Казалось бы, что может быть проще, посмотреть на маркировку, схему и определить, а что делать если ни того ни другого нет, как найти пусковую и рабочую обмотки? В этой статье я расскажу и покажу на примере, как происходит определение назначения обмоток, если нет при этом никаких маркировочных определителей.
Визуальный осмотр
В качестве примера я рассмотрю двигатель АЕР 16УХЛ4 220В 180Вт, оставшийся от старой советской стиральной машинки, ушедшей на металлолом.
Произведя визуальный осмотр я не нашел на нем никакой бирки с информацией кроме названия. Но поковырявшись в интернете и найдя описание, я понял, что передо мной двигатель с пусковой обмоткой с релейным пуском.
Из самого двигателя выходят четыре провода, два из них грязно-голубого цвета, а два красно-розового. Логично предположить, что это выводы пусковой и рабочей обмоток.
Но вот какие относятся к пусковой, а какие к рабочей, совершенно непонятно, ведь бирок никаких нет.
Но это вовсе не проблема, сейчас я расскажу как в такой ситуации разобраться с обмотками.
Сечение проводников
Первое на что следует обратить внимание, это на толщину проводов выходящих с электродвигателя. Пара концов, которые будут тоньше, относятся к пусковой обмотке, а та, которая будет толще, к рабочей.
В моем случае провода имеют одинаковое сечение, поэтому определить «на глаз» никак не получится.
Но если в конкретно вашем случае видна разница в толщине жил не стоит верить только диаметру, необходимо обязательно измерять сопротивление обмоток.
Зная этот факт, переходим к определению сопротивления обмоток
Измеряем сопротивление обмоток
Для этого берем мультиметр, выбираем функцию прозвонки (либо измерение сопротивления)
Затем берем концы прибора и два любых вывода с двигателя и производим измерение
В случае того, если прибор показал единицу, то следует взять другой конец и повторить измерение.
Как мы видим при таком расположении щупов сопротивление равно 16,5 Ом, запоминаем (записываем) эти данные. Теперь цепляем щупы мультиметра на два оставшихся вывода и так же производим замер сопротивления.
У нас получилось 34,4Ом. Так же записываем и сравниваем с предыдущими замерами.
А как известно рабочая обмотка всегда имеет меньшее сопротивление, по сравнению с пусковой. Зная это мы теперь точно можем утверждать что: первая обмотка (с красно-розовыми проводами) рабочая, а вторая обмотка (с голубой изоляцией) пусковая.
Для того чтобы не искать в дальнейшем где какая обмотка маркируем их. Для этих целей я обычно использую виниловую трубку.
Согласно современному ГОСТу вывода обмоток маркируются следующим образом:
1. U1 – U2 – рабочая обмотка.
2. B1- B2 – пусковая обмотка.
В нашем случае с двигателя выходило 4 провода, но попадаются двигатели, у которых производитель вывел только три.
В таком варианте поступаем следующим образом:
Замеры сопротивления производятся аналогично вышеописанным способом. Маркируем наши провода буквами A, B, C.
Замеряем сопротивление между концами “A – B”, потом между “B – C” и между выводами “A – C”
Теперь записываем (запоминаем) наши получившиеся значения
Из всего выше представленного делаем выводы:
А – В – рабочая обмотка
В – С – пусковая обмотка
А – С – последовательно соединенные пусковая и рабочая обмотки с суммарным сопротивлением.
Заключение
Таким образом, вы сможете легко и просто определить, где пусковая, а где рабочая обмотка в конкретно вашем двигателе у которого вообще может отсутствовать маркировка. Если статья оказалась вам полезна, то оцените ее лайком. Спасибо за ваше внимание!
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
Меня часто спрашивают о том, как можно отличить рабочую обмотку от пусковой в однофазных двигателях, когда на проводах отсутствует маркировка.
Каждый раз приходится подробно разъяснять, что и как. И вот сегодня я решил написать об этом целую статью.
В качестве примера возьму однофазный электродвигатель КД-25-У4, 220 (В), 1350 (об/мин.):
- КД — конденсаторный двигатель
- 25 — мощность 25 (Вт)
- У4 — климатическое исполнение
Вот его внешний вид.
Как видите, маркировка (цветовая и цифровая) на проводах отсутствует. На бирке двигателя можно увидеть, какую маркировку должны иметь провода:
- рабочая (С1-С2) – провода красного цвета
- пусковая (В1-В2) — провода синего цвета
В первую очередь я Вам покажу, как определить рабочую и пусковую обмотки однофазного двигателя, а затем соберу схему его включения. Но об этом будет следующая статья. Перед тем как приступить к чтению данной статьи рекомендую Вам прочитать: подключение однофазного конденсаторного двигателя.
Итак, приступим.
1. Сечение проводов
Визуально смотрим сечение проводников. Пара проводов, у которых сечение больше, относятся к рабочей обмотке. И наоборот. Провода, у которых сечение меньше, относятся к пусковой.
Зная основы электротехники, можно с уверенностью сказать: чем больше сечение проводов, тем меньше их сопротивление, и наоборот, чем меньше сечение проводов, тем больше их сопротивление.
В моем примере разница в сечении проводов не видна, т.к. они тонкие и на глаз их отличить не возможно.
2. Измерение омического сопротивления обмоток
Даже если разницу в сечении проводов видно не вооруженным глазом, то я Вам все равно рекомендую измерять величину сопротивления обмоток. Таким образом, мы заодно и проверим их целостность.
Для этого воспользуемся цифровым мультиметром М890D. Сейчас я не буду рассказывать Вам о том, как пользоваться мультиметром, об этом читайте здесь:
- 1 часть
- 2 часть
- 3 часть
Снимаем изоляцию с проводов.
Затем берем щупы мультиметра и производим замер сопротивления между двух любых проводов.
Если на дисплее нет показаний, то значит нужно взять другой провод и снова произвести замер. Теперь измеренное значение сопротивления составляет 300 (Ом).
Это мы нашли выводы одной обмотки. Теперь подключаем щупы мультиметра на оставшуюся пару проводов и измеряем вторую обмотку. Получилось 129 (Ом).
Делаем вывод: первая обмотка — пусковая, вторая — рабочая.
Чтобы в дальнейшем не запутаться в проводах при подключении двигателя, подготовим бирочки («кембрики») для маркировки. Обычно, в качестве бирок я использую, либо изоляционную трубку ПВХ, либо силиконовую трубку (Silicone Rubber) необходимого мне диаметра. В этом примере я применил силиконовую трубку диаметром 3 (мм).
По новым ГОСТам обмотки однофазного двигателя обозначаются следующим образом:
- (U1-U2) — рабочая
- (Z1-Z2) — пусковая
У двигателя КД-25-У4, взятого в пример, цифровая маркировка выполнена еще по-старому:
- (С1-С2) — рабочая
- (В1-В2) — пусковая
Чтобы не было несоответствий маркировки проводов и схемы, изображенной на бирке двигателя, маркировку я оставил старую.
Одеваю бирки на провода. Вот что получилось.
Для справки: Многие ошибаются, когда говорят, что вращение двигателя можно изменить путем перестановки сетевой вилки (смены полюсов питающего напряжения). Это не правильно!!! Чтобы изменить направление вращения, нужно поменять местами концы пусковой или рабочей обмоток. Только так!!!
Более подробно об этом читайте в моей статье про реверс однофазного электродвигателя.
Мы рассмотрели случай, когда в клеммник однофазного двигателя выведено 4 провода. А бывает и так, что в клеммник выведено всего 3 провода.
В этом случае рабочая и пусковая обмотки соединяются не в клеммнике электродвигателя, а внутри его корпуса.
Как быть в таком случае?
Все делаем аналогично. Производим замер сопротивления между каждыми проводами. Мысленно обозначим их, как 1, 2 и 3.
Вот, что у меня получилось:
- (1-2) — 301 (Ом)
- (1-3) — 431 (Ом)
- (2-3) — 129 (Ом)
Отсюда делаем следующий вывод:
- (1-2) — пусковая обмотка
- (2-3) — рабочая обмотка
- (1-3) — пусковая и рабочая обмотки соединены последовательно (301 + 129 = 431 Ом)
Для справки: при таком соединении обмоток реверс однофазного двигателя тоже возможен. Если очень хочется, то можно вскрыть корпус двигателя, найти место соединения пусковой и рабочей обмоток, разъединить это соединение и вывести в клеммник уже 4 провода, как в первом случае. Но если у Вас однофазный двигатель является конденсаторным, как в моем случае с КД-25, то его реверс можно осуществить путем переключения фазы питающего напряжения.
P.S. На этом все. Если есть вопросы по материалу статьи, то задавайте их в комментариях. Спасибо за внимание.
Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:
Содержание
- 1 Как проверить однофазный двигатель? Начнем с обмоток
- 1.1 Зачем в однофазном двигателе две обмотки
- 1.2 Учимся определять пусковые и рабочие обмотки в однофазных асинхронных двигателях
- 1.2.1 Осмотрите изделие
- 1.2.2 Сечение
- 1.2.3 Завершающий этап
- 2 Прозваниваем однофазный двигатель с помощью мультиметра
- 2.1 Подготовительный этап проверки
- 2.2 Непосредственная проверка двигателя мультиметром
- 3 Проверяем однофазный коллекторный электропривод
- 3.1 Частые неисправности
- 3.2 Редкие неисправности
- 4 Проверка конденсатора с использованием мультиметра
- 5 Поломки, которые можно определить с помощью мультиметра
- 5.1 Оборвалась обмотка
- 5.2 Проверка на наличие короткого замыкания
- 5.3 Проверка на наличие межвиткового замыкания
- 6 Проверка борно
- 7 Подведем итог
Прозвонка электродвигателя достаточно простой процесс, однако, требует знания некоторых тонкостей и внимательности от проверяющего. Какие знания понадобятся при подготовке к прозвону? Что представляет собой проверка привода с помощью мультиметра? Разберемся ниже.
Устройство однофазного двигателя
Как проверить однофазный двигатель? Начнем с обмоток
Несмотря на свое название, однофазные двигатели имеют в своей конструкции три катушки, и это минимум. Две из них расположены в статоре, из подключают параллельно. При этом непосредственно работает только одна, вторую называют пусковой. Клеммы рабочей и пусковой обмоток выводятся на корпус агрегата, с их помощью и происходит включение привода в сеть. К сети подключаются две из них, все оставшиеся выполняют коммутационные функции. Обмотку ротора делают короткозамкнутого типа.
Чтобы была возможность менять мощность прибора, катушку обмотки могут сделать из двух частей. Включаться они будут последовательно.
Определить вид обмотки (рабочая и пусковая) можно визуально, обратив внимание на сечение провода, измерив сопротивление с помощью тестера. О методах определения типа обмотки, чем они отличаются и зачем нужны в однофазном двигателе поговорим подробнее.
Схема обмоток в однофазном электродвигателе
Зачем в однофазном двигателе две обмотки
Все обсуждаемые сегодня электромоторы обладают небольшой мощностью. Магнитопровод однофазной машины содержит обмотку из двух фаз, это и есть основная (рабочая) и пусковая. Последняя не принимает участия в непосредственной работе двигателя.
Такая пара обмоток нужна, чтобы заставить ротор однофазного двигателя вращаться. Наиболее популярные из таких приводов делятся на два подтипа: электродвигатели с пусковой обмоткой и те, которые содержат в конструкции рабочий конденсатор.
В первом случае, так сказать, не рабочая обмотка будет включаться через конденсатор во время запуска мотора, а когда агрегат придет в нормальную работу (скорость вращения станет постоянной), она сама по себе выключиться. Привод же продолжит свою работу при одной рабочей обмотке. Информация о конденсаторе, как правило, указана на специальной табличке на корпусе электродвигателя. Его характеристики непосредственно зависят от конструкции.
Однофазные асинхронные двигатели, содержащие рабочий конденсатор, всегда работают с включенной вспомогательной обмоткой. Она включена через этот самый конденсатор. Емкость такого конденсатора также зависит от его конструктивных особенностей.
Другими словами, двигатель с пусковой обмоткой характерен ее выключением после запуска. А вот при конденсаторной вспомогательной обмотке – ее постоянной работой, т.к. включение происходит через постоянно работающий (даже во время работы привода) конденсатор.
Чтобы правильно проверить работоспособность двигателя с одной фазой, знания об устройства его обмоток критически важны. Отличия между ними можно найти в сечениях проводов, количестве витков, величине сопротивления каждой из них (их можно измерить разными типами тестеров или с помощью омметра).
Учимся определять пусковые и рабочие обмотки в однофазных асинхронных двигателях
Конечно, наличие маркировки на обмотке решает эту проблему. Но зачастую в случае ремонта или замены обмоток, она не сохраняется. Как же тогда определить, что за обмотка перед вами? Вот и обсудим теоретическую и практическую стороны определения пусковой и рабочей обмоток.
Осмотрите изделие
Для наглядности возьмем двигатель, который был установлен в стиральной машине времен СССР. Сама же машинка уже давно на металлоломе.
После визуального осмотра таблички-шильдика на двигателе, как и в этом случае, вы можете не обнаружить, все же возраст мотора говорит сам за себя. В таком случае всю информацию можно найти в интернете. Оказалось, что двигатель содержит в конструкции пусковую обмотку и релейный пуск.
Из двигателя виднеются четыре провода: два красноватых, два голубоватых. Эти провода еще называются выводами обмоток.
Из-за отсутствия какой-либо маркировки, сходу определить какая обмотка пусковая, а какая рабочая невозможно. В такой ситуации нужно обратить внимание на сечение проводников.
Сечение
Посмотрите на провода, которые выходят из электромотора, а точнее на их толщину. Одна из пар будет тоньше. Это пусковая обмотка. Следовательно, пара потолще – рабочая.
Может статься, что сечения на обоих проводах одинаковые, как и в нашей ситуации. Так зрительно определить, где какая обмотка также невозможно.
Но если разница в толщине проводов заметна, не доверяйтесь лишь диаметру. Чтобы определить обмотки наверняка, измеряйте их сопротивление.
На этом этапе переходим к измерению сопротивления обмоток однофазного двигателя переменного тока.
Завершающий этап
Измерение сопротивления
Для измерения сопротивления обмоток однофазного двигателя вам понадобится мультиметр, на котором нужно выбрать прозвонку (или режим измерения Ом).
Провода, выглядывающие из электродвигателя (любая пара) соединяем с любыми выводами мультиметра, измеряем значение.
Если видите на экране цифру один, повторите измерение с любым другим концом.
Запишите сопротивление, которое показала первая выбранная пара (в данном случае вышло 16,5 Ом). После этого щупы измерительного прибора нужно прицепить к двум оставшимся выводам (вторая пара проводов) и произвести замер.
Полученные данные тоже нужно записать, а затем сравнить с первым замером.
Сопротивление исправной рабочей обмотки всегда будет иметь значение меньше, чем у пусковой. Вторая пара проводов, согласно мультиметру, показала сопротивление 34,5 Ом. Таким образом, можно смело утверждать, что первая пара проводов говорит о принадлежности к рабочей обмотке, а вторая, соответственно, к пусковой.
Обозначьте обе обмотки, что в будущем не пришлось проделывать все это заново. Удобно для этого использовать небольшую трубочку из винила.
Маркировать концы проводов (выводы) можно по современным стандартам вот так:
- знаками U1-U2 помечают рабочую обмотку;
- знаками B1-B2 помечают пусковую обмотку.
Такие обозначения ставятся в тех случаях, когда из двигателя видно четыре вывода, в данной ситуации. Однако, на вашем пути может встретиться двигатель, который имеет лишь три вывода. Что делать?
Итак, замеры каждого из трех выводов будут выглядеть примерно вот так: 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом. Завершив эти измерения нужно сразу приступать к другим. Важно найти вывод, который с двумя другими выводами будет показывать 10 и 15 Ом. Поздравляем! Вы наши сетевой провод. Вывод, показывающий сопротивление 10 Ом тоже сетевой, а тот, что показывал 15 Ом – пусковой. Он соединяется со вторым сетевым через конденсатор. Кстати, чтобы изменить направление вращения в таком двигателе, придется добираться до самой схемы обмотки.
Иногда измерения могут быть величиной 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом. Это норма, такие обмотки тоже существуют, их также ставили на различные бытовые приборы. Особенность такого двигателя заключается в том, что какая именно обмотка будет пусковой, а какая рабочей совершенно не имеет значения. Они одинаковы. Просто одну из них (ту, что будет пусковой) нужно подключить через конденсатор.
Вот мы и разобрались в простых методах распознавания пусковых и рабочих обмотках. Теперь вы сможете отличить составляющие двигателя даже в том случае, когда отсутствует шильдик и любая маркировка выводов. Предлагаем немного подытожить всю информацию:
- В случае, когда двигатель имеет четыре вывода, нужно лишь найти концы обмоток, в которых легко разобрать после замера. Провод, где значение сопротивления меньше – обмотка рабочая, больше – пусковая. Подключить все выводы очень просто: напряжение 220 В подают на те провода, которые потолще. А один из кончиков проводов пусковой на один из рабочей. При этом на какой именно кончик вывода рабочей обмотки совершенно не важно, ведь направление вращения от этого никак не зависит (так же как и, скажем, от того, какой стороной вы вставите вилку в розетку). Вращение меняется лишь от того, какой конец пусковой обмотки вы подключили.
- При наличии лишь трех проводов в качестве вывода обмоток, сетевым будет тот, что показывает меньшее сопротивление, а также тот, что при соединении с другими двумя покажет сопротивление 10 Ом и 15 Ом (если измерения сопротивления каждого из них дало 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом). Тот что показал 15 Ом на мультиметре – вывод пусковой обмотки.
- Если вы встретили трехпроводный вывод, и сопротивление каждого из проводов (как пример) 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом, обе обмотки могут быть и рабочей и пусковой.
Прозваниваем однофазный двигатель с помощью мультиметра
Чтобы выявить поломки электропривода в бытовых условиях достаточно использовать мультиметр. Во-первых, не у всех есть дорогое профессиональное оборудование (это скорее исключение), во вторых для определения большинства неисправностей этого прибора хватает, что называется, с головой. Тут вам не понадобится никакой специалист.
Самая основная неисправность в однофазных двигателях – прекращение вращения. Причина такой поломки определяется достаточно просто. Мультиметр переключают в режим вольтметра и проверяют подачу напряжения, которое питает двигатель. Если с напряжением все в порядке, то неисправность заключается в самом двигателе, его электрической части. Это, конечно, говорит о необходимости проверки состояния подключения и прозвона обмоток. Для этого, зачастую, также используют мультиметр.
Но как правильно подготовится к прозвону двигателя?
Подготовительный этап проверки
Замкните щупы мультиметра
Перед проведением диагностики нужно выполнить следующие действия:
- Отключить машину от питания. Если сопротивление обмотки измеряется с включенной в электросеть цепью, агрегат сломается.
- Замкните щупы мультиметра, выставите нулевые значения. Это называется калибровкой аппарата.
- Внимательно проведите осмотр двигателя. Его могло затопить, некоторые детали могут отломаться, возможно, слышен запах горелого. В таком случае прозванивать агрегат бессмысленно, ведь поломка очевидна.
Асинхронные, однофазные и трехфазные, коллекторные – прозвон всех двигателей происходит одинаково. Методика не отличается в зависимости от разницы конструкций агрегатов, так как все различия столь основательны. Тем не менее в диагностике присутствуют некоторые детали, игнорировать которые нельзя.
Непосредственная проверка двигателя мультиметром
Наиболее распространенные поломки делятся на две основные группы:
- присутствует контакт там, где он не должен быть;
- отсутствует контакт там, где он должен быть.
Рассмотрим, как прозвонить однофазный электромотор переменного тока с помощью мультиметра. Он имеет две катушки, одна из которых рабочая, а вторая вспомогательная. На уровень работоспособности двигателя огромное влияние имеют уровень надежности контактов, качество изоляции и правильность намотки.
- Первое, что нужно сделать: проверить наличие замыкания на корпус. Тут нужно помнить о том, что все значения на мультиметре будут приблизительные. Чтобы получить точные данные, понадобится более дорогостоящие и точные устройства измерения.
- Значение измерений на приборе устанавливаются на максимальные.
- Щупы соединяют между собой. Так можно убедиться в том, что сам мультиметр исправен и правильно настроен.
- Затем один щуп соединяют с корпусом привода. При наличии контакта можно подсоединять и второй щуп. Отслеживайте показания.
- Если ничего не сбоит, коснитесь щупом вывода фаз.
- При качественной изоляции прибор будет показывать высокое значение сопротивления. Оно может быть в пределах даже нескольких тысяч мегаом.
Помните, что измеряя сопротивление изоляции мультиметром вы всегда будете получать высокие показания (выше допустимых норм). Это связано с тем, что электродвижущая сила прибора составляет максимум 9 В, а двигатель, как мы знаем выполняет работу с напряжением 220 В или даже 380 В. Закон Ома говорит, что величина сопротивления зависит от величины напряжения, поэтому нужно всегда делать скидку на разницу.
Обязательной является и проверка целостности обмоток. Нужно прозвонить все концы, которые входят в клеммную коробку агрегата. Если есть обрыв, то проверку лучше остановить, ведь логики в дальнейшей диагностике нет. Сначала нужно поработать над решением этой проблемы.
Зная правила и порядок прозвона однофазного двигателя с помощью мультиметра, вы можете легко экономить на диагностике и ремонте, когда в двигателе действительно присутствуют лишь мелкие поломки. Но если вы понимаете, что все не так просто или просто не понимаете, что не так с вашим электродвигателем, лучше отнести его к профессионалу, который проведет более детальную проверку дорогостоящими и чувствительными приборами.
Проверяем однофазный коллекторный электропривод
Чтобы определить и устранить неисправность в коллекторном двигателе, его, скорее всего, придется разобрать.
Частые неисправности
Перед разборкой обязательно посмотрите на искрение, которое обычно происходит в контактно-щеточном механизме. В случае, когда вы заметили повышенный уровень искрения, стоит проверить контакт щеток или наличие межвиткового замыкания в самом коллекторе.
Как правило, основные причины, по которым ломаются коллекторные двигатели – это сильно изношенные щетки или почерневший коллектор. Старые щетки обычно меняют на новые. Они должны быть одинаковыми по размеру и форме. Лучше всего ставить оригинальные детали (от того же производителя, что и двигатель). Менять их достаточно просто: снимается (сдвигается) фиксатор или откручивается болт. Некоторые модели двигателей могут требовать смены не только щеток, но и щеткодержателей. Не забудьте о подключении медного поводка к контакту.
В случае, если щетки в норме, проверьте пружины, которые их прижимают, растянув их.
При потемнении контактной части коллектора, почистите ее, используя мелкую наждачную бумагу. Ее еще называют нулевкой.
Временами на месте, где происходит контакт щеток и коллектора, образуется некая канавка. Ее нужно проточить, используя станок.
Однофазный коллекторный двигатель
Еще одной распространенной поломкой коллекторного однофазного двигателя можно назвать износ подшипников. Если корпус сильно вибрирует во время работы и подшипники бьются, они точно подлежат замене. Если запустить ситуацию, упомянутые детали будут касаться ротора и статора, что может быть чревато их неизбежной заменой. Это уже сложнее и дороже.
Редкие неисправности
Намного реже в коллекторных двигателях случаются обрывы и выгорания обмоток и мест подключения. Также редко можно встретить оплавления, замыкания ламеля пылью графита.
Чтобы избежать таких поломок, во время внешнего осмотра нужно всегда обращать внимание на:
- цельность обмоток;
- наличие почернения на обмотках;
- прочность контакта ламелей коллектора с выводами проводов. Если есть необходимость, то их нужно перепаять;
- количество графитовой пыли между ламелями коллектора. Обязательно удалите пыль, если нужно;
- присутствие горелого запаха (это может быть изоляция).
При визуальном осмотре вы обнаружили, что обмотка статора/ротора повреждена? Сдайте ее на перемотку или просто замените новой.
К сожалению, повреждение обмотки не всегда можно увидеть невооруженным глазом, поэтому если очевидных поломок нет, прозвоните их с помощью мультиметра.
Проверка конденсатора с использованием мультиметра
Проверка конденсатора мультиметром
Конечно, наиболее надежный способ проверить неисправный однофазный двигатель с конденсатором – использовать омметр для измерения величины сопротивления. Прибор точно покажет сопротивление конденсатора, а по этому уже можно делать выводы о том, насколько целостным является диэлектрик, от чего напрямую зависит исправность электронного устройства.
В бытовых условиях, когда точных значений от вас никто не требует, а вам нужно лишь узнать причину поломки, достаточно будет и мультиметра.
Алгоритм проверки следующий:
- мультиметр переключается в режим измерения Ом;
- затем нужно выставить верхнее значение сопротивления – бесконечность;
- произвести измерение сопротивления конденсатора на выводах.
Если сопротивление будет низким (а это любое значение, помимо бесконечности), то устройство, которое проходит тест, сломано. Тут либо пробит диэлектрик, либо вытек электролит.
Стрелка циферблата на тестере показывает небольшое отклонение, а затем возвращается на исходную позицию? Конденсатор исправен и потихоньку набирает емкость.
Стрелка прибора, которая отклонилась, а затем зафиксировалась на одном из значений также свидетельствует о поломке электронного устройства.
Поломки, которые можно определить с помощью мультиметра
Как мы уже выяснили, мультиметр – незаменимый прибор для быстрой и многопрофильной проверки двигателей на исправность. Он найдется у всех профильных мастеров и во многих домашних мастерских. С его помощью можно выявить основные виды поломок электроприборов, и двигатели не исключение.
Наиболее частыми поломками в электродвигателях и других машинах такого типа являются следующими:
- оборвавшаяся обмотка на роторе или статоре;
- наличие короткого замыкания;
- наличие межвиткового замыкания.
Каждая проблема из списка выше заслуживает более близкого ее рассмотрения.
Оборвалась обмотка
В обрыве обмотки нет ничего удивительного, это самая распространенная неисправность в работе электроприводов. Произойти поломка может и в статоре, и в якоре.
Если в обмотке оборвалась одна фаза, то в этом месте тока не будет, а вот во второй фазе показатель тока будет завышен. Измерить это можно с помощью того же мультиметра в режиме амперметра.
В целом, эта поломка равнозначна потере фазы. Например, если обрыв внезапно произошел в то время, когда привод был в работе, двигатель начинает резко терять мощность и перегреваться. Если защита на агрегате работает правильно, то он отключится. Для решения проблемы, в основном, требуется перемотка.
В ситуации, когда обрыв произошел в роторе, частота колебания тока будет равна частоте колебания и скольжения напряжения. Из внешних признаков: сильное гудение и вибрирование, снижение оборотов привода.
Все это лишь причины поломок, но вот обнаружить их можно только если прозвонить каждую обмотку электромотора, измерив их сопротивление.
Пусковую и рабочую обмотку прозванивают в тех однофазных двигателях, которые работают при переменном напряжении величиной 220 В. Пусковая обмотка должна выдавать сопротивление, большее, чем у рабочей на 150%.
Для быстрой проверки работоспособности электродвигателя, на мультиметре также можно использовать функцию, которая называется «Прозвонка». Если цепь исправна, вы будете слышать характерный звук прибора, а в некоторых моделях присутствует и световой индикатор. Но если в цепи есть обрыв, звука вы не услышите.
Проверка на наличие короткого замыкания
Одна из привычных всем поломок в электрических двигателях – короткое замыкание на корпус. Чтобы найти поломку такого рода с мультиметром, проделайте следующее:
- установите измерение сопротивления прибором на максимальное;
- проверьте исправность самого мультиметра, соединив его щупы между собой;
- один из щупов подсоедините к корпусу двигателя;
- оставшийся по очереди присоединяйте к каждой из фаз.
Если двигатель, который вы проверяли, исправен, то сопротивление будет показывать сотни и даже тысячи мегаом.
Сделать исследование на предмет короткого замыкания в режиме «Прозвонка» еще легче. Нужно проделать те же действия, и если услышите звук (как при прозвонке обмотки), это будет свидетельствовать о наличии нарушений в целости изоляции обмотки, а также наличии короткого замыкания на корпус.
Надо отметить, что поломка такого типа не просто носит негативное влияние на сам двигатель, но опасна для жизни людей, работающих с машиной (если нет нужных средств защиты).
Проверка на наличие межвиткового замыкания
Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание
Последний вид поломки (из самых популярных) – это наличие межвиткового замыкания.
Межвитковое замыкание – короткое замыкание, происходящее на одной катушке электродвигателя, между ее витками. Внешне такая неполадка проявляется в сильном гудении и заметном снижении мощности.
Обнаружение такой поломки проводится с помощью нескольких способов. Основные из них – токовые клещи и наш любимы мультиметр.
Во время диагностики измеряется значение тока во всех фазах (обмотка статора) по отдельности. Если одна из них покажет завышенный результат, значит, там есть межвитковое замыкание.
Проверка борно
Если вы все прозвонили согласно инструкции выше, но не избавились от подозрений в неисправности, вскройте борно электродвигателя. Это второе название клеммной коробки. Часто и густо бывает, что крепеж в коробке недостаточно крепко затянут. Провода там тоже могут отгореть. В случае использования гаек для соединения, проверьте протяжку верхней (она прикручивает проводник) гайки и осмотрите ту гайку, что служит для удержания вывода обмоток, которые уходят в двигатель.
Подведем итог
Если следовать всем инструкциям и указаниям в статье, то мультиметром можно обнаружить большинство наиболее распространенных поломок в однофазном электродвигателе, в том числе наличие межвиткового замыкания, короткого замыкания на корпус и обрыва обмоток.
Однако не всегда можно определить толщину проволоки невооруженным глазом, а иногда разница между ними вообще не заметна человеческому глазу.
Несмотря на свое название, однофазные двигатели имеют две фазные обмотки: основную и вспомогательную. Таким образом, существуют бифилярные и конденсаторные двигатели, и если первые имеют пусковую обмотку, то вторые – пусковой конденсатор. В то время как последний тип имеет вспомогательную обмотку, которая постоянно находится в работе, первый отключает ее от сети, как только двигатель достигает скорости. Таким образом, вспомогательная катушка включается на короткий промежуток времени.
Двигатель должен запускаться даже без цепи конденсатор+фазопереключающая катушка – просто вручную поверните ротор двигателя в любом направлении. И при 4 мкФ без нагрузки он, безусловно, должен справиться с этой задачей.
И проверьте, к какой обмотке относится пятый вывод, он не сам по себе, как у Матроскина.
Как определить рабочие и пусковые обмотки однофазного двигателя
17 февраля 2014 года. Категория: Электродвигатели, Электрооборудование
Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители сайта “Записки электрика”.
Меня часто спрашивают, как можно отличить рабочую обмотку от пусковой в однофазных двигателях, если на проводах нет маркировки.
Каждый раз мне приходится подробно объяснять, что и как. Поэтому сегодня я решил написать об этом целую статью.
В качестве примера приведу однофазный электродвигатель КД-25-У4, 220 (В), 1350 (об/мин):
- KD – конденсаторный двигатель
- 25 – мощность 25 (Вт)
- U4 – климатическая версия
Вот его внешний вид.
Как вы можете видеть, на проводах нет никакой маркировки (цветной или цифровой). На заводской табличке двигателя можно увидеть, какую маркировку должны иметь провода:
- работа (C1-C2) – красные провода
- пуск (B1-B2) – синие провода
Сначала я покажу, как определить рабочую и пусковую обмотки однофазного двигателя, а затем сделаю схему его включения. Но об этом будет рассказано в следующей статье. Прежде чем вы начнете читать эту статью, я рекомендую вам прочитать: Подключение однофазного конденсаторного двигателя.
1 Сечение провода
Визуально проверьте сечение проводов. Пара проводов с большим сечением относится к рабочей обмотке. И наоборот. Провода с меньшим сечением относятся к пусковой обмотке.
Если вы знаете основы электротехники, то можете с уверенностью утверждать: чем больше площадь поперечного сечения проводов, тем меньше их сопротивление, и наоборот, чем меньше площадь поперечного сечения проводов, тем больше их сопротивление.
В моем примере разница в сечении проводов не видна, потому что они тонкие и визуально не различимы.
2. Измерение омического сопротивления обмоток
Даже если разница в сечении проводов заметна нетренированному глазу, я все равно рекомендую измерить значения сопротивления обмоток. Таким образом можно также проверить целостность обмоток.
Для этого мы будем использовать цифровой мультиметр M890D. Я не буду сейчас рассказывать вам, как пользоваться мультиметром, об этом вы можете прочитать здесь:
Снимите изоляцию с проводов.
Затем возьмите щуп мультиметра и измерьте сопротивление между любыми двумя проводами.
Если на дисплее нет показаний, возьмите другой провод и повторите измерение. Измеренное значение сопротивления теперь равно 300 (Ом).
Это позволило найти выводы одной обмотки. Теперь подключите щуп мультиметра к оставшейся паре выводов и измерьте другую обмотку. Результат – 129 (Ом).
Вывод таков: первая обмотка – пусковая, вторая обмотка – рабочая.
Чтобы не перепутать провода при подключении двигателя в будущем, готовим маркеры для разметки. Для разметки я обычно использую либо изоляционные трубки из ПВХ, либо трубки из силиконовой резины нужного диаметра. В данном примере я использовал силиконовую трубку диаметром 3 (мм).
Согласно новым национальным стандартам, обмотка однофазного двигателя маркируется следующим образом:
- (U1-U2) – оперативный
- (Z1-Z2) – начало
Для двигателя КД-25-У4, взятого в качестве примера, цифровое обозначение выполнено старым способом:
- (C1-C2) – оперативный
- (B1-B2) – начало
Чтобы избежать расхождений в маркировке проводов и схемы, которая отображается на пластине двигателя, я оставил старую маркировку.
Наклеивание бирок на провода. Вот что я получил.
Для справки: Многие ошибаются, говоря, что скорость двигателя можно изменить, перевернув сетевую вилку (поменяв полюса питающего напряжения). Это неверно. Для изменения направления вращения необходимо поменять местами концы пусковой или беговой обмотки. Это единственный путь.
Это происходит, когда в клеммную колодку однофазного двигателя вставляется 4 провода. Это также имеет место, если к клеммной колодке подключены только 3 провода.
В этом случае рабочая и пусковая обмотки соединяются не в клеммной коробке, а внутри корпуса двигателя.
Действуйте аналогичным образом. Измерьте сопротивление между каждым проводом. Назовем их мысленно 1, 2 и 3.
Вот что я получил:
- (1-2) – 301 (Ом)
- (1-3) – 431 Ом
- (2-3) – 129 Ом
Из этого мы делаем следующий вывод:
- (1-2) – пусковая обмотка
- (2-3) – рабочая обмотка
- (1-3) – пусковая и рабочая обмотки соединены последовательно (301 + 129 = 431 Ом)
Для справки: С помощью такого соединения обмоток можно также изменить направление вращения однофазного двигателя. Если вы действительно хотите, вы можете открыть корпус двигателя, найти соединение между пусковой и беговой обмотками, отсоединить соединение и проложить 4 провода к клеммной коробке, как в первом случае. Но если ваш однофазный двигатель является конденсаторным, как в моем случае с KD-25, вы можете изменить его направление, изменив фазу питающего напряжения.
P.S. На этом пока все. Если у вас есть вопросы по статье, не стесняйтесь задавать их в разделе комментариев. Спасибо за внимание.
143 комментария на “Как определить рабочую и пусковую обмотки однофазного двигателя
Добрый вечер Дмитрий, я сам работаю электриком в ETL. У меня вопрос об испытании кабельной линии из сшитого полиэтилена. Испытывали ли вы это, какое напряжение подавалось, каковы были токи утечки, сколько времени требуется для проверки одной фазы? Заранее благодарю вас, если вы сможете отправить свой ответ мне по адресу
по почте.
Привет Артем, добро пожаловать. я писал о тестировании кабелей из сшитого полиэтилена в комментариях в этой статье.
Здравствуйте Дмитрий. а не могли бы вы написать подробную статью по масляным выключателям, (соленоид, контактор включения, катушка отключения, их испытания, измерения производительности), а также испытания силового трансформатора и его измерения. очень нужно, есть нюансы на мой взгляд.
SLV, я планировал написать эти статьи, особенно о различных типах приводов (ПЭ-11, ПС-10, ПЭ-21 и др.), о высоковольтных масляных и вакуумных выключателях, устанавливаемых как в камерах КСО, так и на тележках, но боюсь, что многим посетителям этого сайта это будет не интересно. Я откладывал… все это время.
Здравствуйте Дмитрий!
Вы очень хорошо все объяснили, спасибо вам большое! Не могли бы вы объяснить, что означает для автоматических выключателей, например, 6 кА или 35 кА, если они рассчитаны на одинаковый ток срабатывания? И почему такая разница в цене?
Борис, значения 4,5 (кА), 6 (кА), 10 (кА) и т.д. относятся к электродинамическому сопротивлению короткого замыкания защитного аппарата, т.е. показывают, насколько выключатель устойчив к короткому замыканию. Для дома (квартиры) достаточно 4,5 (кА), так как линии от подстанции до дома и от распределительного устройства до квартир достаточно длинные и имеют высокое активное сопротивление, что приводит к снижению токов короткого замыкания до величины 0,5-1,5 (кА), а часто даже меньше.
Просмотрел весь интернет,нифига не могу понять,в книге на работе не могу разобраться и все.Кстати,можно сказать,что все таки значит тангенциальные диэлектрические потери масла,что все говорят об этом на работе,и никто так и не знает точно).
У меня есть электронная таблица для сравнения мощности двигателя с мощностью конденсатора, но мой друг попросил меня подключить трехфазный двигатель в его гараже.
Если у вас есть такая таблица, пожалуйста, опубликуйте ее или пришлите мне по электронной почте.
При всем уважении, Николай.
Николай, читайте здесь. Можно рассчитать емкость рабочих и пусковых конденсаторов в зависимости от мощности двигателя.
Здравствуйте, позволю себе не согласиться с вами по поводу невозможности изменить направление вращения однофазного двигателя, если из него выходят только три провода. Сегодня перепаял китайский электрический тельфер, открыл коробку с клеммами и конденсаторами, а из мотора выходят три провода, но реверс работает.
Я не понимаю последний чертеж.kak подключить к сетке с катодом. Двигатель 2.2 кВт 3000 об/мин на выходе 4 провода, открутил, похоже, что 2 припаяны к куче.Так что выходные клеммы 3.ПОЖАЛУЙСТА, КОНТАКТ.
Схема такая же, как показана на корпусе двигателя из статьи. Выход рабочей обмотки С1 и общий (С2+В1) подключены к сети 220 (В). Между пусковой обмоткой B2 и рабочей обмоткой C1 подключен конденсатор.
Добрый вечер, я так понимаю, что конденсатор вставляется там, где сопротивление 301 (Ом) и где 129 (Ом) идет на сеть.
Да, рабочая обмотка подключена непосредственно к сети 220 (В), а пусковая обмотка подключена через конденсатор.
Владимир: “Здравствуйте, я не согласен с вами в том, что невозможно изменить направление вращения однофазного двигателя, если из него выходят только три провода. Сегодня перебрал китайский электротельфер, открыл коробку с клеммами и конденсаторами, а там три провода из мотора вытащил, но реверс работает.
А почему вы решили, что у тельфера однофазный, а не трехфазный двигатель?
И еще один вопрос – зачем подключать конденсатор, если у вас уже есть пусковая обмотка.
Конденсатор необходим для создания сдвига фаз и создания вращающегося магнитного поля. Только однофазные коллекторные двигатели работают без конденсатора, асинхронные – нет.
Подойдет ли простой диммер мощностью 0,8 кВт для регулирования скорости такого двигателя, подойдет двигатель мощностью 0,2 кВт с 1000-1500 об/мин.
Алексей, вы можете использовать этот поворотный (механический) диммер. И да, в целом, я не рекомендую использовать диммер для регулирования скорости вращения двигателя.
Доброе утро, Дмитрий!
Очень интересный сайт! Спасибо за ваши усилия!
По этой статье есть вопрос: “КД 120-4 220w” вывод с тремя проводами одинакового сечения, 1-3 фаза с сопротивлением считывания 43, а 2-й провод ни с 1 ни с 3 сопротивление на нуле.После подачи напряжения на 1-3, происходит залипание, но после пинка руля. Скажите Дмитрий, это надо будет разбирать и смотреть еще, куда подключен 2-й провод?
Залим, пожалуйста, объясните, что сопротивление между 2-й клеммой и остальными равно нулю или обрыву?
Тестер показывает ноль Дмитрий
Залим, этого не может быть. Измерьте еще раз.
Да, Дмитрий, извините, я его измерил, он показывает один, я запутался в них, … это перелом?
Скорее всего, обрыв в соленоиде стартера.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, должна ли обмотка стартера быть включена или ее нужно отсоединить после запуска двигателя?
Миша, обмотка конденсатора должна быть включена, а обычная выключена. Вот как это, похоже, работает.
А если бирка нечитаема, как определить, однофазный или трехфазный двигатель?
И если это однофазный двигатель, как узнать, является ли он конденсаторным или нет?
Я собрал схему для двигателей, но при включении двигатель не запускается, он гудит как трансформатор. ÒМожет быть, неисправность между витками или что-то еще.
Николай, вам необходимо измерить сопротивление обмоток запуска и запуска, чтобы проверить, не неисправны ли они. Это можно сделать с помощью цифрового мультиметра или другого оборудования.
Подскажите пожалуйста у меня на двигателе выходят 4 провода все они звонятся между собой, как мне узнать назначение каждого провода и как их соединить
Виталий, скажите мне тип (модель) вашего двигателя.
Доброе утро, пожалуйста, проконсультируйте меня по одной проблеме. Однофазный двигатель с конденсаторным запуском. Мой двигатель время от времени не заводится, он продолжает гудеть. Конденсаторная батарея состоит из трех конденсаторов 2MbGP-2 емкостью 2 мкФ 630 В каждый. Конденсаторы на тестере показывают полную емкость. Чем грозит увеличение емкости конденсатора и чем грозит снижение напряжения конденсатора с 630 В до 450 В? Спасибо! Сопротивление обмотки 50 Ом, стартовое 20 Ом марку рабочего двигателя сейчас не помню.
Вадим, если двигатель гудит, значит, нет крутящего момента. Это может произойти по следующим причинам: либо конденсаторы неисправны (отсутствуют или имеют низкую емкость), либо произошел перекос в одной из обмоток двигателя. Лучше всего начать сразу и заменить старые конденсаторы на новые. Емкость не нужно увеличивать, просто немного в ту или иную сторону, но вместо 630 (В) можно смело использовать 450 (В).
Хороший день. Конденсаторы показывают номинальную емкость. найти другие у нас оказалось проблемой. либо большая или меньшая емкость, либо размер не подходит. либо ценник не соответствует действительности и срок доставки. Как я понимаю, если увеличить с шести до почти семи мкФ, то особых проблем не будет? Двигатель во включенном состоянии работает пятнадцать секунд. проблема запуска не систематическая. как рассчитать межвитковое замыкание? на трехфазном асинхронном устройстве известно. Спасибо.
Здравствуйте, эксперты, а как быть с непредсказуемыми изменениями направления вращения двигателя. Но если я использую обмотку меньшего сечения в качестве рабочей обмотки, все работает нормально, и после замены контактов он правильно меняет направление вращения и работает около часа без перегрева.
Доброе утро, сегодня решил запустить вытяжку над плитой, регулятор оборотов двигателя уже давно отжил свое…. со светом проблем нет, но есть четыре провода от электродвигателя, что с ними делать? Я вынул все сенсорные кнопки, поставил, Вытяжка KRONA GALA с тремя скоростями вентилятора…. Можете ли вы помочь мне с проводкой?
Как вы обнаружили, что соленоид стартера имеет большее сопротивление, чем рабочая обмотка?
Здравствуйте, у меня есть двигатель 2DAK71-40-1.0-u2 у него четыре провода (черный, красный, серый, белый, они все соединены вместе, подскажите пожалуйста как его подключить?
Вы уверены, что этот двигатель работает?
добрый вечер такая проблема двигатель на пилораме 380в подключен пме-211 и тре-25 работал теперь он еле вращается или остается на месте что делать подскажите спасибо.
Вручную вращать? И еще у пилорам разная мощность двигателя, какой у вас?
Сначала измерьте напряжение на клеммах двигателя, я так думаю!
Здравствуйте у меня вопрос. есть двигатель выходят 4 провода обозначены с1 с2 с3 и обозначены 0 и ноль изолирован на землю не один из проводов не бьется как подключить к 220в и еще провод ноль прозвонить и с1 с2 с3 спасибо !
Сначала посмотрите это, соединение звезд – http://zametkielectrika.ru/soedinenie-zvezdoj-i-treugolnikom/
а затем найдите 220v три фазы, это даст вам схемы и некоторые данные для расчета конденсаторов. Но вам нужно знать хотя бы что-то о токе и мощности.
ZIKA:
04.06.2015 в 14:27
Назначение выводов выглядит как для трехфазного двигателя с обмотками, соединенными звездой, и снятой нулевой точкой. C1, C2, C3 – начала обмоток, 0 – нулевая точка звезды.
Измерьте сопротивление C1-0, C2-0, C3-0. У хорошего двигателя сопротивление обмоток должно быть примерно одинаковым. Сопротивление цепей C1-C2, C2-C3, C3-C1 должно быть одинаковым между собой и в 2 раза больше сопротивления C1-0. При подключении асинхронного двигателя точка “звезда” не используется. Снова утеплите его.
Если вы можете прочитать номинальное напряжение и мощность на заводской табличке, тогда вы можете перейти к расчету конденсатора, как написал SAW: 04/06/2015 в 15:24.
Если напряжение двигателя составляет 380 В, при подключении к 220 В его нагрузочная способность явно снизится. Но в режиме близком к холостому ходу он будет работать.
Если заводская табличка совсем не читается, начните с подключения к трехфазной сети. Если это работает, используйте потребляемый ток для оценки производительности двигателя.
Если трехфазная линия недоступна, начните с нескольких микрофарад и кратковременно подайте напряжение. Продолжайте увеличивать мощность, пока она не начнет работать.
Стоит ли этот двигатель затрат и риска? Проще купить однофазный двигатель 220 В, который заведомо исправен.
Спасибо за эту статью, простую, ясную и конкретную. Я освежил свою память, тем более что в настоящее время я имею дело с итальянским однофазным двигателем….. Мне еще не удалось заставить его работать. Он имеет 5/пять проводов на выходе. Я думаю, что конденсатор слишком мал, я подключил 4mc, в то время как на заводской табличке двигателя указано 20mf. Пока, и спасибо.
Двигатель должен запускаться даже без конденсатора и цепи переключения фаз – просто вручную поверните ротор двигателя в любом направлении. И с 4 мкФ без нагрузки он определенно должен запуститься.
Проверьте, к какой обмотке относится пятый вывод, он не такой, как у Матроскина.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, есть эл.двигатель маленький ватт на 300 без опознавательных знаков, из него выходят 4 провода, как я понимаю это концы рабочей и пусковой обмоток. 4 провода прозваниваются вместе, сопротивление от 50 до 250 Ом. Как определить, какая обмотка какая?
Ваш двигатель явно неисправен
Если он однофазный, то может быть либо три провода от двух обмоток с общей точкой, но без реверса, либо четыре с реверсом, и в последнем случае обмотки не должны соединяться никаким образом.
Если он трехфазный, то на общем проводе должно быть три одинаковых сопротивления (+/- разница в несколько Ом), или удвоенное, если вы соедините две обмотки последовательно в звезду без общего провода.
И третий вариант – это может быть что угодно…
Все устроено, что в наше время большая редкость.
Скажите, пожалуйста, можно ли сделать точило из такого специфического двигателя? Для заточки ножей, отверток, ножниц, сверл?
Любая мощность начинается от 50 Вт, а если вы не давите на руль, то и 30 вполне достаточно. Я пользуюсь таким уже около 30 лет, от какого-то магнитофона, 50…100 мм камень достаточно хорош для домашнего использования. Есть также трехфазный двигатель с, как его там, сначала он работал в звезде через конденсаторы, одна обмотка умерла, теперь, чтобы его раскрутить, нужно вручную повернуть его в нужную сторону.
Для больших камней 150 мм… мм, а для более крупных деталей нужно искать более мощные, от 300 Вт. Обороты, я думаю, не более 1500, иначе ваши детали сгорят при заточке.
Добавлю – именно такой КД-25 (фото в начале статьи) и стоит на одной из мельниц.
Однако если двигатель уже был отремонтирован или на нем нет маркировки, этот метод контроля не эффективен. В первом случае внутренняя отделка двигателя могла быть полностью изменена во время капитального ремонта, а во втором случае невозможно четко расшифровать цветную маркировку. Более того, иногда разметка может вообще отсутствовать. Поэтому в таких ситуациях лучше использовать другой, более надежный метод.
Первое, что нужно сделать, это попытаться найти различия между катушками визуально (по сечению провода).
Логически можно предположить следующее:
- Когда двигатель запускается, ток в соленоиде стартера увеличивается в несколько раз;
- для предотвращения перегрева и ожогов проволока должна быть достаточно толстой;
- в любом случае, эти провода толще, чем прутья рабочей катушки при нормальных условиях эксплуатации.
Важно!
При визуальном осмотре катушки достаточно распознать пару жил большего сечения, которые и являются катушкой машины. В этом случае сердечники с меньшим поперечным сечением относятся к начальной катушке. Совсем другое дело, когда разница в их фактических сечениях почти незаметна на глаз (как в случае с рассматриваемым двигателем).
Пусковые и рабочие характеристики рассматриваемого двигателя плохие. КПД значительно ниже, чем у конденсаторного двигателя той же мощности, из-за значительных электрических потерь в закороченной обмотке.
Однофазные двигатели 220 В: детали подключения
В настоящее время трудно найти человека, который не знает, что такое однофазный электродвигатель. Однофазные электродвигатели 220 В выпускаются серийно уже много лет. Они пользуются большим спросом в сельском хозяйстве, домашних хозяйствах, промышленности, частных и государственных мастерских. Очень популярны однофазные двигатели 220 В.
Основные понятия
Асинхронный двигатель 220 В, однофазный, требует питания переменным током; сеть для подключения такой машины должна быть однофазной. Однофазные двигатели 220 В работают при напряжении сети 220 В и частоте 50 Гц.
Эти электрические величины поддерживаются во всех бытовых электрических сетях, в домах, квартирах, коттеджах, дачах, по всей России, а в США напряжение в бытовой электрической сети составляет 110 В.
Напряжение сети в нашей стране бывает однофазным, трехфазным и другими видами электрических сетей.
Применение однофазных двигателей
Эти двигатели используются в приборах с низкой мощностью.
- Бытовая техника.
- Однофазные двигатели используются в приборах с небольшой мощностью.
- Электрические насосы.
- Станки для обработки сырья.
Заводы выпускают однофазные электродвигатели 220 В малой мощности различных моделей, частоты вращения и мощности. Стоит отметить, что однофазные двигатели уступают трехфазным по многим параметрам.
- КПД таких двигателей ниже.
- Пусковой момент.
- Мощность.
- Перегрузочная способность трехфазных двигателей выше, чем у однофазных.
Эти значения ниже, если трехфазные двигатели одинакового размера.
Конструкция электродвигателя
Однофазные двигатели 220 В имеют две фазы, но основную работу выполняет одна из них, поэтому такие двигатели называются однофазными. Двигатель состоит из следующих частей.
- Статор, который является неподвижной частью двигателя.
- Ротор, который является подвижной (вращающейся) частью двигателя.
Однофазный электродвигатель можно описать как асинхронный электродвигатель, имеющий рабочую обмотку на неподвижной части и подключенный к однофазной сети переменного тока.
Пусковая катушка
Для того чтобы однофазный двигатель мог самостоятельно запускаться и вращаться, устанавливается вторая катушка. Он предназначен для запуска двигателя.
Пусковая катушка устанавливается под углом 90° к рабочей катушке. Чтобы добиться сдвига тока, в цепи необходимо установить фазосдвигающее звено.
В качестве фазосдвигающего звена можно использовать несколько средств.
- Активный резистор.
- Конденсатор.
- Индуктор.
Ротор и статор двигателя металлические. Для ротора или статора требуется специальная электротехническая сталь класса 2212.
Двухфазные и трехфазные двигатели
Возможно подключение 2-фазного или 3-фазного двигателя к однофазному питанию. Такие двигатели иногда ошибочно называют однофазными. Это неправильное название – правильным термином является “двухфазный (или трехфазный) двигатель, подключенный к однофазному источнику переменного тока”. Простое подключение двух- или трехфазного двигателя к однофазному источнику питания не даст результата. Необходима согласующая цепь.
Существует несколько таких схем, и согласование может быть выполнено с помощью конденсаторов. Когда конденсаторы подключены к двигателю, как показано на электрической схеме, двигатель будет работать, и все фазы двигателя будут под напряжением, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ротор вращался.
Принцип работы
Переменный электрический ток создает в статоре магнитное поле, которое имеет два поля равной амплитуды и частоты, но противоположных направлений.
Эти поля взаимодействуют с неподвижным ротором, и поскольку поля направлены по-разному, ротор начинает вращаться. Если в двигателе нет пускового механизма, ротор будет стоять на месте.
Ротор, однажды запущенный в одном направлении, будет продолжать вращаться в том же направлении.
Запуск двигателя
Двигатель запускается магнитным полем, магнитное поле, действующее на ротор, заставляет его вращаться. Основная и дополнительная катушки создают магнитное поле, причем начальная катушка меньше и соединена с дополнительной катушкой через конденсатор, индуктор или активный резистор.
Если двигатель имеет низкую мощность, пусковая фаза замыкается накоротко. Для запуска такого двигателя электрический ток может быть подключен к соленоиду стартера только временно, максимум на три секунды. Для этого используется кнопка пуска. Кнопка вставляется в стартер.
При нажатии кнопки пуска ток подается одновременно на рабочую катушку и катушку пускателя, двигатель работает как двухфазный двигатель в течение первых секунд запуска, но через три секунды ротор уже набрал скорость, двигатель запустился, и кнопка отпускается. Подача питания на соленоид стартера прекращается, но подача питания на рабочую обмотку не прекращается, так работает стартер, и устройство в этом случае работает как однофазный двигатель.
Помните, что не следует удерживать кнопку стартера слишком долго, так как соленоид стартера может перегреться и выйти из строя, он рассчитан на работу в течение нескольких секунд. Для обеспечения безопасности в корпус однофазного генератора может быть встроено тепловое реле или центробежный выключатель.
Конструкция центробежного выключателя такова, что когда ротор набирает скорость, центробежный выключатель отключается без вмешательства человека. Пусковой ток однофазного двигателя выше рабочего тока; после пуска ток снижается до рабочего тока.
Схему подключения однофазного двигателя можно найти здесь.
Тепловое реле
Тепловое реле работает следующим образом: когда обмотка нагревается до предельного значения, установленного на реле, реле отключает подачу питания на обе фазы, тем самым предотвращая перегрузку или другую причину повреждения и предотвращая возникновение пожара.
Преимущества
К положительным особенностям этого двигателя относится простота конструкции, ротор в этой конструкции компактен, а обмотка статора не слишком сложна.
Недостатки
Наряду с преимуществами, этот двигатель имеет и некоторые недостатки.
- Низкий пусковой момент двигателя.
- Низкий КПД двигателя.
- Электродвигатель не способен генерировать магнитное поле, которое совершает вращательное движение.
По этой причине сам двигатель не может вращаться. Для того чтобы двигатель вращался, он должен иметь как минимум две обмотки и, следовательно, две фазы, но двигатель с самого начала имеет одну фазу, такова его конструкция. Помимо наличия двух фаз, также необходимо, чтобы одна обмотка была смещена под определенным углом относительно другой.
Подключение двигателя
Двигатель должен быть подключен к однофазной сети переменного тока 220 В с частотой 50 Гц. Такие значения мощности есть во всех домах нашей страны, поэтому однофазные двигатели пользуются огромной популярностью. Они установлены во всех бытовых приборах, таких как.
- Холодильник.
- Гувер.
- Соковыжималка.
- Триммер.
- Электрический кусторез.
- Швейная машина.
- Электрическая дрель.
- Кухонный смеситель.
- Вентилятор.
- Водяной насос.
Варианты подключения
- Соединение с соленоидом стартера.
- Соединение с рабочим конденсатором.
Однофазные малые двигатели 220 В с пусковой катушкой имеют конденсатор в цепи во время пуска. Когда ротор ускоряется, катушка отключается. Если двигатель выполнен с рабочим конденсатором, то пусковая цепь не прерывается и пусковая катушка работает непрерывно через конденсатор.
Один электродвигатель можно использовать для разных целей. Один и тот же двигатель может быть снят с одной единицы оборудования и установлен в другую. Однофазный двигатель может быть переключен тремя способами.
- Электрический ток временно подается на обмотку стартера через конденсатор.
- Напряжение временно подается на стартер через резистор, без конденсатора.
- Электричество постоянно подается на пусковую обмотку через конденсатор, одновременно с работой рабочей обмотки.
Если в цепи запуска используется резистор, обмотка будет иметь более высокое активное сопротивление. Сдвиг фаз будет достаточным для начала вращения. Можно использовать пусковую обмотку с большим сопротивлением и меньшей индуктивностью. Обмотка должна иметь меньшее количество витков, более тонкий провод, чтобы соответствовать своим характеристикам.
Конденсаторный запуск подразумевает подключение конденсатора к обмотке стартера и временную подачу электричества.
Для достижения максимального пускового момента необходимо круговое магнитное поле, которое должно совершать вращательное движение. Для этого обмотки должны быть расположены под углом 90 градусов. Такое смещение не может быть достигнуто с помощью резистора.
Если емкость конденсатора была рассчитана правильно, можно будет сместить обмотки на 90 градусов.
Расчет аффилированности проводов
Омметр или тестер необходим для расчета выводов, соединяющих пусковую обмотку с рабочей обмоткой. Необходимо измерить сопротивление обмоток.
Сопротивление рабочей обмотки должно быть меньше сопротивления пусковой обмотки. Например, если одна обмотка измерена при 12 Ом, а другая – при 30 Ом, то первая является рабочей, а вторая – пусковой.
Рабочая обмотка будет иметь большее поперечное сечение, чем пусковая обмотка.
Выбор емкости конденсатора
Для выбора емкости конденсатора необходимо знать ток, потребляемый электродвигателем. Если он потребляет 1,4 ампера, вам понадобится конденсатор емкостью 6 микрофарад.
Проверка работы
Начните с визуального осмотра.
- Если у устройства поврежден кронштейн, это также может стать причиной его неисправности.
- Если корпус почернел внутри, это означает, что он перегрелся.
- Возможно попадание различных инородных тел в пазы корпуса, это замедляет работу и способствует перегреву.
- Если подшипники загрязнены, происходит перегрев.
- Износ подшипников вызывает перегрев.
- Если конденсатор подключен к обмотке стартера 220 В, произойдет перегрев. Если есть подозрение на конденсатор, отсоедините его от обмотки стартера, подключите двигатель, проверните вал рукой, запустите двигатель, и он начнет вращаться. Дайте двигателю поработать около пятнадцати минут, а затем проверьте наличие тепла. Если двигатель не нагревается, значит, емкость конденсатора была слишком большой. Следует установить конденсатор меньшей емкости.
Однофазные малогабаритные двигатели 220 В выпускаются в широком ассортименте моделей и для различных целей, и перед покупкой изделия следует четко понимать необходимую мощность, тип крепления, число оборотов в минуту и другие характеристики.
Однако часто при ремонте или перемотке конструкция статора меняется, а заводская табличка остается прежней. Этот вариант также следует принять во внимание.
Как распознать разницу в однофазном двигателе
Однофазные двигатели оснащены двумя типами обмоток для того, чтобы их ротор вращался, поскольку одной обмотки для этого недостаточно. Поэтому перед подключением двигателя необходимо определить, какая обмотка является основной, а какая – вспомогательной. Это можно сделать несколькими способами.
По цветовому кодированию
При визуальном осмотре двигателя можно определить тип провода, к которому относится катушка, по его цветовой кодировке. Как правило, красные провода относятся к рабочему типу, а синие – к вспомогательному.
Но из всех правил есть исключения, поэтому всегда обращайте внимание на этикетку двигателя, где расшифрованы все маркировки.
Однако если двигатель уже был отремонтирован или не имеет заводской таблички, этот метод проверки неэффективен. В первом случае интерьер двигателя мог быть полностью изменен во время ремонта, а во втором случае цветная маркировка не поддается четкой расшифровке. Более того, иногда маркировка может вообще отсутствовать. Поэтому в таких ситуациях лучше обратиться к другому, более надежному методу.
На этом этапе мы перейдем к измерению сопротивления обмотки однофазного двигателя переменного тока.
Проверка бора
Если все было проверено в соответствии с приведенными выше инструкциями, но неисправность все еще подозревается, откройте моторный отсек. Это другое название клеммной коробки. Часто и густо обнаруживается, что разъемы в коробке недостаточно затянуты. Провода там также могут быть перегоревшими. Что касается гаек разъемов, проверьте, вытащена ли верхняя гайка (она накручивается на провод), и проверьте гайку, которая используется для фиксации провода обмотки, идущего в двигатель.
- Шаговые двигатели: свойства и практические схемы управления. Часть 2.
- Как найти начало и конец обмотки электродвигателя – ООО “СЗЭМО Электродвигатель”.
- Как запустить однофазный двигатель в обратном направлении – несколько примеров.
- Рабочие характеристики асинхронного двигателя; Школа для электриков: электротехника и электроника.
- Соленоид – это электромагнитная катушка. Что такое соленоид?.
- Асинхронный электродвигатель – конструкция, принцип работы, типы асинхронных двигателей.
- Однофазный двигатель с конденсатором – Советы электрику – Electro Genius.