного мозга.
Рецепторы строго специализированы.
Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык электрохимических сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Но их опознание возможно только в коре большого мозг, где показания всех рецепторов, вызванные раздражением предмета, объединяются в единый образ о.
Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т. д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу — электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Но путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах — формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрение и слуха.
Значение анализаторов.
События, которые развертываются перед нами в данный момент, мы воспринимаем четко и ярко. Но мы можем представить себе и прошлые события, хотя они не будут такие яркие. Поэтому спутать их с образами живой действительности невозможно. (Правда, при некоторых заболеваниях могут возникать в сознании образы, которых на самом деле нет. Тогда говорят о галлюцинациях. Их появление может привести больного к ошибочным, а то и опасным действиям.)
Достоверность получаемой информации.
Как правило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности. Однако возможны и ошибки, которые связаны с воздействием на рецепторы раздражителей, которые им не свойственны. Например, при механическом раздражении рецепторов глаза (надавливание на глазное яблоко, удар) могут возникать различные световые ощущения, будто «искры из глаз». Однако такие ощущения трудно спутать с картинами окружающей обстановки, потому что эти изображения возникают как бы внутри глаза.
Некоторые ошибки восприятия вызываются физическими причинами. Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, поскольку преломление света в воде и в воздухе различно. Кажущиеся (ошибочные) изображения называют иллюзиями.
Несмотря на иллюзорные восприятия, мы получаем более или менее верное представление об окружающей нас действительности, поскольку анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга. Важное значение имеет и прошлый опыт. Например, может показаться, что вдали рельсы сходятся в одной точке. Но сколько бы мы ни пытались этой точки достичь, она все время как бы отодвигается, то есть постоянно находится от нас на одном и том же расстоянии. В конце концов, человек приходит к твердому убеждению, что схождение рельсов в одной точке лишь кажущееся, что это — иллюзия.
Орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга: первичные, вторичные, третичные; галлюцинации, иллюзии.
1. В чем выражается специализация рецепторов и органов чувств?
2. Что входит в состав анализаторов?
3. Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?
Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.